Кто такие этруски. Происхождение этрусского народа. Гадания у этрусков

Этруски — одна из древних цивилизаций, которая считается самой удивительной загадкой истории. Даже ученые не могут точно утверждать о «корнях» и языке этрусков. Как связаны этруски и русские? Пока что нет ответа на этот вопрос.

Важные тайны

Еще до нашей эры государство Этрурия располагалось между итальянскими реками Арно и Тибр. Именно это государство считается колыбелью Римской цивилизации. Система управления, мозаика, инженерное искусство, погребальные обряды, гонки на колесницах, одежда — это и многое другое было позаимствовано римлянами у этрусков.

Для нас такая древняя цивилизация остается большой загадкой. Хотя об этрусках есть много свидетельств, сейчас мы не можем получить детальную и достоверную картину их жизни. Даже ученые не имеют точной информации о том, как появился древний народ, куда он исчез. Географические границы государства Этрурия не установлены, не расшифрован уникальный этрусский язык.

Большую двадцатитомную «Историю этрусков» оставил римский император Клавдий I, который правил в I столетии н. э. От него потомкам достался словарь этрусского языка. К сожалению, все труды сгорели тогда, когда был пожар в Александрийской библиотеке. Возможно, рукописи «рассказали» бы нам о тайнах древней цивилизации.

Восточный народ

Есть всего 3 версии происхождения древнего народа. Тит Ливий считал, что этруски состояли в родственных связях с альпийскими ретами. Эти народы вместе проникли с севера на Апеннинский полуостров. По мнению Дионисия Галикарнасского, этруски принадлежали к итальянским аборигенам, они переняли достижения культуры Вилланова.

Материально не подтверждена «альпийская версия» происхождения древнего народа. Современные ученые связывают культуру Вилланова с италиками, но не с этрусским народом.

Историки утверждают, что этруски сильно отличались от менее развитых соседей. Эта особенность стала основой третьей версии происхождения древней цивилизации. Последняя версия гласит, что этруски пришли в Апеннины из Азии (Малой). Такую гипотезу предложил известный Геродот, который считал, что предки этрусков перекочевали из Лидии.

Именно 3-я версия имеет право на существование, потому что есть много фактов о малоазийском происхождении древнего народа. Способ создания скульптур — лишь один из примеров. Этруски не высекали скульптуры из камней, для этих целей они использовали глину. Таким способом создавали скульптуры народы Малой Азии.

Существуют другие доказательства «малоазийской версии». Не так давно (в XIX веке) на острове Лемнос, который находится около малоазийского побережья, археологи обнаружили надгробие.

Надгробная надпись была выполнена греческими буквами, но сочетались они между собой как-то странно. После того, как ученые сравнили эту надпись с текстами древнего народа, было обнаружено сходство между двумя экземплярами.

Развитием «восточной версии» занимался Владимир Георгиев — известный болгарский историк. Он считал, что этруски относятся к легендарным троянцам. Историк основывает догадки на одной легенде, по которой троянцы вместе с Энеем бежали из Трои на Апеннинский полуостров.

Владимир Георгиев в лингвистическом плане подкрепляет «восточную версию». Ученый находит некое родство между названиями «Троя» и «Этрурия». Люди, которые относятся к этой теории скептически, должны пересмотреть свои принципы. В 1972 году археологи из Италии нашли этрусскую гробницу-памятник, которая была посвящена Энею.

Информация о генетической карте

Гипотеза Геродота была проверена специалистами из Туринского университета. Для этого ученые применили генетический анализ. В ходе исследования были сопоставлены Y-хромосомы жителей Тосканы и других итальянских регионов с таким же материалом населения Турции, Балканского полуострова и острова Лемнос. Исследование показало, что в генетическом плане жители тосканских городов имеют схожесть с населением Восточного Средиземноморья.

Определенные генетические данные жителей тосканского города Мурло полностью совпадают с генетическими характеристиками турков.

Ученые из Стэндфордского университета применяли метод компьютерного моделирования для реконструкции демографических процессов, которые имеют отношение к населению Тосканы. Для исследования была задействована информация, полученная после проведения антрополого-генетической экспертизы.

Результатами были удивлены ученые. Оказалось, что нет генетической связи между этрусками и древним населением центральной Италии, а также современными жителями Тосканы. Такие данные подтверждают, что этрусков уничтожила страшная катастрофа. Возможно, этот народ представлял собой определенную социальную элиту, которая сильно отличалась от итальянцев.

Антрополог Джоанна Маунтин сообщает, что этруски отличались от предков современных итальянцев во всех отношениях. Они разговаривали на языке, который не принадлежит к индоевропейской группе. Маунтин резюмирует, что языковые и культурные особенности древнего народа — тайна для исследований.

«Этруск — это русский»

Этнонимы «этруски» и «русские» имеют фонетическую близость. Это дает возможность исследователям гипотезы говорить о связи двух народов. Александр Дугин считает, что «этруск — это русский». Rasennaили Raśna — название этрусков, которое еще раз подтверждает правдоподобность версии.

«Этруск» можно сравнивать с римским названием древнего народа — «tusci». Слово «расены» связывают с греческим названием этрусков – «тирсены». В результате этого связь между древним народом и русскими становится не слишком очевидной.

Есть много свидетельств о том, что этруски могли покинуть Италию. Одна из возможных причин — изменение климата и засуха, по времени все совпадает с исчезновением древнего народа.

Предполагается, что этруски должны были эмигрировать на север, который считался более подходящим регионом для ведения хозяйства. Этот факт подтверждают обнаруженные в Германии урны, предназначенные для хранения пепла умершего. Урны похожи на артефакты древнего народа.

Частично этруски могли дойти до территории современной Прибалтики. Здесь они могли ассимилироваться с местными жителями. Это не подтверждает версию о том, что «этруск — русский».

Удивительно, но в этрусском языке не было букв «д», «б», «г». Объясняется отсутствие таких звуков особенным строением гортани древних жителей. Для финнов и эстонцев также характерна данная особенность голосового аппарата.

Закари Майяни считает, что современных албанцев можно назвать потомками этрусков. В качестве доказательства французский ученый приводит те данные, что Тирана (столица Албании) несет в себе наименование древнего народа — «тиррены».

Многие ученые считают, что исчезновение этрусков — следствие их малочисленности. Археологи говорят всего о 25000 человек, населявших Этрурию во времена ее расцвета.

Сложности при переводе

С XVI века ученые занимаются этрусской письменностью. Для расшифровки древних надписей специалисты использовали латинский, греческий, древнееврейский, финский и другие языки. Попытки не дали желаемых результатов, а лингвисты-скептики заявили, что этрусские надписи нельзя прочитать.

Досконально известно, что основой для этрусского алфавита стал греческий. Самое интересное то, что греческий алфавит мало соответствовал звукам этрусского языка. В поздних этрусских текстах часто не было гласных звуков, это создавало проблемы при дешифровке.

Лингвисты сумели расшифровать часть надписей древнего народа. Трое ученых сообщили, что основой для расшифровки этрусских надписей стали славянские языки.

Валерий Чудинов — лингвист из России, который считает язык древнего народа преемником «рунического письма» славян. Современная наука не признает эту гипотезу правильной.

Исследователь Владимир Щербаков объясняет, что этрусский народ писал так, как слышал. При данном методе дешифровки этрусские слова максимально похожи на русские названия: «тес» — «лес», «ита» — «эта».

Лингвист Петр Золин считает, что современные слова не подходят для расшифровки давних надписей. Такой же точки зрения придерживается Андрей Зализник — академик РАН. Он говорит, что в прошлом знакомый нам язык выглядел не так, как сегодня.

Современные историки предполагают, что этрусские надписи вряд ли будут расшифрованы в ближайшем будущем.

Этруски, древние обитатели Центральной Италии, некогда так и называвшейся – Этрурия (современная Тоскана), – один из самых загадочных народов, каких только знала .

У них была письменность, но современные ученые сумели расшифровать лишь малую часть из дошедших до нас записей. Богатая литература этрусков утрачена, не считая отдельных отрывков, а все, что мы знаем об их истории, дошло до нас лишь через нелестные комментарии греческих и римских авторов.

Древние этруски

Этрурия, область, примерно совпадавшая с территорией современной итальянской провинции Тоскана, была богата железными и медными рудами.

Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э.

Ее побережье изобиловало естественными гаванями. Так что этруски были хорошими мореходами и прекрасно владели искусством обработки .

Основой их богатства служила морская торговля слитками , бронзой и другими товарами по всему побережью Италии и Южной .

Около 800 г. до н. э., когда Рим еще представлял собой скопление жалких хижин, прилепившихся на вершине холма, они уже жили в городах.

Но этрусские торговцы столкнулись с ожесточенной конкуренцией со стороны греков и финикийцев.

Приблизительно в 600 г. до н. э. греки основали торговую колонию Массилия (совр. ) на юге Франции. Располагая этим опорным пунктом, они смогли взять под контроль важный торговый путь, который вел по реке Рона в Центральную Европу.

Источником богатства этрусков была разработка ; в частности, они владели крупнейшими во всем Средиземноморье месторождениями меди и железа. Этрусские ремесленники делали из металла замечательные произведения искусства, например эту бронзовую статую Химеры — чудовища с головой льва и змеей вместо хвоста.

Для защиты своих интересов этруски заключили союз с Карфагеном. Этруски владели всеми передовыми технологиями своего времени; они строили дороги, мосты и каналы.

У греков они позаимствовали алфавит, расписную керамику и храмовую архитектуру.

В VI в. до н. э. владения этрусков расширились к северу и югу от их исконной области Этрурии. По свидетельствам римских авторов, в то время 12 крупных этрусских городов образовали политический союз – Этрусскую лигу.

Основание Римской республики

Некоторое время этрусские цари правили в Риме. Последний царь был свергнут группой римских аристократов в 510 г. до н. э. – эта дата считается моментом возникновения Римской республики (сам город Рим был основан в 753 году до н. э.).

С этого времени римляне начали постепенно отбирать у этрусков власть. В начале III в. до н. э. этруски исчезли с исторической сцены; их поглотила неуклонно расширявшаяся сфера политического влияния Рима.

Римляне переняли у этрусков множество идей в области культуры и искусства, строительства, обработки металлов и военного дела.

Этрурию прославили искусные художники и ремесленники, тем более что в военном отношении этруски не могли соперничать с римлянами.

Этрусские города мертвых

Этруски хоронили умерших в просторных некрополях, напоминавших по своему виду города. На юге Этрурии они высекали гробницы из мягких туфовых скал и оформляли их внутри, как жилье.

Часто в гробницы помещали изваяния, изображавшие умершего мужа и его жену, сидевших, раскинувшись, на скамье, словно во время пира.

Прародина этрусков занимала часть современной Тосканы. Они богатели благодаря морской торговле рудами металлов и с помощью богатства расширяли свое влияние в северной части Италии.

Другие гробницы украшали фресками, тоже изображавшими пиры, участников которых развлекали музыканты и танцоры.


Искусство этрусков

Значительная часть гробниц была разграблена ворами, но археологам удалось отыскать немало нетронутых усыпальниц.

Как правило, в них находилось много греческих ваз, а также колесницы, изделия из золота, слоновой кости и янтаря, свидетельствующие о богатстве похороненных там этрусских аристократов.

Основные даты

Этруски, как одна из самых высокоразвитых цивилизаций древности, играет важную роль в истории. Ниже приведены основные даты этрусской цивилизации.

Лет до нашей эры

Событие

900 В Северной Италии возникает культура вилланова, представители которой использовали железо.
800 Корабли этрусков ходят вдоль западного побережья Италии.
700 Этруски начинают использовать алфавит.
616 Царем Рима становится этруск Луций Тарквиний Приск.
600 Двенадцать этрусских городов объединяются в Этрусскую лигу.
550 Этруски завладевают долиной р. По к северу от Этрурии и строят там города.
539 Объединенная этрусско-карфагенская армия в морском сражении разбивает греческий флот и изгоняет греков с Корсики, которой завладевают этруски. Греческая колонизация Западного Средиземноморья приостанавливается.
525 Этруски безуспешно нападают на греческий город Кумы (юг Италии).
525 Этруски основывают поселения в Кампании (юг Италии).
510 Римляне изгоняют Тарквиния II Гордого, последнего этрусского царя Рима.
504 Этруски терпят поражение в битве у Аричии (юг Италии).
423 Самниты отбирают у этрусков г. Капую в Кампании.
405-396 Римляне после 10-летней войны захватывают г. Вейи.
400 Галлы (кельтское племя) пересекают , вторгаются на север Италии и селятся в долине р. По. Власть этрусков над регионом слабеет.
296-295 После ряда поражений этрусские города заключают мир с Римом.
285-280 Римляне подавляют серию восстаний в этрусских городах.

Теперь вы знаете, кто такие этруски, и чем их древняя цивилизация так интересует историков.

Глава 2. Происхождение этрусского народа.

Этруски всегда считались таинственным народом, имевшим мало общего с окружавшими его племенами. Вполне естественно, и в древности, и сейчас пытались выяснить, откуда же он взялся. Это тонкая и сложная проблема, и по сей день не получившая общепризнанного решения. Как обстоят дела в наше время? Чтобы ответить на вопрос, важно вспомнить мнения древних авторов по этому поводу, а также последующие суждения современных ученых. Таким образом мы выясним, позволяют ли известные нам факты прийти к какому-либо разумному решению.

В древности по данному вопросу сложилось почти единодушное мнение. Оно основывалось на рассказе Геродота, первого великого греческого историка, о приключениях, которые привели тирренцев на землю Тосканы. Вот что он пишет:

«Говорят, в правление Атиса, сына Мана, всю Лидию охватил великий голод. Какое-то время лидийцы старались вести обычную жизнь; но, поскольку голод не прекращался, они пытались что-нибудь придумать: одни предлагали одно, другие – другое. Говорят, именно тогда были изобретены игра в кости, игра в бабки, игры в мяч и другие, но только не игра в шашки, так как на ее изобретение лидийцы не претендуют. И вот как эти изобретения помогали им бороться с голодом: из каждых двух дней один день целиком посвящали игре, чтобы забыть о поисках пропитания. На следующий день люди прерывали игру и ели. Так они жили восемнадцать лет.

Но так как бедствие не только не утихало, а, напротив, усиливалось, царь разделил лидийский народ на две части; одна из них по жребию должна была остаться, вторая – покинуть страну. Царь возглавил ту группу, что должна была остаться, а во главе второй группы поставил своего сына Тиррена. Те лидийцы, которым жребий велел покинуть страну, отправились в Смирну, построили корабли, погрузили на них все свои пожитки и отплыли на поиск земель и средств к пропитанию. Исследовав берега многих стран, они наконец достигли земли умбрийцев. Там они основали города, где живут по сей день. Но они перестали называться лидийцами, взяв себе название по имени возглавлявшего их царя. Таким образом, они получили имя тирренцы».

Мы действительно знаем, что жители Тускии, которых римляне называли тусками или этрусками (отсюда и нынешнее название Тосканы), у греков были известны как тирренцы . Отсюда, в свою очередь, возникло название Тирренского моря , на берегах которого этруски построили свои города. Таким образом, Геродот рисует картину миграции восточного народа, и в его изложении этруски оказываются теми же лидийцами, которые, согласно хронологии греческих историков, покинули свою страну довольно поздно – в XIII веке до н. э. и поселились на берегах Италии.

Следовательно, вся этрусская цивилизации происходит непосредственно с Малоазиатского плато. Геродот писал свой труд в середине V в. до н. э. Почти все греческие и римские историки приняли его точку зрения. Вергилий, Овидий и Гораций в своих поэмах нередко называют этрусков лидийцами. Согласно Тациту («Анналы», IV, 55), во времена Римской империи лидийский город Сарды сохранил память о своем далеком этрусском происхождении; лидийцы и тогда считали себя братьями этрусков. Сенека приводит этрусков как пример миграции целого народа и пишет: «Tuscos Asia sibi vindicat» – «Азия считает, что она породила туcков».

Итак, классические авторы не сомневались в истинности древних преданий, которые, насколько нам известно, впервые огласил Геродот. Однако греческий теоретик Дионисий Галикарнасский, живший в Риме при Августе, заявлял, что не может придерживаться этого мнения. В первом своем труде по римской истории он пишет следующее: «Я не думаю, что тирренцы были выходцами из Лидии. Язык у них и у лидийцев разный; и нельзя сказать, что они сохранили какие-либо другие черты, которые носили бы следы происхождения с их предполагаемой родины. Они поклоняются иным богам, чем лидийцы; у них другие законы, и, по крайней мере с этой точки зрения, они отличаются от лидийцев сильнее, чем даже от пеласгов. Таким образом, как мне кажется, правы те, кто утверждает, что этруски – народ коренной, а не пришедший из-за моря; по моему мнению, это вытекает из того факта, что они очень древний народ, который ни своим языком, ни обычаями не похож ни на какие другие народы».

Таким образом, уже в древние времена существовали два противоположных мнения о происхождении этрусков . В новое время дискуссия разгорелась снова. Некоторые ученые вслед за Никола Фрере , который в конце XVIII века был постоянным секретарем Академии надписей и изящной словесности, предлагали третье решение в придачу к двум уже существующим. Согласно ему, этруски, как и другие италийские народы, пришли с севера; этруски имели индоевропейские корни и входили в состав одной из волн захватчиков, которые последовательно обрушивались на полуостров начиная с 2000 г. до н. э. В настоящее время этот тезис, хотя и не опровергнутый полностью, имеет очень мало приверженцев. Не выдерживает он и проверки фактами. Поэтому мы должны сразу же его отбросить, чтобы избежать ненужного усложнения проблемы.

Эта нордическая гипотеза основывается на мнимой связи между названием ретов , или ретийцев, с которыми сражался Друз, сын Августа, и именем «расена» , которым, по свидетельствам классических авторов, называли себя этруски. Наличие ретийцев якобы представляет собой историческое доказательство, что в древние времена этруски пришли с севера и пересекли Альпы. И это мнение вроде бы находит подтверждение у Тита Ливия, который отмечает: «Даже альпийские племена, особенно ретийцы, имеют то же происхождение, что и этруски. Ретийцев сама природа их страны обратила в дикое состояние, так что они не сохранили ничего от своей древней прародины, за исключением говора, да и то в крайне искаженной форме» (V, 33, II). Наконец, в областях, где жили ретийцы, действительно были найдены надписи на языке, аналогичном этрусскому.

На самом же деле перед нами пример того, как из истинных фактов выводятся ложные заключения. Присутствие этрусков в Ретии – реальность . Но это произошло сравнительно недавно и никак не связано с гипотетическим переходом этрусков по альпийским долинам. Лишь в IV веке до н. э., когда из-за кельтского вторжения этрускам пришлось уйти с Паданской равнины, они нашли убежище в альпийских предгорьях. Ливии, если внимательно проанализировать его текст, не имеет в виду ничего иного, и найденные в Ретии надписи этрусского типа, созданные не ранее III веке до н. э. , превосходно объясняются именно этим перемещением этрусских беженцев на север.

Тезис о восточном происхождении этрусков имеет куда больше оснований . Похоже, он недвусмысленно подтверждается многими данными лингвистики и археологии. Многие черты этрусской цивилизации очень сильно напоминают то, что нам известно о цивилизациях древней Малой Азии. Хотя различные азиатские мотивы в этрусской религии и искусстве, в конце концов, можно объяснить случайным совпадением, сторонники этого тезиса полагают, что восточные черты этрусской цивилизации слишком многочисленны и слишком заметны; поэтому, указывают они, следует исключить гипотезу о чистом совпадении.

Самоназвание этрусков – «расена» – можно найти в многочисленных очень похожих формах в различных наречиях Малой Азии. Эллинизированное название «тирренцы» или «тирсенцы» также, видимо, происходит с Анатолийского плато. Это – прилагательное, скорее всего, образованное от слова «тиррха» или «тирра» . Нам известно о местности в Лидии, которая точно так и называлась – Тирра. Появляется искушение увидеть взаимосвязь между этрусским и лидийским словами и приписать какое-то значение этой любопытной параллели. Если судить по латинскому слову turris – «башня», – несомненно, происшедшему от этого корня, то название «тирренцы» буквально означает «люди цитадели» . Корень очень часто встречается в этрусском языке. Достаточно вспомнить Тархона , брата или сына Тиррена, который основал Тарквинию и додекаполис – лигу из двенадцати этрусских городов. Или же саму Тарквинию, священный город древней Этрурии (Тускии). Однако, имена, образованные от корня tarch, часто встречаются и в Малой Азии. Там их давали богам или правителям.

В 1885 г. два молодых учёных французской школы в Афинах, Кузен и Дюррбак, сделали крупное открытие на острове Лемнос в Эгейском море. Неподалеку от деревни Каминия они нашли погребальную стелу с украшениями и надписями. Мы видим на ней изображенное в профиль лицо воина с копьем и два вытесанных текста : один вокруг головы воина, другой на боковой стороне стелы. Этот памятник, творение местного архаического искусства, создан не позже VII века до н. э ., то есть гораздо раньше, чем греки завоевали остров (510 г. до н. э.). Надписи выполнены греческими буквами, но их язык – не греческий. Очень быстро было подмечено сходство этого языка с языком этрусков. Здесь и там одни и те же окончания; похоже, словообразование совершается по одинаковым правилам. Таким образом, на острове Лемнос в VII веке до н. э. говорили на языке, похожем на этрусский. И стела – не единичное доказательство. Незадолго до Второй мировой войны исследователи итальянской школы нашли на острове и другие фрагменты надписей на том же языке – очевидно, на языке, которым пользовались обитатели острова до его завоевания Фемистоклом.

Если же тирренцы происходили из Анатолии, они вполне могли останавливаться на таких эгейских островах, как Лемнос, оставляя на них небольшие общины. Появление стелы из Каминии, более или менее совпадающее по времени с зарождением этрусской цивилизации, вполне объяснимо с позиций гипотезы о восточном происхождении этрусков.

Рис. 5. Погребальная стела из Каминии на острове Лемнос. Национальный музей, Афины.

Пытаясь решить эту проблему, исследователи обратились к антропологии. Систематическое исследование примерно сорока черепов, найденных в этрусских могилах итальянским антропологом Серджи, не дало убедительных результатов и не выявило сколько-нибудь существенной разницы между данными из Этрурии и из других областей Италии. Сэр Гэвин де Вир недавно выступил с идеей воспользоваться генетическими свидетельствами, основанными на группах крови. Пропорция, в которой встречаются четыре группы крови, более или менее постоянна у каждого народа. Следовательно, изучая группы крови, можно узнать о происхождении и степени родства народов, не слишком разделенных во времени.

Поскольку на протяжении веков население Тосканы оставалось относительно стабильным, современные тосканцы должны сохранить гены , унаследованные от этрусков (гаплогруппа этрусков G2a3a и G2a3b обнаружена в Европе; гаплогруппа G2a3b шла в Европу через Старчево и далее через археологическую культуру Линейно-Ленточной керамики, была обнаружена археологами в центре Германии)

На картах, показывающих распределение групп крови в современной Италии, в центре полуострова выделяется область с явными отличиями от остального населения Италии и имеющая сходство с восточными народами. Результаты этих исследований позволяют нам оценить возможные признаки восточного происхождения этрусков. Однако следует соблюдать величайшую осторожность, поскольку этот феномен можно объяснить воздействием и совершенно иных факторов.

Понадобится слишком много места, чтобы перечислить все этрусские обычаи, религиозные представления и художественные приемы, которые часто и обоснованно связывают с Востоком. Упомянем лишь наиболее заметные факты. Женщины этрусков, как и в , занимали привилегированное положение, не имевшее ничего общего с униженным и подчиненным положением греческой (и восточной) женщины. Но такой признак цивилизации мы наблюдаем и в социальной структуре Крита и Микен. Там, как и в Этрурии, женщины присутствуют на спектаклях, представлениях и играх, не оставаясь, как в Греции, затворницами в тихих покоях женской половины.

Мы видим этрусских женщин на пиру рядом с мужьями: на этрусских фресках часто изображают женщину, возлежащую рядом с хозяином дома за пиршественным столом . Вследствие такого обычая греки, а затем и римляне безосновательно обвиняли этрусских женщин в аморальности. Надписи дают еще одно подтверждение видимого равноправия этрусской женщины: нередко лицо, посвящающее надпись, упоминает имя матери наряду с именем отца или даже без него. У нас есть свидетельства распространения такой матронимии в Анатолии, особенно в Лидии. Возможно, в этом проявляются следы древнего матриархата.

Рис. 6. Супружеская чета на погребальном пиршестве. С гравюры Байреса в «Гипогеях Тарквинии», часть IV, илл. 8.

В области искусства и религии точек совпадения еще больше. В отличие от греков и римлян, подобно многим восточным народам, этруски исповедовали религию откровения, чьи заповеди ревностно оберегались в священных книгах. Верховные боги этрусков составляли троицу , которой поклонялись в тройных храмах. Это Тиния, Уни и Менерва, которых римляне, в свою очередь, стали почитать под именами Юпитера, Юноны и Минервы.

Культ троицы , которой поклонялись в святилищах с тремя стенами, – каждая была посвящена одному из трех богов – также присутствует в крито-микенской цивилизации. Этрусские гробницы нередко окружают cippi – низкие столбы с украшениями, являющимися символом божественного присутствия, или без них. Они высечены из местного камня – либо из ненфро, либо из вулканических пород – диорита или базальта. Это напоминает малоазиатский культ, в котором божество часто представлено в виде камня или колонны. Яйцеобразные этрусские колонны также изображают в схематической и символической форме покойника как обожествляемого героя.

Даже древних поражало нездоровое и маниакальное отношение этрусков к божествам, их постоянное стремление узнать будущее, изучая предзнаменования, посланные людям богами. Такая пагубная религиозность, столь большой интерес к прорицаниям неизбежно заставляет вспомнить аналогичные настроения у многих восточных народов. Позже мы подробнее рассмотрим технику предсказаний, необычайно распространенную у этрусков.

Этрусские жрецы – гаруспики – у других народов древности имели репутацию мастеров в искусстве прорицания. Они преуспели в толковании знамений и чудес. Аналитический метод гаруспиков всегда основывался на невероятно запутанной казуистике. Удар грома, столь сильно ассоциирующийся с тосканскими небесами, где часто бушуют ужасные и жестокие грозы, являлся предметом исследований, поражающих нас своим подробным и систематическим характером. Гаруспики, по мнению древних, не знали себе равных в искусстве фульгуратуры. Однако некоторые восточные народы, например, вавилоняне , задолго до них пытались истолковывать грозы с целью угадать волю богов. До нас дошли вавилонские тексты, в которых объясняется смысл грома в зависимости от соответствующего дня года. Они имеют несомненное сходство с этрусским текстом, который сохранился в греческом переводе Иоанна Лидийского и представляет собой не что иное, как календарь гроз.

Любимым занятием гаруспиков было изучение печени и внутренностей животных, принесенных в жертву богам; кажется, само название гаруспиков происходит от этого обряда. Мы видим на этрусских барельефах и зеркалах изображения жрецов, совершающих эту странную операцию, которая также напоминает нам о древних ассиро-вавилонских обычаях. Разумеется, такой метод прорицания был известен и применялся в других странах. Например, есть многочисленные свидетельства, что он практиковался позднее в Греции. Но нигде больше ему не придавали такого колоссального значения, как в некоторых странах древнего Востока и в Тускии. В ходе современных раскопок в Малой Азии и Вавилонии было обнаружено множество терракотовых моделей печени. На них вырезаны пророчества, основанные на конфигурации изображенных органов. Аналогичные предметы найдены и в этрусской земле. Самый знаменитый из них – бронзовая печень, обнаруженная в окрестностях Пьяченцы в 1877 г. С внешней стороны она разделена на несколько частей, носящих имена тусских богов . Эти божества занимают определенные области на небе, которым соответствуют четко определенные фрагменты печени жертвы. Каким богом послано знамение, определялось по тому, на какой части печени был найден знак ; точно так же молнию посылал бог, который владел той частью неба, откуда она ударила. Таким образом, этруски, а до них вавилоняне, усматривали параллелизм между печенью жертвенного животного и миром в целом: первая представляла собой всего лишь микрокосм, воспроизводящий в крохотном масштабе строение мира.

В сфере искусства на связь с Востоком указывают очертания некоторых предметов и специфические способы обработки золота и серебра . Этрусские предметы из золота и серебра сделаны с большим мастерством еще в VII веке до н. э. Сокровища из гробницы Реголини-Галасси поражают совершенством и технической изобретательностью. Восхищаясь ими, мы невольно вспоминаем тонкую технику ювелиров Ближнего Востока.

Понятно, что такое совпадение хорошо известных фактов лишь подкрепляет убежденность сторонников «восточной гипотезы». И все же немало ученых склонны принять идею о коренном происхождении этрусков, которую почти две тысячи лет назад выдвинул Дионисий Галикарнасский . Они ни в коем случае не отрицают родства, связывающего Этрурию и Восток, но объясняют его по-иному.

До индоевропейского вторжения Средиземноморский регион был населен древними народами, связанными многочисленными узами родства . Захватчики, явившиеся с севера в период с 2000-го по 1000 г. до н. э., уничтожили почти все эти племена. Но тут и там неизбежно оставались некоторые элементы, пережившие общий катаклизм. Этруски, говорят нам сторонники этой гипотезы, представляют собой именно один из этих островков древней цевилизации ; они пережили катастрофу, что объясняет средиземноморские черты этой цивилизации. Таким образом можно объяснить бесспорное родство этрусского языка с некоторыми до-эллинскими идиомами Малой Азии и Эгейского бассейна, наподобие тех, что запечатлены на Лемносской стеле.

Такова весьма привлекательная точка зрения, которой придерживается ряд лингвистов – учеников итальянского исследователя Тромбетти. Две недавно изданные книги Массимо Паллоттино и Франца Альтхайма дают научное обоснование этого тезиса. Оба автора подчеркивают один существенный момент своей аргументации. По их мнению, вплоть до нынешнего времени проблема крайне некорректно формулировалась. Мы всегда задаемся вопросом, откуда пришли этруски, словно это самое естественное дело, когда целый народ неожиданно объявляется в каком-то регионе, который позже становится его родиной. Этруски известны нам лишь по Апеннинскому полуострову (и островов Эгейского моря?); фактически здесь разворачивается вся их история. Тогда зачем мы должны задаваться чисто академическим вопросом об их происхождении? Историка скорее должно интересовать, как формировалась этрусская нация, её цивилизации. Чтобы решить эту проблему, ему не обязательно постулировать восточное происхождение этрусков, которое невозможно доказать и которое в любом случае весьма маловероятно.

Рассказ Геродота следует воспринимать как разновидность тех многочисленных легенд, к которым обращаются древние авторы, повествуя о происхождении народов. Этруски, видимо, происходили от смешения этнических элементов различного происхождения; именно из такого смешения возникает этнос, нация с четко определенными характеристиками и физическими чертами. Таким образом, этруски снова становятся тем, чем они никогда не переставали быть, – чисто италийским феноменом. Поэтому мы без сожалений можем расстаться с гипотезой об их миграции из другой страны, источник которой в любом случае требует крайне осторожного к себе отношения.

Такова суть нового учения , которое отрицает полуисторическую-полулегендарную традицию и странным образом повторяет выводы Дионисия Галикарнасского , первым попытавшегося опровергнуть эту традицию. Так люди, имеющие репутацию в современной этрускологии, объявили себя сторонниками автохтонности, или, по крайней мере, частичной автохтонности этрусского народа , отрицая традиционную гипотезу, хотя её продолжает поддерживать значительное число исследователей.

Мы должны признать, что нелегко сделать выбор в пользу той или иной теории. Попытки Альтхайма и Паллоттино доказать италийское происхождение этрусков опираются на ряд наблюдений, безусловно верных и выдерживающих проверку, что бы мы ни думали об их идее в целом. Разумеется, куда более важно проследить строго историческую эволюцию этрусского народа на тосканской земле, чем растрачивать силы, пытаясь выяснить, откуда он взялся. В любом случае, не подлежит сомнению многообразие корней этрусского народа. Он появился на свет благодаря слиянию различных этнических элементов, и мы должны отказаться от наивного представления о народе, который внезапно, словно чудом, появляется на итальянской земле. Даже если и были миграция и нашествие завоевателей с востока, они могли быть довольно малочисленными группами, которые смешались с италийскими племенами, уже давно жившими между Арно и Тибром.

Итак, вопрос в том, следует ли придерживаться идеи о мореплавателях из Анатолии, которые прибыли в Средиземное море и искали на берегах Италии место, где они могли бы жить.

Нам представляется, что с такой четко определенной точки зрения предание о пришельцах с Востока сохраняет свое значение. Только оно позволяет объяснить зарождение в конкретный момент времени цивилизации в значительной степени совершенно новой, но обладающей многими чертами, которые связывают этрусков с крито-микенским и ближневосточным миром . Если теорию об автохтонности довести до логического завершения, будет трудно объяснить неожиданное зарождение ремесел и искусств, а также религиозных представлений и обрядов, которые ранее не были известны на тосканской земле. Выдвигались предположения, что произошло своего рода пробуждение древних средиземноморских народов – пробуждение, вызванное развитием морских и торговых связей между Восточным и Западным Средиземноморьем в начале VII века до н. э. Но такая аргументация не в силах объяснить, чем вызвано такое быстрое развитие культуры в Италии, чья цивилизация находилась на отсталом и во многих отношениях первобытном этапе.

Разумеется, миграцию нельзя датировать, как утверждает Геродот, 1500-1000 гг. до н. э. Италия входит в историю на более позднем этапе. На всем полуострове бронзовый век продолжался примерно до 800 г. до н. э. И лишь к VIII в. до н. э. мы можем отнести два события, имевшие величайшее значение для истории древней Италии, а соответственно, и всего Западного мира, – прибытие первых греческих колонистов на южные берега полуострова и на Сицилию ок. 750 г. до н. э. и первый расцвет этрусской цивилизации в Тоскане, происшедший, по бесспорным археологическим данным, не ранее 700 г. до н. э.

Таким образом, в Центральной и Южной Италии более или менее одновременно развивались два великих центра цивилизации, и оба внесли свой вклад в пробуждение полуострова от длительного сна. Ранее тут не существовало ничего сопоставимого с блестящими цивилизациями Ближнего Востока – египетской и вавилонской. Это пробуждение отмечено началом этрусской истории, а также прибытием эллинов . Прослеживая судьбу Тускии, мы видим приобщение Италии к истории человечества.

Реймон Блок Этруски. Предсказатели будущего.
| | Глава 3.

Этруски

ЭТРУ́СКИ -ов; мн. Древние племена, населявшие в первом тысячелетии до н.э. северо-запад Аппенинского полуострова, создавшие развитую цивилизацию (древняя Этрурия, современная Тоскана).

Этру́ск, -а; м. Этру́сский, -ая, -ое. Э. язык. Э-ая ваза.

этру́ски

древние племена, населявшие в 1-м тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область древняя Этрурия, современная Тоскана) и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние. Происхождение этрусков не выяснено. В конце VII в. объединились в союз 12 городов-государств, около середины VI в. овладели Кампанией. В V-III вв. до н. э. покорены Римом.

ЭТРУСКИ

ЭТРУ́СКИ (лат. Etrusci, tusci, греч. tyrrhenoi, rsenoi, самоназвание - расены), древний народ, населявший в 1 тыс. до н. э. область Центральной Италии между реками Арно и Тибр и Апеннинскими горами (древняя Этрурия, современная Тоскана (см. ТОСКАНА) ).
Появление этрусков и загадка происхождения
В 8 в. до н. э. складывается археологическая культура этрусков. На территории Тосканы возникают многочисленные поселения, окруженные стенами из массивных каменных блоков. Богатые погребения в перекрытых ложными сводами круглых могильниках сменяют более скромные захоронения культуры Вилланова. Погребальный инвентарь свидетельствует о высоком мастерстве этрусских кузнецов и ювелиров; этрусские гончары стали создателями керамики «буккеро», для которой характерны сосуды с черной блестящей поверхностью, разнообразные по форме и часто украшенные лепными фигурками птиц и зверей.
Данные археологии не позволяют решить вопрос о родине этрусков. Еще в 5 в. до н. э. «отец истории» Геродот (см. ГЕРОДОТ) указывал на их восточное происхождение. Согласно легенде, изложенной у Геродота, этруски являлись потомками лидийцев (см. ЛИДИЯ) , часть которых была вынуждена покинуть Малую Азию, где свирепствовал голод, и отправиться за море (Her., I, 94). Современник Геродота Гелланик Лесбосский видел в этрусках догреческое население (см. ПЕЛАСГИ) Эллады; греческий ритор эпохи Августа Дионисий Галикарнасский (см. ДИОНИСИЙ Галикарнасский) считал их коренными жителями Италии (Dion.Hal. I, 28-30). Споры о происхождении этрусков продолжались на протяжении столетий: проблема усложнялась тем, что язык этрусских надписей до сих пор не понятен исследователям. В поисках родственных связей этрусские надписи сравниваются со всеми индоевропейскими языками, в т. ч. со славянскими.
Очевидно, что алфавит этрусков возник на основе древнегреческого алфавита. Известно более 10 тыс. этрусских надписей 7-1 вв. до н. э., но ученым удалось установить значения только нескольких десятков слов. Дешифровку затрудняет однотипность и краткость надписей, которые в большинстве своем являются надгробными эпитафиями и содержат лишь имена и традиционные обращения к богам. Самый большой этрусский текст (ок.1500 слов) сохранился на пеленах, в которые была обернута мумия из Александрии, хранящаяся ныне в Загребском музее. Попытки установить аналогии для этрусских слов и грамматических форм в современных или древних языках пока не увенчались успехом.
В 194 году при раскопках этрусского города Пирги (гавани Цере) были найдены три золотые пластинки с надписями. Две из них содержали этрусские тексты, третья - посвящение богам, написанное на финикийском языке. Финикийский текст, к сожалению, не являлся буквальным переводом этрусского, но был только его пересказом. Сравнительное изучение этих текстов открывает новые перспективы для исследователей этрусского языка.
В 1885 году на о.Лемнос в Эгейском море была найдена погребальная стела 6 в. до н. э., надписи которой выполнены на языке, родственном этрусскому. Сторонники восточного происхождения этрусков, отмечающие несомненное влияние на их материальную культуру искусства и религиозных верований Малой Азии, рассматривают эту находку как важный аргумент для доказательства своей теории. В то же время, некоторые исследователи продолжают видеть в этрусках часть древнего населения Средиземноморья, жившего здесь еще до начала миграции индоевропейцев. Многие научные школы, тем не менее, отказываются от столь крайних и определенных точек зрения. Формирование этрусского этноса стремятся представить как результат взаимодействия культур различных племен. Это позволяет не только подчеркнуть внешнее сходство отдельных памятников материальной культуры этрусков с находками в Малой Азии и на островах Эгейского моря, но и объяснить стремительный взлет этрусской цивилизации и ее быстрое распространение на территории Апеннинского полуострова.
Этрусские полисы
К 7 в. до н.э. Этрурия представляла собой конфедерацию 12 городов-государств, каждый из которых являлся центром объединения нескольких более мелких городов и поселений. Во главе каждого государства стояли цари, затем их сменили выборные магистраты. Союз городов возглавлялся поочередно одним из правителей, который также имел власть верховного жреца. Крупнейшими городами были Тарквинии (см. ТАРКВИНИИ (город)) , Вейи (см. ВЕЙИ) , Цере (см. ЦЕРЕ) , Вольсинии (см. ВОЛЬСИНИИ) , Ветулония, Клузий, Перузия, Фьезоле, Популония, Вольтерра.
Древние этрусские города располагались на вершинах высоких холмов и представляли собой труднодоступные укрепления, «орлиные гнезда», господствовавшие над сельскохозяйственной округой. Жители Этрурии активно занимались разработкой горнорудных месторождений, о чем свидетельствуют горы шлака, сохранившиеся вокруг этрусских поселений. Изделия этрусских ремесленников пользовались большим спросом у соседних народов, что привело к развитию торговли и основанию торговых факторий на западном и восточном побережье Апеннинского полуострова. Предметы, изготовленные в Этрурии, найдены на территории Швейцарии, Бургундии, Прованса, Испании, Северной Африки, Малой Азии и Греции. Море, омывающее западное побережье Италии, греки назвали Тирренским, признав абсолютное господство на нем этрусских мореплавателей - купцов и пиратов.
Экспансия и поражения
В конце 7- 6 вв. до н. э. этруски захватили долину р. По, где основали ряд городов, проникли в Лациум (см. ЛАЦИО) и заняли плодородные земли Кампании (см. КАМПАНИЯ (административная область)) . Согласно Титу Ливию, с 616 по 510 гг. до н. э. в Риме правила династия этрусских царей: Тарквиний Древний, Сервий Туллий (см. СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ) , Тарквиний Гордый (см. ТАРКВИНИЙ Гордый) . У этрусков римляне заимствовали символы царской власти: курульное кресло (трон) и фасции (см. ФАСЦИИ) - связки прутьев с двойным топориком в центре.
Распространив свое влияние на большую часть Апеннинского полуострова, Этрурия продолжала оставаться политически неустойчивым союзом городов, который не смог оказать сопротивление внешнему врагу. В 5 в. до н. э. земли по р. По были захвачены галлами (см. КЕЛЬТЫ) и получили в дальнейшем название Цизальпинской Галлии. Возможно, часть этрусков переселилась в альпийские долины, где, согласно свидетельству античных авторов, обитало племя ретиев, язык которых был родственен этрусскому. На юге Италии этруски потерпели ряд поражений от греков. Тит Ливий повествует об упорных войнах, которые вел с этрусками Рим. В 510 г. до н. э. римляне изгнали последнего этрусского царя и установили республиканское правление. За этим последовала война с Порсенной, царем города Клузий. осадившим Рим. Мужество легендарных римских героев не позволило этрускам утвердиться в Лациуме. В 396 г. до н. э. после 10 лет войны римские войска взяли приступом и разрушили Вейи. В течение 3 в. до н. э. этрусские города полностью утратили политическую независимость. В конце 1 в. до н. э. этрусский язык был вытеснен латинским и вышел из употребления, хотя многие представители древних этрусских родов продолжали жить в Риме и пользовались большим влиянием. Известно, что этруском по происхождению был Меценат (см. МЕЦЕНАТ) , сподвижник Августа и покровитель поэтов.
История исследований
Этрусские древности привлекали внимание ученых Рима. Грамматик Веррий Флакк 1 в. до н. э. был автором книги о деяниях этрусков; император Клавдий (см. КЛАВДИЙ (император)) (41-54 н. э.) составил грамматику этрусского языка и написал «Историю этрусков» в 20 книгах. Однако, ни одно из этих сочинений не дошло до наших дней, как не сохранились и книги этрусских писателей, имена которых упоминают античные авторы.
Европейский мир открыл культуру этрусков еще в эпоху Возрождения, когда любители древностей начали вести раскопки в этрусских гробницах и коллекционировать памятники искусства. Вплоть до первой половины 19 в. этрусскими продолжали считать многочисленные произведения древнегреческих мастеров, которые ввозились в Этрурию в период ее расцвета. Сложившийся в европейском искусстве 18 в. т. н. «этрусский стиль» соединял в себе мотивы как греческого, так и римского искусства.
Начало изучения культуры этрусков было положено изданием во Флоренции в 1723-1724 гг. труда Т. Демпстера «Семь книг о царской Этрурии». В 1726 в Кортоне была основана Этрусская академия, а затем музей. В 1789 аббат Л. Ланци, исследовавший коллекцию этрусских древностей в музее Уффици во Флоренции, издал книгу «Рассуждение о этруском языке и других древних языках Италии». В 18-19 вв. систематические раскопки в окрестностях Рима и в Тоскане открыли множество памятников этрусского искусства; их публикация и изучение способствовали формированию этрускологии как отдельного направления в науке об античности.
Этрусские корни римской культуры
Римский ученый Витрувий (см. ВИТРУВИЙ) (1 в. до н. э.) указывал, что благодаря этрускам римляне освоили технику монументального строительства и научились создавать города с регулярной планировкой кварталов и улиц. Многие современные города Италии (Болонья, Перуджа, Орвьето, Ареццо и др.) стоят на месте этрусских городов. В Риме сохранились остатки канализационной системы (Cloaca Maxima), созданной этрусками. В Перудже и Вольтерре можно видеть фрагменты стен из крупных каменных блоков и арочные проемы ворот.
В труде Витрувия можно найти описания этрусских храмов, которые возводились на платформах и внутри были разделены на три параллельных нефа. Фасад храма представлял собой портик с двумя рядами колонн. В 1916 при раскопках храма в Вейях были обнаружены фрагменты скульптуры из терракоты, украшавшей его фасад. Здесь же была найдена статуя божества (т. н. «Аполлон из Вей») работы знаменитого скульптора Вулки (см. ВУЛКА из Вей) .
Мастера Этрурии в совершенстве владели техникой литья из бронзы; экспрессивность и выразительность этрусского скульптурного портрета («Оратор», т. н. «голова Брута») оказали несомненное влияние на римское искусство. Этрусская скульптура была тесно связана с погребальными культами. Крышки саркофагов и урн завершали фигуры как бы возлежащих на погребальном пиру мужчин и женщин; их образы, отрешенные от земной суеты. полны гармонии и спокойствия. Материалом для скульптур служили глина или легко поддающийся обработке мягкий камень, который поволял передавать плавность движений и тонко моделировать лица.
Этрусские гробницы в Тарквиниях сохранили редчайшие для античного мира памятники фресковой живописи. Лишь незначительная часть фресок перенесена в музеи. Большинство росписей подвергается губительному воздействию влажного воздуха и постепенно исчезает, утрачивая свое живописное совершенство. Гробницы часто названы по сюжетам тех композиций, которые украшают их стены: гробницы авгуров, жонглеров, охоты и рыбной ловли, львов, быков, чудовищ и пр. Изображаются танцовщики, музыканты с флейтами и лирами, возлежащие за столами пирующие, роскошная утварь, нарядные одежды: согласно верованиям этрусков, радость и красота должны были окружать их и после смерти.
Религия
На фресках сохранились также изображения богов и надписи, содержащие их имена. Верховные боги Тин (см. ТИН) , Уни и Мнерва были объединены в триаду и впоследствии почитались в Риме как Юпитер, Юнона и Минерва. Тин считался богом неба, возглавлявшим совет из 12 богов, которым была посвящена определенная часть небосвода. Бог Аплу отождествлялся с греческим Аполлоном, Турмс - с Гермесом, Сефланс был богом кузнечного дела, Туран часто изображалась на этрусских зеркалах как богиня любви и красоты. В подземном мире царствовали Аита и Ферсифай (Аид и Персефона древних греков). Свою волю боги возвещали с помощью молний, за появлением которых наблюдали жрецы - фульгаторы.
Жизненный путь человека зависел от множества добрых и злых духов. Посылаемые ими знамения истолковывали различные жрецы: авгуры (см. АВГУРЫ) предсказывали будущее по полету птиц, гаруспики (см. ГАРУСПИКИ) - по особенностям строения печени жертвенного животного. Сохранилась бронзовая модель печени из Пьяченцы, предназначенная для обучения жрецов. Она представляет собой уменьшенную модель мироздания, также разделенную на отдельные части, подвластные разным богам. Согласно римскому биографу Светонию (см. СВЕТОНИЙ Гай Транквилл) (2 в.), именно гаруспик предсказал Юлию Цезарю, что мартовские Иды (15 марта) станут для него роковыми.
Образы, созданные этрусскими мастерами, оказали огромное влияние на европейское искусство. Символ Рима - бронзовая Капитолийская волчица (см. КАПИТОЛИЙСКАЯ ВОЛЧИЦА) - была изготовлена в Этрурии. Среди рисунков Микеланджело (см. МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти) есть изображение головы этрусского бога в волчьей шкуре - копия не дошедшей до нас древней фрески. Памятники этрусской архитектуры изображены на гравюрах Пиранези. Бронзовые этрусские статуэтки вдохновили Бенвенуто Челлини на создание знаменитой статуи Персея с головой Медузы. Значительные коллекции этрусского искусства, собранные в Капитолийских музеях Рима, Ватиканских музеях, Археологическом музее Флоренции, Британском музее, Лувре, Государственном Эрмитаже, свидетельствуют о выдающемся вкладе, сделанном цивилизацией этрусков в мировую культуру.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "этруски" в других словарях:

    Расна (Расенна) конфедерация … Википедия

    этруски - Этруски. Ванф демон загробного мира. Фрагмент фрески в гробнице Франсуа в Вульчи. II I вв. до н. э. Этруски. Ванф демон загробного мира. Фрагмент фрески в гробнице Франсуа в Вульчи. II I вв. до н. э. этруски древние племена, населявшие в 1 м… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Этруски - Этруски. Голова Тина из Сатрикума. Нач. 5 в. до н.э. Музей виллы Джулия. Рим. ЭТРУСКИ, племена, населявшие в 1 м тысячелетии до н.э. северо запад Апеннинского полуострова (область Этрурия, современная Тоскана) и создавшие развитую цивилизацию,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Ученым-историкам до сих пор по-настоящему почти ничего неизвестно о том, когда и где конкретно произошло зарождение основных предков русского народа – славян. Славяне являются одним из самых молодых народов, исторически достоверная информация о которых, появилась лишь в середине I-го тысячелетия нашей эры. Однако в это время славяне уже были одним из наиболее многочисленных народов Европы. Где и кем были славяне до того, как их стали так называть?

В настоящее время существует множество гипотез и версий о происхождении русского народа. Какая из них истинная, однозначно сказать невозможно. Но русская история является гораздо более древней, чем считали историки-норманисты. Исследователи в последнее время стали довольно часто проводить параллель между русскими и исчезнувшими этрусками. Более того, некоторые исследователи стали называть этрусков протославянами. Так ли это в действительности?

Археологические открытия, сделанные за последнее столетие на Балканах и Апеннинском полуострове стали революционными для европейской историографии. Они затронули не только раннее римское и античное время и привели к появлению этрускологии – новой области историографии. Сведения, полученные археологами, дали исчерпывающий материал, позволивший полностью изучить культуру этрусков – их быт, обряды, традиции, религию и язык. Все это дало возможность проследить всю историю развития этрусской цивилизации. Они пролили свет на множество «темных пятен» в истории и дали ответы на самые главные вопросы, которые касались предыстории славян. Исследователи, всесторонне и глубоко работавшие над античными источниками, сразу обращали внимание на этногенетические и этнокультурные связи этрусков и Руси.

Согласно представлениям этрусков, которые полностью идентичны славянским – в центре мира располагалась священная гора, где сходились земля и небо. Этруски считали, что на этой древнейшей горе находился ведический храм. По этой причине в каждом городе так называемой «моделью» такой горы считался храм – место встречи земли, неба и подземного царства. Вопрос о происхождении представлений этрусков о мире до сих пор открыт. В оригинале до наших дней не сохранились сочинения этрусков — только в римских обработках. Поэтому современные исследователи при изучении этрусского мировоззрения опираются главным образом на скульптурные изображения, рельефы и рисунки. До наших дней дошли тысячи этрусских надписей на стенах гробниц, саркофагах, статуэтках, могильных стелах, зеркалах и сосудах.

Свидетельства, обнаруженные при раскопке древней Этрурии, позволили говорить о сходстве древнеславянской культуры с этрусской. Календарь, характер захоронений, имена этрусков, их традиции имеют одинаковые корни с культурой славян. Особенно впечатляющими являются данные, впервые позволившие идентифицировать письменность и язык этрусков – словарный состав и грамматика этрусского языка имеет множество совпадений с древнеславянским. К примеру, слово «est» в этрусском языке тоже обозначало: «принимать пищу» и «есть». На фоне таких открытий уже никого не шокировало утверждение, что за 2000 лет алфавит, которым этруски пользовались, претерпел самые незначительные изменения – в нем прибавилось лишь две буквы. К X веку нашей эры он стал известен под названием «кириллица».

Общий вывод, который сделали археологи, исходя из этих сведений, в том, что этруски – это протославяне. Огромное количество материальных данных показывают тождественность культур древних славян и этрусков. Нет ни единого факта, который противоречил бы этому. Совпадают все фундаментальные признаки культур древних славян и этрусков. Более того, все признаки, которые объединяют культуры этрусков и славян, уникальные и отличаются от иных культур. Ни один другой народ не обладает ни одним из этих признаков. Другими словами, культура этрусков ни на кого не похожа, кроме славян. Также можно сказать и о славянах, которые в прошлом ни на кого не похожи, кроме этрусков. Многие историки полагают, что основной причиной того, что этрусков настойчиво стараются «похоронить», является то, что у них не было иных потомков, кроме славян.

В академической науке считается, что этруски жили с VIII по II век до н.э., а славяне появились лишь в V-VI веках н.э., поэтому этруски не могли знать русский язык и не могли быть русскими. Но как в таком случае объяснить, что на зеркалах этрусков упоминаются Москва и Русь? К тому же этруски хорошо знали арабов, Дакар в Африке, Египет. Создается впечатление, что их просто «отодвинули» на тысячелетие назад. Интересным является то, что на одном зеркале на голове Атланта сделаны две надписи – на бороде написано Рим, а на волосах – Русь. Русь находится выше, чем Рим, и это можно объяснить тем, что Рим основан Русью. В Риме все писали по-русски, звучали русские голоса, и только потом туда постепенно стали приходить латиняне. Они потихоньку накапливались и в итоге вытеснили славян.

Считается, что этруски еще до основания Рима жили на его территории. Именно ими была отлита статуя Капитолийской волчицы, что свидетельствует о прекрасном умении обрабатывать металл. Но как ни странно, оставив после себя огромное количество прекрасных изделий, письменных памятников и даже укрепленных городов, таких как Флоренция, Капуе, Болонья – этруски внезапно канули в неизвестность. Над текстами, которые они оставили после себя, работали целые поколения исследователей и никак не могли их осилить. Удивительным является то, что в России еще в 19 веке научились читать тексты этрусков. Произошло это благодаря Ф. Воланскому, предположившему, что язык этрусков очень близок к славянскому языку. Он даже составил этрусский алфавит. Если научиться пользоваться таким алфавитом, то надписи можно без труда прочесть. Это может говорить о том, что этрусский язык является одним из вариантов славянского языка, возникший и распространившийся еще до основания Рима.

Все это ведет к пересмотру всей истории, и пересмотру традиционных взглядов на славян. Ведь было принято считать, что славяне не играли никакой особой роли в мировой истории и скромно жили на задворках Европы во времена расцвета величайших европейских цивилизаций. Мировая историография не в силах допустить даже мысль о том, что славяне – это не только обитатели болот эпохи Средневековья, но и прямые потомки древнейшего племени этрусков, которые проживали в Италии еще во II веке до н.э., и, чья культура легла в первооснову Древнего Рима. Надо сказать, что и многие отечественные исследователи также выступают в рамках модели европейской историографии, не пытаясь докопаться до истины.