Знаменитые органисты мира и их произведения. Великие органисты франции. Итальянская органная школа

Кто бывал в знаменитых парижских соборах, наверняка ощутил тот особый дух, неповторимую атмосферу, присутствующие там.

“На этой скамейке 2-го июня 1937-го года во время своего 1750-го концерта скончался Луи Вьерн”,

– написано на табличке, прикрепленной к старой органной скамейке, придвинутой к органу в Соборе Нотр-Дам. Вьерн, слепой от рождения знаменитый органист и композитор, в течение 37 лет был органистом Нотр -Дам.

Вьерн был учеником гениального Сезара Франка – патриарха французской органнной школы, по словам Р. Роллана “этого святого от музыки “.

Более тридцати лет Франк был органистом церкви Св. Клотильды. До конца своих дней он регулярно выступал там с вдохновенными органными импровизациями, которые собирали многочисленных слушателей, среди которых бывали известные музыканты. Однажды среди них оказался Ф. Лист,который был потрясен игрой Франка.

Младший современник Франка, Камиль Сен-Санс, в течение 20 лет проработал органистом в другой парижской церкви – Мадлен, а Александр Гильман – более 30 лет в церкви Св. Троицы.

Органистом церкви Св. Троицы долгие годы был и великий Оливье Мессиан. Покидая этот пост в 1992 -м году, он назначил своим преемником Наджи Хакима – замечательного, ныне живущего органиста-виртуоза и композитора.

Органистом церкви Св. Клотильды был также Жан Лангле – слепой органист и композитор, современник и друг О. Мессиана и учитель Н. Хакима.

А легендарный Марсель Дюпре в течение 37 лет был органистом собора Сен-Сюльпис, в котором находится один из самых прекрасных романтических органов Франции.

Особенностью творчества всех этих музыкантов является соединение в одном лице композитора-творца и исполнителя. Они вдохновенно исполняли как свои собственные,так и чужие сочинения. Как исполнитель чужих сочинений особенно прославился М. Дюпре. В своих триумфальных турне по Европе и Америке он исполнял наизусть все органные сочинения Баха.

Другая особенность этих музыкантов – их интерес не только к сольной органной игре, но и к разного рода ансамблевому музицированию. В отличие от мастеров предшествующих эпох, они гораздо чаще включают орган в самые разные ансамбли: от дуэтов с различными инструментами до соревнования органа с симфоническим оркестром (например, знаменитая “Симфония с органом “Сен -Санса.)

3 февряля 2016 года в Малом зале Московской консерватории им. П. И. Чайковского прозвучат сочинения для таких ансамблей. Начало концерта в 19.00.

Программа:

I отделение
Л. Вьерн – Триумфальный марш памяти Наполеона Бонопарта op.46 для трёх труб, трёх тромбонов, литавр и органа;
К. Сен-Санс – “Молитва” ор.158 для виолончели и органа;
С. Франк – Прелюдия, фуга и вариация ор.18 для фортепиано и органа;
Н. Хаким – Соната для трубы и органа.

II отделение
А. Гильман – Симфоническая пьеса ор.88 для тромбона и органа;
Ж. Лангле – Три хорала для гобоя и органа, Диптих для фортепиано и органа;
М. Дюпре – Героическая поэма ор.33 (посвящена битве при Вердене) для трёх труб, трёх тромбонов, ударных и органа.

Исполнители:

  • Заслуженная артистка России Людмила Голуб (орган),
  • Народный артист России Александр Рудин (виолончель),
  • Заслуженная артистка России Ольга Томилова (гобой),
  • Яков Кацнельсон (фортепиано),
  • Владислав Лаврик (труба),
  • Аркадий Старков (тромбон),
  • Ансамбль солистов Национального Филармонического оркестра России.

Людмила Голуб

Как у многих любителей музыки, в каждый концертный сезон один из моих абонементов — на органные концерты.
В этом сезоне — в Малый зал консерватории.

Абонемент №14. И.С. Бах и мировая органная культура
Цикл cостоит из четырех концертов, 9 декабря уже второй концерт, исполнитель —
Константин Волостнов (орган)
В программе:
1-е отделение концерта — И.С. Бах
Прелюдия и фуга ля мажор, BWV 536
Хоральные вариации, BWV 769
Пастораль фа мажор, BWV 590
Пассакалия до минор, BWV 582

2-е отделение концерта:
А. Гедике
Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, соч. 34 №2
С. Танеев
Хоральные вариации
С. Ляпунов
Прелюд-пастораль
Х. Кушнарёв
Пассакалия и фуга фа-диез минор

Обратите внимание на названия произведений в первом и втором отделении концерта!

Каждому произведению Баха, исполненному в первом отделении, соответствует
музыка русского композитора с аналогичным названием, исполненная во втором отделении.

С чем это связано, поясню ниже.

В конце 19-го века аббат Жубер начал издание «Антологии современной органной музыки», увы, органной музыки русских композиторов не было! Тогда органист Жак Гандшин, работавший в то время в России, предложил нескольким русским композиторам написать органную музыку, и она появилась!
Исполненные в концерте опусы -результат заказа Жубера, для каждого из композиторов творчество Баха стало эталоном.

Все произведения русских композиторов, исполненные во втором отделении концерта, были очень хороши, образы настолько яркие, что, закрыв глаза и слушая эту музыку, я представляла себе то пастушка, играющего на свирели, то дам и кавалеров, танцующих в средневековых нарядах, то бушующее море, наполнившее мощными звуками разбушевавшейся стихии и зал, и все мое существо…

Органист играл так, как никто и никогда до него из тех многих и многих, кого мне довелось услышать!
Никто и никогда!

Молодой органист (пианист, клавесинист) Константин Волостнов (род.1979, Москва) извлекал из инструмента звуки необыкновенной чистоты и красоты, он покорил зал, ни звука, ни кашля, ни скрипа во время исполнения, овации и крики «браво» после каждого опуса.

Константин Волостнов в музыкальном училище был учеником , затем последовала учеба в московской консерватории, в ее аспирантуре, в Высшей школе музыки в Штутгарте (ФРГ).

Успех пришел в 2008 году-победа на престижных конкурсах в Германии и в России на конкурсе имени А.Ф. Гедике «за лучшее исполнение музыки отечественных авторов».

И в 2009 году — триумф органиста — победа на престижнейшем международном конкурсе в Великобритании, Константин Волостнов стал победителем на юбилейном 25-м международном органном фестивале в городе Сент-Олбанс (The International Organ Festival at St.Albans).

Российская органная школа впервые удостоилась высшей оценки на крупнейшем международном конкурсе, где Волостнов получил не только первую премию, но и приз за лучшее исполнение произведений Баха, приз за лучшее премьерное исполнение (сочинение Джона Каскена) и приз публики.

После этого многие музыкальные обозреватели назвали Волостнова лучшим органистом мира!

На этом концерте публика принимала органиста очень тепло, по окончании концерта устроили такие овации, не отпуская органиста, что он сыграл на бис сначала хорал Баха, потом его же фугу, публика вызывала маэстро еще и еще, только когда в зале зажегся свет, нехотя стали расходиться…

К сожалению, в этот раз мы не можем порадовать читателя собственными эксклюзивными записями с этого концерта, но послушать игру Волостнова вы cможете!

Ниже-его записи, сделанные в Доме музыки и во Дворце на Яузе, а также интервью с ним.

Самое почетное место в музыкальной жизни XVII века занимал орган с его репертуаром. Придет время - и органное искусство отступит на второй план (уже в эпоху венских классиков). В XVII же веке оно пользовалось наибольшим пиететом. Тогда орган считался «королем всех инструментов» и он действительно оправдывал такую характеристику:

  • своим внушительным многоголосным звучанием большого диапазона, которое превышало диапазон всех инструментов оркестра;
  • ярчайшими динамическими контрастами;
  • огромными тембровыми возможностями (количество регистров в больших органах доходит до 200, но главное - сочетание нескольких регистров порождает новый тембр, совсем не похожий на исходный.

В новейших инструментах применяется «запоминающее» устройство, благодаря которому можно заранее подобрать определенное сочетание регистров и в нужный момент заставить их звучать). В звучании органа можно услышать и хор, и все инструменты симфонического оркестра, вот почему говорят, что орган - это «большой симфонический оркестр, на котором играет один человек». Все это выдвинуло орган на первое место среди инструментов XVII века, и даже оркестр того времени не мог соперничать с ним.

Орган - клавишно-духовой инструмент, имеющий очень длинную историю. Уже в Древнем Египте и в античной Греции существовал так называемый гидравлос - водяной орган, трубы которого звучали с помощью водяного пресса. Постепенно строение органа все более усовершенствовалось. В современном органе:

  • от 800 до 30 тыс. труб разных размеров и у каждой - свой тембр;
  • несколько клавиатур, которые расположены ступеньками одна над другой и называются мануалами ;
  • множество педалей, образующих своеобразную ножную клавиатуру - органист играет и руками, и ногами, поэтому ноты для органа пишутся на трех линейках;
  • воздухонагнетающий механизм - мехи и воздухопроводы ;
  • кафедра, где сосредоточена система управления.

Органы всегда строились для конкретных помещений и органные мастера предусматривали все их особенности, размеры, акустику. Поэтому в мире нет двух абсолютно одинаковых органов, каждый - уникальное творение мастера. Один из лучших в Европе органов находится в Риге, в Домском соборе.

Органы XVII века уже не отличались резко по звуку от современных органов, хотя их техническое усовершенствование продолжалось. Они были непременными участниками церковной службы, звучали и вне церкви - в частных домах. Было несколько разновидностей органов:

  • в крупных соборах находились наиболее совершенные, величественные органы гигантских размеров с двумя-тремя мануалами;
  • в домашнем быту, в небольших церквах получили распространение позитивы (комнатные) и портативы (переносные) органы; в театрах, небольших часовенках, на улицах можно было услышать регаль - маленький орган с пронзительным, несколько гнусавым звуком.

Нидерландская органная школа

В развитии органной музыки так или иначе участвовали композиторы различных европейских стран. Почти повсюду в Западной Европе в крупных соборах, церквах работали первоклассные органисты - композиторы и исполнители в одном лице, что было нормой для того времени. Например, в Голландии, в Амстердаме, протекала деятельность гениального исполнителя-импровизатора на органе Яна Питерса Свелинка - представителя нидерландской школы. С его именем связаны первые в истории музыки публичные органные концерты, которые Свелинк устраивал прямо в церкви, где работал. Он охотно передавал свой опыт и знания многочисленным ученикам, которые приезжали из разных стран. Среди них - известный впоследствии немецкий органист Самуэль Шейдт.

Итальянская органная школа

Италия в это время выдвинула великого Джироламо Фрескобальди . «Итальянский Бах», «отец подлинного органного стиля» - так называли его впоследствии. Деятельность Фрескобальди протекали в Риме, где он был органистом собора св. Петра. Произведения Фрескобальди рождались в тесной связи с его исполнительской деятельностью. Слухи о блестящем органисте привлекали в Рим многочисленную публику, которая толпами стекалась в собор, словно в концертный зал, чтобы послушать его игру.

Немецкая органная школа

Однако наиболее важную роль в развитии органной музыки сыграли немцы. В Германии органное искусство достигло небывалого размаха. Здесь выдвинулась целая плеяда крупных и оригинальных мастеров, которые удерживали первенство в развитии органной музыки вплоть до времен Баха.

Первые немецкие органисты были учениками великих венецианцев - Андреа и Джованни Габриэли, органистов XVI века. Многие из них учились у Фрескобальди и Свелинка. Немецкая органная школа, таким образом, восприняла все лучшее, что было у композиторов других стран, синтезировав достижения и итальянской, и нидерландской школ. Из многочисленных органистов Германии особенно знамениты Самуэль Шейдт, Ян Адам Рейнкен , Дитрих Букстехуде (представители северонемецкой школы), Иоганн Пахельбель .

С развитием органной музыки связан расцвет инструментальной полифонии . Творческие усилия немецких органистов были направлены, в первую очередь, на жанр фуги - высшей полифонической формы. Фуга в сочинениях немецких полифонистов сложилась в своем «предбаховском» облике, еще не достигнув высшей своей зрелости. Классически совершенный вид она приобретет несколько позже, в творчестве Баха.

Другой любимый жанр немецкой органной музыки - хоральная прелюдия . Это обработка для органа напевов протестантского хорала, то есть духовных песнопений лютеранской церкви. Они возникли в эпоху Реформации и были основаны на немецких народных мелодиях. Это исконно немецкий национальный жанр. В обязанности немецкого органиста входило сопровождение пения общинного хорала и «прелюдирование» на хоральные темы во время богослужения (в чередовании с пением прихожан). Хоральные обработки имеют множество разновидностей от простейших гармонизаций хоральных напевов до развернутых хоральных фантазий.

  1. Загрузка... какую позицию по отношению к Первой Мировой войне заняли различные политические силы России? Из заявлений либералов об отношении к войне Кадеты: Каково бы ни...
  2. Загрузка... Д. з по биологии. Помогите плиз. 1) Дыхание - жизненно важный процесс, т. к. именно благодаря нему происходит окисление органических веществ, в результате чего...
  3. Загрузка... Что такое сноски в реферате, и как их делать??? сноски-это литература, которую ты использовал в написании реферата. пишутся они в низу листа и после...
  4. Загрузка... Люди добрый!!!Кто прочитал поэму Кому на руси жить хорошо!!!Опишите пожалуйста главу ярмарка!!! Поищи у Некрасова, у него это есть в поэме"Кому...
  5. Загрузка... Напишите пожалуйста Сочинение по рассказу "Уроки Французского" Рассказ Уроки французского основан на событиях из жизни самого автора. Он посвятил его матери другого русского писателя...
  6. Загрузка... Какие отношения были между Византией и Русью?? Торговые договоры они заключали разныевот смотри:Договоры Руси с Византией первые известные международные договоры Древней Руси, заключнные в...
  7. Загрузка... Скажите, как правильно читается слово build? В переводчик http://translate.google.com/ вводится слово. Внизу справа этого окошечка есть значок громкости микрофона. Нажимаете на него и слышите...