Культура белоруссии. Культура Беларуси: история и развитие Культурная беларусь

Народное образование. Крупным достижением республики явилось введение в 70-е годы всеобщего среднего образования. Работающая молодежь имела возможность получить среднее образование в вечерних и сменных школах. Учащихся школ готовили в процессе учебы к производительному труду. Увеличивается количество профтехучилищ со 103 в 1961 г. до 233 в 1985 г. Совершенствовалась материально-техническая база и система преподавания в 33 вузах, в которых в 1985 г. обучалось 182 тыс. студентов.

Литература и искусство в 60 – 80-е гг. В период хрущевской «оттепели» в художественных произведениях получает раскрытие проблема ответственности человека за свои поступки, ответственности за отход от нравственных норм общественной жизни , в противоположность предыдущему периоду, когда доминировал сталинский принцип «цель оправдывает средства». Эти тенденции получили воплощение в произведениях И. Шамякина, Я. Скрыгана, Я. Брыля. В 60-е г. в качестве ведущего жанра утвердился роман. Был сделан значительный шаг в преодолении упрощенного, схематического отражения событий войны и людских судеб в ней . Это особенно характерно для произведений В. Быкова, А. Адамовича, И. Чигринова. Появились остроконфликтные, глубокие по содержанию и социальной значимости произведения К. Крапивы, А. Макаенка, А. Петрашкевича в жанре драматургии. Начали печататься произведения репрессированных П. Головоча, Т. Гартного, М. Горецкого, М. Чарота. Эти и многие другие факты свидетельствовали, что в развитии литературы имелись положительные результаты, однако воспитательное воздействие ее на человека шло в унисон идеологическим принципам административно-командной системы, которые ее оправдывали и значительно приукрашивали.

В 90-е гг. в литературе наметился отход от идеологизированного отражения действительности, возрос интерес к истории белорусского народа, модернизму и постмодернизму . Политика демократизации общественной жизни способствовала появлению произведений, посвященных проблеме политических репрессий. Были опубликованы повести-воспоминания С. Граховского, Ф. Олехновича. Эту тему поднимал в своих произведениях В. Быков. Традиции исторического романа продолжают В. Ипатова, Л. Дайнеко, В. Орлов.

С 60-х годов в республике начало развиваться монументальное искусство, получившее воплощение в росписи дворцов культуры, кинотеатров, музеев, гостиниц. Достижением белорусской скульптуры этих лет явились работы З. Азгура, А. Бембеля, А. Глебова, С. Селиханова и др. Возводятся величественные и масштабные мемориальные комплексы «Хатынь», «Курган Славы Советской Армии», «Брестская крепость – герой».

В 90-е гг. характерным признаком времени стали памятники в честь воинов-интернационалистов. Обращение к исторической тематике наблюдается в белорусской скульптуре. Были установлены памятники К. Туровскому в Турове, Ф. Скорине в Лиде, Рогнеде и Изяславу в Заславле, Е Полоцкой в Минске и Речице.

К современным архитектурным сооружениям можно отнести Дворец Республики, здание Национальной библиотеки в Минске, ледовые двоцы в Минске, областных центрах и других крупных городах. Большие реставрационные работы в конце 80-х – 90-е гг. проводились в Мирском замке. Несвиж получил статус Национального заповедника Республики Беларусь. Необычайную ценность для Беларуси имеет Полоцкий историко-культурный заповедник. Проводились реставрационные работы на Новогрудчине, Лидского замка, Борисоглебской (Коложской) церкви и Старого замка в Гродно, исторической застройки древне белорусских городов.

В многочисленных работах художников отображается размах новостроек, благородство нелегкого крестьянского труда. Такими являются картины И. Стасевича «Шахтеры Солигорска», М. Савицкого «Хлеб», Г. Ващенки «Август».

Новым в музыкальном искусстве в 60 – 80-е гг. становится обращение композиторов к литературным произведениям Я. Купалы, Я. Колоса, В. Быкова, В. Короткевича. Появились балеты «Курган», «Альпийская баллада» Е Глебова, опера «Зорька Венера». В жанре оперетты активно работали Ю. Семеняко, Г. Мдивани. Больших успехов в песенном жанре достигли В. Оловников, И. Лученок, Э. Ханок, В. Мулявин и др.

Беларусь, Россия и Украина с 1992 г. в Витебске ежегодно совместно проводят праздник песни «Славянский базар». Подъему уровня мастерства молодых исполнителей содействует фестиваль в Молодечно, ставший с 1993 г. традиционным.

Театр. К середине 80-х гг. в БССР работало 19 театров, в том числе 2 музыкальных, 11 драматических, 6 кукольных. На их сценах с успехом проходили пьесы А. Макаенка «Лявониха на орбите», И. Мележа «Люди на болоте», А. Адамовича «Война под крышами», И. Чигринова «Плач перепелки», А. Дударева «Порог», «Вечер». Современная белорусская драматургия 90-х гг. отразила интерес к исторической тематике, фольклорным сюжетам. На высоком уровне работают Национальный академический театр им. Я. Купалы, Национальный академический театр оперы, Национальный академический театр балета, Белорусский республиканский театр юного зрителя, областные драматические и кукольные театры.

Значительных успехов достигли кинематографисты. Киностудия «Беларусьфильм» ежегодно выпускала около 70 фильмов (художественных, научно-популярных, документальных). В сокровищницу белорусского киноискусства вошли фильмы «Девочка ищет отца», «Альпийская баллада», «Часы остановились в полночь», «Москва Генуя», «Дикая охота короля Стаха», «Белые Росы» и др.

Развитие образования и науки в 90-е гг. С целью создания благоприятных условий для дальнейшего развития национального образования в 1991 г. принимается «Закон аб адукацыi». В 1990-е гг. в Республике Беларусь начала проводиться реформа общеобразовательной школы , связанная с переходом на двенадцатилетний срок обучения. В связи с недостатками в ее проведении в 2008 г. было принято решение прекратить реформу и осуществлять среднее образование молодежи в одиннадцатилетней школе. В профессионально-технических училищах вместе с получением общего среднего образования учащиеся проходили подготовку по 420 профессиям. В ВУЗах были введены новые специальности по робототехнике, электронному приборостроению, новым химическим технологиям, биотехнологиям. Возникает 20 негосударственных высших учебных заведений . Обучение в них осуществлялось за счет личных средств учащихся. В целом по количеству студентов из расчета на 10 тыс. населения Беларусь вышла на среднеевропейский уровень. Таким образом, происходит процесс демократизации образования, создаются благоприятные условия для гармоничного развития личности.

В 1993 г. был принят Закон «Об основах государственной научно-технической политики», согласно которому ответственность за развитие фундаментальных научных исследований возложена на Академию наук Беларуси. Белорусские ученые проводят исследования практически во всех областях знания.

Определенные сведения о материальной культуре в эпоху мезолита и неолита, в бронзовом и железном веке уже приводились. К этому следует добавить, что в целом археологические культуры железного века были достаточно развитыми. Люди освоили обработку железа, причем изделия из него были довольно разнообразными: топоры, ножи, серпы, оружие, украшения и др. Славяне принесли с собой умение строить полуземлянки с печами-каменками, вырабатывать каменные жернова, железные изделия, разнообразную керамику.

Византийские авторы - Прокопий, Маврикий, Константин Багрянородный, арабский автор Магуди писали о высоком уровне культуры восточных славян. Летопись отмечает, что многие города в тогдашней Полоцкой Руси возникали, как правило, при достаточно высоком развитии материальной культуры. Первоначально вокруг городов возникали торговые и промысловые поселения, называвшиеся погостами. Сюда сходились для торговли или, как тогда говорили, «гостьбы» купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры. В IХ-ХII вв. в Полоцке было широко распространено ремесленное производство - кузнечное, ювелирное, кожевенно-швейное, деревообрабатывающее, косторезное, гончарное. Как в Полоцке, так и в других городах Беларуси для создания предметов быта. оружия, орудий труда и украшений использовались железо, бронза, медь, серебро и золото. Техника их обработки достигала высокого уровня. Использовались плавка, литье, ковка, золочение проволоки, гравировка, украшение металлических изделий эмалью и чернью. Раскопки на территории Минского детинца и замчища вскрыли остатки существования здесь в ХI-ХII вв. городского укрепленного поселения. Доказано наличие многочисленных ремесленных производств: металлургического, бондарного, гончарного, кожевенного и др. Открыты деревянные настилы главной улицы детинца и отходящих от нее переулков. Найден большой фрагмент навершия булавы из лосиного рога с двумя вариантами родовых княжеских знаков Рюриковичей. Минская крепость соответствовала всем требованиям фортификации того времени - имела мощный оборонительный вал с деревянной основой. Среди находок большое количество предметов, связанных с военным делом: оружие близкого и дальнего боя, предметы вооружения конного воина.

По предметам, которые находят археологи на территории Беларуси, ясно, что для наших предков главным был мирный созидательный труд, а не военные действия. Наряду с орудиями земледелия и охоты распространенными были различного рода украшения - стеклянные монисты, серебряные и бронзовые подвески, искусно выполненные бусы. При этом курганные предметы Полесья по своему материалу иногда были ценнее, а по форме разнообразнее, затейливее, а иногда даже изящнее, чем изделия XVIII-ХIХ вв. . Лучшим мировым достижениям соответствовало строительство в Беларуси храмов, их архитектура, роспись, убранство. На Русь, которая, как считают, до X в. вообще не знала строительства каменных сооружений, из Византии пришла традиция монументальной архитектуры со сложным типом крестово-купольного храма, совершенной системой перекрытий, рациональной строительной техникой. Храмы в то время не только были культовыми сооружениями, но и выполняли роль общественных зданий. В них размещались архивы, государственная казна, библиотеки, что также учитывалось при их возведении. Таким являлся и возведенный в Полоцке в 1044-1066 гг. грандиозный по тем временам Софийский собор, И хотя полоцкая святыня строилась византийскими мастерами и по византийскому образцу, она имела и свои черты, свидетельствовавшие о наличии оригинальной местной архитектуры. Украшение собора, роспись его стен, пола явились образцом тогдашнего искусства.

В начале XII в. в Бельчицах (близ Полоцка) был сооружен Борисоглебский монастырь, а около 1159 г. на берегу Полоты была выстроена знаменитая Спасская церковь Евфросиниевского монастыря, целиком сохранившаяся до наших дней. Оба памятника истории и культуры возводились мастером Иоанном. Спасская церковь вобрала в себя характерные черты местной школы зодчества. Стены и столбы внутри помещения были расписаны прекрасными фресками. Для этой церкви по заказу Евфросинии Полоцкой мастер-ювелир Лазарь Богша создал в 1161 г. непревзойденный образец древнерусского прикладного искусства - напрестольный крест, обложенный золотыми и серебряными пластинами с миниатюрными изображениями христианских святых, выполненными многоцветной перегородчатой эмалью. Эта святыня Беларуси, к сожалению, бесследно исчезла в начале 40-х годов XX в.

В XII в. своеобразные каменные храмы имелись в Гродно, Волковыске, Новогрудке, Турове. В Витебске неизвестные мастера, использовав оригинальную технику кладки, возвели прекрасную Добровещенскую церковь. Основание каменной церкви уникальной конструкции открыто археологами в Минском детинце. Ее строительство, в силу каких-то причин, не было завершено. До наших дней сохранилась Борисоглебская, или Коложская церковь в Гродно. Снаружи она украшена вставками из цветного полированного камня и керамическими плитками, покрытыми зеленой и коричневой глазурью. В Каменце в конце XIII в. была возведена оборонительная башня - знаменитая Каменецкая вежа (Белая Вежа), памятник военного зодчества Беларуси. Такие же вежи были в Бресте, Гродно, Новогрудке и Турове.

Древние художественные украшения Беларуси представлены разнообразными по форме и содержанию памятниками: от незамысловатых бусин и перстней до совершенных образцов ювелирного искусства. Представление о музыкальной культуре и инструментах того времени дают изображения музыкантов на изделиях прикладного искусства. В Новогрудке среди остатков постройки XII в. найдено изображение музыканта, играющего на струнном щипковом инструменте. Относящаяся к XII в. шахматная фигурка, изображающая барабанщика с бубном, найдена в Волковыске. Костяная фигура шахматного коня, обнаруженная в поселении XI в. в верховьях Птичи, является древнейшим предметом такого рода из открытых археологами на всей территории восточнославянских земель.

На развитии материальной культуры Западной Руси Х-ХII вв. положительно сказывались торговые связи. Белорусские купцы вместе с киевлянами вели торговлю с Царьградом, откуда привозили шелковые ткани, кружева, вина, мыло, различные лакомства. У варягов покупали бронзовые и железные изделия, олово, свинец. У арабов - бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, пряности. В западные страны продавались льняные ткани, выделанные кожи, смола и воск высокого качества, хмель, мед, меха. Из них привозили металлы, вино, соль, сафьян, перчатки, крашеную пряжу, предметы роскоши. О наличии именно таких торговых связей свидетельствуют клады этого времени, которые находят поблизости городов и погостов, по берегам больших рек, на волоках. В кладах хранились римские, византийские, арабские, западноевропейские монеты, даже отчеканенные в VIII-Х вв.

Духовно-культурный уровень племен, на основе которых впоследствии возникла белорусская народность, во многом зависел от их религиозных представлений. В это время, как и в последующие периоды, именно они являлись основой духовной культуры, мировоззрения обычаев и норм поведения людей. Дохристианской религией на территории Беларуси было язычество. Для него характерны обожествление природных сил и стихий (пантеизм), вера в реальное существование души, добрых и злых духов (анимизм), наделение человеческими чертами и качествами природных явлений, богов, мифических существ (антропоморфизм), вера в чудодейственную силу отдельных материальных предметов (фетишизм), представления о сверхъестественном родстве между людьми и определенными видами животных и растений (тотемизм), культ предков и др.

До принятия христианства предки современных белорусов обожествляли силы природы (воду, огонь, землю), животных, растения, деревья. Культ сил природы приводил к поклонению человекоподобному божеству - виде, берегине, русалке. Развитие земледелия и скотоводства стимулировало появление и распространение верований и обрядов, связанных с земледельческим культом, выражавшимся в зимних, весенних, летних и осенних празднествах. Развитие родоплеменной организации, создание союзов племен, выделение социальной верхушки приводило к изменениям религиозных представлений. Культ семейно-родового предка, патриарха (род, рожаница, дед, щур, чур) становится основой культа племенного бога. Постепенно из них складывается общий пантеон, выделяются главные божества, которых почитают все или многие племена. Существовали языческие святилища и особые служители богов - волхвы. Религиозные представления восточных славян явились основой складывания обычаев.

О жизни наших предков, и в частности о радимичах, рассказано в «Повести временных лет»: «Жьвяху в лесе, якоже всяки зверь, ядуще все нечисто, и срамословие в них пред отцы и пред снохами; и братцы не бываху в них, но игрища межю селы...» . Если судить по этой записи, то получается, что наши пращуры были на этом этапе в первобытном состоянии, находились на низком уровне развития культуры. Однако современные ученые полагают, что это описание обычаев радимичей, присущих им пережитков язычества и патриархально-родовых отношений носит пристрастный характер.

Несомненно, на автора влияли факторы политического и религиозного характера. Как апологет интересов киевских князей он стремился оправдать их право, в том числе и моральное, на присоединение к Киеву всех остальных восточнославянских земель. Как верующий христианин, он, конечно же, не мог принять культуру, верования и обычаи язычников. Отсюда стремление исказить, подать в неприглядном виде все дохристианское. Брак, совершенный по обычаям языческой веры, подвергался критике. Если наши предки ели «скоромное» в «постный» день, то летописец пишет, что они ели «нечистое».

Еще в первобытнообщинную эпоху у восточных славян возникла устная обрядовая поэзия - весенний, летний, осенний и зимний циклы. Исходя из языческих религиозных верований, предки белорусов обожествляли стихийные явления природы, а также солнце, луну, реки и озера, деревья и камни - все значительное, что окружало и влияло на их жизнь. До повсеместного распространения христианства наши пращуры «клали требы озерам и рекам, ради немощи очныя умывались в кладезях и повергали сребреники» .

Не только в IХ-Х вв., но и в более позднее время они почитали бога создателя жизни, неба и всего окружающего, который носил несколько имен - Сварог, Стрибог, Световид. Его также называли Родом, а еще чаще Днем. Дивом. Солнечными божествами были Даждьбог, Каляда, Хорс и Ярило. Перун был богом грома и молнии. Богом урожая и достатка был Купала. Силу человеку на новый день давала вестница солнца Денница. Женским божеством прядения и ткачества была Мокошь. Перепут согревал огнем и помогал кузнецам. От Тура зависел успех на охоте. Велесу принадлежал подземный мир, а на земле он помогал пастухам и заботился о домашних животных. Лада была богиней любви и весеннего пробуждения. Богом погребального огня был Знич.

Наши пращуры верили, что существовали как добрые духи, оберегавшие человека от напастей, так и злые, враждебно настроенные к людям. Это последние засевали поля камнями, отнимали у коров молоко, насылали другие несчастья. Вокруг человека действовали силы, с которыми нужно было жить в согласии, слушаться их, соблюдать табу. Считалось, что в мире идет непрекращающаяся борьба многоликих Белобога и Чернобога, которые воплощали соответственно добро и зло, свет и тьму. Согласно язычницким верованиям, огонь был очищающей силой. Именно поэтому огню предавались тела умерших, вещи, которыми они пользовались при жизни.

Похороны предков представляли собой сложную обрядность, которая отражала представления о жизни души. Считалось, что после смерти тела душа остается жить, отлетая в «тридевятое царство», в рай. Такие элементы обряда похорон, как плач, поминки, игры-состязания были связаны с семейно-родовым погребальным культом. Каждое из племен по своим, только ему присущим правилам хоронило умерших. Кривичи, например, сжигали труп умершего, останки собирали в специальные сосуды, над которыми затем делали насыпи. По периметру их обкладывали камнями. Дреговичи клали трупы на землю и насыпали над ними курганы. Радимичи до X ст. сжигали умерших, а позже клали на специальное ложе, посыпанное пеплом, и над ним делали насыпь. Более сложный погребальный обряд, как правило, свидетельствует и о более высоком уровне развития культуры. Обязательными для погребального обряда были поминки, на которых душа также присутствовала и слушала, что и как говорят об умершем. Следует заметить, что «творяху тризну», наши предки, как и в повседневной жизни того времени, не злоупотребляли алкогольными напитками. Медовуху, а позже и пиво (водку на Беларуси до XVI в. вообще не знали) во время поминок пили «по кругу», передавая «чару» в направлении движения солнца, и только трижды.

Повсеместно был распространен культ предков. Празднования в честь усопших предков проводились несколько раз в году. Значительными были осенние Дзяды, весенняя Радуница - праздники, когда поминались усопшие. В эти дни души предков - их называли дзядами независимо от возраста, в котором человек покидал этот свет, - приходили в дома к своим родным, где их уже ожидали. Двери или окна были открыты, на столе стояла чарка и хорошее угощение для «дзядов». Вечером люди шли на могилы, где зажигали огни - знички.

В устном поэтическо-былинном творчестве белорусов - в сказках, песнях, преданиях и былинах - выражалась любовь к своей земле - родине, стремление к свободе, уважение к человеку, его труду, неприятие притеснения и угнетения. В общерусском былинном эпосе есть следы кривичско-белорусских былин, и в частности легенда о Волоте Волотовиче, былина о Волхве Всеславиче. В Х-ХIII вв. героями эпических произведений становились исторические личности, преимущественно князья и выдающиеся выходцы из народа.

Трудно переоценить культурно-политическое значение официального принятия христианства на Руси в 988 г. Принятие этой веры включало восточнославянские земли в христианский мир, присоединяло их к тысячелетней культурной традиции греко-римской цивилизации. Оно поднимало Русь на боле высокий уровень взаимоотношений с европейскими странами и народами. В идеологическом, религиозно-культурном плане она попадала в орбиту Византийской империи, в «византийское сообщество народов». Единая общегосударственная религия сыграла свою положительную консолидирующую роль во всех сферах общественной жизни и прежде всего в культурно-духовной. Она венчала и упрочивала древнее мировоззрение людей, придавала ему более возвышенный, утонченный характер. Благодаря этому судьбоносному факту Киевская Русь оставила потомкам великолепное искусство и блестящую литературу. О том, как распространялась новая религия в Полоцкой земле можно судить по некоторым документальным источникам. Есть известие, например, что уже в IX в. здесь были христиане, т.е. эта религия стала утверждаться в Беларуси в то же время, как и в Польше, Дании, Швеции, Норвегии, Хорватии и др. европейских странах. Господствующей же религией здесь христианство стало лишь в конце ХII - ХIII в., когда ему удалось, в основном, преодолеть мощные языческие традиции. Сразу же после крещения населения в Киеве водным путем, по Днепру, в Новгород отправились с миссией христианизации греческие и болгарские священнослужители. Сопровождал их дядя великого князя - Добрыня с войском. Путь миссии пролегал через Туров и Полоцк, где местные язычники приводились к новой вере. В самом Полоцке и Турове возникли епархиальные центры. Отдельные историки полагают, что первое полоцкое епископство было создано не позднее 992 г., а туровское - в 1005 г. Известно, что Рогнеда не только стала христианкой, но и. как уже отмечалось, приняла монашеский постриг. Изяслав, ее сын, был христианином и с уважением относился к духовному и монашескому сану. Известно также, что при нем в Полоцке уже был один христианский храм. Понимая перспективы новой религии, возможности, которые она несла государству и народу, в том числе и широкие общеевропейские политические выгоды, полочане постепенно склонялись к христианству греческого обряда. Становление новой религии в белорусских землях шло по схеме: князь - дружина - город - деревня.

Конечно же, между новой, христианской верой и старой, языческой имела место определенная борьба. Недаром же процесс христианизации растянулся на века. Очевидно, при этом не обходилось и без насилия, о чем свидетельствует народная примета, что встреча с монахом, попом чревата бедой. Скорее всего, длительное время византийская иконопись процветала за стенами городов и монастырей, а в отдаленных от них местах продолжались языческие пляски, колдовали старухи, приносили людей в жертву злым богам волхвы. Сначала одна культура накладывалась на другую, а слились они гораздо позднее. При этом христианство приспосабливало свои праздники и обряды к древнему народному календарю, языческим наездникам придавался церковный смысл, прежним богам присваивались имена христианских святых. Т.е. религиозным верованиям был присущ характерный синкретизм - органическое взаимопереплетение древних языческих с более поздними христианскими представлениями.

Благотворным было влияние христианства на распространение письменности, образования, искусства, а также на изменение нравов. После крещения вставала острая необходимость в расширении христианского просвещения, литургических текстах, подготовке церковных служителей, строительстве и насыщении церковной утварью храмов. В результате религиозной потребности стала распространяться славянская азбука, разработанная в 863 г. просветителями Кириллом и Мефодием и названная затем «кириллицей».

Вместе с христианством на Руси стали появляться произведения древнеримской и древнегреческой литературы. На западнорусских землях распространялись своды житий святых, служившие нравственным примером и пособием по изучению истории, сочинения отцов церкви, сборники философско-религиозного содержания - Златоуст, Златоструй, Измарагд. Без сомнения, здесь распространялись и произведения светской древнерусской литературы. Кстати будет заметить, что в это время важнейшими культурно-просветительскими центрами на территории Беларуси были монастыри: Туровский (Варваринский), Мозырский (Петропавловский и Параскевы), Полоцкий (Борисоглебский). Открытие в монастырях своеобразных мастерских (скрипториев) по переписыванию книг содействовало распространению письменного слова. В скрипториях переписывались Святое Писание и произведения отцов церкви, патерики и жития, византийские хроники и местные летописи. Известно, что в XI в. при епископских кафедрах в Полоцке и Турове работали монастырские школы, где монахи преподавали детям зажиточных горожан основы письма и чтения. В XII в. такая школа работала при женском монастыре в Полоцке .

Белорусы являются основным населением своей страны, а также жителями других государств - России, Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Казахстана, Польши, США, Канады, Аргентины, Австралии, Франции и Великобритании.

Общепринятым языком является белорусский, но имеются и территориальные диалекты. Помимо национального языка, белорусы используют русский, польский и литовский языки. Большая часть населения исповедуют православие, а некоторые католицизм.

Народы, населяющие Беларусь

Белорусы относятся к восточным славянам. Белорусский народ образовался благодаря слиянию дреговичей, кривичей и радимичей с другими восточными народностями. Образованию белорусской народности способствовал ряд факторов - региональные особенности древних общностей, экономическая и культурные сферы того времени и язык.

Белорусская народность начала зарождаться в 14-16 веках, тогда она называлась Белая Русь. Формирование этой народности происходило во времена споров православной и католической церквей и русификации, поэтому к 17 веку белорусский язык был вытеснен из общественной жизни и заменен на польский. Только в 20 веке появились первые публикации на белорусском языке.

Белорусов долго не признавали как отдельную народность, считали их частью русских и польских народов. На сегодняшний день Республика Беларусь включает в себя более 100 наций, основными представителями которых являются сами белорусы, русские, поляки, евреи, украинцы, евреи, армяне, татары, цыгане. Также представителями Беларуси являются молдаване, немцы, грузины, китайцы, арабы и казахи. С момента образования Белорусского государства сложилось так, что сельскую местность населяли сами белорусы, города - евреи, на северо-западе - поляки, а на востоке - русские. Но в настоящее время белорусы заняли большую часть своих территорий.

Культура и быт

Большой отпечаток на культуру и быт Беларуси наложили национальные традиции и привычки прошлого.

Как и раньше, национальная одежда белорусов шьется из белых тканей. Мужчины носят рубахи навыпуск, с разрезом на груди и цветным поясом. Также национальный костюм мужчин включает безрукавку, холщовые штаны и различные головные уборы.

Женщинам принято носить рубахи или туники и поневы. Нижняя часть женской национальной одежды - клетчатая юбка, поверх которой повязывался фартук и цветной пояс. Также неотъемлемой частью женского костюма является яркая безрукавка. Головы женщин украшают венки или повязки из ткани. Женщины, состоящие в браке должны убирать волосы под чепец.

Национальной верхней одеждой являются: суконные свитки и дубленки и полушубки.

Традиционными блюдами считаются те, что приготовлены из муки, круп, овощей, картофеля. В момент зарождения и становления Беларуси, мясо являлось редкостью на столах людей. Но сейчас мясные блюда готовят многие, а национальными являются - печист, жаркое, верешалка и мачанка. Квас является неотъемлемой частью каждого застолья.

Если говорить о характере этой народности, то стоит отметить их уважительное отношение к старшим. Практически каждый представитель этого государства считает должным помнить своих предков.

Гостеприимство также считается отличительной чертой белорусов. Они стараются поддерживать с людьми хорошие, доверительные и открытые отношения. Дружелюбие и отзывчивость у них в крови.

Традиции и обычаи

Традиции и обычаи белорусов очень похожи на славянские. Они взяли в себя всего по чуть-чуть от обычаев Польши, Литвы, России и Украины.

Помимо всего, что ассоциируется со славянскими традициями, в Белоруссии до сих пор сохранились языческие ритуалы - Масленица, Купалье, Коляды и Дожинки. Белорусы смогли соединить эти языческие праздники с христианскими и получили необычные и яркие празднества. При этом влияние языческого направления куда больше, нежели чем христианское.

Любовь к природе наложила большой отпечаток на традиции белорусов. Ежегодно люди проводят обряды, связанные с землей, зерном и урожаем. Например, ритуальные праздник Дожинки - он проводится по окончанию жатвы и является символом окончания сельскохозяйственного периода.

Как и во многих государствах праздники Беларуси можно разделить на общественные и семейные. К первым относятся Рождество, Каляды, Масленица, Пасха и другие, а ко вторым дни рождения, свадьбы и другие.

Рождественские гадания стали неотъемлемой частью жизни белорусов. А Гуканне весны является одним из самых любимых и красочных праздников народа. Он проводится в конце зимы, символизирует наступление весеннего тепла и солнечных дней. В этот день люди выходят на улицу и устраивают всеобщее гуляние.

Особенности формирования культуры белорусов определяет её пограничный характер, постоянный тесный контакт с другими цивилизациями, особое положение белорусских земель, находящихся на перекрестке торговых путей, водоразделов Черного и Балтийского морей, наличие воинственных соседей и мощных военных государств, размещавшихся по всему периметру белорусских границ. Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную и самобытную культуру. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать свой «путь». Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной государственной и культурной традицией. Зато они могут считать себя потомками всех этих традиций наравне с другими нациями.

Вопрос о том, чем является белорусская культура - целостным самостоятельным образованием или частью иной (западной или восточной) культуры требует обращения к историческим основаниям культурной самоидентификации. Правомерность такого вопроса обусловлена пограничным состоянием Беларуси. Она расположена между двумя макрорегионами: православно-византийским и римско-католическим. Это проявилось в разделенности населения Беларуси по религиозной принадлежности на две части: западную - католическую и восточную - православную. Религия в этом случае выступает не просто как разновидность вероисповедания, но как носитель чего-то большего, своеобразным знаком, символом. Это значит, что личность, которая стоит перед выбором религии, выбирает одновременно и определенный тип цивилизации, культурную традицию, мировоззрение, общественный строй. Причиной постановки такого вопроса является и своеобразное качество границ Беларуси. Развитие культуры на землях бывшей Речи Посполитой, частью которой были белорусские земли, определялось постоянным перемещением, прозрачностью и непрочностью границ внутренних этнических территорий. Еще одна причина - нахождение Беларуси в составе Речи Посполитой, России, СССР, что сказалось на менталитете белорусов, их системе ценностей. Территория Беларуси большую часть исторического времени подвергалась постоянному переделу. Возможно, этим объясняется то, что самоидентификация белорусов носила в основном локальный характер и основывалась больше на принадлежности к определенной территории, местности, региону («тутэйшыя»), социальной группе (православные, католики и т.д.), клану, роду, семье, редко возвышаясь до уровня нации и государства.

Социокультурные истоки духовной жизни белорусского народа начали формироваться издавна, в рамках восточнославянской системы языческих верований и обычаев.

На белорусских землях язычество за многие тысячелетия своего существования прошло путь от культа великой Матери-Богини периода матриархата, культа предков, культа животных до сложного и развернутого пантеона богов. Дохристианская религия – это и поэтично-фольклорное осмысление Природы и Вселенной. Неслучайно некоторые исследователи придерживаются убеждения, что основы славянской культуры сформировались в языческий период. В представлении предков природа способна думать, размышлять, говорить, ощущать. В ней таятся великие созидательные и творческие силы. Язычество содействовало осмыслению и оценке отношений людей к реальности, социальных проблем и природе. Древняя религия восточных славян соответствовала общественным условиям кооперативного или коллективного производства. Понятия личности, ее самоценности не существовало. Каждый человек рассматривался как член сообщества.

В первобытном обществе социальные связи были весьма простыми и устойчивыми. Это также способствовало укреплению отношений индивида и природы. Человек относился к природе не как к определенному объекту, а как к интегральной части себя, и сам одновременно являлся одним целым природной среды. Природа использовалась для регулирования общественных отношений. С помощью сверхъестественных сил, закрепленных в мифологических образах, которыми был заселен каждый природный уголок, создавался настоящий моральный кодекс. Характерно, что в белорусских сказках, преданиях, легендах человек побеждает злые силы, в первую очередь, нравственной чистотой.

Существовавшие особенности языческих религий на территории Беларуси во многом были обусловлены тем, что системы верований формировались в стороне от первых центров цивилизаций. В связи с тем, что дохристианская культура была бесписьменной, ее реконструкция вызывает существенные сложности. Однако, очевидно, что существовавшая в язычестве система нравственности в дальнейшем заложила основу народной духовности феодального периода.

Как известно, с конца Xвека на восточнославянских землях начала распространяться христианская религия восточного образца. В дальнейшем развитие духовной культуры на Беларуси проходило под непосредственным влиянием христианских идей.

Процесс принятия христианства на Беларуси во многом отличался от аналогичных процессов, проходивших в Киевской Руси. Главным его отличием являлось постепенность, ненасильственность по отношению к проживающему здесь населению. Некоторые исследователи объясняют это кропотливой миссионерской работой. Пример тому – деятельность Ефросинии Полоцкой.

На территории Беларуси уже в 992 г. возникла Полоцкая епархия, третья по счету (после Киевской и Новгородской). Постепенно христианская вера распространяется по остальным нашим землям, естественно замещая бытовавшие языческие верования.

Особенностью распространения христианства на белорусских землях было и то, что культура древней Беларуси периода XI‑XIII в., в целом сориентированная на Византию, с характерным для нее консерватизмом и традиционализмом, была открыта для восприятия новаций из других регионов, особенно из Центральной и Западной Европы. Именно это привело к формированию многоконфессиональности, которая сыграла существенную роль в духовной жизни белорусского общества и определила ряд оригинальных идей в общественно-философской мысли. Успех распространения христианских идей на белорусских землях был настолько значительным, что уже в XII в. тут появляются такие мощные духовные личности, как Ефросиния Полоцкая, Кирилла Туровский, Климент Смолятич и др. Их влияние на развитие отечественных идей духовно-нравственного совершенствования был исключительный.

Итак, мы можем утверждать, что православное христианство определило основу средневековой культуры Беларуси, связав ее с культурным миром всего славянства и других христианских народов Востока и Запада. Нет ни одного вида искусства или направления культуры, которые бы не были одухотворены Православием. Школа, книга и просвещение на протяжении многих столетий оставались исключительно церковными. Архитектура, живопись, хоровая музыка, литература, политическая мысль и богословие Древней Беларуси соответствовали лучшим духовным ценностям христианской культуры начала второго тысячелетия после рождества Христова.

XI – XII века стали временем расцвета Полоцкого и Турово-Пинского княжеств. Это проявилось в появлении многочисленных видов искусств, тиражировании знаний, просветительстве и огромном уважении к личности мастера, творца художественных произведений искусства. Культура этого времени представляет собой тип «раннехристианского Возрождения», рожденного столкновением и синтезом творческих порывов молодого этноса, христианского духовного подвижничества и принесенной с Византии эллинистической культуры.

Важно отметить, что христианская религия, из которой вырастала новая духовная культура, таила в себе разные возможности дальнейшего развития. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с кровавой борьбой между полоцкими и киевскими князьями, стремившимися захватить полоцкие земли и распространить восточный тип православия и организации жизни. Во-вторых, с достаточно еще крепкими традициями язычества, которые препятствовали усвоению новой религии и образа жизни. В итоге, в условиях сильного военного, политического и культурного воздействия, как с Востока, так и с Запада, влияние идей и традиций язычества, не способствовавших быстрому принятию иной культуры, в 1230-е годы происходит объединение белорусских и литовских земель, образуется Великое княжество Литовское (ВКЛ).

К XIVстолетию белорусский этнос в основном уже сложился в народность, хотя полностью этот процесс не завершился, продолжался и далее. ВКЛ было белорусско-литовским государством. В период вхождения белорусских земель в ВКЛ шел процесс дальнейшего развития этнического сознания белорусов, развивались письменность, философская мысль, создавались документы, характеризующие уровень их политической и правовой ментальности.

Значительные памятники права XVIв. – Литовские статуты (1529, 1566, 1588 годов), в которых отразилось влияние римского права и юридические идеи эпохи Возрождения, оказали существенное влияние и на развитие права у всех восточнославянских народов.

Нужно заметить, что в отличие от самодержавного сознания Московской Руси, в основе менталитета белорусов лежали либеральные идеи, в том числе в вопросах государственного устройства, политической и религиозной жизни. Идеи конституционной монархии, верховенство закона, политической веротерпимости, закрепленные правовыми актами, в определенный период владели общественным сознанием Великого княжества Литовского.

Культуру любой страны можно рассматривать не только как показатель самосознания и духовного развития людей. Она является еще и сильнейшим инструментом идеологического влияния.

Культура Беларуси прошла сложный и противоречивый путь от своего возникновения до нынешнего развития. Это был путь от практически сплошной неграмотности до великих научных открытий и создания шедевров литературы и искусства мирового уровня.

Эпоха Средневековья

Культура Беларуси получила мощный стимул для своего развития после появления на территории страны христианства. Случилось это в середине 9-го в. Новая религия в корне изменила мировоззрение народа. Христианство способствовало возникновению государственности в виде Туровского и Полоцкого княжеств.

В этот период на территории нынешней Беларуси появилось большое количество новых ремесел и искусств. Начали строиться замки, города, храмы. Церкви и монастыри стали своеобразными культурными центрами, при которых велись летописи, открывались школы. Здесь же переписывались книги.

В 11-м в. в Полоцке возвели Софийский собор. Инициатором его постройки был князь Всеслав Чародей. По своему внутреннему убранству собор был схож с тем, который находился в Константинополе.

Начало 12-го в. ознаменовалось строительством Борисоглебского монастыря. Это сооружение находилось под Полоцком, в Бельчицах. Монастырь стал первым в своем роде на всей территории, которую заселяли восточные славяне. Для украшения этого храма впервые была использована керамическая плитка и фрески.

Культура Беларуси получала все большее и большее развитие. Так, в 1161 г. был возведен Спасо-Преображенский собор. Для него по заказу, сделанному Ефросиньей Полоцкой, был изготовлен непревзойденный предмет прикладного искусства. Мастер-ювелир Лазарь из Полоцка создал уникальный крест, обложенный пластинами из золота и серебра и украшенный изображениями святых в виде миниатюрной многоцветной эмали. Уже в одном Полоцке насчитывается 10 храмовых сооружений, возведенных в 12-м в.

Литературное наследие

История культуры Беларуси знает множество личностей, сыгравших большую роль в развитии духовной жизни страны. Одним из таких выдающихся деятелей является Кирилл Туровский (род. примерно в 1130 г., но не позднее 1182 г.). Это был блестящий литератор, высокообразованный человек и известный религиозный деятель. До наших дней сохранилось три его поучения, тридцать молитв, два канона и восемь «Слов». За выдающееся владение ораторским искусством современники звали его Златоустом.

Национальная культура Беларуси не может быть описана без упоминания о Ефросинье Полоцкой. Это внучка князя Всеслава Чародея. Она занималась переписыванием книг, а позже, после пострига в монахини, создавала собственные писания и летописи. Далее она стала игуменьей в полоцком монастыре Св. Спаса. По ее инициативе был построен мужской монастырь. Уже будучи в преклонном возрасте, Ефросинья Полоцкая совершила паломничество в Иерусалим. Там она и скончалась.

Неоценимый вклад в развитие культуры Беларуси внес живший в 12-м в. Климент Смолятич. Этот выдающийся деятель создал большое количество литературно-церковных произведений. К сожалению, они не сохранились до нашего времени.

Развитие ремесел

Широкое распространение на территории Беларуси получило декоративно-прикладное искусство. Оно развивалось под влиянием византийских традиций. Однако ремесленники страны вносили в него местные черты. В 11-12-м вв. в Беларуси было около шестидесяти различных видов ремесел. Среди них - ювелирное, гончарное, литейное дело, а также художественные работы по дереву.

Высокое мастерство ремесленников тех лет подтверждают находки археологов. Так, в Гродно и Волковыске ученые обнаружили фигурки из камня и кости, а также каменные иконки, украшением которых является тончайшая резьба.

Формирование письменности

Первые летописи, язык которых нес в себе характерные черты старобелорусского, стали создаваться с первой половины 13-го в. Среди таких памятников письменности можно назвать договорную грамоту смоленского князя Мстислава и грамоту полоцкого князя Изяслава. Начиная с 14-го в. старобелорусский язык стал государственным. На нем велась вся канцелярия и делопроизводство в Великом княжестве Литовском. На этом языке проводили свои заседания сеймы. На нем писались законы.

Таким образом, можно говорить о том, что развитие культуры Беларуси в 9-15-м вв. происходило одновременно со становлением государственности. Оно выражалось в распространении образования, просвещения и книжности. В этот же период произошло формирование основных особенностей старобелорусского языка, и появились выдающиеся деятели просвещения. Свое развитие получила и архитектура.

Можно смело говорить о том, что народная культура Беларуси Средневековья явилась фундаментом для дальнейшего становления духовности народа.

Развитие культуры Беларуси в 16-18-м вв.

В этот период в мире были особенно сильны идеи европейского Возрождения, Просвещения и Реформации. Именно они, а также социально-политические и экономические условия того периода наложили свой отпечаток на развитие культуры Беларуси.

В эту эпоху на территории страны продолжили свое успешное развитие литература и образование, наука и искусство.

Белорусский первопечатник

Неоценимый вклад в развитие книжности, литературы и национального языка внес Франциск Скорина. Этот гуманист, просветитель и первопечатник жил в первой половине 16-го в. Благодаря такому выдающемуся человеку старобелорусский язык претерпел реформирование и стал богаче.

В 1517 г. Франциск Скорина издал книгу «Псалтырь». Ее текст был написан на церковнославянском языке с учетом старобелорусской редакции. С 1522 по 1525 г. первопечатник издал такие книги, как «Апостол» и «Малая подорожная книжица». Таким образом, Скорина может считаться предвестником Просвещения и Возрождения в Литовском княжестве.

Реформа школьного образования

В середине 18-го в. в Речи Посполитой происходили большие перемены в экономической сфере. Это и привело к необходимости реформирования школьного образования.

Первый значительный шаг был сделан в 1740 г. Именно в это время один из активных деятелей Просвещения Станислав Канарский произвел реорганизацию обучения, проводимого в школах при монашеском ордене пиаров. Благодаря этому великому человеку сюда стали принимать учеников из семей разных сословий. Посещали школы даже крестьянские дети. Такое обучение длилось шесть лет и являлось совершенно бесплатным.

Более глубокая реформа образования была проведена в 1770-е годы. Ее предложил известный деятель культуры И. Хрептович. Под его руководством было создано первое в Европе Министерство народного образования. Называлось оно Государственная Образовательная комиссия. Это учреждение занималось организацией проверок светских учителей и открыло по всей территории Беларуси 20 подокружных и окружных школ. В 1617 г. Радзивиллами в Слуцке был открыт первый на всех восточнославянских землях лицей.

Развитие науки

Расширение деятельности системы образования способствовало увеличению числа умелых мастеров. В те времена создавалось большое количество самых различных механизмов и приборов. Одним из самых выдающихся представителей науки 17-го в. является Казимир Семенович. Он стал разработчиком и создателем модели многоступенчатой ракеты. Кроме того, Семенович изобрел множество приспособлений в области артиллерии и проторакетной техники, в том числе и стабилизатор «Дельта».

Известным деятелем исторической науки является Альберт Коялович. Среди его работ особое место занимает первое напечатанное исследование Великого княжества Литовского «Исследование Литвы».

Развитие искусства

Системное обновление культуры Беларуси стало основой для возникновения новых видов профессиональной и самодеятельной драматургии. Первым школьным театром, появившимся на территории страны, стал кружок, созданный в 1585 г. при Полоцком иезуитском коллегиуме. В 1788 г. в этом же городе было построено первое здание для постановки спектаклей. В 18-м в. на территории Беларуси действовало двадцать два школьных и двадцать шесть музыкально-драматических театров. С середины 18-го в. в стране был создан и начал активно развиваться профессиональный балет.

Успешная деятельность театров сопровождалась значительным подъемом музыкального искусства. В 18-м в. на территории Беларуси были широко распространены крепостные оркестры, а также капеллы, которых к концу восемнадцатого столетия насчитывалось порядка 30.

Центром музыкального искусства считался город Несвиж. Именно здесь еще с 15-го в. работала музыкальная школа. В ней крепостных мальчиков учили играть на валторне, флейте и скрипке.

Многие деятели культуры Беларуси того периода внесли большой вклад в музыкальное искусство других государств. Например, благодаря творчеству педагога и композитора И. Козловского был открыт новый этап доглинковского периода. В Москве проходили успешные концерты белорусского певца Ивана Коленды.

Развитие культуры страны в 19-20-м вв.

Этот период характерен многими историческими событиями. Это Отечественная война 1812 г., Первая мировая война, многочисленные восстания, произошедшие в 1794, 1830 и 1863 гг., революции 1905 и 1917 гг., проводимая политика полонизации, а затем и русификации. Тем не менее, несмотря на все глобальные изменения в общественной жизни народа, культура Беларуси неуклонно продолжала свое развитие.

Становление искусства

События политической и социальной жизни страны нашли свое отражение в произведениях устного народного творчества. Продолжала развиваться и белорусская литература. В ее становление неоценимый вклад внесли Я. Борщевский, А. Рипинский, Я. Чечот и многие другие. Среди выдающихся памятников литературы, созданных в первой половине 19-го в., выделяются анонимные поэмы «Тарас на Парнасе» и «Энеида навыворот».

Первым классиком литературы Беларуси считается Вицент Дунин-Мартинкевич. Его лучшее произведение, созданное в начале 60-х годов, - «Пинская шляхта».

Белорусская литература занимала ведущее место в культуре страны и в начале 20-го в. Это было время, когда проявился талант З. Бядули, Я. Купалы, М. Горецкого, Я. Коласа, Э. Пашкевича (Тетки) и других.

В первой половине 19-го в. в культуре Беларуси значительное место занимали театры. Причем развивалось не только профессиональное, но и любительское искусство. Свое новое развитие театральная жизнь получила в начале 20-го в. Белорусскому зрителю предоставлялась возможность знакомства с театральными постановками братских славянских государств.

В первой половине 19-го в. начали собирать, а после публиковать белорусские народные песни. Велись попытки их концертных и композиционных обработок.

Подъем культуры наблюдался и в области архитектурных решений. Центры белорусских городов застраивались домами государственного и специального назначения. Среди подобных сооружений того времени можно выделить собор Петра и Павла, а также дворец-усадьбу Румянцевых-Паскевичей в Гомеле.

На развитие живописи значительное влияние оказывала Виленская специализированная школа. В ней работало отделение изобразительного искусства. Всего за четверть века школой было подготовлено более 250 граверов, художников и скульпторов.

Значительная страница в истории культуры страны занята печатью. До революции 1905 г. в западных губерниях издавалось пятнадцать правительственных газет. После 1910 г. появились первые издательства, такие как «Наша хата», «Наша нива» и другие.

С 1920-х годов в стране началось большое национально-культурное строительство. После окончания Гражданской войны в Беларуси возобновили свою работу театры, высшие учебные заведения и многие издательства. Русский, белорусский и польский языки были объявлены государственными.

Становление советской культуры сопровождалось ликвидацией малограмотности и безграмотности населения. Для этого открывались многочисленные школы. Массовую неграмотность удалось победить уже к 1939 г. В 1923 г. в стране было введено обязательное школьное обучение.

Ускоренная индустриализация требовала высококвалифицированных кадров. Именно поэтому было принято решение об открытии целого ряда высших учебных заведений. К 1941 г. их насчитывалось уже 25.

Первые годы после Октябрьской революции стали особенно плодотворными для белорусской литературы. В 1923 г. свет увидела эпохальная поэма Я. Коласа «Новая зямля», а в 1925 г. - «Сымон-музыка». В послевоенный период литература страны продолжала развиваться. На ее небосклоне появились новые таланты, такие как И. Мележ, Я. Брыль, В. Быков, И. Шамякин, Р. Бородулин, В. Короткевич. Важное место в их творчестве занимала тема войны.

В советский период продолжило свое развитие театрально-музыкальное искусство, и широко шагнул в массы кинематограф.

Современная культура

В последние годы все основные составляющие национальной самобытности динамично развиваются и получают поддержку со стороны государства. В День культуры Беларуси, который приходится на второе воскресенье октября, проходит много музыкальных и кинематографических фестивалей, выставок и прочих мероприятий. Впрочем, можно сказать о том, что активность культурной жизни страны не угасает в течение всего года.

Министерство культуры Беларуси в своей системе насчитывает более 7 тысяч различных организаций. Это театры и музеи, клубные организации и кинотеатры, библиотеки и цирки. В стране работает три специализированных учреждения высшего образования, среди которых - Институт культуры Беларуси. Государство поддерживает работу детских школ искусств, концертных организаций и образовательных учреждений среднего звена.

В последние годы принят ряд важных законов. Они призваны регламентировать взаимоотношения государства и культуры. Одним из них является «Кодекс о культуре». Беларусь также систематизировала нормы, которые регулируют деятельность этой сферы жизни общества.

Каждый год в стране проводится порядка 60 республиканских, региональных и международных фестивалей. Самым крупным из них является «Славянский базар» в Витебске.

Днем культуры Беларуси можно считать и 17 декабря. В эту дату отмечается День белорусского кино. Это направление искусства не только продолжает традиции предшествующих поколений, но и постоянно ищет новые пути развития. В стране осуществлялись многие совместные проекты. Так, на киностудии «Беларусфильм» снимали свои фильмы Александр Сокуров, Никита Михалков и многие другие известные режиссеры.