Культура бразилии традиции обычаи. Культура бразилии. Влияние на культуру Бразилии

Бразилия славится своими роскошными многочисленными пляжами, которые на сотни километров протянулись по восточному побережью страны. Однако, ежегодно миллионы туристов из самых разных стран мира приезжают в Бразилию не только ради отличных пляжных курортов. Туристов также интересуют достопримечательности и культура этой страны, которая дала миру самбу, капоэйру и бразильский футбол.

География Бразилии

Бразилия располагается в Южной Америке. На севере Бразилия граничит с Суринамом, Венесуэлой, Гайаной и Французской Гвианой, на северо-западе – с Колумбией, на западе – с Перу и Боливией, на юге – с Уругваем, а на юго-западе – с Аргентиной и Парагваем. На востоке страна омывается Атлантическим океаном. Общая площадь этого государства – 8 514 877 кв. км., а общая длина государственной границы – 14 691 км.

Территория Бразилии очень разнообразна – там есть низменности, равнины, холмы, горы. На севере находится Амазонская низменность, преходящая в Гвианское плоскогорье, а на юге - Бразильское плоскогорье. Самая высокая местная вершина – пик Неблина, чья высота достигает 2 994 метров.

Основные бразильские реки – Амазонка, Парана (и ее главный приток Игуасу), Негро, Сан-Франциско и Мадейра.

Столица Бразилии

Бразилиа - столица Бразилии. Население этого города сейчас составляет более 2,6 млн. человек. Бразилиа была построена в конце 1950-х годов.

Официальный язык

Официальный язык – португальский.

Религия

Около 86% жителей – христиане (из них более 84% - католики, а более 22% - протестанты).

Государственное устройство Бразилии

Согласно Конституции 1988 года, Бразилия – это федеративная республика. Ее глава - Президент, которого избирают на 4 года. Исполнительная власть принадлежит Президенту, Вице-президенту и Кабинету министров в составе 15 министров с председателем.

Двухпалатный бразильский парламент называется Национальный Конгресс, он состоит из Сената (81 сенаторов) и Палаты депутатов (513 депутатов).

Основные политические партии – «Партия трудящихся», «Партия бразильского демократического движения», «Бразильская социал-демократическая партия», «Демократическая партия», «Прогрессистская партия» и «Партия республики».

Административно страна делится на 26 штатов и один федеральный округ с центром в Бразилиа.

Климат и погода

Климат разнообразен, начиная от тропического и заканчивая субэкваториальным. В бассейне Амазонки климат тропический со среднегодовой температурой воздуха +27С.

Лучшее время для посещения Бразилии – с декабря по март. В это время погода достаточно солнечная, чтобы загорать на пляжах и купаться в океане. Кроме того, нужно помнить и про бразильский Карнавал в феврале.

В целом же отдыхать в этой южноамериканской стране можно круглый год. Но нужно учитывать, что на северо-востоке сезон дождей приходится на апрель-июль, а в районе Рио-де-Жанейро – на октябрь-январь.

Океан у берегов Бразилии

На востоке Бразилия омывается Атлантическим океаном. Длина береговой линии составляет 7 491 км. Средняя температура моря у берега с января по март - +25С, а с июля по сентябрь - +23С.

Реки и озера

По территории Бразилии протекает большое количество рек. Самые большие из них – Амазонка, Парана (и ее главный приток Игуасу), Негро, Сан-Франциско и Мадейра.

В штате Парана на границе с Аргентиной находятся знаменитые водопады Игуасу, состоящие из 270 отдельных водопадов.

История Бразилии

Современная история Бразилии началась с 1500 года, когда к берегам этой страны приплыл португальский флот во главе с Педру Алварешем Кабралом. Первое поселение португальцев в Бразилии появилось в 1532 году, а колонизация этой страны началась фактически в 1534 году, когда португальский король разделил ее на 12 колоний.

В 1549 году колонии были обледенены в единое бразильское генерал-губернаторство. К середине XVI века Бразилия превратилась в крупнейшего в мире поставщика сахара. Для выращивания сахарного тростника туда стали в больших количествах ввозить чернокожих рабов из Анголы и Мозамбика.

В 1640 году маркиз де Монталван стал первым вице-королем Бразилии. К концу XVII века экспорт сахара из этой южноамериканского государства заметно снизился. Однако, бразильской экономике ничего не угрожало, т.к. в стране нашли большие запасы золота.

В 1822 году Бразилия объявила независимость от Португалии - образовалась Бразильская империя во главе с императором Педру I.

Рабство в Бразилии было отменено только лишь в 1888 году. Через год после этого, в 1889 году, была провозглашена республика Бразилия.

В 1930 году президентом Бразилии стал Жетулиу Варгас, ввевший затем в стране личное правление – диктатуру. В 1954 году высшие офицеры бразильской армии совершили политический вооруженный переворот, и к власти фактически пришел маршал Умберту Кастелу Бранку.

Сейчас Бразилия является политическим и экономическим лидером в Южной Америке.

Культура

Современное бразильское общество сформировалось в результате слияния представителей многих культур. Именно поэтому бразильская культура такая разнообразная и интересная.

В Бразилии родилась капоэйра – одно из самых красивых боевых искусств в мире. Капоэйра появилась среди чернокожих рабов как ответ на жестокость со стороны белых плантаторов.

Еще одна характерная черта бразильской культуры – танец «самба». Этот танец и сейчас остается для многих бразильцев самой популярной формой народной музыки.

Также не нужно забывать про футбол, который для подавляющего большинства бразильцев стал уже настоящей религией. Разве можно представить бразильскую культуру без футбола?

Каждый год в конце февраля перед Великим постом во многих бразильских городах проводится Карнавал, который в наши дни уже стал самым грандиозным шоу в мире. Особенно своими парадами славятся города Рио-де-Жанейро и Сальвадор, организаторы которых тратят ежегодно несколько месяцев на подготовку.

Кухня Бразилии

Бразильская кухня сформировалась под влиянием кулинарных традиций местных индейцев, португальцев, итальянцев, немцев, африканцев и даже японцев и арабов. Главные продукты питания для многих бразильцев – рис, черные бобы и маниока.

Некоторые эксперты говорят, что как таковой единой бразильской кухни нет, а есть отдельные региональные кулинарные традиции.

Туристам в Бразилии рекомендуем попробовать «фейжоада» (рис, бобы с томатами и мясом), шашлыки «чарраско», «туту» (пюре из фасоли и мяса), «эмбалайя» (рагу из мяса с овощами и помидорами), «ксинксим» (курица с помидорами и креветками), «акараже» (жареная фасоль), овощной суп «кальдерада», креветки с овощами и острым соусом «каруру», бразильскуя «уху» «мокича» и др.

Традиционные безалкогольные напитки – фруктовые соки, кокосовый сок, и, конечно же, кофе.

Традиционные алкогольные напитки - «кашаса» (крепкий национальный алкогольный напиток), пиво и ром.

Достопримечательности Бразилии

В Бразилии туристов ждут не только отличные живописные пляжи, но и очень интересные достопримечательности. Возле границы с Аргентиной и Парагваем на реке Игуасу находятся знаменитые водопады Игуасу, которые ежегодно посещают около 1 млн. туристов.

Самая главная бразильская достопримечательность – это огромная 38-метровая статуя Христа-Спасителя на горе Корковадо в Рио-де-Жанейро.

В 65 км от Рио-де-Жанейро в Петрополисе находится Императорский музей, а также очень интересная летняя резиденция императора Педру I.

Туристам рекомендуем посетить город Сальвадор, который когда-то давно стал первым поселением португальцев в Бразилии. В этом городе до наших дней сохранилось большое количество средневековых церквей, монастырей и дворцов.

Рекомендуем также обратить внимание на бразильские заповедники и национальные парки, которых в этой стране насчитывается более двадцати. Это, прежде всего, Национальный парк Игуасу, чья площадь составляет 17 тыс. гектаров и заповедник Пантанал, площадью 150 тыс. кв. км.

Города и курорты

Самые большие города – Рио-де-Жанейро, Сальвадор, Бразилиа, Форталеза, Белу-Оризонти, Куритиба, Манаус, и, конечно, Сан-Паулу.

Бразилия знаменита во всем мире своими пляжами. Некоторые из них входят в число самых лучших в мире. Каждый приморский бразильский город можно назвать пляжным курортом. Естественно, пляжная инфраструктура там хорошо развита. В десятку лучших бразильских пляжей, на наш взгляд, входят следующие:

  1. Baia do Sancho (Fernando de Noronha)
  2. Lopes Mendes Beach (Ilha Grande)
  3. Baia dos Porcos (Fernando de Noronha)
  4. Praia dos Carneiros (Porto de Galinhas)
  5. Dolphins Bay (Praia de Pipa)
  6. Ipanema Beach (Rio de Janeiro)
  7. Lagoa Azul (Ilha Grande)
  8. Arpoador Beach (Rio de Janeiro)
  9. Muro Alto Beach (Porto de Galinhas)
  10. Gunga Beach (Maceio)

Сувениры/покупки

В качестве сувениров из Бразилии привозят различные изделия народных промыслов, кожаные изделия, кошельки и портмоне, ювелирные украшения ручной работы, футбольные сувениры, небольшие статуэтки Христа-Искупителя, женские платки «канга», бразильский традиционный алкогольный напиток «кашаса».

Часы работы учреждений

Бразильская культура очень разнообразна. Этническое и культурное смешивание в Бразилии произошло в колониальный период между американскими индейцами, португальцами и африканцами и сформировало большую часть бразильской культуры.

В 19-ом и начале 20-го столетий итальянские, немецкие, испанские, арабские и японские иммигранты наводнили Бразилию и сыграли важную роль в ее культуре, создав смешанное культурное и многоэтническое общество.

Главное влияние на культуру Бразилии оказало то, что больше трех столетий она была колонией Португалии. Много поселенцев из Португалии прибыли в Бразилию именно в этот период (почти 1 миллион человек) и принесли свою культуру в колонию.

У коренных жителей Бразилии происходил тесный контакт с колонистами. Многие истреблялись, другие смешались с португальцами. По этой причине, культура Бразилии подверглась влиянию «америнда», главным образом, в пище и языке (в бразильском португальском есть сотни слов индейского происхождения, в основном, от языка гуарани).

Черные африканцы, которые были привезены в Бразилию в качестве рабов, также активно участвовали в формировании бразильской культуры. Хотя португальские колонисты вынудили своих рабов стать "более цивилизованными" (что означало принять католицизм и говорить на португальском языке), их культурные влияния были распространены по всей Бразилии.

В некоторых областях Бразилии, особенно в штате Баия , прослеживается очевидное африканское наследство в музыке, пище, языке, и т.д. Иммигранты из Италии, Германии, Испании, Японии и Ближнего Востока сыграли важную роль в тех районах Бразилии, где они поселились (главным образом, это южная и юго-восточная Бразилия). Иммигранты организовывали сообщества, которые затем стали важными бразильскими городами (Ионвилль и Кашиас-ду-Сул, например) и принесли важный вклад в культуру Бразилии.

Более подробно о культуре Бразилии можно узнать на сайтах:

Предпосылки формирования бразильской культуры (Часть 1)

Пожалуй, сложно сказать, когда именно бразильский народ осознал себя единым целым – даже сами бразильцы согласны, что их история начинается намного раньше официальной даты открытия Бразилии - 22 апреля 1500 года. В то же время, знаменитый клич на Ипиранге, провозгласивший политическую независимость Бразилии, лишь подтвердил уже свершившийся факт – существование новой нации.

С 1500 до 1822 года - от открытия новых земель до независимости - прошел немалый срок, за который судьбы разных народов сплелись в одну, создав уникальную, в своём роде, культуру Бразилии, соединившую в себе самые разнообразные аспекты.

Чтобы понять, чем и почему процесс формирования бразильской культуры отличался от процесса формирования других культур Нового Света, нужно принять во внимание некоторые довольно известные факты.

В первую очередь, религия. Когда мы представляем себе американский континент, мы делим его на Латинскую Америку, и США и Канаду. Вспоминая, что мы знаем об этих странах, мы прекрасно сознаём, насколько они различны не только в экономическом, но и культурном плане: вся их история, начиная с первого появления европейцев на новых землях, развивалась по различным схемам.

И в основе всех этих различий стояла религия. К началу колонизации Европа уже окончательно была разделена на протестантов и католиков. И речь у нас пойдёт не о доктрине, а об отношении к миру – об отношении к близкому и чуждому – об отношении к «другому», как назвал это Тодоров.

Пришедшие в Северную Америку протестанты верили в судьбу и предназначение – картина мира для них была чёткой и ясной, и тот, кто не вписывался в неё, не имел шансов преодолеть ту пропасть, что отделяла Новый Свет от прибывших европейцев. Поэтому они начали перекраивать эту чуждую землю по своему образу и подобию, разрушая на своём пути все, что им мешало. Так индейцы изначально стали для них дикарями, одним из проявлений враждебной природы, с которыми не было нужды считаться. Позже, когда появилась нужда в рабочей силе, и с африканского континента стали прибывать тысячи рабов, едва возникнувшая дискуссия о человечности рабства была разрешена в чисто протестантской манере. А именно: христианин не может быть рабом, но они не христиане – да, они люди, но не достойные свободы, ведь им не известно слово божие – они не были выбраны, чтобы спастись, следовательно – рабство их участь. И лишь несколько поколений спустя – когда африканские корни были забыты, а английский язык стал родным, североамериканские рабы обратились в христианство, доступ к которому был им не только отрезан, но и запрещён европейцами – ведь христианин не должен быть рабом, тем более, другого христианина.

Подобной проблемы не возникло в католической Америке. Первых колонистов вопросы веры особо не интересовали – они пришли в поисках новых земель, богатства и удачи. Они брали себе индейских женщин, которые рожали им детей, порабощали племена, ища свою выгоду в местных конфликтах – они быстро ассимилировались и их дети мало чем отличались от местных жителей. Церковь не заставила себя долго ждать.

Уже в первые годы Португальская корона отправила в Новый Свет духовных наставников, но представители короны были, скорее, чиновниками и вопросы веры местного населения их не особо интересовали. Однако, вслед за ними в Новый Свет направились представители религиозных орденов, чьей целью была миссионерская деятельность. В Бразилии главную роль сыграли иезуиты, в испанских колониях - францисканцы.

A America como entidade no espaco, exigira a sua incorporacao na imagem mental da Europa sobre o mundo natural. O homem americano tinha de encontrar o seu lugar entre os povos da humanidade e a America, como entidade no tempo, requeria integracao na concepcao europeia do processo historico. Tudo isso foi alcancado no discurso do seculo XVI...

Шестнадцатый век для католической церкви был эпохой инкорпорации Нового Света в мироздание европейских умов. Именно миссионерские ордена послужили тем связывающим звеном, которое позволило европейской, американской и африканской культурам слиться в единое целое. Ни экономические, ни социальные, ни расовые или религиозные факторы не помешали им найти место в мироздании всем подданным португальской и испанской короны.

На первом месте для миссионерских орденов стояло обращение индейцев в католичество, но идея массовых крещений была сразу отклонена - миссионеры должны были именно обращать в христианство новых подданных короны. Для этого они должны были понять своих подопечных. И с этого момента началась грандиозная деятельность по изучению языков и культур индейских племён. Большая часть сведений, что дошла до нас об индейских обществах, была изучена, интерпретирована и записана именно миссионерами. Возможно, их интерпретация, с нашей точки зрения, не была беспристрастной – но она была собрана людьми, посвятившими свои жизни изучению индейцев, стремлению понять их и затем обучить, чтобы они стали полноценными членами общества – христианами.

Когда экономический подъем колоний и рост тростниковых плантаций привёл к рабовладельческому строю, перед церковью возникла ещё одна проблема – африканские рабы – но, в отличие от протестантов, католики легко решили проблему - рабство + христианство.

Рабы должны быть крещены и приобщены ко всем святым таинствам – в том числе, к венчанию в церкви. Как с рабами, так и со свободными, то же самое по отношению к их детям, которые должны воспитываться в христианских традициях. Но христианство не гарантирует им никакой свободы, кроме духовной - их освобождение на совести у хозяина. В конце концов, социальные сословия никто не отменял, а равны люди лишь перед Господом Богом.

Таким образом, желание католической церкви ассимилировать негров и индейцев в колониальное общество не позволило произойти тому разделению, которое произошло в Северной Америке. Каждая культура занимала своё законное место в колониальной иерархии, а на вершине, конечно, находилась европейская культура. Но даже она не всегда доминировала, например, в 1758 году маркиз Помбал - тот самый, который изгнал из Бразилии иезуитов, запретил использовать Тупи – индейский язык, на котором в то время говорила большая часть населения Бразилии, а благодаря иезуитам, которые дали этому языку письменность и систематизировали грамматику, также писала и читала. И лишь в 18 веке Тупи силой уступил португальскому языку в Бразилии, а например, в Парагвае, это до сих пор второй государственный язык, на котором издаются газеты и оформляются документы.

Первая волна эмиграции сформировала основной костяк колониального общества, куда в 19 веке устремились новые волны европейцев в поисках лучшей доли.

Карнавал в Рио-де-Жанейро , нет такого человека, кто хотя бы раз не слышал о нем, не видел его, пускай и на экране телевизора. Поистине, наряду с футболом это визитная карточка страны. Но культура Бразилии - это далеко не только карнавалы. Богатая литература мирового уровня на португальском языке это тоже Бразилия.

Повседневные обычаи и традиции Бразилии

Еще одна старая традиция бразильцев - любовь к общению. Мужчины непременно обсуждают футбольные матчи, политику, а женщины бразильские сериалы. Поэтому, если Вы не будете отказываться от общения в приятной компании, Вас начнут больше уважать. Также бразильцы не считают зазорным узнать, к какой религии Вы себя относите, сколько Вам лет, где Вы и кем работаете.

Так же у некоторых бразильцев есть обычаи, касающиеся их одежды. Традиционные костюмы сохранили жители этой страны. Например, на мужчинах Вы сможете увидеть очень просторные рубашки, которые они носят навыпуск, а также сандалии с деревянной подошвой. Женщины же очень любят себя украшать утонченными ожерельями и массивными браслетами, изготовленных из птичьих перьев или ракушек. Что касается женской одежды, то она многослойная - нижняя белая юбка, сверху еще одна цветная, сверху длинная вышитая различными нитями блуза. Если Вы приедете в Бразилию, лучше надевайте простую светлых цветов одежду, чтобы не выделятся из толпы.

ежегодный фестиваль, проходящий во многих городах Бразилии за 40 дней до Пасхи, знаменующий начало Великого поста. В течение Великого поста римо-католики воздерживаются от любых телесных удовольствий. Именно поэтому бразильский карнавал, как акт прощания с удовольствиями, проходит накануне поста.


Существует несколько версий происхождения бразильского карнавала. По одной из них, в его основе лежит завезённый в 17 веке португальцами "Потешный день" - праздник, сопровождавшийся песнями и плясками, когда было принято дурачить друг друга всевозможными способами, обливаться водой, обкидываться сырыми яйцами и фасолью. Вскоре к этой забаве присоединились чернокожие рабы, завезённые в Бразилию из Африки, привнеся туда колоритные обычаи с родины. К 20 веку бразильский карнавал впитал в себя элементы карнавалов Италии и Франции. Именно тогда маски, фантастические костюмы и персонажи пришли на бразильский праздник. Также появились региональные вариации проведения карнавала.

В 1928 году в Рио возникла первая школа танца самбы и с тех пор традиция карнавальных парадов школ самбы распространилась на другие города. Крупнейшие парады школ самбы - это как раз карнавал в Рио, а также карнавал в Сан-Паулу. В этих города существуют специальные самбадромы, где собственно и происходят выступления школ самбы, вход для зрителей туда платный (но все уличные шествия, разумеется, бесплатны).

Однако традиция уличных карнавалов, в которых могут участвовать все кто пожелает, не исчезла и сегодня. Она сохранилась в основном на северо-востоке Бразилии, в городах Салвадор, Ресифе и Олинда. Сотни тысяч людей выходят на улицу, чтобы вместе пройтись по дорогам города, танцевать, петь, устраивать вечеринки и веселиться. В этих городах парады проходят не только под ритмы самбы, например в Ресифи и Олинде - под ритмы маракату, афоши и фреву.

Бразильский Карнавал является крупнейшим народным праздником страны и самым известным праздником Бразилии. На время его проведения, жизнь в стране полностью замирает, праздник отмечается и днём и ночью, 50 % годового потребления пива приходится именно на этот период и 70% туристов приезжают в Бразилию именно в это время.

Карнавал в Рио-де-Жанейро проходит один раз в год в феврале месяце (разгар бразильского лета). Праздник начинается в предшествующую Великому Посту субботу и продолжается в течение 4 дней и 4 ночей до «Пепельной среды» (Quarta-feira de cinzas).

Организуется это празднество при участии Министерства Туризма и Лиги Школ Самбы, а его проведение транслируется почти всем телеканалам.

Начинается карнавал с символической передачи городским мэром ключей от Рио-де-Жанейро "королю карнавала", который на время проведения праздника становится полноправным хозяином города.

Главная особенность карнавала в Рио-де-Жанейро, то, что это не импровизированное шествие с танцами и песнями, а хорошо отрепетированное театрализованное шествие-соревнование школ самбы, в котором от каждой школы участвует до 4 000 человек одновременно.

Каждая школа самбы целый год очень тщательно готовится к этому празднику, всё продумывается до мельчайших деталей, выбирается тема выступления, готовится музыка и хореография, создаются уникальные костюмы и оформляются движущиеся площадки.

Сорок членов жюри будут оценивать каждый пункт: сплочённость команды, ритмичность ударных и согласованность их с танцем и пением, ну и, разумеется, общее впечатление.

Одна из самых главных персон во время шествия школы - женщина-знаменосец, которая возглавляет машину, и оценка во многом зависит также от её выступления.

Ежедневно более двух миллионов человек принимают участие в карнавале на улицах города, но основное карнавальное шествие проходит на Самбодроме - специальной 700 метровой улице, предназначенной для проведения карнавала, с трибунами и ложами, рассчитанными на 90 000 зрителей. Парад школ самбы на самбодроме начинается вечером в 21 и может длиться в течение 10 часов.

Первой по Самбодрому проходит школа-победитель прошлогоднего карнавала, и уже далее остальные школы выходят по списку. Сначала проносят название школы, потом идут её сотрудники и знаменитости в карнавальных костюмах, за ними тысячи танцоров и музыкантов, а также ярко-украшенные площадки на колёсах, возле которых танцуют элитные танцовщицы "пассистас".

Завершаться показы школ самбы Парадом Чемпионов, которых определит компетентное жюри. По итогам карнавала выбирается школа - победитель, которой вручается денежный приз.

Ниже приведена информация о датах проведения карнавала в Рио-де-Жанейро на ближайшие годы:

  • В 2018 году - Февраль 10-13
  • В 2019 году - Март 2-5
  • В 2020 году - Февраль 22-25

Сначала здесь жили индейцы, затем хозяйничала Португалия. Европейцы, помимо привычки строить повсюду каменные церкви, привезли на континент множество рабов из Африки, а значит, частички ее колдовства. Смешанная культура Бразилии, которая началась с насилия и крови, сегодня является символом того, как гармонично сочетаются разные религии, обряды, танцы и цвета кожи.

В Бразилии нет единой культуры, но нет и разобщенности. Музыка, танцы - из Африки, от индейцев досталась привычка спать в гамаке и потягивать мате. Даже религиозные ритуалы здесь легко сочетаются со строгим католическим кодексом.

Яркий пример - языческий карнавал, где каждый может выразить свое природное чувство и страсть. В этом дух бразильцев: тяжелые дни, смерть, грусть - все в итоге сменяется сумасшедшим карнавалом.

Бразильский футбол

Футбол - культурное явление, которое по воздействию на жизнь бразильцев сравнимо с религией. Конечно, далеко не все здесь интересуются футболом, как и не все бразильцы католики. Но этот вид спорта проник в самую кровь, с юных лет мальчики начинают управляться с мячом как настоящие акробаты. За команды болеют семьями и ссорятся тоже семьями.

Здесь есть свои храмы - стадионы и свои святые - легендарные футболисты. Пеле и Роналдо - национальные герои. Если вы скажите о них что-то плохое, фанаты будут преследовать вас, как черти грешника до конца квартала. Бразилия - единственная команда, участвовавшая во всех чемпионатах мира и выигравших его пять раз.

Самба и карнавал

Самба имеет африканские корни и, вероятно, является обрядовой формой флирта между мужчиной и женщиной. Танец отличают характерные движения бедрами, зазывные жесты, легкие шаги вперед и назад, при этом танцоры стараются показывать превосходную форму и веселое расположение.

Наиболее эффектно выглядят танцовщицы - их костюм включает бикини, украшения, туфли на высокой платформе и фантастические головные уборы. Часто женщины выступают практически полностью обнаженными. Самба является главной темой знаменитого бразильского карнавала.

Самбадром в Рио - улица между двумя трибунами, по которой движутся платформы лучших и конкурирующих между собой школ самбы с фантастическими инсталляциями и танцующими людьми в костюмах. Представление готовится минимум за полгода: шьются костюмы, оттачиваются движения и все держится под строгим секретом.

Капоэйра

Считается, что капоэйра пришла также из Африки. По легенде, подобным образом рабы маскировали боевое искусство под танец. И сегодня капоэйра - это во много акробатика, игра, включающая удары ногами, уклонения, перемещения, требующих гибкости тела и физической подготовки.

Бразильское искусство

Бразильское искусство находится немного в тени основных течений, несмотря на свою ярчайшую самобытность. Начиная с конца XIX в. мир обратил внимание на бразильских художников, музыкантов и писателей, в том числе авангардных - но широкому кругу они не известны.

В архитектуре Бразилии, которая славится, в основном католическими соборами, мировую славу снискал Оскар Нимейер, который мог работать с одинаковой отдачей над проектом собора, музея, театра, станции метро или жилого дома - все его работы отличает грезы о фантастическом будущем. Главной работой архитектора считается создание основных зданий столицы Бразилиа.

Бразильская литература

Как и бразильские художники, писатели из этой страны не пользуются всемирной славой. Единственным исключением можно назвать Жоржи Амаду, который оказал значительное влияние на мировую литературу. Наиболее известны его романы в жанре «магического реализма»: «Бескрайние земли», «Габриэла, корица и гвоздика», «Дона Флор и два ее мужа», «Лавка чудес».

Национальные особенности Бразилии

Ритм - важная часть жизни. Бразильцы очень любят танцевать. Возможно, назвать их танцующими все время будет преувеличением, но стоит заиграть барабанам и гитарным струнам, даже мужчины в строгих костюмах начинают покачиваться в такт. Это универсальный язык, понятный всем бразильцам.

Больше половины бразильцев - европейской внешности, чуть меньше мулатов и небольшой процент чернокожих. Самое удивительное, расизма здесь нет совершенно. Семья - обычно большая и дружная, является основой. Даже дальние родственники всегда чувствуют поддержку. Теплые чувства связывают и друзей. В гостях и при встрече принято преподносить небольшие подарки, женщинам дарят цветы.

Замечено, что бразильцы как зеркало - часто копируют эмоции, которые к ним направляют. Поэтому будьте открыты и дружелюбны и в этой стране вас всегда поймут.

1. Введение.

2. Особенности менталитета жителей Бразилии (национальный характер, особенности жилища, праздники, традиции, транспорт, кухня).

3. Обычаи Бразилии.

4. Список использованных источников.


Введение.

Культура Бразилии начала формироваться и формируется по сей день как смесь разнообразных исторических традиций народов, сформировавших бразильскую нацию.

Доминирующим остается португальское начало - бразильцы говорят на немного изменённом португальском, преобладает католицизм - основная религия португальцев, широко распространены обычаи первых поселенцев-колонизаторов. Однако и влияние индейцев и африканцев остается бесспорным. Широко распространен язык тупи-гуарани: в XVI веке священники-миссионеры переложили на него катехизис и использовали для ведения своей деятельности на Севере Бразилии. Довольно много слов в современном языке имеют индейское происхождение. Влияние индейской культуры особенно заметно в Амазонии, а следы африканской культуры больше прослеживаются на побережье Бразилии, начиная с Рио-де-Жанейро.

Африканское влияние заметно в бразильской популярной музыке, особенно в ритмичном самба. Помимо африканских ритмов, бразильская музыка находилась под влияниям вальса, польки, хоты – европейских музыкальных жанров, привезенных колонизаторам и переселенцами. Пример подобного смешения – музыка бразильского композитора-классика Вилла Лобоса, который использовал в своих произведениях африканские, индейские и португальские мелодии. В современной бразильской музыке сочетаются ритмы самбы и североамериканских и британских популярных песен.


Особенности менталитета жителей Бразилии (национальный характер, особенности жилища, праздники, традиции, транспорт, кухня).

Самой популярной страной Южной Америки остается Бразилия.

Бразилия - удивительная страна. Пышные тропические леса здесь соседствуют с величественными горами, дикие джунгли с многомиллионными мегаполисами, великолепные пляжи и огромные реки с пустынными плато, ревущие водопады с уютными тихими океанскими бухтами. Бразилия известна во всем мире как страна футбола и самбы, мыльных опер и родина Пауло Коэльо, непроходимых джунглей Амазонки и великолепных пляжей Атлантического побережья и, конечно же, самых зрелищных карнавалов.



Начало туристского бума Бразилия, а вместе с ней и Рио-де-Жанейро пережила в начале 50-ых. Европейцы смогли тогда своими глазами увидеть знаменитые карнавалы, проникнуть в дебри амазонской сельвы. Рио-де-Жанейро для многих в мире стал символом чувственных удовольствий, экстравагантности, изобилия. Оркестры, играющие на улицах самбу до рассвета, и танцующие девушки, чья одежда состояла из нескольких блестящих перьев, - таковы были самые яркие впечатления туристов первой волны.

С тех пор в стране произошли качественные изменения в индустрии туризма: Бразилия сегодня занимает десятое место в мире в области турбизнеса; в сфере туризма занят каждый 11-й бразилец, или около 6 млн.человек. Страна располагает огромным потенциалом для дальнейшего развития туриндустрии. Благодаря разнообразию географических поясов в ней можно увидеть и тропические леса, и солнечные пляжи, и горные курорты.

Городские тротуары выложены черно-белой мозаикой в виде морских волн. Цвета символизируют мирное сосуществование черной и белой рас. Это чистая правда, несмотря на очень пестрый национальный состав. Здесь живут негры, индейцы, белые, мулаты, креолы, самбо и еще бог знает кто. Атмосфера на удивление интернациональная и доброжелательная.

Неповторимый колорит Бразилии производит незабываемое впечатление на всех приезжающих сюда. Это страна контрастов: пышные тропические леса и величественные горы, огромные реки и пустынные плато, ревущие водопады и уютные тихие океанские бухты. Но это не только великолепная южная природа, Бразилия - это еще и замечательные по архитектурному решению города, в которых путешественнику действительно есть на что посмотреть, и где отдохнуть.

Национальный характер. На побережье Атлантического океана почти 8000км живописных пляжей, обрамленных высокими горами, пышная экзотическая растительность. Но главным сокровищем страны по праву считаются ее веселые, радушные, незлобивые и вечно улыбчивые жители (и, разумеется, жительницы) всех возможных цветов и оттенков кожи - от слоновой кости до черного дерева. Жителей Рио называют cariocas (не путать с японским обычаем распевать под фонограмму) и это понятие подразумевает очень многое - систему ценностей, характер, мироощущение.

Повсеместно разлит аромат тропической эротики. Она проявляется в походке, как у женщин, так и у мужчин, в их движениях неуловимо проскальзывает танцевальная пластика. Эротична манера речи и общения, стиль одежды. Здесь одних бананов двести сортов. На любое обращение вам ответят такой улыбкой, что с непривычки можно ее неверно истолковать.

Бразильцы умеют и любят веселиться. Причем делают это преимущественно ночью, так как тяжелый амазонский климат (постоянная 100% влажность в сочетании с невыносимой жарой) не особо способствует активному образу жизни. Но стоит только большому желтому солнцу скрыться за кромкой океана, как все прибрежные города накрывает волна стихийных народных гуляний, в которые вовлекаются все - не только бразильцы, но и многочисленные гости этой страны.

Мужчины в белых штанах это туристы. Коренные кариоки (жители города Рио-де-Жанейро) предпочитают стиль "серф - моя жизнь": каучуковые шлепанцы за два доллара, майка (исходный цвет определить невозможно, так как она еще лет пять выгорала до белесо-бурого, ворот растянут, на животе мелкие дырочки) и шорты. Шорты должны быть размера на два больше и сползать так, чтобы был виден копчик. Бразильский шик.

Здесь почти все ходят вообще без штанов. И без рубах. Горожане носят микроскопические шорты или бикини, и ни солидный возраст, ни тучное телосложение им в этом не помеха. Люди открыты солнцу и ветрам. Им нечего скрывать. Мачо с голой волосатой грудью заходит в кафе, и это в порядке вещей. А вот вид человека в белой сорочке, да еще и в галстуке или, упаси Бог, пиджаке, вызвал бы здесь всеобщую истерику. Собственно, после того, что творится у них во время карнавалов, неудивительно, что весь город отринул ложную стыдливость: они друг друга и не в таком виде лицезрели.

Настоящие бразильские мужчины (все очень красивые) никогда не берут с собой полотенце - они стряхивают воду как собаки. На пляже они никогда не загорают, так что соломенный матрас тоже без надобности (на самом деле загорают, но тайком, чтобы никто не видел, потому что темная кожа - повод для гордости, свидетельство темперамента и афро-индейских корней. Это почетно.). Тело должно быть безупречным - все качаются и бегают, не таясь. Теперь лирика. Бразильские женщины. Гордые мулатки, метиски, креолки (ну и немного белых). Все с идеальными формами той части, что сзади ниже пояса, и чем она больше, тем лучше. Обсуждение этой части женского тела - национальный мужской вид спорта (настолько распространен, что составляет конкуренцию футболу). На пляж бразильская женщина идет в бикини (нормальная, среднестатистическая бразильская женщина покупает где-то 8-10 бикини за сезон, другого бикини), шлепанцах на платформе и канге (прямоугольный кусок тонкого хлопка, с рисунком или без, способен выступать в роли юбки, платья, сарафана, топа - на что хватит воображения, на пляже на нем загорают), в ушах большие серьги из ракушек, на плече сумка. В сумке: полотенце, крем от загара, масло для загара, крем увлажняющий, крем для расчесывания волос (у бразильских женщин обычно длинные волосы для того, чтобы бразильские мужчины за них хватали и целовали - это такая национальная забава), кошелек, книжка. Рядом подруга - кто-то должен следить за всем этим барахлом, пока она окунается. Бразильские женщины в океане не плавают - они медленно заходят в воду, ждут, пока пройдет волна, окунаются, выныривают, проверяют, где бикини, эффектным движением удаляют излишнюю влагу с длинных волос, грациозно выбегают на песок (что удивительно, это получается даже у 130-килограммовых мулаток - вот что значит опыт), поправляют крохотный бикини (это главное занятие женщины на пляже - постоянно поправлять, передвигать и осматривать бикини) и гордо возвращаются на свое место, поражая по дороге красотой всех горячих серферов в радиусе 100 метров.

Женщины никогда не загорают топлесс (во всем штате Рио-де-Жанейро всего три нудистских пляжа, в столице - ни одного, что неудивительно: в этой стране купальник - верхняя одежда, вы ведь не придете на работу без блузки). Потом, это вредно для нежной кожи, а солнце в Бразилии безжалостное. Ну и третья причина, думаю, основная: бразильские мужчины любят, когда у женщины на теле следы от купальника.

У женщин нижняя половина тела, особенно ее задняя часть, - предмет гордости, для мужчин - восхищения и обожания.

Бразильцы очень коммуникабельный и дружелюбный народ - завязать беседу можно, да и нужно с кем угодно, через пять минут вы уже лучшие друзья, вечером идете вместе пить пиво, в пятницу - танцевать, а в субботу ты уже на семейном субботнем шашлыке. Они вообще очень любят устраивать праздники. Разные: бал-фантазия по поводу дня рождения, праздник в спортклубе, праздник открытия сезона (избирательного, серфа, скейта, карнавала, бодиборда, рыбалки на кого-нибудь, летнего, зимнего, дождей, засух), праздник пива каждую пятницу, приобретение новой машины, новой девушки, татуировки, пирсинга, доски для серфа Многие из этих людей - интеллектуалы, специалисты в области хореографии, изобразительного искусства, фольклора. Под их влиянием карнавальные шествия превратились в грандиозные спектакли, масштаб которых измеряется не столько количеством участников (каждая школа выставляет 3-4 тыс. человек), сколько богатством красок и гармонией движений и ритмов. Правда, отношение к подобному великолепию отнюдь не всегда однозначно. Во многом добились своего критики, требующие естественной простоты и возвращения к традициям. Однако - вот уж истинное чудо! –даже эти метаморфозы не смогли охладить пыл, волнение и радость рядовых участников праздника. Эти безымянные мужчины и женщины и есть настоящие создатели спектакля. Они готовы потратить свою девятимесячную зарплату ради нескольких дней сказки. Ими-то и рождается волшебное дыхание карнавала: Пунктуальность в Бразилии не принята.

Но нельзя ошибаться и считать, будто демонстрировать деньги следует и в повседневной жизни, на улице. Нет, нет и нет! Здесь вообще лучше не показывать, что ты иностранец. Потому что повсюду рыщут воры и воришки. Они заглядывают в окошки машин, когда те стоят на светофоре, и требуют "кэш". Они могут вытащить деньги отовсюду, как бы глубоко вы их ни прятали

В Бразилии, даже гуляя в вечернее время вдоль побережья, даже по ярко освещенным проспектам, нельзя расслабляться. И, главное, несмотря на то, что океан совсем рядом, только пересечь пляж, не рекомендуется сходить с тротуара. Попав на пляж, оказываетесь уже в другом мире, где вашу безопасность, по крайней мере, сохранность вашего имущества, уже никто не гарантирует.

Мечтающие о горячей и чистой любви европейцы и американцы больше не покупают туров в Юго-Восточную Азию. После того, как тамошние страны пострадали от разрушительного цунами, секс-туристы устремились в Бразилию

Изменение мировой конъюнктуры уже привело к существенным сдвигам в местной индустрии развлечений. Как отмечается в последнем докладе бразильского парламента, в стране идет трансформация разрозненных турагентств, отелей, баров, ресторанов в единую сеть, способную удовлетворить любые, даже самые извращенные, пожелания заказчика. Заведения меняют меню, иначе, чем раньше, планируют развлекательную программу. У владельцев борделей имеются купленные портье в крупнейших отелях и водители такси, которые при желании туриста могут помочь ему выбрать подходящее местечко.

Превращение Бразилии в мировую секс-державу сулит огромные барыши местным сутенерам. Не тем, что расставляют девочек вдоль дорог. А сутенерам с большой буквы - тем, кто вкладывает немалые деньги, чтобы превратить страну в один огромный публичный дом. Кому происходящие в Бразилии перемены едва ли придутся по вкусу, так это обычным бразильцам, которые хотели бы жить в нормальной стране, честно зарабатывать деньги и не бояться каждую минуту за своих детей. В государстве-борделе обо всем этом, увы, придется забыть.

Власти пытаются бороться с секс-мафией, но не очень успешно. Уже сейчас, по данным Детского фонда ООН, проституцией зарабатывают на жизнь более 150 тыс. бразильских несовершеннолетних. Остановить быстрое распространение проституции невозможно без непосредственного участия бизнеса. И похоже, что предприниматели начинают это понимать.

Люди в Бразилии, как правило, не любят путешествовать. Спрашивать дорогу у местного населения себе дороже. В 30% случаев указывают неправильно.

Кроме танца самба и карнавала жители Рио обожают играть в футбол - везде, в том числе и на пляжах. Путешествуя по Бразилии можно увидеть дорожный знак "Футболист" (изображен бегущий человек с мячом). Можно и не понять, что он обозначает: то ли предлагают сыграть в футбол, то ли осторожно на дорогу способен выкатиться мяч, а за ним и футболист. Футбол в Бразилии - дело общественное. Кроме огромных стадионов, таких как, например "Марокана" в Рио - де - Жанейро, вмещающий около 300 тысяч человек, футбольные площадки есть везде, даже в самых невообразимых местах. Прекрасные песчаные пляжи побережья Атлантического океана - это футбольные поля, переходящие одно в другое. Так и в Сальвадоре, так и на сорокакилометровой ленте пляжей Копакобана и Ипотанема в Рио, так и по всей Бразилии.

Вообще в традициях и менталитете жителей Рио, как и всей Бразилии, чувствуется смешение рас и национальностей. Португальские, африканские и индейские корни проявляются в традициях и образе жизни жителей солнечной страны. Хорошее настроение и ежедневное веселье здесь норма…

Они, действительно, не имеют расовых предрассудков и одинаково приветливы со всеми, кого любят и уважают, независимо от цвета кожи! Все - люди, такие же, как все. Все ведут себя с одинаковым достоинством, и белый швейцар почтительно открывает дверь перед богатой дамой с темной кожей, а белый учитель в школе нежно прижимает к себе обиженного черного малыша совершенно искренне.

Бразильцы - эмоциональный, жизнелюбивый, улыбчивый и отзывчивый народ. Иностранца сразу же дружелюбно принимают в компанию, как своего. Наверное, это происходит потому, что бразильская нация сформировалась из многих народностей и рас, эмигрировавших сюда из Европы и Азии.

Расистов здесь не любят. В Бразилии есть три русские церкви, включая старообрядческую. Отзывчивость бразильцев просто удивляет. Шофер придет на помощь вашей заглохшей машине даже в том случае, если на ее ремонт уйдет несколько часов. При этом не возьмет с вас ни реала. Хотя от предложения выпить вместе пивка и поболтать никогда не откажется.

Бразильцы - тонкие ценители музыкальной и поэтической культуры. Вечером во всех кафе под оркестры поют красивые баллады-фадо, сочиненные тут же местными поэтами. Вдохновение приходит само, привлеченное соблазнительным запахом рома, кофе и великолепного шоколадного паве. Бразильскую музыку мы имели возможность хотя бы частично оценить благодаря знаменитым вариациям ламбады, но вдвойне стоит попробовать паве, фирменный торт Бразилии. На такое угощение немедленно слетятся все девять муз.

Религия. Большинство жителей Бразилии принадлежит к римско-католической церкви. Острейшие проблемы бразильской церкви - невежество большей части населения и нехватка священнослужителей. По численности протестантов (ок. 3 млн.) Бразилия занимает первое место в Южной Америке, многие жители африканского происхождения до сих пор исповедуют синкретические (соединение) и анимистические (вера в духов) культы.

Особенности жилища.Невозможно не рассказать о разбросанных по всему городу фавелах (трущебные кварталы) - чисто бразильской реальности.

Фавелы можно встретить в самых разных районах, даже в относительно богатых, местная достопримечательность, по этой причине сюда приглашают на экскурсии туристов. Туристы без сопровождения гида вряд ли решились бы на такой маршрут, а если бы и решились, то вряд ли бы вышли из фавелы целыми и невредимыми. Они робкой кучкой передвигаются среди лачуг, фотографируют колченогих собак, чумазых детишек, бандитов и наркодилеров, потом выпивают и закусывают в местной харчевне. Деньги за экскурсии идут в городской бюджет, но что-то перепадает и местным капо. Официально - это самострой, группа домов, возведенных на занятых самовольно участках земли, обычно на какой - либо возвышенности, поблизости от большого строительства, часть материалов которого и идет на постройки домов в фавелах.

На самом же деле все несколько сложнее. Бразильская фавела не просто поселок - это образ жизни, государство в государстве. Посторонний человек свободно не пройдет там и шага, однако многие местные туристические фирмы организуют экскурсии по фавелам.

В фавелах своя, обычно криминальная, власть, которая совсем не заинтересована в потере доходов от туризма. В большинстве этих поселков есть свое внутреннее и спутниковое телевидение, не говоря уже о таких благах цивилизации как электричество, водопровод и канализация. Похуже, правда, с благоустройством. Дороги здесь, в основном, грунтовые, но попадается и асфальт. Фавелы есть в каждом крупном городе Бразилии. Даже столица, город, построенный в шестидесятые годы на новом месте, в глухом районе Амазонии, по четкому проекту Оскара Нимейера, с жестким, до метра, делением между жилой и административной частями, город с высоким уровнем безопасности, в последнее время уже тоже обзавелся фавелами.

Сегодня в фавелах живут и студенты, и инженеры, и творческая интеллигенция, и квалифицированные рабочие - то - есть люди, не имеющие никакого отношения к местной криминальной элите. При этом можно даже выбрать район проживания - центр, парковая зона, приморская набережная - эти поселки есть повсюду.

Сегодня фавелы это неотъемлемая часть бразильского образа жизни, его гордость, беда, а для кого - то источник дохода.

Бразилия относится к числу довольно безопасных стран. Конечно, если одному отправиться на поиски приключений в районы городских трущоб - "favela", облачившись в лучший костюм...

Самым престижным районом Рио считается Копа кабана и дома по побережью на запад от нее. Чем ближе к пляжам - тем дороже и роскошнее. Здесь не озабочены ложной скромностью: если деньги есть - их надо демонстрировать. Поэтому жилище богатой семьи выглядит как дворец с мраморной лестницей, фонтаном и бассейном во дворе. Путешествуя по Бразилии можно встретить много ухоженных маленьких городков (явно люди там не бедствуют).

Особенности кухни. Настоящее раздолье в Бразилии для любителей поесть. Тропическая жара здесь вовсе не помеха. "Плотоядная экскурсия" длится около трех часов. Переходя от столика к столику, туристы поедают в больших количествах жареных цыплят, свинину и говядину, чередуя каждую порцию глотком кайпириньи (смесь водки из сахарного тростника и лайма).

Жители Бразилии любят и умеют готовить. Один из главных принципов их кулинарного искусства - соединять не соединимое. В этом смысле бразильскую кухню можно смело отнести к одной из самых оригинальных.

Бразильская кухня - результат традиций и обстоятельств. Каждый район Бразилии, в зависимости от преобладающего культурного влияния, имеет свой тип кухни.

В одних районах преобладает туземная культура, в других - кулинарные европейские традиции разных типов, которые занесены в Бразилии колонизаторами или, позднее, иммигрантами. Разнообразие и вкус бразильских блюд определяются также близостью реки или моря, характером почвы и осадков.

Кухня Бразилии относится к периоду рабовладения, когда хозяева собирали остатки пищи, чтобы накормить своих рабов. Некоторым рабам разрешалось ловить рыбу или моллюсков. Рабыни вспоминали свои детские познания в кулинарии, полученные в Африке, когда смешивали оставшуюся в кастрюлях еду с соком кокосов и маслом пальмы dende. Прошло время, и эта простая еда превратилась в разные блюда, каждое из которых имеет свое название. Так сложилась кухня Бразилии.

Напитки. Многие иностранные туристы убеждены, что бразильское пиво - одно из самых лучших в западном полушарии. В течение долгого времени производство крупнейших национальных компаний курировалось экспертами из Голландии и Германии. В Бразилии производится крепкая, кристально-чистая водка cachaca, получаемая из спирта переработанного сахарного тростника. Кашаса с соком лимона, сахаром и льдом называется caipirinha и представляет собой популярнейший в Бразилии напиток, который часто подается к фейжоаде. Guarana - это типично бразильский прохладительный напиток из одноименного плода амазонского леса. Кстати, гуарана очень тонизирует - на дискотеку все берут порошок гуараны: если притомился - понюхаешь и опять в строю. Никакой химии.

Фармацевты используют ее в своей работе с большой оглядкой. Препараты, содержащие экстракт гуараны, имеют ряд противопоказаний, и применяют их исключительно по назначению врача. Но в слабых концентрациях этот дар джунглей безвреден и, как считается, оказывает тонизирующий эффект. Стоит шипучка из гуараны $0,4 за алюминиевую баночку, т.е. несколько дешевле, чем традиционные Coca, Pepsi .

Пиву отдельная ода - ледяное, такое, что внутри плавают льдинки (бразильцы не допивают до конца кружки - они ненавидят теплое пиво), прозрачное, янтарного цвета - вкусовых качеств неимоверных. Бывает в кружках по 0,3 и граненых стаканах по 0,1 - для девушек и детей. Еще можно пить кайпиринью - местный коктейль - мелко порезанный лайм, лед, сахар и кашаса (тростниковая водка где-то 60 градусов). Тем, кому еще или уже нельзя, - гуаравитон (подобие морса из ягоды гуараны, которая растет в Амазонии.

И еще плюс бразильского общепита - заказать можно все, что вам придет в голову, даже если этого нет в меню.

Кроме пивных существуют барчики ботеко. Это такая длинная узкая кишка, отделанная белой кафельной плиткой, в ней умещается барная стойка, вдоль которой ряд высоких железных табуреток, на них сидят постоянные клиенты, смотрят по телевизору футбол и пьют с хозяином заведения. Больше ничего не помещается. В конце - туалет. Дверей нет. На улице куча железных складных стульев, хочешь выпить с друзьями - расставь стулья кружочком и пей; столы бывают редко, так что кружку держать приходится в руках, иногда устраивают импровизированный стол из сдвинутых табуреток. Как несложно догадаться, такие группы выпивающих по вечерам занимают весь тротуар (барчики в Рио каждые десять метров - клиентов всегда хватает). На стене бара полки, на них бутылки - обычно водки или виски. На бутылках вместо этикеток - бумажки с именами постоянных посетителей (вместо "Джони Уокер" написано "Сеньор Гимараеш").

Природа одарила Бразилию большим разнообразием фруктовых растений, и по этой причине жители страны, а также гости, имеют возможность порадовать себя свежими соками самых разных вкусовых оттенков. Продаются они по скромной цене.

Из растений, которые вовсе нельзя назвать фруктовыми, здесь тоже выжимают сок в коммерческих целях. Производство сиропа из сахарного тростника осуществляется прямо на глазах у почтенной публики. С одной стороны в механический пресс засовывают сухие жесткие стебли этой травы, с другой стороны выезжают измочаленные останки тростника, все такие же сухие, а вниз непонятно откуда стекает мутная беловатая жидкость. Вкус у нее приторный, нравится не всем, но хотя бы разок попробовать стоит.

Можно испить кокосового молока. По внешнему виду оно не имеет с настоящим молоком ничего общего, а вкусовые достоинства данного напитка те, кто его пробовал, оценивают неоднозначно. Некоторые находят, что больше всего он напоминает слабый раствор стирального порошка. Прелесть кокосового молока заключается в том, как его сервируют. Туристу предлагается целый незрелый орех (в зрелом сок густеет и превращается в кокосовую мякоть) со срезанной верхушкой и вставленной в отверстие трубочкой.

Народные традиции. Для туристов Бразилия прежде всего - карнавал. Карнавалы в Бразилии - это, пожалуй, самое захватывающее шоу в мире. Это самое главное событие года для каждого бразильца, это праздник, который сконцентрировал в себе саму душу и менталитет этой страны. Недаром говорят, что в Бразилии живут от карнавала до карнавала. А если учесть то, что карнавалы случаются здесь довольно часто, то характеристика бразильцев как нации праздной и праздничной будет вполне уместна.

Школы самбы сделали карнавал в Рио-де-Жанейро одним из самых ярких и впечатляющих зрелищ в мире. Бразильцы считают свою страну родиной карнавала.

За две недели до него они откладывают все важные дела "на потом". Четыре дня длится праздник. На это время жизнь в стране замирает - все танцуют. Средства массовой информации нацелены только на карнавал. Куда ни глянешь - всюду он. Да и заграницей, кто бы ни говорил с бразильцем о его родине, рано или поздно речь неизбежно заходит о карнавале, ибо эти понятия неразрывны. Ведь карнавал так и называют "бразильским", подчеркивая тем самым происхождение этого праздника, уникального по своему размаху и накалу страстей, охватывающих всех и каждого.

Гораздо меньше известно о все возрастающей роли, которую играют в карнавале школы самбы. Первая из них была официально открыта в Мангейре в 1928г. За ней появились другие, но в то время они еще не имели отношения к карнавалу. Эти школы, зародившиеся в бедных кварталах, где много негров, были далеки от праздника, который проходил на центральных улицах, оставаясь развлечением зажиточных людей. Беднякам приходилось веселиться почти "нелегально"; полиция не давала им петь и танцевать там, где им хотелось.

И все-таки самба постепенно утверждалась как наиболее яркая форма самовыражения черного населения, пережившего три с половиной столетия рабства. Она быстро завоевала фавелы Рио, обитатели, которых начали устраивать свои собственные шествия. В 1935г. власти Рио-де-Жанейро официально разрешили проводить карнавал в его народной форме.

Школам самбы стали предоставлять государственные субсидии. Не имевшие до этого времени определенной структуры, они теперь обрели свой статус, получили собственные помещения, создали комитеты управления, собиравшие ежемесячные взносы. Возникла федерация школ самбы. Отныне в шествиях могли участвовать лишь ее члены. Эта "бюрократизация" ускорялась по мере возрастания интереса к карнавалу со сторону государства, а также публики, жаждавшей незабываемых зрелищ.

Начиная с 70-х годов школы превращаются в настоящие "фабрики карнавала", работающие круглый год и располагающие всей необходимой инфраструктурой. Фантасмагория шествий - итог долгих усилий, о которых зритель не подозревает. Ушли в далекое прошлое те времена, когда школы самбы подключались к организации карнавала лишь перед самым его началом. Балы и репетиции, на которые за определенную плату допускается публика (они привлекают до 150 тыс. зрителей), коммерциализация культурной продукции (танцевальные группы), помощь банкиров в проведении бичо (разновидность лотереи) приносят гораздо больше доходов, чем месячные взносы членов ассоциации самбы.

Создание этого особого института потребовало и соответствующего персонала, - бухгалтеров, юристов, администраторов, - представляющего в большинстве своем совсем иные социальные круги, чем его основатели. Школам пришлось приспосабливаться к их вкусам. Самые крупные из них стремятся, подобно клубам для среднего класса, расположиться в более престижных местах. Но каждый год совершается чудо: несмотря на всю свою эволюцию и организованную подготовку, карнавал, выплеснувшийся когда-то из глубин народной души, всякий раз заново обретает свое волшебное очарование.

Шествия. Вот так описывают праздник бразильские писатели Амаури Жориу и Иром Араужу: "Впереди всех едет колесница (abre-alas), символизирующая школу. За ней следуют повозки, оформленные в виде различных аллегорий. А между ними идут танцоры. Члены комиссии отдают распоряжения. Ведущие участники не спеша занимают свои позиции. Дирижеры настраивают оркестры. Вот по сигналу главный певец, стоящий на колеснице, запевает тему самбы - samba-enredo. Следуя старой традиции, участники слушают ее, затем, подхватывая мелодию, вступает оркестр - и все начинают петь, повторяя основную тему два или три раза, не двигаясь, поджидая отставших. И вдруг, словно по волшебству, все приходит в движение. Начинается самый прекрасный в мире фестиваль народного искусства. Неторопливо, с пением и танцами проходит кортеж, вызывая вокруг радость и восхищение". Для многочисленных зрителей, готовых оплатить этот спектакль, приготовлены расположенные амфитеатром места. Их отгораживают передвижными загородками, чтобы насладиться зрелищем могла только публика, заплатившая за вход. Правда, это неизменно вызывает протесты тех, кто не способен позволить себе такой роскоши.

С 1984г. карнавальные шествия идут по специально отведенной для этой цели аллее. Она построена на авениде Маркиза Сапукаи по проекту знаменитого бразильского архитектора Оскара Нимейра и рассчитана на 850 тыс. зрителей (длина аллеи 700 м, ширина - 13 м). Кульминация карнавала наступает в воскресенье и понедельник, когда проходят школы самбы первой категории. Шествие каждой из них занимает полтора часа.

Все подчинено четкому регламенту: система оценки, которой следует жюри, время прохода каждой школы, число участников, размеры повозок, представляющих различные аллегории, тема самбы samba-enredo, ее исполнители, порядок элементов в выступлениях школ. Сегодня каждая школа сама выбирает себе тему. Но так было не всегда. Правда, первоначально свобода выбора существовала. Но с 1939г. и до конца 60-х гг. последовательно сменявшие друг друга диктаторы навязывали темы, иллюстрировавшие национальную историю. Затем под нажимом публики школы вновь обрели свободу. Постепенно тема самбы завоевывает все музыкальное пространство карнавала (помимо шествий, она звучит на балах, во время танцев на улицах, по радио, по телевидению), становясь продуктом индустрии массовой культуры.

Популярности карнавала больше всего способствует телевидение. Оно не только транслирует из Рио-де-Жанейро на всю страну шествие школ самбы первой категории, но и знакомит с региональными балами и шествиями по местным и национальным телеканалам. В 1995г. эти передачи посмотрели 65 млн. телезрителей. Другое важное новшество - появление carnavalesco, специалиста по организации шествий. Он предлагает тему, создает манекены и персонажи аллегорий, продумывает аксессуары, подбирает необходимые ткани, находит цветовое решение, руководит монтажом композиции, организует репетиции, а с недавних пор вмешивается и в выбор текста для самбы.

Своего апогея танцевальная феерия достигает в феврале, когда на улицы Рио выплескивается неукротимо празднество, всемирно известный карнавал. В течение недели в "великолепном городе", как называют Рио его жители, не работают промышленные предприятия и учреждения. Даже парламент страны берет праздничный "тайм-аут". Конкурсы на лучшее исполнение самбы проходят во всех городах и поселках Бразилии, однако коренные жители Рио, кариоки, говорят, что кто не видел карнавала в Рио, тот не видел настоящий тропический карнавал. Четыре ночи с заката солнца и до его восхода на "самбодроме" (специально построенном комплексе с трибунами по обе стороны дороги, по которой проходят карнавальные шествия) непрерывно гремят барабаны, движутся тысячи танцующих людей в масках. Одна школа самбы сменяет другую, лучшая из них по решению жюри получает приз. В эти дни в Рио приезжают не менее 1 млн. иностранцев и гостей из других городов страны (входные билеты на карнавальное шествие - 190$).

Карнавал воскрешает древние языческие обряды, существовавшие задолго до появления португальцев в Бразилии. Хотя официально около 90 % бразильцев считаются католиками, у жителей Рио большой популярностью пользуется макумба (разновидность вуду - черной магии) и кандомбле (белая магия). Некоторые исповедуют язычество совершенно открыто. Накануне Нового года почитатели морской богини Йменьи устраивают торжественную церемонию в честь своего кумира. Облачившись в белые одежды, они отправляют в плавание небольшую, украшенную цветами лодочку, в которой лежат дары для богини, губная помада и французское шампанское.

Период после наступления Нового года, по прошествии рождественских и новогодних каникул, для всех жителей планеты не столь примечателен, как для населения Бразилии. Здесь как раз начинается подготовка к карнавалу. Для кого-то это время важных решений, кто-то пускается в большие траты, а кто-то просто хочет отвлечься от будней. Вообще ежегодно карнавал проходит в течение четырех дней. Обычно он проходит в феврале, иногда в марте, начинается в субботу, заканчивается в среду. После него наступает Великий пост. Можно сказать, что карнавал - это та же Масленица, со своей широкой масленицей (знаменующей конец праздника в среду).

Иногда платформы теряют часть своих декораций еще до появления здесь. Шествие каждой платформы имеет свою структуру. Мужчины в белых майках толкают повозки, женщины в красочных дорогих костюмах идут перед платформой, группа мужчин изображает традиционных кариокас (жителей) в белых майках и панамах. Впереди процессии шествует женщина, несущая флаг школы. Рядом с ней танцует мужчина, привлекающий внимание к этой "принцессе" и призывающий зрителей аплодировать. Группа барабанщиков также своя у каждой школы. Перед ними следует королева - телезвезда, специально приглашенная знаменитость или просто красавица. Помимо Самбодрома на улицах и даже на пляжах разворачивается народное гулянье. Основные улицы закрыты для проезда. Повсюду танцуют самбу, пьют веселящие напитки и распевают песни.

Во время карнавала Католическая церковь проводит мессы за прощение грехов, совершаемых в эти дни. Архиепископ Рио-де-Жанейро предписывает пастве двухсот сорока двух приходов города замаливать грехи участников карнавала. Церковь не противится этим ежегодным дням веселья, но просит верных католиков молиться за прощение излишеств в то время, как большая часть населения идет не в соборы, а на улицу, чтобы влиться в мир праздника самбы, спиртного и секса.

Транспорт. Любимый транспорт - автомобиль. В шестидесятых годах все были уверены, что завтра каждая бразильская семья будет иметь машину, и не особенно заботились о пешеходных дорожках и подземных переходах. В итоге дом способен быть без крыши, но рядом с ним непременно стоит машина. Любимица нации Фуска, классический фольксваген-жук. Неприхотливый автомобильчик, заполнивший улицы городов и сел, первая машина местной сборки и первая для многих бразильцев. Порой потрепанную фуску держат в гараже рядом с престижными лимузинами - как памятник эпохи и сентиментальное воспоминание.

В конце недели бразильские города пустеют. Из столицы, расчерченной сетью автотрасс, дороги уведут куда угодно. На выходные принято уезжать за город - к хрустальному сорокаметровому водопаду Итикира, в заповедник Пиренополис, где растет знаменитое дерево жатоба, ровесник Бразилии. Дальние поездки приурочивают к отпуску. Две тысячи километров на север от столицы, и вы в гостях у крокодилов - в Амазонии.

Очень мало дорожной полиции на дороге, однако, на дорогах много камер и радаров скорости. В Бразилии две полиции на дорогах - дорожная, федеральная. Дорожная полиция любит ко всему цепляться и требовать деньги. Федералы проверяют документы через компьютер и если все в порядке отпускают.


Обычаи Бразилии.