Культура и искусство после октября 1917 презентация

PowerPoint Presentation

"КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ПОСЛЕ ОКТЯБРЯ 1917 ГОДА"

Share Presentations

Email Presentation to Friend

Error in Email Address...

Email Sent Successfully

Embed Code Copied...

Like Share 2418 Views

"КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ПОСЛЕ ОКТЯБРЯ 1917 ГОДА". ЖИВОПИСЬ. Подготовили ученики 11 Б класса: Тургамбаев Дамир, Крицкий Андрей, Коваль Елизавета, Тарасюк Александра, Петровская Юлия, Белова Дарья, Шашуева Арина, Антипин Сергей…. Калининград, 2009. Художественное многообразие 1920-х гг.

Uploaded on Oct 25, 2014

Download Presentation

"КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ПОСЛЕ ОКТЯБРЯ 1917 ГОДА"
An Image/Link below is provided (as is) to download presentation

Download Policy: Content on the Website is provided to you AS IS for your information and personal use and may not be sold / licensed / shared on other websites without getting consent from its author. While downloading, if for some reason you are not able to download a presentation, the publisher may have deleted the file from their server.

E N D - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Presentation Transcript

    ЛЕФ (Левый фронт искусств) - творческое объединение, существовало в 1922-1929 годах в Москве, Одессе и других городах. ИСТОРИЯ Основано в конце 1922 года в Москве. Ядро ЛЕФа - В. В. Маяковский Н. Н. Асеев О. М. Брик С. М. Третьяков Б. А. Кушнер Б. И. Арватов Н. Ф. Чужак. Органы Лефа - журналы «ЛЕФ» (1923-1925) и «Новый ЛЕФ» (1927-1928). В деятельности ЛЕФа также принимали участие литераторы: Б. Л. Пастернак, А. Е. Кручёных, П. В. Незнамов, С. И. Кирсанов, В. В. Каменский, И. Г. Терентьев, М. Ю. Левидов, В. Б. Шкловский, Л. А. Кассиль и др.; художники: А. М. Родченко, В. Ф. Степанова, Л. С. Попова, В. Е. Татлин и др. Сотрудничали с Лефом кинематографисты: С. М. Эйзенштейн, Л. В. Кулешов, Г. М. Козинцев, Л. З. Трауберг, Дзига Вертов, С. И. Юткевич, Э. И. Шуб и др., архитекторы: братья Веснины, А. К. Буров. В 1925 году архитекторами-членами ЛЕФа было основано Объединение современных архитекторов. Основные принципы деятельности ЛЕФа - литература факта, производственное искусство, социальный заказ.

    А.М. Родченко. 1923 год

    Осип Максимович (Меерович) Брик (16 января 1888, Москва - 22 февраля 1945, Москва) - российский литератор, литературовед и литературный критик. Получил юридическое образование. В 1912 году женился на Лиле Юрьевне Каган. В 1915 году состоялось знакомство Бриков с В.В. Маяковским. Издал поэмы Маяковского «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник». С 1918 года Брики и Маяковский жили одной семьёй. С 1916 года Осип Брик занимался филологией и журналистикой. Один из организаторов ОПОЯЗ (Общество изучения поэтического языка). Участник художественных объединений левого искусства (комфуты, МАФ, Леф, Реф). Теоретик и идеолог, создатель теорий социального заказа, производственного искусства, литературы факта. Повесть «Не попутчица» (1923) вызвала бурные дискуссии. Автор острых полемических статей «Против творческой личности», «Почему понравился „Цемент“», «Разгром Фадеева». В 1926 году написал в соавторстве с В. Маяковским пьесу «Радио-октябрь». В 1930-х «уходит в тень», пишет статьи о Маяковском, рецензии, ведёт литкружок. Произведения Брика до середины 1990-х гг. не переиздавались.

    Исаак Израилевич Бродский (1883-1939) - российский и советский живописец и график, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР. Родился в селе Софиевка близ г. Бердянска, в семье мелкого торговца и землевладельца. В 1896 г. окончил Бердянское Городское училище. С детства проявил талант к живописи. С 1896 по 1902 г. учился в Одесском художественном училище у Л. Д. Иорини, К. К. Костанди и Г. А. Ладыженского. Затем переехал в Петербург. В течение пяти лет учился в Академии у И. Е. Репина. В 1909-1911 г. на деньги Академии ездил по Германии, Франции, Испании и Италии. До октябрьской революции 1917 года Бродский участвовал в выставках в Академии художеств, а также Товарищества южнорусских художников, Товарищества передвижных художественных выставок. После октября 1917 начинает писать портреты большевистских лидеров. За сотрудничество с советской властью художник был одарен огромной квартирой на Михайловской площади и множеством привилегий. Работал над созданием образов советских вождей, в первую очередь В. И. Ленина и И. В. Сталина. Кроме того, Бродский занимался реорганизацией художественного образования в СССР. С 1932 г. был профессором, а с 1934 г. - директором Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. Умер Бродский 14 августа 1939 г. в Ленинграде. В центре Ленинграда был создан музей художника, в его честь в сентябре 1940 была переименована Михайловская улица близ Невского проспекта (после Перестройки ей было возвращено прежнее имя). Имя Бродского носит основанный им в 1930 г. Бердянский Художественный музей, куда художник передал ок. 200 картин русских художников из своего собрания.

    Портреты «Теплый день» (1908), «Опавшие листья» (1913), «Зима» (1913), «Летний сад осенью» (1916), «Сказка» (1910-1911), «Италия» (1910-1911). Портрет О. Д. Талалаевой, 1915, «Официальные» портреты и композиции «В. И. Ленин и манифестация» (1919), «В. И. Ленин на фоне Кремля» (1924), «В. И. Ленин на фоне Волховстроя» (1926), «В. И. Ленин в Смольном» (1930), Портрет И. В. Сталина (1928), Портрет К. Е. Ворошилова (1929, 1931), Портрет М. В. Фрунзе (1929), Портрет В. Р. Менжинского (1932), Портрет В. М. Молотова (1933), Портрет С. М. Кирова (1934), Портрет В. В. Куйбышева (1935), Портрет А. А. Жданова (1935), Портрет Г. К. Орджоникидзе (1936) Портрет М. Горького (1929). «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна» (1920-1924), «Расстрел 26 бакинских комиссаров» (1925), «Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе» (1929), «Выступление В. И. Ленина на проводах частей Красной Армии, отправляющихся на Польский фронт» (1933) РАБОТЫ

    Александр Михайлович Герасимов (31 июля 1881, Козлов, Тамбовская губерния, ныне Мичуринск - 23 июля 1963, Москва) - советский художник-реалист и функционер, лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943,1946, 1949). Член КПСС с 1950 года. Будущий художник родился в купеческой семье. 1903-1915 - обучение Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К. А. Коровина, А. Е. Архипова и В. А. Серова. 1915-1917 - в годы Первой мировой войны мобилизован в армию 1918-1925 - живёт и работает в Козлове 1925 - переезжает в Москву, вступает в АХНР (Ассоциацию художников революционной России) 1939-1954 - председатель оргкомитета Союза советских художников 1947 - член Академии художеств СССР 1947-1957 - первый президент Академии художеств СССР 1950 - вступает в КПСС. Картины А. М. Герасимова написаны яркими, насыщенными красками и часто посвящены советской и партийной истории. Был любимым художником И. В. Сталина. Портреты Сталина работы А. М. Герасимова при жизни вождя считались каноническими. Дружил с Ворошиловым, который бывал у Герасимова в гостях в Мичуринске. Герасимов написал много портретов Ворошилова. Был также книжным иллюстратором(«Тарас Бульба» Н. В. Гоголя). С началом хрущёвской был постепенно освобождён от всех постов, а картины художника были удалены их музейных экспозиций. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

    Народный художник СССР (1943) Сталинская премия первой степени (1941); за картину "И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле" Сталинская премия первой степени (1943); за картину "Гимн Октябрю" Сталинская премия первой степени (1946); за групповой портрет четырёх ведущих советских художников И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, В. Н. Мешкова Сталинская премия второй степени (1949); за картину "И. В. Сталин у гроба А. А. Жданова" Избранные полотна «Ленин на трибуне», 1929-30 Москва, Исторический музей «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле», 1938, Москва, Третьяковская галерея «Гимн Октябрю», 1942, Санкт-Петербург, Государственный Русский музей «И. В. Сталин у гроба А. А. Жданова», 1948, Москва, Третьяковская галерея «Портрет балерины О. В. Лепешинской», 1939г «Баня», 1938, Мичуринск, Дом-музей А. М. Герасимова «Тегеранская конференция руководителей трёх великих держав», 1945 «И. В. Сталин и А. М. Горький в Горках», 1939 «Есть метро!», 1949г. РАБОТЫ

    Гавриил Никитич Горелов (22 марта (3 апреля) 1880, село Покровское, ныне Волоколамского района Московской области - 16 августа 1966, Москва) - русский и советский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР (1947), действительный член Академии художеств СССР (1953), лауреат Сталинской премии третьей степени (1950). Окончил Пензенское художественное училище (1903) и Петербургскую Академию художеств (1911), где был учеником Ильи Репина и Франца Рубо. По окончании Академии был премирован поездкой в Италию, где работал над картиной «Оргия в апартаментах Александра VI Борджиа» (завершена в 1956 г.). Вернувшись в Россию, входил в Товарищество Передвижных Художественных Выставок (1912-1916), краткое время преподавал в Харьковском художественном училище. В 1925-1926 гг. входил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), писал многофигурные композиции на революционные и особенно исторические темы, в том числе «Суд Пугачёва над помещиком» (1925), «Казнь Пугачёва» (1925), «Восстание Болотникова» (1944), «Первый призыв Минина к народу» (1945), «Псы рыцари» (1947) и др. В послевоенные годы творчество Горелова приняло ещё более идеологизированный характер - от серии портретов сталеваров завода «Серп и Молот» до скандально известной картины «Сталин и три богатыря» (изображающей Иосифа Сталина в рост на фоне знаменитого полотна «Три богатыря»).

    «Нападение крестьян на помещичью усадьбу в 1905 году», 1920, почтовая карточка, издание Музея Революции Союза ССР. «Пугачев в Казани творит суд», 1925, почтовая карточка, издание Музея Революции Союза ССР. «Степан Разин на Волге», 1925, почтовая карточка, издание Музея Революции Союза ССР. «Похороны вождя», 1926, почтовая карточка, издание Музея Революции Союза ССР. «Полдни» 1927, открытка, издание «Советский художник». «Портрет Максима Танка», в фондах галереи администрации Вышневолоцкого района. «Портрет Лынькова», Председателя Союза белорусских писателей (с 1938 по 1948) 1954, в частной коллекции. «Автопортрет» 1939, в частной коллекции. «Ленин и мальчики» 1930е гг., в частной коллекции. Картина была написана по заказу «Музея Революции Союза ССР» и является эскизом к картине «По грибы на другой берег». «Т. Г. в черном» 1948, в частной коллекции. «Портрет жены» 1935, этюд, в частной коллекции. Этюд «Женщина с пучком волос» 1930, в частной коллекции. РАБОТЫ

    Борис Владимирович Иогансон (25 июля (13 июля) 1893, Москва - 25 февраля 1973, Москва) - русский и советский художник и педагог, один из ведущих представителей направления социалистического реализма в живописи, в творчестве заметны следы влияния импрессионизма. Народный художник СССР. Герой Социалистического Труда (1968). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1951). Член КПСС с 1943 года. Борис Иогансон родился 13 (25) июля 1893 г. в Москве, в семье служащего. Начальное художественное образование получил в школе-студии П. И. Келина. С 1912 по 1918 г. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями были А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, С. В. Малютин и К. А. Коровин. Состоял в АХРР с 1922 по 1931 г. С 1937 по 1961 г. преподавал в Ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, с 1939 г. - в качестве профессора. С 1964 г. преподавал в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. В 1943 г. вступил в ВКП(б). С 1953 г. был вице-президентом, с 1958 по 1962 г. - президентом Академии художеств СССР. С 1965 по 1968 г. занимал пост Первого секретаря правления Союза художников СССР. С 1962 г. Иогансон был главным редактором энциклопедии «Искусство стран и народов мира» Художник скончался 25 февраля 1973 г. в Москве.

    «Советский суд», UNU (1928), «Рабфак идёт» (1928), «Допрос коммунистов» (1933), «На старом уральском заводе» («Урал демидовский», 1937), «Выступление В. И. Ленина на 3-м съезде комсомола» (1950) Награды и премии Сталинская премия первой степени (1941); за картину "Допрос коммунистов" Сталинская премия первой степени (1951); за картину "Выступление В. И. Ленина "Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола" (с соавторами) Герой Социалистического Труда (1968) народный художник СССР (1943) действительный член АХ СССР (1947) президент АХ СССР (1958 - 1962) РАБОТЫ

    Василий Васильевич Канди́нский - русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Его бабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец был представителем древнего забайкальского (Кяхта) рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества. В 1893 г. В.Кандинский окончил юридический факультет. Работал художественным директором Кушнерёвской типографии в Москве (1895). Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно - в возрасте 30 лет. В 1896 г. он обосновался в Мюнхене и затем оставался в Германии до 1914 г. В 1900 г. поступил в Мюнхенскую Академию художеств, где обучался у Франца фон Штука. С 1901 г. Кандинский создал художественное объединение «Фаланга», организовал при нем школу, в которой сам же и преподавал. В 1910 и 1912 г. также участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В 1911 году основал альманах и группу «Синий всадник», членами которой стали известные художники-экспрессионисты, Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина а также Пауль Клее. Тогда же у него прошла первая персональная выставка.

    Реалистическими и полуабстрактными полотнами, в основном пейзажами. После революции 1917 г. Кандинский активно занимался общественной работой. Кандинский также был избран вице-президентом РАХН. Продолжал он и писать - в этот период, в частности, созданы декоративные композиции на стекле «Амазонка» (1918) и «Амазонка в горах» (1919). В декабре 1921 г. Кандинский выехал для организации отделения РАХН в Берлин. Участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии. В Россию он уже не вернулся. В Берлине Василий Кандинский начал преподавать живопись. Вскоре Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства. В 1928 г. художник принял немецкое гражданство, но когда в 1933 г. к власти пришли нацисты, эмигрировал во Францию. С 1933 по 1944 г. он жил в Париже, активно участвуя в интернациональном художественном процессе. В 1939 г. Василий Кандинский принял французское гражданство. Умер Кандинский 13 декабря 1944 г. в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен.

    «Двое на лошади», 1906, «Пестрая жизнь», 1907, «Синяя гора», 1909,«Дамы в кринолинах», 1909, «Озеро», 1910, «Композиция V», 1911, «Картина с черной аркой», 1912, «Картина с белой каймой», 1913,«Маленькие радости», 1913,«Композиция VII», 1913,«Импровизация. Потоп», 1913, «Фуга», 1914, «Москва. Красная площадь», 1916,«Москва. Зубовская площадь», около 1916, «Смутное», 1917,«Серый овал», 1917,«Сумеречное», 1917, «Белый овал», 1919, «В черном квадрате», 1923, «Желтое, красное, синее», 1925,«Маленькая мечта в красном», 1925, «Несколько кругов», 1926, «Вверх», 1929, «Нежное восхождение», 1934, «Доминирующая кривая», 1936, «Пестрый ансамбль», 1938, «Вокруг круга», 1940,«Небесно-голубое», 1940, «Различные происшествия», 1941, «Последняя акварель», 1944, РАБОТЫ

    Николай Алексеевич Касаткин (13 (25) декабря 1859, Москва - 17 декабря 1930, Москва) - русский живописец-реалист, член «Товарищества передвижников» с 1891 года, первый народный художник РСФСР (1923), один из основателей социалистического реализма. Окончил Училище живописи, ваяния и зодчества (1873-1883), где его главным наставником был В. Г. Перов. Николай Алексеевич Касаткин родился в Москве 13 (25) декабря 1859 года в семье художника-литографа А. А. Касаткина. В 1873-1883 годы занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества. С 1891 года стал членом «Товарищества передвижников». В 1883 году Касаткин получил высшую награду училища - большую серебряную медаль и звание художника за картину «Нищие на церковной паперти». После окончания училища Касаткина пригласил на работу в свое издательство крупнейший русский книгоиздатель И. Д. Сытин. После Октябрьской революции Касаткину первому было присуждено почётное звание народного художника РСФСР (1923). Он вошел в новосозданную АХРР. В 1924 году он был командирован в Англию, чтобы запечатлеть социальную борьбу тамошнего пролетариата. В целом же попытки сделать из него «Горького советской живописи» оказались несостоятельными в силу явной несоизмеримости талантов. Лучше всего в поздний период ему удавались отдельные яркие портреты-типажи («За учебу. Пионерка с книгами» 1926, Музей революции). 17 декабря 1930 года, давая пояснения в Музее революции к своей новой картине «Карийская трагедия», Касаткин скоропостижно скончался.

    «Соперницы», 1890 «Шутка», 1892 «Девушка у изгороди», 1893 «Шахтёрка», 1894 «Сбор угля бедными на отработанной шахте», 1894 «Углекопы. Смена», 1895 «Шахтёр-тяголыцик», 1896 «Кто?», 1897 «В коридоре окружного суда», 1897 «В рабочей семье», 1890-1900 «Торфянка. Этюд», 1901 «Женский портрет», 1916 «За учёбу. Пионерка с книгами», 1925 «Семья рабочего» (1891) «Тяжело (Буревестник)» (1892) «Кузница» (1897) «Арестантки на свидании» (1899) «Уральский рабочий» (1899) «Тревожное», «Рабочий-боевик», «Последний путь шпиона», «Беззаветная жертва революции», «Студент», «После обыска» (все 1905) «Герой обороны СССР», «Комсомолка-пионервожатая», «Комсомолка-рабфаковка» (все конца 1920-х). РАБОТЫ

    Пётр Петрович Кончало́вский (9 (21) февраля 1876, Славянск - 2 февраля 1956, Москва) - российский художник. Родился в Славянске Харьковской губернии. Учился в харьковской Рисовальной школе, в вечерних классах СХПУ, в академии Р. Жюльена в Париже (1897-1898) и в Петербургской Академии художеств (1898-1907) у В. Е. Савинского, П. О. Ковалевского. Жил в Москве. Один из основателей объединения «Бубновый валет», его председатель (1910). Также был членом художественных объединений: «Союз молодёжи» (1911) «Мир искусства» (1911-1922, с перерывами) «Бытие» (1926-1927) «АХРР» (1928). Преподавал в московских «Свободных художественных мастерских» (1918-21) и ВХУТЕИНе (1926-29). 1932 - Пётр Петрович приобрёл усадьбу И. И. Трояновского Бугры-Белкино (ныне город Обнинск). 1943 - Сталинская премия первой степени 1946 - народный художник РСФСР 1947 - действительный член АХ СССР. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями. За 60 творческих лет художник создал около двух тысяч полотен. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

    Семьи художника); «С развалин Мцыри»; «Казбек»; «Пятигорск. Дом Лермонтова» (акварель, собрание семьи художника). Галерея Зима. Мельница на Кегострове, (1903) Букет цветов в белой вазе. (1908) Портрет Дмитрия Петровича Кончаловского (1909) Портрет Г. Б. Якулова (1910, ГТГ) Пейзаж. Столярная в Абрамцево. (1911 г.), Пиво и Вобла. (1912 г.), Гладиолусы. (1912 г.), Автопортрет. (1912 г.), Семейный портрет, т. н. «Сиенский» (1912, в собрании семьи) Агава (1916) Верстак (1917, в собрании семьи) Натюрморт. (1918 г.) Автопортрет с женой. (1923), Миша, сходи за пивом! (1923) Новгород. Антоний Римлянин, (1925), Портрет О. В. Кончаловской, (1925) Возвращение с ярмарки, (1926) Листья табака (1929, собрание семьи Кончаловских) Новгородская серия (серия пейзажей, 2-я половина 1920-х гг.) Петергоф (1931) Сирень (1933 г) Портрет В. Э. Мейерхольда (1938) А. Н. Толстой в гостях у художника (1941) Портрет М. Ю. Лермонтова (1941-43) Хлеб, ветчина и вино, (1948) С покоса (после 1932) Портрет народной артистки РСФСР А. Степановой РАБОТЫ

    Николай Николаевич Купреянов (1894, Польша-1933, Москва) - советский художник-график. Родился в Польше. Является пра-пра-правнуком Павлы Матвеевны Лермонтовой (то есть внучатый племянник М. Ю. Лермонтова.) Первая супруга - Наталья Сергеевна Изнар (художник).(01.02.1893 - 10.07.1967) Вторая супруга - Вера Яковлевна Каган-Шабшай педагог(1905- 08. 04.1988). Сын от второго брака Яков Николаевич Купреянов (род. 08.09.1932- 25. 03. 2006) - заслуженный художник Российской Федерации.скончался 25 марта 2006 года. Внук Павел Яковлевич Купреянов (род.1976)-9 марта 2005 г.учредил Фонд «Изучение творческого наследия Н. Н. Купреянова». Представитель Лермонтовской ассоциации. Лидер Общественной организации «Защиты Культурного наследия» Внучка Купреянова Татьяна Яковлевна(род.1981). художник. 1912 - окончил Коммерческое училище М. К. Тенишевой, после чего занимался в мастерских Академии художеств у А. П. Остроумовой-Лебедевой (1912-1917), Д. Н. Кардовского (1912-1914), К. С. Петрова-Водкина (1915-1916). В эти же годы (1912-1916) закончил юридический факультет Петербургского университета. Посетил Италию, Германию. С 1922 жил в Москве. Владел усадьбой Селище в Костроме, в которой был один из культурных центров русской интеллигенции. С 1931 по 1933 год жил в Москве на Малой Знаменской улице, дом 7/10, кв. 14. Работал в мастерской Рождественка 11, кв.10. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

    «Богоматерь» (1915г) «Царь Давид» (1915) Ксилографии «Пейзаж с мельницей и коровой» (1916), «Битюг» (1916) РАБОТЫ

    Александр Васильевич Куприн (1880-1960) - российский и советский живописец-пейзажист, член-корреспондент Академии художеств СССР. Александр Куприн родился 10 (22) марта 1880 г. в городе Борисоглебске Воронежской губернии, в семье преподавателя уездного училища. С 1893 г. семья жила в Воронеже. В юности Куприн работал конторщиком на железной дороге, но проявлял интерес к искусству. В 1902 г. отправился в Петербург, решив стать художником. Учился в школе Л. Е. Дмитриева-Кавказского до 1904 г. Затем переехал в Москву и поступил в школу К. Ф. Юона. Проучившись там два года, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1906-1910) в мастерских А. Е. Архипова, К. А. Коровина, Л. О. Пастернака. В 1909 г. Куприн впервые участвует в салоне «Золотого руна», в 1910 г. с группой единомышленников основывает объединение «Бубновый валет». 1913-1914 - посещает Италию, Францию. В 1920 г. художник уезжает в Нижний Новгород, где руководит художественными мастерскими. С 1910 по 1924 г. основную часть его творчества составляют натюрморты, в творческой манере видно влияние кубизма. В 1924 г. он возвращается в Москву, и с этого времени начинает активно заниматься пейзажем. 1925 - член художественного объединения «Московские живописцы». В период 1926-1930 г. ежегодно ездит в Бахчисарай. С 1930-х активно осваивает индустриальный пейзаж. Куприн скончался 18 марта 1960 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

    Натюрморт. Искусственные цветы на черном фоне. 1922. Натюрморт со статуэткой Б. Д. Королёва. 1919. Дубровицы. Яблоня. 1924. Бахчисарай. Скалы. Этюд. 1926. Осенний букет. 1925. Бахчисарай. Полдень. На реке Чурук-Су. 1927. Тополя. 1927. Москва. Кремль. 1929. Ветряная мельница. Бобров. 1934. Мартеновский цех завода «Серп и молот». 1931. Баку. Ханский дворец. 1931. Баку. Нефтяные промыслы. Биби-Эйбат. 1931. Бахчисарай. Древний мавзолей. Полдень. 1935. Пейзаж с луной и тополями в окрестностях Бахчисарая. 1936. Бахчисарай. Чурук-Су. Вечер. 1930. Пейзаж с луной. 1944. Домик на Остоженке. 1939. Крымский пейзаж. 1945. Замерзающее болото. 1947 Дорога в Беасалы. 1947. Гурзуф. Старый фонтан. 1949. Феодосия. Вечер в Карантинной бухте. 1956. Въезд в Бахчисарай с восточной стороны. Утро. 1950 Раннее утро над Бахчисараем. 1954. 80 х 135. РАБОТЫ

    Казими́р Севери́нович Мале́вич (23 февраля 1878 (по другим данным -1879), Киев - 15 мая 1935, Ленинград) - русский и советский художник-авангардист, один из основателей супрематизма - направления в абстрактном искусстве. Казимир Малевич родился в Киеве. Родители Малевича были поляками по происхождению. Отец работал управляющим на сахарном заводе известного украинского промышленника Терещенко. По другим данным отцом Малевича был белорусский этнограф и фольклорист Северин Антонович Малевич (1845-1902). Мать Людвига Александровна (1858-1942) была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем. Рисовать начал учиться самостоятельно, после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок. В возрасте 17 лет некоторое время провёл в Киевской художественной школе Н. И. Мурашко. В 1896 году семья Малевичей обосновалась в Курске. Там Казимир работал мелким чиновником, но бросил службу ради карьеры художника. Первые работы Малевича написаны в стиле импрессионизма. Позже Малевич стал одним из активных участников футуристических выставок. В 1913 году оформлял футуристическую оперу «Победа над Солнцем». В 1919-1922 годах Казимир Малевич преподавал в Народной художественной школе «нового революционного образца» в Витебске. В 20-е годы участвовал в оформлении спектаклей В. В. Маяковского «Мистерия-Буфф». С 1923 по 1927 год - директор Ленинградского государственного института художественной культуры. Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА).

    Экспонируются на выставках в Берлине и Вене. Осенью 1930 года Малевич был арестован НКВД как «германский шпион». В тюрьме он пробыл до декабря 1930 года. Под арестом на долгие годы в СССР оказались его картины. Малевич был последовательным пропагандистом собственной теории. Вокруг него со временем образовалась группа единомышленников УНОВИС (Утвердители нового искусства). Творения русских художников-авангардистов начала века взорвали устаревшее прозападное визуальное сознание. Входил в группу молодых художников «Ослиный хвост». Самое знаменитое живописное произведение Малевича Чёрный квадрат (1915), которое явилось своеобразным живописным манифестом супрематизма. Мистическим дополнением к картине служат «Чёрный круг» и «Чёрный крест». По завещанию, после смерти тело Малевича было кремировано в супрематическом гробу, а затем урна была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки. Над могилой был установлен кубический бетонный монумент с изображённым чёрным квадратом. В годы войны могила была утрачена. В настоящее время её местонахождение было установлено энтузиастами с достаточной точностью. Могила находится недалеко от Советского проспекта в Немчиновке, восточнее пруда. На месте могилы установлен небольшой монумент. Знаменитые картины Чёрный квадрат Красный квадрат Скачет красная конница Супрематическая композиция

    Сергей Васильевич Малютин (22 сентября (4 октября) 1859, Москва - 6 декабря 1937) - российский художник, архитектор, заслуженный деятель искусств РСФСР. Сын купца, родился, жил, работал в Москве. Предположительно является автором росписи первой русской матрёшки. 1883-1886 - учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в мастерских у И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского и других преподавателей 1886 - получил малую серебряную медаль, в 1890 - звание неклассного художника 1891-1893 - преподавал рисунок в московском Елизаветинском институте 1890-е - художник в Русской частной опере С. И. Мамонтова 1896 - член Московского товарищества художников 1900-1903 - в Талашкино, у княгини М. К. Тенишевой руководит художественными мастерскими, послужившими примеров для дальнейшего развития русской художественной промышленности. Член художественного объединения «Мир искусства» 1903 - в «Союзе русских художников». Преподавал в МУЖВЗ (по 1917 год) 1913 - член «Товарищества передвижников» 1914 - академик Академии художеств 1918-1923 - преподавал в ГСХМ-ВХУТЕМАСе 1918-1921 - участвовал в создании «Окон сатиры РОСТА» 1922 - один из организаторов «Ассоциации художников революционной России» 1927-1931 - член художественной группы «Объединение художников-реалистов»

    «Руслан и Людмила» (1898), «О царе Салтане» (1897), «О мёртвой царевне и семи богатырях» (1910), «О золотом петушке» (1913). Акварельные работы: «Садко» (1906), «Терем Кощея» (1909). Театральные работы Коме ранних его работ для театра Солодовникова в Москве, заслуживают внимания его эскизы декораций к операм «Садко» (1909) и «Аскольдова могила» (1912), к балету «Щелкунчик» (1913). Архитектура В имении «Талашкино» им созданы знаменитый «Теремок» для библиотеки училища и народный театр на 200 зрителей, в Москве же по его проекту возведён знаменитый Дом Перцовой, что расположен неподалёку от храма Христа Спасителя (совместно с архитектором Н. К. Жуковым, руководил постройкой Б. Н. Шнауберт). Выставки В 1880-х годах начал выставлять свои работы - пейзажи, интерьеры и портреты на московских выставках, в том числе на выставках «Мира Искусства», «Выставка 36», «Союза русских художников» и «Салона». Галерея «По этапу» (1890), «Подруги» (1893) «Иллюстрации к сказке о царе Салтане», «Детский портрет», «Сказка» «Автопортрет в шубе» (1901) «Иллюстрации к „Руслану и Людмиле“», «Иллюстрации к сказке „Царь Салтан“» портрет Веры Малютиной, дочери художника (1909) портрет В.В. Переплётчикова (1912) портрет К. Ф. Юона (1914) портрет Г. П. Передерия (1919) «Партизан» (1936)

    Владимир Владимирович Маяковский (7 (19) июля 1893, село Багдади, Кутаисская губерния, Российская империя (совр. Багдати, Имеретия, Грузия) - 14 апреля 1930, Москва, РСФСР, СССР) - российский и советский поэт-футурист, драматург, дизайнер, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ» и «РЕФ». Владимир Маяковский родился в селе Багдади в Грузии (Российская империя) в семье Владимира Константиновича Маяковского (1857-1906), служившего лесничим третьего разряда в Эриванской губернии, с 1889 в Багдадском лесничестве. Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко (1867-1954), из рода кубанских казаков, родилась на Кубани. Также у него было две сестры: Людмила и Ольга и брат Константин, который умер в трёхлетнем возрасте от скарлатины. В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. В июле 1906 года от заражения крови умер его отец после того, как уколол палец иголкой, сшивая бумаги. Первое «полустихотворение» Маяковский напечатал в нелегальном журнале «Порыв», который издавался Третьей гимназией. По его словам, «получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно». В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП(б). Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне, трижды арестовывался. В тюрьме он «скандалил», поэтому его часто переводили из части в часть. В тюрьме в 1909 году Маяковский снова стал писать стихи. В 1913 году вышел первый сборник Маяковского «Я» (цикл из четырёх стихотворений). Маяковский снимался в фильмах по собственным сценариям. В августе 1917 года задумал написать «Мистерию Буфф», которая была закончена 25 октября 1918 года и поставлена к годовщине революции. В марте 1919 года он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (1919-1921), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»).

    Алекса́ндр Миха́йлович Ро́дченко (23 ноября (5 декабря) 1891, Петербург - 3 декабря 1956, Москва) - советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР. Работал совместно со своей женой, художником-дизайнером Варварой Степановой. Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году. Отец - Михаил Михайлович Родченко (1852-1907), театральный бутафор. Мать - Ольга Евдокимовна Родченко (1865-1933), прачка. В 1902 году семья переехала в Казань, где в 1905 он окончил Казанское приходское начальное училище. В 1911-1914 учился в Казанской художественной школе у Н. И. Фешина, где в 1914году познакомился с Варварой Степановой. С 1916 года Родченко и Степанова начали совместную жизнь в Москве. В 1917 году, сразу же после Февральской революции в Москве создается профсоюз художников-живописцев. Родченко становится секретарем его Молодой Федерации, и занимается, в основном, организацией нормальных условий жизни и работы для молодых художников. В это же время вместе с Г. Б. Якуловым, В. Татлиным и другими он работает над оформлением кафе «Питтореск» в Москве, а с 1918 по 1921 служит в отделе ИЗО Наркомпроса, заведует Музейным бюро. Одновременно с работой в наркомате разрабатывал серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ.

    Общество «Живскульптарх» (Комиссия по разработке вопросов живописно-скульптурно-архитектурного синтеза), в 1920 был одним из организаторов Рабиса. С 1921 по 1924 работал в Институте художественной культуры (Инхук), где сменил в 1921 В. В. Кандинского на посту председателя. В 1930 был одним из организаторов фотогруппы «Октябрь». Участник групп «Леф» и «Реф» (1923-1930), художник журналов «Леф» и «Новый Леф». Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА). В 1925 году был командирован в Париж для оформления советского раздела Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств (архитектор советского павильона - К. С. Мельников), осуществлял в натуре свой проект интерьера «Рабочего клуба». С 1924 занимался фотографией. Известен своими остродокументальными психологическими портретами близких («Портрет матери», 1924), друзей и знакомых из ЛЕФа (портреты Маяковского, Л. и О. Брика, Асеева, Третьякова), художников и архитекторов (К. Мельников, Веснин, Ган, Попова). В 1926 году опубликовал свои первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) в журнале «Советское кино». В конце 1920-х - начале 1930-х годов был фотокорреспондентом в газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель». Одновременно работал в кино (художник фильмов «Москва в Октябре», 1927, «Журналистка», 1927-1928, «Кукла с миллионами» и «Альбидум», 1928) и театре (постановки «Инга» и «Клоп», 1929), разрабатывая оригинальную мебель, костюмы и декорации.

В послеоктябрьские годы произошли перемены в обла­сти культуры страны - так называемая культурная революция. Здесь были затронуты как образование, наука, литература, техника, искусство, так и вся духовная жизнь общества.

Одной из главных задач в области культуры было осу­ществление мер по ликвидации культурной отсталости среди населения. Теперь создавалась новая система управления в культуре. Руководство духовной жизнью общества перешло к наркомату просвещения, возглавляемому видным деятелем РКП(б), публицистом и литературным критиком А.В. Луна­чарским. В его обязанности входило партийное руководство развитием культуры.

С самого начала одним из направлений деятельности наркомпроса стала охрана художественных ценно­стей. Создается Государственный Совет по заведова­нию музеями и дворцами, в обязанности которого входил кон­троль за всеми подобными сооружениями в стране, которых насчитывалось свыше 150. В работе Государственного Со­вета принимали участие известные ученые, деятели искусства. С их помощью проводилась национализация частных музеев, театров. Теперь Зимний дворец (Эрмитаж), Третья­ковская галерея, Музей изящных искусств являлись государ­ственными музеями.

События, связанные с революцией 1917 г., не остано­вили развитие художественного процесса. В области культуры начали появляться новые тенденции.

Пролеткульт - культурно-просветительное и литератур­но-художественное движение в пролетарской культуре возникло осенью 1917 г., а уже к 1920 г. участниками дви­жения стали около 400 тыс. человек.

Возникали литературные группировки. Например, в 1917-1918 гг. существовала литературная группи­ровка под названием «Скифы», в состав которой вхо­дили М.М. Пришвин, Н.А. Клюев, С.А. Есенин и др.

С окончанием Гражданской войны обозначились но­вые тенденции в развитии культуры страны. Стало проводиться большое количество публичных диспу­тов, на которых поднимались вопросы о роли религии и интел­лигенции в жизни новой России. Постепенно стали возникать новые общественные объединения: научные, творческие, культурно-православные и т.д. В крупных городах начали работу кооперативные издательства, такие как «Былое», «Огни», издательство Гржебина и т.д.

В 1919 г. создается государственное издательство, кото­рое стало печатать учебную литературу, сочинения русских классиков и т.д.

В середине 1920-х гг. выпуск литературы в частных из­дательствах, как и общественных организациях, стал заметно ограничиваться. Устанавливается жесткий контроль за печа­тью, деятельностью издательств, отслеживается репертуар театров, кино.

Одним из главных направлений политики в области культуры было устранение неграмотности среди населения. По статистике накануне октября 1917 г. в стране неграмот-ным было 3/4 всего взрослого населения. Особенно в сельских местностях, вдали от городов.

С 1918 г. система народного образования начала совер­шенствоваться. Закрывались гимназии, училища, вместо них организовывались и открывались трудовые школы. Срок обу­чения в такой школе составлял четыре-пять лет. Плата за обу­чение не взималась.

В конце 1919 г. правительством принимается декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». За­кон обязывал учиться всех в возрасте от пяти до 50 лет, ук­лонявшиеся от учебы могли быть привлечены к уголовной ответственности.

Тема: Культура России после 1917 года

    Сформировать представления об основных тенденциях искусства после 1917 года.

    Сформировать представление о возрастании роли государственно – идеологического контроля за культурной жизнью страны.

    Способствовать развитию аналитического мышления учащихся, умений самостоятельной работы с дополнительной литературой.

Ход урока:

Так как тема включает достаточно обширный материал, проверка домашнего задания не проводится.

Урок - лекция проводится с показом презентации, так как использование слайдов дает возможность лучшего восприятие материала по культуре.

План урока.

1. Создание творческих союзов.

    Живопись после 1917 года.

    Окна Роста и агитационная посуда.

4. Архитектура и скульптура.

После революции перед страной стояли многочисленные задачи в сфере духовной жизни.

Объективно требовалось повысить грамотность населения; принять меры к развитию новых приоритетов направлений в науке; подготовить кадры научно – технической и творческой интеллигенции, соответствующие задачам индустриального общества; обеспечить связь науки с производством.

На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как в стране проходила работа по ликвидации неграмотности населения, какие появились литературные произведения, какие открытия были сделаны учеными.

Но одной из главных задач власти была необходимость утвердить свое идеологическое влияние в обществе через литературу и искусство.

На сегодняшнем уроке мы и поговорим о том, каким образом через живопись, скульптуру и архитектуру шло идеологическое воспитание.

При Государственной комиссии по просвещению в ноябре 1917 года был образован Отдел искусств, который решал вопросы оказания помощи художникам, скульпторам и другим деятелям искусств.

Стали проводиться открытые выставки (за 1918 – 1919 год было организовано более 140), конкурсы, дискуссии, оригинальные проекты и системы преподавания в художественных ВУЗах составили картину небывалого творческого подъема.

Сразу после революции 1917 года создается много творческих союзов.

(на экран вывести слайд № 3, на котором выписаны наиболее известные творческие объединения, это поможет ребятам оперативно сделать записи в тетради)

ОСА – объединение современных архитекторов.

АСНОВА – Ассоциация новых архитекторов.

ОБМОХУ – общество молодых художников.

ЛЕФ – Левый фронт искусств.

АХРР – Ассоциация художников революционной России.

ВАПП – Всероссийская ассоциация пролетарских писателей.

Пролеткульт – организация, выступающая за «чистую» культуру.

Каждый творческий союз отстаивал свое направление.

(на экран вывести слайд № 4, на котором выписаны лозунги, я считаю, что данный текст необходимо иметь перед глазами, так как по этому тексту предлагаю несколько вопросов)

У сторонников Пролеткульта были лозунги:

- «Никогда пролетарская культура не говорит «да» там, где говорит «да» буржуазная!»

- «Рабочий – писатель должен не учиться, а творить!»

- «Буржуазный язык, буржуазная литература должны быть ликвидированы!»

- «Создадим новую, чисто пролетарскую культуру! Создать ее может только пролетариат. Да здравствует пролетарская культура!»

1. Какую роль сторонники «Пролеткульта» отводят пролетарской культуре?

2. Как они относятся к наследию прошлого?

Сторонники ЛЕФа пытались внедрить новое искусство в строительство новой жизни, внедрить свое искусство в быт, в повседневность. Маяковский, Асеев, Брик пытались разработать новее образцы мебели, тканей, оформление книг, театральных постановок.

С этим направлением боролись представители Ассоциации, которые не только выступали против ниспровержения старого, но наоборот, сохранили наследие реализма. Это и Бродский, и Герасимов. Картины этих художников были более понятны народу.

Общество молодых художников (ОБМОХУ) стремились усовершенствовать среду, окружающую человека.

(показ слайда № 5 дает возможность познакомиться с одной из работ Э. Лисицкого)

Эль Лисицкий, один из представителей этого общества, свои работы называл – проуны, проекты утверждения нового. Он говорил, что его проекты это «пересадочная станция из живописи в архитектуру».

Вместе с тем в начале 1920 годов партийное руководство воздерживалось от прямого вмешательства в художественную жизнь, но во второй половине десятилетия художественная жизнь начала испытывать все нарастающее идеологическое и административное давление государства.

Многие мастера были вынуждены выехать за границу, другие подвергались травле в печати, лишились возможности выставляться, некоторые были арестованы. Основной удар пришелся на тех, кто тяготел к абстрактным формам изобразительного искусства.

Среди них – Казимир Малевич.

(сообщение учащегося иллюстрируется демонстрацией слайдов

6, 7, 8, что дает возможность познакомиться с некоторыми работами К.Малевича).

Сообщение о Марке Шагале.

(сообщение также иллюстрируется демонстрацией слайдов № 9, 10, 11).

Сообщение о Роберте Фальке.

(сообщение иллюстрируется демонстрацией слайда № 12.

Нужно отметить, что полотна этих художников, за исключением «Черного квадрата» К.Малевича редко представлены массовому зрителю. Поэтому у ребят есть возможность увидеть работы, которым многим представителям власти были непонятны).

Особенностью изобразительного искусства стало преобладание парадной живописи, а так же картин на темы революции, Гражданской войны. Суровый, аскетический быт был опоэтизирован в произведениях тех художников, которые стали певцами революции. Среди них нельзя не отметить Кузьму Петрова – Водкина.

(Сообщение учащегося с демонстрацией слайдов № 13, 14, у ребят появляется возможность увидеть разницу между его картинами и картинами абстракционистов).

Понятны народу были и полотна Кустодиева. Его мадонны, купчихи, на смену которым пришел новый герой – большевик.

(сообщение учащегося с демонстрацией слайдов № 15, 16. Ребята видят, как в изображении своих героев художник показывает насколько велика власть Советской власти в изображении Большевика).

Отличительная черта первых послереволюционных лет – выход искусства на улицы. Шел активный поиск путей обеспечения доступности искусства народу.

Огромную роль играли плакаты. В 1918 - 1921 годах было организовано Российское телеграфное агентство. В.В.Маяковский, Д.С.Моор (Орлов Дмитрий Стахеевич), М.М.Черемных, Дени (Денисов Виктор Николаевич) работали над выпуском плакатов.

Художник Черемных предложил вывешивать плакаты в витрины магазинов. В условиях информационного голода (бумаги часто не хватало даже на газеты) наглядная агитация несла горожанам вести с фронта.

Даже неграмотные люди, глядя на плакаты, хорошо понимали, в чем их суть.

(на экран вывести по очереди слайды № 17, 18, 19, которые знакомят ребят с плакатами времен Гражданской войны).

Сюжеты рисовали вручную, одновременно сочиняли текст, размножали готовые плакаты по трафарету. Вся работа занимала несколько часов. Преимущество выпуска плакатов состояло в том, что авторы не зависели от типографии, поэтому имели возможность быстрее реагировать на проходящие события. Кроме того, в работе над плакатами можно было использовать не 1-2 краски, а больше.

Врагов: Заводчик, Банкир, Помещик, Барыня, Генерал, Поп, Бюрократ – писали черной краской.

Окна РОСТа с их доступностью стали новой формой в искусстве.

В.Маяковский писал: «Шершавым языком плаката, революция мобилизовала добровольцев в Красную армию, объявляла смерть мировому капиталу, помогала голодающим Поволжья, призывала обучить грамоте».

(заслушать сообщение о Маяковском В.В. демонстрация слайда

20. Данный слайд помогает активизировать внимание учащихся, так как ребята видят и портрет поэта и художника, кроме того могут прочитать его слова).

Кроме плакатов, в годы Гражданской войны, революционное правительство прибегло еще к одной необычной форме агитации – стали выпускать агитационный фарфор.

(на экран вывести слайд № 21, который демонстрирует образцы пролетарского фарфора)

На Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе осталось большое количество нерасписанной, керамической посуды. Тогда по приказу правительства вместо привычных цветочков и пастушек появились революционные символы и лозунги.

«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Земля - трудящимся!», «Кто не работает, тот не ест!», «Кто не с нами, тот против нас!».

Наталья Яковлевна Данько стала выпускать фарфоровую миниатюрную скульптуру. Ее героями стали матросы, рабочие, крестьянки, пионеры, октябрята. В 1922-1923 годах она выпустила революционные шахматы: «Белые и красные».

Например, Красный король был изображен в виде рабочего с кувалдой, а белый в виде скелета в черной мантии, красные пешки – крестьяне со снопами, а белые – рабы, окутанные черными цепями. Предметы агитационного фарфора впоследствии стал предметом экспорта.

В зодчестве наметился символ преобразования общества, строительство нового мира. Спектр направлений был различен от продолжения традиций неоклассицизма 10-х годов до самого дерзкого новаторства.

«Традиционалисты» создавали революционный стиль, на базе архитектурных форм прошлого обобщая их, придавая или большую выразительность.

Популярно – наследие зодчество Древнего Востока. Простой и емкий язык, говорящий о бессмертии и вечности прослеживается в Мавзолее В.И. Ленина в Москве. 1924 – 1930 гг. архитектор А.В. Щусев.

(вывести на экран слайд № 22, который дает возможность заметить схожесть мавзолея и архитектурного сооружения Востока).

Яркий пример технического новаторского московская радиобашня,

В 1922 по проекту и под руководством инженера Владимира Григорьевна Шухова. Использованы стальные сетчатые конструкции двоякой кривизны – гиперболоиды.

(вывести на экран слайд № 23, который демонстрирует различные направления архитектуры, обратить внимание на разницу форм).

И традиционалисты и новаторы создавали строго продуманные сооружения, удобные в эксплуатации, построенные при минимальных затратах труда и материалов.

Константин Степанович Мельников - Д.К имени Русакова 1927- 1929 гг. собственный дом архитектора.

(вывести на экран слайд № 24, который дает возможность познакомится с архитектурными сооружениями, авторам которых является К.С. Мельников).

Зодчие 20 – х годов были утопистами. Их романтические представления оказались далеки от вкусов простого советского человека, в душе мечтавшие не о всемирной коммуне, а о красивой жизни «как раньше жили господа». Поэтому старорежимные дворцы им нравились больше, чем конструкции из стекла и бетона.

После 1917 года искусство скульптуры в России приобрело общественно – политическое значение.

Советская пропаганда стремилась создать образ современности, как героической эпохи, сказки, которая на глазах становится былью. Памятники и монументы стали играть ключевую роль в советской скульптуре.

(вывести на экран слайд № 25, на котором цитаты из декрета Совнаркома о памятниках. По тексту задать вопросы: какая судьба ожидала дореволюционные памятники? Кому в первую очередь должны были установить памятники?

В.И.Ленин утвердил список политических деятелей, людей науки и культуры, которым предполагалось поставить монументы в Москве и других крупных городах. В их числе оказались: К.Маркс, Ф.Энгельс, С.Разин, П.Пестель, Н.Чернышевский, А.Герцен, а также Спартак, Ж.П. Марат, Гарибальди и др. Реализацией этого проекта руководил А.В.Луначарский.

Над памятниками работали лучшие скульпторы: Л.В.Шервуд, С.Т.Коненков, Шадр, Мухина.

Это акция должна была закрепить в массовом сознании мысль о том, что от «старого мира» не осталось и следа, а новое время утверждается навсегда.

Самым известным произведение этого периода является работа Ивана Дмитриевича Шадра (настоящая фамилия - Иванов) – «Булыжник – оружие пролетариата».

(вывести на экран слайд № 26, который знакомит учащихся с работой Шадра и одним из памятников К.Марксу)

Вера Игнатьевна Мухина, прежде чем создать знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», создает свою первую работу – «Колхозница». Она является автором памятника А.С.Пушкину в городе Твери перед филармонией.

На площадях крупных городов появляются памятники вождям пролетариата – К.Марксу, В.И. Ленину, героям Гражданской войны.

В городе Тверь, у ограды городского сада был установлен один из первых памятников Карлу Марксу, который сохранился и до сегодняшнего дня.

(Вывести на экран слайд № 27, который демонстрирует памятник К.Марксу в городе Твери).

На смену отдельным фигурам появляются монументы, состоящие из групп. Это и памятник героям революции на улице Баррикадной в Москве.

В соответствии с декретом в Москве и Петрограде в 1918 – 1920 одах было установлено около 40 новых памятников.

Начиная со второй половины 20 – х годов литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания.

Позже будет принято постановление правительства о создании единых творческих союзов писателей, художников, композиторов, с образованием которых ликвидировалась относительная свобода художественного творчества.

В качестве закрепления провести тестирование.

(тестирование предложить в форме презентации, что даст возможность оперативно проверить, как учащиеся усвоили материал урока).

Объяснение домашнего задания.

14 ДЕКАБРЯ 1917 ГОДА Рылеев, Трубецкой, Как благоуханны наши Февраль и Март, Д. Мережковскому Голицын! Простят ли чистые герои? Вы далеко, в стране иной. . . солнечно-снежные, вьюжные, голубые, как Мы их завет не сберегли. Как вспыхнули бы ваши лица бы неземные, горние! В эти первые дни или Мы потеряли всё святое: И Перед оплеванной Невой! стыд души, и честь земли. И вот из рва, из терпкой только часы, миги, какая красота в лицах Мы были с ними, были вместе, муки, человеческих! Где она сейчас? Вглядитесь в Когда надвинулась гроза. Где по дну вьется рабий Пришла Невеста. дым, толпы Октябрьские: на них лица нет. Да, не И Невесте Солдатский штык Дрожа протягиваем руки Зинаида проткнул глаза. Мы к вашим саванам святым. уродство, а отсутствие лица, вот что в них Гиппиус Мы утопили, с визгом споря, К одежде смертной всего ужаснее… Идучи по петербургским Ее в чану Дворца, на дне, прикоснуться, В незабываемом позоре Уста сухие приложить, улицам и вглядываясь в лица, сразу или И наворованном вине. Чтоб умереть Ночная стая свищет, рыщет, проснуться, узнаешь: вот коммунист. Не хищная Лед по Неве кровав и пьян. . . Но так не жить! Но так не сытость, не зверская тупость - главное в О, петля Николая чище, жить! Чем пальцы серых обезьян! этом лице, а скука, трансцендентная скука Дмитрий Мережковский «рая земного» , «царства Антихриста Октябрьские события вызвали яростный протест Мережковского. Он истолковал происшедшее как разгул «хамства» , воцарение «народа. - «Записная книжка» , Зверя» , смертельно опасного для всей мировой цивилизации, торжество «надмирного зла» Д. С. Мережковский

ЦЕЛЬ: СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПЕРЕУСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА. ВОСПИТАНИЕ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА Раскол интеллигенции Отвержение старого искусства Художественное многообразие Невмешательство партийного руководства в творческую жизнь Выход искусства на улицу Стремление создать новую пролетарскую культуру КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕГРАМОТНОСТИ, ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, РАЗВИТИЕ НАУКИ И ПРИОБЩЕНИЕ ШИРОКИХ МАСС К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ

1918 ГОД - ПЛАН МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЫ (ЛЕНИН) ПРОЕКТОМ РУКОВОДИЛ ЛУНАЧАРСКИЙ Памятник Радищеву Л. Шервуда в Петрограде Мемориальный рельеф С. Коненкова «Павшим за мир и братство народов на Красной площади в Москве

Монументальная пропаганда план «монументальной пропаганды» - это выдвинутая Лениным стратегия развития монументального искусства - важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии.

БОРЬБА С БЕЗГРАМОТНОСТЬЮ 1919 ГОДУ ДЕКРЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РСФСР «О ликвидации неграмотности среди населения России» (8 -50)

Настроения художников К. Ф. Юон К. С. Петров-Водкин Б. М. Кустодиев Советская власть поддерживала представителей нового искусства, поскольку они воплощали революционное начало. Художники, в свою очередь, рассматривали смену власти как сокрушение старого мира. Суровый быт был опоэтизирован в произведениях художников: натюрморты Петрова. Водкина отражали голод Гражданской войны, Б. М. Кустодие отображал движения большевиков в своих произведениях.

Массовый отклик находило искусство плакатов. В условиях информационного голода (бумаги часто не хватало на газеты) наглядная агитация несла горожанам новости с фронтов. Плакаты знаменитых «Окон РОСТа» и подписи к ним делали лучшие художники страны.

Агитфарфор Полем для наглядной агитации стали предметы быта. Художники С. В. Чехонин, М. М. Адамович расписывали тарелки, блюдца, чашки пропагандистскими лозунгами и революционной символикой. Автором многих призывов был В. В. Маяковский.

Коллекция отечественного фарфора насчитывает более 3000 единиц хранения. В ней представлены произведения 135 скульпторов и художников, работавших в фарфоре.

Романтика революции Овеянные романтикой революции, в 1920 -е, создавали свои произведения скульпторы И. Д. Шадр, В. И. Мухина, А. С. Голубкина и др. «Булы жник - ору жие пролетариата»

Художественное многообразие ЛЕФ (Левый фронт искусства). Возглавил ЛЕФ В. Маяковский. «Искусство – это нарушение шаблона» , – так понимали сущность искусства футуристы до революции. В лефовские же времена выясняется, что дело было в том, что «шаблоном» , «болотом» являлась дореволюционная действительность, которую и надо было всячески «нарушать» . Теперь, после Октября – «практическая действительность» стала «вечно текущей, изменяющейся»

ЛЕФ В. В. Маяковский Н. Н. Асеев Л. С. Попова О. М. Брик А. М. Родченко

Противоположность АХРР - Ассоциация художников революционной России. В 20 -е годы, период расцвета русского авангарда, также желавшего работать на пользу революции, АХРР решительно противопоставила себя этим мастерам, пользовавшимся новым художественным языком. Опираясь на наследие передвижников, считавших, что в картине дидактическое содержание намного важнее художественной ценности, и «искусство должно быть понятно народу» ,

И. И. Бродский. «Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года» , 1929

Архитектура Клуб им. Русакова Изменения условий социальной жизни сформировали общественный запрос на новую городскую среду, в которой коллективное начало господствовало бы над личными интересами. Для массовой культурной работы оказались востребованы общественные здания, отвечающие эстетическим потребностям «строителей нового мира»

Архитектура конструктивизма Плотина Днепрогэс Бригада архитекторов под руководством В. А. Веснина. 1927– 1932 гг.

ТАТЛИН ВЛАДИМИР ЕВГРАФОВИЧ (1885– 1953) Активно участвуя в процессе революционных преобразований культуры, Татлин в 1918– 1919 руководил московским отделом ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса. В 1919– 1920 он создал главное свое произведение, модель грандиозного здания-памятника Октябрьской революции или «башни III Интернационала» (металл, стекло, дерево; модель не сохранилась, известна по фото и нескольким реконструкциям),

Киноискусство С. М. Эйзенштейн В ранние годы советской власти документальные фильмы о текущих событиях снимали режиссеры А. П. Довженко и В. И. Пудовкин. Главными героями нового кино становился коллектив единомышленников и народ. Прорыв в использовании новых изобразительных средств и форм нового эмоционального контакта совершил С. М. Эйзенштейн. К 20 -летию революции 1905 года режиссер снял фильм «Броненосец «Потемкин»

Физкультура и спорт После октября 1917 г. Связи России с международным спортивным движением, в том числе олимпийским, были разорваны. Теперь главное внимание уделялось внедрению спорта в массы. Это рассматривалось как средство воспитания, повышения дисциплины.

Культура и искусство после октября 1917г. Противоречия

Деятели искусства, сторонники новой власти

Деятели искусства, противники новой власти

В.В.Маяковский

И.И.Машков

А.Т.Матвеев

З.Н.Гиппиус

Д.С.Мережковский

Настроения художников

К.С.Петров-Водкин

Б.М.Кустодиев

Советская власть поддерживала представителей нового искусства, поскольку они воплощали революционное начало. Художники, в свою очередь, рассматривали смену власти как сокрушение старого мира.

Суровый быт был опоэтизирован в произведениях художников: натюрморты Петрова-Водкина отражали голод Гражданской войны, Б.М.Кустодие отображал движения большевиков в своих произведениях.

Крушение старого

К.С.Петров-Водкин

Д.Т.Штеренберг

Крушение старого

Б.М.Кустодиев

«Большевик»

Искусство плакатов

Массовый отклик находило искусство плакатов. В условиях информационного голода (бумаги часто не хватало на газеты) наглядная агитация несла горожанам новости с фронтов. Плакаты знаменитых «Окон РОСТа» и подписи к ним делали лучшие художники страны.

Агитфарфор

Полем для наглядной агитации стали предметы быта. Художники С.В.Чехонин, М.М. Адамович расписывали тарелки, блюдца, чашки пропагандистскими лозунгами и революционной символикой. Автором многих призывов был В.В.Маяковский.

Романтика революции

Овеянные романтикой революции, в 1920-е, создавали свои произведения скульпторы И.Д. Шадр, В.И.Мухина, А.С. Голубкина и др.

Художественное многообразие

ЛЕФ (Левый фронт искусства). Возглавил ЛЕФ В.Маяковский.«Искусство – это нарушение шаблона», – так понимали сущность искусства футуристы до революции. В лефовские же времена выясняется, что дело было в том, что «шаблоном», «болотом» являлась дореволюционная действительность, которую и надо было всячески «нарушать». Теперь, после Октября – «практическая действительность» стала «вечно текущей, изменяющейся»

Н.Н.Асеев

В.В.Маяковский

Л.С.Попова

А.М.Родченко

Противоположность

АХРР - Ассоциация художников революционной России. В 20-е годы, период расцвета русского авангарда, также желавшего работать на пользу революции, АХРР решительно противопоставила себя этим мастерам, пользовавшимся новым художественным языком. Опираясь на наследие передвижников, считавших, что в картине дидактическое содержание намного важнее художественной ценности, и «искусство должно быть понятно народу»,

АХРР

Ф.С.Богородский

А.М.Герасимов

И.И.Бродский

Б.В.Иогансон

Архитектура

Клуб им. Русакова

Изменения условий социальной жизни сформировали общественный запрос на новую городскую среду, в которой коллективное начало господствовало бы над личными интересами. Для массовой культурной работы оказались востребованы общественные здания, отвечающие эстетическим потребностям «строителей нового мира»

Киноискусство

В ранние годы советской власти документальные фильмы о текущих событиях снимали режиссеры А.П.Довженко и В.И.Пудовкин. Главными героями нового кино становился коллектив единомышленников и народ. Прорыв в использовании новых изобразительных средств и форм нового эмоционального контакта совершил С.М.Эйзенштейн. К 20-летию революции 1905 года режиссер снял фильм «Броненосец «Потемкин»

С.М.Эйзенштейн

Физкультура и спорт

После октября 1917 г. Связи России с международным спортивным движением, в том числе олимпийским, были разорваны.

Теперь главное внимание уделялось внедрению спорта в массы. Это рассматривалось как средство воспитания, повышения дисциплины.