Культура индии кратко для детей. Традиции и обычаи индии. Отношение индийцев к коровам

Если говорить о культуре Древней Индии, то можно выделить в данном случае четыре основных направления - это письменность, литература, искусство, а так же научные знания. Все это в более доступном и кратком виде изложено ниже.

Религия Древней Индии кратко

В древнейшие времена индийцы поклонялись силам природы, от которых зависела их производственная деятельность. Бог Индра был благодетельным божеством, подателем дождя, борцом с духами засухи и грозным богом бури, вооруженным молнией.

Бог солнца Сурия, по представлению древних индийцев, каждое утро выезжал на золотой колеснице, запряженной огненно- рыжими конями. Богам приносили жертвы, молились им. Считалось, что боги не могут отказать человеку в просьбе, если она сопровождалась правильно произнесенными заклинаниями и правильно выполненным жертвоприношением.

В эпоху образования классового общества и государства боги природы превращаются в богов — покровителей государства и царской власти. Бог Индра превратился в покровителя царя, в божество грозной войны.
Со временем, в древней Индии складывается особая жреческая религиозная система — брахманизм. Жрецы-брахманы считали себя единственными знатоками и хранителями священного знания. Они объявили себя лучшими из людей:
божествами в облике человека. В период распространения брахманизма богам приносили обильные жертвы. Выгоду от этого получали жрецы-брахманы. Брахманизм освящал рабовладельческое государство, как якобы установленное самими богами, укреплял выгодную рабовладельцам кастовую систему.

Против кастовой системы и поддерживавшего ее брахманизма в Древней Индии возникло движение протеста. Оно нашло выражение и в новой религии — буддизме. Первоначально буддизм выступил против кастового деления. Приверженцы новой религии учили, что все люди должны быть равны независимо от того, к какой касте они принадлежат. В то же самое время последователи буддизма не боролись против кастовой системы и общественной несправедливости, так как буддизм проповедовал отказ от всякой борьбы. Буддизм получил широкое
распространение в Индии в середине первого тысячелетия до н. э. Из Индии он перешел в соседние страны и является в настоящее время одной из наиболее распространенных религий Востока.

Письменность и литература (краткое содержание)

Крупнейшим культурным достижением древних индийцев было создание алфавитного письма из содержащего 50 знаков. Эти знаки обозначали отдельные гласные и согласные звуки, а также слоги. Индийское письмо гораздо проще египетских иероглифов и вавилонской клинописи. Правила письма излагались в особых учебниках грамматики, созданных в V в. до н. э. индийским ученым Панини.
Грамота в древней Индии была доступна главным образом брахманам. Они записали в своих законах, что бог Брахма создал индийское письмо и только брахманам разрешил им пользоваться.

Уже в XI—X вв. до и. э. индийские певцы исполняли гимны богам. Сборники этих гимнов называются Ведами. Они были впоследствии записаны и стали памятниками литературы. Веды знакомят нас с древнейшими религиозными верованиями индийцев. Они содержат множество легенд, легших в основу произведений художественной литературы.
В прекрасных поэмах «Махабхара- та» и «Рамаяна» содержится информация о подвигах древних царей и героев, об их походах и завоеваниях, о войнах между индийскими племенами.
Индийцы создали множество сказок, в которых отразилось отношение народа к угнетателям. В этих
сказках цари выведены безрассудными, жрецы — глупыми и жадными, а простые люди — смелыми и находчивыми.
В одной из индийских сказок говорится о купце, жалевшем деньги на корм для своего осла. Купец надевал на своего осла львиную шкуру и пускал его пастись на поля бедняков. Сторожа и земледельцы в ужасе разбегались, думая, что видят льва, и осел наедался досыта. Но однажды осел закричал. Жители деревни узнали осла по голосу и забили его палками. Так был наказан купец, привыкший обманывать людей и наживаться за их счет.
Многие индийские сказки были еще в древности переведены на китайский, тибетский и другие языки народов Востока. Они живут и по сей день, свидетельствуя о таланте и мудрости их создателя—: великого индийского народа.

Научные знания (кратко)

Больших успехов достигли древние индийцы в математике. Около V в. они создали цифры, которые мы называем «арабскими». На самом деле арабы лишь передали в Европу цифры, с которыми познакомились в Индии. Среди цифр, написание которых было дано индийцами, имелась цифра «О» (ноль). Она облегчила счет, позволив считать десятками, сотнями, тысячами с помощью одних и тех же десяти цифр
Древним индийцам было известно, что Земля имеет форму шара и что она вращается вокруг своей оси. Индийцы совершали путешествия в далекие страны. Это способствовало развитию географических знаний.
Индийские агрономы, опираясь на многовековой опыт земледельцев, выработали правила обработки почвы, севооборота, внесения удобрений, ухода за посевами.
Высокого развития достигла в Индии медицина. Индийские врачи имели разные специальности (внутренние болезни, хирургия, глазные и др.). Им были известны желтуха, ревматизм и другие болезни, а также способы их лечения. Они умели изготавливать лекарства из целебных трав и солей, производить сложные операции. Появились первые медицинские труды.
В Индии были изобретены шахматы, являющиеся в настоящее время любимой игрой миллионов людей разных стран, в частности нашей страны. Индийцы называли шахматы «чатуранга», т. е. «четыре рода войск».

Про искусство (кратко)

Индийские архитекторы сооружали замечательные храмы и дворцы, отличающиеся необычайной тщательностью отделки. Поражал великолепием царский дворец в Паталипутре. Главные входы этого огромного деревянного здания представляли собой ряды колонн. Колонны были украшены
позолоченными виноградными лозами и птицами, искусно отлитыми из серебра. Чужестранцы не могли поверить, что дворец в Паталипутре сооружен людьми; им казалось, что его создали боги.
На священных для древних индийцев местах воздвигались ступы — огромные сооружения из кирпича или камня в форме кургана. Ступу окружала каменная ограда с одним или несколькими воротами. Ворота были сложным архитектурным сооружением, украшенным богатой резьбой и скульптурой.

Памятниками упорного труда являются сохранившиеся в горах древние пещерные храмы и монастыри. В скалах вырубались обширные залы и коридоры. Они украшались резными колон¬нами и цветной росписью, вызывающей восхищение современных художников.

Культура Древней и Средневековой Индии - одна из самых интересных тем для тех, кто хочет узнать что-то действительно необычное и экзотическое. Дело в том, что традиции этой страны настолько отличаются от всего, что можно увидеть в мире, что сперва даже не верится, что все это происходило на нашей планете. Однако затем, когда приходит осознание, что эти люди жили и продолжают жить с нами на одной Земле, появляется вопрос: «А много ли мы знаем о человечестве?»

Попробуем разобраться, что же собой представляла культура Древней Индии. Кратко, но максимально подробно постараемся раскрыть данную тему.

История страны

Культура Древней Индии делится на два этапа: хараппский и индоарийский.

О первом из них наши знания сегодня весьма скудны. Так, ученые могут лишь утверждать, что первая цивилизация, находившаяся на территории полуострова Индостан и Пакистана, была невероятно развита для своего времени. Местные жители имели водопровод, тщательно распланированные города и обладали письменностью. И все это за 2000 лет до нашей эры!

К сожалению, никаких полноценных литературных источников эти древние предшественники индусов нам не оставили. Представление об искусстве хараппов мы имеем только благодаря миниатюрным скульптурам, которые сделаны с невероятной детальностью и точностью. К сожалению, и их осталось не так много. Сегодня найти такую скульптуру для археолога означает огромный успех. Сама же цивилизация хараппов бесследно исчезла по неизвестным нам причинам.

Скорее всего, она была уничтожена по причине быстро меняющимся в то время климата. Также исчезновение хараппов могли повлечь действия кровожадных племен кочевников, объединенных общим именем «арии». К слову, очень быстро они осели на полуострове Индостан и стали задавать на нем новый культурный тон.

Все, что мы знаем об ариях, дошло до наших дней в виде написанных ими «Ведах». Это один из древнейших литературных источников в мире. И хотя история Древней Индии в ней приобретает больше религиозный оттенок, эта книга остается для нас единственной возможностью заглянуть в прошлое.

В те времена единого государства Индия не существовало. Впервые все города-царства, которые находились на территории полуострова в первом тысячелетии до н. э., объединились для борьбы с Александром Македонским. Кстати, именно благодаря отражению нападения этой мощной армии культура Древней Индии осталась столь самобытной. Ведь ей так и не сделали «инъекцию» античности, которую сполна получили персидские народы.

Позже полуостров многократно разделялся различными захватчиками и самовлюбленными царьками. Именно нежелание индусов становиться одной сверхдержавой и стало основной слабостью во время экспансии Британской Империи.

К счастью, благодаря стараниям Ганди и его сторонников, сейчас на карте мы имеем одно цельное индийское государство.

Кастовая система

Жизнь в Древней Индии была настоящим испытанием смиренности духа. Дело в том, что те самые арийские «Веды» создали уникальное правило социального распределения благ и прав внутри культуры. Эта система получила название кастовой. Всего в этом делении присутствует четыре группы - как их называют индусы, варны.

К первой и наиболее почитаемой группе относятся жрецы. Для индуса они были не только связью с богами, но еще и лекарями, мудрейшими мужами, к мнению которых стоило обязательно прислушиваться.

Вторыми по важности становились воины (только профессиональное многочисленное сословие, а не ополчение).

К третьей группе относились простые люди - разнообразные ремесленники, купцы и крестьяне. Все они были свободными и могли распоряжаться своей судьбой как угодно (в рамках своей варны, само собой). Это была наиболее многочисленная, основная каста.

К четвертой группе относились рабы и военнопленные, которые были в каждом древнем государстве. Они, ясное дело, толком и за людей не считались - это были низшие существа, навсегда обреченные на труд и страдание.

С течением времени кастовая система развивалась и обрастала новыми подвидами, но все они появлялись в рамках одной из четырех варн. Особенности культуры Древней Индиипоявились благодаря той философии, которой объяснялось подобное деление: считалось, что каждый рожденный на земле человек имеет свою роль и не имеет права ее менять, раз боги уготовили ему подобную судьбу. Из варны в варну перебраться было нелегко, особенно если идет речь идет о подъеме вверх по социальной лестнице. Хотя даже падения не всегда приходилось опасаться: редкий правитель после завоевания земель менял людей, делая жрецов рабами. Это рассматривалось как вызов богам и попытка разрушения хрупкого мирового порядка, который поддерживался благодаря четко отложенной системе.

Индуизм

Религия и культура Древней Индии переплетены друг с другом так, что фактически невозможно рассматривать их порознь. Ведь весь жизненный уклад и культура жителей полуострова держится на вере.

Наиболее распространенная религия Индии - индуизм. Основы этой веры заложены еще в «Ведах», и именно благодаря ей была установлена система каст. Ее необходимость объяснялась постоянным действием «колеса перерождения душ», или «сансары». Считалось, что то, в какую варну человек попадет при следующем рождении, зависит от кармы, которую он приобрел в течение жизни - плохой или хорошей.

Примечательно, что в западной традиции теория кармы трактуется неверно с точки зрения индуизма, потому что работает она исключительно в кастовой системе, а не базируется на понятии «добро» и «зло». То, что для раба добродетель (например, подчинение) и станет плюсом для него во время перерождения, может быть абсолютным минусом для царя. То есть, карма зависит, прежде всего, от того, насколько добросовестно человек выполнял свою роль в обществе.

Столько парадоксов не имеет ни одна культура древних цивилизаций. Индия вместе со своей религией уверенно занимает первое место в этом списке, ведь в ее религии присутствует одновременно монотеизм, политеизм и тотемизм. Это звучит дико для европейского человека. Но последователи индуизма спокойно объясняют это: есть один, верховный бог Вишну, он всеведущ и всемогущ. Он находится вне сансары, а в нее попадает в различных образах, которые и являются остальными богами, или, как их называют, аватарами. Но и это не все, ведь конкретно на землю, в наш материальный человеческий мир, Верховный Бог через своих аватаров спускается в образе животных: обезьяны, коровы, кобры.

То есть кому бы не поклонялся адепт религии, он в любом случае служит Вишну. Именно это объясняет, почему история культуры Древней Индии почти не имеет религиозных конфликтов. Тот же Будда, о котором пойдет разговор далее, воспринимался в индуизме как очередной аватар Вишну.

Буддизм

История Древней Индии также рассказывает нам про появление одной из трех мировых религий - буддизма. По сути, истоки этой веры тоже необходимо искать в индуизме, поскольку основная идея «колеса перерождения» пришла именно оттуда.

Другой вопрос: как его представили в своей вере буддисты. В первом тысячелетии до н. э. в Индии возникла новая идея поиска спасения из цикла бесконечных перерождений и зависимости от кармы. В стране в гигантском количестве стали появляться аскеты и отшельники, искавшие истину всеми возможными способами.

Среди них выделялся Сиддхартха Гаутама - принц небольшого индийского государства, который, прожив большую часть своей жизни в роскоши, сбежал из дворца для выяснения природы человеческих страданий. Через 7 лет скитаний, подробности которой нам известны из легенд, он нашел просвещение.

Вместе с его открытием изменилась и культура древней Индии. Кратко пересказать взгляд на мир через призму буддизма можно так: человек по определению обречен страдать, находясь в бесконечном колесе самсары. Однако спасение возможно. Называется оно «нирвана» и является состоянием покоя человеческой души, отказом от всех страстей. Именно в постепенном отказе от эмоций и желаний и лежит секрет спасения. Когда человек доходит до состояния нирваны, он становится просвещенным, то есть Буддой. Им может быть каждый, и для этого не обязательно рождаться каким-то сверхчеловеком или царем. Эта религия уверяет нас, что спастись может каждый, вне зависимости от кастовой системы, надо только захотеть и приложить усилия.

Также буддизм учит человека философии «среднего пути»: ни в чем нельзя ударяться в крайности, всегда стоит искать нечто в центре. Как правило, именно так находится истинный ответ на вопрос. Вообще назвать все это «религией» в традиционном смысле этого слова очень сложно. Это, скорее, философское течение, имеющее свои монастыри и крепкую традицию.

Буддизм абсолютно не занимается природой вопроса высшего существа - его в этой религии просто нет. Но если человеку хочется верить во Всевышнего, двери в буддийский храм для него все равно открыты: философия Будды официально не принимает и не отвергает присутствие Бога в мире, оставляя это на личное рассмотрение каждого.

Научные знания

Следует отметить, что Древняя Индия характеризуется не только своей самобытной культурой, но и развитой наукой. Так, эта страна испокон веков славилась своей математикой и астрономией.

Местные звездочеты еще в начале I века н. э. утверждали, что Земля является шаром, вращающимся как вокруг своей оси, так и вокруг Солнца. А те самые цифры, которые у нас принято называть арабскими, на самом деле пришли к нам через Персию из Индии, где их и придумали. Кроме того, ученые этой страны были первыми, кто ввел в математику понятие нуля, абсолютной пустоты. До них никто не додумывался до этого - ибо зачем считать то, чего нет.

В своей науке индусы прежде всего развивали абсолютно практические знания, связанные с календарным подсчетом времени, хирургическими операциями и созданием лекарств. Однако дальше необходимого, например, в ту же анатомию, они никогда не углублялись. А все от того, что каждый индус ставил перед собой цель познания мира через философию, которая отводилась в отдельную категорию.

В отличие от того же Китая, государство Древней Индиипочти не имело известных изобретателей. Наука здесь существенно отличалась от того, что подразумевается под этим термином в остальном мире. Прежде всего наука у древних индусов представляла собой познание натуры и души человека, а не, к примеру, физику и арифметику. Тот же ноль появился исключительно в контексте поиска душевного равновесия.

Литература

Художественная культура Древней Индии с точки зрения литературы базируется, прежде всего, на различных сакральных текстах.

Первый из них и наиболее важный - это уже упомянутые «Веды». Сюжетно они рассказывают о борьбе ариев за выживание на территории полуострова. «Веды» делятся на четыре равнозначные части: жертвенные формулы, магические заклинания, песни и религиозные гимны. Эта книга является самым древним литературным источником Индии, однако в письменном виде она появилась гораздо позже. По крайней мере, представители жреческой варны знали тексты наизусть гораздо раньше, чем они появились на бумаге.

Также искусство пера в древнем государстве было представлено различными эпическими произведениями, самые известные из которых - это «Махабхарата» и «Рамаяна», поэмы о путешествии двух аватаров Вишну. Однако большая часть текста в этих произведениях далека от основных сюжетных линий и является пересказом мифов и легенд, а также различных древнеиндийских притч.

Вообще литература этого государства в древние времена в основном была построена исключительно на притчевой форме или баснях. Благодаря этому она совмещала в себе моральные нравоучения и некий религиозный смысл.

Кроме того, индийская литература была богата на различные трактаты религиозного толка, хотя слово «религия» в нашем понимании не применимо к вероисповеданиям древних жителей полуострова. В этих произведениях разбирались и анализировались основы буддийского и индуистского мировоззрения.

Изобразительное искусство и архитектура

Художественная культура Древней Индии неразрывно связана с архитектурой и изобразительным искусством. И дело тут, прежде всего, в невозможности для нас узнать, как именно жили самые древние народы полуострова. Их картины, скульптуры и здания в основном были сделаны на деревянной основе, а потому просто не пережили испытание временем в несколько тысячелетий.

Для нашего взгляда индийская архитектура раскрывается только начиная с I тысячелетия н. э., когда буддисты начали использовать камень для создания ступ. Это сакральные объекты, в которых, по поверьям, хранятся материальные части Будды - например, его волос. По всей Индии подобных сооружений довольно много, и они создают наше основное впечатление об индийской архитектуре. Для местных жителей они представляют собой то же самое, что для православных - храм.

Традиция скульптуры до нас тоже дошла, начиная с того времени, исключая те небольшие скульптурки хараппской эпохи, о которых упоминалось ранее. По факту же весь мир знает гигантские статуи Будды возле храмов и изображения пророка, выбитые в скалах. Кроме того, у индусов большим почетом пользуются статуэтки различных воплощений Вишну, которые они расставляют в своих домах и алтарях. Однако четкого понятия скульптуры как искусства, лишенного религиозной направленности, потомки ариев не имеют.

Изобразительное искусство Древней Индии дошло до нас благодаря пещерам-монастырям. Местные жители никогда не пользовались холстом и бумагой для живописи, избирая для этого каменные стены. Поэтому сходить в галерею древнеиндийского рисунка не получится, а для того, чтобы увидеть работы художников, придется объездить всю страну. И, опять-таки, сюжетно-бытовая тематика в этом виде творчества почти не нашла отражения: основой его были притчевые истории из буддийской и индуисткой мифологии.

Театр

Самостоятельные достижения культуры Древней Индии в вопросах театра куда меньшие, чем у, к примеру, японских представлений. В основном это связанно с тем, что от первобытного разыгрывания сценок взаимоотношений богов и мифов представления местных жителей не ушли. В итоге они так и не заимели серьезной и многослойной драматургии, которой славится европейская традиция.

Основа индийского спектакля - это зрелище, музыка и хореография. Многие выступления абсолютно пластичны и не имеют текста. Главное для театра в индийской культуре - это зрелищность и поучительная (с точки зрения их философии) мораль.

Яркий пример подобного вида представлений - широко известный театр теней, который дал возможность без проявления особых декоративных изысков показать все мистичность природы богов. В этом фактически заключается индийский вариант представлений - минимальное число выразительных средств, которые созданы исключительно для донесения одной мысли и передачи философии.

Индийская музыка возникла в том же контексте, что и театр, и неразрывно связана с ним. Сложно сказать, существует ли некое самостоятельное направление - в основном все эти этнические напевы и мелодии являлись просто дополнением к спектаклям и не воспринимались индусами как отдельное искусство.

Влияние индийской культуры

Многие века Индия сама «варилась» в котле своей культуры и дополнялась лишь влиянием народов, живших по соседству. Однако в XX веке европейцы открыли для себя самобытность обычаев этой страны.

Сейчас огромное количество западных людей вовлечены в изучение предмета «культура Древней Индии». Они пользуются ее философскими и эзотерическими достижениями, увлекаются буддизмом и различными его ответвлениями.

Система обеспечения своего тела и духа правильными нагрузками, названная йогой, сейчас вышла далеко за пределы ореола обитания отшельников. Теперь подобная практика стала мировым достоянием. Школы йоги открыты почти в каждой цивилизованной стране мира.

Также многие люди, чей дух озабочен поиском истины, находят успокоение благодаря религиозным достижения культуры Индии. Те же «Веды», как наиболее старый религиозный текст в мире, для многих становится настоящим открытием, поскольку кажется, что через него можно увидеть истинную сущность божественного начала.

Понятное дело, что культура Индии очень изменилась, и не все западные народы понимают ее правильно. Та же карма, как уже было сказано, в своем оригинальном мире просто в теории не может существовать до тех пор, пока не используется кастовая система общества.

Заключение

Многих сегодня интересует история и культура Древнего Востока. Индия же занимает в этой теме особое место. В культуре этой страны существует множество традиций и практик, которые могут быть неправильно поняты нами. Однако необходимо знать, что все это возникло не от хорошей жизни: парадоксальный комок, называющийся «культура и искусство Древней Индии», был продиктован индусам самой их жизнью и необходимостью как-то объяснять сложности существования.

Сейчас индийская культура стремительно модернизируется, изменяется на западный манер. Кастовая система в цивилизованных больших городах исчезла. Однако она все еще остается уникальной и необходимой для изучения тем людям, которые желают расширить свой кругозор. Особенно же рекомендуется изучать ее тем, кто пытается найти в мире хотя бы какую-то точку опоры и спокойствия, а предложенные западной традицией способы не помогают.

Далекая Индия представляет огромный интерес для туристов. В этой стране есть тысячи старинных достопримечательностей, которые будут интересны любому путешественнику. Индия является родиной таких религий как буддизм и джайнизм. Однако, миллионы иностранных туристов ежегодно приезжают в Индию не только, например, чтобы побывать в тех местах, где проповедовал Будда. В Индии сейчас есть большое количество достопримечательностей, спа-курортов, а также горнолыжных и пляжных курортов.

География Индии

Индия расположена в Южной Азии. На западе Индия граничит с Пакистаном, на северо-востоке – с Китаем, Непалом и Бутаном, а на востоке – с Мьянмой и Бангладешом. На юге Индия омывается Индийским океаном, на юго-западе – Аравийским морем. На юго-западе страны расположен Бенгальский залив. Общая площадь этой страны - 3 287 590 кв. км, включая и острова, а общая длина государственной границы – 15 106 км.

Индии принадлежат несколько островов. Самые большие из них – Лаккадивские, Андаманские и Никобарские острова в Индийском океане.

По территории Индии с севера на северо-восток протянулась горная система Гималаи. Самая высокая вершина в Индии - гора Канченджунга, чья высота достигает 8 856 метров.

В Индии есть несколько очень больших рек – Инд (его длина 3 180 км) и Ганг (его длина – 2 700 км). Среди других индийских рек следует также выделить Брахмапутру, Ямуну и Коши.

Столица

Столица Индии – Нью-Дели, в котором сейчас проживают около 350 тыс. человек. Нью-Дели стал столицей Индии в начале XX века. «Старый» город в Нью-Дели был построен еще в середине XVII века императором Шах-Джаханом, правителем империи Великих Моголов.

Официальный язык

Официальный язык в Индии – хинди. В свою очередь английский язык является «вспомогательным государственным языком» в Индии. Кроме того, в этой стране еще 21 язык имеет статус официального.

Религия

Более 80% населения Индии исповедуют индуизм. Еще более 13% жителей этой страны являются мусульманами, более 2,3% - христиане, около 2% - сикхи, а 0,7% - буддисты.

Государственное устройство Индии

Согласно действующей Конституции 1950 года, Индия – это парламентская республика. Ее глава – Президент, избираемый специальной коллегией на 5 лет (эта коллегия состоит из депутатов парламента и членов государственных сборов).

Парламент в Индии двухпалатный – Совет штатов (245 депутатов) и Народная палата (545 депутатов). Исполнительная власть в этой стране принадлежит Президенту, Премьер-министру и Совету министров.

Основные политические партии в Индии - Индийский национальный конгресс, «Бхаратия джаната парти», Социалистическая партия, Коммунистическая партия Индии, Национальная народная партия и др.

Климат и погода

Климат в Индии варьируется от тропического муссонного на юге до умеренного на севере. Большое влияние на климат в Индии оказывают Гималаи, Индийский океан, а также пустыня Тар.

В Индии выделяют три сезона:
- с марта по июнь – лето
- с июля по октябрь – муссоны
- с ноября по февраль - зима

Средняя годовая температура воздуха в Индии – +25,3С. Самый жаркий месяц в Индии – май, когда средняя максимальная температура воздуха составляет +41С. Самый холодный месяц – январь, когда средняя минимальная температура составляет +7С. Среднее ежегодное количество осадков – 715 мм.

Средняя температура воздуха в Нью-Дели:

Январь - +14С
- февраль - +17С
- март - +22С
- апрель - +28С
- май - +34С
- июнь - +34С
- июль - +31С
- август - +30С
- сентябрь - +29С
- октябрь - +26С
- ноябрь - +20С
- декабрь - +15С

Моря и океаны Индии

На юге Индия омывается Индийским океаном, на юго-западе – Аравийским морем. На юго-западе страны расположен Бенгальский залив. Общая береговая линия в Индии, включая и острова, составляет более 7,5 тыс. км.

Средняя температура моря возле Гоа, Индия:

Январь - +28С
- февраль - +28С
- март - +28С
- апрель - +29С
- май - +30С
- июнь - +29С
- июль - +28С
- август - +28С
- сентябрь - +28С
- октябрь - +29С
- ноябрь - +29С
- декабрь - +29С

Реки и озера

В Индии есть две системы рек с разным режимом «питания». Это гималайские реки (Ганг, Брахмапутра и др.) и реки, впадающие в океан - Годавари, Кришна и Маханади.

По территории Индии протекает также одна из самых длинных рек в мире – Инд, чья длина составляет 3 180 км.

Что же касается озер, то их в Индии не очень много, но, тем не менее, среди них есть очень красивые. Самые большие индийские озера – Чилика, Самбхар, Колеру, Локтак, и Вулар.

История

Неолитические поселения людей на территории современной Индии появились примерно 8 тыс. лет назад. В 2500-1900 гг. до н.э. в Западной Индии существовала первая городская культура, которая образовалась вокруг городов Мохенджо-Даро, Хараппа, и Дхалавира.

В 2000-500 гг. до н.э. в Индии распространяется индуизм, и в этот же период там начинает складываться кастовая система, состоящая из жрецов, воинов, свободных крестьян. Впоследствии образовались касты торговцев и слуг.

Примерно к V веку до н.э. в Индии уже существовало 16 самостоятельных государств – Махаджанапады. В это же время были сформированы две религии – буддизм, основателем которого стал Сиддхарта Гаутама Будда, и джайнизм, который основал Махавира.

В VI веке до н.э. некоторые территории Индии были завоеваны персами, а в IV веке войска Александра Македонского покорили некоторые северо-западные части этой страны.

В II веке до н.э. своего расцвета достигает царство Маурьев, покорившее несколько соседних индийских государств.

В I веке до н.э. индийские царства вели торговлю с Древним Римом. В VII веке большинство индийских царств было объединено царем Харша в единое государство.

В 1526 году на территории современной Индии была основана империя Великих Моголов, правителями которой были потомки Чингиз-хана и Тимура.

В XVII-XIX веках на территории современной Индии хозяйничала английская Ост-Индская компания, имевшая даже свою оргомную армию.

В 1857 году произошло т.н. «Восстание сипаев», недовольство которых как раз вызывала Ост-Индская компания. После подавления «Восстания сипаев» англичане ликвидировали Ост-Индскую компанию, и Индия стала колонией Британской империи.

В 1920-х годах в Индии началось массовое национально-освободительное движение против власти Великобритании. В 1929 году Великобритания наделила Индию правами доминиона, но это англичанам не помогло. В 1947 году была объявлена независимость Индии. Часть индийских территорий через некоторое время стали независимым государством Пакистан.

Индию приняли в ООН еще в 1945 году (правда, тогда эта страна была еще Британской Индией).

Культура

Индия представляет собой страну с огромным культурным наследием. Индийская культура оказала (и продолжает оказывать) влияние не только на соседние страны, но и на другие государства, расположенные далеко от нее.

До сих пор в Индии существует кастовая система общества, благодаря которой индийская культура сохраняет все свои традиционные ценности.

Выражением индийских традиций является музыка и танцы. Нигде в мире больше нет ничего подобного.

Туристам в Индии мы рекомендуем обязательно увидеть местные фестивале и парады, которых там очень много. Во время фестивалей часто проходят шествия слонов, музыкальные представления, «тигриные танцы», фейерверки, раздача сладостей и т.д. Самые известные индийские фестивали - фестиваль Онам (посвящен памяти мифического царя Бали), «Чайный фестиваль» в Калькутте, «Дивали», «Ратха-ятра» («Праздник колесниц»), «Дуссера» в Дели, «Фестиваль Ганапати» в честь бога Ганеш.

Также следует отметить интересный праздник сестер и братьев «Ракша Бандхан», отмечаемый каждый год в июле. В этот день сестры обвязывают запястье братьев платками, лентами, которые защищают от злых сил. В свою очередь, братья дарят своим сестрам различные подарки и клянутся их защищать.

Кухня Индии

Индийская кухня известна во всем мире использованием специй. Именно благодаря индийцам в мире получили распространение различные приправы и специи, в том числе черный перец и карри.

Индия очень большая страна, и поэтому не удивительно, что каждый ее регион имеет свои кулинарные традиции. Однако, для всех регионов Индии характерно употребление риса. Этот продукт является основой индийской кухни.

Принято считать, что жители Индии – это вегетарианцы, как того требует их религиозное учение. Однако, на самом деле в Индии довольно популярны и мясные блюда, ведь в этой стране есть еще и мусульмане. Самое известное индийское мясное блюдо – «цыплята тандури», когда курицу маринуют в специях, а затем запекают в специальной печи. Другие известные индийские мясные блюда – «бириани» (курица с рисом), «гуштаба» (тефтели тушеные в йогурте со специями).

Вообще, мясные блюда чаще всего входят в рацион питания жителей севера Индии. Рыба и морепродукты популярны в прибрежных районах, а овощи – на юге Индии.

Туристам в Индии мы рекомендуем также попробовать суп-пюре «дал», пшеничную лепешку «наан», овощное рагу «сабджи», рисовые лепешки «чапати» и «самба», «кичари» (тушенный рис с машем и специями), «джалеби» (оладьи в сиропе), «расгулла» (шарики из творога), «гулаб-джамун» (йогурт с мукой и миндалем).

Традиционные безалкогольные индийские напитки – «дхай» (простокваша или йогурт), «раита» (йогурт с мятой и тертым огурцом).

Достопримечательности Индии

В Индии так много достопримечательностей, что нам трудно выделить самые интересные из них. Пожалуй, в десятку лучших индийских достопримечательностей, на наш взгляд, могут войти следующие:

Строительство Красного форта в Дели началось в 1638 года, а закончилось – в 1648 году. Это укрепление строилось по приказу императора империи Великих Моголов Шах-Джахана. Сейчас Красный форт включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Тадж-Махал был построен в 1653 году по приказу Шах-Джахана, императора империи Великих Моголов. Этот мавзолей строили 20 тысяч человек на протяжении 20 лет. Сейчас Тадж-Махал входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Минарет Кутб-Минар в Дели

Высота этого кирпичного минарета составляет 72,6 метра. Его строительство продолжалось с 1193 года по 1368 год.

Пещера Слонов возле Мумбаи

В Пещере Слонов находится подземный храм Шивы с ее скульптурами. Он построен несколько тысяч лет назад. Сейчас пещера Слонов входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первый небольшой храм на территории современного города Хампи был построен еще в 7 веке н.э. Постепенно вокруг него строили другие религиозные постройки, и через некоторое время в Хампи был уже огромный красивый храмовый комплекс.

Хармандир-Сахиб боле известен под названием «Золотой Храм». Это самое главное религиозное сооружение для сикхов. Строительство «Золотого Храма» в Амритсаре началось в XVI веке. В XIX веке верхние этажи этого храма были покрыты золотом.

Буддистские монахи начали стоить свои пещеры Аджанта примерно во II веке до н.э. Эти пещеры были покинуты примерно в 650 г. н.э. Только в 1819 году англичане случайно наткнулись на пещеры Аджанта. До наших дней в этих пещерах сохранились уникальные фрески, рассказывающие о жизни людей в далеком прошлом.

Этот форт был построен возле города Амбер в 1726 году. Согласно легенде, когда-то давно в форте Джайгарх была размещена самая большая пушка в мире (ее можно увидеть и сейчас, т.к. старинный форт представляет собой теперь музей).

Дворец Радж Гхат в Дели

В этом дворце были кремированы Махатма Ганди, Индира Ганди и Раджив Ганди.

Жемчужная мечеть в Агре

Эта мечеть в Агре была построена в середине XVII века при императоре Шах-Джахане. Нет, в этой мечети нет жемчугов, просто ее купола очень сильно блестят на солнце.

Города и курорты

Самые большие индийские города – Мумбаи, Дели, Бангалор, Калькутта, Ченнаи, Хайдарабад, Ахмадабад, Пуна, Сурат, и Канпур.

В Индии существует большое количество прекрасных морских курортов с великолепными пляжами. Песок на индийских пляжах белый, мелкий. Самый популярный пляжный курорт в Индии – Гоа. Среди других индийских пляжных курортов следует обязательно назвать следующие: Андра-Прадеш, Гужарат, Карнатака, Керала, Махараштра, Орисса, Тамилнад, а также пляжи на Андаманских, Никобарских и Лаккадивских островах.

В Индии есть несколько горнолыжных курортов, которые считаются лучшими в Азии. Конечно, с горнолыжными трассами Австрии, Италии и Швейцарии зимним курортам Индии не сравниться. Однако, для тех путешественников, которые любят кататься на лыжах, и которые при этом хотят познакомиться с уникальной Индией, – отдых на индийских горнолыжных курортах запомнится навсегда.

Самые популярные горнолыжные курорты в Индии – Аули, Даяра-Бугаял, Мундали, Мунсиари, Соланг, Нарканда, Куфри, и Гулмарг. Кстати, сезон катания на лыжах в Индии продолжается с середины декабря до середины мая.

Многие иностранные туристы в Индию приезжают для того, чтобы отдохнуть на спа-курортах. Индийские спа-центры предлагают клиентам различные аюрведические программы. Сред таких спа-курортов следует, прежде всего, назвать Beach & Lake, Аюрму, и Ананду.

Сувениры/покупки

Перед тем как поехать в Индию подумайте о том, что Вы хотите там купить. В противном случае индийские торговцы на базарах и в магазинах навяжут Вам много самых разных ненужных товаров, и Вы потеряете тысячи рупий. Туристам из Индии мы рекомендуем привозить индийский чай, различные благовонии, браслеты (стеклянные, металлические, из драгоценных металлов), амулеты, талисманы, сувенирные изделия из мрамора (например, небольшой мраморный Тадж-Махал), шарфы, шали, сари (традиционное индийское платье), кожаную обувь, наборы индийских сухих пряных смесей, краску из хны, ковры, музыкальные инструменты (например, барабаны или изящную деревянную флейту).

Часы работы учреждений

Индийские традиции складывались на протяжении многих тысячелетий. Большое влияние на них оказывали обычаи императоров, культура военных захватчиков индийских территорий, особенности религии – так становились и формировались те традиции Индии, которые сохранились до наших дней. Современная культура страны весьма разнообразна – в каждых районах Индии есть свои отличительные нюансы. Тем не менее, страна обладает собственной историей, которая объединяет индийские штаты и территории.

В древней Индии зародились различные религиозные направления – буддизм, джайнизм, сикхизм, которые оказали большое влияние на все культурные обычаи. В немалой степени на особенности индийской культуры повлияли персы, арабы и тюрки.

Отличия культуры Индии

Издавна индийское государство было процветающим. Здесь широко было распространено изготовление ковров, шелковых и парчовых тканей, оружия и чеканных изделий. К тому же, страна обладала собственными природными сокровищами – кораллами, жемчугом, золотом, алмазами, изумрудами. Все наследие страны формировалось под воздействием религии, которая оставила обширный след на культуре государства. Различные направления индийского искусства, так или иначе, тесно связаны с религиозной философией.

Индийские традиции в полной мере отразились на архитектуре – многие памятники древней Индии являются визитной карточкой для иноземных путешественников. Ежегодно религиозные святыни, индуистские храмы и памятники привлекают к себе миллионы туристов со всего мира. Настоящими «жемчужинами Востока» являются уникальные храмовые комплексы, мечети и дворцы Индии.

Индийские танцы и музыка зародились в древних индуистских храмах. Они представляют собой настоящий рассказ, способный во всех нюансах передать традиции и раскрыть их смысл. Кухня страны также обладает своими особенностями, которые формировались под влиянием различных религий. На севере государства, в основном, проживают мусульманские народности, которые употребляют в пищу мясо. На юге страны – индийцы, отдающие предпочтение вегетарианским блюдам.

Национальные праздники страны хорошо отображают все нюансы, которые имеет индийская культура. Роскошные празднества посвящаются различным богам, сельскому хозяйству. Также в стране отмечают День государственной независимости, День республики. Особенно увлекательно жители Индии празднуют Холи. Во время этого праздника местное население обливает друг друга водой, в которую добавлены краски и обсыпаются цветными порошками.

В августе отмечается праздник, посвящённый рождению бога Кришны, а осенью – Рам Лила, который проводится в честь бога Рамы. Также в осенние месяцы индусы празднуют Дивали – праздник огней.

Основные традиции

Прежде, чем отправиться в эту сказочную и удивительную страну, важно ознакомиться с ее местными обычаями. Только тогда можно чувствовать себя вполне комфортно на индийских улицах и не испытывать неловкости от неправильных действий. Например, если вдруг пришло желание попробовать пищу руками, то необходимо брать еду только правой ладоньюлевая рука у индусов считается не чистой.
В Индии не приняты рукопожатия. В качестве приветствия применяется определённый ритуал – индийцы соединяют свои ладони, после поднимают их к подбородку, кивают головой и произносят слово «намасте». Именно подобное приветствие используется в Индии. Иногда мужчины, конечно, могут поздороваться рукопожатием, но оно считается выражением дружелюбия.

Индийским женщинам запрещено вольное общение с мужчинами. Женщине также требуется избегать рукопожатия. В Индии не здороваются посредством рукопожатия, а ладони не кладут на плечи других людей.

Что касается обращения к визави, то следует знать, что для индийцев фамилии ничего не означают. Имя у индусов состоит из своего собственного, имени отца и названия касты либо деревни проживания. После заключения брака женщине оставляют собственное имя, но в ее документах личности записывают, чья она супруга.

На улицах и в доме индусы не показывают друг на друга пальцами. Для этого используется вытянутая рука. Вообще, в стране необходимо уделять особое внимание к своему поведению и жестам. Неуважением считается, если нога указывает в сторону другого человека. Национальная культура имеет свои особенности поведения в общественных местах. В Индии находится под запретом проявление любых своих эмоций на людях – всякие открыто выраженные объятия, гнев, недовольство, поцелуи считаются неприличными. Держаться в общественных местах за руки разрешено только семейным парам.

При посещении святых мест необходимо знать и соблюдать существующие обычаи и традиции Индии. Перед входом в храм принято снимать обувь. Не стоит брать в святое место различные кожаные изделия. Четки считаются духовным предметом древней Индии, который не выставляется напоказ посторонним. Их следует держать незаметно.

Внутри храма нельзя фотографироваться. В крайнем случае, необходимо спросить разрешения на фотосъемку. В храм необходимо одеваться соответственно святому месту – женщины должны входить с покрытой платком головой и закрытыми плечами. Положено делать пожертвования.

Отношение к животным

Корова в Индии издавна была священной. В стране эти животные встречаются повсеместно. Туристам следует очень бережно относиться к корове, — не следует ее обижать и говорить в ее адрес неприятные слова. За плохое отношение к коровам в Индии можно попасть в тюремное заключение. Индусы также не употребляют в пищу говядину.

В некоторых священных храмах есть обезьяны. Этих животных почитали еще в древней Индии. Встретившихся обезьян можно кормить, иногда они даже сами пристают к туристам в надежде получить из рук человека лакомство. Вести себя с обезьянами необходимо осторожно – в случае недовольство зверушка может больно укусить. Гордостью индусов являются павлины. Если повезёт, рано утром можно услышать пение этих сказочных птиц.

Индийская культура очень разнообразна, что привлекает каждого человека, попавшего в страну. В любом государстве существуют свои традиции, и их необходимо придерживаться. Узнавать страну лучше постепенно, шаг за шагом открывая новые черты Индии. Большое воздействие на развитие национальных традиций оказала индийская ведическая философия и буддизм. В джайнизме проповедуются идеи отказа от какого-либо насилия. Ещё до нашей эры ортодоксальные индуистские правители возродили буддизм.

Культура поведения

Основным направлением в индийских проповедях и в воспитании является обуздание чувств. Манускрипты древней Индии и сегодняшние каноны культуры поведения требуют от индусов приветливости в общении, доброты к окружающим и детям, сдерживания любого гнева и раздражения. В Индии не принято кривляться, активно кокетничать, публично обниматься и целоваться. Более того, некоторые проявления чувств на людях караются законом. Развитая в течение столетий сдержанность в поведении присуща всем индийцам. При этом народ Индии обладает особой естественностью.

Алкоголь

Индуизм запрещает употребление алкоголя, поэтому крепкие напитки не подают в ресторанах. В некоторые бары алкоголь можно приносить с собой. В стране по пятницам соблюдается сухой закон, в это время алкогольные напитки приобрести практически невозможно.

Мировоззрения местных жителей

Любые постройки и особенно храмы принято обходить с левой стороны. Еще одна особенность мировоззрения местных жителей – считать ноги нечистыми. Здесь не приемлемо раскачивать ступнями в положении сидя и направлять ногу на храм или на другого человека. Большинство индийцев предпочитают сидеть на скрещенных ногах либо поджимать их.

Отношение к женщинам в стране особое. Культура Индии способствовала организации браков, когда родители выбирали невесте суженого сами. Эти традиции Индии сохранились до наших дней. Рождение девочки в семье считается буквально трагедией. До заключения брака женщине запрещаются какие-либо сексуальные контакты, а на мужчин данный обычай не распространяется. Замужней индийской женщине нельзя выходить из дома без определённой цели, а на прогулках её поодаль сопровождает мужчина. В больших мегаполисах страны не все традиции соблюдаются досконально, однако большинство жителей Индии свято их почитают и следуют культурным канонам.

Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего вбогатстве и многообразии религиозно-философских учений.Известный швейцарский писатель Г. Гессе по этому поводу замечает: «Индия - страна тысячи религий, индийский дух отмечен среди других народов специфически религиозным гением». В этом индийская культура не знает себе равных. Именно поэтому уже в далекой древности Индию называли «страной мудрецов».

Вторая особенность индийской культуры связана с ее обращенностью к Вселенной,ее погруженностью в тайны мироздания. Индийский писатель Р. Тагор подчеркивал: «Индия всегда имела один неизменный идеал - слияние со Вселенной».

Третью важную черту индийской культуры, внешне как бы противоречащую предыдущей, составляет ее обращенность внутрь человеческого мира,самопогружение в глубины человеческой души. Ярким примером тому служит знаменитая философия и практика йоги.

Неповторимое своеобразие индийской культуры составляют также ее удивительная музыкальность и танцевальность.

Еще одна важная черта заключается в особом почитании индийцами любви -чувственной и физической, которую они не считают греховной.

Самобытность индийской культуры во многом обусловлена особенностями индийского этноса. В его формировании участвовали многочисленные разноязыкие племена и народности - от местных дравидов до пришлых ариев. По сути индийский народ является суперэтносом, включающим в себя несколько самостоятельных народов.

Культура Древней Индии существовала примерно с середины III тыс. до н.э. и до VI в. н.э. Современное название «Индия» появилось лишь в XIX в. В прошлом она была известна как «страна ариев», «страна брахманов», «страна мудрецов».

История Древней Индии распадается на два больших периода. Первый - это время хараппской цивилизации,сложившейся в долине реки Инд (2500-1800 до н.э.). Второй период -арийский -охватывает всю последующую индийскую историю и связан с приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг.

Хараппская цивилизация,имевшая главные центры в городах Ха- раппа (современный Пакистан) и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»), достигла высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют те несколько крупных городов, которые отличались стройной планировкой и имели прекрасную водосточную систему. Хараппская цивилизация обладала своей письменностью и языком, истоки которых остаются загадкой. В художественной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы на печатках. Яркими образцами этой пластики являются бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс танцующего мужчины (10 см) из Харапиы. Пережив высокий подъем и расцвет, хараппская культура и цивилизация постепенно пришли в упадок, вызванный климатическими изменениями, разливами рек и особенно эпидемиями.

После заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена. Арии были кочевниками, но. поселившись на индийской земле, стати земледельцами и скотоводами. Они смешались с местным населением и в то же время вместе с новой кровью как бы вдохнули в индийский этнос новую жизнь.

С приходом ариев в индийской истории и культуре начинается новый, индоарийский период.Об основной части этого периода главным источником сведений являются созданные ариямиВеды(от глагола «ведать», «знать»). Они представляют собой сборник религиозных текстов - гимнов, песнопений и магических формул. Основное содержание Вед - рассказ о сложном и болезненном процессе самоутверждения ариев на новом месте жития, об их борьбе с местными племенами.

Они написаны на ведийском языке - древнейшей форме санскрита. Веды составляют четыре части:

    Ригведа (религиозные гимны);

    Самаведа (песнопения);

    Яджурведа (жертвенные формулы):

    Лтхарваведа (магические заклинания и формулы).

К ведической литературе также относятся комментарииВед - брахманы и упанишады.

Веды составляют основу всей последующей духовной культуры Индии: теологии, философии и науки. Они содержат сведения о всех сторонах жизни древних индийцев. В частности, они сообщают о делении индийского общества на четыре варны:

    брахманы (жрецы);

    кшатрии (воины);

    вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы);

    шудры (рабы и военнопленные).

Эти четыре варны позднее были дополнены многочисленными кастами (более двух тысяч), которые сохранились до наших дней.

Начиная с Вед, в Индии складывается своеобразная мозаика религий. Первой из них стал ведизм- религия самих Вед. Для него характерно многобожие и антропоморфность. Главным среди всех божеств был Индра - бог Грозы, могущественный воин, покровитель ариев в их борьбе с местными племенами. В Ригведе именно ему посвящено больше всего гимнов. За ним следуют: Варуна - бог неба и космоса: Сурья - бог солнца; Вишну - олицетворяющий круговращение Солнца; Агни - бог огня и др.

На новом - эпическом - этапе (I тыс. до н.э.) ведизм трансформируется в брахманизм.Он представляет собой более стройное учение о мире, в котором прежнее множество богов сведено ктроице.Абсолютная и неопределенная сущность - Брахман - проявляется втримурги, или в триедином божестве: Брахма - творец мира; Вишну - охранитель мира; Шива - разрушитель мира.

Во второй половине Iтыс. до н.э. брахманизм переходит виндуизм,который ассимилирует многие индийские верования - от языческих до буддизма. Индуизм является самой распространенной в Индии религией, охватывая более 80% верующих. Он существует в виде двух главных направлений:вишнуизмаишиваизма.Вместе с тем в наши дни самостоятельной ветвью индуизма являетсякришнаизм.Включение в индуизм различных культов осуществляется черезконцепцию аватары (воплощений) Вишны.Согласно этой концепции, Вишна нисходит в мир. перевоплощаясь в различные образы. Таких аватар - десять, из которых главными являются седьмая, восьмая и девятая. В них Вишну принимает облики Рамы, Кришны и Будды.

Священным писанием индуизма является «Бхагаватгита»(Господня Песня) - одна из частей «Махабхараты». Основу индуизма составляет учение о вечном переселении душ (сансара), происходящем в соответствии сзаконом воздаяния (карма)за все содеянное в жизни.

В VIв. до н.э. в Индии появляетсябуддизм- одна из грех мировых религий. Его создателем стал Сиддхартха Гаутама, который в сорокалетнем возрасте достиг состояния просветления и получил имяБудда(просветленный).

В III в. до н.э. буддизм достиг наибольшего влияния и распространения, вытеснив брахманизм. Но с середины I тыс. н.э. его влияние постепенно падает, и в начале И тыс. н.э. он растворяется в индуизме. Дальнейшая его жизнь как самостоятельной религии проходит за пределами Индии - в Китае, Японии и других странах.

Основу буддизмасоставляет учение о «четырех благородных истинах»: существует страдание; его источник - желание: спасение от страдания возможно; есть путь к спасению, к освобождению от страдания. Путь к спасению лежит через отказ от мирских соблазнов, через самосовершенствование, через непротивление злу. Высшее состояние - нирвана - и означает спасение.Нирвана(угасание) представляет собой пограничное состояние между жизнью и смертью, означающее полную отрешенность от внешнего мира, отсутствие всяких желаний, совершенную удовлетворенность, внутреннее просветление. Буддизм обещает спасение всем верующим вне зависимости от принадлежности к той или иной варне или касте.

В буддизмесуществуют два направления. Первое - хинаяна (малая повозка) - предполагает полное вхождение в нирвану. Второе - махаяна (большая повозка) - означает максимальное приближение к нирване, но отказ от вхождения в нее ради помощи и спасения других.

Одновременное буддизмом в Индии возникает джайнизм,который близок к буддизму, но выстоял в борьбе с индуизмом, поскольку принял деление на варны и касты. В нем также существует понятие нирваны, однако главным выступаетпринцип ахимсы -непричине- ние зла всему живому.

В XVI в. из индуизма выделился как самостоятельная религия сикхизм, выступавший против иерархии варн и каст, за равенство всех верующих перед Богом.

Для религиозной жизни индийцев характерно сохранение самых ранних форм религии - фетишизма и тотемизма, о чем свидетельствует поклонение многим животным.В число священных входят коровы и быки из породы зебу (которые в отличие от коров используются в хозяйственных работах). Особое внимание индийцы уделяют обезьянам. Они тысячами живут в храмах, получая от людей пищу и уход. Еще большим поклонением пользуются кобры.

В Индии существует настоящий культ змей. Им возводятся великолепные храмы, о них складываются легенды и пишутся сказания. Змея воплощает вечное движение. Знак змеи индийцы наносят по обе стороны входной двери своего жилища. Каждый год, в конце июля, торжественно отмечается праздник змей. Их угощают молоком и медом, осыпают цветочной пыльцой, к их норам кладут цветы жасмина и красного лотоса. В благодарность за такое внимание змеи в этот день не кусаются. Некоторые животные традиционно связываются с определенными богами, которых они олицетворяют: корова - с Кришной, кобра - с Шивой, гусь - с Брахмой.

Важную роль в жизни индийцев играют касты, которых насчитывается более двух тысяч. Они сложились на основе четырехварни существуют с раннего Средневековья. Самой низшей среди них является каста неприкасаемых. Ее члены выполняют наиболее грязную и унизительную работу. Им запрещено входить не только в храмы для высших каст, но даже на кухню. Они также не могут пользоваться вещами высших каст.

В настоящее время роль каст в политической жизни юридически ограничена. Однако в повседневной жизни эта роль остается значительной, особенно в семейно-брачных отношениях. Как правило, браки заключаются внутри каст и чаше всего без учета мнения будущих супругов. У высших и средних каст свадьбы происходят в доме невесты и отличаются пышностью и роскошью. В низших кастах за невесту полагается выкуп.

Помимо религии, в Древней Индии высокого уровня достигли другие области культуры. В первую очередь это относится кфилософии.К числу так называемых ортодоксальных, т.е. признающих авторитет Вед, относятся шесть философских школ: вайшешика, веданта, йога, миманса, ньяя и санкхья. Некоторые из них близки между собой. В частности, содержаниеведантыимимансысоставляют размышления о путях освобождения человека, проблематика общественной жизни. Атомистическое учениевайшешикиимело много общего с логикой и теорией познанияньяи. что в конце концов привело к их слиянию. В основе дуалистической философиисаньяхьянаходится проблематика двух противоположных начал мира - материи и духа. Школа отдает предпочтение духу, исследуя возможности и пути его освобождения.

Все затронутые философские концепции тесно связаны и переплетаются с какой-либо религией. В той или иной мере названные течения имеют место в философской мысли современной Индии и сохраняют свое влияние. Однако самой известной и знаменитой является философская школа йоги, которую основан Патанджали. В основе йоги лежит идея о глубинной связи человеческой психофизиологии с космосом. Ее цель - достижение состояния нирваны, освобождение от закона кармы.

Средством для достижения этой цели выступает система специальных усилий и упражнений - как физических, так и духовно-интеллектуальных. Первые предназначены для тела, они включают определенные упражнения для освоения особых поз - асан, а также упражнения для дыхания. Вторые направлены на приведение психики человекав состояние самопогруженности и сосредоточенности. Исключительную роль при этом играет медитация.

Наряду с философией в Древней Индии успешно развивалась наука.Наиболее значительных успехов индийцы добились в математике, астрономии, медицине и лингвистике. Индийскимматематикамбыло известно значение числа «пи», они создали десятичную систему исчисления с использованием нуля. Всем известные арабские цифры скорее всего изобрели индийцы. Математические термины «цифра», «синус», «корень» также имеют индийское происхождение. Индийскиеастрономывысказали догадку о вращении Земли вокруг своей оси. Высокого уровня достигла индийскаямедицина,создавшая науку о долголетии (аюрведу). Индийские хирурги делали 300 видов операций, используя около 120 хирургических инструментов.Лингвистикасвоим рождением обязана прежде всего индийским ученым.