Культура Месопотамии (второе название Междуречье, Двуречье) кратко. Культура древней Месопотамии (Двуречья) Роль культуры шумеров для развития древней месопотамии

Месопотамия - территория древнейшей цивилизации, возникшей в VIII тысячелетии до н. э. На равнине между Тигром и Евфра­том существовали государства Аккад, Шумер, Ассирия и Вавилония, последовательно сменявших друг друга.

Особенности культурного развития Месопотамии:

1) отсутствие единого государственного и национального центра (периодически набирали силу и разрушались государственные объединения, созданные различными народами);

2) планомерная ирригация в сельском хозяйстве;

3) развитие примитивной (первобытной) демократии (в городе-государстве высшая политическая власть была возложена на общее собрание всех взрослых свободных граждан);

4) упорядочивание отношений между гражданами (законы Хаммурапи);

5) формирование мировоззрения, где Вселенная понимается как государство;

6) новая форма организации жизнедеятельности людей (человек является подданным не по родственным связям, а по проживанию и деятельности на определенной территории, подчинению законам, выработанным правителями этих государств).

Шумер и Аккад. Фундамент цивилизации Месопотамии культура народа – шумер. В архитектуре широкое распространение получило строительство зиккурат (3-7 террас), соединенных широкими пологими пандусами. На самом верху располагалось святилище бога, место его отдыха. Облицовка зиккурата делалась из обожженного кирпича, каждый ярус окрашивался в свой цвет - черный, красный или белый. Площади террас занимали сады с искусственным орошением. Зиккурат использовался также как обсерватория, с вершин зиккуратов жрецы вели наблюдения за планетами и звездами.

В архитектуре Шумер и Аккад возникла новая архитектурная конструкция - полукруглая арка. Впоследствии арка была позаимствована Римом, затем арабским востоком и романской Европой.

В шумерском искусстве особое место занимала глиптика - пластическое искусство создания печатей-амулетов, выполненных в виде выпуклого рельефа, предназначенного для отпечатывания на глине.

Вавилон. В начале II тысячелетия до н. э. в среднем течении Евфрата происходит возвышение нового политического и культурного центра - г. Вавилон. Своего расцвета Древневавилонское царство достигло во времена правления царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.). Стелла законов Хаммурапи украшена наверху выпуклым рельефом, на котором изображен бог солнца Шамаш, вручающий царю жезл - символ власти.

Ассирия. Воинственное государство, культ силы и обожествленной царской власти. Архитектура, изобразительное искусство и литература - прославляла победоносного царя-завоевателя.

В городе основное место занимали царские дворцы (цитадель), храмы второстепенны. В новоассирийскую эпоху (VIII - VII вв. до н.э.) появляются рельефы, которыми отделаны царские покои. Рельефы отражали сюжеты военных походов, захват городов, сцены охоты.


В 612 г. до н. э. Ассирия пала. Ее столица Ниневия была взята штурмом объединенными силами вавилонян и мидян.

Нововавилонское искусство. В конце VII в. до н. э. после крушения Ассирии древний Вавилон снова стал политическим и экономическим центром Месопотамии. Вавилонские цари совершали победоносные походы в Палестину и Египет. В Вавилоне имелось 53 храма. Самый величественный храм покровителя города бога Мардука. Зиккурат Мардука - высота 90 м. В историю это сооружение вошло под названием Вавилонской башни. Висячие сады Семирамиды (одно из чудес света) - искусственные террасы, сложенные из сырцового кирпича разного размера и опиравшиеся на каменные уступы. На них помещалась земля с разными эк­зотическими деревьями.

Вершиной вавилонской литературы является поэма о царе-герое Гильгамеше полубоге-получеловеке. В произведении делается попытка ответить на извечные вопросы о жизни и смерти. В поисках бессмертия герой совершает великие подвиги, но избежать неотвратимого ему не удается. В произведении почти идентично с библейским сюжетом описаны сцены потопа и спасения богобоязненного патриарха с семенами всякой жизни на земле. Древнейший шумерский миф, пройдя вавилоно-ассирийскую редакцию, воплотился в библейском тексте.

Основная черта литературы - многообразие форм и жанров (списки богов, мифы и гимны, эпические произведения, историческая литература, публицистика, сказки, пословицы и поговорки и т.п.).

В 538 г. до н. э. Вавилон покорен персидской державой, а затем победоносными войсками Александра Македонского (мечтал сделать Вавилон столицей мира, но его смерть разрушила эти намерения).

Письменность и книги. Клинопись - появляется на рубеже IV-III тыс. до н.э. в форме оттисков, затем оттиски заменены процарапанными палочкой значками - рисунками. Глина использовалась в качестве писчего материала.

В ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько слов.

Сфера применения клинописи:

* документы хозяйственной отчетности;

* строительные или закладные надписи;

* культовые тексты;

* сборники пословиц;

* списки названий гор, стран, минералов, растений, рыб, профессий и должностей и т.д.

* двуязычные словари.

Крупные храмы и дворцы правителей имели хозяйственно-административные архивы и библиотеки (библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии насчитывала 25 тыс. табличек и фрагментов).

Научные знания. Древние жители Месопотамии применяли четыре правила арифметики, дроби, решали алгебраические уравнения с возведением в квадратную и кубическую степень, с извлечением корней. Использовали метрическую систему мер и веса.

Создан был лунный календарь, в котором каждый месяц имел 29 или 30 дней, а год состоял из 12 месяцев и 354 дней.

Медицина была тесно связана с магическими действиями (из города Лагаша до нашего времени дошла ваза с символическим изображением бога здоровья в виде змей, обвивающих жезл, - эмблема современной медицины).

Религия. Характерной чертой является политеизм (многобожие) и антропоморфизм (человекоподобие) богов.

В Месопотамии царь почитался как представитель своего народа перед богами. Многочисленные моральные и ритуальные предписания и запреты регулировали многие обязанности царя, в том числе и как блюстителя справедливости.

В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала общинным культам. Каждая община особо почитала местных богов, покровителей своей общины. Наряду с этим всюду почитались и общие космические божества.

Таким образом, культура Месопотамии сконцентрировала в себе культуры различных этносов. Ее достижения и ценности легли в основу многих культур более поздних периодов: греческой, арабской, индийской, культуры Византии.

Цивилизация Древней Месопотамии (Междуречья или Двуречья) возникла приблизительно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала со второй половины IV тысячелетия до н.э. до 539 г. до н.э., когда Вавилон был завоеван персами. В отличие от египетской, цивилизация Месопотамии не была этнически однородной, она формировалась в процессе смешения многих народов. Главную роль в истории и культуре Междуречья сыграли шумеры, аккадцы, вавилоняне и ассирийцы.

Шумеро-аккадская культура

Фундамент всей последующей цивилизации региона был заложен шумерами, которые в IV тысячелетии до н.э. заселили южную часть Междуречья.

О происхождении и прародине этого народа до сих пор идут споры. Загадочным, не имеющим аналогов остается и язык шумеров. Они создали высокую земледельческую культуру и развитую систему мелиорации, служившую для осушения болот и сохранения воды на период засухи. Шумеры раньше, чем другие народы, стали использовать колесо, гончарный круг, плуг- сеялку, парусную лодку, литье из меди и бронзы.

К началу III тысячелетия до н.э. на юге Месопотамии сформировалось несколько городов-государств, наиболее крупные - Ур, Ниппур, Киш, Урук, Лагаш, Сиппар, Эреду. Приблизительно в середине III тысячелетия до н.э. территория, простиравшаяся от северных границ Шумера до восточных границ Египта, была занята семитскими племенами. Аккадцы, семитский народ, заселили земли к северу от Шумера, усвоили шумерскую культуру, религию и письменность. В XXIV в. до н.э. аккадский царь Сар- гон Древний подчинил города-государства Шумера. Значение этих событий столь велико, что позволяет говорить о достаточно целостной шумеро-аккадской культуре.

Религия. Религиозно-мифологические представления шумеров отличались большим разнообразием, однако они укладывались в достаточно стройное учение о мире с объяснением практически всех природных и общественных явлений. Религиозные воззрения шумеров были частично унаследованы вавилонской культовой системой, а их космогоническая концепция продолжала оказывать влияние на жизнь народов Месопотамии после крушения шумерского государства.

Отчасти своей силой религия шумеров была обязана огромному числу богов. Шумерский пантеон насчитывал не менее 3000 божеств. Фактически каждое природное явление и сторона человеческой жизни входили в сферу влияния отдельного бога или богини. По представлениям шумеров, отдельные боги «заведовали», например, такими важными предметами, как плуг, кирка или кирпич. Кроме того, свои божества были не только у крупных городов, но и у самых мелких поселений, у каждой общины.

Со временем сложилась иерархия божеств. Выше всех ставились те из них, кому подчинялись главные природные сферы: небо, воздух, земля и вода. Основную роль в пантеоне играла триада: Ан - бог неба, Энлилъ - бог земли, Энки - бог воды. Статус этих божеств не был постоянным. Сначала самым могущественным считался небесный бог Ан. Позже пальму первенства получил Энлиль.

Шумерских богов не отделяла от людей непреодолимая стена. Так же, как позднее греческим богам, им приписывались человеческие чувства и потребности. Во многих шумерских мифах подчеркивались низменность и грубость натуры богов, непривлекательность их внешнего облика и одновременно отчетливо выражалось подчиненное положение человека, созданного для служения богам. Свои желания и намерения боги доводили до людей устами жрецов, присвоивших себе функции посредников.

Важную роль играли жертвоприношения. Таким образом смертные старались умилостивить богов, способных, как думали шумеры, наслать наводнение, засуху, эпидемию или набеги горных племен. Подобные беды И в самом деле часто обрушивались на земли Месопотамии, что способствовало укреплению веры и приносило немалую выгоду жрецам и храмам.

Письменность. Одним из важнейших достижений шумерской культуры было создание письменности. Острая необходимость в надежном способе хранения и передачи информации появилась вместе с развитием государственных структур, храмового хозяйства и торговых отношений.

Шумерская система письма прошла в своем развитии несколько стадий. На начальном этапе письмо носило изобразительный, пиктографический характер: понятия конкретных объектов, явлений и действий передавались условными рисунками-символами. Например, упрощенное изображение головы человека означало «голова», а две волнистые линии - «вода».

В дальнейшем эта достаточно примитивная система была усовершенствована. Теперь изображения могли передавать смысл абстрактных явлений и действий. Так, шумерский символ, означавший «рот», стал также употребляться для передачи смысла слова «говорить». Символы объединялись в комбинации: например, два стоящих рядом знака «рот» и «пища» означали глагол «есть».

Перелом в развитии письменности наступил тогда, когда пиктографические символы в основном стали передавать звуки, преимущественно те, с которых начиналось слово, ранее соответствовавшее пиктограмме. К середине III тысячелетия до н.э. в шумерской письменности было отражено большинство звуков устной речи.

Вместе с изменением функции письменных символов менялся и их внешний вид. Пиктограммы, наносившиеся на глиняные таблички, преобразовались в стилизованные буквы. Кроме того, со временем письмо получило новое назначение. Большинство ранних шумерских табличек содержали тексты практического характера, например, списки каких-либо продуктов или товаров. С годами возникла потребность в фиксации указов царей, правовых кодексов, произведений литературы. Получила распространение частная переписка. И символы становились все более абстрактными, утрачивая связь с конкретным изображаемым объектом. Наряду со схематизацией знаков сокращалось их число (с 1500 в Шумере до 300 в Нововавилонском царстве). Наконец, возникли условные элементы клинописи. Впрочем, наиболее существенные изменения произошли тогда, когда писцы поменяли заостренную тростниковую палочку на металлическую с клинообразным концом, которую впоследствии заимствовали римляне назвав ее stilus. Преобразованная письменность получила название клинописи, ибо письменные символы напоминали клинья.

Шумерскому письму была уготована долгая жизнь. Его переняли аккадцы, вавилоняне и многие другие народы Ближнего Востока, приспособив к потребностям своих языков. Аккадский язык и клинопись долгое время являлись средством международного общения в данном регионе. Усовершенствованная во II тысячелетии до н.э. финикийцами клинопись составила основу греческого, а через него - многих современных алфавитов.

Литература. Литература Месопотамии подпитывалась многочисленными шумерскими и аккадскими мифами. Один из них - о сотворении мира и человека. Если роль творца в шумерском варианте отводилась богу Энлилю, то в аккадском - богу Мардуку, который спас всех богов, когда богиня-чудовище Тиамат задумала их погубить. Мардук одолел Тиамат и разрубил на две части. Из одной он сделал небесный свод, а из другой - землю. Именно Мардук построил на небесах жилище для богов, разделил год на 12 месяцев, сотворил небесные светила, а землю населил животными и растениями. Убив чудовище Кингу, Мардук из его крови замесил глину и создал человека.

Этот и ряд других мифов, сохранившись, в преобразованном виде вошли в текст Библии. В отрывках дошло до нас шумерское сказание о братьях-полубогах Эмеше и Энтене, сотворенных богом Энлилем. В их истории угадывается позднейшее библейское сказание о Каине и Авеле. Как и в библейском варианте, братья вступают в конфликт, но в данном случае дело не доходит до братоубийства.

Известны также несколько месопотамских повествований о всемирном потопе, рассказ о первом рае, эпос о Гильгамеше.

Наибольшее значение в литературе Междуречья имел эпос. Всемирную известность получила шумеро-аккадская эпическая поэма о Гильгамеше, герой которой - полулегендарный правитель города Урука. Поэма складывается из ряда самостоятельных сюжетов, имеющих собственные названия. Например, «Гильгамеш и гора бессмертных» - о поисках героем бессмертия и вечной славы; «Гильгамеш и небесный бык» - об убиении героем громадного быка; легенда «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» - о переходе Энкиду в мрачный мир умерших; «Смерть Гильгамеша». Эпос о Гильгамеше можно отнести к истокам мировой литературы.

Архитектура. Архитектурных памятников шумерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Месопотамии не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства; большинство зданий возводилось из менее долговечного материала - необожженного кирпича. Самыми значительными из дошедших до нас построек (в небольших фрагментах) являются Бе- лап лый храм и Красное здание в Уруке (3200-3000 гг. до н.э.). Шумерские храмы обычно строили на утрамбованной платформе, которая защищала здания от наводнений. Стены платформы, как и самого храма, красили и украшали мозаикой. Храм представлял собой низкое толстостенное прямоугольное здание с внутренним двором.

У шумеров впервые появились такие архитектурные и художественные элементы, как арка, свод, купол, фриз, мозаика, резьба по камню, гравировка и инкрустация. В дальнейшем арки и своды, широко применявшиеся в Месопотамии, распространились по всему миру.

После объединения Шумера под властью Аккада распространилась новая форма культового сооружения - зиккурат, представлявший собой ступенчатую трапециевидную пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата окрашивали в черный цвет, средние - в красный, верхние - в белый. Символика зиккурата - «лестницы в небо» - была проста и понятна во все времена. В конце 3 тысячелетия до н.э. в У ре был сооружен трехъярусный зиккурат высотой 60 м. До наших дней сохранилась только нижняя терраса внушительных размеров (длина сторон основания - 65 и 43 м).

Искусство. В искусстве аккадского времени в наибольшей степени отразилась идея могущественного, обожествляемого правителя. Характерным примером скульптуры этого периода является отлитая из меди голова царя Саргона Древнего. Облик царя исполнен спокойствия и внутренней силы. Скульптура свидетельствует о прекрасном владении аккадскими мастерами техникой работы по металлу.

Вавилонская культура. В конце III тысячелетия до н.э. территория Шумера и Аккада была захвачена кочевниками амореями. Они захватили ряд месопотамских городов, основав собственные династии, но очень скоро приняли аккадский язык и местные обычаи. Правитель Хаммурапи в первой половине XVIII в. до н.э. превратил город Вавилон в столицу огромного Старовавилонского царства. Но это государство оказалось недолговечным, уже в конце XVII - начале XVI вв. до н.э. его завоевывают касситы и хетты, а позднее - Ассирия.

Религия. Во II тысячелетии до н.э. с расцветом Вавилона получил неожиданное возвышение бог Мардук. Малоизвестный до того времени, он потеснил старые божества и был почти повсеместно признан главным богом. В XIII-XII вв. до н.э. в Вавилоне сложился специальный культовый эпос «Энума элиш» («Когда наверху...»), в котором обосновывались притязания Мардука на первенство. Боги как бы сами уступили верховенство Мардуку в награду за свое избавление от страшного чудовища - богини Тиамат, с которой никто из них не отважился вступить в борьбу.

Из других богов большое значение по-прежнему имела древняя шумерская триада, которая вавилонянами была названа по-своему - Ану, Эйя и Энлилъ. Образ последнего стал постепенно сливаться с Мардуком. Пантеон пополнили новоявленные боги - покровители небесных светил, которые часто представлялись в образах Солнца, Луны и других планет. Шамащ и Син, божества Солнца и Луны, почитались больше других. Планету Венеру олицетворяла богиня Иштар.

Искусство и архитектура. Среди памятников искусства Старовавилонского периода (XX-XVII вв. до н.э.) можно назвать базальтовую стелу царя Хаммурапи, на которой высечены тексты его знаменитых законов (кодекс царя Хаммурапи - один из самых древних сводов правовых актов Древнего Востока). Стелу венчает рельеф, запечатлевший вавилонского правителя стоящим в почтительной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем. Бог вручает ему атрибуты царской власти - жезл и магическое кольцо.

Время расцвета последней державы Междуречья - Новова вилонского царства пришлось на правление Навуходоносора II (605-562 гг. до н.э.). К сожалению, от этого блистательного, но не долгого периода сохранилось очень мало памятников. И все же литературные источники донесли до нас сведения о крупных архитектурных сооружениях Вавилона. В первую очередь это огромный дворец Навуходоносора II с висячими садами Семирамиды, которые причисляются к семи чудесам света. Не менее знаменитым сооружением был семиярусный зиккурат Этеменанки («связь земли и неба»), посвященный верховному богу Вавилона Мардуку. Его высота составляла 90 м, и именно его считают Вавилонской башней, описанной в Библии.

Единственное архитектурное сооружение Вавилона, дошедшее до наших дней, - это ворота богини Иштар. Всего их было восемь, по числу главных божеств. На них Навуходоносор II написал: «Я строил Вавилон, прекраснейший из городов... У порога его ворот поставил я огромных быков и змеев с ногами, чего не придумал до меня еще ни один царь».

Наука. Высокого уровня развития в Вавилоне достигла наука, и особенно такие ее отрасли, как астрономия и математика. В результате наблюдений за движением небесных светил и изменениями в природе были составлены астрономические и метеорологические справочники, лунный календарь и карта звездного неба. В Вавилонском календаре месяц соответствовал промежутку времени между двумя фазами луны, новолуниями (синодический месяц). Этот промежуток примерно совпадает со временем обращения Луны вокруг Земли. Месяц вавилоняне разделили на недели и привели в соответствие с количеством дней в году. Они успешно предсказывали затмения Луны и Солнца.

До нашего времени сохранились вавилонские сборники математических задач с использованием дробных чисел. Вавилонянам были известны возведение в степень, извлечение корня; они решали уравнения с одним и двумя неизвестными. По сей день в наших минутах, секундах и градусах жива вавилонская шестидесятиричная система счисления. Ученых-математиков называли в Вавилоне «мудрыми писцами цифр».

О развитии вавилонской медицины свидетельствует сочинение из пяти частей, написанное на 40 табличках. Наиболее интересной и полезной является та часть, в которой перечислены признаки различных заболеваний. Известны пособия для врачей, специализировавшихся на лечении болезней ушей, глаз, дыхательных путей, печени и желудка.

В Междуречье уже в III тысячелетии до н.э. появилось символическое изображение бога здоровья в виде двух змей, обвивающих жезл. Оно очень похоже на современный символ медицины. Вавилонских врачей за их умения охотно приглашали в другие страны.

Образование. Главными центрами грамотности были школы при дворцах и храмах. Школу называли «домом табличек», директора - «отцом дома табличек», а учеников - «сыновьями дома табличек». Кроме простых учителей в школах были преподаватели рисования и «воспитатель с розгами», следивший за посещаемостью и дисциплиной.

При школах и училищах имелись библиотеки * глиняных книг». Тексты-таблички хранились здесь в глиняных сосудах, ящиках, корзинах из лозы, которые размещались в строгом порядке и были снабжены этикетками. До нас дошли библиотечные каталоги с названиями букварей и других учебников, а также словарей шумерского, аккадского и иностранных языков.

Ассирийская культура. В начале I тысячелетия до н.э. главенствующую роль в Месопотамии играла Ассирия - государство, центр которого находился на севере региона. Ассирию характеризуют как самую милитаризованную и жестокую империю древности. В период наивысшего расцвета она включала в свой состав Вавилонию, Сирию, Палестину, Египет, отдельные районы Закавказья. Просуществовала Ассирия до конца VII в. до н.э. В 612 г. до н.э. она была уничтожена вавилонянами и мидянами.

Пожалуй, в древности не было народа, который поклонялся бы силе и власти так, как ассирийцы. Эта черта запечатлелась в их культуре.

Религия. Боги представлялись ассирийцам сильными, грозными, завистливыми существами. Человек по сравнению с ними казался существом ничтожным. Наиболее могущественным - «царем богов» - был объявлен Auiuiyp, покровитель одноименного древнего города.

Архитектура и искусство. Искусство Ассирии - своеобразный сплав элементов художественного творчества разных народов, покоренных ассирийскими завоевателями. Постоянные войны определили особенность ассирийского зодчества - оборонительный, крепостной характер архитектуры, а также дворцового строительства. В царских дворцах имелись кухни, ванные комнаты с керамическими ваннами, туалетами, колодцы необычной конструкции и т.п. Для регулярного снабжения водой к городам подводили водопроводы и акведуки. Так, царь Синаххериб провел в Ниневию водопровод длиной в 50 км, по которому вода подавалась с соседних возвышенностей.

Ярким примером ассирийской архитектуры служит город Дур-Шаррукин, резиденция царя Саргона II (конец VIII в. до н.э.). Построенный по единому плану, он был окружен мощной крепостной стеной, высота и толщина которой равнялась 23 м. Грандиозный царский дворец включал 210 залов и 30 внутренних дворов. У входа во дворец стояли шеду - высеченные из монолитных каменных глыб фигуры фантастических крылатых быков с человеческими головами. Они достигали 5 м в высоту и имели пятую ногу, создававшую иллюзию шага животного. Ассирийцы верили, что эти изваяния защищают священную особу царя от враждебных сил.

Тематика ассирийского искусства представлена военными, культовыми и охотничьими сценами, восхваляющими могущество ассирийского государства, царя и армии. Для изображений, дошедших до нас, характерен трафаретный тип лица, условный разворот тела и т.п. Канон в скульптуре Ассирии жестко регламентировал изображение правителей - идеальный образ могучего повелителя, физически совершенного, в подчеркнуто пышном убранстве. Отсюда монументальная статичность фигур и внимание к мелким деталям. Таковы статуи Ашшурнасирапала II, Салманасара III и других царей.

Украшая покои царских дворцов, ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, и в этом виде искусства они создали собственный стиль. Непревзойденным образцом ассирийской пластики считаются рельефы из дворца царя Ашшурбанапала. «Штурм города», «Осада города», «Охота на льва», «Раненая львица» - композиции, представляющие основные темы ассирийских мастеров. С величайшим мастерством и выразительностью выполнены рельефы со сценами охоты, украшающие стены так называемой Царской комнаты. Они динамичны и натуралистичны, особенно это относится к изображениям животных: их облик анатомически правилен, позы точны, а агония умирающих львов передана с редким правдоподобием.

Просвещение. Среди достижений Ассирии необходимо отметить и крупнейшую для своего времени библиотеку, созданную в столице государства Ниневии в VII в. до н.э. царем Ашшурбанапалом. Она содержала более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Но не только в этом состояла уникальность собрания: впервые в истории книги подбирались и расставлялись по тематике, с учетом содержания. Посланцы царя разъезжали по стране, разыскивали в храмах древние таблички и переписывали их для царской библиотеки. Таким образом были собраны весьма разнообразные тексты, а также памятники литературы, в том числе эпос о Гильгамеше.

Говоря о значении Древней Месопотамии, необходимо подчеркнуть, что под сильным культурным и цивилизационным влиянием стран этого региона находилась вся Передняя Азия. Огромную роль сыграли шумерская письменность и вавилонская наука. Религиозные верования Древней Месопотамии оказали большое воздействие на такие религии, как иудаизм, христианство, ислам.

Древние цивилизации Бонгард-Левин Григорий Максимович

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

Персидское завоевание и утрата Вавилонией независимости не означали еще конца месопотамской цивилизации. Для самих вавилонян приход персов, возможно, казался вначале просто очередной сменой правящей династии. Прежнего величия и славы Вавилона хватало местным жителям для того, чтобы не испытывать перед завоевателями чувства ущербности и неполноценности. Персы со своей стороны также относились к святыням и культуре народов Месопотамии с должным уважением.

Вавилон сохранял положение одного из величайших городов мира. Александр Македонский, разбив персов при Гавгамелах, вступил в октябре 331 г. до н. э. в Вавилон, где он «короновался», принес жертвы Мардуку и отдал распоряжение восстановить древние храмы. По замыслу Александра Вавилон в Месопотамии и Александрия в Египте должны были стать столицами его империи; в Вавилоне он и. умер 13 июня 323 г. до н. э., вернувшись из восточного похода. Изрядно пострадавшая в ходе сорокалетней войны диадохов Вавилония осталась за Селевком, преемники которого владели ею до 126 г. до н. э., когда страну захватили парфяне. От разгрома, учиненного парфянами Вавилону за эллинистические симпатии его жителей, город так и не оправился.

Таким образом, древнемесопотамская культура просуществовала еще полтысячелетия после краха собственно месопотамской государственности. Приход эллинов в Междуречье явился поворотным моментом в истории месопотамской цивилизации. Обитатели Месопотамии, пережившие не один разгром и ассимилировавшие не одну волну пришельцев, на этот раз столкнулись с культурой, явно превосходившей их собственную. Если с персами вавилоняне могли чувствовать себя на равных, то эллинам они уступали практически во всем, что сознавали сами и что роковым образом сказалось на судьбе вавилонской культуры. Упадок и конечную гибель месопотамской цивилизации следует объяснять не столько причинами экономическими и экологическими (засоление почв, изменение русел рек и т. п.), в полную меру сказавшимися, очевидно, лишь в сасанидскую эпоху (227-636 гг. н. э.), сколько социально-политическими: отсутствием «национальной» центральной власти, заинтересованной в поддержании старых традиций, влиянием и соперничеством со стороны новых городов, основанных Александром Македонским и его наследниками, а главное - глубокими и необратимыми переменами в этнолингвистической и общекультурной ситуации. К моменту прихода эллинов арамеи, персы и арабы составляли большой процент населения Месопотамии; в живом общении арамейский язык начал вытеснять вавилонский и ассирийский диалекты аккадского еще в первой половине I тыс. до н. э. При Селевкидах старая месопотамская культура сохранялась в державшихся старины общинах, объединявшихся вокруг наиболее крупных и почитаемых храмов (в Вавилоне, Уруке и других древних городах). Подлинными ее носителями были ученые писцы и жрецы. Именно они на протяжении трех столетий сберегали древнее наследие в новом по духу, куда более быстро меняющемся и «открытом» мире. Однако все усилия вавилонских ученых спасти прошлое были тщетны: месопотамская культура отжила свое и была обречена.

В самом деле, что могла значить вавилонская «ученость» для людей, уже знакомых с творениями Платона и Аристотеля? Традиционные месопотамские представления и ценности оказались устаревшими и не могли удовлетворить запросов критического и динамичного сознания эллинов и эллинизированных жителей месопотамских городов. Сложная клинопись не могла конкурировать ни с арамейским, ни с греческим письмом; средством «межнационального» общения, как и повсеместно на Ближнем Востоке, служили греческий и арамейский. Даже апологеты древних традиций из числа эллинизированных вавилонян вынуждены были писать по-гречески, если желали быть услышанными, как это сделал вавилонский ученый Берос, посвятивший свою «Бабилониаку» Антиоху I. Греки проявили поразительное равнодушие к культурному наследию завоеванной страны. Месопотамская литература, доступная только знатокам клинописи, осталась незамеченной; искусство, следовавшее образцам тысячелетней давности, не импонировало греческому вкусу; местные культы и религиозные идеи были чужды эллинам. Даже прошлое Двуречья, судя по всему, не вызывало у греков особого интереса. Не известно случая, чтобы какой-нибудь греческий философ или историк изучил клинопись. Пожалуй, только вавилонская математика, астрология и астрономия привлекли внимание эллинов и получили широкое распространение.

В то же время греческая культура не могла не прельщать многих из неконсервативно настроенных вавилонян. Помимо всего прочего причастность к культуре завоевателей открывала путь к социальному успеху. Как и в других странах эллинистического Востока, в Месопотамии эллинизация происходила (проводилась и принималась) сознательно и затрагивала в первую очередь верхи местного общества, а затем уж распространялась на низы. Для вавилонской культуры это, очевидно, означало потерю немалого числа активных и способных людей, «перешедших в эллин-ство».

Однако импульс, данный греками, с течением времени и по мере распространения ослабевал, тогда как обратный процесс варваризации пришлых эллинов шел по нарастающей. Он начался с социальных низов переселенцев, был стихийным и вначале, вероятно, не очень заметным, но в конце концов греки растворились в массе местного населения. Одолел Восток, правда Восток уже не вавилонский, а арамейско-иранский. Собственно древнемесопотамское культурное наследие было воспринято последующими поколениями на Востоке и Западе лишь в ограниченном объеме, часто в искаженном виде, что неизбежно при всякой передаче через вторые и третьи руки. Это, впрочем, нисколько не умаляет ни нашего интереса к нему, ни важности изучения древнемесопотамской культуры для лучшего понимания всеобщей истории культуры.

Месопотамская цивилизация- одна из древнейших, если не самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человеческое общество едва ли не впервые вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности, отсюда начинается подлинная история человечества. Переход от первобытности к древности, «от варварства к цивилизации» означает сложение культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания. Как первая, так и второе теснейшим образом связаны с урбанизацией, сложной социальной дифференциацией, становлением государственности и «гражданского общества», с появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с новым характером отношений между людьми в обществе. Существование какого-то рубежа, отделяющего первобытную культуру от древней, ощущалось исследователями давно, но попытки определить внутреннюю сущность различия между этими разностадиальны-ми культурами стали предприниматься только в последнее время. Для догородской бесписьменной культуры характерна симпрактичность информационных процессов, имеющих место в обществе; иными словами, основные виды деятельности не требовали каких-либо самостоятельных коммуникативных каналов; обучение хозяйственным, промысловым и ремесленным навыкам, ритуалу и т. п. строилось на непосредственном подключении обучаемых к практике.

Мышление человека первобытной культуры можно определить как «комплексное», с преобладанием предметной логики; индивид полностью погружен в деятельность, связан психологическими полями ситуационной действительности, не способен к категориальному мышлению. Уровень развития первобытной личности можно назвать дорефлексивным. С рождением цивилизации отмеченная сим-практичность преодолевается и возникает «теоретическая» текстовая деятельность, связанная с новыми видами общественной практики (управление, учет, планирование и т. п.). Эти новые виды деятельности и становление «гражданских» отношений в обществе создают условия для возникновения категориального мышления и понятийной логики.

По существу в своих основах культура древности и сопутствующий ей тип сознания и мышления не отличаются принципиальным образом от современной культуры и сознания. К этой новой культуре была причастна лишь часть древнего общества, первоначально, вероятно, весьма небольшая; в Месопотамии новый тип людей - носителей такой культуры, по-видимому, лучше всего представляли фигуры шумерского чиновника-бюрократа и ученого писца. Люди, управлявшие сложным храмовым или царским хозяйством, планировавшие крупные строительные работы или военные походы, лица, занятые прогнозированием будущего, накоплением полезных сведений, совершенствованием системы письма и обучением смены - будущих администраторов и «ученых», первыми вырвались из вечного круга безрефлексивного, почти автоматического воспроизведения сравнительно ограниченного набора традиционных шаблонов и образцов поведения. По самому роду своих занятий они были поставлены в иные условия, часто оказывались в ситуациях, невозможных прежде, и для решения стоявших перед ним и задач требовались новые формы й приемы мышления.

На протяжении всего периода древности первобытная культура сохранялась и сосуществовала бок о бок с древней. Воздействие новой городской культуры на различные слои населения Месопотамии было неодинаковым; первобытная культура постоянно «ионизировалась», подвергалась преобразующему воздействию со стороны культуры древних городов, но тем не менее благополучно сохранилась до конца периода древности и даже пережила его. Жители отдаленных и глухих селений, многие племена и социальные группы оказывались не затронутыми ею.

Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хра-нения-передачи информации и «теоретической», т. е. чисто интеллектуальной, деятельности. В культуре древней Месопотамии письменности принадлежит особое место: изобретенная шумерами клинопись - самое характерное и важное (во всяком случае для нас) из того, что было создано древнемесопотамской цивилизацией. При слове «Египет» мы сразу представляем себе пирамиды, сфинксов, руины величественных храмов. В Месопотамии ничего подобного не сохранилось - грандиозные сооружения и даже целые города расплылись в бесформенные холмы-телли, едва различимы следы древних каналов. О прошлом говорят лишь письменные памятники, бесчисленные клинообразные надписи на глиняных табличках, каменных плитках, стелах и барельефах. Около полутора миллионов клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, и каждый год археологи находят сотни и тысячи новых документов. Глиняная табличка, испещренная клинописными значками, могла бы служить таким же символом древнего Двуречья, каким для Египта являются пирамиды.

Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже IV-III тыс. до н. э. По-видимому, она сложилась на основе системы «учетных фишек», которую вытеснила и заменила. В IX-IV тыс. до н. э. обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до Центрального Ирана использовали для учета различных продуктов и товаров трехмерные символы - маленькие глиняные шарики, конусы и т. п. В IV тыс. до н. э. наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером с кулак. На внешней стенке «конверта» иногда оттискивали все фишки, заключаемые внутрь, чтобы иметь возможность вести точные подсчеты, не полагаясь на память и не разбивая опечатанных оболочек. Необходимость в самих фишках, таким образом, отпадала-достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены процарапанными палочкой значками-рисунками. Такая теория происхождения древнемесопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего материала и специфическую, подушко– или линзообразную форму древнейших табличек.

Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько слов. Совершенствование древнемесопотамской системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа (в нововавилонский период их осталось чуть более 300), схематизации и упрощения начертания, в результате чего появились клинописные (состоящие из комбинаций клиновидных оттисков, оставляемых концом трехгранной палочки) знаки, в которых почти невозможно узнать исходный знак-рисунок. Одновременно происходила фонетизация письма, т. е. значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении, но и в отрыве от него, как чисто слоговые. Это позволило передавать точные грамматические формы, выписывать имена собственные и т. п.; клинопись стала подлинной письменностью, зафиксированной живой речью.

Самые древние письменные сообщения представляли собой своеобразные ребусы, однозначно понятные только составителям и лицам, присутствовавшим при записи. Они служили «памятками» и вещественным подтверждением условий сделок, которое могло быть предъявлено в случае возникновения каких-либо споров и разногласий. Насколько можно судить, древнейшие тексты - это описи полученных или выданных продуктов и имущества или же документы, регистрирующие обмен материальными ценностями. Первые вотивные надписи также по существу фиксируют передачу имущества, посвящение его богам. К числу древнейших относятся и учебные тексты - списки знаков, слов и т. д.

Развитая клинописная система, способная передавать все смысловые оттенки речи, выработалась к середине III тыс. до н. э. Сфера применения клинописи расширяется: помимо документов хозяйственной отчетности и купчих появляются пространные строительные или закладные надписи, культовые тексты, сборники пословиц, многочисленные «школьные» или «научные» тексты - списки знаков, списки названий гор, стран, минералов, растений, рыб, профессий и должностей и, наконец, первые двуязычные словари.

Шумерская клинопись получает широкое распространение: приспособив к нуждам своих языков, ее с середины III тыс. до н. э. используют аккадцы, семитоязычные жители Центральной и Северной Месопотамии и эблаитяне в Западной Сирии. В начале II тыс. до н. э. клинопись заимствуют хетты, а около 1500 г. до н. э. жители Угарита на ее основе создают свою упрощенную слоговую клинопись, которая, возможно, повлияла на формирование финикийского письма. От последнего берут начало греческий и соответственно более поздние алфавиты. Пилосские таблички в архаической Греции, вероятно, также восходят к месопотамскому образцу. В I тыс. до н. э. клинопись заимствуют урарты; персы также создают свое парадное клинописное письмо, хотя в эту эпоху уже известны более удобные арамейское и греческое. Клинопись, таким образом, во многом определила культурный облик переднеазиатского региона в древности.

Престиж месопотамской культуры и письменности был столь велик, что во второй половине II тыс. до н. э., несмотря на упадок политического могущества Вавилона и Ассирии, аккадский язык и клинопись становятся средством международного общения на всем Ближнем Востоке. Текст договора между фараоном Рамсесом II и царем хеттов Хаттусили III был составлен по-аккадски. Даже своим вассалам в Палестине фараоны пишут не по-египетски, а по-аккадски. Писцы при дворах правителей Малой Азии, Сирии, Палестины и Египта старательно изучают аккадский язык, клинопись и литературу. Чужая сложная грамота доставляла этим писцам немало мучений: на некоторых табличках из Телль-Амарны (древний Ахетатон) видны следы краски. Это египетские писцы при чтении пытались разделить на слова (подчас неверно) сплошные строки клинописных текстов. 1400-600 годы до н. э.- время наибольшего влияния месопотамской цивилизации на окружающий мир. Шумерские и аккадские ритуальные, «научные» и литературные тексты переписываются и переводятся на другие языки во всем ареале клинописи.

Древнемесопотамская шумеро– и аккадоязычная литература известна сравнительно неплохо - сохранилась примерно четверть того, что составляло «основной поток традиции», т. е. изучалось и переписывалось в древних школах-академиях. Глиняные таблички, даже необожженные, прекрасно сохраняются в земле, и есть основания надеяться, что со временем будет восстановлен весь корпус литературных и «научных» текстов. Обучение в Двуречье издавна строилось на копировании текстов самого различного содержания - от образцов деловых документов до «художественных произведений», и целый ряд шумерских и аккадских сочинений был восстановлен по многочисленным ученическим копиям.

При школах-академиях (эдубба) создавались библиотеки по многим отраслям знания, существовали и частные собрания «глиняных книг». Крупные храмы и дворцы правителей также нередко имели кроме хозяйственно-административных архивов большие библиотеки. Самая известная из них - библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала в Ниневии, обнаруженная в 1853 г. при раскопках холма возле деревни Куюнджик на левом берегу Тигра. Собрание Ашшурбанапала было не только крупнейшим для своего времени; это едва ли не первая в мире настоящая, систематически подобранная и расставленная библиотека. Царь лично следил за ее комплектованием: по его приказам писцы по всей стране снимали копии с древних или редких табличек, хранившихся в храмовых и частных собраниях, или же доставляли в Ниневию оригиналы.

Некоторые сочинения представлены в этой библиотеке в пяти-шести экземплярах. Пространные тексты составляли целые «серии», включавшие иногда до 150 табличек. На каждой такой «серийной» табличке стоял ее порядковый номер; заглавием служили начальные слова первой таблички. На полках «книги» размещались по определенным отраслям знаний. Здесь были собраны тексты «исторического» содержания («анналы», «хроники» и др.), судебники, гимны, молитвы, заговоры и заклинания, эпические поэмы, «научные» тексты (сборники примет и предсказаний, медицинские и астрологические тексты, рецепты, шумеро-аккадские словари и т. п.), сотни книг, в которых «отложились» все знания, весь опыт древнемесопотамской цивилизации. Большая часть того, что мы знаем о культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев, была получена при изучении этих 25 тыс. табличек и фрагментов, извлеченных из руин дворцовой библиотеки, погибшей при разрушении Ниневии.

Древнемесопотамская словесность включает как памятники фольклорного происхождения - «литературные» обработки эпических поэм, сказок, собрания пословиц, так и произведения авторские, представляющие письменную традицию. Самым выдающимся памятником шумеро-вавилонской словесности, по мнению современных исследователей, является аккадский «Эпос о Гильгамеше», в котором повествуется о поисках бессмертия и ставится вопрос о смысле человеческого существования. Найден целый цикл шумерских поэм о Гильгамеше и несколько более поздних аккадских версий эпоса. Этот памятник, очевидно, пользовался заслуженной славой и в древности; известны его переводы на хурритский и хеттский языки, упоминание о Гильгамеше есть и у Элиана.

Огромный интерес представляют старовавилонская «Поэма об Атрахасисе», повествующая о сотворении человека и всемирном потопе, и культовый космогонический эпос «Энума элиш» («Когда вверху…»). Дошла из Месопотамии и поэма-сказка о проделках хитреца, трижды отомстившего своему обидчику. Этот сказочный сюжет хорошо представлен в мировом фольклоре (тип 1538 по системе АарнТомпсона). Широко распространен в мировом фольклоре и мотив полета человека на орле, впервые встречающийся в аккадской «Поэме об Этане». Шумерские «Поучения Шуруппака» (середина III тыс. до н. э.) включают ряд пословиц и сентенций, повторяющихся позже во многих ближневосточных литературах и у античных философов.

Из произведений нефольклорного, изначально письменного, авторского происхождения следует указать несколько поэм о невинном страдальце, так называемую «Вавилонскую теодицею» и «Разговор господина с рабом», предвосхищающих темы библейских книг Иова и Экклесиаст. Некоторые покаянные псалмы и плачи вавилонян также находят параллели в библейских псалмах. В целом можно утверждать, что древнемесопотамская словесность, ее тематика, поэтика, само видение мира и человека оказали значительное воздействие на литературы соседних народов, на Библию и через нее - на литературы Европы.

По-видимому, месопотамские истоки имела и арамейская «Повесть об Ахикаре» (древнейшая запись датируется V в. до н. э.), переведенная в средние века на греческий, арабский, сирийский, армянский и славянские языки («Повесть об Акире Премудром»).

Глубокий след в современной культуре оставили шумеро-ва-вилонская математика и астрономия. По сей день мы пользуемся позиционной системой цифр и шестидесятиричным счетом шумеров, деля круг на 360°, час - на 60 минут, а каждую из них - на 60 секунд. Особенно значительны были достижения вавилонской математической астрономии.

Самый творческий период вавилонской математической астрономии приходится на V в. до н. э. В это время существовали знаменитые астрономические школы в Уруке, Сиппаре, Вавилоне и Борсиппе. Из этих школ вышли два великих астронома: Набуриан, разработавший систему определения лунных фаз, и Киден, установивший продолжительность солнечного года и еще до Гиппарха открывший солнечные прецессии. Большую роль в передаче грекам вавилонских астрономических знаний играла школа, основанная вавилонским ученым Беросом на о-ве Кос около 270 г. до н. э. Таким образом, греки имели прямой доступ к вавилонской математике, уровень которой во многих отношениях не уступал уровню Европы эпохи раннего Возрождения.

Любопытно наследие месопотамской цивилизации в области политической теории и практики, военного дела, права и историософии. Сложившаяся в Ассирии административная система была заимствована персами (деление страны на сатрапии, разделение в провинции гражданской и военной власти). Ахемениды, а вслед за ними эллинистические правители и позже римские кесари усвоили многое из придворного обихода, принятого у месопотамских царей.

Родившаяся, по-видимому, на рубеже III-II тыс. до н. э. идея единой истинной «царственности», переходящей со временем из одного города-государства в другой, пережила тысячелетия. Войдя в Библию (Книга Даниила) как идея смены «царств», она стала достоянием раннехристианской историософии и послужила одним из источников возникшей на Руси в начале XVI в. теории «Москвы - третьего Рима». Характерно, что инсигнии византийских императоров и русских царей, согласно византийским и русским авторам, происходят из Вавилона. «Услышав же князь Владимер Киевский, что царь Василий (император Византии 976-1025 гг.-И. К.) получи (из Вавилона.- И. К.) такие великие царские вещи, и посла к нему своего посла, чтоб ево чем подарил. Царь же Василий ради чести своей посла князю Владимеру в Киев в дарех сердоликову крабицу да мономахову шапочьку. И с того времени прослыша великий князь Владимер Киевский - Мономах. А ныне та шапочька в Московском государстве в соборной церкви. И как бывает властяпоставление, тогда ради чину воскладывают ея на главу»,- читаем мы в «Сказании о Вавилоне-граде» (по списку XVII в.).

Несмотря на то что в ветхозаветной и христианской традициях к Вавилону и Ассирии было явно неприязненное отношение, Вавилон оставался в памяти многих поколений первым «мировым царством», наследником которого выступали последующие великие империи.

Ancient Civilizations of Asia Minor

Цивилизации Древней Малой Азии

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

РЕЛИГИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ Одновременно с древнеегипетской формировалась другая великая ближневосточная цивилизация - в Междуречье Тигра и Евфрата. Месопотамская (т. е. шумеро-аккадско-вавилоно-ассирийская) религия, основы которой заложили шумеры,

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Глава 13 Мировоззрение и культура Древней Месопотамии

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Боги, судьба и люди в Древней Месопотамии Мировоззрение месопотамцев было типичным порождением ближневосточной языческой древности. Абсолютных начал для месопотамцев не существовало, как и противопоставления разных уровней бытия: естественного –

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Литература, наука и искусство древней Месопотамии Важнейшим культурным достижением шумеров была словесно-слоговая клинопись, основанная на «ребусном» принципе (знак, обозначавший односложное слово, использовался также для обозначения соответствующего слога в составе

Из книги Всемирная история сокровищ, кладов и кладоискателей [СИ] автора Андриенко Владимир Александрович

Часть Третья Сокровища древней Месопотамии и земли Иудейской СодержаниеРассказ 1. Сокровища царских гробниц в Уре.Рассказ 2. Сокровища Мари.Рассказ 3. Сокровище Вавилона.Рассказ 4. Статуи дворца царя Ассирии АшшурнасирапалаРассказ 5. Библиотека Ашшурбанапала.Рассказ 6.

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Культура древней Индии Культура древней Индии представляет большой интерес потому, что мы можем проследить её развитие на протяжении ряда веков и потому, что она оказала довольно сильное влияние на культурное развитие ряда древневосточных народов. Особенно хорошо

автора Гуляев Валерий Иванович

Глава 1 Вода, земля и жизнь (экология древней Месопотамии) Вероятно, нигде больше влияние географии на историю не проявляется так заметно, как в странах, которые занимают пространство от Средиземного моря до Персидского залива и от Иранского нагорья до Аравийского

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Глава 8 Космогония, теология и религия в древней

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Глава 10 Наука, культура и искусство древней Месопотамии Искусство Шумера и Аккада О том, каким представляли себе мир древние люди, – пишет американский автор Джеймс Веллард, – мы можем узнать преимущественно по произведениям литературы и изобразительного искусства

Из книги Древняя Русь. IV–XII вв. автора Коллектив авторов

Культура Древней Руси За время государственного единства Киевской Руси сложился единый древнерусский народ. Это единство выражалось в выработке общего литературного языка, заменившего местные племенные диалекты, в формировании единой азбуки и развитии грамотности, в

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 7. Культура Древней Руси Культура Древней Руси, не скованная феодальными путами, достигла высокого уровня развития. Нет никаких оснований видеть в ней «две культуры» - культуру господствующего класса и класса эксплуатируемых, по той простой причине, что классы в

Из книги Древний Восток автора

Мировоззрение и культура Древней Месопотамии Перед тем как повести речь о месопотамской культуре, нам придется обратиться к достаточно пространному описанию духовного облика, т. е. мышления и ценностей людей древнего Ближнего Востока, в чье цивилизационное «поле»

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Культура Древней Месопотамии Грамота и школы Как мы уже упоминали, грамотность в Месопотамии была распространена довольно широко и очень уважалась. В клинописном наследии выделяются тексты различных жанров: произведения мифологического содержания, повествующие о

Из книги История Древнего Востока автора Деопик Дега Витальевич

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ МЕСОПОТАМИИ В I ТЫС. ДО Р. Х. 1а. Религия. 2. Письменная культура и научные знания. 3. Литература. 4. Искусство. 1а. Когда вы будете знакомиться с религиозными представлениями Шумера и Вавилона, то увидите целый ряд черт, которым вавилонское

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

§ 4.1. Государственность в древней Месопотамии Оседлые цивилизации стали формироваться в Нижней Месопотамии (современный южный Ирак) с VI тысячелетия до н. э. - с этого времени там поселяются земледельческие племена. В V–IV тыс. до н. э. их вытесняют племена

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

    Общие закономерности возникновения древневосточных цивилизаций.

    Культура Древней Месопотамии.

    Культура Древнего Египта.

    Культура Древней Индии.

1.Общие закономерности

Одной из закономерностей исторического процесса является неравномерность его развития не только во времени, но и в пространстве. В древности то одни, то другие народы становились носителями общественного прогресса. Причем на ранних стадиях истории, когда человек был еще значительно зависим от природы, очень важным оказывался географический фактор .

В конце IV- начале III тыс. до н. э . создателями первых цивилизаций на Земле стали народы, заселявшие долины великих рак – Тигра, Евфрата, Нила , Инда, Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Решающую роль в этом сыграло наличие очень плодородных наносных земель, образующихся при частых разливах рек. Такие почвы трудны для индивидуальной обработки, но по мере накопления наблюдений за временем разлива рек, опыта ирригационных работ, объединения усилий крестьянских общин становится возможным получение богатейших урожаев. Даже каменные, деревянные, медные орудия труда позволяли вести здесь масштабные земляные работы и получать значительный прибавочный продукт, а, следовательно, создавать условия для имущественного расслоения и возникновения государства. Складывается особый тип государства – восточная деспотия . Его особенности – 1 . жесткая централизация власти ,

2. полное всевластие и даже обожествление правителя ,

3. бюрократический аппарат,

4. применение рабского труда, но при этом

5. сохранение сельской общины – связаны именно с необходимостью создавать и поддерживать ирригационную систему.

Эти общие закономерности имели свое конкретное своеобразное проявление в различных странах Древнего Востока.

2. Культура Древней Месопотамии

Месопотамией называют область между реками Тигром и Евфратом (по-русски – Междуречье или Двуречье). Эта территория сейчас принадлежит Ираку. Древняя Месопотамия – историческая область, где, раньше всего на планете складывается государство.

Очень долго эта цивилизация оставалась практически неизвестна науке. Основным источником сведений была Библия , где есть рассказы о строительстве Вавилонской башни, о семидесятилетнем пленении евреев и правителе Навуходоносоре, о халдеях – жителях Вавилона, о столице Ассирии – Ниневии («великой блуднице»), о чашах гнева, которые семь ангелов излили на приевфратские земли. Эти места описывал Геродот: он восхищался стенами Вавилона (такой ширины, что на них могли разъехаться две боевые колесницы), причислил к чудесам света «висячие сады Семирамиды». Эти свидетельства долго вызывали сомнения. Было непонятно, куда могла исчезнуть такая цивилизация. В XIX в. был сделан ряд археологических открытий в долинах Тигра и Евфрата, раскопаны крупнейшие города Месопотамии. Удалось расшифровать клинописную письменность. Это позволило выделить историческую основу библейских рассказов, убедиться в достоверности повествований Геродота, достаточно подробно реконструировать прошлое Двуречья.

Государства Древней Месопотамии. Особенность древнейшей политической истории Месопотамии состоит в том, что здесь существовало не одно, а несколько государств, которые поочередно добивались главенства в регионе. В конце IV - начале III тыс. н. до н.э. на юге Двуречья возникают и возвышаются несколько городов-государств, объединенных историками собирательным названием Шумер (по имени жившего там народа). В III тыс. до н.э. большая часть Месопотамии объединяется под властью Вавилонского царства. Затем, с XVI в. до н.э. усиливается мощь Ассирии (ее столица - город Ниневия). После нового недолгого возвышения Вавилона в VI в. до н.э. Междуречье было завоевано северным соседом - Персией (Иран). При имеющихся различиях легко увидеть преемственность, общие черты культуры всех государств Междуречья.

Месопотамию часто называют колыбелью человеческой цивилизации. Многое из того, что составляет современную культуру и окружает нас в повседневной жизни, возникло именно там.

Строительство и архитектура. В Месопотамии очень рано (по последним данным, раньше, чем в Египте) начинают строиться ирригационные сооружения. Ирригация носила планомерный, крупномасштабный характер. Разливы Евфрата бывают очень сильными, но редкими. Поэтому рылись огромные котлованы, они заполнялись водой во время разлива – так создавался запас воды на время засухи. Геродот описывает судоходный канал, прорытый между Тигром и Евфратом.

Накопленный опыт стал использоваться в строительстве. В конце IV тыс. до н. э. шумеры строят первые на планете города – Ур, Урук, Лагаш. В них складываются и первые государственные структуры. Возникает монументальная архитектура. Во время раскопок была найдена статуя жреца, правителя шумерского города Лагаша по имени Гудеа (XXI в. до н. э.) Он изображен с планом будущего храма в руках. Это свидетельство и высокой строительной техники, и той значимости, которую правители придавали строительным работам. Монументальное строительство, как и ирригация, –пример победы человека над неблагоприятными природными условиями. Дело в том, что в Месопотамии нет готовых строительных материалов – камня, дерева. Все гигантские строения возводились из глиняного кирпича .

Основными монументальными сооружениями были храмы и дворцы. Храмы часто размещались на вершине особой ступенчатой башни – зиккурата . Зиккураты состояли из нескольких, убывающих кверху платформ, сложенных сплошной кирпичной кладкой. Подняться к храму, находившемуся на верхней площадке, можно было по длинным, идущим в обход лестницам. Такие шествия составляли часть религиозных церемоний. «Храмы-горы», создаваемые трудам и крестьян-общинников, и рабов становились символами всемогущества государства. Отзвуки славы месопотамских строителей отразились в библейском рассказе о Вавилонской башне. Кстати, при раскопках древнего Вавилона был найден фундамент ги­гантского зиккурата, который, вероятно, и был ее прообразом.

Столь же величественными, как и культовые постройки, были: дворцы правителей Шумера, Аккада, Вавилонии и особенно Ассирии, так, вход в царский дворец в Ниневии был украшен множествам огромных изваяний божеств – крылатых человекобыков и крылатых человекольвов. На стенах залов – сюжетные рельефы, подробно изображающие жизнь правителя. Самый знаменитый из рельефов посвящен охоте – любимому занятию ассирийской знати. Зверей содержали в специальных вольерах – первых предшественниках современных зоопарков, а перед охотой их выпускали. Рельефы прекрасно передают динамику движения, азарт погони. Но особенно поражают своим драматизмом сцены гибели животных – львицы и льва, газелей, диких лошадей. Раскопки в Вавилоне позволили уточнить, как выглядели легендарные «висячие сады» царицы Семирамиды. Это было каменное строение, состоящее из сводчатых террас. На каждой террасе был слой земли, где и разбивали сад. Вода наверх подавалась при помощи лопастного водопровода.

Постоянные войны диктовали необходимость оборонительных сооружений. Города Междуречья становятся настоящими крепостями. О столице Ассирии Ниневии говорили: «Та, которая своим сиянием отбрасывает врагов». Зубцы ее стен, достигавших около 20 м в высоту, были украшены кирпичом, покрытым голубой глазурью с золотой блестящей полосой. Вавилон окружали четыре кольца стен. Главные ворота были посвящены богине Иштар. По приказу царя Навуходоносора к ним была построена дорога необычайной красоты и абсолютной неприступности для неприятеля. С двух сторон возвышались семиметровые стены. Вымощена она была огромными плитами из белого известняка. На каждой плите выбита надпись: «Я – Навуходоносор, Вавилонскую улицу вымостил». Bce, что делалось в государстве, считалось заслугой исключительно его правителя.

Письменность и литература . Безусловно, величайшее достижение культуры Месопотамии – письменность. Впервые создают ее шумеры в IV тыс. до н. э. Появляется вначале рисуночное письмо – пиктография. Затем постепенно отдельные знаки начинают передавать уже не слово, а слоги и звуки, меняют свое начертание – возникает клинопись . Самый распространённый природный материал в Двуречье – глина – стал использоваться для письма. Из очень тщательно очищенной глины изготавливали табличку, надпись наносили тростниковой палочкой или металлическим стержнем (по форме клинообразных черточек письменность и получила свое название);готовую табличку обжигали в специальных печах. На основе шумерской сформировались клинописные системы Аккада, Вавилонии, Ассирии. Причем имела место интересная ситуация: расшифровав ассирийскую, а затем вавилонскую клинопись, лингвисты предсказали открытие еще более древней культуры. Лишь значительно позднее археологи раскопали шумерские памятники.

К настоящему времени найдены и прочтены тысячи табличек самого разного содержания: царские приказы, хозяйственные записи, ученические тетради, научные трактаты, религиозные гимны, художественные произведения. Замечательная находка была сделана при раскопках Ниневии – первая в истории человечества библиотека. Ее создали по приказу ас­сирийского царя Ашшурбанипала . Сохранилась и табличка со строгим приказом, разосланным по всей стране: собирать или переписывать глиняные таблички. Библиотека была блестяще организована даже по современным меркам: внизу каждой таблички – полное название книги и номер «страни­цы», ящики расставлены по полкам в соответствии с темами, на каждой полке – бирка с номером.

В библиотеке Ашшурбанипала сохранилась самая древняя в мировой литературе эпическая поэма . Она была создана ещё в шумерские времена и рассказывает о царе Урука герое Гильгамеше . Гильгамеш и его друг Энкиду совершают множество подвигов. После смерти Энкиду Гильгамеш не может примириться тем, что боги сделали людей смертными. Он отправляется искать секрет бессмертия. Поиски приводят его к первому человеку – Ут-напишти. Ут-напишти рассказывает Гильгамешу историю своей жизни. Этот рассказ, когда был переведён на европейские языки в XIX в., вызвал на­стоящую сенсацию, так как практически полностью совпадал с рассказом о «великом потопе» в Библии: гнев богов, постройка большого корабля, земля, покрытая водой, даже остановка на вершине большой горы. К концу своих путешествий Гильгамеш, так и не обретя волшебного средства, понимает: вечно живет в памяти потомков тот, кто совершает добрые дела.

Очень многие образы и сюжеты шумерской, вавилонской, ассирийской мифологии продолжают жить и после гибели этой цивилизации. Например, мифы о сотворении мира, о создании людей из глины, об умирающем и воскресающем боге Таммузе. Современное семидневное членение недели сложилось у ассирийцев и вавилонян, которые поклонялись семи главным богам.

Научные знания. Благодаря расшифровке «глиняных книг» получены довольно точные представления об уровне научных знаний в Междуречье. Хранителем высшей мудрости было жречество. Умственный труд уже отделился от физического, но наука носила характер тайного знания.

Особое развитие получило наблюдение за звездами. Звездам приписывалась магическая сила. Храмы на вершинах зиккуратов служили своеобразными обсерваториями. Вся звездная карта, которая может быть получена без телескопа, была уже известна в Вавилоне. Жрецы установили связь Солнца со знаками Зодиака. На основе астрономических наблюдений был разработан очень точный лунный календарь. Вавилоняне пользовались солнечными и водяными часами.

Сложились и математические знания: четыре арифметических действия, возведение в квадрат и извлечение квадратного корня, вычисление площади геометрических фигур. Современное деление круга на 360° и часа на 60 минут восходит к шестидесятеричной ассиро-вавилонской системе счета.

Искусство вавилонских врачей славилось на Востоке. Их часто приглашали в другие страны. В Вавилоне были две медицинские школы, которые содержало государство. Сохранилось множество научно-медицинских табличек, составленных по одному образцу. Начинаются они словами: «Если человек болен...», далее следует перечисление симптомов, а затем рекомендации по лечению. Завершают запись слова: «Он поправится». Любопытный обычай описывает Геродот: когда врачи не знали, как помочь больному, его выносили на рыночную площадь, и каждый прохожий был обязан дать совет.

Законы Хаммурапи. Определенным итогом развития политической мысли стало оформление первых письменных сводов законов. Древнейшие законодательные памятники относятся к шумерскому периоду. Как царь-законодатель вошел в мировую историю Хаммурапи, подчинивший власти Вавилона все Двуречье (XVIII в. до н. э.). В Париже, в Лувре хранится черная мраморная «Стелла Хаммурапи». В ее верхней части – изображение самого царя, получающего от Бога символы власти, а в нижней – клинописью выбиты законы. Большое место среди них занимает долговое право – займы, проценты на долги, залог. Денежной единицей тогда был талант (слово, которое, изменив смысл, вошло в современные языки). Регулируются семейные отношения: заключение брака, наказание за неверность, имущественные права супругов, наследование, развод. Оговорено, что раб – полная собственность господина. Суд вершили жрецы, они могли вызывать свидетелей, которые давали показания, принося клятву. Наказания порой предусматривались жестокие, вплоть до смертной казни (отсечение головы, закапывание живьем в землю, сажание на кол). Очень сурово карался врач за неудачное лечение: «Если врач, делая кому-нибудь надрез бронзовым ножом, причинит смерть этому человеку или, снимая катаракту бронзовым ножом, повредит глаз этого человека, то ему должно отсечь руку». Войско было регулярным, за службу получали деньги и участок земли. Высшую власть воплощал царь.

С увеличением размеров государств, усложнялась и структура управления. В Ассирии, опять же впервые, возникает четкое деление на местные административные единицы – сатрапии (потом его позаимствует Персия).

Приведенная характеристика не исчерпывает перечень достижений в области науки, искусства, впервые появившихся у народов Междуречья, но и она дает представление о том высоком уровне, которого достигла здесь культура.

Название «междуречье» обозначает территорию слияния двух рек на Ближнем Востоке - Тигра и Евфрата. Рассмотрим, как жили люди не этой земле тысячи лет назад.

Древняя Месопотамия

Историки делят этот регион на Верхнее и Нижнее Междуречье. Верхнее - северная часть региона, где относительно недавно было сформировано государство Ассирия. В Нижнем (южном) Междуречье люди жили задолго до появления людей севернее. Именно здесь возникают первые города человечества - Шумер и Аккад.

На территории этого региона около 7 тысяч лет назад были сформированы первые государства - одноименные первым двум городам. Позже возникают и другие города-государства - Ур, Урук, Эшнуна, Сиппар и другие.

Рис. 1. Карта Междуречья.

Спустя сотни лет города Нижнего Междуречья будут объединены под властью усилившегося Вавилона, который станет столицей Вавилонии. Севернее его возникает Ассирия.

Древняя цивилизация Месопотамии формировалась параллельно с египетской, но она имеет определенные отличия. Междуречье является уникальным очагом возникновения земледелия, потому что он не только располагался вдоль рек, но еще и было с севера защищено цепью гор, что обеспечивало мягкий климат.

Культура древней Месопотамии

Ярким представителем культурного наследия Месопотамии является народ шумеров. Никто не знает, как они появились в этом регионе, а главное, что они не имеют ничего общего с населявшими его семитскими народами. Их язык не был похож ни на один из соседних диалектов и был похож на индоевропейскую речь. Их внешность также отличалась от семитской - шумеры имели овальные лица и большие глаза.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Шумеры описывают в своих преданиях, что они были сотворены богами для того, чтобы служить им. По преданию, боги прибыли с другой планеты на Землю, а процесс сотворения человека описывается у шумеров достаточно подробно и рассматривается как плод эксперимента.

Рис. 2. Шумерские города.

Так или иначе, искусство шумеров дало толчок для развития культуры других цивилизаций. У шумеров был свой алфавит, уникальная клинописная письменность, свой свод законов и множество технических изобретений, опережавших свое время.

История шумеров представляет собой борьбу между группами людей во главе каждой из которых стоял царь. Поселения шумеров были огорожены каменными стенами, население города достигало 50 тысяч человек.

Венцом культурного наследия шумеров является земледельческий альманах, в котором рассказывается как правильно выращивать растения и вспахивать почву. Шумеры умели пользоваться гончарным кругом и умели строить дома. Они не скрывали, что всему, что они умеют и знают, их научили боги.

Рис. 3. Клинопись.

Вавилония и Ассирия

Вавилонское царство возникло в начале второго тысячелетия до нашей эры, причем сам город возник на месте более раннего шумерского города Кадингир. Это был семитский народ амореев, который перенял раннюю культуру шумеров, но сохранил свой язык.

Знаковой фигурой в истории Вавилона является царь Хаммурапи. Он не только смог подчинить себе многие соседние города, но и знаменит своим огромным трудом - свод «Законов Хаммурапи». Это были первые законы, высеченные на глиняной табличке, регулирующие взаимоотношения в обществе. По мнению историков, понятие «презумпция невиновности» также было введено этим царем.

Первые упоминания об Ассирии датируются 24 веком до н.э. и просуществовало 2 тысячи лет. Ассирийцы были достаточно воинственным народом. Они подчинили себе Израильское царство и Кипр. Их попытка подчинить египтян не увенчалась успехом, так как через 15 лет после покорения Египет все-таки обрел независимость.

Культура Ассирии как и вавилонская в своем фундаменте имела шумерскую.

Что мы узнали?

Междуречье является древнейшим регионом расселения людей. Нам известно, какие народы жили на этой территории несколько тысяч лет назад, но мы до сих пор не знаем, откуда они там появились. На эти загадки еще предстоит найти ответ.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 456.