Культура традиции и обычаи вьетнама. Невероятные обычаи вьетнамцев и другие заметки туриста. Персональные особенности вьетнамцев

Вьетнам - страна в Юго-Восточной Азии, которую сравнивают с «балконом с видом на Тихий океан». Она известна пляжами, реками, буддийскими храмами и оживленными городами.

Благодаря древним традициям и развитой культуре, Вьетнам преодолел трудности, сумев сохранить неповторимость. Несмотря на продолжительные войны, коренной народ не перестает радоваться, любить Родину и относиться к туристам доброжелательно.

Образ жизни

Образ жизни вьетнамцев веками создавался под влиянием культов предков, религий (конфуцианство, буддизм и даосизм). Коренные жители ведут размеренный образ жизни . Обычно они никуда не спешат, не ссорятся, не говорят на повышенных тонах. На вьетнамских улицах суетливо: здесь нет правил движения, и поток автомобилей никем не контролируется. Путешественника здесь удивит то, что, как только он окажется на проезжей части, водитель остановится и пропустит его. Когда надо пройти вдоль шоссе, вьетнамцы надевают марлевые повязки, чтобы не дышать вредными выхлопами.

Вьетнамцы встают в 5 часов утра, а в 6 часов в столице Вьетнама Ханое можно наблюдать, как город становится похожим на спортивную площадку. Жители выполняют дыхательную гимнастику тайчи, играют в бадминтон, идут в «дансинги» - танцевальные клубы.

Взаимоотношения в семье

Еще недавно муж или старший мужчина был неоспоримым авторитетом в семье, но сегодня мужчина и женщины уравниваются в правах и свободах. Большинство вьетнамских женщин занимаются физическим трудом, а муж отдыхает дома: они прокладывают дороги, строят дома, обрабатывают поля риса и вываривают соли. Также женщины выполняют большинство домашних обязанностей. Во время празднеств за столом они сначала накладывают еду мужу и сыновьям, а потом только садятся есть сами. После обеда вьетнамцы устраивают «сиесту»: устанавливают гамаки и спят.

Туристу во Вьетнаме нужно знать не только культуру местных жителей, но их этикет и суеверия. Многие из них сохранились давно, когда значимость вероисповедания была велика. Однако вьетнамцы не слишком верующие, несмотря на разнообразие религий.

Культура приветствия и общения

При встрече горожане пожимают руку, а старый обычай приветствия с соединением рук в молитвенной позе у груди и легким поклоном используется только на официально-деловых встречах и церемониях. Женщины избегают рукопожатий.

Выражая вежливость, вьетнамцы не смотрят в глаза собеседнику. Отказ или несогласие выражается деликатно уклончивой формулировкой. Прямолинейность здесь не любят, нужно проявлять тактичность. Во время диалога нельзя подходить к собеседнику близко или касаться руками его головы и плеч, это может обеспокоить душу человека и навлечь к нему беду.

Имена

Во Вьетнаме немалую роль играют имена . Вьетнамцы редко представляются первыми. Называть их стоит «господин» и «госпожа» до тех пор, пока они не предложат перейти на имена. Вьетнамцы убеждены, что имя человека отражает сущность, которая защищает его от злых духов. Неосторожное произношение имени способно сглазить человека, навлечь бедствия и неудачу.

Вьетнам - маленькая восточная страна с интересной старинной историей и самобытной культурой, привлекающая к себе большое внимание. И не только с точки зрения туризма, в ней интересно все: традиции, образ жизни, национальная религии, искусство и мораль.

И части Камбуджадеши , что привело к изменению местной культуры.

В списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО во Вьетнаме значатся 7 наименований (из них 2 - природных объекта):

Родственные узы играют важную роль во Вьетнаме. В отличие от европейской культуры, сфокусированной на индивидуализме , во Вьетнаме родовая община главенствует над семьёй. Это отличает Вьетнам и от Китая, так как там семья находится на первом месте. У каждого клана есть алтарь и патриарх.

Большинство жителей небольших деревень - кровные родственники. Это можно видеть и по названиям таких местечек: Дангса (Đặng Xá ) - «место, где живут Данги», Тяуса (Châu Xá ) - «место, где живут Тяу», и так далее. В большинстве сельских районов по три-четыре поколения живут в общинном доме.

Из-за важности, которую для вьетнамцев имеют родственные связи, в обществе имеется сложная иерархическая система отношений. Считается, что в клане должно быть девять поколений , от пра-прародителей до пра-правнуков. При этом место в иерархии определяется не по возрасту: поздние, младшие по возрасту, дети старшего брата будут считаться «старшими» по отношению к ранним детям младшего брата.

Такая модель отношений в семье привела к появлению множества гонорификов и сложной системы местоимений .

Одно из наиболее значительных событий во Вьетнаме. Несмотря на вестернизацию , многие старинные традиции соблюдаются как жителями Вьетнама, так и вьеткьеу .

До XX века вьетнамцы вступали в брак рано, свадьбы организовывали родители и члены семьи, сами же молодожёны правом голоса почти не обладали. В современном Вьетнаме эта традиция отошла в прошлое, и вьетнамцы выбирают себе партнёров сами .

Свадебный обряд разнится у разных народов Вьетнама , однако обычно включает две церемонии:

Когда во Вьетнаме кто-то умирает, его семья устраивает пяти- или шестидневные поминки, их продолжительность может увеличиваться, если кому-то требуется время на приезд. Тело покойного обмывают и одевают. Между зубов помещают палочку , в рот кладут щепотку риса и три монеты. Тело укладывают на травяную подстилку на землю, согласно пословице «рождённый землёй должен вернуться в неё». Тело оборачивают белой тканью и кладут в гроб , после чего захороняют.

Семья, одетая в простые туники и тюрбаны из тонкой сетки, проводит либо традиционный, либо современный похоронный ритуал.

Семья покойного через сто дней выполняет ритуал бдения, все члены семьи сидят по парам в линию. Приглашённый монах помещает небольшой кусок хлопка на голову каждого члена семьи, звонит в колокольчик и поёт, вращая колокольчик над головой умершего. Считается, что это открывает путь назад, к жизни. Ветка бамбука с листьями на вершине и прикреплёнными бумажками с именем умершего начинает качаться, когда покойный возвращается. Считается, что в этот день душа умершего может вселиться в одного из родственников и поговорить с остальными.

Подготовка к этому ритуалу занимает целый день, молитвы и песнопения перед вселением продолжаются 6 часов. После ритуала родственники сжигают бумажный дом и сделанные из бумаги вещи, которые могут пригодиться покойному в следующей жизни.

Кроме вышеперечисленных, во Вьетнаме распространён культ предков , а также анимизм : большинство вьетнамцев, вне зависимости от религиозной принадлежности, практикуют ритуалы культа предков и имеют алтарь дома или на работе.

Кроме обязательств перед семьёй и родом во Вьетнаме важная роль отводилась образованию. Учёные в древности находились на вершине общества, а люди незнатного происхождения могли повысить социальный статус исключительно с помощью учёбы и сдачи императорских экзаменов , аналогично мандаринам . Успешная сдача экзаменов могла открыть двери карьере и привести к власти и престижу.

Искусство, авторами произведений которого являются жители Вьетнама, а также эмигранты и их потомки . К искусству Вьетнама также причисляют древние произведения, которые появились до того, как у Вьетнама появилась государственность, например, .

На протяжении своей истории вьетнамское искусство испытывало влияние со стороны буддийского искусства Китая , тямского индуистского искусства , а в XIX-XX веках - искусства Франции .

Китайское влияние на вьетнамское искусство было наиболее значительным. Сферы влияния включают, каллиграфию и.

Современные известные вьетнамские писатели - , и; поэты - , и Нгуен Бинь Кхьем .

Знаменитые художники Вьетнама - Ван Као , (Bùi Xuân Phái ) , (Hoàng Hồng Cẩm ) , (Công Quốc Hà ) и (Mai Trung Thứ ) . Значительную роль в современном вьетнамском искусстве играет объединение Nha San Collective .

Каллиграфия Вьетнама имеет древнюю историю. До XX века вьетнамские каллиграфы пользовались китайскими и собственно вьетнамскими иероглифами, однако после перехода на латинизированную письменность большинство каллиграфов перешло на национальное письмо.

Даже во времена, когда знание иероглифической письменности было уделом немногих образованных учёных и чиновников, каллиграфия играла важную роль в жизни вьетнамцев. На праздники, например, Новый год , люди приходили к своему местному учителю или учёному за каллиграфической надписью, которую вешали на стену дома.

Наиболее известны среди них придворная музыка няняк (nhã nhạc ) и камерная музыка качу , работа исполнительниц которой аналогична работе гейш .

Как и в остальных видах искусств, во развивались как собственные, так и заимствованные из Китая и позднее из Европы жанры:

Театр кукол на воде (múa rối nước , муа зой ныок) - исконно вьетнамское искусство, появившееся в X веке. Представление проходит в воде, марионетками управляют через спрятанные под ними тонкие шесты. Наиболее популярны сюжеты по мотивам традиционного эпоса. Самих марионеток изготовляют из дерева, обычно - джекфрутового , а затем покрывают несколькими слоями водонепроницаемой краски.

Вьетнамское правительство спасло это искусство от исчезновения, признав частью культурного наследия страны. Кроме того, водяные марионетки очень популярны среди туристов. Марионеточников обучают в сельских районах страны.

Во Вьетнаме проживает 54 официально признаваемых народа , и у каждого есть национальные танцы. Некоторые из них исполняются (исполнялись) при дворе или на праздники, как, например,

Вобравшая в себя традиции вековой истории и веяния современности культура Вьетнама демонстрирует прекрасный образец синтеза, позволяющего стране занимать достойное место в нынешнем динамическом мире, оставаясь при этом самобытной, не поглощенной глобализационными процессами. Особенности этой культуры будут весьма интересны для пытливых путешественников.

Самобытная культура Вьетнама

Своими корнями культура Вьетнама уходит в самые глубины его долгой истории. Традиции лаквьетов тесно слились с элементами культуры хань, а на юге было очень значительное влияние кхмеров. В новые и новейшие исторические времена сильное влияние оказали европейская культура и марксистская идеология.

Религия Вьетнама

В этом социалистическом государстве большая часть населения придерживается атеистических взглядов. Религия Вьетнама - это смесь буддистов (около 10%) и христиан-католиков (почти 7%). Присутствуют и другие верования, но они весьма малочисленны.


Экономика Вьетнама

Современная испытывает сильное влияние государства. Несмотря на реформы, вынуждено проводимые коммунистами после кризиса 80-х и исчезновения большей части социалистических стран, рыночные отношения наличествуют далеко не во всех сферах жизни, существуют заметные перекосы в развитии отдельных отраслей народного хозяйства. Тем не менее, Вьетнам переживает определенный экономический рост, чему способствует изменение конъюнктуры международной торговли.


Наука Вьетнама

Современная довольно известна в мировом ученом сообществе. Это и медицина, где вьетнамские ученые прочно занимают лидирующие позиции в области изучения влияния диоксина на человека, и получившие поддержку государства исследования и разработки в области нанотехнологий, и прикладные области знания.


Искусство Вьетнама

Наиболее привлекательным для путешествующих является . Величественные храмы, прекрасные образцы народных ремесел, национальные музыка и хореография соседствуют с современной архитектурой, театром, литературой.


Кухня Вьетнама

Наибольшую известность получила благодаря огромному количеству приправ, самой известной из которых является рыбный соус фукуок. География Вьетнама серьезно повлияла на питание его жителей. В стране выделяют целых три народные кухни!


Обычаи и традиции Вьетнама

Своим богатством и разнообразием могут дать фору многим более населенным странам.


Спорт Вьетнама

Современный можно смело назвать народным. Почти каждый житель этой интересной страны увлекается каким-то видом атлетических занятий. В 2007 году Вьетнам был одной из стран, принимавших Чемпионат Азии по футболу.

Особенности культуры Вьетнама: обычаи, религия, литература

Вьетнам ─ маленькая страна с большой историей и самобытной культурой ─ привлекает к себе всё больше внимания. И не только, с точки зрения туризма, в ней интересно все – традиции, образ жизни, национальное творчество и искусство. Юго-Восточная Азия остаётся, пожалуй, одним из немногих мест на планете, где тщательно сохраняются и оберегаются вековые традиции. Тут чистота нравов и семейные ценности превалируют над влиянием западных. Особенно это чувствуется по культуре во Вьетнаме.

Европейцу многое покажется странным в жизни и культуре вьетнамцев. Мы давно замкнуты в собственном маленьком мире, иногда не знаем даже соседей по лестничной клетке. Вьетнамцы живут «нараспашку». Причём в буквальном смысле. Во Вьетнаме не принято закрывать двери, когда кто-то есть дома. Даже в современных многоквартирных домах они всегда распахнуты настежь. «Нам нечего скрывать» — словно говорят они.

Главное в жизни и культуре вьетнамцев – это почитание старших. У них старики никогда не живут отдельно, только в семье. Здесь почти нет разводов. Такое случается очень редко, но это уже влияние Запада. Так же, как и то, что в больших городах молодёжь начала проявлять стремление к самостоятельной, отдельной от родителей жизни. Но, всё равно, культура Вьетнама медленно и неохотно трансформируется в сторону западной.

Участь женщины во Вьетнаме незавидна. На ней лежит вся домашняя работа. Хорошо, когда в городе это только уборка, готовка и присмотр за детьми. В деревне её жизнь превращается в каторгу. Потому что починить дом, обиходить скотину и огород – забота женщины. Работа на рисовых полях – тоже женский труд. Мужчина может весь день провести перед телевизором и ему даже не придёт в голову помочь женщине. Не принято. Такова культура и обычаи Вьетнама.


Вьетнамцы никогда не завтракают дома. С самого раннего утра маленькие уличные кафе битком забиты посетителями. Традиционный завтрак – огромная порция супа фо.

Культура воспитания детей во Вьетнаме тоже отличается от нашего. Считается, что до года ребёнок должен очень много есть. При встрече не спрашивают, как чувствует себя ваш ребёнок. Спрашивают, сколько он весит. По утрам можно наблюдать трогательную картину ─ мамочки или бабушки гуляют по двору с детьми, в руках у них тарелки с едой. Они ходят за своим чадом и кормят его. До определённого возраста детям позволено все, что не грозит их безопасности.

Традиции

Культура вьетнамцев такова, что они часто живут по предсказаниям. Прежде чем принять какое-либо решение вьетнамец обратится к предсказателю. Часто на улице вьетнамского города можно увидеть похоронную процессию в 7 часов утра или в 6 часов вечера. Такое время для похорон назначил предсказатель. Открытие нового офиса, время для приёма гостей или дата свадьбы – все назначается в соответствии с его рекомендацией. Эта культура предсказаний здесь очень распространена.


Скромной во Вьетнаме считается свадьба, на которой присутствует 200─300 гостей. О состоятельности семьи невесты судят по тому, сколько она сменила платьев на свадебной церемонии. На свадьбу никогда не дарят один подарок. Число их должно быть нечётным.

С культурой имён у вьетнамцев все сложно (на наш взгляд). Имя, данное ребёнку при рождении, считается тайным, его знают только родители. Они обращаются к своим детям совсем просто – «первый», «второй» и так далее по порядку их рождения. Тайное имя считается защитой. Отчество тоже отсутствует – нельзя всуе произносить имя предка. Культура общения во Вьетнаме подразумевает, что собеседники обращаются друг к другу по так называемому индивидуальному имени.

Во вьетнамском языке присутствует целых восемь местоимений, которые на русский переводятся только одним – «я». Их употребление зависит от возраста, пола и социального статуса.

Умершим родственники всегда дают новое имя. Прижизненное имя культура вьетнамцев произносить не позволяет – это большой грех. Поминки могут продолжаться до 7 дней. Первый день родственники должны быть в белых одеждах – это траурный цвет во Вьетнаме. Катафалк больше напоминает позолоченную карету, похоронная процессия едет довольно быстро и сопровождается бравурной музыкой. Во Вьетнаме есть и общественные кладбища, но часто можно встретить захоронения прямо во дворе дома, где жил усопший. Иногда там насчитывается до 10 могил.

Этикет

Во Вьетнаме приняты рукопожатия, но так здороваются только мужчины. Лёгкий поклон с молитвенно сложенными руками уместен только во время официальных приёмов. Культура запрещает лёгкое похлопывание по плечу, поскольку это воспринимается как агрессия. Не стоит гладить по голове ребёнка, вы лишаете его защиты от злых духов.


Обедая с вьетнамцем, никогда не оставляйте палочки в тарелке с едой, нельзя своими палочками касаться палочек сидящего рядом едока. Расплачивается за обед всегда тот, кто выше по социальному статусу. Культура Вьетнама такова, что счёт за еду в ресторане никогда не делиться. Его всегда оплачивает один человек.

Входя в храм или дом, и даже в некоторые магазины, снимайте обувь снаружи. И не надо бояться, её никогда никто не украдёт. Вьетнамцы по своей культуре очень чистоплотны и свои лавочки и магазинчики они моют по несколько раз в день.

Религия

Когда говорят о культуре Вьетнама в области религии, звучит название «религиозный треугольник». Три религии оказали влияние на эту сторону духовной жизни – буддизм, конфуцианство и даосизм. Французские колонизаторы оставили свой след во Вьетнаме в виде христианства. Около 8% вьетнамцев – католики или протестанты. Основная часть ─ анимисты – те, кто поклоняется духам и богине-матери. Буддизм исповедует около 17% населения.

На самом деле по культуре религии в большинстве своём вьетнамцы атеисты. И главным в жизни у них является культ предков. Куда бы вы ни зашли – в магазин, кафе, офис, частный дом или квартиру — вы везде увидите небольшой алтарь с курящимися ароматными палочками и фруктами. Это алтарь предков.


Каждого второго и шестнадцатого числа лунного месяца предкам выставляется угощение. Под открытое небо ставится стол и накрывается разными блюдами. Среди них обязательно есть сладкий рис, самодельная рисовая лапша, варёная курица, фрукты. Если предки были курящими и принимали алкоголь, на столе будут рюмки с вьетнамским самогоном и раскуренные дымящиеся сигареты. После того как предки приняли эти дары, их полагается съесть (кроме сигарет, конечно).

Нельзя обойти вниманием совсем молодую, искусственно созданную религию – Као Дай – «Большой глаз». Культура этой религии соединяет черты масонства, буддизма, даосизма, культа предков и христианства с большим уклоном в мистицизм. Во Вьетнаме она возникла во втором десятилетии XX века и одно время подвергалась репрессиям по политическим мотивам. Сегодня у неё несколько миллионов последователей, культ отправляется свободно и очень привлекает туристов. В сан святых духов возведены такие исторические личности, Ленин, Лев Толстой, Виктор Гюго, Луи Пастер.

Театр и музыка

Неотъемлемой частью культуры страны является вьетнамское театральное искусство. Оно уходит корнями в далёкое прошлое. Подобно японскому театру теней здесь есть свой традиционный национальный театр кукол на воде. Куклы изготовлены из дерева, а все представление происходит на водной глади озера. Незабываемое зрелище – под национальную музыку в свете горящих огней происходит действие, которое отражается в воде. Эти представления любят как сами местные жители, так и туристы, на которых оно производит неизгладимое впечатление.


Другой любимое направление культуры во Вьетнаме – это театр-опера. Их существует несколько – Чео (популярная опера), Туонг, больше напоминающая постановку героического эпоса, и Кай Луонг – опера в стиле модерн.

Чео зародилась в горных деревнях, где народ развлекался постановками жанровых сценок под музыку. Культура пения сопровождается танцами, где непременным участником является клоун. Часто актёры импровизируют во время спектакля.

Туонг призвана была будить патриотические чувства. Обязательный атрибут – пышные декорации, военная бутафория и маски.

Кай Луонг — это вполне современный театр, сочетающий традиции и народную музыку с современными урбанистическими ритмами.

Вьетнамская музыка очень мелодична. Вьетнамцы музыкальный народ, они любят петь и делают это очень красиво. Они черпают в музыке вдохновение – для любви и трудовых подвигов. Их культура позволяет им петь и в печали и в радости. Национальные инструменты – это гонги, бамбуковые флейты, щипковые струнные инструменты и ксилофоны. Последние, сохранившиеся с древних времён, имеют вместо клавиш камни. Но как они звучат!

Отдельным жанром культуры является музыка, исполняемая на инструменте Дан Бау. Её играют исключительно для себя, чтобы наполнить свою душу любовью. Во Вьетнаме говорят, что её нельзя слушать молодым женщинам. Часто под эту музыку декламируют стихи.