Квартет. Квартет, что это такое. Как на них играют

Музыкальный инструмент: Скрипка

Скрипка - один из самых изысканных и утонченных музыкальных инструментов, с чарующим певучим тембром очень похожим на человеческий голос, но в то же время весьма выразительный и виртуозный. Неслучайно именно скрипке отдана роль «королевы оркестра ».

Голос скрипки похож на человеческий, к ней часто применяют глаголы «поёт», «плачет». Она способна вызвать слёзы радости и грусти. Скрипач играет на струнах души своих слушателей, действуя через струны своей могущественной помощницы. Существует поверье, что звуки скрипки останавливают время и уносят в другое измерение.

Историю скрипки и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Выразительное пение скрипки может передать мысли композитора, чувства персонажей оперы и балета точнее и полнее всех остальных инструментов. Сочный, проникновенный, изящный и напористый одновременно, звук скрипки является основой любого произведения, где используется хотя бы один этот инструмент.


Тембр звучания определяется качеством инструмента, мастерством исполнителя и выбором струн. Басовые отличаются густым, насыщенным, немного строгим и суровым звуком. У средних струн звучание мягкое, душевное, будто бархатистое, матовое. Верхний регистр звучит ярко, солнечно, звонко. Музыкальный инструмент и исполнитель обладают возможностью видоизменять эти звучания, вносить разнообразие и дополнительную палитру.

Фото :



Интересные факты

  • Атхира Кришна из Индии в 2003 году в течение 32 часов беспрерывно играл на скрипке в рамках фестиваля города Тривандрам, в результате чего попал в книгу рекордов Гиннеса.
  • Игра на скрипке сжигает около 170 калорий в час.
  • Изобретатель роликовых коньков, Жозеф Мерлин, бельгийский фабрикант музыкальных инструментов. Для представления новинки, коньков с колесиками из металла, он в 1760 году въехал на костюмированный бал в Лондоне, одновременно играя на скрипке. Публика восторженно встретила грациозное скольжение по паркету под аккомпанемент прекрасного инструмента. Окрыленный успехом 25-летний изобретатель стал кружиться быстрее, и на полном ходу врезался в дорогое зеркало, разбив вдребезги его, скрипку и серьезно пострадал сам. Тормозов на его коньках тогда еще не было.


  • В январе 2007 года в США решили провести эксперимент, в котором принял участие один из ярчайших исполнителей скрипичной музыки Джошуа Белл. Виртуоз спустился в метро и как обычный уличный музыкант в течение 45 минут играл на скрипке Страдивари. К сожалению, пришлось констатировать, что прохожих не особо заинтересовала гениальная игра скрипача, всех подгоняла суета большого города. Лишь семеро из тысячи, прошедших за это время, обратили внимание на известного музыканта и еще 20 бросили деньги. Всего за это время было заработано 32 $. Обычно концерты Джошуа Белла собирают аншлаги при средней цене билета в 100 долларов.
  • Самый большой ансамбль юных скрипачей собирался на стадионе города Чжанхуа (Тайвань) в 2011 году и состоял и 4645 учащихся школ в возрасте от 7 до 15 лет.
  • До 1750 года струны для скрипок делали из овечьих кишок. Метод впервые был предложен итальянцами.
  • Первое произведение для скрипки создал в конце 1620 года композитор Марини. Оно носило название «Romanesca per violino solo е basso».
  • Скрипачи и скрипичные мастера часто стараются создать крохотные инструменты. Так, на юге Китая в городе Гуанджоу была изготовлена мини-скрипка, длиной всего в 1 см. У мастера ушло на это творение 7 лет. Шотландец Дэвид Эдвардс, игравший в национальном оркестре, сделал скрипку в 1,5 см. Эрик Майснер в 1973 году создал инструмент с мелодичным звучанием длиной 4,1 см.


  • В мире существуют мастера, изготавливающие скрипки из камня, которые не уступают деревянным аналогам по звучанию. В Швеции скульптору Ларсу Виденфалку во время отделки фасада здания диабазовыми блоками пришла идея сделать из этого камня скрипку, поскольку из-под стамески и молотка вылетали удивительно мелодичные звуки. Он назвал свою каменную скрипку «Чёрный дрозд». Изделие оказалось на удивление ювелирным – толщина стенок резонаторного ящика не превышает 2,5 мм, вес скрипки 2 кг. В Чехии Ян Рерих изготавливает инструменты из мрамора.
  • При написании знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи приглашал музыкантов, играющих на струнных, в том числе звучала и скрипка. При этом музыка была разной по характеру и тембру. Многие считают неоднозначность улыбки Джоконды («улыбка то ли ангела, то ли дьявола») следствием разнообразия музыкального сопровождения.
  • Скрипка стимулирует работу мозга. Этот факт не раз был подтверждён известными учёными, которые умели и с удовольствием играли на скрипке. Так, например, Эйнштейн с шести лет виртуозно играл на этом инструменте. Даже знаменитый Шерлок Холмс (сборный образ) всегда использовал её звуки, когда раздумывал над сложной задачкой.


  • Одними из самых сложных для исполнения произведений считаются "Каприсы" Николо Паганини и другие его сочинения, концерты Брамса , Чайковского , Сибелиуса . А также самое мистическое произведение - «Соната дьявола » (1713 год) Дж. Тартини, который сам был виртуозным скрипачом,
  • Наиболее ценными в денежном эквиваленте считаются скрипки Гварнери и Страдивари. Самую высокую цену заплатили за скрипку Гварнери "Вьетан" в 2010 году. Она была продана на аукционе в Чикаго за 18 000 000 $. Самой же дорогой скрипкой Страдивари считается "Леди Блант", и продана она была почти за 16 млн. долларов в 2011 году.
  • В Германии была создана самая большая скрипка в мире. Её длина 4,2 метра, ширина 1,4 метра, длина смычка 5,2 метра. На ней играют три человека. Такое уникальное творение было создано мастерами из Фогтланда. Этот музыкальный инструмент является масштабной копией скрипки Иоганна Георга II Шонфельдера, которая была изготовлена в конце восемнадцатого века.
  • На скрипичный смычок обычно натянуто 150-200 волосков, которые могут быть сделаны из конского волоса или нейлона.
  • Цена некоторых смычков достигает на аукционах десятков тысяч долларов. Самым дорогим считается смычок работы мастера Франсуа Ксавье Турта, который оценивается примерно в 200000 долларов.
  • Ванесса Мэй признана самой молодой скрипачкой, записавшей скрипичные концерты Чайковского и Бетховена в возрасте 13 лет. Ванесса-Мэй дебютировала с Лондонским филармоническим оркестром в возрасте 10 лет в 1989 году В возрасте 11 лет она стала самым молодым учеником в Королевском музыкальном колледже.


  • Эпизод из оперы «Сказка о царе Салтане » Римского-Корсакова «Полёт шмеля» технически сложен в исполнении и проигрывается на большой скорости. Скрипачи всего мира устраивают соревнования на скорость исполнения этого произведения. Так в 2007 году Д. Гаррет попал в книгу рекордов Гиннеса, исполнив его за 1 минуту и 6,56 секунд. С тех пор многие исполнители стараются обогнать его и получить звание «самого быстрого скрипача в мире». Некоторым удавалось исполнять это произведение быстрее, однако при этом оно сильно теряло в качестве исполнения. Например телеканал "Discovery" считает британца Бен Ли, который исполнил «Полёт шмеля» за 58.51 секунд, самым быстрым не только скрипачом, но и человеком в мире.

Популярные произведения для скрипки

Камиль Сен-Санс - Интродукция и рондо каприччиозо (слушать)

Антонио Вивальди: "Времена года" - Летняя гроза (слушать)

Антонио Баццини - "Хоровод гномов" (слушать)

П. И. Чайковский - "Вальс-Скерцо" (слушать)

Жюль Масне - "Размышление" (слушать)

Морис Равель - "Цыганка" (слушать)

И. С. Бах - "Чакона" из партиты d-moll (слушать)

Применение и репертуар скрипки

Благодаря разнообразному тембру, скрипку используют для передачи различных настроений и характеров. В современном симфоническом оркестре эти инструменты занимают почти треть состава. Скрипки в оркестре делятся на 2 группы: одна играет верхний голос или мелодию, другая нижний или аккомпанирует. Их называют первыми и вторыми скрипками.

Этот музыкальный инструмент прекрасно звучит и в камерных ансамблях, и в сольном исполнении. Скрипка легко гармонирует с духовыми инструментами, фортепиано и другими струнными. Из ансамблей наиболее распространён струнный квартет, в который входит 2 скрипки, виолончель и альт . Для квартета написано огромное количество произведений разных эпох и стилей.

Почти все гениальные композиторы не обходили скрипку своим вниманием, концерты для скрипки с оркестром сочинили Моцарт , Вивальди, Чайковский , Брамс, Дворжак , Хачатурян, Мендельсон, Сен-Санс , Крейслер, Венявский и многие другие. Скрипке так же доверяли сольные партии в концертах для нескольких инструментов. Например, у Баха - это концерт для скрипки, гобоя и струнного ансамбля, а Бетховен написал тройной концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и оркестра.

В XX веке скрипку стали использовать в разных современных направлениях музыки. Самые ранние упоминания об использования скрипки как сольного инструмента в джазе задокументированы в первых десятилетиях 20 - го века. Одним из первых джазовых скрипачей был Джо Венути, который выступал с известным гитаристом Эдди Лангом.

Скрипка собирается из более 70 различных деревянных деталей, но основная трудность изготовления заключается в изгибах и обработке древесины. В одном экземпляре может присутствовать до 6 различных сортов дерева, причем мастера постоянно экспериментировали, применяя все новые варианты – тополь, груша, акация, орех. Лучшим материалом считается дерево, которое выросло в горах, из-за своей устойчивости к перепадам температур и влаги. Струны же, изготавливаются из жил, шелка или металла. Чаще всего мастер изготавливает:


  1. Верхнюю деку из резонансной ели.
  2. Шейку, нижнюю деку, завиток из клёна.
  3. Обручики из хвойных, ольхи, липы, красного дерева.
  4. Клоцы из хвойных.
  5. Гриф из чёрного дерева.
  6. Подбородник, колки, пуговицу, подгрифник из самшита, чёрного или розового дерева.

Иногда мастер применяет и иные виды древесины или меняет варианты представленных выше на своё усмотрение. Классическая оркестровая скрипка имеет 4 струны: от «баска» (соль малой октавы) до «квинты» (ми второй октавы). В некоторых моделях может добавляться и пятая альтовая струна.

Различные школы мастеров определяются по клоцам, обручикам и завитку. Особо выделяется завиток. Его можно образно назвать «росписью автора».


Немалое значение имеет лак, которым покрываются деревянные детали. Он придаёт изделию оттенок от золотистого до очень тёмного с красноватым или коричневым отблеском. От лака зависит, как долго инструмент "проживёт" и останется ли неизменным его звучание.

А вы знаете, что именно скрипка окутана множеством легенд и мифов? Еще в музыкальной школе детям рассказывают старинное предание о кремонском мастере и волшебнике. Долгое время пытались разгадать секрет звучания инструментов знаменитых мастеров Италии. Считается, что ответ кроется в специальном покрытии – лаке, который даже смывали со скрипки Страдивари, чтобы доказать это, но все тщетно.

На скрипке обычно играют смычком, кроме приёма pizzicato, который исполняется щипком струны. Смычок имеет деревянное основание и туго натянутый на него конский волос, который перед игрой натирают канифолью. Обычно его длинна 75 см., и весит он 60 грамм.


В настоящее время можно встретить несколько видов этого инструмента – деревянная (акустическая) и электроскрипка, звук которой мы слышим благодаря специальному усилителю. Одно остается неизменным – это удивительно мягкое, певучее и завораживающее своей красотой и мелодичностью звучание этого музыкального инструмента.

Размеры

Помимо стандартной полноразмерной целой скрипки(4/4), существуют инструменты меньших размеров для обучения детей. Скрипка "растет" вместе с учеником. Начинают обучение с самых маленьких скрипок(1/32, 1/16, 1/8), длинна которых составляет 32-43 см.


Размеры полной скрипки: длинна - 60 см. длинна корпуса - 35.5 см, вес около 300 - 400 грамм.

Приёмы игры на скрипке

Знаменита скрипичная вибрация, которая проникает в душу слушателей насыщенной волной звука. Музыкант может лишь слегка повышать и понижать звуки, внося в музыкальный ряд ещё большее разнообразие и широту звуковой палитры. Известен также приём глиссандо, такую манеру игры позволяет применять отсутствие ладов на грифе.

Зажимая струну не сильно, чуть касаясь, скрипач извлекает оригинальные холодные, свистящие звуки, напоминающие звучание флейты (флажолет). Есть флажолеты, где участвуют 2 пальца исполнителя, размещаемые на кварту или квинту друг от друга, они особо сложны для исполнения. Высшей категорией мастерства считается исполнение флажолетов в быстром темпе.


Так же скрипачи используют такие интересные приёмы игры:

  • Col Legno - удары тростью смычка по струнам. Такой приём используется в "Пляске смерти" Сен-Санса для имитации звука танцующих скелетов.
  • Sul ponticello - игра смычком на подставке придаёт зловещий, шипящий звук характерный для отрицательных персонажей.
  • Sul tasto - игра смычком на грифе. Воспроизводит нежный, эфирный звук.
  • Ricochet - исполняется броском смычка на струну со свободным отскоком.

Ещё одним приёмом является использование сурдины. Это гребешок из дерева или металла, снижающий вибрацию струн. Благодаря сурдине, скрипка издаёт мягкие, приглушённые звуки. Подобный приём часто применяется для исполнения лирических, душевных моментов.

На скрипке можно брать двойные ноты, аккорды, исполнять полифонические произведения, но чаще всего её многоликий голос используют для сольных партий, поскольку огромное разнообразие звуков, их оттенков – её основное достоинство.

История создания скрипки


До недавнего времени было принято считать прародительницей скрипки виолу , однако доказано, что это два совершенно разных инструмента. Их развитие в XIV-XV веках шло параллельно. Если виола принадлежала к аристократическому сословию, то скрипка вышла из народа. Преимущественно на ней играли крестьяне, бродячие артисты, менестрели.

Этот необычно разнообразный по звучанию инструмент может назвать своими предшественниками: индийскую лиру, польскую скрипицу (ребеку), русскую скрипель, арабский ребаб, британскую кроту, казахский кобыз, испанскую фидель. Все эти инструменты могли быть прародителями скрипки, поскольку каждый из них послужил зарождению семейства струнных и наградил их своими достоинствами.

Введение скрипки в высший свет и причисление к аристократическим инструментам начинается с 1560 года, когда Карл IX заказал у струнного мастера Амати 24 скрипки для своих дворцовых музыкантов. Одна из них сохранилась и по сей день. Эта старейшая скрипка в мире, она так и называется «Карл IX».

Создание скрипок в том виде, в каком мы видим их сейчас, оспаривают два дома: Андреа Амати и Гаспаро де Соло. Некоторые источники утверждают, что пальму первенства нужно отдать Гаспаро Бертолотти (учителю Амати), музыкальные инструменты которого позже были доведены до совершенства домом Амати. Доподлинно известно только, что это произошло в Италии в XVI веке. Их преемниками несколько позднее стали Гварнери и Страдивари, которые немного увеличили размер корпуса скрипки и сделали более крупные отверстия (эфы), для более мощного звучания инструмента.


В конце XVII века англичане попытались добавить в конструкцию скрипки лады и создали школу по обучению игры на подобном инструменте. Однако в связи с существенным проигрышем в звучании от этой идеи быстро отказались. Самыми ярыми сторонниками свободного стиля игры с чистым грифом выступили скрипачи-виртуозы: Паганини, Лолли, Тартини и большинство композиторов, особенно Вивальди.

Скрипка

В музыке квартетом называют ансамбль, состоящий из четырех музыкантов или певцов. Наибольшее распространение среди них получил струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели.

Возник он еще в XVIII в., когда музыканты-любители, собираясь вместе по вечерам, проводили свой досуг в игре на струнных инструментах. Со временем в квартеты стали объединяться и выдающиеся музыканты. Такие ансамбли выступали при дворах князей, в дворянских гостиных, а с XIX в. - в концертных филармонических залах. Сейчас струнный квартет - один из самых распространенных видов камерного ансамбля.

Однако существует еще целый ряд разновидностей квартетов. По составу инструментов квартеты бывают однородные (смычковые, деревянные духовые) и смешанные (например, смычковые с гобоем или фортепьяно). Квартет в составе трех струнных смычковых инструментов - скрипка, альт, виолончель - и фортепьяно принято называть фортепьянным. Вокальные квартеты бывают женские, мужские, смешанные (сопрано, альт, тенор, бас и др.).

Квартетом называют не только музыкальный коллектив, но и музыкальное произведение для четырех исполнителей.

Квартет - произведение для 4 инструментов - ведущий жанр камерной музыки. Распространены квартеты из однородных инструментов (2 скрипки, альт, виолончель) и смешанный (струнный, с духовыми или фортепианными).

Сочинения для струнного квартета стали создавать начиная с середины XVIII в., то есть, тогда, когда такие коллективы уже сложились. Квартеты великих композиторов-классиков прошлого и наших дней занимают почетное место в сокровищнице мировой камерной музыки. Среди них - произведения Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса.

Первыми использовали квартеты композиторы Мангеймской школы. В Италии много струнных квартетов написали Антонио Саккини (1730-1786) и Луиджи Бок-керини (1743-1805).

Первый квартет Гайдна был создан в 1755 г. До 80-х гг. XVIII в.Квартет сохранял свойственную дивертисментам и серенадам форму сюиты. К концу XVIII в. Гайдн (83 струнных квартетах, в том числе 6 «русских») и Моцарт (23 струнных, 2 фортепианных квартета) окончательно утвердили в квартете форму сонатного цикла.

Эту форму сохранил в своих квартетах и Бетховен. Ему принадлежат 16 квартетов, в том числе 3 «русских» (соч. 59, 1807), написанных на темы русскух народных песен. В последних 5 квартетах (соч. 127 - Ми-бемоль мажор, соч. 130 - Си-бемоль мажор, соч. 131-до-диез минор, соч. 132-ля минор, соч. 135 - Фа мажор) новое идейно-философское содержание привело к значительному усложнению формы.

Квартеты заняли видное место в творчестве Шуберта (19 струнных Квартетов; 3 из них утеряны, наиболее известен 7-й с вариациями на тему его песни «Смерть и девушка» - ре минор, 1824), Шумана (3 струнных квартета, фортепианный квартет), Мендельсона (6 струнных квартетов, 3 фортепианных квартетов), Брамса (6 струнных квартетов). Со 2-й половине XIX в. струнные квартеты стал излюбленным камерным жанром большинства композиторов различных школ; широкой известностью пользуются квартеты французских композиторов Шоссона, Дебюсси, Равеля. Яркий колорит характеризует квартет Грига (2, 2-й не окончен), Сибелиуса (2, 2-й - «Интимные голоса»).

Струнные квартеты писали польские композиторы Монюшко (2), Шимановский (2), Казимеж Сикорский (р. 1895), Збигнев Турский (р. 1908), Витольд Рудзинский (р. 1913). Выдающиеся квартеты создали композиторы Джордже Энеску (3), Константин Сильвестри (р. 1913), Бедржих Сметана (2), Леош Яначек (2), йозеф Сук (2), Бела Барток (6) (1-й -1908, 6-й-1939), Пауль Хиндемит, Семюэл Барбер (р. 1910), Бенджамин Бриттен (р. 1913), Веселии Стоянов (р. 1902), Клаудиу Сантору (р. 1919), Иосип Словенский (1896-1955), Петар Коньович (р. 1883). В России струнный квартет начал культивироваться с XVIII в. В этом жанре писали: Бортнянский, Алябьев (3 струнных и 1 для 4 флейт), Даргомыжский (2), Рубинштейн (10). Новым этапом в развитии жанра квартета явились произведения Бородина (2 струнных квартета; 2-й - с Ноктюрном), Чайковского (3, 2-й с Andante cantabile), Танеева (9).

Тонким мастерством отличаются 7 квартета Глазунова (наиболее известен 3-й, «Славянский»). В творчестве советских композиторов струнный квартет занимал значительное место. Известностью пользовался квартет Мясковского (13), Прокофьева, Глиэра, Шебалина. Крупнейший вклад в квартетную музыку внес Шостакович - автор 10 квартетов.

Основоположники русского классического квартета - А. П. Бородин и П. И. Чайковский. Квартетам Чайковского свойственны могучий размах, страстный темперамент и в то же время задушевность (особенно их медленным частям). Так, в основу широко известной второй части Первого струнного квартета положена русская песня «Сидел Ваня на диване». Оба квартета Бородина отличаются поэтичностью, спокойным, уравновешенным лиризмом, картинностью. Русская квартетная музыка многим обязана С. И. Танееву и А. К. Глазунову. Советские композиторы внесли огромный вклад в квартетное наследие. Среди них - Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский, Б. Н. Лятошинский, М. С. Вайнберг, Б. А. Чайковский, А. Г. Шнитке, В. В. Сильвестров.

Проказница Мартышка,
Осел,
Козел,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.

Вы, конечно, знаете эту басню И. А. Крылова. Называется она «Квартет». Слово это имеет не одно значение. Как и название интервала - кварта (об интервалах вы, наверное, успели прочитать) - оно происходит от латинского quartus - четвертый. Что называют словом «квартет»? Прочтите снова строки басни: «затеяли сыграть квартет...» Значит, прежде всего квартет - это название произведения. Произведения многочастного (первая часть которого написана, как правило, в сонатной форме) и предназначенного для четырех - отсюда и quartus - исполнителей. Наиболее часто квартеты пишут для двух скрипок, альта и виолончели. Крылов имел в виду именно такой квартет: «басом» раньше называли виолончель. Называется он струнным, так как рассчитан на исполнение одними только струнными инструментами. Струнные квартеты писали Бетховен , Чайковский , Бородин , Шостакович и многие другие композиторы.

Квартеты для другого состава инструментов встречаются значительно реже. Например, фортепианный - для скрипки, альта, виолончели и фортепиано. Бывают и квартеты для духовых инструментов. В операх довольно часто встречаются квартеты вокальные - ансамбли, в которых участвуют четыре действующих лица оперы. Например, в последнем акте оперы Верди «Риголетто» есть квартет Герцога, Джильды, Маддалены и Риголетто.

Участники исполнения квартетных пьес тоже называются квартетом. Так, существовал одно время вокальный квартет сестер Федоровых, которые пели специально для них сделанные четырехголосные обработки народных песен. Но наиболее распространены, конечно, струнные квартеты в составе двух скрипачей, альтиста и виолончелиста.

Квартеты носят иногда имена великих музыкантов. Так, один из старейших коллективов в нашей стране - квартет имени Л. Бетховена. Большой известностью пользуются квартет имени А. П. Бородина, квартет имени Д. Д. Шостаковича.

Л. В. Михеева

Спасибо И. А. Крылову, который с помощью своей знаменитой басни объяснил, что такое квартет, людям, совсем далеким от музыки. Квартет - это ансамбль из четырех струнных инструментов: двух скрипок, альта и виолончели. Звучание струнного квартета удивительно гармонично. Тембры инструментов близки, они сливаются. В то же время эти инструменты дополняют друг друга по диапазону, приобретая таким образом все регистры: от глубоких басов у виолончелей - до тончайших верхов у скрипок.

Вот почему этот инструментальный состав столь популярен, что породил целую квартетную литературу. Более того, произведения, создаваемые для него, так и называются - квартеты. Поэтому слово "квартет" имеет два разных, но тесно связанных между собой значения: ансамбль и музыкальный жанр для этого ансамбля.

В принципе слово "квартет" означает ансамбль из любых четырех исполнителей, не обязательно струнников. Бывают вокальные квартеты, духовые, квартет ударных, квартет валторн или тромбонов и т. д., в квартете могут сочетаться и неоднородные инструменты. В музыкальной практике такие ансамбли встречаются несравненно реже, эпизодически. Поэтому собственных, свойственных им жанров не существует. Сочинения, написанные для таких составов, могут иметь какие угодно названия, но это уже не квартеты в традиционном смысле.

В обществе с развитой музыкальной культурой очень популярны любительские квартеты. Этим, в частности, объясняется существование огромного квартетного репертуара. Этот жанр очень любили венские классики Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен и их современники. (Гайдн считается создателем классического квартета.) В России в XIX веке квартетное музицирование было чрезвычайно популярным, квартеты писали А. П. Бородин, П. И. Чайковский, С. И. Танеев. В XX веке эта традиция была продолжена Н. Я. Мясковским, Д. Д. Шостаковичем и др.

Обратите внимание на то, что все названные композиторы по праву считаются классиками квартетного жанра и все они - крупнейшие симфонисты. Квартет для них был своеобразной малой симфонией, где созревали идеи, оттачивалось мастерство, делались открытия в области выразительных средств.

М. Г. Рыцарева

Основой симфонического оркестра является группа, расположенная в центре, прямо перед зрителями и дирижёром. Это струнные смычковые инструменты. Источником звука служит колебание струн. Классификацией Хорнбостеля-Закса струнно-смычковые инструменты названы хордофонами. Когда две скрипки, альт и виолончель играют вместе, получается струнный квартет. Это камерная

Предшественники

Контрабасы, виолончели, альты и даже скрипки появились далеко не первыми, им предшествовали виолы, которые стали популярными в пятнадцатом веке. Звук у них был мягкий и нежный, поэтому очень скоро они стали любимицами всяческих оркестров. Струнные смычковые инструменты как таковые появились задолго до виол, но всё равно они намного моложе инструментов щипковых.

Смычок придумали в Индии, даже древние греки об этом ещё не знали. Арабы, персы, африканцы передавали его из страны в страну, как эстафетную палочку, и постепенно (к восьмому веку) смычок попал в Европу. Там образовались струнные смычковые инструменты, которые, видоизменяясь, дали жизнь сначала виоле, а затем скрипке.

Виола

Виолы были разной величины и с разной высоты голосами, некоторые стояли между колен, другие - на коленях, третьи - покрупнее - стояли на скамье и на них нужно было играть стоя. Были и виолы маленькие, которые держали, как и скрипку, на плече. Виола да гамба до сих пор есть в оркестрах, у неё очень своеобразный и красивый "голос". Она победоносно существовала до восемнадцатого века, затем некоторое время виолончель исполняла её партии. Лишь в 1905-м году виола да гамба вернулась в оркестр. Струнно-смычковые очень обогатили своё звучание благодаря её возвращению.

Вообще виолы долго были для аристократов более приемлемыми: у них изысканный, как бы приглушённый звук, музыка органично звучит при свечах, когда музыканты в бархатных одеждах и напудренных париках. Скрипки сначала завоевали народную музыку, поэтому во дворцы и салоны их долго не впускали, там царствовали виолы и лютни.

Виолы музыкальные изготавливались из самых ценных материалов и были тоже очень красивы, даже головки часто были с художественной резьбой в виде цветов, голов животных или людей.

Мастера

В пятнадцатом веке, с появлением скрипок, лютневые и виоловые мастера начали переквалифицироваться по мере того, как народные ярмарочные инструменты вытесняли старые аристократические, поскольку имели гораздо больше возможностей извлечения звука, выразительного и технически искусного. В Кремоне основалась знаменитая школа Андреа Амати, ставшая потомственной. Его внуку удавалось делать скрипки, у которых чрезвычайно усилилось звучание, а теплота, мягкость и разнообразие тембра сохранились.

Скрипки стали уметь всё: выражать человеческие чувства и даже подражать интонациям человеческого голоса. Спустя век другой мастер - Антонио Страдивари, ученик открыл собственную мастерскую и тоже преуспел. Также выдающимся мастером был и Джузеппе Гварнери, который придумал новую конструкцию скрипки, более совершенную. Все эти школы были семейными, дело продолжали и дети, и внуки. Они изготавливали не только скрипки, но и все остальные струнные смычковые инструменты.

Названия оркестровых инструментов

Самым высоким регистром из струнных смычковых владеет скрипка, а самым низким - контрабас. Ближе к скрипичному звучанию - чуть ниже - звучит альт, ещё ниже - виолончель. Формой своей все струнные смычковые инструменты напоминают человеческую фигуру, только разных размеров.

Корпус скрипок имеет две деки - нижнюю и верхнюю, первая изготовлена из клёна, а вторая из ели. Именно деки отвечают за качество и силу звука. На верхней расположены фигурные прорези - эфы, и похожи они на букву "f". К корпусу прикреплён гриф (по которому "бегают" пальцы скрипача), обычно он сделан из чёрного дерева, а над ним натянуты струны - их четыре. Они крепятся колками, накручиваясь на них и натягиваясь. Вот от натяжения зависит высота звука, подкручивая колки.

Как на них играют

Альт крупнее скрипки, хотя его так же держат на плече. Виолончель ещё крупнее, на ней играют сидя на стуле, устроив инструмент на полу между ногами. Контрабас намного больше виолончели размером, басист всегда играет стоя, в редких случаях присаживается на высокий табурет.

Смычок - это трость из дерева, на которую натянуты толстые конские волосы, которые потом смазываются канифолью - сосновой смолой. Тогда смычок слегка прилипает к струне и как бы тянет её за собой. Струна вибрирует и потому звучит. Все струнно-смычковые инструменты симфонического оркестра работают именно по этому принципу. Когда того требует партитура, на струнных смычковых можно извлекать звук щипком (пиццикато) и даже ударом деревянной части смычка.

Альт

Альт внешне очень похож на скрипку, просто он пошире и подлиннее, но вот тембр у него особенный, звучание ниже и гуще. Далеко не каждый скрипач сможет играть на альте с корпусом длиной в сорок шесть сантиметров да плюс гриф. Пальцы должны быть сильные и длинные, кисть широкая и тоже сильная. И, конечно, нужна особая чуткость. Все эти качества вместе довольно редко встречаются.

Хотя у композиторов альт не так популярен, как остальная группа струнных смычковых инструментов, он всё-таки очень важен в симфоническом оркестре. А когда играет соло, например, ценность этого инструмента особенно хорошо ощущается.

Виолончель

Нет инструмента более приспособленного, чтобы выразить такие чувства, как скорбь, грусть, печаль, даже отчаяние. Голос виолончели имеет пронзающий душу особенный тембр, ни на какой другой инструмент не похожий. сравнивал в своих "Алых парусах" скрипку с чистой девушкой по имени Ассоль, а виолончель - со страстной Кармен. И действительно, виолончель очень глубоко может передавать сильные чувства и яркий характер.

Изготавливались виолончели одновременно со скрипками уже самыми первыми мастерами, но до совершенства её довёл Антонио Страдивари. Этот инструмент долго не замечали в оркестре, оставив ему партии сопровождения, но когда этот голос был по-настоящему услышан, композиторы написали очень много сольной и камерной музыки для виолончели, а исполнители всё более совершенствовали технику игры на этом инструменте.

Контрабас

Это самый низкий струнно-смычковый инструмент по регистру. Формой контрабас на скрипку похож не слишком: более покатый корпус, плечи его вплотную прилегают к шейке. Звук у него гулкий, густой, низкий, а без басового регистра оркестр хорошо звучать не будет, поэтому контрабас там просто незаменим. Причём, приживается он практически в любом оркестре - даже джазовом. Без него не обойтись.

Если сравнить оркестровую партитуру с человеческим телом, то басовая партия - это скелет, на котором соответственно "мясо" - сопровождение, а мелодическая линия - "кожа", её всем видно. Если представить, что скелет из тела убран, что получится? Да, мешок бесформенный. Вот так же необходим и бас, на нём всё держится. Какие инструменты струнно-смычковые смогут держать ритм всего оркестра? Только контрабасы.

Скрипка

Струнные смычковые инструменты по праву считают её королевой, когда поёт скрипка, остальные могут только подпевать. Звук извлекается способом хитрым, какого ни один другой инструмент этой группы не умеет. Смычок с жёстким, шершавым, грубым конским волосом, натёртый канифолью, - почти напильник, потому что крепкая канифоль сыплется порошком. Когда смычок касается струны, немедленно прилипает и тянет за собой струну, сколько хватит её упругости, потом она отрывается, чтобы немедленно снова прилипнуть. Вот такое движение струны - равномерное, когда смычок её тянет, и синусоидальное на возвращении, - и даёт тот неповторимый тембр.

Ещё и такая тонкость: у других инструментов, у гитар, например, струны натянуты на жёсткие порожки из металла, а у скрипки они опираются на деревянную, довольно хлипкую подставку, которая колеблется при игре в обе стороны, и эти колебания передаёт всем струнам, даже тем, которых смычок не касается. Так в общую картину добавляются еле уловимые призвуки, которые ещё более обогащают звук инструмента.

Возможности инструмента

Интонационная свобода звучания скрипки просто бесконечна. Она может не только петь, но и свистеть, и передразнить скрип двери и щебет птицы. А однажды по телевидению показывали первоапрельскую юморину, где скрипач смешил публику, имитируя игрой совершенно не относящиеся к музыке звуки. Например, неразборчивый голос диспетчера на вокзале, объявляющий приход поезда. Слово "павтаряаааю" скрипка прямо-таки выговорила. Мастерство владения этим инструментом более всего зависит от качества слуха исполнителя, да и обучение должно быть долгим. Не напрасно детей начинают учить уже в три-четыре года, чтобы результаты получились достойными.

В музыке квартет — это ансамбль, которые состоит из 4 музыкантов или певцов. Больше всего распространен струнный квартет, в который входят альт, 2 скрипки и виолончель.

Он появился в XVIII веке, в то время когда музыканты-любители, собирались вечером, чтобы поиграть на струнных инструментах. В последствии квартеты стали более профессиональными. Их приглашали на выступления в княжеские дворы, дворянские гостиные, а с XIX века - в концертные залы филармонии. Сегодня струнный квартет является одним из наиболее популярных камерных ансамблей.

Тем не менее есть и другие виды квартетов. Если говорить о составе инструментов, квартеты могут быть однородными (смычковыми, деревянными духовыми) и смешанными (к примеру, смычковыми с фортепьяно или гобоем). Квартет состоящий 3 струнных смычковых - скрипки, виолончели, альта и фортепьяно называют фортепьянным. Вокальный квартет может быть женским, мужским, бывают смешанные квартеты (альт, сопрано, бас, тенор и пр.).

Квартет – это не только музыкальный состав, он может также музыкальным произведение м написанным для 4 исполнителей.

Квартет - это произведение написанное для четырех инструментов - основной жанр камерной музыки. Популярны квартеты, в состав которых входят однородные инструменты (две скрипки, виолончель, альт) и смешанные квартеты (струнные, духовые или фортепианные).

Произведения для струнных квартетов начали писать с середины XVIII века, в то время, когда такого рода коллективы уже существовали. Квартеты известных композиторов-классиков прошлых эпох и современности являются мировыми жемчужинами камерной музыки. Это произведения В. А. Моцарта, Й. Гайдна, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шуберта, И. Брамса.

Изначально квартеты использовались композиторами Мангеймской школы. В Италии струнные квартеты были написаны А. Саккини (1730-1786 гг.) и Л. Боккерини (1743-1805 гг.).

Первый квартет Гайдн создал в 1755 году. До 80-х годов XVIII века у Квартета сохранялась форма сюиты, которая была свойственна серенадам и дивертисментам. К концу XVIII века два квартета для фортепиана, 23 струнных Моцарта и 83 струнных квартетах, в которых вошли также 6 «русских» Гайдна утвердили в квартете сонатный цикл.

Эта форма также была сохранена в квартетах Бетховеном. Он написал 16 квартетов, 3 «русских» квартера (сочинение 59, 1807), в основу которых вошли темы русских народных песен. В последних пяти квартетах (сочинение 127 написанное в Es-dur, сочинение 130 - Hes-dur, сочинение 131-до-диез минор, сочинение 132-ля минор, сочинение 135 - Фа мажор) новые идеи и философия значительно усложнило форму.

Квартеты также отразились в произведениях Шумана (три струнных квартета, квартет для фортепиано), Шуберта (19 квартета для струнных; три из них потеряны, более известен из них седьмой квартет с вариациями на тему «Смерть и девушка» написанный в ре миноре, в 1824 году), Мендельсона (шесть струнных квартетов, три квартета для фортепиано), Брамса (шесть струнных квартетов). Со второй половине XIX века струнные квартеты полюбили композиторы разных школ; особо популярны квартеты написанные французскими композиторамим Дебюсси, Шоссоном,Равелем. Квартет с ярким колоритом написал Григ (2, 2-ой не был окончен), Сибелиус (2, 2-ой «Интимные голоса»).

Струнные квартеты были написаны также польскими композиторами Шимановским (2), Казимежем Сикорским (р. 1895), Монюшко (2), Збигневым Турским (р. 1908), Витольдом Рудзинским (р. 1913). Выдающиеся квартеты написали также Константин Сильвестри (р. 1913), Джордже Энеску (3), Бедржих Сметана (2), йозеф Сук (2), Леош Яначек (2), Бела Барток (6) (первый -1908 г., шестой - 1939 г.), Семюэл Барбер (р. 1910 г.), Пауль Хиндемит, Бенджамин Бриттен (р. 1913), Клаудиу Сантору (р. 1919), Веселии Стоянов (р. 1902), Петар Коньович (р. 1883 г.), Иосип Словенский (1896 - 1955 гг.). Струнный квартет в России стал приобретать популярность с XVIII века. Этот жанр полюбили Алябьев (3 струнных и 1 для 4 флейт), Бортнянский, Рубинштейн (10), Даргомыжский (2). Новым для жанра квартета стали произведения Чайковского (третий, второй с Andantecantabile), Бородина (два струнных квартета; второй с Ноктюрном), Танеева (9).

С особым мастерством написаны 7 квартетов Глазунова (наибольшую известность получил третий, «Славянский»). В творчестве композиторов советсткого времени струнный квартет также имел большое значение. Известен квартет Мясковского (13), Глиэра, Прокофьева, Шебалина. Огромный вклад в музыку квартета внес Шостакович, который написал десять квартетов.

Основоположниками русского классического квартета стали П. И. Чайковский и А. П. Бородин. Квартеты Чайковского написаны с большим размахом, ярким темпераментом и вместе с тем с душой (в особенности в медленных частях). Так, в основе известной 2-ой части 1-ого струнного квартета лежит русская песня под названием «Сидел Ваня на диване». Квартеты написанные Бородиным спокойны, поэтичны, в меру лиричны, образны. Особое развитие русская квартетная музыка получила в произведениях С. И. Танеева и А. К. Глазунова. Композиторы советского периода также написали много произведение для квартета. Это Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович, М. С. Вайнберг, С. С. Прокофьев, Д. Б. Кабалевский, Б. Н. Лятошинский, Б. А. Чайковский, В. В. Сильвестров, А. Г. Шнитке.

А вы знаете, что такое прелюдия? .