Леонид винцкевич - никто не обладает истиной в кармане. Леонид и Николай Винцкевичи: «Не важно, где жить, важно, где играть Винцкевич леонид владиславович

Джаз - почти всегда - ломка стереотипов, попытка проплыть против течения. О том, каково быть джазменом в России, корреспонденту "РГ" рассказали известные музыканты, отец и сын Леонид и Николай Винцкевичи .

Российская газета: Леонид Владиславович, в СССР джаз был под негласным запретом. Потом запреты сняли, но это направление по-прежнему не пользуется широкой популярностью. Почему?

Леонид Винцкевич: Когда мы играли джаз в СССР, то думали: "Если эту музыку разрешить официально, она будет звучать повсеместно". Когда запрет был снят, оказалось, что слушателей больше не стало. Ведь в СССР джаз был не просто музыкой, а формой политической оппозиции. Ему остались преданы лишь истинные ценители.

РГ: Вы играли в лучших залах мира, в том числе и на родине джаза - в Америке. Не было ли желания покинуть СССР, а потом Россию, чтобы жить там, где ваше искусство востребовано?

Леонид: Честно говоря, таких мыслей не было - никогда не представлял себя вне России. Я просто любил это искусство и никогда не надеялся, что смогу заниматься им официально. Тем более - зарабатывать деньги. Даже мечтать об этом было нельзя. Поэтому для меня поездки на крупнейшие джазовые фестивали Европы и Америки, возможность играть на одной сцене с теми, кого я боготворил, - из разряда чудес…

РГ: А почему вы не переехали в Москву, а остались в Курске?

Леонид: Я для себя на этот вопрос ответил так: не важно, где жить. Важно, где играть. Безусловно, в Москве больше возможностей. Однако само присутствие в столице не дает повода чаще играть в ее залах.

К тому же мне всегда нравилось ломать стереотипы. Например, придумать в Курске "Джазовую провинцию" - международный фестиваль, куда вот уже 15-й год съезжаются мировые звезды… Когда-то это казалось сумасшедшей идеей. Теперь - стало нормой. К тому же я люблю свой родной город и принимаю его со всеми плюсами и минусами…

Николай Винцкевич: …Главный из которых - отсутствие спроса на нашу музыку. Как и на музыкальное искусство вообще. Впрочем, не только в Курске, но и во всей стране. Качественной музыки, кроме классики и джаза, у нас нет. О чем можно говорить, если звезды выступают под фонограмму? А если попросить их спеть живьем перед слушателями, люди спросят: "А кто это такой вообще?"

РГ: Николай, насколько я знаю, у вас был опыт выступлений с российскими поп-звездами?

Николай: Когда я учился на первом курсе Гнесинки, мне нужно было на что-то жить в столице. Поэтому я работал с некоторыми поп-звездами. Но потом понял - лучше недоедать, чем иметь дело с этими людьми. Представьте: весь концерт идет под фонограмму, а мне говорят: "Играй на саксофоне поверх, создавай ощущение живого выступления!" Я не буду называть имен, они там все такие, за исключением единиц.

РГ: Не обидно, что эти люди имеют статус "звезд", а вы известны в узких кругах?

Николай: Когда играешь в лучших залах мира с людьми, которые сегодня делают джазовую историю, когда эти люди ценят твое творчество, подобных комплексов не возникает.

Леонид: Гораздо хуже, на мой взгляд, когда ты называешься "звездой", не имея для этого никаких оснований. Лично для меня это страшно.

РГ: Что, на ваш взгляд, нужно, чтобы в России возник спрос на музыку как искусство? И появилась индустрия, об отсутствии которой вы говорите?

Леонид: Должна быть государственная политика в области культуры. И она обязательно должна быть связана с просветительством. Мы уже потеряли много времени и, может быть, несколько поколений. Грустно, если в России забудут, что здесь родились Шостакович, Прокофьев, Рахманинов. Факт, что сегодня мне мало кто назовет последних лауреатов конкурса им. П. И. Чайковского. А ведь этот конкурс - одна из святынь русской культуры.

РГ: Как в этой ситуации чувствует себя новое поколение музыкантов?

Николай: В Москве и Питере у нас по-прежнему серьезная школа классической музыки и джаза. Но сейчас остро встает вопрос: а кто будет преподавать после того, как уйдут мэтры? Большинство учеников, которые могли бы их заменить, уезжают на Запад. Те, кто остается, вряд ли пойдут работать за копеечную зарплату преподавателя.

Леонид: О чем можно говорить, если в Московской консерватории - лучшем музыкальном учебном заведении мира - концертмейстер, работая на полставки, получает… две тысячи рублей!
Как результат - выпускники Гнесинки, помыкавшись в столице, где на джаз спрос небольшой, едут в Европу и Америку. Потому что даже маленькая зарплата там - это все равно другие деньги.

РГ: Леонид Владиславович, вы неоднократно говорили, что искусство не может быть на самоокупаемости. Насколько остро стоит вопрос финансирования проектов для вас?

Леонид: Остро. И это занимает львиную долю моего времени. Постоянно решаю какие-то административные, организационные вопросы - от гастрольных графиков до поиска спонсоров. К счастью, находятся энтузиасты джаза, которые готовы помогать. Комитет культуры Курской области и администрация Курска делают многое, чтобы "Джазовая провинция" была. И это дорого стоит на фоне безразличия минкульта и Российского Фонда культуры, который до последнего года был учредителем этого фестиваля.

Но я не жалуюсь. Главное - жизнь подарила мне возможность играть то, что люблю, для тех, кого люблю.

Досье "РГ"

За свою 30-летнюю джазовую карьеру Леонид Винцкевич принял участие во многих престижных международных джазовых фестивалях Европы и Америки. Выступал с такими мастерами джаза, как Лембит Саарсалу, Элвин Джонс, Лайонел Хэмптон, Кевин Махогани, Валерий Пономарев, Эвелин Уайт, Джон Стоуэлл, Конрад Хервиг, Эва Корнелиус, Дэвид Фризер, Юта Глазер, Ярмо Хеккала. Он руководитель российско-американского квартета, арт-директор международного джазового фестиваля "Джазовая провинция", который ежегодно проходит в 13-18 городах России.

Николай Винцкевич - один из самых ярких представителей молодого поколения российских джазовых музыкантов. В 1999 году Лайонел Хэмптон - легенда мирового джаза - удостоил 23-летнего русского саксофониста чести сыграть дуэтом на закрытии собственного фестиваля в Америке. Николай Винцкевич выступал с такими известными джазовыми исполнителями, как Льюис Нэш, Грэди Тэйт, Санти Дебриано, Билл Шарлап, Майк Эллис, Даниэль Морено, Барри Уиджелл, Игорь Бутман, Алексей Кузнецов. Сегодня он играет в квартете Леонида Винцкевича, принимает участие в проекте Visional of sound солистов ансамбля "Арсенал".

31.03.2018

Винцкевич Леонид Владиславович

Российский Музыкант

Леонид Винцкевич родился 1 апреля 1949 года в городе Курск. Начал играть на фортепиано с семи лет. Окончил Курскую музыкальную школу № 1, затем - Курское музыкальное училище, где учился у педагогов Н.Л.Киреевской и Л.Я.Упориной. В 1968 году поступил в Казанскую консерваторию по классу фортепиано. По своей инициативе посещал занятия по композиции. Дружил со студентами композиторского факультета и был первым исполнителем их новых сочинений. Параллельно с занятиями академической музыкой интересовался джазом. В конце 60 годов постоянно слушал передачи Аркадия Петрова «Радиоклуб Метроном», на радиостанции «Юность».

По окончании консерватории Винцкевич возвращается в родной город и становится солистом Курской филармонии. Таковым остается и поныне. В 1974 году в СССР началось создание первых государственных джазовых учебных заведений - эстрадно-джазовых отделений музыкальных училищ. В числе первых 20 городов, где создавалось такое отделение, был и Курск, и Леонид принял в его организации активное участие. Поскольку опыт организации отсутствовали, создателям джазовых отделений со всей страны помогали москвичи, у которых такой опыт был - ведь еще в 1967 году начала работать джазовая студия при ДК «Москворечье». Двое из преподавателей студии, Герман Лукьянов и Игорь Бриль, а также теоретик Юрий Чугунов и другие, консультировали и Винцкевича.

Помимо чисто педагогического опыта, Лукьянов и Бриль оказали влияние на Леонида и своим вниманием к русской музыке. Примерно в это же время Винцкевич случайно услышал записи фольклорного хора села Фощеватово Белгородской области. Музыканта поразил гармонический и ритмический строй этих песен, он перенес их фрагменты на нотную бумагу, стараясь постичь природу ритмической организации фольклорного пения, сходной по восприятию с джазовым драйвом.

Результатом обобщения всех этих влияний стали первые авторские композиции Леонида Винцкевича, которые он показал на джазовых фестивалях в Фергане и Куйбышеве в 1978 году С 1978 года приступил к активной концертной деятельности, участвуя в джазовых фестивалях, проводившихся в те годы на всей территории бывшего СССР. В 1979 выступил на фестивале в Таллинне в составе трио. С этим же трио в том же году играл на «Московской джазовой неделе». Газета «Комсомольская правда» об этом выступлении писала: «Группа играет с нервом, хорошим задором. Острые, колкие гармонии, энергичное развитие мелодического материала, легко распознаваемые черты русской песенности, подголосочной полифонии…»

В 1984 году, Леонид встретился на джазовом фестивале в Свердловске с эстонским тенор-саксофонистом Лембитом Саарсалу. Сыграв однажды вместе, музыканты создали дуэт, существующий до сих пор. Несколько раз дуэт Винцкевич-Саарсалу принимал участие в фестивале Лайонела Хэмптона. Первое выступление дуэта на фестивале сопровождалось неожиданностью - на сцену внезапно вышел сам Лайонел Хэмптон, которому тогда был 81 год, и присоединился к дуэту со своим вибрафоном. И это при том, что фестиваль исключительно традиционный, свинговый, а в игре Винцкевича и Саарсалу все-таки проглядывали более современные ноты… Позднее журнал «Down beat» писал об этом выступлении: «Два музыканта из Советского Союза показали, что стиль Эрролла Гарнера и стиль Сесила Тэйлора нисколько не противоречат друг другу».

Музыканты ежегодно играли на этом фестивале до 1993 года В феврале 1999 года состоялось шестое выступление Винцкевича и Саарсалу в Москве, штат Айдахо, где проходит этот ежегодный фестиваль; вместе с ними присутствовал и весьма успешно выступал сын Леонида, саксофонист Николай Винцкевич. В 2001 Леонид и Лембит вновь посетили фестиваль на его мастер-классе. Леонид и Лембит в этот приезд в США сделали запись музыки директора фестиваля Лайонела Хэмптона, д-ра Линна Скиннера.

... читать ещё > Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Леонид Владиславович Винцкевич (род. 1 апреля , Курск , РСФСР , СССР) - курский пианист , джазмен . Основатель и арт-директор международного фестиваля «Джазовая провинция »

Биография

Фестиваль «Джазовая провинция»

«Джазовая провинция» - традиционный ежегодный джазовый фестиваль, проводимый в Курске в ноябре месяце с 1997 с участием лучших отечественных и зарубежных джазовых музыкантов. Учреждён Российским фондом культуры по инициативе курского музыканта Леонида Винцкевича и директора Курской филармонии Ольги Макаровой. В соответствии с программой фестиваля после первых концертов, проводимых в Курске, участники фестиваля гастролируют по городам Центрального черноземья и Поволжья и завершают фестиваль в Москве или Санкт-Петербурге.

Леонид Винцкевич о фестивале «Джазовая провинция»: «За 20 лет существования фестиваля выросло целое поколение молодых ценителей этого искрометного искусства [джаза], образовалось интеллектуальное сообщество людей, влюбленных в эту музыку, и объединились сотни музыкантов, десятки стран и городов».

Награды и звания

Дискография

  • «Джаз вдвоем», «Мелодия», , 1986

Л.Винцкевич - фортепиано, Л.Саарсалу - тенор-саксофон.

  • «Джаз для двоих. Блюз на всю ночь»
  • Lembit Saarsalu & Leonid Vintskevich - Not So Bad

"Songs From The Black Earth"SLAM (Англия)2007 Леонид Винцкевич рояль, Николай Винцкевич сопрано и альт саксофоны, Steve Kershaw контрабас, Petter Sward ударные, записан в Оксфорде.

"Singularity" SLAM522 (England)2009 Leonid Vintskevich fender Rhodes piano, Nick Vintskevich sax, Joel Taylor dr, Kip Reed bass guitar.

"Vive Lamour" (IBMG) RUS 2011, Nick Vintskevich alto, soprano sax & composer, Leonid Vintskevich keys, Kim Nazarian vocal, Eve Cornelious vocal, JD Walter vocal, Jay Ashby percussion, Joel Taylor dr, Kip Reed bass, Eugene Sharikov bass.

"Russian Ornament" (IBMG)RUS 2013,with folk choir "Rostan" leader Valentina Savenko, Leonid Vintskevich fender rhodes piano, Nick Vintskevich sax, Joel Taylor dr, Kip Reed bass, Eugene Sharikov bass.

"Never Was A Doubt" (NiRo Music) Swiss 2015, Nick Vintskevich sax & composer, Bill Champlin vocal and Hammond b3, Kim Nazarian vocal, Mike Miller guitar, Jay Ashby percussion, Luis Conte percussion, Joel Taylor dr, Kip Reed bass, Leonid Vintskevich keys, Paulie Cerra sax, Lee Thornburg trumpet & trombone, Arno McCuller back vocal.

"Under A Different Sky" (SLAM) England 2016, Leonid Vintskevich piano, Steve Kershaw double bass, Nick Vintskevich alto & soprano sax.

Семья

Напишите отзыв о статье "Винцкевич, Леонид Владиславович"

Примечания

Ссылки

  • - официальный сайт Леонида Винцкевича
  • - сайт фестиваля «Джазовая провинция»

Отрывок, характеризующий Винцкевич, Леонид Владиславович

Через какие-то считанные мгновения из смятой почти что в лепёшку белой машины «выскочили» сущности маленьких мальчика и девочки, которые растерянно озирались вокруг, пока наконец обалдело уставились на свои же изуродованные сильнейшим ударом физические тела...
– Это что-о?!. – испуганно спросила девчушка. – Это разве там мы?... – показывая пальчиком на своё окровавленное физическое личико совсем тихо прошептала она. – Как же так... но ведь здесь, это же тоже мы?..
Было ясно, что всё происходящее её шокировало, и самое большое её желание в тот момент было куда-то от всего этого спрятаться...
– Мама ты где?! – вдруг закричала малышка. – Мама-а!
На вид ей было годика четыре, не более. Тоненькие светлые косички, с вплетёнными в них огромными розовыми бантами, смешными «крендельками» топорщились с обеих сторон, делая её похожей на доброго фавна. Широко распахнутые большие серые глаза растерянно смотрели на так хорошо ей знакомый и такой привычный мир, который вдруг почему-то стал непонятным, чужим и холодным... Ей было очень страшно, и она совершенно этого не скрывала.
Мальчонке было лет восемь-девять. Он был худеньким и хрупким, но его круглые «профессорские» очки делали его чуточку старше, и он казался в них очень деловым и серьёзным. Но в данный момент вся его серьёзность куда-то вдруг испарилась, уступая место абсолютной растерянности.
Вокруг машин уже собралась ойкающая сочувствующая толпа, а через несколько минут появилась и милиция, сопровождающая скорую помощь. Наш городок тогда всё ещё не был большим, поэтому на любое «экстренное» происшествие городские службы могли реагировать достаточно организованно и быстро.
Врачи скорой помощи, о чём-то быстро посоветовавшись, начали осторожно вынимать по одному изувеченные тела. Первым оказалось тело мальчика, сущность которого стояла в ступоре рядом со мной, не в состоянии что-либо сказать или подумать.
Бедняжку дико трясло, видимо для его детского перевозбуждённого мозга это было слишком тяжело. Он только смотрел вытаращенными глазами на то, что только что было «им» и никак не мог выйти из затянувшегося «столбняка».
– Мамочка, Мама!!! – опять закричала девочка. – Видас, Видас, ну почему она меня не слышит?!.
Вернее, кричала-то она лишь мысленно, потому что в тот момент, к сожалению, физически уже была мертва... так же, как и её маленький братишка.
А её бедная мама, физическое тело которой всё ещё цепко держалось за свою хрупкую, чуть теплившуюся в нём жизнь, никаким образом не могла её услышать, так как находились они в тот момент уже в разных, недоступных друг другу мирах....
Малыши всё больше и больше терялись и я чувствовала, что ещё чуть-чуть, и у девочки начнётся настоящий нервный шок (если это можно так назвать, говоря о бестелесной сущности?).
– Почему мы там лежим?!.. Почему мама не отвечает нам?! – всё ещё кричала девчушка, дёргая брата за рукав.
– Наверное потому что мы мертвы... – мелко стуча зубами проговорил мальчонка.
– А мама? – в ужасе прошептала малышка.
– Мама жива – не очень уверенно ответил брат.
– А как же мы? Ну, скажи им, что мы здесь, что они не могут без нас уйти! Скажи им!!! – всё ещё не могла успокоиться девчушка.
– Я не могу, они нас не слышат... Ты же видишь, они нас не слышат, – пробовал как-то объяснить девочке брат.
Но она была ещё слишком маленькой, чтобы понять, что мама уже не может её ни услышать, ни с ней говорить. Она не могла всего этого ужаса понять и не хотела его принимать... Маленькими кулачками размазывая льющиеся по бледным щёчкам крупные слёзы, она видела только свою маму, которая почему-то не хотела ей отвечать и не хотела подниматься.
– Мамочка, ну вставай же! – опять закричала она. – Ну, вставай, мама!!!
Врачи начали переносить тела в скорую помощь и тут уже девочка совершенно растерялась...
– Видас, Видас, они нас всех забирают!!! А как же мы? Почему мы здесь?.. – не унималась она.
Мальчик стоял в тихом столбняке, не произнося ни слова, на короткий миг забыв даже про свою маленькую сестру.
– Что же нам теперь делать?.. – уже совсем запаниковала малышка. – Пойдём же, ну, пойдём!!!
– Куда?– тихо спросил мальчик. – Нам теперь некуда идти...
Я не могла этого дольше выносить и решила поговорить с этой несчастной, цеплявшейся друг за друга, перепуганной парой детей, которых судьба вдруг, ни за что, ни про что, вышвырнула в какой-то чужой и совершенно им непонятный мир. И я могла только лишь попробовать представить, как страшно и дико всё это должно было быть, особенно этой маленькой крошке, которая ещё вообще понятия не имела о том, что такое смерть...
Я подошла к ним ближе и тихо, чтобы не напугать, сказала:
– Давайте поговорим, я могу вас слышать.
– Ой, Видас, видишь, она нас слышит!!! – заверещала малышка. – А ты кто? Ты хорошая? Ты можешь сказать маме, что нам страшно?..
Слова лились сплошным потоком из её уст, видимо она очень боялась, что я вдруг исчезну и она не успеет всего сказать. И тут она опять посмотрела на скорую помощь и увидела, что активность врачей удвоилась.
– Смотрите, смотрите, они сейчас нас всех увезут – а как же мы?!. – в ужасе лепетала, совершенно не понимая происходящего, малышка.
Я чувствовала себя в полном тупике, так как первый раз столкнулась с только что погибшими детьми и понятия не имела, как им всё это объяснить. Мальчик вроде бы что-то уже понимал, а вот его сестра была так страшно напугана происходящим, что её маленькое сердечко не хотело понимать ничего вообще...
На какой-то момент я совершенно растерялась. Мне очень хотелось её успокоить, но я никак не могла найти нужных для этого слов и, боясь сделать хуже, пока молчала.
Вдруг из скорой помощи появилась фигура мужчины, и я услышала как одна из медсестёр кому-то крикнула: «Теряем, теряем!». И поняла, что следующим расставшимся с жизнью видимо был отец...
– Ой, па-апочка!!! – радостно запищала девчушка. – А я уже думала, ты нас оставил, а ты здесь! Ой, как хорошо!..
Отец, ничего не понимая, оглядывался по сторонам, как вдруг увидев своё израненное тело и хлопочущих вокруг него врачей, схватился обеими руками за голову и тихо взвыл... Было очень странно наблюдать такого большого и сильного взрослого человека в таком диком ужасе созерцавшего свою смерть. Или может, именно так и должно было происходить?.. Потому, что он, в отличие от детей, как раз-то и понимал, что его земная жизнь окончена и сделать, даже при самом большом желании, уже ничего больше нельзя...
– Папа, папочка, разве ты не рад? Ты же можешь видеть нас? Можешь ведь?.. – счастливо верещала, не понимая его отчаяния, дочка.
А отец смотрел на них с такой растерянностью и болью, что у меня просто разрывалось сердце...
– Боже мой, и вы тоже?!.. И вы?.. – только и мог произнести он. – Ну, за что же – вы?!
В машине скорой помощи три тела уже были закрыты полностью, и никаких сомнений больше не вызывало, что все эти несчастные уже мертвы. В живых осталась пока одна только мать, чьему «пробуждению» я честно признаться, совсем не завидовала. Ведь, увидев, что она потеряла всю свою семью, эта женщина просто могла отказаться жить.
– Папа, папа, а мама тоже скоро проснётся? – как ни в чём не бывало, радостно спросила девчушка.
Отец стоял в полной растерянности, но я видела, что он изо всех сил пытается собраться, чтобы хоть как-то успокоить свою малышку дочь.
– Катенька, милая, мама не проснётся. Она уже не будет больше с нами, – как можно спокойнее произнёс отец.
– Как не будет?!.. Мы же все в месте? Мы должны быть в месте!!! Разве нет?.. – не сдавалась маленькая Катя.
Я поняла, что отцу будет весьма сложно как-то доступно объяснить этому маленькому человечку – своей дочурке – что жизнь для них сильно изменилась и возврата в старый мир не будет, как бы ей этого не хотелось... Отец сам был в совершенном шоке и, по-моему, не меньше дочери нуждался в утешении. Лучше всех пока держался мальчик, хотя я прекрасно видела, что ему также было очень и очень страшно. Всё произошло слишком неожиданно, и никто из них не был к этому готов. Но, видимо, у мальчонки сработал какой-то «инстинкт мужественности», когда он увидел своего «большого и сильного» папу в таком растерянном состоянии, и он, бедняжка, чисто по мужски, перенял «бразды правления» из рук растерявшегося отца в свои маленькие, трясущиеся детские руки...
До этого я никогда не видела людей (кроме моего дедушки) в настоящий момент их смерти. И именно в тот злосчастный вечер я поняла, какими беспомощными и неподготовленными люди встречают момент своего перехода в другой мир!.. Наверное страх чего-то совершенно им неизвестного, а также вид своего тела со стороны (но уже без их в нём присутствия!), создавал настоящий шок ничего об этом не подозревавшим, но, к сожалению, уже «уходящим» людям.
– Папа, папа, смотри – они нас увозят, и маму тоже! Как же мы теперь её найдём?!..
Малышка «трясла» отца за рукав, пытаясь обратить на себя его внимание, но он всё ещё находился где-то «между мирами» и никакого внимания на неё не обращал... Я была очень удивлена и даже разочарована таким недостойным поведением её отца. Каким бы испуганным он не был, у его ног стоял малюсенький человечек – его крохотная дочурка, в глазах которой он был «самым сильным и самым лучшим» папой на свете, в чьём участии и поддержке она в данный момент очень нуждалась. И до такой степени раскисать в её присутствии, по моему понятию, он просто не имел никакого права...
Я видела, что эти бедные дети совершенно не представляют, что же им теперь делать и куда идти. Честно говоря, такого понятия не имела и я. Но кому-то надо было что-то делать и я решила опять вмешаться в может быть совершенно не моё дело, но я просто не могла за всем этим спокойно наблюдать.
– Простите меня, как вас зовут? – тихо спросила у отца я.
Этот простой вопрос вывел его из «ступора», в который он «ушёл с головой», будучи не в состоянии вернуться обратно. Очень удивлённо уставившись на меня, он растерянно произнёс:
– Валерий... А откуда взялась ты?!... Ты тоже погибла? Почему ты нас слышишь?
Я была очень рада, что удалось как-то его вернуть и тут же ответила:
– Нет, я не погибла, я просто шла мимо когда всё это случилось. Но я могу вас слышать и с вами говорить. Если вы конечно этого захотите.
Тут уже они все на меня удивлённо уставились...

24 марта в областной филармонии состоится программа «Vive l"amour!» («Да здравствует любовь!»). Куряне услышат и хорошо известные композиции Николая Винцкевича, и новые пьесы. Обязательно прозвучит песня «Vive l"amour!», попавшая в американские хит-парады. В Курске ее исполнит удивительная джазовая вокалистка из США Дебора Девис. За подробностями мы обратились к Леониду и Николаю Винцкевичам.

«Сын плохо учился в школе. У нас это семейное»

Застать Николая в Курске сложно. Вот и на этот раз он только что вернулся из Штатов – в Калифорнии записывал новый альбом.

– Кому первому показываете свои новые пьесы?

– В 95% случаев отцу. Но бывает, что записываю в Америке пьесы, которые он еще не слышал. Для него это становится сюрпризом, когда начинаем репетировать.

– Раньше даже споры возникали насчет музыки Николая, – улыбается Леонид Владиславович. – Поначалу говорил, что ту или иную вещь я играть не буду! А потом понял, что это неправильно – нельзя оценивать его музыку своими эстетическими мерками. Сейчас тем более, когда сын проявил себя не только как талантливый саксофонист, но и композитор.

Заниматься музыкой Николай стал, чтобы не печалить отца. «Поступив в музыкальную школу, я учился не особенно старательно, – вспоминает Николай. – Сесть за уроки было мукой. Отец, видя такое отношение, очень расстраивался. Тогда я решил: буду заниматься по часу в день – с меня не убудет, а папа останется доволен». При этом музыка в жизни маленького Коли была всегда.

«Он слушал очень много классики! – говорит Леонид Владиславович. – Года в 2–3 он еще толком говорить не умел, но всегда просил поставить пластинки, показывая пальчиком на классические, джазовые записи. А когда я садился за рояль, чтобы выучить произведения Чайковского, Сен-Санса, Коля забирался ко мне на колени и засыпал. Это тоже было частью образования. При этом не могу сказать, что судьба сына была предопределена, хотя наша семья музыкальная, и у нас дома часто были в гостях знаменитые музыканты: Олег Лундстрем, Игорь Бутман и многие звезды джаза. Лет с 15–16 я стал выпускать сына на одну площадку со звездами. Это был своего рода педагогический прием: решил, что сцена покажет – достоин он ее или нет. И все равно жена очень переживала, какое будущее ждет сына, поскольку в школе он очень плохо учился. Я же был спокоен – видел, что у парня есть голова на плечах. Это у нас, видимо, семейное. Я тоже в школе скучал до 8-го класса, а потом перевелся в вечернюю, где практически не появлялся».

– Из всех предметов более-менее интересны мне были лишь география и история, – улыбается Николай, вспоминая школьные годы. – Постоянно, сидя за партой, я отстукивал ритм или что-нибудь мурлыкал под нос. Учителя часто вызывали к доске: «Винцкевич, выйди и громко спой нам, что ты там бормочешь!» А когда задавали вопрос по теме, честно признавался, что ничего не знаю. Но это не помешало поступить в академию имени Гнесиных. Уже на первом курсе окончательно понял, что свяжу жизнь с музыкой.


– Тогда же вы стали активно сотрудничать со многими российскими поп-звездами...

– Было такое, но недолго. Понял – лучше не доедать, чем иметь дело с отечественным шоу-бизнесом. Весь концерт идет под фонограмму, а мне говорят: «Играй на саксофоне поверх, создавай ощущение живого выступления!» К тому же музыканты нашей эстрады в 90% случаев играют на уровне первокурсников Гнесинки!

– Я сказал ему тогда: будешь продолжать с ними сотрудничать, лучше бросай саксофон, – говорит Винцкевич-старший. – Просто если этим продолжать заниматься, то встает вопрос другого рода, но никак не музыкальных завоеваний.

«Хэмптон сказал: «Привози сына, послушаю»

Выбор был сделан в пользу джаза. «Впервые я поехал на джазовый фестиваль в США в 1999 году, когда мне было 23, – вспоминает Николай. – До этого легенда мирового джаза Лайонел Хэмптон сказал отцу: «Привози сына, послушаю». И я отправился в Америку, будучи свято уверен, что сыграю несколько пьес мэтру в какой-нибудь аудитории, он послушает и вынесет свой вердикт. Но Хэмптон заявил: «Будешь играть на открытии фестиваля, а через день с моим биг-бэндом». Я волновался, как никогда в жизни – выступать на большой сцене с мегазвездами перед 10-тысячной аудиторией! (Николай скромно умолчал, что тогда же Лайонел Хэмптон удостоил его чести сыграть дуэтом на закрытии фестиваля – авт.). Была еще одна проблема – я по-английски тогда совсем не говорил. Если на сцене все было более-менее ясно – музыкальная терминология интернациональна, то в быту приходилось туго. Вернувшись домой, первым делом взялся за английский».

– Перед Николаем на том фестивале выступала Дайана Кролл, – продолжает Леонид Винцкевич. – Только представьте: каково выходить на сцену после многократной обладательницы премии «Грэмми»? Считаю, что Хэмптон, открывший Куинси Джонса, Джона Колтрейна и Наткин Коула, является крестным отцом Николая в музыке. Это, конечно, чудо, которое произошло с нами. По поводу поездки в Штаты, каждый джазмен обязан побывать в стране, где эта музыка родилась. Именно там можно найти ответы на вопросы, мучающие тебя как музыканта: в правильном ли направлении двигаюсь, тем ли занимаюсь? Услышать мнение именитых музыкантов и критиков – дорогого стоит. Также нужно понимать, если, например, Хэмптон, послушав тебя, скажет: «Нет», значит, нужно вернуться домой и больше никогда не играть джаз. Такого с нами не случилось. Наоборот, мы начали понимать, что все делаем правильно. А ведь когда-то я и мечтать не мог о поездке в США! Однажды летел из Голландии в Россию и разговорился с мужчиной, чьей конечной целью была Япония. Он признался, что отправляется в Страну восходящего солнца на несколько лет, чтобы изучать древнюю игру го (что-то вроде наших крестиков и ноликов). И я подумал – неужели настанет время, когда я смогу полететь в Африку изучать африканские ритмы? И вот это время пришло. Границы открыты.

При этом у отца и сына и мысли не было уехать не то что из России, из Курска. «Не важно, где жить, важно, где играть», – уверены они.

– Но вы же не станете спорить с тем, что джаз в России – не самая популярная музыка.

– А джазу и не нужно становиться массовым, – говорит Винцкевич-старший. – Хотя то, что звучит по радио и ТВ – трагедия страны, признак массового бескультурья! Но не все так плохо. Ежегодный фестиваль «Джазовая провинция» показывает, что Курск – джазовый город. Может, дело в том, что стало модно ходить на концерты джазовых музыкантов? Что ж – это неплохо. Сейчас для «Провинции» стало нормой участие лауреатов «Грэмми», топовых фигур нашего жанра. Несколько лет назад такое было сенсацией, а сейчас – практически норма. Да и участникам фестиваля интересно выступать в российских городах. Когда к нам приезжают звезды мирового джаза, мы их ни от чего не оберегаем. Я даже их предупреждаю – вы увидите не глянцевую туристическую Россию из окна хорошего отеля Москвы, а реальную жизнь с реальными людьми. Это нравится нашим гостям, и они готовы приезжать каждый год!

Вверх — Отзывы читателей (1) — Написать отзыв — Версия для печати

Эти люди сделали себя сами. За это, и за их искусство, уважаю их очень давно. Единственное, чего не хватает нашей стране — так это таких настоящих мужиков — асов а своем деле.



Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики: