Лысенко, николай витальевич. Николай лысенко краткая биография Увековечивание памяти Николая Лысенко

Выдающийся украинский композитор, фольклорист, дирижер, пианист и общественный деятель. С именем Николая Лысенко связано время становления профессиональной музыки, театра и художественного образования, в Украине. Николай Витальевич Лысенко родился 10 марта 1842 г. в с. Гриньки Кременчугского уезда на Полтавщине в казацко-помещицкой семье. Отец Николая – Виталий Романович – был полтавским дворянином и служил в армии. Микола Лисенко, нарушив эту давнюю традицию, положил начало новой – поколению талантливых музыкантов. Родители Николая были зажиточные люди и очень пестовали ребенка. Малый Николай Лысенко ходил, одетый в бархат и кружево, был очень капризным и своевольным парнем и не хотел никого слушать. С малых лет учили его российской грамоте, французскому языку, танцам и игре на фортепиано, то есть воспитывали, как и большинство тогдашних дворянских детей.

И хотя Николаю ничего не говорили об Украине, она окружала его со всех сторон. С родным языком и народными песнями знакомился Николай Лысенко и у своей бабушки. В 9 лет Николая отвезли в Киев в школу Гедуена. Учился он очень хорошо, был одним из первых, и не оставлял музыку. Закончив школу Гедуена, которая равнялась 3 классам гимназии, Николай Лысенко поступил в 4-й класс гимназии в Харькове. Музыкальная учеба длилась, и с каждым годом юноша играл лучше и лучше. Под руководством учителей – известного тогда пианиста Дмитриева, позже чеха Кильчика, Микола Лисенко играет произведения великих композиторов разных народов, учится у них музыкального вкуса.

По окончании гимназии Николай Лысенко поступил в Харьковский университет, а через год перевелся в Киевский. Молодой Лисенко увлекся украинским национальным движением – начал изучать и записывать украинские народные песни, в том числе песни известного кобзаря Остапа Вересая. В это время Николай Лысенко почувствовал себя не только народолюбцем, но и искренним и навеки верным сыном Украины, готовым всю жизнь и труд отдать в интересах родного народа.

В 1864 г. Микола Лисенко закончил естественное отделение Киевского университета Св. Владимира, а через год получил диплом кандидата естественных наук. Пребывание в Киеве, участие в роботе «Киевского общества имели решающее влияние на мировоззрение юноши.

В 1867 году Николай Лысенко выезжает в Лейпциг для завершения музыкального образования. Здесь же в 1868 г. Микола Лисенко составляет и выдает первый сборник записанных им народных песен и первые 10 песен, которые сам создал на слова Тараса Шевченко. Лейпцигскую консерваторию Николай Лысенко закончил блестящим исполнением 4-го концерта Бетховена для фортепиано с оркестром с собственной каденцией, о чем с уважением писали немецкие журналы.

С 1869 г. Николай Лысенко жил в Киеве. Он становится учителем в музыкальной школе, дает частные уроки. Его приглашают во многие зажиточные семьи, но он не гоняется за такой славой. Получая за учительство хороший заработок, все свободное время отдает украинской песне: выдает новые сборники народных песен, составляет собственные песни. В 1876 г. был выдан указ, который запрещал печатать книжки, произведения, для театра и музыкальные произведения с украинскими словами. Даже простенькую народную песню запрещалось петь в концерте, если слова были украинскими. Но Микола Лисенко составляет новые сборники народных песен.

В 90-х годах XIX ст. Николай Лысенко, организовав хор, не раз ездил с ним Украиной. Хотелось показать украинцам все богатство и всю красоту их родной песни и научить, как нужно эту песню петь. Вокруг композитора концентрировалась тогдашняя украинская музыкальная и культурная жизнь Киева. Микола Лисенко выступал с концертами как пианист, организовывал хоры и концертировал с ними в Киеве и по всей Украине. В 1900 г. Николай Лысенко учредил в Киеве собственную школу. Для постановки своих произведений он нередко бывал в Галичине, где его хорошо знали и любили.

Много песен Микола Лисенко создал на тексты Ивана Франка, Михаила Вороного и Леси Украинки. Он является одним из основателей украинского профессионального театра, в частности и оперного: написал 11 опер, создал музыку еще до 10 драматичных представлений. Главного своего детища – оперы «Тарас Бульба», композитор так и не увидел, невзирая на предложение П. Чайковского способствовать ее постановке на московской сцене. Зато чрезвычайно популярная и до сих пор его «Наталка Полтавка». Оперное наследство Миколи Лисенко продолжает свою сценическую жизнь и сегодня в разных редакциях.

Откровенной многотысячной политической демонстрацией стали и похороны отца украинской музыки. Украинская молодежь в первый раз стала тогда на защиту национальной святыни, окружив жалобный поход и не давая полиции осуществлять аресты. Однако наивысшей наградой Николая Лысенко является не просто дань памяти и почет потомков, а то, что именно ему суждено было стать автором двух национальных гимнов, которые утверждают духовное величие человека и народа. Первый из них «Вечный революционер» (в 1905 г.) на стихотворение И. Франка, второй – «Детский гимн» на стихотворении О. Кониского (в 1885 г.), всемирно-известная теперь «Молитва за Украину», которая с 1992 г. утверждена официальным гимном Украинской православной церкви (Киевский патриархат).

Николай Лысенко, биография которого описана в данной статье, - и дирижер, пианист, общественный деятель, талантливый педагог. Всю жизнь собирал песенный фольклор. Он сделал очень много для общественной и культурной жизни Украины.

Семья

Лысенко Николай Витальевич - выходец из старинного казацкого рода. Его отец, Виталий Романович, был полковником кирасирского полка. Мать, Ольга Еремеевна, происхождением из помещиков Луценко.

Детство

С раннего детства первичным обучением Николая, который родился в 1842 г., мать занималась сама, совместно с поэтом Фетом. Она Николая обучала французскому, танцам и правильным манерам. А Фет преподавал русский язык. Когда Николаю исполнилось 5 лет, Ольга Еремеевна обнаружила у сына склонность к музыке. Для развития таланта была приглашена учительница музыки. Уже с раннего детства Николай увлекался поэзией. Любовь к украинским народным песням привили ему двоюродные бабушка с дедушкой.

Образование

После того как домашнее обучение закончилось, Николай начал готовиться к поступлению в гимназию. Сначала обучался в пансионе Вейля, а потом Гедуэна. Николай Лысенко поступил во 2-ю Харьковскую гимназию в 1855 г. Окончил ее с серебряной медалью в 1859 г.

Затем поступил в Харьковский университет. На естественнонаучный факультет. Через год родители уехали жить в Киев, и Николай перешел в Киевский ВУЗ, на физико-математический факультет, на кафедру естественных наук. Окончил университет в 1864 г. и уже через год стал кандидатом естественных наук.

Через некоторое время, в 1867 г., Николай Витальевич продолжил обучение в Лейпцигской консерватории, которая была лучшей во всей Европе. Игре на фортепьяно его учили К. Рейнеке, Э. Венцель и И. Мошелес, композиции - Э. Рихтер, теории - Паперитц. Далее Николай Лысенко совершенствовался в симфонической инструментовке в консерватории Петербурга у Римского-Корсакова.

Начало творческого пути

В гимназии он брал частные уроки по музыке. И постепенно стал известным пианистом. Его часто приглашали на балы и званые вечера, на которых он исполнял Шопена, Бетховена. Играл танцевальные композиции и импровизировал с украинскими мелодиями.

Когда Николай учился в Киевском университете, он стремился приобрести как можно больше знаний по музыке. Поэтому тщательно изучал оперы таких как Глинка, Вагнер и т.д. Именно с этого времени Николай начал собирать и гармонизировать украинские народные песни.

Одновременно Николай Лысенкоорганизовал студенческие хоры, которыми руководил, и выступал вместе с ними на публике. Учась в Лейпцигской консерватории, он понял, что важнее создавать, собирать и развивать украинскую народную музыку, нежели копировать заграничных классиков.

Творческая карьера

С 1878 г. Николай стал преподавателем по классу фортепьяно, работая в институте благородных девиц. В 1890-е гг. обучал молодежь в музыкальных школах Тутковского и Блуменфельда. В 1904 г. Николай Витальевич основал в Киеве свою школу (с 1913 г. - им. Лысенко). Она стала первым заведением, предоставляющим высшее образование на уровне консерватории.

Для создания школы он использовал подаренные друзьями деньги, которые предназначались на покупку дачи и издания его произведений. Учебное заведение постоянно находилось под пристальным полицейским контролем. В 1907 г. Николай Витальевич даже был арестован, но его отпустили уже на следующее утро.

С 1908 по 1912 гг. он председательствовал в правлении «Украинского клуба». Это общество вело просветительную деятельность. Организовывало музыкальные и литературные вечера и курсы для повышения квалификации для учителей. В 1911 г. Николай Витальевич был главой комитета, который содействовал установке монумента Т. Шевченко. Именно Лысенко впоследствии усовершенствовал музыку для оперетты «Наталка Полтавка».

Творчество Лысенко

Первое произведение Лысенко написал в 1868 г., когда учился в Лейпцигской консерватории. Это был сборник украинских песен для фортепьяно с голосом. Эта работа имеет огромную научно-этнографическую ценность. В этом же году вышло второе произведение - «Заповит», написанное к годовщине смерти Шевченко.

Николай Лысенко всегда был в центре культурной киевской жизни. Находясь в руководящем составе Русского музыкального общества, он принимал активное участие во многих концертах, которые проводились по всей территории Украины.

Занимался музыкальными кружками. И даже добился разрешения на постановку пьес, исполняемых на украинском языке. В 1872 г. Николай Витальевич написал две оперетты: «Рождественская ночь» и «Черноморцы». Впоследствии они стали основой национального украинского искусства, навсегда войдя в театральный репертуар.

В 1873 г. Лысенко издал первую музыковедческую работу об украинском фольклоре. Одновременно Николай Витальевич писал фортепианные произведения и симфоническую фантазию.

В Петербурге он вместе с В. Пасхаловым устраивал хоровые концерты. В их программу входили произведения Лысенко, а также русские, украинские, сербские и польские песни. Именно в Петербурге он написал свою первую рапсодию на украинскую тему, 1-й и 2-й полонезы, сонату для фортепьяно.

Вернувшись в 1876 г. в Киев, Лысенко сделал упор на исполнительской деятельности. Он организовывал концерты, играл на пианино, создавал новые хоры. Собранные деньги от мероприятий он отдавал на общественные нужды. Именно в это время он написал большинство своих самых крупных произведений.

В 1880 г. Николай Витальевич начал работать над одной из лучших опер «Тарас Бульба». Затем вышло еще много музыкальных произведений. Отдельно стоит отметить усовершенствование музыки в оперетте «Наталка Полтавка» в 1889 г. Это произведение не раз подвергалось многочисленным обработкам. Но только в редакции Лысенко оно оказалось художественно полноценным.

Николай Витальевич создал отдельное направление - детскую оперу. С 1892 по 1902 гг. он устраивал хоровые гастроли по Украине. В 1904 г. Лысенко открыл драматическую школу, которая на долгие годы стала важным украинским заведением для получения спецобразования.

В 1905 г. им, совместно с А. Кошицем, было основано общество-хор «Боян». Дирижировали в нем сами создатели. Но вскоре «Боян» распался из-за политических условий и недостатка материальной базы. Просуществовало общество только год.

В последние годы жизни Лысенко написал произведение «Энеида». Опера беспощадно критиковала самодержавные порядки и стала единственным примером сатиры в музыкальном украинском театре.

Общественная деятельность

Всю свою жизнь Николай занимался не только творчеством, но и общественной деятельностью. Он - один из организаторов крестьянской воскресной школы. Занимался подготовкой украинского словаря. Участвовал в переписи киевского населения. Работал в Юго-Западном отделении Русского географического общества.

Личная жизнь

В 1868 г. Лысенко сочетался браком со своей троюродной племянницей, Ольгой Александровной О´Коннор. Она была младше его на 8 лет. Прожили они в браке 12 лет, но потом разошлись, потому что у них не было детей. Официальный развод оформлять не стали.

Второй брак у Лысенко был гражданский. На одном из концертов в Чернигове он познакомился с Липской Ольгой Антоновной. Позже она стала его гражданской женой. У них родилось пятеро детей. Ольга умерла после рождения очередного ребенка в 1900 г.

Смерть композитора

Лысенко Николай, композитор, умер шестого ноября 1912 г. от внезапного сердечного приступа. На прощание с ним приехали тысячи людей из всех украинских регионов. Отпевание проходило во Владимирском соборе. Впереди траурной процессии шел хор. Он состоял из 1200 человек, и их пение было слышно даже в Киеве. Лысенко был похоронен на киевском

С законной супругой и
с другой женщиной - матерью своих пятерых детей.

Николай ЛЫСЕНКО (1842 - 1912), украинский композитор, дирижер, педагог, пианист, фольклорист, основоположник национальной музыкальной школы, родился в селе Гриньки Полтавской области. Совершенствовался как музыкант в Петербургской консерватории под руководством Н. А. Римского-Корсакова. Записывал и обрабатывал украинские народные песни, создавал хоровые коллективы, пропагандировал украинский фольклор. В 1904 году открыл в Киеве Музыкально-драматическую школу. Создал около 20 произведений для музыкального театра, заложивших основу украинского оперного искусства, в том числе оперы «Тарас Бульба», «Наталка-Полтавка», «Рождественская ночь», «Утопленница», оперетту «Черноморцы».

О людях, которые окружали и вдохновляли композитора...


Талант в нем разглядел слуга
Дворяне Лысенко, когда у них родился Коля, жили в селе Гриньки на Полтавщине. Одним из первых увлеченность мальчика музыкой заметил их крепостной Созонт. Добрейшей души человек ни на минуту не отходил от Коли, одевал его, кормил и до 36 лет всюду сопровождал.

"В детстве шалун был каких мало. То на луг убежит, то в подвале спрячется, так что, бывало, до вечера не сыщешь, - вспоминал Созонт Деревянко. - Но как только появятся музыканты - будто подменяли ребенка. Забьется между людьми и слушает музыку".

Мать Николая - Ольга Еремеевна, выпускница престижного Смольного института и одаренная пианистка, тоже эту тягу сына заметила. Купила рояль и стала давать ему уроки музыки.

Уже в 10 лет Лысенко написал свою первую польку, а в 11 учился во французском пансионе в Киеве у лучшего учителя Паночини. Потом была харьковская гимназия, которую окончил с медалью, факультет природоведения Киевского университета, после чего Николай продолжил учиться музыке в Германии.

Жена учила саму Лесю Украинку
Первым сердечным увлечением композитора была девушка Текля. Причем влюбился в нее не только Николай, но и его троюродный брат Михаил Старицкий (да-да, тот самый известный писатель, автор пьесы "За двумя зайцами"). Оба решили забыть о ней. А через много лет создали совместное произведение и посвятили его Теклюше.

Кстати, Михаил Старицкий женился на сестре Лысенко. А женой композитора стала Ольга О’Коннор. Эта ирландка вместе с родителями оказалась на Полтавщине после наполеоновского вторжения в Россию. Но ничем не отличалась от украинок: умна, красива, голосиста.

Николаю Лысенко она приходилась троюродной племянницей и была на восемь лет младше. Обладала прекрасным сопрано и первой исполнила роль Оксаны в первой отечественной оперетте "Різдвяна ніч", - рассказывает директор мемориального музея Лысенко в Киеве Роксана Скорульская.


Николай Лысенко с первой женой Ольгой в Лейпциге.
Николай и Ольга повенчались в 1868 году. Вместе с Лысенко Ольга поехала в Лейпциг, где стала брать уроки вокала. Позже она окончила Петербургскую консерваторию и исполняла произведения мужа. Но со временем у нее начались проблемы с голосом, и Ольга стала преподавать. Ее ученицей была сама Леся Украинка.

Соседка семьи Лысенко Елена Пчилка в своих воспоминаниях писала: "Отсутствие "пташенят" было горькой судьбой этого брака!" Через 12 лет совместной жизни Николай и Ольга расстались. Официальный развод не оформляли. Тогдашние законы и церковно-общественные бракоразводные процессы требовали немалых усилий и откровений. К тому же один из разведенных супругов должен был лишиться права преподавать. А ведь именно уроки давали обоим средства к существованию.

Вчера смотрела по ТВ, по каналу "Культура" передачу, посвящённую Н. Лысенко, так вот, там шла речь о том, что сама же Ольга О’Коннор ни в какую не соглашалась на развод с Николаем, как он её ни уговаривал... (добавление моё - А.Г.)

"Святая" Ольга
С прекрасной брюнеткой Ольгой Липской композитор познакомился на концерте в Чернигове еще до расставания с женой. Она увлекалась музыкой и хорошо рисовала. Могла стать известной, но с появлением Николая о своих увлечениях забыла. Композитор называл Ольгу-вторую правой рукой и "генеральным писарем войска Лысенкова".


Сожительница композитора (Ольга-вторая) - Ольга Антоновна Липская.
Однажды Липская разговорилась с Лесей Украинкой о своей судьбе и призналась, что иногда чувствует себя тенью. Мало того что карьеру пришлось забросить, так еще и официальной супругой стать не суждено. Даже чтобы родить детей, Ольге приходилось уезжать из Киева. Позже Леся написала стихотворение о горькой судьбе жены поэта "Забытая тень".

Ольга и Николай прожили вместе 20 лет - дружно, в уважении друг к другу. За это время Лысенко стал великим и создал свои лучшие произведения. При этом своей гражданской жене не посвятил ни строчки, а вот законной - аж 11 мелодий.

Ольга-вторая родила ему семерых детей, но выжили только пятеро. При последних родах, в 1900 году, Липская умерла. А Ольга-первая по просьбе Лысенко официально усыновила всех его детей, хотя никого из них не растила и не воспитывала.

Последняя страсть
была младше на 45 лет

В 64 года Николай Лысенко снова влюбился. В свою ученицу Инну, которая была младше его на 45 лет! Дети не обсуждали эту деликатную тему, а родные Инны никогда бы не дали согласие на брак с пожилым композитором.


Инна Андрианопольская, институтка, ученица композитора Н. Лысенко.
Да и сама девушка не решилась и уехала из Киева в провинцию. Но кто знает - может, если бы этот брак состоялся, у композитора хватило бы сил пережить сложные для него годы.

Днем он преподавал, воспитывал детей, ночью писал музыку.
В 1908 году Лысенко возглавил организацию «Киевский украинский клуб» и основанную в 1906 году организацию «Объединенный комитет по сооружению памятника Т. Шевченко в Киеве», содействовавшую сооружению памятника Т. Шевченко к 50-й годовщине со дня смерти поэта. Вследствие полицейского «Дела о закрытии Киевского украинского клуба» и «привлечения членов совета старейшин во главе с учителем музыки Николаем Витальевичем Лысенко к уголовной ответственности за антиправительственную деятельность» клуб был закрыт. На Лысенко ополчилась вся царско-российская власть. Композитора и членов "Украинского клуба" привлекли к уголовной ответственности "за антигосударственную деятельность".

Те волнения не прошли для него даром - осенью 1912-го с Николаем Лысенко случился инфаркт. Он собирался на занятия в свою школу, у порога почувствовал себя плохо. Через 20 минут его не стало.
Это случилось 24 октября (6 ноября) 1912 года (умер композитор в возрасте 70-ти лет). Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Николай Лысенко был родом из старинного казацкого старшинского рода Лысенко. Отец Николая, Виталий Романович, был полковником Орденского кирасирского полка. Мать, Ольга Еремеевна, происходила из полтавского помещичьего рода Луценко. Домашним обучением Николая занимались мать и известный поэт А. А. Фет. Мать учила сына французскому языку, изысканным манерам и танцам, Афанасий Фет - русскому языку. В пять лет, заметив музыкальное дарование мальчика, для него пригласили учительницу музыки. С раннего детства Николай увлекался поэзией Тараса Шевченко и украинскими народными песнями, любовь к которым ему привили двоюродные дед и бабушка - Николай и Мария Булюбаши. По окончании домашнего воспитания, для подготовки к гимназии Николай переехал в Киев, где учился сначала в пансионе Вейля, затем - в пансионе Гедуэна.

В 1855 году Николая отдали во вторую Харьковскую гимназию, которую он закончил с серебряной медалью весной 1859 года. Во время обучения в гимназии Лысенко частным образом занимался музыкой (педагог - Н.Д. Дмитриев), став постепенно известным в Харькове пианистом. Его приглашали на вечера и балы, где Николай исполнял пьесы Бетховена, Моцарта, Шопена, играл танцы и импровизировал на темы украинских народных мелодий. По окончании гимназии Николай Витальевич поступил на естественнонаучный факультет Харьковского университета. Однако через год его родители переехали в Киев, и Николай Витальевич перевёлся на кафедру естественных наук физико-математического факультета Киевского университета. Закончив университет 1 июня 1864 года, Николай Витальевич уже в мае 1865 года получил степень кандидата естественных наук.

По окончании Киевского университета и непродолжительной службы Н. В. Лысенко решает получить высшее музыкальное образование. В сентябре 1867 года он поступил в Лейпцигскую консерваторию, считавшуюся одной из лучших в Европе. Преподавателями по фортепиано у него были К. Рейнеке, И. Мошелес и Э. Венцель, по композиции - Э. Ф. Рихтер, по теории - Паперитц. Именно там Николай Витальевич понял, что важнее собирать, развивать и создавать украинскую музыку, чем копировать западных классиков.

Летом 1868 года Н. Лысенко женился на Ольге Александровне О’Коннор, которая приходилась ему троюродной племянницей и была на 8 лет младше. Однако после 12 лет совместной жизни Николай и Ольга, официально не оформляя развод, расстались по причине отсутствия детей.

Закончив с большим успехом в 1869 году обучение в Лейпцигской консерватории, Николай Витальевич вернулся в Киев, где прожил, с небольшим перерывом (с 1874 по 1876 годы Лысенко совершенствовал мастерство в области симфонической инструментовки в Петербургской консерватории в классе Н. А. Римского-Корсакова), чуть более сорока лет, занимаясь творческой, преподавательской и общественной деятельностью. Он принимал участие в организации воскресной школы для крестьянских детей, позднее - в подготовке «Словаря украинского языка», в переписи населения Киева, в работе Юго-западного отделения Русского географического общества.

В 1878 году Николай Лысенко занимает должность преподавателя по фортепиано в институте благородных девиц. В том же году он вступает в гражданский брак с Ольгой Антоновной Липской, которая была пианисткой и его ученицей. С ней композитор познакомился во время концертов в Чернигове. От этого брака Н. Лысенко имел пятеро детей. Ольга Липская умерла в 1900 году после рождения ребёнка.

В 1890-е годы, кроме преподавания в институте и частных уроков, Н. Лысенко работал в музыкальных школах С. Блуменфельда и Н. Тутковского.

Лучшие дня

Осенью 1904 года в Киеве начала работать Музыкально-драматическая школа (с 1913 года - имени Н. В. Лысенко), организованная Николаем Витальевичем. Это было первое украинское учебное заведение, предоставлявшее высшее музыкальное образование по программе консерватории. На организацию школы Н. Лысенко использовал средства, собранные его друзьями во время празднования 35-летия деятельности композитора в 1903 году для издания его произведений и покупки для него и детей дачи. В школе Николай Витальевич преподавал фортепиано. И школа, и Н. Лысенко как её директор находились под постоянным надзором полиции. В феврале 1907 года Николая Витальевича арестовали, но уже на следующее утро отпустили.

С 1908 по 1912 годы Н. Лысенко был председателем правления общества «Украинский Клуб». Это общество проводило большую общественно-просветительскую деятельность: организовывало литературные и музыкальные вечера, устраивало курсы для народных учителей. В 1911 году Лысенко возглавил комитеты по содействию сооружению памятника Т. Шевченко к 50-й годовщине со дня смерти поэта, созданные этим обществом.

Николай Лысенко умер 6 ноября 1912 года, внезапно от сердечного приступа. Проститься с композитором пришли тысячи людей, прибывшие со всех регионов Украины. Отпевали Лысенко во Владимирском соборе. Хор, шедший впереди траурной процессии, составлял 1200 человек, пение его было слышно даже в центре Киева. Н. В. Лысенко похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Творчество

Во время обучения в Киевском университете, стремясь приобрести как можно больше музыкальных знаний, Николай Лысенко изучал оперы А. Даргомыжского, Глинки, А. Серова, знакомился с музыкой Вагнера и Шумана. Именно с этого времени он начинает сбор и гармонизацию украинских народных песен, так, например, он записал свадебный обряд (с текстом и музыкой) в Переяславском уезде. Кроме того, Н. Лысенко являлся организатором и руководителем студенческих хоров, с которыми выступал публично.

Во время обучения в Лейпцигской консерватории в октябре 1868 года Н. В. Лысенко издал «Сборник украинских песен для голоса с фортепиано» - первый выпуск своих обработок из сорока украинских народных песен, которые помимо практического назначения, имеют большую научно-этнографическую ценность. В том же 1868 году он написал своё первое значительное произведение - «Заповит» («Завещание») на слова Т. Шевченко, к годовщине со дня смерти поэта. Это произведение открыло цикл «Музыка к Кобзарю», который включал более 80-ти вокально-инструментальных произведений разных жанров, изданных семью сериями, последняя из которых вышла в 1901 году.

Н. В. Лысенко находился в центре музыкальной и национально-культурной жизни Киева. Входя в 1872-1873 годах в состав дирекции Русского музыкального общества, принимал активное участие в его концертах, проводимых по всей Украине; руководил хором из 50-ти певцов, организованным в 1872 году при «Филармоническом обществе любителей музыки и пения»; принимал участие в «Кружке любителей музыки и пения», «Кружке любителей музыки» Я. Спиглазова. В 1872 году кружок, руководимый Н. Лысенко и М. Старицким, добился разрешения на публичные постановки пьес на украинском языке. В том же году Лысенко написал оперетты «Черноморцы» и «Рождественская ночь» (позднее переработанная в оперу), прочно вошедшие в театральный репертуар, став основой украинского национального оперного искусства. В 1873 году была издана первая музыковедческая работа Н. Лысенко об украинском музыкальном фольклоре «Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Остапом Вересаем». В этот же период Николай Витальевич пишет много фортепианных произведений, а также симфоническую фантазию на украинские народные темы «Казак-Шумка».

В петербургский период Н. Лысенко принимал участие в концертах Русского географического общества, руководил хоровыми курсами. Совместно с В. Н. Пасхаловым Николай Витальевич устраивал концерты хоровой музыки в «Соляном городке», в программу которых входили украинские, русские, польские, сербские песни и произведения самого Лысенко. У него завязываются дружеские отношения с композиторами «Могучей кучки». В Петербурге им была написана первая рапсодия на украинские темы, первый и второй концертные полонезы, соната для фортепиано. Там же Лысенко начал работу над оперой «Маруся Богуславка» (неокончена) и сделал вторую редакцию оперы «Рождественская ночь». В Петербурге вышел его сборник девичьих и детских песен и танцев «Молодощи» («Молодые годы»).

Возвратясь в 1876 году в Киев, Николай Лысенко развернул активную исполнительскую деятельность. Он устраивал ежегодные «Славянские концерты», выступал как пианист в концертах Киевского отделения Российского музыкального общества, на вечерах Литературно-артистичного общества, членом правления которого он был, в ежемесячных народных концертах в зале Народной аудитории. Организовывал ежегодные шевченковские концерты. Из семинаристов и студентов, знакомых с нотной грамотой, Николай Витальевич заново организует хоры, в которых получили начала художественного образования К. Стеценко, П. Демуцкий, Л. Ревуцкий, О. Лысенко и другие. Денежный сбор от концертов шёл на общественные нужды, например, в пользу 183 студентов Киевского университета, отданных в солдаты за участие в антиправительственной демонстрации 1901 года. В это время им были написаны почти все его произведения для фортепиано крупной формы, в том числе вторая рапсодия, третий полонез, ноктюрн до-диез минор. В 1880 году Н. Лысенко начинает работу над самым значительным своим произведением - оперой «Тарас Бульба» по одноимённой повести Н. Гоголя на либретто М. Старицкого, которую завершит лишь спустя десять лет. В 1880-е годы Лысенко пишет такие произведения как «Утопленница» - лирико-фантастическая опера по «Майской ночи» Н. Гоголя на либретто М. Старицкого; «Радуйся, ниво неполитая» - кантата на стихи Т. Шевченко; третью редакцию «Рождественской ночи» (1883). В 1889 году Николай Витальевич совершенствует и оркеструет музыку к оперетте «Наталка Полтавка» по произведению И. Котляревского, в 1894 году он пишет музыку к феерии «Волшебный сон» на текст М. Старицкого, а в 1896 году оперу «Сапфо».

Среди авторских достижений Н. Лысенко необходимо также отметить создание нового жанра - детской оперы. С 1888 по 1893 годы он пишет три детские оперы по мотивам народных сказок на либретто Днепровой-Чайки: «Коза-Дереза», «Пан Коцький (Котский)», «Зима и Весна, или Снежная Королева». «Коза-Дереза» стала своеобразным подарком Николая Лысенко своим детям.

С 1892 по 1902 годы Николай Лысенко четыре раза устраивал гастрольные концерты по Украине, так называемые «хоровые путешествия», в которых исполнялись преимущественно его собственные хоровые произведения на тексты Шевченко и обработки украинских песен. В 1892 году выходит искусствоведческое изыскание Лысенко «О торбане и музыке песен Видорта», а в 1894 - «Народные музыкальные инструменты на Украине».

В 1905 году Н. Лысенко совместно с А. Кошицем организовал хоровое общество «Боян», с которым устраивал хоровые концерты украинской, славянской и западноевропейской музыки. Дирижёрами концертов были он сам и А. Кошиц. Однако из-за неблагоприятных политических условий и отсутствия материальной базы, общество распалось, просуществовав немногим более года. В начале XX века Лысенко пишет музыку к драматическим спектаклям «Последняя ночь» (1903) и «Гетман Дорошенко». В 1905 году им было написано произведение «Эй, за наш родной край». В 1908 году был написан хор «Тишайший вечер» на слова В. Самойленко, в 1912 году - опера «Ноктюрн», создаются лирические романсы на тексты Леси Украинки, Днипровой Чайки, А. Олеся. В последние годы жизни Николай Витальевич пишет ряд произведений из области духовной музыки, продолживших, основанный им ещё в конце XIX века «Херувимской» цикл: «Пречистая Дева, мать русского края» (1909), «Камо пойду от лица Твоего, Господи» (1909), «Дева днесь Пресущественного раждает», «Крестным древом»; в 1910 году на текст Т. Шевченко был написан «Давидов псалом».

Украинский композитор, пианист, дирижёр, общественный деятель. Основоположник нац. композиторской школы. Род. в семье небогатого помещика. Музыку изучал с 5 лет (вначале под рук. матери). Учился в одном из киевских пансионов (1852-55), в Харьковской гимназии (1855-59); продолжал занятия по фп. (в Киеве под рук. А. Паночини, в Харькове - Н. Д. Дмитриева). В 1865 окончил естеств. ф-т Киевского ун-та. Проводил большую работу по собиранию укр. нар. песен, был одним из руководителей студенч. любительского т-ра в Киеве. Л. организовал студенч. хор, исполнявший в его аранжировках укр. нар. песни. В 1865-67 был мировым посредником в Таращанском уезде Киевской губ., что дало ему возможность глубже ознакомиться с жизнью укр. села. В 1867-69 обучался композиции (у К. Ф. Э. Рихтера и В. Р. Папперица) и фп. (у Э. Ф. Венцеля и К. Г. Рейнеке) в Лейпцигской консерватории. Здесь Л. начал работу над большим циклом сольных и хор. произв. "Музыка к "Кобзарю"" Т. Г. Шевченко (1-я серия, 13 номеров, напечатана в Лейпциге, 1868), опубликовал 1-й выпуск "Сборника украинских песен" в обр. для голоса и фп. (40 песен). С 1869 Л. жил в Киеве, выступал в концертах Киевского отделения РМО, был чл. его дирекции; преподавал фп. в муз. школе. Позже, не разделяя реакц. взглядов большинства руководства РМО на роль и задачи искусства, Л. порвал с этой организацией.

В 1872 Л. написал первое законченное сценич. произв. - нар. оперу "Черноморцы" (либр. М. П. Старицкого, по Я. Г. Кухаренко). В 1873 Л. создал оперу "Рождественская ночь" (по Н. В. Гоголю, пост. 1874, Киев; 2-я ред. 1882) и записал репертуар кобзаря О. Вересая, выпустив реферат "Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарём Вересаем". Эта работа наряду с др. теоретич. трудами композитора ("Дума о Хмельницком и Барабаше", 1888; "О торбане и музыке песен Видорта", 1892; "Народные музыкальные инструменты на Украине", 1894) сыграла большую роль в становлении и развитии укр. муз. фольклористики. Вместе с укр. фольклористом А. А. Русовым Л. совершил поездку по слав. странам, записал сербские, хорватские и македонские нар. песни.

В 1874-76 Л. был в Петербурге, совершенствовал своё мастерство под рук. Н. А. Римского-Корсакова, познакомился с М. П. Мусоргским, А. П. Бородиным, Ц. А. Кюи, В. В. Стасовым. Прогрессивная эстетика классиков рус. музыки оказала значит. влияние на формирование мировоззрения и творч. принципов Л. Во время пребывания в Петербурге композитор вместе с руководимым им хором любителей пропагандировал укр. и др. слав. нар. песни, выступал как пианист, организовал концерты кобзаря О. Вересая. В 1876 Л. возвратился в Киев, продолжал интенсивную творч. и муз.-обществ. деятельность, собирал и обрабатывал нар. песни (опубликовано 7 выпусков песен для голоса с фп., 12 хор. десятков, неск. обрядовых циклов, мн. песен). В 1883 появилась опера "Утопленница" (по Гоголю), в 1888 - детская опера "Коза-дереза" (по нар. сказке), в 1889 - одно из популярнейших произв. композитора - нар. опера "Наталка Полтавка" (текст И. П. Котляревского). В 1880-90 Л. работал над крупнейшим своим произв. - нар.-муз. драмой "Тарас Бульба" (по Гоголю), воссоздавшей в ярких художеств. образах картины борьбы укр. народа против иноземных поработителей. Для детей написаны оперы "Пан Коцкий" (1891), "Зима и Весна" (1892) (обе по народным сказками легендам). Важное место в укр. дореволюционной музыке заняла опера "Энеида" (по И. П. Котляревскому, 1910) - острая сатира на самодержавие. Последнее крупное соч. композитора - одноактная лирико-фантастич. опера "Ноктюрн".

Л. - один из выдающихся интерпретаторов "Кобзаря" Т. Г. Шевченко в музыке. На тексты поэта он создал более 80 произв. - песни, романсы, ансамбли, хоры, хор. поэмы, кантаты. В их числе - поэма "Иван Гус", кантаты "Бьют пороги", "Радуйся, нива неполитая", "На вечную память Котляревскому". Л. писал также вок. соч. на сл. И. Я. Франко, Л. Украинки, М. П. Старинного, А. Олеся, Г. Гейне, А. Мицкевича и др. Созданный под непосредств. воздействием событий 1905 в обществ.-политич. жизни России гимн "Вечный революционер" (сл. Франко) стал на Украине нар. революц. песней.

Л. - основоположник ряда инстр. жанров укр. музыки, автор симфонии, квартета и струн. трио. Обширно фп. наследие композитора (более 50 произв.). К лучшим соч., отмеченным самобытными чертами нац. инстр. стиля, относятся 2 рапсодии, "Украинская сюита" (в форме старинных танцев), 2 конц. полонеза, соната, "Героическое скерцо". Наследие Л. отличается демократизмом, народностью, яркой нац. определённостью. Некоторые его песни и хоры глубоко вошли в быт и стали народными. Подлинное признание творчество Л. получило после Oкт. революции 1917.

Заметный след в истории укр. муз. культуры оставила деятельность Л. как хор. дирижёра. Он осуществлял поездки с хором (1893, 1897, 1899, 1902) по городам Украины, способствуя развитию любительского хор. пения. В 1904 по инициативе Л. была открыта в Киеве муз.-драм. школа (с 1918 Муз.-драм. ин-т им. Н. В. Лысенко). Среди воспитанников школы композиторы Л. Н. Ревуцкий, А. А. Кошиц, К. Г. Стеценко, композитор и фольклорист В. Н. Верховинец, певец М. В. Микиша, драматические артисты А. М. Ватуля, Б. В. Романицкий, скрипач М. Б. Полякин, музыковед А. К. Буцкой и др.

Сочинения: оперы - Чорноморцi (Черноморцы, 1872, пост. 1883, Харьков), Рiздв"яна нiчь (Рождественская ночь, 1873, пост. 1874, Киев; 2-я ред., 1883, Харьков), Утоплена (Утопленница, 1883, пост. 1885, Харьков), Коза-дереза (1888), Наталка Полтавка (1889, Одесса), Тарас Бульба (1890, пост. 1924, Харьков), Пан Коцкий (1891, пост. 1957, Киев), Зима й Весна (1892, пост. 1957, Киев), Енепда (Энеида, 1910, пост. 1911, Киев), Ноктюрн (1912, пост. 1914, Киев); для солистов, хора и орк. (или фп., все на сл. Шевченко) - Заповiт (Завещание, 1868), Б"ють пороги (1878), Iван Гус (1881), Радуйся, ниво неполитая (Радуйся, нива неполитая, 1883), На вiчну пам"ять Котляревському (1895), До 50-рiччя смертi Шевченка (К 50-летию смерти Шевченко, cл. В. И. Самойленко, 1911); для орк. - симфония (1-я часть, 1869), увертюра (1869, утеряна). Украпнський козак-шумка (фантазия, 1873); камерно-инстр. ансамбли - квартет (1869), трио для 2 скр. и альта (1869), фантазия на 2 укр. нар. темы (для скр. или флейты и фп., 1873); для скр. и фп. - Элегическое каприччио (1894), Украинская рапсодия (1897); для фп. - соната (1876), Украинская сюита (в форме старинных танцев, 1869), 2 конц. полонеза (1875), 2 рапсодии на укр. темы (1876, 1877), Героическое скерцо (1880) и др.; вок. соч. - 7 серий Музыки к "Кобзарю" Т. Г. Шевченко - песни, романсы, ансамбли, хоры (всего 83, 1868-1901), романсы, ансамбли и хоры на сл. Франко, Леси Украинки, Старицкого, Олеся, Самойленко, Надсона, Гейне, Мицкевича и др. (всего 72); обр. нар. песен - 7 выпусков (по 40 песен для гол. с фп., 1868-1911), 12 десятков для хора (1886-1903), Молодощи (нар. игры и веснянки, 1874), Веснянки, колядки и щедривки, купальские песни (1897).

Литературные сочинения: Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Вересаем, в кн.: Кобзарь Остап Вересай, К., 1874 (переизд. на укр. яз., Кипв, 1955); Дума о Хмельницком и Барабаше, "Киевская старина", 1888, июль; О торбане и музыке песен Видорта, там же, 1892, март; Народнi музичнi струменти на Украпнi "Зоря", 1894, No 1, 4, 5-10 (переизд., Киев, 1955); Листи, Кипв, 1964 (письма).

Литература: Архiмович Л., Гордiйчук M., M. В. Лисенко, Кипв, 1952, 1963; Гозенпуд A., H. В. Лысенко и русская музыкальная культура, М., 1954; Лисенко О., Микола Лисенко, М., 1960; Микола Лисенко - борець за народнпсть п реалiзм у мистецтвi, Кипв, 1965; Булат Т. П., Геропко-патрiотична тема в творчостi М. В. Лисенка, Кипв, 1965; М. В. Лисенко у спогадах сучасникiв, Кипв, 1968; Василенко З. I., Фольклористична дiяльнiсть М. В. Лисенка, Кипв, 1972; Ямпольский И., Кухач и Лысенко, "СМ", 1974, No 11.

H. M. Гордейчук