Людмила Cеменяка - биография, фотографии. Золотой век людмилы семеняки Кто отец ребенка людмилы семеняки

Звезда детской сказки «Морозко» крутит роман с женатым

Звезда детской сказки «Морозко» крутит роман с женатым

45 лет назад начались съемки киносказки «Огонь, вода и медные трубы». На главную роль Аленушки великий Александр РОУ пригласил Наталью СЕДЫХ. До этого он уже сделал юную Наташу звездой, сняв в своей ленте «Морозко». Казалось, впереди головокружительная карьера в кино. Но хрупкая девушка с нежным хрустальным голосом предпочла съемкам работу в труппе Большого театра. Балетом она увлеклась в раннем детстве. А став танцовщицей главного музыкального театра страны, окунулась в мир коварных интриг и головокружительных романов. 63-летняя Наталья Седых пригласила репортеров «Экспресс газеты» домой и впервые рассказала о своих тайных любовных приключениях.

- Сейчас бытует мнение, что мир балета пропитан пороком и голубизной.

Когда я в конце 60-х занималась в училище при Большом, а потом поступила в этот театр на работу, нечасто сталкивалась с подобными проявлениями. Среди моих однокашников был всего один явный мальчик-гей. Его звали Алеша, а мы дразнили его Аленушкой. Позже я слышала, что он быстро закончил карьеру и его следы окончательно потерялись в этом суетном мире. У нас в труппе тоже оказалось не много представителей нетрадиционной ориентации. Впрочем, эта тема меня никогда не занимала.- Наверное, на первом месте у вас стояла задача стать примой Большого театра. Почему не получилось? - Не хватило везения. Юрий Григорович дал мне главную роль в балете «Щелкунчик», но в этот момент заболела Марина Семенова - репетитор, с которой я работала. У нас, балетных, не принято в подобных ситуациях менять педагогов. И я терпеливо ждала ее возвращения. И когда через два месяца она наконец вышла, тут же объявила, что снова будет долго отсутствовать - уезжает на гастроли. А тут в театр пришла Людмила Семеняка с готовым репертуаром. Словом, роль прошла мимо меня.

Тем не менее у вас в репертуаре было много замечательных постановок. Например, в «Анне Карениной» танцевали вместе с Марисом Лиепой и Майей Плисецкой.

- Плисецкая начинала карьеру с Улановой , а закончила, когда и я, хотя более чем на 20 лет меня старше. Четыре десятилетия на сцене, великая балерина! Она всегда была на виду. И в театре, разумеется, обсуждали ее личную жизнь. Всегда и везде Майя Михайловна говорила, что, кроме супруга Родиона Щедрина , не замечает других мужчин. А на самом деле романы у нее были, начиная с Роберта Кеннеди (американский политик, брат убитого президента США Джона Ф. Кеннеди . - Г. У. ) и заканчивая одним моим одноклассником по балетному училищу. Интрижку с Кеннеди на зарубежных гастролях быстро пресекли сотрудники КГБ. А вот коллеги Плисецкой - Николай Фадеечев и Марис Лиепа - фактически были ее гражданскими мужьями.- А кто из сильных мира сего ухаживал за вами? - Я, конечно, не Людмила Зыкина , за которой приударял партийный босс Михаил Суслов . (Она сама мне об этом рассказывала, когда мы делили одну гримерку на правительственных концертах.) Но в начале 70-х годов у меня были отношения с одним очень богатым иностранцем, сейчас бы его назвали олигархом. Он учился в Советском Союзе, хорошо говорил по-русски. Познакомились в ресторане, и он тут же принялся за мной ухаживать. Я же поначалу шарахалась от своего кавалера, понимая, что за ним наверняка следят спецслужбы.

Наталья отказалась назвать имя своего ухажера-миллиардера, но намекнула, что после расставания с ней тот женился на другой актрисе, сыгравшей главную роль в киносказке «Руслан и Людмила». Ба! Значит, ее добивался сам Бабек Серуш - иранский бизнесмен и близкий друг Владимира Высоцкого . Сын одного из лидеров иранской компартии, он вырос в советском детдоме. А потом неожиданно разбогател. По одной из версий, на него свалилось наследство от умершего дяди. И тогда этот симпатичный юноша, рост которого составлял всего 152 сантиметра, стремительно вошел в советскую богему. И окружил себя первыми красавицами. А женой его стала модель и актриса Наталья Петрова , сыгравшая Людмилу в экранизации поэмы Пушкина .

Когда он звал меня замуж, - продолжает Седых, - то преподнес огромный изумруд в бриллиантовой оправе. Но я отказалась принимать столь дорогой презент. Сейчас я, наверное, взяла бы такой подарок. А тогда понимала, что уже на карандаше у КГБ, разгуливая с состоятельным другом по ресторанам. Наши отношения быстро сошли на нет. Я влюбилась в другого мужчину. А в начале 90-х узнала, что миллиардера убили, когда он занялся бизнесом с нефтью.

- Кто еще добивался вас?

Один известный хореограф. Простите, не могу назвать его фамилию. В начале наших отношений было комфортно: все-таки мы люди из одной среды. Но когда я на гастролях в Ленинграде познакомилась со своим будущим мужем - композитором Виктором Лебедевым , наши отношения с хореографом достигли апогея, превратившись в сущий кошмар. Он откуда-то узнал о моем новом романе и тут же прилетел в Ленинград из Москвы. Пригласил к себе в номер, закрыл дверь на ключ и стал меня душить. Предупредил, что если я буду кричать, то зарежет меня, и показал нож. Но я убедила агрессора, что завтра же распишусь с ним, и вырвалась из сжимающих меня лап. Позже он остыл и уже ни на чем не настаивал. А спустя три года я вышла замуж за Лебедева.

Страсть на два города

Ваш супруг-композитор написал замечательную музыку к фильмам «Небесные ласточки», «Ищите женщину», «Гардемарины, вперед!». Трудно было жить с талантливым человеком?

На момент нашего знакомства Виктор был женат, и его супруга долго не давала развода. Лебедев старше меня на 14 лет. И даже после нашей свадьбы оставался жить в Питере, а я в Москве - не хотела терять работу в Большом. Постоянно ездили друг к другу. Рождение сына не изменило ситуацию. Наверное, со временем это расстояние между двумя столицами и убило нашу любовь. Я давно в разводе. А Лебедев женился на девушке, которая на 28 лет его моложе.

- Не побоялись тогда уходить в декрет? Ведь это могло поставить крест на вашей карьере балерины.

Все балерины заводят детей, а те, кто не делает этого, просто не могут родить. После появления малыша я моментально пришла в форму, даже еще больше похудела. Сейчас Алексею 30 лет. Он окончил факультет международных отношений Санкт-Петербургского университета и факультет туризма Академии искусств, где и остался работать. Давно живет в Питере с отцом. У Лебедева огромная квартира, где для сына выделена своя половина с ванной.- Сегодня вы не влюблены? - В моей жизни есть мужчина. Он женат и немного старше меня. Мы давно знакомы. В свое время он уезжал жить за рубеж, теперь вернулся.- Вас никогда не останавливала печать в паспорте у возлюбленного? - Так мне даже комфортней. Есть определенные преимущества: не заедает быт и каждая встреча интересна. Словом, наши отношения - праздник. Финансово я независима и все для себя могу купить сама.- Не ревнуете своего мужчину к его супруге? Ведь он изменяет вам с ней. - Это он изменяет ей со мной! К женам никогда не ревную. Вот если бы он еще в кого-то влюбился - другое дело.

«Семеняка — прекрасная классическая балерина. Но дело не только в этом. ее особое, непвторимое обаяние заключается в таланте и умении создать на сцене образ живого человека во всем многообразии его душевных движений, порывов, страстей. Это качество довольно редкое и драгоценное.»

Режиссер и критик Борис Львов-Анохин

Людмила Ивановна Семеняка родилась 16 января 1952 года в Ленинграде.

Танцевальные способности Людмилы впервые проявились в хореографическом кружке Дворца пионеров. В 10 лет она поступила в Ленинградское хореографическое училище имени Вагановой и уже в 12 лет дебютировала на сцене Театра оперы и балета имени Кирова в сольной партии маленькой Мари в балете Щелкунчик.

В 1969 Людмила Семеняка стала лауреатом I Международного конкурса артистов балета в Москве, там ее заметили Галина Уланова и Юрий Григорович.



В 1970 Семеняка окончила училище и была приглашена в Театр оперы и балета, в котором исполнила сольные партии Коломбины в "Медном всаднике", Амура в "Дон Кихоте", принцессы Флорины в "Спящей красавице", па-де-труа в "Лебедином озере"; занималась под руководством Ирины Колпаковой. А в 1972 Юрий Григорович пригласил Людмилу Семеняку в Большой театр, где она с успехом дебютировала в спектакле "Лебединое озеро" на сцене Кремлевского дворца съездов в роли Одетты — Одиллии. Наставником Людмилы стала легендарная Галина Уланова, оказавшая значительное влияние на творчество балерины.





Занятый своим делом человек отличается от иных и тем, что не следит, какое впечатление на окружающих производит. И не надо ему говорить тяжелые, ничего не значащие слова. Не надо изображать свое соответствие занимаемому в жизни месту. Человек, занятый своим делом, выглядит счастливо, когда счастлив, озабоченно, когда озабочен, встревоженно, когда встревожен.

Талантливый человек естественен в работе.

На этом снимке два естественных человека в работе. Балетмейстер Юрий Григорович и балерина Людмила Семеняка. Я сфотографировал их в Большом театре в конце трудной репетиции накануне премьеры Семеняки в балете «Ангара». Мгновение назад балерина была вместе с балетмейстером там - в танце. Но, увидев первого зрителя, независимо от себя, незаметно для Григоро вича, неожиданно для меня, она ощутила счастье от своей молодости, своей работы, своей премьеры...
А мне повезло - я вовремя открыл затвор.



В партия Валентины в балете "Ангара"


Артисти ческий взлет Семеняки стремителен и успешен. Юрий Григорович поручил ей весь классический репертуар и центральные партии во всех своих балетах.

В 1976 Людмила Семеняка успешно гастролирует на лучших сценах мира. Ее выступления становятся событием в Париже, Лондоне, Стокгольме, Токио, Нью-Йорке, Праге, Будапеште.
В том же она завоевывает 1-ю премию и золотую медаль I Международного конкурса артистов балета в Токио, а в Париже Серж Лифарь вручает ей премию имени Анны Павловой Парижской академии танца.


В партии Ширин в балете "Легенда о любви"

В то же время Семеняка активно участвует в художественной жизни у себя на Родине. В 1975 она удостоена премии Ленинского комсомола, которой отмечаются лучшие достижения молодежи. Балерина становится желанным гостем и участником торжественных творческих отчетов, шефских концертов, общественных акций. Она стала членом Комитета защиты мира, ее приглашают в Национальную академию творчества и как пропагандиста искусства русского балета направляют в гастрольные поездки по стране. Балерина завоевывает популярность у зрителей от Петрозаводска до Красноярска.

В 1986 году Людмиле Семеняке присуждают звание народной артистки СССР и в Лондоне она получает престижную английскую премию "Evening Standart" за лучшие достижения в области хореографического искусства.


В партии Риты в балете "Золотой век"


Судьба сводит ее с выдающимися мастерами балета Мариной Семеновой, Асафом Мессерером, Алисией Марковой. Среди партнеров Людмилы Семеняки были выдающиеся мастера мирового балета: Владимир Васильев, Михаил Барышников, Николай Фадеечев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Александр Годунов, Юрий Соловьев, Ирек Мухаммедов, Фарух Рузиматов, Лоран Илэр, Фернандо Бухонес, Хулио Бокка, Пер Артур Сегерстрем. Людмила Семеняка — первая исполнительница партии Роксаны в балете Ролана Пети "Сирано де Бержерак" на музыку Констана, перенесенного на сцену Большого театра в 1989, и партии Сони Мармеладовой в балете "Преступление и наказание" на музыку Аарво Пярта, поставленного для неё хореографом Май Мурдмаа в 1990 году в театре "Эстония" (Таллин).


В партии Екатерины в балете "Каменный цветок"


Имя Людмилы Семеняки является синонимом понятия "русская школа классического танца". Интерпретациям балерины посвящены десятки статей ведущих мировых балетных критиков и историков танца: Мэри Кларк, Клайва Барнса, Анны Киссельгоф... Знаменитый английский критик Клемент Крисп писал о Семеняке: "Это классический танец в его величии и чистоте, изысканная техника, соединенная с необыкновенной выразительностью. Ее искусство имеет безупречную родословную, является часть ю живой традиции, связанной напрямую со знаменитыми петербургскими балеринами XIX века. Людмила Семеняка с честью продолжает эту традицию манерой своего танца, аристократизмом, которым пронизан каждый ее жест".

В партии Одетты в балете "Лебединное озеро"

Стиль Людмилы Семеняки называют балетным бельканто: самые виртуозные хореографические пассажи она исполняет легко и четко, будто они поставлены специально для нее. Восхищаясь безупречным сложением балерины, критики ценят естественность её ман ер ы танца , свободу, с которой Людмила пользуется природными данными и т ехникой, а также органичное сочетание безукоризненного петербургского академизма с эмоциональной манерой московского исполнительства. Семеняка пр одолжила традиции психологической школы русского театра, получившие развитие в твор честве Ермоловой, Шаляпина, Анны Павлов ой, Станиславского, Улановой. Ее героиням свойственны нежность, лиризм, а также стойкость, жертвенность, служение долгу.

В партии Китри в балете "Д он Кихот"

Людмила Семеняка выступала в лучших театрах Вашингтона, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Лондона, Парижа, Вены, Стокгольма, Амстердама, Берлина, Франкфурта, Висбадена, Мадрида, Рима, Милана, Венеции, Варшавы, Праги, Будапешта, Каира, а также в Австралии, Японии, на Филиппинах, в Аргентине, Бразилии, Чили, Мексике и других странах в составе труппы Большого, а также с ведущими зарубежными балетными компаниями.



Среди ее наиболее значительных зарубежных выступлений — участие в юбилейном вечере Галины Улановой (Hommage a Oulanova, Париж, зал Плейель, 1981), выступления в главных партиях классического репертуара в спектаклях театров ABT (Нью-Йорк), "Гранд-опера" (Париж), Шведской королевской оперы.


В партии Анастасии в балете "Иван Грозный"

В 1990—1991 годах балерина работала по контракту в труппе Английского национального балета (дебют в партии Золушки в балете Прокофьева "Золушка", хореограф Бен Стивенсон) и Шотландского национального балета (дебют в партии Авроры в балете "Спящая красавица"). Историческим событием пресса назвала выступления Людмилы Семеняки в труппе театра "Колон" (Буэнос-Айрес, Аргентина), отмеченные специальной премией. В 1990 году об ее участии в премьере балета "Спящая красавица" аргентинская газета "La Nation" писала: "Современная техника и выразительность превращают Аврору Семеняки в символ вечной красоты классического танца. Ее линии изысканны и чисты". В 1992 году Людмила Семеняка с огромным успехом танцевала в театре "Колон" премьеру балета "Баядерка" в редакции Натальи Макаровой. Как события воспринимаются и благотворительные гала-концерты Людмилы Семеняки, выступавшей в окружении звезд мирового балета в Нью-Орлеане, городах Израиля и Брюсселе.



Период творческой зрелости балерины пришелся на эпоху Михаила Горбачева, предоставившего Семеняке право выступить балетным символом перестройки: в 1987 году на сцене вашингтонского Кеннеди-центра она высту
пила в гала-концерте, предварявшем историческую встречу Генерального секретаря КПСС с Президентом США Рональдом Рейганом.

Аврора

Людмила Семеняка участвовала в возрождении благотворительного движения в России. В 1989 году при поддержке Фонда культуры и Правительства СССР она провела одну из первых благотворительных акций — гала-концерт "Приглашает Людмила Семеняка" в Московском концертном зале имени П. И. Чайковского, на котором присутствовали М. С. Горбачев с супругой и члены Правительства СССР. Вечер стал значительным общественным и художественным событием.



Наряду со сценами из классических балетов и спектаклей Большого театра Семеняка представила фрагменты не исполнявшихся у нас балетов "Сильвия" Баланчина и "В поисках утраченного времени" Ролана Пети, а также па-де-де из балетов "Эсмеральда" (редакция Гилпин — Березов) и "Талисман" (хореография М. Петипа в редакции О. Йордан и А. Ермолаева, восстановлена П. Гусевым для Людмилы Семеняки, премьера 22. 12. 1984, ГАБТ). Партнерами балерины выступили Ирек Мухаммедов, Юрий Посохов, Вадим Писарев, Гедиминас Таранда.
В 1999 году Людмила Семеняка дебютировала как балетмейстер-постановщик, подготовив для сольного выступления номер "Из роли в роль" на музыку Моцарта.

С 2002 Семеняка — педагог-репетитор Большого театра. Работает с солистами Еленой Андриенко, Анастасией Горячевой, Светланой Захаровой, Анастасией Курковой, Викторией Осиповой, Галиной Степаненко. В качестве педагога выезжала с театром на гастроли в Лондон, Париж, Нью-Йорк, Токио. Она — член жюри международных конкурсов артистов балета: в Любляне (1998), Международном конкурсе имени Ю. Григоровича "Фуэте Артека" (Крым, 1998 и 1999), имени Сержа Лифаря (Киев, 1999), в Нагое (2000 и 2001), международного приза "Benois de la danse" (2000).



Драматический дар Людмилы Семеняки нашел преминение на сцене театра "Школа современной пьесы" в поставленном для неё спектакле "Прекрасное лекарство от тоски" по пьесе Злотникова (2000) , партнером Семеняки был Альберт Филозов.

С участием Людмила Ивановна Семеняки сняты фильмы-балеты: "Танцует Людмила Семеняка", "The Bolshoi ballerina", "Монолог балерины", "Приглашает Людмила Семеняка", "Раймонда", "Спартак", "Каменный цветок", "Щелкунчик", "Мир Улановой".

slovari.yandex.ru ›~книги/Кто…кто…Семеняка Людмила…



В 1999 Людмила Ивановна Семеняка дебютировала в качестве балетмейстера, подготовив для своего сольного выступления в Концертном зале Чайковского хореографический номер «Из роли в роль» на музыку Моцарта.
Поставила спектакли: «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (2008, Астраханский государственный музыкальный театр), «Жизель» (2009, Екатеринбургский театр оперы и балета), «Лебединое озеро» (2010).



Знаменитый английский критик Клемент Крисп (в Англии и Аргентине Семеняка была особенно популярна) писал о ней:

«Это классический танец во всем его величии и чистоте, соединяющий отточенную технику с необыкновенной выразительностью. Ее искусство имеет безупречную родословную, являясь частью живой традиции, которой положили начало знаменитые петербургские балерины XIX века».


Людмила Cеменяка фотография

Танцевальные способности и артистизм Людмилы впервые проявились в хореографическом кружке Дворца пионеров имени Жданова. В 10 лет она поступила в Ленинградское хореографическое училище имени Агриппины Вагановой, и уже в 12 лет дебютировала на сцене Театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр) в сольной партии маленькой Мари в балете Щелкунчик (постановка Василия Вайнонена).

В 1969 году Людмила Семеняка стала лауреатом Первого международного конкурса артистов балета в Москве, где ее заметили Галина Уланова и Юрий Григорович.

В 1970 году она окончила училище по классу Нины Беликовой, ученицы Агриппины Вагановой, и была приглашена в Театр оперы и балета имени Кирова, где исполнила сольные партии Коломбины в "Медном всаднике", Амура в "Дон Кихоте", принцессы Флорины в "Спящей красавице", па-де-труа в "Лебедином озере" и занималась под руководством Ирины Колпаковой.

В 1972 году, после Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета в Москве, где Людмила стала серебряным лауреатом, Юрий Григорович пригласил ее в Большой театр. В 1972 году артистка с успехом дебютировала в спектакле Большого театра "Лебединое озеро" на сцене Кремлевского Дворца съездов в роли Одетты-Одиллии. Ее наставником стала легендарная Галина Уланова, оказавшая наиболее значительное влияние на творчество балерины.

Артистический взлет Семеняки стремителен и успешен. Юрий Григорович поручил ей весь классический репертуар и центральные партии во всех своих балетах. Среди ее ролей - Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Жизель ("Жизель"), Аврора и принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Китри ("Дон Кихот"), Никия ("Баядерка"), Раймонда, Сильфида ("Шопениана"), Балерина ("Петрушка"), Катерина ("Каменный цветок"), Ширин ("Легенда о любви"), Мари ("Щелкунчик"), Фригия ("Спартак"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Анастасия ("Иван Грозный"), Рита ("Золотой век"), шекспировские образы Леди Макбет ("Макбет" Владимира Васильева), Геро и Беатриче ("Любовью за любовь" Веры Боккадоро по мотивам комедии "Много шума из ничего"). За роль современницы Валентины в "Ангаре" А.Эшпая (по мотивам пьесы "Иркутская история" Александра Арбузова) Л. Семеняка удостоена Государственной премии СССР (1976).

Балерина успешно гастролирует на лучших сценах мира. Ее выступления становятся событием в Париже, Лондоне, Стокгольме, Токио, Нью-Йорке, Праге, Будапеште и многих других городах. В том же 1976 году она завоевывает первую премию и золотую медаль Первого международного конкурса артистов балета в Токио, а в Париже Серж Лифарь вручает ей Премию имени Анны Павловой Парижской академии танца.

В то же время Семеняка активно участвует в художественной жизни у себя на Родине. В 1975 году она удостоена премии Ленинского комсомола, которой отмечаются лучшие достижения молодежи. Балерина становится желанным гостем и участником торжественных творческих отчетов, шефских концертов, общественных акций. Она стала членом Комитета защиты мира, ее приглашают в Национальную академию творчества и как пропагандиста искусства русского балета направляют в разнообразные гастрольные поездки по всей стране. Балерина завоевывает популярность от Петрозаводска до Красноярска. В 1986 году ей присуждают звание Народной артистки СССР. В том же году Людмила Семеняка получает в Лондоне престижную английскую премию Evening Standart за лучшие достижения в области хореографического искусства.

Лучшие дня

Судьба сводит ее с выдающимися мастерами балета Мариной Семеновой, Асафом Мессерером, Алисией Марковой и многими другими. Среди партнеров Людмилы Семеняки было около 100 танцовщиков, в числе которых лучшие исполнители своей эпохи: Владимир Васильев, Михаил Барышников, Николай Фадеечев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Александр Годунов, Юрий Соловьев, Ирек Мухаммедов, Фарух Рузиматов, Лоран Илэр, Фернандо Бухонес, Хулио Бокка, Пер Артур Сегерстрем и другие. Людмила Семеняка - первая исполнительница партии Роксаны в балете Ролана Пети "Сирано де Бержерак" на музыку М.Констана, перенесенного на сцену Большого театра в 1989 году, а также партии Сони Мармеладовой в балете "Преступление и наказание" на музыку Аарво Пярта, поставленного для балерины хореографом Май Мурдмаа в 1990 году в театре "Эстония" (Таллин).

Ее имя стоит в ряду выдающихся мастеров мирового балета и является синонимом понятия "русская школа классического танца". Интерпретациям балерины посвящены десятки статей ведущих мировых балетных критиков и историков танца Мэри Кларк, Клайва Барнса, Анны Киссельгоф и других. Знаменитый английский критик Клемент Крисп писал о Семеняке: "Это классический танец в его величии и чистоте, изысканная техника, соединенная с необыкновенной выразительностью. Ее искусство имеет безупречную родословную, является частью живой традиции, связанной напрямую со знаменитыми петербургскими балеринами XIX века. Людмила Семеняка с честью продолжает эту традицию манерой своего танца, аристократизмом, которым пронизан каждый ее жест".

Стиль Семеняки называют балетным бельканто: самые виртуозные хореографические пассажи она исполняет легко и четко, будто они поставлены специально для нее. Восхищаясь безупречным сложением балерины, критики особенно ценят в ее танце естественность манер, свободу, с которой она пользуется природными данными и техникой в танце, а также органичное сочетание безукоризненного петербургского академизма с яркой эмоциональной манерой московского исполнительства. Когда Семеняка появляется на сцене, сквозь публику будто проходит электрический разряд, заставляющий следить за каждым движением балерины. Семеняка - разноплановая артистка. Она продолжает традиции психологической школы русского театра, развивавшейся в творчестве Ермоловой, Шаляпина, Анны Павловой, Станиславского, Улановой. Особенно близки Семеняке русские образы и основные мотивы русского искусства. Ее героиням свойственны нежность, лиризм, лучистое озарение и в то же время стойкость, жертвенность, служение долгу.

В 1970-е годы, в эпоху строгой разграниченности амплуа, Семеняка оказалась одной из первых балерин, начавших исполнять разноплановые роли. Когда же в начале 1990-х среди артистов вошло в привычку браться за любые роли и исполнительские манеры нивелировались, она, опять же одна из первых, занялась стилизацией. Балерина находит способы создать образ старинного стиля, не отказываясь от современной танцевальной техники и эстетики.

Людмила Семеняка выступает в лучших театрах Вашингтона, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Лондона, Парижа, Вены, Стокгольма, Амстердама, Берлина, Франкфурта, Висбадена, Мадрида, Рима, Милана, Венеции, Варшавы, Праги, Будапешта, Каира, а также в Австралии, Японии, на Филиппинах, в Аргентине, Бразилии, Чили, Мексике и других странах в составе труппы Большого, а также с ведущими зарубежными балетными компаниями. Среди ее наиболее значительных зарубежных выступлений - участие в юбилейном вечере Галины Улановой (Hommage a Oulanova, Париж, зал Плейель, 1981), выступления в главных партиях классического репертуара в спектаклях театров ABT (Нью-Йорк), "Гранд-опера" (Париж), Шведской королевской оперы и других.

В 1990-1991 годах балерина работала по контракту в труппе Английского национального балета (дебют в партии Золушки в балете Прокофьева "Золушка", хореограф Бен Стивенсон) и Шотландского национального балета (дебют в партии Авроры в балете "Спящая красавица"). Историческим событием пресса назвала выступления Людмилы Семеняки в труппе театра "Колон" (Буэнос-Айрес, Аргентина), отмеченные специальной премией. В 1990 году об ее участии в премьере балета "Спящая красавица" аргентинская газета "La Nation" писала: "Современная техника и выразительность превращают Аврору Семеняки в символ вечной красоты классического танца. Ее линии изысканны и чисты". В 1992 году Людмила Семеняка с огромным успехом танцевала в театре "Колон" премьеру балета "Баядерка" в редакции Натальи Макаровой. Как события воспринимаются и благотворительные гала-концерты Людмилы Семеняки, выступавшей в окружении звезд мирового балета в Нью-Орлеане, городах Израиля и Брюсселе.

Период творческой зрелости балерины пришелся на эпоху Михаила Горбачева, предоставившего Семеняке право выступить балетным символом перестройки: в 1987 году на сцене вашингтонского Кеннеди-центра она выступила в гала-концерте, предварявшем историческую встречу Генерального секретаря КПСС с Президентом США Рональдом Рейганом.

Людмила Семеняка участвовала в возрождении благотворительного движения в России. В 1989 году при поддержке Фонда культуры и Правительства СССР она провела одну из первых благотворительных акций - гала-концерт "Приглашает Людмила Семеняка" в московском Концертном зале имени П.И. Чайковского, на котором присутствовали М.С. Горбачев с супругой и члены Правительства СССР. Вечер стал значительным общественным и художественным событием. Наряду со сценами из классических балетов и спектаклей Большого театра Семеняка представила фрагменты не исполнявшихся у нас балетов "Сильвия" Баланчина и "В поисках утраченного времени" Ролана Пети, а также па-де-де из балетов "Эсмеральда" (редакция Гилпин/Березов) и "Талисман" (хореография М.Петипа в редакции О.Йордан и А.Ермолаева, восстановлена П.Гусевым для Людмилы Семеняки, премьера 22.12.1984, ГАБТ). Партнерами балерины выступили Ирек Мухаммедов, Юрий Посохов, Вадим Писарев, Гедиминас Таранда.

Проработав 25 лет на сцене Большого театра, балерина продолжает расширять свой репертуар. В Петербургском театре оперы и балета имени Мусоргского она встречается с хранительницей датской хореографической школы Эльзой-Марианной фон Розен, которая передает Семеняке роль Сильфиды в одноименном балете Августа Бурнонвиля. В ее репертуар входят Девушка ("Видение розы", хореограф М.Фокин), центральные партии в балетах "Серенада" и "Тема с вариациями" (хореограф Дж.Баланчин), Фанни Черрито ("Па-де-катр", хореограф Антон Долин, по мотивам Жюля Перро), Гран па из балета М.Петипа "Пахита", "Лебедь" (хореограф М.Фокин), па-де-де "Лето" (хореограф К.МакМиллан), Дама сердца в "Фантазии на тему Казановы" (хореограф Михаил Лавровский) и Джульетта в прославленной постановке "Ромео и Джульетты" хореографа Леонида Лавровского.

В 1999 году Людмила Семеняка дебютировала как балетмейстер-постановщик, подготовив для своего сольного выступления номер "Из роли в роль" на музыку Моцарта.

Поддерживая связь с Большим театром, Людмила Семеняка гастролирует, участвует в крупных международных фестивалях в России и на Украине, успешно выступает во всех педагогических амплуа: дает уроки, мастер-классы, помогает балеринам готовить партии и конкурсные программы. Она - член жюри международных конкурсов артистов балета: в Любляне (1998), международном конкурсе имени Ю.Григоровича "Фуэте Артека" (Крым, 1998 и 1999), имени Сержа Лифаря (Киев, 1999), в Нагое (2000 и 2001), международного приза Benois de la danse (2000).

Драматический дар Людмилы Семеняки нашел безусловное подтверждение на драматической сцене. В 2000 году в театре "Школа современной пьесы" специально для Л.Семеняки был поставлен спектакль "Прекрасное лекарство от тоски" по пьесе Семена Злотникова, где ее партнером выступил Альберт Филозов.

С ее участием сняты фильмы-балеты: "Танцует Людмила Семеняка", "The Bolshoi ballerina", "Монолог балерины", "Приглашает Людмила Семеняка", "Раймонда", "Спартак", "Каменный цветок", "Щелкунчик", "Мир Улановой" и другие.

Артистизм и творческая энергия Людмилы Семеняки проявляются во многих областях. Она создает балетные либретто, разрабатывает дизайн балетных костюмов и аксессуаров, изучает литературу, музыку, кино, живопись и скульптуру. Она - желанный гость радио- и телепередач. С удовольствием проводит творческие встречи с публикой и коллегами, щедро делится своим опытом с ученицами, которых опекает по-матерински.

Для нее очень важно общение с природой, в котором балерина находит источник многих художественных идей. Высший смысл своей жизни Людмила Семеняка видит в воспитании сына Ивана, которому стремится передать лучшие качества своей личности.

Живет и работает в Москве.

Она божественна!
Зисси 30.10.2006 08:32:53

мне повезло я видела ее танец один раз это выло в Тбилисси лебединное озеро это было незоиываемо!!! ОНА БОЖЕСТВеННА!!!

«Лиепа вас обманывает, - сказал мне высокопоставленный чиновник, хорошо знавший артистов Большого театра». - «Что вы! Андрис не может!» - возмутилась я.

В первые за много лет я чувствовала себя любимой, желанной и не хотела ничего слушать. К тому же прозорливый чиновник добивался моего расположения. Но я не поддавалась. Все мои мысли были только о юном романтичном Андрисе. До его появления в театре я не искала романов. После тяжелого развода с первым мужем - Михаилом Лавровским - долгие годы у меня не было счастливых отношений.

Фото: Из архива Л. Семеняки

Боль не отпускала, сидела глубоко внутри... Помогал балет - и потом, и всегда.

Моя жизнь в балете началась с павильона, примыкающего ко Дворцу пионеров имени Жданова в Ленинграде. В царское время там держали придворных лошадей, а в советское разместили кружки детского творчества. В первый раз оказавшись во дворце, я с замиранием сердца разглядывала роскошное помещение, украшенное золотой лепниной и зеркалами. Больше всего понравились выставленные в витринах куклы, сшитые детскими руками.

Чем бы ты хотела заниматься? - обратилась ко мне директор.

Хочу делать таких кукол!

Не слушайте ее, - вмешалась мама, - она танцует с утра до ночи.

В девять лет поступать в хореографический кружок поздновато. Но я была такая маленькая и хрупкая, что для меня сделали исключение. Ученицам сшили сарафаны в точности как у девочек из Императорской балетной школы. Такие же носили и Ваганова, и Анна Павлова. Никогда не забуду, как в один из вечеров нам разрешили примерить настоящие балетные пачки. Они пахли потрясающе - смесью пудры и нафталина. Этот театральный запах навсегда остался для меня самым желанным.

Мы жили далеко от центра, но мама каждый день мужественно возила меня на занятия. Однажды вечером бежали с ней по мосту, который уже начали разводить. Неслись со всех ног, в унисон сделав жете через расходящийся пролет, - неизвестно, что было страшнее: перспектива упасть в воду или остаться ночевать на улице.

На следующий год я самостоятельно отправилась поступать в Вагановское училище.


Фото: Из архива Л. Семеняки