Материально-техническое обеспечение таможенного дела. Учебное пособие «Экономика таможенного дела

1. Характеристика внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
2. Принципы и цели регулирования ВЭД.
3. Органы и инструменты регулирования ВЭД.
4. Значение таможенного дела в регулировании ВЭД
5. Таможенная политика Российской Федерации.
6. Влияние таможенной политики на экономику России.
7. Таможенное регулирование и таможенное дело в Российской Федерации.
8. Экономические задачи таможенного дела.
9. Значение таможенного дела в развитии народного хозяйства.
10. Правовое регулирование таможенного дела в Российской Федерации.
11. Характеристика системы таможенных органов РФ.
12. Функции и правомочия таможенных органов.
13. Федеральная таможенная служба и РТУ Российской Федерации.
14. Таможни и таможенные посты Российской Федерации.
15. Исторический аспект развития таможенной службы России.
16. Становление единой системы таможенных органов России.
17. Формирование института таможенных органов России.
18. Развитие международного сотрудничества таможенных органов Российской Федерации.
19. Интеграция таможенных служб России и стран ЕС.
20. Правовое регулирование деятельности европейских таможенных служб.
21. Таможенные отношения России со странами СНГ.
22. Экономический союз государств-участников СНГ.
23. Создание Таможенного союза стран СНГ. Интеграция таможенных органов России и Белоруссии.
24. Размещение таможенных организаций. Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов.
25. Формирование объектов таможенной инфраструктуры. Организация и развитие инфраструктуры таможенных органов.
26. Цели и основные направления реализации Стратегии развития таможенной службы РФ на 2013-2020 годы.
27. Результаты реализации Стратегии развития таможенной службы РФ на 2013-2020 годы.
29. Ведомственные бюджетные программы развития таможенной службы. Характеристика комплекса мер по оптимизации таможенных процедур.
30. Программы преобразования организационных структур таможенных органов.
31. Совершенствование таможенной инфраструктуры в рамках реализации целевых программ.
32. Информационные технологии и средства их обеспечения, используемые таможенными органами. Информационные ресурсы таможенных органов.
33. Информационно-техническая политика ФТС России. Реализация мероприятий информационно-технической политики.
34. Единая автоматизированная информационная система ФТС России.
35. Совершенствование информационно-технической базы таможенных органов. Развитие информационных технологий в таможенном деле.
36. Модернизация технических средств таможенного контроля. Оснащение таможенных органов средствами вычислительной техники.
37. Понятие управления, законы и принципы управления в таможенных органах.
38. Функции и методы управления в таможенных органах.
39. Виды управленческих отношений и организационных структур управления. Требования к структурам управления таможенных органов.
40. Сущность и содержание процесса управления в таможенных органах.
41. Организация процесса управления в таможенных органах. Решения, принимаемые в процессе управления.
42. Служба в таможенных органах как специальный вид государственной службы Российской Федерации.
43. Должностной состав сотрудников таможенных органов. Порядок присвоения специальных званий.
44. Поступление на службу в таможенные органы. Прекращение службы в таможенных органах.
45. Подготовка кадров для таможенных органов. Порядок прохождения и условия службы в таможенных органах.
46. Оплата труда сотрудников таможенных органов Российской Федерации.
47. Единые тарифные ставки. Расчет фонда оплаты труда работников таможенных органов.
48. Надбавки, гарантии и компенсации, применяемые в таможенных органах.
49. Материальное стимулирование и социальные гарантии должностных лиц таможенных органов.
50. Цели и задачи бухгалтерского учета в таможенных учреждениях.
51. Общие правила ведения бухгалтерского учета. Организация бухгалтерского учета в таможенных органах.
52. Бухгалтерская отчетность в таможенных учреждениях.
53. Содержание и задачи экономического анализа. Виды экономического анализа. Информационное обеспечение экономического анализа.
54. Система показателей и их подготовка к анализу. Методы и приемы анализа.
55. Определение и понятие проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД.
56. Организация проверки финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД. Технология проведения проверки.
57. Порядок проведения инвентаризации имущества участников ВЭД.
58. Таможенная ревизия.
59. Планирование как функция управления в таможенных органах.
60. Сущность планирования, его значение в экономике таможенного дела.
61. Методы и этапы планирования деятельности в таможенной организации.
62. Проблемы экономической эффективности в таможенном деле.
63. Эффективность различных аспектов деятельности таможенных органов.

6.2 Материалы для тестовой системы

Тест 1. Экономика таможенного дела – это:

А) все определения верны;

Б) хозяйство таможенной системы, то есть преобразование некоторых видов экономических ресурсов и таможенный продукт, или привлечение, использование, распределение и потребление субъектами таможенного дела производственных ресурсов для выполнения таможенных работ и оказания таможенных услуг;

В) совокупность экономических отношений между физическими и юридическими лицами и государством в лице таможенных органов в процессе

таможенной деятельности;

Г) совокупность научных знаний о поведении людей в процессе использования ресурсов таможенной службы при выполнении таможенных работ и оказанию таможенных услуг, о закономерностях функционирования и развития экономических объектов, процессов и отношений в таможенной сфере во всем многообразии их связей, зависимостей и опосредований.

Тест 2. Цели таможенного дела можно классифицировать на:

А) экономические, социальные и правоохранительные;

Б) экономические, образовательные и правоохранительные;

В) экономические, социальные, предпринимательские и правоохранительные;

Г) экономические, социальные, образовательные и правоохранительные.

Тест 3. В Российской Федерации к таможенным органам относятся:

А) ФТС, РТУ, таможни, таможенные посты;

Б) РТУ, таможни, таможенные посты;

В) ФТС, РТУ, таможни;

Г) ФТС, РТУ, таможни.

Тест 4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела это:

Тест 5. Размещение таможенных органов на территории страны зависит от:

А) экономического, природно-географического, политического и социального факторов;

Б) психологического, политического и социального факторов;

В) природно-географического, психологического и социального факторов;

Г) экономического, природно-географического, политического и психологического факторов.

Тест 6. Создание, реорганизацию и ликвидацию региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, органов осуществляет:

А) Федеральная таможенная служба;

Б) Правительство Российской Федерации;

В) Министерство экономического развития и торговли;

Г) Государственный таможенный комитет.

Тест 7. Таможенные органы подразделяются на:

А) пограничные и внутренние;

Б) ведомственные, пограничные и внутренние;

В) внешние, ведомственные, пограничные;

Г) внутренние, внешние, ведомственные.

Тест 8. В состав таможенной территории Российской Федерации не входят:

А) установки и сооружения в открытом море;

Б) установки и сооружения, находящиеся в исключительной экономической зоне;

В) территории особых экономических зон;

Г) сухопутная территория Российской Федерации.

Тест 9. Таможенное дело не включает в себя:

А) банковский контроль;

Б) таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

В) таможенный контроль;

Г) таможенные процедуры.

Тест 10. Экономические цели таможенного дела достигаются посредством:

А) пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей;

Б) лицензирования;

В) установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров;

Г) сертификации и регистрации товаров.

Тест 11. Непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет:

1) Федеральная таможенная служба;

2) Федеральное Собрание Российской Федерации;

3) Государственная дума;

4) Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Тест 12.Международное разделение труда – это:

А) особый вид разделения труда;

Б) особый способ производства товаров;

В) специфический тип общественного производства;

Г) технико-технологический способ производства.

Д) способ связи между производителями.

Тест 13.Виды международной предметной специализации:

А) сосредоточение работников определенной профессии;

Б) производство готовых изделий;

В) расположение страны в определенном регионе;

Г) оказание услуг;

Д) концентрация капитала.

Тест 14.Формы международных экономических отношений в сфере производства:

А) верных ответов нет;

Б) экспорт услуг;

В) миграция трудовых ресурсов;

Г) международные валютно-финансовые и кредитные отношения;

Д) вывоз товаров.

Тест 15. Мировое хозяйство представляет собой совокупность международных экономических отношений в основном в сфере:

А) торговли;

Б) обмена;

Г) производства;

Д) кредитования.

Тест 16. Международное производственное кооперирование – это:

А) производственные связи между разно национальными предприятиями по изготовлению определенного продукта;

Б) особая форма организации труда;

В) межотраслевое разделение труда;

Г) совместное производство многих работников на одном предприятии;

Д) совместное производство предприятий, потерявших хозяйственную самостоятельность.

Тест17. Тарифы и нетарифное регулирование – это инструменты политики:

А) протекционизма;

Б) свободной торговли и протекционизма;

В) иногда протекционизма;

Г) в основном свободной торговли;

Д) свободной торговли.

Тест 18. Перемещение через таможенную границу товаров и/или транспортных

средств это:

А) Фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы;

Б) подача документов на ввоз либо вывоз товаров;

В) фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной

границы или подача документов для целей вывоза товаров (транспортных

средств) за пределы таможенной территории.

Г) действие связанное с прибытием товаров и транспортных средств в место

назначения.

А) независимо от заявленной таможенной процедуры;

Б) в зависимости от избранной таможенной процедуры;

В) в зависимости от формы декларирования.

Г) в зависимости от страны происхождения товара.

Тест 20. Частичная предметная специализация - это:

А) разделение труда между странами, когда та или иная страна, сосредоточивает свои усилия на производстве всего лишь одного вида какого-то товара;

Б) разделение труда, когда участвующая в нем страна производит несколько видов данного предмета;

В) разделение труда между различными отраслями одного и того же рода производ­ства;

Г) разделение труда между различными родами производства.

Тест 21. Кооперирование в таможенном деле - это:

А) планово-организованные связи между таможенными организациями, которые представляют собой выполнение работ одними таможенными организациями для других;

Б) диалектическое единство двух противоположных процессов – дифференциации и концентрации;

Тест 22. Специализации в таможенном деле – это:

А) диалектическое единство двух противоположных процессов – дифференциации и концентрации;

В) укрупнение существующих таможенных органов.

Тест 23. Концентрация в таможенном деле – это:

А) укрупнение существующих таможенных органов;

Б) планово-организованные связи между таможенными организациями, которые представляют собой выполнение работ одними таможенными организациями для других;

В) диалектическое единство двух противоположных процессов – дифференциации и концентрации.

Тест 24. Какие таможни не относятся к специализированным:

А) Домодедовская таможня

Б) Каспийский трубопроводный пост;

В) акцизная таможня;

Г) энергетическая таможня.

Тест 25. Чем не характеризуется уровень концентрации производства таможенных услуг:

А) показателями применения нетарифных мер государственного регулирования;

Б) абсолютными показателями объема таможенных работ и услуг;

В) числом оформленных документов;

Г) весом или стоимостью товаров, перемещенных через таможенную границу.

Тест 26. Что не относится к экономической эффективности таможенных мероприятий:

А) контроль;

Б) специализация;

В) кооперирование;

Г) концентрация.

Тест 27. Эффективность специализации, кооперирования, концентрации в таможенном деле определяется:

А) отношением результата к затратам;

Б) отношением затрат к результату;

В) произведением результата и затрат;

Г) суммой затрат и результата.

Тест 28. Цель расчета показатели эффективности специализации, кооперирования, концентрации в таможенном деле:

А) обоснование управленческих решений;

Б) получение абсолютных показателей;

В) таможенная статистика;

Г) пополнение федерального бюджета.

Тест 29. Материально – техническая база – это:

А) совокупность средств производства, которые используются или могут быть использованы в экономических процессах;

Б) это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму;

В) совокупность средств производства, которые планируется приобрести для использования в экономических процессах;

Г) материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций.

Тест 30. Что не относятся к основным фондам:

А) канцелярские и комплектующие товары к оргтехнике;

Б) здания и сооружения;

В) вычислительная техника и программные средства к ней;

Г) производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности.

Тест 31. К основным средствам относятся материально-вещественные ценности, срок эксплуатации которых превышает:

А) 12 месяцев;

Б) 24 месяца;

В) 6 месяцев;

Г) срок не имеет значения.

Тест 32. К основным фондам таможенных органов относятся:

А) основные средства, прочие основные средства, долгосрочные вложения;

Б) основные средства, малоценные средства, долгосрочные вложения;

В) основные средства, прочие основные средства, малоценные средства;

Г) малоценные средства, прочие основные средства, долгосрочные вложения.

Тест 33. Для определения восстановительной стоимости таможенные органы используют:

А) индексный метод;

Б) метод прямой переоценки;

В) математический метод;

Г) экономический метод.

Тест 33. Износ основных средств - это:

А) качественное явление, характеризующее потерю основными средствами своей стоимости;

Б) поломка основных средств;

В) утрата основных средств.

Тест 34. Физический износ – это:

А) утрата основными средствами их потребительной стоимости и ценности, под воздействием процесса тру­да, сил природы, а также вследствие их длительного хранения;

Б) снижение стоимости основных средств под влиянием технического прогресса;

В) поломка основных средств;

Г) утрата основных средств.

Тест 35. Моральный износ – это:

А) снижение стоимости основных средств под влиянием технического прогресса;

Б) поломка основных средств;

В) утрата основных средств;

Г) утрата основными средствами их потребительной стоимости и ценности, под воздействием процесса тру­да, сил природы, а также вследствие их длительного хранения.

Тест 36. Что не является источниками приобретения основных средств таможенных орга­нов:

А) средства от предпринимательской деятельности;

Б) средства бюджета, принадлежащие таможенным органам на праве оперативного управления;

В) средства целевых поступлений (внебюджетные поступления);

Г) средства от реализации конфискованных товаров.

Тест 37. Коэффициент экстенсивной загрузки оборудования – это:

А) использование оборудования во времени, т.е. качество использования эффективного фонда времени работы оборудования;

Б) Планируемый (или фактический) объем услуг за единицу времени;

В) Максимально возможный объем услуг;

Г) Стоимость основных средств, введенных в действие за отчетный период.

Тест 38. Коэффициент интенсивного использования оборудования – это:

А) Планируемый (или фактический) объем услуг за единицу времени;

Б) Время фактической работы оборудования за определенное время;

В) Плановый эффективный фонд времени работы оборудования за определенное время;

Г) Среднегодовая стоимость основных средств.

Тест 39. Коэффициент годности отражает:

А) долю стоимости основных средств, которую осталось перенести на создаваемый продукт;

Б) долю утраченной (изношенной) стоимости основных средств в процессе их эксплуатации;

В) долю, которую занимает активная часть основных средств в общей их сумме;

Г) долю основных средств, поступивших за анализируемый (отчетный) период.

Тест 40. Коэффициент интегрального использования оборудования характеризует:

А) эксплуатацию оборудования по времени и по производительности (мощности);

Б) необходимую величину фондов для обеспечения единицы оказываемой услуги;

В) использование оборудования во времени;

Г) долю стоимости основных средств, которую осталось перенести на создаваемый продукт

Тест 41. Капитальные вложения представляют собой:

А) совокупность затрат на воспроизводство и улучшение качественного состава основных средств;

Б) работы по возобновлению выбывающих в процессе производственной деятельности основных фондов;

В) работы по возведению, переустройству, расширению и восстановлению построенных зданий и сооружений;

Г) работы по переустройству, расширению и восстановлению построенных зданий и сооружений.

Тест 42. К строительным работам относятся:

А) работы по возведению, переустройству, расширению и восстановлению построенных зданий и сооружений или их отдельных частей;

Б) работы по сборке и установке технологического, энергетического, подъемно-транспортного и другого оборудования;

В) работы по возобновлению выбывающих в процессе производственной деятельности основных фондов.

Тест 43. Что не относится к основным направлениям деятельности Главного управления тылового обеспечения ФТС России:

А) Проведение таможенного оформления и таможенного контроля;

Б) разработка специальных программ в области развития и укрепления материально-технической и социальной базы таможенных органов Российской Федерации, а также годовых и перспективных планов;

В) проведение государственной ведомственной экспертизы предпроектной документации и проектов (рабочих проектов) строительства;

Г) осуществление функции государственного заказчика по строительству таможен, таможенных пунктов пропуска и других объектов, необходимых для развития таможенной инфраструктуры.

Тест 44. Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд формирует:

А) Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;

Б) Федеральная таможенная служба России;

В) Министерство финансов Российской Федерации;

Г) Главгосэкспертиза России.

Тест 45. Источниками финансирования капитального строительства таможенных объектов являются:

А) средства, выделяемые из федерального бюджета;

Б) средства от предпринимательской деятельности ФТС;

В) безвозмездные поступления от участников ВЭД и коммерческих

Материальные ресурсы относятся к важнейшим факторам таможенного дела наряду с трудом, денежными средствами, информацией и временем.

Под материальными ресурсами понимают природные ресурсы, а также все средства производства и предметы [ руда, используемые в производстве товаров и оказании услуг (земля, здания, сооружения, инструменты, оборудование, материалы, энергетические, водные ресурсы).

Спрос, предъявляемый таможенными органами на отдельные виды мате- риальных ресурсов, зависит от потребности в таможенных услугах, развития таможенной инфраструктуры, используемых технологий таможенного дела, качества и цены ресурсов, их взаимозаменяемости, финансовых возможностей. Существование рынков ресурсов создает альтернативы их приобретения на наиболее выгодных для таможенной системы условиях.

Обеспечение таможенных органов материальными ресурсами является задачей тыловой службы. Выделяют следующие направления тылового обеспечения:

  • строительство, капитальный ремонт и эксплуатация объектов таможенной инфраструктуры;
  • техническое оснащение таможенных органов;
  • вещевое, медицинское, продовольственное и социальное обеспечение;
  • эксплуатация технических средств;
  • организация конкурсных торгов;
  • планирование, учет поступления и контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований по направлениям тылового обеспечения.

Руководство тыловой службой возложено на Главное управление тылового обеспечения, которое является структурным подразделением ФТС России. ГУ ТО ФТС России решает следующие задачи:

  • - определяет сводную потребность в продукции функционально-служебного и хозяйственно-бытового назначения;
  • - рассчитывает расходы, связанные с эксплуатацией автомобильной, авиационной и морской техники;
  • - формирует сводный план расходов на эксплуатацию зданий и сооружений;
  • - формирует предложения об объемах финансирования на указанные цели по статьям сводной сметы расходов ФТС России;
  • - разрабатывает ежегодные планы приобретения продукции для материально-технического оснащения таможенных органов;
  • - обеспечивает деятельность конкурсной комиссии ФТС России по проведению торгов на поставку товаров;
  • - оперативно контролирует процесс выделения финансовых ресурсов и проведение закупок продукции в соответствии с планами;
  • - следит за исполнением договоров поставщиками по срокам, условиям поставки и качеству продукции;
  • - обеспечивает поставку в таможенные органы материально-технических ресурсов и иной централизованно планируемой и приобретаемой продукции;
  • - контролирует таможенные органы в вопросах рационального и эффективного использования материально-технических ресурсов;
  • - организует продовольственное обеспечение отдельных категорий сотрудников, лечебных и оздоровительных учреждений системы ФТС России, разрабатывает нормы продовольственных пайков;
  • - проводит статистическое наблюдение по направлениям тылового обеспечения;
  • - разрабатывает программы обеспечения работающих в таможенных органах жилой площадью, планирует денежные средства на финансирование программ приобретения и строительства служебного жилья;
  • - осуществляет в пределах своей компетенции планирование расходов на содержание и развитие таможенных органов, рассматривает их бюджетные заявки и составляет сводную бюджетную заявку по укрупненным статьям расходов;
  • - планирует и организует в таможенных органах подготовку и повышение квалификации кадров, занимающихся тыловым обеспечением.

Свои задачи ГУТО ФТС России решает через Центральную базовую таможню и тыловые посты, тыловые службы РТУ и отделы тылового обеспечения таможен.

Материальное обеспечение таможенных органов строится на плановой основе. Для расчета плановой потребности в материальных ресурсах таможенные органы используют утвержденные в централизованном порядке нормы и нормативы. Такой подход обеспечивает единство хозяйственнофинансовой политики.

Нормы - это плановые технико-экономические показатели, которые характеризуют удельные величины расхода ресурсов.

Нормативами называют величины, используемые при расчете норм, или поэлементные составляющие норм, а также коэффициенты, характеризующие степень использования орудий или предметов труда.

Нормы и нормативы могут быть абсолютными (ежедневный рацион питания служебных животных, нормы пайкового довольствия сотрудников, топливо на 100 км пробега автотранспорта и др.), относительными (потребность в спортивном инвентаре (в процентах) к штатной численности личного состава, нормы создания резервных запасов (в процентах) от потребности в материальных ресурсах и др.) и частными (расход топлива на эксплуатацию автотранспорта в зимних условиях).

К материальным нормам относят нормы затрат материалов и основных средств.

Нормы затрат материалов определяют планируемую величину расхода канцелярских товаров, боеприпасов, топлива и других жидкостей для эксплуатации транспорта таможенных органов, запасных частей, продуктов и предметов для содержания служебных животных и других материалов.

Материальные нормы и нормативы носят в таможенных органах наименование «норм положенное™». Нормы положенности по материалам в таможенных органах установлены в расчете на одного сотрудника, одно транспортное средство, единицу площади служебно-производственных помещений, единицу расхода горючего (для смазочных материалов), единицу оружия.

Нормативы затрат основных средств определяют потребность таможенных органов в производственной площади, технических средствах таможенного контроля, средствах связи, инструментах и других объектах основных средств. Средства труда или основные средства - это ресурсы длительного пользования. Нормативы их затрат устанавливают, как правило, в расчете на таможенный орган в целом (например, по транспорту), на одно подразделение или рабочее место.

Нормы и нормативы образуют целостную систему и составляют нормативную базу планирования для тылового обеспечения. В состав нормативной базы таможенных органов для выполнения функций тылового обеспечения входят:

  • - нормы положенности (нормы обеспечения) вещевым имуществом, техническими средствами, продовольствием, расходными материалами;
  • - нормы хранения;
  • - нормы создания резервных запасов и сроки резервирования;
  • - сроки носки изделий;
  • - нормы и сроки выдачи материалов;
  • - сроки эксплуатации технических средств.

ГУ ТО ФТС России разрабатывает нормативно-методическую базу и обеспечивает необходимыми документами все таможенные органы.

Существует методика расчета потребности в каждом виде ресурсов. Например, потребность в вещевом имуществе рассчитывается с учетом утвержденных среднегодовых норм выдачи, штатной численности и объема неснижаемого запаса.

Потребность в отдельных элементах технических средств для включения в годовой план поставки определяется по формуле

где П, - потребность в i -м виде технических средств, ед.; N Tll - норма обеспечения по табелю положенности, рассчитанная с учетом штатной численности личного состава на конец года, ед.; Н иг - наличие на начало года; С - подлежащее списанию в течение года вследствие физического и (или) морального износа.

Таможенная служба в целях таможенного контроля устанавливает требования к техническому оснащению пунктов пропуска, складов временного хранения. Необходимое количество каждого вида технических средств таможенного контроля определяют по следующим исходным данным: планируемый грузопоток; планируемый пассажиропоток; характер перемещаемых грузов; режим работы (сменность); планируемые (перспективные) технологии таможенного контроля; количество и состав досмотровых групп.

Региональные таможенные управления составляют планы обеспечения материальными ресурсами, учитывая свою потребность и заявки подчиненных таможен. Главное управление тылового обеспечения ФТС России на основе обоснованных заявок таможенных органов определяет сводную потребность в централизованно и децентрализованно приобретаемой продукции служебного и хозяйственно-бытового назначения. Нормируемая потребность таможенных органов в материальных ресурсах отражается в региональных и сводном (составляется ФТС России) табелях положенности. Сводный табель положенности включает несколько разделов:

  • табель положенности вещевого имущества сотрудников таможенных органов. Этот раздел составлен в соответствии с нормами положенности, сроками выдачи форменного и специального обмундирования и с учетом создания запаса по перечню предметов, утвержденному Правительством РФ;
  • табель положенности спецтехники, автотранспорта, средств связи, оргтехники и вычислительной техники. В этом разделе выделены уточняющие коэффициенты с учетом установленных категорий таможенных органов. Введение понижающей шкалы коэффициентов дает возможность оптимального распределения материально-технических ресурсов между таможенными органами в соответствии со спецификой выполняемых функций, объемами декларирования и таможенных платежей;
  • табель положенности вооружения и средств защиты.

Для расчета сводного и региональных табелей положенности необходимы не только нормы положенности по отдельным видам материальных ресурсов, но и количественные параметры таможенной системы, такие как:

  • - штатная численность (с учетом мужчин и женщин, подразделений охраны, оперативных таможен);
  • - количество таможенных управлений, таможен, таможенных постов, пунктов пропуска;
  • - количество подразделений охраны, отрядов быстрого реагирования;
  • - количество линий таможенного контроля (пассажирских, грузовых);
  • - количество технических средств и оборудования, находящихся в эксплуатации: автомобилей, вертолетной техники, средств связи, технических средств таможенного контроля (ТСТК), вычислительной техники и др. (для расчета лимитов расходных материалов, запасных частей);
  • - балансовая стоимость имущества (для определения нормативов расходов на восстановление материально-технических ресурсов, выбывших вследствие износа).

Поскольку все ресурсы продаются и покупаются, то для их приобретения необходимы финансовые средства. Прогнозируемая (планируемая) потребность в материалах, оборудовании, комплектующих и запасных частях, энергетических и других ресурсах используется в дальнейшем для расчетов связанных с ними необходимых денежных расходов. Тыловое обеспечение таможенных органов осуществляется с учетом установленных для ФТС России лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с утвержденным Единым классификатором продукции, приобретаемой для государственных нужд. В последнем выделены основные группы и виды материально-технических ресурсов с учетом их функционально-технологического назначения.

ГУТО ФТС РФ также планирует и организует проведение научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ по моделированию и разработке предметов форменной и специальной одежды, обуви, снаряжения, средств защиты, геральдических знаков; планирует и организует проектирование, государственные испытания, приемку и материально-техническое обеспечение морских, речных и воздушных судов, обеспечивает эксплуатацию объектов базирования судов, изучает новые образцы вооружения, средств защиты и специализированных средств. В последние годы особое внимание уделяется обновлению и пополнению парка вычислительной техники, автотранспортных и других технических средств.

С расчета потребности в ресурсах начинается работа таможенных органов по размещению государственного заказов. Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд понимают действия заказчиков или уполномоченных ими органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Формы размещения заказа на поставку товаров для федеральных нужд, требования к документации заказчиков и участников размещения заказов, порядок проведения процедур определены Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Структурные подразделения таможенных органов, учреждений, в функции которых входит организация приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг (подразделения, инициирующие размещение заказа), осуществляют формирование планов приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг (планы) на основе следующих факторов:

  • - анализ обеспечения материальными ресурсами;
  • - изучение норм табеля положенности;
  • - изучение финансовых возможностей исходя из лимита бюджетных обязательств;
  • - расчет потребности в ресурсах для осуществления закупки;
  • - выбор формы размещения заказа;
  • - установление максимальной цены контракта;
  • - установление желаемой периодичности закупок.

Сформированные планы согласовываются с финансовым подразделением таможенного органа, утверждаются руководством и направляются структурному подразделению таможенных органов, осуществляющему функции но размещению заказов. На основании представленных планов составляется график размещения заказов (рис. 5.2).


Рис. 5.2.

Размещение заказов осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона в электронной форме или без проведения торгов (запрос котировок, закупка у единственного поставщика).

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного контракта и заявке па участие в конкурсе которого присвоен первый номер. Порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством РФ. Оценку и сопоставление конкурсных заявок, поданных участниками размещения заказа, осуществляет конкурсная комиссия таможенного органа.

Критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:

  • 1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг;
  • 2) расходы на эксплуатацию товара;
  • 3) расходы на техническое обслуживание товара;
  • 4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • 5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
  • 6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;
  • 7) цена контракта;
  • 8) другие критерии в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов (например, при проведении конкурса на выполнение научно- исследовательских работ конкурсная комиссия вправе учитывать также такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участников конкурса).

Каждому критерию при оценке заявок участников присваивается коэффициент значимости (весомости). Оценка заявок производится с использованием не менее двух критериев оценки заявок, одним из которых является критерий «цена контракта» («цена контракта за единицу товара, работы, услуги»), значимость которого не может быть менее 35%.

Под аукционом на право заключить государственный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного контракта. Аукцион, согласно официальной позиции Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службы, является приоритетной формой размещения заказа, так как считается наиболее прозрачной и некоррупционной процедурой. Проблемой при закупках на аукционах может быть поставка товара, не отвечающего ожиданиям заказчика, но формально подходящего под описание в документации об аукционе.

Динамика проведения торгов в ЦТУ неравномерна. Следует заметить, что в 2013 г. их было проведено почти в 9 раз больше, чем в 2012 г., в 2014 г. - на 40% меньше, чем в 2013 г. Средняя сумма сделки в 2013 г. возросла почти в И раз, а в 2014 г. - только на 30%.

Таблица 5.6

Динамика проведения торгов в ЦТУ ФТС России

Окончание табл. 5.6

Запрос котировок - это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. ФТС России вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам таможенной службы, а для которых есть функционирующий рынок. Установлена граница размещения заказа путем запроса котировок по начальной (максимальной) цене контракта.

Таможенные органы могут также размещать заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом заказчик предлагает заключить государственный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику), если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий; оказываются услуги водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах, где только один поставщик может предоставить эти услуги; возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, а также в других случаях, предусмотренных законодательством о размещении государственных заказов.

Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Законом о размещении государственного заказа введены преференции в отношении отдельных участников процедур размещения заказа: учреждений уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, а также субъектов малого предпринимательства. Предусматривается через систему государственных закупок ввести меры поддержки для некоторых отраслей экономики в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Для осуществления закупок таможенными органами разрабатывается необходимая конкурсная (аукционная) документация. Помимо требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, удовлетворяющим потребности таможенных органов, в ней должны быть указаны максимальная цена контракта (или единицы товара, услуги). Эти условия требуют от таможенных органов знания особенностей региональных рынков, изучения предложения товаров на рынке, их ценового диапазона, условий поставки.

ФТС России или уполномоченный орган для осуществления функций размещения заказа может привлечь на основе договора специализированную организацию. Специализированная организация получает право разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. Привлечение специализированной компании по организации и проведению конкурсов (аукционов) позволяет значительно сократить время на их подготовку и снизить вероятность технических ошибок при подготовке различных документов, детально проработать ценовые предложения участникам конкурса, контролировать ход подготовки конкурса, своевременно прогнозировать и оперативно решать проблемы, возникающие в процессе его проведения. Заказчик должен определить ключевые положения проведения процедуры закупок. Федеральная таможенная служба (заказчик) или уполномоченный орган создает комиссию по размещению заказа, определяет начальную цену государственного контракта, предмет и существенные условия государственного контракта, утверждает проект контракта, конкурсную документацию, документацию об аукционе, определяет условия торгов и их изменения. Подписание государственного контракта осуществляется заказчиком.

Таможенные органы могут приобретать необходимые им материальные ресурсы как в форме централизованных закупок, так и самостоятельно (децентрализованно). Централизованно приобретаются форменное обмундирование, бланочная продукция, технические средства таможенного контроля, оружие и со складов тыловых постов или региональных таможенных управлений поступают в таможенные органы. Кроме того, централизованно осуществляется обеспечение таможенных органов средствами передачи данных, средствами защиты информации, приборами таможенного оформления и контроля, печатной продукцией, транспортными средствами.

Самостоятельно таможни закупают топливо, смазочные материалы, запасные части к автомобилям, мебель, канцелярские и хозяйственные товары. Таможенным органам Дальнего Востока, Сибири, Калининградской области предоставлено право децентрализованной закупки автотранспорта с учетом сложившегося в таможенных органах и самом регионе парка автотранспорта, наличия ремонтной базы и экономической целесообразности.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, является Министерство экономического развития РФ. Созданная им Единая автоматизированная система государственных закупок в рамках проекта «Электронная Россия» призвана обеспечить оперативность, прозрачность и подконтрольность государственных закупок. Единая автоматизированная система включает целый ряд подсистем, ориентированных на выполнение отдельных задач в общем процессе электронных государственных закупок. К ним относятся:

  • - портал государственных закупок Минэкономразвития России;
  • - система государственного мониторинга цен закупаемой продукции;
  • - система прогнозирования объемов закупок;
  • - система классификации закупаемых товаров, работ, услуг.

Портал государственных закупок Минэкономразвития России является единым федеральным информационным ресурсом по государственным закупкам в сети Интернет. На портале публикуются извещения о проведении конкурсов, конкурсная документация, а также результаты проведения закупок. Централизованная публикация и консолидация сведений о государственных закупках позволяет снизить затраты на обобщение информации, проведение анализа закупок и контроль расходования средств налогоплательщиков. Министерством экономического развития РФ утвержден единый классификатор продукции, закупаемой для государственных нужд. Он обеспечивает сопоставимость сведений о закупаемой продукции, позволяет проводить анализ и контроль закупок.

Специалисты считают, что использование в закупках открытых конкурсов может обеспечить в среднем 10-15% экономии средств заказчика, но только при правильном применении конкурсной процедуры. Кроме предмета закупки и требований к поставщикам, о которых шла речь в предыдущих разделах, значение имеет объем закупки.

  • Андрейчук Е. Л., Дианова В. Ю., Смирнов В. П. Экономика таможенного дела.

Статья 31. Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов

Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета и из других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 32. Размещение объектов таможенных органов

1. Объекты таможенных органов размещаются на земельных участках, находящихся в федеральной собственности. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов таможенных органов, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

2. В случае размещения структурных подразделений таможен и таможенных постов на объектах организаций, указанных в части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, эти организации предоставляют для размещения таможенных органов необходимые помещения на основании договора безвозмездного пользования, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации. Материально-техническое оснащение указанных помещений осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Статья 33. Защита сведений о деятельности таможенных органов

1. Документы и материалы, содержащие сведения о кадровом составе таможенных органов, об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности, подлежат хранению в архивах таможенных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Материалы архивов таможенных органов, представляющие историческую и научную ценность, рассекреченные в соответствии с законодательством Российской Федерации, передаются на хранение в архивы уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в сфере архивного дела в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Защита государственной, банковской и налоговой тайны и информации ограниченного доступа в таможенных органах обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 34. Учреждения и государственные унитарные предприятия таможенных органов

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, имеет в ведении научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего профессионального и дополнительного образования, учреждения здравоохранения, печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие учреждения, а также государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

2. Определение функций учреждений и государственных унитарных предприятий, указанных в части 1 настоящей статьи, производится в соответствии с требованиями антимонопольного и иного законодательства Российской Федерации.

Статья 35. Имущество таможенных органов и организаций таможенных органов

Имущество таможенных органов и указанных в части 1 статьи 34 настоящего Федерального закона учреждений и государственных унитарных предприятий находится в федеральной собственности. Распоряжение указанным имуществом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законодательные основы финансового обеспечения деятельности таможенных органов. Участие таможенных органов в бюджетном процессе.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации, как главный распорядитель средств федерального бюджета. Функции Главного финансово-экономического управления ФТС России. Процесс финансирования таможенных органов и организации исполнения федерального бюджета по расходам. Контроль за использованием бюджетных средств в таможенных органах Российской Федерации.

Тема 2.4. Информационно-техническое обеспечение деятельности таможенных органов

Понятие информационно-технического обеспечения таможенных органов. Задачи и принципы информационно-технического обеспечения. Значимость информационно-технических ресурсов в реализации функций ФТС для достижения высокого уровня экономической безопасности страны. Информационно-технических средства, обеспечивающие деятельность таможенных органов Российской Федерации. Подразделения ФТС, выполняющие функции в системе информационного обеспечения. Направления развития системы информационного обеспечения.

Экономические аспекты сферы информационно-технического обеспечения таможенных органов. Комплекс показателей эффективности информационно-технического обеспечения.

Модуль 3. Деятельность таможенных органов:

сущность и управление

Тема 3.1. Экономическое взаимодействие Российской Федерации

в интеграционных процессах и международное сотрудничество

таможенных органов

Международное сотрудничество таможенных органов. Задачи международного сотрудничества таможенных органов. Направления международного сотрудничества таможенных органов.

Всемирная таможенная организация (ВТО): цель, задачи, история создания, направления деятельности. Основные нормативные документы в области таможенного дела и облегчения мировой торговли. Структура ВТО.

Таможенный союз как форма торгово-экономической интеграции. Единое экономическое пространство России, Республики Беларусь и Республики Казахстан. Руководящие органы и основные нормативные документы в рамках Таможенного союза России, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Тема 3.2. Таможенные платежи и их администрирование таможенной службой

Сущность таможенных платежей. Состав таможенных платежей. Факторы формирования таможенных платежей.

Таможенная служба как администратор доходов федерального бюджета. Классификация таможенных доходов. Динамика поступления доходов, администрируемых таможенными органами. Задачи совершенствования фискальной функции таможенных органов.

Таможенный контроль после выпуска товаров как одно из средств обеспечения полноты взимания таможенных платежей. Порядок и органы осущестления таможенного контроля после выпуска товаров. Методика проведения таможенной проверки.

Тема 3.3. Планирование и использование материальных ресурсов таможенными органами

Материальные ресурсы таможенной службы. Тыловая служба ФТС России. Планирование потребности в материальных ресурсах таможенными органами. Главное управление тылового обеспечения ФТС России (ГУТО ФТС). Характеристика порядка централизованного и децентрализованного обеспечения материальными ресурсами таможенных органов.

Нормативный метод планирования. Использование материальных ресурсов таможенными органами. Основные средства таможенных органов. Материалы. Анализ обеспеченности и использования материальных ресурсов таможенных органов.