Мендельсон полное имя. Доклад: Феликс Мендельсон (Mendelssohn). В лейпцигский период

Третьего февраля 1809 в Гамбурге, в семье банкира Мендельсона-Бартольди родился мальчик, которого нарекли Феликс. Будущий получил прекрасное и весьма разностороннее образование. Он с детства имел возможность общаться с представителями и научной интеллигенции, в числе которых были Гегель, Гейне и Яков Гримм, естествоиспытатель Гумбольдт и скульптор Торвальдсен, Паганини и . Все они с удовольствием посещали салон родителей Мендельсона в Берлине. И эта широта кругозора, воспитанная общением с умнейшими и талантливейшими людьми той эпохи, разумеется, положительно отразилось на всей будущей деятельности Феликса.

Подобно Моцарту, Мендельсон уже в раннем возрасте овладел музыкальным мастерством. В десять он уже сочинял, но, наверное, как это часто бывает у всех начинающих авторов, его раннее творчество находилось под сильным влиянием его кумиров: Бетховена, Моцарта, Вебера…Октет, написанный в 1825 и «Сон в летнюю ночь» явились началом его зрелого творчества. Три года своей жизни, с 1829 по 1832 год, Мендельсон посвятил путешествиям по разным городам Европы. Он побывал в Англии, Шотландии, Австрии, Южной Германии, Италии, Швейцарии и Франции и был крайне удручен и глубоко разочарован положением музыкальной культуры. Казалось невозможным то, что даже на родине симфонизма, в Австрии, в Вене, а не только в Италии и во Франции, классика была предана забвению. Ни одной ноты Бетховена не исполняли здесь даже лучшие пианисты!

И Мендельсон принял решение: сразу же по возвращению в Германию заняться просветительской деятельностью! Этому занятию он отдавал себя без остатка до конца своих дней. Будучи блестящим виртуозом своего времени, Мендельсон в органных и фортепианных концертах, прежде всего, выступал как пропагандист серьезной классической музыки. Часто случалось так, что многие слушатели, присутствующих на его музыкальных вечерах, впервые знакомились с концертами и сонатами и Бетховена.

Мендельсон исколесил города и веси всей страну в поиске интересовавших его произведений. И это музыкальное паломничество принесло свои плоды. В церквях, в опере, на музыкальной эстраде зазвучали творения классиков, зазвучало хоровая музыка Лассо, Палестрины и Генделя, «Дон – Жуан» и «Фигаро» Моцарта и многие другие. В Лейпциге, где Мендельсон до самой своей смерти управлял знаменитым оркестром «Гевандхауза», его деятельность была особенно блестящей. Пиком его просветительской деятельности явилось учреждение первой немецкой консерватории в 1843 году. В число педагогов консерватории Лейпцига были приглашены самые мощные и выдающиеся композиторские и исполнительские силы, в частности Шуман. Именно в этот период, в творчестве Мендельсона явно чувствуется некая фундаментальность, элементы героики. Его оратории «Илия» и «Павел» прямо-таки насквозь пронизаны каким-то революционным духом.

Кажется, что Илия борется не за чистоту веры, а за чистоту помыслов человеческих, размышляет, как творец, который противопоставляет себя всему миру, погрязшему в никчемности.У Мендельсона были довольно-таки натянутые отношения с Берлинской аристократией и правящими кругами, но, не смотря на это, он с огромным удовольствием и вдохновением в сороковых годах начал работать над сочинением музыки к придворным постановкам трагедий Софокла и Расина. Античная драма, ее возвышенный стиль, ее благородная страстность были созвучны Мендельсону.

В его сочинениях того периода (увертюра «Рюи Блаз», гениальная скрипичная «Шотландская симфония) тоже появляются черты драматизма, ранее Мендельсону не свойственные. Но эти новые драматические тенденции, увы, не успели получить в творчестве Мендельсона дальнейшего развития. В 1847 году композитор внезапно скончался в возрасте всего неполных тридцати девяти лет в расцвете своей артистической славы и творческих сил.

(1809-1847) - немецкий композитор, пианист, дирижёр, педагог еврейского происхождения.

Краткая биография

Родился в Гамбурге (Германия). Сын банкира. С самого детства Мендельсон проявлял незаурядные музыкальные способности. Когда ему было 15 лет, в доме Мендельсонов в Берлине уже исполнялись его первые сценические произведения. Семнадцати лет он написал музыку к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Одновременно с занятиями в области композиции и фортепианной игры Мендельсон изучал в Берлинском университете филологию.

Закончив университет, Мендельсон отправляется в гастрольную поездку по Европе, дирижируя оркестрами, исполнявшими его произведения (Шотландия, Италия, Франция, Англия).

В 1833 году его приглашают в Дюссельдорф на должность дирижёра и музыкального директора оперного театра. В 1835 году он переезжает в Лейпциг. Ему обязаны своей славой известные «Гевандхаузские» концерты. В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV поручил Мендельсону ответственную миссию – возглавить музыкальный отдел Академии искусств. Но Мендельсону не удалось организовать в Берлине высшее музыкальное заведение, и в конце 1842 года он возвращается в Лейпциг в звании генерал-музик-директора с обязанностью писать музыку по заказам короля, но с правом жить где угодно. Благодаря усилиям Мендельсона в Лейпциге в 1843 году открылась консерватория.

Умер Мендельсон в Лейпциге от кровоизлияния в мозг, вернувшись после напряженных гастролей по Англии.

Творческое наследие Мендельсона состоит из ораторий, кантаты, музыки к сценическим произведениям (в том числе к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь»), пяти симфоний (наиболее известны из них две – «Итальянская» и «Шотландская»), одиннадцати симфоний для струнного оркестра, увертюр (среди них - «Гебриды»), двух скрипичных и двух фортепианных концертов, многочисленных песен, камерных и фортепианных произведений.

Мендельсон – типичный представитель немецкого романтизма в музыке. Отличительная черта всех его музыкальных произведений, необычайно ясных и простых по своей форме - особая мелодичность и сентиментальность.

Заслугой Мендельсона явилось и то, что он разыскал многие произведения И. С. Баха, опубликовал и добился их исполнения.

Произведения

3 оперы, среди них «Илия» (1846)
кантата
псалмы
5 симфоний, такие как:
№ 2 «Реформационная» (1830-1832)
№ 3 «Итальянская» (1833)
№ 4 «Шотландская» (1830-1842)
концертные увертюры, например:
«Сон в летнюю ночь» (1826)
«Гебриды, или Фингалова пещера» (1830-1832)
«Рюи Блаз» (1839)
2 фортепианных концерта
Блестящее каприччио для фортепиано с оркестром (1832)
скрипичный концерт (1844)
камерные ансамбли
«Песни без слов» для фортепиано
сонаты, каприччио, фантазии, вариации
песни и романсы
музыка к драматическим спектаклям, в том числе:
к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1842)

МЕНДЕЛЬСОН (Мендельсон-Бартольди) (Mendelssohn-Bartholdy ) Феликс (1809-1847), немецкий композитор, дирижер, пианист и органист. Основатель первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг). Симфонии ("Итальянская", 1833; "Шотландская", 1842), симфоническая увертюра "Фингалова пещера" (1832), музыка к пьесе У. Шекспира "Сон в летнюю ночь" (1825), концерты для скрипки, для фортепиано с оркестром, "Песни без слов" (1845) для фортепиано, оратории.

МЕНДЕЛЬСОН (Мендельсон-Бартольди) (Mendelssohn-Bartholdy ) Феликс (полное имя (Якоб Людвиг Феликс) (3 февраля 1809, Гамбург - 4 ноября 1847, Лейпциг), немецкий композитор, дирижер, органист, пианист.

Многообещающее начало

Происходил из богатой и просвещенной еврейской семьи. Внук Мозеса Мендельсона. В 1816 его семья перешла в лютеранскую веру, приняв вторую фамилию Бартольди. Юный Мендельсон занимался по фортепиано у ведущего берлинского педагога Л. Бергера (1777-1839), а по теоретическим предметам и композиции - у главы берлинской Певческой академии К. Ф. Цельтера. Его первые произведения появились в 1820. К середине 1820-х годов Мендельсон уже был автором ряда крупных партитур - сонат, концертов, симфоний для струнного оркестра, фортепианных квартетов, зингшпилей; в которых он обнаружил абсолютное владение композиторским ремеслом, в том числе техникой контрапункта. На творческое становление Мендельсона повлияли семейные путешествия, общение с выдающимися людьми, посещавшими салон его родителей, знакомство с поэзией (Мендельсон неоднократно встречался с ним с 1821) и с драмами в переводах А. В. Шлегеля. В этой атмосфере, благоприятствовавшей стремительному развитию таланта юного композитора, родились его первые шедевры: струнный Октет (1825) с призрачно-фантастическим скерцо и виртуозной финальной фугой и увертюра "Сон в летнюю ночь" (1826), в которой господствует сказочно-феерическая стихия (склонность к этой образной сфере Мендельсон сохранил до конца жизни). Дирижерский дар Мендельсона также сформировался весьма рано. В 1829 под его управлением в берлинской Певческой академии впервые после многолетнего забвения были исполнены "Страсти по Матфею" И. С. Баха; это событие положило начало "баховскому возрождению" 19 в.

Карьера профессионального музыканта

В 1829-33 Мендельсон, путешествуя по Европе, побывал в Англии и Шотландии (1829), Италии (1830-31), Париже (1831), Лондоне (1832, 1833). Полученные впечатления отразились в наброске будущей "Шотландской симфонии", в увертюре "Гебриды" (первое исполнение в 1832, Лондон), "Итальянской симфонии" (1833, Лондон) и некоторых других произведениях. В 1833-35 Мендельсон занял должность музикдиректора в Дюссельдорфе, где основу его дирижерского репертуара составили оратории Генделя. Увлечение этим композитором сказалось в библейской оратории Мендельсона "Павел" (1836, Дюссельдорф). В 1835 Мендельсон обосновался в Лейпциге, с именем которого связаны его вершинные достижения как дирижера и организатора музыкальной жизни. Став руководителем знаменитого лейпцигского Гевандхауза (1835-47), Мендельсон пропагандировал музыку Баха, Вебера, (с которым его связывала близкая дружба). В 1843 он основал и возглавил Лейпцигскую консерваторию (ныне Музыкальная академия им. Мендельсона). Композитор стал основателем лейпцигской школы, отличавшейся ориентацией на классические образцы.

В лейпцигский период

В лейпцигские годы Мендельсон сочинял главным образом во время летних каникул. Среди наиболее значительных произведений этого периода - увертюра "Рюи Блаз" (1839), окончательная редакция 2-й симфонии ("Хвалебная песнь", 1840), "Шотландская симфония" (1842), Скрипичный концерт ми минор (1844), два фортепианных трио (1839, 1845). По заказу короля Пруссии была написана великолепная музыка ко "Сну в летнюю ночь" Шекспира (частично основана на материале юношеской увертюры). Несмотря на ее успех, отношения Мендельсона с берлинской элитой складывались трудно. Композитор принимал активное участие в организации Нижнерейнских и Бирмингемских музыкальных фестивалей; в Англии он пользовался особыми симпатиями публики и выезжал туда 10 раз (в 1846 и 1847 дирижировал исполнением оратории "Илия" в Бирмингеме и Лондоне). Ранняя смерть оборвала жизнь одного из самых уважаемых музыкантов Европы того времени. Мендельсон умер от инсульта в возрасте 38 лет, ненамного пережив свою горячо любимую сестру Фанни (по мужу Гензельт, 1805-1847), которая также была талантливым музыкантом.

Романтик

Мендельсон в большей степени, чем другие композиторы-романтики его поколения, ориентировался на идеалы 18 века и классицизма. В своих лучших образцах его музыка характеризуется стройностью и уравновешенностью форм, сдержанностью экспрессии, изяществом мелодических линий, рационально-экономной фактурой - качествами, которые Мендельсон воспринял от венских классиков. От и он унаследовал приверженность к фуге, органу, жанрам кантаты и оратории. Вместе с тем уже к середине 1820-х годов он выработал самобытный стиль, часто черпая творческие стимулы в литературе, истории, природе, изобразительных искусствах. Именно эта опора на внемузыкальные источники вдохновения делает Мендельсона прежде всего романтиком. Его ранние опыты в оперном жанре, отмеченные сильным влиянием , не получили продолжения (Мендельсон до конца своих дней искал подходящий сюжет для оперы и в год смерти приступил к работе над оперой "Лорелея" на текст Э. Гайбеля). Его склонность к музыкальному театру успешнее воплотилась в ораториях, увертюре "Рюи Блаз" по В. , музыке к "Антигоне" Софокла (1841) и ко "Сну в летнюю ночь". В выборе сюжетов для ораторий есть нечто автобиографическое: "Павел" аллегорически воспроизводит историю семьи Мендельсона, а "Илия" - историю его разногласий с берлинским обществом. Примечательны и многие другие вокальные произведения Мендельсона, в том числе кантата "Первая Вальпургиева ночь" соч. 60 (на стихи Гете, прославляющие весну) и хоровые псалмы лейпцигского периода. Его светские хоры и романсы неровны по качеству, однако среди них есть подлинные жемчужины - прежде всего романс "На крыльях песни" на слова Г. Гейне.

Менедельсон-инструменталист

Свой путь композитора инструментальной музыки Мендельсон начал симфониями для струнного оркестра, мастерски стилизованными в манере венского классицизма. Среди пяти "настоящих" симфоний Мендельсона выделяются "Итальянская" и "Шотландская". Для воплощения духа Италии Мендельсон избрал компактную четырехчастную форму с менуэтом в качестве 3-й части и стремительным танцевальным финалом в ритме сальтарелло (итальянский быстрый танец народного происхождения). "Шотландская симфония" масштабнее и богаче контрастами; в ней более отчетливо выражено программно-изобразительное начало. Наиболее значительные программные симфонические увертюры Мендельсона - по существу, одночастные симфонические поэмы - вдохновлены образами моря ["Морская тишь и счастливое плавание" (по Гете, 1828), "Гебриды" (1832), "Прекрасная Мелузина" (по Ф. Грильпарцеру, 1833)]. В лучших непрограммных инструментальных опусах - таких, как Октет, некоторые квартеты, фортепианные трио, "Серьезные вариации" для фортепиано (1841) и знаменитый Скрипичный концерт - классические формальные принципы счастливо сочетаются с интимным, глубоко прочувствованным тоном. Мастерство Мендельсона-миниатюриста проявилось в его простых и вместе с тем изысканных "Песнях без слов"; эту серию фортепианных пьес - своего рода лирический дневник - композитор писал с 1829 по 1845 (всего 8 тетрадей по 6 пьес в каждой).

Феликс Мендельсон - один из лучших композиторов 19-го века, современники сравнивали его музыкальное дарование с талантом Моцарта, что было вполне заслужено, много ли произведений широко звучат сегодня, написанные 16-17 юношей? А у Мендельсона таких произведений не одно. Светлая, примиряющая музыка является отличительной чертой Мендельсона, не только как композитора, но и как человека-эстета. Внешняя простота и прямолинейность его исключительного мелодизма наполнена редким по богатству внутренним содержанием, а высокий искренний романтизм поразительно сочетается с неповторимой глубиной.

1. Скрипичный концерт ми минор, соч.64 (1844)
Любим аудиторией, входит в стандартный классический репертуар исполнителей и является одним из самых исполняемых на концертных площадках во всём мире. Как сказал знаменитый скрипач Йозеф Иоахим: "У немцев есть четыре скрипичных концерта. Величайший и самый бескомпромиссный - Бетховена , один концерт Брамса соперничает с ним в серьезности. Самый богатый и соблазнительный написан Максом Брухом. Но самым душевным, жемчужиной сердца, является концерт Мендельсона."


2. Симфония № 4 ля мажор "Итальянская", соч. 90 (1833)
Симфония № 4 стала результатом путешествия молодого Мендельсона по Европе в 1829-1832, на её написание его вдохновила Италия.

Композитор в симфонии передаёт свои личные впечатления от искусства, природы и людей Италии, в симфонии звучат сцены итальянской жизни, заканчивается стремительными народными танцами - сальтарелло и тарантелла. Хотя эта симфония является одной из его самых известных его работ, она никогда не была опубликована при его жизни.


3. На крыльях песни, соч.34/2 (1835)
34-й опус Мендельсона включает шесть песен для голоса и фортепиано , написанных приблизительно в 1834-1836. Это был насыщенный и сложный период в жизни композитора - переезд в Лейпциг, смерть отца, работа над ораторией "Павел", встреча со своей будущей женой. Самым известным романсом опуса, да и возможно из всех песен Мендельсона является № 2 - "На крыльях песни". Текст Генриха Гейне под прекрасную мелодию повествует о мечтах влюблённых о ночном саде, с яркими душистыми цветами и журчанием волн. В песне видны благородство и уравновешенность внутреннего мира композитора.


4. Фортепианное трио № 1 ре минор, соч. 49 (1839)
Это первое из двух фортепианных трио Мендельсона и возможно его самая известная камерная композиция. Трио - воплощение противоположности, с одной стороны, оно знаменито своим лиризмом, с другой стороны, наполнено энергией, несколько раз сила и текстура перерастают в почти оркестровые пропорции. Этот гибкий и прекрасно построенный баланс противоположностей и делает искусство Мендельсона таким прекрасным, "легким" и естественным.


5. Оратория "Илия" соч.70 (1846)
Если музыку сравнивать с водой (погружение в тихое озеро или в буйную полноводную реку), то ораторию Мендельсона "Илия" можно сравнить только с океаном, такой мощью веет от неё. Обе написанные композитором оратории - "Павел" и "Илия" широко исполнялись при его жизни и какое-то время после смерти. Именно они проявляют глубину, сложность и духовную основу Мендельсона.


6. Увертюра "Гебриды, или Фингалова пещера" си минор, соч. 26 (1832)
Концертную увертюру "Гебриды" Мендельсон написал после посещения побережья Шотландии в 1829. Используя в ней модальные гармонии, автор пробуждает древние чувства, рисуя живописные картины дыхания моря. По мнению доктора искусствоведения В.Д. Конен, "Гебриды" - самая яркая из шести увертюр Мендельсона, которые вообще заложили традицию увертюры как особого жанра программной симфонической музыки: "Северный морской пейзаж вначале трактован композитором элегически. Но постепенно музыка приобретает драматизм и динамичность".


7. Рондо-Каприччиозо ми мажор соч.14 (1824-1830)
Первый вариант этой пьесы для сольного фортепиано был написан в 1824 году, окончательный в 1830 как подарок знакомому пианисту. Работа состоит из двух частей: начинается с элегантного Andante и вскоре прогрессирует в ритмическое Presto, которое продолжается до конца. Мендельсон использует весь динамический диапазон фортепиано, интересно и выразительно сопоставляя контрастные пианиссимо и фортиссимо, за это пользуется любовью многих пианистов.


8. Песни без слов (1829-1845)
"Песни без слов" занимают центральное место в многообразном творчестве Мендельсона. Композитор обращался к этой форме коротких лирических пьес на протяжении всей своей творческой жизни: все 48 песен собраны в 8 тетрадей по 6 пьес в каждой, первая тетрадь начата 20-летним композитором, последняя завершена через 16 лет, за 2 года до смерти. Песни внесли новую традицию и новые средства выразительности для фортепиано и были доступны музыкально образованному любителю. При всей простоте и скромности "Песни без слов" Мендельсона вошли в историю мировой музыки как один из выдающихся памятников лирического искусства 19-го века .


9. Струнный октет ми-бемоль мажор, соч.20 (1825)
Ещё одна работа раннего Мендельсона, когда он в свои 16 лет сочинил этот октет, ещё были живы Бетховен, Шуберт , Вебер, этим шедевром Мендельсон чётко подтвердил своё право стоять в одном ряду с такими знаменитыми коллегами. Октет поистине симфонического масштаба, сушествуют его оркестровые переложения и он является мостом между камерными и оркестровым работами Мендельсона.


10. "Свадебный марш" из музыки к комедии "Сон в летнюю ночь" соч.61 (1842)
"Свадебный марш" далеко не самая сильная музыка Мендельсона, но волею судеб он стал самой известной и самой исполняемой его работой в мире. Впервые по своему прямому назначению он прозвучал в 1847 году, а популярным стал в 1858 после свадьбы английской принцессы Виктории и принца Фридриха III, будущего императора (кайзера) Германии.
Хочется пожелать всем, для кого ещё персонально не звучал этот марш, услышать его, а тем, кто уже слышал, сохранить те чувства, которые связывали два любящих сердца во время его звучания.

Творческий путь Мендельсона и биография выдающегося композитора, автора «Свадебного марша», пианиста, вокалиста, преподавателя и дирижера.

Феликс Мендельсон краткая биография

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди появился на свет 3 февраля 1809 года в Гамбурге, в семье банкира. Его родители отказались от иудаизма и крестили своих детей в 1816 году в лютеранской церкви. В 1811 году семья переехала в Берлин, так как они хотели дать своим отпрыскам наилучшее образование. Когда Феликсу Мендельсону исполнилось 6 лет, он стал заниматься на фортепиано с матерью, а через год с Мари Биго. В 9 лет мальчик уже брал участие в берлинском камерном концерте. В юношеские годы композитор часто встречался с философом Гете и немало его стихотворений положил на музыку.

С 1819 года он стал сочинять музыкальные произведения без остановки. В этом же году его приняли в Берлинскую Хоровую академию. В 1822 году свет увидело первое издание работ. В тот момент гению было 13 лет. В 15-летнем возрасте им была написана первая симфония для — оркестра До минор. Через год вышла работа, показавшая его полную силу гения — Октет Ми-бемоль мажор, ставшая самым ранним известным произведением автора.

В 1824 году Феликс стал заниматься у пианиста-виртуоза и композитора Игнаца Мошелеса, с которым они стали друзьями на всю жизнь. Кроме музыки, он изучал литературу, изобразительное искусство, философию и языки. Композитор обучался в Университете Берлина, изучая лекции по истории Эдуарда Ганса, по эстетике Георга Гегеля, по географии Карла Риттера.

Еще в Хоровой академии Феликс освоил профессию дирижера и при поддержке Зельтера, директора академии, и друга Эдуарда Девринта осуществил постановку «Страстей по Матфею» (Иоганн Бах) в 1829 году. По сути, Мендельсон способствовал возрождению в Германии музыки Баха, которое распространилось на всю Европу.

В 1829 году Феликс Мендельсон посещает Великобританию. Здесь он проводит концерт Филармонического общества. После Великобритании посещает Шотландию, где, вдохновившись природой и людьми, делает наброски новых работ.

Когда композитор Феликс Мендельсон возвратился в Германию, то получил должность преподавателя в Берлинском университете. Но он отказался от заманчивого предложения. Автор гениальных произведений много лет путешествовал по Европе, где издал первую свою книгу «Песни без слов» в 1832 году.

В 1833 году его взяли на должность дирижера Рейнского Музыкального фестиваля в Дюссельдорфе. Спустя 2 года Феликс Мендельсон начал дирижерскую деятельность в Лейпциге. Он поставил себе за цель сделать этот город европейским музыкальным центром мирового масштаба.

В 1836 году ему вручили почетную степень доктора Лейпцигского университета. Произведения Феликса Мендельсона настолько впечатлили короля Пруссии, что он не раз пытался заманить композитора в Берлин. Наконец ему это удалось и Мендельсона назначили музыкальным директором Академии Искусств. На этой должности он работал до 1845 года, при этом не оставляя работу в Лейпциге. Время от времени Феликс посещал Англию и Бирмингем, где лично познакомился с королевой Викторией и ее семьей.

Феликс Мендельсон в 1843 году основал Лейпцигскую Консерваторию Музыки. В Германии это было первое учебное заведения подобного рода. Спустя год композитор провел в Лондоне 5 филармонических концертов.

Здоровье композитора постепенно стало ухудшаться. Особенно его потрясла смерть сестры Фанни. С целью оздоровиться он решил отправиться в Швейцарию, но это не помогло. Вернувшись обратно в Лейпциг, в возрасте 38 лет Феликс Мендельсон умер 4 ноября 1847 года.

Феликс Мендельсон музыкальные произведения — Октет Ми-бемоль мажор, Сон в летнюю ночь, Свадебный марш, Фингалова пещера, Гебридов, Шотландская симфония, Концерт для скрипки с оркестром, квартет Фа минор.

  • Отцом Мендельсона был Авраам, сын еврейского философа Моисея Мендельсона и Леи Соломон. Ему добавили фамилию Бартольди, чтобы полностью разорвать религиозные традиции Моисея. Композитор подписывался Мендельсон-Бартольди в знак послушания отца, однако часто использовал только первую часть фамилии.
  • Феликс Мендельсон 28 марта 1837 года женился на дочери протестантского священнослужителя Сесиль Жанрено. У пары было 5 детей.
  • «Свадебный марш» Мендельсона стал популярным только после его смерти. Он прозвучал в 1858 году на бракосочетании английской принцессы Виктории Адельгейды и будущего прусского короля Фридриха III.
  • Враг Феликса Мендельсона, композитор