Места проведения ярмарок в старину. Ярмарочные места. Ярмарки, торжки и погосты


Скоморохи, вертеп, Петрушка, балаган – вот чем весел русский человек. Вот она – пёстрая и шумная ярмарка. Это и место народных гуляний, и сцена, на которой разворачивается действие, не подвластное ни одному режиссёру. На ярмарке менялись лавки и товары, однако развлечения традиционно оставались одними и теми же.

Хоровод.

Именно этот простой танец был одним из наиболее древних способов увеселения на ярмарочных гуляниях. В хороводах всегда участвовало большое количество людей. Эта забава обязательно сопровождалась пением и музыкой. Однако, хороводы носили не только увеселительный, но и сакральный характер, и были чем-то сродни ритуалу. Так, на Руси существовали военные хороводы, любовные, урожайные, трудовые, родильные, семейные и множество других. Начинались хороводы, как правило, под песни «наборные», а заканчивались «разборными». Хоровод сопровождался игрой лицедеев, что позднее стали первыми скоморохами. Благодаря хороводам появились и певцы-запевалы.

Пляски.

О русской пляске говорят, что она разорвала круг хоровода. Пляска на славянских ярмарках была своеобразным соревнованием, в котором молодые парни могли соревноваться друг с другом в удали и прыти. Есть мнение, что это и вовсе – подготовка воина, которая сопоставима с подготовкой самбиста. Например, русская присядка – умение задеть противника ногой в любом положении. Победителя плясок определял народ, который собирался, чтобы поглазеть это мероприятие. Как правило, «голосовали» криками за самого прыткого юношу, который также мог показать необычные и красивые движения.

Скоморохи.

Скоморохи всегда занимали на ярмарках особое место. Согласно историческим письменным источникам, впервые скоморохи появились еще в XI веке, став прародителями первых профессиональных актёров театров, хотя, по сути, скоморохи уже и были теми самыми актерами. Как правило, скоморохами были люди без крыши над головой, бродящие по свету от ярмарки к ярмарке. Традиционно скоморохи занимались лицедейством и шутками, чем вызывали гнев властей и церкви. Так, в царской грамоте 1648 говорится, чтобы «скоморохов с домрами, и с гуслями, и с волынками, и со всякими играми в дом к себе не призывали» .

Балаган.

Это ярморочное увеселение появилось достаточно поздно, однако быстро приобрел широкую популярность, как среди простого люда, так и среди более знатных сословий. Примечателен тот факт, что именно таким малоприятным названием на Руси обозвали первые народные театры. Играли в балаганах скоморохи, которые развлекали ярморочных зевак не только шутками и песнями, но и театральным действием на специальном помосте. У большинства из них даже был свой владелец. По богатству убранства и оформления балагана, можно было судить и о благосостоянии его хозяина.

Вертеп.

Первый кукольный театр под названием вертеп появился на ярмарках лишь с распространением на Руси христианства. Все постановки показывались людям в коробке, с вырезанной стенкой и днищем, а фигурки кукол были нанизаны на деревянные штырьки. Вертеп был известен во всех славянских землях. Наиболее популярными мотивами Вертепа были мотивы на библейскую тематику. Всякая история, рассказанная в вертепе, была проста и поучительна. Все персонажи и действия были понятны каждому посетителю ярмарки. Традиционными участниками вертепа были: мужик, черт, поп, пастух, Богородица, осел, бык, младенец и Царь Ирод.

Медвежьи пляски и спектакли.

Куда в России без медведей. И это вовсе не миф, созданный иностранцами. Медвежьи пляски и медвежьи спектакли действительно были широко распространены на Руси и имели широкую популярность. Как правило, медвежьи выступления разнообразием не отличались, зато их сопровождали язвительные прибаутки медведчика, который веселили публику не меньше, чем сам медведь. Животные выполняли ряд несложных движений, показывая как баба платок завязывает, как мужик портки надевает, как зятя тёща угощает и т.д. Этакие примитивные пародии на людей вызывали особое веселье среди ярмарочной публики.

Раёк.

Другим весьма популярным и необычным увеселением на ярмарках был раёк, пришедший в землю русскую из западной Европы. Раёк – это большой ящик, нередко расположенный на колесах и выполненный в виде небольшой избы. На одной из боковых стен была расположена ручка, а на двух других линзы. Через одну из них, в раёк могли смотреть зеваки. Когда владелец начинал вращать ручку, внутри, за линзой происходила смена картинок. Изображения эти могли быть самыми разными: пейзажами заморских краев, рисунками невиданных зверей, картинками в сказкам. При этом, владельца такого «телевизора» можно считать предтечей диджея, поскольку он приговаривал во время демонстрации различные шутки и прибаутки.

Кукольное представление с Петрушкой.

Петрушка всегда был главным героем ярмарочных увеселений. Первое упоминание о нём относится к 1630 году. Адам Олеария, секретарь голштинского посольства, писал о комедиантах, которые устраивают для «простонародной молодежи представление за деньги» с пальчиковыми куклами. Петрушка - всегда горбатый, носатый, драчливый, озорной и крикливый балагур, который говорил хрипло-писклявым голосом. По сюжету представления Петрушка сватался, устраивался на работу, напивался и попадал в самые разные забавные ситуации. Князь Долгорукий, увидев представление петрушки в 1813 году написал: «Описывать нечего: всякий видел, что это такое; для меня нет ничего смешнее и того, кто представляет, и тех, кто смотрят. ...Зрители хохочут и очень счастливы» .

Кулачные бои.

Нередко на ярмарках проходили и кулачные бои, которыми Русь славилась с древних времен. Бои такие были не только потехой, но и состязанием. Участие в них принимали все желающие мужчины, независимо от возраста и положения в обществе. В кулачных боях, несмотря на кажущуюся простоту, была жесткая система правил, несоблюдение которых приводило к досрочному завершению боя. Бить противника можно было только кулаками. Наиболее распространенными видами кулачного боя, были: один на один, стенка на стенку или «сцеплялка-совалка» , которая на самом деле была вовсе не кулачным боем, а самостоятельным русским единоборством, походившим на борьбу при помощи бросков и захватов. В таких боях мужчины проявляли свою удаль и силу, смекалку и проворство, а ещё считалось, что кулачные бои «помогали «выбить» из головы всю дурь» , набежавшую за дни рутинных забот.

Сапог на столбе.

Особой популярностью эта простая забава пользовалась среди молодых удальцов, которые хотели произвести впечатление на красных девиц. Заплатив всего медяк, каждый желающий и уверенный в своих силах юноша или мужчина мог попробовать залезть на деревянный столб, вкопанный в землю. Наверху такого столба находились новые сапоги – особая ценность в те времена. Коли удалец добирался до вершины, то мог полноправно забрать свой приз. Впрочем, обычно столб был настолько высок, что добирались до сапог единицы. Но такой герой вместе с сапогами получал и расположение девушек.


Стоит отметить, что традиция ярмарок и ярмарочных гуляний дола и до нашего времени. Причём проводятся ярмарки не только в России. Например, интерес туристов привлекает ежегодная яблочная ярмарка в шведской деревушке Кивике, главной изюминкой которой являются .

Еще прошлой зимой увлекся изучением ярмарок до 1917 года на территории Московской губернии. Почитал не мало статей и книжек из которых подчеркнул не мало информации для общего развития. Увлекательное занятие читать историю. Рекомендую.
Естественно вначале пользовался списком ярмарок 1787 и 1834 годов, а так же списками "Населенной местности Московской губернии". Все это имеется в интернете в открытом доступе и желающий может ознакомиться. Другое дело когда начинаешь искать на современных картах эти села и города или просто даже погосты. Изменились названия населенных пунктов и мало того в прошлые времена владелец того или иного места называл его своим именем, а владел он к примеру десятью селами. Пару сел с одним и тем же названием могли оказаться даже в одном уезде. Так вот разбирая и перебирая списки, старые и современные карт нарисовал современную карту с пометками где и какие ярмарки находились. Если была информация делал пометки об объемах торгов, численности людей, времени проведения и сколько дней проходила ярмарка.
Понял причины такой популярности знаменитой Рогачевской ярмарки. Многие слышали о Поле чудес в Рогачево. Это три поля расположенные на окраине села.

Вроде ничего сложного нет. Люди торговали и торговали и об этом все знают. Но почему именно на этом месте велась такая активная торговля и достаточно продолжительное время - несколько сотен лет?
Рассмотрим карту.

И посмотрим на это же место глазами Шуберта.

Достаточно удобный и безопасный путь по воде из Волги. Как известно состояние дорог в те далекие времена было.... Да не было в те далекие времена дорог. Было единичное количество трактов, а осталное были обычные накатанные грунтовые дороги. Только тракты отсыпались камнем. Как нибудь я поведаю о своих прогулках по двум таким трактам. Достаточно интересно увидеть отсыпанную камнем дорогу когда в округе и намека нет на цивилизованные дороги. Но это в будущем. Из за отсутствия дорог перемещение на телегах было достаточно затруднительно и по времени продолжительно. Если взять скорость гружённой телеги 5-7 км/час то не сложно посчитать, что за 10 часов можно проехать 50-70 км. Но так считать можно только в задачниках по арифметике. Максимальная продолжительность рабочего дня лошади 10-12 часов. В день лошадь кормят 3-4 раза. К работе лошадь может приступить через 30 минут после кормления. Что бы накормить лошадь достаточно на морду лошади повесить торбу, а вот что бы ее напоить необходимо распрячь. И получается, что телега двигается со скоростью 5-7 км/час не 10-12 часов, а в лучшем случае часов восемь. Отсюда делаем вывод что максимальное расстояние которое за день может пройти лошадь с телегой равно 40-50 километров.
По реке Яхрома баржи то же тянули лошади, но перевозимый груз из расчета на одну лошадь разнился в разы. Очень интересна легенда названия реки Яхрома. Якобы Юрия Долгорукого сопровождала его жена в поездке по княжеству. Для отдыха возле реки княгиня спешилась и оступилась при этом воскликнула - "Ой! Я хрома." Окружающие восприняли это как название реки. С тех пор и повелось эту речку называть Яхрома.
Желающие прогуляться по берегу Яхромы в районе Рогачево должны учесть, что русло в этом месте было сильно изменено в связи с мелиоративными работами. Новое русло хорошо просматривается на современных картах, а старое мы можем видеть на картах Шуберта.
Село Рогачево центральный перевалочный пункт торгового пути из Москвы на север и ярмарка здесь была именно общегосударственного масштаба. Она не могла замыкаться только теми тремя полями, которые я отметил на первой картинке. Торговля велась от Усть-Пристани до Николо-Пешношского монастыря (Луговой). Баржи стояли у берега и купцы прям с них распродавали свой товар. Если пройтись по берегу, то можно увидеть углубления как бы предназначенные для стоянки таких судов. Делаем вывод, что торговля велась практически по всему течению реки Яхрома от Уст-Пристани до Николо-Пешношского монастыря и естественно в тех местах где был удобный подъезд (см. карту Шуберта). На участках между Александрово-Копылово и рекой так же велась торговля. По реке Сестра корабли поднимались до Трехсвятское. Там основное место торговли было возле Чернеева. Ну а дальше нагруженные телеги разъезжались кто в Клин, кто в Дмитров или же кто в Москву. В Клину ярмарки были еженедельно по субботам, а в Дмитрове кроме еженедельных еще одна недельная 15 сентября.
Далее по кругу знаменитое Теряево и Иосифо-Волоцкой монастырь. Ярмарки там проводились 15 августа и 8 сентября. До 3 500 человек собирали там ярмарки. Товара привозили на 20 000 рублей. А рядом в пяти километрах небольшая ярмарка в Спирово проходила 21 ноября. Приезжали люди из окрестных сел и торговали всякой мелочью.
Отмечу еще одно не примечательное сегодня место, где раньше был монастырь и погост. Это Носово. Такого населенного пункта сейчас нет. Это рядом с деревней Ястребки Одинцовского района. Упоминается Успенский Сафрониев монастырь еще в 15 веке. Вот возле него и были торги для окружающих сел. Собиралось на торгах до 1 500 человек и товарооборот составлял 3 500 рублей.
Где то там был монастырь.

А здесь похоже проходила сама ярмарка.

Когда появилась запруда мне выяснит не удалось.

Лес рядом с местом торгов. Возможно в нем отдыхали торгующие и покупатели, а может и отмечали сделки.


На юге Московской губернии было несколько крупных ярмарок. Одна ярмарка в Дединово что значила. Река Ока давала возможность купцам прибывать на ярмарку со многих городов. Торговые ряды стояли на берегу реки. Было два ряда. В одном торговали съестными припасами, а в другом по пятницам всевозможным товаром из окрестных деревень. Когда была построена железная дорога товар доставляли со станции Луховицы и в основном это был скот. Могу предположить, что скот не переправляли на левый берег Оки. Торги скорее всего 8 июля и 8 сентября проводились на обоих берегах. Далее по левому берегу Оки расположился Белоомут, который ранее состоял из Нижнего и Верхнего. В Нижнем Белоомуте проходило три ярмарки. В понедельник на масленицу торги продолжались два дня, в Вознесение три дня и 1 октября один день с подторжьем два дня. Торговали рогатым скотом, мануфактурой и галантерейными товарами, а так же сеном и рыбой и прочим всем чем только можно. В Верхнем Белоомуте по понедельникам были еженедельные базары. Первицкий Торжок благодаря близкому расположению железной дороги и реки еженедельно в субботу принимал торговых людей из многих городов и сел.
А теперь хочу поведать о ярмарке которая привлекла меня больше всех вышеперечисленных. Впереди еще повествование об одной неизвестной ярмарке, но по объемам торгов она сравнима с Рогачевской, но о ней позднее и в отдельной теме числа 15 ноября постараюсь рассказать.
Ярмарка проходила в селе где церковь Иконы Божьей Матери Казанская построили в 1752 г. Было в селе 46 дворов в которых проживало 171 мужского пола и 163 женского пола. В земской школе учились грамоте. Из за пожара в 1870 году церковь была перестроена.
8 июля привозили товары из Каширы, Тулы, Серпухова, Венева и Зарайска. Оновыные торги проходили на площади в центре села.

Все дело в том, что есть два села с названием Богатищево. Второе Богатищево-Епишино на 14 км севернее и на него больше обращают внимание. Все поисковики при наборе Богатищево указывают на жд станцию, которая никак не ассоциируется с селом где могла проходить ярмарка. Как видим из картинки само село находится чуток южнее жд станции. В советское время севернее села была построена птицефабрика, а восточнее очистные сооружения для этой птицефабрики. Птицефабрика и очистные сооружения сейчас не действующие и прогуляться по свежему воздуху в окрестностях села можно с при великим удовольствием. Можно дойти до урочища Большое Любилово и искупаться в водохранилище, но это конечно в теплый летний день. Сейчас может лучше направить свои стопы в сторону урочища Свиное. Ранее там был храмовый комплекс. Само село прекратило свое существование, но вокруг того места стали расти дачи. Прогулка должна доставить удовольствие. См. карту.

Заодно вашему вниманию с карты Шуберта.

А заодно и ПГМ.

Вид на очистные через поле

А это Церковь Казанской Богоматери в соседнем селе Растовцы. История села интересная, но ярмарки там не было и поговорим о нем как нибудь в другой раз.

Если кто то будет в этих местах и сделает фотографии буду готов принять их в дар и размещу в блоге. Удачных путешествий.
В 15 веке из Греции пришел человек. Можете себе представить из Греции пешочком до наших краев. Жил себе человек в апельсиновых рощах, кушал маслины в неограниченном количестве. Потом раз и собрав катомку и отправился на север. Нашел озеро и образовал на островке поселение. А произошло это примерно в году 1431. Жили не тужили пока места им стало мало. И обратились они тогда к царю с поклоном. Добрый царь Иван Грозный (фамилия у него такая) находясь в хорошем расположении духа подписал грамоту в которой пожертвовал окрестные земли для строительства Николо-Радовицкого монастыря. Произошло это в 1584 году. А что бы доход у монастыря был стабилен стали проводить там ярмарки ежегодные на 9-ой и 10-ой неделе по Пасхе. Места было предостаточно вот народ и гулял две недели. А все это происходило в селе Радовицы Егорьевского района. Места глухие, заросшие не только травой и кустарником, а и древесной порослью.
Чуть севернее есть место о котором упоминалось в писцовых книгах 1587 года. Красивая старинная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена 1801 году. Перед церковью и проводились ярмарки. Подъезд к полю по асфальтированной дороге.
Поднимемся севернее. Найдем небольшое село Туголес. Великолепная Церковь Великомученицы Параскевы (Пятницы) открывается неожиданно. Красивейшие купола в лесном массиве. Завораживающее зрелище. Такое надо видеть. Если вы увидели купола в лесу значит повернули на лево и скоро упретесь в конец дороги, а далее уже накатанная грунтовка и в сырую погоду не проехать. Да и ехать там собственно не куда. Слева будет простираться огромное поле поросшее травой пригодной для заготовки на сено. Справа заброшенная районная больница. Количество оводов обитающих в том краю просто не поддается подсчету. Можно сказать оводный край. Их можно там отлавливать и экспортировать за границу в огромных количествах.

Однако уважаемые читатели блога ждут продолжения повествования о ярмарках Московской губернии. Опишу вам ярмарку которая проходила в селе на Веневской почтовой дороге. Торговали там в праздник Троицы. Торговали из городов Зарайска, Тулы, Серпухова, Каширы и прочих прочих и прочих. Подъезд удобный был. На дороге село было. Сейчас что бы добраться до него надо идти пешком. Местные предпочитают трактор. Другого транспорта я там не наблюдал. Автомобиль можно оставить в соседнем селе возле церкви и пешочком три километра с хвостиком.

На карте хорошо видно месторасположение села Гритчино в те времена Каширского уезда. Я думаю легко сможете найти на современных, только не путайте с деревней Гритчино Каширского района. Да кстати село уже переименовано в деревню, а поэтому надо выбрать в какую деревню Гритчино ехать. Место для прогулки интересное, только не обходите сады. Идите по дороге через сады. Войдете в село и слева сразу увидите остатки церкви, а там можете выбирать любое направление для дальнейшего путешествия. Если направитесь в Хреново то через 2.5 км упретесь в остатки деревни при речке, а через еще пару километров и само Хреново. Чуть не забыл левее за речкой погост был о двух церквах. Ой! Забыл. Мы же про ярмарки. Ярмарка была в Гритчино.
Переместимся в Шаховский район, деревня Черленково. Рассмотрим этот район.

Ярмарка в Черленково проходила 9 мая в Николин день. В 1900 году поползли слухи, что земля с могилы богоугодного человека по имени Филипп помогает от всего. Вначале землю с могилки брали щепотками и просто носили с собой. Слух о расползался, а люди сползались к могилке и каждый человек уже брал не щипотку, а жменьку земельки. Народ стал приезжать из соседних губерний. Взял калькулятор и примерно посчитал какой объем земли могут унести люди взяв всего по жмене. Примем плотность 2 000 кг/куб.м. Человек в жменю может взять примерно 50 грамм. Одна тысяча человек по жменьке вынесет 50 000 грамм или 50 кг земли. Там же в день проходило несколько тысяч человек. Решил прогуляться к месту где должен быть котлован вместо могилки. А может и сам взял бы жменьку землицы на удачу. А кто его знает может и удачу принесет. Наметил маршрут.

Посмотрел спутниковые снимки на которых все прекрасно видно.

Распечатал карту.

Пытался разместить несколько тысяч человек на этой территории. Никак не мог представить себе где они размещались, что и самое главное где ели. А где они спали? Из статей об этом событий вычитываем, что в день продавалось несколько тысяч просвир. Одна просвира стоила 1 копейку. Уездный свечной склад не успевал поставлять свечи в церковь. На карте видно где находится церковь и где кладбище. И вот этот небольшой населенный пункт весной 1900 года принимал ежедневно тысячи человек, кормил их и укладывал спать. По свидетельствам хлеб пекли возами и продавали его вдвое и трое дороже. Местные конечно обогатились. Любая афера имеет свое завершение. Полиция навела порядок. Как не искал, но ямы на месте могилы богоугодного Филиппа так и не нашел. Прогулялся с севера от кладбища, затем спустился к церкви и прошелся по берегу реки. Места красивые и интересные.
О ближайших ярмарках в округе это Муриково, Ховань, Левкиево и Середа написано в Справочной книжке Московской губернии 1890 года.

Что бы увидеть карту ярмарок кликаем кнопочку
«Ярмарки» на Яндекс.Картах

Продолжение следует.
Следите за обновлениями.

Евгений Георгиевич (GOR), Симферополь писал(а):

Теряли все и везде. И продавцы и покупатели. Покупатели больше, так как для них все таки сама ярмарка как праздник, а для продавцов - работа, а значит и пили меньше и к деньгам относились аккуратнее. Больше естественно теряли на месте самой ярмарки. Чего деньги то терять на подходе к ней? Вы, идя на рынок, всю дорогу что ли деньги из кармана в карман перекладываете и в руках смыкаете? Положили поглубже и лежат они там спокойно до нужного момента.

Во все времена больше теряли монеты меньшего достоинства. как теперь, так и тогда. Так же следует понимать, что хотя на ярмарке оборот мог быть и большой, почти все потерянные монеты сразу же и подбирались людьми. Ярмарочные места хоть и не были заасфальтированы, но тем не менее это были хорошо утоптанные и укатанные места и монеты там сразу в грунт не прятались. Это не пашня. Так что находки конечно же есть, но вовсе не так много, как нам сейчас кажется - пришли люди на ярмарку, напились и давай деньгами сорить... В некотором смысле раньше к деньгам даже аккуратнее и бережливее относились. Ну что сейчас значит потерянная монета? Тот же рубль например... Да ничего особенного. Многим за ним даже наклоняться лень. Особенно если в лужу, или грязь упадет. А раньше за монетку много чего можно было купить. Причем во все времена. Даже во времена СССР копейка, это коробок спичек!

И про оборот денег на рынке... На нашем Симферопольском рынке, в предпраздничные дни, оборот составляет не менее миллиона долларов в день! Это точные сведения. И это минимальная сумма. У меня был сосед, который несколько лет проработал на рынке дворником. Они с бригадой рынок убирали. Так вот я у него как то спросил, а много ли денег они находят после торгового дня? Оказалось что не так то и много. Он работал, когда еще у нас гривны ходили. Так вот он рассказывал, что если гривен 20 - 30 соберет, считай повезло. Да и то, в основном это самые мелкие монеты. Бумажки вообще очень редко попадались.

Согласитесь, что при миллионном обороте и при том, что рынок то работает каждый день, кроме понедельника, даже 100 гривен мало. Думаю что и при обороте 50 штук, деньги россыпью не теряли.

Надо учитывать, что часть платежей по безналичному расчету, основная часть денег в бумажном виде, а тогда, если считать по 25 рублевой стопе, получалось что 50000 это 32 тонны медных денег, даже если пару килограмм каждый год теряли, и из них половину находили, то нам тоже должно кое что остаться))) Главное что бы мои расчеты по определению места оказались верными)))

Наталия Дзюба
Конспект НОД в старшей группе «Русская ярмарка»

Конспект НОД в старшей группе «Русская ярмарка » .

Цели : Формировать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции, развивать музыкальный вкус. Закреплять знания детей о народном прикладном искусстве. Формировать представления о ярмарке , как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности.

Задачи : Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах . Развивать творческие способности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности : словесной, художественной, музыкальной. Воспитывать уважительное отношение к труду народных умельцев, национальную гордость за мастерство русского народа . Обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной действительностью окружающего природного мира.

Предварительная работа : Рассматривание произведений художественных промыслов Гжели, Хохломы, Дымкова. Рисование элементов росписей. Разучивание стихов, песен, частушек, танцев.

Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Оборудование и материалы : Презентация «Русская ярмарка » . Столы с игрушками и изделиями с разными видами росписей. Деревянные ложки для оркестра.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, мы с вами живем в очень большой, красивой и богатой стране. Богата она лесами и реками, полезными ископаемыми, животными, прекрасными людьми. У нашей страны богатая и интересная история. Как раньше называлась наша Родина? (Русь) .

Воспитатель : Наша страна не всегда была такой современной, как сейчас. Раньше не было магазинов и больших торговых комплексов. Люди торговали на улице. Такое место называлось торг, торжок, торжище. Позже в обиход вошло слово «ярмарка » . Как вы думаете, что такое ярмарка ? (Ответы детей) . Давайте вместе узнаем, что такое ярмарка . (Показ презентации) .

Ярмарка – это такое место , где испокон веков больше всего народу собиралось. (Слайд 2) . К Ярмарке готовились , о начале Ярмарки оповещали заранее .

Хлебом, солью встретим гостей!

Мёд будет течь рекой!

Коробейники да скоморохи развлекут народ.

Снедью разной потчевать будем!

Забавы разные покажем! (Слайд 3) .

Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарочные увеселения , и гулянья в городах по случаю больших календарных праздников : Рождество, Масленица, Пасха, Троица. (Слайд 4) .

На ярмарках не только торговали и покупали (Слайд 5, но и обязательно веселились, как могли : песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили! (Слайд 6, 7) .

Обычно во время гуляний и ярмарок возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями. (Слайд 8) .

Публику веселили скоморохи, поводыри с дрессированным, “учёным” медведем, неунывающий, остроумный русский весельчак Петрушка . (Слайд 9, 10) .

Атмосферу радости создавали яркие вывески, воздушные шары, разноцветные флажки, песни, частушки, звуки гармони и шарманки, смех, нарядная шумная толпа. (Слайд 11, 12) .

Ребята, посмотрите, как нарядно одет народ. (Слайд 13) .

Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны, бусы, нитки, гребёнки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуду и другую домашнюю утварь.

Торговцы предлагали баранки и бублики, колбасы, сыры, мёд, недорогие лакомства, семечки и орехи. (Слайд 14, 15) .

Можно было тут же съесть пирожок, выпить квасу. Между рядами среди публики ходили лоточники, предлагавшие пироги, булки, сбитень, груши, яблоки. (Слайд 16) .

Ярмарочные гуляния были ярким событием, шумным всеобщим праздником. Народная мудрость гласит : любая душа празднику рада! (Слайд 17) .

Ребята, а вы хотели бы попасть на ярмарку ? Тогда я приглашаю вас.

В : Я приглашаю вас

Поиграть, посмотреть,

Как мы будем песни петь,

Хороводы здесь водить,

Состязанья проводить!

Много вам всего покажем,

И сыграем и расскажем,

Как в старину все это было .

Да, мы многое забыли,

Будем игры вспоминать,

С удовольствием играть!

Дети под русскую народную мелодию идут за воспитателем, садятся на стульчики. Выходит ведущая в народном сарафане.

В : Покровительницей ярмарки и торговли на Руси считалась Параскова Пятница. Существует поверье, что Параскова Пятница ходит по земле в виде молодой красивой девушки и примечает, кто, как живет : трудолюбивых, работящих людей награждает, а ленивых наказывает. Так пусть же на нашей ярмарке не найдется места ни лени, ни скуке.

На ярмарку ! На ярмарку !

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут друзья!

Ребенок : Глядите, не моргайте,

Рты не раскрывайте,

Ворон не считайте,

По дешевке покупайте!

Ребенок : Нынче ярмарка у нас !

Покупай все про запас!

Ребенок : Мы торговцы – зазывалы,

Мы – ребята молодцы!

Весь товар у нас на славу :

Ложки, гребни, петухи!

Ребенок : Подходите, примеряйте

Наши ленты и платки!

Время даром не теряйте,

Доставайте кошельки!

Посмотрите, что можно было купить на ярмарке .

(Дети рассматривают предметы народно-прикладного искусства : дымковские игрушки, хохломские изделия, свистульки, кружева, матрешек.)

В : На нашу ярмарку прибыло много гостей, есть гости из деревни Гжель.

Ребенок : Распустились синие цветы,

Развернулись синие листочки

Не в саду, не в лесочке, не в поле,

А на белоснежном фарфоре.

В : Ребята, что это за роспись?

Дети : Это роспись – Гжель!

Ребенок : А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель

Под Москвою мы живем.

Глину месим и поем.

Очень любим синий цвет,

Потому что краше нет.

В ярмарке произведения гжельских мастеров. Дети находят изделия из Гжели. Из чего сделаны эти предметы? (Из глины, фарфора) .

В : Ну что, народ, кто играть пойдет,

Тот все призы заберет.

А кто не хочет играть,

Тому даже бублика не видать!

Проводится русская народная игра «Сапожник» .

Вот и мы с вами, поиграли, косточки свои размяли!

А теперь, гости дорогие, не хотите ли конфеток покушать, да потешек послушать?

Дети разыгрывают потешки.

1) - Федул! Что губы надул?

Кафтан прожег.

Зашить можно?

Иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2)Трошка! Что из леса не идешь?

Медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идет!

Сам иди!

Да он не пускает!

В : К нам прибыли гости из слободы Дымково.

Ребенок : Расписные индюшата,

Кони, птицы и утята,

Расписные даже хрюшки

В царстве дымковской игрушки!

Игрушки наши повсюду славятся

Подходите скорее, вам понравятся!

В : Посмотрите, есть ли на нашей ярмарке произведения дымковских мастеров. Дети находят изделия из Дымково. Из чего сделаны эти предметы? (Из глины) .

Ребенок : Тут поют свои частушки

Знаменитые игрушки

Филимон с гармошкой,

С внуком Филимошкой!

В : На ярмарке и народные песни , и музыку можно было послушать. И самим спеть. Какая же ярмарка без частушек !

Ребенок : Эй, девчонки - хохотушки,

Запевайте-ка, частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Мы частушек много знаем

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Самовар, самовар

Золотая ножка.

Я посеяла горох,

Выросла картошка.

Я вчера такое видел

Не расскажешь никому

Сидит заяц на березе

И рисует хохлому.

Городецкие узоры,

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ох, Россия, ты Россия

Славы не убавилось

Хохломой и Городцом

На весь мир прославилась!

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!

В : Эх, честной народ, заводи хоровод,

Просто так не стой, а пляши да пой!

В : Еще гости к нам на ярмарку пожаловали .

Ребенок : Золотом и ярким цветом

Эта чаша расцвела.

Солнцем, ягодами, летом

Вдруг наполнилась она!

Угадаешь, что за чудо?

Дети : Это – чудо Хохлома!

Ребенок : Подходи, детвора, - зазывает Хохлома!

Ну, а это, братцы, мы

Наш товар из Хохломы :

Посуда и игрушки,

Свистульки и зверушки.

В : Выходите ложкари. Ложкарями называли тех, кто ложки делал, и тех, кто на ложках играл.

Оркестр с ложками.

В : Доставай пятачок – покупай кренделек.

Доставай пятак другой - бери бублик большой. Раз на ярмарку мы попали , так гостинцев надо для себя прикупить. Ведущая показывает детям бублики, сушки, крендельки.

Ребенок : Распродали все товары

И скорее – тары - бары.

Нет, друзья, так не годится,

Продолжаем веселиться!

В : Побывали мы друзья на ярмарке , повеселились, гостинцев прикупили, а на карусели еще не катались.

Песня «Ярмарка » .

Ведущая приглашает детей и гостей покататься на карусели.

В : Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась .

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

День Микеля или Маттиса отмечается 29 сентября, как праздник завершения сельскохозяйственных работ, а так же, как день базаров и торговли.

Микель – архангел Михаил, сражающийся против всех тёмные сил зла. На иконах он чаще всего изображён, как воин-защитник, покровитель Божьего народа в его борьбе за свободу.

Все, кто читал и просто рассказы восточных авторов, конечно, помнят завораживающее описание восточных базаров. Разноязычный говор, ослепительно яркие краски, немыслимые ароматы, витающие в воздухе, просто врываются в реальность, сходя со страниц книг.

Интересно и то, что часто были центром культурной, политической и социальной жизни. Располагался базар на центральной городской площади. Рядом мог находиться не только дворец правителя, но и мечеть.

Например, а «Истории Бухары» Мухаммеда Наршахи – 899-959 мы читаем: «Там, где теперь находится мечеть Моха, была равнина на берегу реки, где было очень много деревьев, так что торговля происходила в их тени. Царь выходил на базар и садился на трон на том месте, где теперь находится мечеть Моха, чтобы поощрять людей к покупке идолов… Впоследствии на этом месте было капище огнепоклонников: в дни, назначенные для торга, люди собирались сюда, все входили в капище и поклонялись огню. Это капище существовало до водворения здесь ислама, когда мусульмане, усилившись, построили на этом месте свою мечеть, и теперь это одна из главных мечетей Бухары».

Но базары и Ярмарки появились задолго до христианства и ислама. Ещё до нашей эры с возникновением первых государств, таких как Месопотамия… Были они и в Древней Греции и в Древнем Риме.

И уже рыночные площади считались священным местом. На рынках устанавливали алтари различных божеств: Зевса, Гермеса, Афины и считалось, что рынки находятся под покровительством этих божеств.

Первой известной ярмаркой в Западной Европе считается прошедшая в 629 году ярмарка в Сен-Дени под Парижем. Ярмарки стали наиболее распространённой формой торговли в Европе во времена Средневековья.

В XIII - XIV веках одно из самых оживлённых мест торговли находилось во Франции в графстве Шампань, где ярмарки проходили круглый год. Во второй половине XIV века большая часть ярмарочной торговли переместилась в Лион и Женеву.

А в XV веке, центром ярмарочной торговли в Европе стал город Брюгге во Фландрии.

Ярмарки проводились так же в Германии во Франкфурте-на-Майне и в Лейпциге.

Многие , зародившиеся в глубине веков, продолжают здравствовать и ныне.

На Руси испокон веков были свои ярмарки.

Прабабушка рассказывала мне, как отец до революции возил всю семью на ярмарки. Перед этим мать наряжала детей во всё самое лучшее, наряжалась сама, подбирала для отца самую красивую рубаху, брюки, головной убор и сапоги.

Детям ярмарка в те времена представлялась ожившей сказкой. Их вели на кукольное представление, покупали различные сладости, воздушные шары, они любовались медведями, наряженными в национальные русские костюмы – те били в бубен и танцевали под присмотром цыган и их одобрительные крики.

Судя по тому, с каким восхищением и азартом прабабушка предавалась воспоминаниям, как зажигались и молодели её глаза и розовели щёки, ярмарки подарили ей в детстве много счастливых часов.

На Руси ярмарки появились в глубокой древности, и располагались сначала на пересечении торговых путей. Проезжающие мимо со своим товаром купцы не могли удержаться от соблазна, останавливались и начинали торговать. Свои товары на ярмарках продавали так же крестьяне и ремесленники живущие неподалёку. Транспортом первых ярмарок были лошади, на которых привозили и увозили товар.

Правительство на Руси с глубокой древности не только не препятствовало ярмаркам, но и способствовало их появлению. Например, ещё княгиня Ольга организовала погосты, где люди могли торговать своими товарами. А царь Пётр I считал, что ярмарки способствуют внутреннему товарообороту и налаживают торговые связи с иностранцами.

Когда-то ярмарки называли – торжки, торги, и лишь много позже, когда они расцвели в таких крупных городах, как Москва, Новгород, Псков, Рязань, их назвали ярмарками.

Может быть, именно с ярмарок пошёл так называемый русский размах, так поражающий иностранцев и в наше время. Восхищённые воспоминания о московских торгах оставили венецианский посол Контарини, побывавший в Москве в 70-х годах XV века и купец Иосафато Барбаро.

Само слово «ярмарка» скорее всего, пришло к нам с Запада. Так, например, путешествовавший по России в начале XVI века и побывавший на одном из торгов, на реке Мологе при городке Холопьем, немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн потом писал в своих «Записках о московских делах», называя русский торг привычным для себя словом «jahrmarkt» – «ярмарка».

В. И. Даль объяснял, что «ярмарка – большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями».

Любая ярмарка, как правило, представляла собой огромную многоликую и шумящую толпу из торгующих, покупающих и просто любопытствующих. Потом торговец Фурье предложил ввести торговые «ряды», расположив торговцев в линию. Теперь покупатели и продавцы не смешивались друг с другом, и появился относительный порядок.

Первая крупная ярмарка в Нижнем Новгороде прошла уже во второй половине XIV века.

Самой большой ярмаркой в России была Нижегородская, которую сначала называли Макарьевской, так как располагалась она у стен Макарьевского монастыря, стоявшего в 90 км от Нижнего Новгорода вниз по реке Волге в 1641 году.

В 1817 году после пожара ярмарка была перенесена в Нижний Новгород, однако ещё долгое время продолжала называться по имени своей предшественницы Макарьевской.

На ярмарку в Нижний Новгород везли хлеб из Самары и Саратова, рыбу из Астрахани, кожу и пушнину из Сибири, железо с Урала. На ярмарку ехали и иностранцы, которые называли Нижегородскую ярмарку русским караван-сараем. Торговля на ней шла, как оптовая, так и розничная.
К середине XIX века общее число торгующих превысило 15000 тысяч.

Ещё ярмарка была под Курском, первое упоминание о ней относится к 1708 году. С 1824 года она стала называться Коренской, и на неё стали съезжаться купцы со всех уголков России.

Русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет, называл курскую ярмарку «выставкой невест». И писал: «Все проходы застилались свежею травою, по которой, подъезжая в многочисленных экипажах, разгуливали разодетые дамы. То и дело мелькали кавалерийские офицеры в полной форме с волочащимися саблями».

На Курской ярмарке, по словам писателя Гиляровского, продавали соловьёв. По тем временам стоили они недёшево – 100 рублей за одного певца в клетке.

Позднее появилась Уральская ярмарка.

Интересно, что на ярмарках большим спросом пользовались различные снадобья всевозможных знахарей, презервативы из бычьих пузырей, лубки с яркими картинками, которые заменяли беднякам книги. Но именно ярмарки способствовали развитию народных промыслов.

На ярмарках продавали практически всё! Лошадей и другой скот, зерно, муку, мёд, сахар, пряники печатные и непечатные, галантерею, всевозможные ткани, шапки, расшитые душегрейки, шали, шубы, валенки и многое другое.

В старину на ярмарках обвешивать и обсчитывать покупателя было не только грешно, но и пятнало честное имя продавца.

Всенепременными участниками ярмарок были скоморохи, купцы, цыгане с медведями, гадалки.

В 1894 г. в России было проведено более 18000 ярмарок с оборотом 1100 млн. рублей. Ярмарки были, как однодневные, так и длившиеся неделю и даже не один месяц.

Я очень люблю, когда ярмарки начинаются в нашем городе. Ярмарка на центральной площади города работает три раза в неделю – по пятницам, субботам и воскресеньям. Начинается она в середине августа и длится до 1 ноября. Приезжают на неё продавцы из разных мест, как правило, из городов Поволжья. Но больше всего, конечно, местных фермеров, продающих экологически чистую сельскохозяйственную продукцию.

Деревенские продукты охотно раскупаются горожанами, а туристы с удовольствием покупают сувениры и поделки, созданные руками местных умельцев.

Приюты на нашей ярмарке пристраивают в хорошие руки котят, собачек и даже попугаев и обезьян. Все животные выглядят ухоженными, желающие получают визитки и могут посетить приют, разыгрывается беспроигрышная лотерея в пользу животных, которые не могут найти хозяев и остаются в приюте. Это немного грустная нотка… Во всём остальном ярмарка только радует.

Например, мы, мёд покупаем только на этой ярмарке. Там же приобретаем астраханскую рыбу, вологодское масло и другие товары.

И ещё одной из моих личных радостей является то, что на этой ярмарке можно купить с рук недорого книги в хорошем состоянии.

И, наверное, не будет ничего плохого, если поблагодарить за ярмарки их покровителя святого Михаила или Микеля, ведь ярмарка на самом деле тот самых праздник, что сближает людей самых разных национальностей и взглядов.