Метод тычка рисование жесткой полусухой кистью. «Одуванчики» нетрадиционная техника рисования, тычок сухой кистью. По рисованию с дошкольниками

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Котёнок»

(Тычок жесткой полусухой кистью. Гуашь)

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Программное содержание: Продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кисти. Закреплять умение самостоятельно подбирать нужный цвет. Расширять представление о жизни домашнего животного, находить и называть различия и сходства кошки и котят при сравнении их внешнего вида; подбирать слова, характеризующие действия животных. Воспитывать интерес к жизни домашних животных, желание знать о них как можно больше.

Материал и оборудование: Половинки альбомных листов с нарисованным силуэтом котёнка, гуашь, жесткие кисточки, тряпочки (на каждого ребёнка).

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и картинок «Кошки» из серии « Домашние животные».

Ход занятия:

Воспитатель читает детям потешку:

Как у нашего кота

Шуба очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Воспитатель: Ребята, а у кого дома живёт котёнок?

Дети: У меня! А у меня кошечка! У моей бабушки живёт кот!

Воспитатель: Какие они у вас, расскажите!

Дети: У меня черный! У меня пушистый!

Воспитатель: А что едят кошки, вы знаете?

Дети: Молочко! Сметанку! Рыбку! Мясо!

Воспитатель: А во что они любят играть?

Дети: Бантиком на шнурке!

Воспитатель: А вы любите играть с котятами?


Воспитатель: Давайте поиграем! Вставайте в хоровод!

Физкультминутка: «Котята».

Если кто-то с места сдвинется, (Шаг в сторону)

На него котёнок кинется. (Прыжок вперёд)

Если что-нибудь покатится, (Круговые движения руками)

За него котёнок схватится. (Хватательные движения рук вперёд)

Прыг-скок! (Прыжки вверх)

Цап-царап! (Движения рук вперёд)

Не уйдёшь из наших лап! (Взяться руками за противоположные плечи)

Воспитатель: Молодцы, весело играете! А теперь отгадайте мои загадки:

Хвост пушистый и усы…

Нет приятнее красы!

Лапки – мягкие подушки,

Кверху поднятые ушки.

Ну. Подумайте немножко.

Догадались? Это… (Кошка).

Мохнатенька, усатенькая,

Молочко пьет, песенки поет? (Кошка)

Воспитатель: Жалко, что в детском саду нет котёнка, с которым можно было бы поиграть.

Воспитатель: А давайте нарисуем своих пушистых котят. Присаживайтесь на места и подумайте, какого котёнка вы хотите нарисовать.

Воспитатель раздаёт детям половинки альбомных листов с нарисованным контуром котёнка и жёсткие кисти.

Воспитатель: Ну что, ребята, решили какого котёнка вы нарисуете? Рыжего, белого, а может быть полосатого?

Дети говорят, какого цвета котёнка они будут рисовать, а воспитатель раздаёт краски.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, какой кисточкой мы будем рисовать?

Дети: Колючей.

Воспитатель: Да, колючей, жёсткой. И рисовать мы будем полусухой кистью. Кисть мы сразу будем окунать в краску, излишки краски уберём, вытерев кисточку об край баночки, и будем наносить тычки на рисунке так, чтобы заполнить весь контур, а кисточку будем держать вертикально вверх. Тогда наш котёнок получится пушистым.

Воспитатель помогает, объясняет, показывает индивидуально каждому

Воспитатель: Ну что, ребята, все справились? У всех получились пушистые котята?

Дети: Да! Да!

Воспитатель: Молодцы! Теперь вы знаете, что можно рисовать жёсткой кистью, делая тычки на рисунке.

Воспитатель: Посмотрите, какие у вас получились интересные, красивые котята!

После занятия выполненные рисунки дети рассматривают вместе с воспитателем.

Конспект непрерывной образовательной деятельности Художественно – эстетическое развитие средняя группа Рисование (тычок жесткой полусухой кистью) «Ёжик»

Задачи:

Тренировать рисовать животных методом тычка.

Формировать умение создавать выразительный образ.

Продолжать развивать изобразительные умения и навыки.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: расширять представления о животных.

Социально – коммуникативное развитие: воспитывать усидчивость, трудолюбие, любовь к природе.

Оборудование и материалы : - игрушка - ёжик, одетый в шарф, картинка ёж.

Лист белой бумаги с контурным рисунком ежа; гуашь коричневого, зеленого цветов; кисти ; фломастеры

Два образца: на одном только контур ежа, на другом - ёжик , нарисованный методом тычка.

Ход:

1 часть

Воспитатель: Вы послушайте, ребятки,

Загадаю вам загадку:

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек.

Это наш приятель.

Дети : Ёжик .

Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила ёжика. Ему было очень холодно. Я взяла его с собой. (достаёт ёжика) .

Ёжик - Здравствуйте, ребята! Вы ребята-котята?

Дети : - Нет.

Ёжик - Вы ребята-зайчата?

Дети : Нет.

Ёжик - А кто же вы?

Дети : - Мы мальчики и девочки.

Ёжик - А я ёжик. Вот мы и познакомились.

Воспитатель : Ребята, скажите какое сейчас время года?

Дети : Зима.

Воспитатель : А что ёжик зимой делает?

Дети : Спит.

Воспитатель : А наш еж не спит. Давайте у него спросим: «Почему не спишь ты, ёжик?»

Ёжик : - Ох, ребята! Я живу один в большой лесной деревне, скучно мне, вот и не могу уснуть. Может быть вы подскажете, что мне делать?

Воспитатель : ребята, как же нам ёжику помочь? Что же нам сделать, чтобы у него друзей много стало?

Дети : Нарисовать.

Воспитатель : Точно, молодцы! Мы ему друзей нарисуем.

Воспитатель : Ребята, давайте вспомним, как выглядит ёжик.

(Воспитатель показывает картинку с изображением ежа) . Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками. Чёрные, как бусинки, глаза кажутся внимательными и умными, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный! Лапы у него короткие с маленькими коготками. Что-то мы ещё забыли?

Дети : Колючки.

Воспитатель : Ну, конечно, колючки! На спине носит ёж колючие иголки. А как же ежу без иголок? Они спасают его от врагов.

Давайте немного разомнемся..

Физминутка « Ёжик »

По сухой лесной дорожке

Топ-топ-топ - топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик .

Ищет ягодки, грибочки кончики пальцев соединяются , «срывают ягоды»

Для сыночка и для дочки.

Если подкрадётся волк –

Превратиться ёж в клубок. Сворачиваются на полу клубком.

(Дети стоят, слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях, - перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги слегка согнутые в коленях, делают мелкие частые шажки).

Ощетинет ёж иголки –

Не достанется он волку.

Ёж не тронет никого,

Но и ты не тронь его!

(Встают и продолжают топать по дорожке)

Воспитатель : Молодцы, ребята! Садитесь на места.

Воспитатель : Ребята, мы сегодня с вами будем рисовать ежика тычком. Но сначала, посмотрите, пожалуйста, на листочки, которые лежат перед вами. На них изображён контур ежа. Левой рукой придерживаем листочек, а указательным пальцем правой руки мы обведём этот контур на листочке. Ещё раз вспомним, что колючки у ежа растут только на спинке, а мордочка без колючек. Теперь посмотрите, я покажу вам как рисовать иголочки у ёжика (кисточку держу в правой руке, тремя пальцами, опускаю её в гуашь и прикладываю к туловищу ежа, в воду мы ее не опускаем). Теперь возьмите в руку кисти, держите их правильно, тремя пальцами правой руки, и приступайте к работе. И у вас получится вот такой замечательный ёжик (воспитатель показывает образец)

2 часть

Дети приступают к рисованию. Воспитатель помогает каждому при затруднениях.

Воспитатель : Ребята, давайте посмотрим, что ещё мы не

нарисовали?

Дети : Глаза, уши, нос.

Воспитатель : Правильно. У вас у каждого на столе есть фломастер. Возьмите и дорисуйте ёжику глазки, нос и ушки.

3 часть.

Воспитатель : Молодцы, ребята! А как вы думаете, понравились ёжику друзья , которых мы нарисовали?

Дети : Да.

Воспитатель: Ёжик, тебе друзья нравятся? Ежик кивает головой. Ребята, ёжик доволен. И может смело отправляться обратно, в свою лесную деревню, со своими новыми друзьями. И пока ещё на улице зима ёжик успеет заснуть. И, может быть, присниться ему, как бродил он летом по лесу, ловил червей, жуков, мышей. А, может быть, приснитесь ему вы, ребята.


«Ёжик на опушке». НОД «Нетрадиционная техника рисования: тычок сухой кистью» в старшей группе. Воспитатель Миронцева О.С.

Цель: Помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью.

Задачи:

1. Расширять знания детей о еже: внешний вид, повадках, среде обитания.

2. Учить рисовать тычком в технике «сухая кисть», передовая характерные особенности; закрепить умение детей рисовать кисточкой разными способами.

3. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе.

4. Развивать фантазию, творческое воображение.

Словарная работа:

Активизация словаря: ёжик, иголки, круглый, колючий;

Обогащение словаря: ежата, ежиха, способ тычка.

Материал для занятия: альбомный лист, с нарисованным контуром ёжика, жёсткая кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые краски.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и картин «Ёжик» из серии «Дикие животные», загадки и стихи о еже, чтение рассказов М.Пришвина «Ёж» и В.Росин «Зачем ёжику колючки?».

Ход занятия:

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной;

Иголок очень много,

А ниток – ни одной.

Скажите, ребята, а по какому основному признаку вы догадались, что в загадке идёт речь о ежике. (Ответы детей.)

А как вы думаете, зачем ёжику иголки? (Ответы детей.)

А помимо грибов, яблок и других лакомств, ёжик переносит на своих иголках сухие листики, которыми он выстилает свою норку. Для зимней спячки.

А кто из вас хоть раз видел ёжика? Как он выглядит?

А что вы ещё знаете про ежей? Где он живёт, чем питается? Даёт ли на зиму запасы? (ответы детей).

Живёт ёж в лесу, днём спит, а ночью выходит на охоту: ловить жуков, моллюсков, разных червяков, лягушек, мышей, вступает в схватку даже со змеями. Ёж не делает запасов на зиму, т.к. забирается в выстланную листьями норку и спит до весны. Семья ежей очень дружная. Ежи – родители заботятся о своём потомстве, прилежно обучают ежат всему тому, что умеют сами.

Послушайте рассказ Е. Чарушина «Ёж».

«Ходили по лесу ребята и нашли под кустом ежа. Он сам испугался и шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками -везде иголки торчат. Закатали его ребята в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молоко в блюдце. А ёж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежат и ещё целый час. Потом вылез из колючек чёрные ежиный носик и задвигался. «Чем это так вкусно пахнет» - подумал ёж. Развернулся он, увидел молоко и стал пить его. Попил и снова шариком свернулся. А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались, ёжик и удрал к себе обратно в лес».

Дети, вам понравился этот рассказ?

Где нашли ребята ежа?

Какой был ёж? (колючий, серый) .

Что предлагали попить ему дети?

Почему ёж сначала не пил молоко?

Как ёж убежит в лес?

Ребята, посмотрите на эту картину. Кто на ней изображён? (ёж). А вы знаете, как называют детёнышей ежа? (ежата). А как называют маму ежат? (ежиха).

Посмотрите, какие части тела есть у ежа?

Правильно: туловище, голова, лапки, носик, глаза, иголки, хвост, уши.

Какой формы туловище у ежа? (Вытянутое, овальное)

Какой формы голова у ежа?

Какие глазки у ёжика? (круглые, чёрные)

Какого цвета ёжик? (серый)

Ребята, ёжик - серый, но носик, глазки, лапки, хвостик, усы у него чёрные.

Сегодня мы с вами нарисуем ежа, который гуляет по лесу. А чтобы ёж смог себя защитить от врагов, у него должно быть иголки. Нарисуем на спине ёжика много иголок жесткой кисточкой,тычком.

Пальчиковая гимнастика:

Ежик маленький замерз

И в клубок свернулся. (прижать пальцы)

Солнце ежика согрело

Ежик развернулся.(выпрямить пальцы)

Обмакивая сухую кисточку в краску, наносим на рисунок ряд тычков. Потом пририсовываем глаза и носик, придают образ.

Самостоятельна работа.

Ребята, у вас получилась настоящая колючая сказка, главные герои которой колючие и трудолюбивые ёжики. Им не страшны ни враги, ни голод, так как многочисленные острые иголки, которые вы им нарисовали, помогут им в трудную минуту.

Дети рассматривают рисунки, выбирают понравившиеся, и наоборот, придумывают клички.


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ .

« Пушистый котёнок » .

Тычок жёсткой полусухой кистью .

Жёсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка: пушистой или колючей поверхности. Для работы потребуется гуашь, жёсткая большая кисть, бумага любого цвета и размера. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.

Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие от своей работы.

Цель занятия : помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость) . Закрепить умения смешивать краски для создания нового цвета.

Материал для занятия : альбомный лист, с нарисованным контуром котёнка или трафарет, жёсткая кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые краски.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций и картин «Кошки» из серии «Домашние животные» загадки и стихи о котятах.

Ход занятия.

1. Организационная часть.

Воспитатель читает детям стихотворение С. Михалкова «Котята» :

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята -

Их по счёту ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

РАЗ – котёнок самый белый,

ДВА – котёнок самый смелый,

ТРИ – котёнок самый умный,

А ЧЕТЫРЕ – самый шумный.

ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА –

Те же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята –

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!

Ребята, а у кого дома живёт котёнок?

Ответы детей:

У меня! А у меня кошечка! У моей бабушки живёт кот!

Какие они у вас, расскажите!

Ответы детей:

У меня рыжий! У меня пушистый! А у моей бабушки всё время спит на батарее, он уже старенький!

А что едят кошки, вы знаете?

Ответы детей:

Молочко! Сметанку! Рыбку! Мясо!

А во что они любят играть?

Ответы детей.

А вы любите играть с котятами?

Давайте поиграем! Вставайте в хоровод!

Физкультминутка «Котята»

Если кто-то с места сдвинется, (Шаг в сторону)

На него котёнок кинется. (Прыжок вперёд)

Если что-нибудь покатится, (Круговые движения руками)

За него котёнок схватится. (Хватательные движения рук вперёд)

Прыг-скок! (Прыжки вверх)

Цап-царап! (Движения рук вперёд)

Не уйдёшь из наших лап! (Взяться руками за противоположные плечи)

2. Мотивационная часть.

Молодцы, весело играете! Жалко, что в детском саду нет котёнка, с которым можно было бы поиграть. А давайте нарисуем своих пушистых котят. Присаживайтесь на места и подумайте, какого котёнка вы хотите нарисовать. Для этого можно смешать краски.

3. Практическая часть.

Воспитатель раздаёт детям листы с нарисованным контуром котёнка или трафарет и жёсткие кисти.

Ну что, ребята, решили какого котёнка вы нарисуете? Рыжего, белого, а может быть полосатого?

Дети говорят какого цвета котёнка они будут рисовать, а воспитатель раздаёт нужные для смешивания краски и палитру.

Ребята, обратите внимание, какой кисточкой мы будем рисовать.

Колючей.

Да, колючей, жёсткой. И рисовать мы будем сухой кистью, без использования воды.

Кисть мы сразу будем окунать в палитру, излишки краски уберём, вытерев кисточку об край палитры, и будем наносить тычки на рисунке так, чтобы заполнить весь контур, а кисточку будем держать вертикально вверх. Тогда наш котёнок получится пушистым.

Воспитатель помогает, объясняет, показывает индивидуально каждому ребёнку этапы выполнения работы.

4. Итог занятия.

Ну что, ребята, все справились? У всех получились пушистые котята?

Молодцы! Теперь вы знаете, что можно рисовать жёсткой кистью и без воды, делая тычки на рисунке. А теперь можно и поиграть. Бегите ко мне.

Игра «Лови-лови»

Воспитатель показывает детям поролоновый бант на шнурке, привязанный к палочке длинной 0,5 или 0,75 м.

Смотрите, ребята, что у меня есть. В такую игру очень любят играть котята. А вы сможете поймать бантик? Лови-лови.

Воспитатель опускает и поднимает палочку и предлагает отдельным детям поймать бантик.