Милосердие тита моцарт. Милосердие тита. Анний, Секст, Публий, Вителлия, Сервилия и хор

Опера-сериа в двух действиях; итальянское либретто К. Мадзола по тексту П. Метастазио.
Первая постановка: Прага, 6 сентября 1791 года.

Действующие лица:

  • Тит Веспасиан, римский император (тенор)
  • Вителлия, дочь свергнутого императора Виттелия (сопрано)
  • Секст, друг Тита (кастрат-сопрано)
  • Сервилия, его сестра (сопрано)
  • Анний, его друг, возлюбленный Сервилии (сопрано)
  • Публий, начальник императорских телохранителей (бас)
  • Народ, сенаторы, стража

Действие происходит в Риме во время правления императора Тита (79-81 годы).

История создания

Когда в середине августа 1790 года Моцарт получил заказ на сочинение «Милосердия Тита», он находился в расцвете творческих сил. Уже написаны «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», три последние симфонии, в разгаре работа над «Волшебной флейтой» и в самом начале - над Реквиемом. Впереди оставалось менее полутора лет жизни... Заказ пришел из Праги, где особенно ценили Моцарта с тех пор, как здесь в 1787 году состоялась премьера «Дон Жуана». Теперь представители чешских сословий решили отметить постановкой оперы Моцарта важное государственное событие - коронацию чешской короной недавно взошедшего на престол австрийского императора Леопольда II. В качестве либретто был предложен неоднократно использованный для подобного рода торжеств, прославляющих государя, текст Пьетро Метастазио (1698-1782). Один из самых знаменитых итальянских либреттистов, он с 1729 года был придворным поэтом в Вене и создал около 60 либретто, считавшихся образцовыми. Многие из них использовались разными композиторами до 50 раз, а «Милосердие Тита» (1734) вдохновило не менее десятка композиторов, в том числе Глюка. В начале правления Леопольда старый жанр итальянской оперы-seria вновь вошел в моду, ибо отвечал консервативным вкусам нового австрийского императора.

Для Моцарта либретто Метастазио обработал венецианец Катерино Мадзола (1745-1806), автор около 30 либретто, преимущественно опер-буффа. Некоторые из них использовались не раз, а одно дошло до XIX века и легло в основу оперы Россини «Турок в Италии». Первое либретто Мадзола написал в 1780 году, тогда же стал придворным поэтом саксонского курфюрста в Дрездене и занимал эту должность 16 лет. В те же годы, благодаря рекомендации лучшего либреттиста Моцарта Лоренцо да Понте, Мадзола работал в Вене, где сотрудничал, в частности, с Сальери, а в 1790-е годы, когда да Понте впал в немилость, популярность Мадзола особенно возросла. В мае - июле 1791 года он обсуждал с Моцартом сочинявшуюся композитором «Волшебную флейту» и тогда же получил приглашение работать над «Милосердием Тита». Он сократил три традиционных акта либретто Метастазио до двух, убрав почти весь II акт, и написал половину из 26 номеров (все ансамбли и 4 арии II акта), причем использовал не только мотивы, но и целые строки Метастазио. Как обычно в опере-seria, исторические события, связанные с именами прославленных героев, не имеют значения для развития драмы. Тит Флавий Веспасиан (41-81), римский император в 79-81 годах, известный своими воинскими подвигами, разгромом Иудейского восстания и разрушением Иерусалима, предстает чувствительным любовником. По словам друга Гёте руководителя Берлинской певческой академии К. Ф. Цельтера, этот Тит «был влюблен во всех без исключения девушек, которые все как одна хотели его убить». Историческая Вителлия не могла претендовать на трон, поскольку ее отец, император Вителлий, правил всего несколько месяцев 69 года, и после него на протяжении 10 лет трон занимал отец Тита.Получив либретто, Моцарт из Вены поспешил в Прагу - до коронации оставалось менее 20 дней. Работа над оперой началась в дороге: днем в карете Моцарт делал наброски, которые заканчивал вечером в гостинице. В Праге он остановился, по всей вероятности, на загородной вилле «Бертрамка» у своих друзей Душеков, композитора и певицы, у которых жил и в прошлый приезд, когда ставил «Дон Жуана». Однако на этот раз встреча была невеселой: Моцарт чувствовал себя больным и постоянно принимал лекарства, хотя бодрился и шутил. Музыка «Милосердия Тита», по утверждению жены композитора Констанцы, сопровождавшей его в поездке, была написана за 18 дней. Речитативы secco, отсутствующие в авторской партитуре, принадлежат, вероятно, ученику Моцарта Францу Зюсмайру. Одна из главных мужских ролей - роль Секста первоначально предназначалась для тенора, однако на премьере, судя по приведенному списку исполнителей, в ней выступила певица, тогда как друга Секста Анния пел кастрат. Современные исследователи доказывают, что Секста исполнял кастрат, а Анния - сопрано.

За четыре дня до коронации по повелению императора Леопольда был показан «Дон Жуан», которым, предположительно, дирижировал сам Моцарт. А в день коронации, 6 сентября 1791 года, состоялась премьера «Милосердия Тита». Успех был средним, пражане отнеслись к опере без энтузиазма, а императрица (испанская принцесса) обозвала по-итальянски моцартовскую музыку «немецким свинством». Правда, авторский гонорар составил значительную сумму в 200 дукатов. Вслед за премьерой прошло еще несколько спектаклей: по одним сообщениям, с нарастающим успехом, по другим - при полупустом зале. Последний из них состоялся уже после отъезда Моцарта из Праги, 30 сентября - в тот самый день, когда он в Вене дирижировал премьерой «Волшебной флейты».

Сюжет

Покои Вителлии. Она убеждает Секста убить Тита, чтобы корона перешла к ней, истинной наследнице императорской власти. Секст, ослепленный любовью, готов принять участие в заговоре против друга, ведь наградой ему будет рука Виталии. Анний сообщает, что Тит расстался со своей любовницей, иудейской царевной Береникой, и отослал ее из Рима. Анний признается Сексту, что любит его сестру Сервилию и просит похлопотать перед императором, чтобы тот дал согласие на их брак.

Форум перед Капитолием, украшенный победными арками и трофеями. Под звуки марша появляется приветствуемый народом Тит. Император жаждет не славы и власти, а любви. Он просит у Секста руки его сестры Сервилии. Тот растерян. Анний, скрывая свои чувства, поддерживает императора, но Сервилия объявляет императору, что сердце ее отдано другому. Тит мечтает, чтобы рядом с каждым властителем было такое же верное сердце, и он мог бы услышать голос правды. Вителлия, не подозревая, что Тит отказался от своего намерения, хочет помешать сопернице занять трон и торопит Секста с осуществлением заговора. Секст спешит исполнить все ее желания: он отомстит за обиды Вителлии и вернется победителем. Появляется Публий, начальник императорских телохранителей, с известием о том, что Тит желает видеть Вителлию своей супругой. Она бросается за Секстом, но поздно. Публий и Анний приветствуют будущую императрицу, не замечая ее ужаса. Секст в одиночестве терзается отчаянием: предатель и злодей, он станет палачом самого справедливого и милосердного императора. Увидев вооруженную толпу и подожженный Капитолий, Секст убегает, надеясь успеть остановить заговорщиков. Собираются охваченные ужасом Анний, Сервилия, Публий и Вителлия. Вернувшийся Секст бессвязно обвиняет себя в убийстве Тита.

Роскошный дворцовый сад. Секст, мучимый раскаянием, признается Аннию в преступлении. Поддавшись уговорам Анния и Вителлии, он готов бежать, но Публий берет его под стражу.

Тронный зал в сенате. Тит, спасшийся от заговорщиков, встречен ликующим народом. Анний надеется на помилование друга, если Тит последует голосу своего сердца. Секста приводят на суд, он ужасается суровому виду императора, а тот страдает, видя, как муки изменили друга. Тит готов его простить, если Секст признается во всем, но Секст молчит, боясь погубить Вителлию. Тогда император утверждает смертный приговор сената. Оставшись один, в ожидании смерти Секст вспоминает о своей первой любви. Тит размышляет о долге властителя быть милосердным. Любящая Сервилия понимает, что ее слезы не спасут осужденного брата, и умоляет Вителлию просить императора о помиловании. Вителлия в смятении: из-за нее гибнет тот, кто любит ее больше жизни и кого любовь сделала предателем; Гименей не увенчает ее цветами, образ погубленного Секста будет преследовать ее повсюду. Вителлия кается перед Титом и отказывается от всех честолюбивых притязаний. Тот рвет приговор и прислушиваясь к благословениям народа предается раздумьям о подлости изменников и о милосердии, которое должно одержать над ними победу. Все славят доброту и величие императора.

Музыка

В своей последней опере-seria Моцарт следует давно сложившимся традициям, почти не обогащая их. Господствуют высокие голоса и виртуозные арии, рисующие типизированные обобщенные чувства. Три дуэта и три терцета напоминают разложенные на голоса арии, и даже два финала - секстеты с хором - гораздо менее разнообразны, чем в созданном за 10 лет до того «Идоменее».

Образец блестящей традиционной арии - ария Секста «Тотчас, тотчас спешу идти я» из 2-й картины I акта. Она расцвечена виртуозными пассажами концертирующего кларнета, с которым во второй, быстрой части соревнуется голос. Во 2-й картине оригинален предваряющий финал речитатив Секста «О боги! что за смятенье в моем сердце царит!». Выделенный Моцартом в развернутый самостоятельный номер, он рисует лихорадочное самобичевание героя. Разнообразными переживаниями насыщена одна из наиболее интересных сцен оперы - речитатив и ария Вителлии с солирующим бассет-горном из 2-й картины II акта. Отчаянные возгласы уступают место идиллической мечтательной мелодии «Цветов не жду я от Гименея», которая вновь сменяется контрастной - страстной и пылкой темой в быстром движении, с глубокими низкими нотами.

МИЛОСЕРДИЕ ТИТА (La clemenza di Tito) - опера-сериа В. А. Моцарта в 2 д., итальянское либретто К. Маццола по тексту П. Метастазио. Премьера: Прага, 6 сентября 1791 г.

Композитор, который уже ощущал признаки смертельной болезни, создал оперу необыкновенно быстро: всего за 18 дней она была написана и разучена. Вследствие спешки речитативы-секко сочинены, по-видимому, Ф. Зюссмайром, учеником Моцарта. Возвращение к формам и образам оперы-сериа объясняется назначением спектакля (в связи с коронацией Леопольда II в качестве чешского короля). История императора Тита благодаря Метастазио, едва ли не самому прославленному либреттисту эпохи, сделалась чрезвычайно популярной. На этот сюжет и на данное либретто написано свыше 40 опер. Среди них произведения К. В. Глюка (1752), Н. Йоммелли, И. Наумана, Дж. Николини, Дж. Сарти, И. Хольцбауэра и др. По сравнению с текстом, который использовали все названные композиторы, либретто оперы Моцарта несколько расширено за счет введения ансамблей.

Император Тит Флавий Веспасиан вступил на римский престол (69 г.). Честолюбивая Вителлия хочет стать его женой, но он любит Сервилию, сестру своего друга Секста. Оскорбленная Вителлия организует заговор, одним из участников которого становится влюбленный в нее Секст. Сервилия отвергает любовь Тита, и великодушный император отказывается от ее руки ради Вителлин. Теперь, когда ее честолюбивые мечты готовы осуществиться, Вителлия хочет помешать заговорщикам, но поздно: они подожгли Капитолий. Однако Титу удается спастись. Секст хочет открыть ему всю правду, умолчав только о Вителлин. Секст осужден на казнь. Вителлия умоляет императора проявить великодушие, признаваясь, что это она была виновницей заговора. Тит прощает всех. Либретто, прославляющее доброту и мудрость государя, пользовалось большой популярностью во времена «просвещенного абсолютизма». В образе благородного и добродетельного Тита охотно узнавали себя короли и императоры XVIII в.; оперы на это либретто ставились в дни государственных торжеств. Моцарт с большим мастерством раскрыл драматический образ Вителлин. Ее демоническое честолюбие, стремление к власти, страх перед открытием заговора переданы в музыке глубоко и правдиво. Именно Вителлия и Секст, а не Тит оказываются главными героями.

В России опера была впервые представлена в 1809 г. в Петербурге силами немецкой труппы, на русской сцене - 12 апреля 1817 г. в петербургском Большом театре (с участием Е. Сандуновой и В. Самойлова). В 1826 г., в канун казни декабристов, должно было состояться возобновление спектакля, однако Николай I не пожелал последовать примеру Тита: он казнил декабристов и запретил исполнение оперы. В последние десятилетия примечательны постановки в Лондоне (1982), Милане (1986) и Зальцбурге (1992).

В.А. Моцарт опера «Милосердие Тита»

Парадоксально, но у великого Моцарта есть сочинение, которое до сих пор вызывает много противоречивых суждений – это опера «Милосердие Тита». Некоторые считают, что только гениальный композитор способен написать такое произведение за 18 дней, другие же наоборот предполагают, что из-за поспешности сочинения данного творения «Милосердие Тита» не является шедевром достойным великого маэстро. Да, действительно в этом произведении Моцарта нет «хитов», как в других его операх, тем не менее музыка потрясающе красива и заслушивает восхищения.

Краткое содержание оперы Моцарта «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Тит Веспасиан тенор правитель римской империи из династии Флавиев
Вителлия сопрано дочь низвергнутого императора Авла Виттелия
Секст меццо-сопрано патриций, друг Тита, влюблённый в Вителлию
Сервилия сопрано сестра Секста
Анний меццо-сопрано патриций, друг Секста, возлюбленный Сервилии
Публий бас префект, командир преторианской гвардии

Краткое содержание «Милосердия Тита»


Рим. Последняя четверть первого века нашей эры. Время властвования императора Тита из династии Флавиев.

Самолюбивая Виттелия, дочь низвергнутого, а затем и убитого правителя Авла Вителлия, возмущёна тем, что правитель отверг её, увлёкшись «варварской» царевной Береникой. Она побуждает Секста, близкого друга Тита, принять участие в заговоре и убить императора, в награду за это пообещав свою любовь. Как только безрассудно влюблённый в Виттелию Секст даёт своё согласие.ю появляется Анний и сообщает другу, что император срочно хочет его видеть, при этом добавляя, что благоразумный Тит на радость римлянам отправил свою возлюбленную израильтянку на родину. Виттелия, услышав приятную новость, тут же повелела Сексту приостановить исполнение коварного замысла. Анний, когда юноши остались одни, просит своего друга получить у императора разрешение на его брак с Сервилией - сестрой Секста, которую давно любит. Секст с радостью обещает помочь.

На центральной площади города римляне, ликуя, прославляют императора. Туда же приходят Секст и Анний. Оставшись с друзьями наедине, Тит поведал им, что в угоду жителям Рима он хочет взять в жёны достойную девушку и его выбор пал на Сервилию – сестру Секста. Анний поражён таким решением императора, но возразить ему не смог. Оставшись один, юноша сам себя успокаивает тем, что его возлюбленная займёт достойное для неё место императрицы, а он будет только ей преклоняться. Появляется Сервилья, которой несчастный Анний сообщает, что выбор Тита пал на неё и она теперь невеста императора. Девушка, поражённая услышанной новостью, заявляет своему избраннику, что она искренне его любит и больше никого другого не сможет наделить этим чувством.

Дворец императора. К Титу, погружённому в раздумья, подходит Сервилья. Девушка откровенно признаётся повелителю о любви к Аннию, но добавляет: если император будет настаивать на намерении сделать её своей женой, то она покориться. Тит, поражённый жертвенным поступком Анния, а так же честностью Сервильи, изрёк, что такой любви он препятствовать не может. Далее разгневанная Виттелия, услышав новость о намерении Тита жениться на Сервильи, вновь подстрекает Секста на убийство императора. Как только юноша отправляется, чтобы исполнить коварный замысел своей возлюбленной, появляются Публий и Анний с последним известием, что своей избранницей правитель объявил Виттелию. Девушка потрясена, ведь остановить Секста она уже не может.


Мятежники поджигают храм на Капитолийском холме. Анний, Сервилия, Виттелия и Публий подходят к Капитолию. Секст, терзаемый муками совести, извещает их, что император убит.

Анний уединившись с Секстом в императорском саду, хочет успокоить его своим сообщением: Тит чудом остался жив. В ответ Секст признаётся другу, что он был зачинщиком мятежа и поэтому намерен покинуть Рим. Анний советует приятелю остаться и делами доказать свою преданность императору, однако Секст, поддавшись затем на уговоры Виттелии, всё же собрался бежать. Его планы нарушает прибывший Публий, который арестовывает и сопровождает организатора заговора на суд Сената. Тит не верит в измену Секста, и даже когда Публий приносит ему решение о смертном приговоре, вынесенное Сенатом, правитель сомневается. Он просит префекта привести к нему юношу, чтобы самому удостовериться в измене друга. Секст, никого не выдавая, признаёт свою вину и Титу ничего не остаётся, как согласиться на смертную казнь.

Виттелия потрясённая тем, что любовь Секста к ней настолько велика, что он её не выдал, в день казни подошла к императору с признанием своей вины. Тит поразмыслив, милосердно прощает всех, а ликующая толпа прославляет его милосердие и мудрость.


Фото



Интересные факты

  • Опера «Милосердие Тита» является самым малоисполняемым произведением Моцарта .
  • Итальянец Пьетро Метастазио, на текст которого написана эта опера, в своё время считался одним из самых популярных либреттистов. Его оперные сценарии расценивались современниками как образцовые. В результате на 26 оперных текстов, сочиненных драматургом, в 18-ом веке композиторами было создано более 2000 музыкальных спектаклей.
  • «Милосердие Тита» написано Метастазио в 1733 году, а впервые было представлено с музыкой итальянского композитора Антонио Кальдара в 1734 году как подношение на именины Карла VI - императора Священной Римской империи. С тех пор на этот текст разными композиторами, среди которых И. Бах , К. Глюк , И. Хассе, Н. Йоммелли, Д. Скарлатти было написано более четырёх десятков оперных произведений, обычно исполняемых в день коронации или именин монарших особ.


  • В центре сюжета оперы «Милосердие Тита» был представлен римский император Тит Флавий Веспасиан. Он правил в Риме с 79 по 81 год первого века нашей эры и отличался милостью, великодушием, благородством и особым снисхождением к своим подданным. Император Тит был первым римским правителем, к которому власть перешла по наследству.
  • Всех удивляло, что Моцарт смог написать такую оперу всего за 18 дней. Но особый удар по чувству собственного достоинства был нанесён композитору Антонио Сальери, который занимал пост придворного композитора и при императорском дворе пользовался особым авторитетом, однако из-за сокращённых сроков отказался выполнить заказ.
  • Моцарт, работая в Праге над оперой «Милосердие Тита», для того, чтобы немного отвлечься, почти каждый день посещал питейное заведение, развлекаясь там игрой на бильярде. Компаньоны замечали, что во время сеанса он постоянно напевал какие-то мотивы, затем доставал блокнот, что-то там отмечал и далее вновь продолжал игру. Каково же было удивление друзей, когда уже знакомые им мелодии, услышанные впервые в трактире, прозвучали в опере «Волшебная флейта ». Это говорит о том, что мощь творческого гения позволяла Моцарту заниматься одновременно разными делами, а его творческая работа была непрерывной.
  • В России впервые оперу «Милосердие Тита» представили артисты немецкой труппы в 1809 году. Русская постановка музыкального спектакля была осуществлена в 1817 году, а вот запланированному на июль 1826 года показу оперы помешала казнь декабристов. Николай I не захотел следовать примеру милосердного римского императора: революционеров повесили, а спектакль запретили.
  • Особый интерес к данному творению Моцарта начал возрастать в конце 60-х годов прошлого столетия и «Милосердие Тита» очень часто стало появляться в записях (на сегодняшний день их насчитывается более сорока). Помимо этого известно несколько замечательных экранизаций произведения, среди которых наиболее примечательны фильмы-оперы: 1980 года (Германия), 1991 года (Великобритания), 2005 года (Франция), 2012 года (США.)

Популярные номера из оперы «Милосердие Тита»

Дуэт Вителлии и Секста «Come ti piace imponi» (слушать)

Ария Вителлии «Deh se piacer mi vuoi» (слушать)

Ария Тита «Ah, se fosse intorno al trono» (слушать)

История создания «Милосердия Тита»

В последний летний месяц 1791 года, незадолго до своей безвременной кончины, Моцарт получил от импресарио Доменико Гуардазони предложение, на которое, несмотря на плохое самочувствие, с удовольствием согласился. Это был заказ на сочинение оперы «Милосердие Тита», постановкой которой дирекция Пражского Сословного театра намеревалась отметить предстоящее значимое событие в жизни чешского государства: коронацию императора Священной Римской империи Леопольда II в качестве короля Богемии.

Это поручение пришлось Моцарту по душе: во-первых, Вольфгангу очень нравилась Прага, где в отличие от Вены его музыку принимали с большим радушием, во-вторых, композитору нужны были деньги, так как болезнь его жены требовала значительных затрат, ну а кроме того Моцарт всё же не оставлял надежды приблизиться к императору. Однако дав согласие написать эту оперу, он, прежде всего очень выручил Гуардазони, поскольку о дате коронации, назначенной на 6 сентября, все узнали только за два месяца до знаменательного события, а такой важный исторический факт полагалось обязательно отмечать грандиозной театральной премьерой. Чехи соответственно обратились с просьбой к известному импресарио, хотя тем самым поставили его в затруднительное положение, ведь времени на подготовку такого мероприятия оставалось очень мало.

Выбирать сюжет для оперы долго не пришлось, ведь уже было принято на такие торжества ставить спектакль, в котором всё содержание сводилось к возвеличиванию государственного правителя. Как нельзя лучше для такого грандиозного торжества подходило либретто к опере-seria «Милосердие Тита», знаменитого итальянского драматурга Пьетро Метастазио которое он создал более пятидесяти лет назад. Само собой разумеется, что, прежде всего с просьбой о написании оперы Гуардазони обратился к композитору Антонио Сальери, чьё творчество ценили при императорском дворе, но тот сразу отказался, ссылаясь на большую занятость. Предложение импресарио отклонили также и другие музыкальные сочинители. Согласился только Моцарт, несмотря на то, что в этот творческий период он завершал работу над «Волшебной флейтой » и помимо того начал сочинять свой знаменитый «Реквием ».

Либретто, написанное Метастазио в 1733 году, Моцарт посчитал несколько устаревшим и поэтому с просьбой освежить его маэстро незамедлительно обратиться к поэту Катарино Мадзола, который внёс в текст существенные изменения. Опера из трёхактной превратилась в двухактную, однако стала более динамичной.

Времени для сочинения и постановки оперы, которая включала в себя 27 номеров, оставалось совсем немного, и поэтому композитор приступил к её сочинению уже в карете на пути следования из Вены в Прагу. Работа была очень напряжённой, ведь Моцарт писал партитуру и днём и ночью, что соответственно сказывалось на его итак, подорванном здоровье.


Вероятно небольшую помощь маэстро оказал его ученик Франц Зюсмайер, так как по некоторым предположениям именно он написал для оперы так называемые «сухие» речитативы. Премьера оперы состоялась в положенный срок, но написанная в ускоренном темпе успеха у слушателей она не имела, а императрица и вовсе заявила, что это не музыка, а «немецкая дрянь». Соответственно этим произведением упрочить своё положение при императорском дворе Моцарту не удалось, но гонорар в размере двухсот дукатов, который в то время являлся значительной суммой, его вполне устраивал. После коронации «Милосердие Тита» было показано ещё несколько раз, но маэстро это уже больше не волновало, он беспокоился о предстоящей премьере «Волшебной флейты», которая должна была состояться 30 числа того же месяца.

Постановки

После премьеры, состоявшейся 6 сентября 1791 года, «Милосердие Тита» в Праге было показано еще несколько раз. Последний спектакль, датируемый 30-м сентября, по сведениям некоторых источников, был воспринят зрителями довольно хорошо.

Далее, на протяжении 19 века, с различными изменениями в либретто, оперу изредка ставили, но в основном для церемониальных целей. Например, в 1806 году её впервые увидели зрители Лондона, в 1818 году «Милосердие Тита» покорило сцену миланского «Ла Скала», в 1824 году его поставили в Мюнхене в честь 25-й годовщины правления курфюрста Максимилиана IV Иосифа, а в 1848 году вновь сыграли на коронации императора Австрийской империи Франца Иосифа I.


Следует отметить, что особую переоценку данное сочинение Моцарта получило лишь во второй половине 20-го столетия благодаря талантливому французскому оперному режиссёру Жан-Пьеру Поннелю. Его кёльнская постановка «Милосердия Тита» в 1969 году привлекла всеобщее внимание к подзабытому в то время произведению музыкального гения. В 1976 году Поннель возобновил постановку спектакля, но на этот раз в австрийском Зальцбурге, а через восемь лет название оперы появилось на афише «Метрополитен-опера». С тех пор опера стала пользоваться популярностью с возобновлением постановок на лучших мировых сценах. Представление спектакля увидели зрители Мюнхена, Берлина, Вены, Стокгольма, Неаполя, Брюсселя, Лондона, Гамбурга, Цюриха. В России особенно примечательными были спектакли в постановках театра Геликон-опера в 2006 году, а также Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского в 2017 году.

» - эта опера великого Моцарта , несмотря на разноречивые суждения, полноправно занимает место в сокровищнице мировой музыкальной культуры. Ценность произведения не только в прекрасной музыке, но и в том, что помимо извечных тем: дружбы, преданности, любви, ненависти и предательства композитор затрагивает в нём важную проблему, которая остаётся актуальной и в нынешнее время - это вопрос о власти и правителях. Однако, к сожалению, идеальный образ повелителя, созданный гениальным маэстро, остаётся таковым только на театральной сцене.

Вольфганг Амадей Моцарт «Милосердие Тита»

Наконец-то скачалась искомая постановка одной из лучших опер Моцарта. Не думала, что одна и та же опера, одна и та же роль в исполнении *одной и той же актрисы* могут так по-разному интерпретироваться и восприниматься. Итак...

В. А. Моцарт
МИЛОСЕРДИЕ ТИТА
Иронически-комическая опера в двух действиях

Место и время действия: Безымянная Италоговорящая Страна, середина 1930-х годов.

Действующие лица:

ТИТ, душка-тенор. Обнять и плакать. Популярный и харизматичный предводитель военной хунты, однако очень тяготящийся своей должностью. Мягкосердечен и добродушен настолько, что вообще непонятно, как он на эту должность попал. По долгу службы носит мундир и брюки-галифе, но в свободное время предпочитает модные светлые костюмы. Любит быть благотворителем, шёлковые галстуки и Секста. То есть, сначала Секста, потом всё остальное.
СЕКСТ, себе на уме меццо-сопрано. Отвечает Титу взаимностью, но не гнушается эксплуатировать его благосклонность. Также явно что-то сильно должен Вителлии, потому что безропотно выполняет все её сволочные требования, даже те, что идут во вред Титу. Очень переживает из-за такой сложной ситуации и ходит с вечно виноватым выражением лица.
ВИТЕЛЛИЯ, стервозная сопрано. Хочет быть императрицей и готовится к этой должности путём третирования Секста и плетения заговоров. Любит себя, бриллианты и Стрррашно Отмщать. Отмороженная селёдка.
АННИЙ, положительное меццо-сопрано. Друг Секста, влюблённый в его сестру Сервилию. Своей живой мимикой и Большими Честными Глазами вносит элемент умиления в сюжет.
СЕРВИЛИЯ, милая сопрано. Сестра Секста, влюблённая в Анния. Особой роли не играет. Изредка красиво страдает, держась за руку Анния, или умоляет Вителлию заступиться за брата.
ПУБЛИЙ, бас. Начальник службы безопасности Тита, воплощение Долга и Ответственности. Терпеть не может Секста и мечтает втихую его удавить, считая, что такая сволочь такой фаворит угрожает безопасности как императора, так и всей страны.

МАССОВКА (офицеры в мундирах, господа в штатском, дамы в вечерних туалетах).

Тёмно-синим цветом выделены прямые цитаты из либретто.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Сцена 1. СЕКСТ и ВИТЕЛЛИЯ выясняют отношения.

ВИТЕЛЛИЯ: Тит, этот негодяй, мерзавец, коварный изменщик, обещал жениться на мне и сделать меня императрицей, а сам выбрал какую-то Беренику, которая и на сцене-то ни разу не появляется! (капризно) Секст, я хочу, чтобы негодяй был убит до захода солнца!
СЕКСТ (про себя) : Вот это запросы... (вслух) Вителлия, успокойся, послушай меня. Без Тита мир лишится радости, а мы - друга. Да он же мухи не обидит! Наверняка это какое-то недоразумение. Нельзя же так сразу лишать человека жизни... (про себя) О боги, ну зачем я с ней связался!
ВИТЕЛЛИЯ: Молчи, несчастный! Ты что, забыл наш договор?!

Входит АННИЙ.

ВИТЕЛЛИЯ (злобно) : Что, стучаться уже не принято?
АННИЙ (просияв улыбкой) : О, привет, Вителлия. Секст, дружище! Мы с Сервилией тут посоветовались и, это... Решили, в общем, пожениться. Ты, как её брат, одобряешь?
СЕКСТ: Конечно, о чём речь, я даже шафером буду. Только давайте вы поженитесь прямо сегодня, а то мало ли что может случиться... (косится на Вителлию)
АННИЙ: Секст, нельзя же быть таким пессимистом. Что там может случиться! Забей.

Сцена 2. Главная площадь. Балкон. На балконе гэбэшные морды офицеры охраны с Непреклонными Выражениями Лиц, на площади энтузиастическая МАССОВКА, ждущая выступления Вождя и Учителя. Выходит император ТИТ во френче и галифе, со скучающим выражением лица.

ТИТ: Друзья мои! Как я рад видеть вас всех здесь сегодня. Если вы по поводу извержения Везувия, то я уже вынес ему постановление прекратить извергаться и выделил пострадавшим областям гуманитарную помощь в размере... (смотрит в бумажку) 50% от стоимости моего третьего личного самолёта. Всё будет хорошо. А теперь идите, идите, я хочу поговорить с Секстом наедине. (замечает стоящего неподалёку АННИЯ) Ну, и с Аннием тоже.

Под суровыми взглядами охраны МАССОВКА исчезает в мгновение ока.

ТИТ (спустившись с балкона и подходя к СЕКСТУ) : Ах, Секст, дорогой, тебе первому расскажу. Помнишь моё сватовство к Беренике, да? Такая досада, такая досада вышла. Граждане против того, чтобы я женился на иностранке - говорят, это будет непатриотично. Рим хочет видеть на троне одну из своих дочерей, и мы должны исполнить его желание. Кстати, у тебя, кажется, сестра есть? А она на тебя похожа?
СЕКСТ (обалдев) : Сервилия? Ну, э-э, говорят, что да...
ТИТ: Решено, пусть твоя сестра будет моей невестой.

СЕКСТ в ахуе. АННИЙ в ужасе. Напряжённое молчание.

ТИТ (Сексту) : Ну? Ты ответишь что-нибудь?
АННИЙ (про себя) : Секст, зараза, накаркал... Чтоб она провалилась, эта проклятая авторитарная система! (мучительно откашлявшись и изобразив подобие улыбки) Дуче, вы не пожалеете. Добродетель, красота - всё есть в Сервилии. Она - идеал! (с надеждой) Только готовить не уме...
ТИТ (перебивая) : Отлично! Тогда ты и передашь ей радостную весть. Иди, друг мой, я в тебя верю.
АННИЙ (про себя, обречённо) : @ля...
ТИТ: А ты следуй за мной, любимый Секст. Ты тоже разделишь со мной трон, и так высоко я вознесу тебя ...

Из-за кулис, не выдержав, высовывается ФАНТОМ ЗДРАВОГО СМЫСЛА.

ФАНТОМ ЗДРАВОГО СМЫСЛА: Слушай, не страдай ты ерундой и женись сразу на нём, всем будет легче, чесслово. Кроме Публия, но его можно не считать...
ТИТ (оглянувшись на ФАНТОМ, с тоской) : Ах, я был бы счастлив , но увы, у нас не Голландия. А если я попробую ввести тут однополые браки, боюсь, народ не оценит... Так на чём там я остановился? Ах, да, милый Секст, в общем, мы фактически вместе будем править Римом. Ты рад?
СЕКСТ (кокетливо улыбаясь) : Вашество, вы слишком добры, я недостоин такой щедрости...
ТИТ: Вот ещё! Что мне останется, если ты лишишь меня моей щедрости? Это единственное благо, которое даёт высшая должность. Иначе я бы давно свихнулся тут от этих министров, армии, партии... Тьфу, даже думать не хочу. Секст, радость моя, пойдём.

СЕКСТ с виноватым выражением лица удаляется вслед за ТИТОМ. АННИЙ Драматически Страдает в одиночестве.

Действие второе. Сцена вторая. (За время, прошедшее между действиями, Тит передумал жениться на сестре Секста, а Секст успел по наущению Вителлии слегка предать императора, немножко поджечь Капитолий бутафорской свечкой и не до смерти пырнуть кого-то ножом, после чего был схвачен и быстренько доставлен в качестве обвиняемого на закрытое судебное заседание.)

ТИТ нервно меряет шагами сцену. ПУБЛИЙ невозмутимо стоит неподалёку, держа в руках папку с документами.

ТИТ: Публий, ради всего святого, сходи узнай, как там Секст. Наверное, Сенат уже выслушал его защиту? Вот увидишь, они уже выяснили, что Секст невиновен.

ПУБЛИЙ (с равнодушным видом глядя в потолок) : Как пожелаете, Вашество, но что-то мне подсказывает, что навряд ли...

ТИТ: Секст - предатель? Быть этого не может! Бред какой-то! Нет, я не верю в то, что мой Секст способен на такое зло. Я видел в нём не только верного друга, но и любящего!

Тут вбегает АННИЙ, весь в расстроенных чувствах.

АННИЙ: Ваше величество!

ТИТ: Анний! Не томи, скажи мне, что Секста оправдали, что это всё просто страшный сон!

АННИЙ: Простите, Вашество... Я пришёл просить о милосердии к нему.

ТИТ обессиленно опускается в кресло.

ПУБЛИЙ (помахивая зажатой в руке папкой) : Я как раз собирался вам сказать, Вашество, что вот тут у меня содержится собственноручно подписанное признание Секста, сделанное им в присутствии всего Сената. (притворно-сочувственно улыбаясь) Весьма сожалею, сир. Всей душой разделяя ваше горе, я не стал беспокоить вас и сам составил приказ о казни. Не хватает только вашей подписи. Я вам его на стол кладу, хорошо?

ТИТ (вяло помахивая рукой) : Оставьте меня оба. В смысле, пошли вон.

АННИЙ пять минут порывается воззвать к милосердию, пока, наконец, ПУБЛИЙ не утаскивает его из императорского кабинета за шиворот, оставив на столе кипу документов.

ТИТ, придавленный ужасным известием, всё же извлекает себя из кресла, подходит к столу и внимательно читает оставленные ПУБЛИЕМ документы. По мере прочтения лицо его покрывается смертельной бледностью, а руки начинают дрожать, особенно когда в них остаётся последний листок - тот самый неподписанный приказ о казни.

ТИТ (нервно меряя шагами сцену) : Какой ужас! Какая чёрная измена! Как он мог так притворяться?! Быть всегда рядом со мной, постоянно требовать от меня доказательств любви... А сам за моей спиной... О да, преступник умрёт! (внезапно останавливается) Но... Неужели я пошлю его на смерть, даже не выслушав , не взглянув на него? Вдруг он откроет мне что-то такое, чего не смог рассказать Сенату? (решительно) Эй, там! Привести ко мне Секста!

В ожидании СЕКСТА ТИТ нервно прохаживается взад и вперёд, теребя в руках листок с приказом. Потом, спохватившись, убирает приказ во внутренний карман пиджака.

ТИТ (поглядывая на часы) : Боги, да где он? Они его что, в противоположном конце города держат?

ПУБЛИЙ и двое охранников приводят СЕКСТА, по-прежнему безупречно одетого и причёсанного, разве что в кармане пиджака нет аккуратно сложенного белого платочка. ТИТ бросает на СЕКСТА быстрый взгляд, нервно сглатывает и пытается принять вид непреклонного инквизитора. СЕКСТ бросает на ТИТА быстрый взгляд, ценит прилагаемые ради него усилия и принимает вид Жанны Д"Арк на допросе. ПУБЛИЙ стоит в сторонке, мысленно характеризует ситуацию и гораздо успешнее, чем ТИТ, изображает инквизитора.

ТИТ (к Сексту) : Подойди!

СЕКСТ хранит молчание и вид Жанны Д"Арк на допросе.

ТИТ: Ты что, не слышишь?

СЕКСТ не реагирует.

ПУБЛИЙ (в сторону) : Я что, жилетка для излияний, что уже второй раз должен превращать Многозначительный Мелодраматический Дуэт в терцет?

ТИТ: Ладно, я понял. Публий, стража, оставьте нас.

ПУБЛИЙ и охранники выходят. ТИТ подходит к СЕКСТУ, всё ещё стоящему с видом не то Жанны, не то партизана на допросе, и осторожно кладёт ему руку на плечо.

ТИТ: Послушай, Секст, мы одни. Без моего разрешения сюда никто не войдёт...

СЕКСТ косится на ТИТА.

ТИТ: Нет, что ты, я не то имел в виду! Просто... если... в общем, если ты хочешь мне что-нибудь рассказать, чего не мог сказать Сенату, говори, и я обещаю, что это останется между нами. Прошу тебя, скажи, что случилось, почему ты так поступил? Мы найдём способ тебя оправдать , обещаю. Да я больше тебя был бы этому рад! Ну?!

СЕКСТ (с отсутствующим видом глядя в потолок) : Моей вине нет оправданий.

ТИТ (взволнованно) : Секст, ты ранишь меня в самое сердце! Подобным недоверием ты оскорбляешь наши чувства!

СЕКСТ: Синьор, узнай тогда... (про себя) Нет, лучше пусть он сам всё выяснит. Что бы такое сказать, чтобы ничего не говорить...

ТИТ (почти теряя контроль над собой) : Да говори же , ради Бога! (подходит к Сексту вплотную и с волнением заглядывает ему в глаза) Что ты хотел мне сказать?

СЕКСТ (задушевно посмотрев на Тита и быстро отведя взгляд, с пафосом) : Что на меня пал гнев Богов, что у меня нет сил выносить свою участь... (про себя) Боже, что я несу... (вслух, с надрывом) Что я заслужил смерть и сам её желаю!

Вынимает из кармана приказ о казни и ручку "Паркер".

СЕКСТ (заламывая руки) : Подари мне последний поцелуй - свой последний дар, синьор ...

ТИТ изумлённо оборачивается. Охрана, уже было подошедшая, благоразумно решает задержаться пока за сценой.

СЕКСТ: Умоляю, хоть на миг вспомни о нашей любви . (про себя, с иронией) А когда вспомнишь, подумай хорошенько, сможешь ли ты без меня жить, ага. (вслух) От твоей суровости у меня разрывается сердце! Прошу тебя, скажи, что ты меня любишь, иначе я умру от горя ещё до казни! (про себя) Так, главное - не переборщить...

ТИТ кусает губы и теребит в руках листок с приказом, превращая его в нечто неузнаваемое.

СЕКСТ (искоса наблюдая за произведённым эффектом и продолжая заламывать руки) : Я ухожу на смерть, но что мне смерть! Мне в сто раз мучительнее мысль, что я, несчастный, мог предать тебя! Ах, я так мучаюсь, что это не передать словами!

СЕКСТ безуспешно ищет в кармане платочек, ТИТ протягивает ему свой. СЕКСТ, схватив ТИТА за руку и глядя ему в лицо блестящими от слёз красиво подведёнными глазами, проникновенно заканчивает свою речь.

СЕКСТ: Да, я недостоин жалости, это правда. Но если бы ты мог видеть моё сердце! Ах, Тит, знай, я люблю тебя больше жизни и унесу эту любовь с собой в могилу. А теперь - прощай! Я ухожу на казнь!

СЕКСТ стремительно удаляется со сцены в направлении стоящих в отдалении охранников. ТИТ порывается броситься ему вслед, но спохватывается и остаётся на месте.

Спойлер: кончилось всё хорошо, не волнуйтесь. ;) Вот такая вот история...

В другой постановке я от всего этого ломала пальцы, грызла ногти и едва не рыдала. Тут - та же певица, та же ария. Но здесь нам показывают не душераздирающую бездну раскаяния, а настоящий эмоциональный шантаж. Секст проехался Титу по всем болевым точкам, морально растоптал его, расплющил и наглядно показал, кто в этой паре главный, и за кем всегда останется последнее слово. ;) Мягкосердечный и добрый император только нервно теребил в руках бумажку с приговором, кусал губы, хватался за сердце и всячески колбасился. К концу арии я уже думала, что он сейчас упадёт перед Секстом на колени и возрыдает, сам моля его о прощении. Бедный. Для сравнения:

Первый клип - ария Секста "Deh, per questo instante solo" ("Ах, хотя бы на этот миг") из постановки Арнонкура, Зальцбургский фестиваль, 2003 год. Второе видео - та же ария из обсуждаемой постановки.

Тит здесь мне понравился больше, чем в Зальцбурге. Что неудивительно, если вспомнить того психопата с физиономией маньяка-убийцы, который был Титом у Арнонкура. Но мне и голос Йонаса Кауфманна, исполнителя роли Тита в данной постановке, нравится больше. У него не лирисческий, а спинто тенор, тёмного, почти баритонального тембра, хотя из-за этого ему приходится трудновато на безумных колоратурах арии "Se all"impero".

А вот Эва Мэй в роли Вителлии мне не понравилась совершенно. Как я и думала, она и в подмётки не годится страстной, огненной роковой женщине в исполнении Доротеи Рёшманн. В ту Вителлию верилось, было понятно, как Секст мог влюбиться в неё без памяти. А в эту... Двуручный дисбилив. Сильно сомневаюсь, что такая замороженная сельдь может вызвать хотя бы каплю страсти у какого угодно мужчины. Так что остаётся загадкой, почему же Секст ей подчинился и пытался убить Тита. Что не из-за безумной любви - понятно. Но почему тогда? Может, шантаж? :-) А что, как версия годится. То-то у Секста выражение лица "Боги, как она меня достала" всегда, когда она не видит. :-)

Анний в исполнении Лилианы Никитяну очень хорош с вокальной точки зрения, но вот играет она несколько странно для епиццкой трагедии, которая здесь вроде как должна быть. Парень, ты не раздолбай-Орест из водевиля "Прекрасная Елена", ты, как бы, персонаж оперы-сериа...

Очень милая Сервилия в исполнении шведской сопрано Малин Хартелиус. Просто прелесть, хотя ей отведено совсем немного времени.

Речитативо секко здесь проговариваются, а не поются, что, по-моему, звучит нормально - с т з. неиталоговорящей персоны, по крайней мере. Правда, кое у кого из певцов при таком подходе сильно страдают интонации в плане убедительности. Не знаю, почему, но над речами Тита зал иногда начинал хихикать, хотя ничего смешного император вроде бы не говорил.


В общем, трудно сказать, какая из двух постановок нравится мне больше. Они очень разные, но обе хороши. У Кацаровой есть ещё третий Секст (а также четвёртый, пятый, шестой, седьмой, восьмой.... но они не записаны), но это аудиозапись, а не DVD. Всё равно хочу.

Опера в 2 действиях. Либретто по одноименной пьесе П. Метастазио написано К. Мазола.
Первое представление состоялось 6 сентября 1791 года в Праге.

Действующие лица:
Тит, римский император, тенор
Секст, римский патриций, меццо-сопрано
Анний, его друг, меццо-сопрано
Сервилия, сестра Секста, сопрано
Вителия, дочь императора, сопрано
Публий, начальник дворцовой стражи, бас

Первое действие. Первая картина. Честолюбивая Вителия, дочь бывшего императора, рассчитывала стать женой нового римского императора Тита, но он предпочел ей другую. Оскорбленная Вителия организует заговор против Тита. В этот заговор она вовлекает друга императора - юного Секста, посулив ему свою любовь.

Друг Секста - Анний просит юношу уговорить императора Тита разрешить Аннию жениться на сестре Секста - Сервилии. Секст обещает другу испросить согласие императора на этот брак.

Вторая картина. Торжественно и пышно празднует Тит победу над врагами. Оставшись наедине с Аннием и Секстом, он неожиданно для Секста просит руку его сестры. Тит развелся со своей женой и решил жениться на Сервилии. Анний поражен и глубоко опечален, но он не смеет сказать императору о своих чувствах к девушке. Появившаяся Сервилия открыто заявляет Титу о любви к Аннию и просит разрешения на брак с любимым.

Тит великодушен. Он не противится высказанному девушкой желанию. Если Сервилия любит Анния, пусть она будет его женой, а Тит женится на Вителии. Узнав о том, что ее честолюбивые мечты близки к осуществлению, Вителия спешит удержать Секста от убийства императора, но ее попытка оканчивается неудачей.

Третья картина. Заговорщики ворвались в Капитолий. С ужасом узнает Вителия от Секста, что он убил императора.

Второе действие. Первая картина. Император остался жив. Один из римлян, одев его тогу, пожертвовал собой и спас жизнь Тита. По совету Анния, Секст хочет выдать себя императору и чистосердечно признаться ему в участии в заговоре. Но Вителия требует, чтобы Секст бежал - она боится, что будет раскрыта ее роль в подготовке покушения. Неожиданно появившийся начальник дворцовой стражи Публий арестовывает Секста. Юноша клянется Вителии в том, что сохранит в тайне ее участие в заговоре.

Вторая картина. Тит не может поверить, что лучший и верный друг Секст оказался предателем. Но вводят закованного в цепи Секста, и он подтверждает свою вину. После тяжелой внутренней борьбы Тит утверждает вынесенный сенатом приговор. Секста ожидает смерть на арене.

Третья картина. Вителия решила во что бы то ни стало спасти Секста. Даже, если это будет ей стоить трона, она избавит юношу от казни.

Тит приказывает ввести приговоренного. Напрасно Анний и Сервилия просят о помиловании, Тит не может нарушить закон. Тогда Вителия бросается к ногам императора и открывает ему свою роль в подготовке покушения. Это она вовлекла Секста в заговор, это по ее наущению юноша пытался убить императора. Вителия готова разделить участь приговоренного и погибнуть вместе с ним.

Тит милостив и великодушен. Искренность и раскаяние Вителии тронули его. Он приказывает снять с преступника оковы и милосердно прощает Вителию и Секста.