Мини-блокнот о крыме «высказывания великих людей о величии крыма» материал на тему. Гений, море и скука. Классики русской литературы о Крыме Высказывания знаменитых людей о крыме

Во все времена великие поэты, писатели, знаменитые путешественники и государственные деятели приезжали в Крым за вдохновением, сочиняли стихи и писали прозу, вершили историю. Что же о самом полуострове, его природе и городах они говорили и какие их фразы до сих пор на слуху?

Подготовил Алексей ПРАВДИН
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 248 от 13 сентября 2013 года
Николай II
№ 1. «Я бы хотел никогда не выезжать отсюда»

Так часто говорил последний русский им­ператор Николай II, прогуливаясь по дорожкам парка Ливадийского дворца. И действительно - летняя резиденция царя была излюбленным местом отдыха всей его семьи. Здесь же с удовольствием проводил летние месяцы и Александр III.

Пабло Неруда
№ 2. «Орден на груди планеты»

Чилийский поэт и политический деятель Пабло Неруда много путешествовал по миру. Поскольку Неруда был ярым коммунистом, его привечали в СССР. Ему довелось объездить практически весь Советский Союз. После посещения Крыма и родилась его знаменитая на весь мир фраза: «Крым - это орден на груди планеты Земля!»

Сергей Найденов
№ 3. «Кусочек неба, упавший на землю»

Русский писатель Сергей Найденов, писал: «Лучше быть мирным балаклавским рыбаком, чем писателем, вот печальная дума, которая, я уверен, не одному из писателей, посетивших Балаклаву, приходила в голову под впечатлением седых, древних гор, хранивших вечный покой голубоватого озера - кусочка неба, упавшего на землю».

Николай Некрасов
№ 4. «Море и здешняя природа покоряют и умиляют»

Русский поэт и писатель Николай Некрасов, известный такими произведениями как «Кому на Руси жить хорошо», «Дед Мазай и зайцы», в последние годы жизни лечился в Крыму под наблюдением выдающегося врача Сергея Петровича Боткина. И в 1876 году он написал в дневнике: «Море и здешняя природа меня покоряют и умиляют. Выезжаю теперь каждый день - чаще всего в Ореанду - это лучшее, что здесь пока видел».

Адам Мицкевич
№ 5. «Небо так же чисто, а зелень красивее…»

Другой известный поэт, польский политический публицист Адам Мицкевич с 1824 по 1829 год находился на территории России, пребывая в изгнании. В том числе в 1825 году побывал в Крыму. Больше всего он восхищался Южным берегом: «Часть Крыма между горами и морем представляет одну из прекраснейших местностей в мире. Небо так же чисто и климат так же мягок, как в Италии, но зелень красивее!»

Павел Сумароков
№ 6. «Все придуманные пейзажи ничто в сравнении с сими райскими местами»

Совершая путешествие по Тавриде, писатель, сенатор и член Российской академии Павел Сумароков увековечил свой восторг от увиденного: «Здесь природа себя не пощадила: она хотела блеснуть мастерскою рукою, показать, что искусство есть слабый ея подражатель… Тут везде зрение услаждается, сердце ощущает удовольствие и душа, исполненная восторга, парит… Одним словом, слаба кисть, недостаточно перо, чтобы изобразить хоть мало оные красы».

Дмитрий Мамин-Сибиряк
№ 7. «Я устроил бы здесь санаторию для писателей…»

Русский прозаик и драматург Дмитрий Мамин-Сибиряк в 1905 году был очарован Балаклавой. Треть­его сентября он оставил запись в дневнике: «Чудное местечко, счастливое пока тем, что на него обращено очень мало благосклонного внимания „его величества публики“. Если бы это зависело от меня, я устроил бы именно здесь санаторию для писателей, артистов и художников».

Иван Матвеевич Муравьев-Апостол
№ 8. «Запрусь здесь с Ариосто и с «1001 ночью»»

Русский дипломат, отец трех декабрис­тов Иван Матвеевич Муравьев-Апостол, путешествуя по Крыму в 1820 году, посетил Чоргуньскую башню в селе Чернореченском (ныне Балаклав­ский район Се­васто­поля), после чего восхищенно написал: «Прелестное место! Если когда мне вздумается писать роман в рыцарском вкусе, я здесь запрусь с Ариосто и с »1001 ночью»!»

Олимпиада Шишкина
№ 9. «В Севастополе можно приятно проводить время…»

Фрейлина великой княжны Екатерины Павловны Олимпиада Шишкина любила бывать в Севастополе. В своих «Заметках и воспоминаниях путешественницы по России в 1845 году», ко­торые она посвятила Николаю I, писательница заметила любопытный факт, что «в Севастополе недешево жить, но можно приятно проводить время…»

Константин Паустовский
№ 10. «За десятку здесь сдают комнаты… Приезжайте!»

Летом 1929 года русский писатель Константин Паустовский поселился в Балаклаве, на бывшей даче графа Апраксина. В письме знакомому Па­устовский отметил: «За десятку здесь сдают комнаты в бывшем дворце Апраксина, у самого моря. Там очень тихо, пустынно, можно прекрасно работать. Приезжайте».
А кто еще хвалил Крым?

Всеволод Вишневский

Революционер и драматург, участник крымского десанта в тылу Врангеля, готовясь к созданию пьесы о судьбе революционного полка, в 1932 году в статье для газеты «Краснофлотец» написал: «Таврия - удивительное соединение исторических воспоминаний: германская война, адмирал Колчак, бои 1917 года, тут же рядом памятники греческих и римских времен, памятники генуэзские. Вы все время находитесь под влиянием сложных воздействий истории… Севастопольская кампания, и тут же контрастом стоит моряк современный…»

Михаил Коцюбинский

Знаменитый драматург рубежа XIX–XX веков («Тени забытых предков», «Дорогой ценой») в 1897 году работал в Крыму, который, по словам современников, «зажигал в нем творческое воображение». Сохранился его отзыв о полуострове во время проживания в Алуште: «Сегодня у нас праздник, не ходили на работу. Почти целый день просидел над морем. Тихо, солнечно, воздух такой прозрачный, что Демерджи кажется вот-вот за плечами. Такие дни бывают только в Крыму и то осенью».

Лев Толстой

Первые впечатления от увиденного на севастопольских бастионах 7 ноября 1854 года легли в основу строчек знаменитых «Севастопольских рассказов»: «Не может быть, чтобы при мысли, что вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах!»

Дюбуа де Монпере

Швейцарский ученый и археолог Фредерик Дюбуа де Монпере, объехав весь полуостров в 1836 году и написав книгу «Путешествие в Крым», более всего восхитился Массандрой. «Во всем Крыму нет другого горного пейзажа, который по красоте своей мог бы сравниться с массандровскими видами», - заметил он.

Степан Скиталец

Русский поэт и прозаик в 1908 году построил в Байдарской долине, в селе Скели, дачу, где впоследствии любил уединяться. Однако свои знаменитые строчки он посвятил Балаклаве: «Да здравствует Балаклава с ее учреждениями - библиотекой, кофейней и поч­товой конторой!»

Перед светом я заснул. Между тем корабль остановился в виду Юрзуфа. Проснувшись, увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли, плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прилепленными к горам, тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ими, справа огромный Аю-даг… и кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и блеск и воздух полуденный…

Александр Сергеевич Пушкин

140
Ссылка на цитату
7 минут на осмысление

Крым- чудесный край. Он напоминает французский Лазурный берег, но пейзажи его суровей. Вокруг- высокие скалистые горы, на склонах- сосны, до самого берега, море переменчиво: мирно и лучисто на солнце и ужасно в бурю. Климат мягок, всюду цветы, очень много роз. - «Князь Феликс Юсупов. Мемуары»

Феликс Юсупов

65
Ссылка на цитату
7 минут на осмысление

Не чувствую красот В Крыму и на Ривьере, Люблю речной осот, Чертополоху верю.

Борис Пастернак

63
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Мы пойдем дальше. Будем делать сетевую блокаду, дальше будет морская блокада, то есть Крым окажется в полной изоляции. В том числе будет блокада и Керченской переправы. Пусть они там не изощряются и не думают, что мы не сможем это сделать

Ленур Ислямов

55
Ссылка на цитату
7 минут на осмысление

Назло неистовым тревогам ты, дикий и душистый край, как роза, данная мне Богом, во храме памяти сверкай., О тиховейные долины, полдневный трепет над травой и холм- залёт перепелиный… О странный отблеск меловой расщелин древних, где у края цветут пионы, обагряя чертополоха чешую, и лиловеет орхидея… - «Крым», 1920

Владимир Набоков

53
Ссылка на цитату
7 минут на осмысление

В непочатой свежести раннего детства всё в мире кажется доброзело уже по тому одному, что бысть утро и бысть вечер, потому что у жизни впервые раскрываются тогда душевные глаза, и сердце впервые начинает трепетать счастьем бытия. Но когда стихнет и отуманится летами это детское трепетание, когда, по выражению поэта: «Все ведомы и только повторение грядущее сулит», - тогда, читатель, ступайте на юг, ступайте в Крым. Вы напьётесь в его воздухе живой воды и воскресите незабвенные мгновения вашего детского счастья. Я уже прожил крымское лето и крымскую осень, и могу теперь сказать, что, даже в Крыму, нет ничего похожего на крымскую весну. Особенно чарует она новичка, русского гостя, которого не балуют дома.

Евгений Марков

47
Ссылка на цитату
7 минут на осмысление

Свежесть горных вод и горных вершин, ещё не совсем свободных от снега, быть может, даже свежесть моря, чуемого за горами, дышит в степном воздухе, трава ярче, пестрее, гуще. Между холмов вьются долины, то есть сады без конца. Эти сады крымских долин не имеют ничего подобного себе у нас в России. Их красоту трудно даже променять на скалы и море, которые для нас новее. Прекрасный итальянский тополь, стройный, сквозной, то грациозно группирующийся, то убегающий рядами - вот что составляет главную прелесть долины. Без тополя Крым не Крым, юг не юг. Я видел эти тополи и у нас в России, но никогда не предполагал в них такого богатства очарования. При первой мысли о крымском пейзаже у меня в голове поднимается тополь. С него он начинается, с ним он оканчивается. Объяснить этого впечатления нельзя, но я уверен, что всякий крымский путешественник, не лишенный живого чувства природы, сразу очаровывался крымским тополем.

Евгений Марков

46
Ссылка на цитату
7 минут на осмысление

корр.: Министр иностранных дел Франции, председательствующей в ЕС, господин Кушнер выразил недавно озабоченность, что следующим конфликтом,после конфликта в Южной Осетии, может быть Украина, а именно Крым и Севастополь, как база российского Военно-Морского Флота. Является ли Крым и Севастополе такой целью для России? - Крым не является никакой спорной территорией. Там не было никакого этнического конфликта, в отличие от конфликта между Южной Осетией и Грузией. И Россия давно признала границы сегодняшней Украины. Мы, по сути, закончили в общем и целом наши переговоры по границе. Речь идёт о демаркации, но это уже технические дела. Вопрос о каких-то подобных целях для России, считаю, отдает провокационным смыслом. Там, внутри общества, в Крыму, происходят сложные процессы. Там проблемы крымских татар, украинского населения, русского населения, вообще славянского населения. Но это внутриполитическая проблема самой Украины. У нас есть договор с Украиной по поводу пребывания нашего флота до 2017 года, и мы будем руководствоваться этим соглашением. - интервью немецкой телекомпании ARD, 29 августа 2008 года

Владимир Путин

44
Ссылка на цитату
7 минут на осмысление

Мы шли в сухой и пыльной мгле По раскалённой крымской глине, Бахчисарай, как хан в седле, Дремал в глубокой котловине. И в этот день в Чуфут-Кале, Сорвав бессмертники сухие, Я выцарапал на скале: «Двадцатый год. Прощай, Россия».

Николай Туроверов

41
Ссылка на цитату
7 минут на осмысление

Красочна крымская красота. В мире палитры богаче нету. Такие встречаются здесь цвета, что и названья не знаешь цвету. Но в окруженье тюльпанов да роз, я не покрылся забвенья ряской: светлую дымку твоих волос Крым никакой не закрасит краской.

Ярослав Смеляков

40
Ссылка на цитату
7 минут на осмысление

Населенье было- татары, народ живописный, весёлый и хлебосольный. Женщины носили шаровары, яркие приталенные жакетки и вышитые тюбетейки с вуалькой, но прикрывали лицо только замужние. У молодых- сорок косичек. Все сплошь красили ногти и волосы хной. Мужчины ходили в каракулевых шапках, ярких рубахах и сапогах с узкими голенищами. Татары- мусульмане. Над плоскими крышами беленных известью татарских домов высились минареты мечетей, и утром и вечером с высоты голос муэдзина созывал на молитву. - «Князь Феликс Юсупов. Мемуары»

Феликс Юсупов

38
Ссылка на цитату
7 минут на осмысление

В Крыму буквально все пронизано общей историей и гордостью. Здесь Древний Херсонес, где принял крещение Святой князь Владимир. Его духовный подвиг- обращение к Православию- предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. В Крыму могилы русских солдат, мужеством которых Крым в 1783 году был взят под Российскую державу. Крым- это Севастополь, город-легенда, город великой судьбы, город-крепость и родина русского Черноморского военного флота. Крым- это Балаклава и Керчь, Малахов курган, Сапун-гора,- каждое из мест свято для нас, это- символы воинской славы и невиданной доблести. Крым- это уникальный сплав культур и традиций разных народов, и этим он так похож на Большую Россию, где в течение веков не исчез, не растворился ни один этнос

Владимир Путин

38
Ссылка на цитату
7 минут на осмысление

Мы будем формировать батальон, который будет готовиться для входа в Крым... и будет там уже очищать Крым от тех "сепараторов", которые там засели, и от тех неугодных элементов, от вражеских элементов, которые там останутся после освобождения Крыма

Ленур Ислямов

33
Ссылка на цитату
7 минут на осмысление

Планета Крым - популярный портал с отзывами об отдыхе в Крыму публикует цитаты из отзывов о Крыме, написанных известными писателями и поэтами XIX и XX вв. Отзывы об отдыхе в Крыму нашего времени бывают как восторженно положительными, так и резко отрицательными. И среди них много тех, что начинаются со слов «раньше было лучше»! Но, оказывается, отзывы писателей и поэтов о Крыме тоже были весьма разносторонними. Среди известных людей прошлых столетий были как ярые поклонники отдыха в Крыму, так и активные противники. Хвалили или ругали, но всегда – говорили, писали! Природа Крыма, его города, его море, его люди никого не оставляют равнодушными много веков подряд.

Крымская природа всегда пленяла путешественников своим многообразием: пышная растительность Южного берега, ярко-синее небо, ослепительное солнце, белеющие макушки гор, бесконечность степей и яркие краски фруктовых садов.

Вся эта красота так и просится на холст и на бумагу. Крымская земля много раз была воспета в стихах, рассказах, романах и путевых заметках.

Путешествия по Крыму не всегда были легки и приятны , но туристы и в XIX веке стремились покорить Южный берег полуострова, невзирая на неудобства. О чем есть письменные свидетельства тех времен:

«…Больные любопытством путешественники отправляются удивляться живописной природе Южного берега. Даже дамы, невзирая, что должны 250 верст ехать верхом и подвергаться необыкновенным для них беспокойствам и опасностям, предпринимают сей трудный путь - конечно, плачут, раскаиваются в продолжении оного, но по окончании с восторгом рассказывают о чудесах, ими виденных».
В. Броневский. 1815 г.

Великие поэты вдохновенно описывали красоты Крыма. Из письма Александра Пушкина летом 1820 года:

«Перед рассветом я заснул, между тем корабль остановился в виду Юрзуфа. Проснувшись, увидел я картину пленительную : разноцветные горы сияли, плоские кровли хижин… издали казались ульями, прилепленными к горам, тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними, справа огромный Аю-Даг… И кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный…

В Юрзуфе жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом… Я любил, проснувшись ночью, слушать шум моря - и заслушивался целые часы. В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество».

Пятью годами позже польский поэт Адам Мицкевич восхищался Южным берегом Крыма: «Часть Крыма между горами и морем представляет одну из прекраснейших местностей в мире. Небо так же чисто и климат так же мягок, как в Италии, но зелень красивее…»

«Море и здешняя природа меня покоряют и умиляют . Выезжаю теперь каждый день - чаще всего в Ореанду - это лучшее, что здесь пока видел» - эти строки принадлежат перу Николая Алексеевича Некрасова, который в 1876 году лечился в Крыму под наблюдением выдающегося русского врача С.П. Боткина.

С Ялтой неразрывно связано имя другого врача и гениального драматурга - Антона Павловича Чехова.

«Моя ялтинская дача вышла очень удобной. Уютно, тепло и вид хороший. Сад будет необыкновенный. Сажал я сам, собственноручно». Антон Павлович Чехов, 1899 год.

Однако, как и многие творческие личности, Чехов не был постоянен в своих пристрастиях. Вот заметки из его первого посещения Крыма:
"Таврическая степь уныла, однотонна, лишена дали, бесколоритна... и в общем похожа на тундру... Судя по степи, по ее обитателям и по отсутствию того, что мило и пленительно в других степях, Крымский полуостров блестящей будущности не имеет и иметь не может."

"Ялта — это помесь чего-то европейского, напоминающего виды Ниццы, с чем-то мещански-ярмарочным. Коробообразные гостиницы, в которых чахнут несчастные чахоточные... эти рожи бездельников-богачей с жаждой грошовых приключений, парфюмерный запах вместо запаха кедров и моря, жалкая, грязная пристань, грустные огни вдали на море, болтовня барышень и кавалеров, понаехавших сюда наслаждаться природой, в которой они ничего не понимают." (о Ялте)

"Вот уж две недели одиноко сижу в полуторарублевом номере в татарско-парикмахерском городе Ялте. .. В Ялте много барышень и ни одной хорошенькой. Много пишущих, но ни одного талантливого человека. Много вина, но ни одной капли порядочного." (снова о Ялте)

Ялтинцы давно простили любимому писателю резкие высказывания и свято чтут память драматурга: его дом-музей одна из главных достопримечательностей города.

Не по вкусу пришлась Ялта и другому великому перу ХХ века - Михаилу Булгакову. Прочитав его замечания, вряд ли кому-то захочется стрелой мчатся в Крым:
"Сюда нельзя ездить людям с очень расстроенной нервной системой . Я разъясняю Коктебель: ветер в нем дует круглый год ежедневно, не бывает без ветра ничего, даже в жару. И ветер раздражает неврастеников." (о Коктебеле)

"Ялта и хороша, Ялта и отвратительна, и эти свойства в ней постоянно перемешиваются. Сразу же надо зверски торговаться. Ялта — город-курорт: на приезжих... смотрят как на доходный улов." (о Ялте)

"Хуже чем купания в Ялте, ничего не может быть... Представьте себе развороченную крупнобулыжную московскую мостовую. Это пляж. Само собой понятно, что он покрыт обрывками газетной бумаги... и, понятное дело, нет вершка, куда можно было бы плюнуть, не попав в чужие брюки или голый живот." (снова о Ялте)

"На улицах ни души и никаких признаков жизни... Пошли искать людей, искать впечатлений, но ни людей в полном смысле этого слова, ни общественных мест в Ялте не было. Был только один черствый городской клуб, в котором были, на наш взгляд, какие-то уроды, но и туда нас не пустили как не членов клуба." (о Ялте зимой)

"Этот живописный летом белый городок... зимой выглядел таким же банкротом, как и Ялта. Ханский дворец был заперт, а это — почти единственная достопримечательность, которой в то время промышлял Бахчисарай. Наперекор всему пошли искать красок этого легендарного уголка, но, обшарив город, ничего не нашли, кроме угнетающей тишины." (Бахчисарай)

Но не все писатели были так строги к Крыму и его городам. Севастополь - город достойный поклонения по праву может гордиться томами посвященных ему стихов, песен и романов.

В знаменитых «Севастопольских рассказах» Лев Толстой так описывает свои чувства от первого пребывания в Севастополе в период Крымской войны:

«Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и, чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах...»

А это строки Константина Паустовского о Севастополе:

«В день отъезда Севастополь снова предстал передо мной величественным, простым, полным сознания своей доблести и красоты, предстал русским Акрополем - одним из лучших городов на нашей земле».

Закончим мы словами не поэта, не писателя, но человека, много времени проводившего в Крыму, искренне его любившего и немало сделавшего для развития полуострова. Последний русский император, Николай II, прогуливаясь по дорожкам парка у Ливадийского дворца, частенько говорил: «Я бы хотел никогда не выезжать отсюда». И под этими словами охотно бы подписались многие путешественники, которых навек покорила крымская земля.

По материалам: Крымский блог. Неизведанные места, тайны и загадки, исторические факты о Крыме и городах Крыма.

Крым во все времена был для людей творчества не просто красивым и вдохновляющим, но каким-то сакральным местом. Сюда приезжали поэты, писатели, художники творили свои шедевры. Чем же этот маленький полуостров так цеплял за живое?

Берем и едем смотреть на Крым другими глазами, чтобы понять, откуда черпали вдохновение русские и современные классики.

Крым глазами писателей

Первым вспомним Антона Павловича Чехова. Жил писатель в Гурзуфе, снимал комнатку в Ялте, лечился, отдыхал и создавал бессмертные произведения. Окончательно он поселился в Ялте в 1899 году, закончив строительство собственного дома. Антон Павлович писал друзьям: “Моя ялтинская дача вышла очень удобной. Уютно, тепло и вид хороший. Сад будет необыкновенный. Сажал я сам, собственноручно ”.

“Белая дача” сохранилась для потомков в неизменном виде, здесь находится музей Чехова. В Ялте драматург написал “Даму с собачкой”, великолепные пьесы “Вишневый сад”, “Три сестры”, повесть “В овраге” и несколько рассказов.

В 1900 году Чехов увидел постановку своих пьес “Дядя Ваня” и “Чайка” на сцене севастопольского драматического театра.

Лев Николаевич Толстой участвовал в Крымскую войну в обороне Севастополя, здесь он написал “Севастопольские рассказы”. Через 30 лет побывал писатель в Симеизе и, по его признанию, посмотрел на все по-новому. “Вот где, или вообще на юге надо начинать жить тем, которые захотят жить хорошо… Уединенно, прекрасно, величественно …”

Лев Толстой два года лечился в Кореизе, куда к нему в гости приезжали Шаляпин, Куприн, Короленко, Горький, и все они были очарованы Крымом. Знаменитая “Песнь о соколе” была написана Максимом Горьким под впечатлением великолепия южной природы.

Куприн приезжал отдыхать в Балаклаву каждое лето и осень, часто выходил в море с рыбаками. Он посвятил им очерки “Листригоны”. Писатель был свидетелем восстания на крейсере “Очаков” и гневно высказался против жестокой расправы над восставшими, после чего командующий Черноморским флотом организовал высылку писателя из Крыма. В Балаклаве на набережной установлен памятник Александру Куприну.

В Феодосии находится Литературный музей Александра Грина, который жил здесь шесть лет. Тут был написан блестящий роман “Бегущая по волнам”, посвященный жене писателя.

В восстановление творческого наследия Грина неоценимый вклад внес Константин Паустовский, он часто приезжал в Старый Крым, работал здесь над повестью “Черное море”, где прообразом Гарта стал Александр Грин.

Бунин, Грибоедов, Гоголь, Сергеев-Ценский, Станюкович оставили след на крымской земле, вдохновляющей их на гениальные произведения.

Крым поэтический

В 1820 году Александр Сергеевич Пушкин посетил Тавриду, попав сюда в южную ссылку. За такое “наказание” он был безмерно благодарен властям, потому что влюбился в живописную природу. О пребывании в поэт писал, что купается в море, объедается виноградом.

В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество ”. Этот кипарис и сейчас растет в Гурзуфе недалеко от фонтана, к которому Пушкин приходил каждое утро попить воды.

В Бахчисарайском дворце поэт был очарован Фонтаном слез:

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы .”

Пушкин проехал полуостров от Керчи до Симферополя, посетил Бахчисарай, весь южный берег, и вот каким предстал Крым перед Пушкиным:

Волшебный край! очей отрада!

Все живо там: холмы, леса,

Янтарь и яхонт винограда,

Долин приютная краса .”

Добраться до Гурзуфа легко на автомобиле, чтобы своими глазами увидеть молчаливых старинных современников поэта. Сейчас здесь открыт музей Пушкина, состоящий из шести залов.

В 1825 году польский поэт Адам Мицкевич совершил путешествие от Тарханкута до Евпатории, посетив Алушту, Чатырдаг. Итоги путешествия вылились в цикл “Крымские сонеты”.

В 1876 году полуостров посетил Николай Некрасов, приехавший сюда поправить здоровье по совету доктора Боткина. В Ялте была завершена поэма “Кому на Руси жить хорошо” и написано несколько стихотворений.

Неразрывно связано с Крымом имя Максимилиана Волошина. В открыт Дом поэта, который он основал и завещал друзьям. На горе Кучук-Енишар находится могила Волошина, куда не иссякает поток почитателей его творчества. Похоронен он здесь по своему пожеланию.

И над живыми зеркалами

Возникнет темная гора,

Как разметавшееся пламя

Окаменелого костра .”

Неоднократно гостил у Волошина Осип Мандельштам. В 1920 году он был арестован в Феодосии белогвардейской контрразведкой и после этого вернулся на полуостров только в 1933 году, поселившись в Старом Крыму.

Не обошел вниманием Крым и Владимир Маяковский:

Чуть вздыхает волна,

и, вторя ей,

Ветерок

над Евпаторией .”

В 1913 году вместе с Игорем Северяниным поэт совершил турне по полуострову, читая стихи и лекции.

Анна Ахматова посвятила Крыму и Севастополю около 20 стихотворений и поэму “У самого моря”, где описывает свое детство.

Список можно продолжать, талантливые личности в любом веке находили отраду для души в крымских просторах. На вы быстро и легко доберетесь в любое место, связанное с именем вашего любимого поэта или писателя.

М.Волошин «Медведь-гора», акварель

В эти дни отмечается очередная годовщина со дня рождения известного поэта Максимилиана Волошина, жизнь и творчество которого были тесно связаны с Крымом. В связи с этим вспомним цитаты из его статей о крымских татарах, историю и культуру которых он чтил и великолепно знал.

1. Крымские татары – народ, в котором к примитивно-жизнеспособному стволу монголоизма были привиты очень крепкие и отстоенные культурные яды, отчасти смягченные тем, что они уже были ранее переработаны другими эллинизированными варварами. Это вызвало сразу прекрасное (хозяйственно-эстетическое, но не интеллектуальное) цветение, которое совершенно разрушило первобытную расовую устойчивость и крепость. В любом татарине сразу чувствуется тонкая наследственная культурность, но бесконечно хрупкая и неспособная себя отстоять. Полтораста лет грубого имперского владычества над Крымом вырвало у них почву из-под ног, а пустить новые корни они уже не могут, благодаря своему греческому, готскому, итальянскому наследству.

Поэт Серебряного века М. Волошин (1877-1932)

2. Татарское искусство: архитектура, ковры, майолик, чекан металлов - все это кончилось; остались еще ткани да вышивки. Татарские женщины, по врожденному инстинкту, еще продолжают, как шелковичные черви, сучить из себя драгоценные растительные узоры. Но и эта способность иссякает.

3. Трудно считать приобщением к русской культуре то обстоятельство, что Крым посетило в качестве туристов или путешественников несколько больших русских поэтов, и что сюда приезжали умирать от туберкулеза замечательные писатели. Но то, что земли систематически отнимались у тех, кто любил и умел их обрабатывать, а на их место селились те, кто умел разрушать налаженное; что трудолюбивое и лояльное татарское население было приневолено к ряду трагических эмиграций в Турцию, в благодатном климате всероссийской туберкулезной здравицы поголовно вымирало, – именно, от туберкулеза, – это показатель стиля и характера русского культуртрегерства.

Дом Волошина в Коктебеле

4. Никогда (…) эта земля, эти холмы и горы, и равнины, эти заливы и плоскогорья, не переживали такого вольного растительного цветения, такого мирного и глубокого счастья», как в «золотой век Гиреев»

Волошин любил писать пейзажи о Коктебеле, так как прожил здесь большую часть своей жизни

5. Татары и турки были великими мастерами орошения. Они умели ловить самую мелкую струйку почвенной воды, направить ее по глиняным трубам в обширные водоемы, умели использовать разницу температур, дающую выпоты и росы, умели, как кровеносной системой, оросить сады и виноградники по склонам гор. Ударьте киркой по любому шиферному, совершенно бесплодному скату холма - вы наткнетесь на обломки гончарных труб; на вершине плоскогорья вы найдете воронки с овальными обточенными камнями, которыми собиралась роса; в любой разросшейся под скалой купе деревьев вы различите одичавшую грушу и выродившуюся виноградную лозу. Это значит, что вся эта пустыня еще сто лет назад была цветущим садом. Весь этот Магометов рай уничтожен дочиста.
6. В Бахчисарае, в ханском дворце, превращенном в музей татарского искусства, вокруг художника Боданинского, татарина по рождению, еще продолжают тлеть последние искры народного татарского искусства, раздуваемые дыханием нескольких человек, его охраняющих.

7. Превращение Крымского Ханства в Таврическую губернию для Крыма не было благоприятно: окончательно отделенный от живых водных путей, ведущих через Босфор и экономическими интересами связанный только с «диким полем», он стал русским губернским захолустьем, не более значительным, чем Крым готский, сарматский, татарский.

8. Татары дают как бы синтез всей разнообразно-пестрой истории страны. Под просторным и терпимым покровом Ислама расцветает собственная подлинная культура Крыма. Вся страна от Меотийских болот до южного побережья превращается в один сплошной сад: степи цветут фруктовыми деревьями, горы – виноградниками, гавани – фелюками, города журчат фонтанами и бьют в небо белыми минаретами.

9. Времена и точки зрения меняются: для Киевской Руси татары были, конечно, Диким Полем, а Крымское ханство было для Москвы грозным разбойничьим гнездом, донимавшим его неожиданными набегами. Но для турок - наследников Византии - и для царства Гиреев, уже воспринявших и кровью и духом все сложное наследство Крыма с его греческими, готскими и итальянскими рудам и, конечно, русские были только новым взмывом Дикого Поля.

Здесь, в этих складках моря и земли,
Людских культур не просыхала плесень -
Простор столетий был для жизни тесен,
Покамест мы – Россия – не пришли.
За полтораста лет – с Екатерины -
Мы вытоптали мусульманский рай,
Свели леса, размыкали руины,
Расхитили и разорили край.
Осиротелые зияют сакли;
По скатам выкорчеваны сады.
Народ ушел. Источники иссякли.
Нет в море рыб. В фонтанах нет воды.
Но скорбный лик оцепенелой маски
Идет к холмам Гомеровой страны,
И патетически обнажены
Ее хребты и мускулы и связки
Использованы статьи Максимилиана Волошина «Культура, искусство, памятники Крыма», «Судьбы Крыма»