Моцарт и Сольери. Кто отравил Моцарта. Литературный миф: загадочное дело моцарта и сальери Сальери отравил моцарта

Отравил ли Сальери Моцарта, как пишет Пушкин в своей маленькой трагедии "Моцарт и Сальери" и как показано в фильме "Амадей" Милоша Формана?

Ответ

Если бы сегодня состоялся суд над Антонио Сальери по всем правилам судебного разбирательства (с привлечением показаний свидетелей, анализом всей совокупности фактов) по обвинению в отравлении Амадея Моцарта, то, безусловно, Сальери был бы вынесен оправдательный приговор, ввиду полного отсутствия каких-либо доказательств и даже мотивов к убийству, и было бы заведено новое дело - о клевете.

Александр Пушкин, основываясь на слухах, возникших в Вене спустя 30 лет после смерти Моцарта, появившихся в венских газетах, сочинил всего лишь красивую легенду, главной идеей которой было - используя художественные средства литературы, силу поэтического языка, поставить вопрос о том, совместны ли гений и злодейство, есть ли правда на земле и в небе (слова Сальери: "Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет - и выше"; Сальери обвиняет самого Бога и, как он думает, восстанавливает справедливость, убивая Моцарта - этого праздного гуляку и повесу, которому Бог на за что дал огромный музыкальный дар, обойдя тех, кто своим великим трудом, старанием, усердием честно и добросовестно служит Богу, сочиняя музыку).

С лёгкой руки Пушкина эта легенда стала восприниматься правдой, и имя Сальери стало нарицательным именем коварного завистника чужому таланту и славе.

Слух этот возник и стал распространяться, когда Сальери был ещё в совершенно здравом уме. Сальери решительно отвергал эти гнусные сплетни. Как для всех слухов и сплетен, не были найдены источники информации о том, кто первый сказал об отравлении Моцарта, осуществлённом Сальери, и о том, кто услышал из уст самого Сальери это признание. Ни один свидетель, ни один знающий Сальери человек не подтверждал этого слуха. В газетах появилось множество гневных опровержений от друзей, коллег, музыкантов, знающих Сальери с самой лучшей стороны и не могущих мириться с возведением гнусной клеветы на честное имя. Эти опревержения Пушкин не мог не читать, но всё же решил использовать реальные имена Моцарта и Сальери в своём художественном произведении.

Антонио Сальери в 24 года занял в Вене пост придворного капельмейстера - самый высокий пост в музыкальной Европе (сейчас бы мы назвали его министром музыки Европейского союза). Все 58 лет своей жизни в Вене пользовался всеобщим уважением. Имея высокую должность, он никогда ею не злоупотреблял; имея высокие доходы, жил скромно, а все гогорары от концертов передавал вдовам музыкантов и сиротам. О нём с искренней любовью и благодарностью как о музыканте, учителе и человеке отзывались все его ученики, а это такие великие композиторы и музыканты как Бетховен, Шуберт, Лист, Черни. С большой любовью Сальери относился ко всем музыкантам, искренне радовался чужим успехам, поддерживал молодых музыкантов не только советом и участием, но и материально (не брал с них денег за уроки), высочайше ценил Моцарта (первый исполнил его 40-ю симфонию, дирижиовал несколькими его произведениями, вернул в репертуар королевского театра оперу Моцарта "Свадьба Фигаро".

Есть множество свидетельств того, что именно Моцарт патологически завидовал Сальери, всячески интриговал против него, кричал на каждом углу о противных итальяшках, "наехавших тут" и занимающих чьи-то места (а тут ещё случай, когда руский царский двор из двух кандидатур учителей музыки для великой книягини - Моцарта и Сальери - выбрал Сальери). Да, Моцарт великий композитор, стоявший много выше Сальери, но, что касается человеческих качеств, то подобное сказать о нём мы, к сожалнию, не можем.

В 1997 году в миланском Дворце юстиции по инициативе Миланской консерватории состоялся суд над Сальери по обвинению в убийстве Моцарта, который, заслушав свидетелей защиты и обвинения (исследователей творчества и жизни Моцарта и Сальери), полностью оправдал композитора "за отсутствием состава преступления".

Бурмистров Иван

Обучающийся в своей работе доказывал непричастность Антонио Сальери к смерти Вольфганга Амадея Моцарта.

Работа интересна еще тем, что использовать свидетельства современников Сальери и Моцарта нужно взвешенно.

Почему А.С.Пушкин в своей трагедии "Моцарт и Сальери" обвиняет в гибели великого австрийского композитора Сальери?

В Италии в XX состоялся процесс на котором Антонио Сальери был оправдан.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей» № 20

Городская научно-практическая конференция обучающихся

Секция: Искусство

«Почему обвиняли Антонио Сальери в смерти Моцарта?»

Юрьевич,

Класс: 9

ОУ : МБОУ «Лицей № 20»

Руководитель: Бурмистрова Ольга

Валентиновна, учитель музыки

МЕЖДУРЕЧЕНСК - 2016

Введение ………………………………………………….……….3

Глава 1. Антонио Сальери ……………………………………….5

Глава 2. Слухи, версии, предположения ………………………..9

Глава 3. Социологический опрос …………………………….....14

Заключение ……………………………………..………..…….....15

Список литературы и источников……………..………….……..16

Приложения……………………………………………………….18

Введение

Тема моей исследовательской работы «Почему обвиняли Антонио Сальери в смерти Моцарта»

Меня эта тема привлекает тем, что Антонио Сальери сыграл немалую роль в музыкальной жизни Вены XVIII века. Так почему же придворного композитора, прекрасного музыканта и ученика Глюка, наставника Л.Бетховена обвинили в смерти великого венского классика - Вольфганга Амадея Моцарта?

По этому поводу существовало много противоречивых мнений. Были созданы фильмы на эту тему, например одноименная телепостановка «Моцарт и Сальери» (1962) Владимира Гориккера, «Маленькие трагедии» (1979) Михаила Швейцера, также был снят «Амадей»(1984) американским режиссером Милошем Форманом.

Так кто же он, этот любимец фортуны, итальянский композитор – Антонио Сальери?

Высказывались разные предположения, разделились мнения у известных поэтов, композиторов и других великих деятелей культуры.
Актуальность этой работы я вижу в том, что порой общественное мнение складывается совершенно случайно и не отражает действительные события.

Проблема: Выявить, по какой причине Антонио Сальери обвиняли в смерти Моцарта.

Гипотеза: Может быть, в причине обвинений Сальери лежала национальная подоплека (связанная с взаимными претензиями австрийских к итальянским композиторам, т.к. при дворе австрийского императора Иосифа II занимали высшие музыкальные посты композиторы итальянского происхождения)?

Цель : Выявление причины обвинений Сальери в смерти Моцарта.

Задачи:

  1. Изучить биографию А.Сальери
  2. Изучить всевозможные версии обвинений
  3. Познакомиться с трагедией А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»,

с экранизацией произведения Пушкина «Маленькие трагедии» режиссера Михаила Швейцера,

с фильмом Милоша Формана «Амадей».

Объект: музыкальные события XVIII-века в Вене

Предмет: обвинения Сальери в гибели Моцарта.

Методы: сравнение, анкетирование, анализ

Области применения: Литература, музыка, мировая художественная культура, психология.

1.Антонио Сальери .

Первые уроки музыки Сальери брал у местного органиста. Вундеркиндом он не был, но обладал хорошим слухом и незаурядными способностями.

Семья, взявшая его на воспитание после смерти отца, позаботилась о его музыкальном образовании.

Уже с 1765 года он пел в хоре Святого Марка в Венеции, учился у известного оперного композитора Джованни Батиста Пешетти, Ф.Пачини. По рекомендациям, на Сальери обратил внимание Флориан Гассман, придворный композитор Иосифа II, находившегося в Венеции. Возвращаясь обратно, он взял с собой будущего композитора в Вену.

Гассман занялся образованием Сальери, обучал всем, что могла пригодиться в его будущей профессии. В столице Австрии Сальери начал свою службу в качестве ассистента Гассмана а после, в 1769-м получил должность клавесиниста- концертмейстера придворного оперного театра. Гассман входил в круг приближенных, близкий к императору. Постепенно, он ввел в него и Антонио, тем самым приблизив его к императору и положив начало его блестящей карьеры.

Вскоре, Гассман познакомил Сальери с Кристофом Виллибальдом Глюком, чьим приверженцем и последователем Антонио оставался до конца жизни.

Первый успех пришел к Сальери уже в 1770 году, когда он вместо Гассмана сочинял оперу - буффа «Образованные женщины» для рождественского карнавала. В течение трех последующих лет молодой композитор завоевал популярность и закрепил свой успех с помощью опер- буффа, таких как: «Венецианская ярмарка», «Трактирщица» и «Похищенная бадья».

В 1774 году умер Гассман, занимавший в Вене пост придворного капельмейстера. К тому времени, Сальери, автор 10 опер, унаследовал от учителя должность придворного композитора.

Совсем молодым, Антонио Сальери приобрел огромнейший успех в Европе. В том время, при дворе Габсбургов, почиталась именно итальянская опера. Успех Сальери, не в последнюю очередь, был обусловлен близостью к императору. Оперы композитора заказывали во всех городах Европы: Милане, Венеции, Мюнхене, Риме, Неаполе. Иосиф II между тем пытался привлечь Сальери к работе над немецкой комической оперой, но это была не его стезя. Антонио до конца своих дней считал немецкий не пригодным для пения, но один зингшпиль для императора все, же сочинил. В 1788 году Иосиф II отправил в отставку престарелого придворного капельмейстера Джузеппе Бонно, назначение на этот пост 37-летнего Сальери было ожидаемо: особое расположение императора к нему в Вене было хорошо известно. Этот высший музыкальный пост сделал его фактически распорядителем всей музыкальной жизни Вены.

Сальери пользовался большим авторитетом и как педагог. Двадцатитрехлетний Бетховен начал совершенствоваться у Сальери в вокальной композиции в 1793 году, вскоре после смерти Моцарта. Занятия происходили эпизодически на протяжении не менее десяти лет. Под наблюдением Сальери вырос как композитор Франц Шуберт. Он щедро вознаградил своего учителя, посвятив ему десять вариаций для фортепиано, цикл песен на слова Гете и три струнных квартета. В честь Сальери юный Шуберт написал восторженную кантату. Отец Ференца Листа с радостью принял предложение престарелого маэстро обучить одаренного мальчика гармонии, чтению партитур и сольфеджио

У Сальери учились Иоганн Непомук Гуммель, Франц Ксавер Зюсмайр, Ансельм Хюттенбрсннер, Игнац Мошелес, Иозеф Вайгль, Карл Готлиб Райсигер, Петер Винтер, Иозеф Штунц, Игнац Асмайр, Бенедикт Рандхартингер. Всего около шестидесяти учеников-композиторов, другие композиторы. Уроки пения у него брали Катарина Кавальери, Анна Мильдер-Хаунтман, Анна Краус - Враницки, Катарина Вальбах - Канци, Фортуната Франкетти, Амалия Хенель, Иозеф -Моцатта и многие другие вокалисты

Последние годы жизни композитора были омрачены сплетней о его причастности к смерти Мацарта. В здравом уме и в твёрдой памяти Сальери решительно отвергал эту чудовищную клевету, видел в ней лишь «злобу, обычную злобу» и в октябре 1823 года просил своего ученика Игнаца Мошелеса опровергнуть её перед всем миром. Именно эта сплетня, в конце концов, и спровоцировала у композитора нервный срыв. И в те годы, и позднее люди, не питавшие враждебных чувств к композитору, но принимавшие на веру слух, видели в его признании лишь подтверждение его тяжёлого психического состояния. Так, Ф. Рохлиц в некрологе писал: «…Его мысли становились всё более путаными; он всё более погружался в свои мрачные сны наяву …Он обвинял себя в таких преступлениях, которые не пришли бы в голову и его врагам»

Сальери умер 7 мая 1825 года и был похоронен 10 мая на Мацляйндорфском католическом кладбище в Вене. «За гробом, - писал Игнац фон Мозель , - шёл весь персонал императорской капеллы во главе с директором, графом Морицем фон Дитрихштейном, а также все присутствовавшие в Вене капельмейстеры и композиторы, толпа музыкантов и множество уважаемых любителей музыки». В 1874 году останки композитора были перезахоронены на Центральном кладбище Вены.

Антонио Сальери был выдающимся музыкальным педагогом, одним из лучших в Европе; преподавал вокальную композицию, пение - сольное и хоровое, чтение партитур, в чём не знал себе равных, и теорию музыки.

Он воспитал более 60 композиторов и вокалистов , при этом небогатым, но талантливым музыкантам давал уроки бесплатно, как бы возвращая долг своему благодетелю Гассману.

Юный Бетховен поклонялся Моцарту и Й. Гайдну, но первый не был педагогом по призванию, у второго он некоторое время учился, однако быстро разочаровался. Настоящего учителя Бетховен нашёл в Сальери, которому посвятил три скрипичные Сонаты, оп. 12, опубликованные в Вене в 1799 году. Новый наставник, к которому Бетховен пришёл учиться итальянской вокальной технике, не только передал ему свои знания, но и обратил в свою веру, привлёк внимание к тому направлению, которое развивалось параллельно «венской классике»: от Глюка - к его итальянскому последователю Луиджи Керубини и к самому Сальери. Бетховен и в зрелые годы высоко ценил как Глюка, так и Керубини; последнего в 1818 году назвал величайшим из современных композиторов. Отношения учителя и ученика продолжались и после собственно обучения, - так, в 1806 году Сальери помогал уже зрелому и знаменитому, но не искушённому в оперном жанре Бетховену дорабатывать «Фиделио»; в области вокального письма Сальери консультировал Бетховена, по-видимому, вплоть до 1809 года.

Выводы по первой части:

  1. Очень мало иностранных композиторов получили признание в Италии.
  2. В Вене, при дворе Габсбургов, почиталась именно итальянская опера, итальянские композиторы. Опера же на немецком языке только начинала ставиться (существовало мнение, что немецкий язык не совсем подходит для оперного пения)
  3. Антонио Сальери представлял старую оперную школу в противовес новым веяниям, которые отразились в операх Моцарта.
  4. Антонио Сальери при жизни сделал блестящую карьеру, написал множество успешных опер.
  5. Многие талантливые композиторы были его учениками.
  6. Слухи о причастности Сальери к гибели Моцарта появились не сразу после гибели Моцарта. Сальери обучал музыке сына Моцарта.

2. Слухи, версии, предположения:

1А) Позже, когда Сальери был помещён в клинику для душевнобольных, - как утверждала молва, после неудачной попытки самоубийства, - распространился слух, будто он сам сознался в отравлении Моцарта. Этот слух запечатлён в «разговорных тетрадях» Бетховена за 1823-1824 годы, что в дальнейшем многим противникам Сальери служило веским аргументом, хотя сам Бетховен, судя по репликам в тетрадях, любые сплетни о своём учителе отвергал.

В 1825 году в самом конце своей жизни уже безнадёжно больной композитор признался личному секретарю Бетховена, что именно он, Сальери, отравил Моцарта. Однако можно ли это признание считать «доказательством»? Ведь оно было сделано Сальери в бреду, в состоянии помешательства (о психическом расстройстве свидетельствовала и попытка самоубийства). Кроме того, сам композитор от него вскоре отрёкся. У придворного капельмейстера – и это уже исторический факт – не было причин завидовать Моцарту: при жизни он был не менее известен и популярен в Европе, чем его молодой коллега.

К вопросу о зависти. Произведения Сальери в течение полувека оставались самым кассовыми. Некоторые оперы Сальери ставили так же успешно, как и при королях, так и во время террора Французской революции, и при Наполеоне . Да, в те времена Сальери был обласкан и особами королевской крови, и миром искусства. Он доходит до того, что даже брезгует приглашениями занять должность при дворе от некоторых европейских монархов. Скажем, шведского короля Густава III. В августе 1778 г. после пожара открывается миланский оперный театр Ла Скала, а оперу на открытие театра заказали написать именно Сальери.

1Б) Большинству исследователей представляется сегодня другая версия, называющая виновником гибели Моцарта некоего Франца Хофдемеля, венского юриста и масона, с которым композитор близко сошёлся в последние годы. Жена Хофдемеля 23-летняя красавица-пианистка Магдалена была ученицей и любовницей Моцарта. 6 декабря 1791 года, когда жена Хофдемеля вернулась домой с панихиды по Моцарту, муж набросился на неё с бритвой в руке, нанёс раны на шее, лице, груди, руках, и только крики Магдалены и её годовалого ребёнка спасли ей жизнь: на шум сбежались соседи Хофдемелей. Вечером Франц заперся в кабинете и перерезал себе бритвой горло.
Чтобы не раздувать скандала из неприятной истории, в которой оказался замешан высокий сановник масонской ложи и член Королевского суда, власти распорядились похоронить Хофдемеля, как добропорядочного гражданина Вены, в дубовом гробу и в отдельной могиле, а не в общей яме, как хоронили обыкновенно самоубийц.

1В) Также ходили слухи, что у Констанции Моцарт был любовник, близкий друг Моцартов, Франц Зюсмайер. Высказывались предположения, что Сальери причастен к смерти Моцарта.

1Г) После смерти личный лечащий врач Вольфганга Амадея Моцарта написал, что больной скончался в ужасных страданиях от острой «сыпной лихорадки», отягощенной резкими проявлениями суставной болезни. Вскрытия делать не стали и даже не было мысли о насильственной смерти.

В 1984 году английский врач Питер Дэвис, тщательно проанализировав историю болезни Моцарта, пришёл к выводу, что причиной смерти композитора стало «сочетание почечной недостаточности, стрептококковой инфекции и хронической бронхопневмонии».

2А) В газетной заметке о Сальери говорится, что «на одре смерти признался он будто бы в отравлении великого Моцарта». Это "будто бы" выдает всю меру осторожности Пушкина по отношению к самому факту. Юридически он не установлен, и верить в него нельзя. Да Пушкину это и не было нужно.

В трагедии "Моцарт и Сальери" Пушкин использует три, как сказали бы сейчас - сплетни, - три анекдота: о Сальери, о Бомарше и о Буонаротти. Само количество анекдотов обнажает, подчеркивает литературный прием, переводя тем самым разговор с нравственно-исторической почвы на литературную. Недостоверность легенд о Бомарше и о Буонаротти выявляется в ходе пьесы не с помощью юридических доказательств, а через отношение к ним действующих лиц - Моцарта и Сальери. Достоверность легенды о них самих, следовательно, тоже должна быть результатом художественной, а не юридической убедительности.

Пушкин в своем произведении обличал образ завистливого и хитрого человека, который пойдет на все, ради достижения собственной цели. Поэту было без разницы, на кого примерять этот образ.

2Б) Когда Павел Александрович Катенин, друг Пушкина, очень даровитый поэт, драматург и прекрасный знаток театра, вспоминал о Пушкине, рассказывая о нём его первым биографам, он в двух словах сказал и о «Моцарте и Сальери». Смысл его высказывания заключался в следующем. Действие суховато, но трагедия заслуживает ещё больший упрек. Есть ли твёрдые доказательства тому, что Сальери отравил Моцарта? Если таких доказательств нет или у Пушкина было что-то в распоряжении позитивное, то нужно было бы сделать об этом примечание или какое-то предисловие, как писал Катенин, «уголовной прозой». Потому что этически немыслимо обременять таким тяжким обвинением художника, может быть, и посредственного, но, тем не менее, реально существовавшего. Вот эта идея этической двусмысленности «Моцарта и Сальери» была Катениным брошена. Она получила новую жизнь в ХХ веке. Вопрос о том, имел ли Пушкин право взять легенду в качестве основы для драматического произведения и таким образом как бы канонизировать её в сознании читателя по сие время не теряет своей актуальности.

2В) Только в России укрепилась убежденность в причастности Сальери к отравлению Моцарта, что подтверждает якобы одна из «Маленьких трагедий» А.С.Пушкина и неоднократные экранизации данного произведения.

2Г) На Западе же только предполагалась причастность Сальери к гибели Моцарта, о чем свидетельствует пьеса Шеффера, правда Сальери не травит Моцарта ядом, но сводит его в могилу интригами и кознями, - в Австрии и Германии эта версия получила более широкое распространение. Также, по пьесе Шеффера был снят фильм американским режиссером Милошем Форманом «Амадей» (1984).

2Д) В 1997 году в суде города Милана состоялся процесс, в котором слушалось дело Сальери об отравлении Моцарта. На суде не присутствовало ни одного свидетеля, так как прошло более двухсот лет. На основе заключений личного лечащего врача Моцарта и отсутствии состава преступления, Сальери признали невиновным. Сальери защищали два известных адвоката Италии: Джовани Арно и Джулиано Спадзали. Адвокатам получилось убедить суд в невиновности маэстро Сальери. Великий композитор признался в бреду личному секретарю Бетховена, что именно он убил Моцарта. Но можно ли считать это доказательством? Кроме того, вскоре, Сальери от него отрекся. У придворного капельмейстера не было причин завидовать Моцарту, т.к. Сальери был не менее известен и популярен, чем его молодой коллега. Если бы Сальери действительно страдал патологической ревностью к чужому таланту, то мир бы не досчитался многих композиторов, таких как Бетховен, Шуберт, Лист.
На основе анализа информации и источников, я пришел к некоторым результатам, которые хочу отразить в схеме (приложение 1):

  1. Сальери был успешен, занимал пост императорского капельмейстера, имел талантливых учеников, обучал даже бесплатно. Был добропорядочным и уважаемым человеком. После смерти Моцарта не было даже тени подозрения на него.
  2. В глубокой старости попал в сумасшедший дом (попытка самоубийства). Признался в причастности к смерти Моцарта, после категорически отказался. Люди, знавшие Сальери, не поверили в это.
  3. Ходило много слухов и анекдотов по поводу смерти Моцарта.
  4. Описанный, почти анекдотический случай, Пушкин воплотил в трагедию, убедив, сформировав общественное мнение в России. Цикл «Маленькие трагедии» создавались А.С.Пушкиным в 1830 году в селе Большое Болдино. Поэт был отрезан от мира карантином холеры и не имел доступа к СМИ того времени. Доказательств вины Антонио Сальери нет.
  5. В XX веке открывается занавес, и западные зрители знакомятся с «Маленькими трагедиями» и экранизациями по произведению А.С. Пушкина.
  6. На Западе лишь предполагали, что Сальери может быть причастен к смерти Моцарта, но не выдвигали обвинений.
  7. Сначала британский драматург сэр Питер Левин Шеффер, находившийся под впечатлением от трагедии А.С.Пушкина и одноименной оперы Н.А.Римского- Корсакова написал пьесу, а позднее американский режиссер Милош Форман создал фильм «Амадей» на основе этой пьесы, где ссылается на некую косвенную причастность Сальери к гибели Моцарта.

Пьеса Шеффера не о Моцарте, это - трагическая история Антонио Сальери. История о взаимоотношениях человека с Господом, о природе гения и об отношении разных людей к дарованным им способностям.

  1. Суд в Милане в 1997г. оправдал Антонио Сальери.

3. Социологический опрос.

Был проведен социологический опрос. В опросе участвовало 107 учащихся из 8 - 9 классов. Им были предложены следующие вопросы:

  1. Считаете ли вы Сальери виновным в деле об убийстве Моцарта?
  2. Почему у вас сложилось такое мнение?

83% оппонентов придерживаются мнения А.С.Пушкина, после прочтения «Маленьких трагедий», просмотра экранизации «Маленьких трагедий» Михаила Швейцера (1979), фильма «Амадей» Милоша Формана (1984)

10% опрошенных имеют положительные отзывы об А.Сальери (обучающихся музыкальных школ) знают, что Антонио Сальери оправдан.

В работе использованы результаты опроса обучающихся учителем музыки Лицея предыдущих 5 лет и выяснилось, что:

В 2011 году опрошенных восьмиклассников, считавших Сальери невиновным, было всего 1,5%

В 2012- 2013 году число респондентов из восьмых классов, считавших Сальери невиновным, увеличилось до 2%

В 2014 году число оппонентов, знающих о невиновности Сальери, увеличилось до 4%.

В 2015 - 2016 году число опрошенных, считающих Антонио Сальери невиновным увеличился до 10% (это в основном обучающиеся музыкальных школ, владеющих информацией о непричастности Сальери к смерти Моцарта).

Информация, связанная с результатом миланского процесса, все больше проникает в слои населения и люди перестают мыслить стереотипами. Ученики начинают верить реальным фактам, а не слухам. Честное имя Антонио Сальери восстановлено.

Заключение:

  1. Австрийские композиторы стремились к положению, которое занимали итальянские композиторы при дворе австрийского императора Иосифа II. Сальери для Моцарта был по статусу недосягаем, хотя Моцарт обладал непревзойденным музыкальным талантом. Распространился слух, будто бы Сальери, находясь в лечебнице для душевнобольных, сознался в отравлении Моцарта. Этот нелепый слух, который опровергал Бетховен, был на руку противникам Сальери.
  1. На основе слухов русский поэт в XIX веке написал трагедию. А.С. Пушкин своим произведением «Моцарт и Сальери» оказал большое влияние на отношение к Сальери в России.
  1. В XX веке, в результате открытия «железного занавеса» трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери» и её экранизации проникают в Европу. На основе произведения Пушкина появляется пьеса Питера Шеффера «Амадей», где Сальери якобы косвенно способствует смерти Моцарта.

Список литературы:

  1. Порфирьева А. Сальери // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XVIII век. - 1999. - Т. Кн. 3; (12.03.16)
  2. Кириллина Л. Пасынок истории (К 250-летию со дня рождения Антонио Сальери) // Музыкальная академия: журнал. - 2000. - № 3; (13.03.16)

Список электронных ресурсов:

  1. Б. Кушнер//В защиту Антонио Сальери [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vestnik.com/issues/1999/0706/koi/kushner.htm (9.03.2016)
  2. Кудряшов К. //Аргументы и факты/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.aif.ru/society/history/chelovecheskaya_istoriya_znaet_mnogo_zlodeev_antonio_saleri_i_mnogie_drugie - (22.02.2016)
  3. Бэлза И.Ф. Моцарт и Сальери [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/im4/im4-237-.htm (08.03.2016)
  4. Мединский В., Косачёв К. Убийственный успех. Моцарт завидовал Сальери и хотел его смерти. [Электронный ресурс] // «Аргуенты и Факты» № 36 08/09/2010 – Режим доступа: http://www.aif.ru/culture/person/20425 (25.02.2016)
  5. Сэнт Н. «Гений и злодейство»: дело закрыто. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.myjane.ru/articles/text/?id=3247 (29.01.2016)
  6. Антонио Сальери [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php/138691/16/Samin_-_100_velikih_kompozitorov.html (29.03.2016)
  7. 1750-1825 Сальери Антонио(Salieri Antonio) Восстановим Доброе имя!!! [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vk.ya-peviza.ru/index.php?id=78&Itemid=88&layout=blog&option=com_content&view=category (31.03.2016)
  8. Сальери в наши дни: возрождение интереса [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php/1030630/72/Nechaev_-_Saleri.html (31.03.2016)

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Результат опроса обучающихся в течение 5-ти лет

Театр в Леньяго, что близ Венеции (в родном городе Сальери), активно функционирует «Театр Сальери»

Есть только небольшая площадь Моцарта в районе Виден, в Вене, где поставлен весьма скромный памятник величайшему австрийцу. В Зальцбурге, его родном городе, площадь названа его именем.

В честь Моцарта проводится ежегодный фестиваль в Зальцбурге, где звучат его оперы.

Ситуация, когда искусство на протяжении нескольких поколений используется для разрушении репутации, доброго имени ни в чем не повинного человека. выдающегося артиста и музыкального деятеля

В наши дни именем Сальери названы театры, улицы, музеи, ему ставят памятники и устраивают фестивали в его честь. Он при жизни 40 лет был «первым композитором Австрийского двора», богатым и успешным. У Моцарта же умопомрачительные творческие успехи были обратно пропорциональны житейским и финансовым. И похоронили-то его по третьему разряду в общей могиле для бедняков.

Театр в В Леньяго, что близ Венеции (в родном городе Сальери), активно функционирует «Театр Сальери»

Сейчас имя Сальери носят улицы в ряде городов Европы (например, в Леньяго, Вероне, Милане, Болонье, Буччинаско, Ангьяри, Ланьоне, Ньоре), ему установлены памятники, его именем названы гостиницы, кафе и рестораны.

Интересно, что при наличии улицы Сальери в фешенебельном районе австрийской столицы - Вэринге улицы Моцарта в Вене нет.

Одним из серьезнейших событий, повлекших за собой восстановление репутации Сальери, стал выход в 2003 году великолепного диска «The Salieri Album». Этот альбом составлен из отрывков опер композитора, а исполнила их одна из самых знаменитых оперных звезд современности Чечилия Бартоли, обладающая прекрасным меццо-сопрано. Альбом этот был записан на студии «Decca», а потом певица совершила с этой программой европейское турне

Есть только небольшая площадь Моцарта в районе Виден, где поставлен весьма скромный памятник величайшему австрийцу»

В 2009 году во Франции был создан и поставлен мюзикл «Моцарт. Рок-опера». Музыку для него написали Жан Пьер Пило и Оливье Шультез, слова - Дов Аттья и Франсуа Шоке, либретто - Жан Пьер Пило, Оливье Шультез и Биллям Руссо. Режиссер - Оливье Даан. Мюзикл стал одним из самых коммерчески успешных проектов среди вышедших в 2009-2010 годах.

Эту пьесу создал британский драматург сэр Питер Левин Шеффер, находившийся под впечатлением от трагедии А.С. Пушкина и одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова - вольных (мягко говоря) интерпретаций биографий Моцарта и Сальери.

Почему-то считается, что «Амадей» - это произведение о Моцарте, но это не совсем так. По сути, это - трагическая история Антонио Сальери. История о взаимоотношениях человека с Господом, о природе гения и об отношении разных людей к дарованным им способностям.

Его музыка для меня - это большой вызов, так как она находится на границе между музыкой-барокко и классической музыкой, иногда захватывающей романтическую музыку.

Сальери, Антонио [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%B8,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BE


Одна из маленьких трагедий А. С. Пушкина была задумана как «Зависть», а позже была названа «Моцарт и Сальери» . По сюжету, Сальери завидовал успеху и таланту Моцарта и поэтому его отравил. Именно это произведение породило легенду, которая является наибольшим заблуждением относительно двух композиторов: на самом деле у Моцарта было гораздо больше поводов завидовать Сальери, и последний не участвовал в отравлении гения!



Между двумя композиторами действительно существовала неприязнь, поводом для которой было постоянное соперничество. Речь шла не о масштабах таланта, а о положении в обществе. В XVIII в. часто устраивали творческие состязания. Так, например, 6 февраля 1786 г. в одном конце Оранжереи императорского дворца Шенбрунн ставилась опера Сальери, а в другом конце – Моцарта. Оба произведения были написаны по заказу императора Иосифа II, оба были о тяжбе между певицами за одну роль. Но опера Моцарта провалилась, а опера Сальери имела успех у публики.



В 1774 г. скончался придворный композитор Гассман. Незадолго до этого в Вену приезжал Моцарт в надежде стать преемником Гассмана, он добился аудиенции у императрицы Марии Терезии, об этой встрече его отец написал: «Императрица вела себя очень мило, но не более того». Должность придворного композитора и капельмейстера итальянской оперы получил Сальери.



Успех Сальери в XVIII в. был просто ошеломительным, его оперы ставили гораздо чаще, чем Моцарта. В глазах императора Сальери имел куда больший вес. Моцарт пытался оттеснить соперника, но ему это не удавалось. Следует учитывать и тот факт, что публика на тот момент воспринимала оперу иначе, чем современная, она ожидала от постановок узнаваемых сюжетов и знакомых интриг. Сальери прекрасно знал вкусы публики и умел ей угодить.



В 1781 г. Моцарт поселился в Вене. В том же году при дворе решался вопрос о музыкальном образовании молодой княгини Елизаветы, на пост претендовали Моцарт и Сальери. Предпочтение снова отдали второму, поскольку у Моцарта была репутация легкомысленного молодого человека, что вызывало опасения за честь и достоинство 15-летней княгини.



В письмах Моцарт постоянно обвиняет соперника во всех своих неудачах: «Император все испортил, для него существует только Сальери»; «Сальери не в состоянии преподавать фортепиано»; «У меня есть сведения, что готовится большая интрига, Сальери и его сообщники из кожи вон лезут» и т. д.



Сальери сознавал, что Моцарт был гением, он относился к нему по-дружески и без агрессии. Репутация Сальери как убийцы Моцарта основана прежде всего на пушкинской версии этого сюжета, хотя она и не соответствовала действительности. Возможно, причиной такой трактовки было то, что Сальери был автором оперы, в которой высмеивался Петр I, а к нему Пушкин относился с большим пиететом; а возможно, автор просто поверил слухам.



На данный момент существует около ста версий причин ранней гибели Моцарта, среди которых лидируют различные заболевания. Чаще всего называют ревматическую лихорадку и почечную недостаточность. Смерть Моцарта была мучительной – сильный жар, боль в суставах, отеки, сыпь. Врачи были бессильны, его лечили кровопусканием и вылили больше двух литров крови. 5 декабря 1791 г. великий композитор скончался. Ему было всего 35.

«Энциклопедия Смерти. Хроники Харона»

Часть 2: Словарь избранных Смертей

Умение хорошо жить и хорошо умереть - это одна и та же наука.

Эпикур

МОЦАРТ Вольфганг Амадей

(1756-1791) - австрийский композитор

Обстоятельства его смерти были таковы, что немедленно породили версию об отравлении. Моцарт умер 5 декабря, а уже 31 декабря "Берлинский музыкальный еженедельник" писал: "Поскольку после смерти тело его вздулось, полагают даже, что он был отравлен".

Жена Моцарта Констанца рассказывала своему второму мужу Ниссену, что Моцарт дважды говорил ей о своей скорой смерти, поскольку ему дали яд. Современный исследователь англичанин Фрэнсис Карр, написавший о "деле Моцарта" целую книгу, полагает, что это был яд Aqua Togana – смесь из бледно-серого мышьяка, окиси свинца и серебристой сурьмы. В XVIII веке подобный яд считался необнаружимым; его действие проявлялось лишь спустя несколько месяцев после попадания в организм.

В том, что Моцарт был отравлен, сходятся почти все исследователи. Относительно же отравителя существуют три кандидатуры: первая и "классическая" - композитор Антонио Сальери, который якобы из зависти подсыпал Моцарту яд; вторая кандидатура – ближайший ученик Моцарта Зюссмайер, любовник Констанцы, и третья – юрист Франц Хофдемель. Долгие десятилетия, даже века, общественное мнение считало убийцей Сальери. Приведу вкратце аргументы "за" и "против" этой версии.

1. Главным аргументом является признание самого Сальери осенью 1823 года в том, что он отравил Моцарта, после чего Сальери пытался перерезать себе бритвой горло. В так называемых "разговорных тетрадях" глухого Бетховена неоднократно упоминается об этом признании. В частности, в ноябрьской записи 1823 года публицист Иоганн Шикх сообщает Бетховену: "Сальери перерезал себе горло, но еще жив" и далее: "Можно поставить сто против одного, что признания Сальери соответствуют действительности! То, как умирал Моцарт, подтверждает эти признания". В другой записи, принадлежащей музыканту Антону Шидлеру, говорится: "Сальери опять очень плохо. Он в полном расстройстве. Он беспрерывно твердит, что виновен в смерти Моцарта. Это правда, ибо он хочет поведать ее на исповеди…"

Однако признания Сальери можно истолковать и как доказательства его невиновности. По мнению многих, Сальери был болен психически и сделал свое признание в бреду. Будь он в здравом рассудке, для чего ему было делать роковое признание? Совесть замучила? Почему же она заговорила в нем спустя тридцать с лишним лет? Да и сама попытка самоубийства свидетельствует о помраченном состоянии рассудка композитора. Наконец, если Сальери отравил Моцарта, то почему для себя он избрал другой, более болезненный путь ухода из жизни? Принять яд было бы логичнее и проще.

2. Историк музыки Гвидо Адлер заявил, что ему удалось найти запись исповеди Сальери с признанием об отравлении Моцарта. Однако впоследствии никто этой записи не видел, не говоря уже о том, что существует такая вещь как тайна исповеди, обязательная для каждого католического священника.

3. Обвинители Сальери указывают на то, что Моцарт был похоронен по "третьему разряду" - в общей могиле с бродягами и преступниками; при погребении тела не присутствовал никто из родственников и знакомых композитора. Сделано это было якобы для того, чтобы потом нельзя было отыскать могилы Моцарта, если кому-то вздумалось бы провести эксгумацию. На эти доводы тоже есть возражения. Судебная токсикология как наука реально возникла лишь в середине XIX века, а во времена Моцарта отравителям (если таковые были) и в голову не приходило опасаться эксгумации. Ну, а причина того, что участники похоронной процессии (барон ван Свитен, Сальери, Зюсмайер, композитор Альбрехтсбергер) повернули с половины пути, возможно, заключается в том, что они не желали присутствовать при позорном погребении гения. Заметим кстати, что жителям Вены сообщили о смерти Моцарта только после похорон.

На сегодняшний день весьма серьезный обвинительный материал собран против Франца Хофдемеля. Его жена-пианистка, 23-летняя красавица Магдалена, была любимой ученицей и, вероятнее всего, любовницей Моцарта (есть целый ряд доказательств этого). Когда жена Хофдемеля вернулась домой с панихиды по Моцарту, муж набросился на нее с бритвой в руке, нанес раны на шее, лице, груди, руках, и только крики Магдалены и ее годовалого ребенка спасли ей жизнь. Услышав шум, прибежали соседи Хофдемелей. Тем временем Франц заперся у себя в спальне и перерезал себе бритвой горло. (В отличие от Сальери, он сделал это не после долгих размышлений, а в состоянии аффекта, к тому же и бритва была у него в руках.) После самоубийства мужа Магдалена получила разрешение похоронить его, как нормального усопшего, в отдельной могиле, тогда как самоубийц всегда хоронили в общей могиле, и не в гробу, а в зашитой коровьей шкуре. Такое разрешение означает: власти (и, самое главное, австрийский император) были убеждены, что в гибели Хофдемеля виноваты Магдалена и Моцарт.

С годами споры вокруг смерти Моцарта не утихают. Масло в огонь подливают новые версии и сообщения об архивных и археологических находках.

В конце 1980-х годов в мировой прессе промелькнула заметка о том, что якобы найден череп Моцарта и что он может быть подвергнут экспертизе с целью обнаружения в нем следов отравляющих веществ. Однако новых сообщений не последовало. Зато английский фармацевт Джеймс из лондонского королевского госпиталя в 1991 году выдвинул предположение, что причина смерти композитора - лекарства. Известно, что Моцарта мучили малярийная лихорадка и болезнь, называвшаяся в те времена "меланхолией" (то бишь депрессия). В качестве лекарств против них употребляли сурьму и ртуть-то есть именно те вещества, которые с успехом применялись и в качестве ядов. Побочный эффект действия сурьмы - болезнь, похожая на пневмонию, которая может быть смертельной. По мнению Джеймса, в могилу Моцарта свела именно пневмония, вызванная действием сурьмы. Впрочем, есть соблазн пойти еще дальше - и заявить, что Моцарт умер... от СПИДа, поскольку смерть от пневмонии - характерный признак заболевания СПИДом. Думаю, что найдутся сторонники и у этой версии. Дарю ее им.

Однако есть и исключения. Одно из них появилось на свет в конце августа 1750 г. в городе Леньяго Венецианской республики. При рождении его нарекли Антоном, или, на итальянский лад, - Антонио . Фамилия - Сальери . Есть немудрящий тест, призванный выявлять шаблонность мышления. Испытуемому называют предмет или событие и предлагают моментально назвать то, с чем это ассоциируется. Чаще всего ответы удручающе стереотипны. Поэт? Пушкин ! Фрукт? Яблоко! Цвет? Красный! Отравитель Моцарта ? Сальери! О том, что последнее утверждение является ложью, осведомлены почти все. Однако шаблон настолько укоренился, что у психиатров даже появился специальный термин - синдром Сальери. Или: «Дискредитация чужого успеха и патологическая агрессия в адрес объекта зависти».

Дом в Леньяго, в котором родился Антонио Сальери. Фото: Commons.wikimedia.org / Didier Descouens

Завидовал ли?

«Хрупкого сложения маленький человек с пылающим взором, вспыльчивый, но сразу готовый к примирению, вообще же в высшей степени приятный. Радушный и любезный, доброжелательный, жизнерадостный, остроумный, неиссякаемый источник анекдотов...» - это всё о ком? О том, кого мы, поверив Пушкину, привыкли считать расчётливым, сухим, желчным и жестоким, который «разъял музыку, как труп» и «поверил алгеброй гармонию». Такой нарисованный Пушкиным Сальери и впрямь, наверное, мог возненавидеть гораздо более успешного, блестящего, «шампанского» гения по имени Моцарт. Вопрос о том, почему «солнце русской поэзии» вдруг решил поставить вопрос именно так, оставим на потом. Пока отметим, что Пушкин, впрямую не передёргивая, всё же добился эффекта - старый, отживший своё композитор-ремесленник отчаянно завидует гениальному самородку. Но обмануть историю слабо` даже Пушкину - на самом деле Сальери был старше Моцарта на какие-то 5 лет.

Удивительный факт: многие знают, что Сальери не желал и физически не мог отравить Моцарта. Однако это не мешает им педалировать нехитрую идею. Дескать, может, и не убивал, но уж завидовал самой чёрной завистью - точно. А было ли чему завидовать? Возьмём для сравнения, к примеру, 1787 г. Оба композитора находятся в зените славы и на пике творческой формы. Оба готовят к постановке свои оперы. Автор либретто к опере Моцарта - ведущий «поэт-песенник» того времени Лоренцо да Понте . Автор либретто к опере Сальери - некто Пьер Огюстен Карон де Бомарше . Кто победит? Кому будет рукоплескать Европа?

Портрет Антонио Сальери, ранее 1825. Фото: Commons.wikimedia.org / Joseph Willibrod Mähler

Это сейчас кажется, что Моцарт обязательно должен вырваться вперёд. Тогда расстановка сил была примерно такой: «В Вене опера Вольфганга Амадея "Женитьба Фигаро" была принята холодно. Зато в Праге она вызвала восторг». В чём именно выражался «восторг» - неизвестно. Однако есть полицейские сводки из Парижа. Правда, они посвящены не Моцарту, а Сальери: «Во время представления оперы Сальери - Бомарше общественное возбуждение было невероятным. Для сдерживания толпы были возведены специальные ворота. Четыреста солдат патрулировали улицы вокруг Оперного театра».

Кстати, произведение Сальери в течение полувека оставалось самым кассовым проектом Парижской оперы: только в первые 9 месяцев её там ставили 33 раза - рекорд, который трудно побить и теперь. Между прочим, эту оперу так же успешно ставили и при королях, и во время террора Французской революции, и при Наполеоне ... Да, в те времена Сальери был обласкан и особами королевской крови, и миром искусства. Он доходит до того, что даже брезгует приглашениями занять должность при дворе от некоторых европейских монархов. Скажем, шведского короля Густава III строптивый итальянец, что называется, «послал», если говорить в терминах современности. Или вот. В августе 1778 г. после пожара открывается небезызвестный миланский оперный театр Ла Скала. Кому заказали оперу к открытию? Её пишет «бесталанный ремесленник» Сальери.

А что же наш «божественный гений Вольфганг Амадей»? Самое время вспомнить анекдот из наших «лихих девяностых» про новых русских:

Слышь, братан, а кто такой этот Моцарт?

Да ты чё, лох, что ли? Это такой деятель, он, короче, для наших мобильников музыку пишет!

Энциклопедии так и говорят: «Несмотря на успех, положение Моцарта было неблестящим. Он вынужден был давать уроки, сочинять контрдансы и вальсы». Так что анекдот про мобильники не так далёк от истины. Моцарт ради небольших гонораров сочинял пьесы для тогдашней домашней «техники» - стенных часов с музыкой...

Вольфганг Моцарт и Мария Анна Моцарт играют для императрицы Марии Терезии, работа 1760 – 1770 годов. Фото: www.globallookpress.com

Не убивал?

Так у кого же больше причин завидовать успеху соперника? В 1776 г. Сальери сочинил ораторию для Венского музыкального общества и сыграл её с большим успехом. Вот реакция Моцарта в письме к отцу от того же года: «С какой бы радостью я дал здесь публичный концерт! Здесь каждый музыкант получает благосклонность Императора и значительной части публики! Но я получил отказ. О, как я хочу смерти тех, кто мешает мне сделать это...»

И всё равно до сих пор имя Сальери остаётся символом чернейшей зависти. Скажите спасибо за это таланту Пушкина. Благодаря ему мы до сих пор не знаем, царь Борис убил царевича Димитрия или наоборот. Зато можно предположить, почему «наше всё» огульно обвинил Сальери в коварном убийстве.

Дело в том, что Сальери написал любопытную оперу, где был высмеян и очернён русский царь Пётр I . Пушкин с большим пиететом относился к личности этого государя. И композитору, который посмел опорочить светлое имя Петра, потомок «арапки царя Петра Великого, Ибрагима Ганибалки , коего только что сняли с цепи» дал уничтожающую характеристику «отравителя».