Музыкальная культура эпохи просвещения. Музыкальное искусство эпохи просвещения Музыкальная культура эпохи просвещения

Музыкальное искусство можно поставить наравне с театром и литературным искусством. На темы сочинений великих писателей, драматургов писались оперы и другие музыкальные произведения.

Развитие музыкального искусства прежде всего связано с именами таких великих композиторов, как И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. В. Бетховен Купить 200мл шприц купить шприцы медицинские 200 sigma-med.ru .

Непревзойденным мастером полифонии был немецкий композитор, органист и клавесинист Иоганн Себастьян Бах(1685–1750).

Его произведения были пронизаны глубоким философским смыслом, высокой этикой. Он смог обобщить достижения в музыкальном искусстве, которых добились его предшественники. Наиболее известными его сочинениями являются «Хорошо темперированный клавир» (1722–1744 гг.), «Страсти по Иоанну» (1724 г.), «Страсти по Матфею» (1727 и 1729 гг.), множество концертов и кантат, Месса симинор (1747–1749 гг.) и др.

В отличие от И. С. Баха, который не написал ни одной оперы, немецкому композитору и органисту Георгу Фридриху Генделю (1685–1759)

принадлежат более сорока опер. А также произведения на библейские темы (оратории «Израиль в Египте» (1739 г.), «Саул» (1739 г.), «Мессия» (1742 г.), «Самсон» (1743 г.), «Иуда Маккавей» (1747 г.) и др.), органные концерты, сонаты, сюиты и т. д.

Мастером классических инструментальных жанров, таких как симфонии, квартеты, а также сонатных форм был великий австрийский композитор

Йозеф Гайдн (1732–1809).

Именно благодаря ему и сложился классический состав оркестра. Ему принадлежат несколько ораторий («Времена года» (1801 г.), «Сотворение мира» (1798 г.)), 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 14мессит.д.

Другой австрийский композитор, Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791),

был вундеркиндом, благодаря чему прославился еще в раннем детстве. Ему принадлежат свыше 20 опер, среди них знаменитые «Свадьба Фигаро» (1786 г.), «Дон Жуан» (1787 г.), «Волшебная флейта» (1791 г.), более 50 симфоний, множество концертов, фортепианных произведений (сонат, фантазий, вариаций), неоконченный «Реквием» (1791 г.), песни, мессы и др.

Нелегкая судьба, наложившая свой отпечаток на все творчество, была у немецкого композитора Людвига Ван Бетховена (1770–1827).

Его гениальность проявилась уже в детстве и не оставляла его даже в страшной для любого композитора и музыканта беде – потере слуха. В его произведениях прослеживаются философский характер. На многие произведения повлияли его республиканские взгляды композитора. Бетховену принадлежат девять симфоний, инструментальные сонаты («Лунная», «Патетическая»), шестнадцать струнных квартетов, ансамбли, опера «Фиделио», увертюры («Эгмонт», «Кориолан»), концерты для фортепиано с оркестром и другие произведения.

Знаменитое его выражение: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец». Он следовал этой идее до конца своей жизни.

Смотрите также

О языковой картине мира японцев
Вопрос об особенностях так называемых национальных языковых картин мира, как мы видели в предыдущей главе, не всегда ставится корректно и часто связывается с ненаучными спекуляциями, о чём шла речь. ...

Оперативное планирование
Оперативное планирование должно отвечать следующим требованиям и принципам: базироваться на прогрессивных календарно-плановых нормативах, которые в свою очередь являются основой календарных графиков...

История египтологии
В наше время египтология переживает пик популярности. Отде­ления египтологии существуют во многих университетах почти всех развитых стран мира. В 1999 году, например, раскопки в Египте...

Федеральное агентство по образованию

Пермский государственный университет

Кафедра новой и новейшей истории

Реферат на тему

Музыка Франции эпохи Просвещения

Выполнила: студентка III курса

1 группы ИПФ

Ефимова Марина

Введение

Просвещение - интеллектуальное и духовное движение конца XVII - начала XIX вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.

В XVIII веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Монтескье (1689 - 1755) и Вольтер (1694 - 1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. Вольтер же придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы. Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713 - 1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751-1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Просвещение сильно повлияло на искусство и культуру всей Европы, и, в частности, на музыку Франции как центра Просвещения.

Целью настоящего реферата является общий обзор музыки Франции того времени.

XVII и начало XVIII столетия - один из значительных и блестящих периодов в истории французской музыки. Целая полоса развития музыкального искусства, связанная со «старым режимом», уходила в прошлое; век последних Людовиков, век классицизма и рококо был на исходе. Начиналась эпоха Просвещения. Стили, с одной стороны, размежевывались; с другой - наслаивались, сливались между собою, образуя странные гибриды, трудно поддающиеся анализу. Интонационный облик и образный строй французской музыки были изменчивы и разнолики. Но ведущая тенденция, пролегавшая в направлении надвигавшейся революции, обозначилась с неумолимой ясностью 1 .

В конце XVII – начале XVIII в. двор и стал главным заказчиком на написание исполнение музыки (появляется монополия), и как следствие, главной функцией французской музыки эпохи Просвещения являлось обслуживание нужд французского двора – танцы и различные спектакли.

Французская опера в некотором смысле была детищем классицизма. Её рождение было важным событием в истории национальной культуры страны, которая до второй половины XVII века почти не знала другого оперного искусства, кроме привозного итальянского. Однако почва французской художественной культуры не явилась для нее вовсе чуждой и бесплодной. Опера базировалась на национальных жанрово-исторических предпосылках и вполне органично усвоила их приобретения 2 .

Отцом французской оперы можно по праву считать Жана Батиста Люлли (1632 - 1687) композитора, скрипача, танцора, дирижёра и педагога итальянского происхождения; советника и секретаря короля, королевского дома и Короны Франции; сюр-интенданта музыки Его Величества.

3 марта 1671 г. в Париже состоялась премьера первой французской оперы «Помона», написанной Пьером Перреном и Робером Камбером. Это даже была не опера, а, скорее, пастораль, но она имела фантастический успех у зрителей, выдержав в Академии оперы, на которую у Перрена был 15-летняя привилегия короля, 146 представлений. Несмотря на это, Перрен разорился, и был посажен в тюрьму. Люлли, приближенный короля, очень тонко почувствовал настроения публики и, что важнее, короля. Он бросает Мольера, в 1672 г. выкупает у Перрена привилегию и, получив у короля ряд специальных патентов, получает полную власть над французской оперной сценой.

Первой «трагедией, положенной на музыку» стала трагедия «Кадм и Гермиона», написанная на стихи Филиппа Кино. Сюжет был выбран королём. Премьера оперы состоялась 27 апреля 1673] г. в Пале-Рояль, после смерти Мольера отданной Люлли. Главной особенностью его опер стала особая выразительность мелодий: сочиняя их, Люлли ходит смотреть игру великих трагических актеров. Он записывает в нотах их драматическую декламацию и затем воспроизводит её в своих сочинениях. Он сам подбирает себе музыкантов и актеров, сам воспитывает их. Он сам репетирует свои оперы и сам дирижирует ими со скрипкой в руках. Всего он сочинил и поставил в театре 13 «трагедий в музыке»: «Кадм и Гермиона» (1673), «Альцеста» (1674), «Тезей» (1675), «Атис» (1676), «Изис» (1677), «Психея» (1678, оперная версия комедии-балета 1671 г.), «Беллерофон» (1679), «Прозерпина» (1680), «Персей» (1682), «Фаэтон» (1683), «Амадис» (1684), «Роланд» (1685) и «Армида» (1687). Опера «Ахилл и Поликсена» (1687) после смерти Люлли была закончена Паскалем Коласом 3 .

Первая треть XVIII в. была очень трудной для оперного искусства. Их можно назвать порой безвременья, эстетического разброда, своеобразной децентрализации оперы – как в смысле управления оперным театром, так и в художественном плане. Крупные творческие индивидуальности практически не проявляются 4 . Среди многих композиторов выступавших в оперном театре наиболее значителен Андре Кампра (1660 – 1744). После Люлли это был единственный композитор, который смог хотя бы до некоторой степени его заменить. Только появление Рамо несколько отодвинуло произведения Кампра на второй план. Огромным успехом пользовались пастиччо Кампра, (т. е. оперы, составленные из отрывков опер разных композиторов, имевших наибольший успех) - «Fragments de Lulli», «Telemaque ou les fragments des modernes». Из оригинальных произведений Кампра выделяется «La sйrйnade vйnйtienne ou le jaloux trompй». Для сцены Кампра написал 28 произведений; сочинял также кантаты, мотеты. 5

Во время Людовика XV на французскую оперу воздействовали совершенно различные и даже противоположно направленные силы: инерция героики, созданной классицизмом XVII века; влияния изысканно-нарядного, ювелирно-тонкого и, часто, идиллического рококо; новый, гражданственный и полемически-дидактичный классицизм Вольтера-драматурга и его школы; наконец, эстетические идеи энциклопедистов (Даламбера, Дидро и других). В столичном театре утвердился так называемый «версальский стиль», сохранивший сюжетику и схему классицизма, но растворивший их в блестящем, нарядом дивертисменте и отличавшийся особо утонченной роскошью постановки: декораций, реквизита, костюмов и архитектурной отделки зрительного зала. Важным фактором становления «версальского стиля» со свойственной ему гегемонией балета, стало формирование и совершенствование в первой половине XVIII века новой французской школы хореографического искусства – школы, которая выросла в чрезвычайно влиятельную культурно-художественную силу и оказывала интенсивное воздействие на оперный театр 6 .

Еще один французский композитор, который заметно повлиял на музыку Франции эпохи Просвещения, – Жан Филипп Рамо. Тип оперы у Рамо – французский, а не итальянский: музыкальное развитие не прерывается, переход от законченных вокальных номеров к речитативам сглажен. В операх Рамо вокальная виртуозность не занимает главного места; в них много оркестровых интерлюдий, и вообще оркестровой партии все время уделяется большое внимание; существенное значение имеют также хоры и протяженные балетные сцены. По сравнению с более поздней классической оперной моделью у Рамо меньше вокала и примерно столько же оркестра и хора. Мелодика Рамо все время следует за текстом, передавая его смысл более точно, нежели итальянская ария; хотя он был превосходным мелодистом, вокальная линия в его операх в принципе ближе к речитативу, чем к кантилене. Основным выразительным средством становится не мелодия, а насыщенное и экспрессивное употребление гармонии, – в этом заключается самобытность оперного стиля Рамо. Композитор использовал в своих партитурах возможности современного ему оркестра парижской «Опера»: струнные, деревянные духовые, валторны и ударные, причем особое внимание он уделял деревянным духовым, тембры которых создают своеобразие оркестрового колорита в операх Рамо. Хоровое письмо варьируется в зависимости от сценических ситуаций, хоры всегда драматичны и часто носят танцевальный характер. Для его бесконечных танцев и балетных сцен типично сочетание пластической красоты с эмоциональной выразительностью; именно хореографические фрагменты опер Рамо сразу покоряют слушателя. Образный мир этого композитора весьма богат, и любое из эмоциональных состояний, данных в либретто, находит отражение в музыке. Так, страстное томление запечатлено, например, в клавирных пьесах Робкая (La timide) и Беседа муз (L"Entretien des Muses), а также во многих пасторальных сценах из его опер и опер-балетов 7 .

Большинство сочинений композитора написано в старинных, ныне не существующих формах, но это никак не влияет на высокую оценку его наследия. Рамо можно поставить рядом с Г.Пёрселлом, а что касается современников, то он уступает только Баху и Генделю. 8

Наследие Рамо состоит из нескольких десятков книг и ряда статей по вопросам музыки и теории акустики; четырех томов клавирных пьес (один из них – Концертные пьесы, – для клавира и флейты с виолой да гамба); нескольких мотетов и сольных кантат; 29 сценических сочинений – опер, опер-балетов и пасторалей.

Рамо объяснил современное ему употребление аккордов с помощью стройной системы, исходящей из физической природы звука, и в этом отношении пошел дальше известного акустика Ж. Совера. Правда, теория Рамо, освещая суть консонанса, оставляет необъясненным диссонанс, который не образуется из элементов обертонового ряда, а также возможность сведения всех темперированных звуков в одну октаву.

Сегодня большее значение имеют не теоретические изыскания Рамо, а его музыка. Композитор работал в одно время с И. С. Бахом, Г. Ф. Генделем, Д. Скарлатти и пережил их всех, однако творчество Рамо отличается от музыки его великих современников. В наши дни наибольшей известностью пользуются его клавирные пьесы, однако основным полем деятельности композитора была опера. Он получил возможность работать в сценических жанрах уже в возрасте 50 лет и за 12 лет создал главные свои шедевры – лирические трагедии «Ипполит и Арисия» (1733), «Кастор и Поллукс» (1737) и «Дардан» (две редакции – 1739 и 1744); оперы-балеты «Галантная Индия» (1735) и «Празднества Гебы» (1739); лирическую комедию «Платея» (1745). Рамо сочинял оперы до 80-летнего возраста, и в каждой из них есть фрагменты, подтверждающие его славу великого музыкального драматурга 9 .

Идеи энциклопедистов сыграли также существенную роль в подготовке реформы К. В. Глюка, которая привела к созданию нового оперного стиля, воплотившего эстетические идеалы третьего сословия накануне Великой французской революции. Постановка в Париже опер Глюка «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида» (1777), «Ифигения в Тавриде» (1779) обострила борьбу направлений. Приверженцы старой французской оперы, а также сторонники итальянской оперы, выступившие против Глюка, противопоставили ему традиционное творчество Н. Пиччинни. Борьба «глюкистов» и «пиччиннистов» (победителем вышел Глюк) отразила глубокие идеологические сдвиги, происходившие во Франции во 2-й половине XVIII в.

В операх Люлли и Рамо сложился особый тип увертюры, позднее названный французским. Это большая и красочная по звучанию оркестровая пьеса, состоящая из трёх частей. Крайние части - медленные, торжественные, с обилием коротких пассажей и других изысканных украшений главной темы. Для середины пьесы выбирался, как правило, быстрый темп (было очевидно, что авторы блестяще владеют всеми приёмами полифонии). Такая увертюра была уже не проходным номером, под который шумно усаживались опоздавшие, а серьёзным произведением, вводившим слушателя в действие и раскрывавшим богатые возможности звучания оркестра. Из опер французская увертюра вскоре перешла в камерную музыку и позднее часто использовалась в произведениях немецких композиторов Г. Ф. Генделя и И. С. Баха. В области инструментальной музыки во Франции основные достижения связаны с клавиром. Клавирная музыка представлена двумя жанрами. Один из них – пьесы миниатюры, простые, изящные, утончённые. В них важны мелкие детали, попытки изобразить звуками пейзаж или сценку. Французские клавесинисты создали особую мелодику, полную изысканных украшений - мелизмов (от греч. «мелос» - «песнь», «мелодия»), представляющих собой «кружево» коротких звуков, которые могут даже сложиться в крошечную мелодию. Существовало множество разновидностей мелизмов; они обозначались в нотном тексте специальными знаками. Поскольку звук у клавесина не тянется, мелизмы часто необходимы для того, чтобы создать непрерывно звучащую мелодию или фразу. Другой жанр французской клавирной музыки - сюита (от фр. suite – «ряд», «последовательность»). Такое произведение состояло из нескольких частей - танцевальных пьес, контрастных по характеру; они следовали друг за другом. Для каждой сюиты были обязательны четыре основных танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Сюиту можно назвать международным жанром, так как она включала в себя танцы разных национальных культур. Аллеманда (от фр. allemande – «немецкая»), например, немецкого происхождения, куранта (от фр. courante – «бегущая») - итальянского, родина сарабанды (исп. zarabanda) - Испания, жиги (англ., jig) - Англия. Каждый из танцев имел свой характер, размер, ритм, темп. Постепенно помимо данных танцев в сюиту стали включать и другие номера - менуэт, гавот и др. Зрелое воплощение жанр сюиты нашёл в творчестве Генделя и Баха 10 .

Великая Французская Революция также очень сильно повлияла на музыку. В эти годы получает широкое распространение комическая опера (хотя первые комические оперы появляются еще в конце XVII в. 11) – в основном одноактные спектакли, основанные на народной музыке. Этот жанр был очень популярен в народе – мотивы и слова куплетов легко запоминались. Комическая опера получила свое распространение и в XIX в. Но все же самым популярным жанром была, несомненно, песня. Новая социальная функция музыки, рожденная революционной обстановкой, вызвала к жизни массовые жанры, в том числе марши и песни («Песня 14 июля» Госсека), композиции для нескольких хоров и оркестров (Лесюэр, Мегюль). Создавались патриотические песни. За годы революции (1789 – 1794) появляется более 1500 новых песен. Музыка была частично заимствована из комических опер, народных песен XVI – XVII вв. Особенно любимы были 4 песни: «Саэра» (1789), «Походная песня» (1794), «Карманьола» (1792) – название, вероятно, происходит от имени итальянского города Карманьола, где большую часть населения составляла рабочая беднота, «Марсельеза» революционный гимн; ныне национальный гимн; сочиненный и положенный на музыку Руже де Лилем в Страсбурге после объявления войны в апреле 1792. Под воздействием революционной идеологии возникают новые жанры – агитационные спектакли с использованием больших хоровых масс («Республиканская избранница, или Праздник Разума» Гретри, 1794; «Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре» Госсека.1793), а также «опера спасения», окрашенная романтикой революционной борьбы против тирании («Лодоиска», 1791, и «Водовоз», 1800, Керубини; «Пещера» Лесюэра, 1793) 12 . Революционные преобразования коснулись и системы музыкального образования. Были упразднены церковные школы (метризы), в1793 в Париже на основе слившихся музыкальной школы Национальной гвардии и Королевской школы пения и декламации создан Национальный музыкальный институт (с 1795 – консерватория музыки и декламации). Париж стал важнейшим центром музыкального образования.

Заключение

Французская музыка эпохи Просвещения развивалась соответственно самой эпохе. Так, французская комическая опера из ярмарочной комедии с музыкой стала сложившимся музыкально-театральным жанром самостоятельного значения, представленным крупными художественными деятелями разных индивидуальностей, множеством жанровых разновидностей, большим количеством интересных, влиятельных произведений.

Музыка, как и раньше, развивалась одновременно в нескольких направлениях – официальная и народная. Абсолютизм был одновременно катализатором и ингибитором развития официальной – то есть оперной, балетной, в общем, театральной – музыки, с одной стороны существовал государственный заказ на написание и исполнение музыки, с другой – государственные монополии, почти не дающие развиваться новым композиторам и направлениям.

Народная же музыка получила свое широкое распространение благодаря Великой Французской Революции в гимнах, маршах, и песнях, авторство большинства из которых сейчас практически невозможно сейчас установить, но которые от этого не потеряли своей культурной ценности.

Список использованной литературы


  1. К. К. Розеншильд Музыка во Франции XVII - начала XVIII века, – М.: «Музыка», 1979

  2. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (1890-1907).

  3. Большая Советская Энциклопедия

Интернет-ресурсы:

Данная статья может послужить дополнительным материалом к урокам музыки в 7-8 классах. В ней предлается материал для углубленного изучения музыкальной культуры XVII-XVIII веков. В музыке той эпохи складывается язык, на котором впоследствии "заговорит" вся Европа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Музыка эпохи Просвещения»

Просветительское движение оказало значительное влияние на музыкальную жизнь. В музыке 17 – 18вв. складывается тот музыкальный язык, на котором впоследствии «заговорит» вся Европа. Первыми были Иоганн Себастьян Бах (1685 1750) и Георг Фридрих Гендель (1685 1759). Бах – великий композитор и органист, работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Он довел полифоническое искусство, возникшее в Европе в эпоху Средневековья, до совершенства. В органном творчестве полно раскрывается глубина баховской мысли, его чувств, звучит исповедь души. Среди шести поколений Бахов почти все органисты, трубачи, флейтисты, скрипачи, капельмейстеры и канторы. Жизненный путь гениального композитора – это постоянная борьба за право на творчество. Гендель, как и Бах, использовал библейские сюжеты для своих произведений.

На протяжении XVIII века в ряде стран (Италии, Германии, Австрии, Франции и др.) происходили процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой «венской классической школе». Венская классическая школа, органически впитавшая в себя передовые достижения национальных музыкальных культур, сама была явлением глубоко национальным, коренилась в демократической культуре австрийского народа. Представителями данного художественного направления были Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен. Каждый из них являлся яркой индивидуальностью. Так, стиль Гайдна отличало светлое мировосприятие, ведущая роль жанрово-бытовых элементов. Для стиля Моцарта более характерным было лирико-драматическое начало. Стиль Бетховена - воплощение героического пафоса борьбы. Однако наряду с отличиями, обусловившими неповторимость индивидуальности каждого из этих композиторов, их объединяют реализм, жизнеутверждающее начало и демократичность. Мышление, ориентированное в эпоху Просвещения на рационализм и абстрактное обобщение, обусловило возникновение новых жанров: СИМФОНИЯ, СОНАТА, КОНЦЕРТ. Эти жанры имели форму сонатно-симфонического цикла, ядро которого составляло сонатное аллегро. СОНАТНОЕ АЛЛЕГРО – это пропорциональная и симметричная конструкция, состоящая из трех основных разделов – экспозиции, разработки и репризы.

Для венской классической школы был характерен художественный стиль классицизм, который возник во Франции в 17 веке. Основываясь на представлениях о закономерности, разумности мирового устройства, мастера этого стиля стремились к ясным и строгим формам, гармоничным образцам, воплощению высоких нравственных идеалов. Высшими, непревзойдёнными образцами художественного творчества они считали произведения античного искусства, поэтому разрабатывали античные сюжеты и образы. Классицизм во многом противостоял барокко с его страстностью, изменчивостью, противоречивостью, утверждая свои принципы в разных видах искусства, в том числе и в музыке. Деятельность композиторов венской классической школы была подготовлена художественным опытом их предшественников и современников, включая итальянскую и французскую оперу и инструментальную культуру, достижения немецкой музыки. Огромную роль в становлении венской классической школы сыграли музыкальный быт Вены - крупнейшего музыкального центра, музыкальный фольклор многонациональной Австрии. Искусство венских классиков тесно связано с общим подъёмом австро-немецкой культуры, с просветительством, отразившим гуманистические идеалы третьего сословия в преддверии Великой французской революции. Творческие идеи венских классиков тесно соприкасаются с взглядами Г.Э. Лессинга, И.Г. Гердера, И.В. Гёте, Ф. Шиллера, И. Канта, Г. Гегеля, с некоторыми положениями французских энциклопедистов.

Для искусства представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания. Музыка композиторов венской классической школы - это новый этап в развитии музыкального мышления. Для их музыкального языка характерны строгая упорядоченность в сочетании с внутренним разнообразием и богатством. Каждый из мастеров венской классической школы обладал неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену наиболее близкой оказалась сфера инструментальной музыки, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперных, и в инструментальных жанрах. Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен - к героике, Моцарт, будучи универсальным художником - к разнообразным оттенкам лирического переживания. Творчество композиторов венской классической школы, принадлежащее к вершинам мировой художественной культуры, оказало огромное влияние на дальнейшее развитие музыки.

Наиболее сложная форма инструментальной музыки – СИМФОНИЯ (греч. «созвучие»). Она рассчитана на исполнение симфоническим оркестром. Возможности этого жанра велики: он позволяет выразить музыкальными средствами философские и нравственные идеи, рассказать о чувствах и переживаниях. Сформировался жанр в середине XVIII столетия в творчестве представителей венской классической школы. Композиторы разработали сонатно-симфонический цикл из четырёх частей, которые различаются характером музыки, темпом и приёмами развития темы. Первая часть, построенная в сонатной форме и обычно исполняемая в быстром темпе, наполнена драматическим содержанием. Иногда ей предшествует медленное вступление. Вторая часть медленная, созерцательная; это лирический центр композиции. Третья - контрастна по отношению ко второй: подвижная, живая музыка носит либо танцевальный, либо шутливый характер. До начала XIX в. композиторы использовали форму менуэта (фр. menuet, от menu - «маленький, мелкий»), распространённого салонного танца XVIII столетия. Позднее менуэт был заменён скерцо (от итал. scherzo - «шутка») - так назывались небольшие вокальные или инструментальные произведения, быстрые по темпу и шутливые по содержанию. Четвёртая, обычно быстрая, часть - финал симфонии; здесь подводятся итоги развития тем и образов произведения. Одна из самых сложных и богатых по содержанию музыкальных форм, сонатная, начала складываться в первой половине XVIII в. и окончательный вид обрела во второй половине столетия в произведениях композиторов венской классической школы. СОНАТНАЯ ФОРМА - это принцип изложения музыкального материала. Он предполагает не механическое чередование частей и разделов, а взаимодействие тем и художественных образов. Темы - главная и побочная - либо противопоставляются друг другу, либо дополняют одна другую. Развитие тем проходит три этапа - экспозицию, разработку и репризу. Темы возникают в экспозиции (от лат. expositio - «изложение, показ»). Главная звучит в основной тональности, которая и определяет наименование тональности всего сочинения. Побочная тема обычно излагается в иной тональности - между темами возникает контраст. В разработке происходит дальнейшее развитие тем. Они могут вступать в острое взаимное противоречие. Иногда одна подавляет другую или, наоборот, уходит в тень, оставляя «сопернице» полную свободу действий. Обе темы могут предстать в ином освещении, например, будут исполнены другим составом инструментов, или резко поменяют характер. В репризе (фр. reprise, от reprendre - «возобновлять, повторять») темы на первый взгляд возвращаются в начальное состояние. Однако побочная тема звучит уже в основной тональности, таким образом, приходя к единству с главной. Реприза - итог сложного пути, к которому темы приходят обогащённые опытом экспозиции и разработки. Итоги развития иногда закрепляют в дополнительном разделе - коде (от итал. coda - «хвост»), однако она необязательна. Используют сонатную форму обычно в первой части сонаты и симфонии, а также (с небольшими изменениями) во второй части и в финале.

Один из основных жанров инструментальной музыки – СОНАТА (итал. sonata, от sonare - «звучать»). Это многочастное (обычно из трёх или четырёх частей) произведение. В творчестве мастеров венской классической школы соната, так же как и симфония, достигла расцвета. В отличие от симфонии соната предназначена либо для одного инструмента (как правило, фортепиано), либо для двух (один из которых фортепиано). Первая часть произведений такого жанра пишется в сонатной форме. Здесь обозначаются основные музыкальные темы произведения. Вторая часть, обычно спокойная, медленная, составляет резкий контраст с первой. Третья - финал, исполняемый в быстром темпе. Он подводит итоги и окончательно определяет общий характер произведения.

Основателем венской классической школы принято считать Йозефа Гайдна. С творчеством Гайдна связан расцвет таких жанров, как симфония (их у него сто четыре, не считая утерянных), струнный квартет (восемьдесят три), клавирная соната (пятьдесят две). Большое внимание уделял композитор концертам для различных инструментов, камерным ансамблям и духовной музыке.

Родился Франц Йозеф Гайдн в деревне Рорау (Австрия) в семье каретного мастера. С восьми лет он стал петь в капелле Святого Стефана в Вене. Будущему композитору приходилось зарабатывать на жизнь перепиской нот, игрой на органе, клавире и скрипке. В семнадцать лет Гайдн потерял голос и был исключён из капеллы. Только через четыре года он нашёл постоянную работу - устроился аккомпаниатором к известному итальянскому оперному композитору Николе Порпоре (1686-1768). Тот оценил музыкальное дарование Гайдна и стал преподавать ему композицию. В 1761г. Гайдн поступил на службу к богатым венгерским князьям Эстерхази и провёл при их дворе в качестве композитора и руководителя капеллы почти тридцать лет. В 1790г. капелла была распущена, но за Гайдном сохранили оклад и должность капельмейстера. Это дало мастеру возможность поселиться в Вене, путешествовать, выступать с концертами. В 90-х гг. Гайдн подолгу жил и плодотворно работал в Лондоне. Он приобрёл европейскую известность, его творчество по достоинству оценили современники - композитор стал обладателем множества почётных степеней и званий. Йозефа Гайдна часто называют «отцом» симфонии. Именно в его творчестве симфония стала ведущим жанром инструментальной музыки. В симфониях Гайдна интересна разработка основных тем. Проводя мелодию в разных тональностях и регистрах, придавая ей то или иное настроение, композитор таким образом обнаруживает её скрытые возможности, выявляет внутренние противоречия: мелодия то преображается, то возвращается к первоначальному состоянию. Гайдн обладал тонким чувством юмора, и эта особенность личности отразилась в музыке. Во многих симфониях ритмика третьей части (менуэта) нарочито тяжеловесна, словно автор пытается изобразить неуклюжие попытки простолюдина повторить элегантные движения галантного танца. Остроумна симфония №94 (1791г.). В середине второй части, когда музыка звучит спокойно и тихо, неожиданно раздаются удары литавр - чтобы слушатели «не скучали». Не случайно произведение назвали «С боем литавр, или Сюрприз». Гайдн нередко использовал приём звукоподражания (поют птицы, бродит по лесу медведь и т.п.). В симфониях композитор часто обращался к народным темам.

Представителям венской классической школы, и прежде всего Гайдну, принадлежит заслуга формирования устойчивого состава симфонического оркестра. Прежде композиторы довольствовались лишь теми инструментами, которые в данный момент были доступны. Появление устойчивого состава оркестра - яркий признак классицизма. Звучание музыкальных инструментов приводилось таким образом в строгую систему, которая подчинялась правилам инструментовки. Эти правила основаны на знании возможностей инструментов и предполагают, что звук каждого - не самоцель, а средство, выражающее определённую идею. Устойчивый состав давал цельное, однородное звучание оркестр.

Помимо инструментальной музыки Гайдн уделял внимание опере и духовным сочинениям (создал ряд месс под влиянием Генделя), обращался к жанру оратории («Сотворение мира», 1798г.; «Времена года», 1801г.).

С момента своего появления опера не знала перерывов в развитии. Оперная реформа второй половины 18 в. была во многом литературным движением. Ее прародителем стал французский писатель и философ Ж.Ж. Руссо. Руссо занимался также музыкой, и если в философии он призывал вернуться к природе, то в оперном жанре ратовал за возвращение к простоте. Идея реформы носилась в воздухе. Расцвет разных видов комической оперы был одним из симптомов; другим явились Письма о танце и балетах французского хореографа Ж. Новера (1727–1810), в которых развивалась идея балета как драмы, а не просто зрелища. Человеком, который воплотил реформу в жизнь, стал К.В. Глюк (1714–1787). Подобно многим революционерам, Глюк начинал свой как приверженец традиции. В течение ряда лет он ставил одну за другой трагедии в старом стиле и обращался к комической опере скорее под давлением обстоятельств. Опера в Вене разделилась на три основных направления. Ведущее место занимала серьезная итальянская опера (итал. opera seria), где классические герои и боги жили и умирали в атмосфере высокой трагедии. Менее формальной была комическая опера (opera buffa), основанная на сюжете Арлекина и Коломбины из итальянской комедии (commedia dell" arte), окруженных бесстыдными лакеями, их дряхлыми хозяевами и всякими плутами и жуликами. Наравне с этими итальянскими формами развивалась немецкая комическая опера (singspiel), чей успех заключался, пожалуй, в использовании доступного широкой публике родного немецкого языка. Еще до того, как началась оперная карьера Моцарта, Глюк выступал за возврат к простоте оперы XVII века, сюжеты которой не приглушались длинными сольными ариями, задерживающими развитие действия и служившими для певцов лишь поводами для демонстрации силы своего голоса.

Силой своего таланта Моцарт объединил эти три направления. Еще подростком он написал по одной опере каждого вида. Будучи зрелым композитором, он продолжал работать во всех трех направлениях, хотя традиция opera seria увядала. Творчество Моцарта занимает особое место в венской классической школе. В его произведениях классицистическая строгость и ясность форм соединились с глубокой эмоциональностью. Музыка композитора близка к тем направлениям в культуре второй половины XVIII в., которые были обращены к чувствам человека («Буря и натиск», отчасти сентиментализм). Именно Моцарт впервые показал противоречивость внутреннего мира личности.

Вольфганг Амадей Моцарт родился в Зальцбурге (Австрия). Обладая феноменальным музыкальным слухом и памятью, он уже в раннем детстве научился играть на клавесине, а в пять лет написал первые сочинения. Первым педагогом будущего композитора стал его отец Леопольд Моцарт - музыкант капеллы Зальцбургского архиепископа. Моцарт виртуозно владел не только клавесином, но также органом и скрипкой; славился как блестящий импровизатор. С шести лет он гастролировал по странам Европы. В одиннадцать создал первую оперу «Аполлон и Гиацинт», а в четырнадцать уже дирижировал в театре Милана на премьере собственной оперы «Митридат, царь Понтийский». Примерно в это же время его избрали членом Филармонической академии в Болонье. Как и многие музыканты той эпохи, Моцарт состоял на придворной службе (1769-1781гг.) - был концертмейстером и органистом у архиепископа города Зальцбурга. Однако независимый характер мастера вызывал резкое неудовольствие архиепископа, и Моцарт предпочёл покинуть службу. Из выдающихся композиторов прошлого он стал первым, кто выбрал жизнь свободного художника. В 1781г. Моцарт переехал в Вену, у него появилась семья. Зарабатывал он редкими изданиями собственных сочинений, уроками игры на фортепиано и выступлениями (последние послужили стимулом для создания концертов для фортепиано с оркестром). Особое внимание Моцарт уделял опере. Его произведения - целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Опера привлекала композитора возможностью показать взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Моцарт не стремился к созданию новой оперной формы - новаторской была сама его музыка. В зрелых произведениях композитор отказался от строгого разграничения оперы на серьёзную и комическую - появился музыкально-драматический спектакль, в котором эти элементы переплетены. Как следствие в операх Моцарта нет однозначно положительных и отрицательных героев, характеры живые и многогранные, не связанные. Моцарт часто обращался к литературным источникам. Так опера «Свадьба Фигаро» (1786г.) написана по пьесе французского драматурга П.О. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», которая была запрещена цензурой. Главная тема оперы - любовь, что, впрочем, можно сказать обо всех творениях Моцарта. Однако есть в произведении и социальный подтекст: Фигаро и его возлюбленная Сюзанна умны и энергичны, но они незнатного происхождения, а всего лишь слуги в доме графа Альмавивы. Их противодействие господину (глуповатому и одураченному аристократу) вызывает сочувствие автора - совершенно очевидно, что он на стороне влюблённых. В опере «Дон Жуан» (1787г.) получил музыкальное воплощение средневековый сюжет о покорителе женских сердец. Энергичному, темпераментному, своевольному и свободному от всех нравственных норм герою противостоит в лице Командора высшая сила, олицетворяющая разумный порядок. Философское обобщение соседствует здесь с любовными интригами и жанрово-бытовыми элементами. Трагическое и комическое образуют неразрывное единство. Эту особенность оперы подчеркнул и сам автор, дав своему сочинению подзаголовок «Весёлая драма». Казалось бы в финале справедливость торжествует - порок (Дон Жуан) наказан. Но музыка оперы тоньше и сложнее такого упрощённого понимания произведения: она вызывает у слушателя сочувствие к герою, оставшемуся верным себе даже перед лицом смерти. Философская сказка-притча «Волшебная флейта» (1791г.) написана в жанре зингшпиля. Основная идея произведения - неизбежность победы добра над злом, призыв к стойкости духа, к любви, к понимаю её высшего смысла. Герои оперы подвергаются серьёзным испытаниям (молчанием, огнём, водой), но достойно преодолевают их и достигают царства красоты и гармонии.

Моцарт главной считал музыку, хотя относился к тексту либретто очень требовательно. В его операх значительно возросла роль оркестра. Именно в оркестровой партии нередко обнаруживается авторское отношение к действующим лицам: то промелькнёт насмешливый мотив, то появится прекрасная поэтическая мелодия. Внимательному слушателю эти детали говорят больше, чем текст. Основными портретными характеристиками остались арии, а о взаимоотношениях героев рассказывается в вокальных ансамблях. Композитор сумел передать в ансамблях особенности характера каждого персонажа. Моцарт стал и одним из создателей жанра классического КОНЦЕРТА. В основе концерта соревнование солиста и оркестра, и этот процесс всегда подчинён строгой логике. Композитору принадлежит двадцать семь концертов для фортепиано с оркестром, семь для скрипки с оркестром. В одних произведениях слушателя поражает виртуозное мастерство, праздничность, в других драматизм и эмоциональные контрасты. Интересы мастера не ограничивались оперой и инструментальной музыкой. Им созданы и духовные произведения: мессы, кантаты, оратории, реквием. Музыка реквиема (1791г.), предназначенного для солистов, хора и оркестра, глубоко трагична (Моцарт работал над сочинением, когда уже был болен, фактически перед самой смертью). Части сочинения, напоминающие оперные арии и ансамбли, делают музыку очень эмоциональной, а полифонические (прежде всего «Господи, помилуй!») олицетворяют духовное начало, высшую справедливость. Главный образ реквиема - страдающий человек перед лицом сурового Божественного правосудия. Мастер так и не успел дописать реквием, он был доработан по наброскам композитора его учеником Ф.К. Зюсмайром.

Исторически к венской школе относится творчество Людвига ван Бетховена (1770-1827), эстетические идеалы которого сложились в эпоху Французской буржуазной революции. В связи с этим в его творчество вошла героическая тема. «Музыка должна высекать огонь из груди человеческой» - это слова немецкого композитора Людвига ван Бетховена, произведения которого принадлежат к высшим достижениям музыкальной культуры. В музыкальном отношении его творчество, с одной стороны, продолжало традиции венского классицизма, с другой - запечатлело черты нового романтического искусства. От классицизма в произведениях Бетховена - возвышенность содержания, прекрасное владение музыкальными формами, обращение к жанрам симфонии и сонаты. От романтизма – смелый эксперимент в области этих жанров, интерес к вокальной и фортепианной миниатюре. Людвиг ван Бетховен родился в Бонне (Германия) в семье придворного музыканта. Заниматься музыкой он начал с раннего детства под руководством отца. Однако настоящим наставником Бетховена стал композитор, дирижёр и органист К.Г. Нефе. Он преподавал юному музыканту основы композиции, обучал игре на клавире и органе. С одиннадцати лет Бетховен служил помощником органиста в церкви, потом придворным органистом, концертмейстером в оперном театре Бонна. В восемнадцать лет он поступил в Боннский университет на философский факультет, однако не окончил его и впоследствии много занимался самообразованием. В 1792г. Бетховен переехал в Вену. Он брал уроки музыки у Й. Гайдна, И.Г. Альбрехтсбергера, А. Сальери (крупнейших музыкантов той эпохи). Альбрехтсбергер познакомил Бетховена с творчеством Генделя и Баха. Отсюда блестящее знание композитором музыкальных форм, гармонии и полифонии. Вскоре Бетховен начал давать концерты; стал популярным. Его узнавали на улицах, приглашали на торжественные приёмы в дома высокопоставленных особ. Он много сочинял: писал сонаты, концерты для фортепиано с оркестром, симфонии.

Долгое время никто не догадывался, что Бетховена поразил серьёзный недуг - он начал терять слух. Убедившись в неизлечимости болезни, композитор решил уйти из жизни и в 1802г. приготовил завещание, где объяснял мотивы своего решения. Однако Бетховен сумел преодолеть отчаяние и нашёл в себе силы писать музыку дальше. Выходом из кризиса стала Третья («Героическая») симфония. В 1803-1808гг. композитор также работал над созданием сонат; в частности Девятой для скрипки и фортепиано (1803г.; посвящена парижскому скрипачу Рудольфу Крейцеру, поэтому получила название «Крейцерова»), Двадцать третьей («Аппассионатой») для фортепиано, Пятой и Шестой симфониями (обе 1808г.). Шестая («Пасторальная») симфония имеет подзаголовок «Воспоминание о сельской жизни». Это произведение рисует различные состояния человеческой души, отстранившейся на время от внутренних переживаний и борьбы. Симфония передаёт чувства, возникающие от соприкосновения с миром природы и сельской жизни. Необычна её структура - пять частей вместо четырёх. В симфонии есть элементы изобразительности, звукоподражания (поют птицы, гремит гром и т.д.). Находки Бетховена впоследствии использовались многими композиторами-романтиками. Вершиной симфонического творчества Бетховена стала Девятая симфония. Задумана она была ещё в 1812г., но работал над ней композитор с 1822 по 1823г. Симфония грандиозна по масштабам; особенно необычен финал, представляющий собой нечто вроде большой кантаты для хора, солистов и оркестра, написанной на текст оды «К радости» И.Ф Шиллера. Премьера симфонии состоялась в 1825г. в Венском оперном театре. Для осуществления авторского замысла театрального оркестра оказалось недостаточно, пришлось пригласить любителей: двадцать четыре скрипки, десять альтов, двенадцать виолончелей и контрабасов. Для венского классического оркестра такой состав был необыкновенно мощным. Кроме того, каждая хоровая партия (басы, тенора, альты и сопрано) включала двадцать четыре певца, что также превосходило привычные нормы. При жизни Бетховена Девятая симфония для многих осталась непонятной; ею восторгались лишь те, кто близко знал композитора, его ученики и просвещённые в музыке слушатели. Со временем симфонию стали включать в свой репертуар лучшие оркестры мира, и она обрела новую жизнь.

Итак, вершиной в развитии музыкального классицизма стало творчество Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена. Они работали преимущественно в Вене и образовали направление в музыкальной культуре второй половины XVIII - начала XIX столетия - венскую классическую школу. Отметим, что классицизм в музыке во многом не похож на классицизм в литературе, театре или живописи. В музыке невозможно опираться на античные традиции, так как они почти неизвестны. Кроме того, содержание музыкальных сочинений часто связано с миром чувств человека, которые не поддаются жёсткому контролю разума. Однако композиторы венской классической школы создали очень стройную и логичную систему правил построения произведения. Благодаря такой системе самые сложные чувства облекались в ясную и совершенную форму. Страдания и радости становились для композитора предметом размышления, а не переживания. И если в других видах искусства законы классицизма вначале XIX в. многим казались устаревшими, то в музыке система жанров, форм и правил гармонии, разработанная венской школой, сохраняет своё значение до сих пор.


Эпоха Просвещения

Эпоха Просвещения - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум».

Музыкальное искусство можно поставить наравне с театром и литературным искусством. На темы сочинений великих писателей, драматургов писались оперы и другие музыкальные произведения.

Во второй половине 18 века сложилось искусство венской классической школы музыки, сыгравшие решающую роль во всей последующей европейской музыкальной культуре.

Развитие музыкального искусства, прежде всего, связано с именами таких великих композиторов, как И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л В. Бетховен.

Франц Йозеф Гайдн

Франц Йозеф Гайдн (31 марта 1732 - 31 мая 1809) - австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.

Юность. Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 31 марта 1732 года в имении графов Гаррахов - нижнеавстрийском селе Рорау, недалеко от границы с Венгрией, в семье Маттиаса Гайдна (1699-1763). Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 годуотправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году Йозефа заметил Георг фон Рейттер, директор капеллы венского собора св. Стефана. Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре (в том числе несколько лет - вместе со своими младшими братьями).

Пение в хоре было для Гайдна хорошей, но единственной школой. По мере развития его способностей ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах.

В 1749 году у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой итальянского композитора Никола Порпоры, у которого он также брал уроки композиции. Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 году ещё до ухода его из капеллы собора св. Стефана; опера «Хромой бес» (не сохранилась); около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).

В 1759 году композитор получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под началом Гайдна оказался небольшой оркестр, для которого композитор сочинил свои первые симфонии. Однако вскоре фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта.

В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел.

Служба у Эстергази. В 1761 году в жизни Гайдна произошло судьбоносное событие - он стал вторым капельмейстером при дворе князей Эстергази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австрии. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.

За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстергази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. Он давал уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом.

11 февраля 1785 года Гайдн был посвящён в масонскую ложу «К Истинной Гармонии» («Zur wahren Eintracht»). Моцарт не смог присутствовать на посвящении, так как был на концерте своего отца Леопольда.

На протяжении XVIII века в ряде стран (Италии, Германии, Австрии, Франции и других) происходили процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой «венской классической школе» - в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена. Вместо полифонической фактуры большое значение приобрела гомофонно-гармоническая фактура, но при этом в крупные инструментальные произведения зачастую включались полифонические эпизоды, динамизирующие музыкальную ткань.

Снова свободный музыкант. В 1790 году умер князь Николай Эстергази (англ.)русск., а его сын и преемник, князь Антон (англ.) русск., не будучи любителем музыки, распустил оркестр. В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна.

Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.

Затем Гайдн поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение мира» (1799) и «Времена года» (1801).

Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, но не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинаковой силой.

В области инструментальной музыки он по справедливости считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков.

Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях - «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Оратория «Времена года» может служить образцовым эталоном музыкального классицизма. Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью.

Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1802). Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего. Скончался композитор в Вене 31 мая 1809 года.

Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира» и «Времена года»), 14 месс, 24 оперы.

Список сочинений:

Камерная музыка:

  • § 12 сонат для скрипки и фортепиано (в том числе соната ми минор, соната Ре мажор)
  • § 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели
  • § 7 дуэтов для скрипки и альта
  • § 40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели
  • § 21 трио для 2 скрипок и виолончели
  • § 126 трио для баритона, альта (скрипки) и виолончели
  • § 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов
  • 35 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:
    • § четыре концерта для скрипки с оркестром
    • § два концерта для виолончели с оркестром
    • § два концерта для валторны с оркестром
    • § 11 концертов для фортепиано с оркестром
    • § 6 органных концертов
    • § 5 концертов для двухколёсных лир
    • § 4 концерта для баритона с оркестром
    • § концерт для контрабаса с оркестром
    • § концерт для флейты с оркестром
    • § концерт для трубы с оркестром
    • § 13 дивертисментов с клавиром

Всего 24 оперы, в том числе:

  • § «Хромой бес» (Der krumme Teufel), 1751 г.
  • § «Истинное постоянство»
  • § «Орфей и Эвридика, или Душа философа», 1791 г.
  • § «Асмодей, или Новый хромой бес»
  • § «Аптекарь»
  • § «Ацис и Галатея», 1762 г.
  • § «Необитаемый остров» (L"lsola disabitata)
  • § «Армида», 1783 г.
  • § «Рыбачки» (Le Pescatrici), 1769 г.
  • § «Обманутая неверность» (L"Infedelta delusa)
  • § «Непредвиденная встреча» (L"Incontro improviso), 1775 г.
  • § «Лунный мир» (II Mondo della luna), 1777 г.
  • § «Истинное постоянство» (La Vera costanza), 1776 г.
  • § «Вознагражденная верность» (La Fedelta premiata)
  • § «Роланд-паладин» (Orlando Раladino), героико-комическая опера на сюжет поэмы Ариосто «Неистовый Роланд»
  • 14 ораторий, в том числе:
    • § «Сотворение мира»
    • § «Времена года»
    • § «Семь слов Спасителя на кресте»
    • § «Возвращение Товия»
    • § Аллегорическая кантата-оратория «Рукоплескания»
    • § ораториальный гимн Stabat Mater
  • 14 месс, среди которых:
    • § малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750 г.)
    • § большая органная месса Es-dur (1766 г.)
    • § месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772 г.)
    • § месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773 гг.)
    • § малая органная месса (В-dur, 1778 г.)
    • § Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782 г.)
    • § месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796 г.)
    • § месса Heiligmesse (B-dur, 1796 г.)
    • § Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798 г.)
    • § месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799 г.)
    • § месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801 г.)
    • § месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802 г.)

Всего 104 симфонии, в том числе:

  • § «Прощальная симфония»
  • § «Оксфордская симфония»
  • § «Траурная симфония»
  • § 6 Парижских симфоний (1785-1786 гг.)
  • § 12 Лондонских симфоний (1791-1792 гг., 1794-1795 гг.), в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр»
  • § 66 дивертисментов и кассаций

Произведения для фортепиано:

  • § Фантазии, вариации
  • § 52 сонаты для фортепиано

«Влияние идей Просвещения» - Просветительское движение. The American Revolutionary War. «Золотой век» российского дворянства. Состояние России. Екатерина Великая. «Об общественном договоре, или принципы политического права». Восстание Пугачева. Жан-Жак Руссо. Движение американских просветителей. Политика «просвещенного абсолютизма» в России.

«Просвещение» - Просвещение-. Немецкое Просвещение. Шарль Монтескье. Родился в Женеве в семье часовщика. Музыка. Джонатан Свифт (1667-1745). Идеи энциклопедистов. Назови французских просветителей. В чём смысл девиза эпохи Просвещения? Значение деятельности просветителей. Англия – родина Просвещения. Энциклопедисты.

«Война за независимость и образование США» - Джордж Вашингтон. Дополнительный материал к теме в виде презентации в 7 классе, к курсу «Новой истории». Война за независимость и образование США. Резиденция президента США – Белый Дом. Сдача британских войск при Йорктауне. Торжественный въезд Вашингтона в Нью-Йорк. Подписание декларации независимости Соединенных провинций.

«Культура Просвещения» - Гётевский пафос деятельности противостоит филистерскому примирению с действительностью. 4. Энциклопедисты. Центрами идеологии и философии Просвещения были Франция, Англия и Германия. Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. Энциклопедисты полагали, что «идеи» воздействуют на реальный общественный прогресс.

«Просвещение, классицизм, сентиментализм» - Генри Филдинг. Чувство. Бетховен. Ограниченность разума. Просвещение. Дидро. Взлет музыкального искусства. Портрет Лопухиной. Т. Дж. Смоллетт. Ж.-Ж. Руссо. Николя Буало. Джонатан Свифт. Франция. Как это выглядит. Просвещение, классицизм, сентиментализм. Критик. Суть классицизма. Карло Гоцци. Классицизм.

«Европа XVIII век» - Основная цель – господство на Балтике. Внутриполитическое устройство. Д. Кантемира Арама Олега. Войны и революции XIX века мало изменили очертания европейских стран. Общество. Внешняя политика. ЕВРОПА во второй половине XVII – XVIII вв.

Всего в теме 25 презентаций