Национальный мексиканский танец. Мексиканский народный танец. Изделия индейцев Уичоли


Как и все народные танцы, традиционные мексиканские танцы дают прекрасную возможность более тесно познакомиться с культурой региона. Мало того, что мексиканские танцы прекрасно отображают заводные ритмы музыки этой страны, танцоры очень часто носят традиционную мексиканскую одежду и украшения, которые не менялись уже на протяжении тысячелетий.


Традиционные мексиканские танцы

Мексиканская культура чувствуется во всех традиционных танцах страны. Многие мексиканские семьи очень ревностно относятся к религии, а также в течение многих поколений соблюдают национальные традиции и праздники. Танец уже давно занял особую роль во время таких празднований. Мексиканцы танцуют на днях рождения, во время религиозных событий и сельскохозяйственных праздников. Туристы, приезжающие в Мексику, с удовольствием ходят на выступления Jarabe Tapatio (мексиканский танец с шляпой), Danza del Venado (Танец Оленя) или Tlacolorerosis (сельскохозяйственный танец). Хотя у этих традиционных танцев очень разные корни и стили, благодаря им можно познакомиться с различными аспектами мексиканской культуры.


Jarabe Tapatio

Мексиканский танец с шляпой был назван национальным танцем Мексики в 1924 году, ведь в танце объединилось несколько различных культур, а также он хорошо отображает национальную идентичность. Национальный танец также стал символом Мексики во всем мире, особенно в Соединенных Штатах.


В танце участвуют мужчина и женщина, причем мужчина прилагает все усилия, чтобы соблазнить партнершу во время танца. Сначала два танцора флиртуют, но потом женщина перестает обращать внимание на ухаживания. Но тем не менее, в конце радостного танца женщина принимает знаки внимания. Раньше традиционная мексиканская культура запрещала исполнять подобный танец публично, но культура на протяжении веков изменилась, и подобный танец сейчас можно встретить на улице.


В качестве аккомпанемента исполняется народная мексиканская музыка, которая была создана в 19 веке. Сегодня мексиканцы исполняют Jarabe Tapatí на различных праздниках и других крупных мероприятиях.

Известная балерина Анна Павлова как-то исполнила балетную версию этого танца, и это принесло ей знаменитость в Мексике.

Нигде больше разнообразие и богатство культурного наследия Мексики не просматривается столь очевидно, как в мексиканских народных танцах. «Ballet Folklorico», так называют жители Мексики свои народные танцы, бережно храня и передавая из поколения в поколение их традиции. Хотя есть танцы общие для всей Мексики, в каждом из 31 штатов страны сложились свои собственные танцы и стили исполнения. Некоторые из этих стилей получили широкое признание и обрели популярность не только у себя на родине, но и во всем мире.

Влияние коренного населения

Происхождение мексиканских народных танцев можно проследить, начиная с доколумбовой эпохи мезоамериканских цивилизаций - ацтеков, майя и тольтеков, где танцы были распространены во время исполнения религиозных ритуалов и светских праздников. Флейты, барабаны и маракасы, которые использовались коренными жителями Мексики и сейчас являются одной из определяющих и узнаваемых черт традиционной мексиканской народной музыки.

Влияние европейской цивилизации

Когда в начале 16 века испанцы начали массово колонизировать нынешнюю территорию Мексики, они привезли с собой популярные европейские танцы того времени. Но самое главное – они привезли фламенко, чье влияние на Мексиканские народные танцы прослеживается особенно ярко. Характерная для танцев фламенко яркая одежда, а также интенсивное использование испанской гитары наиболее красноречиво говорят о влиянии Испании на формирование народных танцев Мексики. Но не только фламенко, а и другие танцы, особенно полька, тоже прослеживаются в мексиканской танцевальной традиции.

Отличительная черта народа - улыбчивость. Женщины – похожи на жгучих роковых цыганок, мужчины в большинстве своем красивы и темпераментны.

От ольмеков до ацтеков
В мексиканские народные танцы вместилось, кажется, все, что успели «наработать» еще до времен Колумба ольмеки, тольтеки, майя и ацтеки со своими религиозными ритуалами и, да-да (!), светскими праздниками. До сих пор одной из наиболее узнаваемых черт мексиканской музыки, в том числе и танцевальной, остаются маракасы, барабаны и флейты. Все современные гремящие музыкальные инструменты имеют своим прообразом многочисленные индейские погремушки, когда-то изготавливавшиеся из высохших плодов.

Испанско-мексиканский сплав
Период испанской колонизации длиною в несколько сотен лет не мог не отразиться на формировании танцевальной культуры Мексики. Испанцы в 16 веке привезли с собой фламенко, польку и другие популярные на тот момент европейские стили. Влияние бывшей метрополии ярко прослеживается в использовании испанской гитары и одежды, характерной для фламенко.

И все же, накладываясь на местный колорит, танцы обрели здесь свое лицо, а точнее многоликость. Сегодня каждый из 31 штата страны может похвастаться своими танцевальными традициями, которые бережно хранит и передает из поколения в поколение. Кстати, некоторые народные мексиканские танцы возымели такую популярность, что получили мировое распространение и признание.

Итак, каждый штат Мексики имеет своего рода танцевальную «визитную карточку»

Штат Хасинто или Гвадалахара, как его чаще называют, является родиной Jarabe Tapatía – парного мексиканского народного танца, который весьма эмоционально и ярко имитирует ухаживание. Влияние фламенко в нем очевидно, но местная колоритная подача настолько эффектна, что европейский дух едва улавливается. В Jarabe Tapatía непременно используется сомбреро – широкополая шляпа, та самая, по которой мексиканца узнают в любой точке мира. «Танец со шляпой» (Jarabe Tapatía) женщины и мужчины исполняют в традиционной национальной одежде. Для мужчин это костюм в ковбойском стиле (короткая приталенная куртка и расшитые, сильно расклешенные брюки со вставками из яркой красной ткани) или национальный костюм «чарро». Женщины танцуют в широких сборчатых юбках.

Штат Веракрус и его необычный брачный танец Son Jarocho . Исполняется в паре на «huapango» - специальном деревянном помосте, который резонирует под энергичными ударами ног.

Штат Мичоакан известен своим «Танцем стариков» . Это один из старейших мексиканских народных танцев, истоки которого лежат еще в не открытой европейцами Америки. На самом деле «La Danza-de-los Viejitos» исполняется молодыми мужчинами и мальчиками, переодетыми в стариков. Усиленно хромая, молодые люди вначале изображают стариков, а затем неожиданно удивляют зрителя энергичным танцем, «разоблачая» свою молодость. Считается, что во

времена ацтеков этот танец был посвящен богу огня Уэуэтеотлю, которого также называли Огненным Дедом или Старым Богом.


Штат Герреро небеспочвенно претендует на то, чтобы называться родиной одного из самых известных мексиканских народных танцев - . «Танец оленя», имитирующий грациозные движения животного ведет свою историю из племени Yaqui, когда-то проживавшего на территории штата. Из-за скудной растительности данной местности,

оленина была основной пищей, а олень, соответственно, – основным кормильцем. Изначально «Танец оленя» имел ритуальное значение, был призван благословить охотников и принести им удачу.

Танцы у мексиканцев их родное, то, с чем они рождаются и живут. Танцор фонтанирует радостью жизни, испытывает истинное удовольствие, протанцовывает то, что кипит у него внутри.

В каждой из провинций «культивируются» свои песенно-хореографические жанры: в штате Чьяпас – веселая чьяпанекас, в Юкатане – харана, «мавры и христиане» - фольклорное действо долины Мехико и конечно знаменитый хабаре тапатио штата Халиско, ставший национальной эмблемой Мексики, тот самый, в котором женщина танцует на полях мужского сомбреро.

Одежд а

Традиционным мужским головным убором является сомбреро . Г уарачи - сандалии из сыромятной кожи на плоской подошве - уже несколько столетий не выходят из обихода мексиканцев. Мексиканские крестьяне любят носить различные плащи и накидки (пончо, ребосо ). Мексиканская культура сформировалась из смешения испанских и индейских традиций. В 20 в. она испытала влияние культуры европейских стран и США.

Культура Мексики

В доколумбовый период на территории Мексики процветали высокоразвитые цивилизации, создавшие великолепные образцы искусства и зодчества и сформировавшие стабильные государственные образования.

Революция 1910-1917 стала поворотным моментом в социальном и культурном развитии Мексики. Мощный импульс пробудившейся индейской культуры нашел отклик во всех сферах национальной жизни, в том числе в искусстве - особенно в музыке, живописи, декоративно-прикладном искусстве, литературе и архитектуре.

В мексиканских селениях и провинциальных городках до сих пор бытует народный театр под названием "карпа" (букв. "палатка", парусиновый полог"). Это разновидность передвижных шапито, где труппы бродячих комедиантов показывают водевили. В 1956 в Национальном институте изящных искусств был создан Департамент народного театра, готовивший актеров и режиссеров для "карпы". Из профессиональных мексиканских театров крупнейшие - столичные театры "Хименес Руэда", "Идальго", "Хола", "Реформа", "Инсурхентес", Театр для детей и кукольный "Гиньоль".

Музыка. Мексиканские индейцы имели весьма развитую музыкальную культуру. В своей книге Индейская монархия (Monarquia Indiana) испанский хронист и миссионер Хуан де Торкемада дает живое описание пронзительной и ритмичной музыки ацтеков. Вокальная и инструментальная музыка ацтеков строилась на пентатонных звукорядах (приблизительно соответствующих черным клавишам фортепиано) и не знала полутонов. Музыкальный инструментарий ацтеков включал различного типа барабаны, погремушки из высушенных плодов, скребки, колокольчики, флейты и морские раковины с просверленными в них отверстиями, издававшие звуки наподобие тромбона. Струнных инструментов индейцы не знали. Испанцы обучили индейцев диатоническому звукоряду, контрапункту и игре на струнных.

Народная креольская музыка Мексики отличается богатством и разнообразием. Из жанров мексиканского песенного фольклора наибольшую известность приобрел корридо, разновидность народной баллады. Этот песенный жанр развился на основе испанского романса 15-16 вв., но обрел глубоко своеобразную тематику и стилистику. Он строится из четверостиший с точной рифмой (в отличие от ассонансных рифм испанского романса), исполняется под аккомпанемент гитары с повторением мелодических фраз каждого куплета. Классикой жанра стал обширный корпус корридо мексиканской революции, сложившийся в 1910-1920-е годы.

В каждой мексиканской провинции бытуют собственные характерные песенно-хореографические жанры. Таковы, например, живая сандунга из Теуантепека, подвижная и веселая чьяпанекас штата Чьяпас, испанская по духу ла льорона Оахаки, харана Юкатана, уапанго и бамба штата Веракрус, мичоаканский танец вьехитос (букв. "старички"), при исполнении которого мальчики рядятся стариками, канакуас Урупана, сон Халиско, фольклорное действо под названием "мавры и христиане", бытующее в долине Мехико. Кроме того, повсеместно распространены в различных вариантах алабадос (величальные песни) и маньянитас (утренние серенады), рождественские посадас и песни, рожденные революцией, типа знаменитых Кукарача, Аделита и Валентина; а также песенно-танцевальный жанр харабе, один из вариантов которого, харабе тапатио, возникший в штате Халиско, стал национальной эмблемой Мексики. Самый живописный момент этого танца - пляска женщины на полях мужского сомбреро.

В Мексике популярны самобытные народные инструменты. Широкое распространение во всей стране, особенно в центральной зоне, получили инструментальные ансамбли марьячи. Основу ансамбля обычно составляют две скрипки, шестиструнная гитара, маленькая пятиструнная лютня, большая пятиструнная гитара (т.н. гитаррон), к которым в последнее время иногда добавляют арфу, трубу и кларнет. В южной Мексике популярен деревянный ксилофон маримба.

В отдельных местностях сохраняются индейские песни, танцы и обрядовые действа. Из последних наибольший интерес вызывает необычное фольклорное представление под названием "воладор" (букв. "летатель"): четверо мужчин, привязанные веревками за ступни к верхушке 30-метрового столба, начинают раскручиваться в воздухе, постепенно опускаясь по спирали на землю. Все это происходит под грохот барабанов и пронзительные звуки флейты чиримия. Весьма живописны и церемонии индейцев яки - "олений танец" и "лас пасколас".

Балет. В основе хореографического искусства Мексики - танцевальный фольклор, который сочетает древние танцы коренного населения индейцев и традиции испанских танцовщиков. Современный сценический танец начал формироваться в 1930-х гг. под влиянием американского танца "модерн". В результате соединения фольклора и танца "модерн" возникли своеобразные национальные формы.


Как и все народные танцы, традиционные мексиканские танцы дают прекрасную возможность более тесно познакомиться с культурой региона. Мало того, что мексиканские танцы прекрасно отображают заводные ритмы музыки этой страны, танцоры очень часто носят традиционную мексиканскую одежду и украшения, которые не менялись уже на протяжении тысячелетий.


Традиционные мексиканские танцы

Мексиканская культура чувствуется во всех традиционных танцах страны. Многие мексиканские семьи очень ревностно относятся к религии, а также в течение многих поколений соблюдают национальные традиции и праздники. Танец уже давно занял особую роль во время таких празднований. Мексиканцы танцуют на днях рождения, во время религиозных событий и сельскохозяйственных праздников. Туристы, приезжающие в Мексику, с удовольствием ходят на выступления Jarabe Tapatio (мексиканский танец с шляпой), Danza del Venado (Танец Оленя) или Tlacolorerosis (сельскохозяйственный танец). Хотя у этих традиционных танцев очень разные корни и стили, благодаря им можно познакомиться с различными аспектами мексиканской культуры.


Jarabe Tapatio

Мексиканский танец с шляпой был назван национальным танцем Мексики в 1924 году, ведь в танце объединилось несколько различных культур, а также он хорошо отображает национальную идентичность. Национальный танец также стал символом Мексики во всем мире, особенно в Соединенных Штатах.


В танце участвуют мужчина и женщина, причем мужчина прилагает все усилия, чтобы соблазнить партнершу во время танца. Сначала два танцора флиртуют, но потом женщина перестает обращать внимание на ухаживания. Но тем не менее, в конце радостного танца женщина принимает знаки внимания. Раньше традиционная мексиканская культура запрещала исполнять подобный танец публично, но культура на протяжении веков изменилась, и подобный танец сейчас можно встретить на улице.


В качестве аккомпанемента исполняется народная мексиканская музыка, которая была создана в 19 веке. Сегодня мексиканцы исполняют Jarabe Tapatí на различных праздниках и других крупных мероприятиях.

Известная балерина Анна Павлова как-то исполнила балетную версию этого танца, и это принесло ей знаменитость в Мексике.

TMfxWqA_0jE?rel=0