За этими словами стоит большое и важное явление: народная поэзия и театр, музыка и танец, архитектура и изобразительное искусство. Народное искусство - фундамент, на котором выросло здание мировой художественной культуры.
В этой статье рассказывается только о народном декоративно-прикладном искусстве. Оно зародилось в глубокой древности и, подобно другим видам художественного творчества, поначалу вовсе не осознавалось как искусство. Просто люди делали необходимые им б быту вещи, создавая, как мы сейчас говорим, предметную среду: традиционное оформление жилища, костюм, бытовую утварь, орудия труда и боевое оружие. Весь трудовой народ творил этот предметный мир, отражая в нем свой общественный и бытовой уклад, своеобразное восприятие мира, представления о счастье и красоте, неповторимый национальный характер.
Коллективность творчества - характернейшая черта народного искусства. Ведь почти все в работе мастера было продиктовано многовековой традицией: выбор материала и приемы его обработки, характер и содержание декоративного убранства.
О коллективности народного искусства хорошо писал большой его знаток искусствовед В. С. Воронов: «Все формальное богатство его создавалось путем постоянных повторений: медленное накапливание перефразировок, дополнений, поправок, изменений... и вариаций... приводило к созданию крепких, выношенных форм... Удачное и оригинальное, привнесенное в искусство индивидуальной ловкостью и острой зоркостью, прививалось, развивалось и приводилось в законченную форму; случайное, бесталанное и надуманное не выдерживало дальнейшей коллективной проверки, отпадало и исчезало».
Это историческая коллективность, тесно связанная с передачей традиций от мастера к мастеру, из поколения в поколение. Но существует и коллективное творчество современников, в котором ярко проявляется свойственное народному искусству «хоровое» начало. Исстари его духовным основанием была общность мировосприятия, обрядов, обычаев, фольклора. Один и тот же образ варьировался в творчестве разных мастеров. Найденный кем-то новый прием или мотив быстро становился всеобщим достоянием. В результате развивалось и обогащалось искусство не одного или нескольких мастеров, но целого промысла как единого творческого организма. И в наши дни художники Палеха и Хохломы, аула Кубачи и Полховского Майдана гордятся своей принадлежностью к неповторимому искусству родного промысла, сообща решают стоящие перед ним творческие проблемы (см. Народные художественные промыслы).
Не отсюда ли удивительная жизнерадостность народного искусства - от сознания собственной силы! Ведь за каждой вещью - будь то резная прялка или вышитое полотенце, расписная ложка или тканая скатерть - талант, труд и единодушие многих людей, в идеале - целого народа! И красота - тоже из этого источника. И конечно, от родной природы, у которой мастер учится неустанно. И краски у нее берет, и ритмы, и формы - вспомнить хотя бы типичные для русского Севера ковши в форме плывущей птицы. Подобно природе, народное искусство отбирает только лучшее и шлифует его столетиями, создавая поистине совершенные технологию, формы, орнамент, колорит. Со временем все это приобретает характер традиции: раз достигнутое прекрасное должно сохраниться - таково требование народа. Вот почему и говорят о произведениях народного искусства как о памятниках истории и культуры.
«Золотую» хохломскую чашу мы сегодня покупаем не потому, что она нужна в хозяйстве. Она очаровывает нас благородством формы, изяществом росписи. За эту красоту мы как бы освобождаем вещь от исполнения прямой ее функции и ставим на полку как украшение интерьера. Сегодня декоративная сторона начинает все больше преобладать в произведении народного искусства.
Изготовляя какую-либо необходимую в хозяйстве вещь, условным языком орнамента мастер воспроизводил картину мира, как он его представлял. Один из крупнейших исследователей народного искусства - В. М. Василенко недавно «прочитал» символику деревянного ковша-черпака из района города Козьмо-демьянска. Вглядевшись в черпачок, вы без труда увидите голову лебедя. Выше - украшенные радиальными насечками круг и ромб. Это очень древние мотивы, чаще всего обозначавшие солнце. А венчает все изделие фигурка коня. Он стоит торжественно, как на пьедестале. Без сомнения, это не обычная крестьянская лошадка, а самый настоящий «конь-огонь»! Чтобы символика вещи стала понятной, напомним, что на протяжении веков в народе жило поэтическое представление о том, что днем по небу светило в возке тянут кони, а ночью оно пересаживается в ладью, которую влекут по подземному океану лебеди или утицы.
Этот часто непонятный нам теперь смысл делал вполне обычную вещь неотъемлемой частью не только повседневного быта, но и мировоззрения народа, связанного с особенностями его мировосприятия и этическими идеалами. Неразделимы и другие стороны произведения народного искусства: утилитарная и эстетическая. За долгие века выработались своеобразные правила, которым всегда следовали мастера. Например, форма предмета продиктована его назначением, поэтому она идеально проста и продуманна. Далее, любая форма - результат особых свойств материала. Глиняный кувшин будет иметь одну конфигурацию, таких же размеров деревянный - совершенно другую, медный - тоже свою. Наконец, форма предмета и его декор должны соответствовать друг другу.
Зародившись в глубокой древности, народное искусство долгое время было общенародным достоянием. Положение изменилось с развитием классового общества Разделение труда породило новый тип художественной деятельности - профессиональное искусство, удовлетворяющее духовно-эстетическим запросам господствующих классов. В центре его стояла творческая индивидуальность с ее неповторимо личным восприятием окружающего мира. К началу капиталистического периода народное творчество в промышленно развитых странах повсеместно превращается в искусство трудовых масс деревни и города. Все чаще оно оценивается как «простонародное» и «отжившее». Усилия меценатов, пытавшихся спасти «милую старину», не могли изменить судь.бу народного мастера, обреченного на конкуренцию с фабрикой, выбрасывающей на рынок миллионы безликих, но дешевых вещей. К концу XIX в. в большинстве стран Европы она была практически решена.
В государствах же, ставших на капиталистический путь развития позже, разрыв между народным и профессиональным искусством был не столь ощутим. Особенно там, где, как в России, фольклорные элементы глубоко проникли в культуру верхних слоев общества. Не случайно украшенные легким травным орнаментом золотые ковши, хранящиеся ныне в Оружейной палате, очень похожи на своих деревянных собратьев, которыми пользовались простые люди.
Народное искусство Руси было по преимуществу крестьянским, поэтому в нем отчетливо отразился взгляд земледельца на окружающий мир. Какие понятия занимают в таком миросозерцании центральное место? Солнце, земля, вода. Ну и, конечно, все, что на земле произрастает. Отсюда и главные «персонажи» народного искусства: солнце, которое чаще всего изображалось в виде креста, ромба или розетки; кони и птицы; прочно связанные с водной стихией русалки; мифическое Древо Жизни, символизировавшее нескончаемое произрастание плодов земных; наконец, Мать-Сыра-Земля, образ которой ученые узнают в вышитых на полотенцах женщинах с воздетыми к небу руками, словно просящих у него дождя и благодатных солнечных лучей, и в глиняных игрушках из самых разных областей России - баба с младенцем у груди, а по подолу - яркие «солнышки».
Но жизнь менялась, и вместе с ней менялось и народное искусство. Ведь сила традиции как раз в том, что она чутко откликается на изменения действительности, помогая запечатлеться в искусстве новому. Будь иначе, народное творчество давно превратилось бы в холодную стилизацию. А ведь оно радует нас и сегодня! Постепенно мифологическое значение древних символов забывалось, ослабевала их связь с сельскохозяйственными обрядами. В конце XIX в. мастер часто уже не знал, что означают те или иные образы, и все же не отказывался от них: увенчивал крышу избы коньком, вырезал на ставнях солнечные розетки. Правда, постепенно древние символы приобретали все более заметный декоративный характер, но что-то важное для людей от их первоначального смысла всегда сохранялось.
В XVII-XIX вв. в искусство народа вошло немало новых мотивов - источниками послужили стили барокко, классицизм, ампир. Однако образы эти становились выражением чисто народного миросозерцания, приобретая нередко даже новый облик. Так, львы на подоконных досках нижегородских изб явно перекликаются с каменными львами дворянских усадеб. Но как они добродушны: часто такой зверь напоминает пса или кота. Народное творчество никогда не копирует, всегда остается самим собой. Можно сказать, что в нем вообще не бывает смены стилей, столь характерной для искусства профессионального. Все исторические пласты, начиная с древнейшего, сосуществуют в народном искусстве, как неразделимы они и в памяти народа. Это наглядный пример мудрого накопления культурных ценностей.
Второе рождение пережило народное искусство в СССР и странах социализма с выходом на историческую арену широких народных масс. За годы Советской власти сделано немало. Возрождены многие угасшие было художественные ремесла, возникли новые народные художественные промыслы, например лаковая миниатюра бывших иконописцев Палеха, Мстёры и Холуя. Работы здешних художников насыщены образами советской действительности, несут новое содержание, какого не знало дореволюционное народное искусство (см. Палех, Лаковая миниатюра).
Подобные процессы произошли в холмогорской резьбе по кости, в федоскинской лаковой миниатюре, в тобольской костяной пластике, в шемогодской резной бересте. Удивительно свежим явлением предстает украинская настенная роспись, нашедшая себя в искусстве станкового типа. То же можно сказать о косовской керамике, о расписных узбекских блюдах, гончарных грузинских и армянских сосудах, творчестве северных народов. Советское народное искусство не знало простой реставрации старых традиций. На их основе создавалось новое декоративно-прикладное искусство, проникнутое подлинной народностью.
Сегодня оно существует в двух основных формах. С одной стороны, еще живо традиционное искусство деревни, связанное с неповторимым бытовым укладом того или иного народа, особенностями окружающей природы. С другой - развиваются народные художественные промыслы, многие из которых имеют богатую историю. В постановлении ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» (1974) подчеркивается важная роль народного искусства в культуре социалистического общества.
И сегодня произведения народного искусства дарят нам все те духовные и эстетические ценности, которые веками накапливал народ. Тут - история страны, ее сегодняшний день и будущее. Потому что богатое и разнообразное искусство народа - залог его созидательной силы, нравственного здоровья и исторического долголетия.
Введение Народное художественное творчество
НХТ - это создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве находят отражение трудовая деятельность, бытовой уклад, знания жизни и природы, культы и верования, а также воплощаются народные воззрения, идеалы и стремления, поэтическая фантазия, мысли, чувства, переживания, мечты о справедливости и счастье. Народное художественное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.
Одна из форм народного творчества. Включает в себя, в том числе создание и исполнение художественных произведений силами исполнителей - любителей индивидуально (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты) или коллективно (кружки, студии, народные театры). В дореволюционной России любительские исполнители объединялись в кружки и общества при клубах и собраниях. Существовали и рабочие кружки, народные театры, находившиеся под строгим контролем властей.
Художественная самодеятельность -непрофессиональное художественное творчество народных масс в области изобразительного и декоративно - прикладного, музыкального, театрального, хореографического и циркового искусств, киноискусства, фотографии и др. Художественная самодеятельность включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или в одиночку.
Коллектив художественной самодеятельности - творческое объединение любителей одного из видов искусства, работающее на добровольных общественных началах при клубах или других культурно-массовых учреждениях. Коллективная самодеятельность имеет ряд особенностей. Это наличие единой цели, руководителей, органов самоуправления, а также сочетание общественных и личных устремлений и интересов участников самодеятельного коллектива.
Сущностные признаки самодеятельного творчества: добровольность участия в самодеятельном коллективе, инициатива и активность участников самодеятельности, духовная мотивация участников самодеятельных коллективов, функционирование самодеятельности в сфере свободного времени. Специфические признаки самодеятельного творчества: организованность, отсутствие у участников самодеятельности специальной подготовки к деятельности, более низкий, чем у профессиональных коллективов уровень деятельности, безвозмездность и др.
Любительское творчество - уникальное социально-культурное явление, с многотипной и полифункциональной структурой, которое обладает свойствами досуга и художественной культуры. Как известно, досуг - это часть свободного времени, направленная на развитие личности, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений, различных видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых и дальнейшее развитие личности.
Художественная самодеятельность играет большую роль в деле эстетического воспитания. Приобщаясь к искусству, человек развивает свою способность воспринимать и ценить прекрасное, повышает свой культурный уровень, развивается духовно. "Хореографические самодеятельные коллективы, выполняя задачи эстетического формирования личности, служат делу массового воспитания и образования. Эти задачи решают средствами искусства танца", "Формирование активной, духовно богатой личности - цель самодеятельного театра". Справедливо выше сказанное можно отнести и к любому другому виду любительского творчества. Будь то пение, сочинение или исполнение музыки, участие в цирковых представлениях, создание предметов изобразительного и декоративно-прикладное искусства, всё это способствует развитию интеллектуального и общекультурного уровня личности.
"Художественная самодеятельность … является не только школой собственно художественного мастерства, но, - что, может быть, еще более важно, - школой жизни, школой гражданственности. Другими словами, пробуждаясь к активной художественной деятельности и развивая свои способности, человек не просто утверждает себя в искусстве, а прежде всего, утверждает себя как член общества, чья деятельность и чей талант общественно необходимы и полезны".
Художественную самодеятельность можно рассматривать как социально-педагогическую ценность, осуществляющую систему функций: информационно-познавательную; коммуникативную; социальную, содержащую в художественном продукте этические ценности, нормы, идеалы, характерные для разных исторических периодов развития культуры, обеспечивающую тем самым преемственность, способность транслировать её от поколения к поколению; эстетическую, поскольку она несёт в себе представления о прекрасном в жизнедеятельности социума, в быту, в языке, пластике, формах; воспитательную, способствующую развитию и изменению духовных ценностей и потребностей личности.
Через формы художественной самодеятельности происходит во многом взаимодействие фольклоризма и профессионального искусства, их исполнителей, эстетических норм, технических приемов и т.д.
Фольклор - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Определение
Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).
Точное определение термина «фольклор» затруднительно, так как эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции: Частушки могут исполняться под аккомпанемент современных музыкальных инструментов на современные темы, новые сказки могут быть посвящены современным явлениям, народная музыка может подвергнуться влиянию рок-музыки, а сама современная музыка может включать элементы фольклора, народное изобразительное и прикладное искусство могут подвергнуться влиянию компьютерной графики и т. д.
Типология фольклора
Фольклор делится на две группы - обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся: календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки), семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания), окказиональный (заговоры, заклички, считалки). Необрядовый же фольклор делится на четыре группы: фольклорная драма, поэзия, проза и фольклор речевых ситуаций. К фольклорной драме относятся: театр Петрушки, вертепная драма, религиозная драма.
К фольклорной поэзии относятся : былина, историческая песня, духовный стих, лирическая песня, баллада, жестокий романс, частушка, детские стихотворные песни (стихотворные пародии), садистские стишки. Фольклорная проза опять же делится на две группы: сказочную и несказочную. К сказочной прозе относятся: сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот. К несказочной прозе относятся: предание, легенда, быличка, мифологический рассказ, рассказ о сне. К фольклору речевых ситуаций относятся: пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, диалоговые граффити, загадки, скороговорки и некоторые другие. Существуют и письменные формы фольклора, такие как письма счастья, граффити, альбомы (например, песенники).
В широком значении народное искусство (фольклор) - это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены: художественная керамика, ткачестве кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами мы можем пользоваться в быту.
17. Виды народного искусства. Выделяют два направления: городское художественное ремесло и народные художественные промыслы. В качестве примера традиционных художественных промыслов можно назвать: роспись по дереву Хохлома, Городец, Северная Двина) и по фарфору (Гжель), глиняную игрушку (Дымка, Каргополь, Филимоново), матрешек (Сергиев Посад, Полхов - Майдан), подносы (Жостово), лаковые миниатюры (Федоскино, Палех, Холуй), платки (Павловский Посад), резную деревянную игрушку (Сергиев Посад, Богородское), ювелирные изделия (Кубачи).
18. Декоративность. Декоративность в народном и декоративно-прикладном искусстве является главным средством выражения красоты, одновременно она является особенностью произведений других видов искусства. Декоративный образ выражает не единичное, а общее - «видовое», (лист, цветок, дерево, птица, конь и т. д.). Декоративный образ требует художественно-образного мышления. Поэтому в народном искусстве принято выделять образы-типы изделий традиционных художественных промыслов, которые отражают мифологические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, коня, древа жизни, женщины, знаки-символы земли, воды, солнца можно увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, кружеве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, керамике и др. Устойчивость и традиционность этих образов, их архетипичность во многом обусловливают высокую художественно-эстетическую ценность произведений народного искусства. В то же время универсальность образов-типов в искусстве разных народов мира показывает их единство, связанное с общностью подходов к процессу эстетического познания природных и общественных явлений. Образы в профессиональном декоративном искусстве также отражают представления того или иного народа о красоте. Они тоже часто создаются на основе природных или геометрических мотивов, однако здесь допускается большая свобода в трактовке образов. Исторические сюжеты или темы современной жизни активно используются в произведениях прикладного искусства.
19. Народные художественные традиции . Авторы современных исследований в области искусствознания рассматривают традиции как диалектическое явление, связанное не только с прошлым, но и с настоящим и будущим. В понимании С.Б.Рождественской традиция есть сокровищница всего эстетически совершенного, что передавалось из поколения в поколение, комплекс изобразительных средств, устойчивых и меняющихся одновременно. Формирование и развитие народных художественных традиций той или иной местности проходило под влиянием природно-географических, культурных и социально-экономических факторов. МА.Некрасова рассматривает народное искусство как творческую, культурную, историческую систему, которая утверждает себя через преемственность традиций, функционирует как особый тип художественного творчества в коллективной деятельности народа. И каждый народ несет свою культуру поэтически-образных и ремесленных традиций. Они складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. С традициями в народном искусстве передаются не только мастерство, но и образы, излюбленные народом мотивы, художественные принципы и приемы. Традиции формируют главные пласты народной художественной культуры - школы и одновременно определяют особую жизненность народного искусства. Невозможно недооценить силу традиции для развития народного искусства. М.А.Некрасова совершенно справедливо обосновывает художественное богатство образов, форм, средств и техники именно этим. Она считает, что только особенно своеобразное в национальных системах, в системах региональных, в системах школ народного искусства может определить жизнь народного творчества как культурного очага, только живая традиция дает путь его развитию. Закон традиции оказывается главной силой в развитии.
20. Национальный характер . В народном творчестве выражены национальный темперамент и национальный характер. Именно они во многом определяют многообразие форм народного искусства. Целостность народного искусства как художественной структуры и есть ключ к его пониманию. Традиция в таком случае - творческий метод. Традиционное выступает в народном искусстве в виде системы, для которой важны следующие аспекты: связь человека с природой, выражение национального, школы народного искусства (национальная, региональная, краевая, школа отдельных промыслов). В народном искусстве художественный навык, техническая сноровка, методы работы, мотивы передаются от мастера к ученику. Художественная система отрабатывается коллективно. После их освоения ученики получают возможность варьировать полюбившиеся мотивы росписи. И только на основе приобретенного опыта переходят к импровизации по мотивам росписи, сочинению собственных композиций. Если стадию повтора и вариации проходят все в обязательном порядке, то на уровне импровизации доводится работать только самым талантливым ученикам, которые могут стать настоящими мастерами своего дела.
21 . Композиция как значимое соотношение частей художественного произведения в народном и декоративно-прикладном искусстве может строиться по разнообразным схемам. Условно выделяют следующие активные элементы декоративной композиции: цвет, орнамент, сюжет (тема), плоскостное или объемное пластическое решение. Для постижения композиционных закономерностей обязательно восприятие образа художественной вещи или пространственно-объемной композиции в целом.
22. Цвет - одно из выразительных средств в народном и декоративно-прикладном искусстве- рассматривается как важнейший компонент декоративного образа. Он не ассоциируется с конкретными признаками изображаемого предмета или явления. В каждом центре народного творчества создаются свои колористические решения художественных вещей, связанные с традиционной технологией обработки материалов, сохранением архетипов и другими условиями коллективного творчества. Достижение выразительности в декоративной работе связано с тоновым и цветовым контрастами. В декоративной работе художники также заботятся о гармоничном соотношении цветов, причем реальные цвета предметов могут быть заменены символическими. Колористическое единство всех элементов орнаментов достигается с помощью цветовых контрастов или нюансов. При подборе цветовых отношений в декоративной работе учитывается размер частей рисунка, их ритмическое расположение, назначение вещи и материал, из которого она сделана.
23. Тема . В декоративной скульптуре или на керамических сосудах тему и сюжет можно выразить различными способами. Например, в гжельской керамике сцену чаепития изображают на посуде или лепят в мелкой пластике. А сосуд с легкостью превращают то в зверя, то в птицу. Тематическая декоративная композиция имеет свои закономерности, свой художественный язык. Она, как и любое произведение изобразительного искусства, рассказывает о людях, вещах или событиях. Но при этом изобразительный рассказ подчинен декоративным целям, как правило, служит украшению предмета. Поэтому декоративная композиция родственна также и орнаменту. Ее варианты неисчислимы в зависимости от конкретных задач, а художественные возможности могут быть расширены при использовании разнообразных материалов и техник, изменении назначения и масштаба изображения. Тема декоративной композиции может быть выражена способами, принципиально отличающими ее от композиции картины. Пространственные соотношения реальной натуры могут полностью отсутствовать. Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в этом случае дальние планы помещают над ближними.
Самодеятельное творчество на протяжении всей истории своего существования всегда являлось не только средством воспитания, но и средством художественно-творческого развития личности. Глобальные социокультурные изменения, происходящие в российском обществе, все острее поднимают вопрос о месте и значении культуры в нашей жизни.
Конец XX века, несмотря на противоречивость и ошибки, привел к поискам нравственных ориентиров, стремлению возродить национальные духовные ценности. Все это способствовало повышенному интересу к народной художественной культуре, в том числе и самодеятельному творчеству народа.
Уточнение терминологических понятий самодеятельного творчества, определение его места в деятельности социально-культурных институтов, рассмотрение основных социально-педагогических проблем долгое время были предметом путаницы и несогласованности. Изучение публикаций, посвященных самодеятельному художественному творчеству, показало, что нет точного и единого определения понятий и концепций этого сложного явления и взаимосвязанных с ним определений, таких, как «культура», «художественная культура», «народное художественное творчество», «народное искусство» и др.
Между тем, вопросы терминологии имеют большое методологическое значение, так как терминологическая неупорядочность сказывается отрицательно на разработке научных проблем в ходе их исследований. Хотя в терминах и не раскрывается природа обозначенных ими явлений, но удачно найденные терминологические образования не просто обозначают те или иные понятия, а могут приобрести значение факторов, стимулирующих научную мысль, побуждающих глубже разрабатывать саму проблему.
Наиболее широким и емким является понятие «культура». Ни одно определение не имело столько толкований, сколько выпало на долю «культуры». Специальные исследования культуры появились в шестидесятые годы, а наиболее широкий размах наметился в семидесятые годы и вплоть до сегодняшних дней не иссякают попытки разных авторов дать новое определение этому феномену.
Проблему культуры изучает множество наук, начиная от культурной антропологии и вплоть до кибернетики, но до сих пор нет такого универсального определения, которое удовлетворяло бы исследователей различных отраслей знаний.
В контексте нашей проблемы можно представить культуру как непрерывно развивающийся творческий процесс и синтез созданных человеком знаний, духовных ценностей, норм, которые выражены в языке, обычаях и традициях, верованиях и мировоззрении.
Обобщая различные концепции в культуре, исследователи рассматривают четыре основных подхода: аксиологический, деятелъностный, функциональный и семиотический, при этом следует отметить, что все они связаны с философско-культуро-логическим анализом данного феномена.
ЛИ. Михайлова, рассматривая эти подходы применительно к народной художественной культуре, отмечает, что они «представляют собой исследование разных способов функционирования культуры в обществе. Все они отражают последовательность культуротворческой деятельности, включающей в себя творческую переработку информации, ее накопление, воплощение новых идей, знаний, ценностей, норм, образцов в материальные формы, определение способов их трансляции субъектов и ее превращение им в личный опыт, интерпретацию в соответствии со своей системой ценностей» .
Неоднозначно современной наукой определяется место художественной культуры в системе культуры вообще и еще более неоднозначным является вопрос о месте народной художественной культуры в системе художественной культуры. Среди множества концепций и теорий, выдвигаемых современными исследователями, нет единого мнения даже в трактовке понятия «народная художественная культура». Т.Н. Бакланова, В.Е. Гусев,
А.С. Каргин отмечают разнообразие подходов и методов в изучении народной художественной культуры с исторических, социально-психологических, культурологических, этнографических, искусствоведческих, социологических, филологических, религиозных и других позиций.
Не удивительно, что народную художественную культуру отождествляют специалисты разных отраслей знаний с фольклором, народным искусством, народным художественным творчеством, самодеятельным искусством, художественной самодеятельностью. Основополагающими принципами формирования понятия «народная художественная культура» Т.И. Бакланова считает принципы этничности, целостности, двуединства этно-художественного сознания и этнохудожественной деятельности, исторической и социокультурной динамики, художественно-эстетической самобытности и междисциплинарного подхода.
Давая определение народной художественной культуре, В.Е. Гусев пишет: «Народная художественная культура не ограничивается фольклором и народным декоративным искусством в их традиционном смысле как формами коллективного канонического искусства. Понятием народная художественная культура интегрируются разнообразные формы творческой деятельности народа, его различных социальных слоев и групп. В процессе своего исторического развития она во все большей степени включает различные виды массовой художественной самодеятельности» . К специфическим признакам народной художественной культуры он относит: а) непосредственную и опосредованную связь с трудовой деятельностью масс; б) непосредственную связь с природной средой и социальной практикой, с общественным и семейным бытом, укладом жизни; в) неразрывную связь форм материальной и духовной деятельности людей; г) единство массового и личного в коллективном творческом процессе; д) передающуюся от поколения к поколению традиционность; е) этническое своеобразие; ж) наличие многообразных региональных типов и локальных вариантов; з) создание специфических родов, видов и жанров народного искусства, отличающихся от профессионального; и) наряду с сохранением и пропагандой народного искусства развитие новых форм народной художественной культуры .
А.С. Каргин, базируясь на теоретических выводах BE. Гусева, рассматривает народную художественную культуру «как самостоятельный исторически обусловленный тип культуры, имеющий свои формы, механизмы, социальную стратификацию и так далее» . Основными структурными образованиями современной народной художественной культуры ученый считает устно-поэтический и музыкачьно-драматический фольклор, художественную самодеятельность как социально-организованное творчество, неофольклор как неформализованное бытовое досу-говое творчество, фольклоризм или вторичный, сценический фольклор, а также декоративно-прикладное, художественно-прикладное искусство и изобразительный фольклор .
Эти структурные образования в основном совпадают с предложенным ранее В.Е. Гусевым делением на взаимосвязанные уровни видов художественного творчества. Главным формообразующим видом художественной народной культуры он считает художественную деятельность, которая связана с трудовой деятельностью, народной календарной обрядностью, общинно-семейными отношениями и обрядностью. Ддром художественной деятельности является народное искусство, которое пронизывает все виды и формы художественного творчества. В художественную деятельность В.Е. Гусев включает четыре вида художественного творчества: народное декоративно-прикладное и народное изобразительное искусство, обрядовый и внеобрядовый фольклор (словесный, музыкальный, песенный, хореографический, игровой, драматический и фольклорный театр), массовую художественную самодеятельность, а также индивидуальное художественное любительство .
Нет принципиального отличия в структурных образованиях народной художественной культуры и у Т.Н. Баклановой, которая считает, что исчерпывающей формулировки понятия «народная художественная культура» нет, и разработка этого термина является перспективной научной задачей.
Отсутствие четкого понятийного определения «народная художественная культура», отождествление его с народным искусством приводит к терминологической путанице не только в культурологических, но и в искусствоведческих исследованиях. В справочных изданиях термин «народное искусство» отождествлялся с
«народным художественным творчеством». Достаточно сравнить объяснение этих терминов в различных энциклопедических справочниках, чтобы в этом убедиться. «Народное творчество (народное искусство, фольклор) - художественная коллективная творческая деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни), музыка, театр (драмы, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство», - такое объяснение дает «Советский энциклопедический словарь» . Народное художественное творчество, народное искусство, художественная творческая деятельность, по мнению некоторых ученых, существуют также и в форме самодеятельного искусства, в частности создаваемые и бытующие в народных массах архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство: художественно обработанные орудия труда, постройки и домашняя утварь, одежда и ткани, игрушки, лубок и так далее. Важно отметить, что здесь мы уже встречаем и понятие «самодеятельное искусство», а объединяет эти понятия «трудовой народ» как творец народного искусства.
Генезис, историю и функции народного искусства или народного художественного творчества определяет трудовая деятельность человека. В большинстве произведений народного искусства видна непосредственная или опосредованная связь с трудовой деятельностью. В первую очередь это можно отметить в народной деревянной архитектуре, декоративном убранстве жилых интерьеров, декоре хозяйственных построек, эстетизации орудий производства и предметов домашнего обихода, в производстве и украшении средств передвижения (телеги, возки, сани, дуги, сбруя и так далее). Художественной деятельностью наполнен и женский труд (прядение, ткачество, кружевоплетение и другое). Наиболее же ярко художественное начало проявлялось в народной будничной, праздничной и обрядовой одежде.
Эстетические идеалы народного искусства определились менталитетом, психологией и нравственностью человека труда. Менталитет и народное художественное сознание различных социальных и этнических групп населения раскрывается в идеях и образах материальных и духовных ценностей народной худо-
жественной культуры. Натурфилософское мировоззрение русского народа, основанное на доверии, в котором объединились язычество и христианство, создало мифологические образы, выражающие нравственный, философский и эстетический взгляд человека на природу и самого себя. В то же время необходимо подчеркнуть, что во всей системе русской народной художественной культуры органически соединились утилитаризм, духовность и прагматизм религиозных обрядов и обычаев.
Миф и религия древних славян - это не только форма восприятия миросоздания, природы, которая была для человека и «жилищем», и «мастерской». Они вобрали в себя древнее единобожие славянских воззрений, их Солнечный пантеон и систему христианских идей. Освященные многовековой традицией обряды, как условно-символическое действо, оформляли важнейшие события общественной и семейно-бытовой жизни, наиболее значимые этапы календарных циклов и хозяйственной деятельности. Они складывались на основе обычаев и наглядно передавали отношение людей к природе и друг к другу. Ритуалы и обряды являлись составной частью праздников, связанных с мифическими представлениями или верованиями людей. Способы осмысления мира и места человека в природе и отношениях с другими людьми нашли отражение не только в мифологическом, но и художественном сознании народа, сказались на укладе его жизни. При всей наполненности сознания древнерусского человека мифологическими представлениями, первичными оставались практицизм мышления и практический опыт, ибо своей деятельностью человек стремился к гармонии с природой, частью которой он был. На протяжении длительного исторического периода славянская мифология влияла на ритуалы и обряды, на народное творчество. Мифологическое сознание - это исторически сложившееся состояние человеческого сознания в его непосредственном практическом преломлении.
Мифология русского народа является неотъемлемой частью его быта, ритуалов и обрядов, обычаев и поверий, различных жанров фольклора, народного искусства. Изучение славянской мифологии, ее систематизация начались с трудов Н.М. Карамзина, АС. Кайсарова, ГА. Глинки, В.И. Даля, Н.И. Костомарова, А.Н. Афанасьева еще в XIX веке. Вопреки попыткам в советское
время предать мифологию и фольклор забвению, ибо они отождествлялись с религией, Д.К. Зелениным, В.Н. Топоровым, В.Я. Проппом и Б.А. Рыбаковым, а также другими исследователями были разработаны методы исследования мифологии, раскрыта культурно-историческая основа мифологического мышления и были изданы труды, обобщающие столь большой материал.
Разумеется, славянская мифология, мировоззрение, ритуалы и обряды, народное художественное творчество генетически связаны с архетипическими элементами других этносов, с которыми вступали в контакты на различных уровнях славяне. Ассимиляция этих элементов на определенных исторических отрезках у различных народов способствовала формированию национальной культуры каждого этноса.
В художественно-творческой деятельности древних славян можно увидеть ценностно-познавательный синкретизм народного сознания, в котором в мифологическом контексте соединились религиозное и эстетическое освоение мира.
М.С. Каган утверждает, что «в доклассовом обществе художественное творчество было единственной формой практически-духовной деятельности, в которой религиозное созидание могло воплощаться. А это значит, что не религия породила искусство, а напротив, религиозное сознание и религиозные обряды возникли на основе и в процессе художественно-образного освоения человеком мира» .
Контрольные вопросы
1. Что такое народная художественная культура?
2. Какими признаками обладает народная художественная культура?
3. Назовите основные виды художественного творчества.
1. Михайлова Л.И. Социодинамика народной художественной культуры: детерминанты, тенденции, закономерности: Монография. М., 1999.
2. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретический очерк). СПб., 1993.
3. Каргин А.С. Народная художественная культура. М, 1997.
4. Советский энциклопедический словарь. М., 1986.
5. Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997
3.2. Сущность, основные понятия и функции самодеятельного творчества
Истоки самодеятельного художественного творчества и искусства лежат в трудовой деятельности. Еще Г.В. Плеханов в «Письмах без адреса» писал о том, что «...мы не поймем ровно ничего в истории первобытного искусства, если мы не проникнемся той мыслью, что труд старше искусства, и что вообще человек сначала смотрит на предметы и явления с точки зрения утилитарной и только впоследствии становится в своем отношении к ним на эстетическую точку зрения» . Сознательная духовно-практическая деятельность по созданию орудий труда и предметов быта превращается в художественное творчество, связанное с практической деятельностью, продукты которой становятся произведениями искусства, являющимися утилитарно-художественными продуктами. Произведения искусства выполняют различные функции и становятся средством познания действительности, средством передачи и выражения развивающихся у человека социальных чувств. Именно практическая деятельность людей формировала эстетические чувства и художественную деятельность, в результате которой были созданы своеобразные произведения первобытного искусства. Среди них орнаментальные украшения орудий труда и предметов быта, татуировки, охотничьи и другие виды танцев, театрализованные представления, музыкальные ритмы и мелодии, статуэтки, рисунки и живописные изображения пиктографической письменности. Таким образом, полифункциональность первобытного художественного творчества держалась на внутреннем единстве и синкретизме практической и духовной деятельности.
Культурологический подход к изучению основных этапов развития народной художественной культуры (языческого, архаического и урбанистического) и различных форм художественного творчества, наметившийся в 90-х годах XX века, свидетельствует об интегрированном подходе и системном анализе всех структурных элементов культуры.
В последнее время понятие «народное творчество» стало употребляться как равнозначное с понятием «художественная
самодеятельность», вытесняя его. а это не совсем верно. Наиболее полно сущность самодеятельного художественного творчества рассмотрена в работе Е.И. Смирновой , которая отмечает, что как социокультурное явление художественная самодеятельность представляет исторически новую форму функционирования культуры. Специфика ее функций, в частности, связана с тем, что она выступает как средство преодоления отчуждения людей от своих универсальных способностей, обусловленного разделением труда. Это определяет социально-педагогическую природу художественной самодеятельности как явления самореализации и саморазвития субъекта, посредством художественной деятельности, дополняющей его деятельность как субъекта других, нехудожественных социальных ролей. При этом любым образом протекающая художественно-творческая деятельность развивает познавательные, коммуникативные, творческие и другие потенциалы как отдельно взятой личности, так и групп - участников художественной самодеятельности. Однако в зависимости от направленности личности, степени развития художественных и нехудожественных ролей субъекта социально-педагогический эффект художественной самодеятельности может быть различным.
Немаловажное значение для рассмотрения сущности самодеятельного творчества является исследование его функций.
Слово функция в переводе означает -роль, круг деятельности или основное назначение чего-либо. Существуют разные подходы к определению функций самодеятельного творчества. Л.Н. Столович выделяет ряд главных функций, имеющих важное значение для всех видов художественной деятельности, при этом главные функции объединяют значение нескольких аспектов искусства. Так, например, познавательно-оценочная функция объединяет отражательный, оценочный и психологический аспекты; социально-воспитательная функция интегрирует социальный, воспитательный и отражательный аспекты; социально-коммуникативная функция соединила социальный, знаковый и творческий аспекты, а творческо-воспитательная функция определяет психологический, игровой и творческий аспекты.
У художественной самодеятельности выделяют разное число функций. Часто говорят о воспитательной, информационно-просветительской, творческой, коммуникативной, рекреационной, компенсаторной функциях, но важно то, что в последнее время наряду с несистематизированными видами функций, подобных приведенным, намечается стремление более четкого методологического подхода к определению функций того или иного социального явления (процесса, института).
Е.И. Смирнова говорит о трех больших группах функций, «...причем существующих не порознь, не расположено, а в виде определенного единства, спрессованности, эффекта «наложения» одних функций на другие, когда они выступают в их взаимной детерминированности» . Первую группу функций она условно называет «художественными», вторую «досуговыми», третью «социально-педагогическими». При этом отмечает, что ослабление социально-педагогических функций может «выбросить» явление в сферу не развивающего, а то и социально-негативного досуга. При недооценке функций досуга явление «выносится» в сферу труда или приближается к ней, порождая противоречия: в одних случаях между профессиями, в других (когда деятельность утрачивает признаки отдыха) между системой соответствующих потребностей человека и невозможностью их удовлетворить в деятельности, обретающей черты «работы». А вот усиление художественных функций, например, художественно-продуктивной, за счет ослабления досуговых или социально-педагогических, может «вынести» явление в сферу «настоящего искусства» или «профессионализма».
Однако природа самодеятельного художественного творчества имеет двойственный характер и является подсистемой двух больших систем: художественной культуры и досуга. Определяя место самодеятельного художественного творчества в социальной структуре общества, Е.И. Смирнова предлагает следующую схему:
При этом самодеятельное художественное творчество в равной степени взаимодействует и с фольклором, и с профессиональным искусством.
Таким образом, самодеятельное художественное творчество представляет собой своеобразный саморазвивающийся механизм, процесс движения от традиции к новизне, который взаимосвязан с профессиональным и традиционным народным творчеством, однако включает в себя ценностные ориентации и новые, оригинальные виды деятельности, не имеющие аналога в других пластах художественной культуры.
Однако самодеятельное творчество можно рассматривать не только как процесс, но и как социальное явление. Такой подход, по мнению Н.Г. Михайловой, обусловлен его синкре-тичностью. т.е. единством непосредственного творчества с хранением созданных ценностей, их обменом и распределением, передачей информации, которая из поколения в поколение осваивается и как бы заново перерабатывается.
При этом следует отметить, что самодеятельное художественное творчество - сложное, многогранное и разноплановое проявление досуговой деятельности человека, постоянно эволюцио-низирующее в зависимости от социально-исторических и современных условий развития общества. В результате индивидуального развития человека средствами искусства происходит поворот к дальнейшему источнику исканий всех видов деятельности - народной художественной культуре, которая не только возбуждает желание смотреть, слушать, но и самим участвовать в процессе создания духовных ценностей. Анализируя существующие подходы к изучению понятий и терминов, касающихся самодеятельного художественного творчества, можно сделать вывод, что в настоящее время имеются различные точки зрения на сущность этого феноменального явления. В связи с этим мы отмечаем, что «Самодеятельное художественное творчество необходимо понимать как социальное движение культуры, которое представляет собой многоплановое явление, включающее ценностные
ориентации. Результатом этого движения является обогащение и видоизменение в народной художественной культуре форм, жанров, структурной организации и содержательных сторон, а сам процесс творчества требует находить что-то новое, оригинальное, нестандартное» .
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте сущность самодеятельного творчества.
2. Дайте определение функциям самодеятельного творчества.
1. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1958. Т. 5.
2. Смирнова Е.И. Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление: Автореф. ... докторапед. наук. Л., 1989.
3. Смирнова Е.И. Проблемы изучения художественной самодеятельности как социально-педагогического явления // Педагогические условия организации самодеятельного творчества. Сб. науч. тр. Л.: ЛГИК, 1982.
4. Михайлова Н.Г. Самодеятельное художественное творчество в современных условиях и направления его исследования // Народное творчество: Перспективы развития и формы социальной организации: Сб. науч. тр. / Мин-во культуры РСФСР: АН СССР; НИИ культуры. М, 1990. С.6-12.
5. Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций. Дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2000. 223 с.
4. Творческая деятельность и искусство
1. Понятие творческой деятельности В широком смысле слова творчество охватывает все сферы человеческой жизни, не только духовную, но и материальную ее сторону. Вместе с тем любая действительно духовная деятельность человека представляет собой творческий процесс, ибо творчество является одной из основных характеристик духовного. Можно с уверенностью сказать, что вне творчества нет духовного, лишь благодаря ему философия, религия, любовь и совесть обретают действительный смысл и развитие. Творчество - это всегда выход в неведомое, ибо оно есть трансцендирование. Оно качественно отличается от механического процесса, в котором все повторяется и от биологического, в котором осуществляется лишь воспроизводство. Творчество - это качественный скачок, где новое имеет своей предпосылкой старое, но не может быть непосредственно выведено из него. Творческий акт становится возможным исходя из свободы, он и есть ее осуществление. Само движение мысли есть творчество (философствование), которое случается не так уж часто. Дух без материи беспомощен и бесполезен, он лишь пустая форма. В соединении его с материей возникает творчество (Шеллинг). Творчество свободно, не предопределено и, следовательно, непредвидимо. "Попробуйте предсказать заранее научное открытие, не говоря уже о художественном произведении. Чем выше оно, тем неожиданнее, удивительнее, чудеснее. Задним числом пытаются "объяснить" его. Но в сущности не идут дальше общего его фона, обстановки, в которой оно увидело свет. Его рождение - богочеловеческая тайна" 9 . Истинное творчество рационально неосуществимо и непознаваемо, оно всегда спонтанно, хотя и реализуется в рамках канона. Кант определял спонтанность как способность человека к продуктивному воображению, на основе которого возникают мыслительные акты. В философии Шеллинга истинное творчество берет свой исток в сфере бессознательного, можно добавить, что и сверхрационального. В собственно духовном плане творческая спонтанность в работе сознания выражается в самообнаружении смыслов, которые как бы рождаются вдруг и из ничего. Эта творческая спонтанность основана на интуиции, которой предшествует исследовательский труд. Временем зарождения искусства в общем смысле слова (пока только изобразительного), был палеолит. Только в его конце древний человек начал изображать, рисовать и вырезать. Изображались почти одни только звери. В среднем каменном веке стали изображать также группы людей, где индивиды еще не выделены, у них нет лица. Зато особое внимание придавалось ритуальной одежде. Переход к оседлому состоянию вызвал к жизни такой вид искусства, как архитектура. В древности роль искусства была даже более важной, чем теперь: при отсутствии науки и философии оно вмещало практически весь опыт познания мира. С отступлением ледника (около 9-10 тыс. лет назад) началась современная эпоха. Мир оседлых земледельцев стал другим. В их изобразительном искусстве ведущую роль начинает играть орнамент - искусство, связанное с измерением и числом. В орнаменте начинают появляться отдаленные признаки письменных знаков. Открытие письменности относятся приблизительно к 3300 г. до н.э. в Шумере (пиктография), к 3000 г. до н.э. в Египте (иероглифы) и к 2000 г. до н.э. в Китае, хотя алфавит был изобретен финикийцами и усовершенствован греками лишь в первом тысячелетии до н.э. Творчество, по-видимому, как и религия, возникает вместе с человеком. Создание первого искусственного орудия, и даже использование природных орудий в труде - это уже творческий акт. Переход от инстинктивной к трудовой деятельности связан не только с материальной необходимостью, но и с творчеством, изобретательностью. Однако искусство возникает гораздо позже этого момента. Искусство обретается в полной мере лишь тогда, когда оно осознает свою специфику и исходит из своих целей и задач, когда оно - "искусство ради искусства". Такое произошло уже после возникновения цивилизаций, примерно в "осевое время". Поэтому искусство в собственном смысле слова исторически равно философии и высшим формам религии. Правда это не означает, что не было творческого искусства в доосевое время. Ведь храмы строили издревле, с момента возникновения городов, культур и цивилизаций. Но особенность состоит в том, что тогда искусство не играло самостоятельной роли, не было выделено в особую сферу духовной деятельности. Оно было служебным, реализовывало религиозные запросы, было всецело подчинено религиозным интересам. Свободных художников, как и ученых и философов, тогда не было, и быть не могло. Истинное творчество в искусстве возникает тогда, когда художник реализует собственные духовные запросы, движим личностными интересами самопознания и самореализации, а не диктуемыми ему извне. Лишь тогда появляются различные самостоятельные и независимые виды искусства (Древняя Греция). Пирамиды в Древнем Египте - прежде всего культовые сооружения, и лишь после этого и в связи с этим, в рамках исключительно этого - они и, в придачу, произведения искусства. А вот трагедии Эсхила, даже произведения Гомера и Гесиода, хотя и говорят о мифах, уже явлены как нечто самостоятельное. В этом смысле искусство лишь тогда выражает свою сущность, когда оно "для искусства". Так происходит со всеми формами духовной деятельности человека, они лишь тогда реализуются, когда отвечают исключительно своим внутренним потребностям и задачам: философия для философии, религия для религии. И это не значит плохо.
2. Творчество в собственном смысле слова. Искусство Если в широком смысле слова творчество может охватывать всю деятельность человека, то в узком - оно есть особый вид труда, культурно-созидательная деятельность по формированию ценностей-символов. Такое творчество завершается созданием произведений искусства, оно нацелено именно на него. Творчество в собственном смысле слова реализуется в эстетическом отношении к действительности, которое выражается в способности воспринимать и ценить прекрасное. Эстетическое восприятие воспитывается, формируется и образовывается вместе с духовным развитием человека. Оно не столько отражает действительность и жизнь человека, сколько выражает его чаяния и идеалы. Оно - не пассивно, ибо его сущность - в созидании нового. В этом его отличие от науки, которая открывает законы природы, в то время как искусство творит прекрасное и возвышенное. Хотя творчество присуще и науке. Итак, творчество в точном смысле слова реализуется именно в искусстве, ибо только в нем оно освобождается от внешних и предзаданных целей, но стремится выразить красоту, идею и смысл как таковые. Искусство призвано реализовывать исключительно духовные запросы человека, а не его материальные и иные потребности. Строя дом, человек ставит своей целью его крепость, сохранение тепла, удобство и т.д., а, создавая храм, он, прежде всего, заботится о его величии и красоте. В идеале все формы человеческого труда должны приближаться к творчеству в искусстве, ибо, созидая красоту и живя в мире красоты, человек очищает и совершенствует свою душу. Нельзя духовную сферу человека и общества рассматривать по аналогии с материальной, которая несамодостаточна и реализует телесные потребности человека. Строительства, например, не может быть и не должно быть ради строительства, а ради нужд человека. Совсем иначе в духовной сфере, ибо она уже изначально в человеке и для человека, поэтому, чем более она автономна, тем в большей степени она служит человеку и обществу. В этой связи лозунг "искусство для народа" равносилен его уничтожению. Не зря он господствовал в тоталитарных режимах и идеологизированных обществах. На деле искусство в этом случае превращается в служебный механизм власти, которая стремится использовать его по своему назначению, - для самообоснования и самоподдержания властвования. В этом случае истинное искусство подавляется, а легальное - вырождается. В итоге получается все наоборот: когда мы говорим "искусство ради искусства", то призываем его к развертыванию собственных потенций, а людей искусства - к самореализации. Потому только в этом случае мы действительно обретаем "искусство для народа". Если же начинать с лозунга "искусство для народа", то уничтожается внутренний творческий побудительный мотив, и в итоге не оказывается искусства, и тем более оно не служит народу, а служит тоталитарной власти, превращается в "искусство для власти". "Плохо" искусству не только в тоталитарных режимах, где оно вынуждено пробивать себе дорогу как трава сквозь асфальт - вопреки власти и господствующей идеологии, подвергаясь насилию и жестокой цензуре. Плохо ему и в условиях рыночной экономики, которая никак не заинтересована в его развитии и процветании. Если бесценные произведения искусства становятся предметом купли-продажи, то бизнес обращает на него внимание, гонясь за прибылью и престижем. Лишь в условиях социального государства искусство способно поддерживаться и достойно развиваться. Необходимо также отметить, что истинное искусство всегда элитарно. Это совсем не значит, что произведения искусства могут создавать лишь избранные натуры (Шопенгауэр), так же, как и понимать его. Совершенно нет! Истинное искусство, так же как сущность религии и философии, открыто для всех и создается для всех. Духовная истина не может быть скрываема, превращаться в секрет, и не носит избирательный характер. Она доступна всем, однако не все хотят к ней приобщаться. Искусство - это подарок духа. Оно дарится и должно дариться всем и каждому бесплатно и безвозмездно. Но человек настолько искажен и испорчен, что не хочет, не готов принять этот дар. В созидающую искусство и его понимающую элиту, поэтому, приходят лишь те, кто хочет ! Приобщение к духовности - дело добровольное. Но человек бежит от свободы (Э. Фромм), ибо она несет с собой ответственность; убегает от красоты, ибо она обнаруживает его безобразие; прячется от веры, ибо она вскрывает его несовершенство и противоположность духовному идеалу; не стремится мыслить и философствовать, ибо это трудно; избегает истины, ибо она открывает ложь его существования. Существуют разные версии соотношения природы и искусства. Так, Кант полагал, что "красота в природе - это прекрасная вещь", а "красота в искусстве - прекрасное представление о вещи". Таким образом, он сводил искусство к подражанию. Шеллинг и немецкие романтики, напротив, ставили искусство выше природы. Однако в трактовке гения их взгляды схожи. Кант писал, что гений "дает искусству правила", "гений - любимец природы". О природе творчества гения Кант говорит следующее: "Гений сам не может описать или научно обосновать, как он создает свое произведение - он дает правила подобно природе; поэтому создатель произведения, которым он обязан своему гению, сам не ведает, как к нему пришли эти идеи, и не в его власти произвольно или планомерно придумать их и сообщить другим в таких предписаниях, которые позволили бы им создавать подобные произведения". Всему тому, что изложил великий ум Ньютона можно научиться, "но невозможно научиться вдохновенно создавать поэтические произведения". В науке - достаточно таланта, в искусстве - требуется гений. Это не означает, конечно, что в науке нет гениев. Просто гений избыточен для науки, или он превращает науку в философию и искусство. Гегель ставил искусство ниже философии и религии, полагая, что оно отягощено чувственностью, т.е. выражает духовную идею в неадекватной ей форме. Только философия находит для идеального идеальную форму - понятие. Когда художник выражает духовную идею в материальной форме, происходит неизбежное ее отчуждение, овнешнение и огрубление, замысел никогда не соответствует реализации. В отличие от Гегеля Шеллинг полагал, что "философия в качестве философии никогда не может быть общезначимой... Абсолютная объективность дана одному искусству. Можно смело утверждать: лишите искусство объективности, и оно перестанет быть тем, что оно есть, и превратится в философию; придайте философии объективность, и она перестанет быть философией и превратится в искусство. Философия достигает, правда, наивысшего, но она приводит к этой точке как бы частицу человека. Искусство же приводит туда, а именно к познанию наивысшего, всего человека , каков он есть, и на этом основано извечное своеобразие искусства и даруемое им чудо". Таким образом, в том, в чем Гегель видит недостаток искусства, Шеллинг, создатель "Философии искусства", видит достоинство, потому что именно благодаря своей чувственной форме искусство становится общедоступным и увеличивается его энергия воздействия на человека. Это таинство искусства каждый ощущает на себе: просмотрев глубокий кинофильм или будучи завороженными живописным полотном, музыкальным или художественным произведением, мы вдруг открываем для себя новый смысл, новое видение. Это состояние настолько удивительно и восхитительно, что оставляет о себе глубокую память. Так происходит катарсис - очищение, которое дарует искусство. В целом искусства разделяют на пространственные (архитектура, декоративно-прикладное и изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика)) и временные (литература, театр, танец, кино и телевидение). Наряду с музыкой особо высоко ценится в философии поэзия. Поэты тоже философы, только используют они для выражения духовного не идеи, а словесные символы. Они, как и философы, истинные создатели языка. Духовное - это творчество во всем, а философия и вера - поэзия духа. Бердяев определяет философию как "искусство познания в свободе через творчество идей..." . Творчество не является служебным по отношению к метафизике и этике, но пронизывает их, наполняет жизнью. Красота столь же важна для целостного духовного развития человека, как истина и добро: гармонию создает их единство в любви. Именно поэтому великий русский писатель и мыслитель Ф.М. Достоевский, повторив мысль Платона, сказал, что "красота спасет мир".