Настоящее имя татьяна шмыга. Татьяна Ивановна Шмыга - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. — Татьяна Ивановна соблюдала какие-то особые диеты

Татьяну Ивановну Шмыгу часто называют «королевой оперетты», вкладывая в это понятие гармоничное сочетание ее уникального актерского таланта и природной музыкальности, целеустремленности художника и добросердечия человеческой личности, самоотверженного труда и преданного служения единственному в ее жизни театру – Театру оперетты. Имя Шмыги уважаемо и авторитетно в музыкальном мире. Оно давно стало своеобразным брэндом искусства оперетты, а звания, титулы и награды, которых она по праву удостоена, составляют внушительный список.

За без малого шестьдесят лет она стала единственной в истории жанра оперетты народной артисткой СССР (1978 г.), лауреатом государственной премии им. М.Глинки (1974 г.), лауреатом Премии Президента РФ (2001 г.), была награждена Благодарностью Президента РФ (2004 г.), медалями «Ветеран труда» (1983 г.), «50 лет Победы в ВОВ» - (1995 г.), «В память 850-летия Москвы» (1997 г.), орденами «Знак Почета» (1967 г.), «Трудового Красного Знамени» (1986 г.), «За заслуги перед Отечеством IV степени» (1998 г.), «За заслуги перед Отечеством III степени» (2008г.)

Её творческая биография на сцене началась в 1953 году. Проучившись сначала на вокальном отделении музыкального училища, а затем в ГИТИСе, молодая Татьяна Шмыга вместе с несколькими выпускниками была приглашена мастером курса Иосифом Михайловичем Тумановым в руководимый им Московский театр оперетты для участия в спектаклях современного репертуара. Но дебютировала она в спектакле классического репертуара – в роли Виолетты в оперетте Кальмана «Фиалка Монмартра», которую поставил легендарный Григорий Ярон. «Нет у меня никакой биографии», – сказала однажды назойливому журналисту Татьяна Ивановна: «Родилась, училась, теперь работаю». И, подумав, добавила: «В ролях вся моя биография». Редко в театральном мире встречается человек столь скромный, придающий так мало значения всему, что не относится напрямую к искусству. В ролях не только биография самой актрисы – в них почти полувековая биография советской и российской оперетты, сложная и плодотворная эволюция жанра, преображенного не без участия ее благородного и содержательного творчества. За годы работы в театре из молодой, богато одаренной артистки с редким по красоте голосом, выразительной пластикой, изяществом и грацией, Татьяна Шмыга превратилась в блистательную примадонну оперетты. Но произошло это не само собой, а благодаря упорному труду, высочайшей требовательности и стремлению неустанно совершенствовать свое мастерство.

Ее театральная судьба в целом складывалась счастливо. Наряду с классикой актриса многие годы играла героинь советских оперетт. Но и в них она создала целую галерею запоминающихся образов современниц, проявив присущий ей природный талант и обнаружив при этом уже сформировавшийся почерк большого мастера. Шмыга стала непревзойденной исполнительницей целой плеяды героинь в советских музыкальных комедиях – «Белая акация», «Цирк зажигает огни», «Конкурс красоты», «Севастопольский вальс», «Поцелуй Чаниты». Ее роли, такие разные по характеру, едины в безукоризненном чувстве правды, в способности быть самой собой и одновременно совсем другой, новой. В свою работу она вкладывала нечто большее, чем просто профессионализм – глубину психологического содержания образа, интересное толкование роли, свои раздумья о жизни и людях. Она привнесла на опереточную сцену свой особый драматический стиль, основанный на полутонах, нюансах и парадоксе, что превратило заданные схемы в живых людей со всеми их достоинствами и недостатками.

Творческий путь Т.И. Шмыги – это более 60 ролей на сцене и на экране. Среди них – Виолетта («Фиалка Монмартра» И. Кальмана, 1954 г.), Тоня Чумакова («Белая акация» И. Дунаевского, 1955 г.), Чана («Поцелуй Чаниты» Ю. Милютина, 1956 г.), Дези («Бал в Савойе» Абрахама, 1957 г.), Лидочка («Москва-Черемушки» Д. Шостаковича, 1958 г.), Оля («Простая девушка» К. Хачатуряна, 1959 г.), Глория Розетти («Цирк зажигает огни» Ю. Милютина, 1960 г.), Анжель («Граф Люксембург» Ф. Легара г.), Любаша Толмачева («Севастопольский вальс» К. Листова, 1961 г.), Адель («Летучая мышь» И. Штрауса, 1962 г.), Делия («Куба – любовь моя» Р. Гаджиева, 1963 г.), Элиза Дулитл («Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, 1964 г.), Мария («Вестсайдская история» Л. Бернстайна, 1965 г.), Галя («Настоящий мужчина» М. Зива, 1966 г.), Мери Ив («Девушка с голубыми глазами» В. Мурадели, 1967 г.), Галя Смирнова («Конкурс красоты» А. Долуханяна, 1967 г.), Дарья Ланская («Белая ночь» Т. Хренникова, 1968 г.), Нинон («Фиалка Монмартра» И. Кальмана, 1969 г.), Вера («Нет меня счастливей» А. Эшпая, 1970 г.), Марфа («Девичий переполох» Ю. Милютина, 1971 г.), Зоя-Зюка («Пусть гитара играет» О. Фельцмана, 1976 г.), Любовь Яровая («Товарищ Любовь» Ильина, 1977 г.), Диана-актриса («Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал» А. Кремера, 1977 г.), Роксана («Неистовый гасконец» Кара-Караева, 1978 г.), Сашенька («Господа артисты» М. Зива, 1981 г.), а также главные роли в опереттах: «Катрин» А.Кремера (1984 г.), «Великая герцогиня Герольштейнская» Ж. Оффенбаха (1988 г.), «Джулия Ламберт» А. Кремера (1993 г.) и «Джейн» А. Кремера (1998 г.)… Перечислить даже самые известные роли, сыгранные Татьяной Ивановной на сцене театра оперетты, нет возможности, ибо репертуар ее огромен и охватывает собой целую эпоху в истории жанра. Татьяна Шмыга была частым и желанным гостем радио и телевидения. После выхода на экраны фильма Э.Рязанова «Гусарская баллада», где она сыграла французскую актрису мадемуазель Жермон, число ее поклонников возросло во много раз, а песенка Жермон, блистательно исполненная Шмыгой, стала одним из эстрадных «хитов».

Народная артистка СССР Татьяна Шмыга была, несомненно, главной актрисой не только Московской оперетты, но и самого жанра в целом. Ее великолепное мастерство, блистательная игра служат примером для подражания. В течение ряда лет она преподавала в ГИТИСе, готовя новое поколение актеров жанра, которому она отдала свое сердце.

Т.атьяна Шмыга относилась к той категории театральных артистов, которые никогда не останавливаются на достигнутом. До самого последнего времени она много и активно выступала на сцене. Величайшая актриса Англии Джулия Ламберт из мюзикла А.Кремера «Джулия Ламберт» или преданная любви и своему сержанту Лефевру Катрин из оперетты «Катрин» А.Кремера, роскошная вдова промышленника Джейн Фаулер из мюзикла «Джейн», специально написанного композитором А.Кремером для Татьяны Шмыги, все эти героини, виртуозно сыгранные замечательной артисткой уже вошли в историю музыкального театра. А исполнение в «Большом канкане» вместе с Герардом Васильевым дуэта Сильвы и Эдвина из оперетты И.Кальмана «Сильва» может служить ярким примером виртуозного владения вокальной техникой, вне зависимости от возраста.

Татьяна Шмыга попробовала свои силы в драматическом театре – явление достаточно редкое в театральной практике, актеры музыкального театра нечасто играют в драматических спектаклях. Поставленный народным артистом СССР Владимиром Андреевым на сцене театра им. Ермоловой спектакль «Перекресток» («Варшавская мелодия – 98») по пьесе Л.Зорина стал заметным театральным событием в Москве. В нем раскрылся замечательный драматический талант актрисы оперетты, причем Т.атьяна Шмыга, также как и в спектаклях Московской оперетты, играла свою роль без дублеров.

В одном из интервью режиссер Роман Виктюк на вопрос, кто для него является «ангелом» в оперетте, сказал: «Конечно, Татьяна Шмыга! Я помню Шмыгу в ее первых ролях. Для меня она была почти религиозным мостом между жизнью и театром с ее невероятной любовью к жизни, которая не угасла по сей день». Яркий, самобытный талант замечательной актрисы, ее огромный вклад в развитие не только жанра оперетты, но и всего российского театра в целом не раз отмечался высокими правительственными наградами. Но для актрисы всегда самым важным мерилом успеха была любовь зрителей, признание ими ее таланта, ее богатой и неподражаемой творческой жизни в искусстве.

Татьяна Шмыга – известная актриса опереточного жанра, удостоенная многочисленных государственных наград, звания заслуженной артистки РСФСР и народной артистки опереточного жанра.

В 1928 году 31 декабря в семье польского мигранта Ивана Артемьевича Шмыги родилась дочка Таня. Папа Тани был далеким от творчества человеком. Он занимал должность заместителя директора завода в Москве. Деятельность мамы тоже никак не была связана с творчеством. Поэтому трудно было представить, что в этой образованной, интеллигентной, но далекой от творчества семье вырастет звезда, талант которой будет восхищать не одно десятилетие широкую аудиторию.

Хотя утверждать, что семья никак не интересовалось творчеством, было бы тоже неправильно, так как известно, что папа с мамой Тани были почитателями бальных танцев.

Детство

С детства серьезная и задумчивая девочка мечтала о юридической карьере. Однако интерес к песням и танцам, приобретенный в школьный период, постепенно взял верх — неожиданно обнаруженное лирическое сопрано подтолкнуло маму предложить дочери частные уроки, которые помогли бы развить талант. Таня охотно согласилась. Так, мечта девочки о юридической деятельности сменилась желанием превратиться в камерную певицу. Именно поэтому учеба после школы сменилась курсами в музучилище при консерватории. Скоро талант в Тане заметили в Комитете кинематографов, поэтому девушка сразу же была приглашена туда солисткой хора.

Юность

В музыкальное училище им. А. Глазунова Татьяна была принята в 1947 году и в скорости перешла на отделение музыкальной комедии в ГИТИС. Впоследствии звезда рассказывала, что добиться сценических успехов ей помогли вокальные уроки и драматическая школа.


Фото: Татьяна Шмыга в молодости

Рост певицы шел под чутким руководством Иосифа Туманова, Сергея Штейна, Николая Титушина и Аркадия Вовси. Но были в жизни будущей певицы и сложные моменты, когда Таня приняла решение покинуть училище из-за потери на 4 курсе голоса. Видя потрясающий талант Татьяны, педагог Константин Михайлов сделал все возможное, чтобы не позволить девушке сделать неправильный поступок. Со временем Таня вспоминала, что именно благодаря поддержке преподавателей, она смогла и дальше идти вперед, развивая свой талант.

Начало карьеры

Окончив ГИТИС, талантливая молодая девушка была приглашена И. Тумановым в Московский театр оперетты. Творческая биография Татьяны началась в оперетте «Фиалка Монмартра», с чудесно исполненной ролью Виолетты. Работая в коллективе людей, обожающих оперетту и принявших молодую актрису с радушием и теплом, Татьяна Шмыга познала настоящее творческое счастье.

Удачно сложилась и личная жизнь актрисы оперетты. Несмотря на неудачное первое замужество с Рудольфом Борецким, которое было поспешным и необдуманным, в 1954 году произошла встреча Татьяны с новой любовью — Владимиром Канделаки. Он стал не только мужем талантливой начинающей звезды, но и ее главным наставником.

Вспоминая годы, когда ее муж руководил Театром, Татьяна рассказывала, что работать было хоть и трудно, но и очень интересно. Супруга главного режиссера не имела права отказываться от предлагаемых ролей, поэтому на «советской сцене» ей приходилось исполнять все главные опереточные роли.

Было много завистников, которые ничего не могли сказать режиссеру театра, но ей высказывали колкости, упрекая в браке по расчету. Но, что могла сказать жена, искренне любившая своего мужа? Актрисе многие завидовали, так как именно ей доставались великолепные роли Сильвы, Веселой вдовы, Принцессы Цирка. А сложный репертуар, с которым Татьяна работала, заставлял актрису постигать новые высоты, осваивая новые краски драматургии.

Творчество артистки РСФСР

Талант великой актрисы проявлялся во всех ролях, за исполнение которых она бралась. В 1957 году на VI Всемирном фестивале молодых исполнителей Театр оперетты представил новую постановку «Поцелуй Чаниты», где Татьяна великолепно вошла в главный образ. Одной из лучших ее ролей также считается роль Глории Розетти в спектакле-оперетте «Цирк зажигает огни».

Театральная карьера актрисы развивалась стремительно и довольно успешно. Хотя ей не раз приходилось сокрушаться о малом количестве сыгранных классических ролей. Зритель по достоинству ценил талант Т. Шмыги, на всех спектаклях с ее участием в зале не находилось свободных мест. Превосходно были сыграны роли Анжель («Граф Люксембург»), Адель («Летучая мышь»), Валентины («Веселая вдова»). За огромный творческий труд в 1961 году Т. Шмыга была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР.

Через четыре года любители опереточного жанра с волнением смотрели премьеру музыкального спектакля «Моя прекрасная леди», в основу которого легла пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион». В главной роли Элизы Дулитл предстала Т. Шмыга. В дальнейшем последовала роль Нинон из «Фиалки Монмартра». Хорошо известные слова Нинон из песни «Карамболина», выполненные актрисой, стали ее знаменитой визитной карточкой.

Звание народной артистки опереточного жанра было присвоено Татьяне в 1969 году. Превосходно сохранив свой чудесный голос, уникальное женское обаяние и юношескую фигуру, актриса продолжала удивлять своего зрителя и в зрелые годы.

Прожив 20 лет с Владимиром Канделаки, актриса нашла свое новое счастье в семейном союзе с композитором Анатолием Кремером. Впервые они встретились в 1957 году, однако любовь их посетила гораздо позже. Этот брак стал для звезды оперетты последним и самым счастливым. Полюбив мужчину в 48 лет, Татьяна поняла, что это тот самый единственный и родной человек. Развод Канделаки сразу воспринял в штыки. С течением времени страсти остыли, но Канделаки так и остался один. Прожив с А. Кремером счастливо тридцать пять лет, знаменитая актриса в интервью рассказывала, что жизнь ей сделала подарок, соединив с Анатолием. Несмотря на то, что они были разными людьми с разными характерами, супруги никогда не пытались переделать друг друга. Для желанной жены композитор написал оперетты «Джейн», «Эспаньола», «Катрина» и «Джулия Ламберт». В них актриса, разумеется, выступала в главных ролях.

В 2011 году 3 февраля после продолжительной болезни прекратило биться сердце великой актрисы, которая получала славу не только в нашей стране, но и в Украине, Чехии, Словении, Грузии, Казахстане, Болгарии, Узбекистане, Бразилии и США.

Вспоминая последний год жизни певицы, Анатолий Кремер рассказывал, что проблемы и сильные страдания из-за сосудов у жены начались годом раньше. Татьяне пришлось пережить несколько тяжелых операций. Самая последняя привела к ампутации ноги. Последние месяцы актриса находилась в очень тяжелом состоянии и лечилась в Боткинской больнице в отделении сосудистой хирургии. К сожалению, тогда судьба талантливой звезды была предрешена, поэтому лечение результатов не дало.

Рассказывая о жене после ее смерти, А. Кремер вспоминал, что Татьяна жутко не любила пиара и переживала, когда о ней что-то писали в газетных изданиях. Отдавая всю свою жизнь творчеству, певица даже не знала, в каком месте в доме хранятся ее многочисленные награды, дипломы, звания и ордена. Татьяна Ивановна была сильным и волевым человеком. Она не любила жаловаться на свои проблемы со здоровьем. Даже когда-то пошутила, назвав себя холоднокровненькой, когда температура у нее по причине болезни была 35,5.

Вспоминая актрису, подчеркнул, что Татьяна Шмыга была удивительным человеком, образцом совести и добра. Будучи кристально чистой, актриса не могла понять, почему современный мир одолевает ужас, пошлость и бездарность. Ее внутренний датчик всегда был настроен на свет и чистоту.

Татьяна старательно скрывала свою болезнь, поэтому кроме родных на улице никто не мог догадаться, как тяжело жизнерадостной певице скрывать свою боль. Татьяна хотела, чтобы зрители запомнили ее красивой, обаятельной и талантливой актрисой, грациозно отплясывающей танец Карамболины.

Последний выход к зрителям на сцену состоялся на юбилейном вечере в ее родном Театре оперетты. А в день ее смерти телевизионные каналы транслировали финальную сцену актрисы, где в спектакле «Джулия Ламберт» она пела слова: «Пусть проходят года. Не кончается жизнь никогда».

Певица (лирическое сопрано), актриса оперетты, театра и кино.

Заслуженная артистка РСФСР (8.03.1960).
Народная артистка РСФСР (1969).
Народная артистка СССР (24.01.1978).

В 1947 году поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А. В. Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д. Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И. М. Туманова и С. Штейна.
В 1953 году окончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность "артистка музыкального театра". Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в "Фиалке Монмартра" в постановке Г. М. Ярона.
В 1962 году впервые снялась в кино. Её, человека, преданного театру, привлекла возможность творческого общения с талантливыми актёрами и с интересным режиссёром Эльдаром Рязановым в фильме "Гусарская баллада", где она сыграла эпизодическую роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей в снегах в разгар войны.

На протяжении всего творческого пути актрисы, наряду с работой в театре, проходила её концертная и гастрольная деятельность. В репертуаре были партии Мариетты («Баядера» И.Кальмана), Сильвы («Сильва» И.Кальмана), Ганны Главари («Весёлая вдова» Ф.Легара), Долли Галахер («Хелло, Долли» Дж.Хермана), Николь («Кварталы Парижа» Минха) и другие. Многие годы её постоянным партнёром в концертной и гастрольной деятельности был заслуженный артист РСФСР, солист Московского театра оперетты Анатолий Васильевич Пиневич.

В 2001 году в издательстве Вагриус в серии «Мой 20 век» вышла книга воспоминаний Татьяны Шмыги «Счастье мне улыбалось».

Ушла из жизни 3 февраля 2011 года в Москве. Похоронена 7 февраля на Новодевичьем кладбище Москвы.

Первый муж: Рудольф Борецкий (1930-2012) - профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ; доктор филологических наук. Один из создателей научно-популярного, информационного и молодёжного телевидения («Теленовости», программы «Знание», «В эфире - молодость»).

Второй муж: Владимир Канделаки (1908-1994) - известный советский певец (бас-баритон) и режиссёр, солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1929-1994). Также выступал и ставил спектакли в московском Театре оперетты, впоследствии его главный режиссёр (1954-1964). Вместе они прожили 20 лет.

Последний супруг (вдовец): Анатолий Кремер (1933 - 2015) - композитор, работал главным дирижёром в Театре сатиры. Автор музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. Музыкальные комедии «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал», «Катрин», «Джулия Ламберт» и «Джейн» были написаны специально для Татьяны, некоторые с успехом шли в театре «Московская оперетта». Они были вместе более 30 лет.

театральные работы

1954 - Фиалка Монмартра (И. Кальман) - Виолетта
1955 - Белая Акация (И. О. Дунаевский) - Тоня Чумакова
1956 - Поцелуй Чаниты (Ю. С. Милютин) - Чана
1957 - Бал в Савойе (П. Абрахам) - Дэзи
1958 - Москва - Черёмушки (Д. Д. Шостакович) - Лидочка
1959 - Простая девушка (А. И. Хачатурян) - Оля
1960 - Цирк зажигает огни (Ю. С. Милютин) - Глория Розетти
1960 - Граф Люксембург (Ф. Легар) - Анжель
1961 - Севастопольский вальс (К. Я. Листов) - Любаша Толмачёва
1962 - Летучая мышь (И. Штраус) - Адель
1963 - Куба, любовь моя (Р. С. Гаджиев) - Делия
1964 - Моя прекрасная леди (Ф. Лоу) - Элиза Дулитл
1965 - Вестсайдская история (Л. Бернстайн) - Мария
1966 - Девушка с голубыми глазами (В. И. Мурадели) - Мэри Ив
1966 - Настоящий мужчина (М.П. Зив) - Галя
1967 - Конкурс красоты (А.П. Долуханян) - Галя Смирнова
1967 - Белая ночь (Т.Н. Хренников) - Дарья Ланская
1969 - Фиалка Монмартра (И. Кальман) - Нинон
1970 - Нет меня счастливей (А. Я. Эшпай) - Вера
1971 - Девичий переполох (Ю. С. Милютин) - Марфа
1976 - Пусть играет гитара (О. Б. Фельцман) - Зоя-Зюка
1977 - Товарищ Любовь (В.Г. Ильин) - Любовь Яровая
1977 - Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал (А.Л. Кремер) - Диана-актриса
1978 - Неистовый гасконец (К. А. Караев) - Роксана
1981 - Господа артисты (М. П. Зив) - Сашенька
1983 - Кое-что из губернской жизни (Борис Галантер) - примадонна
1985 - Катрин (А. Кремер) - Катрин
1987 - Великая герцогиня Герольштейнская (Ж. Оффенбах) - Герцогиня Герольштейнская
1991 - Джулия Ламберт (А. Л. Кремер) - Джулия Ламберт
1999 - Джейн (А. Л. Кремер) - Джейн
2001 - Большой Канкан (музыка отечественных и зарубежных композиторов) - романс Жермон из кинофильма «Гусарская баллада» и дуэт «Помнишь ли ты» из оперетты «Сильва» с Г. В. Васильевым

Московский театр имени М.Н. Ермоловой
2005 - Перекрёсток (Л.Г. Зорин) - Гелена

призы и награды

Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1974) - за исполнение ролей Веры, Марфы и Нинон в опереттах «Нет меня счастливей» А. Я. Эшпая, «Девичий переполох» Ю. С. Милютина и «Фиалка Монмартра» И. Кальмана.
Орден «Знак Почёта» (1967)
Орден Трудового Красного Знамени (1986)
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (28 декабря 2008).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (27 ноября 1998).
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
Медаль «Ветеран труда» (1983)
Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1995)
Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
Благодарность «За выдающиеся творческие достижения в сфере музыкального театра» Национального фестиваля «Музыкальное сердце театра» (2006).
Премия «Овация» (2008).
Премия «Золотая маска» (2011, Приз «За вклад в развитие театрального искусства»).
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2000 года (2001)

Благодарность Президента Российской Федерации (2003) - за большой вклад в развитие музыкального искусства.
Премия города Москвы 2004 года в области литературы и искусства (2004) - за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства.
Благодарность мэра Москвы (2008) - за большой вклад в развитие музыкального искусства, активную общественную деятельность и в связи с юбилеем.

] (31.12.1928 года [Москва]- 03.02.2011 года [Москва])

"Нет уменя никакой биографии, - сказала однажды назойливому журналисту Татьяна Ивановна. - Родилась, училась, теперь работаю". И, подумав, добавила: "В ролях вся моя биография...".
Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии Татьяна Ивановна Шмыга родилась 31 декабря 1928 года в г. Москве.
Ещё детстве она начала брать частные уроки пения, а впервые вышла на сцену солисткой хора при Министерстве кинематографии.
В 1947 году Татьяна Шмыга поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А.В.Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д.Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И.Туманова и С.Штейна. В 1953 году Т.Шмыга закончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность "артистка музыкального театра". Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в "Фиалке Монмартра"

Очень скоро Татьяна Шмыга стала ведущей солисткой театра. Одного ее имени на афише очередного спектакля было достаточно, чтобы заполнить зал. После роли Виолетты последовали роли в спектаклях "Летучая мышь" (Адель), "Веселая вдова" (Валентина), "Граф Люксембург" (Анжель).
В 1969 г. Шмыга выступила в новой постановке "Фиалки...", но уже в роли "звезды Монмартра", примадонны Нинон. Успех был потрясающий, а знаменитая "Карамболина" на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

Оперетта была ее территорией, там она властвовала безраздельно: в этом жанре всегда было много актрис красивых, талантливых и блестящих, но только Шмыга имела такой абсолютный на него слух, только ей одной он был так послушен.
Ее судьба вместила все парадоксы и трансформации жанра, который по недоразумению назвали "легким". Она в самой себе соединила традиции таких опереточных легенд, как Ярон или Володин, и сумела без потерь донести их до самых роковых для жанра времен, когда на сцены опереточных театров вторгся мюзикл. Не растерялась и тут, с таким же увлечением погрузилась в этот новый музыкальный мир, став первой в СССР исполнительницей роли Элизы Дулиттл в "Моей прекрасной леди"

В 1962 г. Татьяна Шмыга впервые снялась в кино. В "Гусарской балладе" Эльдара Рязанова она сыграла эпизодическую, но запоминающуюся роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию.
Шмыга стала непревзойденной исполнительницей ролей героинь в советских музыкальных комедиях - таких как "Белая акация" (1955), "Поцелуй Чаниты" (1956), "Цирк зажигает огни" (1960), "Севастопольский вальс" (1961), "Конкурс красоты"(1967).
Творческий путь Татьяны Шмыги - это более 60 ролей на сцене и на экране. Среди них - Дези ("Бал в Савойе" Пауля Абрахама, 1957), Лидочка ("Москва - Черемушки" Дмитрия Шостаковича, 1958), Оля ("Простая девушка" Карэна Хачатуряна, 1959), Делия ("Куба - любовь моя" Рауфа Гаджиева, 1963), Мария ("Вестсайдская история" Леонарда Бернстайна, 1965), Галя ("Настоящий мужчина" Михаила Зива, 1966), Мери Ив ("Девушка с голубыми глазами" Вано Мурадели, 1967), Дарья Ланская ("Белая ночь" Тихона Хренникова, 1968), Вера ("Нет меня счастливей" Андрея Эшпая, 1970), Марфа ("Девичий переполох" Юрия Милютина, 1971), Зоя-Зюка ("Пусть гитара играет" Оскара Фельцмана, 1976), Сашенька ("Господа артисты" Михаила Зива, 1981), а также главные роли в опереттах: "Великая герцогиня Герольштейнская" Жака Оффенбаха (1988), "Джулия Ламберт" Анатолия Кремера (1993) и др.

Татьяна Шмыга была влюблена в сцену, и до последнего не покидала ее. Несмотря на пожилой возраст, меломаны и ценители прекрасного могли увидеть ее, в специально поставленных, оперетте «Катрин» Антона Кремера и его же мюзикле «Джейн», созданном по мотивам произведений Моэма..
Уникальность этой актрисы получила высшую оценку народа и государства. Татьяна Шмыга - единственная в России актриса оперетты, получившая звание "Народная артистка СССР" и удостоенная Государственной премии России им. М.И.Глинки. Она награждена орденами "Знак Почета", "Трудового Красного Знамени" и "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
Певица и актриса Татьяна Ивановна, как человек обладала потрясающей скромностью, невзирая на все свои регалии и звания. Актриса не считала себя примадонной и смущалась на улице, когда ее узнавали. На вопрос как такая красивая, удачная актриса и певица не заболела «звездной болезнью» Татьяна Ивановна объясняла, что она «просто всю жизнь вкалывала». Но никогда не жалела потраченных сил. Ведь оперетта, по ее выражению, это - » шампанское, которое греет кровь, будоражит сердца, исцеляет душу, делая молодых дерзкими, а людей в возрасте молодыми «.
У нее был очень красивый голос, и сама она была красавица, сохранив красоту до последнего дня

Татьяну Ивановну давно беспокоили разные недуги, она мужественно держалась, старалась сохранять форму и даже иногда выходила на сцену, как, например, на праздновании своего 80-летия. Однако годы брали свое, и в конце прошлого года состояние Татьяны Шмыги резко ухудшилось. У нее появились серьезные проблемы с сосудами ног, и ее госпитализировали в одну из столичных клиник. К сожалению, медикаментозная терапия оказалась бессильна. Дело дошло до ампутации.
В конце января актриса попала в реанимацию Боткинской больницы в отделение сосудистой хирургии.
О смерти известной артистки сообщили 3 февраля в Союзе театральных деятелей.

источники -сайт - .kino-teatr.ru

Шмыга Татьяна Ивановна (1928 - 2011)

Будущая звезда советской оперетты Татьяна Шмыга родилась в Москве. Ее отец, Иван Артемьевич Шмыга, происходил из семьи поляков, эвакуировавшихся в годы Первой мировой войны от наступавших немецких армий в тыл Российской империи. Настоящая фамилия отца была Мицкевич, но когда бабушка после революции вторично вышла замуж, было решено, что вместо известной дворянской фамилии ему лучше носить фамилию отчима Шмыга. Инженер-металлист, Иван Шмыга занимал руководящий пост на крупном заводе, и семья жила вполне благополучно даже в непростые 1930-е годы. Родители Тани любили музыку, театр, слушали пластинки Лещенко и Утесова, много танцевали и даже брали призы на любительских конкурсах бальных танцев… Музыкой и танцами с детских лет увлеклась и Таня. Она мечтала о карьере певицы, и еще будучи школьницей брала частные уроки пения, потом поступила стажером в училище при Московской консерватории. Вскоре талантливую девушку пригласили в хор при Министерстве кинематографии, и Татьяна Шмыга стала солисткой этого хора. Первые ее выступления на публике проходили в кинотеатрах перед началом сеансов.


Потом было музыкальное училище им. Глазунова, куда Татьяна поступила в 1947 году, затем учеба на факультете музыкальной комедии ГИТИСа. В студенческие годы у Татьяны случилась и первая большая любовь. Ее мужем стал Рудольф Борецкий, будущий известный телевизионный деятель и профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ. Но тогда влюбленные были очень молоды (Рудольф на два года моложе Татьяны, хотя и она была совсем девочкой), к браку относились легкомысленно и семью не сохранили.
В 1953 году выпускница ГИТИСа Татьяна Шмыга была принята в труппу Московского театра оперетты. Ее коллегами и товарищами оказались такие мэтры музыкального театра, как Г. Ярон, В. Вольская, Н. Рубан, В. Шишкин, Т. Санина, В Канделаки. Они тепло встретили молодую артистку. Первая же роль Татьяны Шмыги - Виолетта в «Фиалке Монмартра» - превратила ее в восходящую звезду оперетты.

В.А. Канделаки, ставший в 1954 году главным режиссером театра, вскоре стал и мужем Татьяны. Второй муж был старше актрисы на двадцать лет, и многие подозревали в ее действиях расчет. Но это была большая любовь, и то, что ее избранник взрослый, сложившийся мужчина с жизненным опытом, как раз и привлекло Татьяну, а не оттолкнуло. Вместе они прожили 20 лет.

Жанр оперетты был в 1950-е годы более, чем популярен. Татьяна Шмыга подходила к своим ролям ответственно, вкладывая в них не только всю душу, ну и очень много труда. Она исполняла ведущие роли в оперетте «Поцелуй Чаниты», премьера которой была приурочена к Московскому международному фестивалю молодежи и студентов, в «Летучей мыши», «Веселой вдове», «Графе Люксембурге».
Шмыгу признавали лучшей исполнительницей партии Глории Розетти в музыкальной новинке отечественного театра - оперетте Ю. Милютина «Цирк зажигает огни». В «Фиалке Монмартра» ей предлагают новую роль - примадонны Нинон. Блестящее исполнение Шмыгой «Карамболины-Карамболетты» надолго останется непревзойденным шедевром. Музыкальный талант, великолепный голос, блестящие хореографические данные, красота и экстравагантность, присущие актрисе, сливаются на сцене в феерический букет, делая ее исполнение уникальным. В 1961 году Татьяна Шмыга становится заслуженной артисткой РСФСР.

Через год она впервые снимается в кино. Эльдар Рязанов предлагает ей небольшую, но яркую роль французской актрисы Луизы Жермон в фильме «Гусарская баллада».
В 1960-е годы в советский музыкальный театр проникает новое направление, прежде считавшееся «буржуазным», - мюзикл. Шмыге этот жанр вполне подвластен; ее Элиза Дулитл в мюзикле Ф. Лоу «Моя прекрасная леди» по пьесе Б. Шоу «Пигмалион» стала одной из самых заметных партий на театральной сцене в 1965 году и упрочила славу актрисы. В том же году была подготовлена премьера «Вестсайдской истории» Л. Бернстайна; Татьяна Шмыга вновь снискала огромный успех, исполнив роль Марии.

В 1969 году Т.И. Шмыге было присвоено звание «Народной артистки РСФСР». Она блистательно исполняла все новые роли - и на сцене своего родного Московского театра оперетты, и в концертных программах. Ролей у актрисы набралось свыше 60, и каждая была заметным театральным событием. Она выступала и в классических постановках музыкального жанра, исполняя ведущие партии в опереттах И. Штрауса, Ф. Легара, Ж. Оффенбаха, И. Кальмана, и в новаторских спектаклях на музыку Д. Шостаковича («Москва-Черемушки»), К. Хачатуряна («Простая девушка»), Р. Гаджиева («Куба - любовь моя»), В. Мурадели («Девушка с голубыми глазами»), А. Долуханяна («Конкурс красоты»), Т. Хренникова («Белая ночь») и др.
Татьяна Шмыга была единственной актрисой театра оперетты, удостоенной звания «Народная артистка СССР». Она стала лауреатом Государственной премии им. Глинки, имела ряд высоких наград, среди которых ордена «Знак Почета», «Трудового Красного Знамени», «За заслуги перед Отечеством» IV степени. При этом Татьяна Шмыга никогда не состояла в КПСС и не принимала заметного участия в общественной деятельности советского образца.

Третий муж Татьяны Шмыги, композитор и дирижер Анатолий Львович Кремер, занимая пост главного дирижера оркестра театра Сатиры, но при этом много работал в сотрудничестве со своей супругой. Он - автор оперетт «Эспаньола», «Катрин», «Джейн» и мюзикла «Джулия Ламберт», главные роли в которых были написаны для Татьяны Ивановны. Отношения супругов были окрашены не только большой любовью, но и настоящей преданной дружбой и полным творческим взаимопониманием.
Сама Татьяна Шмыга считала, что в ее жизни не происходило ничего необычного, были только напряженная учеба и большой труд, вложенный в роли. «Нет у меня никакой биографии , - сказала она как-то журналисту, бравшему у нее интервью. - Родилась, училась, теперь работаю. В ролях вся моя биография »…

До 2009 года Шмыга выходила на сцену, потом здоровье стало сдавать и, самое страшное, из-за больных сосудов отказали ноги. Актриса мучилась от болей, перенесла ряд тяжелых операций... В конце концов ей ампутировали ногу. Это сломило Татьяну Ивановну. Вскоре она умерла. Это случилось 3 февраля 2011 года.

Но в памяти многих поколений зрителей Татьяна Шмыга осталась молодой и прекрасной.