Необычные литературные дудлы для детей. Веселые дудлы: как познавать мир, рисуя почеркушки Дудлы схемы

Существуют разнообразные способы повысить свою креативность. Однако таких, которые бы заодно тренировали память, помогали сосредоточиться, являлись самой настоящей медитацией и при этом занимали всего 5-10 минут за сеанс не так уж и много. Дудлинг и зентангл – это техники, которые объединяют в себе рисование и медитацию. Они элементарны в освоении, не требуют много времени или особых инструментов и прекрасно подойдут и детям, и взрослым.

Дудлинг и Зентангл – это техники интуитивного рисования, основанные на рисовании несложных повторяющихся элементов. Освоить такую технику проще простого, а рисовать можно как “из головы”, так и освоив наиболее распространенные шаблоны, коих сейчас есть множество.

Недавние исследования в области нейробиологии, психологии и дизайна показали, что дудлинг помогает людям оставаться сфокусированными, быстрее схватывать и запоминать новую информацию. А белый лист может также служить своеобразной спортивной площадкой для ума, позволяя тренировать креативность, генерировать новые и модифицировать старые идеи.

Мне дудлинг нравится за то, что он помогает отвлечься, сделать перерыв в работе, сосредоточиться и спокойно подумать. Это прекрасный способ расслабить мозг. Мне также нравится и то, что в этой технике можно порисовать быстро между другими делами. Необязательно сразу заканчивать картину, вернуться к рисунку можно и позже.

Преимущества дудлинга и зентангла

  1. Простота. Вам не нужно уметь красиво рисовать – нужно просто выбрать любой элемент и начать заполнять им пространство листа. Это может быть волнистая линия или круги произвольного размера. Нарисовать их достаточно просто даже ребенку. Также можно использовать готовые уроки или шаблоны, чтобы расширить свой арсенал элементов.
  2. Доступность. Для этих техник требуется самый минимум материалов – достаточно черной или цветной ручки и листа бумаги.
  3. Гибкость. Рисование занимает ровно столько времени, сколько вы можете себе позволить. Вы не только не ограничены во времени, но также нет и нижней границы. Вы можете порисовать всего несколько минут и даже за это короткое время насладиться творческим процессом.
  4. Расслабляет и отвлекает. Такая тонкая творческая работа помогает отвлечься от назойливых мыслей и успокоить свой ум. Кроме того, рисование – это еще и прекрасный способ выразить свои эмоции на бумаге и обрести душевное равновесие.
  5. Повышает концентрацию внимания. Рисование мелких однотипных элементов помогает сконцентрироваться на деталях и удержать внимание на важных мыслях.
  6. Эффективно при поиске различных решений. Процесс рисования стимулирует отделы мозга, отвечающие за анализ информации. Кроме того, в этот момент мозг пытается найти нестандартные варианты решения.

В чем различие между дудлингом и Зентанглом?

Дудлинг – это рисование разнообразных фигур и элементов, не наполненное определенным смыслом. У рисунка может быть определенная тематика (такой рисунок будет называться зенартом), но это совершенно необязательно. Более того, очень часто окончательная картинка формируется только во время рисования и о том, какой будет следующая линия или завитушка знает только ваша рука.

Дудлингом можно заниматься параллельно с другими делами, например, во время телефонного разговора, лекции или вебинара. Еще одной его особенностью является то, что рисунок не имеет четких границ, он может быть всего несколько сантиметров и быть какой угодно правильной или неправильной формы, а может занимать огромный лист и продолжать его можно до бесконечности.

Вы, наверняка, уже встречались с раскрасками антистресс? Они очень популярны сейчас. Раскрашивание небольших фрагментов этих рисунков обладает медитативными свойствами. А вот сами рисунки выполнены в технике дудлинг.

Зентангл – это процесс осознанного рисования. Кроме того, это запатентированная методика американцев Марии Томас и Рика Робертса. Как правило, за основу рисунка в технике зентангла берется квадрат 9х9 см, который в процессе рисования заполняется повторяющимися рисунками и элементам. Существует множество готовых шаблонов для рисования в этом стиле.

Исследования на тему дудлинга

Американский журнал прикладной когнитивной психологии (Applied Cognitive Psychology ) опубликовал результаты исследования, где говорится, что дудлинг помогает человеку лучше сфокусироваться на задаче и не затрачивать слишком много мыслительной деятельности на обработку информации.

В ходе эксперимента оказалось, что те участники, которые слушали информацию и одновременно рисовали на листах бумаги произвольные рисунки, запомнили и смогли воспроизвести на 29% больше информации, чем те участники, которые просто слушали запись. Эти результаты объясняют тем, что дудлинг помогает сконцентрироваться на состоянии “здесь и сейчас” и меньше “грезить наяву”.

Зендудлинг – пример рисунка

Дудлинг для начинающих: примеры и шаблоны

Дидлинг, зентангл и их разновидности – зенарт и зендала (зен+мандала) отлично подходят для развития художественных способностей у взрослых и детей. Эти техники помогают:

  • Создавать новые образы и картины;
  • Научиться фокусировать внимание;
  • Разделять композиции на этапы и небольшие шаги;
  • Расслабиться в процессе творчества.

И напоследок – видео на тему:

Надеюсь, вам также понравится рисовать в техниках дудлинг и зентангл как и мне. Приятного творчества!

Ольга Кошелева

Этот курс рисования онлайн танглов и дудлов для начинающих поможет уяснить основные элементы для узоров в стиле зентангл и дудлинг.

Впервые взглянув на необычный рисунок, в котором отражены сотни элементов, узоров и просто линий, пугаешься – как все сложно! Пытаешься понять с чего тут начинается рисунок, глаза разбегаются, руки опускаются. Признайтесь, было такое?

Отличительная черта зенарта – необязательность в структуре, это значительно отличает его от орнамента или узора, располагают элементы в волном стиле, куда приглянется. Но для начала необходимо изучить как рисуются элементы дудлинга, с чем выгоднее сочитаются. Чем больше вы будете тренироваться в частном, тем лучше будет получаться общее


Вот один из примеров практики - рисования элементов узоров

Для начала, как говорилось выше, мы с вами изучим основы узоров, выберем самые популярные в дудлинге и зентангле. У каждого из них есть свое название, но не стремитесь выучить или писать шпаргалки, лучше побольше тренируйтесь. Нет ничего страшного, если в ашем сознании элемент “дугообразная линия” быдет значиться как “дужка”. Это же дудлинг – тут можно все! Со временем ваш словарный запас зендудл-элементов расширится и вы перестанете обращать внимания на названия вообще, так как автоматически будете понимать какую линию дорисовать в узор.

Как построен курс «25 уроков танглов и дудлов для начинающих»

  1. Курс состоит из 25 уроков, которые можно пройти за 25 дней или иначе, как вам больше подходит. Но не пытайтесь “проглотить” его за раз, иначе в глазах будет рябить, мысли путаться, вы быстро устаненте от объема и бросите. Учиться лучше частями, а между уроками лучше больше тренироваться.
  2. Каждый урок – изучение одного отдельного элемента. Иногда один вытекает из другого, или же элементы усложняются. Поэтому лучше проходить уроки по порядку. К тому ‘t? ‘n о прекрасно тренирует руку и поймете, что рисовать дудлинг – прекрасное, расслабляющее занятие. В конце каждого урока будет завершающая композиция в основе с пройденным элементом.
  3. В каждом уроке есть урок внутри и их так же необходимо изучать поэтапно. Опять же. не беритесь изучить весь объем каждого урока с подтемой за один раз. Если у вас нет времени или вы устали – отдохните, сделайте паузу, в такое время лучше закрепить пройденные упражнения. Но, все на ваше усмотрение. Быть может, вы так увлечетесь дудлингом, что освоите все базовые навыки в течении недели. В любом случае, от рисования дудлинга необходимо получать удовольствие.
  4. Красным маркером может быть обозначено новое действие либо место, на которое необходимо обратить особое внимание.
  5. Завершающую композицию с новым элементом можете рисовать по желанию. Возможно, урок не был интересен, то просто сделайте закрепляющие упражнения, чтобы рука “поняла” навык, это пригодится вам в следующем уроке и в рисовании зендудлинга в целом.

Что нужно для занятий?

Для занятий дудлингом нужно не так много. Перед каждым уроком я буду писать что приодится. В некоторых уроках понадобятся только линеры, а в некоторых стоит начинать с простых карандашей. В качестве инструмента подойдут так же гелевые и капилярные ручки, тонкие маркеры, но сгодится и простая шариковая ручка, с ней хорошо получаются штрихи и тонирование. Можно приготовить цветные карандаши если планируете раскрашивать ваши дудл рисунки.

  • Бумага . На начальных этапах подойдет любая, даже простые тетрадные листы, даже линованные. Многие начинают уроки дудлинга на бумаге в клетку, это помогает ориентироваться в пространстве и делать ровные прямые линии. Я встречала дудлеров, которым было удобно рисовать в блокнотах в точку, Bullet Journal . Небольшой скетчбук или простой блокнотик подходят одинаково хорошо, только ориентируйтесь на плотность бумаги, она не должна быть тонкой как для маркеров. и фактурной как для акварели. Для больших рисунков в хорошем качестве лучше приобрести скетчбук с плотной качественой бумагой.
  • Инструменты для рисования . Нет особых правил чем и как рисовать дудлинг, но тонкими линерами разной толщины рисунки получаются более выразительными и аккуратными. Если у вас нет опыта рисования линером, то начните с гелевых ручек или тонких маркеров.

Выбор линеров сейчас очень велик, они разных размеров, от 0,05 до 0,9 мм. На мноих ресурсах есть сравнительные характеристики разных линеров, я отдаю предпочтение фирме Touch


Но есть и другие неплохие линеры, Micron или ZIG. На начальном этапе достаточно шариковой, гелевой или капилярной ручки. Тем легче будет впоследствии рисовать линерами.

  • Карандаши . Простые использовать лучше механические, твердые, их и легче стереть и рисуют тонко. Цветные можно использовать по настроению или желанию, тут выбор полностью за вами. Если хотите создать тень, то это можно сделать простым карандашом.
  • Краски. Маркеры. Пригодятся если вы точно решили делать цветные рисунки. Лично я люблю акварель в принципе и предпочтение в раскрашивании отдаю ей. Можно использовать акварельные маркеры, довольно практично

Как и для всех дел, требующих длительного вертикального положения, рабочее место следует сделать удобным и комфортным для позвоночника и суставов. Освещение должно быть хорошим.

Уроки


Начинайте с первого урока, а в конце будет ссылка на следующий. Так вы не запутаетесь в темах и будете лучше ориентироваться в процессе обучения. список всех уроков, по мере их опубликования, будет собран на этой странице.

Рисуйте с удовольствием!

Ваши дети и вы сами любите рисовать? Наверное, вы ответите положительно. Если так, то вам обязательно понравится книга Дженнифер Адамс и Элисон Оливер « » издательства «Манн, Иванов и Фербер».

Обложка книги.

Для кого эта книга?

Для детей от 8 до 12 лет и их родителей, которым интересно литературное и художественное творчество. В издании собраны так называемые дудлы – зарисовки на литературную тематику.

Что такое дудл?

Это один из популярных современных стилей рисования. Однако не стоит думать, что появился он совсем недавно. Взгляните на иллюстрации А.Пушкина на страницах его рукописей! Это тоже дудлы.


Пример страницы из книги.

Вам интересно, как выглядела героиня из сказки «Алиса в стране чудес»? Анна Каренина? Джейн Эйр? Какие у них были прически, украшения? Эти образы уже даны нам и нашим детям в готовом виде в мультфильмах, художественных фильмах, на картинах известных художников… А если попробовать представить самому, какие они, литературные герои? Так и делали авторы этих известных произведений. Они сами придумывали образы для своих героев.

Мы тоже попробуем это сделать и познакомиться с зарисовками известных писателей, музыкантов, художников: Уильяма Шекспира, Редьярда Киплинга, Артура Конан Дойля, Марка Твена… Попробуем стать их соавторами.

Кроме зарисовок, в книге собраны интересные сведения и факты о великих писателях, которые вы не найдете ни в одном учебнике.

На классиков мировой литературы ваши дети взглянут по-новому, будут воспринимать не как отчужденные образы, а как живых людей, со своими переживаниями и представлениями о мире. Почему бы ни пообщаться на короткой ноге с великим классиком?

Эта книга станет прекрасным подарком подростку на день рождения или другой семейный праздник. Она обязательно пригодится ему на уроках литературы, где можно будет блеснуть дополнительными знаниями или представить свою творческую работу.
Альбом содержит 272 страницы. В конце находится бессмысленный словарь, который детям предлагается досочинять.

В книге есть и творческие задания, которые будут стимулировать ребят писать, рисовать, интересоваться литературой и художественным творчеством. Если вам небезразличны творческие способности ваших детей, их фантазия, это издание должно стать частью вашей семейной библиотеки. Увидите: все члены семьи будут потихоньку в нее заглядывать!

Бывает ли с вами так, что, глубоко задумавшись, вы начинаете машинально рисовать на листке бумаги? Подобная история у многих людей случалась наверняка хоть раз в жизни. Но многие ли знают, что абстрактные «каракули» - форма современного искусства? Это не шутка, и данная статья познакомит вас с философией и практикой такого рисования.

Каракули как форма искусства

Дудлинг или Doodling (от англ. doodle - «каракуля») - это техника создания простейшего рисунка, состоящего из различных элементов. Главное при этом, чтобы человек рисовал, будучи занят чем-то ещё: слушая лекцию, разговаривая по телефону, будучи на совещании, сидя в ожидании чего-то и т. п. Дудлинг-узоры могут быть как чистой абстракцией, так и представлять какое-то сюжетное значение.

Главное в этой технике - машинальность и спонтанность работы. Пока голова занята каким-то делом, рука рисует и выдаёт замысловатый продукт вашего подсознания. элементов и их расположения, цвета, размера, геометрической формы и сюжета - вот что представляет собой такая форма искусства, как «дудлинг». Узоры в данном случае могут быть совершенно любыми, единственное условие - не задумываться над ними.

В настоящее время doodling активно используется в качестве элементов декора, а в Великобритании даже отмечается Национальный день дудла.

Каракули как психотерапия

Когда вы рисуете в технике «дудлинг», узоры получаются странные и весьма замысловатые: состоящие из чёрточек, штрихов, кружочков, и разных других фигур. В итоге все они соединяются в причудливый, нередко сюрреалистичный, сюжет. Подобное бессознательное рисование обычно свойственно людям, переживающим непростой период жизни. И тогда они с помощью таких вот «каракулей» избавляются от стресса, груза переживаний и различных негативных эмоций (злости, скуки, напряжения и т. п.). Так что рисование в стиле doodling не просто помогает увлекательно провести время, но и является способом психологической самотерапии.

Кроме перечисленного, рисование дудлов помогает развивать мелкую и благодаря этому поддерживать в тонусе ваш мозг.

Как рисовать дудлинг - практика

Хорошая новость: для работы в этой интересной технике не нужны ни специальные навыки, ни художественное образование, ни компьютерная программа, ни даже какие-то особенные материалы. Рисовать можно практически в любом месте, используя лишь чистые листы бумаги и любые пишущие средства - карандаш, ручку, фломастер, кисть с краской.

Не существует единого правила, как рисовать дудлинг, потому что в этой технике каждый самовыражается, как может. Главное, чтобы узоры были максимально простыми, повторяющимися, абстрактными и идущими из подсознания. Это и есть дудлинг.

Узоры для начинающих могут включать в себя, например, квадраты с различной штриховкой: сплошной, половинчатой, косыми линиями, точками, кружками и т. д. Строгих ограничений нет, главное - полёт фантазии.

Философия дудлинга и зентангла

А что будет, если в процессе спонтанного каляканья всё-таки сосредоточиться на процессе рисования? Это ведь нарушает главное правило дудлинга? Да, верно. И не просто нарушает. В этот момент дудлинг превращается в зентангл.

Зентангл (от англ. zentangle; zen - «дзен-буддизм», а глагол tangle означает «запутывать») - это разновидность и форма искусства, придуманная американскими художниками Марией Томас и Риком Робертсом.

Этот метод рисования более всего напоминает медитацию, поскольку необходимо сосредоточиться на моменте «здесь и сейчас», чтобы полностью отрешиться от всех дел, мыслей и погрузиться в процесс рисования. На место машинальности приходит осознанность, на место спонтанности - продуманность композиции. В зентангле необходимо не только погружаться в рисунок, но и следовать определённым правилам его создания: чёрно-белая цветовая гамма, рисунок заключён в квадратную рамку и поделен внутри на сектора, которые заполняются узорами. Сектора могут быть любой формы и размера, а узоры - абсолютно произвольны, лишь бы соблюдалась абстрактность сюжета.

Как отличить?

Итак, в чём состоят различия техник дудлинг и зентангл? Узоры в обеих используются самые простые, но в первом случае рисование происходит на подсознательном уровне, а во втором - на сознательном и подчиняется правилам.

Настоящий зентангл можно рассматривать с любого угла и с любой стороны. А если присутствует другой цвет, кроме чёрного и белого, или угадываются очертания какого-то конкретного объекта, животного или человека - тогда это не зентангл в чистом виде, а одна из смешанных разновидностей: зендудлинг, зенмандала и т. п.

Любому человеку, вне зависимости от уровня подготовки, доступны рисовальные техники зентангл и дудлинг, узоры в которых отличаются простотой и повторяются. Рисование в этих стилях вдохновляет, помогает раскрыть свой потенциал, снимает напряжение, расслабляет, лечит нервную систему, избавляет от бессонницы, развивает мелкую моторику руки и зрительно-моторную координацию. Кроме того, можно использовать такое рисование на различного рода тренингах и психотерапевтических занятиях.

Зентангл и дудлинг, а также их сочетание (зендудлинг) – техники рисования, в последнее время приобретающие большую популярность. Интерес к ним связан с тем, что они являются хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова

Эти техники прекрасно подходят и для взрослых, и для самых маленьких детей, которые только учатся держать рисовальные принадлежности.

ДУДЛИНГ (от английского doodle – бессознательный рисунок) – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.). В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг», что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. Такому рисованию многие из нас предавались на скучных школьных уроках.

О том, что получится в итоге, мы не знаем и не задумываемся, рука рисует сама по себе. Будут ли это разнообразные растения, несуществующие миры или просто геометрические фигуры – не важно. Главное – получить удовольствие от процесса рисования.

Дудлинг перекликается с другой техникой рисования – зентанглом. Но в этих техниках есть небольшая разница. Если дудлингом можно заниматься в купе с каким-нибудь другим делом, то зентангл требует большей концентрации. Этот рисунок является более осознанным.

ЗЕНТАНГЛ (от zen – уравновешенность, спокойствие и rectangle – прямоугольник) является сочетанием медитации и рисования. Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными однотипными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит фантазии).

Зентангл помогает увеличить собранность, концентрацию, способствует психологической разгрузке, внутреннему успокоению, улучшает зрительную координацию и мелкую моторику, а также развивает творческие способности и креативность.

Смесь этих двух техник – ЗЕНДУДЛИНГ (Zendoodling ) – идеально подходит для ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ. Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно), нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по-разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др.