Нико Пиросмани - художник-примитивист. Биография, картины, интересные факты из жизни. Миллион алых роз, или кем была женщина, из-за которой разорился художник нико пиросмани Нико пиросманишвили биография

Недавно обнаружил замечательный сайт, посвященный жизни и творчеству великого грузинского живописца Нико Пиросмани , и вспомнил, что «в столе» лежит интересное художественное эссе о художнике из журнала «КАРАВАН ИСТОРИЙ».
И поскольку с биографией художника вы можете познакомиться, пройдя по ссылке, помещенной выше, то я решил поместить в Дневнике именно эту статью Варвары Холупец, снабдив ее репродукциями, взятыми на сайте о Пиросмани. Надеюсь, вы получите удовольствие, прочитав эту историю, которая легла в основу стихотворения Андрея Вознесенского и песни Раймонда Паулса.
_________

Нико Пиросмани
ნიკო ფიროსმანი
Настоящее имя Николай Асланович Пиросманашвили

Грузинский художник - самоучка, представитель примитивизма.
Многие факты биографии Пиросмани не подтверждены документально, а известны либо с его слов, либо восстановлены уже после его смерти.
Легенды о знакомстве Пиросмани с классиком грузинской поэзии Важа Пшавелой и о влиянии последнего на поэтическое творчество художника (Нико действительно писал стихи, не дошедшие до нас), а также о его отвергнутой любви к актрисе Маргарите (история, ставшая сюжетом песни "Миллион алых роз"), пока не имеют вещественных документальных подтверждений, что, впрочем, можно объяснить тем, что при жизни его им просто не придавалось какого-либо значения.
Наибольшие собрания работ Пиросмани находятся в Государственном музее искусства народов Востока и в Третьяковской галерее (экспозиция на Крымском валу) в Москве, а также в Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси.
В 1982 году в селе Мирзаани был учреждён дом-музей художника.
_________________________________________________________

Цветы для Маргариты.

Нико чувствовал себя абсолютно счастливым: по скрипучим, недавно отлакированным ступеням он поднимался на второй этаж просторного деревянного дома. Своего дома, где каждая мелочь была сделана его собственными руками. Минуту постоял в большой, залитой светом гостиной и резко распахнул дверь на террасу.
Со свежего утреннего воздуха у Пиросмани захватило дух. Первые солнечные лучи легкой позолотой покрыли вершину горы Мтацминда, извилистое ущелье, луг и кроны деревьев. Ручеек в саду, пробивающийся из-под огромного серого валуна, веселым журчанием приветствует новый день. Но что же ждет Нико? Вот уж, право, нерасторопный малый. Скорее за холст и краски, пока свежий утренний туман не скрыл от него эту дивную красоту!
Нико бросается обратно в дом, который почему-то вмиг становится мрачным и пустым, и тщетно пытается найти свой мольберт. Он же помнит, что оставил его на дубовом столе в гостиной. Темнота делается такой густой и плотной, что художнику кажется, будто он находится уже не в собственном доме, а в каком-то таинственном лабиринте, откуда никогда не сможет найти выход и где начинает задыхаться. Боль и страх сковывают сознание. И Нико кричит, кричит изо всех сил. Кто-нибудь ведь должен услышать его и прийти на помощь! Но никому на целом свете нет до него дела! Он погибнет в этом страшном лабиринте...

Нико вздрогнул и проснулся. Мокрое от слез лицо и нестерпимый жар, пожирающий нутро. Это видение не давало ему покоя больше года. Нет, правда, лучше действительно умереть во сне, чем в который раз открывать глаза и чувствовать это жжение в груди - невыносимое разочарование, оттого что ты один как перст на всей земле и твоей мечте так и не суждено сбыться.

Господь сотворил его неисправимым мечтателем, если он, каждый раз просыпаясь в каком-нибудь грязном углу, упорно продолжает грезить о том, что у него будет свой большой дом и мастерская. Нет, он вовсе не мечтает сделаться богачом. Он просто хочет работать, с утра до ночи рисовать свои картины. Рисовать, напрочь забыв, что когда-то любой толстый духанщик, предлагавший ему за тарелку харчо изобразить на стене заведения царицу Тамару, мог запросто крикнуть: «Эй, Нико, иди, я скажу тебе, как лучше писать картину...».

Нико Пиросманашвили был всего-навсего бедным маляром. Одним из тех, кто целыми днями слоняется по тесным улочкам Тифлиса в ожидании нечаянного заказа. А вечером он, нищий бродяга со сбитыми в кровь ногами, часами простаивает у калиток чужих домов в надежде на то, что ему позволят переночевать в хозяйском сарае. Нико уже давно ночует, где придется - в подвалах, на чердаках или грубо сколоченных скамьях, от которых потом ноет все тело. Впрочем, ему не привыкать. Пиросмани, которому уже перевалило за тридцать, даже забыл, что у него когда-то был собственный дом...

Нико рано остался сиротой. Он почти не помнил матери, только ее запах - запах свежего козьего молока, сыра, зелени и молодого острого чеснока. Его воспитывал отец, немногословный худой грустный человек, страдающий от тяжелых приступов грудной болезни. Аслан Пиросманашвили был простым садовником, поэтому и сына, едва тот начал ходить, приучил копаться в земле. Нико уже в четыре года умел ухаживать за виноградной лозой и высаживать в аккуратные круглые лунки луковицы диковинных цветов.

Нико Пиросмани Отец и сын.

А когда ему минуло шесть, вырастил такой огромный розовый куст, что старые садовники маленького кахетинского селения Мирзаани приходили посмотреть на это чудо. Одобрительно цокая, перешептывались между собой: у мальчишки большое будущее. Старик Аслан может умереть спокойно, у него растет такой сын! Он не даст погибнуть земле, которая кормила его предков...

Нико Пиросмани На ферме.

Нико Пиросмани Праздник.

Но, честно говоря, земля, которая должна была перейти Нико в наследство, цветочные клумбы и виноградные лозы скоро перестали волновать его воображение. Мальчик по-прежнему старательно помогал отцу, но едва выдавалась свободная минутка, бросался в дом. Стащив из сундука отца кусок старой оберточной бумаги и огрызок карандаша, Нико пристраивался в укромном местечке и начинал рисовать все подряд, что только попадалось на глаза. Пузатый глиняный кувшин с отломанными ручками, молодого барашка в стойле, лохматого пса, охранявшего виноградник.

Нико Пиросмани Мужчина на ослике.

Нико Пиросмани Натюрморт.

Отец, заставая сына за этим занятием, только горестно вздыхал: «Не мужское это дело, сынок, бумагу марать. Так бы еще на что сгодилась...».

Родной дядя, после смерти отца забравший парнишку к себе в Тифлис, тоже уговаривал строптивого племянника забыть о глупых картинках: «Где твоя голова, Нико, на что время тратишь?..» Честный портной, он решил помочь сироте открыть мясную или молочную лавку. Конечно, поначалу доход будет небольшой. Зато голодать-то Нико точно не придется...
Но этот голодранец, видите ли, вбил себе в голову, что непременно должен учиться рисованию! Да знает ли он, сколько стоят кисти и краски в художественной лавке на главной площади?
Нико, пожалуй, и жизни не хватит, чтобы накопить достаточно денег. Так что уж лучше ему побыстрее взяться за ум.

Пиросманашвили очень обидел дядю, когда однажды рано утром без предупреждения ушел из дому. Он сумел устроиться железнодорожным кондуктором.
Юноша хотел сам зарабатывать себе на жизнь, он уже видел, как в один прекрасный день уверенной походкой войдет в ту самую модную лавку на Майдане и купит себе кисти, коробку лучших красок и много-много холстов. Пусть все знают: Нико Пиросманашвили - настоящий художник…

Нико Пиросмани в молодости.

Нико Пиросмани Лев и солнце.

Но прошло полгода, а Нико все еще не мог перешагнуть порог заветного магазинчика. Каждый день, проходя мимо, он на минуту-другую задерживался у витрины. Как же несправедливо устроен мир, если работая с утра до ночи и питаясь лишь черствым хлебом с мацони, он скопил всего несколько жалких грошей!
Однако Нико не привык жаловаться: все не так плохо, пока в его холщовой сумке есть кусок грубой черной клеенки и пузырьки с мутными растворами самых разных цветов (Пиросманашвили сам готовил краски, особенно хорошо ему удавалась черная: зола, чуть-чуть печной копоти, несколько капель настоя коры дуба, толика масла - и получался прекрасный черный цвет).

Нико Пиросмани Дворник.
Нико Пиросмани Повар.
Нико Пиросмани Кормилица с ребенком.
Нико Пиросмани Разносчик муки.
Нико Пиросмани Мужчина с мешком для вина.

Но даже на клеенке, красками, которые у другого растеклись бы в одно мутное пятно, он так мастерски будет рисовать свои знаменитые натюрморты - палочки шашлыков, кувшины вина, запеченных барашков, что в 1902 году о нем напишут в газете:
«Талант, самородок, прекрасно изучивший древнегрузинскую и персидскую фреску...». Незнакомые слова, они так не вязались с Нико Пиросманашвили, простым парнем с рабочей окраины, но он запомнит их на всю жизнь. И длинными холодными ночами бездомный одинокий Нико повторял их про себя. От этого ему делалось чуть-чуть теплее...

Нико Пиросмани Кутеж кинто.

Было раннее утро. Нико, снимавший жалкую каморку у дворника, попробовал пошевелиться и открыть глаза, но ничего не вышло. Что это с ним? Ведь уже давно пора бежать на работу? Так, пожалуй, и места недолго лишиться. Поезда не ждут опоздавших. Попытался встать еще раз, но перед глазами поплыли огненные круги, и он без сил опустился на пол. Нико заболел. Неудивительно, если знать, какие сквозняки гуляют по вагонам.
Целую неделю он метался в жестоком жару. Спасибо дворницкой дочке, которая, боязливо заглядывая в каморку постояльца (отец запретил туда ходить, чтобы не подхватила заразу), приносила ему горячий травяной чай и горстку сухарей... Когда чуть окрепнувший Нико добрел до железнодорожной станции, оказалось, что его уже давно рассчитали. Какой-то шустрый паренек лет двадцати разгуливал по перрону в его любимой синей форменной фуражке кондуктора...

Так Нико остался без работы и без крова (дворник избавился от неудобного постояльца, задолжавшего ему плату за несколько месяцев). Мысли путались: куда идти, как жить дальше, если не можешь даже вздохнуть полной грудью - после болезни Нико казалось, что внутри него поселился какой-то неведомый зверь, когтистой лапой выворачивающий наизнанку все внутренности.
Дядя Нико даже прослезился, когда однажды в переулке на окраине города столкнулся с племянником - изможденным, худым, в рваных штанах и пиджаке с чужого плеча. Вот что получается, когда не слушаешь доброго совета родственника. Но ничего, у Нико еще есть возможность все исправить...

Вскоре Пиросманашвили стал хозяином собственной молочной лавки (торговцы с Майдана под поручительство дяди ссудили его небольшой суммой). Он тут же нарисовал большую вывеску - двух коров, удивленно косящих на покупателей вишневыми глазами, надел белый передник и встал за прилавок.

Нико Пиросмани Белая корова.

Кто бы мог подумать, что торговля окажется таким занятным делом! С утра до полудня он только успевал поворачиваться, отвешивая круглые головки свежего маслянистого сыра, разливая молоко и сливки и осторожно раскладывая в маленькие глиняные кувшинчики вкуснейший, сладковатый творог.

Нико Пиросмани Фруктовая лавка.

А когда солнце уже было высоко в зените, улучив минутку, он усаживался в тени возле порога и начинал рисовать. Сколько покупателей проходило перед ним за день? Не счесть... И мало кто из них догадывался, что лавочник Нико, неисправимый мечтатель и фантазер, рисовал их портреты на старой черной клеенке.

Нико Пиросмани Друзья Бегоса.

Нико Пиросмани Бездетный миллионер и бедная с детьми.

Много лет спустя Пиросманашвили будет вспоминать то время как самое благодатное в своей жизни. Он был уважаемым гражданином, честным тружеником, многие матери только и мечтали о том, чтобы пристроить ему в жены своих дочерей. Он давно стал своим человеком в модной художественной лавке и даже отложил немного денег на то, чтобы купить маленький домик на окраине Тифлиса. Жизнь, в которой все только стало налаживаться, рухнула в одночасье.

В Тифлис приехал театр миниатюр «Бель Вю», в котором, как поговаривали, блистала какая-то французская знаменитость.
7 апреля 1909 года «Тифлисский листок» сообщил о «единственном бенефисе прекрасной Маргариты де Севр (Marguerite de Sèvres), представляющей новый парижский жанр метаморфозы...»

Нико Пиросмани Актриса Маргарита.

Нико очень не любил шумных сборищ, поэтому, уныло плетясь вслед за другом, решившим вывести его в свет, уже представлял, как отчаянно он будет скучать. Так и случилось. Он уже собирался сбежать, как вдруг занавес поднялся и он увидел Ее. Шелковое платье, затянутое в талии, большой розовый цветок в волосах и туфли-лодочки. Маргарита окинула взглядом зал, поправила непокорную челку и запела низким грудным голосом. Девушка пела на французском, и Нико, не понимая ни слова, почувствовал, как у него засосало под ложечкой. Незатейливая песенка проникла прямо в душу. Нико не слышал гула оваций, не замечал, как некоторые особо рьяные поклонники, вручая Маргарите букеты, что-то интимно шептали на ушко. А она даже не пыталась отстраниться...

Нико Пиросмани Женщина с цветами и зонтиком.

Словно в тумане Пиросмани пробродил по городу целую ночь и на рассвете уже стоял у калитки самого известного садовника в предместье Ортачалы. В семь утра он, бережно прижимая к груди огромную охапку свежих роз, уже был в пустом вестибюле гостиницы, где остановилась Маргарита. Угрюмый швейцар, протирая кулаком глаза, никак не мог взять в толк, что хочет от него худой господин в несвежей рубашке и запыленных ботинках.
- Мадемуазель Маргарита? Барышня приказала никого к себе не пускать.
Хорошо, что у Нико осталось в кармане несколько монет, которые смягчили сердце упрямого старика...
Птицей взлетев на второй этаж, он стоит около заветной двери. Как же бешено бьется сердце! Дверь открыла служанка.

Нико Пиросмани Красавица.

Маргарита, полулежа на диване, что-то сердито пробурчала по-французски. Потом поднялась и, забрав букет у ошарашенного Нико, небрежно бросила его на подоконник. Опять эти несносные южные цветы, от которых так сильно болит голова! Маргарита порылась в сумочке и, вложив серебряную монетку в ладонь Нико, тут же забыла о его существовании. Лениво потянувшись, она сбросила с плеч легкий халат и, оставшись в одной рубашке, залюбовалась своим отражением в зеркале: копна блестящих волос, матовая кожа, высокая грудь. Нико смотрел как зачарованный.
И вдруг в одну секунду красавица превратилась в разъяренную львицу как, этот оборванец до сих пор здесь?! «Пошель вон! Убираться!» Еще несколько дней, засыпая и просыпаясь, он слышал эти слова, свистящие над ухом, словно удар кнута.

Нико Пиросмани Женщина с бокалом пива.

Маргарита была права: не стоило Нико стоять этаким чурбаном и таращиться на нее во все глаза. Она приняла его за посыльного - что ж, поделом. Всклокоченные волосы, щетина на щеках, видавший виды костюм. Что еще она могла о нем подумать?

Собираясь к Магарите во второй раз, Пиросманашвили тщательно подготовился. Выгреб всю кассу в молочной лавке, прихватил деньги, отложенные на домик, и первым делом отправился в лучший платяной магазинчик и парикмахерскую. Новый щегольской костюм с иголочки, лаковые штиблеты, напомаженные волосы. Оставалось только съездить в предместье Ортачалы...

Лакеи гостиницы падали от усталости, битый час поднимая на второй этаж огромные корзины: лилии, камелии, нарциссы, розы. А цветы все прибывали.
Маргарита слегла с жесточайшей мигренью: какой-то сумасшедший поклонник, видимо, мечтает, чтобы ее бедная голова лопнула от боли. Эти ужасные цветы до отказа заполнили ее небольшой номер, да что там номер - весь этаж, всю гостиницу! Маргарита лежала с мокрым полотенцем на лбу и каждую минуту грозила отдать Богу душу. Однако все же попросила служанку выяснить, что за знатный господин (только богатый поклонник мог так безбожно сорить деньгами!) добивается ее расположения...

Прислуге и выяснять ничего не пришлось: Нико Пиросманашвили, лавочник средней руки, уже стоял на пороге ее комнаты.
Маргарита долго не могла прийти в себя от разочарования: худой, нескладный, потративший, видно, все свои сбережения на этот кричаще-дорогой костюм и противные цветы. Где же это видано - скупить пять садов на корню! Положительно, парень настоящий глупец. Как это говорится по-русски? Дурень? Да, дурень, напрочь лишившийся рассудка...
Девушка заставила себя улыбнуться: «Merci, Monsieur, ви есть очень любезны...»

Нико Пиросмани Красавица с веером.

А Нико уже стоял на коленях: не согласится ли мадемуазель Маргарита прогуляться с ним вечером по городу? Маргарита согласилась: может, этот сумасшедший подарит премиленькое кольцо с бриллиантом, которое она пару дней назад заприметила в витрине ювелирного магазина? В конце концов, она ничего не теряет...
Если бы у Нико остались хоть какие-то деньги, он непременно подарил бы любимой и прекрасное атласное платье, шитое бисером, на которое она указала ему точеным пальчиком, и то кольцо... Но в карманах пусто, и Нико Пиросманашвили весь вечер читает Маргарите стихи. Читает без остановки, и, хотя девушка не знает ни слова по-грузински, Нико мог поклясться, что она поняла, о чем они. Даже каменная глыба не смогла бы остаться равнодушной к словам любви, идущим из самого сердца.

Пиросмани не помнил, сколько длилось его счастье: день, неделю, а может быть, целую вечность... Однажды вечером он, как всегда робко, постучал в дверь ее номера. Но никто не ответил, и Нико отважился легонько толкнуть ее рукой. Да так и застыл на пороге: окна распахнуты, старые афиши в беспорядке разбросаны на полу, крошечные туфельки со сбитыми каблуками лежат в углу, голубая шляпная лента зацепилась за дверь шкафа...

Нико сидел на берегу Куры, глядя на мутный пенистый поток. Уехала...
Не простившись, не оставив ничего на память о себе. Лишь голубую шляпную ленту, которую он унес из гостиницы, и которую будет беречь до конца своих дней. (Писали, что актриса уехала инкогнито с каким-то богатым грузинским офицером).

Нико снова стал бедняком. В его лавке появился новый хозяин, первым делом он приказал замазать зеленой краской двух коров на вывеске, написав вместо этого коротко и ясно: «Молочная»...
В городе над Пиросмани смеялись: надо же, потратить состояние на какую-то певичку из варьете! Поделом, теперь узнает, что значит экономить каждую копейку.
Так художник Нико сделался простым маляром, и отныне его живопись украшала лишь закопченные стены духанов.
В 1912 году в Тифлис из Парижа приехали знаменитые художники Кирилл Зданевич и Михаил Ле Дантю.

Справка:
_________________________________________

Михаил Васильевич Ледантю (Лё-Дантю)

Русский художник. Большое влияние на творчество оказала полугодовая поездка в 1912 году Тифлис, в дом родителей его друга Кирилла Зданевича. Там Ледантю обращает внимание на работы неизвестного художника-самоучки Нико Пиросманишвили, украшающие стены, вывески.
Наиболее известной работой самого художника считается полотно «Сазандар» (портрет играющего грузинского музыканта).
_________________________________________

Кирилл Михайлович Зданевич

1892, Коджори, под Тифлисом - 1969, Тбилиси

Грузинский советский художник, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР, старший брат художника Ильи Зданевича. Испытал влияние кубофутуризма, основатель «оркестровой живописи» и «всёчества», участник группы «41». Работал в театре, выступал как график и книжный иллюстратор.
Отец - поляк, преподаватель французского языка М. А. Зданевич, мать - грузинка, пианистка, ученица П.Чайковского, урожденная В. К. Гамкрелидзе.
Кирилл закончил курсы живописи и рисования Н. В. Склифосовского в Тифлисе, поступил в Академию Художеств в Петербурге, но курса не закончил.
В 1913 вместе с братом и М. В.Лё-Дантю открыл живопись Н.Пиросмани. Был близок к М. Ларионову и Н.Гончаровой, входил в объединение «Ослиный Хвост» и «Мишень».
В Париже занимался в мастерской А.Архипенко, заслужил похвалу П.Пикассо.
В 1917-1920 жил в независимой Грузии, в 1920-1921 в Константинополе и Париже, затем снова в Тифлисе. Принимал участие в деятельности грузинских футуристов, оформлял спектакли в театре им. Шота Руставели.
30 июля 1949 был арестован, приговорен к 15 годам, сослан в Воркуту.
Освобожден 25 февраля 1957, в марте того же года был реабилитирован и вернулся в Тбилиси.
_________________________________________

Благодаря им, были спасены «Кутеж кинто», «Черный лев», «Ортачальские красавицы», «Актриса Маргарита» и еще 80 картин Пиросмани, нарисованных на грубой клеенке и пылившихся где-то среди дворницкой ветоши.

Нико Пиросмани Портрет Александра Гаранова.

Нико Пиросмани Сестра и брат.

Нико Пиросмани Продавец дров.
Нико Пиросмани Холодное пиво.
Нико Пиросмани Сын богатого кинто.
Нико Пиросмани Мужчина с бочонком.
Нико Пиросмани Девочка с шариком.

Именно Зданевич в 1969 году устроил первую персональную выставку Пиросмани в Лувре. Признание пришло к художнику спустя полвека после того, как его не стало.
(В Википедии есть сведения, что однодневная выставка произведений Пиросманашвили прошла в мастерской Кирилла Зданевича в Тифлисе еще 5 мая 1916 года. Она имела относительный успех, и в 1916 году было решено пригласить Пиросманашвили во вновь созданное Общество грузинских художников).

Пиросманашвили в зарисовках грузинских художников, сделанных на заседании Грузинского художественного общества в мае 1916 года.
Рисунок Ш.Кикодзе
Рисунок А.Мревлишвили
Рисунок Я.Николадзе

В 1918 году Пиросмани, седой, худой как скелет, не приходя в сознание, скончался в тифлисской больнице. Могила его так и не была найдена.
(Пиросмани скончался в Тифлисе 5 мая 1918 года от голода и болезни. Он провёл три дня в подвале дома 29 на Молоканской улице. Обнаружив, его отвезли в больницу, где художник через полтора дня скончался).

Нико Пиросмани

Маленькая аккуратно одетая дама со сморщенным, словно печеное яблоко, лицом вот уже который день приходила в Лувр только для того, чтобы провести пару часов, разглядывая одну-единственную картину - портрет актрисы Маргариты. Мало кто сейчас узнал бы в этой старушке прекрасную мадемуазель де Севр...
Ей потребовалось немало усилий, чтобы вспомнить давние гастроли в Тифлисе и чудаковатого обожателя, завалившего ее цветами. Жаль только, что она совсем забыла его лицо...
Мадам оглянулась по сторонам и, убедившись, что в огромном зале до нее никому нет дела, подошла и поцеловала картину. Пусть простит ее художник Нико Пиросмани, простит актрису Маргариту, которая оказалась недостойна его любви...

Нико Пиросмани Пикник.

Варвара Холупец
журнал "Караван историй"

Нико Пиросмани - художник, жизнь которого практически нигде не задокументирована, будто и не было вовсе такого человека. Но он был. Был и творил свои незамысловатые и пронзительные картины так же просто, как жил.

Детство и юность

Пока точно не удалось установить, в каком году родился грузинский художник Пиросмани. Искусствоведы предполагают, что это произошло в 1862-м. Нико Пироманошвили жил в бедной крестьянской семье в селе Мирзаани. Он был самым младшим ребенком и помогал отцу по хозяйству. Однако работа на земле не захватывала его. Каждую свободную минуту он посвящал рисованию. Воссоздавал на старой оберточной бумаге с помощью огрызка карандаша все, что его окружало: гроздья винограда, треснувший кувшин, куцего пса…

В восьмилетнем возрасте мальчик теряет отца, а вскоре и мать со старшим братом. С тех пор он зарабатывал себе на жизнь сам. Ходит по окрестным селам и перебивается мелкими подработками. Естественно, что в такой сложной жизненной ситуации ни о каком образовании, а уж тем более художественном, и речи быть не могло. Однако Нико все же обучился читать на русском и грузинском языках.

Путь к искусству

Еще с юности будущий художник Нико Пиросмани брал уроки живописи у странствующих мастеров. У них он перенял умение разрисовывать вывески для магазинов и трактиров. В восьмидесятых годах Нико предпринял попытку открыть мастерскую художественной росписи вместе со своим другом, тоже художником. Однако эта идея с треском провалилась: заказов практически не было и мастерскую пришлось закрыть.

Скопив небольшой капитал, работая кондуктором на железной дороге, Пиросмани вкладывает деньги в молочную торговлю. Однако Нико был человеком творческим, торговля была ему чужда. Но он получал небольшой доход от молочной лавки, на том и закончились его предпринимательские попытки.

Начало XX века стало целой эпохой в творчестве Пиросмани. Художник полностью посвящает себя искусству. Он вновь возвращается к изготовлению вывесок, а также увлекается созданием декоративных панно. Именно в этот период Нико много рисует на клеенке с помощью самостоятельно изготовленных красок. Особенно удачно ему удавалась черная. Пиросмани добавлял в золу печную копоть, настой коры дуба и пару капель масла. Клеенки были белого или черного цвета. И там, где нужно было отобразить эти оттенки, он просто оставлял незакрашенные участки. Так художник выработал один из своих уникальных приемов. Особенно впечатляюще он смотрится на портретах, придавая картине необычайную глубину и пронзительность.

Первые успехи

В десятых годах XX века на Нико обращают внимание в профессиональных кругах. Художник-футурист Кирилл Зданевич приобретает большое количество картин Пиросмани, некоторые из них были написаны на заказ. Брат Кирилла, Илья, опубликовал о Нико статью «Художник-самородок» в местной газете. И уже в марте 1913 года картины самоучки были выставлены на выставке в Москве. Конечно, это была не персональная выставка, но тем не менее личный грандиозный успех для бедного крестьянина из грузинского села.

В 1916 году наконец удалось устроить выставку, где были представлены исключительно работы Пиросмани. Самородок получил определенную известность. Он был приглашен в Общество грузинских художников, его произведения стали покупать для частных коллекций. Однако, несмотря на это, художник Пиросмани, имя которого стало ассоциироваться с аутентичным творчеством, умер в нищете и бедности.

След в искусстве

Примитивизм - стиль живописи, характерный для художника Пиросмани, - это художественное воплощение детских рисунков. Наивные по своему исполнению и честные по эмоциональной составляющей, эти картины не несут в себе ничего напыщенного, лишнего, наносного. Лишь простота восприятия жизни, какой бы она ни была. Рисовал Нико быстро. Мог создать картину всего за несколько дней. Он не любил что-либо исправлять или дорабатывать в произведении - как вышло, так и вышло.

Основные мотивы в творчестве Нико Пиросмани анималистические. Животных художник изображал со взглядом человеческих глаз, трогательных, на которые, кажется, вот-вот навернутся слезы. Друзья Нико утверждали, что, изображая животных, Пиросмани на самом деле больше рисует самого себя, нежели жирафа или барашка. Из-за того что они были исполнены в самобытной технике, животные выглядели особенно беззащитными и одинокими.

Также одной из излюбленных тем было изображение пиров и застолий. Богатые столы ломятся от яств, вино льется рекой, люди веселятся, забывая о тяготах жизни. Все это имело огромный контраст с реалиями жизни художника - бедной, голодной, одинокой. Рисовал Пиросмани и портреты, но зачастую не с натуры, а просто перерисовывал изображение с фотографии.

Сохранилось не так уж и много работ руки художника-самоучки. В основном мы можем оценить творчество Пиросмани по его вывескам для магазинов и таверен.

Самые известные картины

Нико Пиросмани - художник, картины которого поражают своей пронзительностью. «Актриса Маргарита» - это произведение, которое однажды было выставлено в Лувре. Говорят, что на выставку приходила даже сама француженка, изображенная на полотне, и долго смотрела на картину, не отрывая глаз. Художник подчеркнул изящность ножки актрисы, тонкую талию девушки. С большой любовью он изобразил Маргариту, ради которой однажды пошел на отчаянный шаг.

Произведение «Бездетный миллионер и бедная с детьми» как будто показывает, в чем истинное богатство. Сухие пеньки деревьев на заднем плане подчеркивают бессмысленность жизни, которую невозможно увековечить в потомках.

В картине «Сбор винограда» можно видеть художественное развитие Пиросмани. Он применил прием изображения перспективы - виноградники, уходящие вдаль, подчеркивающие плодородную, богатую грузинскую землю. Художник также нарисовал пробивающийся свет сквозь листья - попытка поиграть светом и тенью.

Каким он был?

Художник Пиросмани, имя которого теперь известно на весь мир, был загадкой для современников и остался неразгаданной тайной и для нас. В конце 1910 годов поклонники творчества художника начали ходить по деревне и собирать о нем информацию, чтобы составить если не биографию, то хотя бы приблизительный портрет Нико. Из отзывов крестьян мы знаем, что Пиросмани обладал взрывным характером и неуравновешенным нравом. Прямолинейный, эмоциональный, отчаянный. Соседи говорили, что у художника семь пятниц на неделе, будто он не от мира сего. Такие пересуды подкрепляли рассказы самого Нико о том, что он видит святых и кисть его «сама пишет».

Запутанный след

Известно, что художник вел переписку со своей сестрой, но письма эти не сохранились. Их сожгла сама девушка, видимо, напуганная тем, что в близлежащих селах незнакомые люди все больше стали расспрашивать о брате.

Говорят, что у Нико была тетрадь, с которой он никогда не расставался и постоянно делал в ней записи. Но еще при жизни художника эти заметки где-то затерялись. И только незадолго до смерти Пиросмани встретил образованных людей, которые понимали ценность жизни Нико и зафиксировали события встречи с ним и личные впечатления.

  • В 1969 году в Лувре состоялась персональная выставка Нико Пиросмани.
  • История несчастливой любви бедного художника из песни «Миллион алых роз» была взята из жизни Нико Пиросмани. Художник потратил все свои сбережения, чтобы одарить приехавшую в Тифлис французскую актрису Маргариту де Севр.
  • Картина «Арсенальская гора ночью» была продана за 1,2 млн долларов на аукционе Christie’s. Работа была представлена в разделе «Русское искусство», что вызвало недовольство грузинского сообщества.
  • Художник Пиросмани, биография которого наполнена трагическими моментами, вдохновил на творчество многих творцов. О нем снято три фильма (один из них короткометражный). Нико посвящали стихи Булат Окуджава, Андрей Вознесенский,

Художник Нико Пиросмани долгое время был непризнанным. Разработав свою собственную, для некоторых прямо-таки невообразимую технику живописи, он творчество ставил превыше всего. И, несмотря на свою нелегкую жизнь, наполненную тяготами и лишениями, возможно, он с помощью своих картин находил временное утешение. Давайте посмотрим его биографию и картины в хорошем качестве с названиями.Будучи тифлисским бедняком, с помощью простых материалов и дешевых красок собственного изготовления он порой создавал творения с остросоциальным смыслом.

Биография Нико Пиросмани

Николай Пиросманишвили

Николай Асланович Пиросманишвили или Нико Пиросмани (как он сам себя предпочитал называть) родился приблизительно в 1862 году в простой крестьянской семье в кахетском селе Мирзаани. Будучи еще мальчишкой, он осиротел, затем потерял и сестру.

В молодости он вынужден был некоторое время заниматься торговлей и работать в товарных поездах тормозным кондуктором. Незаметно для самого себя он увлекается живописью, расписывая стены своей лавки.

Пожалуй, чуть ли не вся жизнь и биография Пиросманишвили – это испытания бедностью и голодом. Часто он зарабатывал себе буквально на ужин и стакан вина тем, что расписывал вывески для увеселительных заведений . Но, возможно, если бы его судьба была легкой и сытой, то мы бы и не познали творческую натуру этого человека.

Удивительно простая, но уникальная техника творчества

Поразительно то, что живя впроголодь и испытывая тяжкую нужду, художник Пиросмани часто писал картины, олицетворяющие пиры, гуляния, богатые застолья. Кое-кто находит в его творениях схожесть с древнегрузинскими фресками. И, действительно, есть в его работах что-то величественное, но при этом простое и душевное.

Картины Пиросмани


«Вывеска пивной»
Семья оленей
Пасхальный барашек
Картина «Лев и солнце»

Картина «Свири»

Являясь художником-самоучкой, он самостоятельно выработал свой стиль, который в художестве именуют примитивизмом . Писал Пиросманашвили быстро, легко, не желая исправлять неточности. Если вам интересны другие направления в искусстве , предлагаем .

Самостоятельно выучив грузинский и русский языки, он на вывесках делал надписи и на одном, и на другом языке. При этом, нередко он делал ошибки в русских словах, но, по-видимому, не очень переживал по этому поводу.


Нико Пиросмани, картина «Актриса Маргарита»

Прежде всего, художник проявил себя как анималист и создатель портретов, отлично писал по фотографиям.


Картина «Женщина с кружкой пива»
«Охота и вид на черное море»
Баран (Пиросмани)
Картина Кутеж
«Кахетинский эпос»


Картина «Большой кувшин вина в лесу»

Кому-то может показаться странным, что Нико писал на картоне, обычной белой или черной клеенке. Это объясняется просто — клеенка была в любом, самом бедном грузинском доме, а для талантливого художника даже этот материал и несколько дешевых красок не станут препятствием на пути создания шедевра .

Это была любовь с первого взгляда. Одна-единственная встреча, одно признание в любви. Но зато какое! По сей день нет другой счастливицы, которая, проснувшись поутру, увидела под своими окнами море цветов. Так тбилисский художник Нико Пиросмани объяснился в любви Маргарите де Севр – французской танцовщице. Казалось бы, хорошая завязка для счастливой истории. Но увы… Они пошли по жизни каждый своей дорогой.

Жизнь грузинского художника Нико Пиросмани окружена легендами, которые слагали его друзья и почитатели. Одна из них – о любви художника к танцовщице – стала символом бескорыстной безответной любви. Нико полюбил прекрасный образ, без следа растаявший в туманной дали. Мимолетная встреча разрушила его жизнь – короткий миг счастья обернулся годами тоски и скитаний. Мы помним Нико Пиросмани не только благодаря самобытному таланту и богатому творческому наследию. Мало кого оставляет равнодушным история о бедном художнике, подарившем любимой женщине миллион роз. Она вдохновляет любящих на милые сумасбродства и дарит женщинам надежду.

Рожденный художником

В 1862 году на востоке Грузии, в кахетинском селе Мирзаани, в бедной крестьянской семье родился четвертый ребенок – сын Нико (Николай Асланович Пиросманашвили). У мальчика были старший брат и сестры. Нико сызмальства помогал отцу возделывать землю, а едва выпадала свободная минутка, мчался в дом, где его ждали огрызок карандаша и обрывок бумаги. Ребенок старательно выписывал различную утварь, животных, людей – в нем просыпался художник. Родные не одобряли увлечение Нико, но он упрямо продолжал живописные опыты.

Тяжелый крестьянский труд вскоре загнал отца в гроб, он умер, когда Нико едва исполнилось 8 лет. После смерти кормильца семьи сестра Мариам, вышедшая замуж и переехавшая в Тифлис (Тбилиси), забрала к себе младшего брата. Мальчишке столица понравилась, но жить ему тут довелось недолго. Сестра вскоре умерла, и Нико вернулся в родное село. Но беды продолжали преследовать семью Пиросманашвили - умерли мать и брат Георгий. В доме второй замужней сестры осиротевшему мальчугану места не нашлось, и он остался совсем один. Но мир не без добрых людей. Сироту пригрела богатая армянская семья Калантаровых, у которых отец Нико работал садовником в последние годы жизни. Калантаровы жили в Тбилиси, и вместе с обретенными братьями и сестрами Нико снова попал в полюбившийся город. И тех пор имена Пиросмани и города неразрывно связаны, легенды о любимом Нико горожане передают из поколения в поколение. И нам уже, пожалуй, не дано будет узнать, что в них быль, а что - вымысел.

Жизнь в семье Калантаровых была веселой и беззаботной. Нико обучили русской и грузинской грамоте, хотели дать ему навыки какого-нибудь ремесла, но лишь рисование по-прежнему занимало все его мысли. Иногда он брал уроки у странствующих живописцев, которые делились нехитрыми приемами мастерства. Часто Нико в одиночку отправлялся гулять по городу, на улицах которого черпал сюжеты для своих полотен.

Калантаровы очень привязались к Нико и с гордостью демонстрировали всем гостям творения названного сына и брата. Мальчик тоже питал к благодетелям нежные чувства, особенно к одной из них. Он всей душой полюбил старшую дочь Калантаровых Элизабет. Нико прожил в приемной семье почти 15 лет. И когда ему исполнилось 27 лет, он решил открыть свое сердце Элизабет и попросил ее руки. И тут стало ясно, что общее детство и долгие годы жизни под одной крышей не разрушили сословные барьеры. Юноше открыто не сказали, но тонко дали понять, что крестьянскому сыну без гроша в кармане не пристало мечтать о богатой наследнице… (Правда, бытует мнение, что Элизабет отказала Пиросмани, потому что считала его братом.) Отказ девушки глубоко ранил Нико, которому пришлось распрощаться с мечтой о счастливой любви. Он не мог больше оставаться в ставшем чужом доме среди людей, отказавшихся признать его ровней. Парень оправился куда глаза глядят. С этого дня он ни разу не виделся с Калантаровыми. Нико перебивался случайными заработками и мечтал открыть живописную мастерскую, чтобы зарабатывать на жизнь любимым делом. Но заказчики не спешили к нему. И Нико пошел работать на железную дорогу. Постоянные разъезды отрывали художника от кисти с красками, к тому же Нико оказался слишком рассеянным для такой ответственной работы - он постоянно витал в облаках. Не в силах больше тянуть лямку, Нико уволился и купил молочную лавку – на сэкономленные деньги и выходное пособие. Пиросмани попросил давнего друга вести дела в лавке, сам же всецело отдался живописи. Он без устали писал картины и продавал их, часто за столь ничтожную сумму, что она не покрывала расходы на краску. Рисовал Нико и для друзей и знакомых. Иногда он отказывался от платы наличными и просил купить ему хорошие краски.

Мелкий люд Тбилиси искренне полюбил художника, у него появилось множество друзей. Немногословный и довольно замкнутый человек, в кругу приятелей Нико преображался и вел с ними долгие беседы. Но иногда он вдруг замолкал, становился задумчивым, его взгляд устремлялся вдаль. Потом поднимался в мастерскую, где рождалось очередное творение. Нико рисовал одиноких людей с неизъяснимой тоской в глазах. Он сам оставался бесконечно одиноким в многоголосом городе, в шумной толпе друзей и приятелей.
Но приступы меланхолии сменялись весельем, и Нико отправлялся в Ортачальские сады – место, где были сосредоточены увеселительные заведения Тбилиси. Благо деньги в его карманах водились, он даже подумывал о покупке небольшого домика на окраине Тбилиси. Но эти планы были забыты в прекрасный весенний день, когда Нико встретил любовь. И потерял голову.

Душистый дар любви

Тбилиси в начале ХХ века славился как место, где можно было увидеть выступления европейских знаменитостей. В марте 1909 года на улицах города появились афиши, зазывавшие публику на выступление французского театра миниатюр «Бель вю». Особой приманкой устроители гастролей считали красавицу-танцовщицу и шансонье Маргариту де Севр. Пиросмани в тот вечер пировал с друзьями в Орточальском саду, а затем все вместе они отправились в варьете. Нико лениво вошел в зал… и замер. На сцене пела и танцевала изящная девушка с чарующим нежным голосом, искрящимися глазами и осиной талией. Зал купался в обаянии Маргариты, от которой, казалось, исходило сияние. Вечер прошел как в тумане. После концерта Пиросмани пил, пел и веселился. Но было видно, что его точит затаенная мысль. Внезапно, будто на что-то решившись, Нико покинул приятелей и скрылся в ночи. Друзья художника и предположить не могли, что он задумал.

Утром следующего дня Тбилиси замер в удивлении, не понимая, что происходит. По улице тянулась процессия, окутанная дивным ароматом. Девять повозок везли к временному пристанищу Маргариты груды всевозможных цветов. Подъехав к дому танцовщицы, возницы стали неспешно сгружать свой необычный груз. Через несколько мгновений серая мостовая превратилась в дивный цветистый ковер. Горожане робко останавливались, боясь растоптать нежное послание любви.

«Казалось, арбы свозили сюда цветы не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии…Никто не решался первым ступить на этот цветущий ковер, доходивший людям до самых колен…Каких цветов тут только не было! Бессмысленно их перечислять! Поздняя иранская сирень. Там в каждой чашечке скрывалась маленькая, как песчинка, капля холодной влаги… Густая акация с отливающими серебром лепестками. Дикий боярышник – его запах был тем крепче, чем каменистее была почва, на которой он рос. Нежная синяя вероника, бегония и множество разноцветных анемон. Изящная красавица жимолость в розовом дыму, красные воронки ипомеи, лилии, мак, всегда вырастающий на скалах именно там, где упала хотя бы самая маленькая капля птичьей крови, настурция, пионы и розы, розы, розы всех размеров, всех запахов, всех цветов – от черной до белой и от золотой до бледно-розовой, как ранняя заря. И тысячи других цветов», - так описал необычный дар художника Константин Паустовский в своей «Повести о жизни». Легенда эта жила в памяти тбилисцев, и они спустя десятилетия охотно делились воспоминаниями о своем любимце Нико, дополняя ее все новыми подробностями. Последующие события рассказчики преподносят по-разному. По одной из версий, в тот день Пиросмани вновь устроил веселую пирушку для друзей, хотя сам оставался напряженным. Когда ему принесли приглашение Маргариты, тронутой щедрым подарком, навестить ее, он отказался. Спустя некоторое время художник все же решился навестить мадемуазель де Севр, но птичка уже упорхнула в компании богатого покровителя. Согласно версии, рассказанной Паустовским, в то весеннее утро, Маргарита, разбуженная смехом и восхищенными возгласами, доносящимися с улицы, выглянула в окно и обомлела. Она тут же, нарядившись, словно на праздник, сбежала вниз и замерла перед цветочным морем. Тут с другого конца душистого ковра к ней подошел человек с грустными глазами, и Маргарита все поняла. Она обняла его и поцеловала в знак благодарности. Но любовь бедного художника не нашла отклика в ее душе. Вскоре после этой единственной встречи Маргарита покинула Тбилиси.

Нико Пиросмани стал нищим. Художник продал свою лавку, чтобы купить все цветы в городе для любимой женщины. И опять его мечта рассыпалась в прах. Любовь не нашла пристанища в его доме, а без нее жизнь Нико потеряла смысл. Он скитался по улицам Тбилиси и пристрастился к выпивке. Художник ночевал у добрых людей, а иногда и вовсе на улице. Разбитому сердцу оставалось одно утешение – живопись. Пиросмани не переставал писать – по велению души и выполняя заказы. Правда, дохода любимое занятие не приносило. Он часто отдавал работы в качестве платы за ночлег, еду, рюмку водки. Нико сторонился людей и больше ни с кем не вел задушевных бесед. Постоянные лишения, холод и голод сделали свое черное дело – Нико тяжело заболел и перестал появляться на людях. Тут как раз пришло смутное время перемен, и друзья художника потеряли его из виду. Когда они хватились, то долго не могли разыскать Нико. Наконец, кто-то обнаружил его в сыром темном подвале. Пиросмани умирал. Художника отвезли в больницу, где он и умер 5 мая 1918 года. Похоронили великого сына Грузии как безвестного бедняка, могила его утеряна.

Прощание со слезами

Эта история получила продолжение 50 лет спустя. К тому времени имя Нико Пиросмани было извлечено из забвения, его работы хоть и вызывали ожесточенные споры, но о них заговорили. Самобытный талант художника получил признание, выставки его работ проводились по всему СССР и за границей. В 1959 году картины Пиросмани оправились в Париж, в Лувр.

Толпы любителей живописи стекались во дворец. И была среди них пожилая женщина, которая замерла перед картиной «Актриса Маргарита». Она все смотрела и смотрела, а потом наклонилась и поцеловала полотно. Это была Маргарита де Севр – она приветствовала своего рыцаря и прощалась с ним. Любимая женщина Нико Пиросмани посещала выставку каждый день – она подолгу стояла у своего портрета, и слезы текли по ее щекам. Маргарита упустила истинную любовь – такую, что одна на миллион.

Быть может, и не было этой запоздалой встречи с судьбой. Но легенда о ней живет…

Официальных сведений о жизни Нико Пиросмани (Николая Аслановича Пиросманашвили) почти нет. Неизвестна даже точная дата его рождения. Известно только, что он родился в 1862 году в Кахетии в селе Мирзаани в семье крестьянина. Был он самым младшим ребёнком в семье, в которой было четверо детей - Нико, две его сестры и брат. Когда мальчику было 8 лет, умер его отец, а вскоре затем умерли мать и старший брат.

В 1870 же году Нико перебирается в Тифлис. Там он научится читать и писать по-грузински и по-русски, хотя никакого систематического образования он так и не получил. А мальчику очень хотелось рисовать. Поэтому он учился живописи у странствующих художников, которые расписывали вывески лавок и духанов.

В середине 1880-х годов Нико вместе с художником Гиго Зазиашвили, таким же самоучкой, как и он, открыл в Тифлисе мастерскую декоративной росписи. По слухам, первую вывеску они выполнили бесплатно, а других заказов не получили.

В 1890 году Пиросмани поступил на работу тормозным кондуктором на железную дорогу, где неоднократно был оштрафован за различные нарушения. Поэтому 17 января 1894 года он уволился по собственному желанию. Выходное пособие же он вложил в молочную торговлю и вместе с компаньоном Димитре Алугишвили открыл молочную лавку, для которой нарисовал две вывески "Белая корова" и "Чёрная корова".

Тифлис
Н ико Пиросмани


Сам Нико, однако, особенного интереса к торговле не проявлял, часто покидал лавку, ездил в Мирзаани к родственникам. Как теперь бы сказали: у него не было предпринимательской жилки.

В конце 1890-х годов компаньон Нико, Димитре Алугишвили, выдавал ему по рублю в день на проживание.
Примерно в 1900 году Пиросмани прекратил занятия торговлей и начал зарабатывать себе на жизнь живописью.

Среди людей, которые лично знали Пиросмани, он получил репутацию человека с нестабильной психикой, с которым невозможно было иметь дело. Этому способствовали его утверждения, будто он видит святых, а его кисть "пишет сама". Все окружающие считали его человеком не от мира сего.

С 1895 года Нико Пиросмани много пишет, создавая для торговых заведений вывески и декоративные панно.
В большинстве случаев писал он красками собственного изготовления на чёрной или белой клеёнке, снятой со стола.

До 1912 года Пиросмани не имел никаких контактов с представителями художественного мира Тбилиси.

Летом 1912 года творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы братья поэт Илья и художник Кирилл Зданевичи, а также их друг, художник Михаил Лё-Дантю.
Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие из которых художник выполнил на заказ. 10 февраля 1913 года Илья Зданевич опубликовал в газете "Закавказская речь" статью о творчестве Пиросманашвили под заглавием "Художник-самородок".

24 марта 1913 года в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов "Мишень", где, наряду с произведениями известных художников, были выставлены и несколько картин Пиросмани, привезённые из Тбилиси Ильёй Зданевичем.

Приблизительно в это же время творчеством Нико Пиросмани заинтересовались молодые грузинские художники. Кое-кто из них даже начал собирать коллекции его произведений.

В августе 1914 года, после начала Первой мировой войны, в России был введён сухой закон. Материальное положение Пиросмани и без того неблестящее значительно ухудшилось, так как существенной частью дохода Нико было изготовление вывесок для питейных заведений.

Портрет Ильи Зданевича
Нико Пиросмани

5 мая 1916 года в мастерской Кирилла Зданевича в Тифлисе прошла однодневная выставка произведений Пиросмани. Выставка имела определённый успех, и в этом же году было решено пригласить Нико Пиросманашвили во вновь созданное Общество грузинских художников.
После этого Пиросмани стал достаточно популярен - его живописью в Тифлисе стала интересоваться публика, появились собиратели его картин. Что, впрочем, почти не сказалось на финансовом положении художника - до конца жизни большую часть времени он жил в полной нищете, ночевал в подвалах.

Умер Нико Пиросмани в Тифлисе 5 мая 1918 года от голода и болезни. Он провёл три дня в подвале дома 29 на Молоканской улице. Когда его обнаружили, его отвезли в больницу, а через полтора дня Нико Пиросмани скончался.
Неизвестно даже, где его могила.

Уже в советское время, когда появился интерес к творчеству художников-примитивистов, была попытка могилу художника найти. Какой-то старый житель Тбилиси взялся показать на кладище место захоронения Пиросмани. Каков же был его конфуз, когда после вскрытия могилы оказалось, что скелет, лежавший в ней, был женским.



Фотографии Тифлиса 1896-1900 годов

Вот в таком Тбилиси в 1895 году родился мой дед по матери Беридзе Иван (Иванэ) Петрович - солдат трёх воен: Первой мировой, гражданской на стороне Красной Армии и Великой Отечественной, который, как и все мои родные старшего поколения, покоится на заброшенном православном кладбище в городе Грозном, куда после гражданской войны его завела судьба.
Весь этот сюжет посвящается не только художнику Пиросмани, но и светлой памяти моего мудрого дедушки Вани.

Пиросмани
Нодар Гигаури на слова Ладо Асатиани
Поёт - ансамбль "Орэра"

Пиросмани
Ладо Асатиани

Перевод с грузинского
Екатерины Сосевич-Карпенко

Каждый грузин - молод, стар ли годами;
Каждая девушка, женщина-мать
Знают его, и не могут не знать!
В милом Тбилиси живал Пиросмани…

Умер - и свет восхищается им!
Он был не признан при жизни, к несчастью…
Утром с полотен кивает мне: "Здравствуй!" -
Славный Нико был соседом моим…

Он как безумный, не спавший, усталый,
Точно лунатик во мраке ночей,
Славил красавиц палитрой своей -
Часто голодный, и редко не пьяный…

Он рисовал облака в вышине,
Лозы и воды Мтквари в тумане…
Милый Тбилиси, где жил Пиросмани,
С детской поры полюбившийся мне!

Картины Нико Пиросмани отличает свой особый стиль - это неброская палитра, где нет пёстрой разноцветицы, где редко встречаются яркие краски, но, если всё же встречаются, то цвета эти глубокие и чистые. Поскольку Нико писал свои картины на белой или чёрной клеёнке, то, когда ему нужна была черная или белая краска, он просто клеёнку не зарисовывал, вот и получался очень интересный зрительный эффект от специфического чёрного или белого цвета самой клеёнки.

Ещё одна отличительная черта его живописи - жанровость. Присмотритесь к его портретам - это ведь бытовые зарисовки, никакой искусственности и напыщенности - кисть художника захватила всех этих персонажей в то время, когда они занимались своими привычными делами.

Всё то, что нарисовал Нико Пиросмани, и сегодня является источником вдохновения для других художников и скульпторов. Вот такая скульптура дворника (фотография справа) стоит на проспекте Николозо Бараташвили в Тбилиси.
Узнаёте? Ведь это же копия "Дворника с палкой" кисти Нико Пиросмани (иллюстрация картины в верхней бегущей строке).

"Пиросмани" - художественный фильм, снятый на киностудии "Грузия-фильм" (1969)