Нравственные проблемы в пьесе гроза. Нравственные проблемы в пьесе А. Н. Островского «Гроза Какие нравственные проблемы поднимаются в пьесе гроза

В трагедии Островского «Гроза» были широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова автор показал царящие там нравы. Он изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по «Домострою», и разгульность молодого поколения. Все персонажи трагедии можно разделить на две группы. Одни считают, что можно получить прощение за любой грех, если потом покаяться, а другая часть считает, что за грехом следует наказание и нет от него спасения. Здесь возникает одна из важнейших проблем человека в целом и героев «Грозы» в частности.

Покаяние как проблема появилось очень давно, когда человек поверил в то, что есть высшая сила, и убоялся ее. Он стал стараться вести себя так, чтобы умилостивить своим поведением богов. Люди постепенно вырабатывали способы умилостивления богов через определенные действия или поступки. Все нарушения этого кодекса считались неугодными богам, то есть грехом. Сначала люди просто приносили жертвы богам, делясь с ними тем, что имели. Апогеем этих отношений становится человеческое жертвоприношение, В противовес этому возникают религии монотеистические, то есть признающие одного Бога. Эти религии отказались от жертвоприношения и создали кодексы, определяющие нормы поведения человека. Эти кодексы стали святынями, так как считается, что они начертаны божественными силами. Примерами таких книг являются Библия христиан и Коран мусульман.

Нарушение устных или письменных норм является грехом и должно караться. Если сначала человек боялся быть убитым за прегрешения, то позже он начинает тревожиться за свою загробную жизнь. Человек начинает беспокоиться о том, что ждет его душу после смерти: вечное блаженство или вечное страдание. В блаженных местах можно оказаться за праведное поведение, то есть соблюдение норм, а грешники попадают туда, где будут вечно страдать. Тут-то и возникает покаяние, так как редкий человек мог про-

жить, не совершая грехов. Поэтому появляется возможность спастись от наказания, вымолив у Бога прощение. Таким образом, любой человек, даже последний грешник, получает надежду на спасение, если покается.
В «Грозе» проблема покаяния стоит особенно остро. Главная героиня трагедии, Катерина, переживает страшные муки совести. Она разрывается между законным мужем и Борисом, праведной жизнью и нравственным падением. Она не может запретить себе любить Бориса, но она сама себя казнит в душе, считая, что этим она отвергает Бога, так как муж для жены - это как Бог для церкви. Поэтому, изменяя мужу, она предает Бога, а значит, теряет всякую возможность спасения. Этот грех она считает непростительным и поэтому отрицает для себя возможность покаяния.

Катерина очень набожная, с детства она привыкла молиться Богу и даже видела ангелов, вот почему ее мучения столь сильны. Эти страдания доводят ее до того, что она, опасаясь кары Божьей (ее олицетворяет гроза), бросается в ноги мужу и признается ему во всем, отдавая свою жизнь в его руки. На это признание все реагируют по-разному, выявляя свое отношение к возможности покаяния. Кабанова предлагает зарыть ее в землю живьем, то есть считает, что нет возможности простить невестку. Тихон же, наоборот, прощает Катерину, то есть верит в то, что она получит прощение от Бога.
Катерина верит в покаяние: она боится внезапной смерти не потому, что жизнь ее прервется, а потому, что она предстанет перед Богом непокаявшейся, грешной.
Отношение людей к возможности покаяния проявляется, во время грозы. Гроза олицетворяет собой гнев Божий, и поэтому люди при виде грозы ищут пути спасения и ведут себя по-разному. Например, Кулигин хочет построить громоотводы и спасти от грозы людей; он считает, что люди могут спастись от кары Божьей, если покаются, тогда гнев Божий исчезнет через покаяние, как молнии уходят в землю через громоотвод. Дикой же уверен, что от гнева Божьего нельзя укрыться, то есть он не верит в возможность покаяния. Хотя надо заметить, что он может каяться, так как бросается в ноги мужику и просит прощения у него за то, что обругал.
Муки совести доводят Катерину до того, что она начинает думать о самоубийстве, которое христианская религия считает одним из самых тяжких грехов. Человек словно отвергает Бога, поэтому у самоубийц нет надежды на спасение. Тут возникает вопрос: каким образом такая набожная личность, как Катерина, смогла совершить самоубийство, зная, что этим она губит свою душу? Может, она вовсе и не верила в Бога по-настоящему? Надо сказать, что свою душу она считала уже загубленной и просто не захотела жить в муках дальше, без надежды на спасение.

Перед ней встает гамлетовский вопрос - быть или не быть? Сносить мучения на земле или же совершить самоубийство и тем самым прекратить свои страдания? Катерина доведена до отчаяния отношением к ней людей и муками собственной совести, поэтому она отвергает возможность спасения. Но развязка пьесы символична: получается так, что у героини есть надежда на спасение, так как она не тонет в воде, а разбивается о якорь. Якорь похож на часть креста, где основание обозначает Святой Грааль (чаша с кровью Господа). Святой Грааль и символизирует спасение. Таким образом, есть надежда, что она была прощена и спаслась.

Основным конфликтом в пьесе Островского *« Гроза» является столкновение Катерины, главной героини, с «темным царством» жестокого деспотизма и слепого невежества. Оно приводит ее к самоубийству после множества мучений и терзаний. Но это не послужило причиной разногласий Катерины с этим «темным царством». Это чувство нравственного долга Катерины, совладать с которым, закрыть глаза на который она не может в силу своей духовной чистоты. Поэтому проблема нравственного долга всюду пронизывает основной конфликт драмы Островского «Гроза» и является одной из основных. В связи с этим я и собираюсь поговорить о ней.

Роль нравственного конфликта в пьесе чрезвычайно важна. Влияние нравственного долга стало одной из причин гибели Катерины. Давление чуждого ей быта, которое было очень велико для нее, внесло разлад в ее внутренний мир и вызвало конфликт между ее личностными помыслами и обязанностями, поставленными морально-этическими законами того времени. Правила общества, описанного в этой пьесе, обязывали ее быть послушной, подавлять самобытные, новаторские идеи перед общественными, безропотно следовать закону и обычаям того времени, против чего Катерина сознательно протестует.

Кабанова: «Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, нечего».

Катерина: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!»

Из-за бытового деспотизма Катерина и вышла замуж за Тихона, хотя прямого упоминания об этом в тексте мы не находим, но абсолютно ясно, что ее выдали за Тихона против ее собственной воли, так как она не испытывает никаких положительных чувств к своему мужу, кроме уважения из-за чувства долга. Она говорит: «То ласков, то сердится, да пьет все. Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев». Это демонстрирует, что она с детства была погружена в среду законов этого общества и как глубоко было их влияние на нее. А достигнув сознательного возраста, она начинает протестовать им, так как ее принципы находились в противоречии с принципами нравственного долга общества, который довлеет над ней, лишенной поддержки со стороны своих друзей. Но самое удручающее в ее ситуации то, что она находится в плену «темного царства», погрязшего в невежестве и пороке, изменить которое или избавиться от которого невозможно: «Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел: стены-то даже противны».

Однако это лишь внешний конфликт героини с окружающим ее миром на социально-общественном уровне. Но есть и обратная сторона медали. Это нравственный долг Катерины перед Богом, так как ее действия, противоречащие обычаям и мировоззрению этого «темного царства», противоречат ее консервативным, религиозным взглядам. Поскольку Катерина является глубоко религиозной натурой, она ждет расплаты за свои поступки. Ее духовные воззрения имеют большее влияние, нежели общественные, поэтому ее пронизывает чувство страха при осознании неизбежности расплаты. Она ужасно боится грозы, считая ее наказанием за свои проступки: «Тиша, я знаю, кого убьет... Меня убьет. Молитесь тогда за меня!» В этом заключен парадокс обреченности русской души на страданья: человек, вступающий в противоборство с «темным царством», должен быть духовно выше его, а это приводит к духовному противоречию с религиозными канонами, и из-за своей высокой духовности человек заходит в жизненный тупик. А религиозные Противоречия возникают как раз из-за чувства нравственного долга, перешагнуть через который такой человек, как Катерина, не может. Путь, который она избрала, поставил ее в тупик и в нравственном, и в общественном, и в духовном плане. Катерина осознает свою ситуацию и понимает, что единственным выходом для нее является смерть.

Таким образом, Островский в произведении «Гроза» хотел подчеркнуть значимость нравственного долга и силу влияния православных религиозных принципов на русскую личность. Однако автор не дает однозначного ответа на вопрос: недостаток ли это для русского человека, способный привести его к смерти, или преимущество, как огромная сила, способная объединить верой русский народ в несгибаемое и нерушимое целое, которое невозможно сломить.

    Главные героини двух, наверное, наиболее популярных пьес А.Н. Островского значительно различаются по своему социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьба-> ми. Катерина в "Грозе" - жена богатого, но слабовольного ^...

    Семья - составная часть любого общества. Исключением не является и город Калинов, и потому общественная жизнь здесь построена на тех же принципах, что и семейная. Наиболее полно Островский представляет нам семью Кабановых, во главе, в центре, на...

    Уважение к старшим считалось добродетелью во все времена. Нельзя не согласиться с тем, что мудрость и опыт тех, кто относится к старшему поколению, обычно помогает молодежи. Но в некоторых случаях уважение к старшим и абсолютное им подчинение может быть...

    Драма "Гроза" была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге (1856-1857 гг.), но написана в 1859 году."Гроза", - как писал Добролюбов, - без сомнения, самое решительное произведение Островского". Эта оценка...

Тип урока : обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся

Вид урока: урок- размышление

Используемые технологии : обучение в сотрудничестве, развитие критического мышления

Цели урока:

Обучающие:

Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы урока;

Раскрыть жизненные позиции главной героини произведения, оказавшейся в ситуации нравственного выбора.

Развивающие:

Развитие способности к высказыванию собственного мнения по обсуждаемым вопросам, готовности учащихся к самоопределению, принятию решения и выбору личностной позиции;

Развитие умения самостоятельно подбирать материал к заданной теме;

Развитие умения работать в команде, формулировать и отстаивать свою точку зрения;

Развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

- формирование у школьников нравственных ориентиров;

Формирование умения распознавать истинные и ложные ценности;

Формирование уважения к праву каждого человека иметь свою позицию, точку зрения;

Привитие интереса к изучению художественных произведений.

Оснащение урока : портрет А.Н. Островского, драма А.Н.Островского «Гроза», критические статьи, словарь С.И.Ожегова, мультимедийный проектор, компьютер, «Инструментальная пьеса» М.Таривердиева, репродукции картин, театральная афиша, доклады учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока

Мотивация познавательной деятельности. (2 мин.)

1. Вступительная беседа.

Ребята, вы, как и многие из нас, бывали в театре.

Какие пьесы вы смотрели? (разные: комедии, трагедии).

Если обратиться к афише театра, можно заметить, что в репертуаре довольно часто встречаются произведения классиков: Шекспира, Чехова, Гоголя, Островского. (Обратим внимание на театральные афиши, репертуар самарских театров).

Чем вызван интерес современных зрителей к классической литературе? (сюжет, тема, проблема). То есть тематика произведений актуальна и в наше время.

II. Актуализация проблемы. (2 мин.)

1. Определение цели и задачи урока.

На предыдущих уроках мы познакомились с биографией Островского, героями его пьес, проблемами, которые драматург поднимает и решает в произведениях. В драме «Гроза» он показывает героиню, которая вступает в конфликт с хозяевами «темного царства» и погибает, но не изменяет себе, поскольку считает, что «нет на свете печальней измены, чем измена себе самому».

2. Постановка проблемной задачи.

Сегодня на уроке мы поразмышляем над финалом пьесы. Давайте попытаемся ответить на вопрос: «Был ли у Катерины иной путь?».

Цель нашей работы - раскрыть жизненные позиции главной героини, понять причины ее гибели.

III. Повторение и обобщение знаний и способов деятельности учащихся. (31 мин.)

1.«В зеркале действий...» (10 мин.)

Построение ситуации, носящей проблемно - ценностный характер и требующей от учеников понимания ее смысла. (Работа с текстом, заполнение таблицы «Судьба Катерины»).

На первом этапе, который называется «В зеркале действий...», мы будем работать в группах. Используя текст, каждой группе необходимо подготовить сообщение об определенном этапе жизненного пути Катерины и сделать вывод.

(На экране репродукция картины И. Левитана «Вечер. Золотой плес», звучит музыка М. Таривердиева «Инструментальная пьеса»).

I гр. - жизнь в родительском доме

2 гр. - замужество

3 гр. - выбор Катерины

2. Усиление понимания учащимися исходной проблемной ситуации.

(4 мин.).

Составление схемы «Причины гибели Катерины».

Построение визуально - ассоциативного ряда (картины, образы).

Словарная работа над понятиями «гpex», «покаяние».

(Вывод записывается на доске. Нa экране иллюстрации для каждого этапа жизненного пути).

Детство-рай гармония души

замужество семья - клетка

грех - падение покаяние - гроза

гибель «Луч света...»

3. Выявление «веера» возможных позиций учащихся по отношению к проблемной ситуации. (5 мин.).

Вывод: Катерина погибает, но не идет на компромисс со своей совестью. Н.А.Добролюбов называет ее «лучом света в темном царстве».

Согласны ли вы с мнением Н.Добролюбова?

Как вы оцениваете ее поступок?

Сила это или слабость?

Случайность или закономерность?

(Сила, так как она одерживает победу над Кабанихой, предпочитает умереть, но не идет на компромисс со своей совестью. Слабость, потому что гибель - это отказ от действий, преодоления трудностей)

Можно ли было избежать трагического финала?

(Нет, так как Катерина не могла, не хотела лгать, фальшивить, изворачиваться).

Осуждаете вы ее или оправдываете?

(аргументируйте свой ответ)

Итак, мнения высказаны. Катерина свой выбор сделала.

4. Интерпретации пьесы современниками (9 мин.).

Переходим к следующему этапу работы - «Сквозь призму времени».

Оглянемся вокруг. Мы уже успели шагнуть в XXI век, но среди нас по-прежнему живут и здравствуют такие, как Кабанова, Дикой, Молчалин, Чичиков, Хлестаков.

Перенесем действие пьесы в современность и попытаемся изменить ход событий таким образом, чтобы избежать трагического финала. Вам было дано задание предложить свой вариант развития событий и вступить в диалог с героями пьесы. 1-ой группе было предложено задание: Катерине изменить себя. Я-Я.

Составить диалог, используя фразу Катерины: «Куда теперь? Домой?...»

2-ой группе изменить взаимоотношения со свекровью. Я - ОНА

Начало диалога фраза Кабановой: «Приказывай жене-то, как жить без тебя...».

3-ей группе - изменить Бориса. Я - ОН.

Составить диалог, начиная с фразы Бориса: «Трудно мне в этом городе...».

Организация групповой работы (каждой группе выдаются листы с началом реплики героини (героя).

Сообщение 1-ой группы.

Сообщение 2-ой группы.

Сообщение 3-ей группы.

Выполнение заданий учащимися. Инсценировка эпизода.

5. Вывод (3 мин.): «Сквозь призму времени» мы видим, что многие проблемы характерны для современников. «Современная» Катерина также оказывается перед выбором. Для того чтобы сохранить чувство собственного достоинства, быть рядом с любимым человеком иной путь может быть найден.

Ситуаций, когда мы стоим перед проблемой выбора, великое множество.

За неумение выбирать человеку приходится расплачиваться собственными страданиями или страданием близких людей. Выбирать – это значит анализировать, что для меня сейчас важнее: говорить или молчать, взять инициативу в свои руки или уйти от ответственности, вступить в конфликт или спрятаться от него, любить или позволять себя любить.

Пьеса А.Н.Островского помогает современному читателю понять, что нравственные ценности вечны, так как вне зависимости от времени каждый из нас делает свой выбор. Об этом говорит в своем стихотворении

Ю. Левитанский (текст на экране)

IV. Подведение итогов. (3 мин.)

1. Рефлексия.

Чему научил вас сегодняшний урок?

(каждый должен учиться делать выбор, иметь представление о нравственных ценностях)

2. Выставление оценок.

Спасибо за участие на уроке, актерское мастерство и творчество.

Заполненные таблицы, листы рефлексии передайте учителю.

V. Домашнее задание. (2 мин.)

Дифференцировано по уровням:

Задание №1 на оценку «3-4»

Задание №2 на оценку «4 -5»

Задание №3 на оценку «5»

Задание №1. Подготовить сообщение «Как сложится жизнь Бориса, Тихона после гибели Катерины?», «Что изменилось в городе Калинове после гибели Катерины?»

Задание №2. Написать эссе «Был ли иной путь у Катерины?», «Оправдываю или осуждаю поступок Катерины?»

Задание №3. Сравните нравственный выбор героинь А.С. Пушкина,

И.С. Тургенева, А.Н. Островского


На вопрос Помогите с сочинением. В чем нравственный смысл пьесы Островского "Гроза"? Не менее 250 слов. заданный автором Mary Struds лучший ответ это У каждого своя нравственная «гроза»
Островского по праву можно назвать великим русским драматургом. В своих произведениях он впервые показал жизнь и быт купеческого сословия. В пьесе “Гроза” писатель охарактеризовал состояние провинциального общества в России накануне реформ. Драматург рассматривает такие вопросы, как положение женщины в семье, современность “Домостроя”, пробуждение в человеке чувства личности и собственного достоинства, взаимоотношения “старого”, угнетающего, и “молодого”, безгласного.
Главная мысль “Грозы” заключается в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо жить в обществе, где господствуют “жестокие нравы”, где царит “Домострой”, где все основано на страхе, обмане и подчинении.
Название “Гроза” можно рассматривать с нескольких позиций. Гроза - это природное явление, а природа в композиции пьесы играет немаловажную роль. Так, она дополняет действие, подчеркивает основную мысль, суть происходящего. Например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию Катерины и Бориса. Просторы Волги подчеркивают мечты Катерины о свободе, картина жестокой природы открывается при описании самоубийства главной героини. Затем природа способствует развитию действия, как бы подталкивает события, стимулирует развитие и разрешение конфликта. Так, в сцене грозы стихия побуждает Катерину к публичному раскаянию.
Итак, название “Гроза” подчеркивает основную мысль пьесы: просыпающееся в людях чувство собственного достоинства; стремление к свободе и независимости начинает угрожать существованию старых порядков.
Миру Кабанихи и Дикого приходит конец, потому что в “темном царстве” появился “луч света” - Катерина - женщина, которая не может мириться с гнетущей атмосферой, царящей в семье, в городе. Ее протест выразился в любви к Борису, в самовольном уходе из жизни. Катерина предпочла смерть существованию в мире, где ей все “постыло”. Она - первая молния той грозы, которая разразится скоро в обществе. Тучи над “старым” миром сгущались уже давно. Домострой потерял свое изначальное значение. Кабаниха и Дикой используют его идеи лишь для оправдания своей тирании и самодурства. Они не смогли передать детям истинной веры в незыблемость своих правил жизни. Молодежь живет по законам отцов до тех пор, пока может добиться компромисса путем обмана. Когда же гнет становится невыносимым, когда обман спасает лишь частично, тогда в человеке начинает просыпаться протест, он развивается и способен вырваться в любую минуту наружу.
Самоубийство Катерины разбудило в Тихоне человека. Он увидел, что выход из сложившегося положения всегда есть, и он, самый безвольный из всех персонажей, описанных Островским, всю жизнь беспрекословно подчинявшийся маменьке, обвиняет ее в смерти жены на людях. Если уже Тихон способен заявить о своем протесте, то “темному царству” действительно осталось существовать недолго.
Гроза также является и символом обновления. В природе после грозы воздух свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины, тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиняющим порядкам придет, вероятно, общество свободы и независимости.
Но гроза происходит не только в природе, но и в душе Катерины. Она совершила грех и раскаивается в нем. В ней борются два чувства: страх перед Кабанихой и страх, что “смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами... ” В конце концов, религиозность, боязнь возмездия за грех одерживают верх, и Катерина публично признается в содеянном грехе. Ни один из жителей Калинова не может понять ее: у этих людей нет, как у Катерины, богатого духовного мира и высоких нравственных ценностей; они не испытывают угрызений совести, ведь их мораль - лишь бы все “шито д% крыто было”. Однако признание не приносит Катерине облегчения. Пока она


Пьеса «Гроза» была написана во второй половине 50-х гп XIX в., когда страна стояла на пороге общественно-политических и социальных перемен. Естественно, что Александр Николаевич Островский не мог не отреагировать на эти сдвиги. В этот сложный период, кроме «Грозы», драматург написал пьесы «Бесприданница», «Доходное место» и другие, в которых отразил свой взгляд на происходящее. В «Грозе» А. Н. Островский поднимает не столько социальные, сколько нравственные проблемы. Драматург показывает нам, как в личности вдруг просыпаются еще не известные до этого чувства и как меняется ее отношение к окружающей действительности. Конфликт между Катериной и «темным царством», показанный драматургом, - это противостояние законов Домостроя и стремления к свободе и счастью. Гроза в пьесе не просто природное явление, а символ душевного состояния героини. Катерина выросла и сформировалась как личность в страшных условиях Домостроя, но это не помешало ей противостоять калиновскому обществу. Для Островского было важно показать, что там, где губят любое проявление свободы, возможно появление сильного характера, стремящегося к своему счастью. Катерина всем сердцем стремится на волю. Особенно ярко это видно благодаря ее рассказу Варваре о своем детстве, когда она жила в атмосфере любви и понимания. Но Катерина еще не до конца понимает того нового отношения к миру, которое и приведет ее к трагическому концу: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю». Полюбив Бориса, она считает свои чувства греховными. Катерина видит в этом нравственное преступление и говорит, что душу «уже погубила». Но где-то внутри она понимает, что нет ничего безнравственного в стремлении к счастью и любви. Однако Кабаниха, Дикой и им подобные считают поступок Катерины именно таким: ведь она, замужняя женщина, нарушила моральные нормы, полюбив Бориса и начав тайно с ним встречаться. Однако что толкнуло ее на этот поступок? С детства Катерина была независимой, свободолюбивой натурой. В доме матери жила она словно птичка на воле. Но вот она попадает в дом мужа, где царит совсем иная атмосфера. Она говорит: «Да Здесь все как будто из-под неволи». На словах свекровь стремится к соблюдению моральных устоев, а на самом деле «домашних заела совсем». Кабаниха не признает ничего нового, не дает Тихону жить своим умом, притесняет невестку. Ей не важно, что на душе у Катерины, были бы соблюдены обычаи. «Она странная, сумасбродная, с точки зрения окружающих, но это потому, что она никак не может принять в себя их воззрений и наклонностей», - писал о Катерине Добролюбов в своей статье «Лучик света в темном царстве». Тихон тоже не понимает душу Катерины. Это безвольный человек, который находится в полном подчинении у своей матери. Единственная его радость - вырваться из дома и погулять несколько дней. Дочь Кабановой Варвара не спорит с матерью, но обманывает ее, убегая по ночам гулять с Кудряшом. Таким образом, за внешним благочестием скрываются жестокость, ложь, безнравственность. И не одни Кабановы так живут. «Жестокие нравы в нашем городе», - говорит Кулигин. Катерина стремится к свободе и счастью. Она могла бы полюбить мужа, но он совершенно равнодушен к ее духовным запросам, ее чувствам. Он по-своему любит ее, но понять не может. Он не видит всей глубины отчаяния Катерины, когда она, полюбив Бориса, бросается к нему, к Тихону, просит взять ее с собой. Тихон отталкивает жену, мечтая погулять на свободе, и Катерина остается одна. В ней в происходит мучительная нравственная борьба. Воспитанная в религиозной семье, она считает великим грехом изменять мужу. Но желание жить полной жизнью, стремление самой решать свою судьбу, быть счастливой берут верх над моральными принципами. Однако с приездом Тихона начинаются нравственные страдания Катерины. Нет, она не раскаивается в том, что полюбила, она страдает, что вынуждена лгать. Ложь противна ее честной, искренней натуре. Еще раньше она признается Варваре: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Именно поэтому признается она Кабанихе и Тихону в своей любви к Борису. Но нравственная проблема не решена. Катерина остается в доме мужа, но для нее это равносильно смерти: «Что домой, что в могилу- все равно... В могиле лучше». Борис, оказавшийся слабым человеком, подчиненным своему дяде Дикому, отказывается взять ее с собой в Сибирь. Жизнь ее становится невыносимой. Так что же безнравственно? Жить с нелюбимым мужем, лгать, притворяться или открыто протестовать против ханжества и насилия? Катерина - «мужняя жена», по законам общества она не имеет права сама решать свою судьбу. Выхода для нее нет. И она решается на страшный шаг. «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь», - ранее говорит Катерина Варваре. Так произошло, она не выдержала того гнета и притеснений в доме Кабанихи. По христианским законам самоубийство - страшный грех. Но, по мнению Катерины, еще больший грех-жить во лжи и притворстве. Кулигин, потрясенный гибелью Катерины, бросает в лицо ее угнетателям: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» В этих словах - оправдание ее самоубийства. Бог будет милосерднее к несчастной женщине, потому что во всем происшедшем виновата не она, а несправедливое, безнравственное устройство общества. Душа Катерины чиста и безгрешна. Перед смертью она думает лишь о своей любви - единственной радости в ее горькой жизни. И поэтому, несмотря на трагический финал, в «Грозе», по словам Добролюбова, «есть что-то освежающее и ободряющее», и самый характер Катерины «веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели», недаром критик назвал ее «лучиком света в темном царстве».