Нравственные проблемы в повести слепой музыкант. Повесть В.Г. Короленко "Слепой музыкант". Что с ним будет

Урок внеклассного чтения по повести

Тема урока. Нравственные проблемы в повести

В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Тип урока : Совершенствование знаний, умений и навыков, целевое

применение усвоения.

Вид урока: Урок – исследование с элементами анализа 2-х эпизодов.

Образовательная

задача: повышение уровня восприятия и глубины проникновения

в художественный текст;

показать духовное обновление человека, обиженного

судьбой, путь к осознанию своего предназначения.

Задача развития:

воспитание внимательного и вдумчивого читателя;

умение работать с художественным произведением,

анализировать прочитанное, отбирать главное;

обучение грамотному анализу отдельных эпизодов;

умение говорить.

Воспитательная

задача: помочь учащимся услышать нравственное звучание

повести, ее житейские мудрости;

воспитание терпимости, милосердия.

Оборудование: портрет В.Г.Короленко,

рисунки учащихся к различным эпизодам,

фрагмент из фильма,

музыкальное сопровождение,

иллюстрации,

выставка книг.

    Тема, идея, жанр, сюжет, композиция произведения. /Название/.

Тема : о преодолении трудностей, об испытаниях, выпавших на долю героя с самого

рождения, о важности человеческого участи.

Идея : показать трудный путь к осознанию своего предназначения.

«Моя задача была не специально психология слепого, а

психология общечеловеческой тоски по полноте

существования».

Жанр: повесть.

Сюжет: включает в себя как бы 2 повествования:

1 – о том, как слепорожденный мальчик тянулся к свету, к жизни;

2 – история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в

себе пассивное страдание, нашел место в жизни и сумел воспитать в себе

понимание и сочувствие ко всем обездоленным.

Композиция :

Экспозиция: 1, 2 гл. – предчувствие беды - и приговор: «Ребенок родился слепым».

Это трагедия. Как сложится его жизнь?

Развитие действия : Судьба мальчика зависит от окружающих, от участия близких:

/мама, дядя Максим, Эвелина/.

Кульминация: Смириться и страдать или бросить вызов судьбе?

/встреча со звонарем, разговор с дядей/.

Развязка : Путь поисков, обретение счастья: жена, сын, талант, признание.

Эпилог: Вместо слепого, эгоистичного страдания он обрел в душе ощущение жизни

«… он стал чувствовать и людское горе и людскую радость».

1. Вступительное слово учителя .

Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути.

Жизнь требует от каждого не только умения выживать, но и гражданской ответственности. И, лишь осознав эту проблему (выбора пути), приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше.

Об этом сегодня на уроке пойдет разговор.

Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир – слепому?

ИТАК:

Тема нашего внеклассного чтения - Нравственные проблемы в повести

В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Цель нашего урока – попытаться понять, какие нравственные заповеди оставил автор потомкам в своей повести?

К сегодняшнему уроку были даны задания и вопросы для каждой группы.

Итак, я приглашаю вас к беседе и к размышлению о прочитанном.

Главный вопрос , который поставил в повести автор – это:

« Для чего, собственно, создан человек?»

«Человек создан для счастья, как птица для полета». Но с горькой иронией отвечает герой рассказа:

« … только счастье не всегда создано для него».

Вопросу о том, что такое счастье? Где его границы? В чем его смысл?

Способен ли человек, как личность, сопротивляться обстоятельствам, изменить эти обстоятельства? – автор посвятил одно из самых замечательных своих произведений «Слепой музыкант», впервые опубликованный в 1886 году.

Рождение слепого ребенка – это трагедия.

Что с ним будет?

2. Работа в группах.

Рассмотрим этапы

становления личности, в ходе которой формируется главный герой:

1 – этап:

1. Пути познания мира.

/1 –й контакт с миром природы происходит у мальчика приблизительно в

3 года. Как тонко и удивительно точно передает автор чувства, которые

испытывает слепой ребенок. Короленко подмечает едва уловимые

переживания, впечатления детской души. Мальчик болезненно

вслушивается в мир звуков. Чтобы показать мир восприятия мальчика,

Звенящая капель,

нежно журчащая вода,

черемуха, шелестящая листвой,

трели соловьиной песни,

грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса,

людской говор ярмарки,

стук веток о стекло,

окрики журавлей. / 1 глава, подзаголовок 6/.

- Как происходит познание окружающего мира?

Болезненно вслушивается, встревожено протягивает руки,

разыскивает мать, прижимается к ней.

Вывод: мир воспринимается мальчиком через звуки, запахи, ощущения.

Итак: Звуковые формы стали главными формами его мысли.

Какие чувства вызывает этот мир? / Любопытство,страх/.

Вывод:

Но ему повезло.

Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка:

его мать и дядя Максим. Два разных начала –

нежность и поэтичность матери

и мужество старого воина – помогли Петру узнать мир.

Вывод. Роль дяди неоценима. Он не мог оставаться равнодушным к судьбе племянника. И не только потому, что судьбы их схожи:

оба инвалиды: он без ног,

у другого - зрение.

Именно он не дает сестре сделать из ребенка « тепличное растение». И мы убеждаемся в его правоте.

Что бы стало с мальчиком без участия дяди?

/Ушел бы в себя/.

Рядом с ним любящие люди. Он знал тепло семьи, доброе дружеское участие окружающих.

Ему дарован талант: любовь к музыке /Иохим/.

Судьба подарила Петру в образе Эвелины Ангела – хранителя.

2 – этап.

Казалось, что все хорошо.

Но дядя решил расширить границы пространства. Знакомит с людьми разных общественных положений:

- встреча с семьей Ставрученков, слепые нищие-бандуристы….

Он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Он почувствовал себя чужим, ущербным. Петр целиком погрузился во мрак, в личное несчастье.

Этот мир ему неизвестен и захочет ли этот мир принять слепого?

- Обострились страдания в его душе и после встречи со звонарем.

Что он почувствовал?

/ Он почувствовал, что участь слепых – злость и обида. Наступил душевный кризис/. Просмотр эпизода.

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА.

«Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал носиться

со своим», - с гневом говорит он юноше.

«Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к

чужому голоду!...»– бросает Максим Яценко племяннику.

Почему дядя так с ним разговаривает?

/ Дядя раскрывает перед юношей всю глубину людских страданий:

внушает, что личные несчастья ничтожны по сравнению со страданиями народа/.

Вывод:

Этот эпизод имеет особое значение. Т.К . герой получает свой нравственный урок, слова дяди являются определяющими и вносят в мысли и поступки героя ясность:

Вывод: Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди.

После долгого странствования, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им. В конце концов страдания, о которых он узнал по собственному опыту, излечили его, душа исцелилась: « как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился.

Мы видим, что помогла ему обрести душевный мир народная музыка, которой он овладел в совершенстве.

А вскоре он овладел и высотами классической музыки.

Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам.

Повесть заканчивается концертом, где мы видим Петра уверенного, сильного.

Этого он достиг лишь с помощью окружения и собственного упорства.

Замечателен в произведении еще один образ – образ Эвелины.

Не менее сложный выбор сделала и она. Но это ее выбор. И писатель убеждает нас, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви. Автор воспевает любовь девушки, которая готова ради счастья любимого человека пожертвовать своим благополучием. Личный подвиг Эвелины приобретает высоко гражданский смысл.

Итак, повесть о сложном постижении мира,

о его маленьких победах над недугом, о том, что человек

должен бороться за право быть человеком, несмотря на

обстоятельства.

Вывод: Итак, что же помогло Петру вернуться к полноценной жизни?

- любовь близких,

- человеческое участи,

- милосердие окружающих,

- собственная воля.

Сочинение миниатюра. Чему учит нас повесть?

Подведение итогов.

Внеклассное чтение в 8 классе

по литературе:

Нравственные проблемы

в повести В.Г.Короленко

«Слепой музыкант».

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

2. Работа в группах.

- Тема, идея, название произведения, жанр, сюжет, композиция повести.

- Этапы становления личности, в ходе которой формируются наиболее

общие распространенные черты.

- Мастерство писателя.

-Отношение окружающих к главному герою.

-Анализ эпизодов.

3. Прослушивание музыки.

4. Сочинение – миниатюра.

1. Чему учит нас повесть? или

2. Способен ли я на сострадание, чуткость к ближнему?

5.Подведение итогов.

Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир, - слепому?

В очень сложные условия ставит Короленко своего героя, слепорожденного Петра, наделив его умом, талантом музыканта и обостренной восприимчивостью ко всем проявлениям жизни, увидеть которые он никогда не сможет. С детства он знал один только мир, спокойный и надежный, где он всегда чувствовал себя центром. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть цвет, внешний облик предметов, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот знакомый мир усадьбы благодаря чуткому восприятию его звуков.

Все изменилось после встречи с семьей Ставрученков: он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. К этим спорам, к бурному выражению мнений и ожиданий молодежи он сначала отнесся с восторженным изумлением, но вскоре почувствовал, «что эта живая волна катится мимо него». Он чужой. Правила жизни в большом мире ему неизвестны, а также неизвестно, захочет ли этот мир принять слепого. Эта встреча резко обострила его страдания, посеяла сомнения в его душе.

После посещения монастыря и знакомства со слепыми звонарями его не покидает мучительная мысль о том, что обособленность от людей, злоба и эгоизм - неизбежные качества слепорожденного человека. Петр чувствует общность своей судьбы с судьбой озлобленного звонаря Егора, ненавидящего детей. Но возможно и другое отношение к миру, к людям. Есть легенда о слепом бандуристе Юрке, участвовавшем в походах атамана Игната Карого. Эту легенду Петр узнал от Ставрученко: знакомство с новыми людьми и большим миром принесло юноше не только страдания, но и понимание того, что выбор пути принадлежит самому человеку. Более всего помог Петру дядя Максим, его уроки. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Петр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного.

На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам. Таков выбор слепого музыканта. В повести Короленко не только Петр сталкивается с проблемой выбора. Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра.

Их дружба много дала и Эвелине, как и Петр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для нее встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять ее.

Молодые люди пытаются увлечь ее мечтами и ожиданиями, они не верят, что в семнадцать лет можно уже распланировать свою жизнь. Мечты опьяняют ее, но в той жизни нет места Петру.

Она понимает страдания и сомнения Петра - и совершает «тихий подвиг любви»: она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью также исходит от Эвелины. Это ее выбор.

Ради слепого Петра она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви. Имя Владимира Галактионовича Короленко уже при его жизни стало символом «совести эпохи».

Вот что писал о нем И. А. Бунин: «Радуешься, что он живет и здравствует среди нас как какой-то титан, которого не могут коснуться все те отрицательные явления, которыми так богата наша нынешняя литература».

Наверное, наиболее сильное впечатление производит сама жизнь писателя, его личность. В моем представлении это человек сильный и цельный, отличающийся твердостью жизненных позиций и в то же время истинной интеллигентностью и добротой, способностью понимать людей. Он умеет сострадать и сочувствовать, и это сочувствие всегда активно. Ссылки и лишения не сломили бесстрашия писателя перед жизнью, не поколебали его веры в человека. Уважение к человеку, борьба за него - главное в жизни и творчестве писателя-гуманиста.

Как человек Короленко всегда чувствовал ответственность перед самим собой и перед обществом. Это проявлялось в конкретных действиях. Таких, например, как защита удмуртских крестьян на Мултанском процессе или отказ от звания почетного академика: так он протестовал против решения об отмене выборов в Академию наук Максима Горького. Художественные произведения Короленко во многом автобиографичны.

Они вобрали в себя богатство жизненных впечатлений и встреч писателя, отразили его тревогу за судьбу народа. Читая Короленко, поражаешься искренности и силе авторского слова. Ты сопереживаешь героям, проникаешься их мыслями и заботами. Герои его произведений - простые русские люди.

Многие из них пытаются ответить на вопрос: «Для чего, в сущности, создан человек?» Этот вопрос становится главным для автора и в «Слепом музыканте», и в «Парадоксе». В этом вопросе для Короленко соединяется философское решение проблемы с «неотвязным вопросом серой мужицкой жизни».

Вступая в полемику с религиозно-аскетическими идеями Л. Н. Толстого, Короленко до предела заостряет свою позицию. «Человек создан для счастья, как птица для полета», - провозглашает в «Парадоксе» существо, исковерканное судьбой. Если такую веру несет в себе человек, обездоленный жизнью, умный, циничный, презирающий всякие иллюзии, значит, действительно «все-таки общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление».

Так хочется согласиться с этим постулатом Короленко. И все новые подтверждения находишь в других произведениях писателя. Как бы ни была враждебна жизнь, «все-таки впереди - огни!..» - такова главная мысль стихотворения в прозе «Огоньки». Вместе с тем оптимизм писателя отнюдь не бездумный, отвлеченный от сложностей жизни. Показательна в этом отношении повесть «Слепой музыкант». Труден путь самопознания слепорожденного Петра Попельского.

Преодолевая страдания, он отказывается от эгоистического права обездоленного судьбой человека на тепличную жизнь. Путь героя лежит через познание и песен, и горестей народа, через погружение в его жизнь. А счастье, утверждает автор повести, - это ощущение полноты жизни и чувство своей нужности в жизни народа. Слепой музыкант будет «напоминать счастливым о несчастных» - таков выбор героя повести. Произведения Короленко учат не бояться жизни, принимать ее такой, какова она есть, и не склонять голову перед трудностями. Надо верить, что «все-таки впереди - огни!..

». Человек должен идти и дойти до этого света: даже если рушится последняя надежда. Тогда это цельная личность, сильный характер. Таких людей хотел видеть писатель, ибо верил, что такие люди есть мощь и сила России, ее надежда и опора и, конечно, ее свет. Ведь сам Короленко был именно таким.

Самое знаменитое творение В.Г. Короленко - повесть "Слепой музыкант: этюд", которая пережила 15 прижизненных переизданий (уникальный случай, свидетельствующий о популярности этого произведения). Первое издание вышло уже в 1886 г. (через год после того, как писатель вернулся из ссылки и начал активно печататься). Повесть перерабатывалась автором, каноническим считается текст шестого издания (1898).

В "Слепом музыканте" наиболее полно реализована нравственно-философская и эстетическая программа Короленко. Если извлечь притчево-символическую основу сюжета повести, речь идёт о господстве светлого начала в человеке, об инстинктивном, врожденном движении к свету, даже если человек его никогда не видел, а именно это характерно для главного героя, слепого от рождения. Путь героя был не простым, но именно свет, уже знакомые нам "огоньки" из одноименной прозаической миниатюры ждут нас в конце пути. Таково убеждение писателя.

Нравственная коллизия строится на основе природной ущемлен- ности, ущербности героя (слепота), которая отделяет его от других людей, озлобляет по отношению к остальным. Возвращение к людям, преодоление эгоизма страдания стали возможны после того, как главный герой, Петрок, смог почувствовать страдания других людей. Именно всеобщая солидарность, разделение со всеми своей боли (на основе народной духовности) становится дорогой торжества света, а значит, собственно человеческого, по Короленко. Подлинная сущность человека восторжествовала, когда главный герой осознал, что нужно не винить всех, а служить людям: в малом круге - жене и сыну, в большом - всем страждущим. Только так можно обрести достойное место в мире, свою нужность, полноценность - это правило действительно для любого человека.

Повесть "Слепой музыкант" воплощает стремление Короленко к синтезу реализма и романтизма. Здесь легко увидеть и задачи этого соединения (сочетание правды жизни и меры идеала), и его основные приёмы. Укажем в первую очередь приметы проникновения романтической эстетики в реалистическую ткань мира Короленко. В их числе, во-первых, романтическая поэтика редкого, необычного: перед нами история слепорождённого мальчика; именно на этом из ряда вон выходящем - а не типичном - материале раскрывается общечеловеческая проблематика. Во-вторых, интерес к иррациональному, подсознательному - как, например, это проявляется в кульминационный момент, когда Петр впервые взял на руки своего сына и будто бы увидел свет его глазами (это, впрочем, объясняется и материалистически - через биологическую память поколений, дремлющую в герое). В-третьих, специфическая импрессионистическая, суггестивная стилистика повести, лирическая ритмика речи. В-четвертых, романтическая топика синэстезии, смешения или замещения видов чувственного восприятия (как это происходит при восприятии мира слепым мальчиком). В-пятых, в основе повести сугубо романтическое понимание музыки, что формирует и тематический уровень произведения (модель искусства, концепцию духовной стороны человеческого бытия), и вышеупомянутую импрессионистическую, ритмизованную стилистику.

В основе сюжета повести - торжество человеческого духа над материей. В этой связи определяющее значение приобретает проблема искусства: это как раз то духовное, межчеловеческое, что объединяет вопреки горю, ведёт к счастью, идеалу. Особую роль в становлении эстетического чувства героя сыграло мифопоэтическое начало народного творчества. В народном творчестве в самой основе заложено то, что становится спасительным для героя, - преодоление индивидуального горя сообща (современное искусство может быть эгоистическим).

Нравственно-философская концепция повести связана также с проблемой воспитания, которая, в свою очередь, вращается вокруг вопроса о свободе выбора: не нужно держать ребенка в тепличных условиях, стараясь уберечь от боли и трудностей (как это делает мать героя Анна Михайловна), нужно поставить его лицом к лицу с большой, драматичной жизнью (этот путь для Петра открывает его дядя Максим, который тоже является инвалидом, но в его случае это было результатом яркой, насыщенной жизни, а не врожденной биологической ущемлённости). От боли уберечь ребёнка не удастся, а эгоизм страдания преодолевается только в большом мире. Нужно дать человеку возможность собственного выбора, собственного поиска. Вновь мы сталкиваемся со специфическим авторским доверием человеку. Мир Короленко - мир надежды на торжество светлого начала и - напряженного движения к этому свету, бескровной, но предельно активной борьбы за него.

По повести

«Слепой музыкант».

Тема урока. Нравственные проблемы в повести

«Слепой музыкант».

Тип урока : Совершенствование знаний, умений и навыков, целевое

применение усвоения.

Вид урока: Урок – исследование с элементами анализа 2-х эпизодов.

Образовательная

задача: повышение уровня восприятия и глубины проникновения

в художественный текст;

показать духовное обновление человека, обиженного

судьбой, путь к осознанию своего предназначения.

Задача развития:

воспитание внимательного и вдумчивого читателя;

умение работать с художественным произведением,

анализировать прочитанное, отбирать главное;

обучение грамотному анализу отдельных эпизодов;

умение говорить.

Воспитательная

задача: помочь учащимся услышать нравственное звучание

повести, ее житейские мудрости;

воспитание терпимости, милосердия.

Оборудование: портрет,

рисунки учащихся к различным эпизодам,

фрагмент из фильма,

музыкальное сопровождение,

иллюстрации,

выставка книг.

1. Тема, идея, жанр, сюжет, композиция произведения. /Название/.

Тема: о преодолении трудностей, об испытаниях, выпавших на долю героя с самого

рождения, о важности человеческого участи.

Идея : показать трудный путь к осознанию своего предназначения.

«Моя задача была не специально психология слепого, а

психология общечеловеческой тоски по полноте

существования».

Жанр: повесть.

Сюжет: включает в себя как бы 2 повествования:

1 – о том, как слепорожденный мальчик тянулся к свету, к жизни;


2 – история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в

себе пассивное страдание, нашел место в жизни и сумел воспитать в себе

понимание и сочувствие ко всем обездоленным.

Композиция :

Экспозиция: 1, 2 гл. – предчувствие беды - и приговор: «Ребенок родился слепым».

Это трагедия. Как сложится его жизнь?

Развитие действия : Судьба мальчика зависит от окружающих, от участия близких:

/мама, дядя Максим, Эвелина/.

Кульминация: Смириться и страдать или бросить вызов судьбе?

/встреча со звонарем, разговор с дядей/.

Развязка : Путь поисков, обретение счастья: жена, сын, талант, признание.

Эпилог: Вместо слепого, эгоистичного страдания он обрел в душе ощущение жизни

«… он стал чувствовать и людское горе и людскую радость».

1. Вступительное слово учителя .

Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути.

Жизнь требует от каждого не только умения выживать, но и гражданской ответственности . И, лишь осознав эту проблему (выбора пути), приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше.

Об этом сегодня на уроке пойдет разговор.

Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир – слепому?

ИТАК:

Тема нашего внеклассного чтения - Нравственные проблемы в повести

«Слепой музыкант».

Цель нашего урока – попытаться понять, какие нравственные заповеди оставил автор потомкам в своей повести?

К сегодняшнему уроку были даны задания и вопросы для каждой группы.

Итак, я приглашаю вас к беседе и к размышлению о прочитанном.

Главный вопрос , который поставил в повести автор – это:

«Для чего, собственно, создан человек?»

«Человек создан для счастья, как птица для полета». Но с горькой иронией отвечает герой рассказа:

« … только счастье не всегда создано для него».

Вопросу о том, что такое счастье? Где его границы? В чем его смысл?

Способен ли человек, как личность, сопротивляться обстоятельствам, изменить эти обстоятельства? – автор посвятил одно из самых замечательных своих произведений «Слепой музыкант», впервые опубликованный в 1886 году.

Рождение слепого ребенка – это трагедия.

Что с ним будет?

2. Работа в группах.

Рассмотрим этапы

становления личности, в ходе которой формируется главный герой:

1 – этап:

1. Пути познания мира.

/1 –й контакт с миром природы происходит у мальчика приблизительно в

3 года. Как тонко и удивительно точно передает автор чувства, которые

испытывает слепой ребенок. Короленко подмечает едва уловимые

переживания, впечатления детской души. Мальчик болезненно

вслушивается в мир звуков. Чтобы показать мир восприятия мальчика,


Звенящая капель,

нежно журчащая вода,

черемуха, шелестящая листвой,

трели соловьиной песни,

грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса,

людской говор ярмарки,

стук веток о стекло,

окрики журавлей. / 1 глава, подзаголовок 6/.

- Как происходит познание окружающего мира?

Болезненно вслушивается, встревожено протягивает руки,

разыскивает мать, прижимается к ней.

Вывод: мир воспринимается мальчиком через звуки, запахи, ощущения.

Итак: Звуковые формы стали главными формами его мысли.

Какие чувства вызывает этот мир? / Любопытство, страх/.

Вывод:

Но ему повезло.

Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка:

его мать и дядя Максим. Два разных начала –

нежность и поэтичность матери

и мужество старого воина – помогли Петру узнать мир.

Вывод. Роль дяди неоценима. Он не мог оставаться равнодушным к судьбе племянника. И не только потому, что судьбы их схожи:

оба инвалиды: он без ног,

у другого - зрение.

Именно он не дает сестре сделать из ребенка « тепличное растение». И мы убеждаемся в его правоте.

Что бы стало с мальчиком без участия дяди?

/Ушел бы в себя/.

Рядом с ним любящие люди. Он знал тепло семьи, доброе дружеское участие окружающих.

Ему дарован талант: любовь к музыке /Иохим/.

Судьба подарила Петру в образе Эвелины Ангела – хранителя.

2 – этап.

Казалось, что все хорошо.

Но дядя решил расширить границы пространства. Знакомит с людьми разных общественных положений:

- встреча с семьей Ставрученков, слепые нищие-бандуристы….

Он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Он почувствовал себя чужим, ущербным. Петр целиком погрузился во мрак, в личное несчастье.

Этот мир ему неизвестен и захочет ли этот мир принять слепого?

- Обострились страдания в его душе и после встречи со звонарем.

Что он почувствовал?

/ Он почувствовал, что участь слепых – злость и обида. Наступил душевный кризис/. Просмотр эпизода.

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА.

«Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал носиться

со своим», - с гневом говорит он юноше.

«Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к

чужому голоду!...»– бросает Максим Яценко племяннику.

Почему дядя так с ним разговаривает?

/ Дядя раскрывает перед юношей всю глубину людских страданий:

внушает, что личные несчастья ничтожны по сравнению со страданиями народа/.

Вывод:

Этот эпизод имеет особое значение. Т. К . герой получает свой нравственный урок, слова дяди являются определяющими и вносят в мысли и поступки героя ясность:

Вывод: Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди.

После долгого странствования, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им. В конце концов страдания, о которых он узнал по собственному опыту, излечили его, душа исцелилась: « как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился.

Мы видим, что помогла ему обрести душевный мир народная музыка, которой он овладел в совершенстве.

А вскоре он овладел и высотами классической музыки.

Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам.

Повесть заканчивается концертом, где мы видим Петра уверенного, сильного.

Этого он достиг лишь с помощью окружения и собственного упорства.

Замечателен в произведении еще один образ – образ Эвелины.

Не менее сложный выбор сделала и она. Но это ее выбор. И писатель убеждает нас, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви. Автор воспевает любовь девушки, которая готова ради счастья любимого человека пожертвовать своим благополучием. Личный подвиг Эвелины приобретает высоко гражданский смысл.

Итак, повесть о сложном постижении мира,

о его маленьких победах над недугом, о том, что человек

должен бороться за право быть человеком, несмотря на

обстоятельства.

Вывод: Итак, что же помогло Петру вернуться к полноценной жизни?

- любовь близких,

- человеческое участи,

- милосердие окружающих,

- собственная воля.

Сочинение миниатюра. Чему учит нас повесть?

Подведение итогов.

по литературе:

Нравственные проблемы

в повести

«Слепой музыкант».

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

2. Работа в группах.

- Тема, идея, название произведения, жанр, сюжет, композиция повести.

- Этапы становления личности, в ходе которой формируются наиболее

общие распространенные черты.

- Мастерство писателя.

- Отношение окружающих к главному герою.

- Анализ эпизодов.

3. Прослушивание музыки.

4. Сочинение – миниатюра.

1. Чему учит нас повесть? или

2. Способен ли я на сострадание, чуткость к ближнему?

5.Подведение итогов.

Проблемы:

Проблема нравственного и гражданского выбора.

Как научиться жить с людьми?

О любви к ближнему.

О сострадании, об умении сострадать обиженному судьбой.

О непростом обретении своего места в жизни.

Смириться или бросить вызов судьбе?

Для чего собственно создан человек?

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Проблематика повести

В.Г. Короленко

«Слепой музыкант»

ученица 8 класса

ГБОУ ООШ с. Ст. Максимкино

Руководитель:

Григорьева Л.Г.,

учитель русского языка

и литературы

с. Кошки, 2015 г.

Введение ………………………………………………………... стр. 3

Глава 1. Проблематика художественного произведения…… стр. 4

Глава 2. В.Г.Короленко – писатель-гуманист ………………. стр. 6

Глава 3. «Слепой музыкант» - борьба за счастье и свет …… стр. 7

3.1. Смысл человеческой жизни ……………………………… стр. 7

3.2. Истинная слепота и духовное прозрение ……………….. стр. 9

3.3. Выбор героев повести……………………………………... стр. 12

Заключение ……………………………………………………… стр.13

Список использованных источников информации ………….. стр. 15

Введение

"Человек создан для счастья, как птица для полета"

Творчество В. Короленко еще при его жизни стало символом совести и чести эпохи. Благодаря своей наблюдательности и умению понимать людей, писатель черпал сюжеты для своих произведений из реальных жизненных событий.

Во многих его произведениях поднимается вопрос о том, для чего существует человек, какую роль он играет в обществе . В « Слепом музыканте» очень четко прослеживается тема самоопределения, выбора жизненного пути. В.Г. Короленко предоставляет читателю возможность разобраться, что понимать под слепотой человека: физическое или духовное ее проявление.

Актуальность исследования заключается в том, размышления и переживания автора по поднятой в повести проблеме важны для понимания своего места в жизни и сегодня.

Его герой лишен способности видеть. Но к нему приходит понимание, что выбор жизненного пути, жизненной цели принадлежит самому человеку, что человек должен найти способ реализоваться, чтобы выжить в обществе. Каждый человек должен бороться за свое счастье, преодолеть физические и нравственные преграды, мешающие человеку найти свое предназначение в жизни.

Цель работы : определить проблематику повести «Слепой музыкант»

Задачи:

Изучить понятие проблематики художественного произведения;

Проанализировать повесть В.Г.Короленко «Слепой музыкант» на предмет определения типа проблемы в произведении;

Проследить этапы становления личности, в ходе которой формируется главный герой, формируется его «видение» окружающего мира;

Объект: повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

Предмет исследования: проблематика повести

Глава 1. Проблематика художественного произведения

Проблематика художественного произведения – это проявление авторской позиции к изображаемой реальности. Это размышления и переживания автора по той теме, которую он поднимает в своем произведении. Писатель часто своим произведением вызывает читателя на откровенный разговор, приглашает его подискутировать по предлагаемым вопросам. Автор того или иного произведения представляет к обсуждению ряд проблем, систему ценностей, представлений о мире, обществе, о принципах и смысле жизни и т.д.

Проблематика – это центральная часть художественного содержания. В ней заключается основная затея произведения, то, ради чего оно создано, в ней заключается авторский взгляд на мир. Читая текст художественного произведения, человек проникается сочувствием, переживаниями к героям, размышляет над событиями, происходящими в повести или романе, хотя, может быть, и не всегда может согласиться с автором, имея свое видение разрешения ситуаций.

В проблематике проявляется неповторимый авторский взгляд на мир, на окружающую действительность, потому что эта категория характеризуется субъективностью художественного содержания. Потому анализируя художественный текст, мы рассматриваем индивидуальное своеобразие произведения, сравниваем его с произведениями самого автора или же чаще сопоставляем с произведениями других авторов.

В литературоведении различают несколько типов проблематики художественного произведения. Есин А.Б. в книге «Принципы и приемы анализа литературного произведения» выделяет следующие типы проблематики художественного произведения:

    Мифологическая проблематика – это проблематика фантастической литературы, дающей объяснение возникновению разных явлений.

    Национально-историческая проблематика связана с произведениями, в которых решаются вопросы, связанные с судьбой народа, с переломными моментами в его истории, с определением национального характера.

    Социокультурная проблематика отличает произведения, характеризующиеся описанием быта, обыденного мнения, привычных, свойств и качеств людей, сложившихся в разных слоях общества. В произведениях с этой проблематикой важна не отдельная личность, а среда, в которой формируются качества человека.

    Романная проблематика делится на ещё две разновидности: авантюрную и идейно-нравственную.

В произведениях с первой разновидностью «писатели делали основной акцент на динамике внешних изменений в судьбе и положении личности. Идейный интерес писателей сосредоточивался на том, какие превратности выпадают на долю человека, как благоприятные и неблагоприятные случайности стремительно меняют его положение и как сам человек "держится" в этом потоке несущих его событий».(2)

В произведениях с идейно-нравственной проблематикой в центре внимания находится человек, находящийся в поиске. Герой в таких произведениях пытается найти ответ на вопросы, которые ставит перед ним жизнь: что есть добро и зло, в чем заключается смысл жизни, где правда и справедливость и т.д.

Глава 2. В.Г.Короленко - писатель-гуманист

Короленко писал в тяжелое время, когда все живое старались подавить, в обществе воцарилось уныние, в искусстве слышались ноты скорби и тоски. В рассказах Короленко зазвучали другие мотивы: мотивы борьбы, мужественности, воли, чести.

«Он был одержим гуманистической, романтически-красивой мечтой о вольном, как птица, человеке, о людском равенстве и счастье», - говорит о В.Г. Короленко историк литературы Ф.И. Кулешов. (4)

«Нельзя писать о человеке без человечного отношения к нему, и в творчество каждого писателя неизбежным элементом входит естественная любовь к людям - к тем самым людям, которые в той или другой форме составляют предмет и конечную цель его прекрасного изображения», - поддерживает Ю.Айхенвальд. (1)

В произведениях В.Г. Короленко человек всегда выносится на первый план. Благодаря силе писательского слова, автор заставляет нас сопереживать главному герою, вместе с ним переживать жизненные трудности, проникаться его мыслями и чувствами. Автор заставляет задуматься о судьбе человека, о его предназначении в этой жизни. «Жизнь вообще, в самых мелких и самых крупных своих проявлениях, кажется мне проявлением общего великого закона, главные, основные черты которого – добро и счастье. А если нет счастья? Ну, что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего счастья – есть чужое, а все-таки закон жизни есть стремление к счастью и все большее его осуществление», - считал сам писатель. (14)

К пониманию своего места в жизни герои проходят постепенно: «ни малейшего понятия о назначении человека» - «столкновение … иллюзий с трезвою действительностью» - «человек создан только для счастья, как птица для полета» (…)

«… счастье только в жизни, а жизнь вся – стремление, достижение, новое стремление», - говорит В.Короленко, рассуждая о небольшом по объему рассказе «Огоньки». (14) В этом произведении, больше похожем, как он сам определяет, на стихотворение в прозе, писатель изложил философскую мысль о смысле и цели человеческого существования. Часто человек на непростом жизненном пути опускает руки, испытывая сплошные срывы и неудачи.

«Но все-таки... все-таки впереди - огни!», которые заставляют встать и идти, маня своей близостью, обещанием, светом. И мы продолжаем жить и надеяться на лучшее, стремиться достичь цели, надеяться на лучшую жизнь, иначе, зачем она нужна.

Становление личности в произведениях В.Г.Короленко проходит в столкновении героев с реальностью, с жизненной действительностью, с жизненной философией. Герои размышляют о противоречивой действительности, о своем отношении к ней. Иногда эти размышления приводят к сильным внутренним противоречиям, которые кажутся неразрешимыми. Герои пытаются найти выход из сложившейся ситуации, пытаются проверить свои теории практикой.

Идейно-нравственная позиция человека формируется в активном взаимодействии с разными точками зрения на мир, с другими «правдами».

Любой человек хочет счастья и любой человек достоин его. Главное – внутреннее содержание, а не внешние качества и особенности. Эти постулаты объединяют многие произведения писателя.

Глава 3. «Слепой музыкант» - борьба за счастье и свет

3.1. Смысл человеческой жизни

Способен ли человек, как личность, сопротивляться обстоятельствам, изменить эти обстоятельства? – автор посвятил одно из самых замечательных своих произведений «Слепой музыкант», впервые опубликованный в 1886 году.

Повесть «Слепой музыкант» - это произведение об определении своего назначения в мире, о счастье каждого человека. Вопросу о том, что такое счастье, где его границы и в чем его смысл, посвящает писатель свой этюд.

Уже самим заглавием Короленко определил одну из важных тем своего произведения. Его герой - слепой, то есть человек, обделенный природой, лишенный способности видеть. Но при этом он - музыкант, а значит, от природы он наделен тонким и острым слухом, музыкальным талантом. Таким образом, он одновременно и "унижен", и "возвышен" природой. Жизнь Петра протекает среди любящих его людей, но его не покидает мучительная мысль о том, что обособленность от людей, злоба и эгоизм - неизбежные качества слепорожденного человека. Знакомство с новыми людьми и большим миром приносят юноше понимание того, что выбор пути принадлежит самому человеку. На смену злобе и отчаянию приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им главное о жизни, то, что так трудно понял он сам. Таков выбор слепого музыканта.

«Моя главная художественная задача была не специально психология слепого, а психология общечеловеческой тоски по недостижимому и тоски по полноте существования», - говорит В.Г.Короленко, не смотря на то, что жанр произведения он определяет как этюд. Этюд, как известно, с французского языка переводится как «учение, изучение». Познать себя, свои возможности и способности предстоит и герою произведения Петру Попельскому.

Жизнь ставит героев Короленко в самые тяжелые условия, порой заставляет терять самообладание, терять веру в людей, убедить, что нет ничего доброго и душевного в окружающих ни в людях, ни в жизни, но зов души заставляет идти вперед, сравнивать, делать выводы, убедиться на своем опыте в обратном.

В.Короленко считает, что высшая логика человеческих проявлений заключается в велении сердца, а не в законах разума. Так дядя Максим пытается объяснить своему племяннику, что такое «малиновый» и «красный» звон колокола. Петр не видит, но Максим пытается дать представление об особом звоне колокола, заменяя зрительные образы слуховыми, музыкальными. Он хочет, чтобы мальчик представил веселый праздничный звон колокола, почувствовал атмосферу пробуждающейся весенней жизни.

Петр пытается это «увидеть». По мнению Короленко, суть человеческих способностей заключается в том, что лишенный зрения человек будет стремиться к удовлетворению инстинктивно, бессознательно, потому что это заложено в человека природой. В душе героя должны зародиться нотки протеста против такой неестественности, против нарушения законы природы.

Мучительно, болезненно Петр старается собрать отдельные музыкальные, звуковые представления о мире в одно целое. Его воображение творил «свой собственный мир, грустный, печальный и сумеречный, но не лишенный своеобразной, смутной поэзии». Так Короленко исследует, подобно ученому, отдельные ощущения, впечатления своего героя в сложные понятия и идеи.

Автор утверждает: если мальчик слеп, это не значит, что он ничего не может, он должен чему-то научиться, чтобы крепко стоять на ногах, на дороге жизни. Герой Короленко проходит те же испытания, которые писатель знал по собственному внутреннему опыту, через что сам прошел в жизни. Это стремление к свету, преодоление преград на пути к свету.

3.2. Истинная слепота и духовное прозрение

Из-за трагического стечения обстоятельств герой повести «Слепой музыкант» лишен возможности удовлетворить одну из важнейших потребностей человека - потребность видеть.

Автор шаг за шагом описывает жизненный путь слепого мальчика. Вокруг него огромный мир с множеством дорог с разными препятствиями. Что с ним будет дальше? Как сложится его жизнь? Как правильно выбрать свой жизненный путь? Многое будет зависеть от людей, которые будут его окружать, от их умения поддержать и подать руку в сложные моменты.

Короленко заостряет внимание на психологическом процессе душевного переворота героя. О н пытается проследить этот процесс от первых, инстинктивных движений души человека до осознанных социальных действий. Не только главный герои, но и окружающие его люди постоянно оказываются на внутреннем распутье.

Рождение слепого ребенка – это всегда трагедия. Так трагично воспринимают известие о слепоте Петруся мать и его дядя. Герои оказываются перед выбором. Как быть? Какое представление о жизни дать ребенку?

Максим, лишенный ног, инвалид, как никто понимает сложности будущей жизни своего племянника. Он, мужественный старый воин, не может оставаться равнодушным к судьбе племянника, не позволит сестре сделать из ребенка «тепличное растение». Два разных начала – нежность и поэтичность матери и мужество старого воина – помогают Петру узнать мир.

Первый контакт с внешним миром происходит у мальчика приблизительно в три года. Тонко и удивительно точно передает автор чувства, которые испытывает слепой ребенок. Короленко подмечает едва уловимые переживания, впечатления детской души. Мальчик болезненно вслушивается в мир звуков. Чтобы показать мир восприятия мальчика, автор находит в языке все нужные слова для описания весны: «звенящая капель, нежно журчащая вода, черемуха, шелестящая листвой, трели соловьиной песни, грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса, людской говор ярмарки, стук веток о стекло, окрики журавлей».Болезненно вслушивается мальчик в незнакомые звуки, испуганно протягивает руки, разыскивая мать, прижимается к ней. Это первое его знакомство с миром природы, закончилось тем, что он несколько дней был в бреду. Сложный путь предстоит герою в познании окружающего его мира и мира собственных ощущений.

Мир мальчик начинает воспринимать через звуки, запахи, ощущения. Звуковые формы стали главными формами его мысли. Этот мир вызывает у него любопытство и страх. Но ему повезло. Рядом с ним любящие его мама и дядя, которые стараются помочь мальчику осмысливать звуки и ощущения. Петрусь полюбил слушать игру конюха Иохима на дудке. Он учится у него игре на дудке. Максим просит конюха играть для мальчика народную музыку.

Петр продолжает изучать мир в звуках и ощущениях. Он представляет некоторые совершенно незнакомые ему понятия в звуках. Но в то же время, эти же звуки сыплются на него со всех сторон, не давая отдыха. Иногда он даже не может выдержать напора эмоций. Так случилось, когда мать покупает фортепьяно. Каждый новый звук вызывал в душе Петра новые эмоции. Звуки нового инструмента оказались для мальчика грубыми по сравнению с дудкой Иохима и вызвали у него новые расстройства.

Ему дарован талант: любовь к музыке. Мелодии, которые он играет, завораживает всех слушателей: слепой мальчик умеет ощущать звуки, они помогают ему видеть окружающий мир без зрения. Судьба дарит ему знакомство с Эвелиной.

Кажется, что все хорошо. Но Максим решил расширить границы пространства. Он знакомит Петра с людьми разных общественных положений. Приглашает в гости семью Ставрученко. Дядя хочет, чтобы Петр почувствовал, что рядом течёт яркая и интересная жизнь.

Но вскоре он почувствовал себя чужим, ущербным. Петр целиком погружается во мрак, в личное несчастье. Этот мир ему неизвестен и захочет ли этот мир принять слепого? Страдания в его душе обостряются после встречи со звонарем. Он почувствовал, что участь слепых – злость и обида. Наступает душевный кризис. «Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал носиться со своим», - с гневом говорит он юноше. «Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к чужому голоду!...» – бросает Максим Яценко племяннику. Дядя раскрывает перед юношей всю глубину людских страданий: внушает, что личные несчастья ничтожны по сравнению со страданиями других.

Герой получает свой нравственный урок, слова дяди являются определяющими и вносят в мысли и поступки героя ясность. Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди. После долгого странствования, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им. Страдания, о которых он узнал по собственному опыту, излечили его душу: « как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился. Помогла ему обрести душевный мир народная музыка, которой он овладел в совершенстве. А вскоре он овладел и высотами классической музыки. Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам. Петр стал уверенным, сильным.

Знакомство с новыми людьми и большим миром принесло юноше не только страдания, но и понимание того, что выбор пути принадлежит самому человеку.

3.3. Выбор героев повести

В повести Короленко не только Петр сталкивается с проблемой выбора. Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра. Их дружба много дала и Эвелине, как и Петр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для нее встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять ее. Молодые люди пытаются увлечь ее мечтами и ожиданиями, они не верят, что в семнадцать лет можно уже распланировать свою жизнь. Мечты опьяняют ее, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра - и совершает “тихий подвиг любви”: она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью также исходит от Эвелины. Это ее выбор. Ради слепого Петра она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель нас убеждает, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.

Произведение заканчивается концертом Петра Попельского. Среди зрителей в зале находится и его дядя. Максим, как никто слышит и чувствует музыку своего племянника. Он слышит звуки природы, звуки народной музыки и мелодию нищих слепцов-бандуристов. Дядя понимает, что племянник нашел свой путь в жизни, он нашел свое счастье в музыке, своей семье, Эвелине и сыне. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря. П онимает, что именно в помощи становления слепого племянника и был главный смысл его жизни, в этом его счастье.

Итак, повесть «Слепой музыкант» о сложном постижении мира, о его маленьких победах над недугом, о том, что человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на обстоятельства, должен преодолевать преграды на пути, чтобы найти себя.

Заключение

«Слепой музыкант» пронизан глубинными душевными переживаниями писателя. Владимир Галактионович, как основы всей русской классической литературы, рассматривает в своем произведении вечные вопросы бытия, главные ценности в жизни человека и смысл его существования.

И одновременно он жаждет узнать, почему же ему дана именно такая жизнь, почему он проходит через столько испытаний. Ведь если человек не знает, зачем ему подарена жизнь, отчего у него такая судьба, его дар может стать напрасным, бесполезным для душевного становления человека.

Многие покорно, спокойно несут бремя, другие жалуются, грустят, разумно мирятся, творя "народную мудрость" о том, что глупо идти против судьбы. Но есть и такие, которых не лишила ограниченность. Они не могут с ней мириться. Недуги, неудачи, сложности рождают их протест и рождает их творчество. Такова основная мысль этюда «Слепой музыкант».

Нужно побеждать тёмные стороны своей жизни, поэтому "приходится налегать на вёсла" и идти к свету, солнцу, счастью!

Слепой Петр Попельский в конце концов не только осознал себя необходимым для жизни, но преодолел свою слепоту. «Прозрение» Петра Попельского не могло произойти без приобретенного им социального опыта, без его «хождения в народ», когда он, окунувшись в ранее неведомый ему мир нищеты, горя и слез, сумел почувствовать страдание обездоленных, как свое собственное, благодаря чему и смог преодолеть эгоистическую сосредоточенность на собственном несчастье.

Таким образом, проблематика повести «Слепой музыкант» Короленко – это утверждение необходимости борьбы за счастье. Это понимание полноты жизни как служения другим, «напоминание счастливым о несчастных». Это утверждение неустанного стремления к самосовершенствованию, к желанию познать самого себя. Ничего так просто не бывает. Для достижения любой цели необходима высокая мотивация , но только слишком сильное желание достичь чего-либо является обычно основной преградой.

Но … «дорогу осилит идущий»

Список использованных источников

1. Айхенвальд Ю. И. Короленко
http://korolenko.lit-info.ru

http://bookucheba.com/teoriya

3.В.Б.Катаев. Мгновения героизма

4.Ф.И.Кулешов. Мятежный талант

5.Мережковский Д. С. Рассказы Вл. Короленко

14. (Короленко о счастье)