Жизнь на руси в 13 веке. Повседневная культура древней руси. Одевались разные слои общества по-разному

Cлайд 1

Cлайд 2

Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора.

Cлайд 3

Все свидетельства современников говорят о том, что Киев был большим и богатым городом. По своим масштабам, множеству каменных зданий, храмов, дворцов он соперничал с другими тогдашними европейскими столицами. В старом городе находились дворцы видных бояр, здесь же на горе располагались и дома богатых купцов, других видных горожан, духовенства. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. С крепостных стен города можно было видеть в зеленых кущах белокаменные церкви Печерского, Выдубицкого и других киевских монастырей.

Cлайд 4

Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь - здесь располагались дружинники, слуги, толпилась бесчисленная челядь. Отсюда шло управление княжествами, родами, селами, здесь судили и рядили, сюда свозились дани и подати. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили пиры, где рекой текло заморское вино и свой родной мед, слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. Женщины вообще принимали активное участие в управлении, хозяйстве, других делах.

Cлайд 5

Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта, особенно на Севере, впрочем, как и в поздние времена, являлась баня. Внизу, на берегах Днепра шумел веселый киевский торг, где, кажется, продавались изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света, включая Индию и Багдад.

Cлайд 6

По улицам города сновала пестрая разноязыкая толпа. Проходили здесь бояре и дружинники в дорогих шелковых одеждах, в украшенных мехом и золотом плащах, в епанчах, в красивых кожаных сапогах. Пряжки их плащей были сделаны из золота и серебра. Появлялись и купцы в добротных льняных рубахах и шерстяных кафтанах, сновали и люди победнее, в холщовых домотканых рубахах и портах.

Cлайд 7

Богатые женщины украшали себя золотыми и серебряными цепями, ожерельями из бисера, который очень любили на Руси, серьгами, другими ювелирными изделиями из золота и серебра, отделанными эмалью, чернью. Но были украшения и попроще, подешевле, сделанные из недорогих камешков, простого металла - меди, бронзы. Их с удовольствием носили небогатые люди. Известно, что женщины уже тогда носили традиционную русскую одежду - сарафаны; голову накрывали убрусами (платками).

Cлайд 8

Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в скромных русских селах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих» людей, а на юге - от кочевников, вновь и вновь отстраивали сожженные врагами жилища. Причем, нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин.

Основные понятия:

Летопись

Берестяные грамоты

Основные имена:

Нестор «Повесть временных лет»

Митрополит Илларион «Слово о законе и благодати»

Даниил Заточник «Слово», «Моление»

Владимир Мономах «Поучение детям»

В понятие культура входит все то, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческие отношения.

Особенности Древнерусской культуры.

1. Русская культура складывалась как культура всех восточных славян, в то же время свои региональные черты.

2. Влияние на русскую культуру соседних народов – угрофинов, балтов, иранских племен, других славянских народов.

3. сильное влияние Византии, которая была для своего времени одним из наиболее культурных государств мира.

4. культура с самого начала складывалась как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиции.

5. влияние языческой религии и языческого мировоззрения

6. опора русской культуры на народные истоки и народное восприятие

7. влияние крещения Руси на культуру

Христианство стало государственной религией Киевской Руси в 988 г., в княжение Владимира I Святого (980-1015). Кня­жеская власть получила в новой религии и испове­довавшей ее церкви надежную опору - духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Еди­ная вера давала подданным государства новое ощу­щение единства и общности. Постепенно складыва­лось общерусское самосознание - важный элемент единства древнерусской народности.

Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем са­мым усилило внешнеполитическое положение в тог­дашнем мире.

Духовное и культурное значении принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто вла­дел славянской письменностью и грамотой. Непо­средственным следствием крещения Руси стало раз­витие живописи, иконописи, каменного и деревян­ного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования.

Языческая древность сохранилась прежде всего в устном народном творчестве - фольклоре (за­гадки, заговоры, заклинания, пословицы, сказки, песни). Особое место в исторической памяти народа занимали былины - героические сказания о защит­никах родной земли от врагов. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Ники­тича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в были­нах действуют более 50 главных героев). К ним обра­щают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойте-тко за славный стольный Ки­ев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.


С принятием христианства началось быстрое раз­витие письменности . Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о догово­рах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с над­писью, сделанной кириллицей - азбукой, создан­ной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X-XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и свет­скую переводную литературу. До нас дошли древ­нейшие рукописные книги - «Остромирово Еванге­лие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI-XIII вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах со­боров и ремесленных изделиях, деятельность монас­тырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новго­роде и др.

Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» - она, как полагали, не имела само­бытной литературы. Это не так. Древнерусская ли­тература представлена различными жанрами (ле­тописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из извест­ных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.

Древнейшая из дошедших до нас летописей - «Повесть временных лет» - создана около 1113 г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаме­нитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская зем­ля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», - уже говорят о масштабе лич­ности создателя летописи, его литературных способ­ностях. После распада Киевской Руси возникли са­мостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по проис­хождению митрополитом, в середине XI в. Это раз­мышления о власти, о месте Руси в Европе. Замеча­тельно «Поучение» Владимира Мономаха, написан­ное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосер­ден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых.

К согласию и примирению князей призывал и не­известный автор величайшего произведения древне­русской литературы «Слово о полку Игореве » (конец XII в.). Реальное событие - поражение северского князя Игоря от половцев (1185-1187) - стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя. Автор видит Русскую землю с ог­ромной высоты, охватывает мысленным взором ог­ромные пространства, как бы «летит умом под обла­ками», «рыщет через поля на горы» (Д. С. Лихачев). Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели.

архитектура и живопись .

Византийские традиции каменного зодчества пришли с христианством. Ве­личайшие постройки XI-XII вв. (погибшая в 1240 г. Десятинная церковь, соборы, посвященные Святой Софии, в Киеве, Новгороде, Чернигове, По­лоцке) следовали византийским традициям. На че­тырех массивных столбах в центре здания, соеди­ненных арками, покоится цилиндрический барабан. На нем прочно стоит полусфера купола. Следуя че­тырем ветвям креста, к ним примыкают остальные части храма, завершающиеся сводами, иногда - ку­полами. В алтарной части - полукруглые выступы, апсиды. Это и есть разработанная византийцами крестово-купольная композиция церковного зда­ния. Внутренние, нередко и внешние стены храма расписаны фресками (живопись по сырой штукатур­ке) или покрыты мозаикой. Особое место занимают иконы - живописные образы Христа, Богоматери, святых. Первые иконы пришли на Русь из Визан­тии, но русские мастера быстро овладели строгими законами иконописи. Почитая традиции и стара­тельно учась у византийских учителей, русские зод­чие и живописцы проявляли удивительную творческую свободу: древнерусская архитектура и иконо­пись более открыты миру, жизнерадостны, декора­тивны, чем византийские. К середине XII в. стали очевидны и различия художественных школ Владимиро-Суздальской, Новгородской, южнорусских зе­мель. Радостные, легкие, пышно украшенные вла­димирские храмы (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церк­вями Новгорода (церкви Спаса на Нередице, Па­раскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение» отлича­ются от написанных владимиро-суздальскими мас­терами икон «Дмитрий Солунский» или «Боголюбская Божья Матерь».

К числу величайших достижений древнерусской культуры относится и художественноеремесло, или узорочье, как его называли на Руси. Золотые укра­шения, покрытые эмалью, изделия из серебра, вы­полненные в техниках скани, зерни или черни, узор­чатый декор оружия - все это свидетельствует о вы­соком мастерстве и вкусе древнерусских ремеслен­ников.

Культура Руси в 10 – 13 веках. План. 1. Главные особенности древнерусской культуры. 2. Грамотность и образование. 3. Письменная культура: А) религиозная литература; Б) историческая литература; В) светские произведения. 4. Зодчество и живопись. 5. Фольклор. 6. Быт и повседневность.

Что такоелатинского – возделывание, культура? n Культура – с n n обрабатывание. Культура – все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей, выражаемое в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы и т. д. Культура – это не только произведения искусства, но и определенные идеи, представления, идеалы, стереотипы, бытовые привычки, духовная и религиозная жизнь, язык.

Этапы в культуре Древней Руси: 1. Культура восточного славянства – традиции язычества. 2. Культура Киевской Руси – синтез достижений восточных славян и христианской культуры Византии. 3. Культура периода раздробленности – на базе культуры Киевской Руси создавались культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности.

Особенности древнерусской культуры: n n n Язычество продолжало оказывать глубокое влияние на сознание народа, крестьянский быт, литературу, живопись, архитектуру; Русь складывалась как равнинное государство, открытое воздействие тех народов, которые проживали на русских землях в процессе их освоения; Византийская церковная и религиозная культура была сначала предметом освоения, затем – образцом для подражания.

Образование и грамотность: n n n Первые школы открыты при церквях, монастырях. Обучение ограничивалось чтением, реже – письмом и счетом. С 11 в. в богатых семьях обучение детей.

Необходимость письменности и ее появление: n Развитие частной собственности и торговли; n Государственные акты и договоры; n Потребность в письменной истории; n Появилась из Болгарии (2 пол. 9 в. Кирил и Мефодий) с принятием христианства в 10 веке.

Общественно-политическая литература: n Летопись –историческое произведение, в котором повествование велось по годам: «Повесть временных лет» монаха Нестора (12 в), (события 860 -1110 гг.); «Слово о законе и Благодати» Киевского митрополита Иллариона (11 в) (проповедь – речь религиозно-назидательного содержания); Жития Бориса и Глеба (11 в); n Владимир Мономах «Поучение к детям» . n n

Художественная и светская литература: «Хождение игумена Даниила в святые места» (описал свое паломничество в Иерусалим, 12 в); n «Моление» Даниила Заточника (12 в); n «Слово о полку Игореве» (1185 г.)(о походе Новгород-Северского князя Игоря против половцев). n

Церкви сооружались по образцу крестово – купольного храма греков n n Храмы такого типа представляли собой прямоугольник, разделенный 4 столбами на 9 ячеек. Перекрытием служили крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центром храма возвышался купол.

n Церковь Успения Богородицы (Десятинная) в Киеве Каменная церковь Успения Богородицы в Киеве была заложена в 989 году, сразу после Корсуньского похода и крещения Великого князя Владимира Святославича Святого. Строительство было завершено в 996 году. Церковь была отделана с величайшей для того времени роскошью: мрамором, яшмой, мозаикой. Князь Владимир Святославич постановил жертвовать в ее пользу десятую часть своих доходов с городов и имений на вечные времена, вследствие чего церковь получила известность под названием "Десятинная". Киевская церковь Успения Богородицы, была разрушена в 1240 году, при нашествии на Киев хана Батыя. .

«Золотые ворота» во Владимире «Золотые ворота" во Владимире были возведены в 1164 году в западной части владимирской крепости, на главной дороге, ведущей в город. Они служили одновременно и оборонительным сооружением, и торжественным въездом. Белокаменную арку ворот венчала надвратная церковь с золоченым куполом. В те времена на противоположной стороне владимирской крепости возвышались, вероятно, столь же мощные и парадные "Серебряные ворота". В 1469 году русский зодчий Василий Дмитриевич Ермолин подновил надвратную церковь "Золотых ворот". Позднее храм был перестроен.

Архитектура периода раздробленности. n n С распадом Руси поток национального искусства не иссяк, а разбился на множество рукавов. Со 2 -й пол. 12 в. большинство храмов однокупольные, строились из плинфы. Плинфа-от греч. «плинтос» - кирпич.

Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода n В 1198 году близ Новгорода, на берегу реки Спасовка, была построена каменная одноглавая церковь Спаса Преображения на Нередице. Храм, сильно разрушенный в 1941 -1943 годах, во время Великой Отечественной войны, ныне восстановлен, но фрески 1199 года на его стенах почти полностью утрачены.

Церковь Покрова Богородицы на Нерли близ Боголюбова В 1165 году близ Боголюбова, на берегу реки Нерли, возвели каменную одноглавую церковь Покрова Богородицы. Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский построил этот храм после кончины сына в память о нем и в умиротворение своей печали.

Дмитриевский собор во Владимире n Построен в 1194 -1197 годах при Великом князе Всеволоде III Юрьевиче Большое Гнездо каменный одноглавый Дмитриевский собор во Владимире хорошо сохранился до настоящего времени.

Успенский собор во Владимире n Построен в 1158 -1160 годах по велению Великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского Успенский собор во Владимире не сохранился в первоначальном виде. В настоящее время собор пятиглавый. Внутреннее убранство храма сверкало золотом, серебром и драгоценными камнями. Его сравнивали с легендарным храмом библейского царя Соломона. В 1408 году собор украсили фрески прославленных русских мастеров Андрея Рублева и Даниила Черного.

Живопись. Фреска. n Фреска- техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной.

Живопись. n Икона – от греч. «эйкон» изображение, образ. В православии и католицизме изображение Иисуса Богоматери и святых, которому приписывается священное значение. n Икона "Владимирская Богоматерь", написанная, по преданию, евангелистом Лукой, была принесена на Русь из Греции и до 1155 года находилась в Киеве.

Фольклор. n n Фольклор – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Песни, сказания, былины, пословицы, сказки были составной частью древнерусской культуры.

Быт и повседневность. n n Основными видами деятельности восточных славян были земледелие, торговля, охота и бортничество (сбор дикого меда). Наиболее ценным товаром считались мед, воск, пушнина. Селения восточных славян обычно располагались по берегам рек или озер. Начиная с IX века, был известен торговый путь "из варяг в греки": по рекам от Балтийского моря к Черному. Жили славяне в полуземлянках или бревенчатых домах.

Ювелирное искусство. n n Чернь-черные или темно-серые изображения, нанесенные на металл (золото, серебро) путем гравировки и заполнения штрихов т. н. черневым сплавом (из серебра, меди и др.). Зернь - разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0, 4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени.

Ювелирное искусство. n Филигрань - (итал. filigrana, от лат. filum - нитка и granum - зерно), вид ювелирной техники. n Перегородчатая эмаль - заполняют ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность ребром по линиям узора, передают четкие линии контура.

Выводы: n n n Киевская Русь в домонгольское время превратилась в страну высокоразвитой культуры. Начинает складываться общность древнерусского народа, которая выражалась в развитии литературного языка, в национальном самоощущении единства народа, в формировании общей культуры. В эпоху Киевской Руси был задан тип культурно-исторического развития русского народа, в котором тесно переплетались христианство и язычество.

Домашнее задание: n Сообщения на следующие темы: 1. «Монахи Киево-Печерского монастыря» (Нестор, Антоний, Феодосий) – рассказать об известных фактах жизни этих монахов, об их вкладе в религиозную и культурную жизнь Руси. 2. «Русский героический эпос. Его особенности» . (рассказать об истории русских былин, выделить основные отличия былин от сказок). 3. «Наставление государя. Представления о грехах и добродетелях русского князя» (рассказать о главных, с точки зрения автора, событиях его жизни и о его заветах своим детям). 4. «Архитектура Древней Руси в 12 -13 вв» (рассказать о наиболее значительных памятниках зодчества в различных княжествах, описать их особенности).

Заним.особое место, 2 вида– трупоположение и сожжения. Первобытное погребение трупов, которым искусственно придавалось положение эмбриона в чреве, было связано с верой во второе рождение после смерти. Поэтому умершего хоронили подготовленным к этому второму рождению.Праславяне в бронзовом веке-отказываются от этого. Появл.обряд,порожденный новыми воззрениями о душе человека, которая не воплощается вновь в каком-либо другом существе (звере, птице, человеке…), а перемещается в воздушное пространство неба. Это достигалось посредством закапывания сожженного праха в землю и постройки над погребением модели дома, «домовины»Есть сведения, что покойника, совершив над ним тризну, сжигали, кости его собирали в малую посудину и ставили на столбе на распятиях, где скрещивались пути. Придорожные столбы, на которых стояли сосуды с прахом предков, – это межевые знаки, охранявшие границы родового поля и дедовской усадьбы.Есть и другие описания погребального обряда у славян: старейшина деревни объявлял жителям о смерти одного из них посредством черного жезла, носимого со двора во двор. Все жители провожали труп с громким плачем, а некоторые женщины в белой одежде лили слезы в маленькие сосуды, называемые плачевными. Разводили огонь на кладбище и сжигали мертвого с его женою, конем, оружием; собирали пепел в урны, глиняные, медные или стеклянные и зарывали вместе с плачевными сосудами. Иногда сооружали памятники: обкладывали могилы дикими камнями и ограждали столпами. Печальные обряды заключались веселым торжеством, которое именовалось стравою.В период расцвета язычества наиболее распространенным и почетным было сожжение, с последующим насыпанием кургана. После этого на кургане проводилась тризна в память о покойном. Другим способом хоронили так называемых заложных покойников – умерших подозрительной, нечистой смертью или же живших не по правде. Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела куда подальше в болото или овраг, после чего его заваливали сверху ветками(чтобы не осквернять землю и воду нечистым трупом)Привычное нам погребение в земле широко распространилось только после принятия христианства.обрядовая еда на поминках кутья, блины и кисель. Усопших поминали на Святках, в Чистый четверг и Радоницу, вСемик и перед Дмитриевым днём. В дни поминовения усопших для них топили баню, жгли костры (чтобы они погрелись), оставляли для них еду на праздничном столе. Святочные ряженые представляли собой в том числе и пришедших с того света предков и собирали дары. Цель- задабривание умерших предков. вера в «заложных покойников- люди, умершие не своей смертью, их боялись и почитали во время общих поминок.

9.Быт и нравы на Руси-10-12 век. Жилище

Русь долгие годы была страной деревянной, и ее языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. Выражали чувство строительной красоты, пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. деревянная арх.восходит к Руси языческой, арх.каменная связана с Русью христианской.Для русской деревянной арх.характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву-традиционное.Лес, дерево-гл.строймат., легко подвергалось обработке, удобно для строительства простейших жилищ. но не было долговечным и не могло противостоять огню, пожарам.Осн.тип жилища - изба - русский срубный жилой дом. Сначала избы -полуземляночными, при этом сруб опускался на полметра в землю, полы были земляными. Окон, как правило, не было. Печь топилась по-черному, то есть дым распространялся по избе. С боков и сверху изба обкладывалась землей. Со второй половины X в. начинают преобладать наземные избы, появляются деревянные полы на лагах, приподнятые над уровнем земли. В стенах изб начинают прорубать волоковые окна. Вначале они были узкими и заволакивались изнутри дощечками. Позже стали прорубаться и красные окна, в которые вставлялись слюдяные оконницы. Появлялись печи, которые топились «по-белому». Понадобились потолки, которые засыпались землей, и глиняные трубы, которые выводили дым через потолок наружу. Перед татаро-монгольским нашествием все больше появлялось двухкамерных и трехкамерных изб, кое-где строились и двухэтажные деревянные дома.

В XIII — XV вв. знатные люди на Руси жили по большей части в хоромах — двух-или трёхэтажных сооружениях, сначала деревянных, а впоследствии — каменных, с крылечками и теремами. Их окружали высокие деревянные ограды с воротами и калиткой. В центре двора, кроме самих хором, было ещё несколько домов для слуг. Тут же строили конюшни, стойла, риги и бани. Очень богатые люди сооружали соб-ственную церковь. Около двора размещали сад, огород, цветники.

В хоромах были жилые комнаты, светлицы — помеще-ния, которые освещались лучше всего, — тут женщины вышивали, ткали, пряли и т. п. Была ’также комната для приёма гостей горница (современная гостиная). Когда было холодно, в хоромах топили печи. Дым выходил через дымоход. В хоромах обязательно были иконы, добротная и громоздкая деревянная мебель: столы, лавы, стулья, лари, шкафы и полки для хранения посуды и др. В XIV-XV в. в домах самых богатых людей Москвы и Новгорода начали вставлять стеклянные окна. В сумер-ках зажигали свечи из сала или воска.

Простой люд жил в землянках, полуземлянках или лачугах, которые не имели окон, чтобы дольше сохра-нялось тепло. Такое жилье отапливалось, так сказать, по-чёрному: дымохода не было, и дым выходил через отверстие в кровле. Зажиточные крестьяне имели ого-роженный двор: деревянный дом с хозяйственными застройками, садом и огородом. Неотъемлемым эле-ментом такого дома была печь. Она обогревала помещение, в ней готовили еду и пекли хлеб, иногда на печи спали, особенно в холодные зимние ночи. Помещение освещали лучинами. Мебель была бедной (стол и две лавы), а посуда скромной — глиняные и деревянные горшки, миски, ложки, ножи.

Одежда показывала принадлежность человека к определённому сословию. Простонародье носило грубую домотканную одежду — конопляную, льняную или шерстяную. Ткани красили в разные цвета. Молодежь носила более яркую одежду, а старшие люди — более темную. Зажиточные люди шили свой наряд из иностран-ных дорогих тканей.

И мужчины, и женщины надевали исподнюю сорочку, на неё — верхнюю вышитую рубашку. Мужчины носили узкие штаны. Осенью и зимой носили ещё свиты, зипуны, кафтаны, тулупы, а богатые феодалы и купцы — шубы из меха медведей, волков, лис, соболей. Верхнюю одежду подпоясывали широким поясом, на который цепляли калиту. Вельможные мужчины носили меховые шапки, а простонародье — войлочные.

И. Аргунов. Женщина в кокошнике. 1784 г.

Женские сорочки были длинные, до пят, сверху на них надевали сарафаны - платья из плотной ткани без рукавов, украшенные вышивкой. Когда дождило, женщины одевали плащи-накидки. Зимой носили меховую одежду: богатые из дорогого меха, а бедные - дешёвого. Русская княгиня в XV в. могла иметь десяток, а то и больше шуб из самого разнообразного меха. Шубы берегли, носили опрятно и передавали в наследство. Материал с сайта

Девушки волосы распускали или заплетали в косу. Замужние женщины пря-тали под платком, наверх которого надевали кокошник — головной убор с высоким украшенным полукруглым щитком надолбом.

Феодалы и горожане, мужчины и женщины, носили кожаные ботинки и сапоги, а крестьяне обували преимущественно лапти и валенки.

Питались в основном мучными блюдами и кашами. «Хлеб и каша — пища наша», утверждает российская поговорка. Хлеб ели ржаной, изредка — пшенич-ный. Завтракали слабо, но обед и ужин были сытными. Традиционные кушанья: рассольник, щи, каша, блины, оладьи и др. Ели также много фруктов, ягод, грибов, орехов и меда. Часто ели рыбу, молоко, сыр, масло, яйца. Вельможам подавали дичь (оленя, зайца, кабана, рябчика, утку), а простые люди ели баранину, телятину.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском