Образ Татьяны Лариной из романа "Евгений Онегин" А.С. Пушкина. Почему Онегин полюбил Татьяну Ларину? Что говорит ленский об татьяне

Александра ПОЛЯН,
11-й класс, школа № 57,
Москва
(учитель - Н.А. Шапиро)

Готовимся к сочинению

Ленский и Татьяна

В романе «Евгений Онегин» наряду с центральным героем - Онегиным - ярко высвечены ещё два персонажа - Ленский и Татьяна. Автор отзывается о них с очевидной симпатией, любовно рассуждает об их судьбах, посвящает им множество лирических отступлений. Отношения с этими героями - самые важные события в жизни Онегина (по крайней мере, из включённых в сюжет романа); кроме того, эти персонажи чрезвычайно значимы для понимания образа автора: с Ленским он связывает один из периодов своей жизни, Татьяна предстаёт как идеал, неизменно сопутствующий автору.

О ба героя - Ленский и Татьяна - вводятся в сюжет романа во второй главе, где описывается начало жизни Онегина в деревне. Этим подчёркивается их принадлежность к мирку поместных дворян и обозначается противопоставление их Онегину, столичному жителю. Онегин - представитель петербургской "золотой молодёжи", привыкший к светской жизни; Татьяна и Ленский - помещики, воспитанные "в глуши", в узком кругу соседей (даже для Ленского, который учился в университете в Германии, жизнь, очевидным образом, ограничивается пределами деревни). Онегин скучает "средь модных и старинных зал", страдает от хандры; Ленский же и Татьяна не утратили пылкости чувств и не испытали разочарования в мире. Зато Онегин способен трезво, холодно и насмешливо смотреть на жизнь, он знает истинную цену окружающим его людям и обстоятельствам, а Ленский и Татьяна плохо представляют себе действительность, они больше живут воображаемой жизнью, перенося в реальность книжные ситуации.

Ленский и Татьяна вызывают у Онегина сходное отношение: он смотрит на них свысока, улыбаясь незрелости своих молодых знакомцев ("Простим горячке юных лет // И юный жар, и юный бред", - думает он о Ленском. "К беде неопытность ведёт", - предостерегает он Татьяну). Однако, несмотря на слегка насмешливое и снисходительное к ним отношение, Онегин может их понять и по-настоящему оценить.

Отношение автора к Ленскому и к Татьяне также похоже. Оба героя, безусловно, любимы. Однако интонация, с которой автор пишет о них, изменяется на протяжении романа, притом изменяется сходным образом. Вначале в ней сочетаются симпатия и ирония. Автор насмешливо подражает речи Ленского, обозначает его вкусы перечнем поэтических штампов:

Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальние страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слёзы;
Он пел поблёклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет, -

и с улыбкой копирует язык романов, которые читает Татьяна: "Ты в руки модного тирана // Уж отдала судьбу свою", "Ты в ослепительной надежде // Блаженство тёмное зовёшь, // Ты негу жизни узнаёшь, // Ты пьёшь волшебный яд желаний", "Везде, везде перед тобой // Твой искуситель роковой"; даже свидание Татьяны и Онегина автор описывает этим языком: "Блистая взорами, Евгений // Стоит, подобно грозной тени".

Однако во второй половине романа интонация становится более серьёзной, утрачивает лёгкость и насмешливость. Убитый на дуэли Ленский без тени иронии оплакивается автором; новым, трагически пронзительным смыслом наполняются прежде вызывавшие лишь усмешку литературные штампы: "Младой певец // Нашёл безвременный конец! // Дохнула буря, цвет прекрасный // Увял на утренней заре, // Потух огонь на алтаре". О Татьяне автор отзывается всё более серьёзно и восхищённо: в конце романа она названа "милым идеалом".

Надо сказать, что оба героя оказываются удивительно значимыми в романе: их роль не ограничивается только участием в его сюжете. От них протягиваются нити за событийную ткань романа: образ поэта Ленского неизбежно вытягивает за собой образ другого поэта - автора (с одной стороны, противопоставленного Ленскому, а с другой - близкого и в чём-то родного ему). А за образом Татьяны смутно различается "та, которую автор не смеет тревожить лирой".

Таким образом, роль Татьяны и роль Ленского в образной системе романа сходны. Похоже строятся отношения к ним автора и центрального героя. Однако этим их сходство исчерпывается. Глубинные различия между ними проявляются уже в их взаимодействии со средой. Они оба порождены поместным дворянством, но относятся к нему по-разному: для Ленского неочевидна эта связь, соседи-помещики представляются ему идиллическим "домашним кругом", приютом для скитальца, которым он себя воображает. Татьяна же осознаёт, что она - дитя этой среды (в письме к Онегину она объединяет и себя, и своих родных и соседей местоимением "мы"). Она унаследовала от неё сердечность и простоту ("А мы... ничем мы не блестим, // Хоть вам и рады простодушно", - пишет она Онегину), однако ощущает своё одиночество и несходство с этой средой и с горечью жалуется: "Я здесь одна, // Меня никто не понимает"; она страдает и ненавидит свой круг (во сне соседи-помещики даже являются ей чудовищами).

О чень важная для Пушкина характеристика героя - это его отношение к природе. Ленскому природа представляется лишь как перечень отвлечённых понятий ("он рощи полюбил густые, // Уединенье, тишину, // И ночь, и звёзды, и луну"). Для Татьяны же природа - любимый друг, необходимый собеседник: перед отъездом из деревни она, "как с давними друзьями, // С своими рощами, лугами // Ещё беседовать спешит". Есть у Татьяны и постоянный спутник в природе - луна, при которой совершаются все важные для Татьяны события. Именно луну видит она в зеркале, выходя гадать, её она замечает, говоря с няней о своей любви; "смотря на луну", Татьяна задумывает письмо к Онегину, в "сумрак лунный" она посещает его усадьбу. Наконец, именно с луной она сравнивается в VII главе романа.

Для Ленского же луна - только "небесная лампада, // Которой посвящали мы // Прогулки средь вечерней тьмы, // И слёзы, тайных мук отраду…"

Ещё одна важная черта героев, оказывающаяся судьбоносной для них, - это их отношение к действительности. Ленский отказывается видеть её, считая, что где-то есть иная, лучшая жизнь. Он погибает при первой встрече с жизнью настоящей: чувствуя крушение своих представлений о ней (оказалось неправдой, что "друзья готовы // За честь его принять оковы // И что не дрогнет их рука // Разбить сосуд клеветника"), Ленский видит единственный возможный выход из сложившейся ситуации - выход, почерпнутый им из книг, - дуэль, где он должен либо умереть за свою честь, либо убить "развратителя".

Для Татьяны же не бывает таких однозначных и бесспорных решений, её постоянно терзают сомнения и поиски. И она способна правильно понять свою любовь к Онегину и не ожидать книжного развития событий. Она может переосмыслить, пересмотреть своё отношение к нему: если сначала он для неё может явиться только в двух ликах ("ангел-хранитель" или "коварный искуситель"), то позже она отвергает эту возможность однозначной оценки, пытается понять Онегина лучше, мучается вопросом: "Уж не пародия ли он?" - и, наконец, меняется с ним ролями в конце романа.

Только в связи с Татьяной в роман вводится проблема нравственности, верности и долга. Героиня оказывается способна преодолеть своё чувство, каким бы сильным оно ни было, чтобы не нарушить клятв верности. Такие муки сильной натуры незнакомы Ленскому. Примечательно, что главным качеством Ленского автор называет его "прямо гёттингенскую душу", в то время как Татьяна названа "русской душою". Очевидно, нравственные искания, постоянную эволюцию человека Пушкин связывает именно с русской натурой. А Ленский, из-за своего нежелания узнать жизнь погибший в первом столкновении с нею, навеки остающийся неизменным, статичным персонажем, воспринимается как что-то чуждое русскому характеру.

И так, Татьяна оказывается гораздо сложнее и глубже Ленского: она всё время пытается понять настоящую жизнь, не подменяя её своими представлениями о ней, как это делает Ленский; она способна принимать гораздо более сложные решения, чем он; наконец, она находится в постоянном изменении, нравственной эволюции, в то время как Ленский, так и не узнавший жизни, навсегда останавливается в своём развитии, "застывает". Именно с Татьяной связываются важнейшие темы и проблемы романа, именно она предстаёт носителем русского в этом романе - "энциклопедии русской жизни". Однако примечательно, что в конце романа вновь всплывает образ Ленского (неслучайно эти строки написаны его языком):

Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочёл её романа…

Автор по-новому смотрит на своего героя, ещё раз оценивает его (как Татьяна - Онегина), утверждая, что и в позиции Ленского есть определённая правота и что невозможно дать однозначную оценку такой натуре, как Ленский, и признать верной какую-либо одну точку зрения, один взгляд на жизнь.

Примечание: работа писалась в классе в течение четырёх часов.

В романе «Евгений Онегин» наряду с центральным героем - Онегиным - ярко высвечены ещё два персонажа - Ленский и Татьяна. Автор отзывается о них с очевидной симпатией, любовно рассуждает об их судьбах, посвящает им множество лирических отступлений. Отношения с этими героями - самые важные события в жизни Онегина (по крайней мере, из включённых в сюжет романа); кроме того, эти персонажи чрезвычайно значимы для понимания образа автора: с Ленским он связывает один из периодов своей жизни, Татьяна предстаёт как идеал, неизменно сопутствующий автору.

Оба героя - Ленский и Татьяна - вводятся в сюжет романа во второй главе, где описывается начало жизни Онегина в деревне. Этим подчёркивается их принадлежность к мирку поместных дворян и обозначается противопоставление их Онегину, столичному жителю. Онегин - представитель петербургской "золотой молодёжи", привыкший к светской жизни; Татьяна и Ленский - помещики, воспитанные "в глуши", в узком кругу соседей (даже для Ленского, который учился в университете в Германии, жизнь, очевидным образом, ограничивается пределами деревни). Онегин скучает "средь модных и старинных зал", страдает от хандры; Ленский же и Татьяна не утратили пылкости чувств и не испытали разочарования в мире. Зато Онегин способен трезво, холодно и насмешливо смотреть на жизнь, он знает истинную цену окружающим его людям и обстоятельствам, а Ленский и Татьяна плохо представляют себе действительность, они больше живут воображаемой жизнью, перенося в реальность книжные ситуации.

Ленский и Татьяна вызывают у Онегина сходное отношение: он смотрит на них свысока, улыбаясь незрелости своих молодых знакомцев ("Простим горячке юных лет // И юный жар, и юный бред", - думает он о Ленском. "К беде неопытность ведёт", - предостерегает он Татьяну). Однако, несмотря на слегка насмешливое и снисходительное к ним отношение, Онегин может их понять и по-настоящему оценить.

Отношение автора к Ленскому и к Татьяне также похоже. Оба героя, безусловно, любимы. Однако интонация, с которой автор пишет о них, изменяется на протяжении романа, притом изменяется сходным образом. Вначале в ней сочетаются симпатия и ирония. Автор насмешливо подражает речи Ленского, обозначает его вкусы перечнем поэтических штампов:

Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальние страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слёзы;
Он пел поблёклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет, -

И с улыбкой копирует язык романов, которые читает Татьяна: "Ты в руки модного тирана // Уж отдала судьбу свою", "Ты в ослепительной надежде // Блаженство тёмное зовёшь, // Ты негу жизни узнаёшь, // Ты пьёшь волшебный яд желаний", "Везде, везде перед тобой // Твой искуситель роковой"; даже свидание Татьяны и Онегина автор описывает этим языком: "Блистая взорами, Евгений // Стоит, подобно грозной тени".

Однако во второй половине романа интонация становится более серьёзной, утрачивает лёгкость и насмешливость. Убитый на дуэли Ленский без тени иронии оплакивается автором; новым, трагически пронзительным смыслом наполняются прежде вызывавшие лишь усмешку литературные штампы: "Младой певец // Нашёл безвременный конец! // Дохнула буря, цвет прекрасный // Увял на утренней заре, // Потух огонь на алтаре". О Татьяне автор отзывается всё более серьёзно и восхищённо: в конце романа она названа "милым идеалом".

Надо сказать, что оба героя оказываются удивительно значимыми в романе: их роль не ограничивается только участием в его сюжете. От них протягиваются нити за событийную ткань романа: образ поэта Ленского неизбежно вытягивает за собой образ другого поэта - автора (с одной стороны, противопоставленного Ленскому, а с другой - близкого и в чём-то родного ему). А за образом Татьяны смутно различается "та, которую автор не смеет тревожить лирой".

Таким образом, роль Татьяны и роль Ленского в образной системе романа сходны. Похоже строятся отношения к ним автора и центрального героя. Однако этим их сходство исчерпывается. Глубинные различия между ними проявляются уже в их взаимодействии со средой. Они оба порождены поместным дворянством, но относятся к нему по-разному: для Ленского неочевидна эта связь, соседи-помещики представляются ему идиллическим "домашним кругом", приютом для скитальца, которым он себя воображает. Татьяна же осознаёт, что она - дитя этой среды (в письме к Онегину она объединяет и себя, и своих родных и соседей местоимением "мы"). Она унаследовала от неё сердечность и простоту ("А мы... ничем мы не блестим, // Хоть вам и рады простодушно", - пишет она Онегину), однако ощущает своё одиночество и несходство с этой средой и с горечью жалуется: "Я здесь одна, // Меня никто не понимает"; она страдает и ненавидит свой круг (во сне соседи-помещики даже являются ей чудовищами).

Очень важная для Пушкина характеристика героя - это его отношение к природе. Ленскому природа представляется лишь как перечень отвлечённых понятий ("он рощи полюбил густые, // Уединенье, тишину, // И ночь, и звёзды, и луну"). Для Татьяны же природа - любимый друг, необходимый собеседник: перед отъездом из деревни она, "как с давними друзьями, // С своими рощами, лугами // Ещё беседовать спешит". Есть у Татьяны и постоянный спутник в природе - луна, при которой совершаются все важные для Татьяны события. Именно луну видит она в зеркале, выходя гадать, её она замечает, говоря с няней о своей любви; "смотря на луну", Татьяна задумывает письмо к Онегину, в "сумрак лунный" она посещает его усадьбу. Наконец, именно с луной она сравнивается в VII главе романа.

Для Ленского же луна - только "небесная лампада, // Которой посвящали мы // Прогулки средь вечерней тьмы, // И слёзы, тайных мук отраду…"

Ещё одна важная черта героев, оказывающаяся судьбоносной для них, - это их отношение к действительности. Ленский отказывается видеть её, считая, что где-то есть иная, лучшая жизнь. Он погибает при первой встрече с жизнью настоящей: чувствуя крушение своих представлений о ней (оказалось неправдой, что "друзья готовы // За честь его принять оковы // И что не дрогнет их рука // Разбить сосуд клеветника"), Ленский видит единственный возможный выход из сложившейся ситуации - выход, почерпнутый им из книг, - дуэль, где он должен либо умереть за свою честь, либо убить "развратителя".

Для Татьяны же не бывает таких однозначных и бесспорных решений, её постоянно терзают сомнения и поиски. И она способна правильно понять свою любовь к Онегину и не ожидать книжного развития событий. Она может переосмыслить, пересмотреть своё отношение к нему: если сначала он для неё может явиться только в двух ликах ("ангел-хранитель" или "коварный искуситель"), то позже она отвергает эту возможность однозначной оценки, пытается понять Онегина лучше, мучается вопросом: "Уж не пародия ли он?" - и, наконец, меняется с ним ролями в конце романа.

Только в связи с Татьяной в роман вводится проблема нравственности, верности и долга. Героиня оказывается способна преодолеть своё чувство, каким бы сильным оно ни было, чтобы не нарушить клятв верности. Такие муки сильной натуры незнакомы Ленскому. Примечательно, что главным качеством Ленского автор называет его "прямо гёттингенскую душу", в то время как Татьяна названа "русской душою". Очевидно, нравственные искания, постоянную эволюцию человека Пушкин связывает именно с русской натурой. А Ленский, из-за своего нежелания узнать жизнь погибший в первом столкновении с нею, навеки остающийся неизменным, статичным персонажем, воспринимается как что-то чуждое русскому характеру.

Итак, Татьяна оказывается гораздо сложнее и глубже Ленского: она всё время пытается понять настоящую жизнь, не подменяя её своими представлениями о ней, как это делает Ленский; она способна принимать гораздо более сложные решения, чем он; наконец, она находится в постоянном изменении, нравственной эволюции, в то время как Ленский, так и не узнавший жизни, навсегда останавливается в своём развитии, "застывает". Именно с Татьяной связываются важнейшие темы и проблемы романа, именно она предстаёт носителем русского в этом романе - "энциклопедии русской жизни". Однако примечательно, что в конце романа вновь всплывает образ Ленского (неслучайно эти строки написаны его языком):

Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочёл её романа…

Автор по-новому смотрит на своего героя, ещё раз оценивает его (как Татьяна - Онегина), утверждая, что и в позиции Ленского есть определённая правота и что невозможно дать однозначную оценку такой натуре, как Ленский, и признать верной какую-либо одну точку зрения, один взгляд на жизнь.

Примечание: работа писалась в классе в течение четырёх часов.

А.С.Пушкину принадлежит доминирующая роль в русской литературе. Любое произведение Пушкина серьёзно, сжато по сущности и форме; оно – плод глубокого размышления. На литературном поприще Пушкин отличался тем, что он всегда был в поисках необычного, точного, прекрасного. Литературные условности преградой ему не были.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» — это роман о личностях и чувствах, о быте и нравах. Этим романом Пушкин положил начало произведениям, в которых дан объективный анализ современной действительности «с ворохом» сложностей и противоречий.

Литературоведы не раз отмечали пристрастие автора к расположению героев романа «Евгений Онегин» парами: Онегин — Ленский, Онегин — автор, Татьяна – Онегин.

Сегодня объект нашего внимания — пара Ленский – Ольга.

Владимир Ленский – молодой, богатый человек. Он недавно вернулся в родную деревню из Германии, где постигал азы наук. Автор убеждает нас в том, что у Ленского много положительных качеств: он чист душой, вольнолюбив, целомудрен, прост в общении, ласков. Увлекается поэзией. Ценит любовь и дружбу. По словам поэта,

«Он сердцем милый был невежда,
Его лелеяла надежда,
И мира новый блеск и шум
Ещё пленяли юный ум».

Пушкин называет Ленского невеждой. Кто такой невежда? Человек, не сведущий в каких-либо вопросах. Ленский, у которого «ум ещё в сужденьях зыбкой», много думал, «голову ломал». Но, по сути, думая о жизни, самой настоящей жизни он не знал. Он был милым, но невеждой.

Ленский не разглядел Татьяну, добрую барышню, цельную натуру, которой, заметим, отдана любовь автора романа. Ленский увлечен Ольгой.

Ольга Ларина – милая девушка. Она послушна, скромна, весела. Ольга не склонна к тяжелым раздумьям о смысле бытия. Она — порхающая по жизни, резвая, беспечная. Такая же, какой была её мать в девушках, даже ещё проще, потому что мать воспитывалась в Москве, а Ольга от рождения жила в деревне.

Ольга Ларина - обычный типаж незатейливой дворянской девушки начала XIX века.

Ольга живёт среди простых, грубоватых людей, которые мало знают и мало думают. Она влюбляется в человека (Ленского), характер которого такой же лёгкий, как и её собственный.

Молодые люди счастливы. Всё близится к успешной развязке. Правда, Пушкин замечает:

«Но Ленский, не имев, конечно,
Охоты узы брака несть…»

То есть любовь любовью, а перспективы туманны. Но пока высоким чувством поглощены оба:

«Они в саду, рука с рукой,
Гуляют утренней порой…
Он только смеет иногда,
Улыбкой Ольги ободренный,
Развитым локоном играть
Иль край одежды целовать».

Ленский украшает листки её альбома, дарит нежные стихи.

«И, полны истины живой,
Текут элегии рекой»…

Так бы и продолжалась эта вечная любовь, да вмешались обстоятельства. Евгений Онегин, одна из центральных фигур романа, следуя своей эгоистичной привычке всё разрушать, решил отмстить Татьяне Лариной, сестре Ольги, за неподобающе нервное поведение на празднике. Освежив в памяти «науки страсти нежной», Онегин публично флиртует с Ольгой. Ольга, девушка легкомысленная и наивно простодушная, поддалась легкому флирту, раскраснелась, развеселилась. Заметив ухаживания Онегина за Ольгой, Ленский записывает Евгения в свои враги.

«Не в силах Ленский снесть удара;
Проказы женские кляня…»

«Две пули – больше ничего –
Вдруг разрешат судьбу его».

Взбешенный Ленский, взяв за основу правила чести, решил вызвать Онегина на дуэль. Результат дуэли – смерть Ленского. На первый взгляд, Ленский сложил свою голову за «благо» Ольги. Он принял решение воплотить в жизнь не лишённую эгоистических, честолюбивых помыслов идею сделаться «её спасителем».

Не разобравшись в ситуации, внимая лишь внешним проявлениям, он решил стать борцом за «благо мира». Но все решения в жизни надо принимать взвешенно. Погубил Ленский себя сам. «Ревнивые заблуждения», нежелание обуздать и смирить свою гордыню привели к трагическому финалу. Ленский даже не счёл нужным поговорить с любимым человеком, Ольгой. Которая, по сути, должна была поддержать его и в горе, и в радости.

Опираясь на этот факт, можно сказать, что отношения Ленского и Ольги не были до конца настоящими, их любовь испытания не выдержала.

Впрочем, у Ленского есть и правильные понятия о чести. На последнем свидании Ленский ничего не сказал Ольге о предстоящей дуэли. Забыв о романтизме, которого он в достатке «нахватался», учась в Геттингенском университете (обители немецкого романтизма), он поступил по-мужски, сдержанно и благородно. На вопрос Ольги: «Что с вами?», — он ответил коротко: «Так».

А что Ольга? Как долго она страдала, потеряв дорогого человека, любимого друга? Недолго плакала молодая невеста. Вскоре она вышла замуж за улана. Не выдержав никаких сроков траура, она бросилась в новые отношения. А тот, кто выступил защитником её чести, был безнадежно, скоропалительно забыт.

Заключение

Среди современников Пушкина находились люди, не понимавшие роман «Евгений Онегин», но равнодушных не было. Все следили за сюжетной линией, пытались понять мотивы поведения героев, разобраться с принципами, на которых построен роман.

В романе мы можем наблюдать жизнь во всех её проявлениях. Ленский – образ, появление которого обусловлено самой жизнью. Судьба жестоко обошлась с Ленским. Нам жаль молодого романтика, жаль расставаться с ним. Может быть, в его жизни что-то бы поменялось, и Ленский бы многое переосмыслил. Как знать? А Ольга, его нежная спутница, плакала недолго, она очень быстро оказалась в объятиях другого человека.


Знаете ли вы, сколько лет героям романа "Евгений Онегин" Пушкина? В этой статье представлены материалы о возрасте Евгения Онегина, Татьяны Лариной, Владимира Ленского и Ольги Лариной. Информация в статье основана на научных работах известного литератора Юрия Лотмана (см. статья Ю. М. Лотмана «Внутренняя хронология "Евгения Онегина"»). ПЛЮС РАЗБОР ПОЛЕТОВ НЕРАВНОДУШНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ...
И ОНЕГИН БЫЛ ПРАВ, ОТКАЗАВ МАЛОЛЕТКЕ...

Смотрите: Все материалы по "Евгению Онегину" Сколько лет Евгению Онегину, Татьяне Лариной, Ленскому и Ольге в романе "Евгений Онегин"? (возраст героев)
1. Евгений Онегин На момент дуэли с Ленским Евгению Онегину 26 лет. В начале романа Пушкин также описывает период из жизни Онегина, когда ему было 18 лет: "...Убив на поединке друга, / Дожив без цели, без трудов / До двадцати шести годов..."
2. Владимир Ленский Владимиру Ленскому всего 18 лет, когда он погибает на дуэли с Онегиным: "...пускай поэт / Дурачится; в осьмнадцать лет..."
3. Татьяна Ларина Татьяне Лариной 17 лет, когда она пишеь письмо Евгению Онегину. Дело в том, что о возрасте Татьяны в романе не говорится ничего конкретного. Но Пушкин указывает возраст Татьяны в письме П. А. Вяземскому: "...Дивлюсь, как письмо Тани очутилось у тебя [...] если, впрочем, смысл и не совсем точен, то тем более истины в письме; письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!..." (Пушкин Вяземскому, 29 ноября 1824 г.)
4. Ольга Ларина Ольге Лариной около 16 лет на момент дуэли Онегина и Ленского. По словам исследователя Ю. М. Лотмана, Ольге не меньше 15 лет, когда она стала невестой Ленского: по правилам того времени Ольге не могло быть меньше, чем 15 лет. Следовательно, Ольге было около 16 лет, потому что она младше своей сестры Татьяны, которой 17 лет.

Но в следующей главе после письма Татьяны четко написано: "Уничтожать предрассужденья, Которых не было и нет У девочки в тринадцать лет!" То есть на момент написания письма Татьяне было 13 или даже 12 лет... Но никак не 17...

Пушкин не предполагал чтение читателями писем ни Вяземскому, ни кому бы то ни было. На протяжении всего романа указан возраст Татьяны; 13 лет, когда пишет письмо, а скоро именины - 14 лет. Число 13 упоминается 2 раза (у Пушкина нет ничего случайного). Вопрос к оппонентам: неужели эти строки написаны про 17 девушку? Или с Пушкиным что-то не так? "Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; Про вести города, про моды Беседы с нею не вела. И были детские проказы Ей чужды"

По тексту встречается упоминание письма 13-летней девочки, которая может быть только Татьяной. Не так уж мало, если вспомнить классическую историю 12-летней Джульетты и то, что в те времена замуж выходили рано. Могло Татьяне быть 13 лет? Могло. Далее имеется упоминание о "сне отроковицы", опять-таки отроковица согласно Далю - это возраст от 12 до 15 лет, то есть Татьяне максимум могло быть 15. Почему это важно? Потому что младшая ее сестра тоже должна была выйти замуж, за Ленского, а сколько же тогда ей было лет, если Татьяне было бы 13?
Автор сам точно называет возраст двух девочек. Одной из них, Татьяне 13 лет, а Ольге - 11. Ольга, несмотря на возраст в свои 11 сбежала с гусаром из дома. А Татьяна по тем меркам засиделась в девках. Ее отдали замуж в 16 лет, после того как отвезли в Петербург. Там она приглянулась старому генералу. Читайте 30-тилетнему. И все это время она помнила свою первую любовь.Через два года брака, в свои 18 лет она была княгиня, и знала правила хорошего тона. Как замужняя дама она игнорировала Онегина, чем заинтриговала беднягу.


И полно, Таня! В ЭТИ ЛЕТА
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.

В ЭТИ (то есть Танины) ЛЕТА няня уже пошла под венец. А было ей, напомню,13 лет.
Онегин, возвращаясь с бала, где увидел впервые генеральшу, светскую даму, спрашивает себя:

Ужель та самая Татьяна?
Та ДЕВОЧКА... Иль это сон?
Та ДЕВОЧКА, которой он
пренебрегал в смиренной доле?»
Вам была не новость
Смиренной ДЕВОЧКИ любовь?

Дает отповедь герою сама Татьяна.

Продолжим чтение четвертой главы, где явилась 13-летняя девочка.

...получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был...
Быть может, чувствий пыл старинный
Им на минуту овладел;
Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.

Выходит, Евгений не захотел, подобно старой развратной обезьяне, погубить невинную девочку. И потому ответил отказом. Тактично взяв всю вину на себя, чтобы не травмировать Татьяну. И в конце свидания дал девочке добрый совет:

Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет.

Прочитал внимательно Александра Сергеевича и понял вдруг, какой же глупостью мы вынуждены были заниматься в школе, мучаясь над сочинениями о взаимоотношениях Евгения и Татьяны! Пушкин же все сам объяснил и сам же вынес оценку поступку своего героя.

Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель.

***
А сколько ж тогда было Ольге, на которой собирался жениться 17-летний Ленский? Максимум 12. Где это написано?
В данном случае Пушкин лишь указал, что Оля была младшей сестрой 13-летней Татьяны. Чуть отрок (лет 8 по Далю) Ленский был свидетель умиленный ее МЛАДЕНЧЕСКИХ забав. (Младенец - до 3 лет. От 3 до 7 - дитя).

Считаем: если ему было 8 лет, то ей - 2 - 3 года. К моменту дуэли ему - без малого 18, ей - 12. А помните, как возмутился Ленский, когда Оля танцевала с Онегиным?

Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!

Вы, конечно, шокированы. В таком возрасте - и замуж?! Не забывайте, какое время было. Вот что писал в статье об Онегине Белинский:

«Русская девушка не женщина в европейском смысле этого слова, не человек: она нечто другое, как невеста... Едва исполнится ей двенадцать лет, и мать, упрекая ее в лености, в неумении держаться..., говорит ей: «Не стыдно ли вам, сударыня: ведь вы уже невеста!»

А в 18, по Белинскому, «она уже не дочь своих родителей, не любимое дитя их сердца, а тягостное бремя, готовый залежаться товар, лишняя мебель, которая, того и гляди, спадет с цены и не сойдет с рук».

Такое отношение к девушкам, ранние браки объясняются не дикостью обычаев, а здравым смыслом, - утверждает сексолог Котровский. - Семьи тогда были, как правило, многодетные - аборты церковь запрещала, а надежных противозачаточных средств не было.

Родители старались поскорее выдать девушку («лишний рот») замуж в чужую семью, пока та выглядит молодо. Да и приданого за нее требовалось меньше, чем за увядшую деву. (Девка-вековуха - как осенняя муха!)

В случае с Лариными ситуация была еще острее. Отец девочек умер, невест надо было срочно пристраивать! Юрий Лотман, знаменитый литературовед, в комментариях к роману писал:

«В брак молодые дворянки в начале XIX века вступали рано. Правда, частые в XVIII веке замужества 14 - 15-летних девочек начали выходить из обычной практики, и нормальным возрастом для брака сделались 17 - 19 лет.
Ранние браки, бывшие в крестьянском быту нормой, в конце XVIII века нередки были и для не затронутого европеизацией провинциального дворянского быта. А. Лабзина, знакомая поэта Хераскова, была выдана замуж, едва ей минуло 13 лет.

Мать Гоголя обвенчали в 14. Однако время первых увлечений молодой читательницы романов начинались значительно раньше. И окружающие мужчины смотрели на молодую дворянку как на женщину уже в том возрасте, в котором последующие поколения увидали бы в ней лишь ребенка.

23-летний поэт Жуковский влюбился в Машу Протасову, когда ей было 12. Герой «Горя от ума» Чацкий влюбился в Софью, когда ей было 12 - 14 лет».


**

В русской литературе есть только одна героиня, которая по любви читателей приближается к Татьяне Лариной. Наташа из «Войны и мира» Льва Толстого.

Тоже дворянка. Девочку мы впервые встречаем в день ее именин. Влюбленная в офицера Друбецкого, она поймала Бориса в укромном месте и поцеловала в губы. Смущенный Борис тоже признался девочке в любви, но попросил больше не целоваться 4 года. «Тогда я буду просить вашей руки».

Наташа стала считать по тоненьким пальчикам: «Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать». Ей было 13.
Ситуация точь-в-точь как в «Евгении Онегине». Но она споров не вызывает. А в это время ее отец, граф Ростов, вспоминает в светской беседе, что их матери выходили замуж в 12 - 13 лет. "