Обычаи печенегов. Печенеги - первые враги руси

Печенеги (ст.-слав. печенѣзи, др.-греч. πατζινάκοι, пачинакия), союз племён, образовавшийся в заволжских степях в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угро-финскими племенами.

Греческие писатели называли их патцинаками (πατζινακϊται). У западных писателей (Дитмара Брунона) они называются Pezineigi и Pezenegi; в польских хрониках мы находим искаженные имена Piecinigi, Pincenakili и т. д.; в венгерских источниках они называются Bessi, Bysseni, Picenati, всего чаще Besenyö; арабские писатели называют страну печенегов Баджнак. Весьма вероятно, что все это - варианты одного и того же названия, вызываемые звуковыми особенностями разных языков.

Этнически представляли европеоидов с небольшой примесью монголоидности. Печенежский язык относят к тюркским языкам.

Некогда печенеги кочевали в степях Средней Азии и составляли один народ с торками и половцами . О родстве этих трех народов и общем их тюркском происхождении свидетельствуют и русские, и арабские, и византийские, и западные писатели.

Неизвестно в точности, когда печенеги переселились из Азии в Европу. В VIII - веках они обитали между Волгой и Уралом, откуда ушли на запад под напором огузов , кипчаков и хазар . Разгромив в веке в причерноморских степях кочевавших там венгров , печенеги заняли огромную территорию от нижней Волги до устья Дуная.

Основным занятием печенегов было кочевое скотоводство. Жили родовым строем. В веке делились на две ветви (восточную и западную), которые состояли из 8 племён (40 родов). Племена возглавлялись "великими князьями", роды -"меньшими князьями", избиравшимися племенными и родовыми собраниями. У печенегов существовала и наследственная власть. Захваченных на войне пленников продавали в рабство или отпускали на родину за выкуп. Часть пленников принимали в состав родов на условиях полного равноправия.

Киевская Русь подвергалась печенежским нашествиям в , , годах. В и годах киевские князья Игорь и Святослав Игоревич водили отряды печенегов в походы на Византию и Дунайскую Болгарию . В году войска печенегов, возглавляемые ханом Курей , по подстрекательству византийцев уничтожили дружину Святослава Игоревича у днепровских порогов. В продолжение с лишком полувека борьба Руси с печенегами была беспрестанная. Русь старалась оградить себя от них укреплениями и городами. Владимир строил укрепления по р. Стугне, Ярослав Мудрый по р. Росе (южнее). В году Ярослав Мудрый нанёс печенегам сокрушительное поражение под Киевом и положил конец их набегам на Русь.

В это же время на них надвинулись торки , заставившие их передвинуться на Запад - от Днепра до Дуная. Среди печенегов были внутренние несогласия; они ослабели, подвинулись еще ближе к Дунаю, за Дунай и, наконец, на Балканский полуостров. Хозяевами южнорусских степей в это время сделались половцы , вытеснившие оттуда и торков.

В -XII веках многие печенеги были расселены на юге Киевской Руси для защиты её рубежей. В

  • Плетнева С. А., Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях, в кн.: Материалы и исследования по археологии СССР, М.- Л., 1958.
  • Пашуто В. Т., Внешняя политика Древней Руси, М., 1968; Фёдоров-Давыдов Г. А., Курганы, идолы, монеты, М., 1968.
  • Использованные материалы

    Второе место после византийской торговли занимала торговля с мусульманским востоком, которая велась при посредстве двух приволжских народов, Хазар и Камских Болгар, руссы ходили к этим народам из Азовского моря Доном до того места где он сближался с Волгою и где стояла хазарская крепость Саркел, построенная с помощью византийских зодчих. Тут Русь переволакивалась из Дона в Волгу и затем отправлялась или вниз по этой реке в столицу хазарского царства Итиль, или вверх до города Великие Болгары.

    Итиль лежал на обоих берегах Волги недалеко от ее устьев. Здесь на одном из островов находился дворец хазарского кагана, окруженный стенами. Каган, его двор и некоторая часть народа исповедовали еврейскую религию; остальные жители Хазарии были частью мусульмане, частью христиане, более всего язычники. Только на зиму обитатели Итиля собирались в этот город; а летом большинство их расходилось по окрестным равнинам и жило в палатках, занимаясь скотоводством, садами и земледелием. Главную пищу их составляли сарацинское пшено и рыба. В столицу Хазарскую стекались купцы даже из отдаленных стран Европы и Азии. Между прочим, здесь была часть города, занятая русскими и вообще славянскими торговцами. Приезжавшие сюда русские гости обыкновенно платили в пользу кагана десятину, или десятую часть своих товаров. Многие из Руссов служили также наемниками в его войсках. Между Хазарией и Камской Болгарией лежала страна Буртасов, в которой русские торговцы выменивали меха пушных зверей, особенно меха куньи.

    Камская Болгария имела своим средоточием город Великие Болгары, который лежал немного ниже Камского устья на левой стороне Волги, в некотором расстоянии от самой реки. Здесь жил Болгарский царь, который принял с своим народом мусульманскую веру, и с тех пор этот край вступил в деятельные торговые сношения с мусульманской Азией.

    Сюда приходили не только арабские купцы, но и разного рода ремесленники, между прочим зодчие, которые помогли Болгарам построить каменные мечети, царские дворцы и городские стены. Любимою пищею Болгар служили конина и просо. Источники не бросают почти никакого луча света на происхождение этого царства. По всей вероятности, оно было основано подвинувшеюся сюда с юга небольшою частью великого Славяно-болгарского племени. Эта горсть Славян, последующими народными движениями совершенно оторванная от своих соплеменников, мало-помалу смешалась с туземными обитателями Финского и Турецкого корня. Но она долго оживляла этот край своим предприимчивым, торговым характером; а в X веке, по-видимому, еще сохранила отчасти и свою народность; по крайней мере арабский путешественник Ибн Фадлан иногда Камских Болгар именует Славянами.

    Арабы, посещавшие Итиль и Великие Болгары, оставили нам любопытные рассказы о Руссах, которых они там встречали. Особенно занимательны рассказы Ибн Фадлана, который находился в числе послов, отправленных багдадским халифом к Альмасу, царю Камских Болгар, в первой четверти X века. Он описывает Руссов людьми высокого роста, статными, светлорусыми, с острым взором; они носили короткий плащ, наброшенный на одно плечо, секиру, нож и меч с широким волнообразным клинком франкской работы и были очень склонны к крепким напиткам. Жены их носили на груди металлические украшения (сустуги?) с кольцом, на котором висел нож, а на шее составленные из монет (преимущественно арабских) золотые и серебряные цепи, число которых определялось состоянием мужа; но особенно они любили ожерелья из зеленых бус (доселе любимое украшение великорусских женщин).

    Приплыв к Болгарской столице, Руссы прежде всего направлялись к своим идолам, которые имели вид столбов или болванов с человечьими головами; подходили к самому высокому из них (конечно, к Перуну), падали ниц, молили его о помощи в торговле и клали перед ним свои приношения, состоявшие из съестных припасов, каковы мясо, хлеб, молоко, лук, и, кроме того, из горячих напитков, т.е. меда или вина.

    Затем они строили себе на берегу Волги большие деревянные помещения и располагались в них по 10 или по 20 человек со своими товарами, которые преимущественно состояли из пушных мехов и невольниц. Если продажа идет туго, купец в другой и в третий раз несет подарки главному идолу; в случае продолжающейся неудачи он кладет приношения перед меньшими идолами, которые изображали жен и детей главного бога, и просит их о ходатайстве. Когда же торговля пойдет удачно, то русский купец убивает несколько волов и овец, часть мяса раздает бедным, а остальное кладет перед идолами в знак своей благодарности. По ночам приходят собаки и пожирают это жертвенное мясо; а язычник думает, что сами боги удостоили съесть его приношение.

    Замечательны погребальные обычаи Руссов, по описанию того же Ибн Фадлана. Бедного покойника они просто сожигали в маленькой лодке, а богатого – с разными церемониями. Фадлану удалось присутствовать при погребении одного знатного и богатого Русина. Покойника сначала положили в могилу, где оставили его на десять дней, а между тем занялись приготовлениями к торжественному погребению, или к тризне. Для этого наличное имущество его разделили на три части: одну треть отделили семье, другую на погребальные одежды, а третью – на вино и вообще на погребальное пиршество (от этой третьей части названное тризною). Так как у каждого Русина, а особенно у богатого, было по нескольку жен или наложниц, то обыкновенно одна из них вызывалась умереть вместе со своим господином, чтобы вместе с ним попасть в рай, который представлялся языческой Руси прекрасным зеленым садом. В день, назначенный для погребения, вытащили из воды ладью покойного и поставили ее на четырех столбах; в ладье устроили ложе с подушками, покрытое коврами и греческою парчою. Затем вынули мертвеца из могилы; надели на него шаровары, сапоги, куртку и кафтан из греческой парчи с золотыми пуговицами, а на голову – парчовую шапку с собольим околышем; посадили его на ложе и подперли подушками. В ладью положили благовонные растения, плоды, вино, собаку, рассеченную на две части, двух коней и двух быков, разрубленных на куски, а также зарезанных петуха и курицу; о бок с покойником положили и все его оружие. Когда день стал близиться к закату, какая-то старуха, называемая "ангелом смерти", ввела в ладью невольницу, вызвавшуюся умереть вместе с своим господином; с помощью нескольких мужчин начала душить ее веревкой и докончила ножом. В это время другие мужчины, стоя подле ладьи, ударяли в свои щиты, чтобы не было слышно криков девушки. Тогда ближайший родственник покойного взял зажженную лучину, задом приблизился к ладье и зажег сложенные под нею дрова. Затем и другие начали бросать туда же дрова и горящие лучины. Огонь, раздуваемый сильным ветром, быстро охватил судно и превратил его в пепел вместе с трупами. На том месте Руссы насыпали курган и поставили на нем столп, на котором начертали имя покойника и имя русского князя.

    Волжская торговля, свидетельствуя о богатстве и роскоши мусульманских стран, возбуждала предприимчивых, жадных к добыче Руссов попытать иногда счастья на берегах Каспийского моря. По известию арабского писателя Масуди, в 913 году собралась на Азовском море русская судовая рать, заключавшая в себе будто бы до 500 ладей и до 50 000 человек. Рекою Доном Руссы поднялись до волока, около которого находилась хазарская крепость (вероятно, Саркел), и послали к хазарскому кагану просить пропуска в Каспийское море, обещая отдать ему половину всей будущей добычи. Каган согласился. Тогда Русь перебралась на Волгу, спустилась в море и рассеялась по его юго-западным берегам, убивая жителей, грабя их имущество и забирая в плен женщин и детей. Народы, там обитавшие, пришли в ужас; им с давнего времени не случалось видеть неприятелей; только купцы да рыболовы посещали их берега. Наконец собралось большое ополчение из соседних стран: оно село на лодки и направилось к островам, лежавшим против Нефтяной земли (Бакинская область), на которых Русь имела сборное место и прятала награбленную добычу. Руссы устремились на это ополчение и большую часть его избили или потопили. После того они в течение нескольких месяцев свободно распоряжались на каспийских берегах, пока такая жизнь им не наскучила. Тогда они поплыли обратно в Волгу и послали хазарскому кагану условленную часть добычи. Хазарское войско состояло отчасти из мусульман. Последние сильно озлобились на Руссов за пролитую ими мусульманскую кровь и испросили у кагана позволение отомстить за нее, а может быть, они желали отнять и другую часть добычи. Враги собрались в числе 15 000, загородили дорогу Руссам и принудили их выйти на берег. После трехдневной битвы большая часть Руси была избита; только 5000 ушли на судах вверх по Волге и там были окончательно истреблены Буртасами и мусульманами из Камской Болгарии.

    Этот набег Руси на каспийские берега был не первый; но по своей опустошительности он сделал ее имя грозным между восточными народами, и писатели арабские стали часто упоминать о ней с этого времени; подобно тому, как со времени нападения на Константинополь в 860 г. заговорили о Руси писатели византийские.

    Около той же эпохи, именно в конце IX века, в степях Южной России поселились новые кочевые орды, которые стали беспокоить своими набегами все соседние народы. Это было турецкое племя Печенегов, издавна обитавших в стране между Уралом и Волгою. Чтобы удалить от своих границ таких беспокойных соседей, Хазары заключили союз с их соплеменниками Узами, которые кочевали далее к востоку. Узы потеснили Печенегов и заняли их места; а Печенеги в свою очередь двинулись на запад и напали на Угров, которые обитали в степях Азовских и Днепровских, Угры не выдержали их напора и перешли в Дунайскую равнину, или древнюю Паннонию, где они в союзе с Немцами разрушили Славяно-Моравскую державу и основали свое Венгерское королевство. А Печенеги между тем захватили огромное пространство от нижнего Дуная до берегов Дона. Они делились в то время на восемь больших орд состоявших под управлением родовых князей. Четыре орды поселились на запад от Днепра, а остальные четыре – на восток. Они заняли также степную часть Таврического полуострова и стали, таким образом, соседями греческих владений на северных берегах Черного моря. Чтобы удержать их от нападений на эти области, византийское правительство старалось быть с ними в мире и посылало богатые подарки их старшинам. Кроме того, с помощью золота оно вооружало их против других соседних народов, когда последние грозили опасностию северным пределам империи, именно против Угров, Дунайских Болгар, Руссов и Хазар. В мирное время Печенеги помогали торговым сношениям Руси с Корсунскою областью, нанимаясь перевозить товары; изобилуя скотом, они продавали Руси большое количество коней, быков, овец и пр. Но в случае враждебных отношений Печенеги много мешали сообщениям Руси с ее владениями Азовскими и Таврическо-Таманскими, а также торговым сношениям с Греками. Особенно они пользовались Днепровскими порогами, чтобы нападать и грабить русские караваны. Кроме того, эти хищные наездники врывались иногда в самую Киевскую область и опустошали ее. Киевская Русь обыкновенно не могла предпринимать дальних походов, если она находилась во вражде с Печенегами. Поэтому киевские князья должны были или вступать в упорную борьбу с этим народом, или привлекать его к своему союзу и в случае войны с соседями нанимать вспомогательные печенежские дружины. Русь пользовалась и тою враждою, которая существовала между Печенегами и их восточными соседями Узами: последние своими нападениями на Печенегов нередко отвлекали силы последних в другую сторону и тем доставляли Киевской Руси свободный путь к берегам Черного и Азовского морей.

    Вторжение многочисленных турецких кочевников в южную Россию имело для нее важные последствия. Они особенно потеснили жилища славяноболгарских племен, т.е. Угличей и Тиверцев. Часть этих народов была оттеснена в область верхнего Днепра и Буга, где примкнула к своей Карпатской, или Древляно-Волынской, ветви; а другая часть, оставшаяся в Черноморье и отрезанная Печенегами от Днепровской Руси, мало-помалу потом исчезает из истории. Истребляя греческие и славянские поселения, уничтожая нивы, сожигая остатки лесов, Печенеги расширили область степей и внесли в эти края еще большее запустение .


    Источники и пособия для истории Хазар: Френа – De Chasaris excerpta ex scriptoribus arabicis. Petropol. MDCCCXXII. Сума – О Хазарах (с датского перевод Сабинина в Чтен. Об. Ист. и Др. 1846. № 3). Стриттера – Chasarica в Memor. Pep. т. III. Дорна – Tabary"s Nachrichten liber die Chasaren в Memoires de l"Acad, des sciences. Vl-me serie. 1844. Григорьева – о Хазарах в журнале "Сын Отечества и Северн. Архив" за 1835, т. XLVIII и в Журн. М. Н. Пр. 1834. часть III. Лерберга – Исследование о положении Саркела. Языкова "Опыт в истории Хазаров". Труды Российской Академии. Ч. I. 1840. Хвольсона – Известия о Хазарах, Буртасах, Болгарах и пр. Ибн Даста. СПб. 1869. Гаркави – Сказания мусульманских писателей о славянах и руссах. СПб. 1870. Его же – Сказания еврейских писателей о Хазарах и Хазарском царстве (Труды Восточ. отдел. Археол. общ. ч. XVII, 1874 г.). Мои соображения о двойственной народности Хазар в исследовании "Русь и Болгаре на Азовском поморье". Письмо Хаздая и ответ Иосифа см. в. Чт. Об. И. и Др. 1847. VI и у Белевского Monumenta. I т.

    Из истории и древностей Камско-Волжских болгар: Френа – Alteste Nachrichten iiber die Wolga Bulgaren в Mem. de l"Acad. Vl-me serie. Лепехина о Болгарских развалинах в его Путешествии. Ч. I изд. 2-е. СПб. 1795. 266 – 282. Кеппена – о Волжских болгарах в Жур. М. Н. Пр. 1836. ч. XII. Эрдмана – Die Ruinen Bulgars в Beirage zur Kenntniss des Inneren van Russland т. I. Григорьева – Булгары Волжские в Библиотеке для чтения. 1836 г. Ноябрь. (Труды ориенталиста Григорьева о Хазарах и Булгарах перепечатаны в Сборнике его исследований "Россия и Азия". СПб. 1876). Березина – Булгар на Волге в Учен. Известиях Казан. Универс. 1853 н. Вельяминова-Зернова "Памятник в Башкирии" (труды Восточ. отд. Археолог. Общества. IV. СПб. 1859). Хвольсона – Известия Ибн Даста. Гаркави – Сказания мусульман, писат. Савельева – Мухаммеданская Нумизматика в отношении к Русской истории. СПб. 1846. Charmoy – Relation de Massoudy et d"auters auteurs в Mem. de l"Academie 1834. Невоструева – "О городищах древнего Волжско-Болгарского и Казанского царств" и "Ананьинский могильник". (Труды первого Археологич. съезда. М. 1871). Относительно государственного и частного быта Хазар и Камских Болгар хотя мы имеем довольно много известий, преимущественно арабских; но они так сбивчивы и разноречивы, что более точное изображение этих народов ожидает еще исследователей, и мы ограничиваемся пока только необходимыми указаниями. О славянстве болгар, кроме Фадлана, говорит и Масуди (Гаркави в Жур. М. Н. Пр. 1872. № 4).

    Отрывки из описания Ибн-Фадлана сохранились в т. наз. Большом Географическом Словаре, который был составлен арабским географом Якутом, жившим в XIII веке. См. Френа – Ibn Foszlan"s und anderer Araber Berichte uber die Russen. St. P. 1823. С рассказом арабского писателя согласуется в общих чертах известие нашей летописи о языческом погребении у русских славян. "Когда кто умирал, говорит она, то над ним творили тризну; потом воздвигали большой костер, сожигали на нем мертвеца; собравши кости, клали их в небольшой сосуд и ставили его на столпе при дороге". О том же обычае сожжения трупов у славян упоминают и другие арабские писатели X века, именно Масуди и Ибн Даста. Последний говорит, что при этом жены покойного изрезывают себе ножами руки и лица в знак печали, а одна из них добровольно подвергает себя удушению и сожигается вместе с ним. Пепел собирают в сосуд и ставят на холме (вероятно, в кургане, который насыпали в честь покойника). По истечении года родные собирались на этой могиле с кувшинами меду и устроивали пиршество в память умершего (У Хвольсона 29). Но собственно о Руссах Ибн Даста рассказывает, что когда у них умрет знатный человек, то ему выкапывают большую могилу в виде покоя и кладут туда вместе с покойником его одежду, золотые обручи, съестные припасы, сосуды с напитками и монеты; туда же помещают живою и любимую его жену, и затем отверстие могилы закладывают (ibid. 40). Это известие указывает, что одновременно с сожжением существовал у Руссов и другой обычай погребения, т.е. закапывание в землю. Но, конечно, различие в обычаях и в их подробностях относилось к разным ветвям, к разным местам жительства русского племени. Ибн Даста по всем признакам разумеет здесь ту Русь, которая жила на берегах Боспора Киммерийского, т.е. в Тмутараканском крае, в стране собственно Черных Болгар, и упомянутый обычай относится столько же к этим последним, сколько и к Руссам Боспорским. В этом мнении еще более утверждает нас Масуди. Он также говорит об обычае русских славян сожигать покойников вместе с его женою, оружием, украшениями и некоторыми животными. А о болгарах замечает, что, кроме сожжения, у них существует обычай заключать покойников в какую-то храмину вместе с его женою и несколькими рабами. (Гаркави, 127). Ясно, что тут идет речь о катакомбах; а подобные катакомбы найдены около Керчи, т.е. в стране Черных Болгар. Между прочим, любопытна в этом отношении катакомба с фресками, открытая в 1872 г. Копии с фресок и объяснения к ним г. Стасова см. в Отчете Импер. Археологич. Комиссии. СПб. 1875 г. (Некоторые замечания о том же см. в моих " Разысканиях о начале Руси "). Наиболее подробное и критическое рассмотрение всех относящихся сюда известий заключается в исследовании А.А. Котляревского "О погребальных обычаях языческих славян". М. 1868. Произведенные в 1872 – 73 г. проф. Самоквасовым в Черниговском краю раскопки некоторых курганов, заключавших в себе глиняные сосуды с перегоревшими костями, а также пережженные остатки металлических украшений и оружия, замечательным образом подтвердили достоверность арабских известий и свидетельства нашей летописи о погребальных обычаях у древних Руссов. Он также нашел в Приднепровье и языческие могилы с целыми остовами, свидетельствующие, что одновременно с сожжением трупов существовал и простой обычай погребения. Данные, выведенные из этих раскопок, были сообщены им на Третьем археологич. съезде в Киеве, в 1874 г. и потом в сборнике Древняя и Новая Россия за 1876 г. №№ 3 и 4.

    Френа Ibn Foszlan"s и пр. стр. 244. Наиболее обстоятельное известие о походе 913 года находится у арабского писателя X века Масуди в его сочинении "Золотые луга". Так как Хазары не имели флота, по замечанию арабских писателей, то мы думаем, что неприятели могли загородить Руссам дорогу и принудить их к полевому бою или при проходе через город Итиль, или при волоке из Волги в Дон-. Вероятно, битва происходила и там, и здесь. Очевидно, Русь была отбита от волока, и потому остатки ее принуждены уходить вверх по Волге. Поход 913 года показывает, что Руссам хорошо был известен судовой путь к южным берегам Каспийского моря, и действительно, по вновь открытым известиям у восточных писателей, Руссы еще прежде того совершили два набега в Каспийское море: первый около 880 г. и второй в 909 г. См. Каспий, или О походах древних русских в Табаристан – академика Дорна. 1875. (Приложение к XXVI тому Записок Акад. Наук).

    Что касается торговли и вообще сношений Руссов с мусульманским востоком, то наглядным памятником этих сношений служат многочисленные клады с арабскими, или так наз. куфическими, монетами. Они обнимают время арабских халифов от VIII до XI века. Эти клады были находимы на пространстве почти целой России, а также в Швеции и Померании. Ясно, что Руссы уже с VIII века служили деятельными посредниками в торговле между восточными мусульманскими народами и Прибалтийскими краями. Григорьева – "О куфических монетах, находимых в России и Прибалтийских странах" в Зап. Од. Об. И. и Др. том I. 1844 г. и в "Мухаммед, нумизматике" Савельева.

    Главным источником для истории и этнографии печенегов служит Константин Багр. в своем сочинении De administrando imperio. Потом следуют Лев Граматик, Кедрин, Анна Комнен и некоторые др. См. Стритера Memor. Pop. т. III. часть 2-я. Сума – "О Пацинаках" в Чтен. Об. И. и Д. 1846. кн. 1-я. Васильевского "Византия и Печенеги" в Журн.М.Н. Пр. 1872 г. №№11 и 12.



    Добавить свою цену в базу

    Комментарий

    Печене́ги (ст.-слав. пєчєнѣзи, др.-греч. Πατζινάκοι) - союз тюркоязычных кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII-IX веках. Печенежский язык относился к огузской подгруппе тюркской языковой группы.

    Упоминаются в византийских, арабских, древнерусских и западноевропейских источниках.

    Исход из Азии (хазарский период)

    По мнению многих учёных, печенеги представляли собой часть народа канглы . Часть печенегов называла себя кангарами. В конце IX века те из них, которые носили название «пацзынак» (печенеги), в результате климатических изменений (засухи) в степной зоне Евразии, а также под давлением соседних племён кимаков и огузов форсировали Волгу и оказались в восточноевропейских степях, где ранее кочевали угры . При них эта земля звалась Леведия, а при печенегах она получила имя Падзинакия (греч. Πατζινακία).

    Около 882 года печенеги достигли Крыма. Тогда же печенеги вступают в конфликт с князьями Киева Аскольдом (875 год - это столкновение описано в поздних летописях и оспаривается историками), Игорем (915, 920). После краха Хазарского каганата (965 год) власть над степями к западу от Волги перешла к печенежским ордам. В этот период печенеги занимали территории между Киевской Русью, Венгрией, Дунайской Болгарией, Аланией, территорией современной Мордовии и населявшими Западный Казахстан огузами. Гегемония печенегов привела к упадку оседлой культуры, поскольку земледельческие поселения приднестровских славян (тиверцы: Екимоуцкое городище) и донских алан (Маяцкое городище) были разорены и уничтожены.

    Характер взаимоотношений между Русью и кочевниками

    С самого начала печенеги и Русь стали соперниками и врагами. Они относились к разным цивилизациям, между ними была пропасть религиозных отличий. Кроме того, и те и другие отличались воинственным нравом. И если Русь со временем обретала черты настоящего государства, которое обеспечивает себя само, а значит, может не нападать на соседей с целью наживы, то ее южные соседи так и остались по своей натуре кочевниками, ведущими полудикий образ жизни.

    Печенеги — это очередная волна, выплеснутая азиатскими степями. На территории Восточной Европы данный сценарий разыгрывался циклично уже несколько сот лет. Сначала это были гунны , которые своей миграцией положили начало Великому переселению народов. Придя в Европу, они навели ужас на более цивилизованные народы, но со временем исчезли. По их пути в дальнейшем пошли славяне и мадьяры . Однако они сумели выжить, и даже осесть и обжить определенную территорию.

    Славяне, кроме всего прочего, стали своеобразным «живым щитом» Европы. Именно они постоянно принимали на себя удар новых орд. Печенеги в этом смысле — лишь одни из многих. В дальнейшем на их место придут половцы, а в XIII веке — монголы.

    Взаимоотношения со степняками определялись не только собственно двумя сторонами, но и в Константинополе. Византийские императоры иногда пытались столкнуть соседей. В ход шли разные методы: золото, угрозы, заверения в дружбе.

    История печенегов, связанная с Россией

    К XI веку, теснимые половцами, печенеги кочевали 13 племенами между Дунаем и Днепром. Часть их исповедовала так называемое несторианство. Католическую веру среди них с помощью Владимира проповедовал Бруно Кверфуртский. Ал-Бакри сообщает, что около 1009 года печенеги приняли ислам.

    Около 1010 года в среде печенегов возникла распря. Печенеги князя Тираха приняли ислам, тогда как два западных племени князя Кегена (Белемарниды и Пагуманиды общей численностью 20 000 человек) перешли Дунай на византийскую территорию под скипетр Константина Мономаха в Добрудже и приняли христианство византийского образца.

    Византийский император планировал сделать из них пограничную стражу. Однако в 1048 году огромные массы печенегов (до 80 000 человек) под предводительством Тираха пересекли Дунай по льду и вторглись в балканские владения Византии.

    Печенеги приняли участие в междоусобной войне между Ярославом Мудрым и Святополком Окаянным на стороне последнего. В 1016 они участвовали в битве под Любечем, в 1019 в битве на Альте (оба раза неудачно).

    Последним документально зафиксированным русско-печенежским конфликтом является осада Киева в 1036 году, когда осаждавших город кочевников окончательно разбил подоспевший с войском великий князь Ярослав Мудрый. Ярослав использовал расчлененённое по фронту построение, поставив на флангах киевлян и новгородцев. После этого печенеги перестали играть самостоятельную роль, а выступали как значительная по численности часть нового племенного союза берендеев, называемого также чёрными клобуками. Память о печенегах была жива и значительно позже: например, в литературном произведении тюркский богатырь Челубей, начавший поединком Куликовскую битву, назван «печенегом».

    Битва под Киевом в 1036 году была завершающей в истории русско-печенежских войн.

    В дальнейшем основная часть печенегов ушла в степи Северо-Западного Причерноморья, а в 1046―1047 годах под руководством хана Тираха перешла по льду Дунай и обрушилась на Болгарию, являвшейся в то время византийской провинцией. Византия периодически то вела с ними ожесточённую войну, то задаривала их подарками. Далее печенеги, не выдержав натиска торков, половцев и гузов, а также войны с Византией, частью на правах федератов поступили на византийскую службу, частью были приняты венгерским королём для несения пограничной службы, и с той же целью частью были приняты русскими князьями.

    Другая часть сразу после своего поражения под Киевом ушла на юго-восток, где ассимилировались среди других кочевых народов.

    В 1048 западные печенеги осели в Мёзии. В 1071 печенеги сыграли неясную роль при разгроме византийского войска под Манцикертом. В 1091 византийско-половецкое войско нанесло сокрушительное поражение печенегам у стен Константинополя.

    Арабо-сицилийский географ XII века Абу Хамид аль Гарнати в своём сочинении пишет о большом количестве печенегов к югу от Киева и в самом городе («а в ней тысячи магрибинцев»).

    Потомки печенегов

    В 1036 году князь Ярослав Мудрый (сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны) нанёс поражение западному объединению печенегов. В конце XI века, под давлением половцев, они передвинулись на Балканский полуостров или в Великую Венгрию. В соответствии с научной гипотезой одна часть печенегов составила основу народности гагаузы и каракалпаки. Другая часть влилась в объединение юрматы. У киргизов есть крупный род Бечен (Бичине), генеалогически ведущий свое происхождение от печенегов.

    Тем не менее, память о степняках была жива в народе еще долго. Так, уже в 1380 году, в битве на Куликовом поле, богатырь Челубей, который начал сражение с собственной дуэли, был назван летописцем «печенегом».

    Устои и занятия

    Печенеги — это сообщество племен, в X веке таковых было восемь, в XI - тринадцать. В каждом племени был хан, выбиравшийся, как правило из одного рода. Как военная сила печенеги представляли собой мощное формирование. В боевом построении использовали всё тот же клин, состоявший из отдельных отрядов, между отрядами устанавливались телеги, за телегами стоял резерв.

    Тем не менее, исследователи пишут, что основным занятием для печенегов было кочевое скотоводство. Жили родовым строем. Но не прочь были повоевать в качестве наемников.

    Внешний вид

    По свидетельствам доступных древних источников, на момент появления печенегов в Причерноморье в их внешнем облике преобладали европеоидные черты. Они характеризуются как брюнеты, которые брили свои бороды (согласно описанию в путевых заметках арабcкого автора Ахмада ибн Фадлана), имели невысокий рост, узкие лица, маленькие глаза.

    Образ жизни

    Степняки, как того и следовало ожидать, в основном занимались скотоводством и кочевали вместе со своими животными. Благо для этого были все условия, так как племенной союз располагался на огромном пространстве. Внутреннее устройство было такое. Существовало две большие группы. Первая поселилась между Днепром и Волгой, тогда как вторая кочевала между Русью и Болгарией. В каждой из них насчитывалось по сорок родов. Приблизительным центром владений племени был Днепр, который делил степняков на западных и восточных.

    Глава племени выбирался на общем собрании. Несмотря на традицию подсчета голосов, отцам наследовали в основном дети.

    Печенеги в искусстве

    Осада печенегами Киева отражена в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

    Вдали подъемля чёрный прах;

    Идут походные телеги,

    Костры пылают на холмах.

    Беда: восстали печенеги!

    В поэме Сергея Есенина «Гуляй-поле» есть строки:

    Ужель я сплю и вижу сон,

    Что с копьями со всех сторон,

    Нас окружают печенеги?

    ПЕЧЕНЕГИ - древний тюркоязычный народ.

    Сфор-ми-ро-вал-ся, ве-ро-ят-но, в VII-VIII веках в бас-сей-не реки Сыр-дарья и в При-ара-лье. Воз-мож-но, из-на-чаль-но печенеги яв-ля-лись под-раз-де-ле-ни-ем огу-зов. В трак-та-те ви-зантийского императора Кон-стан-ти-на VII Баг-ря-но-род-но-го «Об управ-ле-нии им-пе-ри-ей» есть све-де-ния, что преж-нее на-име-но-ва-ние час-ти печенегов - кан-га-ры. Й. Мар-кварт со-пос-та-вил эт-но-ним «кан-гар» с названием ниж-не-го те-че-ния р. Сыр-дарья (Канг) и эт-но-ни-мом «кен-ге-рес» тюркских ру-нических ор-хо-но-ени-сей-ских над-пи-сей. Ги-по-те-за Мар-квар-та, под-дер-жан-ная В.В. Бар-толь-дом (с ого-вор-ка-ми лин-гвис-тического ха-рак-те-ра) и А.М. Щер-ба-ком, по-зво-ля-ет ло-ка-ли-зо-вать ме-сто из-на-чаль-но-го рас-се-ле-ния печенегов в ни-зовь-ях Сыр-да-рьи и на тер-ри-то-ри-ях, при-мы-каю-щих с се-ве-ра к Араль-ско-му мо-рю. С.Г. Кляш-тор-ный ото-жде-ст-в-ля-ет «ре-ку Канг» с зем-ля-ми оа-зи-сов средней Сыр-да-рьи, ко-то-рые на-хо-ди-лись под про-тек-то-ра-том по-лу-ко-че-вых огуз-ских и пе-че-неж-ских пле-мён. Со-глас-но его на-блю-де-ни-ям, в начале VIII века пе-че-неж-ские пле-ме-на (кен-ге-ре-сы/кан-га-ры) уже пред-став-ля-ли со-бой са-мо-сто-ятельный на-род, вхо-див-ший в по-ли-тическую кон-фе-де-ра-цию с осед-лым на-се-ле-ни-ем оа-зи-сов.

    Эт-но-ним «печенеги», ско-рее все-го, яв-ля-ет-ся де-ми-ну-ти-вом (умень-шительной фор-мой) от име-ни Бе-че (древнетюркское имя соб-ст-вен-ное Be ̌ce; ви-ди-мо ле-ген-дар-но-го ге-роя-эпо-ни-ма). Воз-мож-но так-же, что эт-но-ним вос-хо-дит к тюркскому сло-ву *ba ̌canak (умень-ши-тель-ное от badža - «сво-як; муж стар-шей се-ст-ры; стар-ший ро-дич»). О язы-ке печенегов све-де-ний не-мно-го. Воз-мож-но, он за-фик-си-ро-ван в ря-де эпи-гра-фических па-мят-ни-ков древ-не-тюрк-ско-го ру-ни-че-ско-го пись-ма. Из ви-зантийских и других письменных ис-точ-ни-ков из-вест-но несколько де-сят-ков пе-че-неж-ских слов (главным образом лич-ные име-на, то-по-ни-мы, эт-но-ни-мы). Точ-ное по-ло-же-ние пе-че-неж-ско-го языка внут-ри тюрк-ских язы-ков ос-та-ёт-ся не-яс-ным. По дан-ным «По-вес-ти вре-мен-ных лет» , язык печенегов был из-вес-тен жи-те-лям Кие-ва в X веке.

    В конце IX века печенеги бы-ли вы-тес-не-ны из При-ара-лья огу-за-ми и пе-ре-ко-че-ва-ли к Вол-ге. В свою оче-редь печенеги вы-ну-ди-ли уй-ти на за-пад ко-че-вые пле-ме-на мадь-я-ров (венг-ров). Не-смот-ря на по-ра-же-ние от огу-зов и ха-зар, пле-ме-на печенегов рас-се-ли-лись в сте-пях, кон-тро-ли-ро-вав-ших-ся Ха-зар-ским ка-га-на-том, часть по-се-ле-ний ха-зар бы-ли раз-ру-ше-ны. Во 2-й половине IX века печенеги поя-ви-лись в Северном При-чер-но-мо-рье (впер-вые об этом со-об-ща-ет латинская Хро-ни-ка Ре-ги-но-на Прюм-ско-го под 889 годом), в 990-е годы пол-но-стью вы-тес-ни-ли от-ту-да венг-ров. На ру-бе-же IX и X веков печенеги рас-се-ли-лись в Ниж-нем Поду-на-вье. В X веке печенеги ко-че-ва-ли ме-ж-ду Вол-гой и ни-зовь-я-ми Ду-ная. Сло-жи-лась круп-ная эт-но-по-ли-тическая общ-ность, по-лу-чив-шая в ис-то-рио-гра-фии названием «Пе-че-не-гия», ко-то-рая во мно-гом оп-ре-де-ля-ла гео-по-ли-тическую си-туа-цию в Восточной Ев-ро-пе. Она де-ли-лась на 2 боль-ших объ-е-ди-не-ния, гра-ни-ца ме-ж-ду ко-то-ры-ми про-ле-га-ла по Днеп-ру. Восточное (ле-во-бе-реж-ное) объ-е-ди-не-ние име-ло кон-так-ты с Хер-со-не-сом и Ха-зар-ским ка-га-на-том, за-пад-ное бы-ло свя-за-но с Пер-вым Бол-гар-ским цар-ст-вом и Ви-зан-ти-ей. В это вре-мя печенеги фак-ти-че-ски кон-тро-ли-ро-ва-ли са-мый слож-ный уча-сток пу-ти «из ва-ряг в гре-ки» - ни-зо-вья Днеп-ра и Днеп-ров-ские по-ро-ги. Пе-че-неж-ские во-ин-ские кон-тин-ген-ты не-од-но-крат-но при-вле-ка-лись как на-ём-ни-ки им-пе-ра-то-ра-ми Ви-зан-тии в борь-бе про-тив Пер-во-го Бол-гар-ско-го цар-ст-ва и Древнерусского государства а так-же пра-ви-те-ля-ми Древнерусского государства про-тив Ви-зан-тии и Пер-во-го Бол-гар-ско-го цар-ст-ва. Часть печенегов на-хо-ди-лась в за-ви-си-мо-сти от Ха-зар-ско-го ка-га-на-та, ещё од-на миг-ри-ро-ва-ла в За-вол-жье, где их при-сут-ст-вие в X веке от-ме-тил арабский пу-те-ше-ст-вен-ник Ибн Фад-лан.

    Прак-ти-че-ски все средневековые ав-то-ры от-ме-ча-ли слож-ное по-ли-тическое уст-рой-ст-во пе-че-неж-ско-го эт-но-по-ли-тического объ-е-ди-не-ния в X-XI веках. Со-глас-но Кон-стан-ти-ну VII Баг-ря-но-род-но-му, Печенеги де-ли-лись на 8 «фем», со свои-ми пред-во-ди-те-ля-ми, а ка-ж-дая фе-ма - на пять мень-ших объ-е-ди-не-ний (ско-рее все-го, «кла-нов» или «ро-дов»). Власть у печенегов при-над-ле-жа-ла пред-ста-ви-те-лям од-но-го ро-да и пе-ре-да-ва-лась, по дан-ным трак-та-та «Об управ-ле-нии им-пе-рией», от пра-ви-те-ля к его двою-род-но-му бра-ту (ве-ро-ят-но, так ис-ка-зил-ся в ви-зантийском вос-при-ятии об-ще-тюрк-ский обы-чай пе-ре-да-вать власть не от от-ца к сы-ну, а сле-дую-ще-му по стар-шин-ст-ву по-сле пра-ви-те-ля муж-чи-не в ро-де). Ис-точ-ни-ки от-ме-ча-ют су-ще-ст-во-ва-ние у печенегов «на-род-но-го со-б-ра-ния» или «ари-сто-кра-ти-че-ско-го со-ве-та», а так-же рост вла-сти во-ж-дей-ха-нов и «ста-рей-шин». «Пе-че-не-гия», таким образом, пред-став-ля-ла со-бой слож-ное во-ж-де-ст-во (кон-фе-де-ра-цию пле-мён), ко-то-рое мог-ло пе-ре-рас-ти в ко-че-вую им-пе-рию, но бы-ло по-сте-пен-но унич-то-же-но в вой-нах (А.В. Ма-рей, П. Гол-ден).

    В ис-точ-ни-ках за-фик-си-ро-ва-ны обы-чаи печенегов: бри-тьё бо-ро-ды, но-ше-ние уко-ро-чен-ной без-ру-кав-ной оде-ж-ды, со-жже-ние по-кой-ни-ков (этот обы-чай фик-си-ру-ет-ся толь-ко письменными ис-точ-ни-ка-ми и не под-твер-жда-ет-ся ар-хео-ло-ги-че-ски), ве-ра в кон-та-ги-оз-ную пе-ре-да-чу лич-ной уда-чи, воз-мож-но, ри-ту-аль-ный кан-ни-ба-лизм. Ар-хео-ло-гические дан-ные сви-де-тель-ст-ву-ют, что печенеги прак-ти-ко-ва-ли по-гре-бе-ния в ви-де тру-по-по-ло-же-ний с ко-нём, час-то - с ору-жи-ем (лу-ки, стре-лы, саб-ли) и ук-ра-ше-ния-ми. По-гре-бе-ния печенегов не име-ют прин-ци-пи-аль-ных от-ли-чий в об-ря-де сре-ди мас-сы син-хрон-ных ко-чев-ни-че-ских за-хо-ро-не-ний, вы-де-ля-ют-ся в основном хро-но-ло-ги-че-ски и тер-ри-то-ри-аль-но. Над мо-ги-ла-ми ли-бо на-сы-па-лись не-боль-шие кур-га-ны , ли-бо де-ла-лось впу-ск-ное по-гре-бе-ние в на-сы-пи бо-лее ран-не-го вре-ме-ни. Час-то в мо-гиль-ной яме со-ору-жа-лась де-ревянная ка-ме-ра или ящик (С.А.Плет-нёва, Е.В. Круг-лов). В 1108 году немецкий мис-сио-нер Бру-но Квер-фурт-ский ез-дил к печенегам с це-лью об-ра-тить их в хри-сти-ан-ст-во, но его ини-циа-ти-ва ока-за-лась ма-ло-ус-пеш-ной. Восточные ав-то-ры со-об-ща-ют о рас-про-стра-не-нии сре-ди печенегов ис-ла-ма, так-же к печенегам про-ни-ка-ли про-по-вед-ни-ки ма-ни-хей-ст-ва .

    Печенеги не-од-но-крат-но фи-гу-ри-ру-ют на стра-ни-цах ран-не-го древнерусского ле-то-пи-са-ния. Пер-вое ис-то-рическое со-об-ще-ние о печенегах в нём ус-лов-но да-ти-ру-ет-ся 915 годом, ко-гда они за-клю-чи-ли мир с ки-ев-ским князем Иго-рем. В 920 году он вое-вал с печенегами, а в 944 году на-ни-мал их для по-хо-да на Ви-зан-тию. В 968 году печенеги оса-ж-да-ли Ки-ев, их на-па-де-ние, ви-ди-мо, бы-ло ор-га-ни-зо-ва-но ви-зантийскими ди-пло-ма-та-ми для то-го, что-бы за-ста-вить вое-вав-ше-го на тер-ри-то-рии Пер-во-го Бол-гар-ско-го цар-ст-ва ки-ев-ско-го князя Свя-то-сла-ва Иго-ре-ви-ча вер-нуть-ся на ро-ди-ну. В «По-вес-ти вре-мен-ных лет» опи-са-ны пе-ре-го-во-ры древнерусские вое-во-ды Пре-ти-ча и «пе-че-неж-ско-го кня-зя», ко-то-рые в знак ми-ра об-ме-ня-лись ору-жи-ем. Вес-ной 972 года пе-че-неж-ский хан Ку-ря по нау-ще-нию ви-зан-тий-цев убил князя Свя-то-сла-ва Иго-ре-ви-ча; по пре-да-нию, из че-ре-па кня-зя бы-ла сде-ла-на ча-ша для ха-на. Во вре-мя прав-ле-ния его сы-на, ки-ев-ско-го князя Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча, печенеги не-од-но-крат-но на-па-да-ли на Древнерусское государство (992, 996, 997, 1015 годы - все ле-то-пис-ные да-ты ус-лов-ны, ско-рее все-го, печенеги, как позд-нее по-лов-цы, осу-ще-ст-в-ля-ли на-бе-ги ка-ж-дый год). Для обо-ро-ны от них ки-ев-ский князь ор-га-ни-зо-вал строи-тель-ст-во обо-ро-нительных ли-ний на южных гра-ни-цах Древнерусского государства («бе бо рать отъ пе-че-негъ»). Они строи-лись вдоль рек Дес-на, Ос-тёр, Тру-беж, Су-ла, Стуг-на. По-сто-ян-ные вой-ны с печенегами от-ра-зи-лись в древнерусской эпи-чес-кой тра-ди-ции, став-шей ис-точ-ни-ком для ле-то-пис-цев (по-еди-нок юно-ши-ко-же-мя-ки с пе-че-неж-ским бо-га-ты-рём; об-ман го-ро-жа-на-ми печенегов во вре-мя оса-ды Бел-го-ро-да; ис-то-рия как князь Вла-ди-мир Свя-то-сла-вич пря-тал-ся от них под мос-том). Печенеги уча-ст-во-ва-ли в меж-до-усоб-ной вой-не сы-но-вей Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча на сто-ро-не Свя-то-пол-ка Ока-ян-но-го про-тив Яро-сла-ва Вла-ди-ми-ро-ви-ча Муд-ро-го.

    В 1036 году ки-ев-ский князь Яро-слав Муд-рый на-нёс печенегам со-кру-шительное по-ра-же-ние, по-сле ко-то-ро-го основная часть печенегов под на-по-ром по-лов-цев (смотри в статье Кип-ча-ки) от-ко-че-ва-ла к гра-ни-цам Ви-зан-тии и Венг-рии. В XI веке печенеги соз-да-ва-ли по-сто-ян-ную уг-ро-зу Ви-зантии, в конце 1040-х годов (ско-рее все-го, в 1048 году) под пред-во-ди-тель-ст-вом ха-на Ти-ра-ха фор-си-ро-ва-ли по льду Ду-най, од-на-ко ви-зан-тий-цам уда-лось ос-та-но-вить их на-сту-п-ле-ние. В то же вре-мя чуть ра-нее со-пер-ник ха-на Ти-ра-ха Ке-ген пе-ре-шёл на служ-бу к ви-зантийскимим-пе-ра-то-рам, часть печенегов рас-се-ли-лась на тер-ри-то-рии Бол-га-рии. Император Алек-сей I Ком-нин по-сле шес-ти-лет-ней вой-ны с печенегами в 1091 году су-мел одер-жать над ни-ми по-бе-ду. Его ус-пех за-кре-пил император Ио-анн II Ком-нин, по-сле по-бе-ды ко-то-ро-го в 1122 году пе-че-неж-ская уг-ро-за бы-ла ли-к-ви-ди-ро-ва-на.

    С середины XI века про-ис-хо-ди-ло мас-со-вое пере-се-ле-ние печенегов в Венг-рию (их пер-вые про-ник-но-ве-ния ту-да от-но-сят-ся к X веку). По-хо-ды и ми-гра-ция печенегов в эту стра-ну про-дол-жа-лись до 1-й четверти XII века. Упо-ми-на-ния «слу-жи-лых» печенегов в венгерских ис-точ-ни-ках встре-ча-ют-ся вплоть до 2-й половине XIII века.

    Часть печенегов со 2-й половины XI века ста-но-вят-ся фе-де-ра-та-ми ки-ев-ских кня-зей, вой-дя в со-став чёр-ных кло-бу-ков. В 1116 году со-стоя-лось сра-же-ние печенегов и тор-ков с по-лов-ца-ми у реки Дон, в ко-то-ром со-юз-ни-ки по-тер-пе-ли по-ра-же-ние. Ве-ро-ят-но, печенеги и тор-ки по-пы-та-лись вос-поль-зо-вать-ся ос-лаб-ле-ни-ем по-лов-цев в ре-зуль-та-те по-ло-вец-ких по-хо-дов русских кня-зей 1100-1110-х годов. В русских ле-то-пи-сях печенеги в по-след-ний раз упо-ми-на-ют-ся в 1169 году в со-ста-ве чёр-ных кло-бу-ков. Из-вес-тия позд-них ле-то-пи-сей (XVI века) о по-бе-де над печенегами Ас-коль-да и Ди-ра в 867 году, кре-ще-нии пе-че-неж-ских кня-зей, по-бе-дах русских бо-га-ты-рей над печенегами и до-го-во-рах с различными пе-че-неж-ски-ми князь-я-ми, ско-рее все-го, не-дос-то-вер-ны и яв-ля-ют-ся пло-дом литературного твор-че-ст-ва позд-не-го Сред-не-ве-ко-вья.

    Све-де-ния о печенегах ис-че-за-ют из ис-точ-ни-ков к концу XIII века.

    Ис-точники:

    Кон-стан-тин Баг-ря-но-род-ный. Об управ-ле-нии им-пе-ри-ей. Текст, пе-ре-вод, ком-мен-та-рий / Под ред. Г.Г. Ли-тав-ри-на, А.П. Но-во-сель-це-ва. М., 1991;

    Древ-няя Русь в све-те за-ру-беж-ных ис-точ-ни-ков. Хре-сто-ма-тия. М., 2009. Т. 3: Вос-точ-ные ис-точ-ни-ки / Сост. Т.М. Ка-ли-ни-на. М., 2010. Т. 4:

    За-пад-но-ев-ро-пей-ские ис-точ-ни-ки / Сост., пер. и ком-мент. А.В. На-за-рен-ко.

    Дополнительная литература:

    Го-лу-бов-ский П.В. Пе-че-не-ги, тор-ки и по-лов-цы до на-ше-ст-вия та-тар: ис-то-рия юж-но-рус-ских сте-пей IX-XIII вв. К., 1884;

    Prit-sak O. The Pečenegs: a case of social and economic transformation // Archivum Eurasiae medii aevi. Lisse, 1975;

    Плет-не-ва С.А. Пе-че-не-ги, тор-ки, по-лов-цы // Сте-пи Ев-ра-зии в эпо-ху Сред-не-ве-ковья. М., 1981;

    Mo-ravcsik G. Byzantino-tur-cica. I. Die by-zan-ti-nischen Quellen der Geschichte der Türkvöl-ker. II. Sprachreste der Türkvölker in den by-zan-tinischen Quellen. B., 1983;

    Pá-lóczi-Hor-váth A. Pechenegs, Cumans, Iasians. Steppe peoples in medieval Hungary. Bdpst, 1989;

    Golden P. Pečenegs // The Encyclopedia of Islam. Leiden, 1995. Vol. 8;

    Щер-бак А.М. Пе-че-неж-ский язык // Язы-ки ми-ра. Тюрк-ские язы-ки. М., 1997;

    Ма-рей А.В. Осо-бен-но-сти со-ци-аль-но-по-ли-ти-че-ской ор-га-ни-за-ции пе-че-не-гов // Аль-тер-на-тив-ные пу-ти к ци-ви-ли-за-ции. М., 2000;

    Га-ру-сто-вич Т.Н., Ива-нов В.А. Огу-зы и пе-че-не-ги в Ев-ра-зий-ских сте-пях. Уфа, 2001;

    Круг-лов Е.В. Пе-че-не-ги и огу-зы: не-ко-то-рые про-бле-мы ар-хео-ло-ги-че-ских ис-точ-ни-ков // Сте-пи Ев-ро-пы в эпо-ху сред-не-ве-ко-вья. До-нецк, 2003. Т. 3

    Тюркских и других племен в заволжских степях в 8-9вв. В 9 в. - в южнорусских степях. Кочевники-скотоводы совершали набеги наРусь. В 1036 разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым, частьпеченегов откочевала в Венгрию.

    Значение слова Печенеги по словарю Ушакова:
    ПЕЧЕНЕГИ
    печенегов, ед. нег, а, м. (истор.). Древний народ тюркского происхождения, кочевавший в 9-11 вв. хр. э. на юго-востоке Европы, неоднократно нападавший на Киевскую Русь.

    Значение слова Печенеги по словарю Брокгауза и Ефрона:
    Печенеги - русское название народа тюркского происхождения. Греческие писатели называли их патцинаками (πατζινακϊται). У западных писателей (Дитмара Брунона) они называются Pezineigi и Pezenegi; в польских хрониках мы находим искаженные имена Piecinigi, Pincenakili и т. д.; в венгерских источниках они называются Bessi, Bysseni, Picenati, всего чаще Beseny ö; арабские писатели называют страну П. Баджнак. Весьма вероятно, что все это - одного и того же названия, вызываемые звуковыми особенностями разных языков. Некогда П. кочевали в степях Средней Азии и составляли один народ с торками и половцами. О родстве этих трех народов и общем их тюркском происхождении свидетельствуют и русские, и арабские, и византийские, и западные писатели. Неизвестно в точности, когда П. переселились из Азии в Европу. В IX в. они обитали уже между Волгой и Яиком (Уралом). Во второй половине этого века хозары в союзе с узами начали теснить П., которые, в свою очередь, вытеснили из южнорусских степей венгров. В это время они заняли все степи от Дона до Дуная, делясь на племена, или колена, из которых каждое имело свою местность для кочевья; только устья Днепра, Днестра и Дуная, по-видимому, не были заняты ими. Названия племен изменялись в связи с именами стоявших во главе их князей. Власть князей была невелика; в каждом племени она принадлежала одному роду, но переходила от одной семьи к другой. Кроме князя, власть принадлежала народному собранию, называвшемуся коментон. Иногда княжескую власть захватывали и посторонние лица, не принадлежавшие к владетельному роду. Внутренний быт П. носит на себе все типические черты, свойственные кочевникам-степнякам. Уже в Х в., однако, они не чуждались торговли, служа посредниками между Грецией, Русью и Хозарией. В начале XI в. между П. стал распространяться ислам. До 60-х годов Х в. П. не тревожили Руси (по крайней мере, не говорят об их нападениях); но уже в 968 г. они осадили Киев во время отсутствия Святослава и едва его не захватили. Святослав был убит ими у Днепровских порогов. В продолжение с лишком полувека борьба Руси с П. была беспрестанная. Русь старалась оградить себя от них укреплениями и городами; таково происхождение Змиева вала в нынешней Киевской губ. Владимир строил укрепления по р. Стугне, Ярослав Мудрый по р. Росе (южнее). Последнее нападение П. на Русь (они осадили Киев) относится к 1034 г.; они были совершенно разбиты. В это время на них надвинулись торки, заставившие их передвинуться на Запад - от Днепра до Дуная. Среди П. были внутренние несогласия; они ослабели, подвинулись еще ближе к Дунаю, за Дунай и, наконец, на Балканский полуостров. Хозяевами южнорусских степей в это время сделались половцы, вытеснившие оттуда и торков. Лучший труд о П. - проф. П. В. Голубовского: "Печенеги, торки и половцы" (Киев, 1884). Д. Б-ый. Печенеги (Ново-Белгород) - слобода Харьковской губ., Волчанского у., на р. Сев. Донце, в 10 в. от г. Чугуева. Еженедельно 2 базара, 4 ярмарки. Жит. 6579.

    Определение слова «Печенеги» по БСЭ:
    Печенеги - союз племён, образовавшийся в заволжских степях в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угро-финскими племенами. Этнически представляли европеоидов с небольшой примесью монголоидности. Печенежский язык относят к тюркским языкам. В 8-9 вв. П. обитали между Волгой и Уралом, откуда ушли на запад под напором огузов, кипчаков и хазар. Разгромив в 9 в. в причерноморских степях кочевавших там венгров, П. заняли огромную территорию от нижней Волги до устья Дуная. Основным занятием П. было кочевое скотоводство. П. жили родовым строем. В 10 в. делились на две ветви (восточную и западную), которые состояли из 8 племён (40 родов). Племена возглавлялись
    «великими князьями», роды - «меньшими князьями», избиравшимися племенными и родовыми собраниями. У П. существовала и наследственная власть. Захваченных на войне пленников П. продавали в рабство или отпускали на родину за выкуп. Часть пленников принимали в состав родов на условиях полного равноправия. Русская земля подвергалась нашествиям П. в 915, 920, 968. В 944 и 971 киевские князья Игорь и Святослав Игоревич водили отряды П. в походы на Византию и Дунайскую Болгарию. В 972 войска П., возглавляемые ханом Курей, по подстрекательству византийцев уничтожили дружину Святослава Игоревича у днепровских порогов. В 1036 Ярослав Мудрый нанёс П.