«Осмысление глубины трагедии Дориана Грея. Сочинение по литературе на тему: Роман-символ «Портрет Дориана Грея

В солнечный летний день талантливый живописец Бэзил Холлуорд принимает в своей мастерской старого друга лорда Генри Уоттона - эстета-эпикурейца, «Принца Парадокса», по определению одного из персонажей. В последнем без труда узнаются хорошо знакомые современникам черты Оскара Уайльда, ему автор романа «дарит» и преобладающее число своих прославленных афоризмов. Захваченный новым замыслом, Холлуорд с увлечением работает над портретом необыкновенно красивого юноши, с которым недавно познакомился. Тому двадцать лет; зовут его Дориан Грей.

Скоро появляется и натурщик, с интересом вслушивающийся в парадоксальные суждения утомлённого гедониста; юная красота Дориана, пленившая Бэзила, не оставляет равнодушным и лорда Генри. Но вот портрет закончен; присутствующие восхищены его совершенством. Златокудрый, обожающий все прекрасное и нравящийся сам себе Дориан мечтает вслух: «Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как есть!» Растроганный Бэзил дарит портрет юноше.

Игнорируя вялое сопротивление Бэзила, Дориан принимает приглашение лорда Генри и, при деятельном участии последнего, окунается в светскую жизнь; посещает званые обеды, проводит вечера в опере. Тем временем, нанеся визит своему дяде лорду Фермеру, лорд Генри узнает о драматических обстоятельствах происхождения Дориана: воспитанный богатым опекуном, он болезненно пережил раннюю кончину своей матери, наперекор семейным традициям влюбившейся и связавшей свою судьбу с безвестным пехотным офицером (по наущению влиятельного тестя того скоро убили на дуэли).

Сам Дориан между тем влюбляется в начинающую актрису Сибилу Вэйн - «девушку лет семнадцати, с нежным, как цветок, лицом, с головкой гречанки, обвитой тёмными косами. Глаза - синие озера страсти, губы - лепестки роз»; она с поразительной одухотворённостью играет на убогих подмостках нищенского театрика в Ист-Инде лучшие роли шекспировского репертуара. В свою очередь Сибиле, влачащей полуголодное существование вместе с матерью и братом, шестнадцатилетним Джеймсом, готовящимся отплыть матросом на торговом судне в Австралию, Дориан представляется воплощенным чудом - «Прекрасным Принцем», снизошедшим с заоблачных высот. Её возлюбленному неведомо, что в её жизни тоже есть тщательно оберегаемая от посторонних взглядов тайна: и Сибилла, и Джеймс - внебрачные дети, плоды любовного союза, в свое время связавшего их мать - «замученную, увядшую женщину», служащую в том же театре, с человеком чуждого сословия.

Обретший в Сибиле живое воплощение красоты и таланта, наивный идеалист Дориан с торжеством извещает Бэзила и лорда Генри о своей помолвке. Будущее их подопечного вселяет тревогу в обоих; однако и тот и другой охотно принимают приглашение на спектакль, где избранница Дориана должна исполнить роль Джульетты. Однако, поглощённая радужными надеждами на предстоящее ей реальное счастье с любимым, Сибила в этот вечер нехотя, словно по принуждению (ведь «играть влюбленную - это профанация!» - считает она) проговаривает слова роли, впервые видя без прикрас убожество декораций, фальшь сценических партнёров и нищету антрепризы. Следует громкий провал, вызывающий скептическую насмешку лорда Генри, сдержанное сочувствие добряка Бэзила и тотальный крах воздушных замков Дориана, в отчаянии бросающего Сибиле: «Вы убили мою любовь!»

Изверившийся в своих прекраснодушных иллюзиях, замешенных на вере в нерасторжимость искусства и реальности, Дориан проводит бессонную ночь, блуждая по опустевшему Лондону. Сибиле же его жестокое признание оказывается не по силам; наутро, готовясь отправить ей письмо со словами примирения, он узнает, что девушка в тот же вечер покончила с собой. Друзья-покровители и тут реагируют на трагическое известие каждый по-своему: Бэзил советует Дориану укрепиться духом, а лорд Генри - «не лить напрасно слез о Сибиле Вэйн». Стремясь утешить юношу, он приглашает его в оперу, обещая познакомить со своей обаятельной сестрой леди Гвендолен. К недоумению Бэзила, Дориан принимает приглашение. И лишь подаренный ему недавно художником портрет становится беспощадным зеркалом назревающей в нем духовной метаморфозы: на безупречном лице юного греческого бога обозначается жёсткая морщинка. Не на шутку обеспокоенный, Дориан убирает портрет с глаз долой.

И вновь ему помогает заглушить тревожные уколы совести его услужливый друг-Мефистофель - лорд Генри. По совету последнего он с головой уходит в чтение странной книги новомодного французского автора - психологического этюда о человеке, решившем испытать на себе все крайности бытия. Надолго заворожённый ею («казалось, тяжёлый запах курений поднимался от её страниц и дурманил мозг»), Дориан в последующие двадцать лет - в повествовании романа они уместились в одну главу - «все сильнее влюбляется в свою красоту и все с большим интересом наблюдает разложение своей души». Как бы заспиртованный в своей идеальной оболочке, он ищет утешения в пышных обрядах и ритуалах чужих религий, в музыке, в коллекционировании предметов старины и драгоценных камней, в наркотических зельях, предлагаемых в притонах с недоброй известностью. Влекомый гедонистическими соблазнами, раз за разом влюбляющийся, но не способный любить, он не гнушается сомнительными связями и подозрительными знакомствами. За ним закрепляется слава бездушного совратителя молодых умов.

Напоминая о сломанных по его прихоти судьбах мимолетных избранников и избранниц, Дориана пытается вразумить Бэзил Холлуорд, давно прервавший с ним всякие связи, но перед отъездом в Париж собравшийся навестить. Но тщетно: в ответ на справедливые укоры тот со смехом предлагает живописцу узреть подлинный лик своего былого кумира, запечатлённый на холлуордовском же портрете, пылящемся в темном углу. Изумленному Бэзилу открывается устрашающее лицо сластолюбивого старика. Впрочем, зрелище оказывается не по силам и Дориану: полагая создателя портрета ответственным за свое нравственное поведение, он в приступе бесконтрольной ярости вонзает в шею друга своих юных дней кинжал. А затем, призвав на помощь одного из былых соратников по кутежам и застольям, химика Алана Кэмпбела, шантажируя того некой позорной тайной, известной лишь им обоим, заставляет его растворить в азотной кислоте тело Бэзила - вещественное доказательство содеянного им злодейства.

Терзаемый запоздалыми угрызениями совести, он вновь ищет забвения в наркотиках. И чуть не гибнет, когда в подозрительном притоне на самом «дне» Лондона его узнает какой-то подвыпивший матрос: это Джеймс Вэйн, слишком поздно проведавший о роковой участи сестры и поклявшийся во что бы то ни стало отомстить её обидчику.

Впрочем, судьба до поры хранит его от физической гибели. Но - не от всевидящего ока холлуордовского портрета. «Портрет этот - как бы совесть. Да, совесть. И надо его уничтожить», - приходит к выводу Дориан, переживший все искушения мира, ещё более опустошённый и одинокий, чем прежде, тщетно завидующий и чистоте невинной деревенской девушки, и самоотверженности своего сообщника поневоле Алана Кэмпбела, нашедшего в себе силы покончить самоубийством, и даже… духовному аристократизму своего друга-искусителя лорда Генри, чуждого, кажется, любых моральных препон, но непостижимо полагающего, что «всякое преступление вульгарно».

Поздней ночью, наедине с самим собой в роскошном лондонском особняке, Дориан набрасывается с ножом на портрет, стремясь искромсать и уничтожить его. Поднявшиеся на крик слуги обнаруживают в комнате мёртвое тело старика во фраке. И портрет, неподвластный времени, в своем сияющем величии.

Так кончается роман-притча о человеке, для которого «в иные минуты Зло было лишь одним из средств осуществления того, что он считал красотой жизни».

Английский писатель, поэт, драматург Оскар Уайльд прожил недолгую и трагическуя жизнь. Его творчество наиболее полно и талантливо отбивает художественно-философское течение - эстетизм, который возник в Англии в 70-90 годах XIX века. Поборники эстетизма отстаивали принципы «искусства для искусства» и считали, что литература не должна выполнять моральную миссию, учить добру, справедливости, что она равнодушна к проблемам добра и зла. Искусство должно служить красоте.

Теоретические принципы эстетизма отобразились в романе «Портрет Дориана Грея». В центре внимания автора - три персонажа: художник Базил Холлуорд, который превыше всего ценит искусство, его друг лорд Генри, порочный и циничный аристократ и молодой, очень красивый юноша Дориан Грей. Действие романа начинается из того, что лорд Генри приходит в мастерскую Базила Холлуорда, где художник работает над портретом юного красавца. В скором времени появляется и сам натурник Дориан Грей. Он с увлечением слушает циничные разговоры лорда Генри. Любовь к себе - это единый роман, который длится вся жизнь. Так определяет свое жизненное кредо «король парадоксов». Работу над портретом закончено, он поражает всех своим совершенством. С увлечением смотрит на него Дориан Грей и говорит: «Если бы портрет изменялся, а я мог оставаться таким, как я есть». Растроганный художник дарит портрет натурщику. Лорда же Генри поражает красота самого юноши, и он предлагает Дориану принять участие в развлечениях вместе с ним. Художник старается предостеречь юношу, но напрасно, Дориан обращается к светской жизни. Он влюблен в молодую актрису Сибилу Вейн, которая вдохновенно играет роли в выдающихся пьесах, но в бедном театре. Дориан и Сибила решают пожениться. Юноша приглашает на спектакль с участием невесты своих друзей. Девушка в захвате от своего чувства, и ей кажется, что играть любовь на сцене напрасно. Роль Джульетты в спектакле, который пришли смотреть Холлуорд и лорд Генри, она проваливает. Художник сочувствует юноше, лорд цинично шутит. Дориан кричит своей невесте: «Вы убили мою любовь!». Ему казалось, что искусство и реальность имеют неразрывную связь. Всю ночь блуждает он улицами Лондона, а на утро решает помириться, но узнает, что его слова привели к самоубийству Сибилы. Дориан смотрит на свой портрет и с ужасом замечает, что на обрисованном лице появилась первая резкая морщина. Дальше Уайльд в одной главе рассказывает о 20 лет жизни героя. Это история влюбленности в свою красоту и упадка души. Дориан давно уже спрятал портрет, так как со временем прекрасное лицо превратилось на безобразное лицо сластолюбивого старца. Дориан предъявляет обвинение художнику в том, что произошло с его душой, и в припадке ярости убивает Базила Холлуорда, а своего компаньона, шантажируя страшной тайной, принуждает растворить тело художника в азотной кислоте. На портрете отбивается и это страшное преступление. Дориан Грей завидует всем, даже своему компаньону, который нашел в себе силы покончить жизнь самоубийством, даже лорду Генри, цинику, тонущему в пороках, но который считает, что любое преступление - вульгарность. Дориан бросается на портрет, стремясь уничтожить его. Слуги находят тело безобразного старца, одетого в одежду Дориана, рядом с портретом, на котором изображенный прекрасный юноша.

Уайльд отстаивает высшую силу искусства. Реальная жизнь может быть отвратительной, искусство же воссоздает красоту, сохраняет ее, оно не подвластное ни времени, ни моральным законам.


Рюмина Дарья
Эссе по произведению Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея"

Прочитанная мной этим летом книга О. Уайльда "Портрет Дориана Грея" понравилась сразу. В ней я обнаружила множество интереснейших мыслей, неожиданных парадоксов, странных выводов, которыми книга буквально напичкана. Ну и, конечно, полудетективный сюжет. Правда, о возможной концовке догадываешься к середине произведения. "Портрет Дориана Грея" показался мне тогда книгой настолько "высоко моральной" и добропорядочной, что становилось даже скучно. Я решила, что это ее единственный недостаток. Но потом прочитала послесловие и поняла, что поняла я все неверно. Оказалось, что большинство современников Уайльда считало книгу аморальной, вредной, "испорченной". Но как это возможно? Ведь своего "грешного" героя автор "убивает". Значит, как нас учат в школе на уроках литературы, не разделяет его взглядов. Это же очевидно! Но читателям века XIX это было совсем не очевидно. В чем же дело? Я попыталась разобраться.

Итак, исходные данные: о чем же книга? Сюжет ее заключается в том, что некий Художник пишет прекрасный портрет очень красивого юноши. Художник знакомит этого юношу, "чистого душой и помыслами", со своим другом Генри. Генри циничен (во всяком случае, внешне), обладает даром убеждения, его речи - речи искусителя. Он убеждает юношу (зовут которого Дориан), что от жизни нужно брать все, что молодость - высшая ценность, что совесть - лишь трусость и т.д. Дориан меняется в минуту, на глазах изумленных читателей. Он "искушен", хочет чувствовать все, испытать все удовольствия, сделать из своей жизни произведение искусства. Видя свой портрет, он в сердцах умоляет сделать так, чтобы портрет старел вместо него. Его желание сбывается. Дориан сохраняет молодость и красоту, а главное - его грехи отражаются не на его лице, а на портрете.

И вот Дориану 38 лет. Он все такой же. Его жизнь грешна. Об этом все подозревают, но все подозрения рушатся, стоит лишь посмотреть на его лицо. Оно невинно, как и двадцать лет назад. Однажды Дориан рассказал тому Художнику, что написал портрет, о своей тайне. И, испугавшись, убил его. Дориан еще делает попытки свернуть на путь добра, мучается и, в итоге, решает уничтожить портрет. Как только он вонзает нож в картину, он падает мертвым. И все его годы отражаются на его лице, все его грехи. А портрет становится таким же прекрасным, как был когда-то. Казалось бы, зло наказано, справедливость восторжествовала. Но чтобы понять истинный смысл произведения, следует подробнее остановится на фигуре автора.

Оскар Уайльд. Человек-загадка, человек-парадокс. Была путаница в датах его рождения. Его мать и отец отличались экстравагантностью. Сам он сделал из своей жизни роман: "Я был символом искусства и культуры своего века. Я понял это на заре своей юности, а потом заставил и свой век понять это". Он возглавил "Эстетическое движение". Главные постулаты движения: Искусство выше жизни, Искусство не может быть нравственным или безнравственным, главное в мире - красота, Искусство не должно приносить пользу. Это движение противостояло Реализму и Романтизму в искусстве. Но на самом деле, вполне отвечало тенденциям конца XIX века - начало эпохи модерна, движения символистов и декадентов. Сам Уайльд был воплощением искусства, эстетики и красоты. Окружающих он эпатировал зелеными гвоздиками в бутоньерке, тростями, кольцами. Его внешний вид был продуман до мелочей. Его внешнее не принятие морали будило агрессию. Но был ли он таковым? Я уверена, что нет. Внешне Уайльд казался независимым, далеким от общественного мнения. Но, например, одевался он так, как это общество от него ожидало, он старался соответствовать созданному им же самим образу. Его внешняя аморальность - игра. Его жизнь вовсе не была такой, какой он старался ее показать.

В 1895 году Уайльда осудили за совращение юного лорда Дугласа. Писатель отбывал срок в тюрьме. И в его произведениях о ней так много сострадания к узникам! Не к себе, к другим. Он писал петиции в правительство, и условия жизни узников были улучшены. Причем Уайльд писал их уже на свободе. И этого человека считали, чуть ли не чудовищем!

Последние годы Уайльд прожил под псевдонимом, забытый всеми. Ему не разрешали даже видеться с детьми. Но почему то от его биографии остается ощущение, как от хорошо написанного романа…Словно писатель сам себе придумал такую судьбу. Искусство выше жизни…Кстати, умер Уайльд на улице Изящных Искусств. Вот и думай после этого что хочешь…

Почему же я так подробно останавливаюсь на биографии Автора? Да потому что этот роман - олицетворение уайльдовского духа. Писатель говорил, что искусство не может быть морально или аморально. А сам пишет книгу с высоко нравственным финалом. Говорит о главенствующей роли эстетики и убивает главного героя - "олицетворение" этой идеи. Создается впечатление, что Уайльд отрекается от собственного образа, от собственного мировоззрения.

Но, как мне кажется, и это неверно. Ни от чего автор не отрекается. А просто издевается над теми, кто пытается провести параллели между ним и его романом. Уайльд хотел написать книгу, как совершенное произведение Искусства. Сочетающее в себе внешнюю красоту и некое духовное содержание. Книгу, лишенную авторского начала.

На самом деле, все основные мысли книги вынесены в предисловие. Причем автор словно пророчествовал. Он знал, что некоторые критики будут ругать его книгу за безнравственность, другие наоборот, будут находить в ней лишь моральное начало. Но лишь избранные увидят только Красоту. Красоту Искусства. Увидят Совершенство сочетания Морали и Эффекта. Уайльд предвидел реакцию публики. Но все равно творил. Искусство ради Искусства…

На все последующие высказывания в свой адрес Уайльд ответил в предисловии. Его можно все здесь процитировать. Там нет, не главных мыслей. Это квинтэссенция романа. Это то, что Уайльд пытался доказать своей жизнью:

"Художник - тот, кто создает прекрасное. Раскрыть людям себя и скрыть художника - вот к чему стремится искусство…Избранник - тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту. Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо…Этика искусства - в совершенном применении несовершенных средств…Художник не стремится что-то доказывать… Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: Ему дозволено изображать все… В сущности, Искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится. А вовсе не жизнь… Если произведение искусства вызывает споры, - значит, в нем есть нечто новое, сложное и значительное. Пусть критики расходятся во мнениях, - художник остается верен себе. Тому, кто создает бесполезное, единственным оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению. Всякое искусство совершенно бесполезно".

К каждой из этих фраз в романе найдется подтверждение…и опровержение. Если разбирать каждый парадокс, встречающийся в тексте на каждой строчке - получится отдельное произведение размером с "Войну и мир".

Чтобы понять, что хотел сказать автор своим романом, обычно ищут героя, который автора в романе представляет. Так вот: в этой книге такового не существует. В романе есть три образа, через которые автор может попытаться отразить себя. (Три образа - триединость Бога - в конце жизни Уайльд интересовался католичеством… Это так, к слову.) Первый образ - художник Бэзил. Как писал сам Уайльд, таковым он хочет быть. Но в "Портрете…" высказывается мысль, что все гениальные художники - заурядные в жизни люди. Но Уайльд заурядным не был - значит, не был гением? Но он - гений (я это поняла). Значит, он был заурядным? То ли это раскрытие экзистенциальной сущности автора, то ли мысль в романе не верна. "Решайте сами", - подсказывает Уайльд.

Второй образ - лорд Генри. Его извечные циничные шутки, его примат чувственности и ощущений над Разумом: "Как увлекательно интересны чувства людей, гораздо интереснее их мыслей!", "Лечите душу ощущениями, а ощущения пусть врачует душа.", "Красота - чудо из чудес".Самое интересное, что лорд Генри не совершает ничего циничного и греховного. Он лишь говорит. Как писал потом в письме сам Уайльд: "Лорд Генри тот, кем меня видят другие". Другие…видят… То есть в жизни Уайльд не такой? А какой? Ответа нет.

Третий образ - Дориан Грей. Юноша с душой грешника. Кстати, все его "грехи" должны додумывать сами читатели. Получается, чем человек испорченнее, тем испорченнее его Дориан Грей. И тем больше такие люди возмущаются "безнравственностью" произведения. На воре шапка горит…

Дориан Грей - тот, каким автор хотел бы видеть себя в другое время (фраза из письма). Юношу, в общем то, сгубило искусство. Портрет искалечил всю его жизнь. И, в конце концов, убил. А его первое преступление? Он влюбился в молодую актрису, вернее в ее образы на сцене. А когда увидел ее сущность в жизни - прекрасную, добрую девушку,… но не Джульетту и не Офелию, он бросил ее. Она покончила с собой. (Между тем, сколько девушек и в наше время влюбляются в "Искусство" - певцов, артистов, футболистов. Влюбляются в образы. Т.е. Искусство побеждает Жизнь. Оно совершеннее. Тут можно сказать об идеальных образах, которые живут в сознании человека. Ведь искусство - это и есть воплощение той идеальной жизни, полной чувств. Которой, кстати, пытался жить сам Оскар Уайльд. Или делал вид, что пытался? Это, опять же, к слову.)

В романе есть еще одна "обманка". Это таинственная "книга странного цвета", которую лорд Генри присылает Дориану. Эту книгу потом искали и в творчестве Уайльда, думали, что это роман "Наоборот" - нашумевшая книга другого автора. А сам Уайльд в письме отмечал: "Книги, которая отравила или сделала верхом совершенства Дориана Грея не существует; это только моя фантазия". Отравила или сделала верхом совершенства… Т. е. возможны варианты? Решать предоставлено читателям.

Что мы получили в итоге? Идеи "Эстетического движения" Уайльда. Да-да, хотя мы вроде бы от них отошли. Искусство побеждает Жизнь. (Портрет убивает Дориана). Искусство убивает на протяжении всей книги. То есть, искусство выше морали. Искусство не должно вмешиваться в жизнь, а жизнь в Искусство. (Это произошло в романе. И что получилось? Хаос и разрушение.) Искусство восстанавливает Красоту, побеждает зло, оно - ответ на все вопросы.

Возможен другой вариант. "Раскрыть людям себя и скрыть художника - вот к чему стремится искусство". Бэзил вложил в портрет слишком много самого себя. И портрет исправляет положение - убивает художника. Ведь, может быть, что портрет - просто преступник, доведший Грея до исступления, заставивший его убить Бэзила. Затем портрет "устраняет" свидетеля - убивает Грея. И вот результат - портрет вновь прекрасен, а искусство поглотило, "скрыло" художника. Ведь к этому стремится Искусство, по Уайльду. Получается, что книга - просто детективная история, где главный преступник - Искусство. А если попробовать провести параллели с автором? Искусство убивает в Уайльде человека, который живет страстями, как Уайльд и проповедовал. Его жизнь - искусство, и именно этого человека, получается, в Уайльде нет. (Искусство убило Грея в Уайльде). Искусство, руками Грея, убило в Уайльде художника (Бэзила). Кто остался? Лорд Генри, который "аморален" лишь внешне. Т. е. Уайльд остался человеком, который лишь эпатировал публику, и только. Словно Искусство завладело Уайльдом, подчинило его себе. И последний шанс писателя - обвинить искусство в своем романе, раскрыть глаза человечества на изначальную преступность Искусства.

Это лишь гипотеза. Это то, что хотел сделать Оскар Уайльд. Запутать, обмануть. Я вижу, как он стоит и смеется над всеми нами. Воспринимайте "Портрет Дориана Грея" как Красоту. Как совершенное единение духа и формы. Мне кажется, что Уайльд имел в виду именно это. Хотя…….

Уайльд "Портрет Дориана Грея" - сочинение "Некоторые рассуждения о красоте познании духовности по роману Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»"

______________________________________________

***** - Портрет Дориана Грея - книга, фильм, цитаты!

Уважаемый читатель!

Данный файл представлен исключительно в ознакомительных целях.

Все тексты взяты из открытых электронных источников и выложены на сайте для не коммерческого использования!

Если вы скопируете данный файл, Вы должны незамедлительно удалить его сразу после ознакомления с содержанием.

Копируя и сохраняя его, Вы принимаете на себя всю ответственность, согласно действующему международному законодательству.

Любое коммерческое и иное использование, кроме предварительного ознакомления запрещено.

Публикация данного документа не преследует никакой коммерческой выгоды.

_______________________________________________

Удивительно, как произнесенные нами слова или мысли влияют на нашу жизнь. Как говорят суфии, мир подобен куполу: он отражает то, что вы говорите под ним, и отвечает вам тем же…». Вымышленный сюжет часто предопределяет судьбу автора. Думал ли О. Уайльд, когда писал роман «Портрет Дориана Грея», что в этом романе он отобразит свое будущее, что в своей жизни он встретит юношу, похожего на своего героя, а сам повторит судьбу художника Бэзила? В 1891г. О. Уайльд написал роман «Портрет Дориана Грея», в котором описал ангельски красивого человека, юношу Дориана Грея. Художник, случайно встретивший этого молодого человека, пишет его портрет, начинает боготворить его как идеал красоты, как источник вдохновения. Но конец этой дружбы был печален. Прекрасный юноша оказывается совсем не таким прекрасным человеком, как кажется многим, и в конце романа убивает художника.

А в 1895г. О. Уайльд встречает молодого человека, чем-то похожего на Дориана Грея. Альфред, сын лорда, был красив, но нагл и расчетлив. О. Уайльд видел же в этом человеке своего лучшего друга. Отец Альфреда обвинил писателя в безнравственности, и по окончании судебного разбирательства О. Уайльд попадает в тюрьму. В это время умирает его жена, это окончательно надломило силы художника. Выйдя на волю, он сумел создать очень немногое: ни одной пьесы, ни одного сборника сказок, ни одного романа ему больше не удалось написать. А вскоре, 30 ноября 1900 года, Оскар Уайльд скончался.

Ангельски красивый Д. Грей убивает художника, а напоминающий ангела лорд Альфред губит О. Уайльда. Возникает вопрос: нужна ли человеку красота, если она причиняет столько несчастий? Разумеется, да.

Я убежден, что в нашем мире должна быть красота, которая украшает мир, которая напоминает людям о рае. Конечно, хочется верить, что у красивого человека должна быть обязательно красивая душа. Хочется восхищаться красивым человеком, любить его, доверять ему и подражать. Люди обычно верят, что такой человек подобен ангелу, в нем не может быть зла. Но если в сердце и душу человека проникает эгоизм и жестокость, значит, в него вселился сатана, значит душа такого человека утратила божественное начало. Но красота должна быть, по моему глубокому убеждению, именно божественной, люди должны идти за Богом, а не за сатаной.

Достоевский верил, что «красота спасет мир». Но он же говорил: «Красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, и поле битвы - сердца людей».

Какая же была красота у Д. Грея? Мне кажется, что у Дориана Грея была красота зла. Это была внешняя, физическая, «телесная» красота, но не душевная. В сердце у Д. Грея была пустота, но именно этим он и привлек лорда Генри: «Люди меня интересуют больше, чем их принципы, и интереснее всего люди без принципов». Д. Грей, при своей внешней красоте, как раз и был человеком без принципов. Душа у него спала, но потом, «благодаря» наставлениям лорда Генри, превратилась в настоящее пристанище зла. Ради сохранения молодости и красоты Д. Грей продал душу дьяволу. И, в конце концов, погубил не только себя, но и очень многих людей.

Художник Бэзил говорил: «В судьбе людей, физически или духовно совершенных, есть что-то роковое. Гораздо безопасней ничем не отличаться от других…» Но тогда зачем дается Богом красота? Я знаю одну очень хорошую притчу из Евангелия. Это притча о талантах, о том, что Бог дает людям различные дары: жизнь, здоровье, силы, красоту. Но дает не просто, а для того, чтобы, как написано в Законе Божьем, развивать эти дары, совершенствовать их, чтобы этими дарованиями, талантами служить Богу и людям. Только тогда человек будет чувствовать настоящую радость от жизни, только тогда его жизнь будет полной.

Служил ли Дориан Грей ближнему? Нет. Д. Грей служил себе и только для себя. Он решил, что самое главное для него - «жизнь, его безграничный интерес к ней, вечная молодость тела, неутомимая страсть, наслаждения, утонченные и запретные, и еще более иступленное безумие греха». А за такое отношение к жизни всегда бывает расплата. «И за все эти дары Богов мы расплатимся когда-нибудь, заплатим тяжкими страданиями»,- сказал художник Бэзил.

Я много думал, мог ли Д. Грей пойти по другому, по истинному пути. Я считаю, что мог бы. Но у Д. Грея оказался свой змей-искуситель - лорд Генри. При первой встрече лорд Генри сказал Д. Грею: «Я почувствовал, что должен помочь познать Вам самого себя». В чем же был смысл познания лорда Генри? Лорд Генри говорил, что молодость - единственное богатство, которое стоит беречь, что подлинная тайна жизни заключается в зримом, а не в сокровенном, что, согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление - это путь к очищению. Но это не смысл познания, не смысл жизни. Это ловушка для души.

Бог дал людям жажду познания, поэтому любой человек всегда хочет познавать. Но есть всего два пути познания: через Бога или через сатану. В чем же истинный смысл познания? Я думаю, что истинный смысл познания в Боге. Ведь Бог и есть истина. «Кто знает себя, знает Бога», - говорится в Коране. А что значит познать себя? «Это значит знать, - как говорят суфии, - откуда вы произошли и для какой цели рождены вы на свет; будете вы жить вечно или же ваше пребывание здесь временно: принадлежите ли вы к числу ангелов, созерцающих красоты Божьи, или вы из числа зверей, которые не знают ничего иного, кроме как есть, пить, веселиться, или же вы один из демонов, занятых всяческим злом».
Я думаю, что лорда Генри можно причислить к числу «зверей», а его веселье заключалось в игре слов, в игре ума. Он играл на человеческих чувствах, поэтому «ему нравилось играть на самолюбии и эгоизме Д. Грея». Герой-искуситель «жонглировал» словами, сеял слова, не несущие никакого положительного смысла. Он саркастически, профессионально (как демон) высмеивал все хорошие чувства: любовь, дружбу, смирение перед Богом. Про него можно сказать строчками из Корана, что он только звал, ничего не обещая...

Лорд Генри «позвал» Д. Грея, и Д. Грей «попался». Жертва искушения стал страшнее искусителя. Снаружи герой романа О. Уайльда был красив, как ангел, а в душе у него жило зло. Д. Грей притягивал к себе людей своей красотой, а потом губил всех тех, кто привязывался к нему, кто шел за ним. Иногда он пытался сделать добро, но у него ничего не получалось. То, что он делал и принимал за добро, на самом деле было только проявлением его эгоизма. В Д. Грее часто просыпался, как говорят суфии, демон, занятый творением всяческого зла. Но за все злые дела надо было расплачиваться. Главная расплата для каждого человека за свои злые дела - это омертвение его души. Человек обычно не видит свою душу. Но его душа всегда была перед глазами - это его портрет. С каждым новым злым делом портрет Д. Грея становился все страшнее: «С портрета на Д. Грея смотрела его собственная душа и призывала к ответу…». Душа постоянно мучила героя-злодея, поэтому он постоянно хотел измениться. Но измениться можно только тогда, когда искренне раскаиваешься в своих грехах и делаешь добрые дела без всякой корысти. после каждого дела, доброго или злого, бежал к портрету и смотрел, изменился он или нет. Например, когда он отказал своей невесте и увидел перемены в портрете, то сразу решил измениться. Но Д. Грей решил измениться не ради невесты Сибиллы. Главное для него было не прекращение ее страданий, а мучительный страх перед своей совестью. Портрет действительно был зеркалом души. Он демонстрировал Д. Грею, что во всех его попытках самоотречения нет ничего, кроме самолюбования, любопытства, лицемерия…

Д. Грей смог бы измениться, очистить свою душу, если бы поменял свое мировоззрение, если бы начал истинно верить в Бога, делать добрые дела. Как сказано в Коране, «кто в Бога верует и делает добро, всегда найдет у Господа награду, ведь на него не ляжет страх, не отягчит печаль его…». Но герой О. Уайльда пошел по другому пути. И этот путь убил его душу и его самого.

В предисловии к роману О. Уайльд излагает такую мысль: «Кто идет глубже поверхности, тот идет на риск». Возможно, я тоже пошел на риск, выражая свои взгляды на известный роман О. Уайльда, может быть, я может быть мои взгляды ошибочны, но я пишу так, как думаю. А я думаю, что роман «Портрет Дориана Грея» - это и своеобразный символ нравственно - этических убеждений человека, живущего во второй половине 19 века, время «вступления человечества в техническую эпоху», время стремительного прорыва в науке, расцвета реализма, возникновение декадентства, проповедующего культ красоты, чуждой нравственности, красоты как высшей ценности. Человек начинает стремиться не к высоким нравственным идеалам, а к правдивости. Реализм торжествует, а божественные истины высмеиваются или превращаются в разменную словесную монету. В предисловии Оскар Уайльд сказал: «Ненависть 19 века к реализму - это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале. Ненависть 19 века к романтизму - это ярость Калибана, не находящего в зеркале свого отражения».

Как талантливый человек, О. Уайльд понимал, что абсолютное торжество реализма ведет к омертвлению души, к эстетству, презирающему высокие чувства: дружбу, любовь, верность, сострадание. Это осозновал не только О. Уайльд. В России у Пушкина, Лермонтова, Гоголя главные герои некоторых их произведений становятся «умными ненужностями», людьми с очерствевшими душами. И это роднит О. Уайльда с русскими писателями. Их мучают одни и те же вопросы: почему сопутствуют друг другу культура и разврат, красота и бездуховность, высший свет - цвет общества - и эгоизм.

У Гоголя есть произведение с похожим названием - «Портрет». Портрет ростовщика стал отражением и воплощением его души, души, проданной сатане. И все люди, которые сталкивались с портретом, заражались от него. Души людей мертвели, когда в них вселялся сатана, они забывали о божественных истинах, о добре, честном труде, о любви, и уже не могли устоять перед соблазнами жизни. Молодой талантливый художник Чертков лишился своего подлинного дара творчества, погнавшись за деньгами, попав на удочку сатане. Герой Гоголя потерял рассудок, увидев настоящее творение другого художника. Тот, другой художник, смог устоять перед соблазнами мира, соблазнами сатаны и получил от Бога истинный дар, дар воплощать в своих картинах Божественный свет, нести людям самое светлое и чистое.

Но между Гоголем и О. Уальдом есть очень большое отличие. В своих произведениях Гоголь очень много говорит о проявлениях зла. Н. Бердяев писал «У Гоголя очень сильное чувство зла...». А О. Уальд очень много писал о красоте. Мне кажется, что у О. Уальда было очень сильное чувство красоты, что его самая заветная мечта была о таком прекрасном мире, в котором бы внешняя красота соответствовала внутренней. Я думаю, что О. Уайльд был большим мечтателем. А мечтал о царстве красоты, где «красота есть предельный идеал, из которого изгнана всякая дисгармония, всякое уродство, всякая низость».

Философский роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» развенчал декадентское представление о красоте, лишенной высокой нравственности.

А как же нынешний, 21 век? В нашем времени, «пике» реалистического мышления, с одной стороны, «поэзия, искусство перестают быть воспоминанием о рае, они скорее говорят об аде». С другой стороны, происходит духовное возрождение людей, даже ученые говорят о том, что современные исследования тоже подтверждают существование Бога, а значит, и существование вечных духовных ценностей.

Николай Бердяев говорил о том, что человечество увидит свет - но это свет вечерней звезды. Поэтому каждый из нас должен внимательно всматриваться в свой портрет - в свою душу. Каждый должен знать себя сокровенного, быть в ладу с совестью, сознавать нравственную ответственность за свое поведение, делать добро - совершать такие поступки как будто проживаешь последний час жизни. К таким мыслям привело меня первое ознакомление с творчеством английского писателя О. Уайльда.

Я учился в музыкальной школе и до сих пор люблю слушать классическую музыку. Например, этюды Шопена. В них звучит призыв к борьбе. В них слышится боль, отчаяние и вера в победу. Все как в жизни: борьба, где каждый хочет быть победителем. Некоторые впадали в отчаяние и отступали, некоторые шли до конца. А некоторые (писатели «чистого искусства») утверждали, что жизнь устроена несправедливо и изменить ее невозможно, борьба бесполезна. Но своей властью творца художник может отвлечь человека от порочной действительности, а порокам общества противопоставить именно «чистое искусство», не связанное с жизнью. Одним из теоретиков его был английский писатель Оскар Уайльд.

…Закрываю глаза, чтобы яснее представить себе этого человека…

1895 год, перрон редингского вокзала. Стоит человек, одетый в арестантскую куртку каторжника. Он стоит под холодным дождем, окруженный стражей, и плачет впервые в жизни. Около него улюлюкают мальчишки, рядом стоит полисмен. Это Уайльд. А совсем недавно он был законодателем мод в богатых салонах. Ему подражали, завидовали, прислушивались ко всему, что он говорил. Конечно, ведь он блистательный рассказчик, непревзойденный создатель остроумных афоризмов. Стоило ему появиться в гостиной, как сразу вокруг него собирались люди, привлеченные его славой.

Оскар Уайльд создал свою философию спасения человека и общества. Писатель утверждал, что только искусство спосооно увести людей из мира пошлости, мещанства. Он развивал мысль, что искусство помогает людям понять несправедливость и найти пути избавления от нее. Правоту своей философии Оскар Уайльд стремился доказать силой художественных образов. Он создал роман-символ «Портрет Дориана Грея».

Молодой аристократ Дориан Грей - главный герой романа. создала его удивительно красивым. Но красота внешняя и внутренняя - разные вещи. К сожалению, Дориан был красив лишь внешне. А может быть, он был слишком слаб духовно, не имел своей точки зрения на жизнь и с легкостью принял девиз жизни лорда Генри - красота и наслаждение, то есть полный эгоизм. Дориан любит только себя и свою красоту. Но все, кто сталкивается с ним, гибнут. Покончила с собой Сибилла Вейн, беззаветно любившая Дориана. Погибли все те, кто не хотел увидеть в красоте Дориана Грея божество и стремился судить его поступки с позиций общественной морали. Но Грей попирал моральные законы. Люди думали, что такой красивый человек не может быть порочным. Даже судьба сделала ему великолепный подарок. Случилось удивительное волшебство. Исполнилось желание Дориана Грея, и его красота не меркла с годами. И лишь только на портрете изображалось все то, что происходило с душой Дориана.

Я себя не считаю идеальным. У каждого человека есть недостатки, и у меня тоже. Но Дориан, как он мог так скверно использовать свое единственное достоинство - красоту? Все пороки развратной натуры явственно проступали на портрете. А судьба все равно давала ему шанс вернуть свой человеческий облик. Художник Бэзил Холлуорд до последней минуты старался образумить Дориана, и получил за это нож в спину. Грей с гневом обвиняет во всех своих несчастьях художника; бешенство, охватившее его, находит выход в убийстве. Если бы он хоть раз заглянул в Библию, да и вообще, если бы он имел свое мнение, он бы знал, что за все грехи рано или поздно приходится расплачиваться. Каждый получает то, что заслужил. Дориан заслужил смерть. Как глупо. Если бы я был красивым, я бы дарил красоту людям, делая только добро.

В начале своего сочинения я говорил о философии Уайльда, о его попытке доказать, что искусство сильнее жизни. Что же произошло с Дорианом Греем? Что его убило — искусство? Нет, конечно. Портрет был отражением души Дориана. Он убил себя своей бездарной жизнью. Портрет — символ искусства, а оно не может быть к жизни безразличным. Служа только себе, своим собственным прихотям, мы убиваем в себе человека, и роман служит еще одним предостережением от горьких ошибок.