Основная идея повести шинель гоголя. Шинель – анализ произведения. Жанр и направление

Н. В. Гоголь считается самым мистическим писателем в русской литературе. Его жизнь и творчество полно тайн и загадок. Повесть Гоголя “Шинель” изучают на уроках литературы в 8 классе. Полноценный анализ произведения требует знакомства с творчеством и некоторыми биографическими сведениями автора.

Краткий анализ

Год написания – 1841.

История создания – повесть создана на основе анекдота с аналогичным сюжетом.

Тема – тема “маленького человека”, протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.

Композиция – повествование построено по принципу “бытия”. Экспозиция – краткая история жизни Башмачкина, завязка – решение о необходимости поменять шинель, кульминация – кража шинели и столкновение с безразличием властей, развязка – болезнь и смерть главного героя, эпилог – известия о призраке, ворующем шинели.

Жанр – повесть. Немного перекликается с жанром “жития” святых. Многие исследователи находят сходство сюжета с житием преподобного Акакия Синайского. На это указывают многочисленные унижения и скитания героя, его терпение и отказ от мирских радостей, смерть.

Направление – критический реализм.

История создания

В “Шинели” анализ произведения невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Некто П. В. Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.

Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В. Погодина, известного издателя, историка и учёного.

В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”, становится заключительной и самой идейно насыщенной. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин).

Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено. Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений. Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.

Тема

Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.

Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновением с общественными порядками, властью и безразличием людей. Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь, и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в фантастической части повествования – о ночном призраке, отбирающем шинели у прохожих.

Проблематика “Шинели” охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же “мал и беззащитен”, как главный герой. Основная мысль повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина “Оставьте…, зачем вы меня обижаете?

” – содержит и нравственный и духовный и библейский контекст. То, чему учит нас произведение: как нельзя относиться к ближнему своему. Идея у Гоголя в том, чтобы показать бессилие маленькой личности перед огромным миром людей, которые безразличны к чужому горю.

Композиция

Композиция построена по принципу жития или “хождений” святых и мучеников. Вся жизнь главного героя, от рождения до самой смерти, является тем самым мучительным подвигом, сражением за правду и испытанием на терпение и самопожертвование.

Вся жизнь героя “Шинели” – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь. В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении Акакия Башмачкина, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа. Суть завязки в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).

Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей. Развязка – последняя встреча с “значительным лицом” и смерть персонажа. Эпилог представляет собой фантастическую (в любимом гоголевском стиле – сатирическую и ужасающую) историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости. Только в “другой” реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.

Главные герои

Жанр

Рассказ о титулярном советнике построен по принципу жития святых. Жанр определён как повесть, благодаря масштабности содержательного плана произведения. Повествование о титулярном советнике, влюблённом в свою профессию, стало своеобразной притчей, обрело философский подтекст. Едва ли произведение можно считать реалистическим, учитывая концовку. Она превращает произведение в фантасмагорию, где пересекаются причудливые нереальные события, видения, странные образы.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 1501.

Сочинение

Повесть была излюбленным жанром Н. В. Гоголя. Он создал три цикла повестей, и каждый из них стал принципиально важным явлением в истории русской литературы. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» и так называемые петербургские повести знакомы и любимы не одним поколением читателей.
Гоголевский Петербург - это город, поражающий социальными контрастами. Город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола. Такой жертвой и является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести «Шинель».
Идея повести возникла у Гоголя в 1834 г. под впечатлением канцелярского анекдота о бедном чиновнике, ценой невероятных усилий осуществившем свою давнюю мечту о покупке охотничьего ружья и потерявшем его на первой же охоте. Но в Гоголе эта история вызвала не смех, а совершенно иную реакцию.
«Шинель» занимает особое место в цикле петербургских повестей. Популярный в 30-х гг. сюжет о несчастном, забитом нуждой чиновнике был воплощен автором в произведение искусства, которое Герцен назвал «колоссальным». У Гоголя Башмачкин «был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться». Автор, конечно, не скрывает своей иронической усмешки, когда он описывает духовную ограниченность и убожество своего героя. Акакий Акакиевич был робким, бессловесным существом, безропотно сносившим «канцелярские насмешки» своих сослуживцев и деспотическую грубость начальников. Отупляющая работа переписчика бумаг парализовала в нем какие бы то ни было духовные интересы.
Юмор Гоголя мягок и деликатен. Писателя ни на один момент не покидает горячее сочувствие к своему герою, выступающему в повести как трагическая жертва жестоких условий современной действительности. Автор создает сатирически обобщенный тип человека - представителя бюрократической власти России. Так, как начальство ведет себя с Башмачкиным, ведут себя все «значительные лица». Смирение и покорность несчастного Башмачкина в контрасте с грубостью «значительных лиц» вызывали в читателе
не только чувство боли за унижение человека, но и протест против несправедливых порядков жизни, при которых возможно подобное унижение.
В петербургских повестях с огромной силой раскрывалась обличительная направленность творчества Гоголя. Человек и античеловеческие условия его общественного бытия-вот главный конфликт, который лежит в основе всего цикла. И каждая из повестей представляла собой новое явление в русской литературе.
Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания».
Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного социального устройства.

Другие сочинения по этому произведению

Маленький человек" в повести Н. В. Гоголя "Шинель Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель» Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. Гоголя Идейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель» Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель» Образ "маленького человека" (по повести \"Шинель") Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя "Шинель" Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») Повесть "Шинель" Проблема "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя Ревностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам» Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель» Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя "Шинель\" Тема \"маленького человека" в повести \"Шинель" Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя Трагедия "маленького человека" в повести \"Шинель" Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель») Тема «Маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель» Характеристика образа Башмачкина Акакия Акакиевича Трагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя Тема «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя («Шинель», «Повесть о капитане Копейкине») Акакий Акакиевич Башмачкин: характеристика образа Как много в человеке бесчеловечности Главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель» Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (1)

Широко известная фраза французского критика Э. Вогюэ о том, что целая плеяда литераторов выросла из гоголевской «Шинели», вполне соответствует истине. Образ «маленького человека», ставший популярным благодаря Чарли Чаплину, в каком-то смысле тоже оттуда, из нее. В тридцатые и сороковые годы описания великих подвигов выдающихся личностей не то чтобы приелись читателю, но хотелось уже чего-то другого, необычного. В это время и написал Николай Васильевич Гоголь «Шинель». Анализ этого произведения проводился неоднократно, и до революции, и после нее. В нем находили то мечты о всеобщем равенстве и братстве, а то и призывы к свержению самодержавия. Сегодня, перечитав повесть глазами современника, можно смело утверждать, что ничего этого там нет.

Главный персонаж, А. А. Башмачкин

Чтобы утвердиться во мнении о том, что в повести отсутствуют не то что революционные мотивы, но и вообще социальная идея, достаточно понять, о ком написал Н. В. Гоголь «Шинель». Анализ личности главного героя приводит к поиску современных аналогий. На ум приходят пресловутые «менеджеры среднего звена», презрительно называемые также «офисным планктоном», выполняющие рутинные поручения. Работники, по мнению одного литературного персонажа, делятся на две основные категории: большинство не способно ни на что, и лишь некоторые могут практически все. Судя по описанию Акакия Акакиевича и его отношений с коллективом, он к всемогущему меньшинству не относится. Но Гоголь не был бы собой, если бы не углядел в нем и определенных достоинств, о которых пишет тоже с изрядной долей иронии. Башмачкин, типичный «вечный титулярный» (таких в Советской Армии называли пятнадцатилетними капитанами, по сроку службы в младшем офицерском звании), работу свою любит, он прилежен и покорен до смирения. На шутки товарищей, порой злые, он реагирует мягко и мирно. Друзей, помимо красивых каллиграфических букв, у него нет, да ему и не нужно.

Для того чтобы оценить материальное положение Башмачкина, современному читателю нужно покопаться в литературе и понять, что и сколько тогда стоило. Занятие это требует кропотливости и терпения. Цены на многое были совсем другими, как и ассортимент современного супермаркета отличается от выбора товаров в лавках и магазинах той эпохи, в которую писал Гоголь «Шинель». Анализ покупательной способности можно произвести приблизительно.

Сравнивать цены середины XIX века с сегодняшними совсем невозможно. Сейчас появилось множество товаров, совершенно не вписывающихся в тогдашнюю потребительскую корзину (мобильные телефоны, компьютеры и пр.). К тому же и выбор одежды стал очень широким (от дешевого ширпотреба, шьющегося нашими китайскими друзьями, до предложений суперпрестижных бутиков). Сравнение целесообразнее производить с зарплатами в относительно недавнем советском прошлом.

Расчет финансовых возможностей главного героя

Известно жалование героя - 800 рублей в год. По тогдашним меркам, не так уж и мало, с голоду не умрешь. Судя по косвенным признакам и на основании текста повести, можно сделать вывод о том, что масштаб цен примерно соответствовал возможности рядового инженера поздней советской эпохи (70-х или 80-х годов), получавшего рублей 120 оклада. Известно также, во что обошлась Акакию Акакиевичу новая шинель. Повесть писалась в 1842 году, дефицита продуктов и очередей не было, но знакомства с нужными людьми уже тогда имели значение. «По блату» некий Петрович, портной, готов справить нужную вещь всего за 80. За такие деньги приличное пальто в СССР купить было невозможно, а чтобы собрать на обновку, рядовому трудящемуся требовалось экономить несколько месяцев.

Вот и Акакий Акакиевич урезал свой бюджет, чтобы пошить себе новую шинель. Проблемы его носили исключительно экономический характер, и, в общем-то, были вполне решаемыми.

Что же случилось?

Сюжет Гоголю навеян был историей про такого же небогатого и заурядного чиновника, долго копившего на ружье и потерявшего его на первой своей охоте. Нужно было быть гением, чтобы увидеть в таком несмешном анекдоте фабулу будущего произведения и развить его до трагикомедии, каковой по праву считается повесть «Шинель». Главные герои ее - тоже чиновники, и в своем большинстве получают столько же, сколько Башмачкин, или больше, но ненамного. Увидев обновку, они, шутя, требуют «вспрыснуть» (сегодня чаще употребляют глаголы «обмыть» или «проставиться»). Коллеги знают, что денег на излишества у Башмачкина нет, а если бы и были, то, очевидно, он тоже не спешил бы с ними расставаться - за много лет характер его они изучили. Помощь пришла от помощника столоначальника (судя по названию должности, тоже не великий богач), который предлагает угощение и зовет к себе в гости. А после банкета Акакия Акакиевича ограбили и раздели, отняв новую шинель. Краткое содержание сцены дружеской попойки ярко показывает, насколько воспарил духом скоромный чиновник, купив, в общем-то, заурядную вещь. Он даже проявляет интерес к некой даме, впрочем, ненадолго.

И тут такой крах.

Образ начальника

Конечно же, Николай Васильевич рассказывает нам не просто историю о том, как обрел и потерял безвестный чиновник свою шинель. Повесть, как и все выдающиеся литературные произведения, об отношениях между людьми. Человек познается, обретя власть. Некоторым стоит только получить должность…

Вот и новый начальник, недавно занявший свой пост, рисуется перед приятелем, распекая Акакия Акакиевича по надуманному предлогу неправильного обращения, и вообще, беспокойства высшей инстанции по столь мелкому вопросу, как какая-то шинель. Краткое содержание гневной тирады Значительного лица (так он обозначен у автора) сводится к напоминанию о том, с кем разговаривает Башмачкин, перед кем он стоит, и риторическому вопросу о том, как он смеет. При этом у генерала есть свои проблемы, он назначен недавно, и совершенно не знает как себя вести, оттого и напускает на всех подряд страху. В душе же он человеком был добрым, порядочным, хорошим товарищем и даже неглупым (во многих отношениях).

Получив такой афронт, бедный чиновник пришел домой, захворал, да и умер, непонятно, от простуды ли или по причине перенесенного сильнейшего стресса.

Что хотел сказать автор

Трагический финал характерен и для других русских писателей XIX и XX веков, «выросших» из той же упомянутой верхней одежды. А. П. Чехов («Смерть чиновника») так же «убивает» (только без последующей мистики) своего главного персонажа, как и Н. В. Гоголь («Шинель»). Анализ этих двух произведений, их сравнение наводит на мысль о духовном родстве мастеров пера и общем неприятии ими страха перед кем бы то ни было. Декларация внутренней свободы стала основным лейтмотивом обоих произведений, созданных на основе приема антитезы. Классики словно говорят нам: «Не будьте вы Акакиями Акакиевичами! Живите смело, ничего не бойтесь! Все проблемы разрешимы!».

Как странно, что за прошедшие десятилетия и века лишь немногие приняли к сердцу этот призыв.

План

1. Введение

2.История создания

3.Смысл названия

4.Род и жанр

5.Тема

6.Проблематика

7.Герои

8.Сюжет и композиция

Является основателем критического реализма в русской литературе. Его " " оказали огромное влияние на Ф. М. Достоевского. В этот цикл входит повесть " ", в которой остро поставлена проблема "маленького человека". В. Г. Белинский считал произведение "одним из глубочайших созданий Гоголя".

П. В. Анненков вспоминал, что Гоголю был рассказан забавный случай о бедном чиновнике, который очень долго экономил на всем и сумел скопить деньги на покупку дорогого ружья. Отправившись с драгоценным оружием на охоту, чиновник по неосторожности утопил его. Потрясение от потери было настолько велико, что чиновник слег с горячкой. Обеспокоенные друзья сложились и купили бедняге новое ружье. Чиновник оправился, но до конца жизни не мог без содрогания вспоминать об этом случае. Гоголю не было смешно. Он очень тонко почувствовал страдания "маленького человека" и, как уверяет Анненков, задумал повесть "Шинель". Другим источником повести стали личные воспоминания писателя. В первые годы жизни в Петербурге мелкий чиновник Гоголь сам целую зиму проходил в летней шинели.

Смысл названия Шинель лежит в основе всей повести. Фактически это еще один главный действующий персонаж. Все мысли бедного Акакия Акакиевича сосредоточены на этом предмете одежды. Долгожданная покупка стала самым счастливым днем в его жизни. Утрата шинели в конечном счете привела к его смерти. Идея о возвращении шинели даже смогла фантастическим образом воскресить Акакия Акакиевича в облике призрака чиновника.

Род и жанр . Повесть.

Основная тема произведения - униженное положение мелкого петербургского чиновника. Это - тяжелый крест, который были вынуждены нести многие поколения жителей столицы. Характерно замечание автора в начале повести. При рождении Акакий сделала такое лицо, "как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник". Жизнь Акакия Акакиевича скучна и бесцельна. Его единственное призвание - переписывать бумаги. Больше он ничего не умеет, да и не хочет. Покупка новой шинели стала для чиновника первой настоящей целью в жизни. Это приобретение буквально окрылило его, дало смелости общаться с другими людьми. Ночное нападение и утрата шинели вдребезги разбили новое положение Акакия Акакиевича. Его унижение возросло многократно при попытках добиться возвращения шинели. Апогеем стал разговор со "значительным лицом", после которого чиновник слег в постель и вскоре скончался. Акакий Акакиевич был настолько незначительным "существом" (даже не человеком!), что о его смерти узнали в департаменте лишь на четвертый день после похорон. Человек, проживший на свете более пятидесяти лет, не оставил после себя никакого следа. Никто не помянул его добрым словом. Единственной радостью в жизни для самого Акакия Акакиевича стало недолгое обладание шинелью.

Основная проблема повести заключается в том, что материальное положение человека неизбежно изменяет его духовный мир. Акакий Акакиевич, получая более чем скромное жалование, вынужден ограничивать себя во всем. Такое же ограничение постепенно накладывается на его общение с другими людьми и на уровень духовных и материальных запросов. Акакий Акакиевич - главный объект для шуток своих сослуживцев. Он настолько привык, что воспринимает это как должное и даже не пытается дать отпор. Единственная защита чиновника состоит в жалостливой фразе: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?". Так говорит человек, которому уже более пятидесяти лет. Годы бездумного переписывания бумаг оказали серьезное воздействие на умственные способности Акакия Акакиевича. Он уже не способен к какой-либо другой работе. Даже изменение формы глаголов ему не под силу. Бедственное положение Акакия Акакиевича приводит к тому, что простое приобретение шинели становится для него главным событием в жизни. В этом состоит вся трагедия повести. Еще одна проблема заключена в образе "значительного лица". Это человек, недавно получивший повышение. Он еще только осваивается со своим новым положением, но делает это быстро и решительно. Основной метод - усилить свою "значительность". В принципе, это хороший и добрый человек, но в силу установившихся в обществе убеждений он стремится к максимальной беспричинной строгости. "Разнос" Акакия Акакиевича был вызван желанием показать приятелю свою "значительность".

Герои Башмачкин Акакий Акакиевич.

Сюжет и композиция Бедный чиновник Акакий Акакиевич, ограничив себя во всем, заказывает у портного новую шинель. Ночью на него нападают воры и отбирают покупку. Обращение к частному приставу не дает результатов. Акакий Акакиевич по совету направляется к "значительному лицу", где получает "распекание". У чиновника начинается горячка, он умирает. Вскоре в городе появляется призрак чиновника, сдирающий с прохожих шинели. Нападению подвергается и "значительное лицо", узнающее в призраке Акакия Акакиевича. После этого дух чиновника исчезает.

Чему учит автор Гоголь убедительно доказывает, что стесненное материальное положение постепенно делает из человека забитое и униженное существо. Акакию Акакиевичу очень мало нужно для счастья, но при этом даже выговор вышестоящего чиновника может его убить.

Весь ход выполнения задания можно разделить на несколько подпунктов:

  1. Необходимо вспомнить содержание повести Николая Васильевича Гоголя " Шинель ".
  2. Попытаться понять, что хочет донести автор до своего читателя.
  3. Перейти непосредственно к поиску главной художественной идеи повести " Шинель ".

Итак, приступим.

Вспомним сюжет произведения

Главный герой - Башмачкин Акакий Акакиевич, обычный рабочий человек, которых великое множество. Друзей у него особо не было, жены и детей тоже. Он жил только своей работой, и, хотя работа не солидна, она заключалась в простом переписывании текстов, для Акакия она была всем. Даже в конце трудового дня главный герой забирал бумаги домой и продолжал переписывать. Очень долго Акакий собирал деньги для приобретения новой шинели, с мыслями о том, что данная покупка изменит отношение к нему окружающих и коллег. И, наконец, накопив большую сумму, герой покупает желанную вещь, но, к сожалению, счастье его длилось не долго. Возвращаясь поздно вечером домой, герой был ограблен. Вместе с шинелью пропал и смысл жизни Акакия Акакиевича, ведь заработать ещё на одну он не мог. Возвращаясь домой уже без шинели, герой замёрз, что впоследствии привело к его гибели.

Выводим тему

Из содержания видно, что в произведении затрагивается тема маленького человека. Человека, от которого ничего не зависит. Он, как винтик в огромном механизме, без которого механизм не остановит свою работу. Никто даже не заметит его исчезновения. Он никому не нужен и не интересен, хотя он изо всех сил старается привлечь к себе внимание, все его труды остаются тщетны.

Главная художественная идея произведения

Гоголь показывает, что для всех важен только внешний облик человека. Личностные качества и внутренний мир никого не интересуют. Главное - какая у тебя " шинель ". Для самого Николая Васильевича не имеет значения твоё звание, он не смотрит, новая у тебя шинель или старая. Для него важно то, что кроется внутри, духовный мир героя. Именно в этом заключается главная художественная идея произведения.