Основные идеи творчества фонвизина. Произведения Фонвизина: список работ. Творческий путь: история успеха


Дата рождения: 11.05.1938
Гражданство: Россия

Родился 11 мая 1938 года в Ленинграде, в семье музыкантов. Отец - Резник Марк Израилевич (1905-1969), работал ректором Саратовской консерватории, заведующим отделом культуры Саратовского обкома КПСС, директором музыкальной школы Заводского района Саратова. Мать - Рафалович Мирра Григорьевна (1910 г. рожд.), преподавала фортепьяно в Саратовской консерватории. Супруга - Львова Лариса Юлиановна, работала адвокатом. Сын - о. Львов Андрей Генриевич (1967 г. рожд.), православный священник. Внуки: Савва, Варвара, Серафима, Екатерина, Софья.

Родители привили Генри любовь к классической музыке - ныне он завсегдатай концертов в Московской консерватории и Концертном зале имени П.И. Чайковского, у него богатая фонотека классики и джаза. Но по стопам родителей Генри Резник не пошел, музыкантом, несмотря на природные задатки - в частности, абсолютный слух, - не стал. Сам Г.М. Резник считает, что на первых порах помешала война: он хорошо помнит бомбежки Саратова, куда семья переехала перед самым началом Великой Отечественной войны в связи с назначением отца ректором Саратовской консерватории, поездки вместе с мамой с концертными бригадами в боевые части. После войны... «Я спрашивал у мамы, почему меня не учили музыке, - вспоминает Г.М. Резник. - Мама отвечала, что я был непоседливым, меня трудно было усадить за инструмент, да и обстановка обучению не благоприятствовала - в двух комнатах коммунальной квартиры, где прошло детство, вплоть до окончания 1940-х годов размещалось еще несколько человек, эвакуированных из Ленинграда и Украины, - бабушка, тетка, брат и сестра отца с двумя детьми».

А затем, как выражается сам Генри Резник, его "посетила" прыгучесть, определившая надолго его жизненный путь. С 11 лет Г.М. Резник начал регулярные занятия спортом. В 15 лет он уже чемпион Российской Федерации по прыжкам в высоту среди юношей младшего возраста. С 16 лет он играет за взрослые сборные команды Саратова по волейболу и баскетболу. В 1955 году Резник выступает на Всесоюзной спартакиаде школьников за сборную РСФСР по баскетболу, а в 1956-м - по волейболу.

Одновременно появляется интерес к журналистике. Но поступить на факультет журналистики МГУ после окончания школы в 1956 году Резнику не удается. Он недобирает один балл на вступительных экзаменах и год проводит в Институте физкультуры, куда параллельно для страховки сдавал экзамены. Волейбольная карьера также не складывается в соответствии с честолюбивыми замыслами. Резника берут в команду мастеров МАИ, но там он оказывается в глубоком запасе, на площадку его практически не выпускают. Сам Резник признается: "Я обижался, считал, что меня затирают, - ведь я высоко прыгал и сильно бил по мячу, но на самом деле "старики" были сильнее (а было "старикам" 22-23 года)".

В 1957 году Резник и еще несколько его честолюбивых ровесников, застрявших на скамейках запасных в столичных командах, решают уехать из Москвы и создать свою команду в одной из союзных республик. Выбор пал на Ташкент. Но совмещение спорта и учебы на журналиста вновь не удается. В Среднеазиатском государственном университете специализация журналиста существует только для лиц местной, узбекской национальности, и Резник решает поступать на юридический факультет. "Подумал, что если действительно литературный дар есть, - писать буду и так", - вспоминает Резник. Созданной в Ташкенте волейбольной команде не удается решить поставленную задачу - войти в число финалистов на Спартакиаде народов СССР 1959 года. Генри приглашают в Алма-Ату. Здесь он стоит у истоков создания алма-атинского "Дорожника": Резник - капитан команды, которая впоследствии, уже без него, станет чемпионом Советского Союза. Генри становится также чемпионом и рекордсменом Казахстана по прыжкам в высоту. "На одних соревнованиях я даже конкурировал с великим Валерием Брумелем - мы штурмовали одну высоту, 2 метра. Разница была небольшая - он с этой высоты начинал, а я на ней заканчивал", - шутливо припоминает Резник.

Юридический факультет Казахского государственного университета Г.М. Резник оканчивает в 1962 году. К этому времени он уже серьезно увлекся юриспруденцией, его дипломная работа "О правовых презумпциях" отмечена на всесоюзном студенческом конкурсе, он получает рекомендацию для поступления в аспирантуру.

Но и спорт не отпускает - ведь всего еще 24 года, прыгучесть пока не падает, университетская волейбольная команда, капитаном которой он является, играет все лучше и лучше. И Резник откладывает свое возвращение в Россию, поступая на работу в следственное управление Министерства внутренних дел Казахстана. Новый министр, большой поклонник волейбола, принимает его условие - зачислить в штат министерства выпускников университета - волейболистов. Волейбольная команда казахстанского "Динамо" гремит на всю страну, проигрывая только одноклубникам-москвичам, и занимает призовые места во 2-й группе первенства СССР, а Резник успешно совмещает спорт с работой следователя. Этот период своей жизни он оценивает как большую удачу: "Меня ведь зачислили сразу в республиканское следственное управление. Там трудились самые опытные квалифицированные следователи, до этого много лет проработавшие на местах - в городах и районах. Я же оказался "наверху" только благодаря волейболу - вообще никакого опыта следственной работы! Но в этом-то, как ни парадоксально, и была удача. В отличие от других выпускников, распределявшихся в низовые следственные отделы и долго варившихся "в собственном соку", я оказался рядом с асами следствия и мог каждодневно учиться у них. С особенной благодарностью вспоминаю высочайших профессионалов Виктора Копелиовича и Юрия Мальцева, ставших моими учителями". За 4 года Генри Резник прошел путь от рядового следователя до следователя по особо важным делам, расследовавшего не одно крупное уголовное дело.

В 1966 году Резник поступает в очную аспирантуру Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности Прокуратуры СССР, спустя 3 года оканчивает ее, защитив кандидатскую диссертацию, и остается работать в этом же институте научным сотрудником. В середине 1960-х - начале 1970-х годов Всесоюзный институт Прокуратуры СССР по праву считался центром научной мысли в области криминально-правовых дисциплин. Там работали выдающиеся ученые - Игорь Иванович Кирнец, Владимир Николаевич Кудрявцев, Борис Сергеевич Никифоров, Илья Давыдович Перлов, Алексей Адольфович Герцензон, Вера Исааковна Каминская, Алексей Александрович Эйсман, Александр Рувимович Ратинов, Генрих Михайлович Миньковский, Инга Борисовна Михайловская, Александр Максимович Яковлев. К слову, институт славился не только своими научными семинарами, но и знаменитыми "капустниками". Г.М. Резник проработал там до 1987 года. За этот период им была подготовлена монография "Внутреннее убеждение при оценке доказательств" (1977), написаны книжки "Право на защиту" (1976); "Когда наступает ответственность" (1979); "Конституционное право на защиту" (1980), десятки статей, глав и разделов научных курсов, комментариев и методических пособий, проведен ряд криминологических исследований преступности.

С 1982 по 1985 год Резник возглавляет научно-исследовательскую лабораторию Всесоюзного института усовершенствования работников юстиции (ныне - Правовая академия Министерства юстиции РФ), где им проведены исследования состояния правосудия в стране и правовых установок судей. В эти годы им опубликованы статьи по вопросам уголовно-процессуальной, уголовно-правовой и криминологической наук.

Из многочисленных научных трудов Г.М. Резника, по оценкам юристов-ученых и практиков и индексу цитирования, чаще других выделяются: "Личность преступника: правовое и криминологическое содержание" (1981); "Общественное мнение как фактор планирования борьбы с преступностью" (1982); "К вопросу об определении понятия преступности" (1986); "Противоречия современной урбанизации и преступность" (1985); "Адвокат: престиж профессии" (1987). Две последние работы, опубликованные в центральном научном журнале "Советское государство и право" (ныне "Государство и право"), были отмечены как лучшие статьи года.

Работу научного сотрудника Г.М. Резник сочетал с преподавательской деятельностью. Он выступал с лекциями и проводил занятия по созданным им спецкурсам по криминологии, уголовному праву и уголовному процессу в таких учебных заведениях, как Институт усовершенствования следователей, Институт повышения квалификации прокурорских работников, Академия МВД СССР, Юридическая академия и другие.

В 1985 году Резник становится адвокатом Московской городской коллегии адвокатов, в 1989-91 годах возглавляет НИИ адвокатуры. За годы адвокатской практики Г.М. Резник участвовал во многих крупных процессах. Он защищал в уголовных делах премьер-министра Узбекистана Н. Худайбердиева, прокурора Очамчирского района Абхазии В. Гурджуа, начальника службы безопасности Президента СССР генерала Ю. Плеханова (по делу ГКЧП). Его доверителями выступали политик и публицист В. Новодворская, пацифист-отказник А. Пронозин, журналисты В. Поэгли, А. Бабицкий, О. Китова, экологи А. Никитин и Г. Пасько, писатель В. Сорокин, известные предприниматели В. Ряшенцев (дело концерна "АНТ"), В. Гусинский, Б. Березовский. В гражданских делах представлял интересы Президента России Б. Ельцина, видных политиков и государственных деятелей Е. Гайдара, А. Чубайса, А. Шохина, писателя А. Синявского, деятелей культуры и искусства Р. Рождественского, Ю. Темирканова, Н. Петрова, Л. Чижика. Став адвокатом, Г.М. Резник продолжает научную и педагогическую деятельность. В настоящее время он возглавляет кафедру адвокатуры в Правовом университете при Институте государства и права РАН.

Особое место в профессиональной деятельности правоведа Резника занимает публицистика. В 1987 году в газете "Московская правда" были опубликованы статьи Резника "Время развеять мифы" и "От мифов - к правде", посвященные необходимости кардинальной перестройки н ашей правовой системы. С тех пор острые аналитические статьи и интервью Резника регулярно публикуются в ведущих периодических изданиях.

Г.М. Резник - президент Адвокатской палаты Москвы, вице-президент Федерального союза адвокатов России, вице-президент Международного союза (содружества) адвокатов, директор НИИ адвокатуры. Член Московской Хельсинкской группы, член президиума Российского еврейского конгресса, член президиума Национального антикоррупционного комитета, член Совета по совершенствованию правосудия при Президенте России. Заслуженный юрист России, кандидат юридических наук, доцент; награжден золотой медалью имени Ф.Н. Плевако (1998) за высокое профессиональное мастерство и вклад в развитие российской адвокатуры, Почетным знаком "Общественное признание" (2000) за активную правозащитную деятельность и вклад в развитие независимой адвокатуры.

Увлекается спортом, музыкой, театром, поэзией.





Генри Резник родился 11 мая 1938 года в городе Санкт-Петербург. С детских лет парень участвовал в спортивных соревнованиях. В пятнадцать лет являлся чемпионом России по прыжкам в высоту среди юношей младшего возраста. Через год выступал за взрослые сборные команды Саратова по волейболу и баскетболу. В 1955 стал членом сборной команды России по баскетболу, а в 1956 по волейболу на Всесоюзной спартакиаде школьников.

С 1957 по 1959 год участвовал в создании волейбольной команды в Ташкенте. Затем, выступал одним из создателей волейбольной команды «Дорожник». Являлся чемпионом и рекордсменом Казахстана по прыжкам в высоту. Параллельно, Резник обучался на юридическом факультете Средне-Азиатского государственного университета. Позднее, получил диплом юридического факультета Казахского государственного университета.

Окончив аспирантуру и защитив диссертацию получил ученую степень «кандидат юридических наук». Впоследствии, являлся профессором кафедры адвокатуры в Московском государственном юридическом университете имени Олега Кутафина.

С 1962 по 1966 год Генри Маркович работал в следственном управления РУВД в Казахстане. С 1969 года на протяжении тринадцати лет трудился во Всесоюзном институте по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности Прокуратуры СССР. С 1982 по 1985 год являлся заведующим лабораторией Всесоюзного института усовершенствования работников юстиции.

Генри Резник выступает автором около двухсот публикаций по проблемам уголовного права и процесса, криминологии, общей теории права, публицистических работ. Среди них: монография «Внутреннее убеждение при оценке доказательств», книги «Право на защиту», «Когда наступает ответственность», «Конституционное право на защиту». Его статьи «Противоречия современной урбанизации и преступность» и «Адвокат: престиж профессии», опубликованные в журнале «Советское государство и право», отмечены как лучшие статьи года.

С 1990 года Резник вошел в президиум, а с мая 1997 избран председателем президиума Московской городской коллегии адвокатов. С ноября 2002 являлся председателем Адвокатской палаты города Москвы. Вице-президент Федерального союза адвокатов Российской Федерации, Директор Института адвокатуры Международного союза адвокатов. Является Старшим Партнером Адвокатского бюро «Резник, Гагарин и Партнеры».

Помимо этого Генри Маркович заведует кафедрой адвокатуры в Правовом университете при Институте государства и права Российской Академии Наук. Награжден золотой медалью имени Федора Плевако за высокое профессиональное мастерство и вклад в развитие российской адвокатуры, Почетным знаком «Общественное признание» за активную правозащитную деятельность и вклад в развитие независимой адвокатуры.

Генри Резник специализируется по уголовному праву и уголовному процессу, деловой репутации, интеллектуальной собственности, предпринимательству. Защищал в уголовных делах премьер-министра Узбекистана Нармахонмади Худайбердыева, прокурора Очамчирского района Абхазии Валерия Гурджуа, начальника службы безопасности Президента Союза Советских Социалистических Республик генерала Юрия Плеханова.

Среди его клиентов были политик и публицист Валерия Новодворская, «отказник» от военной службы Александр Пронозин, журналисты Вадим Поэгли, Андрей Бабицкий, Ольга Китова, экологи Александр Никитин и Григорий Пасько, писатель Владимир Сорокин, известные предприниматели Владимир Ряшенцев, Владимир Гусинский, Борис Березовский.

В гражданских делах представлял интересы Президента России Бориса Ельцина, Егора Гайдара, Анатолия Чубайса, Александра Шохина, писателя Андрея Синявского, деятелей культуры и искусства Роберта Рождественского, Юрия Темирканова, Николая Петрова, Леонида Чижика, журналистов Александра Минкина, Павла Гусева, Натальи Геворкян, Евгения Киселева.

Помимо юридической работы, на счету Генри Марковича и писательская деятельность. В мае 2018 года издательство «Граница» выпустило книгу Резника в 2 томах «С драйвом по жизни». Первый том содержит мемуары автора, во втором собраны лекционные материалы и доклады, которые адвокат представлял на Международных Лихачевских научных чтениях.

Резник неоднократно занимал лидирующие позиции в российских рейтингах адвокатов, в том числе и специализирующихся на уголовном праве. Себя Генри Маркович позиционирует как человека либеральных взглядов. Является членом старейшей в России правозащитной организации: Московской Хельсинской группы. Однако оппозиционные взгляды не помешали адвокату в конце 2018 года стать членом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

Резник — российский адвокат и юрист, кандидат юридических наук, а также в прошлом президент московской Адвокатской палаты.

Генри Резник добился впечатляющих вершин в адвокатской области, успешно защищая интересы своих клиентов даже в особо сложных и спорных ситуациях. До адвокатской карьеры Резник зарекомендовал себя как выдающийся спортсмен и ответственный следователь.

Детство

Детство маленького Генри прошло в Ленинграде, где он, как и многие другие дети, много проводил времени на улице – гулял, дрался, возводил замки из камушков, игрался с самодельным воздушным змеем и ничего кардинально не отличался от остальных. К десяти годам он узнал о том, что по национальности он еврей. Будущий адвокат уже тогда был уверен в том, что ему предстоит стать великой личностью.

Родители

Мать Генри Резника была пианисткой, в генеалогическом древе которой воссоединилось два рода: Шнеерсонов и Рафаловичей. Отец был выходцем из бедной еврейской семьи. Семье повезло выехать до того, как началась страшная блокада Ленинграда. Семья обустроилась в Саратове, где Марк Резник (отец Генри) возглавил местную музыкальную консерваторию.

Музыкальные увлечения

Родители с самого детства прививали Генри любовь к классическим музыкальным произведениям, у него был абсолютный слух, что очень важно для музыканта, однако он в итоге решил идти по иному пути. По мнению самого Резника, его музыкальной карьере помешала война. У него до сих пор свежи воспоминания о том, как немцы бомбили Саратов, и он вместе с матерью посещал боевые части, где выступали концертные бригады.

В разговоре с матерью Генри узнал, что его обучение не продолжили из-за его непоседливости. Его было трудно усадить за музыкальный инструмент, да и обстановка в виде двухкомнатной коммуналки к этому не располагала.

Спортивные достижения

Еще с юного возраста Генри активно принимал участие во множестве спортивных соревнований. В 15 лет, будучи членом юношеской команды, он стал чемпионом по прыжкам в высоту, а через год он уже выступал в составе взрослых сборных волейбольных и баскетбольных команд по волейболу и баскетболу. К 18-ти годам он стал рекордсменом Казахстанской ССР по прыжкам в высоту.

Переломный момент

Параллельно со спортивными увлечениями Резник проявлял интерес к журналистике, но ему так и не удалось поступить на обучение в МГУ – не хватало одного единственного балла! Однако он одновременно с этим сдавал экзамены на поступление в Институт физкультуры. Со временем Резник пополнил ряды команды МАИ. Однако Генри не был доволен сложившимся положением дел – он постоянно сидел в запасе и редко выходил на площадку. Как он полагает, ему специально не давали проявить себя, ведь он был достаточно прыгучим и хорошо бил по мячу. Вновь попытавшись совместить спорт и учебу, Резник в результате принимает судьбоносное решение о поступлении на юридический факультет.

В 1962 году будущий адвокат смог защитить дипломную работу в юридическом факультете Казахского государственного университета, которая была высоко оценена на всесоюзном студенческом конкурсе. Резнику рекомендовали поступить в аспирантуру и учиться в столице, однако его карьера спортсмена в это время пошла в гору, и он решает остаться.

Резник Генри решил отложить на время переезд в Москву, ведь его спортивная карьера складывалась как нельзя лучше. Не без участия нового министра, являющегося большим поклонником волейбола, Резнику удается вступить в местное следственное управление. Это позволило ему успешно совместить работу следователя и параллельно с этим возглавить волейбольную команду.

Карьерные шаги

На ранних этапах в своей карьере Резник работал следователем Алма-Атинского следственного управления. Чуть позже именно ему пришлось изучить причины совершаемых преступлений и взяться за разработку необходимые мер. В 1982 году ему досталась должность заведующего институтской лаборатории. За авторством Генри Марковича на данный момент числится порядка двух ста публикаций, которые оказали огромную помощь людям. Некоторые его опубликованные статьи даже называли лучшими в году.

Гордое звание

К середине 80-х годов прошлого столетия Резник работает адвокатом в МГКА. Тогда был непростой период — адвокатов обвиняли в подстрекательствах к взяткам, а также в завладении средствами клиента путем банального мошенничества. Постепенно число уголовных дел лишь росло.

В 2002-м Резник становится председателем столичной Адвокатской палаты. Является заведующим адвокатской кафедры Правового университета. Его коллеги восхищаются его познаниями в юридической области, умением и способностью выиграть даже самое трудное дело. В разные временные промежутки его клиентами была целая плеяда известных личностью, в числе которых были и .

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Знаменитый писатель Екатерининской эпохи Д.И. Фонвизин родился 3 (14) апреля 1745 года в Москве, в богатой дворянской семье. Происходил из лифляндского рыцарского рода, совершенно обрусевшего (до середины XIX века фамилия писалась Фон-Визен). Первоначальное образование получил под руководством своего отца, Ивана Андреевича. В 1755-1760 годах Фонвизин учился в только что открытой гимназии при Московском университете; в 1760 году был "произведен в студенты" философского факультета, но пробыл в университете всего 2 года.

Особое место в драматургии этого времени занимает творчество Дениса Ивановича Фонвизина (1745-1792), явившееся вершиной театральной культуры XVIII века. Наследуя традиции классицистской комедии, Фонвизин уходит далеко вперед, по существу являясь родоначальником критического реализма в русской драматургии. А. С. Пушкин назвал великого драматурга «сатиры смелым властелином», «другом свободы». М. Горький утверждал, что Фонвизиным начата великолепнейшая и, может быть, наиболее социально плодотворная линия русской литературы - линия обли­чительно-реалистическая. Творчество Фонвизина оказало огромней­шее влияние на современных ему и последующих писателей и драматургов. Д. И. Фонвизин рано приобщился к театру. Театральные впечат­ления - самые сильные в его юности: «...ничто в Петербурге так меня не восхищало, как театр, который я увидел в первый раз отроду. Действия, произведенного во мне театром, почти описать невозмож­но». Еще студентом Фонвизин принимает участие в жизни Москов­ского университетского театра. В дальнейшем Денис Иванович под­держивает связи с крупнейшими деятелями русского театра - драматургами и актерами: А. П. Сумароковым, И. А. Дмитревским и другими, выступает с театральными статьями в сатирических журналах. Эти журналы оказали большое влияние на творчество Фонвизина. В них он порой черпал мотивы для своих комедий. Драматургическая деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы. Поначалу он переводит иностранные пьесы и «перелагает» их на русский лад. Но это было только пробой пера. Фонвизин мечтал создать национальную комедию. «Бригадир» - первая оригинальная пьеса Фонвизина. Она была написана в конце 60-х годов. Незамысловатость сюжета не помешала Фонвизину создать остросатирическое произведение, показать нравы и характер своих недалеких героев. Пьесу «Бригадир» современники назвали «коме­дией о наших нравах». Эта комедия была написана под влиянием передовых сатирических журналов и сатирической комедий русско­го классицизма и проникнута заботой автора о воспитании моло­дежи. «Бригадир» - первое в России драматургическое произведение, наделенное всеми чертами национальной оригинальности, ничем не напоминающее комедий, создаваемых по заграничным эталонам. В языке комедии множество народных оборотов, афоризмов, метких сравнений. Это достоинство «Бригадира» было немедленно подмечено современниками, и лучшие из словесных оборотов Фон­визина перешли в повседневную жизнь, вошли в поговорки. Комедия «Бригадир» была поставлена в 1780 году в Петербург­ском театре на Царицыном лугу. Вторая комедия «Недоросль» написана Д. И. Фонвизиным в 1782 году. Она принесла автору долгую славу, поставила его в первые ряды борцов с крепостничеством. В пьесе разрабатываются важ­нейшие для эпохи проблемы. В ней говорится о воспитании дво­рянских сынков-недорослей и о нравах придворного общества. Но острее других поставлена проблема крепостничества, злонравия и безнаказанной жестокости помещиков. «Недоросль» создан рукой зрелого мастера, сумевшего населить пьесу живыми характерами, построить действие по признакам не только внешней, но и внутренней динамики. Комедия «Недоросль» решительно не отвечала требованиям Екатерины II, предписавшей сочинителям «лишь изредка касаться к порокам» и проводить критику непременно «в улыбательном духе». 24 сентября 1782 года «Недоросль» была поставлена Фонвизиным и Дмитревским в театре на Царицыном лугу. Спектакль поль­зовался большим успехом у широкой публики. 14 мая 1783 года состоялась премьера «Недоросля» на сцене Петров­ского театра в Москве. Премьера и дальнейшие спектакли шли с огромным успехом. «Выбор гувернера» - комедия, написанная Фонвизиным в 1790 году, была посвящена животрепещущей теме воспитания молодежи в аристократических дворянских домах. Пафос комедии направлен против иностранных авантюристов-псевдоучителей в пользу про­свещенных русских дворян.

3.Стилистические ресурсы синтаксиса современного русского языка (простое предложение).

_____________________________________________________________________________

1.Драматургия д.И. Фонвизина.

Денис Иванович Фонвизин (1744-1792), вошел в историю национальной литературы как автор знаменитой комедии "Недоросль". Но он был и талантливый прозаик. Дар сатирика сочетался в нем с темпераментом прирожденного публициста. Непревзойденное художественное мастерство Фонвизина отмечал в свое время Пушкин.

Ф. начал свой путь писателя с переводов. В 1761 г. в типографии Московского университета была издана книга под названием«Басни нравоучительные с изъяснениями господина барона Гольберга, перевел Денис Фонвизин». Перевод книги юноше заказал книгопродавец университетской книжной лавки. Сочинения Людвига Гольберга, крупнейшего датского писателя XVIII в., были широко популярны в Европе, особенно его комедии и сатирические памфлеты. Влияние одной из комедий Гольберга, «Жан-Француз», высмеивавшей галломанию, отразится по-своему на замысле комедии Фонвизина «Бригадир», которую он будет писать в 1768-1769 годы. Перевод книги басен Гольберга явился для молодого Фонвизина первой школой просветительского гуманизма, заронив в душе будущего писателя интерес к социальной сатире.

1762 г. – переломный в судьбе Фонвизина. Весной он был зачислен в студенты, однако учиться в университете ему не пришлось. В сентябре в Москву на коронацию прибыла императрица вместе со всем двором и министрами. Как раз в этот момент в иностранную коллегию требовались молодые переводчики. Семнадцатилетний Фонвизин получает лестное предложение от вице-канцлера князя А. М. Голицына поступить на службу и тогда же, в октябре 1762 года, подает челобитную на имя Екатерины II.

Начался петербургский период жизни Фонвизина. Выполнение поручений по переводам, ведение служебной переписки чередуются с обязательным посещением официальных приемов при дворе (куртагов), маскарадов, театров. Несмотря на загруженность по службе, Фонвизин живо интересуется соврем. лит-рой. Он часто бывает в известном в Петербурге литературном салоне супругов Мятлевых, где встречается с А. П. Сумароковым, М. М. Херасковым, В. И. Майковым, И. Ф. Богдановичем, И. С. Барковым и др. Еще раньше Фонвизин познакомился с основоположником русского театра Ф. Волковым. Общение с театральными кругами столицы способствует сближению Фонвизина с первым актером придворного театра И. А. Дмитревским, дружба с которым не прерывалась у него до конца жизни. Именно Дмитревский явился первым исполнителем роли Стародума при постановке «Недоросля» в 1782 году.

1-й крупный лит. успех Фонвизину принесла его комедия «Бригадир». Обращению Фонвизина к драматургии способствовали не только страстная любовь к театру, но и некоторые обстоятельства служебного характера. Еще в 1763 году он был определен на службу секретарем при статс-советнике И. П. Елагине . Этот вельможа, состоявший в дворцовой канцелярии "у принятия челобитен", одновременно являлся управляющим "придворной музыки и театра". В литературных кругах Петербурга он был известен как поэт и переводчик. К середине 1760-х годов вокруг Елагина сплотился кружок молодых любителей театра, куда входил и Фонвизин. Члены кружка всерьез задумываются над обновлением национального комедийного репертуара. Русские комедии до этого писал один Сумароков, но и они носили подражательный характер. В его пьесах персонажи имели иностранные имена, интригу вели вездесущие слуги, которые высмеивали господ, устраивали их личное счастье. Жизнь на сцене протекала по каким-то непонятным, чуждым русским людям канонам. Все это, по мнению молодых авторов, ограничивало воспитательные функции театра, которые они ставили во главу угла театрального искусства. Как писал теоретик елагинского кружка В. И. Лукин, «многие зрители от комедий в чужих нравах не получают никакого поправления. Они мыслят, что не их, а чужестранцев осмеивают». Стремясь максимально приблизить театр к потребностям русской общественной жизни, Лукин предложил компромиссный путь. Суть его реформы состояла в том, чтобы иностранные комедии «всевозможно склонять на наши обычаи». Подобное «склонение» чужих пьес подразумевало замену иностранных имен персонажей русскими именами, перенесение действия в обстановку, соответствующую национальным нравам и обычаям, наконец, приближение речи персонажей к нормам разговорного русского языка. Все это Лукин активно проводил на практике в своих комедиях.

Отдал дань методу «склонения» западноевроп. пьес на русские нравы и Фонвизин. В 1763 г. он пишет стихотворную комедию «Корион», переработав драму французского автора Л. Грессе «Сидней». Полного сближения с русскими нравами в пьесе, однако, не получилось. Хотя действие в комедии Фонвизина происходит в подмосковной деревне, но сентиментальная история разлученных по недоразумению и соединяющихся в финале Кориона и Зеновии не могла стать основой подлинно национальной комедии. Сюжет ее был отмечен сильным налетом мелодраматической условности, свойственной традициям франц. мещанской «слезной» драмы. Настоящее признание драматургического таланта пришло к Фонвизину с созданием в1768-1769 годах комедии «Бригадир» . Она явилась итогом тех поисков русской самобытной комедии, какими жили члены елагинского кружка, и я то же время несла в себе новые, глубоко новаторские принципы драматургического искусства в целом.

Центр тяжести идейной проблематики в комедии Фонвизина перемещался в сатирико-обличитсльную плоскость.

В дом Советника приезжает отставной Бригадир с женой и сыном Иваном, которого родители сватают за дочь хозяина Софью. Сама Софья любит бедного дворянина Добролюбова, но с ее чувством никто не считается. «Так ежели бог благословит, то двадцать шестое число быть свадьбе» - этими словами отца Софьи начинается пьеса.

Все действующие лица в «Бригадире» - русские дворяне. В скромной, будничной атмосфере среднепоместного быта личность каждого персонажа проявляется словно исподволь в разговорах. Постепенно от действия к действию духовные интересы персонажей раскрываются различных сторон, и шаг за шагом обнажается своеобразие художественных решений, найденных Фонвизиным в его новаторской пьесе.

Традиционный для жанра комедии конфликт между добродетельвой, умной девушкой и навязываемым ей глупым женихом осложнен одним обстоятельством. Иван недавно побывал в Париже и полон презрения ко всему, что его окружает дома, в том числе и к своим родителям. «Всякий, кто был в Париже, - откровенничает он, - имеет уже право, говоря про русских, не включать себя в число тех, затем что он уже стал больше француз, нежели русский». Речь Ивана пестрит произносимыми кстати и некстати французскими словечками. Единственный человек, с которым он находит общий язык, - это Советница, выросшая на чтении любовных романов и сходящая с ума от всего французского.

Нелепое поведение новоявленного «парижанца» и приходящей от него в восторг Советницы наводит на мысль, что основу идейного замысла в комедии составляет обличение галломании. Своим пустозвонством и новомодным манерничаньем они как будто бы противостоят умудренным жизненным опытом родителям Ивана и Советнику. Однако борьба с галломанией - лишь часть обличительной программы, питающей сатирический пафос «Бригадира». Родственность Ивана всем остальным персонажам вскрывается драматургом уже в первом действии, где они высказываются о вреде грамматики: каждый из них считает изучение грамматики ненужным делом, к уменью достигать чинов и богатства она ничего не прибавляет.

Эта новая цепь откровений, обнажая интеллектуальный кругозор главных героев комедии, подводит нас к пониманию основной идеи пьесы. В среде, где царствуют умственная апатия и бездуховность, приобщение к европейской культуре оказывается злой карикатурой на просвещение. Нравственное убожество Ивана, гордящегося своим презрением к соотечественникам, под стать духовному уродству; остальных, ибо их нравы и образ мыслей, в сущности, столь же низменны.

И что важно, в комедии эта мысль раскрывается не декларативно, а средствами психологического самораскрытия персонажей. Если раньше задачи комедийной сатиры мыслились в основном в плане выведения на сцене персонифицированного порока, например «скупости», «злоязычия», «бахвальства», то теперь под пером Фонвизина содержание пороков социально конкретизируется. Сатирическая памфлетность «комедии характеров» Сумарокова уступает место комически заостренному исследованию нравов общества. И в этом главное значение фонвизинского «Бригадира».

Фонвизин нашел интересный путь усиления сатирико-обличительного пафоса комедии. В «Бригадире» будничная достоверность портретных характеристик персонажей перерастала в комически шаржированный гротеск. Комизм действия нарастает от сцены к сцене благодаря динамическому калейдоскопу переплетающихся любовных эпизодов. Пошлый флирт на светский манер галломанствующих Ивана и Советницы сменяется лицемерными ухаживаниями Советника за ничего не понимающей Бригадиршей, и тут же с солдатской прямолинейностью ведет штурм сердца Советницы сам Бригадир. Соперничество отца с сыном грозит потасовкой, и только общее разоблачение успокаивает всех незадачливых «любовников».

Успех «Бригадира» выдвинул Фонвизина в число наиболее известных писателей своего времени. О новой комедии молодого автора с похвалой отозвался глава просветительского лагеря русской литературы 1760-х годов Н. И. Новиков в своем сатирическом журнале «Трутень». В сотрудничестве с Новиковым Фонвизин окончательно определяет свое место в литературе как сатирик и публицист. Не случайно в другом своем журнале «Живописец» за 1772 год Новиков поместит острейшее сатирическое сочинение Фонвизина «Письма к Фалалею», в котором проглядывают уже очертания идеологической программы и творческих установок, определивших позднее художественное своеобразие «Недоросля».

Работа над «Недорослем» заняла, по-видимому, несколько лет по возвращении из Франции. К концу1781 г . пьеса была завершена. Эта комедия вобрала в себя весь опыт, накопленный драматургом ранее, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII в. Обличительный пафос содержания «Недоросля» питается двумя мощными источниками: сатирой и публицистикой. Уничтожающая и беспощадная сатира наполняет все сцены, изображающие жизненный уклад семейства Простаковой. В сценах учения Митрофана, в откровениях его дядюшки о своей любви к свиньям, в алчности и самоуправство хозяйки дома мир Простаковых и Скотининых раскрывается во всей неприглядности своего духовного убожества.

Но не менее уничтожающий приговор этому миру произносит и присутствующая тут же на сцепе группа положительных дворян, контрастно противопоставляемая в своих взглядах на жизнь скотскому существованию родителей Митрофана. Диалоги Стародума и Правдина, в которых затрагиваются глубокие, порой государственные проблемы, - это страстные публицистические выступления, содержащие авторскую позицию. Пафос речей Стародума и Правдина также выполняет обличительную функцию, но здесь обличение сливается с утверждением позитивных идеалов автора.

Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе «Недоросля». Это, прежде всего, проблема нравственного разложения дворянства. В научной лит-ре неоднократно отмечалась прямая связь между высказываниями Стародума и Правдина и ключевыми положениями сочинения Фонвизина «Рассуждение о непременных государственных законах», писавшегося одновременно с «Недорослем» (в трактате - рассуждения о благонравии государя как основе благонравия народа, в пьесе – заключит. реплика Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!» и другие соответствия).

Другая проблема «Недоросля» - это проблема воспитания. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном, воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла - духовной деградации дворянства.

Значительная часть драматического действия в «Недоросле» в той или иной мере спроецирована на решение проблемы воспитания. Ей подчинены как сцены учения Митрофана, так и подавляющая часть нравоучений Стародума. Кульминационным пунктом в разработке этой темы, бесспорно, является сцена экзамена Митрофана в 4-м действии комедии. Эта убийственная по силе заключенного в ней обличительного сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания Простаковых и Скотининых. Вынесение этого приговора обеспечивается не только изнутри, за счет самораскрытия невежества Митрофана, но и благодаря демонстрации тут же на сцене примеров иного воспитания. Мы имеем в виду сцены, в которых Стародум беседует с Софьей и Милоном.

С постановкой «Недоросля» Фонвизину пришлось испытать немало огорчений. Намеченное на весну 1782 года в столице представление было отменено. И только осенью, 24 сентября того же года, благодаря содействию всесильного Г. А. Потемкина комедия была разыграна в деревянном театре на Царицыном лугу силами актеров придворного театра. Фонвизин сам принимал участие в разучивании актерами ролей, входил во все детали постановки. Успех спектакля был полный. По отзыву современника, «публика аплодировала пьесу метанием кошельков». Особенно чутко воспринимались зрителями политические намеки, скрытые в речах Стародума.

Последним крупным замыслом Фонвизина в области сатирической прозы, к сожалению, не осуществившимся, был журнал «Друг честных людей, или Стародум». Фонвизин задумал издание его в1788 году . Планировалось в течение года выпустить 12 номеров. В предуведомлении к читателям автор извещал, что его журнал будет выходить «под надзиранием сочинителя комедии «Недоросль», чем как бы указывал на идейную преемственность своего нового замысла.

Журнал открывался письмом к Стародуму от «сочинителя "Недоросля», в котором издатель обращался к «другу честных людей» с просьбой помочь ему присылкой материалов и мыслей, «кои своею важностью и нравоучением, без сомнения, российским читателям будут нравиться». В своем ответе Стародум не только одобряет решение автора, но и тут же сообщает о посылке ему писем, полученных от «знакомых особ», обещая и впредь снабжать его нужными материалами. Письмо Софьи к Стародуму, ответ его, а также «Письмо Тараса Скотинина к родной его сестре госпоже Простаковой» и должны были, по-видимому, составлять первый выпуск журнала.

Особенно впечатляющим по своему обличительному пафосу является письмо Скотинина. Знакомый уже современникам писателя дядюшка Митрофана сообщает сестре о понесенной им невозвратимой утрате: умерла его любимая пестрая свинья Аксинья. В устах Скотинина смерть свиньи предстает событием, исполненным глубокого трагизма. Несчастье так потрясло Скотинина, что теперь, признается он сестре, «хочу прилепиться к нравоучению, то есть исправлять нравы моих крепостных людей и крестьян <...> березой. <...> И хочу, чтоб действие надо мною столь великой потери ощутили все те, кои от меня зависят».

Не менее острыми были и последующие материалы, также «переданные» издателю журнала Стародумом. Это прежде всего «Всеобщая придворная грамматика» - блестящий образец политической сатиры, обличавшей придворные нравы.

Задуманный Фонвизиным журнал должен был продолжить лучшие традиции журнальной русской сатиры конца 1760-х годов. Но рассчитывать на согласие екатерининской цензуры в выпуске подобного издания было бесполезно. Решением управы благочиния печатать журнал запрещалось. Отдельные его части распространялись в рукописных списках.

Фонвизин пе оставлял перо до самых последних дней жизни. Им была еще написана трехактная комедия «Выбор гувернера». О чтении этой комедии в доме Державина 30 ноября 1792 года, за день до смерти великого сатирика, сохранились известия в мемуарах И. И. Дмитриева.