Особенности белорусской культуры. Традиции белорусской культуры История и культура белоруссии кратко

Своеобразие культуры современного белорусского общества в значительной мере предопределено историческими факторами становления национально-государственного самосознания его представителей. Историческое наследие и его переосмысление в контексте актуальных для общества проблем задают смысловое поле, в рамках которого и происходит развитие и борьба идей в обществе. Для белорусского общества в этом отношении принципиальное значение имеет тот факт, что до 1991 года белорусский народ никогда не был объединен собственным национальным суверенным государством .

Условия развития белорусской культуры на современном этапе определяют следующие факторы:

Диффузия культурных форм , их размытость, «пограничность», обусловленная как историческими, так и географическими факторами. Исторические факторы связаны с сильным культурным влиянием стран Востока и Запада, а географические – с удаленностью областных центров от районных центров и их близостью к границам своих областей, что способствует их взаимодействию с демографическими, экономическими и политическими процессами в сопредельных регионах Беларуси и соседних странах. В силу таких причин, несмотря на компактное расположение Беларуси на карте и ее выгодное геополитическое положение, географические факторы скорее препятствуют, нежели способствуют унификации культуры белорусского общества.

Особое соотношение локальной и национальной идентичностей
. Как показывают опросы жителей планеты, с миром в целом или континентом отождествляют себя лишь 11 % населения, в то время как со страной - 29 %, а с городом или провинцией - 57 %. В Беларуси же, по данным ЮНЕСКО, в 2000 г. только 24,8 % жителей Беларуси отождествляли себя со своей страной, в то время как 67,2 % - с городом или районом проживания. Доминирование личных, локальных интересов над общенациональными определяет своеобразие белорусского национально-государственного самосознания.

Различия между культурой восточной и западной частей страны
, а также областных центров и глубинки. Отчасти это обусловлено историей, а также контрастами между социальными процессами на западе и на востоке республики. Так, на западе республики развивается социальное расслоение, углубленное взаимодействие с представителями других национальностей, ориентация на индивидуализм, личную инициативу, а в восточной части преобладают коллективистские ценности. Аналогичные контрасты прослеживаются при сравнении культуры жителей столицы и областных центров с культурой жителей глубинки. Таким контрастам способствуют различия в насыщенности общественно-политической и культурной жизни, уровне образования населения, его доступе к различным формам проведения досуга, распределение информационных потоков.

Сдвиги массовых культурных ценностей населения Беларуси, произошедшие за период независимости, оцениваются социологами как направленные в сторону традиционализма и консерватизма и позволяют сделать некоторые выводы:
Сильная связь с традициями прошлого , сохраняемая и передаваемая через малые группы и территориальные общности. В определенной мере росту национального самосознания у молодого поколения способствовало также школьное образование.

Незавершенность перемен , обусловленная их длительным характером. Свидетельством такой незавершенности служит разнонаправленность тенденций и моделей адаптации у различных возрастных групп.

Неприятие большинством населения политизации общественной жизни, связанное с ценностью предсказуемости и стабильности общественной жизни. Политика как борьба за власть оказалась вне сферы интересов большинства населения.

Рост интереса к религии . Религиозный ренессанс в Беларуси осуществляется в смешанной христианско-языческой форме , позволяющей большинству тех, кто считает себя верующими, совмещать веру в Бога или другую высшую силу с суевериями, не присущими традиционному христианскому сознанию. Доминирующие позиции при этом сохраняет православие, которое для значительной части населения связано с базовыми культурными ценностями белорусского народа.

Упрочение ценности семьи как наиболее важного института выживания в условиях роста неопределенности. Оба пола считают полную семью необходимой для личного счастья и полноценного воспитания детей.

Ценность труда и его справедливой оценки . При этом если среднее поколение чаще рассматривает работу как свой долг по отношению к обществу и больше ценит хорошие отношения в коллективе, то молодежь более ориентирована на высокую оплату и личные достижения. Крое того, для молодежи характерно вытеснение ценностей труда ценностями досуга и потребления.

В целом для современной белорусской культуры характерно эклектичное сочетание традиционных и современных ценностей, что способствует дальнейшей модернизации собственных традиций белорусского общества.

Колыбелью белорусской культуры называют Полоцкую землю. Самым древним монументальным сооружением в Белоруссии является Софийский собор, построенный именно в Полоцке. По тем временам это было грандиозное строение (ширина 26,4 м, длина (с учетом апсид) 31,5 м). Своеобразные черты полоцкой архитектуры проявляются во всемирно известном Спасском соборе монастыря, который основала Евфросиния Полоцкая -- первая белорусская, а по некоторым историческим сведениям, и восточнославянская просветительница. Кроме того, она известна как первая женщина, причисленная русской православной церковью к лику святых.

Спасо-Евфросиньевская церковь - единственная постройка в Белоруссии, где почти полностью сохранилась фресковая роспись XII века, что является памятником изобразительного искусства той эпохи. В витебской Благовещенской церкви XII в. были найдены фрески, изображающие св. Николая, а также ангела, воина и других религиозных персонажей. Оригинальное соединение местных, византийских и романских форм - наиболее характерная особенность ранних образцов иконописи.

По заказу Евфросиньи Полоцкой выдающийся мастер-ювелир Лазарь Богша в 1161 г. изготовил крест, который она подарила Спасской церкви. Основа креста изготовлена из дерева, покрыта 22 золотыми пластинами с изображениями, выполненными в сложной технике перегородчатой эмали. Украшен крест дорогими камнями и жемчужной обнизью. Надпись на кресте рассказывает, кто, где и когда изготовил крест, из каких материалов и даже какова его стоимость по тем временам, а также слова проклятия в адрес тех, кто посмеет вывезти реликвию за пределы Полоцка. К сожалению, в связи с эвакуацией культурных ценностей в начале ВОВ реликвия была утеряна, её нынешнее местонахождение неизвестно. В 1997 ювелир и художник-эмальер из Бреста Николай Кузьмич изготовил копию креста Ефросиньи Полоцкой.

Среди других произведений древних мастеров привлекает внимание каменная иконка с рельефными изображениями святых Константина и Елены, которые держат перед собой восьмиконечный крест. Она была найдена в 1967 г. при раскопках полоцкого Верхнего замка. Подобные иконки находили также в Пинске, Минске, Турове, Волковыске.

Помимо полоцкой, представляет интерес архитектурная школа в Гродно. На берегу Немана стоит Борисоглебская церковь на Коложе, построенная в конце XII в. (ее называют Коложской). К сожалению, церковь частично разрушена, но и в нынешнем состоянии можно видеть, как необычны ее внешний облик и интерьер. В верхние части стен были искусно вмонтированы керамические голосники, улучшавшие акустику храма. Снаружи церковь выглядит нарядной благодаря облицовке шлифованными разноцветными камнями и керамической майоликовой плиткой, составляющими яркие крестовые композиции. Такая отделка подчеркивает уникальность данного культового сооружения.

Строительство городов, храмов, монастырей, замков, дворцов в условиях новых социально-экономических и политических отношений, расширение торговых связей содействовали развитию ремесел, декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, мелкой пластики. В XII-XIII вв. насчитывалось уже около 60 ремесел. Развивались художественная обработка дерева, ювелирное, литейное, кузнечное, гончарное, косторезное дело.

Распространение письменности, книжного образования на белорусских землях тесно связано с именами выдающихся просветителей, крупных деятелей культуры К. Туровского, Е. Полоцкой, К. Смолятича, А. Смоленского.

Кирилл Туровский - церковно-политический деятель, оратор, мыслитель и писатель. О его деяниях известно из дошедшего до нас пролога «Жыцiе Кiрылы Тураўскага», написанного не позднее XIII в. неизвестным автором. К. Туровский прославился пленяющими яркой образностью проповедями-речами, вошел в историю как Златоуст («Златоуст, паче всех воссиявший нам на Руси»). Из его наследия сохранились 3 дидактические повести-притчи, 8 «слов»-проповедей, 2 канона, 21 молитва-исповедь. О международном признании произведений Туровского говорит уже то, что они встречаются в сербских и болгарских списках древних литературных источников.

Популярным на белорусских землях было и устное народное творчество: праздничные и обрядовые песни, заговоры, сказки, фантастические повести, песни, былины, предания, легенды, загадки, пословицы, поговорки и др. В них отображался богатый опыт народа, его знания, мировосприятие, моральные принципы, обычаи, традиции, в том числе обусловленные культом природных стихий и языческих персонажей - олицетворений земли, воды, дождя, грома, молнии, солнца, а также русалок и лесовиков. Так, животворящим существом, матерью-кормилицей представлялась людям Земля - доминантный базисный символ в картине мира белорусов.

Несомненно, национальный язык - центр национальной культуры, важное её достижение. В XIV в. старобелорусский язык стал государственным, официальным языком канцелярии и делопроизводства в Великом Княжестве Литовском. На нем писались законы, проводились заседания сеймов, велась дипломатическая переписка.

В XII-XIII вв. стали распространяться иллюстрированные рукописи с рисунками-миниатюрами. Большой интерес в этом плане представляет Радзивилловская летопись (датирована 1485-1495 гг., но переписана, вероятно, с более ранних оригиналов), в которой более 600 рисунков.

В XIV-XV вв. в древнебелорусской иконописи ярко проявились черты национального стиля. Среди сохранившихся икон выделяются «Богоматерь Умиление» из Малориты (Брестская область, первая половина XV в.) и «Богоматерь Одигитрия Иерусалимская» из Пинска (вторая половина XV в.).

В конце XV в. на Беларуси появляется полихромная скульптура, костелы украшаются каменными ликами, деревянными скульптурами. Яркий пример тому - «Распятие» XIV в. из Голубич Витебской области. В XVI в. ощущается уже влияние готического искусства, например, в скульптурах св. Анны и св. Иоакима (Здитов Брестской обл.). В храмах появляются створчатые алтари со сложными скульптурно-живописными комплексами. Интересно, что чаще всего делали статуи «Марии с младенцем», «Марии Магдалины», «Иоанна Богослова», «Катерины Александрийской» (сохранились скульптуры из д. Мстибово Брестской обл.).

Белорусская литература XVII--XVIII вв. продолжала гуманистические традиции эпохи Возрождения и становилась все более светской, демократичной. В этот период С. Полоцкий, видный белорусский философ, издатель, поэт, переводчик также занимался преподаванием в братских школах, издал «Букварь языка славенска».

Театральная жизнь Беларуси (в XVII - XVIII веках) была представлена школьным театром и народным кукольным - батлейкой. Во второй половине XVIII в. происходит становление профессионального театра. При этом преобладали крепостные театры (например, в Несвиже, Слуцке, Шклове, Гродно, Ружанах, Слониме, Могилеве). Особое место принадлежит Несвижскому театру Радзивиллов (1746 г.), первому светскому театру на восточнославянских землях, организатором которого была Франтишка Урсула Радзивилл (поэтесса, драматург).

Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и др. Ян Чечот издал шесть фольклорных сборников «Деревенские песни», Ян Борщевский издал четырехтомный сборник «Шляхтич За- вальня, или Беларусь в фантастических рассказах» и т.д. Выдающимися памятниками литературы первой половины XlX века являются анонимные поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе». Первым классиком белорусской литературы стал В. Дунин-Мартинкевич. Впервые живой белорусский язык зазвучал в его произведении «Селянка» («Идиллия»).

В дальнейшие периоды перечень ярких и выдающихся имён (например, в области белорусской литературы) огромен, упомяну лишь отдельные персоналии. В. Сырокомля (1823 - 1862) был не только замечательным поэтом, но и исследователем-краеведом. Ф. Богушевичу (1840 - 1900) известность принесли его поэтические сборники «Дудка белорусская» (1891) и «Смычок белорусский» (1894), где главной темой было положение крестьянства М. Богданович (1891 - 1917) прославился как историк литературы, лирический поэт и критик, а его стихи «Звезда Венера» и «Слуцкие ткачихи» стали песнями.

ХХ век был чрезмерно насыщен разноплановыми событиями, что, несомненно, отражалось и на развитии культуры. Яркими личностями белорусской литературы и драматургии этого периода были Я. Купала, Я. Колас, М. Чарот, М. Горецкий, И. Шемякин, В. Быков. Появляется ряд новых имен в изобразительном (М. Савицкий, М. Данциг, А. Кашкуревич, Г. Ващенко и т.д.) и монументальном искусстве (3. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов).

Республика Беларусь представлена национальными объектами в престижном списке всемирного наследия ЮНЕСКО - Мирским и Несвижским замками, Геодезической дугой Струве. Нематериальное наследие представлено обрядом «Колядные цари». Кандидатами внесения в список всемирного наследия Правительством предложены еще около 10 объектов, среди которых Августовский канал ХIХ века, Каменецкая башня, Софийский собор.

культура беларусь искусство литература

История белорусской культуры

Наша культура прошла достаточно сложный путь формирования в ходе исторических событий.

С X по XIII век культура Беларуси характеризовалась высоким уровнем развития и тесной связью с христианством. Одновременно с ее развитием на территории нашей республики распространялась грамотность. Этим периодом датируются и рукописные книги, к примеру, Туровское евангелие.

В XIV-XVI веках происходило дальнейшее развитие и, соответственно, .



Развитие грамотности и книгопечатания в Беларуси

Философ, писатель и общественный деятель Франциск Скорина стал основоположником не только белорусского, но и восточнославянского книгопечатания.Ему посвящено несколько , расположенных в разных .

В это время наблюдался резкий расцвет белорусской культуры. Открывались художественные и архитектурные школы, создавались литературные и музыкальные творения.

очень разносторонняя. В Беларуси проходит многочисленное количество театральных, музыкальных, кино-фестивалей, которые посещают как жители республики, так и гости. Белорусский народ гордится богатыми корнями своей культуры, фольклором, народными промыслами, обрядностью. Приобщиться к историческому наследию можно, посетив белорусские музеи-скансены и .

Культурная эволюция нашей нации связана с независимостью страны, развитием белорусского языка, национальными традициями.


Театральное искусство в Беларуси

В стране работает 28 государственных театров. Большинство относится к ведомству Министерства культуры. Среди них 18 драматических, 7 кукольных и 2 музыкальных.


Развитие белорусской музыки

Искусство музыки в нашей стране – это особая область художественного движения. Она получила огромное развитие в XX веке благодаря творческим успехам музыкантов различной величины и направлений, объединенных идей создания национального музыкального искусства.

На сегодняшний день в Беларуси существует огромное множество различных групп, певцов, работающих в разнообразных музыкальных направлениях, таких, как рок, рэп, поп, народная музыка и другие. Среди самых известных белорусских музыкантов – группы «Сябры», «J:Морс», «Без билета», оркестр под руководством Михаила Финберга, музыканты Дмитрий Колдун, Петр Елфимов, Алена Ланская, Ирина Дорофеева и другие. У нас вы можете услышать произведения замечательных белорусских авторов мировой классики, таких, как Эдуард Ханок, Евгений Олейник, Владимир Мулявин, Игорь Лученок. Пресловутый вокалист, композитор и аранжировщик нашей страны Владимир Мулявин создал ансамбль «Песняры», ставший легендой всего мира. Его имя увековечено на московской Аллее звезд и в , городе проведения «Славянского базара».


Ежегодно в Беларуси проходят многочисленные фестивали: «Музы Нясвижа», «Минская весна», «Золотой шлягер», «Белорусская музыкальная осень» и другие. Символом музыкального движения нашей республики стал Международный фестиваль искусства «Славянский базар в Витебске», где участвуют артисты из многих стран.


Белорусская литература

Немаловажное место в культуре нашей республики занимает литература. Выдающиеся белорусские авторы - это Янка Купала, Якуб Колос, Максим Богданович, Василь Быков, Симеон Полоцкий.

Каждый год проходит День белорусской письменности, целью которого является не только демонстрация печатных изданий и исторического пути письменности, но и развитие современной культуры и белорусской литературы.


Развитие кино в Беларуси

С начала прошлого века у нас начало интенсивно развиваться искусство кино. В 1924 году была создана белорусская организация по кинематографии - Белгоскино. В 1928 году прошло открытие киностудии «Советская Беларусь», выпускавшей научно-популярные, художественные и хроникальные фильмы. К концу 40-х годов киностудия переехала в столицу, а с 1946-го года была переименована в «Беларусьфильм».

Выходцы из Беларуси оставили свой след и в развитии мирового кинематографа. Луис Барт Майер, родом из Минска, прославился в области мировой кинематографии. Он известен не только как основатель киностудии Голливуда «Metro goldwyn mayer», но и один из учредителей американской Академии кинематографа. Ему принадлежит идея ежегодно вручать знаменитую премию «Оскар».


Белорусская живопись

Наша страна богата талантливыми и знаменитыми деятелями культуры. В живописи это Марк Шагал, всем известный как мастер авангарда. , в котором некогда он жил, а также , которые можно посетить, находятся в Витебске, откуда он родом. Широко известно имя Ивана Хруцкого, выдающегося художника, который разработал собственный стиль в живописи, сочетая элементы натюрморта и портрета. Еще одним из известных художников нашей страны стал Михаил Савицкий, чьи работы получили мировое признание. Он является автором огромного множества полотен.

Белорусскую культуру по праву можно считать одной из богатейших в мире, и, посетив нашу страну, вы можете сами в этом убедиться во время экскурсий в многочисленные музеи, художественные галереи, во время посещения театров и концертов.


Основой для создания белорусской культуры стало формирование ещё в IX-XV вв. Полоцкого и Турово-Пинского княжеств, а затем и ВКЛ. Основой белорусской культуры стала Полоцкая земля. Здесь успешно развивалась торговля, развивались ремёсла, строились первые каменные храмы и замки-дворцы, так же развивалось искусство и просвещение. Всё это продолжило развиваться в ВКЛ. Ко всему этому добавилось формирование белорусской народности и её язык. На уровень развития белорусской культуры до принятия христианства значительно влияло язычество. Затем основной религией стало христианство, которое было принято в 988г. Принятие христианства стало мощным стимулом для развития культуры на белорусских землях. Белорусская культура поднялась в эпоху Возрождения. В конце XV в. в Кракове появились первых белорусскоязычные книги. Белорусская молодежь училась в польских и других западноевропейских университетах. Белорусские ученые и просветители часто ездили в страны Западной Европы и знакомились там с последними достижениями науки и культуры. Эти достижения высоко оценивали Н. Гусовский, Ф. Скорина, С. Будный, В. Тяпинский и привносили их в культуру белорусов. Именно благодаря им получили распространение в ВКЛ интеллектуальные, духовные идеи эпохи Возрождения и Реформации. Эти идеи на белорусских землях нашли свое выражение в развитии образования, книгопечатания, архитектуры, искусства, права, что ставило белорусов того времени на одно из первых мест среди восточнославянских народов. Однако дальнейшее развитие культуры Беларуси (с середины XVII в.) замедляется, а затем (XVIII в.) и вовсе приостанавливается. Это было связано с целым рядом причин, как внешних, так и внутренних. Давление различных оказалось очень сильным, и в итоге к XIX в. белорусская культура свелась практически к фольклорному уровню. Это означало почти полное вытеснение белорусского языка польским из системы образования. Кроме этого, произошел массовый переход белорусских магнатов, крупной и средней шляхты в католичество, что означало их отрыв от белорусской культуры, основанной на православии. Как итог, носителем белорусской культуры осталось только сельское население, а единственными культурными (культовыми) центрами, где продолжало звучать белорусское слово,-- униатские храмы и оставшиеся православные церкви. В XIX в. ситуация в белорусской культуре начала меняться. В результате разделов Речи Посполитой Беларусь отошла к Российской империи. Надежны населения на улучшение жизни не оправдались. Царизм подавлял стремление белорусов к национальному самоопределению. Однако, несмотря на различные войны, восстания, политики полонизации, а затем и русификации, наблюдались попытки возрождения национального языка, подъем самосознания, пробуждался интерес к собственной истории. Всё это содействовало формированию белорусской нации, качественному росту её культуры и самосознания. Советский этап развития белорусской культуры отмечен выдающимися достижениями. В БССР были созданы такие важнейшие культурные институты, как Академия наук, национальная система образования, творческие союзы писателей, художников, музыкантов, кинематографистов, система печати, радио, телевидения, разветвленная сеть учреждений физической культуры и спорта. С этого времени развитие культуры в Беларуси обрело новое качественное измерение. Если прежде оно носило характер стихийного, спонтанного творчества народных масс и неорганизованных талантливых одиночек, то теперь культурный процесс стал делом государственной заботы и государственной важности. Имена деятелей белорусской культуры В. Ф. Купревича, Н. А. Борисевича, В. П. Платонова, А. Р. Жебрака, А. В. Лыкова, В. С. Степина, В. Быкова, А. Адамовича, А. Макаенка, Н. Гилевича, М. Савицкого, 3. Азгура, В. Раевского, С. Станюты, Е. Глебова, И. Лученка, В. Мулявина, А. Медведя, О. Корбут и многих-многих других хорошо известны далеко за пределами республики. С обретением в 1991 г. Беларусью независимости белорусская культура оказалась более свободной и открытой. В новых условиях развивались литературные и художественные направления и школы, росло национальное самосознание. Таким образом можно сказать, что хотя многие столетия культура Беларуси подвергалась влиянию как со стороны поляков, так и со стороны россиян. Ни одни, ни вторые не признавали существование белорусов как отдельной нации, но не смотря на это, наша нация боролась за свои права и на данный момент мы существуем как независимая республика со своей национальной историей и самосознанием. За долгую историю мы приобрели множество замечательных поэтов, художников, певцов, архитекторов и других известных представителей нашей культуры. Множество стран знают наши архитектурные памятники, наши музыкальные и литературные произведения, и конечно же наше дружелюбие и толерантность.

В настоящее время белорусская культура находятся в стабильном состояние, нет никаких серьёзных факторов, которые могут помешать её дальнейшему развитию. На данный момент по всей Беларуси работает множество театров, кинотеатров, театры оперы и балета - всё, что повышает культурный уровень нашей нации. Так же в школах изучаются великие белорусские поэты, такие как: Я. Колас, Я. Купала, М. Горецки, М. Багданович и другие известные поэты и писатели. Что касается архитектуры, то полным ходом идёт восстановление древних замков, усадьб и церквей. В частности практически восстановлен Мирский замок, идут восстановительные работы в Пружанах и других городах, где есть исторические памятники архитектуры. В живописи и графике белорусских художников преобладает транс авангард, постмодернизм, “метафизическая” и “психологическая” живопись. Белорусское кино не имеет большой популярности, в кинопрокат обычно выходят зарубежные фильмы. Основным производителем фильмов в Беларуси выступает “Беларусьфильм”. Однако и у нас есть талантливые режиссёры. В 2012 году в прокат вышел фильм “Вышей за неба” (режиссёры: Дмитрий Маринин, Андрей Курейчик). Он получил множество положительных оценок, так же его показали в Нью-Йорке, что является показателем, что и белорусы могут снимать качественное и интересное кино.

Я считаю, что Беларусь имеет все шансы для дальнейшего развития своей культуры, но для этого необходимо, чтобы в этом учувствовали все. Нельзя забывать, что наши предки ценой своих жизней отвоёвывали нашу независимость и право называться Республикой Беларусь. Поэтому мы должны всеми силами пытаться не утратить свою национальность вместе с традициями, праздниками и т.д.

«МИНЕСТЕРСТВО СПОРТА и ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУСЬ. БЕЛАРУССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ »

Выполнила: студентка 1 курса 112 группы

Факультета СИиЕ

Ефимова Анастасия

Минск 2012

Традиции белорусской культуры

Традиции и обряды Беларуси имеют много общего с таковыми у своих славянских соседней. Белорусы (беларусы) относятся к восточноевропейскому типу среднеевропейской расы, их предками были восточнославянские племена дреговичей, кривичей, радимичей, отчасти древляне, северяне и волыняне. Предки белорусов вобрали в себя множество черт древнейшего населения этого края - летто-литовских племен ятвягов, а также некоторые черты польской, литовской, украинской, русской и еврейской культуры, сохранив при этом, несмотря на многочисленные опустошительные войны, не раз прокатывавшиеся по этой земле, свои главные национальные черты. Сам белорусский этнос неоднороден и включает в себя несколько субэтнических групп - в Полесье живут "полещуки", в районе Пинских болот - "пинчуки", вдоль верхнего течения Днепра можно наблюдать верхнеприднепровский антропологический тип, а на юге страны заметно украинское влияние. Даже в языке можно выделить два диалекта - юго-западный и северо-восточный. Также здесь проживало и проживает множество представителей еврейской, татарской, украинской, польской, русской и других культур, каждая из которых имеет полную свободу самовыражения.

Культура страны представляет собой, пожалуй, наиболее хорошо сохранившийся среди восточноевропейских славян набор древних языческих обычаев и традиций. Даже, несмотря на многовековое господство христианства, как православного, так и католического, в Беларуси сохранились отголоски множества древних ритуалов, начиная с Масленицы и Купалы, "Громницы" и "Гуканне весны" (перелом года от зимы к лету), "Сороки" и "Деды", "Коляд" и "Дожинок" (праздник окончания жатвы), "талаки" и "сябрына" (обычай общинной взаимопомощи), и заканчивая множеством обрядов, связанных со свадьбой, рождением или смертью. Как и у соседей, здесь было множество ритуалов, связанных с сельским хозяйством, с заготовкой леса и баней, а вся природа почиталась как единое живое существо. Все эти обряды вплелись в позднейшие христианские ритуалы, образуя неповторимую и колоритную белорусскую культуру. Чрезвычайно богат и разнообразен песенный и устный фольклор.

Основной местного социума всегда была семья, обычно небольшая. Мужчина занимал и занимает здесь важнейшее место - это и "бацька" для детей и "дядьзька" для младших членов семьи, основной добытчик и защитник дома. Женщина - равноправная хозяйка и распорядительница домашних работ, мать и хранительница очага. Эта двухсоставная часть семьи отражалась и в быту - деревянные и металлические предметы обихода считались "мужскими", тканые и плетеные - "женскими". Причем всегда и везде предпочтение отдавалось предметам из природных материалов. Национальная одежда, обувь, музыкальные инструменты и даже тип жилищ близки к образцам других славянских культур, однако белорусский стиль виден во всем, и перепутать местную одежду и украшения, например, с образцами украинского или литовского платья невозможно - настолько самобытны местные мастера.

Тихая и величественная природа страны наложила отпечаток и на облик народа. Белорусы по большей части очень приветливы и добродушны, многовековая общинность наложила отпечаток и на характер взаимоотношений между людьми. Здесь редко увидишь шумные сцены на людях, высока взаимопомощь между людьми и доминирует уважительное отношение к старшим и к собеседнику. Даже в деловой этикет вошли традиции доверия - здесь редко обвешивают на рынках, скрупулезно соблюдают договоренности и тщательно берегут репутацию (причем не только в бизнесе). Множество дел, причем не только общинных, решается на совете, даже праздники чаще всего проводятся либо всей семьей, либо всем населенным пунктом.

В отношении одежды строгих норм нет - белорусы с удовольствием носят как обычную повседневную одежду европейского фасона, так и национальные наряды. В деловом этикете приняты костюмы европейского стиля. Деловой визит должен быть заранее согласован и подтвержден непосредственно перед встречей. Рабочий день в большинстве учреждений продолжается с 09.00 до 18.00.

В деловых кругах широко распространены русский, английский и немецкий языки. В повседневной жизни повсеместно используется белорусский язык, который снова введен в качестве государственного в 1990 г. Однако русский также имеет широкое распространение, что привело к образованию своеобразного интернационального сленга, известного как "трасянка". В любом месте можно услышать начало беседы на белорусском, а продолжение - по-русски, или наоборот. В качестве письменной основы используется кириллица, но иногда применяют и латинский алфавит. Некоторые белорусские топонимы в произношении местных жителей иногда звучат довольно непривычно, например Хродна (Гродно), Махилеу (Могилев), Витсебск (Витебск) и так далее, поэтому при общении такие моменты следует иметь в виду.

Культура

Вся Беларусь

Белорусский народ выделяется своей оригинальной самобытной культурой, корни которой уходят в далекую языческую, дохристианскую эпоху.

Древняя культура Беларуси много выиграла оттого, что, когда шел процесс заселения её славянскими народами, они не стали уничтожать все, что было создано здесь аборигенами, которыми историки считают балтов и финно-угров.

Поначалу наши далекие предки, как и все восточнославянские племена, являлись язычниками. Эта форма религиозного сознания существовала очень продолжительное время и оставила глубокий след в культуре. Теперь уже не существует сомнений в том, что в эпоху язычества у нас имелась письменность, появление которой ранее ошибочно связывалось только с принятием христианства.

Письменность распространялась вначале среди зажиточных, привилегированных слоев населения. Очень рано наряду с догматической литературой появилась и светская. Местом написания и переписки книг служили христианские монастыри. Этому святому делу немало лет своей жизни отдала Ефросиния Полоцкая. Кроме нее на ниве литературной и культурно-просветительской деятельности плодотворно трудились Кирилл Туровский, прозванный за свое ораторское мастерство Златоустом.

Благоприятные условия для развития культуры возникли с образованием в XIII в. Великого княжества Литовского. В нем старобелорусский язык стал государственным. Юридически это было закреплено в 1566 г., когда был принят во второй редакции Статут Великого княжества Литовского.

Близость Великого княжества литовского к странам Центральной и Западной Европы, достаточно высокий для того времени уровень духовного развития его населения благоприятствовали тому, что и в этот край пришли прогрессивные идеи Возрождения (Ренессанса) и Реформации. В это время белорусский народ дал мировой цивилизации немало выдающихся деятелей науки и культуры, среди которых первенство принадлежит белорусскому и восточнославянскому первопечатнику, просветителю и мыслителю Франциску Скорине. Находясь в 1517-1519 гг. в Праге, он перевел и издал 23 книги Библии, в тексте которых широко использовались слова и обороты старобелорусского языка. До того времени Библия увидела свет только на немецком (1445) и чешском (1448) языках. Тогдашняя Европа хорошо знала коллег и последователей Ф.Скорины - Николая Гусовского, автора латиноязычной поэмы "Песня про зубра" (1523, Краков), Сымона Будного, перу которого принадлежит немало произведений, написанных не только на старобелорусском, но на польском и латинском языках.

Разрешив свободное поселение татар и евреев на территории Великого княжества Литовского, его власти не препятствовали их культурному развитию, в т.ч. возведению различного рода архитектурных объектов культового и светского назначения. Сооруженная в Сморгонском районе в деревне Давбучишки мечеть (первое упоминание в литовской метрике в 1558 г.) относится к одним из самых древних в Европе.

В условиях разрушительных войн белорусскому народу удалось создать десятки первоклассных архитектурных сооружений, в которых органически сочетались собственные и заимствованные стили. Господствующим художественным стилем в архитектуре Беларуси стало барокко. В этом стиле были сооружены такие замечательные архитектурные объекты, как дворцы Сапегов в Ружанах, Хрептовичей - в Щорсах, Радивиллов - в Несвиже, Николаевская церковь и костёл кармелитов - в Могилеве, фарные костёлы - в Несвиже и Гродно, собор Петра и Павла - в Витебске. В строительстве в Несвиже костёла иезуитов и коллегиума, дворцово-замкового комплекса участвовал приглашенный для этой цели в конце XVI в. Радивиллом Сиротком известный итальянский архитектор Джеванни Бернардони.

Не улучшились условия для сохранения и развития белорусской культуры, когда территория Беларуси в результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) оказалась под властью Российской империи. С этого времени к полонизации вначале очень осторожно, а позже открыто прибавились еще и русификация. Однако и в таких условиях белорусская земля дала свету таких выдающихся людей, как Адам Мицкевич, Станислав Манюшка, Михал Клеофас Агинский, Игнатий Дамейко, Михаил Глинка, Иосиф Гашкевич, Иван Черский.

После восстания 1863-1864 гг. в Польше, Беларуси и Литве было запрещено всякое книгопечатание на белорусском языке (1867 г.). Однако в развитие белорусской народной культуры значительный вклад внесли многие ученые, литераторы, в том числе Винцент Дунин-Марцинкевич, Францишак Богушевич.

Возрождению национальных традиций белорусской культуры во многом способствовала активизация белорусского национального движения в начале ХХ века. Расцвёл талант будущих классиков современной белорусской литературы - Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича. Популяризации и пропаганде белорусской культуры способствовало издание газеты "Наша нива".

Благоприятные условия для развития национальной белорусской культуры сложились в 1920-е годы, когда в республике проводилась политика белорусизации. Начали работать белорусскоязычные школы, Институт белорусской культуры. На его базе в 1929 г. была создана Академия наук Беларуси. Однако с начала 1930-х годов этот поступательный процесс был прерван, поскольку в культурной жизни возобладал жёсткий идеологический контроль, были репрессированы многие деятели белорусской культуры и науки.

Огромные и во многом невосполнимые потери нанесла белорусской культуре война нацистской Германии против СССР 1941-1945 годов. На фронтах, в партизанских отрядах, подполье погибла значительная часть белорусских писателей и других работников культуры и науки.

В послевоенный период вплоть до середины 1980-х годов белорусская культура развивалась в рамках идеологической заданности и жёсткого партийного контроля. Тем не менее, в этот период появилось немало талантливых литераторов, как А.Адамович, В.Быков, Р.Бородулин, Г.Буравкин, А.Вертинский, В.Зуёнок, И.Науменко, Б.Саченко, И.Чигринов, И.Шамякин. В изобразительном искусстве работали самобытные мастера: художник М.Савицкий, скульпторы З.Азгур, С.Селиханов. Увеличивалась сеть культурно-просветительных учреждений, развивалась художественная самодеятельность.

Политика гласности содействовала высвобождению белорусской культуры из-под идеологического диктата, возрождению духовных традиций белорусского народа. Начала изменяться к лучшему ситуация с белорусским языком, в том числе благодаря принятому в 1990 г. закону о языках в Белорусской ССР. Возросло количество белорусскоязычных театральных коллективов.

Основные направления государственной политики в сфере культуры и общественной жизни

Нашей республике присущ не агрессивный национализм, а государственная поддержка исторически сложившемуся двуязычию, возрождению духовности и сохранению традиционных религиозных конфессий, искусства во всех формах.

Государство проводит последовательную политику по сохранению культурного наследия белорусов, лучших черт белорусского характера: уважение к людям других национальностей и конфессий, терпимость, толерантность, гуманизм, миролюбие.

Государство и государственный бюджет являются последовательными гарантами финансовой поддержки развития искусства и культуры. Принцип преемственности в культурной политике выражается в сохранении инфраструктуры государственных учреждений культуры и искусства.

В основе государственного курса заложена верность исторической памяти народа - Победе в Великой Отечественной войне. Верность памяти нашла отражение в решении руководства страны ввести в учебных заведениях курс «Великая Отечественная война советского народа».

В стране осуществляется последовательный курс по формированию идеологии белорусского государства, кристаллизации белорусской национальной идеи. Наиболее ёмко и лаконично национальная идея воплощается в лозунге Президента Республики Беларусь: «За сильную и процветающую Беларусь!».

Исторический путь становления и развития белорусской культуры

Исторический путь становления и развития белорусской культуры является сложным и противоречивым. На этом пути были периоды настоящего взлета, но случалось и такое, когда само её существование оказывалось под серьезным вопросом. К счастью, в самые трагические для белорусской культуры времена у неё всегда находились надежные защитники, и процесс духовного распада останавливался, начиналось её возрождение и восхождение новым высотам, что мы и наблюдаем в настоящее время.

Для Беларуси всегда был характерен интенсивный процесс взаимодействия культур. И потому становление и развитие белорусской культуры невозможно понять вне учета воздействия на неё прогрессивных тенденций русской, украинской, польской, литовской культур. Многие белорусские мыслители в равной степени принадлежат культурам соседних, братских народов. Это - С.Будный, М.Смотрицкий, К.Лыщинский, С.Полоцкий, Г.Канисский и др.

К сожалению, на протяжении длительного периода недооценивались культурные связи белорусского народа с передовыми странами Западной и Центральной Европы (Италией, Францией, Чехией и др.). Наиболее значительными они были в эпоху Возрождения, достаточно ярко проявились и в эпоху Просвещения. Этим объясняется тот факт, что в белорусской культуре, начиная с 10 века, постоянно соперничали два направления - западное и восточное.

В 10 веке славяне принимают христианство и вместе с ним перенимают много характерных черт экономической и духовной жизни Византийской и Римской империй. При этом, западные славяне берут за образец латинскую культуру, а восточные ориентируются на византийские каноны. Беларусь же оказывается между ними, что в значительной степени сказывается на её культуре. “Проблема выбора между Западом и Востоком и искреннее неприятие ни одного, ни другого являются основными признаками истории белорусского народа. Пример ф.Скорины, о котором до сих пор неизвестно, кем же он был, - либо католиком, либо православным, а возможно, и тем, и другим одновременно, запечатлевает это феномен белорусского духа и индивидуальности в душе нашего первого интеллигента. Эту черту белорусская интеллигенция сохранила и до сей поры, чему есть известные причины”.1

Границы двух культурных типов в разные времена меняли свои очертания: в восточнославянской культуре ассимилировались западноевропейские особенности, и наоборот. В итоге, культура белорусских земель формировалась в условиях взаимодействия многообразных объективных и субъективных факторов, оказывавших неоднозначное влияние на культуру народа, живущего на белорусских землях. Тем не менее, не глядя на все сложности, история свидетельствует о том, что в целом шел процесс поступательного развития во всех сферах созидательной деятельности человека.

За долгое время своего существования Беларусь прошла исторический путь от подавляющей неграмотности до создания литературно-художественных произведений мирового уровня и научных открытий, от народных промыслов и бытовой культуры до величественных храмов, дворцов, современных архитектурных ансамблей. И в начале 3-его тысячелетия Беларусь представляет собой сформированное, целостное, своеобразное социокультурное пространство, границы которого приобрели свою определенность в большей степени в 20 веке.

Белорусское искусство и литература

Отличительной чертой белорусского профессионального искусства и литературы является их тесная связь с народной культурой. Любая культура берет начало в народном творчестве, фольклоре. Именно в фольклоре находится источник дальнейшего расцвета разных видов искусства - музыки, танца, литературы и т.д. В нем сохраняются глубинные пласты национальной истории и культуры. Белорусский фольклор - один из самых богатых в мире (песни, магические заклинания, былины, сказки, легенды, предания и т. д.). Для многих обычаев и обрядов характерно слияние языческих и христианских элементов (Купалле, Великодень и др.). Образцы традиционной культуры сохранились в Беларуси до наших дней в сельской среде, где они “живут” в почти неизмененном виде. Наперекор многим неблагоприятным факторам на пути белорусского этноса он смог сохранить свой язык, специфику своей культуры во многом благодаря фольклорным традициям. Своей определяющей функции народная культура не потеряла и в современном национально-культурном процессе, который включает в себя, наряду с профессиональным искусством, любительское творчество.

Белорусский фольклор высоко оценили в мире - Голландии, Франции, Египте, Чехии, Польше и других странах, где побывали многие фольклорные коллективы.. К тому же, Беларусь входит в международный Совет организаций фестивалей фольклора, под эгидой которого ежегодно проводится более 50-ти фестивалей.

Белорусский аутентичный фольклор в контексте европейских этнокультурных процессов имеет особое историко-культурное значение, так как до настоящего времени сохраняет системную целостность и спонтанность проявления культуры устного типа. Поэтому сбережение традиций народной культуры, создание условий для её саморазвития является неотъемлемой частью государственной политики в области культуры. Для её реализации в Беларуси есть и научная база, и практический опыт.

Не менее значительным и интересным направлением развития народной культуры является декоративно-прикладное искусство. В нем воплощается необъятная, вечно живая душа народа, его богатый жизненный опыт и эстетический вкус. Выполненные по законам прекрасного изделия народных мастеров никого не оставляют равнодушными, а соприкосновение с ними вызывает чувство гордости за свой народ, давший миру чудесных мастеров, творящих настоящие произведения искусства из самых разных материалов - дерева, глины, лозы, соломы, льна и др.

Любопытный феномен белорусской культуры - изделия из соломки. Подобного нет нигде в Европе, что, в частности, отмечали участники 6-ой Европейской конференции по народному творчеству, которая принесла успех белорусским мастерам, состоявшись в 1977 году. Конференция была организована Международной организацией по народному творчеству, в которую входит Беларусь, под эгидой ЮНЕСКО.

Изделия из соломки - традиционное славянское искусство, корни которого идут от древнего, языческого культа хлеба. Изделия из соломки были предназначены для сохранения хлебопродуктов. В быту славян наибольшее распространение получили корзиночки, корзины. лукошки разного вида из соломы, лозы, бересты.

Так называемый соломенный паук - символ благосостояния и богатства - колядное украшение не только белорусов, но и других народов Европы. Кроме плетения солома нашла применение в технике аппликации, которая использовалась для украшения деревянных сундуков, шкатулок, рамок, настенных ковров.

Одним из самых распространенных видов белорусского народного творчества является ткачество. С ним связано много давних народных обрядов и традиций, очень часто о нем упоминается в белорусских поэтических произведениях и народных песнях (например, слуцкие пояса.)

Мастерство и художественный вкус ткачих в полной мере проявились в украшении рушников, потому что рушник (полотенце) воспринимался не просто как отрез материала для хозяйственных нужд, Он был неотъемлемой частью традиционных обрядов. В него заворачивали новорожденного, на нем подносили хлеб-соль, им украшали красный угол в доме, его использовали в свадебных обрядах, на нем раскладывали угощения, поминая ушедших в иной мир родственников. В народном быте, таким образом, рушники выполняли не, столько утилитарные, сколько декоративные и обрядовые функции, что естественным образом сказывалось нахудожественном качестве этих изделий. Как правило, рушники имели белое поле, на котором, в основном по краям, размещались тканые или вышитые узоры красного цвета, часто с небольшими вкраплениями черного или желтого. Белорусский рушник - это связь между прошлым и настоящим, между человеком и высшими сферами; это - узы с неразгаданной до конца символикой.

Ткачество как народный промысел живет и развивается в наши дни в качестве декоративно-прикладного искусства.

В конце 19- нач.20 века формируется традиционный белорусский костюм, особенности которого сложились под воздействием природно-географических условий, основных занятий населения, исторических традиций и т.д. На народное убрание оказали влияние и иноэтнические компоненты, в в нем отразились историко-культурные связи белорусов с их соседями – украинцами, русскими. Поляками, литовцами, латышами.

Белорусский народый костюм обязательно украшался вышивкой, особенно этим отличались праздничные наряды. Вместе с эстетической функцией вышивка играла роль национального символа (например, красные петухи на белом поле, васильки, специфический, цветочный орнамент и т.д.).

Народный костюм - явление не только материальной, но и духовной культуры. Одежда. согласно древним поверьям, должна была не только защищать человека и в стужу, и в зной, но и оберегать его от неблагоприятного воздействия невидимых злых сил. В этом поверьи отразилось целостность мировосприятия, представления о том. Что человек, природа, космос связаны между собой едиными законами существования.

С давних времен к традиционным народным промыслам на беларуси относится гончарство. Гончарным делом занимались повсеместно. Мастера изготавливали глиняную утварь для хозяйственного использования. Её охотно приобретали в Вильно, Киеве, Варшаве, в российских городах.

При всем разнообразии гончарные изделия белорусских мастеров сохраняют общие художественные особенности, что придаёт им характерный национальный колорит. Преобладающими являются простые выразительные формы, в основе которых – шар, цилиндр, конус. Их художественное выражение подчеркивается с помощью своеобразной пластичности, подчеркнутого выражения природных качеств материала. В соответствии с различными технологиями изготовления керамических изделий различают керамику рябую, обливную и чернозадымленную. Некоторые виды посуды глазурировали, что придавало им ещё более нарядный вид. Сложные формы и яркая роспись не характерны для традиционного белорусского гончарства.

Разнообразие и богатство декоративно-художественных приемов, неповторимость форм керамики сохраняется и по сей день в традиционных центрах производства керамики – Ивенце, Ракове, Глубоком, Телеханах. Почти нигде в Европе сегодня на осталось предприятий, где бы не “господствовала” так называемая штамповка (массовый выпуск продукции). На Беларуси сохранились же предприятия (например, Борисовский комбинат прикладного искусства), где керамические изделия с оригинальной росписью изготавливаются вручную. Неслучайно названный комбинат получил предложение Союза художников Росси и Европейского союза художников о создании на его базе Международного европейского центра керамики. Это является свидетельством признания творческих достижений белорусских мастеров гончарного дела.

Значительное распространение на Беларуси получио художечственная резьба по дереву. Белорусская народная резьба никогда не отличалась особо выразительной декоративностью (не следует отождествлять её с профессиональной объемно-ажурной резьбой 17 – 18 вв.) . В народе более всего ценили практичность и функциональность, декор только дополнял удобную форму изделия.

Не так широко, как ткачество, гончарство, резьба по дереву на Беларуси получили распространение художественная обработка металла и народная художественная роспись. Металл в сельском быту был доступен менее. Чем лен, глина, дерево. Его использовали только для самых необходимых изделий.

Художественная роспись – это достаточно широко распространенное на Беларуси явление художественной жизни получило уникальное выражение в расписных коврах Алены Киш, которая жила и работала в предвоенные годы (перед второй мировой войной) в Слуцком районе. Эта художница, не имея специального образования, оставила настоящие произведения декоративного искусства, которые искусствоведы относят к жанру примитивизма. Она, перемещаясь между селениями, переходя из дома в дом, на домотканых полотнищах, выкрашенных в черный цвет, рисовала сюжеты, характерные для расписных настенных ковров – озеро или река с лилиями, лодками, деревья и кусты на берегу. Тут же изображения птиц и зверей. Ковры Алены Киш – редкий образец соединения изобразительного характера с декоративным исполнением.

Таким образом, на Беларуси издревле развивалась самобытная народная культура, традиции которой заслуживают уважения и бережного отношения к ним со стороны государства и народа, живущего на белорусской земле. Сегодня в республике при поддержке государства создан Центр белорусского народного творчества “Скарбница”(Сокровищница). Цель его создания – повышение профессионального уровня изделий предприятий художествнных промыслов Беларуси. В Центр пришли выпускники Академии искусств, Белорусского государственного университета культуры - мастера по керамике, текстилю, резьбе по дереву, обработке металла, художники и искусствоведы. .

В настоящее время разработана и действует Государственная программа поддержки народного творчества, декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов на 2000-2005 гг. Одно из направлений этой программы – интересный культурологический проект “Траецкі кірмаш” - направленный на развитие народного прикладного искусства, в том числе и детского творчества. Благодаря ему, творчество самобытных мастеров становится известным не только в нашей республике, но и за её пределами. Программа выходит в Интернет, разрабатывается её электронно-информационное обеспечение, создается виртуальный магазин народных промыслов., Тем самым, культура Беларуси в своём развитии идет в русле тех процессов, которые характерны для мировой культуры, тем не менее сохраняя свою самобытность и неповторимость.