Отечества достойные сыны. Биография Осип петров певец

«Художник этот может быть одним из создателей русской оперы. Только благодаря таким певцам, как он, наша опера могла занять высокое место с достоинством выдержать конкуренцию же с итальянской оперой». Так определил В.В. Стасов место Осипа Афанасьевича Петрова в развитии национального искусства. Да, на долю этого певца выпала поистине историческая миссия - он стал у истоков отечественного музыкального театра, вместе с Глинкой заложил его фундамент.

На исторической премьере «Ивана Сусанина» в 1836 году Осип Петров исполнял главную партию, которую готовил под руководством самого Михаила Ивановича Глинки. И с тех пор выдающийся артист безраздельно властвовал на отечественной оперной сцене.

Место Петрова в истории русской оперы великий русский композитор Мусоргский определил следующим образом: «Петров - титан, вынесший на своих гомерических плечах почти все, что создано в драматической музыке - начать с 30-х годов… Как много завещано, как много незабвенного и глубокого художественного преподано дорогим дедушкою».

Осип Афанасьевич Петров родился 15 ноября 1807 года в городе Елисаветград. Ионка (как его звали тогда) Петров рос уличным мальчишкой, без отца. Мать, базарная торговка, тяжелым трудом зарабатывала гроши. В семь лет Ионка поступил в церковный хор, где явно выделялся его звонкий, очень красивый дискант, со временем превратившийся в могучий бас.

В четырнадцать лет в судьбе мальчика случилась перемена: родной брат матери взял к себе Ионку, дабы приучить его к делу. Константин Саввич Петров был тяжел на руку; мальчику приходилось оплачивать дядин хлеб напряженной работой, часто даже в ночные часы. К тому же дядя смотрел на его музыкальные увлечения как на что-то ненужное, на баловство. Помог случай: в доме расположился на постой полковой капельмейстер. Обратив внимание на музыкальные способности мальчика, он и стал его первым наставником.

Вскоре дядя уехал на два года по торговым делам, оставив за себя племянника. Осипа отличала душевная доброта - явная помеха торговому делу. Константин Саввич успел вернуться вовремя, не дав окончательно разорить себя незадачливому торговцу, а Осипа изгнал и из «дела» и из дома.

"Скандал с дядей разыгрался как раз в то время, когда в Елисаветграде гастролировала труппа Жураховского, - пишет М.Л. Львов. - По одной версии, Жураховский случайно услышал, как мастерски Петров играл на гитаре, и пригласил его в труппу. Другая версия говорит, что Петров по чьей-то протекции попал на сцену статистом. Зоркий глаз опытного антрепренера разглядел прирожденную сценичность Петрова, сразу же почувствовавшего себя на сцене свободно. После этого Петров будто бы остался в труппе.

В 1826 году Петров дебютировал на елисаветградской сцене в пьесе А. Шаховского «Казак-стихотворец». Он говорил в ней текст и пел куплеты. Успех был большой не только потому, что играл на сцене «свой Ионка», но главным образом потому, что Петров «точно на сцене родился».

До 1830 года продолжался провинциальный этап творческой деятельности Петрова. Он выступал в Николаеве, Харькове, Одессе, Курске, Полтаве и других городах. Талант молодого певца привлекал к себе все большее внимание слушателей и специалистов.

Летом 1830 года в Курске на Петрова обратил внимание М.С. Лебедев, режиссер петербургской оперы. Достоинства молодого артиста несомненны - голос, игра, эффектная внешность. Итак, впереди столица. «В пути, - рассказывал Петров, - мы остановились на несколько дней в Москве, отыскали М.С. Щепкина, с которым я уже знаком… Он очень похвалил решимость на трудный подвиг и вместе с тем ободрил, сказав, что заметил во мне большие способности быть артистом. Как мне было отрадно слышать эти слова от такого великого артиста! Они придали мне столько бодрости и силы, что я не знал, какими словами выразить ему благодарность за его доброту к неизвестному заезжему человеку. Кроме того, он водил меня в Большой театр, в конверт г-жи Зонтаг. Я пришел в полный восторг от ее пения; до тех пор я ничего подобного не слыхал и даже не понимал, до какого совершенства может дойти человеческий голос».

В Петербурге Петров продолжал совершенствовать свой талант. Начинал же он в столице с партии Зарастро в «Волшебной флейте» Моцарта, и этот дебют вызвал благожелательный отклик. В газете «Северная пчела» можно прочесть: «Нынешний раз в опере „Волшебная флейта“ явился впервые на нашей сцене г-н Петров, молодой артист, обещающий нам хорошего певца-актера».

«Итак, в молодой русский оперный театр пришел певец из народа - Петров и обогатил его сокровищами народного пения, - пишет М.Л. Львов. - В то время от оперного певца требовались такие высокие звуки, которые были недоступны голосу без специальной подготовки. Трудность заключалась в том, что для образования высоких звуков требовался новый технический прием, иной, чем при образовании звуков, привычных данному голосу. Естественно, Петров за два месяца овладеть этой сложной техникой не смог, и критик был прав, когда отметил в его пении на дебюте „резкий переход оного в верхние ноты“. Именно мастерству сглаживания этого перехода и владения очень высокими звуками Петров настойчиво учился у Кавоса в последующие годы».

Затем последовали великолепные интерпретации крупных басовых партий в операх Россини, Мегюля, Беллини, Обера, Вебера, Мейербера и других композиторов.

«Вообще, моя служба проходила очень счастливо, - писал Петров, - но работать мне приходилось очень много, потому что я играл и в драме, и в опере, и какую бы оперу ни давали, я везде был занят… Хотя я радовался своему успеху на избранном поприще, но редко когда бывал собою доволен после спектакля. Бывало, от малейшей неудачи на сцене я мучился и проводил бессонные ночи, а на другой день придешь, бывало, на репетицию - так совестно взглянуть на Кавоса. Образ жизни моей был очень скромен. Знакомств у меня было немного… Большею частью я сидел дома, пел гаммы ежедневно, разучивал роли и ездил в театр».

Петров и в дальнейшем был первоклассным исполнителем западноевропейского оперного репертуара. Характерно, что он регулярно принимал участие в спектаклях итальянской оперы. Вместе со своими зарубежными коллегами он пел в операх Беллини, Россини, Доницетти и здесь обнаруживал свои широчайшие артистические возможности, актерское мастерство, чувство стиля.

Его свершения в зарубежном репертуаре вызывали искренние восторги современников. Стоит привести строки из романа Лажечникова «Басурман», где речь идет об опере Мейербера: «Помните ли вы Петрова в „Роберте-Дьяволе“? И как не помнить! Я видел его в этой роли только раз, и до сих пор, когда думаю о нем, меня преследуют звуки, будто отзывы из ада: „Да, покровитель“. И этот взгляд, от обаяния которого душа ваша не имеет силы освободиться, и это шафранное лицо, исковерканное беснованием страстей. И этот лес волос, из которого, кажется, выползти готово целое гнездо змей…»

А вот что писал А.Н. Серов: «Полюбуйтесь, с какой душой выполняет Петров свое ариозо в первом акте, в сцене с Робертом. Доброе чувство отеческой любви разноречит с характером адского выходца, поэтому придать естественность этому сердечному излиянию, не выходя из роли, - дело трудное. Петров здесь и во всей роли вполне победил это затруднение».

Серов особо отметил в игре русского актера то, что выгодно отличало Петрова от других выдающихся исполнителей этой роли, - умение найти человечность в душе злодея и подчеркнуть ею губительную силу зла. Серов утверждал, что Петров в роли Бертрама превзошел и Ферзинга, и Тамбурини, и Формеза, и Левассера.

За творческими успехами певца внимательно следил композитор Глинка. Ему импонировал богатый звуковыми оттенками голос Петрова, в котором сочеталась мощь густого баса с подвижностью легкого баритона. «Голос этот напоминал низко стелющийся звук громадного отлитого из серебра колокола, - пишет Львов. - На высоких нотах он сверкал, как сверкают зарницы в густой темноте ночного неба». Имея в виду творческие возможности Петрова, Глинка и написал своего Сусанина.

27 ноября 1836 года - знаменательная дата премьеры оперы Глинки «Жизнь за царя». То был звездный час Петрова, - он гениально раскрыл характер русского патриота.

Вот только два отзыва восторженных критиков:

«В роли Сусанина Петров воспрянул во весь рост своего громадного таланта. Он создал вековечный тип, и каждый звук, каждое слово Петрова в роли Сусанина перейдут в отдаленное потомство».

«Драматичность, глубокое, искреннее чувство, способное доходить до потрясающей патетичности, простота и правдивость, горячность - вот что сразу выдвинуло Петрова и Воробьеву на первое место в ряду наших исполнителей и заставило русскую публику ходить толпами на представления „Жизни на царя“».

Всего Петров спел партию Сусанина двести девяносто три раза! Эта роль открыла новый, наиболее значительный этап в его биографии. Путь ему пролагали великие композиторы - Глинка, Даргомыжский, Мусоргский. Как и самим авторам, ему в одинаковой степени были подвластны и трагические, и комические роли. Его вершины, вслед за Сусаниным, - Фарлаф в «Руслане и Людмиле», Мельник в «Русалке», Лепорелло в «Каменном госте», Варлаам в «Борисе Годунове».

Об исполнении партии Фарлафа написал композитор Ц. Кюи: «Что сказать о г-не Петрове? Как выразить всю дань удивления к его необыкновенному таланту? Как передать всю тонкость и типичность игры; верность выражения до мельчайших оттенков: умное в высшей степени пение? Скажем только, что из числа многих ролей, так талантливо и самобытно созданных Петровым, роль Фарлафа - одна из самых лучших».

И В.В. Стасов справедливо считал исполнение Петровым роли Фарлафа образцом, по которому должны равняться все исполнители этой роли.

4 мая 1856 года Петров впервые исполняет роль Мельника в «Русалке» Даргомыжского. Критика так расценивала его игру: «Смело можно сказать, что г-н Петров созданием этой роли приобрел несомненно сугубое право на титул артиста. Мимика его, искусная декламация, необычайно ясное произношение… мимическое искусство доведено у него до такой степени совершенства, что в третьем действии при одном его появлении, не слыхав еще ни одного слова, по выражению лица, по судорожному движению его рук ясно, что несчастный Мельник помешался».

Еще через двенадцать лет можно прочитать такой отзыв: «Роль Мельника принадлежит к числу трех бесподобных типов, созданных Петровым в трех русских операх, и едва ли его художественное творчество не достигло в Мельнике высших пределов. Во всех разнообразных положениях Мельника, в которых у него обнаруживается жадность, низкопоклонство перед Князем, радость при виде денег, отчаяние, умопомешательство, Петров равно велик».

К этому надо добавить, что великий певец был и неповторимым мастером камерно-вокального исполнительства. Современники оставили нам немало свидетельств об удивительно проникновенной интерпретации Петровым романсов Глинки, Даргомыжского, Мусоргского. Наряду с гениальными творцами музыки Осипа Афанасьевича смело можно назвать основоположником русского вокального искусства как на оперной сцене, так и на концертной эстраде.

Последний и необычайный по интенсивности и блеску взлет артиста относится к 70-м годам, когда Петров создал ряд вокально-сценических шедевров; в их числе - Лепорелло («Каменный гость»), Иван Грозный («Псковитянка»), Варлаам («Борис Годунов») и др.

До конца дней своих Петров не расставался со сценой. По образному выражению Мусоргского, он «на смертном одре роли свои дозором обходил».

Литература: Глинка М., Записки, «Русская старина», 1870, т. 1-2, М. И. Глинка. Литературное наследие, т. 1, М.-Л., 1952; Стасов В. В., О. А. Петров, в кн.: Русские современные деятели, т. 2, СПБ, 1877, с. 79-92, то же, в его кн.: Статьи о музыке, вып. 2, М., 1976; Львов М., О. Петров, М.-Л., 1946; Ласточкина Е., Осип Петров, М.-Л., 1950; Гозенпуд A., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Очерк, Л., 1959; его же, Русский оперный театр XIX века, (т. 1) - 1836-1856, (т. 2) - 1857-1872, (т. 3) - 1873-1889, Л., 1969-73; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 1, вып. 1-2, т. 2, вып. 3-4, М., 1966-73 (вып. 1 совм. с Протопоповым В. В.).

Русский певец (бас). В детстве играл на балалайке, гитаре, затем на флейте, кларнете, фаготе, контрабасе. В юности пел в церковном хоре. Нотной грамоте обучался у военного капельмейстера Бехмана.

Дебютировал в 1826 в труппе Жураховского в Елизаветграде (опера-водевиль «Казак-стихотворец» Кавоса), затем перешёл в труппу И. Ф. Штейна, гастролировавшую на Юге России. Уже в эти годы проявилась разносторонность артистического таланта Петрова (выступал в опереттах, драмах, трагедиях). Большое значение для него имело творческое общение с М. С. Щепкиным в Полтаве, способствовавшее созданию Петровым живых полнокровных образов.

В 1830 по приглашению оперного режиссера М. С. Лебедева приехал в Петербург, занимался у К. А. Кавоса (пение). В этом же году впервые выступил (партия Зарастро, «Волшебная флейта») на Петербургской оперной сцене (вначале пел на сцене Большого театра, с середины 50-х гг. - Театра-цирка, с 1860 - Мариинского театра), где прослужил до 1878.

Здесь создал яркие образы в операх западно-европейских композиторов - Цампа, Бертрам, Ассур, Каспар («Цампа» Герольда, «Роберт-Дьявол»; «Семирамида» Россини, «Вольный стрелок»). Успешно пел в спектаклях итальянской оперы, демонстрируя высокий уровень русского исполнительского искусства («Сомнамбула», «Пуритане» Беллини, «Лючия ди Ламмермур», «Севильский цирюльник», «Дон Жуан» и др.).

Новый этап в творческой деятельности Петрова связан с операми М. И. Глинки «Иван Сусанин» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842). Был первым и выдающимся исполнителем партий Сусанина и Руслана, а позднее неподражаемым Фарлафом. В этих партиях раскрылось дарование артиста - творца ярко национальных, реалистических образов.

Петров создал традицию сценического образа Сусанина. Роль Сусанина Глинка предназначал Петрову (композитор работал с ним над партией; составил для певца вокальные упражнения). Сложнейшая для исполнителя партия Руслана написана в расчёте на феноменальный голос Петрова. Общение с Глинкой и позже с М. П. Мусоргским расширило художественный кругозор Петрова и способствовало дальнейшему развитию реалистических тенденций в его творчестве.

Был также первым исполнителем партий Мельника (1856), Лепорелло («Каменный гость», 1872), Ивана Грозного («Псковитянка», 1873), Варлаама (1874), создав высокохудожественные образы.

Голос Петрова отличался мощью звучания, широтой диапазона (одинаково доступными певцу были басовые и баритоновые партии), богатством красок, подвижностью и ровностью во всех регистрах. Задушевное пение, совершенное владение речитативом, выдающееся актёрское мастерство помогали Петрову передавать разнообразные человеческие характеры, глубоко раскрывать воплощаемые им образы.

Петров был также тонким интерпретатором романсов Глинки, А. С. Даргомыжского, Мусоргского. Исполнительская деятельность Петрова, создателя русской вокально-сценической школы, - значительный этап в развитии русской национальной оперы.

А. П. Григорьева

Минуло более двухсот лет со дня рождения великого оперного певца Осипа Афанасьевича Петрова, «дедушки русской оперы».Восторг современников, время, отсутствие граммофонных записей стерли многие индивидуальные черты характера этого человека. Сегодня, вряд ли возможно представить каким певец был в жизни. Образ его мифологизирован.

Он видится совершенным созданием, наделенным качествами высшего порядка. Однако линия жизни артиста просматривается ясно – беззаветное служение оперной сцене, ключом к которому был природный певческий дар, посланный свыше. Осип Петров родился на юге России в Елисаветграде (ныне Кировоград) в купеческой среде, не способствовавшей развитию каких –либо дарований. Знавшие Петрова в детстве и юности отмечали, что он был рожден артистом. И хотя впервые юноша попал в театр девятнадцати лет, сознание жизненного предназначения жило в нем с детства. Ребенком Осип любит петь народные песни, пел на клиросе местной церкви. Случайные люди, сведущие в музыке обучили его игре на гитаре и флейте. В лишенной событий жизни провинциального города фигура Осипа Петрова, или Ионки, как его звали в ту пору, была приметна.Петров был истинным самородком, ибо в его случае успех определялся толькосилой дарования и трудом. К. А. Кавос, так немало сделавший для русского искусства, был единственным профессиональным музыкантом, приложившим серьёзные усилия к превращению Петрова в оперного певца. Во многом благодаря Кавосу певец освоил искусство итальянской оперы.

Первый успех пришёл к нему в опере В-А. Моцарта «Волшебная флейта», затем «Роберте -Дьяволе» Дж.Мейербера. Современники отмечали исполнение им партии Каспара в опере К. Вебера «Волшебный стрелок». С 1836 года начинается новый период в истории русской оперы, совпавший с важнейшим этапом сценической деятельности О. А. Петрова. 27 ноября 1836 года состоялась премьера оперы М. И. Глинки « Жизнь за царя».

Успех композитора разделили и исполнители главных ролей Ивана Сусанина и Вани – О. А. Петров и А. Я. Воробьёва. Триумфальный успех в опере Глинки выдвинул их в число лучших русских оперных исполнителей того времени.

Вскоре Анна Яковлевна Воробьёва, совсем молодая в ту пору девушка, только год назад окончившая театральное училище станет женой Осипа Афанасьевича. Это будет союз больших артистов на сцене и милых простых людей в повседневной жизни.Через шесть лет, в 1842 году, также 27 ноября состоялся первый показ оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Супруги Петровы стали первыми исполнителями партий Руслана и Ратмира. Позднее Осип Афанасьевич предпочтет петь партию Фарлафа, расцветив образ незадачливого искателя руки Людмилы яркими красками. Среди творческих удач О. А. Петрова участие в операх А. С. Даргомыжского.Петров прославленный исполнитель партии Мельника в «Русалке», Лепорелло в «Каменном госте». Была близка певцу и партия Ваарлама в «Борисе Годунове»М. П. Мусоргского.

Портреты знаменитого артиста и просто красивого человека – О. А. Петрова писали известные художники С. К. Зарянко (1843) и В. Е. Маковский (1870). Мраморный бюст артиста был изваян видным скульптором тех лет Н.А. Лаверецким (1876) для Петербургской консерватории. До конца жизни Осип Афанасьевич Петров жил интересами событий оперной сцены. Ведь как считали современники, он был рожден артистом.

Надгробие О. А. Петрова (1807 - 1878) в Некрополе мастеров искусств – Гранитный жертвенник с бронзовым рельефом. Похоронен вместе с женой А. Я. Воробьёвой – Петровой.

С. К. Зарянко. Портрет оперного артиста Осипа Афанасьевича Петрова. 1849 год

Осип Афанасьевич Петров родился 15 ноября 1807 года в городе Елисаветград. Ионка (как его звали тогда) Петров рос уличным мальчишкой, без отца. Мать, базарная торговка, тяжелым трудом зарабатывала гроши. В семь лет Ионка поступил в церковный хор, где явно выделялся его звонкий, очень красивый дискант, со временем превратившийся в могучий бас.

Родственники Осипа Афанасьевича с материнской стороны, по фамилии Петровы, были елисаветградские 3-й гильдии купцы, «породы греческой», по выражению ревизских сказок, но значительно обрусевшие.

В четырнадцать лет в судьбе мальчика случилась перемена: родной брат матери взял к себе Ионку, дабы приучить его к делу. Константин Саввич Петров был тяжел на руку; мальчику приходилось оплачивать дядин хлеб напряженной работой, часто даже в ночные часы. К тому же дядя смотрел на его музыкальные увлечения как на что-то ненужное, на баловство. Помог случай: в доме расположился на постой полковой капельмейстер. Обратив внимание на музыкальные способности мальчика, он и стал его первым наставником.

Осип Петров (1861 г.)

Вскоре дядя уехал на два года по торговым делам, оставив за себя племянника. Осипа отличала душевная доброта - явная помеха торговому делу. Константин Саввич успел вернуться вовремя, не дав окончательно разорить себя незадачливому торговцу, а Осипа изгнал и из «дела» и из дома.

«Скандал с дядей разыгрался как раз в то время, когда в Елисаветграде гастролировала труппа Жураховского, - пишет М. Л. Львов. - По одной версии, Жураховский случайно услышал, как мастерски Петров играл на гитаре, и пригласил его в труппу. Другая версия говорит, что Петров по чьей-то протекции попал на сцену статистом. Зоркий глаз опытного антрепренера разглядел прирожденную сценичность Петрова, сразу же почувствовавшего себя на сцене свободно. После этого Петров будто бы остался в труппе.

В 1826 году Петров дебютировал на елисаветградской сцене в пьесе А. Шаховского «Казак-стихотворец» . Он говорил в ней текст и пел куплеты. Успех был большой не только потому, что играл на сцене «свой Ионка», но главным образом потому, что Петров «точно на сцене родился».

До 1830 года продолжался провинциальный этап творческой деятельности Петрова. Он выступал в Николаеве, Харькове, Одессе, Курске, Полтаве и других городах. Талант молодого певца привлекал к себе все большее внимание слушателей и специалистов.

Летом 1830 года в Курске на Петрова обратил внимание М. С. Лебедев, режиссер петербургской оперы.

В Петербурге Петров продолжал совершенствовать свой талант. Начинал же он в столице с партии Зарастро в «Волшебной флейте» Моцарта, и этот дебют вызвал благожелательный отклик.

Портрет работы К. Маковского (1871), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Затем последовали великолепные интерпретации крупных басовых партий в операх Россини, Мегюля, Беллини, Обера, Вебера, Мейербера и других композиторов.

Петров и в дальнейшем был первоклассным исполнителем западноевропейского оперного репертуара. Характерно, что он регулярно принимал участие в спектаклях итальянской оперы. Вместе со своими зарубежными коллегами он пел в операх Беллини, Россини, Доницетти и здесь обнаруживал свои широчайшие артистические возможности, актерское мастерство, чувство стиля.

За творческими успехами певца внимательно следил композитор Глинка. Ему импонировал богатый звуковыми оттенками голос Петрова, в котором сочеталась мощь густого баса с подвижностью легкого баритона. «Голос этот напоминал низко стелющийся звук громадного отлитого из серебра колокола, - пишет Львов. - На высоких нотах он сверкал, как сверкают зарницы в густой темноте ночного неба». Имея в виду творческие возможности Петрова, Глинка и написал своего Сусанина.

27 ноября 1836 года - знаменательная дата премьеры оперы Глинки «Жизнь за царя». Это был звездный час Петрова, - он гениально раскрыл характер русского патриота.

Часть картины, поднесенной 27 ноября 1861 г. товарищами - артистами русской драмы О.А.Петрову в память выполнения им роли Сусанина в опере "Жизнь за царя"

Всего Петров спел партию Сусанина двести девяносто три раза! Эта роль открыла новый, наиболее значительный этап в его биографии. Путь ему пролагали великие композиторы - Глинка, Даргомыжский, Мусоргский. Как и самим авторам, ему в одинаковой степени были подвластны и трагические, и комические роли. Его вершины, вслед за Сусаниным, - Фарлаф в «Руслане и Людмиле», Мельник в «Русалке», Лепорелло в «Каменном госте», Варлаам в «Борисе Годунове».

Осип Афанасьевич Петров, первый исполнитель роли Сусанина. Петербург, 1870-е годы

В. В. Стасов справедливо считал исполнение Петровым роли Фарлафа образцом, по которому должны равняться все исполнители этой роли.

К этому надо добавить, что великий певец был и неповторимым мастером камерно-вокального исполнительства. Современники оставили нам немало свидетельств об удивительно проникновенной интерпретации Петровым романсов Глинки, Даргомыжского, Мусоргского. Наряду с гениальными творцами музыки Осипа Афанасьевича смело можно назвать основоположником русского вокального искусства, как на оперной сцене, так и на концертной эстраде.

Последний и необычайный по интенсивности и блеску взлет артиста относится к 70-м годам, когда Петров создал ряд вокально-сценических шедевров; в их числе - Лепорелло («Каменный гость»), Иван Грозный («Псковитянка»), Варлаам («Борис Годунов») и др.

Петров (справа) в роли Варлаама (1873 г.)

До конца дней своих Петров не расставался со сценой. По образному выражению Мусоргского, он «на смертном одре роли свои дозором обходил».

В апреле 1876 года в Мариинском театре праздновалось пятидесятилетие сценической карьеры Петрова. Ему была преподнесена золотая медаль от императора и позолоченный лавровый венок, на каждом листе которого было выгравировано название одной из опер, в которых он пел.

Объём голоса Петрова составлял более чем две с половиной октавы: от B1 (си-бемоль контроктавы) до fis1 (фа-диез первой октавы). Его пение отличали теплота, глубина и чёткость интонации. Обладая хорошим актёрским мастерством, Петров успешно исполнял как драматические, так и комические роли в русских и зарубежных операх.

Брюллов К. Портрет певицы А. Я. Петровой (1841 г.)

Петров был женат на Анне Воробьёвой, которая также была выдающейся оперной певицей.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Могила Петрова в Некрополе мастеров искусств в Санкт-Петербурге

Список используемой литературы: Глинка М., Записки, «Русская старина», 1870, т. 1–2, М. И. Глинка. Литературное наследие, т. 1, М.-Л., 1952; Стасов В. В., О. А. Петров, в кн.: Русские современные деятели, т. 2, СПБ, 1877, с. 79–92, то же, в его кн.: Статьи о музыке, вып. 2, М., 1976; Львов М., О. Петров, М.-Л., 1946; Ласточкина Е., Осип Петров, М.-Л., 1950; Гозенпуд A., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Очерк, Л., 1959; его же, Русский оперный театр XIX века, (т. 1) - 1836–1856, (т. 2) - 1857–1872, (т. 3) - 1873–1889, Л., 1969–73; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 1, вып. 1–2, т. 2, вып. 3–4, М., 1966–73 (вып. 1 совм. с Протопоповым В. В.).

С детства пел в церковном хоре, самостоятельно научился играть на гитаре. Его взял к себе дядя, брат матери, торговец, чтобы отвлечь от «музыкальных глупостей» и привлечь к делу. Но предприниматель из будущего певца не получился, племянник покинул раздосадованного дядю. В 1826 году попал в гастрольную труппу Жураховского, впервые выступил в водевиле Катерино Кавоса на текст Шаховского «Козак-стихотворец», а вскоре стал участником труппы Иван Фёдоровича Штейна, где познакомился с театральным актёром Михаилом Щепкиным, который оказал большое влияние его на творческое развитие. После нескольких лет выступлений в провинциальных городах в 1830 певец оказался в Петербурге, где с восторгом был принят публикой. В Мариинском театре, он проработал до конца своей жизни - с 1830 по 1878 год. Дебютировав в опере Моцарта «Волшебная флейта», он вскоре стал одним из ведущих столичных оперных солистов, исполняя басовые партии в сочинениях Мейербера, Россини, Беллини и других композиторов. Петров также совершенствовался в теории музыки и игре на фортепиано у Гунке и в пении - у Кавоса.

Настоящим звёздным часом Петрова стала премьера в 1836 году оперы Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), в которой он спел заглавную роль. В это время на сцене театра шли сразу две разные оперы на один сюжет - о подвиге крестьянина Ивана Сусанина - опера Глинки и опера Катерино Кавоса, и Петров исполнял обе заглавные партии в двух постановка.

Среди других партий, написанных специально для Петрова и с блеском им исполнявшихся - Фарлаф («Руслан и Людмила» Глинки), Мельник («Русалка»), Лепорелло («Каменный гость» Даргомыжского), Озия, Владимир («Юдифь», «Рогнеда» Серова), Иван Грозн ый («Псковитянка» Римского-Корсакова), Варлаам («Борис Годунов» Мусоргского), Гудал («Демон» Рубинштейна), Кочубей («Мазепа» Чайковского). Певец участвовал в операх французских и итальянских композиторов, пел партию Неизвестного («Аскольдова могила» Верстовского).

В апреле 1876 года в Мариинском театре праздновалось пятидесятилетие сценической карьеры Петрова. Ему была преподнесена золотая медаль от императора и позолоченный лавровый венок, на каждом листе которого было выгравировано название одной из опер, в которых он пел.

Объём голоса Петрова составлял более чем две с половиной октавы: от B1 (си-бемоль контроктавы) до fis1 (фа-диез первой октавы). Его пение отличали теплота, глубина и чёткость интонации. Обладая хорошим актёрским мастерством, Петров успешно исполнял как драматические, так и комические роли в русских и зарубежных операх.

Петров был женат на Анне Воробьёвой, которая также была оперной певицей.