Отношение к хлебу в наше время. Проектно-исследовательская работа "хлеб - наше богатство". Отношение к хлебу подростков

А) Темучин

Б) Есугей

В) Чингисхах

Г) Субедей

А 2. Битва на реке Калке произошла в:

А 3. Первый удар монголы нанесли по княжеству:

А) Владимирскому

Б) Рязанскому

В) Черниговскому

Г) Смоленскому

А 4. Невская битва состоялась в:

А 5. Хан Батый назвал « злым городом»:

А) Торжок

Б) Коломну

В) Козельск

А6. Следствием присоединения князя Гедимина русских земель стало:

А) принятием народа католичества

Б) отмена прежней системы управления

В) запрет на использование русского языка

Г) обложение русских земель данью

А7. Причиной раздробленности Руси является:

А) Распространение языческих верований

Б) Установление вечевых порядков во всех русских землях

В) Стремление удельных князей к независимости от Киева

Г) установление власти Золотой Орды над Русью

А 8. Русское войско в ходе Невской битвы сражалось против:

А) датских рыцарей

Б) шведов

В) немецких рыцарей

Г) поляков

А9. Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах, называется:

Г) погост

А10. Период феодальной раздробленности русских земель был временем:

А) экономического и культурного подъёма

Б) экономического подъёма и культурного упадка

В) экономического упадка и культурного подъёма

Г) экономического и культурного упадка

А 11. Кто не участвовал в Невской битве?

А) Гаврило Олексич

Б) Александр Невский

Г) Пётр Ослядюкович

А 12. Что не является следствием присоединения русских земель к Литве?

А) освобождение русского княжества от ордынского ига

В) взаимовлияние на культуру

Г) совместными усилиями противостояли угрозе Запада

А13. Причиной нашествия монголо – татар на Русь можно считать:

А) возможность обогащения

Б) наличие сильной армии у монголов

В) ослабление Руси в результате феодальной раздробленности

Г) все указанные причины

А14. Формой правления в Новгороде было:

А) княжеское правление

Б) демократическая республика

В) боярская республика

Г) монархия

А 15. Столицей Великого княжества Литовского стал город:

Б) Вильно

В) Ревель

Г) Гродно

А 16. Причина победы монгольского войска в битве на р. Калке:

А) несогласованность действий русских войск

Б) наличие у монголов огнестрельного оружия

В) снижения уровня воды в реке из-за засушливого лета

Г) русские войска отказались прийти на помощь половцам

А 17. Следствием похода Батыя на Русь является:

А) Объединение русских земель

Б) Расширение границы Монгольской державы

В) Разорение русских земель

Г) Установление на Руси феодальной раздробленности

А 18. Причины поражения русских войск в борьбе с монголо-татарами:

А) плохие погодные условия

Б) отсутствие у русских князей конницы

В) феодальная раздробленность на Руси

Г) военная помощь, которую половцы оказали монголо-татарам

А 19. Какое из перечисленных событий произошло раньше других:

А) сражение на Чудском озере

Б) перенесение резиденции митрополита во Владимир

В) битва на реке Калке

Г) Невская битва

А 20. Следствием политической зависимости Руси от Золотой Орды является:

А) Участие русских князей в курултае

Б) обязательное изучение монгольского языка

В) выдача ордынцами русским князьям ярлыков на княжение

Г) обязательное принятие ислама русскими людьми

А 21. Причиной сокращения численности населения в русских землях во второй половине XIII в. является:

А) Стихийные бедствия

Б) Монголо- татарское нашествие

В) Процессом образования феодальной раздробленности

Г) Набеги немецких и шведских рыцарей

А 22. Что не относится к особенностям культуры XII – XIII веков:

А) упадок русской культуры

Б) складывание собственной культурной традиции

В) появление новых источников развития

Г) складывание крупных культурных центров

А 23. Какое из перечисленных архитектурных зданий было построено в XII – XIII веках?

А) церковь Спаса на Нередице

Б) церковь святого Георгия в Ладоге

В) Успенский Собор Московского кремля

Г) церковь Покрова Богородицы на Нерли

А) разрушение церквей и монастырей

Б) рост экономических связей

В) рост и развитие городов

Г) появление новых ремёсел

А 25. Какой жанр литературы не относится к XII – XIII веку?

А) поучения

Б) летописание

В) публицистика

Г) « Слово о полку Игореве…»

А 26. Итогом Ледового побоища является:

А) поражение крестоносцев

Б) отпор монголо - татарам

В) поражение шведов

Г) остановлена агрессия литовцев против новгородцев

А 27. Через какой город, находящийся на территории современной Тверской области, лежал путь монголо – татар на Новгород?

Б) Бежецк

В) Торжок

А 28. В каком году состоялся съезд князей в Любече?

А 29. Кто из перечисленных князей правил раньше других?

А) Ярослав Мудрый

Б) Александр Невский

В) Владимир Мономах

Г) Юрий Долгорукий

А 30. Какой князь получил прозвище за то, что имел огромную семью?

А) Ярослав

Б) Всеволод

В) Андрей

1. Какие народы участвовали в Великом переселении? а) вандалы, вестготы, остготы, франки, англы, саксы б) римляне, греки, славяне в) готы, славяне,

турки2. На каком языке читалась молитва в западной церкви?а) греческом б) немецком в) латинском г) французском3. Человек, уединенный в незаселенных местах, назывался:а) граф б) архиепископ в) монах г) король4. В каком году перестала существовать империя Карла Великого? а) в 843 году б) в 800году в) в 9б2году г) в б00году5. Кого называли норманнами?а) северных германцев б) саксов в) южных германцев г) славян6. Основное занятие рыцарей?а) война; б) ученые занятия; в) занятия сельским хозяйством; г) торговля.7.Когда произошел распад Римской империи?а) 410г. 6)395г. в) 476г.8. Как назывался глава государства у арабов?а) везир б) халиф в) монарх г) император9. Как называлась специальная грамота о прощении грехов?а) индульгенция б) депеша в) реквизит10. Почему начались Крестовые походы?а) стремление участников походов освободить Святую Землю б) стремление участников познакомиться с традициями стран Востока в) стремление открыть новые торговые пути11. К чему привело завоевание Англии нормандским герцогом Вильгельмом?а) к ослаблению королевской власти в Англии б) к усилению королевской власти в) к феодальной раздробленности государства12. Установите соответствие: БОГ СФЕРА ПОКРОВИТЕЛЬСТВА

Помогите, пожалуйста, с историей.) Очень нужно..

С тем, что получится.. хотя бы с одним заданием)

1.Прочитайте предложения,
указывающие факты, связанные со сражением, которое произошло в Западной Европе
в Новое время, и напишите название населенного пункта, возле которого оно
состоялось. Правильный ответ без пробелов внесите в таблицу ответов.
(1) Точное время начала битвы остается спорным вопросом для
исторической науки, но все сходятся на том, что приказ об атаке был отдан
гораздо позже восхода солнца. Считается, что причиной этого был проливной
дождь, прошедший ночью: нужно было дождаться, пока земля просохнет.
(2) В битве участвовали солдаты нескольких государств, и само сражение
долгое время называлось по-разному в этих странах.
(3) Командующий одной из победивших армий провел большую часть битвы
под большим вязом, который стоял на пересечении дорог. Впоследствии это дерево
было выкорчевано и увезено на родину полководца, где из древесины сделали
различные сувениры.
(4) Исход сражения решился благодаря вступлению в сражение дополнительных
сил, которые совершили для этого марш-бросок.
(5) Маршал, на корпус которого рассчитывал проигравший полководец,
совершил ошибочный маневр и не успел на поле сражения.
(6) Государство, в пределах которого находится сейчас поле битвы, было
основано только через 15 лет после сражения.

2.Прочитайте текст, содержащий шесть пронумерованных предложений. Определите, о
каком понятии или явлении в нем идет речь, и внесите его в таблицу ответов.
Ответ должен состоять из двух слов: одного прилагательного и одного
существительного в именительном падеже. Ответ запишите без пробелов. Учтите,
что два предложения из шести содержат фактические ошибки или относятся к
другому понятию.
(1) Это государство существовало в эпоху
раннего средневековья.
(2) Его столица находилась в низовьях крупной реки.
(3) Официальной религией страны был иудаизм.
(4) Титул правителя на
местном языке звучал как «басилевс».
(5) Государство имело тесные торговые
контакты с Древней Русью. (6) Завоеватель государства носил имя Мурад.


3.Укажите последствие разгрома «Непобедимой армады»:

1) начало Тридцатилетней войны
2) расширение колониальной
империи Испании
3) увеличение английского
влияния на морях
4) конфликт между Испанией и
Англией за колониальные владения

4. Выберите из предложенного списка трех исторических деятелей,
являвшихся современниками:
1) Джеймс Уатт;

После того как 5-6 тысячелетий назад в Древнем Египте овладели искусством получения разрыхленного хлеба (хлеба из сквашенного теста) было заложено начало развития хлебопекарного производства.

Пекарные древнеегипетские мастера делали хлеб разного вида: круглый и вытянутый, а также в форме пирамид, плетенок, рыб и сфинксов. На хлебах могли проставлять различные знаки: цветок, крест, символ семьи или рода, а на хлебцах для детей – петух, котенок, индюк и другие. Пекли сладкий хлеб, в состав которого входили мед, жир и молоко, такой хлеб конечно ценился больше. Для рабов пекся черный грубый хлеб.

Секреты получения разрыхленного хлеба из Древнего Египта перешли в Грецию и Рим. Там этот хлеб был доступен лишь богатым и считался большим деликатесом. Специальный хлеб выпекали для спортсменов, которые были участниками Олимпийских игр. В Олимпии, когда проходили спортивные состязания, для участников игр и гостей делали особый хорошо разрыхленный белый хлеб.

Какое же было ? Хлеб очень ценился и почитался человеком. Хлеб стоял в одном ряду с солнцем и золотом. В древнеегипетской скорописи хлеб, солнце и золото обозначались одним символом: кругом с точкой в средине. О хлебе слагали песни и гимны. В усыпальнице одного из египетских фараонов на стене есть картина с детальным изображением изготовления хлеба. В музее Египта есть статуэтка тестомеса, ей несколько тысяч лет.

Древние греки считали хлеб отдельным блюдом. Чем богаче и знатнее был хозяин дома, тем щедрее он угощал своих гостей дорогим хлебом.

В связи с большой важностью хлеба у многих сложилось к нему суеверное почтение. Считалось, что употребление пищу без хлеба – большой грех и за это может последовать наказание богов. В Индии для преступников существовало дополнительное наказание: им определенное время, зависящее от тяжести вины, не давали хлеб. Самым значимым оскорблением считалось неуважение к хлебу.

В некоторых странах считалось, что хлеб обладает целебными свойствами и излечивает от многих заболеваний, например: вдыханием запаха свежеиспеченного хлеба лечили насморк, а черствым хлебом – заболевания желудка и кишечника.

С таким же уважением, как к самому хлебу, с давних времен относились и к людям, которые его пекли. Пекари занимали многие высокие должности в древних государствах и были в большом почете. Однако хлебопека сделавшего плохой хлеб могли сурово наказать: остричь, выпороть, поставить к позорному столбу и даже изгнать. По древнегерманскому закону за убийство пекаря наказание было строже, чем за убийство человека другой профессии. В Древнем Риме раб, умевший делать хлеб, ценился в 10 раз дороже гладиатора. В десятом веке в Византии пекари были освобождены от всех государственным повинностям.

Во славу хлебных мастеров делали памятники. В Риме по сегодняшний день сохранилось надгробие высотой 13 метров. Этот мемориал возведен на могиле пекаря Марка Вергилия Эврисака, который жил около двух тысяч лет назад и был основателем нескольких больших пекарен, обеспечивающих хлебом почти весь Рим. Он украшен барельефами с изображением процесса изготовления хлеба.

Рецепты хлеба держались хлебными мастерами в строжайшей тайне и передавались из поколения в поколение.

Примерно три тысячи лет назад восточные славяне уже выращивали такие зерновые культуры как пшеница, ячмень, просо, овес. Позже, славяне стали возделывать и (это началось около тысячи лет назад). При раскопках поселений учеными найдены остатки глинобитных домов, в которых были помещения для зерна, печи для выпекания хлеба, зернотерки, сосуды из глины для хранения зерна.

Выпечка хлеба у славян, как и у других народов, была почетным и ответственным делом. Качество хлеба контролировалось назначенными хлебными приставами, которые проверяли и взвешивали хлеб на рынках и торжках. При обнаружении нарушений, виновных наказывали штрафом.

Существовали, как маленькие пекарни (хлебные избы), так и хлебные дворцы. Производство хлеба было ручным и потому довольно тяжелым вплоть до середины девятнадцатого века. Лишь потом появились машины (тестомесильные, тестоделительные, конвейерные печи).

За всю свою историю человечество не обеспечивалось хлебом в достаточном объеме, его никогда не было вдоволь. Именно по этому всегда было почтенным и уважаемым, от него зависела жизнь.

Если Вам интересна эта информация, то Вы можете написать комментарий, поделится ссылкой на нее с друзьями или подписаться на рассылку сайта или на обновления сайта.

ГБС(К) ОУ РМ « Краснослободская коррекционная школа – интернат VIII вида.»

БЕСЕДА:

« Бережное отношение к хлебу»

ВЫПОЛНИЛА:

20.02.2015г.

2014 -2015 уч. год.

Беседа: «Бережное отношение к хлебу.»

Цели: Прививать у детей бережное отношение к хлебу; рассказать детям историю возникновения хлеба; показать значимость хлеба в жизни человека.

Ход беседы

Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.

Хлеб всегда считается символом благополучия и достатка. Этот продукт питания - самое надежное средство защиты людей от голода.

Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тыс. лет. Давным-давно люди ели просто зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первый хлеб был в виде жидкой каши.

Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой.

В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом.

В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли есть только члены королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества), хлебные изделия выпеченные два дня назад ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники.

На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлебы с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников.

О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка - величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб.

Во все времена хлеб был и остается продуктом, способным прокормить человека в самую черную годину жизни.

В одном из своих стихотворений Владимир Солоухин вспоминает:

Минуту я запомнил ту
Из детства озорного.
Вдруг скучно сделалось во рту
От хлеба, от ржаного,
И бросил наземь я кусок
От дедушки украдкой
И наступил я на кусок
Босой чумазой пяткой.
И растоптал… И весь как был
Зарылся носом в пыль я.
А раньше дед меня не бил!

Есть только одно слово равнозначное слову “хлеб” - это слово “жизнь”.

В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба - 125 грамм - дневной паек жителей осажденного города. Это святой блокадный хлеб.

В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция семенного фонда страны. Люди голодали, но берегли лучшие сорта зерен для будущих поколений.

«Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать испекла хлеб и сказала: “Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке”. Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь.

Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой старухи-болотницы. Злая болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги ее окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной.

Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб.

Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать. “Какой толку, что мать теперь хнычет обо мне”, - подумала Инге, и душа ее от этих мыслей становилась еще грубее.

Эту историю услышала маленькая девочка. “Бедная, бедная Инге! - заплакала она, - как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю”. Слова эти дошли до самого сердца Инге. И она залилась слезами раскаяния.

В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом. Инге и ее мама снова стали счастливыми, потому, что девочка научилась ценить хлеб».

Ребята, никогда не забывайте, что случилось с девочкой, наступившей на хлеб!

Сейчас у нас в стране изобилие хлеба и хлебных изделий. И нередко можем видеть брошенный на землю ломоть хлеба, недоеденные батоны, буханки в мусоросборниках, беззаботных школьников, кидающих друг в друга оставшиеся от обеда булочки или горбушки хлеба.

Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек.

Его сравнивали с золотом, с солнцем, самой жизнью. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом - кругом с точкой посредине.

Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом-солью встречали гостей.

Хлеб - практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности, сохраняет способность оставаться полезным и самым необходимым продуктом.

Если хлеб зачерствеет, он все равно сможет служить людям добрую службу.

Никогда не выбрасывайте черствый хлеб. И в наши дни во многих семьях, где умеют бережно относиться к хлебу, где знают ему истинную цену, хозяйки могут приготовить блюдо, основу которого составляет черствый хлеб.


Загадка:

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

Он каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Он наш верный друг, имя которое мы произносим с любовью и теплотой. Его имя – это хлеб. Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. А часто ли мы задумываемся, когда берем хлеб в руки, сколько лет хлебу?

1.Ученые полагают, свыше 15 тысяч. Правда, они оговариваются, что хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Это были плотные поджаренные куски зерновой массы.

В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения , используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.

На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.

2.С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания ; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Сколько же людей причастны к тому, чтобы хлеб появился на нашем столе?

Какие профессии вы можете назвать, которые связаны с выращиванием и изготовлением хлеба?

^ Конкурс «Подумай!»

Артист, комбайнер, врач, пекарь, тракторист, шофер, швея, аптекарь , учитель, мельник, агроном, продавец, селекционер.

Выберите только те профессии, которые связаны с производством хлеба.

От зернышка к буханке.

Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство. За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям Москвы, Ленинграда, Поволжья в годы войны, революции, отдавали свою жизнь сотни людей

1941-1945 г. Война. Вспомним блокадный город Ленинград, ныне Санкт-Петербург. Погибло много детей. В музее истории г. Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. 125 граммов в сутки. 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 20% муки – вот каким был ленинградский блокадный хлеб. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей города. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить назло врагу, назло бомбежкам и обстрелу.

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Хлеб войны. Он замешан на великом труде, слезах матерей, хлеб, ковавший Победу. У хлеба есть еще одно название, которое сейчас знает не каждый школьник. Хлеб на Руси называли жито. В этимологическом словаре указано, что оно образовано от слова жити (жить) с помощью суффикса - то.

Не случайно слово хлеб входит во многие пословицы и поговорки.

^ Конкурс «Собери пословицы»

Хлеб - батюшка, вода - матушка.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Палата бела, а без хлеба в ней беда.

^ Это интересно.

Хлебные рекордсмены.

Самая длинная плетёная булка - 9,2 метра - была выпечена в городе Акапулько (Мексика) в 1996 году. А самая большая буханка хлеба была изготовлена в 1988 году в Йоханнесбурге (ЮАР). Её длина составляла три метра, ширина и высота - более метра, а весила Гигантская буханка одну тонну и 430 килограммов!

^ Хлебный король.

Французский король Генрих IV ко всем своим титулам добавлял ещё один: "король хлеба". Обеспечивать хлебом нацию ещё более ответственное дело, чем править своими подданными, справедливо полагал монарх.

^ Хлеб - против насморка.

Во время колониальных войн среди английских солдат было распространено убеждение, что насморк можно вылечить, нюхая буханку свежеиспечённого хлеба. Любопытно, что в древнем мире целебные свойства приписывались только чёрствому хлебу.

^ Весомый подарок

Излюбленным хлебным лакомством на Руси были пряники. В старину их дарили на именины, подносили невесте в виде свадебного подарка, потчевали дорогих гостей, угощали ребятишек. Праздничные пряники весили порой около пуда (более 16 кг)

^ Популярная добавка.

За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба! Причём основная его часть потребляется не отдельно, а заодно с другими продуктами питания.

^ Берегите хлеб!

Поэта Григория Люшнина после освобождения из концлагеря, где он находился в плену, вынесли на руках. Взрослый мужчина весил всего26 кг. Это, ребята, вес ребенка 6–7 лет. В лагере он написал стихотворение, где говорится о том, как надо беречь хлеб и жалеть даже хлебную крошку:

Крошка хлеба на землю упала,

Меньше хлеба на крошку стало.

Где_то в поле неубранном нашем

Столько зерен лежит на пашнях.

Вот собрать бы их вместе – да в кучу!

Хлеб бы выпекли белый, пахучий!

Мы б окрепли и сильными стали,

Мы б тюремные стены сломали,

Снова вышли бы в бой под бомбежку.

Да, жалеть надо хлебную крошку!

Вот так относились к хлебу во время войны. К великому сожалению в наше время не все люди знают и понимают какова цена хлеба. Не денежная!

Как вы думаете есть ли легкий хлеб?

Сейчас вы посмотрите отрывок из белорусской сказки«Легкий хлеб» и ответите на вопрос: что значит «легкий хлеб»? Уважают ли в народе того, кто хочет есть легкий хлеб?

^ Ходить по земле – непростая наука,

Не кормит земля нерадивых и глупых.

Ты ей помоги терпеливой работой:

Хлеб станет веселым от теплой заботы.

У легкого хлеба ни цвета, ни вкуса,

Тебя превратит он в лентяя и труса.

И лоб расшибешь, тумаков нахватаешь,

А может случиться, себя потеряешь.

От трудного дела всегда поумнеешь,

Не зря говорится: пожнешь,

что посеешь.

- Очень часто можно наблюдать на наших улицах вот такую картину:

Булка

Три паренька по переулку
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь! – человек ответил,
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой. (С. Михалков)

Как вы оцениваете поступок этих мальчиков?

Вы думаете мальчики прислушались к словам пекаря и поняли свою ошибку?

А в Древнем Риме за покушение на жизнь пекаря виновный карался смертной казнью. Профессия пекаря – самая древняя на Земле. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли позволить себе купить только очень богатые люди.

Как же нужно поступить, если вы недоели кусочек хлеба?

1. Не играй с хлебом.

2. Остатки хлеба отдай птицам.

А еще, ребята, из черствого хлеба можно приготовить много вкусных блюд.

1.На земле без хлеба

Сильному не жить.

В небо не подняться,

По морю не плыть.

2.Этим хлебом мы живем,

Славу хлебу мы поем,

Слава хлебу, слава хлеборобу,

Слава людям и всему народу.

3.Как земли хозяин

Хлеб в руках держи.

Каждой крошкой хлеба

крепче дорожи.

Этими словами мне хочется закончить наш разговор о хлебе.

Текст от 9 класса. Типа изложение. На пробном, кстати, экзамене. Авторские знаки и грамотность сохранены.

Вариация на тему раз.
Издавна у славян был обычай. Люди бравшие хлеб становились друзьями с хлебом на всю жизнь. При вкушении хлеба жизнь изменяется. И хлеб становится твоим другом навсегда. Народ считает, что хлеб жизнь, жизнь хлеб бог.
Существует связь с хлебом. Хлеб всегда стоит на почетном месте. Хороших гостей встречают хлебом-солью. Но не каждый гость знает, что хлеб надо надломить самому съесть и гостям раздать. Не каждый человек знает, что перед разломом хлеба его надо поцеловать.

Вариация на тему два.
Издавна у славян был обычий. Хлеб ценили, когда провожали в путь когото, когда умирал ктото. Хлеб нельзя бросать, потому что грех наказывал. Люди прислонившийся хлеб оставались навсегда верными друзьями друг другу. Хлеб батюшка был всех народов обычий, когда провожали людей на другой свет.
В каждой зернышке была вложена в хлеб. Нахлебники живут за чужой счет, они зарабатывают на хлеб что бы прожить жизнь. Но есть одно без всякого исключение, хлеб - это жизнь человека. Гостей встречают всегда на праздниках с хлебом и солью.
Уважение к хлебу и любви в семье. К хлебу надо относиться аккуратно. Чем добрее его душа, тем совестливей человек. Кто не ценит хлеб, того наказывал грех.

Еще из одной работы, полувариация:
Люди, преложившие хлеб, становяться друзьями пожизненно.

И еще одна:
При вкушении хлеба жизнь народа изменяется.

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, возникают новые ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом принято провожать в дальнюю дорогу. С хлебом принято встречать солдат, вернувшихся с войны. Хлебом принято поминать тех, кто уже никогда не вернется.И каждый по-своему помнит и ценит хлеб. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества.О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб,в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет..
Хлеб, доставшийся даром,не заработанный трудом,человека портит, потому что лишает его нравственной основы.Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, тем уважительнее, благоговейнее относится человек к хлебу и тем чище душа его,тем совестливее и добрее сам человек.

Отрывок, разумеется, так себе, но не такой уж сложный. Соблазн опять же в том, что это есть в Сети, причем в разных вариантах, следовательно дети начали списывать откуда попало и забыли изначально прочитанный им текст изложения.

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 18 среднего общего образования открытого

акционерного общества

«Российские железные дороги»

Беседа о бережном

отношении к хлебу


Подготовила

воспитатель 2 класса

Осипова А.Н.

2017 г.

Цель :

воспитание бережного отношения к Родине, хлебу, продукту труда людей.

Задачи :

    Обобщить знания о хлебе, о разнообразии хлебобулочных изделий.

    Формировать личностные, коммуникативные, познавательные УУД.

    Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Ход занятия.

    Вступительное слово.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Широко, а не море,

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра – на столе. (Хлеб)

Это было давно. Во времена каменного века.

Когда на Землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего стало есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колос. Чтобы зёрна было удобно есть, их смачивали водой, потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жары и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил людей печь хлеб.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции, приблизительно 15 000 лет назад. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Их название созвучно с нашим словом «хлеб».

Хлебу нет цены.

Хлеб – очень полезный продукт, недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом.

Воспитатель: Знаете ли вы, ребята, откуда хлеб к нам на стол приходит?

(Ответы детей)

    Основная часть.

Воспитатель: Ребята, тема нашей беседы сегодня. «Цена ломтика»

    Ребята, кто объяснит, что такое ломтик? (ответы детей)

(Ломтик – это кусок хлеба, ломтик - это маленький кусочек хлеба).

    Ребята, как вы думаете, что означает цена ломтика? (ответы детей)

(Цена ломтика - это ничего не стоит, булка хлеба – 24 рубля)

Воспитатель: А сейчас, ребята, послушайте отрывок из рассказа А.Раскина «Как папа бросил хлеб» и ответьте на вопрос - Какой страшный поступок совершил мальчик?

(Рассказ читает один из учащихся)

В одной семье рос мальчик, и он отказывался от хлеба, потому-то тот ему казался невкусным. Он даже мечтал, что никогда не станет есть хлеб, когда вырастет. И однажды он совершил страшный поступок. Ему предложили ужинать, но он отказался от хлеба и бросил его на пол. И тогда няня ему сказала следующие слова: «Ты думаешь, ты хлеб бросил? Я тебе сейчас скажу, что ты бросил. Я маленькая была, за кусок хлеба целый день гусей пасла. У нас в одну зиму совсем хлеба не было. У меня брат – тебе ровесник с голоду помер. Если бы тогда кусок хлеба, он бы жив остался. Учат тебя и писать, и читать. А как хлеб родится не учат. Люди на тебя работают, хлеб растят, а ты его на земь. Эх ты! Не хочу я на тебя смотреть!»

Ребята, как вы оцениваете поступок мальчика? (ответы детей)

(Мальчик поступил плохо)

Ребята, вы кушаете в столовой, как вы относитесь к хлебу? (ответы детей)

(Да, кушаем; мы не бросаем хлеб; мы видели, как другие дети бросают хлеб)

Итог по рассказу: Мальчик поступил плохо не ценил хлеб, а ведь было в нашей стране тяжелое время. В годы войны в блокадном Ленинграде жителям осажденного немцами города выдавали 125 грамм хлеба.

    Беседа об этапах приготовления хлеба, о профессиях людей, которые участвуют при создании хлеба.

Воспитатель: Назовите этапы выращивания и приготовления хлеба.

(Вспахивание поля, высевание зёрен, выращивание пшеницы, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки.)

Воспитатель: А сейчас мы узнаем о тех профессиях, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите: на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.

На доску прикрепляются таблички с названиями различных профессий: артист, пианист, шофёр, тракторист, повар, пекарь, комбайнёр, учитель, механизатор, портной, мельник, кондитер.

Показ презентации об этапах приготовления хлеба: «Как делают хлеб?»

    Конкурс «Продолжи пословицу»

Воспитатель: Сейчас, ребята, я предлагаю вам продолжить пословицы о хлебе.

Много снега - … (много хлеба.)

Ржаной хлебушко … (калачу дедушка.)

Хлеб на стол - … (и стол престол.)

Хлеб … (всему голова.)

Снег на полях - … (хлеб в закромах.)

Есть хлеб - … (будет и песня.)

Хлебушко – пирогу … (дедушка.)

Без печки холодно – без хлеба … (голодно).

Не в пору и обед, … (коли хлеба нет.)

Ешь пироги, а хлеб … (вперёд береги.)

Покуда есть хлеб да вода, … (всё не беда.)

Нет хлеба - … (нет обеда.)

    Конкурс загадок.

Воспитатель: Отгадайте загадки:

1. Вырос в поле колоском,

На столе лежит куском. (Хлеб)

В землю тёплую уйду,

К солнцу колоском взойду.

В нём тогда таких, как я,

Будет целая семья. (Зерно)

3. Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом. (Колос)

4. Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришёл на стол он … (Хлебом)

Воспитатель: Что ещё можно приготовить из муки?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а когда остается от обеда хлеб, что можно из него приготовить? (Ответы детей: сухарики, гренки)

Воспитатель: Всегда нужно помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рождённое народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»

    Диагностическая методика: «Ассоциации».

Воспитатель: Ребята на листочках бумаги, на которых записано слово «хлеб», должны нарисовать небольшой рисунок, который, по их мнению, отражает смысл данного слова.

(Данная методика позволит определить, насколько широко развиты представления младшего школьника, связанные с данным понятием.)

    Итог занятия.

Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? (Ответы детей)

Что запомнилось вам на нашем занятии? (Ответы детей)

Что было для вас наиболее интересным? (Ответы детей)