Параллельный ре мажор. Что такое тональность в музыке, учимся определять и изменять тональности. Примеры энгармонически равных тональностей

Гамма Ми-минор – одна из самых популярных гамм на гитаре. Песни, написанные, опираясь на эту гамму отдают домашней теплотой и вызывают чувство комфорта и уюта. Так выглядит гамма Ми-минор на грифе:

Звуки, входящие в гамму Ми-минор

Диаграмма грифа гитары

Названия нот, входящих в гамму Ми-минор

Звуки, входящие в гамму Ми-минор подчиняются следующей последовательности: Ми(E) – Фа#(F#) – Соль(G) – Ля(A) – Си(H) – До(C) – Ре(D)

Практические указания к быстрому запоминанию и дроблению гаммы!

Для того чтобы играть гамму Ми-минор на протяжении всего грифа гитары, рекомендуется поделить гамму на отдельные кусочки. Каждый из этих кусочков должен включать в себя три ноты, причем эти ноты должны находится на одной струне. Это самый короткий путь к запоминанию гамм. Трехнотная аппликатура идеально подходит для того, чтобы развивать свою скорость игры и тренировать свою технику.

Чуть ниже ты найдешь гамму Ми-минор для гитары , представленную в виде семи маленьких диаграмм грифа. Каждая такая диаграмма показывает тебе аппликатуру пальцев для каждой из трехнотных позиций.

Гамма Ми-минор, дробленая по позициям. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн

Позиция №1

Позиция №2

Позиция №3

Позиция №4

Позиция №5

Позиция №6

Позиция №7

Мажорная тональность, параллельная Ми-минор

Обрати внимание на то, что Соль-мажор мажорная параллель гамме Ми-минор . Это означает, что звуки, входящие в состав гаммы Ми-минор – идентичны звукам, входящим в состав гаммы Соль-мажор.

В музыкальной практике используется большое число разнообразных музыкальных ладов. Из них два лада наиболее распространены и практически универсальны: это мажор и минор. Так вот и мажор, и минор бывают трёх видов: натуральным, гармоническим и мелодическим. Только не нужно этого пугаться, всё просто: разница лишь в деталях (1-2 звука), остальное в них совпадает. Сегодня в поле нашего зрения – три вида минора.

3 вида минора: первый – натуральный

Натуральный минор – это простая гамма без всяких случайных знаков, в таком виде в каком она есть. Учитываются только ключевые знаки. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз. Ничего лишнего. Звучание – простое, немного строгое, печальное.

Вот, например, что представляет собой звукоряд натурального ля минора :

3 вида минора: второй – гармонический

Гармонический минор – в нём при движении и вверх, и вниз повышается седьмая ступень (VII# ). Повышается она не с бухты-барахты, а ради того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в ).

Давайте посмотрим на звукоряд гармонического ля минора :

В результате седьмая (вводная) ступень действительно хорошо и естественно переходит в тонику, зато между шестой и седьмой ступенями (VI и VII# ) образуется «дыра» – увеличенной секунды (ув2).

Впрочем, в этом есть своя прелесть: ведь благодаря этой увеличенной секунде гармонический минор звучит как-то на арабский (восточный) лад – очень красиво, изысканно и очень характерно (то есть гармонический минор легко узнаётся на слух).

3 вида минора: третий – мелодический

Мелодический минор – это минор, в котором при движении гаммы вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая (VI# и VII# ), зато при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.

Вот пример мелодического вида того же ля минора :

Почему нужно было повысить эти две ступени? С седьмой мы уже разбирались – она хочет быть ближе к тонике. А вот шестая повышается для того, чтобы закрыть ту «дыру» (ув2), которая образовалась в гармоническом миноре.

Почему это так важно? Да потому что минор МЕЛОДИЧЕСКИЙ, а по строгим правилам ходы на в МЕЛОДИИ запрещены.

Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.

Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, притом что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть). И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишка.

Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому МЕЛОДИЧНО, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).

Повторенье – мать ученья

О, как я тут разошёлся, сколько про мелодический минор написал. Скажу вам по секрету, что чаще всего вам предстоит иметь дело с гармоническим минором, поэтому про «госпожу седьмую ступень» не забывайте – иногда ей нужно «повыситься».

Давайте еще раз повторим, какие есть в музыке. Это минор натуральный (простой, без прибамбасов и наворотов), гармонический (с повышенной седьмой ступенью – VII#) и мелодический (в котором при движении вверх нужно повысить шестую и седьмую ступени – VI# и VII#, а при движении вниз – играть просто натуральный минор). Вот вам в помощь рисуночек:


Правила теперь вы знаете, сейчас предлагаю посмотреть просто шикарное видео в тему. После просмотра этого короткого видео-урока вы раз и навсегда научитесь отличать один вид минора от другого (в том числе и на слух). В видео предлагается разучить песенку (на украинском языке) – очень интересно.

Три вида минора – другие примеры

Что это у нас всё ля минор да ля минор ? Что же? других нет? Есть, конечно. Сейчас и посмотрим примеры натурального, гармонического и мелодического минора еще и в других нескольких тональностях.

Ми минор – три вида: в этом примере цветом выделены изменения ступеней (в соответствии с правилами) – поэтому не буду давать лишних комментариев.

Тональность си минор с двумя диезами при ключе, в гармоническом виде – появляется ля-диез, в мелодическом – к нему добавляется еще и соль-диез, а затем при движении гаммы вниз оба повышения отменяются (ля бекар, соль бекар).

Тональность фа-диез минор : в ней при ключе три знака – фа, до и соль диезы. В гармоническом фа-диез миноре повышается седьмая ступень (ми-диез),а в мелодическом – повышаются шестая и седьмая ступени (ре-диез и ми-диез), при нисходящем движении гаммы эта альтерация отменяется.

До-диез минор в трёх видах. При ключе у нас четыре диеза. В гармоническом виде – си-диез, в мелодическом – ля-диез и си-диез в восходящем движении, и натуральный до-диез минор в нисходящем движении.

Тональность фа минор . – бемоли в количестве 4-х штук. В гармоническом фа миноре повышается седьмая ступень (ми-бекар), в мелодическом – повышается шестая (ре-бекар) и седьмая (ми-бекар), при движении вниз повышения, разумеется, отменяются.

Три вида до минора . Тональность с трёмя бемолями при ключе (си, ми и ля). Седьмая ступень в гармоническом виде повышена (си-бекар), в мелодическом виде – кроме седьмой повышена ещё и шестая (ля-бекар), в нисходящем движении гаммы мелодического вида эти повышения отменяются и возвращаются си-бемоль и ля-бемоль, которые есть в натуральном виде.

Тональность соль минор : здесь при ключе выставляется два бемоля. В гармоническом соль миноре – фа-диез, в мелодическом – кроме фа-диеза, ещё и ми-бекар (повышение VI ступени), при движении вниз в мелодическом соль миноре – по правилу возвращаются знаки натурального минора (то есть фа-бекар и ми-бемоль).

Ре минор в своих трёх видах. Натуральный без какой-либо дополнительной альтерации (не забывайте только про знак си-бемоля при ключе). Гармонический ре минор – с повышенной седьмой (до-диез). Мелодический ре минор – при восходящем движении гаммы си-бекар и до-диез (повышенные шестая и седьмая ступень), при нисходящем движении – возвращение натурального вида (до-бекар и си-бемоль).

Ну вот, на этом и остановимся. Можете добавить страничку с этими примерами в закладки (наверняка пригодится). Ещё рекомендую подписаться на обновления

Приветствую всех читателей нашего музыкального блога! Я уже ни раз в своих статьях говорил, что для хорошего музыканта важно обладать не только техникой игры, но и знать теоретические основы музыки. Ознакомительная статья о у нас уже была. Очень рекомендую внимательно ознакомиться с ней. А сегодня объект нашего разговора – знаки в .
Хочу напомнить вам, что тональности в музыке бывают мажорными и минорными. Мажорные тональности можно образно охарактеризовать, как яркие и позитивные, а минорные – мрачные и грустные. Каждая тональность имеет свои характерные особенности в виде набора диезов или бемолей. Их называют знаками тональности. Также их могут ещё называть ключевыми знаками в тональностях или знаками при ключе в тональностях потому, что прежде чем написать какие-либо ноты и знаки, нужно изобразить скрипичный или басовый ключ.

По наличию ключевых знаков тональности можно разделить на три группы: без знаков, с диезами при ключе, с бемолями при ключе. Не бывает в музыке такого, что знаками в одной тональности будут и диезы и бемоли одновременно.

А теперь привожу для Вас список тональностей и соответствующие им ключевые знаки.

Таблица тональностей

Итак, внимательно рассмотрев этот список, необходимо отметить несколько важных моментов.
По очереди к тональностям приплюсовывается по одному диезу или бемолю. Их добавление строго оговорено. Для диезов последовательность следующая: фа, до, соль, ре, ля, ми, си . И никак иначе.
Для бемолей цепочка выглядит так: си, ми, ля, ре, соль, до, фа . Заметьте, что она обратна последовательности диезов.

Вы наверняка отметили такой факт, что одинаковое количество знаков имеют по две тональности. Они называются . Об этом на нашем сайте есть отдельная подробная статья. Советую прочитать её.

Определение знаков тональности

Теперь следует важный момент. Нам нужно научиться определять по названию тональности, какие у неё ключевые знаки и сколько их. Прежде всего необходимо запомнить, что знаки определяются по мажорным тональностям. Это значит, что для минорных тональностей придется сначала найти параллельную мажорную тональность, а дальше уже действовать по общей схеме.

Если в названии мажора (кроме фа мажора) вообще не упоминаются знаки, либо присутствует только диез (например, фа диез мажор), то это мажорные тональности с диезными знаками. Для Фа мажора нужно запомнить, что си бемоль при ключе. Далее начинаем перечислять последовательность диезов, которая была определена выше в тексте. Нужно остановить перечисление, когда очередная нота с диезом будет на ноту ниже тоники нашего мажора.

  • Например, нужно определить знаки тональности Ля мажор. Перечисляем диезные ноты: фа, до, соль. Соль на ноту ниже, чем тоника ля, следовательно, у тональности ля мажор три диеза (фа, до, соль).

Для мажорных бемольных тональностей правило немного другое. Перечисляем последовательность бемолей до ноты, которая следует за названием тоники.

  • Например, у нас тональность Ля бемоль мажор. Начинаем перечислять бемоли: си, ми, ля, ре. Ре – это следующая нота после название тоники (ля). Поэтому в тональности Ля бемоль мажор четыре бемоля.

Квинтовый круг

Квинтовый круг тональностей – это графическое изображение связей разных тональностей и соответствующих им знаков. Можно сказать, что всё то, что я объяснял вам до этого, наглядно присутствует на этой схеме.

Прошлый выпуск был посвящён рассмотрению таких музыкальных понятий как лад и тональность. Сегодня мы продолжим изучение этой большой темы и будем поговорить о том, что такое параллельные тональности, но сначала очень кратко повторим предыдущий материал.

Основы лада и тональности в музыке

Лад – это особо отобранная группа (гамма) звуков, в которой есть основные – устойчивые ступени и есть неустойчивые, которые подчиняются устойчивым. Ещё лад обладает характером, поэтому есть разновидности ладов – например, мажор и минор .

Тональность – это высотное положение лада, ведь мажорную или минорную гамму можно построить, спеть или сыграть абсолютно от любого звука. Этот звук будет называться тоникой , и он является самым главным звуком тональности, самой устойчивой и, соответственно, первой ступенью лада.

Тональности имеют названия , по которым мы понимаем, какой лад и на какой высоте расположен. Примеры названий тональностей: ДО-МАЖОР, РЕ-МАЖОР, МИ-МАЖОР или ДО-МИНОР, РЕ-МИНОР, МИ-МИНОР. То есть название тональности несёт информацию о двух важных вещах – во-первых, о том, какая у тональности тоника (или главный звук), и, во-вторых, какое у тональности ладовое наклонение (какой характер – мажорная она или минорная).

Наконец, тональности различаются между собой ещё и , то есть наличием всяких диезов или бемолей. Эти различия есть из-за того, что мажорные и минорные гаммы имеют особенное строение по тонам и полутонам (подробнее читайте в предыдущей статье, то есть ). Итак, чтобы мажор был мажором, а минор был действительно минором, иногда в гамму приходится добавлять определённое количество изменённых ступеней (с диезами или с бемолями).

Например, в тональности РЕ МАЖОР всего два знака – два диеза (фа-диез и до-диез), а в тональности ЛЯ МАЖОР уже три диеза (фа, до и соль). Или в тональности РЕ МИНОР – один бемоль (си-бемоль), а в ФА МИНОРЕ – целых четыре бемоля (си, ми, ля и ре).

А теперь зададимся вопросом? Неужели все тональности совсем-совсем разные и нет никаких гамм, похожих друг на друга? И неужели между мажором и минором огромная непреодолимая пропасть? Оказывается, нет, есть у них связи и похожести, об этом дальше.

Параллельные тональности

Что означают слова «параллельный» или «параллельность»? Вот есть такие хорошо знакомые вам выражения, как «параллельные прямые» или «параллельный мир». Параллельный – это такой, который существует одновременно с чем-то и похож на это что-то. А еще слово «параллельный» очень похоже на слово «пара», то есть параллельными друг другу всегда являются два предмета, две вещи или ещё какая-то пара.

Параллельные прямые – это две прямые, которые находятся в одной и той же плоскости, похожи друг на друга как две капли воды и не пересекаются (они родственны, но не пересекаются – ну не драматизм ли?). Помните, в геометрии параллельные прямые обозначают двумя штрихами (// вот так), в музыке тоже такое обозначение будет приемлемым.

Так, вот параллельные тональности – это две похожие друг на друга тональности. Между ними довольно много общего, но есть и существенные различия. Что общего? Общие у них абсолютно все звуки. Раз звуки все совпадают, значит, одинаковыми должны быть и все знаки – диезы и бемоли. Так и есть: у параллельных тональностей одинаковые знаки.

Например, возьмём две тональности ДО МАЖОР и ЛЯ МИНОР – и там, и там нет знаков, все звуки совпадают, значит, эти тональности параллельные.

Ещё пример. Тональность МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР с тремя бемолями (си, ми, ля) и тональность ДО МИНОР тоже с такими же тремя бемолями. Снова мы видим параллельные тональности.

Что же тогда различного между этими тональностями? А вы сами внимательно посмотрите на названия (ДО МАЖОР // ЛЯ МИНОР). Что думаете? Видите, ведь одна тональность мажорная, а вторая минорная. В примере со второй парой (МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР // ДО МИНОР) тоже самое: одна мажорная, другая минорная. Это значит, что параллельные тональности имеют противоположное ладовое наклонение, противоположный лад. Одна тональность всегда будет мажорной, а вторая – минорной. Вот так: противоположности притягиваются!

А что еще различного? Гамма ДО МАЖОР начинается с ноты ДО, то есть нота ДО в ней является тоникой. Гамма ЛЯ МИНОР начинается, как вы понимаете, с ноты ЛЯ, которая является тоникой в этой тональности. То есть что же получается? Звуки в этих тональностях абсолютно одинаковые, но разные в них верховные главнокомандующие, разные тоники. Вот вам второе отличие.

Давайте сделаем маленькие выводы. Итак, параллельные тональности – это такие две тональности, у которых совпадают звуки гаммы, совпадают знаки (диезы или бемоли), но различаются тоники и противоположен лад (одна мажорная, другая – минорная).

Ещё примеры параллельных тональностей:

  • РЕ МАЖОР // СИ МИНОР (и там, и там два диеза – фа и до);
  • ЛЯ МАЖОР // ФА-ДИЕЗ МИНОР (по три диеза в каждой из тональностей);
  • ФА МАЖОР // РЕ МИНОР (один общий бемоль – си-бемоль);
  • СИ-БЕМОЛЬ МАЖОР // СОЛЬ МИНОР (два бемоля и там, и здесь – си и ми).

Как найти параллельную тональность?

Если вы хотите знать, как определить параллельную тональность, то давайте выясним ответ на этот вопрос опытным путем. А затем мы с вами сформулируем правило.

Вот представьте: ДО МАЖОР и ЛЯ-МИНОР – это параллельные тональности. А теперь скажите: на какой ступени ДО МАЖОРА находится «вход в параллельный мир»? Или, иначе говоря, какая ступень ДО МАЖОРА является тоникой параллельного минора?

Теперь поступим «шиворот-навыворот». Как из мрачного ЛЯ МИНОРА выбраться в параллельный солнечный и радостный ДО МАЖОР? Где находится «портал» для перехода в параллельный мир на этот раз? Иначе говоря, какая ступень минора является тоникой параллельного мажора?

Ответы просты. В первом случае: тоникой параллельного минора является шестая ступень. Во втором случае: тоникой параллельного мажора можно считать третью ступень. Кстати, до шестой ступени мажора совсем необязательно добираться долго (то есть отсчитывать шесть ступеней от первой), достаточно спуститься на три ступени вниз от тоники и мы точно так же попадём на эту шестую ступень.

Давайте теперь сформулируем ПРАВИЛО (но ещё не окончательное). Итак, чтобы найти тонику параллельного минора, достаточно спуститься на три ступени вниз от первой ступени исходной мажорной тональности. Чтобы найти тонику параллельного мажора, наоборот, нужно подняться на три ступени.

Проверьте это правило, на других примерах. Не забывайте, что в них есть знаки. И когда мы поднимаемся или спускаемся по ступеням, эти знаки мы должны проговаривать, то есть учитывать.

Например, найдём параллельный минор для тональности СОЛЬ МАЖОР. Эта тональность содержит один диез (фа-диез), значит, в параллельной будет также один диез. Спускаемся на три ступени вниз от СОЛЬ: СОЛЬ, ФА-ДИЕЗ, МИ. СТОП! МИ – это как раз та нота, которая нам нужна; это шестая ступень и это вход в параллельный минор! Значит, тональность, параллельная СОЛЬ МАЖОРУ, будет МИ МИНОР.

Ещё пример. Найдём параллельную тональность для ФА-МИНОРА. В этой тональности четыре бемоля (си, ми, ля и ре-бемоли). Поднимаемся на три ступени вверх, чтобы открыть дверцу в параллельный мажор. Шагаем: ФА, СОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ. СТОП! ЛЯ-БЕМОЛЬ – вот он нужный звук, вот он заветный ключ! ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР – вот тональность, которая является параллельной по отношению к ФА МИНОРУ.

Как определить параллельную тональность ещё быстрее?

Как можно найти параллельный мажор или минор еще проще? И, особенно, если мы не знаем, какие знаки вообще в данной тональности есть? А давайте снова выясним это на примерах!

Вот только что мы выявили такие параллельности: СОЛЬ МАЖОР // МИ МИНОР и ФА МИНОР // ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР. А теперь посмотрим, какое расстояние между тониками параллельных тональностей. Расстояние в музыке измеряется и если вы хорошо разобрались в теме , то легко сообразите, что интересующий нас интервал – это малая терция.

Между звуками СОЛЬ и МИ (вниз) – малая терция, потому что ступени мы проходим три штуки, а тонов – полтора. Между ФА и ЛЯ-БЕМОЛЕМ (вверх) тоже малая терция. И между тониками других параллельных гамм, также будет интервал малой терции.

Получается следующее ПРАВИЛО (упрощённое и окончательное): чтобы найти параллельную тональность, нужно от тоники отложить малую терцию – вверх, если мы ищем параллельный мажор, или вниз, если мы ищем параллельный минор.

Потренируемся (можно пропустить, если всё понятно)

Задание: найти параллельные тональности для ДО-ДИЕЗ МИНОРА, СИ-БЕМОЛЬ МИНОРА, СИ МАЖОРА, ФА-ДИЕЗ МАЖОРА.

Решение: нужно строить малые терции. Итак, малая терция от ДО-ДИЕЗА вверх – ДО-ДИЕЗ и МИ, значит, МИ МАЖОР и будет параллельной тональностью. От СИ-БЕМОЛЯ тоже строит малую терцию вверх, потому что мы ищем параллельный мажор, получаем – РЕ-БЕМОЛЬ МАЖОР.

Чтобы найти параллельный минор, терции откладываем вниз. Так, малая терция от СИ даёт нам СОЛЬ-ДИЕЗ МИНОР, параллельный СИ МАЖОРУ. От ФА-ДИЕЗА малая терция вниз даёт звук РЕ-ДИЕЗ и, соответственно, строй РЕ-ДИЕЗ МИНОР.

Ответы: ДО-ДИЕЗ МИНОР // МИ МАЖОР; СИ-БЕМОЛЬ МИНОР // РЕ-БЕМОЛЬ МАЖОР; СИ МАЖОР // СОЛЬ-ДИЕЗ МИНОР; ФА-ДИЕЗ МАЖОР // РЕ-ДИЕЗ МИНОР.

А много ли вообще пар таких тональностей?

Всего в музыке применяется три десятка тональностей, половина из них (15) мажорные, а вторая половина (еще 15) – минорные, и, знаете, ни одна тональность не одинока, у всякой есть пара. То есть получается, что всего есть 15 пар тональностей, у которых одинаковые знаки. Согласитесь, 15 пар запомнить проще, чем 30 отдельных гамм?

Дальше – ещё круче! Из 15 пар семь пар диезных (от 1 до 7 диезов), семь пар бемольных (от 1 до 7 бемолей), одна пара как «белая ворона» без знаков. Кажется, вы без труда можете сами назвать эти две чистенькие тональности без знаков. Не ДО МАЖОР ли это с ЛЯ МИНОРОМ?

То есть вам теперь нужно запомнить уже не 30 страшных тональностей с загадочными знаками, и даже не 15 чуть менее пугающих пар, а всего лишь волшебный код «1+7+7». Все эти тональности мы сейчас поместим в таблицу для наглядности. В этой таблице тональностей сразу станет видно, кто кому параллелен, сколько у кого знаков и каких.

Таблица параллельных тональностей с их знаками

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

ИХ ЗНАКИ

МАЖОР

МИНОР СКОЛЬКО ЗНАКОВ

КАКИЕ ЗНАКИ

ТОНАЛЬНОСТИ БЕЗ ЗНАКОВ (1//1)

До мажор ля минор нет знаков нет знаков

ТОНАЛЬНОСТИ С ДИЕЗАМИ (7//7)

Соль мажор ми минор 1 диез фа
Ре мажор си минор 2 диеза фа до
Ля мажор фа-диез минор 3 диеза фа до соль
Ми мажор до-диез минор 4 диеза фа до соль ре
Си мажор соль-диез минор 5 диезов фа до соль ре ля
Фа-диез мажор ре-диез минор 6 диезов фа до соль ре ля ми
До-диез мажор ля-диез минор 7 диезов фа до соль ре ля ми си

ТОНАЛЬНОСТИ С БЕМОЛЯМИ (7//7)

Фа мажор ре минор 1 бемоль си
Си-бемоль мажор соль минор 2 бемоля си ми
Ми-бемоль мажор до минор 3 бемоля си ми ля
Ля-бемоль мажор фа минор 4 бемоля си ми ля ре
Ре-бемоль мажор си-бемоль минор 5 бемолей си ми ля ре соль
Соль-бемоль мажор ми-бемоль минор 6 бемолей си ми ля ре соль до
До-бемоль мажор ля-бемоль минор 7 бемолей си ми ля ре соль до фа

Эту же табличку вы можете скачать в более удобном для пользования виде как шпаргалку в формате pdf для распечатывания –

На этом пока всё. В следующих выпусках вы узнаете, что такое одноимённые тональности, а также о том, как быстро и навсегда запомнить знаки в тональностях, и о том, какой есть метод скорейшего определения знаков, если вы их забыли.

Ну а теперь предлагаем вам посмотреть рисованный анимационный фильм с удивительной музыкой Моцарта. Как-то раз Моцарт выглянул в окно и увидел, что по улице проходит военный полк. Самый настоящий военный полк в блестящем обмундировании, с флейтами и турецкими барабанами. Красота и величие этого зрелища так потрясли Моцарта, что он в тот же день сочинил свой знаменитый «Турецкий марш» (финал фортепианной сонаты №11) — произведение, известное во всём мире.

В. А. Моцарт «Турецкий марш»

Леонид Гурулев, Дмитрий Низяев

УСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ.

Слушая или исполняя музыкальное произведение, Вы наверняка отметили где-то в подсознании, что звуки мелодии находятся между собой в определенном соотношении. Если бы не было этого соотношения, то можно было просто поколотить по клавишам (струнам и т.д.) нечто непотребное, и получилась бы мелодия, от которой млели бы (от слова сомлеть) окружающие. Это отношение выражается прежде всего в том, что в процессе развития музыки (мелодии), некоторые звуки, выделяясь из общей массы, приобретают характер опорных звуков. Мелодия обычно и заканчивается на одном из этих опорных звуков.

Опорные звуки принято называть устойчивыми звуками. Такое определение опорных звуков соответствует их характеру, так как окончание мелодии на опорном звуке производит впечатление устойчивости, покоя.

Один из самых устойчивых звуков обычно выделяется больше, чем другие. Он является как бы главной опорой. Такой устойчивый звук называется тоникой . Вот послушайте первый пример (я намеренно пропустил тонику ). Вам сразу же захочется докончить мелодию, и, уверен, даже если бы не знали мелодии, Вы сумели бы правильно поставить ноту. Забегая вперед, скажу, что это ощущение называется тяготением звуков. Проверьте себя, прослушав второй пример .

В противоположность устойчивым звукам, другие звуки, участвующие в образовании мелодии, называются неустойчивыми . Неустойчивым звукам свойственно состояние тяготения (о чем я только что говорил выше), как бы притяжения, к ближайшим устойчивым, они как бы стремятся соединиться с этими опорами. Приведу нотный пример этой же самой песенки "Во поле береза стояла". Устойчивые звуки отмечены знаком ">".

Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением .

Из сказанного можно сделать вывод, что в музыке взаимоотношения звуков по высоте подчинены определенной закономерности или системе. Эта система называется ЛАДОМ (лад) . В основе отдельной мелодии и музыкального произведения в целом всегда лежит определенный лад, который является организующим началом высотного соотношения звуков в музыке, придает совместно с другими выразительными средствами, определенный характер, соответствующий ее содержанию.

Для практического применения (что за теория без практики, верно?) изложенного материала проиграйте любые упражнения, которые мы с Вами изучали на уроках гитары или фортепиано, и мысленно отметьте устойчивые и неустойчивые звуки.

МАЖОРНЫЙ ЛАД. ГАММА НАТУРАЛЬНОГО МАЖОРА. СТУПЕНИ МАЖОРНОГО ЛАДА. НАЗВАНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СВОЙСТВА СТУПЕНЕЙ МАЖОРНОГО ЛАДА

В народной музыке встречаются разнообразные лады. В классической музыке (русской и зарубежной) в той или иной мере отразилось народное творчество, а следовательно, и присущее ему разнообразие ладов, но все же наиболее широкое применение получили лады мажорный и минорный.

Мажорным (мажор, в буквальном смысле слова, означает бо льший) называется лад, устойчивые звуки которого (в последовательном или одновременном звучании) образуют большое или мажорное трезвучие - созвучие, состоящее из трех звуков. Звуки мажорного трезвучия расположены по терциям: большая терция - между нижним и средним звуками, и малая - между средним и верхним звуками. Между крайними звуками трезвучия образуется интервал чистой квинты.

Например:

Мажорное трезвучие, построенное на тонике, называется тоническим трезвучием.

Неустойчивые звуки в таком ладу располагаются между устойчивыми.

Мажорный лад состоит из семи звуков, или, как их принято называть, ступеней.

Последовательный ряд звуков лада (начиная от тоники и до тоники следующей октавы) называется звукорядом лада или гаммой.

Звуки, образующие гамму, называются ступенями, потому что сама гамма вполне явственно ассоциируется с лестницей.

Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами:

Они образуют последовательность интервалов секунды. Порядок расположения ступеней и секунд следующий: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2 (то есть два тона, полутон, три тона, полутон).

Вы помните клавиатуру фортепиано? Там очень хорошо видно, где в мажорной гамме тон, а где полутон. Давайте посмотрим более конкретно.

Вот где есть черные клавиши между белыми, там и находится тон, а где нет - то там расстояние между звуками равно полутону. Для чего, спрашивается, это надо знать? Вот Вы попробуйте сыграть (нажимая поочередно) сначала от ноты До до ноты До следующей октавы (постарайтесь запомнить на слух получившееся). А потом тоже самое от всех других нот, не прибегая к помощи производных ("черненьких") клавиш. Получится что-то не то. Для того, чтобы привести все в столь же приличный вид, надо выдержать схему тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон . Попробуем от ноты Ре составить мажорную гамму. Вспомним, что сначала надо построить два тона. Итак, Ре-Ми - это тон. Очень хорошо. А вот Ми-Фа ... стоп! "Черненькой" клавиши между ними не наблюдается. Расстояние между звуками - полтона, а нам-то необходим тон. Что делать? Ответ прост - повысим ноту Фа на полтона вверх (получим Фа-диез ). Повторим: Ре - Ми - Фа-диез . То есть, если нам требовалось, чтобы между ступенями было промежуточная клавиша, а черной между ними не оказалось, то пусть эту промежуточную роль выполняет белай клавиша - а сама ступень "переселяется" на черную. Дальше требуется полтона, и он у нас сам получился (между Фа-диез и соль-бекар как раз расстояние полтона), получилось Ре - Ми - Фа-диез - Соль . Продолжая строго придерживаться схемы мажорного звукоряда (еще раз напомню: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон) получим Ре-мажорную гамму , звучащую точно так же, как звучала гамма от ДО :

Гамма с указанным выше порядком расположения ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком, - натуральным мажором. Мажор может быть не только натуральным, поэтому такое уточнение нелишне. Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:

I ступень - тоника (Т),
II ступень - нисходящий вводный звук,
III ступень - медианта (средняя),
IV ступень - субдоминанта (S),
V ступень - доминанта (D),
VI ступень - субмедианта (нижняя медианта),
VII ступень - восходящий вводный звук.

Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные - побочными ступенями. Зпомните, пожалуйста, эти три номера: I, IV и V - главные ступени. Пусть Вас не смущает, что они расположены в звукоряде так прихотливо, без видимой симметрии. Этому есть фундаментальные обоснования, природу которых Вы узнаете из уроков по гармонии на нашем сайте.

Доминанта (в переводе - господствующий) расположена чистой квинтой выше тоники. Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя). Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой ниже тоники, от этого происходит и ее название, а субмедианта находится между субдоминантой и тоникой. Ниже приводится схема расположения этих ступеней:

Вводные звуки получили свое название в связи с тяготением их в тонику. Нижний вводный звук тяготеет в восходящем направлении, а верхний - в нисходящем направлении.

Выше было сказано, что в мажоре три устойчивых звука - это I, III и V ступени. Степень устойчивости их неодинакова. Первая ступень - тоника - является главным опорным звуком и поэтому наиболее устойчива. III и V ступени менее устойчивы. II, IV, VI и VII ступени мажорного лада неустойчивы. Степень их неустойчивости различна. Она зависит: 1) от расстояния между неустойчивыми и устойчивыми звуками; 2) от степени устойчивости звука, к которому направлено тяготение. Меньшая острота тяготения проявляется у ступеней: VI к V, II к III и IV к V.

Для примера тяготения послушаем два варианта разрешения звуков. Первый - для мажорных тональностей, а второй для минорных. Минор мы еще будем изучать на следующих занятиях, а пока постарайтесь воспринять на слух. Теперь, занимаясь практическими уроками, старайтесь находить устойчивые и неустойчивые ступени и их разрешения.

ТОНАЛЬНОСТЬ. МАЖОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ ДИЕЗНЫЕ И БЕМОЛЬНЫЕ. КВИНТОВЫЙ КРУГ. ЭНГАРМОНИЗМ МАЖОРНЫХ ТОНАЛЬНОСТЕЙ

Натуральный мажорный лад может быть построен от любой ступени (как основной, так и производной) музыкального звукоряда (при условии сохранения в нем той системы расположения ступеней, которую мы рассмотрели выше). Эта возможность - получить нужную гамму от любой клавиши - является главным свойством, и главным предназначением "темперированного строя", при котором все полутоны в октаве совершенно равны. Дело в том, что строй этот - искусственный, полученный в результате целенаправленных вычислений специально ради этой цели. До этого открытия в музыке использовался так называемый "натуральный" звукоряд, который вовсе не имел достоинства симметрии и обратимости. При этом музыкальная наука была просто невероятно сложна и бессистемна, и сводилась к набору личных мнений и ощущений, сродни философии или психологии... Кроме того, в условиях натурального строя музыканты не имели физической возможности так свободно исполнять музыку в какой угодно тональности, на какой угодно высоте, потому что с увеличением количества знаков альтерации звучание становилось катастрофически фальшивым. Темперированный же (то есть, "равномерный") строй дал музыкантам возможность не зависеть от абсолютной высоты звука, и привести музыкальную теорию практически к уровню точной науки.

Абсолютная (то есть, безотносительная) высота, на которой распложена тоника лада, называется тональностью. Название тональности происходит от названия звука, служащего в ней тоникой. Название тональности составляется из обозначении тоники и лада, то есть, к примеру, слова мажор. Например: До мажор, Соль мажор и т. д.

Тональность мажорного лада, построенная от звука до , называется До мажор. Ее особенность среди других тональностей в том, что ее звукоряд состоит как раз из основных ступеней музыкального звукоряда, то есть, попросту, только из белых клавиш фортепиано. Вспомним строение мажорного лада (два тона, полутон, три тона, полутон).

Если построить от ноты До чистую квинту вверх, а от полученной квинты (нота Соль) попробовать построить новый мажорный звукоряд, то получится, что VII ступень (ноту Фа) надо повысить на полтона. Сделаем вывод, что в тональности G-dur, т.е. соль-мажор, один ключевой знак - Фа-диез. Если теперь до-мажорную пьесу нам захочется сыграть в этой новой тональности (ну, например, вследствие того, что Вашему голосу слишком низко и неудобно петь в до мажоре), то, переписав все ноты песни на нужное количество линеечек выше, мы должны будем каждую ноту ФА, которая попадется в нотах, повышать на полтона, иначе зазвучит чепуха. Как раз для этой-то цели и существует понятие ключевых знаков. Нам нужно всего лишь нарисовать при ключе один диез - на той линеечке, где пишется нота ФА - и после этого вся песня как бы автоматически оказывается в правильном звукоряде для тоники СОЛЬ. Теперь идем дальше проторенной дорожкой. От ноты Соль строим вверх квинту (получим ноту Ре), а от нее опять строим мажорный звукоряд, хотя уже можно и не строить, поскольку мы уже знаем, что надо повысить седьмую ступень. Седьмая ступень - нота До. Коллекция диезов при ключе у нас с Вами постепенно вырастает - кроме фа-диеза, добавляется еще и до-диез. Это ключевые знаки тональности Ре-мажор. И так будет продолжаться, пока мы не используем все 7 знаков при ключе. Для тренировки желающие (хотя советую всем) могут произвести эксперимент такого же порядка. Т.е. (повторим) от ноты До строим квинту вверх, при помощи схемы: тон-тон, полутон, тон-тон-тон, полутон - высчитываем строение мажорной гаммы. От полученной ноты опять строим квинту вверх... и так продолжаем, пока не закончатся деньги... ой, диезы. Вас недолжно смущать, когда при очередном построении тональности Вы обнаружите, что сам звук тоники оказался на черной клавише. Это будет означать всего лишь то, что этот диез будет упоминаться в имени тональности - "фа-диез-мажор" - все остальное будет работать точно так же. В принципе, никто не может запретить Вам продолжать это построение И ПОСЛЕ того, как при ключе будет написан седьмой диез. Теория музыки не запрещает существовать каким угодно тональностям - хоть с сотней знаков. Просто восьмым знаком при ключе неизбежно окажется снова "фа" - и Вам останется лишь заменить самый первый "фа-диез" знаком "дубль-диез". При этих экспериментах Вы можете получить, например, мажор с 12-ю диезами - "си-диез-мажор", и обнаружить, что это не что иное, как "до-мажор" - вся гамма окажется опять на белых клавишах. Разумеется, все эти "опыты" имеют лишь теоретическое значение, так как на практике никому не придет в голову так загромождать свои ноты знаками только ради того, чтобы снова оказаться в до-мажоре...

Предлагаю Вашему вниманию рисунок для ознакомления со всеми этими диезами, устойчивыми и неустойчивыми звуками в каждой тональности. Прошу запомнить, что порядок "появления" диезов строго регламентирован. Выучите наизусть: Фа-До-Соль-Ре-Ля-Ми-Си .

Пойдем в другую сторону. Если от ноты До построить квинту, но уже вниз, получим ноту Фа . От этой ноты начнем строить по нашей схеме мажорную гамму. И увидим, что четвертую ступень (то есть ноту си ) уже требуется понизить (попробуйте построить самостоятельно), т.е. си-бемоль . Построив гамму Фа-мажор от тоники (нота Фа ) опять строим квинту вниз (Си-бемоль )... Рекомендую построить все полностью тональности для практики. А я Вам приведу на рисунке все бемольные тональности. Порядок появления (расположение) ключевых бемолей тоже строгий. Прошу запомнить наизусть: Си-Ми-Ля-Ре-Соль-До-Фа , то есть, порядок, обратный диезам.

А теперь обратим внимание на устойчивые звуки (любой тональности на выбор). Они образуют мажорное трезвучие тоники (вопрос для повторения: что такое тоника?). Ну вот, мы чуть-чуть уже затронули обширнейшую тему "Аккордов". Не будем забегать вперед, но научитесь, пожалуйста, строить тонические трезвучия (в данном случае - мажорные) от любой ноты. Этим Вы заодно научитесь строить, так сказать, аккорд тоники - основной аккорд - какой-либо тональности.

ГАРМОНИЧЕСКИЙ И МЕЛОДИЧЕСКИЙ МАЖОР

В музыке нередко можно встретить применение мажора с пониженной VI ступенью. Такой вид мажорного лада называется гармоническим мажором . От понижения VI ступени на полутон становится острее ее тяготение в V ступень и придает мажорному ладу своеобразное звучание. Попробуйте проиграть гамму, к примеру, До-мажор с пониженной VI ступенью. Для начала я Вам помогу. Высчитаем, что VI ступень в данной тональности C-dur - это нота Ля , которую надо понизить на полтона (Ля-бемоль ). Вот и вся премудрость. Таким же образом поступите в других тональностях. При игре гаммы, то есть, непрерывающейся последовательности ступеней, Вы сразу почувствуете, что под конец гаммы начинает пахнуть какой-то экзотикой. Причина тому - новый интервал, образовавшийся при понижении VI ступени: увеличенная секунда. Присутствие такого неожиданного интервала и придает ладу такую необычную окраску. Гармонические лады присущи многим национальным культурам: татарской, японской, да вообще почти всем азиатским странам.

Мелодическая разновидность мажорного лада образуется понижением сразу двух ступеней натуральной гаммы: VI и VII. Благодаря этому, обе эти ноты (они обе неустойчивы) приобретают усленное тяготение к нижней устойчивой - к V ступени. Если Вы проиграете млм пропоете такую гамму сверху вниз, то почувствуете, как в ее верхней половине появилась особая мелодичность, мягкость, протяженность, неразрывная связанность нот в одну певучую мелодию. Именно из-за этого эффекта такой лад и получил название "мелодического".

МИНОРНЫЙ ЛАД. ПОНЯТИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ.

Минорным (минор, в буквальном смысле слова, означает меньший) называется лад, устойчивые звуки которого (в последовательном или одновременном звучании) образуют малое или минорное трезвучие. Предлагаю послушать мажорный и минорный аккорды. Сравните на слух их звучание и различие. Мажорный аккорд звучит более "бодро", а минорный более лирически (помните выражение: "минорное настроение"?). Интервальный состав минорного трезвучия: м3+б3 (малая терция + большая терция). Не будем утруждаться строением минорного лада, потому что можно обойтись понятием параллельные тональности. Возьмем к примеру привычную тональность До-мажор (любимая тональность начинающих музыкантов, потому что при ключе нет ни одного знака). Построим от тоники (звук - До ) вниз малую терцию. Получим ноту Ля . Как только что я говорил, при ключе не наблюдается ни диезов, ни бемолей. Лихо пробежим по клавиатуре (струнам) от ноты Ля до следующей ноты Ля вверх. Вот мы и получили гамму натурального минора. Теперь запомним: параллельными называются тональности, имеющие ОДИНАКОВЫЕ знаки при ключе. Для каждого мажора имеется один и только один параллельный минор - и наоборот. Все тональности в мире, таким образом, существуют парами "мажор-минор", как бы две гаммы, движущиеся параллельно по тем же самым клавишам, но с отставанием на терцию. Отсюда и название "параллельных". В частности, параллельной тональностью для До-мажора является Ля-минор (тоже любимая тональность начинающих, т.к. и здесь нет ни одного ключевого знака) Тоническое трезвучие в Ля-миноре . От ноты Ля вверх сроим малую терцию, получаем ноту До , а потом еще большую терцию уже от ноты До , в итоге зазвучит Ми . Итак, минорное трезвучие ля миноре: Ля - До - Ми .

Постарайтесь найти сами параллельные тональности для всех мажорных ладов, которые мы проходили выше. Главное запомните, что 1. надо строить от тоники (главный устойчивый звук) вниз малую терцию, чтобы найти новую тонику; 2. ключевые знаки в параллельной тональности остаются теми же.

Коротко, для тренировки, посмотрим еще один пример. Тональность - Фа-мажор . При ключе - один знак (си-бемоль ). От ноты Фа строим вниз малую терцию - нота Ре . Значит, Ре-минор является параллельной тональностью Фа-мажору и имеет ключевой знак - си-бемоль . Тоническое трезвучие в Ре-миноре : Ре - Фа - Ля .

Итак, в параллельных тональностях натурального звукоряда, ключевые знаки одни и те же. Это мы уже усвоили. А как быть с гармоническим ладом? Несколько иначе. Гармонический минор отличается от натурального повышенной VII ступенью, что было вызвано необходимостью обострить тяготение восходящего вводного звука. Если присмотреться или прислушаться, то Вы легко обнаружите, что гармонический мажор и гармонический же минор, построенные от одной и той же клавиши, полностью совпадают в верхней половине гаммы - та же самая увеличенная секунда на VI ступени гаммы. Просто для того, чтобы этот интервал получить в мажоре, приходится понижать VI ступень. А вот в миноре эта ступень и без того низкая, зато VII ступень можно повысить.

Давайте договоримся, что количество ключевых знаков для всех тональностей надо помнить наизусть. Исходя из этого, допустим, в ре-миноре (ключевой знак - си-бемоль ) повышенная VII ступень - До-диез .

Выше на рисунке Вы можете посмотреть визуально. А теперь давайте послушаем (хотя Вы можете и сами проиграть), как это будет звучать. a-moll и d-moll . Если немного внимательней отнестись к просмотру и прослушиванию, то можно увидеть, что трезвучие доминанты в гармоническом миноре - мажорное. Я вот сейчас Вам проиграю три аккорда : Тонику, Субдоминанту, Доминанту и Тонику в гармоническом Ля-миноре. Слышите? Вот и позанимайтесь строением этих трех аккордов во всех минорных тональностях. Этим Вы добьетесь автоматизма определения основных трезвучий в любой тональности. Строить мажорные и минорные трезвучия мы с Вами уже умеем, если забыли - давайте повторим и уточним.

Строим тоническое трезвучие: определяем лад (мажор, минор), из этого и исходим. Строим мажорное (минорное) трезвучие. Мажорное: б.3 + м.3, минорное - м.3 + б.3. Теперь надо найти субдоминанту. От тоники строим кварту вверх - получаем основной звук, от которого и будем строить трезвучие. В F-dur - это си-бемоль . А от си-бемоля уже и строим мажорное трезвучие. Ищем теперь доминанту. От тоники - квинту вверх. В этой же тональности Доминанта - До . Ну, а уж трезвучие До-мажор построить, - это нам уже нетрудно. Параллельная тональность Фа-мажору - Ре-минор . Строим в минорной тональности тонику (Т), субдоминанту (S) и доминанту (D). Напоминаю, что в гармоническом и мелодическом миноре доминанта - мажорное трезвучие. Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными и VI, и VII ступенями (проиграйте на фортепиано или гитаре, в крайнем случае в MIDI-редакторе). А в мелодическом мажоре происходит, наоборот, понижение тех же ступеней.

Мажор и минор, имеющие одинаковую тонику, называются одноименными (одноименная тональность До-мажора - До-минор , Ля-мажора - Ля-минор и т.п.).

Как было уже сказано, выразительные возможности музыки складываются из взаимодействия различных средств, которыми она располагает. Среди них большое значение в передаче музыкой определенного содержания и характера имеет лад. Помните, я приводил пример звучания мажорного трезвучия и минорного. Напомню, по случаю, что мажор, так сказать, более бодр, а минор - более печален, драматичен, лиричен. Поэтому - можете сами поэкспериментировать - мажорная мелодия, сыгранная от той же клавиши, но с использованием минорного звукоряда (или наоборот), приобретает совершенно другую окраску, хотя остается при этом той же мелодией.