Пастельные мелки для рисования. Что такое пастель художественная

Наиболее знакомое, часто употребляемое в повседневной жизни понятие — «пастельные тона». Каждый, не задумываясь, скажет, что оно означает нежные, приглушенные оттенки. Но спросите у случайного собеседника: «Что такое пастель?»- и, скорее всего, получите лишь общий, расплывчатый ответ: «Пастель-это один из видов изобразительного искусства». Широкой публике пастель гораздо менее известна, чем масляная живопись, акварель или гравюра.

Пожалуй, самое известное произведение, исполненное в технике пастели — знаменитая растиражированная рекламой «Шоколадница» Ж.Э. Лиотара. Оригинал этого произведения хранится в Дрезденской галерее. Взгляните на нее еще раз (рис.1)

Рис. 1 Ж.Э. Лиотар «Шоколадница»

Вы сразу окажитесь в плену ее завораживающего сияния, сразу почувствуете очарование, исходящее от старинных пастелей. В чем же причины этого магического, почти колдовского воздействия старинных пастелей на зрителя? — Конечно, в свойствах применяемой краски и в особенностях техники пастели.

С момента возникновения пастели и почти до конца 18 в. художники сами вручную создавали пастельные краски. Процесс их изготовления был весьма трудоемким. Как правило, пастель в форме сухих красящих мелков изготавливали из увлажненной водой и доведенной до густого, мягкого тестообразного состояния смеси 3-х ингредиентов: пигмента, т. е. красящего вещества, минерального наполнителя (как правило, мела) и небольшого количества связующего средства, в большинстве случаев гуммиарабика. Тестообразную массу прессовали, высушивали и разрезали на бруски. Для рисования пастелью нужна фактурная шероховатая поверхность. Это необходимо для того, чтобы краска могла зацепиться за поверхность попрочнее. Штрихи пастели, нанесенные на бумагу, пергамент, холст или картон, удерживаются на них чисто механически, ведь связующих веществ, главной задачей которых является закрепление красок в грунте и связывании их друг с другом, в пастели крайне мало. Зато при минимальном количестве связующего частицы красящего пигмента находятся в свободном состоянии. Отражаясь от частиц пигмента и рассеиваясь в разные стороны, свет придает красочному слою особую лучистость и бархатистость, некую приглушенную матовость и специфическую пастельную мягкость.

Пастель — самая пленительная, но и самая хрупкая из графических и живописных техник. Она очень чувствительна к неосторожным прикосновениям, мелким повреждениям, легко стирается и осыпается. Исполненные в этой технике произведения столь нежны и сыпучи, что не допускают частого экспонирования, связанного с перевозками.

Художников постоянно волновала проблема сохранности произведений, ставшая темой многих ученых трактатов. Изобретались различные фиксативы, но даже самые совершенные из них изменяли первоначальный тон пастели, искажали ее колористическую гамму, губили ее природную бархатистость.

Оказалось, что для сохранения от механических повреждений работ, выполненных пастелью, лучше всего просто использовать рамы со стеклом и паспарту — окантовкой из плотного картона, чтобы даже стекло не касалось работы.

Практика показывает, что при правильном оформлении и хранении пастель оказывается достаточно выносливой. Это подтверждает состояние хранящихся в музеях Европы старинных пастелей. Более того, благодаря тому, что пастель обходится почти без связующих веществ, она в отличие от масляной живописи с течением времени почти не меняется. Картины, написанные масляными красками, вследствие химических процессов, происходящих в связующих веществах, сильно поддаются воздействию времени, темнеют. Напротив, светоносные, чистые краски старинных пастелей сохраняют свою первоначальную сочность, свежесть, силу и живую бархатистость фактуры.

Пробовал я рисовать пастелью, занятие конечно интересное, я думаю что всем стоит попробовать. Мне было просто весело, как в детстве цветными карандашами. И не важно получится у меня что-то классное или будет обычный набросок. Мелки приятно держать в руках, приятно ими рисовать. Все познается в сравнении. Может это Ваш материал?

АССОРТИМЕНТ. ПРОИЗВОДИТЕЛИ

В советское время пастель производилась только на комбинате Художественного фонда в Подольске. Естественно, что даже такой огромный комбинат не мог обеспечить этим материалом всю стану. Поэтому школа пастельной живописи у нас так и не возникла. Сегодня, при том широчайшем ассортименте, который появился на рынке, возможности у художников самые обширные. Несколько российских заводов производят качественную пастель по вполне доступным ценам. Основной костяк традиционно находится в Петербурге — «Олки», «Аква Колор», «Спектр». Подольский комбинат сегодня преобразован в ЗАО «Подольск-Арт Центр», он по-прежнему принадлежит Художественному фонду. Целью своей работы это предприятие видит производство высококачественной пастели по самым доступным ценам, которые позволили бы творить любому художнику, невзирая на его материальное положение. Кроме того, масляную пастель наборами по 12 и 24 штуки производит «Гамма».
Вот далеко не полный перечень импортных производителей сухой, масляной пастели, а также пастельных карандашей в деревянной оболочке, представленных на нашем рынке: Talens(Нидерланды), Conte(Франция), Schminke(Германия), Lyra(Германия), Faber-Castell (Германия), Stabilo(Германия), Koh-I-Noor (Австрия, Чехия), Cretacolor(ТМ Koh-I-Noor Hardtmuth, Австрия), LeFranc&Bourgeois(Франция), Daler Rowney(Англия), Caran d’Ache(Швейцария), Apa-Ferrario (Италия), Maimeri(Италия), Bruynzeel(Голландия), Bosung(Китай), Derwent(Англия), Pentel(Япония), Titi(Корея), Adel(Турция), Jolly(Австрия), Sennelier, Sakura, Crayon.
Остановимся подробнее на отдельных фирмах.

«ПОДОЛЬСК-АРТ ЦЕНТР»

При изготовлении пастели на Подольском художественном комбинате используются светоустойчивые пигменты с минимальным количеством связующего, что и делает пастель сухой. Пастель выпускается в виде цилиндрических стержней длиной 65 мм, диаметром 9-10 мм, наборами по 10, 12, 30, 60, 130, 185, 268 штук, а также наборами по 10 штук одного цвета или тона. Набор пастелей из 30 штук включает только основные цвета, а наборы из 60, 130, 185, 268 штук имеют еще по 2-5 дополнительных полутонов, менее интенсивных по цвету, чем основные. Пастель продается также россыпью — она вручную завернута в клеенчатую упаковку, на каждый мелок нанесен номер. Пастель дает очень хорошую растяжку на бумаге и накладывание цветов друг на друга. Если говорить о градации твердости-мягкости , она является средне-мягкой .
Вот что рассказал мне Олег Александрович Воронцов, генеральный директор предприятия, о нынешнем производстве пастели: «Мы добиваемся того, чтобы: а) была хорошая расколировка, то есть набор цветов; б) пастель была мягкая в работе, и при этом карандаши не рассыпались; в) пастель была экологически безопасной. Мы получили гигиенические сертификаты в Госсанэпиднадзоре России и в США, в Калифорнии. В Америке наш продукт имеет высшую категорию экологической безопасности.
Наша цель сегодня такова — давать профессионалам как можно более дешевую качественную продукцию. Цены мы согласовываем с Союзом художников России, с которым постоянно сотрудничаем и по оценке качества продукции. Кроме того, мы работаем с Российской академией художеств, с Международной конфедерацией художников. Устраиваем мини-выставки , на которых художники пробуют наши материалы, тестируют их. Мы сегодня являемся материально-технической базой изобразительного искусства России. Мы — не приватизированное предприятие, которое работает на художников, для художников и принадлежит художникам. Мы являемся экспортерами, нашу продукцию признали за рубежом и охотно покупают. Мы поставляем ее под торговой маркой Yarka, которая объединяет продукцию четырех русских заводов — нашего, «Завода художественных красок», «Гаммы» и «Художественных материалов».

«ОЛКИ»

Пастелью петербургской компании «Олки» можно работать без использования специальных пастельных карандашей, применяющихся для проработки мелких деталей или штриховой техники. При этом растушевка пастели тоже не вызывает проблем. Такая универсальность удобна для работы в любой технике как для профессионалов, так и для начинающих художников и любителей. Особенное значение имеет и точность цветовой гаммы пастели, позволяющая передать любые цветовые нюансы, фактуру и игру света.
Ценны эти свойства пастели в учебном процессе, где сознательное ограничение ассортимента материала способствует концентрации внимания.
При желании, пастель «Олки» можно использовать, как акварельный карандаш, работая по влажной бумаге или размывая пастельный рисунок влажной кистью.
Для пастели «Олки» характерна тонкая градация цветов: от насыщенных до слабоинтенсивных. При большом цветовом разнообразии четкость цветовой гаммы позволяет добиваться выразительности, используя минимальное количество пастельных карандашей. От цветового аскетизма классического рисунка до декоративной яркости некоторых видов пастельной живописи — таков диапазон цветовой гаммы пастели «Олки», заслуженно оцененной как в России, так и за рубежом — эта компания уже много лет является неизменным поставщиком пастели в Германию и Швейцарию.

«АКВА-КОЛОР»

Петербургская компания «Аква-Колор» производит пастель по оригинальной технологии с использованием природных и синтетических пигментов. Пастель «Аква-Колор» отличается мягкостью штриха, легкостью растушевки и хорошим сцеплением с поверхностью, чистотой цветовой гаммы. Использование в составе пастели гуммиарабика позволяет совмещать технику пастели и акварели — размывать пастельные штрихи, добиваясь их прозрачности. «Аква-Колор» выпускает пастель наборами 8, 16, 32, 48 и 64 карандаша. Кроме того, набор 48 карандашей выпускается в деревянной упаковке. Наборы отличаются по цветовой гамме и рассчитаны на начинающих художников и на профессионалов.

«СПЕКТР»

Петербургское предприятие «Спектр» выпускает пастель художественную «Петербургскую». О своем любимом детище рассказывает директор компании Юрий Валентинович Леонов: «Пастель художественная «Петербургская» была разработана нашей научно-исследовательской лабораторией. Ее презентация состоялась 14 июля 1992 года в универмаге «Гостиный двор» в Санкт-Петербурге и в одном из художественных училищ города(лично мне этот день еще запомнился тем, что родилась моя дочь).
Сначала мы выпускали пастель в наборах по шесть карандашей. Это были растяжки всех основных цветов. Можно было собрать «коллекцию» из десяти разных наборов.
Затем, совершенствуя производство и разрабатывая новые оттенки, мы перешли к выпуску больших наборов. Это 9, 18, 36, 54 и 72 карандаша различных оттенков, уложенных в строго определенном порядке. Сначала наборы были в плоских коробках, где карандаши уложены в один ряд по высоте. При этом самый большой набор(72 цвета) получился громоздким по площади, а это неудобно пользователю.
Сейчас мы выпускаем наборы пастели художественной «Петербургской» такого же ряда комплектации в компактном пенально-модульном виде. Например, в том же самом наборе 72 цвета — четыре пенала по 18 карандашей задвигаются в одну коробку и располагаются в ней по высоте. С таким изделием легче обращаться, удобнее брать в руки. А при транспортировании в составе групповой упаковки(в гофрокартонных коробах) карандаши идеально сохраняются, не ломаются, так как в этом случае они расположены вертикально и не испытывают опасных нагрузок.
Наша пастель обладает свойством сохранять присущую ей мягкость во всем интервале климатических факторов. Это обеспечивается составом связующих компонентов. В красящем составе мы постарались максимально использовать природные пигменты с тем, чтобы произведения художников, использующих нашу пастель, жили в веках.
В составе пастели нет мела, нет вредных примесей. Основа, как бы скелет карандаша, состоит из экологически чистого природного материала, физико-химические свойства которого стабильны, что обеспечивает устойчивость всей системы.
Производится пастель на специальном технологическом оборудовании, где все компоненты спрессовываются под большим давлением, образуя однородный стержень.
К преимуществам нашей пастели помимо достаточной прочности при существующей мягкости следует отнести то, что она не «каменеет», пригодна для использования с различными сортами бумаги, имеет хорошее перекрытие цветов, хорошо разносится, не осыпается, может размываться водой, ею можно работать по мокрой поверхности.
Словом, наша пастель востребована рынком. Ею пользуются как начинающие художники, учащиеся(что весьма важно), так и признанные мастера искусств(что весьма почетно)».

KOH-I-NOOR HARDTMUTH

Фирма Koh-I-Noor Hardtmuth производит художественный ассортимент на протяжении более чем 100 лет, причем она была первой, кто ввел в свой ассортимент ряд таких изделий, как мелки Negro, искусственный уголь, графитовые стержни для художественного рисования — сангины и сепии. Фирма всегда руководствовалась девизом: «традиция, качество и прогресс». Ее главное поприще — сухие изобразительные средства, то есть уголь, мелки, графитовые карандаши и цветные карандаши. Ведущей позицией остаются сухие пастели, поскольку требования, предъявляемые к ним, являются самыми высокими. Сухая пастель должна соответствовать критериям светостойкости, чистоты цвета, высокой степени мягкости и однородности, цветосовмещению(смешиваемости цветов) и прозрачности. Пастель должна быть мягкой, но не должна крошиться, она должна оставлять четкий след, но не должна ломаться. Предъявляется целый ряд противоречивых требований к качеству и все их необходимо соблюсти как можно полнее. Для достижения этого каждый производитель обладает своим, очень ценным, ноу-хау . Обладает таким ноу-хау и Koh-I-Noor Hardtmuth.
Компания производит сухие мягкие пастели в 3-х производственных сериях. Самым высоким качеством обладают сухие пастели 8500 Toison d´Or в форме цилиндрического стержня диаметром 9 мм, представленные 120 чистыми цветами, поставляемые как отдельно по цветам, так и в наборах по 6, 12, 18, 24, 36, 48 и 120 цветов, причем самый большой набор упакован в подарочном деревянном двухъярусном чемоданчике. Пастели предназначены для полноцветного рисования с возможностью максимальной растираемости на основе. Для более тонкой прорисовки используются кусочки стержней или же сухие пастели из других серий.
Вторая серия 8560 Gioconda изготовлена в форме брусочков с гранями 7×7 мм в 48 чистых цветах и цветовой палитре, аналогичной цветовой палитре основной серии 8500. Эти сухие пастели предназначены для более тонкой прорисовки или для завершающих работ. Меньшее сечение требует более высокой прочности, которая достигается благодаря замене основного носителя. Но это не влияет на способность пастели легко наноситься на основу и оставлять на ней мягкие следы. Эти пастели поставляются отдельно по цветам или в наборах по 6, 12, 18, 24, 36 и 48 цветов.
Третьей серией является 8820 Gioconda в форме деревянного карандаша с диаметром сердечника 4,2 мм в 48 чистых цветах и цветовой палитре, аналогичной цветовой палитре серии 8560. Эти пастели предназначены для рисунков небольших размеров или для завершающих работ. Сердечник такой же, как и у серии 8560, он обладает теми же свойствами. Пастели поставляются отдельно по цветам или в наборах по 24 и 48 цветов.
Кроме сухих пастелей, фирма производит твердые пастели серии 8100 Gioconda в 48 чистых цветах, которые представляют собой нечто среднее между цветным карандашом и восковой пастелью. Их отличительным свойством являются очень насыщенные плотные непрозрачные цвета, вид которых при их нанесении на основу в конечном итоге создает эффект, близкий к масляной живописи. Рисунок, в отличие от слегка матового рисунка сухой пастелью, в данном случае является слегка глянцевым. Эти пастели поставляются отдельно по цветам или в виде наборов по 6, 12, 18, 24, 36 и 48 цветов.
Последней серией являются масляные пастели серии 8310 Gioconda в 24 чистых цветах. По существу это классические масляные краски с малым содержанием масла, что приводит к их твердой консистенции, так что их можно наносить на основу сухим путем как рисунок и после этого при помощи масла создать картину, написанную как масляными красками.

APA-FERRARIO

Гамма сухой пастели этого итальянского производителя состоит из 100 оттенков, которые могут налагаться друг на друга и отлично растушевываются. Благодаря тщательному измельчению самых отборных глин с пигментами высшего качества получается исключительно мягкая пастель, оставляющая интенсивный бархатистый след. Все цвета обладают хорошей светостойкостью и не меняют тона с течением времени. Фабрика Ferrario целиком сохранила традиционную технологию производства этих красок: после экструдирования замеса производится нарезка, и полученные таким образом пастельные краски остаются сохнуть на воздухе. Это позволяет получить мягкую и совершенно однородную краску. Наклеивание этикеток и упаковка тоже производятся вручную, что обеспечивает дополнительный контроль над качеством.
Серия масляных пастелей выпускается гаммой из 24 красок, которые могут смешиваться между собой. Основу замеса составляют воск и минеральные масла лучшего качества с пигментами, которые обладают хорошей светостойкостью и обеспечивают яркий и интенсивный след.
Серия восковых пастелей выпускается гаммой из 24 красок, которые могут смешиваться между собой. Основу замеса составляет воск высшего качества и пигменты, которые обладают хорошей светостойкостью и обеспечивают яркий и интенсивный след.
Эксклюзивным представителем фабрик Apa-Ferrario в России является компания «Трест Спецбумснаб».

CONTE a PARIS

Эта знаменитая компания, как вам известно, ведет свою историю с того времени, когда Жак Николя Конте изобрел первый в мире графитный карандаш в деревянной оболочке. Сегодня художественное направление фабрики принадлежит другой не менее известной фирме Lefranc&Bourgeois, которая сохранила на всем спектре выпускаемой продукции прославленное имя Конте. Художественное направление выпускается под маркой Conte a Paris.
Сухая пастель изготавливается из пигмента, мела, каолина и других компонентов. Гамма из 48 основных цветов подобрана с учетом пожеланий художников — недостающие оттенки можно создать самому путем смешивания. Выпускается как в виде мелков, так и в виде карандашей. Карандаши производятся на основе синтетических и натуральных пигментов, каолина, силиконов и связующего(эфир целлюлозы). Они тверже сухой пастели — это сделано для того, чтобы стержень в графитовой оболочке не ломался.
Сухая пастель выпускается круглой формы и ограненная. Последняя позволяет варьировать толщину линии. Хорошо растушевывается пальцами, бумажной скруткой, а также специальной растушевкой.
Выпускается также масляная пастель, также гаммой из 48 основных цветов. Каждый мелок защищен оболочкой, что создает дополнительные удобства для использования. Применять эту пастель можно двумя способами: для создания эффекта прозрачности ее используют с уайт-спиритом , а для получения пастозного эффекта кончик мелка нагревают и в размягченном виде наносят на бумагу при помощи мастихина. Здесь может применяться техника наложения слоев и соскабливания.
На российском рынке компанию Conte a Paris представляет фирма Cosyma.

LYRA

Немецкая компания Lyra была создана в 1806 году. Профессиональные продукты этой фирмы объединены в единую серию под названием Rembrandt, на упаковках которой изображен Нюрнбергский замок.
Для художников Lyra выпускает высокопигментные пастельные мелки прямоугольной формы серии Polycrayons. Гамма содержит 72 гармонично подобранных оттенка. Цвета можно смешивать в различных комбинациях и разбавлять водой. Сухая пастель представлена в металлических коробках по 12, 24 и 48 цветов, и каждый цвет отдельно по 12 штук в коробке. А также серые и коричневые оттенки выпускаются отдельными цветовыми гаммами по 12 штук в картонной коробке.
Масляная пастель отличается высокой концентрацией цветового пигмента. Основа масляной пастели — воск и минеральные масла. Масляная пастель дает яркие и сочные цвета, работы получаются красочными и необыкновенно долговечными. Масляная пастель не смазывается, не тускнеет, не требует закрепления рисунка, в отличие от обыкновенной пастели. Она прекрасно передает настроение художника, позволяет реализовать самые разнообразные фантазии живописца на бумаге, удовлетворяет требованиям профессиональных и начинающих художников. Допускается смешивание цветов путем наложения одного цвета поверх другого. Существует определенная техника рисования масляной пастелью Lyra, при которой картина выглядит, как написанная маслом. Масляная пастель выпускается в картонной коробке по 12, 24, и 48 цветов, а каждый мелок обернут в индивидуальную упаковку.
Цвет растворимых в воде восковых мелков Aquacolor для художников, благодаря высокой степени пигментации, приобретает необыкновенную яркость и стойкость. Они растворяются в воде и легко смешиваются, что позволяет создавать неограниченное количество оттенков. Восковые мелки Aquacolor выпускаются в металлических коробках по 12, 24 и 48 цветов.
Есть у Lyra также такой необычный вид продукции, как цветные мелки, в точности повторяющие очень древнюю технологию рисунка Encaustic. Мелок наносится на поверхность горячего утюга, расплавляется и смешивается с другими цветами, а потом уже горячим утюгом наносится на картон, плотную бумагу, или специальную бумагу для Encaustic. После остывания картина имеет единую равномерную поверхность, не осыпается, не смазывается, не выцветает со временем. В серии Encaustic выпускаются 34 индивидуальных цвета, а также набор для начинающих: мелки, бумага и утюг.
Продукцию компании Lyra можно приобрести в компании DNA.

FABER-CASTELL

Для профессиональных художников Faber-Castell предлагает несколько вариантов пастели. Мягкая пастель Goldfaber(«синяя линия») предназначена для любителей, учеников и студентов, обучающихся в специальных художественных заведениях. Пастель выпускается 70 ярких интенсивных цветов, которые могут быть перемешаны между собой в любых комбинациях.
Профессиональная пастель Polychromos(«зеленая линия») имеет квадратную форму поперечного сечения. Такая форма сечения позволяет рисовать линии различной толщины, используя разные грани пастели(для рисования тонких линий используются острые грани и наоборот). Пастель Polychromos предназначается для профессиональных художников и графических дизайнеров. Насыщенные основные цвета, дополненные переходными оттенками, образуют идеальную палитру из 120 цветов. Для производства пастели Polychromos используются только высококачественные пигменты с абсолютной чистотой цвета и высокой светостойкостью. Постоянный контроль пигментов в лабораториях компании гарантирует полное соответствие EN71.3-стандарту и доказывает полную безопасность пастели(также как и всего ассортимента товаров для живописи, графики и черчения). Пастель Polychromos подходит для рисования на плоскости и особенно для прорисовки очень мелких деталей, ее даже можно затачивать и использовать как пастельный карандаш.
Масляная пастель Goldfaber(«синяя линяя»), подобно мягкой пастели, предназначена для начинающих мастеров. Выпускается 36 цветов, которые могут быть перемешаны между собой для образования различных оттенков. С помощью растворителя можно добиться эффекта масляных красок, темперы или даже акварели. Исключительная плотность и равномерность окрашивания пигмента позволяет создавать работы на больших поверхностях. Таким образом, даже начинающий мастер может работать сразу в нескольких техниках. При работе с этим видом пастели закрепителями можно не пользоваться, так как ее плотная структура обеспечивает сцепление пигмента с поверхностью.
Акварельные мелки Albrecht Durer(«зеленая линяя») сочетают в себе три характеристики: акварели(пигмент можно набирать кисточкой непосредственно с самого мелка профессиональных цветных карандашей и масляной пастели); профессиональных цветных карандашей(для смешения оттенков достаточно просто провести влажной кисточкой по рисунку); пастели(для получения на отдельных участках однородного насыщенного цвета необходимо растушевать восковые мазки). 60 ярких цветов легко сочетаются друг с другом.

PENTEL

Эта японская компания выпускает масляную пастель для детского творчества. Однако благодаря высокому качеству, традиционному для всех продуктов Pentel, пастель пользуется большим спросом у профессиональных художников. По некоторым данным, они ее разводят и получают в добавление к исходным цветам множество оттенков. Пастель подходит для рисования по бумаге, холсту, школьной доске. Она не токсична и рекомендуется для детей любого возраста. Поставляется в наборах по 12, 16, 24, 36 и 48 цветов.
Эту марку в России эксклюзивно представляет компания eBazaar.

КРОМЕ ТОГО

Пастель входит в группу так называемых графических материалов для художников. Туда же входят еще угли рисовальный и прессованный, сангина, сепия и соусы.
Для того чтобы облегчить работу художника, практически все крупные производители выпускают специальные вспомогательные материалы для работы с пастелью. Подробнее о них мы поговорим в отдельном обзоре. Сейчас же коротко остановимся на самых важных предметах работы пастелиста.
Ластик-клячка выглядит как кусок сырого теста темного цвета. Используется для коррекции и осветления угольных и пастельных рисунков.
Наждачная бумага — лента грубой и тонкой наждачной бумаги для изготовления пастельной пудры, а также для затачивания мелков и карандашей.
Щетка для очистки поверхностей графических работ.
В качестве основания для работы пастелью используется замша, торшированная бумага, ватман, фильтровальная, мелкозернистая, шлифовальная бумага(шкурка) мелких номеров, выпускаемая в рулонах и листах, грунтованный холст, картон и чертежная бумага, покрытая специальным грунтом. Поверхность бумаги должна быть в меру шероховатой и не вызывать крошения пастельных карандашей, что затрудняет работу. В работе пастелисты используют зачастую бумагу производства фабрик «Гознак» и СЗЛК, но специальную пастельную бумагу пока производят только иностранцы — такие всемирно известные фабрики, как Fabriano и Canson, например.
Растушевки — специальные палочки, которые применяют для тонкого разнесения по бумаге, картону или холсту красочного слоя. Они изготавливаются из непроклеенной оберточной бумаги, а наиболее качественные — из замши или лайки. Изготовляют растушевки и путем свертывания проклеенной бумаги в виде цилиндрической палочки, концы которой затачиваются на абразивном круге.
Фиксативные лаки представляют собой раствор карбинальной(синтетической) смолы в спирте. Они используются для закрепления пастельной картины. Фиксативы выпускают практически все мировые производители пастели.
К пастельным карандашам нужно предлагать также специальный нож для заточки, так как они выпускаются нестандартных размеров и точить их обычными канцелярскими точилками небезопасно — происходят большие потери пастели, которую можно использовать и в виде пудры.

МИР ХУДОЖНИКА

Мир художника — это мир индивидуальный. Также как отличаются друг от друга картины разных художников, отличаются манеры работать и подбор материалов. Всем художникам угодить невозможно, как ни стараются производители это сделать. Невозможно описать все те методы работы с пастелью, которые изобретают художники сами для себя, а уж об используемых материалах говорить и вовсе не приходится. Пастель растирают и используют в виде порошка, ее смачивают водой или рисуют по мокрой бумаге, ее растушевывают ватой или ватными палочками, ее смешивают с самыми разными материалами, ее фиксируют дешевым лаком для волос или дорогими импортными фиксативами. До сих пор в Англии художник John Hersey изготавливает пастель для продажи вручную.
Притягательность пастели объясняется ее бархатистостью, которая создает особое сияние или свечение, названное «пастельным тоном». Пастель при смешивании может дать более 1650 оттенков! При этом ни один оттенок не изменится с течением времени, так как пастельные краски — вечны, ведь они состоят практически из чистого пигмента. Этот же пигмент создает единственный существенный недостаток пастели — она продолжает «жить» на бумаге или холсте. К ней нельзя прикоснуться, ее нужно хранить под стеклом в обрамлении паспарту, потому что к стеклу картина тоже не должна прикасаться.
Закончу статью словами одной современной художницы: «Волшебство пастели потаенно и для многих непривычно; постигается больше не разумом, а душой. Пастель интимна и нежна… Если художник работает в пастели небрежно, все ее достоинства умирают…».

ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТ

Редакция КД выражает благодарность фирмам, предоставившим свою продукцию для тестирования. Не хотелось бы сравнивать и проводить аналогии — дело для индустриального издания неблагодарное. Отметим лишь факты.

Lyra. Сухая твердая пастель. Карандаши имеют прямоугольную форму, что позволяет использовать их и как пастельный карандаш для прорисовки мелких деталей и контуров предметов, так и для обычной пастельной растушевки. Хорошо растушевывается, цвета великолепно смешиваются друг с другом. Карандаши не ломаются, не крошатся, несмотря на то, что очень тонкие. Количество основных цветов позволяет создавать большое число оттенков.
Масляная пастель. Классическая масляная пастель, которая с каждым годом становится все более популярной среди художников. Ложится очень мягко, обладает абсолютно однородной структурой. Позволяет рисовать в технике пастели, в том числе растушевывается, а также в технике масляных красок, в том числе имитируя мазки. От пастели картина получает цвета и нежную бархатистую фактуру, которая отсутствует у масла. Каждый карандаш обернут в бумагу, что делает его более прочным, а также не пачкает руки художника.

Koh-I-Noor Hardtmuth. Художественные масляные мелки Gioconda. Совершенно необыкновенный материал, нечто среднее между сухой и масляной пастелью. Рисуют мягко, не крошатся, не ломаются. Поддаются растушевке. При этом рисунок блестит, как будто выполненный восковыми карандашами, но гораздо мягче и теплее. Качество мелков очень высокое, произведены они в форме небольших квадратных карандашиков, что позволяет прорисовывать мелкие детали и раскрашивать. Цвета очень хорошо смешиваются друг с другом, создавая плавные переходы или новые оттенки.
Масляная пастель Gioconda. Не уступает своим европейским аналогам. Очень мягкий, пластичный материал. Дает чистое смешение цветов, плавные переходы между тонами. Позволяет рисовать в технике пастели и в технике масляных красок. Легко смешивается и растушевывается подушечками пальцев. Цвета чистые, без посторонних примесей. Каждый карандаш обернут в индивидуальную упаковку, что делает его прочней и не дает испачкаться рукам художника.

Подольская пастель. Действительно соответствует определению «классическая сухая мягкая пастель». Некоторые цвета(красные, желтые, синие, зеленые) не уступают импортным аналогам. Мягкость средняя. Карандаши не ломаются, практически не крошатся. Очень хорошо растушевываются на любой бумаге. Уступают по всем показателям коричневые тона. Однако и здесь все зависит от того, чего художник хочет добиться, так как эти цвета можно использовать как твердые пастельные карандаши. Художники предпочитают эту пастель другой за ее низкую цену и высокое качество. В цветовой гамме присутствуют только пастельные тона, так как в производстве используются натуральные пигменты. В некоторых оттенках попадаются вкрапления более интенсивного цвета, чем основной тон, правда, при растушевке они исчезают. В отдельных карандашах встречаются твердые вкрапления.

«Олки», Санкт-Петербург . Пастель средней мягкости. Карандаши быстро ломаются и сильно крошатся. Дают очень хорошую длинную растушевку. Художники, как правило, растирают эту пастель и используют в виде порошка. Наборы очень любят студенты, так как цвета в них подобраны соответственно предполагаемому рисунку — портрет, пейзаж и прочее. Есть яркие ненатуральные тона, основанные на синтетических пигментах. Их ценят в основном дизайнеры, школьники, любители. Дизайнеры используют эту пастель в виде порошка в огромных количествах. В отдельных карандашах встречаются твердые вкрапления.

«Спектр», Санкт-Петербург . Пастель средней мягкости. Карандаши быстро ломаются и крошатся. Дают очень хорошую растушевку, цвета прекрасно смешиваются друг с другом. Количество оттенков ограниченно только фантазией художника. Цвета чистые, как пастельные, так и яркие. Наборы подбираются совместно с художниками, соответствуют нуждам определенного рисунка — портрет, пейзаж и прочее. В отдельных карандашах встречаются твердые вкрапления.

Apa-Ferrario , Италия. Высококачественная сухая мягкая пастель. Полностью соответствует всем характеристикам, которые должны быть у этого нежного материала. Очень легко и мягко наносится на бумагу, прекрасно растушевывается. Цвета чистые, без примесей. Ни к одному цвету претензий нет. Легко смешиваются друг с другом, давая возможность создавать дополнительные оттенки самостоятельно.

Для того чтобы самостоятельно протестировать пастель, нанесите ее на кожу руки, как делают женщины, проверяющие цвет помады. Хорошая сухая пастель мягкая или средней мягкости(не путайте с твердой или масляной!) должна:

А) Дать штрих не менее 3 мм(до 5 мм);
Б) Легко, мягко, нежно ложиться на кожу;
В) Не царапать;
Г) Не ломаться, не крошиться, даже при падении с небольшого расстояния;
Д) Давать приличную растушевку(для этого разотрите штрих пальцем по ладони);
Е) Легко смешиваться с другими цветами(для этого нанесите рядом штрих другого цвета и разотрите их вместе).

По материалам сайта www. delo-st .ru


А.Ватто. Рисунок в технике "трех карандашей" - итальянский карандаш, мел и сангина

Пастель восходит к технике «трех карандашей»: используя мел, итальянский карандаш и сангину, художники в конце XV века стали создавать полихромные рисунки. Именно в это время пробуждается интерес к цветной линии и сочетаниям различных тонов в рисунке.

Термин «пастель» (а pastello, от итальянского слова pasta - тесто) впервые встречается в конце XVI века у Д.П. Ломаццо: «Существует еще пастельная живопись, исполняемая карандашами, которые могут быть приготовлены из всех красок. Это - новый вид живописи / nuovo modo, но насколько трудно работать этим новым способом, настолько же легко подобная живопись разрушается». На первых порах, как мы видим, пастельная живопись казалась трудной художникам, привыкшим работать кистью, но с течением времени приобретался соответствующий навык, и сравнительная с масляной живописью простота работы мелками была оценена по достоинству. Через триста с лишним лет техника пастели считалась чрезвычайно легкой: «Навык в пастельной живописи приобретается замечательно легко, и ее следует отнести к такому виду искусства, в котором каждый может достигнуть самых лучших результатов».


Художник Жан Перреаль. Портрет Людовика XII (1462-1515, король с 1498)
Живопись

Французский художник Жан Перреаль, приехавший в Милан в 1499 году с Людовиком XII, познакомил Леонардо да Винчи с новым «сухим способом рисования». Самый ранний датированный рисунок, созданный с применением пастели, принадлежит именно Леонардо да Винчи: портрет Изабеллы д’Эсте, герцогини Мантуанской, 1499 года. Этюд выполнен черным мелом и сангиной, желтой пастелью подчеркнута горловина платья, коричневой - пышная прическа.

Д.П. Ломаццо говорит о том, что Леонардо да Винчи применял пастель в изображениях голов Христа и апостолов, но эти подготовительные рисунки к «Тайной вечере» не сохранились. Уже в первые десятилетия XVI века в кругу учеников Леонардо широко пользуются пастельными мелками, затем из Италии «nuovo modo» распространяется по Германии и Франции. В первое время художники применяли пастель для графических портретов, этюдов и зарисовок. На протяжении всего XVI века пастель служила вспомогательным средством, чтобы оттенить цветом графические рисунки. Чаще всего художники либо «раскрашивали» большие плоскости, либо «оживляли» цветными бликами отдельные детали: глаза, губы, уши, детали одежды.


Клуэ, Франсуа - Портрет Карла IX, Эрмитаж


Аноним Лекюрье - Портрет мужчины с рыжей бородой, 16 в.

Изначально использовали небольшой набор оттенков: черные (сажа), красные (сангина, киноварь, сурик), желтые и коричневые (охра), позднее появляются синий и розовый. Постепенно портрет-рисунок эволюционирует в сторону большей психологической углубленности, репрезентативности и живописности.


Вивьен, Жозеф - Портрет архитектора Жюля Ардуэна Мансара
Живопись. ГЭ

Жозеф Вивьен. Портет Луи Фрнцузского, герцога Бургундского. Пастель

Статус пастели был признан в 1663 году, когда в Королевскую Академию живописи и скульптуры приняли Н. Дюмустье в качестве первого пастелиста (peintre en pastel). Тем самым техника пастели получила официальное признание и равные права с живописью. В 1701 году Академия приняла в свои ряды Жозефа Вивьена, который писал пастели, технически наиболее совершенные для начала XVIII века. Ж. Вивьен первым стал создавать в этой технике парадные портреты «в рост» в натуральную величину, ввел новые цвета, смело применял яркие красочные сочетания. В творчестве Ж. Вивьена пастель окончательно перестала быть вспомогательным художественным средством и стала самостоятельным искусством, конкурирующим с масляной живописью. «Его пастели, - как пишет Ж. Моннье, - состоят из смягченных и расплывчатых мазков, они прекрасно передают отблески на доспехах и материи, переливающиеся разными цветами, и говорят скорее о мастерстве в передаче поверхности, нежели объемности».

Portrait Philippe de France, duc d"Anjou (1683-1746) futur Philippe V, roi d"Espagne (1700-1746) Collection de Louis XIV Pastel sur papier bleu par Joseph Vivien (1657-1734)

Расцвет пастельной живописи во Франции начался с 1720-х годов, когда в Париж приехала венецианская художница-пастелистка Розальба Каррьера, которая, создавая удивительно нежные образы (главным образом женские), внесла новизну в искусство пастели.

Она добивалась в пастелях необычно светлой гаммы цветов и перламутровых сияющих оттенков, а ее виртуозность и «умение скрыть основательность подготовительной работы» помогали «усилить идеализацию моделей и всегда несколько таинственную ирреальность их присутствия». Влияние творчества Р. Каррьеры на эволюцию женского портрета чрезвычайно велико.

Жан Батист Перроно, Жан Этьен Лиотар, Франсуа Буше, Жан Шарден - все отдали дань пастели, создав в этой технике подлинные шедевры. Если в творчестве Ф. Буше пастель занимала важное, но не преобладающее место, то, например, Ж.Б. Перроно, начиная с 1745 года, предпочитал работать именно пастелью, направив свои усилия на поиски колористической гармонии.


Жан Батист Перроно. Девочка с кошкой


Jean-Étienne Liotard - Portret van Marie Josèphe van Saksen


Ф.Буше

Полностью посвятил себя этой технике Морис Кантен де Ла Тур, в творчестве которого пастель достигла небывалой ранее высоты и совершенства (произведения М.К. де Ла Тура в технике масляной живописи не известны).

Marie Fel. Portrait by Quentin de La Tour (1757).

Влияние Р. Каррьеры на творчество М.К. де Ла Тура несомненно. Уступая ей в легкости мазка и нежности колорита, он более точен в рисунке и, как отмечали современники, «никогда не пренебрегал сходством».


М.К. Де Ла Тур. Автопортрет

Свою основную задачу М.К. де Ла Тур видел в передаче внутреннего мира, темперамента и чувств позирующих ему людей: «Они думают, что я схватываю только черты их лица, но я без их ведома погружаюсь в глубину их души и забираю ее целиком». Как вспоминала Изабелла ван Тейл, художник хотел в ее портрет «вложить все то, что я говорю, все то, что я думаю, и все то, что я чувствую, и мучился этим».

М.К. де Ла Тур делал большое количество подготовительных эскизов, а чтобы не утомлять именитых заказчиков долгим позированием, писал голову модели на отдельном листе бумаги, который потом, в мастерской, вставлял в общую композицию.


Портрет маркизы де Помпадур


Портрета маркизы де Помпадур. Фрагмент

Поражают размеры пастелей М.К. де Ла Тура: например, размеры портрета маркизы де Помпадур (1755) составляют 177,5 х 131 см, а размеры портрета председателя Габриеля Бернара де Риё (1741) - еще больше: 210 х 151 см! Эти два произведения представляют собой вершину творчества художника, показывая всю виртуозность воспроизведения им разнообразной текстуры: шелка, бархата, ковров, кружева, дерева и металла, причем при обилии аксессуаров композиция не кажется перегруженной. Это уже не камерный портрет, а настоящая картина. В Салонах 1740-х годов подобные произведения так и обозначались: «картина-пастель».


Портрет председателя Габриеля Бернара де Риё

С М.К. де Ла Туром часто сопоставляют Ж.Б. Перроно. Этих мастеров особенно сближает пристальное внимание к внутреннему миру человека, стремление запечатлеть на полотне малейшие оттенки чувств. Ж.Б. Перроно обладал талантом, так необходимым портретисту: способностью уловить и передать индивидуальность модели в ее живых проявлениях. В отличие от других пастелистов, Ж.Б. Перроно настолько не скрывал свои технические приемы, что знатоки советовали рассматривать его произведения, отойдя на некоторое расстояние. Живописи Ж.Б. Перроно свойственны мягкая красочная вибрация, нежные тона, изысканная гамма, эмоциональность и поэтичность.


Ш.Б. Перроно. Портрет Мадам де Соркенвиль, 1749
Живопись

Ж.Б. Перроно. Olivier Journu (1724-1764), 1756
Пастель

Ж. Шарден обратился к пастели в поздний период своего творчества, когда ослабевшее зрение мешало ему работать маслом. С именем Ж. Шардена связано два новшества: он писал пастелью, накладывая рядом параллельные штрихи разного цвета, передающие одновременно форму и цвет, предвосхитив открытия импрессионистов, а также применял последовательное наслаивание, создавая плотную текстуру произведения. «Пастелям Шардена, - пишет Ю.К. Золотов, - присуща особая широта выразительных возможностей - в них соединились пластическая мощь, нежность нюансов, разнообразие приемов, скрытая энергия спокойного мазка».


Ж. Шарден. Автопортрет

В Англии мода на пастель началась с середины 1730-х годов и настолько возросла к середине века, что многие английские художники, возвращаясь из Италии, где обучались живописи маслом, видели, что пастель более популярна, и обращались к рисованию мелками. Пастелью работали такие выдающиеся художники, как Френсис Коутс, Джон Рассел, Даниель Гарднер.


Marchioness of Donegal, cercle lointain de F. Cotes


John Raphaël Smith portrait du portraitiste Daniel Gardner

Мастерство и популярность Дж. Рассела, ученика Ф. Коутса, были столь велики, что современники называли его «принцем среди пастелистов». Следуя по пути, намеченному Р. Каррьерой, Дж. Рассел разработал свои собственные метод и технологию изготовления пастельных мелков и грунтов. Живопись Дж. Рассела поражает богатством нюансов, изысканностью цветовой гаммы, виртуозной легкостью.


Портрет миссис Дженет Грайзел Каминг

Mrs. Robert Shurlock (Henrietta Ann Jane Russell, 1775-1849) and Her Daughter Ann, 1801 Mother of Robert Shurlock , 1801


К 40-м годам XVIII века относятся первые в технике пастели работы немецкого художника Антона Рафаеля Менгса, оказавшего огромное влияние на многих немецких пастелистов. В 1746 году - в возрасте 18 лет - А.Р. Менгс стал придворным художником курфюрста Саксонского, восхищенного работами юного пастелиста. Автопортрет А.Р. Менгса, выполненный в 1744 - 1745 годах, - яркое свидетельство мастерства, уверенного владения техникой пастели. В этой ранней работе уже проглядываются черты классицизма.


Автопортрет


Юлиана Шарлотта Менгс


Therese Concordia Mengs-Maron (1725-1806). 1745

К середине XVIII столетия в пастельный портрет вводятся мифологические сюжеты, а сам он испытывает влияние исторического жанра. Кроме портретов, в технике пастели создавались пейзажи и натюрморты, а также жанровые картины, хотя портрет преобладал.
Ж. Э. Лиотар, писавший пастелью в различных жанрах, утверждал, что она способна передать все разнообразие окружающего мира: «гладкость красивой кожи, глянец, прозрачность тел, колорит цветов, пух, бархатистость фруктов».
В конце XVIII века в пастельных портретах, особенно работах английских художников, появляется некое предвосхищение романтизма. Так, девочка на картине Дж. Рассела написана на открытом воздухе, а не в интерьере, как большинство ранних портретов. Она не позирует художнику, а смотрит прямо на зрителя, улыбаясь и показывая ему веточку с вишнями.

Спасибо latiaris за замечания и уточнения!

Все, кто занимается живописью, знают, что собой представляет пастель художественная. Но в последние годы эти карандаши стали очень популярными и у непрофессионалов, например, у мамочек с маленькими детьми. Многие педагоги рекомендуют для занятий рисованием с малышами использовать именно пастель. Ведь эти мелки очень мягкие, создают насыщенные тона и хорошо растушевываются. Кроме того, в их состав входят довольно безопасные вещества: пигмент, глина, мел и клей.

Применение пастели

Пастель художественная известна в живописи с 16 века. В то время делали ее сами художники, растирая мел с красящим пигментом и добавляя связующее вещество. Для формирования формы мелков в смесь добавляли немного воды. Потом состав высушивали и резали на бруски. В технике пастели рисовали многие известные художники: Шарден, Ренуар, Врубель, Серов и другие. Этот способ применялся и в учебных рисунках, и как дополнение к основным краскам, и как самостоятельная техника.

Для рисования пастелью нужна шероховатая поверхность, ведь она очень сыпучая и содержит мало связующего пигмента. Зато рисунки, выполненные в этой технике, смотрятся необычно. Свет, отражаясь от частичек пигмента, придает произведению живописи матовость, бархатистость и особую пастельную мягкость. Лучше всего такие рисунки смотрятся на специальной бумаге, картоне, холсте или листах, обработанных особым грунтом.

Как делается пастель

Пастель художественная состоит из пигмента, воды и связующего вещества, чаще всего это глина, гуммиарабик или гипс. Все хорошо размешивается до тестообразного состояния. Само название "пастель" происходит от итальянского слова, имеющего значение "тесто". Для получения разных оттенков добавляется мел или массой наполняют трубочки и высушивают в тепле.

Качество пастели зависит от тщательности измельчения пигмента. Чем лучше удается перемешать все компоненты, тем качественнее получаются мелки. В современном производстве это делается специальными машинами, и процесс повторяется 5-6 раз. Лучшей уже много лет считается пастель художественная петербургская. Она мягкая, имеет огромное количество оттенков, хорошо растушевывается и не осыпается.

Достоинства и недостатки пастели

Это лучший материал для рисования, особенно для детей. Они мягкие и ложатся на любую бумагу. Существует множество оттенков, которые легко смешиваются друг с другом. Ошибки при рисовании тут же легко исправить, так как следующий слой без проблем закрывает предыдущий. Для рисования пастелью не требуется никаких дополнительных приспособлений.

Но рисунки, выполненные в этой технике, очень хрупкие, они боятся сотрясений, механических повреждений и влаги. Многим не нравится то, что эти мелки довольно дорогие. Но если сравнивать преимущества, то выигрывает пастель художественная. Цена ее выше, чем у но рисовать ею намного удобнее и легче. Набор из 12 цветов стоит от 100 до 500 рублей в зависимости от производителя.

Если вы хотите научить своего ребенка рисовать, то пастель художественная - лучшее средство для этого. Ребенку понравятся ее мягкие оттенки, то, что ее легко растушевать пальцем. Рисунки получаются яркими и необычными.

Пастель - это художественный материал, который используется в живописи или графике с конца ХV века. Также пастель - название самостоятельной техники выполнения художественных произведений, расцвет которой приходится на ХVIII век. Эта техника прекрасно сочетает живопись и рисунок, позволяет уникально накладывать и смешивать цвета и требует интуитивного подхода в выборе цвета. Возможно, именно поэтому пастель обрела свою популярность.

Существует масляная, сухая и восковая пастель. Сухая пастель представляет собой спрессованную в палочки смесь трех составляющих: красящего пигмента, минерала - специальной глины или же мела, и связующего компонента, в роли которого преимущественно выступает гуммиарабик. Масляная пастель производится так же, как и сухая, но с добавлением льняного масла. Существует около 1700 оттенков сухой пастели и несколько меньше - масляной. По виду современная пастель похожа на набор мелков или фломастеров.

Картины сухой пастелью

Для работы с сухой пастелью используется шероховатая основа, что позволяет применять самые разнообразные материалы - от картона до наждачной бумаги. Рисунки пастелью выполняют многими способами. Красители втирают пальцами или ладонями, специальными палочками или валиками, кистями или щеточками. Как сыпучий материал сухая пастель плохо удерживается на поверхности.

Рисунки сухой пастелью очень хрупкие и требуют особых условий хранения. Обычно их хранят под стеклом. Пастели могут осыпаться, они весьма чувствительны к воздействию прямых солнечных лучей, перепадам температуры, повышенной или пониженной влажности. Поэтому для сохранности своих творений художники не раз обращались ко всевозможным фиксативам, которые, к сожалению, часто видоизменяли картины не в лучшую сторону.

Благодаря своей хрупкости, картины сухой пастелью приобретают определенный шарм. Однако старинные образцы, находящиеся в музеях Европы, не утратили своей яркости и бархатистости, что подтверждает выносливость сухой пастели. Или все-таки секрет заключается в использовавшихся в те времена ингредиентах и фиксативах?

Картины масляной пастелью

Масляная пастель по своим свойствам отличается от сухой. Она сочетает в себе качества сухой пастели и масляных красок, дает более плотные мазки и более интенсивный цвет. Пастель на основе масла не размазывается и почти не крошится, поэтому фиксатив для нее практически не нужен или же нужен в малых количествах. Картины масляной пастелью более долговечны и останутся у художника не только в виде фото — а такое запросто могло произойти в случае, если бы он использовал сухую пастель без фиксатива. Быть спокойным за сохранность и долговечность своего творения или приобретения - немаловажно. Но есть и моменты, в которых масляная пастель уступает сухой. Например, растушевать масляную пастель намного сложнее. Впрочем, кто-то отнесет это к преимуществам.

Картины, нарисованные пастелью с маслом никак не могут быть небольшими и содержать множество мелких деталей - это просто технически невозможно. Зато для работы на большой площади толстые палочки масляной пастели подходят идеально. Масляную пастель обычно разбавляют растворителем - терпентином или минеральным уайт-спиритом, что позволяет легко смешивать краски и создавать различные художественные эффекты.

Для рисунков пастелью с маслом по сути может подойти любая поверхность. Но необходимо учитывать, что масло со временем может выделяться из краски, оставляя на белой бумаге желтоватые разводы. Поэтому масляную пастель лучше накладывать на загрунтованную для работы маслом или акрилом бумагу. Масляная пастель используется в виде дополнительного средства для работы с масляными красками.

Мастерски смешанные пастели придают изображаемым объектам фактурности и основательности. Художественный портал «Артхив» предлагает вам убедиться в безграничности возможностей, которые предлагает сухая и масляная пастель.

В данном разделе портала собраны лучшие картины выдающихся художников-пастелистов - таких как