Петер нильсен. Слезы Башкирии: детский рейс, упавший с неба

В апреле выйдет фильм «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером о россиянине Виталии Калоеве, чья семья погибла в авиакатастрофе над Боденским озером в 2002 году. Спустя 478 дней после трагедии Виталий Калоев убил авиадиспетчера, из-за ошибки которого погибли его жена и двое детей.

В июле 2002 года российский архитектор Виталий Калоев работал в Испании. Он завершил возведение коттеджа под Барселоной, сдал заказчику объект и ждал семью, которую не видел девять месяцев. Светлана с детьми, 11-летним сыном Константином и 4-летней дочкой Дианой, никак не могла купить билет на самолёт. И лишь за три часа до отлёта в аэропорту ей предложили «горящие» билеты на борт того самого самолёта.

Википедия

Пилоты Ту-154 к этому моменту ещё не видели «Боинг», приближавшийся слева, но были готовы к тому, что придётся выполнять манёвр для расхождения с ним. Поэтому они приступили к снижению сразу после получения команды диспетчера (фактически, даже до того, как она была окончена). Однако сразу после этого в кабине прозвучала команда автоматической системы предупреждения опасных сближений (TCAS), информирующая о необходимости набирать высоту. Одновременно пилоты рейса 611 получили от такой же системы инструкцию снижаться.

Один из членов экипажа обратил внимание остальных на команду TCAS, ему ответили, что диспетчер дал команду снижаться. Из-за этого никто не подтвердил получение команды (хотя самолёт уже снижался). Через несколько секунд Нильсен повторил команду, на этот раз её получение было немедленно подтверждено. При этом он по ошибке сообщил неправильные сведения о другом самолёте, сказав, что тот находится справа от Ту-154. Как показала в дальнейшем расшифровка бортовых самописцев, некоторые из пилотов рейса 2937 были введены в заблуждение этим сообщением и, возможно, решили, что есть ещё один самолёт, невидимый на экране TCAS. Ту-154 продолжал снижаться, следуя инструкциям диспетчера, а не TCAS. Никто из пилотов не проинформировал диспетчера о противоречии в полученных командах.

В то же время рейс 611 снижался, выполняя инструкцию TCAS. Как только стало возможно, пилоты сообщили об этом Нильсену. Диспетчер не услышал этого сообщения из-за того, что одновременно на связь с ним на другой частоте вышел другой самолёт.

В последние секунды пилоты обоих самолётов увидели друг друга и попытались предотвратить столкновение, полностью отклонив штурвалы, но это не помогло.

Полицейские не хотели пускать Виталия к месту катастрофы, но когда он объяснил, что там его жена и дети, пропустили. По словам Виталия, его дочь Диану нашли в трёх километрах от места падения самолёта. Калоев сам участвовал в поисковых работах и нашёл сначала порванные бусы Дианы, а затем и её тело.

В десять утра я был на месте трагедии. Увидел все эти тела - в столбняке застыл, двигаться не мог. Деревушка рядом с Юберлингеном, в школе там штаб был. А неподалеку на перекрестке, как потом оказалось, сын мой упал. До сих пор себе простить не могу, что рядом проехал и ничего не почувствовал, не узнал его.


22 февраля 2004 года его попытка поговорить с авиадиспетчером Питером Нильсеном закончилась убийством диспетчера на пороге собственного дома в швейцарском городке Клотен: двенадцать ударов перочинным ножом.

Я постучал. Нильсен вышел. Я ему сначала жестом показал, чтобы он меня пригласил в дом. Но он захлопнул дверь. Я снова позвонил и ему сказал: Ich bin Russland. Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался… Типа как собаке: пошел вон. Ну, я промолчал, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: «Посмотри!» Он как хлопнул меня по руке - снимки полетели. И там понеслось.

Калоева освободили досрочно - в ноябре 2008 года. При выходе из тюрьмы первое, что сказал Виталий Калоев: «Зачем мне теперь эта свобода?».

Радио Свобода

Виталий Калоев недавно отметил шестидесятилетие и вышел на пенсию. Восемь лет он проработал замминистра строительства Северной Осетии. На этот пост его назначили вскоре после досрочного освобождения из швейцарской тюрьмы. Через тринадцать лет после трагедии Виталий Калоев женился.

Считаю, что зря прожил жизнь: не смог сохранить семью. Что от меня зависело - это уже второй вопрос, - признался Виталий Калоев. - Научиться жить после этого нельзя… Я до сих пор не оправился. Но и опускаться не надо. Если надо поплакать - плачь, но лучше один: меня никто не видел со слезами, нигде я их не показывал. Может, разве что в самый первый день. Надо жить с той судьбой, которая предназначена. Жить и помогать людям.

Youtube

Трейлер фильма «Последствия»

  • Сразу после катастрофы швейцарская компания «Скайгайд» возложила всю вину на российских пилотов, которые, по ее мнению, плохо понимали указания диспетчера по‑английски. В мае 2004 года Федеральное ведомство по расследованию авиационных происшествий Германии опубликовало заключение по итогам расследования катастрофы. Эксперты признали, что в столкновении виноваты диспетчеры. Только после публикации отчета компания «Скайгайд» признала свои ошибки, и спустя два года после катастрофы ее директор Ален Россье принес извинения семьям погибших.
  • В 2016 году Виталий Калоев был задержан в аэропорту Мюнхена. Он летел для участия в траурных мероприятиях по случаю гибели 2 июля 2002 года над Боденским озером самолета Ту-154. Выяснилось, что швейцарская сторона запротестовала против того, чтобы пускать Калоева на церемонию.

  • По словам Калоева, создатели фильма «Последствия» с ним не консультировались, сам он картину не видел, но собирается посмотреть. «Сняли и сняли. Что там реагировать? Главное - чтобы ничего не исказили. А то будет экшн с погоней. Я ведь ни от кого не прятался. Открыто пришел, открыто ушел», - сказал Калоев.

Семь лет назад, в ночь с 1 на 2 июля 2002 года, пассажирский самолёт Ту-154 «Башкирских авиалиний» с детьми на борту столкнулся в воздухе с американским Боингом-757.

В авиакатастрофе погибли два пилота Боинга компании DHL, выполнявшие грузовой рейс из Бергамо в Брюссель, и 69 человек, находившиеся на борту российского самолета. Авария случилась на территории Германии, с тех пор ее называют «катастрофой над Боденским озером».

Памятник погибшим, установленный позднее в пригороде Юберлингена, назвали «Разорванная жемчужная нить».

Корреспонденту «Свободной прессы» удалось разыскать в Уфе женщину, которая со своей дочерью должна была лететь тем трагическим рейсом, но в последний момент ей сообщили, что путевки закончились. Зовут ее Лилия Сабитова, по профессии она журналист .

«СП»: — Лилия, расскажите, как случилось, что вы не попали на тот злополучный рейс?

— За месяц-полтора до авиакатастрофы я подготовила спецвыпуск газеты по заказу той самой турфирмы, которая отправляла уфимских детей в Барселону. Спецвыпуск был посвящен летнему отдыху. Была в подборке материалов и статья о детском лагере в Испании, в который потом отправились дети Башкирии. В качестве гонорара директор турфирмы пообещал мне и моей шестилетней дочери путевку в тот самый лагерь.

«СП»: — И, к счастью, не выполнил своего обещания…

— Мы уже были полностью готовы к поездке, даже чемоданы собрали. Но неожиданно за несколько дней до вылета директор вдруг заявил мне: извини, путевок больше нет, самолет переполнен. «Как это? — остолбенела я. — Мы же договорились!..» «Думаешь, все так легко?! — вскипел директор. — Мне каждую минуту звонят „сверху“ — и каждый хочет, чтобы в этом самолете летел именно его ребенок!»

«СП»: — Вы сильно на него обиделись?

— Да, разобиделась я тогда не на шутку. Ушла, хлопнув дверью. Но обида моя прошла в день катастрофы, уступив место шоку: я ведь могла лететь в том самолете! С ребенком!.. Бедные, бедные родители, потерявшие детей…

«СП»: — Что-то резко поменялось в вашей жизни с тех пор?

— Что жизнь изменилась кардинально — сказать не могу.

«СП»: — Для чего-то же вас Господь оставил на земле?

— Видимо, об этом мне еще предстоит узнать…

«СП»: — Вы были знакомы с кем-то из людей, летевших тем рейсом?

— Я склоняю голову перед мамой Кати Поспеловой — Катя была ангелом, которого любили все. Мы познакомились в Адлере — тогда она была вожатой, обожаемой детьми и их родителями, позднее — начальником детского лагеря. Мое интервью с Катей стало для нее последним.

Знала я и бортпроводницу Гульнару Билялову, она закончила наш универовский филфак немногим раньше меня. Гуля была редкой, просто восхитительной красавицей. Только всегда чуть грустной — еще в раннем детстве она осталась без матери. «Небо стало тебе в бесконечность дорогой», — высечено на памятнике с ее фотографией.

«СП»: — Сегодня вы, наверняка, отправитесь с цветами к мемориалу погибших в авиакатастрофе?

— Мемориал погибшим создан на южном кладбище Уфы. Каждый год в день трагедии мы приезжаем сюда с дочерью. Знаю — нет человека, который бы не плакал, находясь здесь. У входа в мемориал установлена стела — по спирали в небо устремляются золотистые самолетики. Самолетики-души — тех, кто улетел от нас навсегда. На одном из памятников мемориала выбиты слова:

Приход наш и уход загадочны, их цели

Все мудрецы земли осмыслить не сумели,

Где круга этого начало, где конец,

Откуда мы пришли, куда уйдем отселе…

Как это было

На борту российского лайнера, летевшего из Москвы в Барселону, находилось 12 членов экипажа, 52 ребёнка (50 из них были уфимцами, еще двое — из других городов Башкирии) и пятеро взрослых пассажиров. Комитет по делам ЮНЕСКО Башкирии организовал поездку в Испанию для лучших, особо одаренных детей, победителей различных олимпиад - как награду за успешную учебу. Также в Ту-154 летели дети руководителей администрации президента республики, кабинета министров, руководителей ряда крупных учебных заведений и организаций.

Поскольку рейс считался элитным, экипаж самолета был скомплектован из самых лучших пилотов, и перед вылетом машина (Ту-154 1995 года выпуска) прошла специальный техосмотр. Оба самолета, потерпевшие катастрофу, были оснащены аппаратурой предупреждения столкновений в воздухе.

В ночь с 1 на 2 июля очевидцы увидели над небом города Юберлинген огромные огненные шары. Поначалу местные жители решили, что стали свидетелями вторжения НЛО. Спустя мгновения стало ясно — произошло нечто ужасное…

То, что осталось от столкновения двух самолетов, рухнуло всего в нескольких метрах от жилых домов.

В ту ночь Петер Нильсен, диспетчер швейцарской компании «Скайгайд», контролировавший управление воздушным движением в этом районе из Цюриха, остался на дежурстве один — напарник отлучился поужинать. Поскольку Нильсену пришлось следить за двумя терминалами одновременно, он заметил предупреждение об опасном сближении двух авиалайнеров слишком поздно.

Диспетчер дал российскому экипажу команду — снижаться. Однако после начала снижения на борту Ту-154 сработала автоматическая система предупреждения опасных сближений, дав экипажу команду набрать высоту. На «Боинге» та же система скомандовала: идти на снижение! Роковым обстоятельством явилось то, что у диспетчера в ту ночь система слежения за безопасностью полетов оказалась отключена — для проведения очередного техобслуживания.

Также не работали ни основной, ни вспомогательный телефоны, поэтому в соседнем аэропорту коллеги, видевшие опасное сближение самолётов, не смогли предупредить об этом Нильсена. Следя одновременно за двумя разными маршрутами, диспетчер повторил свою инструкцию для Ту-154…

Пилоты двух авиалайнеров заметили друг друга слишком поздно, не успев уклониться от удара. Столкновение произошло на высоте 11 тысяч метров над уровнем моря. Погибли все.

Список пассажиров, летевших на Ту-154:

1. Асылгужин Ильдар Иршатович — 1988 г. р.

2. Асылова Лена Тахировна — 1992

3. Ахметов Арсен Фатыхович — 1987

4. Басырова Елена Ириковна — 1977

5. Биглов Булат Ирикович — 1987

6. Валеев Венер Юнерович — 1987

7. Войтко Александра Дмитриевна — 1989

8. Газизова Альбина Маратовна — 1987

9. Гимаева Лейсян Ильдаровна — 1987

10. Григорьева Жанна Александровна — 1987

11. Динисламов Денис Рафаэлович — 1988

12. Дегтярев Кирилл Александрович — 1987

13. Ефремов Игорь Анатольевич — 1987

14. Жиянбаева Гульназ Рафиловна — 1990

15. Калоева Диана Витальевна — 1998

16. Калоев Константин Витальевич — 1991

17. Калоева Светлана Пушкиновна — 1958

18. Козлова Дарья Александровна — 1986

19. Костенко Оксана — менеджер турфирмы

20. Литвинов Станислав Сергеевич — 1992

21. Мамбетова Лейсян Исламетдиновна — 1987

22. Масагутов Арсен Радикович — 1986

23. Мельничук Михаил Васильевич — 1986

24. Минченкова Мария Григорьевна — 1987

25. Муртазин Айрат Маратович — 1968

26. Муртазин Ильдар Айратович — 1994

27. Мусагитова Элина Ильдаровна — 1990

28. Нелюбина Елена Евгеньевна — 1987

29. Низаметдинова Гульназ Рамзилевна — 1988

30. Новикова Валерия Александровна — 1987

31. Поспелова Екатерина Владимировна — 1973

32. Пушкарева Евгения Александровна — 1990

33. Савчук Вероника Владимировна — 1987

34. Савчук Владислав Владимирович — 1989

35. Савчук Ирина Анатольевна — 1964

36. Соловьев Сергей Владимирович — 1990

37. Субханкулов Марат Мавлетович — 1986

38. Султанбекова Лиана Маратовна — 1988

39. Султанов Марсель Муратович — 1989

40. Суфиянова Юлия Римовна — 1988

41. Тукаева С. -

42. Уразлин Руслан Олегович — 1987

43. Уразлина Карина Олеговна — 1986

44. Федотова Зоя Сергеевна — 1988

45. Федотова Софья Радиковна — 1987

46. Хамматов Артур Зульфатович — 1991

47. Ханнанова Алина Римовна — 1990

48. Хасанова Г. -

49. Хисматуллина Линара Батыровна — 1987

50. Шагимухаметов Динар Раянович — 1987

51. Шислуйская А. -

52. Шислуйская В. -

53. Шислуйская Л. -

54. Шислуйская Ю. -

55. Шмельков Максим Владимирович — 1987

56. Юлдашбаева Ирина Юлаевна — 1988

57. Юсупов Руслан — 1982

Экипаж Ту-154

Командир экипажа:

1. Гросс А. М., 21.03.50 г. р.

Вторые пилоты:

2. Григорьев О.П., 31.03.62 г. р.

3. Иткулов М.А., 29.09.61 г. р.

Штурман:

4. Харлов С.Г., 28.08.51 г. р.

Флайт-менеджер:

5. Гусев А.М.

Бортинжинер:

6. Валеев О.И., 21.01.64 г. р.

Техники:

7. Рахматуллин Ш. М., 29.11.50 г. р.

8. Пензин Ю.Л., 15.06.58 г. р.

Бортпроводники:

9. Багина О.А., 03.02.57 г. р.

10. Билялова Г. А., 07.04.67 г. р.

11. Кулешова Т.Н., 21.12.66 г. р.

12. Якшидавлетов А.Я., 6.07.71 г. р.

Месть

Спустя полтора года глава семьи, погибшей над Боденским озером, Виталий Калоев жестоко отомстил диспетчеру Петеру Нильсену. У Виталия в злосчастном Ту-154 летели жена Светлана с двумя детьми: 10 летним сыном Костей и 4 летней дочкой Дианой . Сразу после трагедии Виталий пытался получить ответ: понесет ли кто-то ответственность за чудовищную катастрофу. Когда понял, что — нет, решил свершить правосудие сам. 25 февраля 2004 года все мировые информагенства сообщили: «неизвестный мужчина в чёрном пальто и чёрных брюках зарезал датчанина Петера Нильсена, авиадиспетчера швейцарской компании „Скайгайд“. Убийство произошло в собственной квартире Петера, неподалёку от Цюриха в присутствии его жены и троих детей…»

26 октября 2005 года Виталий Калоев был признан виновным и приговорён к восьми годам заключения. Спустя два года швейцарский суд освободил его за примерное поведение, и в ноябре Виталий вернулся в Россию. В январе 2008-го председатель правительства Северной Осетии Николай Хлынцов назначил Виталия Калоева заместителем министра строительства и архитектуры республики. Но уже в августе оставшийся без семьи мужчина в составе добровольческой дружины отправился воевать в Южную Осетию.

В 2002 году над немецким озером Боден в районе города Юберлинген в ночь с 1 на 2 июля столкнулись два самолета: пассажирский Ту-154 «Башкирских авиалиний» и почтовый Боинг-757 американской авиалинии. Погибло 72 человека, в их числе 52 ребенка из Республики Башкирия, которые по реФшению ЮНЕСКО были признаны лучшими в учебе и получили двухнедельные каникулы в Испании в качестве подарка.

Архитектор Виталий Калоев, у которого погибли жена и двое детей нанес более 20 ножевых ранений авиадиспетчеру Петеру Нильсону, которого посчитал главным виновным в трагедии, случившейся 14 лет назад.

Случайный рейс

Семья Виталия Калоева попала на этот рейс случайно. Они летели к нему, своему отцу, известному архитектору, который заканчивает проект строительства дома недалеко от Барселоны. В Москве у Светланы с детьми была пересадка, но нужных билетов не было. Им предложили полететь на самолете «Башкирских авиалиний», который летел в Барселону.

Сожженные деревья

Жители Южной Германии увидели в ночном небе множество разноцветных огненных шаров, яркие искры, которые стремительно приближались к озеру и взрывались. Некоторые даже подумали, что это связано как-то с НЛО. Но это была одна из самых страшных и редких авиационных катастроф нашего времени.

Обломки самолетов упали на границе Германии и Швейцарии. Осколки и обломки были разбросаны в радиусе 40 квадратных километров. Деревья были сожжены. Целую неделю полицейские искали тела погибших. Они находили их в поле, около школы, около дорог.

Жемчужное ожерелье дочери

Виталий Калоев тем временем ждал свою семью в Барселоне. Он был одним из первых, кто приехал сюда, чтобы искать своих родных в сельской провинции Южной Германии. Полицейские не хотели его пускать на место трагедии, но пошли ему навстречу, когда узнали, что он будет вместе с ними искать погибших.

В лесу он нашел разорванное жемчужное ожерелье своей четырехлетней дочери Дианы. К удивлению спасателей, тело его дочери практически не пострадало. Обезображенные тела его жены Светланы и десятилетнего сына Константина поисковые службы найдут гораздо позже.

Неудачная попытка встретиться с диспетчером

После этого Виталий несколько раз подходил к руководству авиакомпании и задавал один и тот же вопрос, касающийся степени вины диспетчера в случавшейся катастрофе над озером. «Человека с бородой» директор компании испугался. Больше об этом руководство компании ничего не говорило. Авиационный диспетчер остался работать на своем месте.

Виталий на протяжении этого времени много раз ездил на кладбище к погибшей семье, во Владикавказе он установил им памятник.

Калоев неоднократно обращался к руководству компании Skyguide с просьбой о встрече с диспетчером. Сначала ему пошли навстречу, но потом отказали без объяснения причин. Когда проходили траурные мероприятия, посвященные годовщине трагедии, Калоев снова подошел к руководителям швейцарской компании, но никакого ответа от них не получил.

Версии крушения

Изначально в СМИ широко распространилась версия о том, что в ту роковую ночь авиационный диспетчер Питер Нильсен остался в комнате один, а его товарищи ушли отдыхать. Он следил за передвижениями самолетов с помощью двух экранов, расположенных друг от друга на расстоянии около метра. Это в компании было обычным делом: ночью оставался работать только один оператор. В эту ночь инженеры компании отключили часть аппаратуры потому, что проводили профилактическую работу с радарами.

По версии следствия, в тот день по роковой случайности авиадиспетчер не правильно рассчитал воздушных коридор для двух самолетов. Они набрали один и тот же эшелон высоты и начали стремительное сближение, действуя по командам с земли. В это время в воздушное пространство вошел третий самолет, который отвлекал внимание диспетчера. В радиосвязи возникли помехи. Спустя 22 месяца после катастрофы, немецкие следователи огласили две основные версии происшествия. Во-первых, Питер Нильсен слишком поздно заметил опасность столкновения, во-вторых, российский экипаж совершил ошибку, выполняя команды оператора, а не своей специальной бортовой системы, предупреждающей об опасном сближении. Следователи также указали руководству компании на недопустимость дежурства одного оператора.

Авиадиспетчер убит

Через полтора года эта трагедия имела продолжение. В 2004 году информационные агентства облетела еще одна страшная весть – на пороге своего дома 24 февраля был убит авиадиспетчер, который отвечал за обеспечение воздушного коридора для двух самолетов. Судмедэксперты насчитали на теле жертвы нападения более 20 ножевых ранений, нанесенные хаотично и с большой силой. От полученных ран диспетчер умер на пороге своего дома. У него осталось трое детей и жена.

З6-летний диспетчер стал последней, 72-ой жертвой.

Психически здоров

Полиция разослала ориентировку на человека восточной внешности, одетого в черные брюки и черное пальто. Виталия Калоева нашли неподалеку в местном отеле. Его задержали.

В ходе допроса он рассказал, что узнал адрес диспетчера и позвонил ему в дверь. Когда он открыл, показал фотографии своих детей и жены. Но потом, по признанию Калоева, он ничего не помнил. Больше ничего рассказывать швейцарским следователям Калоев не стал. Его поместили на обследование в психиатрическую клинику и, признав вменяемым, дали восемь лет заключения. Срок мститель отбывал в швейцарской тюрьме. Через два года по решению Верховного суда Швейцарии Калоев был освобожден досрочно за примерное поведение. Он вернулся на родину в Осетию, где стал работать на посту заместителя министра архитектуры и строительства Республики Северная Осетия.

Трагедия над Боденским озером стала главным мотивом фильма американского режиссера «Последствия», в котором Арнольд Шварценеггер сыграл Виталия Калоева.

ВСЕ ФОТО

Диспетчерский центр в Цюрихе не заметил вовремя опасности схождения на одном эшелоне двух самолетов. Как следствие, экипаж российского Ту-154 выполнял команды швейцарских диспетчеров на снижение, несмотря на то что бортовая система обеспечения безопасност

Сегодня в немецком городе Брауншвейг был обнародован заключительный доклад, подготовленный германской Федеральной комиссией по расследованию авиационных катастроф, расследовавшей столкновение российского Ту-154 и Воеing-757 компании DHL. По заключению комиссии, неверные решения были приняты как диспетчером швейцарской авиакомпании Skyguide, так и экипажем российского самолета, принадлежавшего компании "Башкирские авиалинии". К этим двум причинам расследование добавило еще три других фактора, один из которых - ошибки в обеспечении безопасности полетов.

Доклад комиссии занял 120 страниц. (). 10 из 12 рекомендаций, приведенных в этом отчете, касаются швейцарской службы Skyguide.

Поэтому, по итогам заключений комиссии, авиадиспетчерская компания Skyguide взяла на себя полную ответственность за авиакатастрофу над Боденским озером. Об этом говорится в распространенном в Цюрихе заявлении генерального директора Skyguide Алена Россьера, передает РИА "Новости". "Мы признаем ответственность, возложенную на нас в итоговом отчете немецкого Ведомства по расследованию авиационных происшествий, и просим прощения у семей ", - сказал по-русски Россьер "в знак уважения к памяти погибших". "Мы потрясены тем, что система обеспечения безопасности, с помощью которой компания ежедневно управляет чрезвычайно сложным движением в воздушном пространстве Центральной Европы, дала сбой в ночь происшествия", - говорится в заявлении авиадиспетчерской службы. "Компания предпримет все возможное, чтобы устранить недочеты и вновь обрести в глазах общественности безупречную репутацию".

Президент Швейцарии Йозеф Дайс обратился к президенту России Владимиру Путину с письмом, в котором выразил глубокое сожаление и извинился в связи с катастрофой, произошедшей над Боденским озером в июле 2002 года, говорится в информации, размещенной на сайте посольства Швейцарии в РФ .

"В письме, адресованном президенту Владимиру Путину, президент Швейцарской Конфедерации от имени Федерального совета Швейцарии выражает глубокое сожаление в связи с трагическим происшествием", - отмечается в документе. На сайте приводятся и слова Дайса, обращенные к Путину: "От имени Федерального совета я хочу принести Вам извинения".

Центральное место в докладе отведено швейцарской службе безопасности полетов Skyguide, в которой перед катастрофой за двумя экранами радаров наблюдал всего один авиадиспетчер. Система, которая на земле предупреждает об угрозе столкновения в воздухе, была отключена ввиду профилактических работ. Кроме того, по непонятной причине не функционировала телефонная связь. Поэтому авиадиспетчеры из Карлсруэ, которые наблюдали опасное сближение самолетов, не могли предупредить об этом своего швейцарского коллегу.

До сих пор остается невыясненным, почему цюрихский авиадиспетчер дал команду российскому экипажу на снижение лишь менее чем за минуту до катастрофы. Почти в одну и ту же секунду среагировали обе бортовые системы предупреждения столкновений, причем безупречно. Компьютерный голос приказал пилотам грузового самолета снизить, а российскому экипажу - набрать высоту. В подобной ситуации инструкция предписывает следовать команде бортовой системы.

Тем не менее, российский капитан последовал указаниям авиадиспетчера. Как писала газета Sonntags-Zeitung со ссылкой на опубликованную в России расшифровку переговоров, в экипаже не было единства. Второй пилот хотел выполнить команду бортовой системы.

Доклад призван послужить выяснению причин катастрофы с тем, чтобы в будущем избежать подобных ошибок. Он, безусловно, окажет влияние на ход судебных процессов.

Документ представили в Брауншвейге журналистам директор ведомства по расследованию авиационных происшествий Вильфрид Шульце и руководитель расследования Йорг Шенеберг, сообщает ИТАР-ТАСС.

Вопрос о выплате компенсаций родственникам погибших до сих пор далек от разрешения. В июле прошлого года в этих целях Skyguide совместно с Германией и Швейцарией создала пул. Тем не менее, подобное соглашение пока что достигнуто лишь с тринадцатью сторонами.

1. Асылгужин Ильдар Иршатович - 1988 г. р.
2. Асылова Лена Тахировна - 1992
3. Ахметов Арсен Фатыхович - 1987
4. Басырова Елена Ириковна - 1977
5. Биглов Булат Ирикович - 1987
6. Валеев Венер Юнерович - 1987; отец - Валеев Юнер - глава администрации Зилаирского района.
7. Войтко Александра Дмитриевна - 1989
8. Газизова Альбина Маратовна - 1987
9. Гимаева Лейсян Ильдаровна - 1987; отец - Гимаев Ильдар - руководитель Администрации Президента Башкирии .
10. Григорьева Жанна Александровна - 1987
11. Динисламов Денис Рафаэлович - 1988; отец - Динисламов Рафаэль - зав. отделом правовой информации управления правовой работы и административных органов кабинета министров Башкирии.
12. Дегтярев Кирилл Александрович - 1987; отец - Дегтярев Александр - ректор Уфимского технологического института сервиса .
13. Ефремов Игорь Анатольевич - 1987
14. Жиянбаева Гульназ Рафиловна - 1990
15. Калоева Диана Витальевна - 1998
16. Калоев Константин Витальевич - 1991
17. Калоева Светлана Пушкиновна - 1958
18. Козлова Дарья Александровна - 1986
19. Костенко Оксана - менеджер турфирмы
20. Литвинов Станислав Сергеевич - 1992
21. 34. Савчук Владислав Владимирович - 1989 46. Хамматов Артур Зульфатович - 1991
47. Ханнанова Алина Римовна - 1990
48. Хасанова Г. -
49. Хисматуллина Линара Батыровна - 1987; отец - Хисматуллин Батыр - глава территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ в Башкирии.
50. Шагимухаметов Динар Раянович - 1987
51. Шислуйская А. -
52. Шислуйская В. -
53. Шислуйская Л. -
54. Шислуйская Ю. -
55. Шмельков Максим Владимирович - 1987
56. Юлдашбаева Ирина Юлаевна - 1988
57. Юсупов Руслан - 1982

Список членов экипажа Ту-154

Командир экипажа:
1. Гросс А. М., 21.03.50 г.р.