Писатель Андрей Усачев: биография, фото и интересные факты. Краткая биография для школьников Усачев андрей алексеевич биография для детей

Андрей Алексеевич Усачёв

Андрей Усачёв - известный российский детский писатель, поэт, драматург, сценарист. В России вышло более 100 книг его для детей.

Андрей Алексеевич поступил в Московский институт электронной техники. Отучился там 4 курса и перешёл на филологический факультет Тверского государственного университета.

С 1985 года Андрей Усачёв начал публиковать свои стихи.

В 1990 году его книга стихов «Если бросить камень вверх» получила первую премию на Всероссийском конкурсе молодых писателей для детей.

В 1991 году стал членом Союза писателей.

Книги Андрея Усачёва переведены на многие языки: иврит, молдавский, польский, сербский, украинский языки.

На стихи Андрея Усачёва написана музыка известными композиторами, такими как Максим Дунаевский, Теодор Ефимов, Павел Овсянников. К некоторым своим стихам он сочинил музыку сам.

Помимо стихов и прозы, Андрей Усачёв пишет сценарии для кукольных театров. Его пьесы идут в 20 театрах России.

Усачёв работал на телевидении. Он писал сценарии и песни для передачи «Кварьете Весёлая квампания», для многосерийного художественного фильма «Дракоша и компания». На протяжении нескольких лет вёл детские радиопередачи «Весёлая радиокомпания» и «Летающий диван».

В 2005-м году Андрей Алексеевич стал лауреатом фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап» за песни для детей, а так же — лауреатом Ежегодного Национального конкурса «Книга года» за книгу «333 кота».

В 2006 году он стал лауреатом международного конкурса «Петя и волк-2006» за лучшее произведение для детей.

У Андрея Усачева много талантов. Он драматург, сценарист и радиоведущий, основатель «Веселой школы детских писателей», где в театрализованной форме доводятся до юного поколения знания широкого спектра – от изобразительного искусства до астрономии. Но главным для себя Усачев считает литературное поприще, любимое занятие – писать книги для детей.

Детство и юность

Андрей Усачев родился в Москве в июле 1958 года в семье педагогов. Тяга к творчеству проснулась в школе, когда пришлось писать песни для школьного ансамбля «Ключи». Но стихи поначалу не очень интересовали, предпочитал прозу – зачитывался , и . «Двух капитанов» и «Урфина Джюса» «затер до дыр».

Всерьез Андрей увлекся поэзией благодаря альбому «По волнам моей памяти» и попробовал сочинять лирические, а позднее юмористические стихотворения. Произведения , о которых писатель подготовил дипломную работу, помогли определиться с выбором между юмором и детской литературой. Произошло это ближе к 27 годам. А по окончании школы Усачев мечтал стать профессиональным барабанщиком, но поступил в институт электронной техники.

Андрею понадобилось 4 года, чтобы понять, что «подчиняться и командовать» не любит и не хочет, потому отслужил в армии и перевелся на филологическое отделение Калининского (ныне - Тверского) госуниверситета. Литератор, по мнению писателя, человек свободный.


Позднее Усачев пришел на радио, где вел передачи «Веселая радиоквампания», «Летающий диван», писал сценарии для мультфильмов. В ранг бестселлеров попал сборник «Малуся и рогопед», которым как методическим пособием пользуются логопеды. Учебник по «Основам безопасности жизнедеятельности» и «Декларация прав человека» рекомендованы для школьной программы

Литература

Осознанно на литературное поприще Андрей Усачев ступил в 1985 году, тогда же в журнале «Мурзилка» опубликовано первое стихотворение. Довольно быстро пришло признание в профессиональной среде: в 1990 году сборник «Если бросить камень вверх» удостоен премии на всероссийском конкурсе начинающих писателей. Через год вышла первая книга, а автор стал членом Союза писателей России.

Персонажами стихов Усачева становились конфета и божья коровка, цветы и рыбы, воздушные шарики, а прочитав «Нестрашные страшилки», дети знакомились с мифическим , барабашками и привидениями.

Популярный цикл «Умная собачка Соня» начался с одноименного мультфильма. Затем собачьи размышления и поиски ответов на вопросы обрели форму книг. Сборник рассказов о ежиках награжден главной премией международного литературного фестиваля «Ветер перемен». За «333 кота» Андрея в 2006-м отметили на национальном конкурсе «Книга года». «1000 и 1 мышь» и «Мышарики» Усачев написал по «заказу» юной читательницы, попросившей писателя уделять внимание не только кошкам.


Первые экземпляры «Неправильных сказок» с удовольствием читали взрослые «дяди и тети» в издательстве, вспоминая собственное детство и такие знакомые стихи, песни и рассказы, которые приобрели несколько пародийный характер. Книга рассчитана на подготовленного читателя, знающего, что в «Репке» тянут именно репку, а не рыбку, а в «Красной Шапочке» волк съел девочку, а не мухомор.

На основе «Школы снеговиков» на радио был поставлен аудиоспектакль. Главные герои книги – и , а снеговики – их помощники, и все вместе живут в деревне Дедморозовка. Этот сказочный населенный пункт Андрей придумал, по собственному признанию, в знак протеста. Усачеву категорически не нравится, как чиновники обставили историю вокруг дедушки и внучки, с возведением резиденций, косноязычными выступлениями на новогодних елках: «Как депутат-единоросс». Писатель считает, что детям Деда Мороза надо преподносить как

«нормального доброго простого человека, какие пока еще встречаются в наших вымирающих деревнях».

В серию входят также «Привидение из Дедморозовки», «Олимпийская деревня Дедморозовка», «Мешок со смехом» и другие.


Из-под пера Усачева выходят не только художественные произведения, но и своеобразные учебники, названия которых говорят сами за себя. Например, «Таблица умножения в стихах», «Азбука хорошего поведения», «Уроки рисования», «Правила дорожного движения».

Книга «Зоология для детей» - мини-энциклопедия о животных, с красочными иллюстрациями и научными комментариями, изложенными доступным языком. «Великий и могучий русский язык» состоит из стихотворений, объясняющих детям идиоматические выражения и фразеологизмы.


В 2013 году на экраны вышел мультфильм «Приключения “Котобоя”», для которого Андрей Усачев переработал 4 рассказа о Коте-капитане, его помощнике и Мышонке-юнге. Кроме него, писатель адаптировал для телевидения еще 14 произведений, в том числе «Девица Бигелоу», «Девочка и крот», «Рыцарский роман».

Впрочем, еще в 2011 году Андрей Алексеевич сказал, что мультипликаторов, понимающих авторский замысел и знающих, как донести его до малолетних зрителей, осталось мало. Потому и проект «Дед Мазай и другие» автору не понравился, а «Князь Владимир» - откровенно плохой.

Личная жизнь

В ответах на вопросы о личной жизни Андрей Усачев придерживается взятого в молодости юмористического тона - говорит, что в браке «30 лет и 3 года», прямо как в сказке. С супругой воспитал сына и дочь. Писатель всем дает положительные характеристики – жене, детям, родственникам, родному городу. Даже страна и «иногда – правительство», и те хорошие.

«И здорово повезло с планетой».

Социальными сетями Андрей не пользуется – нет на это времени, это «большая помойка», где царит безнаказанность. Человек, позволяющий себе оскорблять других в Интернете, никогда не скажет ничего в глаза, а за слова и поступки надо отвечать. Если кто-то захочет поискать писателя в Сети, то пусть обращается в интернет-магазины, распространяющие его произведения.

Сам Усачев читает редко, поскольку устает от писательства. Однако если в руки попадает книга, то это будут сочинения , Юза Алешковского или .

Из современников-коллег Андрею нравятся Марина Потоцкая, Евгений Клюев, стихи Галины Дядиной и Михаила Яснова. По словам писателя, с детской поэзией в России дела обстоят гораздо лучше, чем с прозой. Помимо соотечественников, Усачев рекомендует обратиться к зарубежным авторам, среди которых ему самому нравятся Дик Кинг Смит и .

Андрей Усачев сейчас

В 2018 году Андрей Усачев отпраздновал 60-летний юбилей. Как принято у представителей творческих профессий, писатель преподнес подарок почитателям своего труда – в свет вышла очередная книга, посвященная умной собачке Соне. На этот раз забавная дворняжка стараниями автора научилась вести дневник.

Презентация произведения, которое так и называется – «Дневник собачки Сони», состоялась в сентябре в Доме книги на Новом Арбате, в Москве. Гости мероприятия получили возможность приобрести книгу с автографом Усачева и сфотографироваться вместе с писателем.

Подпортил праздничную картину конфликт со студией «Союзмультфильм», в частности, намерение компании снимать продолжение известных мультиков. Усачеву предложили разработать сценарий кинорассказов о , герое, которого в Советском Союзе прославил . Писатель назвал подобный ход воровством и как отрицательный пример привел продолжение «Простоквашино», раскритикованное . Последний, как известно, был автором оригинальной, знакомой миллионам истории.

Цитаты

Лампа. Ночь. Библиотека. / Пушкин. Лермонтов. Шекспир. / Вальтер Скотт. Толстой. Сенека…/ Как прекрасен этот мир!
«Поэзия не умирает никогда. Просто она и раньше была только для 3-5% образованного населения. А сейчас на фоне того, что все, вроде, образованные и грамотные, поэзия должна доходить до всех. Нет, она никогда не будет волновать всех».
«Если хочешь, чтобы дети читали - то любым способом нужно находить время: садись с ними, читай. Мы же заставляем детей чистить зубы, умываться. Ты имеешь право не читать что-то, но хотя бы школьную программу. Тут уже надо настаивать».
«В детской литературе чаще торжествует справедливость, это поддерживает человека. Ведь когда в жизни много темного, хочется света».

Библиография

  • 1990 - «Если бросить камень вверх»
  • 1996 - «Умная собачка Соня»
  • 1998 - «Сказочная азбука»
  • 1999 - «Планета кошек»
  • 2000 - «Звукарик»
  • 2003 - «Малуся и Рогопед»
  • 2007 - «Жили-были ёжики»
  • 2010 - «Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачёвым»
  • 2012 - «Приключения „Котобоя“»
  • 2014 - «Почта Деда Мороза»
  • 2017 - «Знаменитая собачка Соня»
  • 2018 - «Дневники собачки Сони»

Андрей Усачев, знаменитый детский поэт и писатель, автор всем известной "Умной собачки Сони" и логопедического бестселлера "Малуся и рогопед", размышляет о современных детских книгах, и о том, как и что читать детям — от малышей до подростков.

— Сейчас во многих школах детям выдают список литературы на лето. Как вы вообще относитесь к таким спискам?

— Я, честно говоря, редко выныриваю из своего писательства, поэтому, что происходит во внешнем мире, знаю плохо. И что наши руководящие педагогические государственные органы рекомендуют детям, не знаю. Могу сказать в самом общем виде. Самое главное в детском чтении: чтобы оно было по возрасту. Каждый костюмчик должен быть сшит по размеру.

Раз мы доросли до понятия "возрастная психология", то очень важно не вызвать у детей отвращения, навязывая те книги, которые им рано читать. Классические книги и писались не для всех — и уж точно не для детей. Например, "Войну и мир" 90% населения в царской России и не могло прочесть, потому что она была написана на пяти языках, а переводов тогда не предполагалось. А когда мы начинаем этим мучить детей, у них вырабатывается такое отношение к Толстому, что они его потом никогда не открывают. А почему вместо этого не читать "Казаков", которые вполне доступны для детского восприятия?

— Но каждый родитель упирается в школьную программу, когда, например, в 7 классе проходят "Тараса Бульбу" — иногда, чтобы все-таки смягчить жестокость произведения, предлагая усеченный вариант.

— Когда начинают вычеркивать что-то из произведения — это плохо. Тогда лучше вообще его не предлагать детям. Тогда можно — например, в рамках нынешней борьбы с курением — убирать упоминания, что Тарас Бульба курил трубку и вставлять ему в рот чупа-чупс. Или дети дозрели до каких-то вещей или нет — и нечего от них скрывать, что казаки напивались и участвовали в жестоких побоищах, показывая лишь патриотическую часть, где они кричат "За родину, за веру". Все эти выжимки ни к чему хорошему не приводят. Я тут с удивлением услышал, что одно издательство привлекло лучших французских писателей пересказывать классику для маленьких детей — например, "Преступление и наказание". Как они себе это мыслят? Я не знаю. Не надо уродовать книги, в конце концов, Достоевского и взрослые не все читают. Надо давать детям тот "корм", который идет им на пользу. Мы все любим оливки, но если 2-летнего ребенка кормить оливками, у него будет заворот кишок.

— Сейчас сознательные родители, наоборот, иногда стараются предложить ребенку книги "на вырост" — чтобы быстрее развивался.

— Не надо растить маленького гения, растите маленького ребеночка. Почему вы решили, если он будет заниматься 3 языками в младенчестве, он вырастет гением? Важно, чтобы он стал нормальным человеком. У человека либо есть гениальность — и она проснется — у некоторых она в 40 лет просыпается, между прочим. Например, Дик Кинг-Смит, который "Поросенка Бейба" написал — в 50 лет у человека писательский талант проснулся. И нормально. У кого-то — наборот, талант просыпается очень рано, как, например, у французского поэта Артюра Рембо — но он в 15 лет начал писать стихи, а в 21 год уже все закончилось.

По-моему, только неумные родители заставляют маленького ребенка учиться, требуют от него каких-то небывалых результатов. Сейчас, к сожалению, понятие "успешность" вышло на первый план: хочу ребенка не доброго, не гармоничного, не заботливого, не духовно развитого — хочу успешного. Я встречаю такое в обсуждениях в Сети, хотя вообще в Интернет хожу редко — слишком расстраиваюсь. А когда я вижу кучу вываленных глупостей — и через них надо продираться к чему-то стоящему... Мне времени жалко. Интернет — это огромный и слишком широкий срез общества. Читать какие-то отклики, ориентироваться на мнение мам — почему я должен на их мнение ориентироваться? Они очень разные — и глупые попадаются. Пусть они на меня ориентируются! Я готов послушать их, как ребенка, но в смысле чего почитать, тут я справлюсь сам.

"Списки литературы" от Андрея Усачева

— Так с чего же, по-вашему, ребенку лучше начинать самостоятельное чтение?

— Да с любого несложного текста. Ребенку ведь больше удовольствия доставляет то, что он вообще читает, что у него получается, а не содержание книги. Есть простенькие тексты специальные, детские сказки, чудесные маленькие рассказики Льва Толстого — "Филиппок" и другие.

— Мы не знали двух замечательных авторов, которые считаются классиками мировой детской литературы — это уже упомянутый Дик Кинг-Смит, потрясающий писатель, у него замечательные сказки. И он дожил почти до конца XX века. И второй автор — тоже англичанин, я вообще их прозу люблю — это Роальд Даль. Ну это умереть можно — одна сказка лучше другой! У нас его лучше знают — спасибо фильму "Чарли и шоколадная фабрика", хотя версия Тима Бёртона мне не очень понравилась, это не лучшая его вещь. Но был гениальный фильм "Матильда" с Дэнни Де Вито, который играет скверного папашу, был фильм "Ведьмы". Хорошие фильмы — и книжки потрясающие. Мы такие, к сожалению, не умеем производить.

— Поэтому сейчас издаются, в основном, переводные детские книги?

— Это если говорить о прозе. Вообще, сейчас люди переходят на прозу, поэзия... Нет, она не умирает, поэзия не умирает никогда. Просто она и раньше была только для 3-5% образованного населения. А сейчас на фоне того, что все, вроде, образованные и грамотные, поэзия должна доходить до всех. Нет, она никогда не будет волновать всех. Но детская литература в этом отличается — там поэзия очень хорошо себя чувствует. И в нашей стране мощнейшая поэтическая традиция — и была, и есть. На Западе, насколько я знаю, детская поэзия практически отмирает, по разным причинам. У нас же, наоборот, поэтическая держава — до сих пор. У нас в школах проходят стихи, их учат в детском саду. Ни в одной стране мира не учат стихов в обязательном порядке — даже в той же Англии. У нас у детей есть привычка к повторению стихов — и если мы это потеряем, будет очень жалко, потому что это одна из немногих вещей, которой мы можем гордиться. В нашей литературе и было, и есть огромное количество прекрасных стихов.

— Кого из детских поэтов вы бы назвали среди любимых?

— Был великий Заходер, прекрасный Валентин Дмитриевич Берестов, была замечательная Эмма Мошковская, которую очень мало, к сожалению, знают. Михаил Яснов, Петр Синявский, Сергей Махотин, Григорий Кружков — даже среди живущих сейчас, рядом с нами — огромное количество поэтов мирового качества. Другой вопрос, что поэзия плохо конвертируется. Из молодых — по-моему, одна звезда у нас есть — Галя Дядина из Арзамаса. У нее свои фанаты, ее уже читают повсюду. У нее вышла красивая книжка, которую мы вместе написали — "Звездная книга. Поэтическая астрономия". Люди не могут отличить, где мои стихи и где Галины — и это классно. Есть и звезды не такого яркого сияния — Аня Игнатова в Питере, еще 2-3 девочки — все не москвички, кстати. Юлия Симбирская из Ярославля — у нее еще не изданы книги, но в Интернете они уже есть, на сайтах молодых писателей и поэтов.

— Тем не менее, иногда родители жалуются, что нечего читать детям.

— Да, бывает так, что матери, даже придя в книжный магазин, не знают, что взять. Есть, есть что читать. И не всегда даже надо искать чего-то нового. Вот 10 лет не издавали Юрия Коваля — не было его — сейчас стали, наконец, переиздавать.

— Какова, по-вашему, ситуация с детскими издательствами?

— Хорошо, что возникла конкуренция — и детский сектор, в отличие от взрослого, продолжает стабильно приносить прибыль. Уже даже традиционно "взрослые" издательства обращаются к детской литературе. Да, кто-то ширпотреб производит, что тоже необходимо — потому что это дешево, и в провинции люди могут себе позволить. Кто-то выпускает более сложные книги, с какими-то вывертами. Рынок большой, живой, пока не умирающий — и при нашей жизни смерть ему не грозит. Конечно, хочется лучше, хочется больше, хочется, чтобы до каждого села доходили рисунки, скажем, Вики Фоминой или кого-то еще.

— Вы ездите по стране с выступлениями, встречаетесь с детьми. Как меняется публика, отличаются ли чем-то дети в столицах и провинции?

— В провинции дети живее: они поздоровее, порозовее, не так измотаны большим информационным потоком, обилием культурных событий. Там еще играют во дворах в футбол, что замечательно. Они тоже, конечно, в Интернете сидят, но у них еще рядом природа есть. Я вот ездил в Плесецк — и отличные там дети, самые обычные школьники, которых привозят на встречу автобусами — и которым, по большому счету, вся эта поэзия по барабану.

Спрашивать о ситуации с детским чтением у чиновников или даже мамочек бессмысленно — надо спрашивать у библиотекарей. В провинциальной библиотеке все перед глазами, и библиотекари говорят: ходят дети, читают.

Но, конечно, меньше, чем раньше. Вообще, если я бы сейчас был ребенком, я что, только бы читал? Раньше же делать было нечего, а теперь я могу за границу поехать, могу поиграть с друзьями в компьютере, могу в Интернете что-то интересное найти. Это нормально. Процесс чтения находится в нормальных человеческих пределах. Сами понимаете: тот, кто читает — он не работает. Вот, скажем, вернулся сталевар после тяжелой смены — он что, должен Достоевского читать? Тот, кто хоть раз в жизни занимался тяжелым физическим трудом, знает, что вечером нужна не книга, а стакан водки — не чтобы напиться, а чтобы стресс снять, чтобы отпустило. Если вы хотите, чтобы страна перестала работать — тогда пускай все читают.

Никакая нормальная страна не может быть литературоцентричной. Англия — величайшая литературная держава, но не литературоцентричная, тем не менее. Либо надо достигнуть такого уровня развития, чтобы как в Древнем Риме: работают рабы, а граждане возлежат — и читают.

— А сами вы что читаете?

— Я мало чего читаю — сил нет, работы много. Это как раз к теме "почему люди не читают?" Да вкалывают они! Вообще Пелевина читаю, мне это интересно, это неожиданно. Улицкую, Дину Рубину — это большие писатели. Из иностранных — Умберто Эко мне нравится. Сейчас много всплывает классики, которую мы раньше не знали. Скажем, гениальная вещь Киплинга в переводе Григория Кружкова и Марины Бородицкой — "Пак с Волшебных холмов". У того же Киплинга я прочел "Сталки и компания" — повесть о детских годах в частной школе. Это была любимая вещь Стругацких — в честь Сталки они назвали своего Сталкера. Вот так все время выскакивает неожиданная классика, которую я еще читал — а за новизной не гонюсь.

Думал, что хорошо знаю Лескова, а тут обнаружил его публицистику. Прочел целый том пьес Платонова. У нас же Платонов рождается раз в сто лет, сейчас его восьмитомник вышел — я просто умираю.

Воспитание подростков: "поди угадай"

— Мамы подростков часто сталкиваются с тем, что ребенок ленится: "Ничего не хочет — только развлекаться".

— Это не новая проблема. Я помню, мне самому хотелось ходить на танцы, заниматься музыкой — я ее всегда любил — а книги... В 9-10 классе я читал в 3-4 раза меньше, чем в младших классах. Это нормальный для подростков процесс. Для них становится важнее общение, мода, все подростки становятся музыкальными дураками — это норма, это надо просто пережить.

— Хорошо, если музыка, а если бесконечные компьютерные игры?

— Ну а раньше? Бегали и жгли покрышки на свалке — те же квесты и стрелялки. Если разобраться: ну чем мы раньше занимались? Да тем же самым. Я не вижу ничего из ряда вон выходящего.

Другое дело, что у нас общий процесс загнивания и потери культуры, это да. А дети просто живут в этом всем, растут на этой почве. Мы же и есть перегной для будущих поколений.

— А что делать, если ребенку тяжело, он не хочет напрягаться, читает только от сих до сих?

— Не скажу. Моих детей не приходилось заставлять. Мы читали детям — не я, жена, скорее — уже когда они были в пятом классе, шестом. Они, по-моему, класса до восьмого все вместе читали, мне очень это нравилось. Сыну сейчас 27 лет, дочери — 24 года. Дочка в каком-то возрасте перестала читать вообще, а сейчас вдруг снова начала. Сын же, наоборот: в детстве, юности много читал, сейчас почти не читает. И вот поди угадай: выросли в одной семье, слушали одни книги. Ничего нельзя просчитать заранее.

Если хочешь, чтобы дети читали — то любым способом нужно находить время: садись с ними, читай. Мы же заставляем детей чистить зубы, умываться. Ты имеешь право не читать что-то, но хотя бы школьную программу. Тут уже надо настаивать.

Андрей Усачёв родился 5 июля 1958 года в Москве. Учился в Московском институте электронной техники, однако после четвёртого курса перешёл на филологический факультет Тверского государственного университета. Прежде чем стать профессиональным писателем, сменил немало работ и должностей: был дворником, сторожем, охранником, музыкантом в ресторане, редактором журнала "Весёлые картинки".

Публикуется с 1985 года. В 1990 году его сборник стихов "Если бросить камень вверх" был удостоен первой премии на Всероссийском конкурсе молодых писателей для детей. На следующий год был принят в члены Союза писателей. Довольно быстро Усачёв стал одним из наиболее популярных авторов в отечественной детской литературе. Среди его книг - поэтические "Сны Петушкова" (1994), "Волшебная азбука" (1996), "Мы играли в паповоз" (1998), "Сказочная азбука" (1998), "Шкатулка" (1999), "Планета кошек" (1999), "Шуршащая песня" (2003), "Любопытная Варвара" (2003), "Шёл по улице жучок" (2003), а также сборники сказок и фантастических историй для детей "Флюм-пам-пам" (1992), "Умная собачка Соня" (1996), "Барабашка, или Обещано большое вознаграждение" (1998), "Оранжевый верблюд" (2002), "Малуся и Рогопед" (2003), "Сказочная история воздухоплавания" (2003).

Всего же в России вышло более 100 книг писателя. Некоторые из его произведений были переведены на иврит, украинский, молдавский, польский и сербский языки. Его "Основы безопасности жизнедеятельности" 1, 2, 3-4 класс, "Декларация прав человека", "Мои географические открытия" были рекомендованы для изучения в школах Министерством образования и науки России.

Помимо стихов и прозы, Андрей Усачёв также пишет пьесы для кукольного театра и песни. Он много работал на телевидении - писал сценарии и песни для передачи "Кварьете "Весёлая квампания"" и для многосерийного художественного фильма "Дракоша и компания". На протяжении нескольких лет вёл детские радиопередачи "Весёлая радиоквампания" и "Летающий диван". По его сценариям поставлен ряд мультипликационных фильмов, в том числе "Умная собачка Соня" (1991, реж. Вадим Меджибовский), "Девица Бигелоу или жевательная история" (1995, реж. Эльвира Авакян), "Рыцарский роман" (2003, реж. Эльвира Авакян), "Девочка и крот" (2005, реж. Татьяна Ильина) и "Меню" (2007, реж. Аида Зябликова). В 2005 году как автор детских песен он был удостоен премии "Золотой Остап", а созданная им вместе с художником Виктором Чижиковым книга "333 кота" победила в номинации "Вместе с книгой мы растём" на конкурсе "Книга года". На следующий год он стал лауреатом международного конкурса "Петя и волк-2006" за лучшее произведение для детей.

Детский писатель, поэт и прозаик.

Андрей Алексеевич Усачёв родился 05 июля 1958 года в Москве. Отец поэта – рабочий, мать была учителем истории. По семейной легенде, дед Усачёва был знаком с Надеждой Крупской и видел Гитлера вживую. Писать стихи поэт начал ещё в подростковом возрасте в вокально-инструментальном ансамбле, где играл на барабанах. После школы Андрей Усачёв поступил в институт по изучению электронной техники, но после 4 курса бросил учёбу. После армии поэт был зачислен на филологический факультет Калининского государственного университета, который окончил в 1987 г. Дипломная работа была на тему: «Поэтика стихов для детей Даниила Хармса».

В 1985 году автора стали публиковать, благодаря журналу «Мурзилка». После этого Усачёв сотрудничал с «Пионером», «Весёлыми картинками», «Крокодилом»; для них он писал фельетоны, юморески, стихи. Кроме этого, Андрей Усачёв работал сторожем, мойщиком посуды. Был он также дворником и рабочим сцены.

В 1990 г. поэт опубликовал первый детский стихотворный сборник «Если бросить камень вверх», за который получил первую премию на Всероссийском конкурсе молодых писателей для детей. Через год вступил в Союз писателей. Несколько лет Усачёв работал сценаристом и ведущим программ для детей «Весёлая квампания», «Кварьете», «Летающий диван». Очень быстро Усачёв стал популярным автором в российской детской литературе. В 1994 году он написал поэтическую книгу «Сны Петушкова», в 1996 г. – «Волшебную азбуку», в 1998 – «Сказочную азбуку», в 1999 – «Планету кошек» и «Шкатулку», в 2003 г. – «Шуршащую песню», «Любопытную Варвару» и «Шёл по улице жучок». Также у него есть сборники сказок и фантастики для деток «Умная собачка Соня» – 1996 год, «Сказочная история воздухоплавания» – 2003 год, «Оранжевый верблюд» – 2002 год и др.

В России выпущено больше 100 детских книг Усачёва. Две его книги издавались в Израиле на иврите, две книги – в Украине, две – в Молдове. Публикуется он также в Японии, Польше, Сербии. 5 книг Андрея Усачёва рекомендовало российское Министерство образования для обучения в школах в качестве учебников. Музыку на стихи писателя сочиняли известные композиторы: Теодор Ефимов, Максим Дунаевский, Павел Овсянников. К отдельным стихам Андрей Усачёв написал музыку самостоятельно. Вышли в свет двадцать аудиокассет с его сказками и песнями.

Из данной виртуальной выставки вы сможете узнать какие книги написал юбиляр, и какие его книги вы можете взять в нашей библиотеке.



Усачёв, А. А. Азбука Бабы Яги [Текст] / Андрей Усачёв; [ил. В. Чижикова]. – Санкт-Петербург: Азбука, 2011 . – 63 с.

"По вечерам в лесу дремучем
С Ягою "Азбуку" мы учим.
Зачем ей в возрасте ее
Знать "А", "Б", "В", "Г", "Д", "Е", "Е"?
Яга ответит вам серьезно:
– Учиться никогда не поздно!"

В этой иллюстрированной книге дети вместе с главной героиней – Бабой Ягой, в увлекательной форме смогут выучить азбуку. Художник: В. Чижиков.



Усачёв, А. А. Азбука для Буки [Текст] : пособие для маленьких детей и пожилых инопланетян / А. А. Усачев; худож. С. Бабкина, О. Бабкин. – Москва: Олма-Пресс, 1999 . – 205 с.

Замечательный детский писатель и поэт Андрей Усачёв со своей "Азбукой для Буки" выходит в межгалактическое пространство! С помощью этого пособия, созданного им специально для инопланетян, попавших в переделку на Земле, основы русской грамоты можно преподавать обитателю любой планеты Солнечной системы. Заодно эти основы станут понятнее и ближе и некоторым маленьким землянам… А всё потому, что знаменитый профессор АУ владеет вселенским секретом увлекательной и весёлой игры со словами и их смыслами.



Усачёв, А. А. Волшебное дерево [Текст ] / Андрей Усачёв; [худож. Игорь Олейников]. – Москва: Дельфин, 2016 . – 40 с.

На волшебной планете О есть необыкновенное дерево. Оно помогает каждому открыть сердце мечтам и фантазиям. Здесь даже непоседам снятся волшебные сны, а родители вновь чувствуют себя детьми. Книга счастливых засыпательных историй от поэта и писателя Андрея Усачёва и художника Игоря Олейникова



Усачёв, А. А. Дед Мороз из Дедморозовки [Текст] / Андрей Усачёв; худож. Александр Алир. – Москва: Самовар: Самовар 1990 , 2008 . – 143 с.

Знаменитый писатель Андрей Усачев написал новогоднюю историю о приключениях Деда Мороза и его помощников. Далеко на Севере, где-то в Архангельской или Вологодской области, есть невидимая деревня Дедморозовка. Невидимая, потому что накрыта она волшебным невидимым покрывалом. В этой деревне и проводит большую часть времени Дед Мороз и его внучка Снегурочка. А еще там живут помощники Деда Мороза снеговики и снеговички.



Усачёв, А. А. Дракоша и компания [Текст] / А. Усачёв, А. Березин; [худож. А. Гардян] . – Москва: Росмэн: РОСМЭН-ПРЕСС, 2011 . – 124 с.

Герои этой сказочной повести, Маша и Паша, приезжают с родителями на дачу и неожиданно находят в сарае огромное зеленое яйцо, из которого чуть позже вылупляется маленький дракончик. И тут начинается такое... Воспитание дракона - дело нелегкое, особенно когда к нему подключаются еще и мама с папой. Веселые рассказы о приключениях Дракоши и ребят, подружившихся с ним, заставят не раз посмеяться маленьких читателей, а может, и задуматься о своих отношениях с родителями, братьями и сестрами и, конечно, друзьями.



Еруслан Лазаревич [Текст] : старинная русская сказка / пересказал Андрей Усачёв; нарисовала Дарья Герасимова. – Москва: РОСМЭН: РОСМЭН-ПРЕСС, 2013 . – 46 с.

Сказка про Еруслана Лазаревича известна на Руси с начала XVII века. Именно тогда её записали впервые, а до этого рассказы о подвигах тюркского богатыря Рустема, которого ещё называли Арасланом, передавались из уст в уста. Сказка про Еруслана Лазаревича быстро полюбилась и простому народу, и образованному дворянству. До такой степени, что А. С. Пушкин использовал сюжет и героев, когда писал поэму «Руслан и Людмила», - тут и богатырь силы неимоверной, и говорящая голова, и меч-кладенец, спрятанный под нею, и зелье бессмертия, и конечно же счастливый конец!



Усачёв, А. А. Если бросить камень вверх [Текст] : стихи / Андрей Усачёв; худ. Олег Эстис. – Москва: Нигма, 2015 . – 33 с.

Яркий и удивительный поэт Андрей Усачёв пишет для детей разных возрастов. Его уникальные стихи, сказки и рассказы потрясающе разнообразные, весёлые, полные доброго юмора, они приносят читателям радость и хорошее настроение. В этом сборнике вы найдёте стихи про поливальную машину, удравшую от шофёра и поливающую всё вокруг, вы узнаете, как пожарные солнце тушили, что будет, если бросить камень вверх, почему летающая вобла перестала читать, откуда взялся на спине у верблюда такой большой горб и много других замечательных историй. Необычные и фантастические иллюстрации талантливого художника и карикатуриста Олега Эстиса сопровождают эти забавные и заразительные стихи. Потрясающе яркая цветовая гамма захватывает внимание, а столь необычное изображение привычных вещей открывает для фантазии читателей новые возможности.



Усачёв, А. А. Занимательная география: Азия, Америка, Африка [Текст] / Андрей Усачёв; [ил. Александра Зудина] . – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2009 . – 60 с.

В этой книге собраны стихи о пяти частях света! Здесь и Африка, и Америка, и Азия, и Австралия, и даже - Антарктида! Читая ее, вы отправитесь по следам великих первооткрывателей, таких как Магеллан и Колумб, узнаете про самую высокую гору на Земле - Эверест, и о том, где растёт железное дерево. Путешествуйте по миру с профессором АУ!



Усачёв, А. А. Забавная зоология [Текст] / Андрей Усачёв; [ил. Владимира Дрихеля] . – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2009 . – 79 с.

Вы когда-нибудь слышали о гуанако? А знаете, как нужно правильно кормить жирафа? Вам известно, что носит на шее турухтан? Ответы на эти и многие другие вопросы юный читатель отыщет в книге известного поэта Андрея Усачёва. Здесь собраны стихи о самых разных представителях животного мира. Зоология - очень серьёзная наука, но в то же время чуточку забавная. Именно поэтому изучать её совсем не скучно - особенно если держать в руках эту книгу.



Усачёв, А. А. Иван - дурак [Текст] : по мотивам сказки Льва Николаевича Толстого / Андрей Усачёв; худож. Игорь Олейников. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2008 . – 31 с.

Замечательный детский поэт Андрей Усачёв рассказал свою историю про Ивана-дурака по мотивам сказки Л. Толстого.

Книга проиллюстрирована всемирно известным художником и мультипликатором Игорем Олейниковым. Им нарисованы более 40 детских книг, которые издаются в 13 странах мира.

За иллюстрации к сказке "Иван-дурак" художник стал лауреатом Болонской книжной выставки.



Усачёв, А. А. Иван - коровий сын [Текст] / А. Усачёв; худож. И. Максимов. – Санкт-Петербург: "Мир ребенка", 1997 . – 95 с.

В книгу вошли стихотворные версии русских народных сказок «Иван - коровий сын» и «Марко - богатый купец».



Усачёв, А. А. Козьма Прутков – детям! [Текст] : из литературного наследия / Андрей Усачёв; [худож. Дмитрий Трубин] . – Москва: Время, 2017 . – 78 с.

Как известно, Козьма Прутков – литературная маска, под которой в 50-60-е годы XIX века выступали поэты Алексей Толстой и братья Жемчужниковы. В предисловии к этой книге сообщается, что детские произведения Козьмы Пруткова были недавно найдены в архиве одной из правнучек писателя. Это в основном басни и стихотворные пересказы некоторых афоризмов, глубокий смысл которых, к огорчению отца, не всегда доходил до наследников. Очевидно, что пером великого писателя двигало естественное желание быть понятым своими потомками. Действительно ли это так или перед читателем литературная мистификация?



Усачёв, А. А. Колыбельная книга [Текст] / Андрей Усачёв; худож. Игорь Олейников. – Москва: РИПОЛ классик: РИПОЛ-КиТ, 2009 . – 34 с.

Звёзды российской детской литературы – поэт Андрей Усачёв и художник Игорь Олейников – создали восхитительную книгу баюкальных стихотворений и картин. "Колыбельная книга" поможет увидеть во сне красочную и добрую сказку.



Усачёв, А. А. Котобой, или Коты выходят в море [Текст] / Андрей Усачёв; худож. Игорь Олейников. – Москва: Клевер-Медиа-Групп, 2011 . – 32 с.

Известно, что коты любят рыбу. А воду не любят. Но если ничего другого не остается, они выходят... в море. Где двух бывалых котов и младшего матроса мышонка Шустера, конечно, ждут Настоящие опасные морские приключения!



Усачёв, А. А. Кошмарные ужасы [Текст] : жуткие истории / А. А. Усачёв, Э. Н. Успенский; худож. И. Олейников. – Москва: Планета детства: АСТ: Астрель, 2006 . – 121 с.

Ты когда-нибудь был в летнем лагере?

Помнишь, чем детишки занимаются по ночам? Правильно, рассказывают друг другу страшные истории. А чем они заканчиваются?

Как правило, у рассказчика не хватает фантазии и он громко кричит и хватает окружающих за бока. Разве это профессионально? А ты хотел бы рассказывать настоящие страшилки? Тогда кончай бояться темноты и дрожать под одеялом: бери эту книгу и читай!



Усачёв, А. А. Лето спать ложится [Текст] / Андрей Усачёв; рис. Полины Яковлевой. – Санкт-Петербург: Речь, 2012 . – 16 с.

Все – и дети, и взрослые – верят в волшебство. И оно живёт в сборнике стихов Андрея Алексеевича Усачёва.

Поэтический мир, полный чудес, смеха и при этом не исключающий серьёзности, понятен и близок каждому. А сказочные и бесконечно добрые иллюстрации Полины Яковлевой создают атмосферу доверительной беседы с читателем.

Все дети, а также взрослые, разрешившие себе на время стать детьми, несомненно, получат море удовольствия от общения с талантливыми поэтом и художником.



Усачёв, А. А. Любопытный жирафик [Текст] / Андрей Усачёв; [ил. Евгения Антоненкова] . – Москва: Clever media-group , 2011 . – 23 с.

Маленький непослушный жирафик интересуется всем на свете: мягкое ли облако, может ли удав завязаться бантиком, зачем течет река… Да и мама его постоянно отвлекается – тут, конечно, на месте не усидишь и обязательно попадешь в историю! Эта забавная сказка о том, как взрослеешь, познавая мир. Это книга, которую можно читать, слушать, смотреть, ведь к ней прилагается DVD с мультфильмом по этой книге.



Усачёв, А. А. Малуся и рогопед [Текст] / Андрей Усачёв; [худож. Лена Савина] . – Москва: Эгмонт Россия Лтд, 2003 . – 118 с.

Хочешь изменить мир – измени одну букву! Обыкновенная девочка Маруся ужасно не любила ни с кем знакомиться, потому что, когда спрашивали её имя, приходилось отвечать: "Малуся". А однажды вместо Ромашковой улицы она оказалась в необыкновенной стране, где подружилась с коЛовой и моЛяком. Ещё много удивительного было в этой стране, где всем заправлял вовсе не безобидный таинственный волшебник.

не безобидный таинственный волшебник. Найти друзей, преодолеть все препятствия и победить Рогопеда помогла Марусе талантливая художница Елена Станикова. Елена Вячеславовна – член Союза художников России, книги с её иллюстрациями многократно получали различные премии.



У сачёв, А. А. Мишка косолапый [Текст] / Андрей Усачёв; худож. Вера Хлебникова. – Москва: "Мелик-Пашаев", 2009 . – 32 с.

"Мишка Косолапый" – совершенно уникальная книжка-картинка, с её помощью малыши попадают в сказочный мир, где на каждой странице встречают своих добрых друзей – лошадку с тележкой, собачку, маленького медвежонка.

В книгу вошли три стихотворения известного современного детского поэта Андрея Усачёва, лауреата международного конкурса на лучшее произведение для детей "Петя и волк. 2006". Книга для маленьких детей, которую они наверняка запомнят на всю жизнь благодаря цветным картинкам, которые сами по себе – яркие красочные истории. Проиллюстрировала книгу известная художница, книжный дизайнер Вера Хлебникова.



Усачёв, А. А. Мышарики [Текст] : книга Мышей для больших и малышей / Андрей Усачёв, Дмитрий Трубин; [рис. Дмитрия Трубина] . – Москва: Время, 2010 . – 95 с.

Дело было в городе Красноярске, на книжной ярмарке, во время встречи писателя с читателями. Одна маленькая девочка в зале встала и спросила Андрея Усачёва: "Почему вы всё время пишете про котов? Не могли бы вы написать книжку и про мышей?" Усачёв немного замешкался, а потом вдруг пообещал: "Хорошо. Напишу. А то и в самом деле несправедливо получается".

Поэт сдержал слово. А художник Дмитрий Трубин поддержал это поэтическое слово своим делом. Так и появилась на свет "Книга Мышей для больших и малышей".



Усачёв, А. А. Неправильные сказки [Текст] : детям до 6 лет читать не рекомендуется! / Андрей Усачёв; [рисовал С. Гаврилов] . – Москва: Эгмонт, 2018. – 48 с.

Если у вас в приоритете книги, приносящие хорошее настроение, заставляющие смеяться и одновременно подвигающие углублять свои знания, заниматься самообразованием и расширять кругозор, вам, конечно же, знакомо имя Андрея Усачёва. Впрочем, наверное, сложно сейчас найти в среде русскоязычного читающего сообщества человека – ребёнка ли, родителя ли – которому удалось бы каким-то чудом избежать знакомства с живым классиком детской литературы. Его никогда не бывает много; он самодостаточен и совершенен в любом оформлении, но с иллюстрациями художника Сергея Гаврилова издание, представленное в серии "Город мастеров" (издательство "Эгмонт"), заблистало ещё ярче, стало ещё самобытнее. А почему сказки неправильные? Да потому что мэтр решительной рукой сталкивает героев, которые без него никогда бы не встретились: дедка, бабка, внучка и вся четвероногая компания тянут-потянут из реки рыбку (вместо репки); голодный Волк съедает мухомор вместо заблудившейся Красной Шапочки (ну а что, с цветом-то шапочки серый почти и не ошибся); а ещё у бабушки, кроме серенького козлика, прижились и другие звери – все, как на подбор, серого цвета… Загвоздка в том, что понять иронию автора сможет только подготовленный читатель – тот, что и "Репку" знает наизусть, и "Сказку о рыбаке и рыбке" читал внимательно. А стало быть, "Неправильные сказки" – книга хоть и хулиганская местами, но в целом – мотивирующая, вдохновляющая и наставительная; просто наставлять можно и нужно не занудно, а иносказательно, подмигивая хитро, с озорной искоркой в глазах – как это сделали Андрей Усачёв и Сергей Гаврилов.



Усачёв, А. А. Поющая рыба [Текст] / Андрей Усачёв; худож. Екатерина Космина. – Москва: Махаон, 2011 . – 33 с.

Вашему вниманию предлагается иллюстрированная книга "Поющая рыба " в ней замечательные стихи Андрея Усачёва для детей младшего школьного возраста.

А рисунки в исполнении Екатерины Костиной – просто потрясающие. Они красивые без всяких скидок на современное искусство, авторский стиль и т. п.



Усачёв, А. А. Приключения в зоопарке [Текст] / Андрей Усачёв; [ил. Анаит Гардян] . – Москва: Clever media-group , 2012 . – 94 с.

Детский писатель-классик Андрей Усачёв очень любит рассказывать истории о животных. Его новые добрые и весёлые рассказы – о зоопарке: о приключениях ёжика Вовки, зебры Веры, тигра Кузьмы Егорыча, страусихи Эммы и других подопечных директора Льва Павлиныча Комарова. Живётся им нескучно: то они рисуют шедевры мирового искусства, то в цирк устраиваются, то злоумышленников ловят.

А уж когда приходит праздник, наступает настоящее веселье!



Усачёв, А. А. Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачёвым [Текст] / А. А. Усачёв. – Москва: Дрофа-Плюс, 2007. – 117 с.

Книга, которую вы держите в руках, уникальна. Вместе с поэтом Андреем Усачёвым вы по-новому увидите знакомые с детства картины русских художников, представленные в Третьяковской галерее.



Усачёв, А. А. Сказочное воздухоплавание [Текст] / Андрей Усачёв; ил. Игоря Олейникова. – Москва: РИПОЛ классик, 2010 . – 92 с.

Знаете ли вы, что такое воздухоплавание, как оно появилось, кто первым рискнул покорить небо? Сегодня знаменитый писатель Андрей Усачёв познакомит вас с историей воздухоплавания. Из этой книги вы узнаете о шести способах полёта на Луну, о вкладе барона Мюнхгаузена в развитие воздухоплавания, об использовании реактивного принципа в современной авиации, а также Змеем Горынычем и о многом другом. Скучать вам точно не придётся!



Усачёв, А. А. Сказочное мореплавание [Текст] / Андрей Усачёв; ил. Игоря Олейникова. – Москва: РИПОЛ классик, 2010 . – 118 с.

"С чего начинается мореплавание? Мореплавание начинается с лужи, в которой пробуют глубину или пускают по ней кораблик... Христофор Колумб, думаю, промочил ноги не в одной луже, прежде чем пересёк Атлантический океан и открыл Америку.

Большое всегда начинается с малого.

В детстве я мечтал стать путешественником. И эту книгу написал, чтобы – пусть и на бумаге – немного побродить по морям и океанам, чтобы увидеть невиданные никем земли и повторить подвиги выдающихся путешественников и сказочных героев.

Мне кажется, что нет большой разницы между сказочной и настоящей историей. Ведь жизнь очень похожа на сказку. Это книга – начало сказочной истории мореплавания.

И если вы вместе со мной доплывёте до последней страницы, то, может быть, захотите прочитать новую книгу и совершить множество новых удивительных открытий.

Счастливого плавания!"



Усачёв, А. А. Таблица умножения в стихах [Текст] / А. А. Усачёв; худож. С. Богачев, В. Уборевич-Боровский. – Москва: Планета детства: Премьера, 2000. – 32 с.

"Таблица умножения в стихах" современного детского поэта А. Усачёва – замечательный пример книги, где собраны весёлые стихи, которые не только развлекут вашего ребёнка, но и помогут постичь азы таблицы умножения. На каждый пример из таблицы А. Усачёв придумал коротенькие рифмованные строчки - четверостишья и двустишья, - которые сами просятся на язык и легко запоминаются даже самыми маленькими детьми. Начните читать ребёнку стихотворение, а он пусть закончит его зарифмованным верным ответом (Осьминоги шли купаться: / Дважды восемь ног – шестнадцать).



Усачёв, А. А. Тигр в клеточку [Текст] : сказки, повесть-сказка / Андрей Усачёв; худож. Е. Костина. –Москва: Дрофа-Плюс, 2007 . – 93 с.

Прочитав эту книгу, вы узнаете, на чём всё-таки держится Земля, откуда взялся Тигр в клеточку и что любит умная собачка Соня больше всего на свете.

Сборник сказок для детей младшего и среднего школьного возраста. Цветные иллюстрации Е. А. Костиной.



Усачёв, А. А. Тысяча и одна мышь [Текст] / Андрей Усачёв; картинки дяди Коли Воронцова. – Москва: Азбука: Азбука-Аттикус, 2012 . – 78 с.

Извечный котово-мышиный вопрос ставит на страницах своей по-настоящему остроумной, доброй и смешной книгизнаменитый поэт Андрей Усачёв. Не всякая мышь отважится посмеяться над котом, не всякая осмелится бросить коту вызов… Но если мышей много, если их соберётся тысяча и одна, и все они выйдут на тропу войны, тогда держитесь! Весело и с иронией художник Николай Воронцов изобразил взаимоотношения мышей и котов. От его внимательного взгляда не укрылась ни одна деталь. И вы будьте внимательны! Итак, тысяча и одна… мышь!



Усачёв, А. А. Умная собачка Соня [Текст] / А. А. Усачёв; худож. Д. Трубин. – Москва: Оникс 21 век: Центр общечеловеч. ценностей, 2004 . – 63 с.

В этой книге писателем Андреем Усачёвым собраны весёлые и увлекательные рассказы о королевской дворняжке Соне, которая очень хочет быть умной. Не желая скучать, она всегда попадает в интересные истории, а задумываясь, почему так происходит, учится хорошим манерам и лучше узнаёт окружающий мир.



Усачёв, А. А. Чёрный, Белый и Рыжий [Текст] : по мотивам книг Сесила Алдина / Андрей Усачёв; [рис. Сесила Алдина] . – Москва: Мелик-Пашаев, 2012 . – 77 с.

Сесил Чарльз Виндзор Алдин известен как иллюстратор книг и журналов, художник и писатель. Страстью всей его жизни была охота. Сесил Алдин прославился своими акварелями, изображающими охоту на лис в английской сельской местности. Их главными героями были собаки и лошади, а также дикие животные... Сегодня его работы ценят, благодаря особому таланту художника создавать портреты собак. В смешной позе, наклоне головы или положении уха Алдин улавливает индивидуальный характер каждого пса. "Книги Щенков" - одно из самых известных произведений Сесила Алдина.

Усачёв Андрей Алексеевич. Школа снеговиков

Усачёв, А. А. Школа снеговиков [Текст] / Андрей Усачёв; худож. Александр Алир. – Москва: Самовар, 2008 . – 130 с.

Далеко на севере есть небольшая деревня Дедморозовка, в которой живут Дед Мороз, его внучка Снегурочка и помощники Деда Мороза – снеговики и снеговички. Они учатся в специальной школе для снеговиков, и с ними, как и с обыкновенными мальчишками и девчонками, всё время происходят разные весёлые истории. Книга также выходила под названием «Школа в Дедморозовке».