Почему сначала доктор старцев а потом ионыч. Почему доктор Старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»). Сочинение Как Старцев стновится Ионычем

В рассказе о докторе Старцеве Чехов размышляет о влиянии среды на личность. Автор доносит до читателя мнение, что не в среде, а в самом человеке кроется причина деградации. Обывательщина и пошлость способны засосать любого, кто не хочет им противодействовать.

Каждая новая глава - это очередной этап духовного разложения героя. Поначалу этот молодой земский врач был наивен и доброжелателен. Соскучившись в глуши, он знакомится в городе с самой передовой и одаренной семьей. Проведенное с ними время Старцеву представляется праздником и все выглядит прекрасным и новым.

Но городская жизнь оказалась однообразна и сера. Обнаружилось, что новые знакомые скучны, бездарны, недалеки. Доктор много работает, полный желания быть нужным обществу. Но у общества мало интересов. Эти люди живут бесцельно и поверхностно: играют в карты, едят. С ними нет возможности поспорить о политике или науке – не поймут или оскорбятся.

Постепенно болото обывательской жизни затягивает и доктора. Он уже потерял вдохновение от работы. Приобретя большую практику, поспешно и кое-как ведет прием пациентов. В итоге его практика делается огромной, что позволяет ему обзаводиться имуществом и домами.

Медленно исчезает грань, отделяющая Старцева от остальных обывателей. Он превращается для них в своего и за ним закрепляется примитивное неуважительное прозвище - Ионыч. Окружающие снисходительно воспринимают его потребности и капризы, а тот проводит вечера, играя в карты и о политике с наукой больше не вспоминает. У Ионыча имеется другое увлечение – пересчитывать помятые купюры, принятые от пациентов.

Доктор потерял способность откликаться на чувства, он сделался раздражительным брюзгой. Все живое и страстное в его душе погибло, теперь он безучастен ко всему. Новому Ионычу всегда предстоит убивать вечера за картами, а потом одиноко ужинать. Его сердце окаменело.

Автор показывает трагедию духовного обнищания человека, который позволил себе поддаться убийственному влиянию общественных нравов. Весь ужас в том, что сам человек не понимает, какая драма в нем разыграна. В погоне за покоем и сытостью он растерял надежды, убил мечты. Грустно, что уже невозможно пробудить в Ионыче прежнего доктора.

Сочинение Как Старцев стновится Ионычем

Чехов является поистине настоящим писателем и талантливым человеком. В своих произведениях он рассказывает все, что происходит в мире. Многие его произведения небольшие и короткие. При помощи этих произведений он мог критиковать не только самого себя, но и других людей. А теперь давайте перейдем к нашему главному вопросу: почему доктор Старцев стал Ионычем?

Для начала нужно решить, кем является Дмитрий Старцев на самом деле. Больше всего на свете он хочет иметь не только большую и дружную семью, но еще и карьеру. А тут как раз в земскую больницу требовался врач. Вот так он знакомиться с замечательными людьми по фамилии Туркины.

До конца он еще не был знаком с этой семьей, но ему очень даже хотелось быть на них похожими. У каждого из членов семьи есть талант, которым они не только гордятся, но и стараются его развивать. А когда он увидел их дочь Катю, то практически сразу же в нее влюбился.

Но все очень быстро поменялось. И все оказалось совсем не так, как было сначала. Он каждый день стал приходить в их дом и теперь уже не восхищался ими, а просто тихо их ненавидел. Каждый его день был очень сильно похож на предыдущий. Кроме этого весь негатив семьи перемещался на Дмитрия, и он от этого очень даже сильно страдал.

Дальше можно сказать о том, что он просто заелся и теперь такие отношения ему уже были не нужны. Он пал не только духовно, но еще и физически в глазах каждого жителя. И для них он был не Дмитрием Ионычем, а просто Ионычем. Если раньше он жил для того чтобы достигать цели и стремиться к мечте, то теперь ее просто не существовало. А с каждым днем накапливается все больше и больше проблем, которые не уходят, а все нагружают и нагружают его плечи все сильнее и сильнее. И от них уже никуда нельзя деться. А все так хорошо начиналось. Немного погодя Катя встретилась с ним, когда приехала домой отдохнуть, от всего что с ней произошло в Москве. Она очень много рассказала ему, а потом рассказала о том, что с тех самых пор его не забыла и постоянно думала о нем. А ведь за это время человек практически полностью поменялся. У него появилась хорошая работа, где очень даже хорошо платят. А это значит, что и денег у него очень много. Больше всего на свете ему нравилось считать деньги, которые он зарабатывает.

Из всего этого можно сделать вывод, что таким он стал только потому, что его изменило положение, в котором он оказался. Он сам поселился в таком месте, где люди никогда и ничему не радуются, а все что их интересует это деньги.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Описание природы осенью

    Давно уже красоты осенней природы приковывают взгляды великих поэтов и художников. Сам Александр Сергеевич Пушкин посвятил осени немало своих произведений. А фамилий великих художников просто не перечесть.

  • Герои произведения Сказка о мертвой царевне сочинение

    Главная героиня сказки Пушкина родилась в царской семье, но росла без материнской заботы. От того, что баловать девочку было некому, в царевне воплотились самые лучшие человеческие качества.

  • Сочинение Почему я хочу стать пограничником

    Ответ простой, потому что это очень важная профессия. Мой папа – служит на заставе, а мама работает в санчасти.

  • Сочинение Протест Катерины против темного царства в драме Островского Гроза 10 класс

    Известный фразеологизм «Луч света в темном царстве», который образовался из заголовка статьи Николая Александровича Добролюбова, посвященной пьесе «Гроза» - уже давно вышел за пределы данного произведения.

  • Чему учат сказки Пушкина? - сочинение

    Произведения Александра Сергеевича первым делом учат доброте и пониманию, что за каждый плохой поступок будет следовать наказание. Зачастую, Пушкин в своих сказках нам преподает уроки того, как легко потерять все, поддавшись жадности и глупости

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!
Н.В. Гоголь
У каждого писателя свои связи с современностью, с прошлым, с будущим. Чем он крупнее, тем яснее улавливается традиционное и новаторское, общечеловеческое в его наследии. Прямыми выразителями своего времени, его духа, стремлений были Пушкин, Лермонтов, Тургенев. Сложнее выглядят связи со временем, идейные искания Гоголя, Достоевского, Толстого.
Чехов не был баловнем успеха. Рассказы и сценки, которые в первые годы своего писательства он помещал в юмористических журналах, далеко не сразу были замечены читателями и критиками. Для этого понадобилось время. Но вскоре стало ясно, что чеховские рассказы, как будто беззаботные и невинные каждый в отдельности, взятые вместе, складываются в такую картину жизни, которая вызывает недоумение своей несообразностью, грубостью, пошлостью и скукой. Небольшие, но очень емкие рассказы А.П. Чехова не всегда легко понять, если не помнить, что одной из характерных черт чеховской художественной манеры является наличие подтекста, «подводного течения», если не помнить жизненной позиции писателя, который был строг прежде всего к себе. Всем известно его высказывание: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Менее известно другое: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». И вот это-то, по выражению М. Горького, «горячее желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными» и объясняет непримиримость Чехова ко всякого рода убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности. Естественно, Чехов хотел видеть людей очищенными от любой злобы, ненависти и зависти, он хотел видеть их добрыми, отзывчивыми, честными людьми. Но, к сожалению, в мире много несовершенного: почти все человечество зависимо от материального благосостояния, и из-за этого в людях много зла, зависти, ненависти к ближним. Но надо верить, что когда-то, когда для человека деньги будут значить совсем мало и человек исправит все свои ошибки и недостатки, земля будет выглядеть светлой, чистой и доброй.
Хотя что плохого, кажется, в том, что человек хочет зарабатывать больше денег, как доктор Старцев, который проделал путь, приведший его к нравственной смерти. Что особенного, если он хотел одновременно служить в земстве и иметь большую практику в городе? Но, читая рассказ «Ионыч», мы понимаем, как деньги могут постепенно и незаметно вытеснить в человеке его живую душу, а желание спокойно и бесхлопотно жить сделает его физически и морально неполноценным.
Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа «Ионыч», был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. Это молодой человек с идеалами и желанием чего-то высокого. Давайте задумаемся, что же такое молодость? Наверное, это пора открытий нравственных и душевных; пора приобретения любви, дружбы, знаний... В пору молодости человек остро задумывается о своей будущей жизни, ставит перед собой цели, задачи. Что же приобретает в конце концов Старцев?
Какими путями идет? К чему приходит? В С. он знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой» в городе. Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, устраивал приемы, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч Старцев посетил Туркиных впервые, то был очарован.
Старцев находился после вечера в чудесном настроении и, «пройдя девять верст, не чувствовал ни малейшей усталости». Он влюбился в Екатерину Ивановну. Это чувство оказалось за время его жизни в Дялиже «единственной радостью и... последней». Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), он только лениво говорит: «Сколько хлопот, однако!» Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Подкрадывается и моральное «ожирение». Прежде он выгодно отличался горячими движениями души и пылкостью чувств от жителей города. Долгое время те раздражали его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, «о политике или науке», то обыватель становится в тупик или «заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти». Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище «поляка надутого». Но в конце повествования мы видим любимые занятия Старцева: «...в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением».
«Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, это - по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек - желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, - было понапихано во все карманы рублей на семьдесят...» Я думаю, эта лаконичная сцена дает представление и о расширившейся частной практике Старцева, и о его равнодушии к тому, откуда именно стекаются деньги в его карманы, и о невнимательности Ионыча как врача, торопливости, с которой он объезжает своих пациентов. Порой кажется, что Ионыч не замечает ни движения времени, ни изменений, происшедших в нем самом. Он по инерции живет прежними представлениями о себе, когда еще был молод, бескорыстно занят полезным делом, открыт для человеческих чувств, для восприятия вечных поэтических ценностей. Для Ионыча меркнут все впечатления бытия. Невосприимчив он ни к красоте природы, ни к страданиям людей: покупая дом, проходит без церемонии через все комнаты, «не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом...». Но, может быть, ничто так ясно не говорит о деградации его личности, как его отчужденность от людей, забвение им одной из страниц биографии, страницы самой светлой, опошление чистого и прекрасного чувства любви. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы нести ответственность за кого-то. А если подумать?! Между прочим, если бы Екатерина Ивановна в свое время не была так поглощена мечтаниями о славе, об успехах, стремлением к «блестящим целям», то, может быть, ее жизнь да и жизнь доктора Старцева сложилась бы совсем иначе.
Старцев и сам знает, что «стареет, полнеет, опускается», но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора зовут теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен. Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши стал ожиревшим, жадным и крикливым Ионычем? Ведь мы знаем, что у него были внутренние возможности для жизни, достойной человека, но обывательская тина засосала его, сделала заурядным, и лучшие свойства его души умерли.
Чехов, подобно врачу, пишущему историю болезни, показывает процесс постепенного омертвения души. При этом, как всегда у Чехова, в нравственной гибели умного и образованного человека повинны не только обстоятельства, условия провинциальной жизни, обывательщина, но и он сам: у него не хватило жизненной силы и стойкости, чтобы противостоять влиянию времени и среды.
В этом рассказе выражена тревожная мысль о самой страшной для человека потере - потере живого духовного начала, о ничем не возместимой растрате времени, ценнейшего достояния человеческой жизни, о личной ответственности человека перед самим собой, перед обществом. Мысль, актуальная на все времена...
М. Горький писал: «Читая рассказы Антона Чехова, чувствуешь себя точно в грустный день поздней осени, когда воздух так прозрачен и в нем резко очерчены голые деревья, темные дома, серенькие люди. Все так странно - одиноко, неподвижно и бессильно. Углубленные синие дали пустынны и, сливаясь с бледным небом, дышат тоскливым холодом на землю, покрытую мерзлой грязью. Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой». И именно это заставляет читателя думать и отвергать скуку и лень, неосмысленность и пустоту жизни.

главный герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч», который соединяет все части произведения. Не зря в качестве названия выбрано отчество Старцева. Оно указывает не только на главного героя, но и на изменения его души, внутренней сущности. Антон Павлович Чехов считал простоту, душевную и внешнюю красоту лучшими качествами человека. Он осуждал тех, кто нарушал эту гармонию, позволяя себе превращаться в душевно, умственно и физически убогого человека. Эта позиция нашла отголосок в творчестве писателя, в том числе и в рассказе «Ионыч».

В начале произведения молодого земского врача автор с уважением называет Дмитрием Ионычем Старцевым. Его недавно прислали в Дялиж, расположенный неподалеку от города С. А. П. Чехов обращает внимание на любовь мужчины к своему делу, желание помогать другим. Перед читателем предстает добрый молодой человек, склонный к философским размышлениям. Живет Старцев скромно, не имеет даже лошадей, но знает, что это все наживается со временем. Сердце Дмитрия Ионыча открыто для любви, и он встречает ее в гостях у Туркиных.

Старцев знакомится с дочерью известного на весь город барина Туркина Ивана Петровича. Сначала девушка вызывает лишь легкую симпатию доктора. Он умиляется ее фигурой, наивным детским выражением лица и манерами. Симпатия достаточно быстро превращается в любовь. Два раза Дмитрий Ионыч пытается признаться девушке в своих чувствах. Первый раз Екатерина издевается, смеется над ним, а во второй – окончательно отказывает.

Тем не менее, Старцев уже запутался в новом обществе и его ценностях. Он понимает, что может прилично зарабатывать. Доктор полностью погружается в работу, но теперь его главная цель – не помощь людям, как это предполагает клятва Гиппократа, а обогащение. Днем он полностью отдается заработку денег, а ночью – примитивным развлечения: картам, клубам, алкоголю. Он замечал глупость обывателей, с которыми играл в карты, но не пытался ее развенчать, так как знал, что от «высших кругов зависит его карьера». Большинство заработанных денег Доктор пытался выгодно вложить, например, на текущий счет «Общества взаимного кредита».

Такой образ жизни сказывается, как на характере, так и на внешности героя. Спустя четыре года после отказа Екатерины Ивановны мы снова встречаем Дмитрия Старцева. Теперь он не только земский, но и городской врач. Мужчина успевает с утра принять больных, в Диляже, а потом едет в свой кабинет в городе. «Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком,так как страдал одышкой». Это первые шаги на пути от Дмитрия Старцева к Ионычу. Понемногу он начинал напоминать обывателей, но отличался от них убеждениями в важности труда.

В это время Старцев получает письмо от Екатерины, но видеть девушку он не хочет. Через несколько лет видим окончательное превращение Дмитрия Старцева в Ионыча: «…он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками…». Он теряет всякое уважение к людям, считая себя выше них. Ионыч теперь «тяжелый и раздражительный», с «тонким и резким голосом». Герой насколько меняется, что мы понимаем: мосты к прежнему молодому доктору окончательно сожжены.

Кто виноват в превращении? , окружение или сам Старцев? Вероятно, влияние имели все обстоятельства, но главную роль в духовной деградации сыграла все-таки внутренняя слабость героя.

Сочинение

(по рассказу А.П. Чехова “Ионыч”)

“Когда в губернском городе С приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С очень хорошо...”

С этой фразы начинается рассказ А.П. Чехова “Ионыч”. Главный герой рассказа - доктор Старцев, бедный земский врач, который только начинает свою карьеру. Это очень интересный, общительный, мечтательный, добрый человек,
который знакомится с семьей Туркиных, слывущей самой “талантливой семьей” в городе С.

Но постепенно, узнавая членов семьи, мы осознаем, как они, в сущности, бездарны и скучны.

Талант Ивана Петровича, отца семейства, заключается в том, что он говорит на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшими у него в привычку: “недурственно”, “покорно вас благодарю”.

Жена Ивана Петровича, Вера Иосифовна, пишет романы, которые изображают то, чего нет и не может быть в действительности.

Дочь Туркиных, Екатерина Ивановна (родители зовут ее Котик), собирается стать пианисткой. Вот как Чехов изображает ее игру: “ударила изо всей силы”, “упрямо ударяла все по одному месту”. Словно речь идет не об искусстве, а о какой-то тяжелой работе, цель которой - “вбить клавиши внутрь рояля”.

Старцев влюбляется в Екатерину, у которой только одна цель в жизни - закончить консерваторию. Она молодая, красивая, но ветреная девушка, которая не задумывается о своем будущем и поэтому легко переступает через чувства Старцева. Это и положило начало деградации личности Старцева.

Котик уезжает. Проходит четыре года. За это время Старцев сильно меняется. Из бедного доктора он превратился в богатого человека, владеющего недвижимостью, имеющего деньги и положение в обществе.

Он ожирел, страдает одышкой. Теперь это не тот Старцев, которого мы видим в первых главах рассказа. Он редко бывает в обществе, стал замкнутым, недоброжелательным, грубым. В городе С он уже слывет Ионычем.

“У него много хлопот, но все же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там”.

“Вероятно, оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным”.

И вот Старцев снова встречает Екатерину Ивановну. Неизменной осталась среда, жизнь и быт семьи Туркиных, но изменились главные герои рассказа. Старцев опустился окончательно, духовно почти умер, она стала более смелой, серьезной, поняла главное: “Я такая же пианистка, как мама писательница...” У Екатерины Ивановны осталась лишь одна иллюзия, с которой ей тоже приходится расставаться, - это любовь Старцева.

Темно и вдуше Ионыча. Лишь на миг “затеплился огонек”, стало жаль любви, утраченного счастья, и, при свете этого огонька, вдруг раскрылась вся пошлость его жизни. Но ему не жаль этой жизни, молодости, любви, несбывшихся надежд. “А хорошо, что я тогда не женился”, - думает он.

В рассказе Чехова изображено превращение человека с хорошими задатками в человека-эгоиста. Показана гибель души человека, ее творческих начал. Произошла деградация, превращение доктора Старцева в Ионыча - человека “без впечатлений, без мыслей”, без мечты.

Произведения Антона Павловича Чехова многому учат, обличая пошлость, лицемерие, ложь, подлость. Они воспитывают умение видеть красоту жизни, чувствовать ее. Они учат тому, что нельзя жить мелкой жизнью.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч» В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу А. Чехова «Ионыч») Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Изображение повседневной жизни в произведениях А.П.Чехова Как доктор Старцев стал Ионычем Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».) Мастерство А. П. Чехова-рассказчика Нравственные качества человека в рассказе Чехова "Ионыч" Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч») Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Падение Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Почему доктор старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч») Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева Сочинение по рассказу А.П. Чехова "ИОНЫЧ" Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Существует ли настоящая жизнь в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»? Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Трагедия доктора Старцева Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова "Ионыч" Почему доктор Старцев стал "Ионычем" Чехов - мастер короткого рассказа Образ доктора Старцева в рассказе «Ионыч» Крушение человека в повести Чехова «Ионыч» Мироощущение «Человека в футляре» (По рассказам Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Превращение доктора Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча Историю любви Старцева к Екатерине Ивановне. Почему эта любовь угасла? Кто по Чехову в этом виноват? В чем смысл финала рассказа А.П.Чехова «Ионыч»

В своем рассказе «Ионыч» А.П. Чехов проиллюстрировал процесс превращения нормального, интересующегося окружающим миром человека в обыкновенного обывателя, которому скучна и безразлична собственная жизнь.

Дмитрий Ионыч Старцев, главный герой произведения, был назначен земским доктором в Дялиже недалеко от губернского города С. Ему посоветовали познакомиться с семьёй Туркиных, на которую «указывали … как на самую образованную и талантливую». Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, любил рассказывать шутки и анекдоты; его жена, Вера Иосифовна, писала романы и повести, охотно читала их гостям. Их дочь, Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье звали Котик, играла на рояле.

Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных впервые, ему очень понравилась Екатерина Ивановна, и чуть позже очарование ею переросло во влюблённость. Это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже “единственной радостью и... последней”, он «рисовал в воображении поцелуи, объятия», «ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало». Но его любовь не была взаимной, Екатерина Ивановна отказалась выйти за него замуж, и, возомнив себя великой пианисткой, уехала учиться в консерваторию. Дмитрию Ионычу было жаль, «что все его мечты, томления и надежды привели его к такому глупенькому концу», «самолюбие его было оскорблено», но страдал он недолго, всего три дня, а потом медленно стал превращаться из Дмитрия Старцева в просто Ионыча.

Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях (“О, как мало знают те, которые никогда не любили!”), он только лениво говорил: “Сколько хлопот, однако!”

Отсутствие ярких эмоций, свежих впечатлений, постоянное общение со скучными и ограниченными обывателями, от которых Дмитрий Ионыч поначалу старался отстраниться, пагубно сказывались на нём. Он отяжелел как физически, так и морально, его жизнь с каждым днём всё больше теряла краски. И потом, когда спустя несколько лет он снова посетил дом Туркиных и увидел Екатерину Ивановну, он вдруг почувствовал, что даже эти люди ничем не отличаются от серой обывательской массы, и «подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город».

С тех пор он никогда не бывал у Туркиных, и чем больше времени проходило, тем больше он превращался в Ионыча: стал «пухлый, красный», «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким», «живется ему скучно, ничто его не интересует». Почему произошла такая трансформация? Как из живого человека он превратился в бездушное, полуживое существо? Вероятно, виновата среда, неинтересное окружение, вечное однообразие.

Разочарование в семье Туркиных было последним толчком к его переходу в новую сущность. Но нельзя забывать, что в своём положении всегда виноват сам человек, именно он делает окончательный выбор, как ему строить свою жизнь. И доктору Старцеву оказалось проще превратиться в Ионыча, чем продолжать быть полноценным человеком. Именно нежелание бороться за свою жизнь, отсутствие у большинства людей стремления развиваться и хоть как-то отделить себя от царящего кругом застоя хотел показать Чехов в этом рассказе.