А.С. Пушкин не был склонен верить в мистику, утверждал, что жизнь подчас фантастичнее любых загробных откровений, но его повесть "Пиковая дама" - одно из самых загадочных произведений русской классики. Об изменчивости жестокой Судьбы, о тщетности попыток "рассчитать" Удачу, подчинить своей воле Случай, о загадках человеческой психики, принимающей желаемое за действительное, близкое за далекое, о причудливости нашего воображения, и конечно же, о любви... Столкновение мечты о счастье с "тайной недоброжелательностью" обыденной жизни воплощено в истории двух персонажей. С одной стороны - карточный поединок, в котором на кон поставлена жизнь Германна, те же дуэль или бунт - зрелище романтическое, захватывающе рискованное и непредсказуемое. С другой стороны - тихая драма бедной воспитанницы знатной старухи: "домашняя мученица" Елизавета Ивановна сопровождала... подчинялась... выслушивала... украдкой плакала... и все ждала избавителя... И вот уже, кажется, дождалась... Их, столь различных и столь близких - в кромешном одиночестве и в отчаянности надежд, - Судьба свела лишь на мгновенье и навсегда разлучила. Так бывает.
мистическая мелодрама
Инсценировка, постановка, музыкальное оформление – Заслуженный артист России Владимир Скворцов , сценограф – Народный художник России Мария Рыбасова , художник по костюмам – Ольга Резниченко , хореограф – Константин Мишин , художник по свету – Сергей Скорнецкий
Состав актеров:
Заслуженный артист Респ. Башкортостан Сергей Дербенцев, Роман Лесик , Евгения Камбалина , Денис Чайников , Евгения Воронова, Алексей Ковригин , Александр Жуйков , Александр Носырев , Варвара Бабаянц , Галина Савина, а также Ваня Хатников, Саша Трофимова.
Продолжительность действия: 2 часа 30 минут
Большая сцена
Для кого спектакль: Взрослые
Даты показов:
«Пиковая дама» - вызов интерпретаторам. Мало найдется произведений в литературе, которых окружала бы такая масса толкований со столь различными подходами. Ведь все главные события повести объяснимы двояко: реалистически и фантастически» - трудно не согласиться с оценкой немецкого литературоведа Вольфа Шмидта. Много загадок в этой истории, которая с легкостью может из анекдота превратиться в мелодраму и даже трагедию, где картина развивающегося сумасшествия главного героя скрывается за серией почти мистических видений, где в поэтической легкости повествования чувствуется ритм «упорядоченного безумия» : в покачивании маятника (налево-направо), в раскачивании спящей в кресле старухи (налево-направо), в движениях банкомёта (карта налево- карта направо), в сгребании выигранных денег, в бормотании роковых слов: тройка-семёрка-туз… Почему картежник Томский рассказал приятелям историю своей бабки, «московской Венеры», от самого Сен-Жермена получившей тайну трех беспроигрышных карт: разве не мог он воспользоваться этим фамильным секретом сам или все же хотел кого-то спровоцировать на что-то? Почему расчетливый, бережливый Германн, от роду не бравший в руки карт, дабы «не жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее», часами следил за чужой игрой? Причем какой игрой: банк фараон – «самая фатальная из игр» (Гофман)- в ней ничего не зависит ни от разума, ни от расчета человеческого, всё определяет Его Величество Случай, «бог-изобретатель». Этот несчастный русский немец один-единственный в повести верит в секрет трех карт, все ставит на кон ради обладания тайной, во время своей игры так подчеркнуто хладнокровен… Почему же он так «обдёрнулся»: пиковую даму принял за туза?.. И еще одно – если не было никакой тайны и мистики от Сен-Жермена, если все – шутка, если Германн просто страдал галлюцинациями – почему же тогда Тройка-Семерка-Туз в реальности все-таки оказались выигрышными картами? Характерно замечание А.С. Пушкина относительно реакции прочитавшей публики: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза» … Поверили? А почему бы и нет? У Автора – солидный опыт игрока, а еще - интерес к теории вероятности и своя философия Случая и Судьбы… «Ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей, но невозможно ему предвидеть случая – мощного, мгновенного орудия провидения»…
На эти и многие другие вопросы предстоит ответить постановщикам: интерпретация литературного материала обещает быть неожиданной, над инсценировкой работает сам Владимир Скворцов. В классически строгой форме будут бушевать вполне современные страсти, потому что и сейчас немало русских Растиньяков, которые ради материального преуспеяния не жалеют средств, но по роковому стечению обстоятельств теряют и благополучие, и разум.
Владимир Скворцов – известный актер и режиссер театра и кино, Заслуженный артист России. Окончил Школу-студию МХАТ (курс А.Б. Покровской) в 1995 г., сразу же был принял в труппу театра Et Cetera. Роли Хиггинса в музыкальном спектакле «My Fair леди» и Тарелкина в трагедии-буфф по пьесе А.В. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» принесли ему известность. Принимал участие в спектаклях В. Мирзоева в Московском драматическом театре им. К.С. Станиславского. С 1999 года сотрудничает с Центром драматургии и режиссуры под руководством А. Казанцева и М. Рощина. Создал образ Обломова в спектакле «Облом OFF» М. Угарова (2002) – премия Фонда им. К.С. Станиславского, премия критиков Москвы, премия газеты «Московский комсомолец» за лучший актерский дуэт (вместе с Анатолием Белым в роли Штольца), номинирован на национальную театральную премию «Золотая маска» в категории «Лучший актер сезона 2001/2002». В 2004 году дебютировал как режиссер, поставив пьесу Лауры-Синтии Черняускайте «Скользящая Люче» - спектакль вошел в число лидеров сезона, получил приз зрительских симпатий на фестивале «Новая драма» (2005). В театре «Et Cetera» как режиссер поставил спектакли «Орфей» по Ж. Кокто (2011) и «Старшая сестра» А. Володина, 2014 (последний, по результатам голосования пользователей портала «Живой Журнал» признан лучшим спектаклем сезона). Своим учителем в области режиссуры считает Роберта Стуруа. Изобрел стиль "небытовой реализм" - при аскетизме декораций весь упор делается на актерскую игру, сопряженную с визуальными, световыми и аудио-эффектами, что полностью погружает зрителей в атмосферу спектакля и в происходящее на сцене. Снимается в кино (сериалы «Шаман», «Проклятый рай», «Адъютанты любви», «Штрафбат» и др., более 50 ролей), работает на радио.
В Норильске впервые побывал в сентябре 2016 года: в качестве преподаваля образовательной программы Олега Кленина «Шекспир в меняющемся мире» провел мастер-классы для артистов, норильских зрителей покорил его спектакль «Шекспир. Монологи» и тогда же была достигнута договоренность между руководством театра и режиссером о постановке на заполярной сцене. Нынешний год для Владимира Скворцова – «сезон режиссерских трактовок». За прошедших полгода на различных сценах страны прошли премьеры: «Маленький принц», «Кроткие», «Трамвай «Желание»… Постановка «Пиковой дамы» - 12-ая по счету режиссерская работа в его творческой биографии. Надеемся, что это число – счастливое…
Постановка спектакля осуществлена при поддержке проекта "Культура малой Родины" партии "Единая Россия", а также компании "Норникель".
1 октября 2017 года в Москве состоялась мировая премьера оперы-променад «Пиковая дама» . Классическая опера впервые предстаёт в иммерсивном формате – зрители полностью погружаются в драматическое действие бессмертных произведений Александра Пушкина и Петра Чайковского .
Старинную усадьбу Гончаровых-Филипповых наполнит живая музыка в исполнении солистов ведущих московских театров, хора и оркестра из 30 музыкантов. Зрителей во время таинственного путешествия будут сопровождать танцоры балета и актёры, а гидом в мир азарта, страстей и неумолимой судьбы станет Александр Пушкин.
Творческая команда Altrulion во главе с режиссёрами Александром Легчаковым и Асей Чащинской , хореографом Олегом Глушковым , дирижёром Андреем Рейном , сценографом Полиной Бахтиной , композитором Николой Мельниковым , продюсерами Алексеем Лысовым, Андреем Исповедниковым и Владом Давыдовым работала над постановкой два года.
«Премьера нашей "Пиковой дамы" состоится в мировой оперной столице – Москве, это огромная честь для нас. Опера - сложный синтетический жанр, соединяющий музыку, литературу, танец, живопись и театр, - рассказывает режиссёр спектакля Александр Легчаков. - В нашей постановке на авансцену выйдет зритель и окажется на расстоянии вытянутой руки от героев».
ОПЕРА
Opera переводится с итальянского как «дела, труды». Жанр появился в период Позднего Возрождения и развивается на протяжении 400 лет. Менялись языки (на помощь итальянскому пришли немецкий, французский, английский и русский), расширялась музыкальная партитура и усложнялось либретто. В XIX веке, благодаря операм Рихарда Вагнера, Петра Чайковского, Джузеппе Верди, Жоржа Бизе и Джакомо Пуччини, жанр оформился как сложный синтетический вид искусства, соединяющий музыку, литературу, театр, хореографию и живопись.
В XX веке ключевую роль в постановках стала играть фигура режиссёра. Вместе с композиторами Игорем Стравинским, Куртом Вайлем, Дмитрием Шостаковичем, Филипом Глассом, Сергеем Прокофьевым, Лучано Берио и Джоном Адамсом оперы ставили Константин Станиславский, Бертольд Брехт, Сергей Эйзенштейн, Дэвид Хокни, Борис Покровский, Роберт Уилсон, Юрий Любимов и Робер Лепаж.
Жанровые рамки расширялись: стали популярны джазовые оперы («Порги и Бесс» Джоржа Гершвина), монооперы («Человеческий голос» Франсиса Пуленка и Жана Кокто), оперы- притчи («Блудный сын» Бенджамина Бриттена), рок-оперы («Иисус Христос – суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса) и даже sci-fi оперы («Муха» Говарда Шора).
В нашем веке опера остаётся успешным и живым жанром: ежегодно в мире даётся 23 тысячи музыкальных представлений 1280 композиторов, более половины из которых являются нашими современниками. За четыре столетия не изменилось одно - без огромной работы создание оперы по-прежнему невозможно.
ПРОМЕНАД
Иммерсивный театр, в котором зритель погружается в действие и свободно перемещается во время спектакля, начал активно развиваться в последние десятилетия. В России жанр стал популярным благодаря успеху променада «Сон в летнюю ночь» Кирилла Серебренникова, иммерсивного шоу «Вернувшиеся» Виктора Карины, Мии Занетти и Мигеля, постановки «Чёрный русский» Максима Диденко и проекта Remote X команды Rimini Protokoll.
«Москва уже распробовала иммерсивные представления и готова к встрече с оперой в новом формате, - говорит продюсер «Пиковой дамы» Алексей Лысов. - Новейшее оборудование TROYKA Multispace окружит слушателя идеальным живым звуком, виртуальными декорациями и оптическими иллюзиями, а три этажа старинного особняка вместят в себя десятки локаций: игорный дом и зимний сад, бальный зал и будуар таинственной графини».
Особняк, в котором состоится мировая премьера оперы-променад, был построен по проекту архитектора Ивана Еготова. В XIX веке он считался одним из лучших дворянских гнёзд Москвы и принадлежал деду жены Пушкина - Натальи Гончаровой. Едва переступив порог дома, на фронтоне которого и сейчас можно увидеть герб Гончаровых - разделённый шпагой щит под дворянским шлемом - зрители отправятся в захватывающее двухчасовое путешествие по десяткам комнат, хранящих память о событиях, описанных в повести Александра Пушкина и увековеченных в опере Петра Чайковского.
«ПИКОВАЯ ДАМА»
В основу пушкинской повести легла таинственная история Натальи Голицыной, одной из самых влиятельных и богатых дам XIX века. Когда её внучатый племянник начисто проигрался в карты, он обратился к бабушке с мольбой о помощи. Вместо денег княгиня открыла ему секрет трёх карт, доверенный ей в молодости таинственным графом Сен- Жерменом, и племянник мгновенно отыгрался. Повесть Пушкина стала мгновенно популярна и автор, сам заядлый игрок, отметил у себя в дневнике: «Моя "Пиковая дама" в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза». «Пиковая дама» была переведена на французский Проспером Мериме и стала первым международным успехом русской литературы. Но подлинную всемирную славу сюжет обрёл после того, как за него взялся другой российский гений - Пётр Чайковский. Композитор и его брат Модест, автор либретто, серьёзно переработали канву произведения: перенесли действие в более раннюю эпоху и переписали финал истории. Произведение Чайковского, написанное за рекордные 44 дня, считается критиками вершиной творчества композитора и, наряду с «Евгением Онегиным», входит в топ-50 популярных опер мира. За сто двадцать семь лет, прошедших после премьеры, её сотни раз ставили на главных сценах мира: от Мариинского театра и Ла Скала до Большого театра и Метрополитен-опера.
Одним из главных источников вдохновения режиссёр оперы-променад Александр Легчаков называет «Пиковую даму» Всеволода Мейерхольда, поставленную в Малом оперном театре Ленинграда (МАЛАГОТ) - ныне Михайловском театре. В 1935 году режиссёр-новатор смело обошёлся с классическим либретто Модеста Чайковского, максимально приблизил спектакль к оригинальному сюжету Пушкина и взял на роль Германа не оперного певца, а актёра. В опере-променад на первый план также выйдут темы игры, фортуны и неотвратимого рока. Каждый спектакль посетят лишь 54 зрителя, по числу карт в полной французской колоде, а перед началом основного действия все участники пройдут обряд посвящения в члены тайного общества.
В новой «Пиковой даме» музыка в исполнении живого оркестра, хора и солистов будет искусно переплетена с драматической игрой актёров Мастерской Дмитрия Брусникина и современной хореографией Олега Глушкова - в каждом спектакле задействовано более 70 исполнителей.
«У нас сложилась потрясающая творческая команда, – говорит продюсер проекта Андрей Исповедников. – Мы рады, что постановка вызвала огромный интерес со стороны профессионального сообщества. В кастинге участвовали более сотни потрясающих артистов – имена некоторых из них мы огласим накануне премьеры, ждите сюрпризов».
Музыку Петра Чайковского дополнят произведения неоклассика Николы Мельникова. Молодой композитор, чей дебютный альбом #22 входит в топ-100 самых скачиваемых записей на ITunes, является экспертом в совмещении классической музыки и современного видео-арта, за который отвечают сценограф Полина Бахтина и специалисты студии Radugadesign.
«В новой "Пиковой даме" зритель не является сторонним наблюдателем, а непосредственно погружается в действие, - комментирует креативный директор студии Radugadesign Иван Нефёдкин. - Мультимедийные декорации гармонично дополняют пространство старинной дворянской усадьбы, приглашая аудиторию в мир иллюзий, на тонком уровне соприкасающийся с реальностью».
THE QUEEN OF SPADES
В рамках четырёх месяцев показов оперы-променад в TROYKA Multispace будут проводиться закрытые клубные музыкальные вечера и лекции международных и российских экспертов в области современной классической музыки.
После мировой премьеры участники творческого объединения Altrulion думают об участии «Пиковой дамы» в международных театральных фестивалях и планируют осуществить прокат оперы в Европе.
«Нет сомнений, что новый формат, соединяющий классическую оперную постановку и иммерсивный жанр променада, будет востребован в мире, - говорит продюсер постановки Влад Давыдов. - На премьерные показы мы ждём представителей ведущих европейских театральных фестивалей и руководителей крупных продюсерских компаний».
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
1. Пушкин хорошо разбирался в теме азартных игр: однажды он проиграл 25 000 рублей, что чуть не расторгло его помолвку с Натальей Гончаровой.
2. Герои «Пиковой дамы» играют в старинную азартную игру «Фараон». Один из двух игроков (банкомёт) держит банк, а его соперник (понтёр) делает ставку и выбирает любую карту. Затем банкомёт начинает раскладывать колоду. Если задуманная карта ложится налево, то выигрывает понтёр, если направо - то банкомёт. Выигрыш зависит лишь от слепого случая – как в русской рулетке.
3. Дед Натальи Гончаровой был вынужден продать свою усадьбу на Яузском бульваре, чтобы расплатиться с многомиллионными долгами, появившимися из-за огромного карточного проигрыша.
4. Автограф повести Пушкина не сохранился, подлиннику партитуры Чайковского повезло больше - он хранится в Мариинском театре в капсулированном виде.
5. Когда в 2001 году французский хореограф Ролан Пети взялся за постановку балета «Пиковая дама», примы Большого театра отказывались танцевать Старую Графиню - боялись, что роль принесет несчастье. В итоге пару Николаю Цискаридзе составила бесстрашная Илзе Лиепа - этот дуэт был признан главным событием театрального сезона.
6. «Пиковая дама» была много раз экранизирована: наиболее известны немая версия Якова Протазанова, британская картина Торолда Дикинсона, телефильм Петра Фоменко и недавняя постановка Павла Лунгина, удостоенная двух наград национальной кинопремии «Золотой орёл».
7. В XVIII веке опера стала причиной войны. Поклонники итальянской оперы, считавших французский язык непригодным для жанра, развернули в Париже литературную дискуссию, прозванной «войной шутов», в которой приняли участие Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер и десятки других мыслителей Франции.
8. Термин «синтез искусств», или Gesamtkunstwerk, которым сейчас описывают большинство жанров современного искусства, от арт-перфомансов до видео-арта, появился благодаря Рихарду Вагнеру - именно в этом стиле он и создавал свои оперы.
9. В Великобритании очень популярны музыкальные променады, или Proms, во время которых зрители прогуливаются в театрах или парках под классическую музыку. В этом году лондонский фестиваль BBC Proms празднует 123-й сезон.
10. Негосударственные оперные театры в России были более прогрессивны, чем императорские: в частной опере Зимина впервые в России поставили «Кармен» Жоржа Бизе и «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского без цензуры, а «Чёрный квадрат» Казимира Малевича был частью декорации оперы футуристов «Победа над солнцем».
11. Опубликованная в газете «Правда» статья «Сумбур вместо музыки», направленная против оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», запустила волну пропагандистской кампании против искусства «формалистов». В 30-е годы прошлого века её жертвами стали прогрессивные художники, театральные режиссеры, скульпторы и архитекторы.
12. Работа над постановкой оперы-променад шла по «бродвейской системе»: после пяти закрытых пилотных показов, имевших успех у зрителей, команда проекта два года работала над полной версией спектакля.
13. В каждом представлении оперы-променад будет задействовано 70 исполнителей и два дирижёра: один управляет оркестром, второй – солистами, находящимися в разных помещениях особняка.
Категории билетов:- МАГИЧЕСКИЙ ( 6 900 руб.) – Билет, таинственным образом влияющий на вашу судьбу. Поступает в ограниченном количестве по специальной цене.
- КЛАССИЧЕСКИЙ ( 8 900 руб.) – Классический билет стандартной категории.
- Ложа Сен-Жермена ( 33 000 руб.) – Обладатель билета становится привилегированным гостем таинственного Графа Сен-Жермена. Только 6 персон получат приглашение на личную встречу с Его Сиятельством в секретную ложу для тайной церемонии. Данная категория билета открывает доступ в VIP-бар с напитками, закусками и предоставляет особые места во время спектакля. Каждый гость ложи получит комплимент от Графа – чувственную бархатную повязку Пиковой Дамы.
Жанр променада подразумевает перемещение зрителей во время спектакля, в том числе по лестницам, не оборудованным перилами и пандусами.
Продолжительность: 1 час 50 минут
П.И. Чайковский опера «Пиковая дама»
Основой для «Пиковой дамы» П.И. Чайковского послужила одноименная повесть А.С. Пушкина. Эта захватывающая и трагичная история любви невинной девушки и страстного офицера, ставшего жертвой карточного азарта, была написана композитором всего за 44 дня. Произведение считают вершиной оперной драматургии композитора, ведь по глубине и силе переживаний главных героев, накалу страстей и неотразимой мощи драматического воздействия ему нет равных в его творчестве.
Краткое содержание оперы Чайковского «Пиковая дама» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица |
Описание |
|
Герман | тенор | офицер, главный герой |
Лиза | сопрано | внучка Графини |
Томский | баритон | граф, друг Германа, внук Графини |
Елецкий | баритон | князь, жених Лизы |
Графиня | меццо-сопрано | восьмидесятилетняя старуха |
Полина | контральто | подруга Лизы |
Чекалинский | тенор | офицер |
Сурин | бас | офицер |
Маша | сопрано | горничная |
Краткое содержание «Пиковой дамы»
Петербург конца XVIII века. Бедный молодой офицер Герман безумно влюблен в прекрасную незнакомку и жаждет узнать, кто она такая. Вскоре ему рассказывают, что его сердце покорила внучка богатой старой Графини – Лиза, которая совсем скоро станет законной супругой князя Елецкого. Друг Германа, граф Томский, сообщает ему, что старуха владеет уникальными сведениями – она знает секрет «трех карт», благодаря которому она когда-то смогла отыграться и вернуть карточный проигрыш.
Лиза воспылала взаимными чувствами к офицеру. Герман клянется, что они будут вместе, или же он вынужден будет умереть. Он мечтает поскорее разбогатеть, чтобы жениться на возлюбленной, а помочь ему может только секрет карточных выигрышей Графини. Ночью он пробирается в ее спальню и умоляет ее открыть тайну «трех карт», но «старая ведьма», испугавшись незваного гостя с пистолетом, умирает и уносит секрет с собой.
Лиза назначает Герману свидание на набережной, но он задерживается. А все потому, что в это время в его комнате появляется призрак Графини. Старуха озвучивает тайну «трех карт» - это тройка, семерка и туз, и просит офицера взять Лизу в жены. Призрак растворяется в воздухе, а Герман, как безумный, неустанно повторяет эту комбинацию. Он бежит на встречу к Лизе, но отталкивает ее - он уже одержим не любовью, а азартом. В отчаянии девушка бросается в реку.
А тем временем Герман спешно направляется в игорный дом и делает ставки на названные призраком карты. Дважды удача была на его стороне, но когда он ставит на «туз», вместо него в его руке оказывается дама пик. Он осыпает Графиню проклятиями и вонзает кинжал себе в сердце.
Фото
Интересные факты
- П.И. Чайковский написал оперу во Флоренции всего за 44 дня.
- Чтобы безукоризненно исполнить партию Германа во всех семи сценах, автору требовался по-настоящему искусный и выносливый исполнитель. Выбор П.И. Чайковского пал на известного тенора Николая Фигнера, на способности которого автор и ориентировался, пока писал музыку. Успех «Пиковой дамы» был поистине ошеломительным. После удачной премьеры в Мариинском театре восторженный Чайковский писал: «Фигнер и Санкт-Петербургский оркестр сотворили настоящие чудеса!» Спустя двенадцать дней «Пиковую даму» с не меньшим восторгом встретили в Киеве.
- Первой зарубежной премьерой «Пиковой дамы» стало исполнение в Праге в 1892 году. Дирижёром выступал Адольф Чех. Затем последовали следующие премьеры: под управлением Густава Малера в Вене в 1902 и Нью-Йорке (на немецком) в том же году. Первое исполнение оперы в Великобритании состоялось в 1915 году в Лондоне.
- В основу событий пушкинской «Пиковой дамы», как известно, положены реальные события - история Натальи Петровны Голициной, одной из влиятельных и богатейших княгинь XIX столетия. Ее внук сильно проигрался в карты, и обратился к ней за помощью - занять денег. Но бабушка вместо этого открыла внуку секрет, который позволил ему отыграться.
- Эта мистическая история про три карты - тройку семерку и туз - каким-то чудесным образом повлияла на всех, кто каким-либо образом коснулся ее. Свидетели последних дней княгини, утверждали, что незадолго до ее смерти видели возле особняка призрак одинокого офицера. Это был 1837 год.
- В этом сочетании цифр - 1837, составляющих год смерти княгини и самого Пушкина, самым непонятным образом соединились все те же загадочные цифры - 3, 7, 1. А в последний час жизни Чайковского, как утверждал его врач, композитору мерещился все тот же призрак «одинокого офицера». Мистика, да и только.
- Приглядитесь-ка повнимательнее к структуре оперы и ее названию: 3 действия, 7 картин, «Пиковая дама». Ничего не напоминает?
- Эту оперу считают одной из самых мистических в мировом музыкальном театре. Многие убеждены, что именно она виновата во многих неудачах своих создателей, а также тех, кто ее исполнял.
- В этом сочинении огромное значение придается числу «три», оно словно наделено магическим значением и встречается буквально повсюду. Прежде всего, это те самые три карты. На сердце Германа, по словам Чекалинского, три греха. Сам Герман виновен как раз в трех смертях – Графини, Лизы и своей. В музыкальной ткани всего произведения преобладают три темы – рока, любви и трех карт.
- Некоторые биографы склонны считать, что отказ Чайковского работать над этим заказом был связан с тем, что он просто испугался сюжета. По некоторым данным, он согласился сочинить оперу только при одном условии – если либретто будет значительно отличаться от оригинала. Именно поэтому он и вносил такие активные правки во все драматургические составляющие произведения.
- Режиссеры, желающие приблизить либретто к пушкинскому тексту, попадали в серьезные неприятности. Самый яркий пример – Всеволод Мейерхольд. Как уже упоминалось ранее, он заказал новое либретто и даже поставил эту оперу в Кировском театре. Однако после этого он долго не прожил – режиссер был арестован и отправлен на расстрел.
- На произведение Пушкина написано еще несколько сочинений для музыкального театра, только вот популярностью они совсем не пользуются – это оперетта Франца Зуппе (1864) и опера Ж. Галеви (1850).
- К этому сюжету обращались и балетмейстеры, например, Ролан Пети. Он создал балет для Н. Цискаридзе по просьбе руководства Большого театра, однако музыку из оперы брать побоялся и предпочел ей Шестую симфонию . Но случилось неожиданное - все балерины отказались танцевать Старую Графиню, согласилась только Иелзе Лиепа. Премьера балета состоялась в 2001 году.
- Подлинная партитура оперы хранится в Мариинском театре в капсулированном виде.
Популярные арии из оперы
Ария Германа «Что наша жизнь? Игра!» - слушать
Песенка Томского «Если б милые девицы» - слушать
Ариозо Лизы «Откуда эти слёзы» - слушать
Ариозо Германа "Я имени её не знаю" - слушать
История создания
Мысль о том, чтобы поставить оперу на сюжет пушкинской таинственной повести, впервые возникла у директора императорских театров И. А. Всеволожского. Несколько лет он был вдохновлен этой идеей и даже самостоятельно намечал сценарий и продумывал сценические эффекты. В 1885 году он стал активно искать композитора, который смог бы воплотить эту задумку в жизнь. Среди кандидатов оказались А. А. Вилламов и Н. С. Кленовский. Через два года Всеволожский обратился к П.И. Чайковскому , однако получил отказ – композитора совершенно не привлекал этот сюжет. В 1888 году над либретто начал работать его младший брат, Модест Ильич Чайковский, причем, создавал он его для Кленовского. Однако маэстро в итоге отказался от работы, и Всеволожский снова обратился к Петру Ильичу. На этот раз он был более настойчив, и просил не просто написать оперу, а закончить ее к новому сезону. В это время Чайковский как раз задумал покинуть Россию и погрузиться с головой в работу. Именно поэтому он ответил согласием, и отправился во Флоренцию работать.
Первые фрагменты «Пиковой дамы» появились 19 января 1890 года. Произведение было написано очень быстро – клавир оперы увидел свет 6 апреля, а партитура – уже 8 июня. Создавая свой шедевр, композитор активно изменял сюжетные линии либретто и сочинял слова к некоторым сценам. В итоге сюжет оперы приобрел ряд отличий от своего первоисточника. Повесть Пушкина преобразилась в стихотворное полотно, очень органично вобравшее в себя стихи других поэтов – Г.Р. Державина, П.М. Карабанова, К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского. Изменились и главные герои произведения. Так, Лиза из бедной воспитанницы зажиточной Графини превратилась в ее внучку. Пушкинский Германн был родом из немцев, а вот у Чайковского об этом не упоминается ни слова. К тому же, его фамилия становится именем и теряет одну букву «н» - его зовут Герман. Будущий муж Лизы, князь Елецкий, у Александра Сергеевича отсутствует. Граф Томский в повести русского литературного гения является внуком Графини, а вот в опере – он совершенно посторонний ей человек. По-разному складывается жизнь главных персонажей – по сюжету книги Герман теряет рассудок и отправляется в больницу, Лиза забывает о нем и вступает в брак с другим. В опере же влюбленные погибают. Ну и наконец, время действия этой трагической истории также изменено – в первоисточнике события разворачиваются во времена Александра I, а вот в его музыкальной версии – в эпоху правления императрицы Екатерины II.
Первое представление оперы свершилось в Мариинском театре 19 декабря 1890 года, дирижировал в этот вечер был Э. Направник. Чайковский активно участвовал в подготовке премьеры. Петр Ильич предполагал, что успех будет невероятным, и он не ошибся. Публика требовала повторения отдельных номеров на бис, а композитора вызывали на сцену бесчисленное количество раз. И даже тот факт, что произведение Пушкина было так сильно переосмыслено, совсем не смутил даже рьяных «пушкинистов» – они аплодировали русскому гению стоя.
История постановок
Через 12 дней после премьерного показа «Пиковая дама» с не меньшим успехом прошла в Киеве. А вот в Москве, в Большом театре, оперу увидели только в начале ноября 1891 года. После этого оперный шедевр Петра Ильича стал появляться в европейских и американских театральных сценах. Первой страной, которая показала оперу, стала Чехия – случилось это осенью 1892 года. Через четыре года «Пиковая дама» покорила и Венскую государственную оперу. В 1910 году спектакль поставили в Нью-Йорке. В Великобританию опера была привезена в 1915 году и поставлена в Лондоне.
Все эти спектакли, хоть и были показаны на разных языках, в целом были трактованы режиссерами-постановщиками в классическом ключе. Однако нашлись и те смельчаки, которые пытались вернуть сюжет к повести. Среди таковых можно назвать постановку 1935 года, руководил которой В. Мейерхольд. В этом варианте, показанном на сцене Малого оперного театра, было совсем другое либретто, иное место действия и отсутствовала любовная линия. Однако долго эта постановка на сцене не продержалась.
«Пиковая Дама » и на сегодняшний день остается одним из самых совершенных образцов своего жанра в мировой оперной классике. Благодаря своей невероятной глубине, захватывающему содержанию, красивейшей музыке и мистической ауре, эта опера уже более 120 лет живет на сценах мировых театров, раз за разом покоряя зрителей. Кроме того, она продолжает занимать умы исследователей по всей планете, ведь в ней до сих пор осталось множество неразгаданных тайн и нерасшифрованных символов.
П.И. Чайковский «Пиковая дама»
Претерпела множество интерпретаций на театральной сцене и в кино (задолго до фильма Игоря Масленникова с Еленой Гоголевой в роли старой графини пионеры русского кино Петр Чардынин и Яков Протазанов предложили свои версии таинственной истории). Спектакль Андрея Житинкина в Малом театре - попытка нового прочтения классического произведения. Оно не теряет актуальности. Пушкинский герой, честолюбивый Германн, - образ на все времена.
В спектакле Малого театра одержимого офицера-картежника играет молодой актер Александр Дривень. «Его Германн проходит путь от замкнутого в себе молодого человека до внутренне сломленного одиночки, чья душа опустошена», - пишет критик Жанна Филатова («Театральная афиша»). Но все-таки центр этой «Пиковой дамы» - графиня в исполнении Веры Васильевой . Звезда Театра сатиры в последние годы охотно соглашается на предложения со стороны. Например, несколько лет назад она приняла участие в оригинальном спектакле Театра кукол имени Образцова «Странная миссис Сэвидж», где ее партнерами были… куклы!
В «Пиковой даме» Вера Васильева, как всегда, ослепительно красива. При этом опытная актриса не заигрывает с публикой, не камуфлирует неприглядные стороны своей героини. Ее графиня сварлива, брюзглива, ревнива, полна эгоистической тревоги за свое благополучие. Но каковы сила характера, воля к жизни! Мизансцены в спектакле довольно простые, не предполагающие сложных перемещений актеров по сцене. Графиня–Васильева по большей части сидит в кресле и тем не менее является главным объектом зрительского внимания. «Пиковая дама» требует от исполнителей большой игры, и в спектакле Малого театра эта большая игра есть» , - справедливо замечает Жанна Филатова. Рядом с Васильевой - звезды Малого театра: Борис Клюев в роли Чекалинского, Владимир Сафронов (дворецкий), Александр Вершинин (Томский). В сценической версии повести Пушкина полноправной героиней стала горничная графини Маша (Наталья Хрусталева). Это очень бойкая девица, которая с юмором воспринимает причуды и капризы старой хозяйки. Веселая Маша тут выступает как бы противовесом нерешительной, задумчивой Лизе (Любовь Ещенко). Шутки и репризы горничной разряжают возвышенно мистический тон спектакля.
Спектакль оформил давний соратник Андрея Житинкина - художник Андрей Шаров. Декорации лаконичные: огромные окна, характерные для петербургских дворцов, и буквально два-три предмета мебели на сцене. Если это спальня графини - то ширмы и туалетный столик; если комната для карточной игры - то длинный стол, крытый сукном. Многое «доделано» светом, его разработал для спектакля замечательный мастер Сергей Скорнецкий. Синий, холодный, свет льется из окон в темные комнаты дома графини и создает буквально физическое ощущение петербургской промозглости. Примечательно, что снег идет не за стеклами, а внутри дома - странная и интересная находка постановщиков, оставляющая простор для трактовок.
Знаменитая опера Чайковского в формате иммерсивного спектакля. В Международный день театра, 27 марта, билеты на спектакль по специальной цене: стандартные - 5900 р. вместо 10000 р., билет в ложу - 25000 р. вместо 33000 р.
Классическая опера впервые предстает в иммерсивном формате - зрители полностью погружаются в драматическое действие бессмертных произведений Александра Пушкина и Петра Чайковского. Старинную усадьбу Гончаровых-Филипповых наполняет живая музыка в исполнении солистов ведущих московских театров, хора и оркестра из 30 музыкантов. Зрителей во время таинственного путешествия сопровождают танцоры балета и актеры, а гидом в мир азарта, страстей и неумолимой судьбы стал Александр Пушкин.
Творческая команда во главе с режиссером Александром Легчаковым, хореографом Олегом Глушковым, дирижером Андреем Рейном, сценографом Полиной Бахтиной, композитором Николой Мельниковым, продюсерами Алексеем Лысовым, Андреем Исповедниковым и Владом Давыдовым и креативной лабораторией Troyka Multiart работала над постановкой два года.
«Премьера нашей «Пиковой дамы» состоялась в мировой оперной столице – Москве, это огромная честь для нас. Опера - сложный синтетический жанр, соединяющий музыку, литературу, танец, живопись и театр, - рассказывает режиссер спектакля Александр Легчаков. - В нашей постановке зритель выходит на авансцену и оказывается на расстоянии вытянутой руки от героев».
Одним из главных источников вдохновения режиссер оперы-променад Александр Легчаков называет «Пиковую даму» Всеволода Мейерхольда, поставленную в Малом оперном театре Ленинграда (МАЛАГОТ) - ныне Михайловском театре. В 1935 году режиссер-новатор смело обошелся с классическим либретто Модеста Чайковского, максимально приблизил спектакль к оригинальному сюжету Пушкина и взял на роль Германа не оперного певца, а актера В опере-променад на первый план также вышли темы игры, фортуны и неотвратимого рока. Каждый спектакль посетят лишь 54 зрителя, по числу карт в полной французской колоде, а перед началом основного действия все участники пройдут обряд посвящения в члены тайного общества. В новой «Пиковой даме» музыка в исполнении живого оркестра, хора и солистов искусно переплетена с драматической игрой актеров Мастерской Дмитрия Брусникина и современной хореографией Олега Глушкова - в каждом спектакле задействовано более 70 исполнителей.
«У нас сложилась потрясающая творческая команда, - говорит продюсер проекта Андрей Исповедников. - Мы рады, что постановка вызвала огромный интерес со стороны профессионального сообщества. В кастинге участвовали более сотни потрясающих артистов». Одним из исполнителей партии Германна стал российский певец, музыкант, композитор Петр Налич. В 2015 году певец с отличием закончил Российскую академию музыки имени Гнесиных по специальности «Академическое пение», класс профессора Валентины Левко. В оперном театре-студии Юрия Сперанского Налич исполнял партии Рудольфа в «Богеме» Джакомо Пуччини, Тамино в «Волшебной флейте» и Дона Базилио в «Свадьбе Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта и Ленского в «Евгении Онегине». Музыку Петра Чайковского дополняют произведения неоклассика Николы Мельникова. Молодой композитор, чей дебютный альбом #22 входит в топ-100 самых скачиваемых записей на iTunes, является экспертом в совмещении классической музыки и современного видео-арта, за который отвечают сценограф Полина Бахтина и специалисты студии Radugadesign.
«В новой «Пиковой даме» зритель не является сторонним наблюдателем, а непосредственно погружается в действие, - комментирует креативный директор студии Radugadesign Иван Нефёдкин. - Мультимедийные декорации гармонично дополняют пространство старинной дворянской усадьбы, приглашая аудиторию в мир иллюзий, на тонком уровне соприкасающийся с реальностью».
Отправить другуОтзывы о «Пиковая дама»
«Пиковая дама» в иммерсивном формате это:
спектакль, в котором атмосфера мрачной таинственности охватывает вас с номерка в гардеробе;
не опера Чайковского ни по тексту, ни по эстетике, ни по звуку;
действо, в котором зритель проходит через обряд посвящения;
спектакль, переполненный масонской символикой;
спектакль, начало которого вызывает аллюзии с фильмом С. Кубрика «С широко закрытыми глазами»;
атмосфера, которую можно увидеть, услышать, почувствовать кожей, уловить ее запах, а кому повезет – и ощутить на кончике языка в пузырьках шампанского;
представление с многообещающим началом, интересной серединой и скомканным концом;
спектакль, в котором передает привет Панночка из гоголевского «Вия»;
постановка, где интересные идеи и мультимедийные находки соседствуют с оперными режиссерскими штампами;
спектакль, где хочется убрать невыносимо громкую подзвучку солистов;
театральное действо, где вы настолько близко находитесь к артистами, что можете уловить запах коньяка из бокала проходящего мимо персонажа;
спектакль, который хочется порекомендовать друзьям, но с одной оговоркой: если вас устраивает цена билетов;
спектакль, по окончании которого остается только догадываться, выдержали ли зрители-неофиты все испытания обряда посвящения, и что об этом может свидетельствовать? Уж не селфи ли в компании воскресших Графини, Лизы и вечно живого Томского?