Повышение окладов учителям в году. Как рассчитать зарплату учителя начальных классов

(2 оценок, среднее: 4,50 из 5)

Профессия учитель — одна из наиболее социально значимых. Получение образования в хороших условиях и под влиянием квалифицированного педагога основной интерес каждого отдельного гражданина, семьи и всего общества в целом.

К сожалению, сфера образования сегодня сталкивается с проблемами:

  • высокий темп компьютеризации;
  • проблем доступа к качественному образованию в связи с низкими доходами семьи;
  • отличия в уровне получения знаний в городах и селах;
  • проблема с применением полученного образования;
  • недостатки в комплектации технической основы для обучения;

Сегодня система образования стремится отразить потребности рыночных отношений. Целью получения образования родители и учителя считают не формирование полноценной многогранной личности, а возможность реализовать свои способности на рынке занятости и быть востребованным специалистом.

Учитель: особенности профессии и ее необходимость в обществе

Профессия учителя возникла сотни лет назад. Обучение и воспитание — две миссия возлагаемых обществом на педагога. Необходимость педагогического труда объясняется такими функциями его в обществе:

Обобщив все функции и цели работы учителей, можно сказать, что педагог оказывает непосредственное влияние на будущее общества. Повышение зарплаты учителям происходит незначительное, но зато всегда можно найти работу.

Из чего рассчитывается зарплата

Оклад учителя в зависимости от региона страны

На сегодняшний день наиболее высокий уровень оплаты педагогического труда имеют учителя, работающие Магаданской области, Ненецком и Ханты-Мансийском округе. Наиболее низкие зарплаты у учителей, трудовая деятельность которых проходит в Дагестане, Мордовии.

Исходя из данных статистики, средняя учительская зарплата в стране превышает показатель среднестатистической заработной платы россиянина. Данный уровень придерживается во всех регионах, кроме Курской области.

Для педагогов столицы средняя оплата труда равняется 70 тысяч рублей. Практически на таком же уровне и заработная плата учителя в Санкт-Петербурге — 65 тысяч.

Для крупных городов характерна заработная плата в размере 44 тысяч рублей . А в маленьких населенных пунктах заработная плата учителя находится на уровне 20 тысяч. Для сельской местности характерны наиболее низкие заработные платы 8−10 тысяч рублей.

Какие существуют льготы и бонусы

Средняя зарплата учителя в России составляет 15 000 рублей. Но нельзя забывать про дополнительные финансовые бонусы.

Стимулирующие выплаты — денежные надбавки, присваиваемые учителям за достижения в работе. Законодательно к стимулирующим выплатам относятся надбавки, премии и доплаты. Назначение вознаграждения происходит в индивидуальном порядке руководителем учебного заведения.

Выплаты корректируются руководством учебного заведения исходя из бюджета. Назначение выплаты учителю выполняется одним из способов:

  • представители профсоюза рассматривают предложение руководителя по распределению стимулирующих выплат, и принимается решение о назначении.
  • создание комиссии для рассмотрения подробно всех аспектов деятельности каждого учителя, проведению анализа и назначению стимулирующих выплат на основе анализа.

Финансирование стимулирующих выплат осуществляется муниципальными бюджетами.

Перспективы на будущее

В перспективе на основе решения Президента оплата труда педагогов должна быть увеличена на 150%. Увеличение заработной платы учителей производится с целью повышения социальных стандартов и привлечение в работу молодых специалистов.

Сегодня средний доход школьного учителя в Московской области составляет 30 000 рублей .

На основе зарубежного опыта можно сделать вывод, что образовательную реформу нужно начинать с повышения окладов педагогам. Это и поставлено в основу государственной образовательной политики — повышение заработной платы педагогам с целью повышения престижа школьного труда и решения проблемы утечки кадров из профессии. Если стаж преподавателя более 25 лет, то это , позволяющая раньше выйти на пенсию.

Зарплаты учителей в Америке и Европе

В различных уголках земного шара к оплате труда учителей принимается различный подход. Наиболее высокие доходы у европейских учителей. Опытный преподаватель в Люксембурге получает годовой доход в размере 67 тысяч евро. Не отстают от Учителей Люксембурга и педагоги в Германии, Ирландии и Нидерландах. Ежемесячный доход европейских учителей составляет около 3000 евро.

В США труд педагога оплачивается в районе 44 тысяч долларов в год. В сравнении с педагогами в Америке и Европе, российские специалисты имеют значительно более низкий доход. В сторону повышения социальных стандартов и проведения образовательной реформы направлена сегодня политика правительства РФ.

Пенсия за выслугу лет у учителя: размер

Школьные учителя, преподаватели техникумов и высших учебных заведений могут претендовать на государственное пенсионное обеспечение до достижения ими пенсионного возраста. Для этого нужно наработать трудовой стаж 25 лет и приобрести пенсионное право на пособие по выслуге лет. Кроме того, на момент выхода на пенсию индивидуальный пенсионный коэффициент педагога должен составлять не менее 11, 4.

Стаж формируется такими трудовыми и нетрудовыми периодами: непосредственно работа, очередной отпуск, период болезни, обучение.

Для того чтобы оформить пенсию по выслуге лет нужно работать на должности узаконенного названия. Перечень должностей регламентируется Постановлением № 781. Будущая пенсия педагога зависит от заработной платы, которая в свою очередь зависит от категории, нагрузки и регионального коэффициента. Размер пенсии зависит и от страны, обязательно

Сумма минимальной пенсии учителя на выслуге должна быть не менее 40% от его заработной платы . Максимальный предел начисления пенсионного обеспечения — 75% от зарплаты.

Видео «Сколько на самом деле получают учителя в России»

До конца года по поручению Президента регионы должны решить вопрос о повышении зарплат преподавателям. Данное поручение озвучено на совещании по вопросам школьного образования. На сколько повысят зарплату учителям в сентябре 2016 года? Заработная плата учителей в регионах должна сравняться со средней по экономике. Статистика показывает, что в прошлом году заработок преподавателей был средним по экономике, либо — превышал средний уровень лишь в тринадцати субъектах страны. Между тем, осталось еще 34 субъекта, в которых учителя школ зарабатывали ниже среднего уровня. То есть, средние показатели не были достигнуты в половине регионах Российской Федерации. С 2013 года начала работу новая методика определения и начисления выплат педагогам и работникам дошкольных учреждений, базирующаяся на определение рейтинга специалиста. «Рейтинг эффективности» предусматривается не только для учительского состава, но и руководителей — директоров школ и дошкольных учреждений образования (ДОУ).

Будет ли повышение зарплат учителям с сентября?

Президентом Владимиром Путиным подписаны Указы, по результатам исполнения которых к декабрю начисления педагогам во всех регионах страны должны достичь среднего уровня по экономике. Рейтинг эффективности поможет более грамотно распределять гранты государства, выделяемые на образование. Причем, узнать информацию о результатах деятельности руководителей образовательных учреждений и педагогических работников станет возможно в открытом доступе в интернете.
Что касается директоров средне образовательных и дошкольных учреждений, то определены следующие показатели эффективности:

  1. удовлетворенность родителей работой данного специалиста,
  2. оценивается информационная открытость, качество мероприятий, проводимых с целью профилактики правонарушений у малолетних, реализация культурных проектов,
  3. организация работы с одаренными детьми,
  4. спортивные мероприятия,
  5. индивидуальные образовательные процессы.
  • динамику индивидуальных результатов учеников,
  • реализацию профильного обучения,
  • количество отчисленных учеников,
  • итоги выпускных экзаменов после девятого класса.

Определяться будет средний показатель, как отношение среднего бала 10% выпускников к 10% результатам лучшим и худшим.
Что касается критериев оценки работы учителя с целью возможного начисления премий и баллов, то акцент сделан на учет участия в общешкольных, региональных и межрегиональных социальных и учебных проектах. Имеются в виду всевозможные соревнования, экскурсии, учебные проекты и олимпиады. Конечно, успеваемость учеников, их достижения, работа с детьми из неблагополучных семей и взаимодействие с родителями являются первоочередными задачами, входящими в трудовые обязанности педагога. Оформление кабинета, музея – также маленький кирпичик, из которого будет складываться общая картина рейтинга, а значит – и начисление баллов, премии из специального фонда.

Как рассчитать зарплату учителю без бухгалтерии?

Можно ли предварительно сориентироваться на сколько примерно повысят зар.плату и сколько денег каждый получит в кассе и унесет домой? Узнайте нормативные показатели — максимальное количество баллов, определенное местные органы власти — Управлением образования района. И здесь все непросто — в некоторых регионах страны до сих пор приходится брать кредиты для .

По данный Министерства образования и науки, во втором квартале 2013 года учитель дошкольного образования в среднем зарабатывает на 18,5% больше в сравнении с прошлым годом. По стране — чуть более 24 000 рублей.

И вот вопрос — реальны ли названные Министерством цифры? Действительно ли так хорошо обстоят дела у педработников ДОУ на сентябрь месяц? Расскажите нам! Надо напомнить тем, кто «не в теме» — увеличения проходят в два этапа — в марте месяце, и второй этап как раз начинается с 1 первого сентября. В среднем оклад учителя должен повыситься на более, чем 13% и сравняться со средним по стране в 26 000 рублей. На выплаты учителям местные власти должны самостоятельно искать деньги. Целевое финансирование из федеральной казны поступает на обустройство школ, покупку нового оборудования, мебели.
Примечательно, что через полтора года — к 2015 — власти планируют прекратить финансирование школ для переоборудования и местным бюджетам самостоятельно придется на эти цели.

Обсуждение: 5 комментариев

    А в Пскове ставка учителя со всеми надбавками получается 16000 руб (это высшая категория). А стимулирующие выплаты зависит от директора, кому сколько захочет и ни кто ее не проверяет.

    Преподавателям ВУЗов г-н Ливанов тоже обещал повысить зарплату. В результате в Новосибирском государственном научно-исследовательском ун-те оклад доцента до «повышения» — 12093 р., после «повышения» — 12243 р. А сколько пышных слов было со стороны г-на Ливанова. Никаких повышений ни учителям ни преподавателям ВУЗов не будет, господа. Расходы на образование в бюджете сокращены (см. сайт Минфина).

    А у нас в Якутии оклад учителя всего 3850р. Таких окладов по всей стране давно уже нет. Стимулирующие также зависят от директор за принципом, кому хочу, тому дам столько, сколько посчитаю нужным.

    Завтра уже линейка на 1 сентября, начало учебного года, но чего-то посмотрели тарификацию и никто не заметил повышения. Хотя, как всегда, наверно все пройдет позже, даже в октябре могут доначислить в зарплату. Мы все верим, что в регионах не будет проволочек. Это только в Москве наверно не тянут с выплатами…

    Я получаю 19 тысяч, преподаю информатику в Хакасии, эти надбавки благодаря баллам директриса распределяет не справедливо. Думаю менять школу…

Как известно, школьный учитель – это довольно широкое понятие, объединяющее несколько специальностей. Поэтому педагоги получают разные заработные платы, зависящие от многих условий начиная от конкретной должности и заканчивая спецификой региона и статусом школы. Однако порядок расчета окладов и надбавок сотрудников российских государственных школ является общим, поэтому его можно применять, в частности, осуществляя расчет зарплаты учителя начальных классов.

Составные части заработной платы

Жалование учителей состоит из:

  • базовой части;
  • компенсационной;
  • стимулирующих выплат;
  • премий.

В обычных школах, где нет классов коррекции и прочих особых условий, расчет заработной платы учителя зависит от количества проведенных уроков и числа учеников. Здесь же учитывается внеклассная нагрузка, например, проверка домашней работы, выполнение обязанностей классного руководителя и так далее. Также существуют коэффициенты, зависящие от стажа педагога и категории его квалификации.

Компенсационные выплаты предусматриваются, если педагог работает ночью, в опасных условиях, в частности, с химическими реактивами. Стимулирующие выплаты входят в премии и предназначены для поощрения педагога за хорошие показатели учеников при сдаче экзаменов, победы обучающихся на олимпиадах, внедрение новых дидактических учебных материалов и прочие успехи в работе. Однако такая премия не может превышать 60% оклада. Премирование педагогов происходит по принципу остальных бюджетных учреждений: выплачиваются квартальные и годовые премии, а также определенная сумма начисляется к праздничным датам.

Зарплаты преподавателей обязательно проходят ежегодную индексацию, составившую, например, в 2016 г. – 7%.

Как рассчитывается зарплата учителя средней статистической школы

Сегодня в Интернете существует несколько электронных онлайн-программ по расчету заработной платы педагогов. Эти программы, конечно, требуют проверки данных, но в среднем способны подсказать, как посчитать зарплату учителя. Также расчеты можно провести вручную.

Вначале необходимо взять базовую ставку (20 часов в неделю для начальной школы) оклада, составляющую сегодня 3000-3500 рублей. К базовой ставке могут применяться повышающие коэффициенты, если педагог:

  • преподает в селе (0.25);
  • в коррекционном учреждении (0.2);
  • в интернате для сирот (0.2);
  • в интернате (0.15);
  • обладает навыками преподавания местных наречий, например, чеченского языка (0.15).

К ней прибавляются имеющиеся коэффициенты:

  • за наличие у учителя высшего образования;
  • квалификационную категорию;
  • почетное звание (до 0.2);
  • стаж работы;
  • наличие ученой степени (10% за кандидатскую и 20% за докторскую диссертации);
  • статус учебного заведения (лицей или гимназия), который дает надбавку 0.15.

Руководство учебного заведения вправе устанавливать коэффициенты за сложность преподаваемой дисциплины. Данные выплаты осуществляются из средств самой школы, поэтому государство их не регламентирует.

К базовой ставке добавляются остальные виды выплат. Так как рассчитать зарплату учителя начальных классов?

Приблизительный расчет реальных доходов учителя начальной школы со средней квалификацией

Чтобы человеку было понятно, чего ему ожидать от работы в начальных классах, можно провести приблизительный расчет. Полученные данные актуальны на начало 2017 г. Для определения оклада возьмем следующие данные:

  • усредненный стаж работы (от 5 до 10 лет), который дает + 10% к окладу;
  • первую категорию (коэффициент 1.5);
  • полное высшее педагогическое образование, за которое полагается надбавка в размере трети базовой ставки;
  • предполагаемый преподаватель предположительно работает в обычной школе и не имеет дополнительных заслуг в виде почетных званий и ученой степени;
  • в школах устанавливаются коэффициенты за сложность предметов, однако для обычного учителя начальной школы такой надбавки не существует;
  • за классное руководство в начальной школе выплачивается 15% оклада;
  • еще 10% полагается в счет компенсации затраченного времени на проверку тетрадей;
  • ровно столько же выплачивается заведующему учебным кабинетом, он обычно имеется у учителя начальных классов.

В результате проведенного расчета получилась сумма 10115.88 рублей . Именно на такой доход стоит ориентироваться человеку, желающему работать в начальной школе.

Средняя ЗП учителей

Как видно, базовая заработная плата в школе до сих пор не дотягивает до средних показателей в регионах. Тем не менее в наше время реализуются региональные стимулирующие программы, в рамках которых учителям выплачиваются премиальные. Это позволяет существенно приблизить размеры учительских зарплат к среднестатистическим показателям. К тому же нельзя оставлять за рамками внимания регулярные обязательные премии, которые в целом служат хорошим дополнением к основному окладу.

Зарплата педагогов в 2016 году: последние новости, увы, неутешительные. Правительство не дает однозначного ответа, будет ли повышение зарплат учителей в 2016 году.

Выполнение майских указов

В мае 2012 года, как известно, Президент подписал ряд указов, согласно которым зарплата педагогов к 2018 году должна стать вдвое больше, чем средний по региону заработок. Выполнение майских указов должно быть поэтапным. В 2013 году, к примеру, зарплата педагогов во многих регионах значительно увеличилась. Подросла заработная плата учителей и в 2014-2015 годах, однако, во многих областях она всё ещё отстает от средней.

В 2016 году зарплата педагогов станет ближе к средней по региону, однако, не за счет увеличения учительского заработка, а за счет нового порядка расчета средней зарплаты. Так, с 2016 года будут учитываться не только выплаты на предприятиях и в организациях, но и доходы работающих у индивидуальных предпринимателей. То есть статистическая средняя зарплата снизится. Таким образом, доходы учителей подойдут, а то и превысят средний доход в регионе. Это позволит снизить расходы государства на доплаты учителям до средней в области или крае заработной платы.

Новый порядок оплаты труда педагогов дополнительного образования

В 2016 году вступит в действие новый порядок расчета заработной платы педагогов дополнительного образования. Если раньше они получали зарплату, привязанную к окладу, то теперь их зарплата будет рассчитываться так же, как у учителей в школе – по подушевой системе, то есть будет зависеть от количества обучающихся детей. При этом будет учитываться, что количество детей, получающих дополнительное образование, в течение учебного года меняется, а нагрузка педагогов, преподающих разные дисциплины, существенно разнится. Новый порядок не приведет к повышению в 2016 году зарплаты всех педагогов дополнительного образования, но кто-то станет получать больше.

Повысят ли зарплату педагогам в 2016 году

Расходы федерального бюджета на сферы образования и медицины сокращены в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 34 миллиарда рублей. Предполагается, что сокращение будет достигнуто за счет закрытия некоторых малокомплектных школ, а также за счет снижения расходов на оснащение школ.

Бюджет на 2016 год сверстан, исходя из существующей экономической ситуации и оптимистичного прогноза. Если ко второй половине года финансовая ситуация станет менее напряженной, с 1 октября возможно повышение зарплаты педагогов. При этом процент индексации пока не называется точно.

С нового учебного года в московских школах начинается постепенное внедрение так называемого «эффективного контракта». С точки зрения профсоюза «Учитель», этот контракт призван жестко регламентировать обязанности педагогов и создать условия для сокращения заработной платы. В статье Всеволода Луховицкого разъясняются положения приказа №40 Департамента образования Москвы и предлагаются способы защиты трудовых прав педагогов.

Публикуем выдержки из статьи. Полный текст статьи - на сайте профсоюза «Учитель» .

При написании этого текста перед автором стояли две задачи. Во-первых, сравнить изложенные в Приказе №40 нормы с аналогичными нормами, прописанными в федеральных нормативно-правовых актах. Этот подход основан на статьях 5 и 6 ТК РФ, в соответствии с которыми «нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти». Во-вторых, предложить московским учителям способы защиты трудовых прав в том случае, если им будут предлагать подписать трудовой договор или Дополнительное соглашение к трудовому договору, написанные в соответствии с Приказом №40.

1. Нововведения Департамента образования

Первое новшество, введенное Приказом №40, касается оклада, то есть базовой части зарплаты. Дело в том, что в нормативных актах федерального уровня четко сказано, что базовая часть зарплаты не должна уменьшаться: «Заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера) при изменении системы оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации».

Мы считаем, что п. 4.1 Приказа №40 может привести к нарушению этого требования. Дело в том, что, Фонд оплаты труда (ФОТ) = ФОТб (базовый) + ФОТк (компенсационный) + ФОТст (стимулирующий). До вступления в силу Приказа №40 ФОТб учителей (то есть, сумма базовых окладов учителей) весь уходил на оплату преподавательских часов.

Теперь в оклад входят надбавки за проверку тетрадей и за классное руководство, которые раньше входили в компенсационную или стимулирующую часть зарплаты.

Для педагогов это означает:
1. Увеличение не гарантированной нам части ФОТ. Раньше в стимулирующую или компенсационную части ФОТ входили и оплата тетрадей, и оплата классного руководства, то есть по факту получалось, что педагог мог заранее знать большую часть своей зарплаты (базовая часть за часы + проверка тетрадей + классное руководство). Теперь эти выплаты войдут в базовую часть, но при этом процентное соотношение базовой (60%) и стимулирующих (30%) частей не меняется.

Например, при ФОТ в 100 тысяч рублей базовая часть составляет 60 тысяч. До вступления в силу Приказа №40 учителя получали 60 тысяч рублей за ведение уроков, 6 тысяч рублей за проверку тетрадей и 10 тысяч рублей за классное руководство. На настоящие стимулирующие, которые определяются по неким баллам и которые невозможно просчитать заранее, оставалось 14 тысяч рублей. Теперь будет иной расчет: в 60 тысяч базовых рублей войдут те самые 10 тысяч + 6 тысяч, а за оставшиеся 30 тысяч учителя вынуждены будут конкурировать друг с другом, не зная заранее, сколько они получат.

2. Из приведенного выше расчета видно, что базовая часть оплаты именно преподавательской работы уменьшится (если не будет увеличен общий ФОТ, на что в нынешней экономической ситуации рассчитывать нельзя). Именно поэтому мы считаем пункт 4.1 Приказа №40 противоречащим предложениям Российской Трехсторонней комиссии.

Второе серьезное изменение касается компенсационной и стимулирующей части ФОТ. В федеральных рекомендациях дан большой и — самое главное — открытый список. Мы считаем принципиально важным то, что в этом документе компенсационные и стимулирующие доплаты даны единым списком, без разграничения. Это соответствует сложившейся многолетней практике: например, доплаты за квалификацию и стаж в одних Положениях о зарплате отнесены к компенсационным, в других — к стимулирующим.

В тексте приказа №40 от 12 февраля в пунктах 6.1 и 7.1 список был очень краткий и исчерпывающий, то есть все, что не предусмотрено в этих пунктах, учитывать нельзя.

Получается, что педагоги теряют несколько существовавших до сих пор компенсационных и стимулирующих выплат:
- компенсация за методическую литературу (понятно, что 100 рублей не спасают, но даже их хотят отобрать);
- доплаты за квалификационную категорию, стаж, молодому специалисту;
- доплата за заведование кабинетом.

Проблематичным становится и получение компенсационной надбавки за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, поскольку теперь придется доказывать каждый час работы.

Наконец, некоторые основания для стимулирующих выплат, указанные в пункте 7.3 (примечание 6), не соответствуют заявленным в федеральных рекомендациях принципам объективности, предсказуемости и адекватности, потому что критерии рейтинга образовательных организаций ежегодно меняются и предугадать их заранее невозможно.

Кроме того непонятно, как стимулирующие доплаты конкретному работнику могут зависеть от рейтинга всей школы. И что делать, если вся школа внизу рейтинга? Значит ли это, что у всех работников не должно быть стимулирующих? Поскольку 30% на стимулирующие определены этим же приказом, директору придется распределять их исключительно в виде разовых премий, что еще больше повысит вероятность необъективности.

В первоначальном тексте Приказа №40 было несколько норм, противоречащих друг другу. Приказом №2055 большинство из них ликвидировано.

Однако необходимо обратить внимание на само название Приложения к Приказу №40 — «Рекомендации по разработке систем оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы». Это название противоречит его содержанию, так как уже в пункте 1.1 речь идет не о рекомендациях, а о Положении, то есть документе совсем иного уровня. Департамент образования г. Москвы не рекомендует, а приказывает там, где он приказывать не имеет права, потому что установление конкретной системы оплаты труда трудовым законодательством отнесено к компетенции не региональной власти, а работодателя (ст. 135 ТК РФ). Именно директор школы совместно с работниками должен решать, как распределять ФОТ.

2. Рекомендации педагогам

В Приказе №40 ничего не говорится о так называемом «эффективном контракте», который рано или поздно будет предложено подписать каждому педагогу. Планировался перевод всех педагогов на «эффективный контракт» с 1 сентября 2015 года, сейчас говорят о продлении подготовки к переходу до 1 января 2016 года.

Представим себе, что текст этого контракта (или Дополнительного соглашения к трудовому договору) будет основан на Приказе №40. Чем это грозит педагогам?

Кратко подытожим:
- уменьшится оплата преподавательского часа
- в зарплате увеличится «вес» стимулирующих доплат (то есть доплат, не гарантированных работнику заранее)
- не будет оплаты заведования кабинетом и методической литературы
- не будет доплат за квалификацию и стаж работы
- уменьшатся доплаты за работу с вредными веществами
- увеличится количество платных образовательных услуг
- зарплата каждого педагога будет прямо зависеть от места в рейтинге.

Как вести себя в этом случае работникам?

Во-первых, настаивать на максимально строгом соблюдении процедуры. До подписания такого договора должны быть изменены все локальные акты, потому что нынешние основаны на старых федеральных и региональных документах. Чтобы внести, например, изменения в коллективный договор, потребуется не один месяц, тем более если инициатором изменений выступает работодатель. В переговорах с работодателем главным аргументом будет принцип трудового права, о котором уже шла речь: в локальных актах гарантии работникам, содержащиеся в Трудовом кодексе и иных нормативных актах, не могут быть уменьшены, но могут быть увеличены. Если, например, педагоги решат, что среди компенсационных доплат должны быть доплаты молодому специалисту, то никакие проверяющие инспекции не смогут опротестовать эту норму, внесенную в коллективный договор.

Во-вторых, можно настаивать на максимально точном соблюдении всех требований к «эффективному контракту». Например, пусть работодатель проставит в договоре все конкретные цифры: базовая оплата ставки часов, все виды компенсационных и стимулирующих. Поскольку контракт (Дополнительное соглашение) подписывается в начале учебного года, а финансирование может измениться с начала нового финансового года, работники могут воспользоваться ситуацией и обеспечить себе гарантированную зарплату. Особенно интересно будет посмотреть, как директора решат проблему обозначения в Дополнительном соглашении выплаты стимулирующих в соответствии с Приказом №40. Ведь должны быть указаны конкретные цифры и показатели. Ни в коем случае нельзя соглашаться на формулировки «по результатам работы», «в соответствии с Положением о стимулирующих выплатах» — в крайнем случае возможно указание в процентах от оклада (например, «стимулирующие выплаты в виде разовой премии раз в квартал в размере 50% от оклада»).

В-третьих, помнить о том, что работник имеет право не согласиться с любым пунктом «эффективного контракта». У работодателя нет права уволить педагога, заключившего договор на неопределенный срок, только за то, что тот не согласен с какими-то пунктами Дополнительного соглашения. Обратите внимание: распоряжение какого-либо вышестоящего начальника не является законной причиной изменения условий договора!

Таким образом, можно смело говорить, что уволить педагога, используя ст. 74, очень сложно.
О том, как представляют себе «эффективный контракт» в Минтруда и Минобразования, придется писать уже в отдельной статье.

В. Луховицкий, член Совета профсоюза «Учитель»