Правило третей и «золотое сечение» в фотографии. Основы композиции: золотое сечение

Оказывается, профессиональный фотоаппарат - еще не залог высококлассной фотографии. Выясняется, что и "Фотошопа" порой недостаточно, чтобы исправить погрешности при съемке. Становится известно, что труд фотографа - не менее легкий, чем любой другой, так как требует огромного количество знаний, навыков, умений. Правила третей в фотографии - лишь один из аспектов, но их обязан учитывать каждый уважающий себя фотограф. В чем же они состоят и как их правильно использовать?

Немного о...

Правила третей в фотографии входят в Это своего рода фотоискусства.

Являясь важной составляющей, правило третей в фотографии, примеры использования которого будут рассмотрены далее, применимо практически к любому выбранному жанру. Хорошо подходит оно и для и для пейзажной. Это делает его универсальным оружием для поражения мишени высококлассности прямо в десятку.

Стоит ли слепо следовать?

Определенно, нет. Строгое и неукоснительное следование правилам к хорошему в искусстве не приводит, но правило трех третей в фотографии всегда может стать отправной точкой для создания шедевра.

А для того чтобы использовать его верно, нужно как следует разобраться, что оно собой представляет, какие преимущества дает творцу, в чем его привлекательность и каким образом при его помощи достигается та самая идеальная сбалансированность, к которой стремится любой фотохудожник.

Баланс во всем!

Баланс - это то, что везде в природе. К балансу стремится все естественное, потому его же следует достигать и в искусственном. В конечном итоге, все, что делает человек, - лишь отображение того, что уже есть в природе. Он черпает свои идеи из нее, она - его лучший помощник и советчик.

Чуть выше уже был использован термин "фотохудожник". С фото все ясно, но почему выбрана именно такая вторая половина данной дефиниции? Что же, фотограф в каком-то смысле тоже художник, держащий в руке вместо кисти известный инструмент. Чтобы получить хороший результат, ему недостаточно просто нажать на кнопку спуска и запечатлеть момент: перед этим следует оценить композицию будущего кадра. Жаль, что не все это понимают, но тем не менее это так.

Что такое композиция?

Грубо говоря, композиция представляет собой целый набор разнообразных приемов, помогающих правильно разместить объекты. Верное расположение позволит отдельным частицам собраться в цельную картинку, на которую, собственно, будет приятно смотреть. Правило третей является основной составляющей композиции вместе с диагоналей и проч.

По существу, правило третей - упрощенный вариант золотого сечения. В оригинальном варианте использованы расчеты сложнее, тесно связанные с числами Фибоначчи. Золотое сечение - один из принципов, который также обязан знать любой фотохудожник, но эта статья - о третях.

Что собой представляет правило третей?

Мысленное деление изображения на девять частей (3 х 3 - три по вертикали, аналогичное число по горизонтали), притом они должны быть равными, - вот описание правила третей. В фотографии оно важно. Описанное разделение представляет собой сетку из двух горизонтальных и Объекты следует располагать в местах их пересечения или вдоль них.

В чем идея?

При использовании такого принципа, как правило третей, фото становится приятнее для глаз и естественнее, ведь важные его элементы располагаются не прямо посередине кадра. Также дается больше пространства для воображения и фантазии.

Фотография не меняется кардинально, но придается значимость объекту съемки. На чем это основано? Когда человек смотрит на картину в целом в реальности, заостряя внимание на чем-то одном, ему в то же время необходимо, чтобы окружающие элементы не мешали, но сочетались с объектом. Конечно, для минутного взгляда такое описание не подходит, но долгое всматривание вдаль предполагает именно это. Задача фотографа - выразить то, на что должен обратить внимание зритель (на кадре будет сфокусировано то, на чем нужно было сфокусироваться, ведь использовать фокус своего собственного глаза на конечном результате уже не получится). Ставить в этом случае объект прямо по центру, что приходит в голову первым, - очень грубое решение задачи и, как уже было упомянуто выше, весьма неестественное, как ложь, шитая белыми нитками.

Как его можно использовать?

Следует мысленно вообразить сетку, выделить важные элементы будущего кадра и расположить их вблизи линий. Стоит помнить, что идеального совпадения может и не быть, но приблизительного необходимо добиться. Сетка - опорный компонент для съемки. Это искусство, и потому никаких "точно в точке" быть не может. С линиями можно "поиграть", композицию расставлять по своему усмотрению. Если позволяют время и техника, можно сделать несколько разных кадров, чтобы сравнить результат и увидеть разницу. Без понимания самой идеи ведь ничего не выйдет, а слепое следование приведет к тому, что все фотографии будут сделаны как будто по одному лекалу. Но в том-то и преимущество правила третей в фотографии: оно такое простое, такое универсальное, и в то же время дает столько вариантов его использовать. Все гениальное - просто. То же сравнение с природой: это словно закат, красота которого настолько неоспорима, что человек восхищается им уже которое тысячелетие, а он каждый день разный. Но от метафор вернемся к реалиям.

Может быть, позицию, с которой будет произведена съемка, придется сменить. Это ничего. Взвешенный и вдумчивый подход к фотографированию - великолепная привычка. Да, современная техника позволяет за минуту "нащелкать" до сотни кадров, но в такие моменты очень кстати будет вспомнить фотомастеров, которые работали с пленкой, когда каждый кадр был невероятно ценен, а просчитывать его параметры приходилось наугад, никогда не зная, что получится в итоге, и получится ли вообще.

В помощь фотографу

Производители некоторых камер ратуют за своих пользователей, добавляя устройству возможность включать и подставлять сетку. Это наглядное представление, и фотограф может освоить правило трех третей в фотографии, не воображая линий мысленно.

Кстати говоря, интересный факт: правило распространено как принцип трех третей. Это не совсем верно. На деле это правило двух третей в фотографии. Но не важно, как его называть, важно, как применить. В этом помогут нижеприведенные советы для каждого из типа фотографий.

Как уже было сказано чуть выше, универсальность - это правило третей. Портрет или пейзаж, или макросъемка, или движущиеся объекты - оно применимо везде.

Для пейзажа горизонт лучше размещать вдоль одной из линий сетки, а не посередине, чтобы не создавалось ощущения разбиения фотокадра на две равные половины. Объект на переднем плане задает точку фокусировки, и его стоит разместить также в соответствии с принципом правила. Если объект крупный, его лучше переместить в бок, чтобы и он не разбивал картину надвое.

Когда человек смотрит на портрет, он всегда обращает внимание на глаза изображенного на фото мужчины (или женщины, ребенка и т. д.). Потому-то фокус должен быть именно на них, а расположить их лучше всего на верхней горизонтальной линии сетки.

Для движущегося объекта хорошо оставить пространство в той стороне, которая является направлением движения.

При съемке человека в полный рост неплохо бы поставить его вдоль одной из вертикальных линий сетки.

Сила точек

Несмотря на то что сам принцип правила строится на равном разделении, известно, что у правой нижней точки воздействие сильнее, чем у нижней левой. Это означает, что если фотография имеет несколько объектов, то самый главный из них следует расположить вблизи первого названного пересечения.

Кадрирование как способ улучшить фотографию

Обыватели привыкли для удаления лишних деталей с общей картины. Мастера убирают их в "Фотошопе" при помощи своих секретных приемов, поскольку кадрирование (та же самая обрезка, по сути) дает преимущество в ином. Ведь благодаря ему можно заставить кадр наследовать правила третей. "Фотошоп" или иная способна улучшить общую картину этим нехитрым способом, переместив объект съемки в более уподходящее место в соответствии с правилом.

Правила придуманы для того, чтобы их нарушать

И правило третей - не исключение. Да, оно - основа композиции, но если чувствовать ее, эту самую композицию, интуитивно, то и нарушая вышеописанный принцип, можно получить нечто интересное, возможно, даже ярче и выразительнее, чем вышло бы с ним. Экспериментировать никто не запрещал! Это даже полезно.

Но вот в чем штука: чтобы нарушить правило с выгодой для себя, надо сначала научиться ему следовать.

Правило третей - это мощный композиционный метод превращения фотографий в более интересные и динамичные. Кроме того он, пожалуй, является одним из наиболее известных. Данная статья демонстрирует на примерах, как и почему это правило работает, когда уместно его нарушить и как извлечь из него максимум, чтобы повысить качество вашей фотографии.

Общие понятия

Правило третей гласит, что изображение выглядит наиболее интересно, когда изображённые на нём предметы или его зоны разделены воображаемыми линиями, которые делят изображение на трети - как по вертикали, так и по горизонтали:

На самом деле это чрезвычайно забавно, что правило, которое выглядит как математическое, может применяться к чему-то настолько разнообразному и субъективному, как фотография. Но оно работает, притом удивительно хорошо. Правило третей целиком посвящено эстетическому компромиссу. Оно зачастую создаёт ощущение сбалансированности - не делая при этом картинку излишне статичной - и ощущение комплексности - не перегружая при этом снимок.

Примеры правила третей

Что ж, возможно, вы смогли убедиться в его полезности - однако предыдущий пример был прост и чрезвычайно геометричен. Как правило третей обходится с более абстрактными предметами? Посмотрим, сумеете ли вы найти его на следующем снимке:

Обратите внимание, как самое высокое каменное образование (столб из туфа) попадает в правую треть, а линия горизонта соответствует верхней трети. Более тёмный камень на переднем плане тоже выровнен по нижней и левой третям фото. Даже на явно абстрактном снимке можнт присутствовать разумная степень порядка и организации.

Значит ли это, что вам следует беспокоиться о чётком выравнивании всех значимых элементов изображения по третям? Необязательно - это всего лишь приблизительное руководство. Что обычно является наиболее важным - это не помещать основной предмет или зону прямо в центр снимка. Для ландшафтов это обычно означает линию горизонта по верхней или нижней третям. Для предметной съёмки это обычно подразумевает сдвиг предмета в любую из сторон. Это может сделать пейзажи намного более динамичными и придать предметам ощущение ориентированности.

На примерах выше велосипедист более или менее отнесён к левой трети, поскольку он движется вправо. Аналогично, птица вне центра создаёт ощущение того, что может взлететь вправо в любой момент. Децентровка композиции является мощным средством передачи или выражения движения.

Улучшение сделанных снимков кадрированием

До сих пор мы смотрели на снимки, которые удовлетворяют правилу - а что если они не таковы? Можно ли придать им интересный вид? Возможно, но обычно нельзя. Следующий набор примеров показывает ситуации, когда кадрирование с целью соблюдения правила даёт очевидное улучшение. Бывает удивительно, насколько легко можно вдохнуть жизнь в старый снимок чем-то настолько простым, как кадрирование.

В данном примере часть чистого неба была откадрирована, так что горизонт выровнялся по верхней трети изображения - усилив акцент на переднем плане и горах.

Ограничения

Что если в кадре просто нечего выравнивать по третям? Хоть и редко, но это может случиться в предельно абстрактных композициях. Однако «дух правила» по-прежнему можно применить: придав снимку ощущение сбалансированности, не сделав его при этом чрезмерно статичными и застывшим.

На примере справа в предмете нет ни единой линии, которую можно было бы выровнять по третям. Возможно, освещённый участок в форме буквы С может быть отнесён к верхней, средней и нижней третям, но это, вероятно, было бы притягиванием за уши. В любом случае снимок в среднем ярче слева, чем справа - по сути создавая децентрированную композицию.

Нарушение правила третей

Пример полезной симметрии

К этому моменту свободный духом и творческий художник, каковым вы наверняка являетесь, вероятно, почувствует себя несколько стеснённым кажущейся жёсткостью этого правила. Однако, все правила существуют для того, чтобы рано или поздно их нарушить - и это конкретное не является исключением. Настало время высвободить наш внутренний протест. Правило полезно там, где оно идёт на пользу.

Центральным принципом правила третей является то, что помещать предмет в центр снимка неидеально. Но что если вы хотите выразить симметрию предмета? Именно это делает пример слева.

Аналогично, существует много других ситуаций, в которых лучше игнорировать правило третей, чем применять его. Например, вы можете захотеть сделать предмет съёмки выглядящим более противостоящим. Или, скажем, нарушить баланс.

Важно спросить себя: что особенного в предмете съёмки, что я хочу в нём выделить? Какое настроение я хочу передать? Если правило третей помогает вам в достижении целей, используйте его. Если же нет, - не дайте ему помешать вашей композиции.

Про правило третей в фотографии или, как его еще называют, золотое сечение написано немало статей. На чем основывается это правило можно с легкостью найти и почитать в интернете (рекомендую , а также посмотреть видео в конце урока). Я же перейду сразу к сути.

Правило третей (золотое сечение) — это сетка из двух вертикальных и двух горизонтальных линий. Они пересекаются в четырех точках (на рисунке ниже им присвоены номера 1, 2, 3 и 4). Эти точки указывают куда смотрит человек, когда разглядывает фотографию.

Человек так устроен, что он не может смотреть в одну точку и получать из нее максимум информации. Его мозг дает команду глазам «бегать» и собирать по кусочкам информацию об окружающем нас мире, после чего мозг собирает картину воедино и выдает итоговый результат. Точно так же и с фотографией. Когда мы смотрим на нее, то непроизвольно начинаем бегать глазками от одной части к другой, то есть мы разглядываем фотографию.

Четыре точки в середине — это научно-психологически вычисленный факт, куда среднестатистический человек смотрит в первую очередь. Сначала это точка под номером один, затем два, три и четыре.

Поэтому композицию кадра нужно построить так, чтобы главный предмет фотографии находился на пересечении хотя бы с одной из этих точек. Давайте посмотрим на снимки опытных фотографов с наложенной на них сеткой:

Снимок: цунами в Японии. Огонь находится на пересечении третей точки.

Больше работ и его биографию можно .

Снимок: знамя победы над Рейхстагом . Здесь в центре внимания сам флаг и солдат, который его держит.

В этом правиле есть еще один хитрый прием

Опять-таки, научно установлено, что человек смотрит в нижний правый угол в последнюю очередь. Поэтому фотографы, чтобы сделать сюрприз добавляют в этот угол какую-нибудь деталь, которая становится главным действующим лицом/предметом, но мы не сразу это замечаем. Посмотрим на примере:

Снимок: с обака погибшего военного лежит у его гроба на похоронах . Собака не попадает в центр вниманимя. На нее мы обращем внимание не в первую очередь, но именно она является главным действующим лицом (мордой) фотографии.

Как делать композицию кадра в соответствии с правилом третей

Если во время фотосъемки не получается мысленно представить эту сетку, то можно воспользоваться технической помощью фотоаппарата. Конечно, не на всех, но на многих моделях можно включить в настройках автоматическое отображение данной сетки. Если такого нет и на глаз не очень получается, то переходим в программу фотошоп или его аналоги.

В фотошопе есть , предназначенная для кадрирования фотографий, то есть для исправления композиции кадра. Если ваш фотошоп версии до CS5 включительно , то на панели параметров вы сможете выбрать сету кадрирования — правило 1/3 :

Она несколько отличается от той, что я показывал на примерах выше, но принцип действия тот же самый:

То есть в данном случае вертикальные и горизонтальные линии находятся на равном удалении друг от друга. Вообще такая сетка так и называется — правило третей . А примеры выше были разобраны на сетке — правило золотого сечения .

В фотошопе версии CS6 и выше появилось более богатое меню вариантов правил кадрирования, в том числе и золотое сечение:

Откройте фотографию и выберите любую из двух рамок. Прикиньте ее на снимке и пофантазируйте, чтобы вы хотели выделить в этом кадре самым главным. Я открыл фотографию с недавней своей поездки в автомобильный музей ГАЗ (г. Н.Новгород). Центральным объектом снимка будет олень. Я разместил сетку так, чтобы обе точки были именно на нем:

С помощью такого кадрирования, я отрезал лишнее, что никак не влияет на замысел снимка, также олень получил правильное и гармоничное место. В итоге получилась вот такая композиция кадра:

(кликните, чтобы увеличить)

Вывод

Конечно, данное правило подходит не для каждой фотографии, ведь существует множество других правил композиции кадра. Смысл в другом. Благодаря этим знаниям, можно в каждом своем снимке найти правильное (а значит гармоничное) и красивое расположение своего объекта/объектов съемки.

Например, одиноко стоящее дерево напрашивается, чтобы его разместили в самом центре кадра. Но если все-таки его сдвинуть ближе к краю, на одну из вертикальных линий, то вы вдруг почувствуете ту самую, так желаемую художественную нотку. В итоге ваша фотография будет смотреться совсем по-другому — так, как нужно.

И напоследок, видео с семинара, где лектор вполне доступным языком еще раз объяснит, что это за правило. Приятного просмотра!

Заметили ошибку в тексте - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter . Спасибо!

Правило Третей - это одна из фундаментальных техник фотосъемки. Применив его к любому объекту в кадре, вы улучшите композицию и сбалансированность фотографии.

Правило Третей считается одной из самых полезных композиционных техник в фотографии. Непременно изучите эту концепцию, ведь она работает для любых типов снимков и всегда помогает создать более привлекательное и лучше сбалансированное изображение.

Конечно, не стоит слепо следовать правилам - особенно, когда речь идет об искусстве. Считайте правило третей не догматом, а скорее небезупречным, но простым и во многих случаях приемлемым подходом. И все же, чаще всего оно делает фотографию только лучше и служит отличной отправной точкой при создании композиции.

Правило Третей - что это?

Правило третей предполагает, что фотограф мысленно накладывает на изображение сетку, состоящую из двух горизонтальных и двух вертикальных линий, как показано ниже. Затем важные элементы композиции размещаются вдоль этих линий или в точках, где они пересекаются.

Правило третей - сетка. Важные элементы (домик и граница между землей и деревьями) расположены вдоль линий и на пересечении.

Смысл в том, что композиция, смещенная от центра, имеет большую визуальную привлекательность и выглядит естественнее, чем если объект съемки помещен прямо в центре кадра. Кроме того, это побуждает фотографа творчески подойти к использованию негативного пространства (свободного пространства вокруг объекта съемки).

Как использовать Правило Третей

Выбирая кадр, представьте, что изображение разделено на клетки, как описано выше. Подумайте, какие элементы на фотографии самые главные и постарайтесь расположить их на линиях или пересечениях сетки.

Линия горизонта и предмет съемки на этой фотографии были размещены вблизи линий или пересечений сетки.

Возможно, вам придется походить вокруг объекта съемки, подыскивая наилучшую композицию. Это хорошая привычка, вне зависимости от того, используете вы правило третей или нет, ведь так вы получаете тщательно продуманный снимок.

В некоторые камеры добавлена опция, которая накладывает сетку на картинку в видоискателе, что значительно облегчает выбор наиболее удачной композиции.

Примеры фото по Правилу Третей

Универсальность правила третей позволяет применять его к любому объекту. Ниже приведены примеры эффективного использования этого подхода на снимках разных типов.

Разместите горизонт вдоль одной из горизонтальных линий сетки.

В случае с пейзажными фотографиями принято, чтобы линия горизонта проходила через центр кадра, но так вы рискуете получить «разделенный надвое» снимок. Лучше разместить горизонт вдоль одной из горизонтальных линий сетки.

Попробуйте добавить еще какой-нибудь интересный объект - как дерево на снимке выше - и разместите его в кадре в соответствии с правилом третей. Так вы создадите на фотографии естественный композиционный центр, точку фокуса.

Разместите человека с какой-либо одной стороны кадра.

Неплохая идея - разместить человека с какой-либо одной стороны кадра. Появится свободное пространство, вы покажете, что окружает этого человека, и фотография больше не будет смахивать на «их разыскивает полиция».

Внимание зрителя чаще всего обращено на глаза людей на снимке. Сделайте так, чтобы в кадре они находились на пересечении линий сетки, составленной по правилу третей - так фотография получит четкую точку фокуса.

Основной объект разместили на одном из узлов сетки.

Здесь основной объект разместили на одном из узлов сетки, а также вдоль вертикальной линии. Веточка, можно сказать, идет вдоль верхней горизонтальной линии. За счет свободного пространства слева внизу снимок выглядит сбалансированным, не переполненным композиционными элементами.

Вертикальные объекты тоже могут разделить собой снимок надвое.

Вертикальные объекты наподобие этого маяка тоже могут разделить собой снимок надвое. Чтобы этого избежать, не помещайте их в центре композиции.

Перед объектом оставляйте больше свободного места, чем после него.

Фотографируя движущиеся объекты, размещайте их в кадре как обычные, но обращайте внимание на направление движения. Общее правило таково: перед объектом оставляйте больше свободного места, чем после него, чтобы было понятно, куда он движется.

Использование редакторов

Правило третей легко применить к уже существующим фотографиям, обрезав все лишнее. Так вы измените позицию важных объектов, переместив их в более приятную взору точку композиции.

Правило третей легко применить к уже существующим фотографиям.

Чтобы облегчить вам задачу, в программах вроде и есть встроенная функция «crop guide overlays ». Она накладывает поверх изображения построенную согласно правилу третей сетку, которая позволяет лучше прицелиться в процессе обрезания фотографии.

Правила созданы для того, чтобы их нарушать

Как и любое другое правило (по крайней мере, в фотографии), правило третей применимо не в каждой ситуации. Иногда, нарушив его, можно создать гораздо более привлекательный и интересный снимок. Экспериментируйте, пробуйте различные варианты композиции, даже если они идут вразрез со всеми усвоенными вами «правилами».

Тем не менее, прежде чем нарушать правило третей, научитесь эффективно его использовать. Тогда вы сможете с уверенностью утверждать, что идете на нарушение не безосновательно, а исключительно ради лучшей композиции.

Не так давно мы говорили о правиле золотого сечения и о том, как можно откадрировать снимок уже после того, как он был сделан. Но когда вы снимаете, у вас навряд ли будет время и возможность наложить на снимок спираль Фибоначчи. Поэтому освойте правило третей, чтобы делать хорошие снимки, максимально приближенные к правилу золотого сечения.

Правило третей в фотографии

Мысленно разделите фото двумя горизонтальными линиями и двумя вертикальными. Предметы, на которые вы хотите сделать основной упор в кадре, следует размещать в местах пересечения этих четырех линий или вдоль них. Особенно хорошо это правило работает во время пейзажной фотосъемки.

Это достаточно простое правило позволит вам делать удачные снимки. Правило третей успешно применяется в фотографии, рисовании и дизайне.

При этом если на вашем снимке — всего один объект, расположите его с левой стороны кадра. Дело в том, что у зрителей имеется привычка просматривать образы слева направо, которая выработана чтением.

Если на снимке — несколько ключевых объектов, расположите доминирующий объект в правой нижней точке. Такая компоновка кадра учитывает тот факт, что человек лучше всего воспринимает информацию, полученную в начале и в конце просмотра. По этому принципу строят даже выпуски новостей, делая обзор всех сюжетов в начале программы и оставляя самый нейтральный сюжет на финал, чтобы смягчить восприятие негативных новостей, коих в репортаже большинство.

Так же и в фотографии: просматривая ваш фотоснимок, человек лучше всего воспримет последнюю полученную информацию. Этот момент особенно важно учитывать при фотосъемке изображений с эмоциональным подтекстом.

Правило третей в портрете


Правило третей работает и при съемке портретов. Основной акцент можно сделать на глаза или на улыбку модели. Так, на первом фотоснимке в глаза в первую очередь бросается выразительный взгляд девушки, в то время как на снимке ниже основной акцент сделан на улыбку мальчика.