Презентация на тему "подготовка егэ по литературе". Рекомендации для подготовки выпускников к егэ по литературе Презентация подготовка к егэ по литературе

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 - Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 - Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

15.01.2017 - ВАЖНО!!! На сайте размещены

▫ Предновогодние дни - это время, когда ты можешь попросить у своего Ангела-Хранителя все, чего желаешь всем сердцем: Счастье, Надежду, Удачу, Любовь.... ... Но самое главное - когда желания начнут сбываться, не забудь сказать своему Ангелу СПАСИБО, и тогда его драгоценный подарок будет украшать твою жизнь весь следующий год! Олег Рой
▫ 6571236-a151550 Спасибо, Ирина Федоровна! Волшебно! С наступающим Вас! `Скорей,- мы говорим,- скорей!` И звонко в тишине холодной захлопнулись поочередно двенадцать маленьких дверей... И удалившихся не жаль нам: да позабудутся они! Прошли те медленные дни в однообразии печальном. А те, другие, что вошли в полуоткрывшиеся двери, те не печали, не потери, а только радость принесли. Но светлые дары до срока они, туманные, таят, столпились и во мгле стоят, нам улыбаясь издалека... Владимир Набоков 1 января 1919
▫ 6478421-a151550
▫ `Тихо на мягких лапах, путая в снегу следы, уходит год. Закрашивает белой краской яркие впечатления. Но они не тускнеют, нет. Просто ещё чуть - чуть и всё это вдруг станет называться - прошлое. То, что прошло, прошлогоднее. Ещё чуть-чуть... и вновь перед тобой белоснежно чистый лист. Хочешь пиши, хочешь рисуй, хочешь мечтай. Строй планы, иди вперёд. Ещё чуть-чуть... И вновь потекут в копилку жизни и белые снегопады, и звонкие капели, и майская черёмуха, и сладкая земляника, яблочные ароматы сменит золотой листопад... Снова, снова, снова.. Только не пропусти, только твори, только люби, только живи.. Ещё чуть-чуть....Новый год на пороге!` Анна Корягова И наверное, самым главным мерилом нашей жизни остается - сколько в нас любви. Сколько мы ее в себе собрали и накопили - благодаря и вопреки. Ведь главное волшебство Нового года и Рождества в том, чтобы объединять сердца людей. Отдадимся доверчиво их чарам, их волшебной и целительной магии! Галиночка! Спасибо, что ты есть! С НАСТУПАЮЩИМ!
▫ `Всё-таки нет лучшего праздника, чем Новый год. И пусть кто-то считает его большевистским эрзацем Рождества, по мне этот суррогат куда приятнее оригинала. Все его квази-традиции, те самые советские ритуалы, которые подменили собой ритуалы христианские, мне кажутся не кондовыми, а милыми и трогательными может быть, потому что я и сам - один из детей ушедшей эпохи. Новый год хорош именно своей бессмысленностью, своим отказом от любых корней - этнических или религиозных. Это праздник ни о чём, и потому - для всех. Привязанный только к пустой календарной дате, лишённой исторического, нравственного или любого другого значения, он может искренне отмечаться и православными, и буддистами, и русскими, и татарами. Вот истинный день межкультурного, межнационального примирения` ... Дмитрий Глуховский, Сумерки 2007 Понравилась тема! Спасибо, Алексей Алексеевич! С наступающим Вас! Здоровья, творческого духа!

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Повторим теорию литературы!

  • Подготовка к ЕГЭ по литературе
  • Фадеева Т.В.
  • МОУ гимназия № 3
  • г. Хабаровск
Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ 2011 года
  • 1.7 Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман,
  • роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада;
  • лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода,
  • сонет; комедия, трагедия, драма.
Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ 2011 года
  • 1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция.
  • Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия.
  • Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос.
  • Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ 2011 года
  • 1.9 Деталь. Символ. Подтекст.
  • 1.10 Психологизм. Народность. Историзм.
  • 1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
  • 1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение ), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ 2011 года
  • 1.13 Стиль.
  • 1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник.
  • Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
  • 1.15 Литературная критика.
Литературные роды и жанры
  • Эпос - один из трех основных родов литературы, в отличие от лирики и драмы выдвигающий на первый план объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д. Особую роль в произведениях эпических жанров играет носитель повествования (автор-повествователь или рассказчик), сообщающий о событиях, их развитии, о персонажах, об их жизни, при этом отделяющий себя от изображаемого.
Литературные роды и жанры
  • Эпос
  • В зависимости от временного охвата событий различают крупные жанры эпоса - эпопея, роман, эпическая поэма, или поэма-эпопея; средние - повесть и малые - рассказ, новелла, очерк.
  • К эпическому роду относят также некоторые жанры устного народного творчества: сказку, былину, басню.
Роман
  • РОМАН - (от франц. roman - первоначально: произведение, написанное на одном из романских (т. е. современных, живых) языков, в противоположность написанному на латыни) - жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства романа: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяженность действия.
Роман
  • Условно типологию романа можно представить следующим образом: по темам различаются автобиографический, документальный, политический, социальный; философский, интеллектуальный; эротический, женский, семейно-бытовой; исторический; авантюрный, фантастический; сатирический; сентиментальный и др. Р. По структурным признакам: Р. в стихах, Р.-путешествие, Р.-памфлет, Р.-притча, Р.-фельетон и др. Нередко определение соотносит Р. с эпохой, в которую господствовал тот или иной тип Р.: античный, рыцарский, просветительский, викторианский, готический, модернистский и т. д. Кроме того, выделяется Р.-эпопея - произведение, в центре художественного внимания которого находится судьба народа, а не отдельного человека (Л.Н. Толстой "Война и мир", М.А. Шолохов "Тихий Дон"). Особый тип Р. – полифонический.
Повесть
  • ПОВЕСТЬ - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объему П. больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.
Рассказ Очерк
  • ОЧЕРК - эпический жанр: прозаическое произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора, то есть, в отличие от собственно рассказа, лишенное элементов вымысла. Для жанра О. характерны также свободное построение и открытость авторской позиции.
  • В зависимости от степени фактографичности различаются публицистико-документальный и художественный О. В публицистико-документальном очерке документальность является его специфическим жанровым признаком. Предметами изображения в художественном О. обычно становятся быт, уклад жизни, нравы той или иной среды (нравоописательный О.), ее типичные представители или яркие, выдающиеся, колоритные личности. К художественным относят так называемый "физиологический" О. (с преобладанием описания), очерки-биографии, путевые, сатирические О.
Притча
  • ПРИТЧА - Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от нее широтой обобщения, значимостью заключенной в П. идеи. В П. нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: ее цель не изображение событий, а сообщение о них. П. часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории
Поэма
  • ПОЭМА - (от греч. poiema - творение) - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике): например: Дж. Байрон "Паломничество Чайльд-Гарольда", А.С. Пушкин "Медный всадник", А. Ахматова "Поэма без героя" и др.
  • Первоначально, в античную эпоху, основу содержания поэмы составляли героические и мифологические сюжеты, однако с течением времени ее жанровое содержание расширилось: поэмами стали называть не только стихотворный текст героического, исторического, лирического или сатирического характера, но и прозаическое произведение, автор которого стремился подчеркнуть масштабность художественного замысла (например: Н.В. Гоголь «Мертвые души»).
Баллада
  • БАЛЛАДА - (от франц. ballade - танцевальная песня) - жанр лиро-эпической поэзии: повествовательная песня или стихотворение относительно небольшого объема, с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Часто в балладе присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни.
  • Баллада - один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. Например: баллады В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова.
Литературные роды и жанры
  • Лирика - (от греч. lyricos - поющийся под звуки лиры) - один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями. В Л. жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ-переживание. Важнейшим свойством Л. является способность передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее. Характерные особенности лирики: стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, небольшой размер.
Литературные роды и жанры
  • Тематически (условно) различают лирику пейзажную, дружескую, любовную, политическую, философскую и т. д. К жанрам лирики обычно относят оду, элегию, эпиграмму, послание, гимн и др.
Сонет
  • СОНЕТ - (от итал. sonette - песенка) - стихотворная форма: стихотворение из 14-ти строк, состоящее из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов). Возник в Сицилии в XIII в., позднее к этой форме обращались Ф. Петрарка, Данте, У. Шекспир и др. Первый русский сонет принадлежит В.К. Тредиаковскому. В ХХ в. сонет стал популярным жанром философской и любовной лирики.
  • Изысканной поэтической формой считается венок сонетов - поэма из пятнадцати сонетов, связанных между собой таким образом, что последний стих предыдущего сонета повторяется в первой строке следующего, а завершающий произведение сонет (магистральный, т. е. основной) состоит из первых строк всех предшествующих, например, "Венок сонетов" В. Солоухина ("Венок сонетов - давняя мечта...").
Элегия
  • ЭЛЕГИЯ - (греч. elegeia < от elegos - жалобная песня) - жанр лирики: стихотворение медитативного (от лат. meditatio - углубленное размышление) или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица. Наиболее распространенные темы элегии - созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями, любовь, как правило, неразделенная, жизнь и смерть и др. и др. Наибольшей популярностью этот возникший в античную эпоху жанр пользовался в поэзии сентиментализма и романтизма.
Послание
  • ПОСЛАНИЕ - поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п. ("К Чаадаеву", "Послание Цензору" А.С. Пушкина; "Послание пролетарским поэтам" В.В. Маяковского). Различают лирические, дружеские, сатирические, публицистические и т. д. послания.
Ода
  • ОДА - (от греч. oide - песня) - жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие. Например: М.В. Ломоносов "Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747года".
Эпиграмма
    • ЭПИГРАММА - (от греч. epigramma - надпись) - короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или содержащее отклик на злободневные события общественной жизни, например Э. Д. Д. Минаева "Боборыкину в роли Чацкого": Карету мне, карету! ("Горе от ума", акт IV) На сцене видя пьесу эту, Я об одном лишь плакал факте, Что Боборыкину карету Не предложили в первом акте. 1864
Литературные роды и жанры
  • Драма - (от греч. drama - действие) 1) Один из трех основных родов литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем. К драматическому роду относятся трагедии, комедии, собственно драмы, мелодрамы и водевили. 2) Драма в узком смысле слова - один из ведущих жанров драматургии; литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене. Ориентирована на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, драма не завершается катарсисом.
Комедия
  • КОМЕДИЯ - (от греч. от komos - веселая толпа < k?mos - веселая толпа, процессия на дионисийских празднествах и odie - песня) - один из ведущих жанров драмы: произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства. Различают "К. положений" (предпочтение отдается событиям, интриге: Шекспир "Комедия ошибок"), "К. нравов" (в основе ее - яркое изображение общественных нравов: "Тартюф" Ж.-Б. Мольера), сатирическую К. ("Клоп" В.В. Маяковского), К. характеров (источник смешного - характеры: "Горе от ума" А.С. Грибоедова). Часто возможно слияние тех или иных названных разновидностей К. (Н.В. Гоголь "Ревизор").
Трагедия
  • ТРАГЕДИЯ < греч. tragos - козел и ode - песнь) - один из основных жанров драмы в 1 знач. : пьеса, в которой изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые жизненные противоречия. В основе сюжета Т. - непримиримый конфликт Героя, сильной личности, с надличными силами (судьбой, государством, стихией и др.) или с самим собой. В этой борьбе герой, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу. Цель Т. - вызвать в зрителе потрясение увиденным, что, в свою очередь, рождает в их сердцах скорбь и сострадание: такое душевное состояние ведет к катарсису. Вершинами жанра Т. считаются пьесы древнегреческих трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, а в новое время - Т. У. Шекспира, П. Корнеля, Ж. Расина Ф. Шиллера, И.-В. Гете, А.С. Пушкина и др.
Тема и идея
  • Тема - (от греч. thema - то, что положено в основу) - предмет изображения в художественном произведении: круг жизненных явлений и событий, о которых пишет автор. Под темой понимают не то, что непосредственно изображено в произведении, а то, что "прочитывается" за событиями, конфликтом, взаимоотношениями героев и т. п. Например, тема романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" - не конфликт поколений, персонифицированный в образах Базарова и Кирсановых, а исследование нового человеческого типа (нигилиста), появившегося в русской жизни в 40-х - 50-х гг. XIX в. Этой же теме посвящен роман Н.С. Лескова "Некуда".
Тема и идея
  • Идея - от греч. idea - идея, понятие, первообраз, представление) - главная мысль, лежащая в основе художественного произведения. Идея реализуется через всю систему образов, раскрывается во всей художественной структуре произведения и таким образом дает представление об авторском отношении к изображенному.
Проблема
  • ПРОБЛЕМА - (греч. problema - задача, задание) - вопрос, поставленный в художественном произведении и требующий разрешения. Проблема может разрешаться или остаться неразрешенной. Одна и та же тема может послужить основой для постановки различных проблем (нравственных, философских, этических, эстетических, религиозных и т. д.).
Проблематика
  • ПРОБЛЕМАТИКА - совокупность поставленных автором в произведении проблем, которые могут носить самостоятельный характер или подчиняться главной проблеме. Виды П. в художественном произведении: социально-политическая, нравственно-этическая, национально-историческая, философская и др.
Сюжет
  • СЮЖЕТ - (от франц. sujet - предмет) - событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. В основе сюжета лежит конфликт. В сюжете обычно выделяют такие структурные элементы, как завязка, развитие действия, кульминация и развязка. По замечанию С.И. Кормилова, сюжет можно назвать "образом события или цепи событий", в то время как фабула составляет событийную основу повествования и может быть коротко пересказана.
Фабула
  • ФАБУЛА - (от лат. fabula - рассказ, повествование) - цепь, череда событий в эпическом или драматическом произведении, положенная в основу сюжета. В отличие от сюжета Ф. можно кратко пересказать. "Ф. - это то, что было на самом деле, сюжет - то, как узнал об этом читатель" (Б.М. Томашевский). Кроме того, одна и та же Ф. может стать основой для множества различных сюжетов (например, история о мнимом ревизоре была использована не только Н.В. Гоголем, но и другими авторами).
Композиция
  • КОМПОЗИЦИЯ - (от лат. compositio - составление, соединение, сложение) - построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора. В самом общем виде выделяют линейную (например, роман И.А. Гончарова "Обыкновенная история"), инверсионную (например, рассказ И.А. Бунина "Легкое дыхание"), кольцевую (например, рассказ В. Набокова "Круг") и др. композицию.
Стадии развития действия
  • ЭКСПОЗИЦИЯ - (от лат. expositio - изложение) - часть литературного произведения, обычно предшествующая завязке (см.) и содержащая сведения о персонажах, месте и времени действия, описание обстоятельств, имевших место до его начала. Однако не во всех произведениях есть Э., кроме того, она, в соответствии с замыслом автора, может располагаться и после завязки, то есть в середине или конце текста (например, биография Чичикова в одиннадцатой главе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя). Различают собственно Э., рисующую обстоятельства, предшествующие началу действия (например, первая часть романа И.А. Гончарова "Обломов", начальные главы романа И.С. Тургенева "Накануне" и др.), и Э. героя, раскрывающую становление характера главного действующего лица (первая глава романа "Евгений Онегин", глава "Сержант гвардии" в повести "Капитанская дочка" А.С. Пушкина).
Стадии развития действия
  • ЗАВЯЗКА - элемент сюжета; событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта в художественном произведении; эпизод, определяющий все последующее развертывание действия. В "Ревизоре" Н.В. Гоголя, например, З. является сообщение городничего о приезде ревизора.
  • КУЛЬМИНАЦИЯ - (от лат. culmen - вершина) - структурный элемент сюжета: вершина конфликта, момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий. К. раскрывает основную проблему произведения и характеры героев наиболее полно, после нее действие обычно ослабевает. Предшествует развязке. В произведениях с множеством сюжетных линий возможно наличие не одной, а нескольких кульминаций.
Стадии развития действия
  • РАЗВЯЗКА - структурный элемент сюжета: заключительный эпизод в развитии действия, где описывается разрешение конфликта художественного произведения, дается указание на возможные пути его решения или обнаруживается его принципиальная неразрешимость.
  • ЭПИЛОГ - (от греч. epilogos - послесловие) - часть текста художественного произведения, выходящая за границы сюжета: рассказ автора о том, что произошло с действующими лицами после развязки сюжетного действия, о дальнейшей судьбе героев.
Лирическое отступление
  • ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ - внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина). Намеренное отступление автора от сюжета повествования может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям (лирическое отступление в 6 главе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя).
Конфликт
  • КОНФЛИКТ - (от лат. conflictus - столкновение) - острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия художественного произведения. Конфликт выражается в противоборстве, противоречии, столкновении между героями, группами героев, героем и обществом или во внутренней борьбе героя с самим собой.
  • Развитие конфликта приводит в движение сюжетное действие. Конфликт может быть разрешимым или неразрешимым (трагический конфликт), явным или скрытым, внешним (прямые столкновения характеров) или внутренним (противоборство в душе героя).
Автор
  • АВТОР - (от лат. au(c)tor - создатель) - следует разграничивать понятия:
  • биографический автор, писатель (А.С. Пушкин, 1799 - 1837);
  • автор - создатель (творец) произведения литературы, чьи представления о мире и человеке отражаются во всей структуре создаваемого им произведения (А.С. Пушкин, автор романа "Евгений Онегин");
  • автор - образ, персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей; может быть предельно сближен с биографическим А. или намеренно отдален от него (образ автора в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин");
  • автор - "знак художественной системы" (определение Г. Гуковского).
Персонаж
  • ПЕРСОНАЖ - (фр. personnage, от лат. persona - лицо, личность) - общее название любого действующего лица литературного произведения.
  • Персонажи подразделяются на главных, второстепенных, эпизодических, внесценических (в пьесах). Иногда термин персонаж употребляется по отношению не к главным, а к второстепенным действующим лицам.
Характер
  • ХАРАКТЕР ЛИТЕРАТУРНЫЙ - (от греч. character - черта, особенность) - художественный образ человека, в котором, в отличие от типа, преобладают индивидуальные черты, социальная, бытовая, психологическая обусловленность свойств личности, проявляющихся в тех или иных обстоятельствах, причем индивидуальное может раскрываться на фоне типического и наоборот (например, Гамлет У. Шекспира - типичный человек конца эпохи Возрождения, но в то же время носитель присущих только ему качеств личности).
Тип
  • ТИП - (от греч. typos - образец) - художественный образ человека, в индивидуальных чертах и поведении которого воплощены свойства, присущие людям той или иной эпохи, социальной среды, общественной группы, национальности и т. п. Как вид художественного обобщения типизация характерна прежде всего для реализма. Например, русской литературой XIX в. были открыты типы маленького человека (Самсон Вырин в "Станционном смотрителе" А.С. Пушкина, Акакий Акакиевич Башмачкин в "Шинели" Н.В. Гоголя), лишнего человека (Евгений Онегин в одноименном романе А.С. Пушкина, Печорин в "Герое нашего времени" М.Ю. Лермонтова, Рудин в одноименном романе И.С. Тургенева (которому и принадлежит определение, впервые появившееся в "Дневнике лишнего человека") и др.
Лирический герой
  • ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе "Я" в лирическом стихотворении; один из способов выражения авторского сознания в лирическом произведении. Лирический герой (термин введен Ю. Тыняновым) не тождествен образу автора - создателя произведения. Духовный опыт автора, система его миропонимания и мирочувствования отражаются в лирическом произведении не прямо, а опосредованно, через внутренний мир, переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения лирического героя.
Портрет
  • ПОРТРЕТ - (фр. portrait - портрет, изображение) - одно из средств создания образа: изображение внешности героя литературного произведения как способ его характеристики. Может включать описание наружности, действий и состояний героя (так называемый динамический портрет, рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу), а также черт, сформированных средой или являющихся отражением индивидуальности персонажа: одежды, манеры поведения.
  • Особый тип описания - психологический портрет - позволяет автору раскрыть характер, внутренний мир и душевные переживания героя. Например, психологическим является портрет Печорина в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", портреты героев Ф.М. Достоевского.
Пейзаж
  • ПЕЙЗАЖ - (от фр. paysage, от pays - страна, местность) - описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие, картина природы. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей, при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы.
Пейзаж
  • В зависимости от предмета изображения, стиля и художественного метода пейзаж выполняет в произведении различные функции, например: сентименталистская литература неукоснительно изображает героев на лоне прекрасной, умиротворенной природы, в романтическом произведении пейзаж, как правило, становится отражением бурных страстей героев, отсюда - традиционные для романтизма составляющие изображаемого природного мира: море, горы, небо, степь и т. п.
  • Пейзаж может выполнять и социальную функцию (например, 3 гл. романа И.С. Тургенева "Отцы и дети", роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"). В лирике пейзаж обычно имеет самостоятельное значение и отражает восприятие природы лирическим героем или лирическим субъектом.
Ремарка
  • РЕМАРКА - (от франц. remargue - замечание, примечание, пояснение) - дающееся, как правило, в скобках пояснение автора к тексту пьесы. В Р., предпосланных тексту в целом, акту, явлению, эпизоду или реплике, сообщается о месте и времени действия, обстановке, прошлом героев, их психологическом состоянии, темпе речи, жестах, интонации и т. п. Часто Р. открывает авторскую оценку происходящего (например, в пьесе М. Горького "На дне": "Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды..."). Для многих пьес ХХ в. характерна так называемая развернутая (тяготеющая к повествованию) Р.
Пафос
  • ПАФОС - (от греч. pathos - страсть, чувство) - эмоционально-оценочное отношение писателя к изображаемой им действительности, эмоциональный настрой произведения, определяющий его общую тональность. Различают виды пафоса: героический, трагический, комический.
Сказ
  • СКАЗ - 1. Тип повествования, основанный на стилизации речи того героя, который выступает в роли рассказчика. Повествование в С. ведется от лица героя (персонажа), в присущей именно ему речевой манере, и имитирует живую разговорную речь со всеми характерными для устной формы речи особенностями (спонтанность речи, нередко - употребление разговорной и просторечной лексики и фразеологии, использование диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов, неполных предложений). Примерами С. в русской литературе являются "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя, "Левша", "Очарованный странник" Н.С. Лескова, сказы П. Бажова, многие рассказы М. Зощенко.
  • 2. Повествовательный жанр, произведение в форме сказа.
Внутренний монолог
  • ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ - художественный прием психологизма: воспроизведение речи действующего лица, обращенной к самому себе и не произнесенной вслух. Широко используется в художественных произведениях для того, чтобы раскрыть внутренние переживания героя, воссоздать его внутренний мир. Внутренний монолог имитирует устную речь персонажа, непосредственно рождающуюся в данный момент времени, поэтому часто имеет нелинейный характер: он отражает душевное состояние персонажа как поток чувств, образов, воспоминаний, в котором могут отсутствовать логика, смысловая и синтаксическая упорядоченность.
Деталь
  • ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - (от франц. detail - подробность, мелочь, частность) - одно из средств создания образа: выделенный автором элемент художественного образа, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении. Д. х. может воспроизводить черты быта, обстановки, пейзажа, портрета (портретная детализация), интерьера, действия или состояния (психологическая детализация), речи героя (речевая детализация) и т. п.; она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и окружающую их среду. Стремление автора к детализации продиктовано, как правило, задачей достижения исчерпывающей полноты изображения.
Символ
  • СИМВОЛ - (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - универсальная эстетическая категория, особый художественный образ-знак. В отличие от знака-символа, содержащего недвусмысленное, практическое значение (например, в математике), метафоры и аллегории, символ имеет не одно или несколько, а неисчерпаемое множество значений и обладает необыкновенной смысловой емкостью.
Подтекст
  • ПОДТЕКСТ - скрытый смысл высказывания, не высказанное прямо, но вытекающее из ситуации, отдельных деталей, реплик, диалогов героев внутреннее содержание речи. Подтекст не совпадет с прямым смыслом высказывания, с тем, что говорят действующие лица, но позволяет понять, что они чувствуют. В художественном произведении подтекст часто раскрывает отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, происходящим событиям. Примерами мастерского использования подтекста являются пьесы А.П. Чехова, рассказы И.А. Бунина (например "Холодная осень"), стихотворение М. Цветаевой "Тоска по Родине!.. Давно..." .
Психологизм
  • ПСИХОЛОГИЗМ - (от греч. psyche - душа и logos - понятие, слово) - способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.
  • Психологизм может быть явным - открытым (непосредственное воспроизведение внутренней речи героя или образов, возникающих в его воображении, сознании, памяти, например, "диалектика души" в произведениях Л.Н. Толстого) и неявным - скрытым, уведенным в «подтекст» (например, "тайная психология" в романах Тургенева, где внутреннее состояние персонажей раскрывается благодаря выразительным жестам, особенностям речи, мимики).
Трагическое
  • ТРАГИЧЕСКОЕ - (от греч. tragodia - козлиная песнь < греч. tragos - козел и ode - песнь) - эстетическая категория, обозначающая принципиальную неразрешимость конфликта в художественном произведении, трагическое противостояние личности и мира влечет за собой гибель или тяжелейшие страдания героя, достойного глубокого сочувствия и уважения. Однако эта гибель вызывает не только отчаяние, но и просветление, очищение (КАТАРСИС), возвышает душу читателя. Трагическое может быть свойственно произведению любого жанра.
Комическое Сатира
  • САТИРА - (от лат. satura - смесь, мешанина, всякая всячина) - Вид комического: способ проявления комического в искусстве, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. С. - наиболее острая форма обличения действительности. Если юмор - осмеяние "частного", то С., как правило, - осмеяние "общего", обличение социально-нравственных пороков и недостатков (например, "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта). Сатирическое начало может присутствовать в произведениях любых жанров: комедиях, фарсах, литературной и народной песенной лирике, рассказах, повестях, романах, анекдотах, пословицах и т. д.
Юмор
  • ЮМОР - (от англ. humour - комизм, причуда, нрав < лат. humor – влага; восходит к с древним представлениям о том, что четыре телесные жидкости определяют темперамент человека) - вид комического: способ проявления комического в искусстве, заключающийся в добродушной насмешке; смех, имеющий своей задачей не обличение, а указание или намек на недостатки, которые не носят характера пороков.
Сарказм
  • САРКАЗМ - (от греч. sarkasmos (буквально "рву мясо") - издевательство) - вид комического: злая, язвительная насмешка, издевка, содержащая уничтожающую оценку лица, предмета или явления, высшая степень проявления иронии. Сущность иронии заключается в иносказании, тонком намеке, для С. же характерна крайняя степень эмоциональной открытости, пафос отрицания, переходящий в негодование.
Гротеск
  • ГРОТЕСК - (от итал. grottesco - причудливый) - вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Гротеск основан на совмещении реального и нереального, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и прекрасного. Отличается от прочих разновидностей комического тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, что позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остросатирический образ.
  • Примерами произведений, в которых для создания сатирического образа широко используется Г., могут служить "Нос" Н.В. Гоголя, "История одного города", "Как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Реминисценция
  • РЕМИНИСЦЕНЦИЯ - (от позднелат. reminiscentia - воспоминание) - неявная отсылка к другому тексту, наводящая на воспоминание о нем и рассчитанная на ассоциации читателей; воспроизведение автором в художественном тексте отдельных элементов своего более раннего (автореминисценция) или чужого произведения при помощи цитат (часто скрытых) , заимствования образов, ритмико-синтаксических ходов и т. д.
Задания 1. Укажите название средства художественной выразительности, которое использует Тютчев
  • Ущерб, изнеможенье – и на всем
  • Та кроткая улыбка увяданья,
  • Что в существе разумном мы зовем
  • Божественной стыдливостью страданья.
2. Как называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией?
  • Природа – сфинкс. И тем она верней
  • Своим искусством губит человека,
  • Что, может статься, никакой от века
  • Загадки нет и не было у ней.
3. Какой художественный прием синтаксической организации стиха применяет Тютчев?
  • Эти бедные селенья,
  • Эта скудная природа –
  • Край родной долготерпенья,
  • Край ты русского народа.
4. Какое средство использует Фет, наделяя природу человеческими чувствами и переживаниями?
  • Цвет садовый дышит
  • Яблонью, черешней,
  • Так и льнет, целуя,
  • Тайно и нескромно
5. Как называются созвучия концов стихотворных строк?
  • Летний вечер тих и ясен.
  • Посмотри, как дремлют ивы,
  • Запад неба бледно-красен,
  • И реки блестят извивы.
  • 6. Укажите название художественного приема (стилистической фигуры),
  • использованного Толстым в названии романа «Война и мир» и ставшего
  • композиционной опорой произведения.
  • 7. Назовите термин, обозначающий традиционную форму сказочного
  • начала, которую использует Салтыков-Щедрин в сатирических сказках
  • («жили-были два генерала», «в некотором царстве…»)
Ответы
  • Метафора
  • Строфа
  • Анафора, параллелизм
  • Олицетворение
  • Рифма
  • Антитеза
  • Зачин
Источники

Компоненты учебных пособийКОМПОНЕНТЫ УЧЕБНЫХ
ПОСОБИЙ
методические рекомендации для учащихся по
подготовке к ЕГЭ;
особенности типов заданий;
тренировочные задания из открытых
вариантов КИМ;
тренировочные варианты ЕГЭ;
критерии проверки и оценки выполнений
заданий С1, С2, С3, С4, С5­1 – С5­3;
Список художественных текстов для
обязательного чтения.

Проблема

ПРОБЛЕМА
Отсутствие достаточной
методической помощи в решении
трудностей при подготовке к ЕГЭ

Цель

ЦЕЛЬ
Создание рекомендаций
(шпаргалок) для подготовки
выпускников к экзамену по
литературе в формате ЕГЭ

Задачи

ЗАДАЧИ
проанализировать существующую литературу
по проблеме;
изучить структуру КИМов и критерии
проверки и оценки работы;
составить словарик литературоведческих
терминов;
проанализировать список художественных
текстов и разделить весь материал на блоки;
познакомиться с алгоритмами и памятками
анализа эпического, драматического и
лирического произведений;
изучить подробнее рекомендации к созданию
сочинений (часть С5);
познакомиться с рекомендациями психологов
при подготовке к ЕГЭ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА.
Подготовка к экзамену:
Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно
расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.
Введите в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета. Для этого
достаточно картинки или эстампа в этих тонах.
Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или
«жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте
утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки,
необходимо чётко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не
вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете
хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать с того
материала, который наиболее интересен и приятен.
Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10минут –
перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы,
сделать зарядку, принять душ.
Выполняйте как можно больше различных опубликованных текстов по
этому предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями
текстовых занятий.
Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения
тестов (на 1 задание в части А в среднем должно уходить не более 2
минут).
Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа.
Никогда не думайте о том, что не справишься с заданием.
Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить
самые трудные вопросы.

Распределение материала

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Теория

ТЕОРИЯ

Теория

ТЕОРИЯ

Историко-литературный контекст

ИСТОРИКО­ЛИТЕРАТУРНЫЙ
КОНТЕКСТ
Жизненные моменты авторов произведений,
напрямую связанных с конкретным
произведением;
Влияние общественной жизни на замысел
произведения;
Отражение времени;
Подражание историческим лицам.

Произведения

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Подготовка к ЕГЭ

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

Часть 1: Работа с текстом. Анализ эпизода.

ЧАСТЬ 1: РАБОТА С ТЕКСТОМ.
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА.
1. Установите границы эпизода (временные,
пространственные, текстовые).
2. Определить основной смысл эпизода, если надо, дать ему
название.
3. Решить, какие персонажи являются основными
носителями смысла в эпизоде.
4. Проследить смену настроений, чувств героев, авторскую
мотивировку их поступков.
5. Увидеть, какие художественные средства использует автор
для раскрытия основного смысла эпизода (пейзаж,
портрет, описание, авторские характеристики, диалоги и
т.д.).
6. Понять, какова логика раскрытия эпизода.
7. Ощутить, какие речевые выразительные средства
помогают создать эмоциональную атмосферу эпизода.
8. Установить, какова роль эпизода в произведении, как он
«сцеплен» с другими эпизодами, со всеми произведениями в
целом (с идеей, проблемами, темой произведения).

Примерный план анализа эпизода

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА
ЭПИЗОДА
Место эпизода в развитии сюжета и композиции
произведения;
Речевой строй (описание, повествование,
рассуждение, наличие авторских отступлений);
Какие события происходят в эпизоде, кто в них
участвует, какие стороны характера героев
раскрываются;
Как и с какой целью использует автор детали
предметной изобразительности;
Какие изобразительно­выразительные средства
художественной речи использует писатель, с какой
целью;
Каков эмоциональный пафос эпизода и как он
создается;
Тема и проблема произведения, которое получили
здесь своё развитие, значение эпизода для
раскрытия идеи произведений, выражения
авторской позиции.

Часть 2: Анализ стихотворения.

ЧАСТЬ 2: АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ.
Автор, заглавие;
Жанр стихотворения (сонет, элегия, исповедь,
миниатюра, письмо);
Основная тема (любовь, дружба, подвиг, одиночество,
поэт и поэзия);
Сюжет, композиция, проблема;
Мотив создания: что послужило источником написания,
вдохновения;
Лирический герой;
Место автора в произведении;
Эмоции, чувства, возникающие при чтении
стихотворения;
Художественные средства (портретные зарисовки;
речевые характеристики; пейзаж, его роль; сон; письма;
диалоги; монологи);
Языковые средства (фонетические, лексические, тропы,
морфологические, синтаксические);
Ваше мнение.

Часть 3: Написание литературного сочинения.

ЧАСТЬ 3: НАПИСАНИЕ
ЛИТЕРАТУРНОГО СОЧИНЕНИЯ.
Как писать сочинение?
Композиция сочинения:

Вступление
Основная часть
Заключение

Вступление

ВСТУПЛЕНИЕ
Вступление – вводит в тему, дает
предварительные, общие сведения о той проблеме,
которая стоит за предложенной темой.
Во вступлении может:
содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
представлено ваше мнение, если в названии есть
отсылка к мнению пишущего («как вы понимаете
смысл названия…»);
содержаться факт из биографии автора или
охарактеризован исторический период, если эти
сведения имеют важное значение для
последующего анализа текста;
сформулировано ваше понимание
литературоведческих терминов, если они
использованы в названии темы («тема судьбы»,
«образ героя»…).

Основная часть

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основная часть: представляет собой анализ
литературного произведения в соответствии с
заданной темой.
В основной части следует избегать:
Пересказа литературного произведения;
Изложение сведений, не имеющих прямого
отношения к теме;
В основной части необходимо
продемонстрировать знание литературного
материала, умение логично, аргументировано
и стилистически правильно, грамотно
излагать свои мысли.
Основная часть – это проверка того, насколько
верно понята тема.

Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение: подведение итога, обобщение
сказанного, завершение текста, ещё раз обращение
внимания на самое главное.
Заключительная часть должна быть:
Короткой, но емкой;
Органически связана с предыдущим изложением.

В заключении может быть выражено отношение
пишущего к произведению, его героям, проблеме.
Оно должно быть изложено корректно, без
чрезмерных восторженных оценок, иметь четко
выраженный определенный смысл и быть
подготовлено материалом основной части.

Критерии оценок.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК.
Оценка выполнения заданий С1 и С3
Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания:
аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые
3
тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие
выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют.
Оценка выполнения заданий С2 и С4
Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает
на вопрос,
требующий привлечения литературного контекста, то есть называет не
менее двух произведений одного или разных писателей, в творчестве
которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив,
художественный прием и т.д. (2 и более позиций сопоставления), и дает
содержательное обоснование для сопоставления, приводя необходимые
аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют.
3

Критерии оценки задания С5

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЯ С5
1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в
вопросе
Экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе;
формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы,
приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы;
демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать суждения;
фактические ошибки отсутствуют.
баллы
3
2. Уровень владения теоретико – литературными знаниями.
3
Экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико – литературными
знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при
анализе литературного материала и объясняя функции тех или иных литературных
приемов.
3
3. Обоснованность привлечения текста произведения.
3
Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно
разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания,
необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их
интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.).
3
4. Последовательность и логичность изложения.
3
Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет
нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и
необоснованных повторов.
3
5. Следование нормам речи.
3
Максимальный балл
15

Трудности

ТРУДНОСТИ
Психологические: тревожность, растерянность,
отсутствие четкости структурированности
мышления и т.п.;
Недостаток информационной базы;
Большой объем материала;
Отсутствие необходимой практики в
написании сочинения на уроках литературы;
Малое количество репетиционных экзаменов в
формате ЕГЭ.

Проблемы и их решения

ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ
Большой объем материала

Читательский дневник

Читательский дневник

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК
Имя
писателя
Иван
Алексеевич
Бунин
Название
произведе
ния
« Деревня »
Имена и
главные
герои
Тихон и
Кузьма
Красовы;
Молодая;
Дениска;
Серый
Темы, идеи, проблемы
Проблема «русской души» и
«национального характера».
Автор показывает на примере
судеб двух братьев трагическую
предрешенность судьбы русского
народа, которая сочетает в себе
талантливость, наивность и
милосердие с непрактичностью,
неумением приложить свои силы
к делу и жестокостью.

Электронный образовательный ресурс, содержащий примерные вопросы, контексты и обоснования для сопоставления по следующим темам «Человек и природа в русской литературе; тема дуэли в русской литературе; образ города в русской литературе; мотив сна в русской литературе; тема отечественной истории в русской литературе.» Данный материал поможет выпускникам подготовиться к выполнению задания 9 (С2) в ЕГЭ по литературе. Презентацию можно использовать как на учебных занятиях, так и при самостоятельной подготовке к экзамену.

Электронный образовательный ресурс, содержащий примерные вопросы, контексты и обоснования для сопоставления по следующим темам "Тема "отцов и детей" в русской литературе; тема творчества в русской литературе; человек и война в русской литературе; сатирические образы в русской литературе." Данный материал поможет выпускникам подготовиться к выполнению задания 9 (С2) в ЕГЭ по литературе. Презентацию можно использовать как на учебных занятиях, так и при самостоятельной подготовке к экзамену.

Целевая аудитория: для 11 класса

Электронный образовательный ресурс, содержащий примерные вопросы, контексты и обоснования для сопоставления по теме "Типы проблемных героев в русской литературе". Данный материал поможет выпускникам подготовиться к выполнению задания 9 (С2) в ЕГЭ по литературе. Презентацию можно использовать как на учебных занятиях, так и при самостоятельной подготовке к экзамену.

Целевая аудитория: для 11 класса

Презентация "Готовимся к ЕГЭ. Литературные роды. Жанры литературы" будет полезна выпускникам, готовящимся к экзамену по предмету, а также учителям, преподающим в 9-11 классах. В работе содержатся следующие материалы:
- определения литературных родов
- определения жанров
- тренировочные работы по определению жанров литературного произведения.

Целевая аудитория: для 11 класса

Контрольно-диагностическая работа по литературе для учащихся 11 класса состоит из 2 частей. Часть 1 включает в себя 15 вопросов(А1-А15) с выбором ответа, часть 2 состоит из 5 вопросов, на которые необходимо дать краткие ответы. Также в конце работы представлены ключи (правильные ответы). Данный вид работы может проводиться в конце 11 класса как итоговая заключительная контрольная по литературе.

Типовые тестовые задания по литературе содержат 10 вариантов заданий II части (анализ лирического произведения), составленных в соответствии с требованиями Единого государственного экзамена в 2011 году. Предложенные варианты заданий ранее нигде не публиковались. В пособии даны ответы на все варианты тестов.
Пособие предназначено учителям-словесникам для подготовки учащихся к экзамену в формате ЕГЭ, а также старшеклассникам и абитуриентам - для самоподготовки и самопроверки.