Проблема толерантности: аргументы из художественной литературы. Что такое толерантность: определение, синонимы. Сочинение: Нужна ли нам толерантность Терпимость к чужому мнению эссе

Борискина Г. Г.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

ГОУ «Центр образования» для детей-инвалидов Забайкальского края

г. Чита, Забайкальский край

Сочинение ученицы 11 класса

«Что такое толерантность?»

Толерантность. Что это такое?
Если
спросит кто-нибудь меня,
Я
отвечу: "Это все земное.
То,
на чем стоит Планета вся".

Что же такое толерантность? Над ответом на этот вопрос я сама задумалась не так давно... И теперь понимаю, что слово «толерантность» созвучно по значению со словами человечность, искренность, понимание, внимательность, дружелюбие, терпимость, принятие. Что для меня значат эти слова....
Человечность-это для меня понятие, исключающее эгоизм. Если в человеке есть эти качества, то он всегда придет на помощь

Искренность близка человечности. Например, если человек просит прощение у другого, то стоит делать это искренне, от сердца.

Таким образом, искренность-это те поступки и слова, которые человек говорит и делает от сердца и от души, не ради собственной выгоды, а для того чтобы наладить отношения с другим человеком.

В слове «понимание» лежит способность человека понимать причины чужих и своих поступков. Понять человека, поддержать его в трудную минуту.
Внимательность подразумевает умение заметить то, что человеку нужна твоя помощь. Если человек внимателен, то он может заметить свой какой-то проступок и извиниться.
Дружелюбие-это слово с корнем Дружба ... В сердце у дружелюбного человека нет места злу, для такого человека дружба стоит выше собственных интересов. Человек, ценящий дружбу и друга, всегда готов прийти ему на помощь в трудную минуту.
Слово «толерантность», на мой взгляд, заставит многих из нас задуматься, а правильно ли живем мы? Правильно ли живет современное общество? Как сейчас относятся к людям другой расы или национальности? На мой взгляд, некоторые люди нашего общества не имеют представления о понятии слова «принятие». Люди не умеют принимать обычаи и привычки других. Некоторые люди в нашем обществе к человеку другой расы, вероисповеданием и другими обычаями относятся холодно, порой даже в открытую показывают своё негативное отношение. А это неправильно! В начале моего сочинения-рассуждения я написала эпиграф-строчки из замечательного стихотворения:
Толерантность. Что это такое? –


Если спросит кто меня,

Я скажу, что это всё земное.

То, на чём стоит планета вся.

Толерантность – это люди мира

Разных наций, веры и судьбы.

Открывают где-то, что-то

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди, цвета кожи, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить мы, друга уважая!

Толерантность – слово для живых.

Чтобы окончательно донести понятие толерантности, я хочу проанализировать несколько строк из этого стихотворения...

«Толерантность это люди мира

Разных наций, веры и судьбы.»

Этими строками автор хотел сказать, что неважно, какая вера у человека и нация, какие обычаи и привычки, главное - другое: все мы люди! Наше существование дано свыше. Каждый человек на земле выполняет свою функцию, то, для чего он нужен.
«Толерантность слово для живых.»

Фраза говорит сама за себя. Пока мы, люди всей планеты, будем проявлять друг к другу уважение, понимание и терпение, мы будем жить в мире и согласии без войн, террактов, убийств. Не будет человеческих страданий и слёз! Когда же мы научимся принимать людей другой нации? ! Приведу пример из своей жизни. В начальной школе со мной в классе учился мальчик армянин, хороший, солнечный мальчишка, всегда улыбчивый, он тянулся к знаниям, хотел наладить контакт с другими ребятами. Но я поняла, что человечность и дружелюбие многим ребятам из моего класса чуждо, с Федей они не разговаривали, не понимали его, высмеивали, а мне было очень обидно за него. Так нельзя поступать с людьми другой национальности.

Не так давно мной было прочитано стихотворение К. Бальмонта «Аромат солнца»:

Запах солнца? Что за вздор!

Нет, не вздор.

В солнце звуки и мечты,

Ароматы и цветы

Все слились в согласный хор,

Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,

Свежими купавами,

Пробужденною весной,

И смолистою сосной.

Нежно-светлоткаными,

Ландышами пьяными,

Что победно расцвели

В остром запахе земли.

Солнце светит звонами,

Листьями зелеными,

Дышит вешним пеньем птиц,

Дышит смехом юных лиц.

Так и молви всем слепцам:

Будет вам!

Не узреть вам райских врат,

Есть у солнца аромат,

Сладко внятный только нам,

Зримый птицам и цветам!

И тут вдруг меня осенило... Ведь это стихотворение подходит как нельзя лучше для завершения моего сочинения.
Автор в этом стихотворении делает акцент на Мечты, Цветы и Весну. На всё Прекрасное, что только может быть на свете. Этим стихотворением автор заставляет нас задуматься, а не слишком ли много вокруг нас мрачных мыслей и зла, не пора ли нам переключиться на что-то более позитивное? Как научиться замечать вокруг себя прекрасную природу и не только весной?! Ведь Прекрасное в этом стихотворении связано с природой и человеком.
А я хочу сказать, что нет ничего прекрасней на свете, чем Человек и абсолютно неважно, какой он расы, какие у него привычки и какой жизнью он живет. Жизнь - вот что самое важное и прекрасное в этом мире. И пока мы толерантны к другим, мы Живем и будем Жить! Толерантность-это слово для Живых. Помните!

Современный мир богат различными обычаями, образами жизни, поведением, мнением, идеями и верованиями людей. Инакомыслие становится одной из черт общества. Несогласие с идеологией большинства и порядками, установленными в обществе, присущи многим людям. Толерантность - это именно то, что позволяет людям находить согласие друг с другом и оставаться вне состояния вражды. Это понятие близко по своему смыслу с терпимостью, милосердием и снисхождением - теми суждениями, без которых не может существовать толерантность, без которых, на мой взгляд, невозможно понять всю глубину смысла данного термина.

В 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Я думаю, что декларация стала необходимостью для общества, показав нужность установки нового курса развития социальной среды, в которой нет места распрям, злобе, неприязни и, что самое главное, войнам, основанным на неспособности взаимодействия различных по своим взглядам и содержанию культур. толерантность уважение декларация культура

Новый ориентир на формирование культуры мира, а не культуры войны, принятый научными сообществами разных государств, призывает к терпимости, но следует заметить, что, безусловно, и у терпимости должны быть свои границы. Наличие моральных пределов позволяющих не смешивать толерантные отношения со вседозволенностью и безразличием к ценностям, нужны для того, чтобы отчасти, допуская проникновение друг в друга и взаимообмен всяческих форм культуры своими обычаями, нормами и устоями, недопустимой была бы полная потеря особенностей и индивидуальности народов и этносов.

Виды толерантности столь же многообразны, как и те сферы жизни человека, в которых следует её проявлять. Существует политическая, научная, педагогическая и административная толерантность. В каждом из этих видов сфер жизни человека личность может проявлять по-разному свою толерантность. Это напрямую связанно с уровнями подсознания, свойства которых человек использует при необходимости. Существует натуральная толерантность, которая подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку, таким образом, данный вид толерантности изначально есть у любого человека и не подвергается значительным изменением вплоть до приобретения индивидом социального опыта. Также есть моральная толерантность, которая проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит. В таком случае человек остается внутр одной социальной группы, как правило это становится основой религии массовой культуры или семейного воспитания. Последний вид толерантности - это нравственная толерантность. Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты.

Я думаю, что каждому человеку необходимо развивать в себе толерантность. Но для того, чтобы это чувство служило помощником на жизненном пути, нужен высокий уровень самосознания, понимания своего места в современном мире и, что особенно важно, своих исторических корней, культуры, а также её особенностей. Мне кажется, что без любви к своим предкам и желания сохранить их наследие, выработать в себе стремление сохранить современность невозможно - время, в котором мы находимся, в таком случае, попросту не является ценностью. Толерантность служит одним из механизмов сохранения нашего мира для потомков.

Наша страна многонациональна и неоднородна по своему этническому составу. Не осуждать мнение других людей, предоставлять им право на ошибку, а также принимать их такими, какими они есть, - это и есть мое понимание толерантности. Об этом феномене нам твердят из Интернета и средств массовой информации. Толерантность считается высоким моральным качеством и личность должна им обладать.

К сожалению, каждый понимает это слово по-своему. Для кого-то быть терпимым означает поддерживать нетрадиционные и этнические меньшинства, а для других – просто принимать во внимание противоположное мнение и мириться с ним. Поможет углубиться в понятие «толерантность» русская классическая литература.

– образ терпимости в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Эта девушка – пример верной жены и друга. Она толерантно относится к обществу и выполняет все его моральные устои, хотя и не поддерживает их. Она готова страдать душевно, но подчиниться требованиям социума. Вот именно поэтому эту девушку считают образцом толерантности.

В произведении «Отцы и дети» терпимым человеком является отнюдь не Базаров-нигилист, отрицающий всех и вся, а его друг Аркадий. Этот человек не поддерживает взгляды Евгения, но, несмотря на это, считается его другом. Мне кажется, что это довольно сложно не разделять взгляды и интересы друга, для этого нужно огромное терпение.

Еще и Анна Сергеевна Одинцова, к которой испытывал высокие чувства Базаров, тоже пример терпимости. Она, как и Аркадий, враждебно относится к принципам и взглядам главного героя, но старается себя сдерживать. Анна Сергеевна всеми силами старается проявлять эту самую толерантность, потому что она, в первую очередь, так воспитана, а не из-за симпатии к молодому человеку. Я восхищаюсь Одинцовой и Аркадием, потому что не каждый сегодня может поступать точно так же по отношению к своему другу.

Толерантность – это в некоторой мере хорошее воспитание. Человек старается понять друга, родственника или знакомого перед тем, как осуждать его. Это качество позволяет сделать нашу жизнь многогранной, помогает критически оценивать свои поступки и поступки других людей. Я в то же время считаю, что для нашего менталитета не присуща толерантность. Люди, конечно, стараются быть снисходительнее к тем, кто от них отличается, но все же этого недостаточно, поэтому терпимости нужно учиться и каждый день работать над собой.

Толерантность в широком понимании – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, обычаям. Важно отметить, что толерантность – это не синоним безразличию. В настоящее время в современной России под толерантностью зачастую понимают межнациональные отношения внутри страны. После распада Советского союза бывшие республики обрели независимость, но в силу определенных факторов, на территории РФ проживает, трудится большое количество мигрантов из бывших республик: узбеки, таджики, казахи, грузины, азербайджанцы и др. Как правило, на мой взгляд, конфликты возникают с местным населением из-за непонимания, разных менталитетов, обычаев. Как говорилось выше, толерантность – это не синоним безразличию. Если кто-то живет по обычаям своего народа, никто не против, но когда отдельные представители той или иной нации начинают проявлять агрессию, то в ответ они порождают ответную реакцию. У людей поневоле начинает складываться предубеждение к этой нации. Дальше – больше. Как снежный ком, назревает конфликт, который рано или поздно может вылиться в столкновения, если вовремя не принять мер. Из этого получается следующее: из-за нелицеприятного поведения отдельных лиц страдают совершенно неповинные люди, которые, живя в России, чтут свои национальные обычаи, при этом не ущемляют интересы других граждан. Если коснуться религии, то в современной России нет никаких ограничений. Человек волен выбрать веру исповедания. Ни одна религия мира не учит плохому. Все дело в трактовке религии людьми. При навязывании религии, ущемляются интересы. Лично у меня, да и не только, навязывание вызывает негативную реакцию. Толерантность – это терпение, терпимость, но никак не принятие иного мировоззрения, образа жизни. Что касается образа жизни, то иной раз очень трудно отстоять свою точку зрения, потому что советы дают все, и все советы с благими намерениями, забывая о пословице: на своем молоке обжегся, нечего дуть на чужую воду. Я понимаю, если родители настоятельно принимают участие в моей жизни, но когда начинают давить на меня сверстники с какими-то эфемерными правами, это у меня вызывает раздражение. Еще что можно сказать о толерантности: я не понимаю и не принимаю людей с нетрадиционной ориентацией. Однако это не означает, что буду кидаться с кулаками на подобных людей. Я просто не буду иметь ничего общего с подобными людьми. И все. А это уже о чем-то говорит… Россия – это многонациональная страна. В ней тесно переплетены судьбы народов, объединенных одной территорией, одним языком. Нет плохих наций, есть отдельно взятые лица. На мой взгляд, проблема отсутствия толерантности в России гипертрофирована. Тут возникает другая проблема: отдельные мигранты ищут место под солнцем, при этом затрагивают интересы других людей… И противостояние противостояние национальностей, а противостояние «плохих» и «хороших». здесь не МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. УЗМОРЬЕ» «Толерантность для меня – это…» Выполнил: ученик 7 класса Дудукалов Никита Руководитель: Хужаназаров Владимир Дмитриевич, учитель русского языка и литературы с. Узморье 2014

Впервые термин «толерантность» появился в 1953 году. Английский иммунолог Медавар подразумевал под толерантностью свойство иммунной системы, при котором организм воспринимает чужеродное тело как свое собственное и никак на него не реагирует.

В дальнейшем слово «толерантность» стали использовать и другие научные дисциплины, в каждой из которых оно приобрело свое особое значение. В статье мы рассмотрим, что означает это понятие, синонимы слова «толерантность», а также обозначим основные проблемы толерантности, аргументируя их высказываниями из художественной литературы.

Толерантность - это…

Итак, что такое толерантность? Определение этого термина чаще всего обозначают как терпимость к поведению, культуре и этнической принадлежности окружающих людей. В социологии толерантность рассматривают как терпение к иному образу жизни. Но это совсем не значит, что этот термин - синоним к слову «безразличный». Его можно расценивать как возможность предоставлять другим право жить так, как они считают нужным.

В философии слово "толерантность" обозначают как терпение к другим взглядам и привычкам. В обществе это качество нужно для того, чтобы мирно существовать с людьми другого вероисповедания, национальной и религиозной принадлежности.

Этические науки обозначают толерантность как способность спокойно и без агрессии воспринимать все формы самовыражения другого человека. Здесь основными синонимами толерантности выступают понятия доброжелательности и терпимости.

Проблема определения

В целом синонимами толерантности выступают такие понятия, как уважение, понимание и принятие.

Толерантностью нельзя назвать уступку, потворство или снисхождение, к тому же она не означает терпимость к несправедливости со стороны другого человека или отказ от собственного мировоззрения и особенностей поведения.

Можно рассмотреть множество определений толерантности, но ни одно из них не будет полностью раскрывать смысл этого процесса ввиду того, что нельзя полностью охватить все стороны человеческой жизнедеятельности. Так что такое толерантность? Определение этого термина можно свести к следующему. Толерантность - это осознанная, чистосердечная терпимость, особая психологическая установка, что ориентирована на уважительное восприятие иных ценностей, убеждений, способов самовыражения и других составляющих человеческой индивидуальности. Это активная позиция, которая помогает достичь взаимопонимания между оппонентами.

Толерантность в современном мире

Современные проблемы толерантности практически ничем не отличаются от тех, что приведены в литературных произведениях классиков. К ним можно отнести и этническое, и социальное, и гендерное недопонимание. Остается усвоить только одно правило: насколько бы не изменился мир, толерантность всегда будет считаться добродетелью.

Но сейчас, как никогда раньше, первоочередным заданием, которое нужно решить, является проблема формирования толерантности. Это обусловлено следующими причинами:

  • Внезапное и динамическое разделение цивилизации по экономическим, этническим, религиозным, социальным и другим критериям. В связи с этим вырос уровень нетерпимости в обществе.
  • Рост религиозного экстремизма.
  • обострили межнациональные отношения (пример, война Украины и России).
  • Проблемы с беженцами.

Чтобы взрастить в ком-то толерантность, необходимы определенные условия, так называемые базовые принципы. К ним относят 5 позиций:

  • Насилие никогда не должно быть средством для достижения цели.
  • Человек должен осознанно прийти к определенному решению.
  • Заставить себя, не вынуждая других. Основной принцип толерантности заключается в умении человека оставаться собой, не заставляя при этом другого менять свои взгляды.
  • Соблюдение законов, традиций и обычаев является важным фактором в развитии толерантности.
  • Принять другого таким, какой он есть, вне зависимости от отличий.

Актуальность проблемы толерантности не поддается сомнению. Ведь, как заметил однажды философ Ю. А. Шрейдер: «Самая страшная катастрофа, что грозит земной цивилизации - уничтожение человечности в человеке». Поэтому о принятии других людей такими, как они есть, так много написано и сказано.

Толерантность и литература

Чтобы понять всю глубину этой проблемы, лучше прибегнуть к литературным аргументам. В рассказах, романах и повестях описаны разные жизненные ситуации, где на примерах главных героев можно увидеть, чем является толерантность в реальной жизни.

Актуальность проблемы толерантности впервые появилась в литературных произведениях Древней Руси. Странствующий писатель Афанасий Никитин описывал разнообразие религиозных течений в Индии. В своих текстах он зазывал читателя задуматься обо всем многообразии мира и терпимее относиться к людям с другой верой.

Но особого внимания заслуживают произведения классической литературы. Писатели того времени рассказывали о проблемах толерантности, которые существовали в обществе. Так, в произведениях XVIII века проблемы толерантности были распространены в научно-образовательной сфере. Уже в XIX веке начинает возникать проблема классовой толерантности. В частности, об этом свидетельствуют произведения Толстого «Война и мир», Тургенева «Отцы и дети», где рассмотрены основные аргументы проблемы толерантности.

Со слов классиков

Из страниц классической литературы можно многое узнать о проблеме толерантности. Аргументы, приведенные в произведениях, актуальны даже сегодня. Взять, к примеру, повесть «Дети подземелья» (В. Г. Короленко). Автор рассказывает историю о маленьком мальчике Васе, который не смог найти понимания в родной семье. Несмотря на то что его отец занимал высокое положение в обществе, он всегда был один. Однажды он знакомится с Вальком и Марусей. Эти ребята были выходцами из самого низкого социального слоя населения. Так столкнулись две социальные реальности, которые тесно переплелись между собой. Вася сумел понять и принять чужую боль, он стал лучше понимать взрослых и благодаря этому мог наладить отношения с родным отцом.

В этом произведении раскрыта проблема социального неравенства, и пока будет существовать расслоение общества на классы, она останется актуальной.

Еще один пример из классической литературы можно найти в произведении Толстого «Хождение по мукам». Здесь в основном рассказывается о гендерной толерантности, когда женщина становится равноправной мужчине. Так как на рубеже XIX-ХХ веков эта проблема равенства получила широкое распространение, то она была положена в основу множества литературных произведений.

Проблема межэтнической толерантности хорошо раскрыта в произведении «Морские рассказы» (К. М. Станюкович). Русские моряки однажды подобрали в открытом море мальчика афроамериканского происхождения и отнеслись к нему со всем человеческим состраданием, несмотря на цвет кожи.

Эта проблема раскрывается и в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Основная мысль, которую пытался донести автор, заключалась в следующем: «Не существует хороших или плохих наций, есть только хорошие и плохие люди разных наций».

Литературные аргументы

Толерантность была одной из любимых тем авторов разного стиля и жанра. Не только в романах, рассказах или повестях встречается эта проблема. Например, в баснях Крылова глубоко просматривается проблема поиска компромисса между персонажами с разными точками зрения. В басне «Лебедь, Рак и Щука» герои не смоли сдвинуть телегу, так как каждый делал то, к чему привык он: Рак пятился назад, Лебедь летел вверх, а Щука прыгала в воду, поэтому «воз и ныне там».

В басне «Слон и моська» маленькая собачка без видимой причины начинает облаивать спокойно шагающего слона, вместо того чтобы просто пройти мимо. Кто-то может сказать, что это всего лишь занятное детское повествование, но, по сути, здесь скрыто нечто другое. Если провести параллель с некоторыми событиями повседневности настоящего времени, то можно увидеть, что в этом незамысловатом произведении скрыта проблема толерантности. Нередко на улицах можно повстречать людей, которые достаточно грубо, надменно или с недовольством высказывают свое мнение другим, совершенно незнакомым людям. Например, ситуация: компания отдыхающих приехала в курортный городок. Их место проживания находилось рядом с вокзалом, так что брать такси не было смысла, хотя сумки у них были и нелегкие. Но на переходе они начали разговаривать между собой о том, что тяжело идти с таким грузом. Женщина, что проходила мимо, услышала эти слова и высказала свое мнение, сказав, что приехали «нищеброды» и не могут позволить себе взять транспорт.

Ситуация не совсем характерная, но отлично подходит для проведения аналогии с басней «Слон и моська».

Свой и чужой

Проблема толерантности в художественной литературе представлена самыми разнообразными произведениями. Она отображается в детских сказках Андерсена и Пушкина, ее можно наблюдать в рассказах о Винни-Пухе и Карлсоне. Образцами толерантного поведения могут послужить животные из произведения Киплинга «Маугли».

Аргументы проблемы толерантности можно найти в каждом втором литературном произведении. Даже в историях о войне или политических репрессиях есть место для чего-то человеческого. Взять, к примеру, «Альпийскую балладу» В. Быкова. События истории разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Из лагеря фашистов сбегают пленники: русский солдат Иван и Джулия, девушка из Италии. У них было всего три дня. Три дня долгожданной свободы, погони и жизни в сложнейших условиях. Когда фашисты настигли беглецов, Иван взял всю вину на себя, за что поплатился жизнью. Джулия всю свою жизнь берегла память о смелом солдате. После окончания войны она отыскала в России его родственников и написала им о гибели Ивана. Она хотела рассказать о подвиге простого солдата, который спас незнакомую иностранку. Они ведь даже не знали языка друг друга.

Здесь описана межнациональная проблема толерантности. Аргументы из литературы, что написаны в подобном ключе, раскрывают глубинный смысл терпимости и человечности. Читателю было бы понятнее поведение главного героя, если бы он защитил свою соотечественницу. Но здесь была итальянка, с которой они даже не были знакомы. Так почему он так поступил? Главный герой не делил людей на «русских» и «не русских» и просто сделал то, что мог сделать, если бы на месте итальянки был кто-то другой. Автор пытался показать, что не существует такого понятия, как «свой» и «чужой», есть просто человек, нуждающийся в помощи.

Любовная линия

Не менее красочно описана проблема принятия других в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Здесь, в суровых условиях гражданской войны, толерантность представляется чем-то невозможным, но автор вводит дополнительную «переменную», что находится на уровень выше условностей, - это любовь.

Герои романа - Дуняшка Мелехова и Мишка Кошевой - любили Но в ходе революции их семьи стояли по разные стороны баррикад, и, когда все военные действия закончились, Мишка Кошевой оказывается врагом для семьи Дуняшки. Но они влюблены, и эта любовь выше всех условностей. Нравственность всегда будет стоять выше идеологических и политических предпочтений.

От слов к делу

О толерантности написано очень много, вот только на практике все происходит совсем не так. Красивые истории о принятии людей с другим мировоззрением существуют только в книгах, но никак не в реальном мире. В частности, это касается молодого поколения.

Проблемы толерантности в молодежной среде спровоцированы, прежде всего, асоциальным поведением и коммерциализацией отношений. У подрастающего поколения на первом месте всегда стоят современные девайсы и уже потом все остальное. Уже давно утрачены прежние ценности. Ежедневно создаются новые молодежные группировки и движения, растет количество антиобщественных радикальных организаций. Проще говоря, в кругу подростков и молодежи быть толерантным сейчас «не модно».

В учебных заведения, в частности школах, изучают понятие толерантности. Однако дальше определения дело не идет. Как показывают исследования, уровень принятия других падает. Возможно, всему виной отсутствие положительных примеров, которые могли бы показать, как быть толерантными, возможно, мало кто из учащихся читает русских классиков. Тем не менее рано или поздно каждому из них придется написать сочинение на тему «Проблема толерантности».

И это может стать серьезной проблемой, когда нет четкого понимания проблемы, а сочинение является заданием ЕГЭ.

Чтобы написать сочинение «Проблема толерантности», аргументы из литературы крайне важны. Их можно использовать как основу для проведения аналогий с событиями в современном мире. Как вариант, можно кратко описать произведение и объяснить, почему его мнение является авторитетным. Второй вариант намного легче, но для примера попытаемся объединить два способа написания сочинения.

Пример сочинения

«Возможно, совсем скоро люди станут жить в абсолютной изоляции друг от друга, чтобы сохранить свой хрупкий мир от посторонних. Но это случится не скоро, хотя серьезные предпосылки к этому переходу уже имеются - низкий уровень толерантности в обществе. Сейчас нужно соответствовать слову «норма».

Если в человеке есть хотя бы что-то отличающееся, его могут не принять в коллектив, социум, или того хуже - сделать изгоем. Как героиню из повести Л. Улицкой «Дочь Бухары», Милу. Девочка с детства болеет синдромом Дауна. Ее воспитывает мама и все силы прилагает, чтобы девочка была счастлива. Но отношение к людям с особыми потребностями в обществе равнодушное, а если повезет, то снисходительное.

«Разнообразные идиоты» и «бесполезные члены общества» - это лишь несколько эпитетов, которыми автор охарактеризовала отношение общества к «другим» людям. Почему-то считается, что такие люди не имеют права на сострадание, уважение или понимание.

Но есть люди, что имеют другие, отличительные характеристики. Стоит вспомнить роман Л. Толстого «Война и мир». Главный герой Пьер Безухов совершенно не вписывается в И здесь речь идет не столько о его неуклюжести, сколько о характере. Он наивный, доверчивый и простодушный. Открыт миру и очень добрый. Но там, где в почете эгоизм и лицемерие, он чужой.

И в современном мире почти на каждом шагу встречаются подобные ситуации. Мальчишка попал в аварию и стал инвалидом, теперь у него намного меньше шансов влиться в общество, когда вырастет. Со временем отвернутся прежние друзья, начнут игнорировать и обходить стороной окружающие. Теперь он - инвалид, бесполезный член общества. Девочка, что любит читать книги, не смотрит телевизор и очень редко посещает Интернет, тоже ощущает на себе косые взгляды сверстниц.

Такие ситуации заставляют задуматься, а можно ли людей назвать людьми, когда они без горечи и сожалений исключают из своего общества себе подобных. Быть толерантным, значит, оставаться человеком. И в этом каждый может преуспеть, если просто будет относиться к другим так же, как хотел бы, чтобы относились к нему».

Проблема толерантности сложная для понимания. Она может возникать в различных сферах жизнедеятельности и ситуациях. И подводя итоги под всем выше сказанным, можно отметить следующее: толерантность - это человечность. А человечность является ни чем иным, как способностью уживаться с себе подобными, не приуменьшая их значимости и не теряя своей индивидуальности.