Происхождение этрусского народа. Этрусская цивилизация Этрусская федерация

Этруски — одна из древних цивилизаций, которая считается самой удивительной загадкой истории. Даже ученые не могут точно утверждать о «корнях» и языке этрусков. Как связаны этруски и русские? Пока что нет ответа на этот вопрос.

Важные тайны

Еще до нашей эры государство Этрурия располагалось между итальянскими реками Арно и Тибр. Именно это государство считается колыбелью Римской цивилизации. Система управления, мозаика, инженерное искусство, погребальные обряды, гонки на колесницах, одежда — это и многое другое было позаимствовано римлянами у этрусков.

Для нас такая древняя цивилизация остается большой загадкой. Хотя об этрусках есть много свидетельств, сейчас мы не можем получить детальную и достоверную картину их жизни. Даже ученые не имеют точной информации о том, как появился древний народ, куда он исчез. Географические границы государства Этрурия не установлены, не расшифрован уникальный этрусский язык.

Большую двадцатитомную «Историю этрусков» оставил римский император Клавдий I, который правил в I столетии н. э. От него потомкам достался словарь этрусского языка. К сожалению, все труды сгорели тогда, когда был пожар в Александрийской библиотеке. Возможно, рукописи «рассказали» бы нам о тайнах древней цивилизации.

Восточный народ

Есть всего 3 версии происхождения древнего народа. Тит Ливий считал, что этруски состояли в родственных связях с альпийскими ретами. Эти народы вместе проникли с севера на Апеннинский полуостров. По мнению Дионисия Галикарнасского, этруски принадлежали к итальянским аборигенам, они переняли достижения культуры Вилланова.

Материально не подтверждена «альпийская версия» происхождения древнего народа. Современные ученые связывают культуру Вилланова с италиками, но не с этрусским народом.

Историки утверждают, что этруски сильно отличались от менее развитых соседей. Эта особенность стала основой третьей версии происхождения древней цивилизации. Последняя версия гласит, что этруски пришли в Апеннины из Азии (Малой). Такую гипотезу предложил известный Геродот, который считал, что предки этрусков перекочевали из Лидии.

Именно 3-я версия имеет право на существование, потому что есть много фактов о малоазийском происхождении древнего народа. Способ создания скульптур — лишь один из примеров. Этруски не высекали скульптуры из камней, для этих целей они использовали глину. Таким способом создавали скульптуры народы Малой Азии.

Существуют другие доказательства «малоазийской версии». Не так давно (в XIX веке) на острове Лемнос, который находится около малоазийского побережья, археологи обнаружили надгробие.

Надгробная надпись была выполнена греческими буквами, но сочетались они между собой как-то странно. После того, как ученые сравнили эту надпись с текстами древнего народа, было обнаружено сходство между двумя экземплярами.

Развитием «восточной версии» занимался Владимир Георгиев — известный болгарский историк. Он считал, что этруски относятся к легендарным троянцам. Историк основывает догадки на одной легенде, по которой троянцы вместе с Энеем бежали из Трои на Апеннинский полуостров.

Владимир Георгиев в лингвистическом плане подкрепляет «восточную версию». Ученый находит некое родство между названиями «Троя» и «Этрурия». Люди, которые относятся к этой теории скептически, должны пересмотреть свои принципы. В 1972 году археологи из Италии нашли этрусскую гробницу-памятник, которая была посвящена Энею.

Информация о генетической карте

Гипотеза Геродота была проверена специалистами из Туринского университета. Для этого ученые применили генетический анализ. В ходе исследования были сопоставлены Y-хромосомы жителей Тосканы и других итальянских регионов с таким же материалом населения Турции, Балканского полуострова и острова Лемнос. Исследование показало, что в генетическом плане жители тосканских городов имеют схожесть с населением Восточного Средиземноморья.

Определенные генетические данные жителей тосканского города Мурло полностью совпадают с генетическими характеристиками турков.

Ученые из Стэндфордского университета применяли метод компьютерного моделирования для реконструкции демографических процессов, которые имеют отношение к населению Тосканы. Для исследования была задействована информация, полученная после проведения антрополого-генетической экспертизы.

Результатами были удивлены ученые. Оказалось, что нет генетической связи между этрусками и древним населением центральной Италии, а также современными жителями Тосканы. Такие данные подтверждают, что этрусков уничтожила страшная катастрофа. Возможно, этот народ представлял собой определенную социальную элиту, которая сильно отличалась от итальянцев.

Антрополог Джоанна Маунтин сообщает, что этруски отличались от предков современных итальянцев во всех отношениях. Они разговаривали на языке, который не принадлежит к индоевропейской группе. Маунтин резюмирует, что языковые и культурные особенности древнего народа — тайна для исследований.

«Этруск — это русский»

Этнонимы «этруски» и «русские» имеют фонетическую близость. Это дает возможность исследователям гипотезы говорить о связи двух народов. Александр Дугин считает, что «этруск — это русский». Rasennaили Raśna — название этрусков, которое еще раз подтверждает правдоподобность версии.

«Этруск» можно сравнивать с римским названием древнего народа — «tusci». Слово «расены» связывают с греческим названием этрусков – «тирсены». В результате этого связь между древним народом и русскими становится не слишком очевидной.

Есть много свидетельств о том, что этруски могли покинуть Италию. Одна из возможных причин — изменение климата и засуха, по времени все совпадает с исчезновением древнего народа.

Предполагается, что этруски должны были эмигрировать на север, который считался более подходящим регионом для ведения хозяйства. Этот факт подтверждают обнаруженные в Германии урны, предназначенные для хранения пепла умершего. Урны похожи на артефакты древнего народа.

Частично этруски могли дойти до территории современной Прибалтики. Здесь они могли ассимилироваться с местными жителями. Это не подтверждает версию о том, что «этруск — русский».

Удивительно, но в этрусском языке не было букв «д», «б», «г». Объясняется отсутствие таких звуков особенным строением гортани древних жителей. Для финнов и эстонцев также характерна данная особенность голосового аппарата.

Закари Майяни считает, что современных албанцев можно назвать потомками этрусков. В качестве доказательства французский ученый приводит те данные, что Тирана (столица Албании) несет в себе наименование древнего народа — «тиррены».

Многие ученые считают, что исчезновение этрусков — следствие их малочисленности. Археологи говорят всего о 25000 человек, населявших Этрурию во времена ее расцвета.

Сложности при переводе

С XVI века ученые занимаются этрусской письменностью. Для расшифровки древних надписей специалисты использовали латинский, греческий, древнееврейский, финский и другие языки. Попытки не дали желаемых результатов, а лингвисты-скептики заявили, что этрусские надписи нельзя прочитать.

Досконально известно, что основой для этрусского алфавита стал греческий. Самое интересное то, что греческий алфавит мало соответствовал звукам этрусского языка. В поздних этрусских текстах часто не было гласных звуков, это создавало проблемы при дешифровке.

Лингвисты сумели расшифровать часть надписей древнего народа. Трое ученых сообщили, что основой для расшифровки этрусских надписей стали славянские языки.

Валерий Чудинов — лингвист из России, который считает язык древнего народа преемником «рунического письма» славян. Современная наука не признает эту гипотезу правильной.

Исследователь Владимир Щербаков объясняет, что этрусский народ писал так, как слышал. При данном методе дешифровки этрусские слова максимально похожи на русские названия: «тес» — «лес», «ита» — «эта».

Лингвист Петр Золин считает, что современные слова не подходят для расшифровки давних надписей. Такой же точки зрения придерживается Андрей Зализник — академик РАН. Он говорит, что в прошлом знакомый нам язык выглядел не так, как сегодня.

Современные историки предполагают, что этрусские надписи вряд ли будут расшифрованы в ближайшем будущем.

Фреска из из "Гробницы леопарда" (фрагмент). г. Тарквиния, V в. до н. э.

В далекой древности территорию центральной Италии населяли этруски. Постепенно они селились по течению реки По в ее дельте. У этрусков были свои колонии на западном побережье Южной Италии и даже в Сицилии.
Первые памятники этрусской культуры и зодчества относятся к VIII веку до н. э. Своего блистательного расцвета этрусские города достигают к VI–V векам до н. э. Однако растущая мощь Римской империи привела города Этрурии к упадку. Около двухсот лет длились кровопролитные войны, пока Этрурия не пала под ударами Рима. Этрусское население, а вместе с ним и его язык исчезли навсегда. Исчезновение этрусков так же таинственно, как и их появление.
Принесенная ими материальная культура резко отличалась от культур, граничащих с Этрурией областей. Изящные изделия из бронзы, керамика, свидетельствующая о высоком уровне гончарного ремесла, замечательная живопись – все это отличалось неповторимой самобытностью. В архитектуре им были уже известны сводчатые перекрытия, которых еще не знали греки. Их благотворное влияние сказалось на бурном развитии кораблестроения и литье металлов, получившем невиданный дотоле размах. Так, богатый железной рудой остров Эльбу этруски превратили в исполинских размеров кузницу.

Этрусский бронзовый сосуд со сценами из "Мифа об аргонавтах". IV в. до н. э.

Большое влияние оказали они и на развитие земледелия. Этруски привезли с собой из Ливана и Финикии виноградную лозу, построили сложную ирригационную систему, используя керамические трубы и большие резервуары сбора дождевой воды. Римляне учились у этрусков строить мосты и дороги, заимствовали у них архитектурную планировку городов. Таким образом, этрусков можно считать основоположниками европейской цивилизации.
Трудно переоценить их влияние в области искусства и архитектуры. Дома они строили из прочного, отесанного камня, крепости и храмы облицовывались цветными керамическими плитками. Они превосходно владели искусством ваяния и живописи, богато украшая саркофаги и склепы своих усопших. Как у многих народов древности, интерьер этрусского склепа повторяет в общих чертах жилой дом, а предметы искусства и домашнего обихода, захороненные вместе с умершим, служили ему при жизни.
Об этрусской культуре нам известно довольно много, но сведения о самом народе и его языке весьма скудны. Кто такие этруски? Какова их этническая принадлежность? На этот вопрос наука еще не дала удовлетворительного ответа. Их язык не имеет ничего общего с известными нам древними языками. Их религия и мифология довольно своеобразны и стоят обособленно.

Этрусская ваза со сценами падения Трои. IV в. до н. э.

Этруски оставили значительные памятники письменности. Более десяти тысяч коротких надписей и один-единственный пространный текст были обнаружены на погребальных пеленах мумии. Были сделаны многочисленные попытки прочитать эти надписи, однако и по сей день они остаются неразгаданной тайной. Трудность расшифровки этих письмен вызвана, в частности, и тем, что у этрусков не было твердых правил орфографии, и они, подобно финикийцам, нередко опускали при письме гласные.
Еще с античных времен сохранилась легенда, утверждающая, что этруски – это жители легендарной Трои. Данные археологии в какой-то степени подтверждают это. Многие элементы культуры этруски принесли с собой из Луристана, из древнего государства Урарту, расположенного у озера Ван в Передней Азии и на нынешней территории Армении. Само название народа "этруски" отдаленно напоминает название государства Урарту. Можно было бы провести и ряд других языковых параллелей.
Загадочная история этрусков – это не досужий вымысел. Сотни ученых, археологов, языковедов, этнографов работают над ее разгадкой. Может быть, через один-другой десяток лет мы сможем понять эти таинственные письмена – ведь уже расшифровано около 150 этрусских слов! А когда этот древний, забытый язык снова оживет, сколько открытий ожидает нас в области истории и культуры!

Этруски, древние обитатели Центральной Италии, некогда так и называвшейся – Этрурия (современная Тоскана), – один из самых загадочных народов, каких только знала .

У них была письменность, но современные ученые сумели расшифровать лишь малую часть из дошедших до нас записей. Богатая литература этрусков утрачена, не считая отдельных отрывков, а все, что мы знаем об их истории, дошло до нас лишь через нелестные комментарии греческих и римских авторов.

Древние этруски

Этрурия, область, примерно совпадавшая с территорией современной итальянской провинции Тоскана, была богата железными и медными рудами.

Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э.

Ее побережье изобиловало естественными гаванями. Так что этруски были хорошими мореходами и прекрасно владели искусством обработки .

Основой их богатства служила морская торговля слитками , бронзой и другими товарами по всему побережью Италии и Южной .

Около 800 г. до н. э., когда Рим еще представлял собой скопление жалких хижин, прилепившихся на вершине холма, они уже жили в городах.

Но этрусские торговцы столкнулись с ожесточенной конкуренцией со стороны греков и финикийцев.

Приблизительно в 600 г. до н. э. греки основали торговую колонию Массилия (совр. ) на юге Франции. Располагая этим опорным пунктом, они смогли взять под контроль важный торговый путь, который вел по реке Рона в Центральную Европу.

Источником богатства этрусков была разработка ; в частности, они владели крупнейшими во всем Средиземноморье месторождениями меди и железа. Этрусские ремесленники делали из металла замечательные произведения искусства, например эту бронзовую статую Химеры — чудовища с головой льва и змеей вместо хвоста.

Для защиты своих интересов этруски заключили союз с Карфагеном. Этруски владели всеми передовыми технологиями своего времени; они строили дороги, мосты и каналы.

У греков они позаимствовали алфавит, расписную керамику и храмовую архитектуру.

В VI в. до н. э. владения этрусков расширились к северу и югу от их исконной области Этрурии. По свидетельствам римских авторов, в то время 12 крупных этрусских городов образовали политический союз – Этрусскую лигу.

Основание Римской республики

Некоторое время этрусские цари правили в Риме. Последний царь был свергнут группой римских аристократов в 510 г. до н. э. – эта дата считается моментом возникновения Римской республики (сам город Рим был основан в 753 году до н. э.).

С этого времени римляне начали постепенно отбирать у этрусков власть. В начале III в. до н. э. этруски исчезли с исторической сцены; их поглотила неуклонно расширявшаяся сфера политического влияния Рима.

Римляне переняли у этрусков множество идей в области культуры и искусства, строительства, обработки металлов и военного дела.

Этрурию прославили искусные художники и ремесленники, тем более что в военном отношении этруски не могли соперничать с римлянами.

Этрусские города мертвых

Этруски хоронили умерших в просторных некрополях, напоминавших по своему виду города. На юге Этрурии они высекали гробницы из мягких туфовых скал и оформляли их внутри, как жилье.

Часто в гробницы помещали изваяния, изображавшие умершего мужа и его жену, сидевших, раскинувшись, на скамье, словно во время пира.

Прародина этрусков занимала часть современной Тосканы. Они богатели благодаря морской торговле рудами металлов и с помощью богатства расширяли свое влияние в северной части Италии.

Другие гробницы украшали фресками, тоже изображавшими пиры, участников которых развлекали музыканты и танцоры.


Искусство этрусков

Значительная часть гробниц была разграблена ворами, но археологам удалось отыскать немало нетронутых усыпальниц.

Как правило, в них находилось много греческих ваз, а также колесницы, изделия из золота, слоновой кости и янтаря, свидетельствующие о богатстве похороненных там этрусских аристократов.

Основные даты

Этруски, как одна из самых высокоразвитых цивилизаций древности, играет важную роль в истории. Ниже приведены основные даты этрусской цивилизации.

Лет до нашей эры

Событие

900 В Северной Италии возникает культура вилланова, представители которой использовали железо.
800 Корабли этрусков ходят вдоль западного побережья Италии.
700 Этруски начинают использовать алфавит.
616 Царем Рима становится этруск Луций Тарквиний Приск.
600 Двенадцать этрусских городов объединяются в Этрусскую лигу.
550 Этруски завладевают долиной р. По к северу от Этрурии и строят там города.
539 Объединенная этрусско-карфагенская армия в морском сражении разбивает греческий флот и изгоняет греков с Корсики, которой завладевают этруски. Греческая колонизация Западного Средиземноморья приостанавливается.
525 Этруски безуспешно нападают на греческий город Кумы (юг Италии).
525 Этруски основывают поселения в Кампании (юг Италии).
510 Римляне изгоняют Тарквиния II Гордого, последнего этрусского царя Рима.
504 Этруски терпят поражение в битве у Аричии (юг Италии).
423 Самниты отбирают у этрусков г. Капую в Кампании.
405-396 Римляне после 10-летней войны захватывают г. Вейи.
400 Галлы (кельтское племя) пересекают , вторгаются на север Италии и селятся в долине р. По. Власть этрусков над регионом слабеет.
296-295 После ряда поражений этрусские города заключают мир с Римом.
285-280 Римляне подавляют серию восстаний в этрусских городах.

Теперь вы знаете, кто такие этруски, и чем их древняя цивилизация так интересует историков.

Древний загадочный народ, когда-то живший на Апеннинском полуострове, на территории современной Италии. Этрурия - область Тосканы, расположенная между реками Тибр и Арно. Самоназвание этрусков - "рассенна" сохранилось в названии горной гряды близ Ареццо (древний Арецциум) в Тоскане. Греки знали этрусков под именем тирренцев или тирсенов, и оно сохранилось в названии Тирренского моря.

Загадочность народа этрусков проявляется практически во всем.

Их язык неизвестен, письменность не расшифрована, происхождение и этническая принадлежность не ясны. Об этом народе написано удивительно мало, словно этруски жили какой-то замкнутой жизнью и практически не соприкасались со своими соседями. Дело, видимо, в том, что образ жизни и мировоззрение этрусков воспринимались большинством народов Средиземноморья как нечто исключительное. Их быт, нравы и обычаи казались их современникам настолько непонятными и противоречивыми, что вызывали наряду с восхищением острое неприятие и даже ненависть.»

В сентябре 2013 года археологи объявили о потрясающем открытии, - в итальянской области Тоскана им удалось обнаружить вырубленную в скале полностью запечатанную гробницу.

Нетронутая гробница содержала то, что было похоже на тело этрусского князя, вооруженного копьем. Он был похоронен в склепе вместе с прахом жены. Европейские СМИ сообщили об открытии могилы 2600-летнего князя-воина. Но оказалось, склеп содержит еще один сюрприз. Анализ костей показал, что князь-воин был на самом деле княгиней-воительницей.



Историки до сих пор знают относительно мало о этрусской культуре , процветавшей на территории современной северо-восточной Италии и поглощенной римской цивилизацией около 400 г. до н.э. В отличие от своих современников - древних греков и римлян - этруски почти не оставили исторических документов, которые современная европейская наука могла бы однозначно истолковать.

Авторы греческих и римских письменных источников чаще всего либо пишут об этрусках с осуждением, либо просто замалчивают о них. А ведь этруски создали самобытнейшую цивилизацию, удивительные шедевры искусства, экологическую и экономико-социальную системы. Они завезли в Италию виноград и оливы, основали сам Рим и правили им полтораста лет, но исчезли как народ с лица планеты будто в одночасье, забрав с собой свои тайны. Самое интересное то, что свое исчезновение они предсказали еще за несколько столетий.


«Этрусское не читается», говорили в древнем Риме, и этой точки зрения на западе придерживаются до сих пор, хотя в России неоднократно предпринимались довольно интересные попытки расшифровки этрусских надписей. В настоящее время не существует общепринятой точки зрения на язык этрусков, их могилы - это уникальная возможность заглянуть в прошлое и познакомиться с их культурой.



Читайте также: Подземные пирамиды этрусков

Новые гробницы, открытые археологами в Тоскане, были найдены в этрусских некрополях Тарквинии, входящих во Всемирное наследия ЮНЕСКО, где насчитывается более 6000 склепов вырезанных в скале.
"В подземной камере, относящейся к началу шестого века до н.э., имеются две погребальные кровати, вырубленные в скале,"- сообщил Алессандро Мандолеси, археолог Туринского Университета, который раскопал склеп.

Когда команда археологов удалила запечатывающую склеп плиту, мы увидели две больших платформы. На одной платформе лежал скелет, рядом с которым лежало копье. На другой платформе лежали частично сожженные части скелета. Кроме того, было найдено несколько украшений и бронзовый ящик, который, возможно, принадлежал женщине.

Первоначально сочли, что копье предложит скелету, лежащему на большей платформе - мужчине-воину, возможно, этрусскому князю. А ювелирные изделия, вероятнее всего, принадлежали жене воина- князя, прах которой покоился рядом. Но анализ костей показал, что князь, державший копье, на самом деле был женщиной от 35 - 40 лет, в то время как прах в урне принадлежал мужчине.

Но зачем женщине копье? Как ученый западной школы, Алессандро Мандолеси предположил, что скорее всего, оно было помещено там как символ союза двух почивших. Но его коллеги высказали другое мнение, не исключено, что копье показывает высокий статус женщины.


В этом случае, возможно, восприятие культуры этруссков, было искажено образами древних греков и римлян. В то время как греческие женщины были фактически заперты в своих домах, этрусские женщины, согласно свидетельству античных историков, были более самостоятельны, и вели довольно вольный образ жизни. Так что историки, как это нередко происходит, поторопились с выводами, объявив этрусскую княжну – князем только на основании своих представлений о том, какому полу более свойственно использовать те или иные предметы.


Кстати, если бы итальянские археологи были бы более внимательны в изучении древней истории и культуры наших земляков - сарматов, то женщина с копьем не вызывала бы у них столько удивления. И, возможно, это еще один аргумент, подтверждающий близость или даже общность культур наших предков. Не исключено, что когда-нибудь мир узнает, как нужно правильно читать по-сарматски, простите, по-этрусски.

Кто же они, этруски? Во что они верили, чем жили?
Читайте интереснейшую книгу: Наговицын А.Е. Мифология и религия этрусков , в которой автор пробует разобраться и проследить, что общего было у древних славян с этрусками, а в чем они отличались, и на самом ли деле этруски и русские - близкие родственники:

«Постараемся показать, что многие схожие мифологические, религиозные и мировоззренческие представления славян и этрусков - это не заимствование или наследие, а общие представления, имеющие один корень, уходящий вглубь древнейшей истории народов Средиземноморского региона. По нашему мнению, древние народы, населявшие Средиземноморье, были предками как этрусков, так и современного русского народа.»

Этрусков считают создателями первой развитой цивилизации на Апеннинском полуострове, к достижениям которой, еще задолго до Римской республики, можно отнести крупные города с замечательной архитектурой, прекрасные изделия из металла, керамику, живопись и скульптуру, обширную дренажную и ирригационную системы, алфавит, а позднее и чеканку монеты. Возможно, этруски были пришельцами из-за моря; их первые поселения на территории Италии представляли собой процветающие общины, располагавшиеся в центральной части ее западного побережья, в области, называвшейся Этрурией (приблизительно территория совр. Тосканы и Лацио). Древние греки знали этрусков под именем тирренов (или тирсенов), и часть Средиземного моря между Апеннинским полуостровом и островами Сицилия, Сардиния и Корсика именовалась (и именуется ныне) Тирренским морем, поскольку на протяжении нескольких столетий здесь господствовали этрусские мореплаватели. Римляне называли этрусков тусками (отсюда совр. Тоскана) или этрусками, сами же этруски называли себя расна или расенна. В эпоху их наивысшего могущества, ок. 7–5 вв. до н.э., этруски распространили свое влияние на значительную часть Апеннинского полуострова, вплоть до подножий Альп на севере и окрестностей Неаполя на юге. Покорился им и Рим. Повсюду их главенство несло с собой материальное процветание, широкомасштабные инженерные проекты и достижения в сфере архитектуры. Согласно традиции, в Этрурии существовала конфедерация двенадцати основных городов-государств, объединенных в религиозный и политический союз. В их число почти наверняка входили Цере (совр. Черветери), Тарквинии (совр. Тарквиния), Ветулония, Вейи и Волатерры (совр. Волтерра) – все непосредственно на побережье или близ него, а также Перузия (современная Перуджа), Кортона, Вольсинии (совр. Орвьето) и Арретий (совр. Ареццо) во внутренней части страны. К числу других важных городов относятся Вульчи, Клузий (совр. Кьюзи), Фалерии, Популония, Руселлы и Фьезоле.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

Происхождение.

Самое раннее упоминание об этрусках мы находим в Гомеровских гимнах (Гимн Дионису , 8), где повествуется о том, как этот бог был однажды захвачен в плен тирренскими пиратами. Гесиод в Теогонии (1016) упоминает «славой венчанных тирренцев», а Пиндар (1-я Пифийская ода , 72) говорит о воинственном кличе тирренов. Кто же были эти знаменитые пираты, очевидно, широко известные античному миру? Со времен Геродота (5 в. до н.э.) проблема их происхождения занимала умы историков, археологов и дилетантов. Первая теория, отстаивающая лидийское, или восточное, происхождение этрусков, восходит к Геродоту (I 94). Он пишет, что в правление Атиса в Лидии разразился жестокий голод, и половина населения была вынуждена покинуть страну в поисках пропитания и нового местожительства. Они отправились в Смирну, построили там корабли и, миновав многие портовые города Средиземноморья, в конце концов осели среди омбриков в Италии. Там лидийцы сменили свое название, назвавшись тирренами в честь своего предводителя Тиррена, сына царя. Вторая теория также уходит корнями в древность. Дионисий Галикарнасский, ритор эпохи Августа, оспаривает Геродота, утверждая (Римские древности , I 30), что этруски были не переселенцами, а местным и наиболее древним народом, отличавшимся от всех своих соседей на Апеннинском полуострове как по языку, так и по обычаям. Третья теория, сформулированная Н.Фрере в 18 в., но до сих пор имеющая сторонников, отстаивает северное происхождение этрусков. Согласно ей, этруски, наряду с другими италийскими племенами, проникли на территорию Италии через альпийские перевалы. Данные археологии, по-видимому, говорят в пользу первой версии происхождения этрусков. Однако к рассказу Геродота следует подходить с осторожностью. Конечно, лидийские пришельцы-пираты заселили тирренское побережье не единовременно, но скорее переселялись сюда несколькими волнами. Примерно с середины 8 в. до н.э. культура Вилланова (носители которой оказались здесь ранее) претерпела изменения под явным восточным влиянием. Однако местный элемент был достаточно силен, чтобы оказать на процесс формирования нового народа значительное воздействие. Это позволяет примирить сообщения Геродота и Дионисия.

История.

Появившись в Италии, пришельцы заняли земли к северу от реки Тибр по западному побережью полуострова и основали поселения с каменными стенами, каждое из которых стало независимым городом-государством. Самих этрусков было не так много, однако превосходство в оружии и военной организации позволило им покорить местное население. Оставив пиратство, они наладили прибыльную торговлю с финикийцами, греками и египтянами и активно занимались производством керамики, терракотовых и металлических изделий. Под их управлением благодаря эффективному использованию рабочей силы и развитию дренажных систем здесь значительно усовершенствовалось земледелие.

С начала 7 в. до н.э. этруски стали расширять свое политическое влияние в южном направлении: этрусские цари правили Римом, и сфера их влияния простиралась до греческих колоний Кампании. Согласованные действия этрусков и карфагенян в это время на практике существенно препятствовали греческой колонизации в западном Средиземноморье. Однако после 500 до н.э. их влияние стало ослабевать; ок. 474 до н.э. крупное поражение нанесли им греки, а чуть позже они стали ощущать на своих северных рубежах давление галлов. В самом начале 4 в. до н.э. войны с римлянами и мощное галльское вторжение на полуостров навсегда подорвали могущество этрусков. Постепенно они были поглощены разраставшимся римским государством и растворились в нем.

Политические и общественные институты.

Политическим и религиозным центром традиционной конфедерации двенадцати этрусских городов, каждый из которых управлялся лукумоном (lucumo), являлось их общее святилище Вольтумны (Fanum Voltumnae) близ современной Больсены. По-видимому, лукумон каждого города избирался местной аристократией, однако неизвестно, кому принадлежала власть в федерации.

Царские полномочия и прерогативы время от времени оспаривались знатью. Например, к концу 6 в. до н.э. этрусская монархия в Риме была свергнута, и на смену ей пришла республика. Государственные структуры не претерпели радикальных изменений, кроме того, что был создан институт ежегодно избиравшихся магистратов. Сохранился даже титул царя (lucumo), хотя и лишившийся прежнего политического содержания и унаследованный второстепенным должностным лицом, исполнявшим жреческие обязанности (rex sacrificulus).

Главная слабость этрусского союза состояла, как и в случае с греческими городами-государствами, в отсутствии сплоченности и неспособности противостоять единым фронтом как римской экспансии на юге, так и галльскому вторжению на севере.

В период политического главенства этрусков в Италии их аристократия владела множеством рабов, которые использовались в качестве прислуги и на сельскохозяйственных работах. Экономическим стержнем государства являлся средний класс ремесленников и торговцев. Сильны были семейные узы, причем каждый клан гордился своими традициями и ревностно оберегал их. Римский обычай, в соответствии с которым все члены рода получали общее (родовое) имя, скорее всего, восходит к этрусскому обществу. Даже в период упадка государства отпрыски этрусских семей гордились своими родословными. Меценат , друг и советник Августа, мог похвастаться происхождением от этрусских царей: его царственные предки были лукомонами города Арретия.

В этрусском обществе женщины вели вполне самостоятельную жизнь. Иногда даже родословная велась по женской линии. В отличие от греческой практики и в согласии с более поздними римскими обычаями, этрусских матрон и молодых девушек из аристократии нередко можно было видеть на общественных собраниях и публичных зрелищах. Эмансипированное положение этрусских женщин дало повод греческим моралистам последующих веков осуждать нравы тирренов.

Религия.

Ливий (V 1) описывает этрусков как «народ, более всех прочих приверженный своим религиозным обрядам»; Арнобий, христианский апологет 4 в. н.э., клеймит Этрурию как «мать суеверий» (Против язычников , VII 26). То, что этруски были религиозны и суеверны, подтверждают литературные свидетельства и памятники. Сохранились имена многочисленных богов, полубогов, демонов и героев, которые в основном аналогичны греческим и римским божествам. Так, римской триаде Юпитера, Юноны и Минервы у этрусков соответствовали Тин, Уни и Менрва. Сохранились также свидетельства (например, в росписях гробницы Орко), указывающие на характер представлений о блаженстве и ужасе загробной жизни.

В т.н. Этрусском учении (Etrusca disciplina ), нескольких книгах, составленных во 2 в. до н.э., о содержании которых мы можем судить лишь на основании отрывочных указаний позднейших писателей, были собраны сведения и наставления относительно этрусских религиозных верований, обычаев и ритуалов. Здесь имелись: 1) libri haruspicini, книги о предсказаниях; 2) libri fulgurales, книги о молниях; 3) libri rituales, книги об обрядах. Libri haruspicini учили искусству выяснения воли богов посредством исследования внутренностей (прежде всего печени) определенных животных. Предсказатель, специализировавшийся в данном виде прорицания, назывался гаруспиком (haruspex). Libri fulgurales касались истолкования молний, их искупления и умилостивления. Священнослужитель, ответственный за эту процедуру, назывался fulgurator. В libri rituales обсуждались нормы политической и общественной жизни и условия человеческого существования, в том числе и в загробном мире. Этими книгами ведала целая иерархия экспертов. Церемонии и суеверия, описанные в Этрусском учении , продолжали оказывать влияние на римское общество и после рубежа нашей эры. Последнее упоминание применения этрусских ритуалов на практике мы встречаем в 408 н.э., когда явившиеся в Рим жрецы предложили отвратить от города опасность со стороны готов во главе с Аларихом.

Экономика.

Когда римский консул Сципион Африканский готовился к вторжению в Африку, т.е. к кампании, которой предстояло положить конец 2-й Пунической войне, многие этрусские общины предлагали ему свою помощь. Из сообщения Ливия (XXVIII 45) мы узнаем, что город Цере обещал предоставить для войск зерно и другое продовольствие; Популония обязалась поставить железо, Тарквинии – парусину, Волатерры – детали корабельной оснастки. Арретий обещал предоставить 3000 щитов, 3000 шлемов и 50 000 дротиков, коротких пик и метательных копий, а также топоры, лопаты, серпы, корзины и 120 000 мер пшеницы. Перузия, Клузий и Руселлы обещали выделить зерно и корабельный лес. Если такие обязательства брались в 205 до н.э., когда Этрурия уже утратила свою независимость, то в годы этрусской гегемонии в Италии ее сельское хозяйство, ремесло и торговля должны были по-настоящему процветать. Помимо производства зерна, оливок, вина и строевого леса, сельское население занималось разведением крупного рогатого скота, овцеводством, охотой и рыболовством. Этруски изготавливали также домашнюю утварь и предметы личного обихода. Развитию производства способствовало изобильное снабжение железом и медью с острова Эльба. Одним из основных центров металлургии была Популония. Изделия этрусков проникали в Грецию и Северную Европу.

ИСКУССТВО И АРХЕОЛОГИЯ

История раскопок.

Этруски были ассимилированы римлянами на протяжении последних 3-х столетий до н.э., однако ввиду того, что их искусство высоко ценилось, этрусские храмы, городские стены и гробницы пережили этот период. Следы этрусской цивилизации были частично погребены под землей вместе с римскими руинами и в средние века в основном не привлекали внимания (впрочем, определенное влияние этрусской живописи обнаруживается у Джотто); однако в эпоху Ренессанса ими вновь заинтересовались и некоторые из них были раскопаны. Среди тех, кто посещал этрусские гробницы, были Микеланджело и Джорджо Вазари. К числу знаменитых статуй, обнаруженных в 16 в., принадлежат знаменитая Химера (1553), Минерва из Ареццо (1554) и т.н. Оратор (Arringatore ) – портретная статуя какого-то официального лица, найденная неподалеку от Тразименского озера в 1566. В 17 в. число раскопанных объектов увеличилось, а в 18 в. широкое изучение этрусских древностей породило огромный энтузиазм (etruscheria, т.е. «этрускомания») среди итальянских ученых, полагавших, что этрусская культура превосходит древнегреческую. В ходе более или менее систематических раскопок исследователи 19 в. открыли тысячи богатейших этрусских гробниц, наполненных этрусскими изделиями из металла и греческими вазами, – в Перудже, Тарквинии, Вульчи, Черветери (1836, гробница Реголини-Галасси), Вейях, Кьюзи, Болонье, Ветулонии и во многих других местах. В 20 в. особенно знаменательными были открытия храмовых скульптур в Вейях (1916 и 1938) и богатого захоронения в Комаккьо (1922) на Адриатическом побережье. Был достигнут значительный прогресс в понимании этрусских древностей, особенно благодаря усилиям Института этрусских и итальянских исследований во Флоренции и его научному периодическому изданию «Этрусские исследования» («Studi Etruschi»), выходящему с 1927.

Географические распределение памятников.

Археологическая карта памятников, оставленных этрусками, отражает их историю. Древнейшие поселения, датируемые примерно с 700 до н.э., обнаружены в прибрежной зоне между Римом и островом Эльба: Вейи, Черветери, Тарквиния, Вульчи, Статония, Ветулония и Популония. С конца 7 и на протяжении 6 в. до н.э. этрусская культура распространилась на материковые области от Пизы на севере и вдоль Апеннин. Помимо Умбрии, во владения этрусков входили города, которые носят теперь названия Фьезоле, Ареццо, Кортона, Кьюзи и Перуджа. Их культура проникла к югу, до современных городов Орвьето, Фалерий и Рима, и, наконец, за Неаполь и в Кампанью. Предметы этрусской культуры были обнаружены в Веллетри, Пренесте, Конке, Капуе и Помпеях. Болонья, Марцаботто и Спина стали центрами этрусской колонизации областей за горной цепью Апеннин. Позже, в 393 до н.э., в эти земли вторглись галлы. Через торговлю этрусское влияние распространилось и на другие области Италии.

С ослаблением власти этрусков под ударами галлов и римлян сократилась и зона распространения их материальной культуры. Однако в некоторых городах Тосканы культурные традиции и язык дожили до 1 в. до н.э. В Клузии предметы искусства, относящиеся к этрусской традиции, производились примерно до 100 до н.э.; в Волатеррах – приблизительно до 80 до н.э., а в Перузии – примерно до 40 до н.э. Некоторые этрусские надписи датируются временем после исчезновения этрусских государств и, возможно, относятся к эпохе Августа.

Гробницы.

Древнейшие следы этрусков прослеживаются по их захоронениям, часто располагавшимся на отдельных холмах и, например, в Цере и Тарквиниях, представлявшим собой настоящие города мертвых. Простейший тип гробниц, распространившийся примерно с 700 до н.э., – вырубленные в скале углубления. Для царей и их родственников такие могилы, по-видимому, делали более обширными. Таковы гробницы Бернардини и Барберини в Пренесте (ок. 650 до н.э.) с многочисленными украшениями из золота и серебра, бронзовыми треножниками и котлами, а также привезенными из Финикии предметами из стекла и слоновой кости. Начиная с 7 в. до н.э. характерным был прием соединения нескольких камер между собой так, что получались целые подземные жилища разных размеров. В них имелись двери, иногда окна и часто каменные скамьи, на которые клали умерших. В некоторых городах (Цере, Тарквинии, Ветулония, Популония и Клузий) такие гробницы перекрывали насыпями диаметром до 45 м, возведенными поверх естественных холмов. В других местах (например, в Сан-Джулиано и Норче) склепы вырубали в отвесных скальных обрывах, придавая им вид домов и храмов с плоскими или покатыми крышами.

Интересна архитектурная форма гробниц, возведенных из тесаного камня. Для правителя города Цере был сооружен длинный коридор, над которым огромные каменные блоки образовывали ложный стрельчатый свод. Конструкция и техника сооружения этой усыпальницы напоминает относящиеся к эпохе крито-микенской культуры гробницы в Угарите (Сирия) и т.н. гробницу Тантала в Малой Азии. Некоторые этрусские усыпальницы имеют ложный купол над прямоугольной камерой (Пьетрера в Ветулонии и Поджо делле Гранате в Популонии) или над круглым в плане помещением (гробница из Казале Мариттимо, реконструированная в Археологическом музее Флоренции). Оба типа усыпальниц восходят к архитектурной традиции II тыс. до н.э. и напоминают гробницы предшествующего времени на Кипре и Крите.

Так называемый «грот Пифагора» в Кортоне, в действительности являющийся этрусской гробницей 5 в. до н.э., свидетельствует о понимании законов взаимодействия разнонаправленных сил, необходимом для сооружения подлинных арок и сводов. Такие конструкции появляются в поздних усыпальницах (3–1 вв. до н.э.) – например, в т.н. гробнице Великого Герцога в Кьюзи и гробнице Сан Манно близ Перуджи. Территорию этрусских кладбищ пересекают регулярно ориентированные проезды, на которых сохранились оставленные похоронными повозками глубокие колеи. Росписи и рельефы воспроизводят публичное оплакивание и торжественные процессии, сопровождавшие умершего к его вечной обители, где он будет находиться среди предметов обстановки, личных вещей, чаш и кувшинов, оставленных ему для еды и питья. Платформы, возведенные над гробницей, предназначались для поминальных пиров, включавших танцы и игры, и для своего рода гладиаторских боев, представленных в росписях гробницы Авгуров в Тарквиниях. Именно содержимое гробниц дает нам большую часть информации о жизни и искусстве этрусков.

Города.

Этрусков можно считать народом, принесшим в центральную и северную Италию городскую цивилизацию, однако об их городах известно немного. Интенсивная, продолжавшаяся на протяжении многих веков деятельность человека в этих областях уничтожила или скрыла от глаз многие этрусские памятники. Тем не менее немало горных городов Тосканы до сих пор окружено стенами, возведенными этрусками (Орвьето, Кортона, Кьюзи, Фьезоле, Перуджа и, вероятно, Черветери). Кроме того, впечатляющие городские стены можно увидеть в Вейях, Фалериях, Сатурнии и Тарквиниях, а более поздние городские ворота, датируемые 3 и 2 вв. до н.э., – в Фалериях и Перудже. Для обнаружения этрусских поселений и могильников все успешнее используется аэрофотосъемка. В середине 1990-х годов начались систематические раскопки ряда этрусских городов, в том числе Черветери и Тарквинии, а также ряда городов в Тоскане.

Города этрусков в горах не имеют регулярной планировки, о чем свидетельствуют участки двух улиц в Ветулонии. Доминирующим элементом в облике города был храм или храмы, сооруженные на самых возвышенных местах, как в Орвьето и Тарквиниях. Как правило, в городе имелось трое ворот, посвященных богам-заступникам: одни – Тину (Юпитеру), другие – Уни (Юноне), а третьи – Менрве (Минерве). Чрезвычайно регулярная застройка прямоугольными кварталами обнаружена лишь в Марцаботто (близ совр. Болоньи), этрусской колонии на реке Рено. Его улицы были вымощены, а вода отводилась по терракотовым трубам.

Жилища.

В Вейях и Ветулонии обнаружены простые жилища типа бревенчатых хижин из двух комнат, а также дома нерегулярной планировки с несколькими комнатами. Знатные лукумоны, правившие этрусскими городами, вероятно, имели более обширные городские и загородные резиденции. Их, по-видимому, и воспроизводят каменные урны в форме домов и поздние этрусские гробницы. Урна, хранящаяся в музее Флоренции, изображает похожее на дворец двухэтажное каменное строение с арочным входом, широкими окнами на первом этаже и галереями по второму этажу. Римский тип дома с атриумом, возможно, восходит к этрусским прототипам.

Храмы.

Свои храмы этруски строили из дерева и сырцового кирпича с терракотовой облицовкой. Храм простейшего типа, очень похожий на раннегреческий, имел квадратное помещение для культовой статуи и опирающийся на две колонны портик. Сложный храм, описанный римским архитектором Витрувием (Об архитектуре IV 8, 1), был разделен внутри на три помещения (целлы) для трех главных богов – Тина, Уни и Менрвы. Портик был такой же глубины, что и внутреннее помещение, и имел два ряда колонн – по четыре в каждом ряду. Поскольку важная роль в религии этрусков отводилась наблюдениям за небом, храмы возводились на высоких платформах. Храмы с тремя целлами напоминают догреческие святилища на Лемносе и Крите. Как мы теперь знаем, на коньке крыши у них помещались большие терракотовые статуи (как, например, в Вейях). Иными словами, этрусские храмы представляют собой разновидность греческих. Этруски создали также развитую дорожную сеть, мосты, канализацию и ирригационные каналы.

Скульптура.

На раннем этапе своей истории этруски импортировали сирийские, финикийские и ассирийские изделия из слоновой кости и металла, а также подражали им в собственном производстве. Однако очень скоро они принялись подражать всему греческому. Хотя их искусство отражает главным образом греческие стили, в нем ощущаются здоровая энергия и земной дух, не свойственные греческому прототипу, более сдержанному и интеллектуальному по своему характеру. Лучшими этрусскими скульптурами, пожалуй, следует считать те, что выполнены из металла, преимущественно из бронзы. Большую часть этих статуй захватили римляне: согласно Плинию Старшему (Естественная история XXXIV 34), в одних Вольсиниях, взятых в 256 до н.э., им досталось 2000 штук. До нашего времени сохранились немногие. К числу самых замечательных принадлежат выкованный из металлического листа женский бюст из Вульчи (ок. 600 до н.э., Британский музей), обильно украшенная рельефными мифологическими сценами колесница из Монтелеоне (ок. 540 до н.э., музей Метрополитен); Химера из Ареццо (ок. 500 г. до н.э., Археологический музей во Флоренции); статуя мальчика того же времени (в Копенгагене); бог войны (ок. 450 до н.э., в Канзас-Сити); статуя воина из Тудера (ок. 350 до н.э., ныне в Ватикане); выразительная голова жреца (ок. 180 до н.э., Британский музей); голова мальчика (ок. 280 до н.э., Археологический музей во Флоренции). Символ Рима, знаменитаяКапитолийская волчица (приблизительно датируется временем после 500 до н.э., ныне в Палаццо деи Консерватори в Риме), известная уже в средние века, вероятно, сделана также этрусками.

Замечательным достижением мирового искусства явились терракотовые статуи и рельефы этрусков. Лучшие из них – найденные возле храма Аполлона в Вейях статуи архаической эпохи, среди которых имеются изображения богов и богинь, наблюдающих за борьбой Аполлона и Геракла из-за убитой лани (ок. 500 до н.э.). Рельефное изображение оживленной схватки (вероятно, с фронтона) было обнаружено в 1957–1958 в Пиргах, порту Черветери. По стилю оно перекликается с греческими композициями эпохи ранней классики (480–470 до н.э.). Великолепная упряжка крылатых коней найдена близ храма 4 в. до н.э. в Тарквиниях. Интересны с исторический точки зрения живые сцены с фронтонов храма в Чивита Альба, где запечатлено разграбление галлами Дельф.

Каменная этрусская скульптура обнаруживает больше местного своеобразия, чем металлическая. Первые опыты создания скульптур из камня представляют столпообразные фигуры мужчин и женщин из гробницы Пьетрера в Ветулонии. Они подражают греческим статуям середины 7 в. до н.э. Архаические гробницы в Вульчи и Кьюзи украшены фигурой кентавра и разнообразными каменными бюстами. Изображения сражений, празднеств, игр, похорон и сцен женского быта обнаружены на надгробиях 6 в. до н.э. из Кьюзи и Фьезоле. Встречаются и сцены из греческой мифологии, как, например, рельефные изображения на каменных плитах, установленных над входом в гробницы в Тарквиниях. С 4 в до н.э. саркофаги и урны с прахом обычно украшали рельефами на темы греческих легенд и сцен загробной жизни. На крышках многих из них – фигуры полулежащих мужчин и женщин, у которых особенной выразительностью отличаются лица.

Живопись.

Особенно ценна этрусская живопись, поскольку она дает возможность судить о не дошедших до нас греческих картинах и фресках. За исключением нескольких фрагментов живописного убранства храмов (Черветери и Фалерии), этрусские фрески сохранились лишь в гробницах – в Черветери, Вейях, Орвьето и Тарквиниях. В древнейшей (ок. 600 до н.э.) гробнице Львов в Черветери имеется изображение божества между двумя львами; в гробнице Кампана в Вейях умерший представлен выезжающим верхом на охоту. С середины 6 в. до н.э. преобладают сцены танцев, возлияний, а также атлетических и гладиаторских состязаний (Тарквинии), хотя имеются и изображения охоты и рыбной ловли (гробница Охоты и рыбной ловли в Тарквиниях). Лучшими памятниками этрусской живописи являются танцевальные сцены из гробницы Франчески Джустиниани и гробницы Триклиния. Рисунок здесь очень уверенный, цветовая гамма небогатая (желтый, красный, коричневый, зеленый и синий цвета) и неброская, но гармоничная. Фрески двух этих гробниц подражают работам греческих мастеров 5 в. до н.э. Среди немногих расписанных гробниц позднего периода по праву выделяют большую гробницу Франсуа в Вульчи (4 в. до н.э.). Одна из обнаруженных здесь сцен – нападение римлянина Гнея Тарквиния на этруска Целия Вибенну, которому помогают его брат Элий и другой этруск Мастарна, – вероятно, является этрусской трактовкой римской легенды на ту же тему; другие сцены заимствованы из Гомера. Этрусский загробный мир, с примесью отдельных греческих элементов, представлен в гробнице Орка, гробнице Тифона и гробнице Кардинала в Тарквиниях, где изображены разные устрашающие демоны (Хару, Тухулка). Эти этрусские демоны были, по-видимому, известны римскому поэту Вергилию.

Керамика.

Этрусская керамика хороша в технологическом отношении, но в основном носит подражательный характер. Черные вазы типа буккеро с большим или меньшим успехом имитируют бронзовые сосуды (7–5 вв. до н.э.); они часто украшены рельефными фигурами, обычно воспроизводящими греческие образцы. Эволюция расписной керамики с некоторым отставанием во времени следует за развитием греческих ваз. Наиболее своеобразны вазы с изображением предметов негреческого происхождения, например кораблей тирренских пиратов или следующие манере народного творчества. Иными словами, ценность этрусской керамики состоит в том, что по ней мы прослеживаем нарастание греческого влияния, особенно в сфере мифологии. Сами этруски предпочитали греческие вазы, которые тысячами обнаружены в этрусских гробницах (ок. 80% известных ныне греческих ваз происходят из Этрурии и южной Италии. Так, ваза Франсуа (в Археологическом музее Флоренции), великолепное творение мастера аттического чернофигурного стиля Клития (первая половина 6 в. до н.э.), была найдена в этрусской гробнице возле Кьюзи.

Металлообработка.

По сообщениям греческих авторов, этрусские бронзовые изделия высоко ценились в Греции. Вероятно, этрусское происхождение имеет обнаруженная в некрополе Афин древняя чаша с человеческими ликами, приблизительно датируемая началом 7 в. до н.э. Часть этрусского треножника найдена на акрополе Афин. В конце 7-го, в 6 и 5 вв. до н.э. большое количество этрусских котлов, ведер и кувшинов для вина вывозилось в Центральную Европу, некоторые из них достигали даже Скандинавии. Бронзовая этрусская статуэтка найдена в Англии.

В Тоскане из бронзы делались надежные, большие и очень эффектные подставки, треножники, котлы, светильники и даже троны. Эти предметы составляли также часть обстановки гробниц, причем многие были украшены рельефными или объемными изображениями людей и животных. Изготавливали здесь и бронзовые колесницы со сценами героических битв или фигурами легендарных героев. Гравированный узор широко применялся для украшения бронзовых туалетных шкатулок и бронзовых зеркал, многие из которых были сделаны в латинском городе Пренесте. В качестве мотивов использовались как сцены из греческих мифов, так и главные и второстепенные этрусские боги. Наиболее известный из гравированных сосудов – циста Фикорони в римском Музее виллы Джулия, на которой изображены подвиги аргонавтов.

Ювелирные изделия.

Этруски преуспели и в ювелирном деле. Замечательный набор браслетов, пластин, ожерелий и фибул украшал женщину, похороненную в гробнице Реголини-Галасси в Цере: судя по всему, она была буквально покрыта золотом. Техника зерни, когда крошечными шариками золота, напаянными на горячую поверхность, изображались фигуры богов и животных, нигде не применялась столь же искусно, как при украшении дужек некоторых этрусских фибул. Позднее этруски с поразительной изобретательностью и тщательностью изготавливали серьги разной формы.

Монеты.

Чеканку монеты этруски освоили в 5 в. до н.э. Для этого использовались золото, серебро и бронза. На оформленных по греческим образцам монетах изображали морских коньков, горгон, колеса, вазы, двойные топоры и профили разных богов-покровителей городов. На них делали и надписи с названиями этрусских городов: Вельцна (Вольсинии), Ветлуна (Ветулония), Хамарс (Кьюзи), Пуплуна (Популония). Последние этрусские монеты были отчеканены во 2 в. до н.э.

Вклад археологии.

Археологические открытия, совершающиеся в Этрурии с середины 16 в. до наших дней, воссоздали яркую картину этрусской цивилизации. Эту картину значительно обогатило применение таких новых методов, как фотографирование еще не раскопанных гробниц (способ, изобретенный Ч.Леричи) с помощью специального перископа. Археологические находки отражают не только основанные на пиратстве и меновой торговле могущество и богатство ранних этрусков, но и их постепенный упадок, обусловленный, по мнению античных авторов, расслабляющим влиянием роскоши. Эти находки иллюстрируют военное дело этрусков, их верования, развлечения и, в меньшей степени, их трудовую деятельность. Вазы, рельефы, скульптура, живопись и произведения искусства малых форм демонстрируют удивительно полное усвоение греческих обычаев и верований, как, впрочем, и поразительные свидетельства влияния догреческой эпохи.

Археология подтвердила и литературную традицию, говорившую об этрусском влиянии на Рим. Терракотовое убранство ранних римских храмов выполнено в этрусском стиле; многие вазы и бронзовые предметы раннереспубликанского периода римской истории изготовлены этрусками или в их манере. Двойной топор как символ власти, по словам римлян, имел этрусское происхождение; двойные топоры представлены и в этрусской погребальной скульптуре – к примеру, на стеле Авла Велуска, находящейся во Флоренции. Более того, такие двойные топорики помещали в гробницы вождей, как это было в Популонии. По крайней мере до 4 в. до н.э. материальная культура Рима всецело зависела от культуры этрусков