Психология значение цветов детских рисунков. Что означают каракули, которые мы неосознанно рисуем? От теории к практике


Спонтанные рисунки – это портрет нашей внутренней жизни: скрытых эмоций, неосознанных конфликтов и смутных домыслов. А если вам в руки попадается не просто ручка, а цветные карандаши или краски? С помощью цвета мы также проецируем на лист бумаги нашу личность: мысли, чувства, самоощущения. Посмотрите, что именно вы рисуете и к каким цветам при этом тяготеете, и вы сможете узнать о себе нечто новое и полезное.

Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений.

Ярко-алый – активный настрой на победу. У вас есть силы, чтобы преодолеть все преграды и добиться .

Оранжево-красный – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни. У женщин, например, это может свидетельствовать о желании стать мамой.

Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному.

Оранжевый – у вас появилась потребность в каком-то новом увлечении. Подспудно вы можете желать заняться чем-то творческим, выразить свои эмоции каким-либо художественным способом. Как правило, настроение при этом хорошее и весьма приподнятое – вас так и тянет чем-нибудь заняться.

Желтый – вам необходимо раскрыться, показать себя, обратить на себя внимание. А еще вам не хватает надежды на лучшее и уверенности в завтрашнем дне. Поэтому вы пытаетесь стремиться к новым и еще неясным перспективам в будущем, надеетесь на большое в далеком будущем. Ваша самооценка слегка страдает.

Светло-желтый – вы стремитесь к общению и веселью.

Фиолетовый – вы нуждаетесь в идентификации с какой-то из значимых для вас фигур, сентиментальности. Вам хочется уйти от повседневных дел, и в этом желании вы проявляете некую безответственность.

Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым. На данный момент вы спокойны и собранны, ваши тело и разум находятся в полной гармонии.

Синий – вы стремитесь к спокойствию, вам не хватает уединения. Вам хочется привести в порядок ваши дела, мысли и чувства. У вас присутствует потребность в гармонии с окружающими людьми и самим собой.

Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный .

Сине-зеленый – вам необходимо чувство уверенности, но не надо предъявлять к себе слишком жесткие требования.

Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста. При этом вы всегда знаете, чего хотите и умете строить четкие планы. Вы постоянно должны подтверждать свой статус, иначе будете чувствовать беспокойство и неудовлетворенность.

Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт. Вы – человек обстоятельный, строгий и бережливый, тянетесь к знаниям и новым открытиям.

Черный – обычно этот цвет означает, что вы устали от людей, от жизненных перипетий, у вас , и не хочется ни думать, ни работать, ни общаться. Вы показываете свой протест против существующего положения вещей и негативизм по отношению к любым авторитетам, подчеркиваете потребность в независимости.

Серый – вам трудно пережить какие-то очень сильные эмоции, и вы пытаетесь отгородиться от них с помощь рациональной мысли. Ваш разум постоянно борется с беспричинной тревогой.

Белый – выбирая его, вы стремитесь освободиться от неприятностей, забыть что-то плохое и открыть возможность для нового и положительного. При этом вы ощущаете некую пустоту – находитесь как бы «в подвешенном» состоянии.

Круг – большой и полый – символ замкнутости в себе, он выражает ваше желание почувствовать себя в безопасности, спрятаться от навязчивого и жестокого мира за сильным плечом.

Правильный пятиугольник – пентагон – благополучие и . Вы чувствуете, что ваша жизнь вполне налаженна, и стремитесь все это закрепить, вам важно чувствовать, что вы твердо стоите на ногах.

Правильный шестиугольник – гексагон – красота и гармония. Вам хочется достичь истинного жизненного равновесия.

Кирпичная кладка – она говорит о том, что вы стараетесь сосредоточиться на какой-то одной важной мысли. Если кладка нарисована аккуратно, ваш характер отличается методичностью и последовательностью, вы точно знаете, чего хотите.

Зубцы (похожие на зубья пилы или горы) – символизируют агрессивность, которая может быть позитивной и означает желание бороться, или отрицательной (злость, враждебность).

Спирали, лабиринты, ходы – это признак того, что вы находитесь в поисках гармонии, своего жизненного пути. Если линии наклонены вправо, вы стремитесь быть более открытым, если влево – вы достаточно осторожны. Бесконечные конструкции означают, что у вас, возможно, нет достаточно времени для раздумий о том, чего вам действительно хочется.

Свастика (изображается в виде креста с загнутыми под углом или овально, чаще по направлению часовой стрелки, концами). Вопреки укоренившимся ассоциациям россиян символически она обозначает благоприятный и счастливый объект, это символ счастья и света.

Бывает, что во время какого-то дела (разговор по телефону, совещание, лекция) мы совершенно спонтанно начинаем рисовать слова . Да-да, именно : вычерчивать каждую букву, облекать их в рамки, подчеркивать и т.п. Слово в рамочке – это знак самоутверждения и убежденности в своей правоте, он так же может означать желание убедить в этом всех остальных. Подчеркнутое прямой и ровной чертой слово выражает ваше стойкое намерение, твердость мыслей на этот счет. Подчеркнутое волнисто – сентиментальность и некоторую нерешительность. Написанное «паутиной», еле заметно («как вилами по воде») – вы сомневаетесь или только предполагаете, догадываясь о чем-то.

На всей деятельности человека лежит печать его личности, и в наибольшей степени ее особенности проявляются именно в творчестве. Рассматривая картины на выставке или в картинной галерее, мы видим не только произведение искусства, но и внутренний мир его создателя, пытаемся понять, что же именно подтолкнуло автора к написанию того или иного полотна.

Рисунок является не чем иным, как отображением мыслей, чувств, мироощущения и характера человека, он служит средством проникновения в духовное пространство человека.

О чем расскажет рисунок?

Психологический анализ личности человека по его рисункам как метод профессиональной психологии возник в начале XX века. Тогда появились первые тесты, целью которых являлась диагностика разных аспектов личности по рисункам человека.

В наше время у психологов не возникает никаких сомнений в том, какое большое значение имеет рисунок в психологии, ведь именно рисунок является важнейшим источником знаний о психике человека.

Психологическая «расшифровка» рисунка дает качественное представление о личности взрослого человека, «подделать» или предугадать результат практически невозможно, ведь диагностика и интерпретация рисунка – сложный и многослойный процесс, в чем-то схожий с определением .

Доктор психологических наук, профессор Елена Потемкина в период с 1985 по 1995 годы провела масштабное психологическое исследование. Это анализ и интерпретация более 100 000 рисунков, которые были выполнены людьми разного возраста и сфер деятельности, находившихся при этом в разных жизненных обстоятельствах и психических состояниях.

Таким образом, профессору удалось составить общую модель анализа рисунка, с помощью которой стаёт возможна качественная диагностика и интерпретация особенностей психологии человека, определение его характера по рисунку.

В таблице представлены общие признаки, по которым можно определить отдельные особенности личности.

Общая модель анализа рисунка

Психологическая диагностика с помощью рисунка в психологии называется проективной диагностикой. Такое название объясняется тем, что в психологии рисунок является индивидуальной проекцией внутреннего мира человека, его характера и личностных особенностей. Тесты по рисункам человека психология называет проективными тестами или методиками, они имеют ключевое значение среди других методик.


Существует много интересных проективных методик, как например «Рисунок семьи» или , которые многое могут поведать о характере создателя рисунка.

О чем же конкретно говорят рисунки человека?

Вы узнаете об этом на примере интерпретации проективной методики «Автопортрет».

Безусловно, качественная диагностика должна совершаться профессиональным психологом с использованием широкого диапазона различных методов, но ведь мы с вами знаем, как интересно бывает самостоятельно «продиагностировать» себя и своих близких, узнать о себе и других нечто новое и интересное. На просторах интернета можно найти множество различных тестов, но уверенны ли вы в их подлинности и эффективности?

Именно поэтому вашему вниманию предлагается полное описание профессиональной проективной методики «Автопортрет» в адаптации американского исследователя Р. Бернса с дополнениями Е. Потемкиной.

Напишите свой автопортрет

Задание теста довольно простое и звучит так: «Возьмите простой карандаш или ручку, лист бумаги, размером 10х15, и нарисуйте на бумаге самого себя, одного, а возможно с семьей или коллегами. Ваши художественные способности не имеют значение».

Интерпретация по элементам рисунка:

Голова

Большая голова говорит о больших интеллектуальных претензиях человека или наоборот, о недовольстве развитием интеллекта. Маленькая голова говорит о неадекватности суждений относительно своих интеллектуальных или социальных возможностей.

Глаза

Большие глаза характеризуют подозрительность, а также сильную зависимость от общественного мнения. Маленькие либо закрытые глаза говорят о повышенной сосредоточенности на своей личности или закрытости человека.

Уши и нос

Увеличенные уши говорят о высокой чувствительности к критике. Если нос выделен как выдающийся акцент внешности, это говорит сексуальных проблемах. Сильно выделенные ноздри являются свидетельством агрессии.

Рот

Выделенный рот может свидетельствовать о проблемах с речью. Если рот не нарисован вообще, то это означает негативное психическое состояние, возможно, депрессию, или просто вялость в общении.

Руки

Являются символом контакта человека с обществом и миром в целом. Скованные руки говорят о жесткости, замкнутости, повышенных требованиях к себе. Вяло-опущенные руки говорят об общей неэффективности человека. Слабые, хрупкие руки предполагают неуверенность в себе. Длинные и сильные руки наоборот, говорят о силе и амбициозности. Очень короткие руки являются свидетельством чувства неадекватности.

Ноги

Крупные ноги означают потребность в безопасности. Чем длиннее ноги, тем больше выражено желание быть независимым. Отсутствие ног предполагает нестабильность, ощущение пустоты, отсутствия жизненного фундамента.


Интерпретация по типу изображения:

  • Схематическое изображение. Изображение в виде общих деталей и схем принадлежит людям интеллектуального склада, «мыслителям», для которых наиболее важную роль играют общие сведения о разных явлениях.
  • Реалистическое изображение. Это детальное прорисовывание внешности, характерное для человека педантичного, склонного к глубокому анализу и постоянным уточнениям.
  • Изображение-метафора . Человек рисует себя не человеком, а каким-либо предметом, существа или явления, например, животного, дождя, кружки, персонажа фильма или книги. Это говорит о развитой креативности, художественном складе, развитом воображении и творческих способностях. Такой человек обладает хорошим чувством юмора.
  • Портрет в интерьере. Человек рисует себя на фоне пейзажа, в определенных обстоятельствах. окруженным разными предметами. Это говорит об экстраверсии, о желании находиться в окружении других людей.
  • Эмоциональный портрет. Изображение себя в неком эмоциональном состоянии. Это говорит о высокой эмоциональности и чувствительности, о склонности к глубокой саморефлексии. Часто человек рисует противоположную эмоцию: он грустит, но изображает себя с улыбкой на лице.
  • Изображение портрета со спины. Вместо лица человек рисует затылок, что говорит о внутреннем противоречии, о желании продемонстрировать свою . Это также может свидетельствовать о нежелании изображать некоторые детали, например, лицо.
  • Эстетическое изображение. Свойственно людям с развитыми художественными способностями и эстетическим вкусом.

Небольшой сюжет «О чем говорят ваши рисунки».

  • Секс и детские рисунки
  • Детский рисунок и цвет
  • Рекомендации родителям
  • Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи - шарлатаны!» - решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

    Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

    У детей какого возраста можно анализировать рисунки

    До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» - рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

    Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» - два овала с конечностями-палочками.

    В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо - голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

    Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

    Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

    Анализируем рисунок семьи

    Наиболее популярная тема - рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

    Расположение фигур на рисунке

    Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

    И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

    Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

    Плохой признак - если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

    Изображение себя

    Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

    Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие - опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

    Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя - поменьше, младшего брата и сестренку - совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

    Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности - «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

    Страх и агрессия на детских рисунках

    Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

    Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

    Четко прорисованные яркие зрачки - признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

    Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти - самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

    Секс и детские рисунки

    Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

    А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик - с бородой и усами - это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

    Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

    Детский рисунок и цвет

    Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр - обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

    Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

    Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

      темно-синий - сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

      зеленый - уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

      красный - сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

      желтый - положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

      фиолетовый - фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

      коричневый - чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;

      черный - подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

      если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок - безразличие, отстраненность, желание закрыться.

    Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

    Обратите внимание на следующие факторы.

      Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

      Какие цвета использует ребенок.

      Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

      Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

      Как ребенок изображает себя , каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

    Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

    Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников

    Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) – это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка . С определенного возраста (в 3,5 – 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать». Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение. Поэтому в качестве «доврачебной помощи» предлагаем несколько уроков анализа детского рисунка.

    Детали детского рисунка зависят от возраста

    Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги - обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи. Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника. У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но, строго говоря, анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет . К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками – палочками. На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. В шесть лет к выше перечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно). К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Обычно на эти критерии ориентируются при оценке умственного развития ребенка.

    Анализ детского рисунка по… собственным ощущениям

    Домашняя иерархия

    Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Следует также оценить порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе. Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи. Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка. Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже «забыть» кого-то. К примеру, 6-летний Алеша не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». Алиса (4 года) не нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Девочка не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как прежде. Имеют место и обратные ситуации, когда ребенок изображает на рисунке реально не существующих членов семьи. Саша (5 лет) немало удивил свою маму, когда нарисовал рядом с собой играющего малыша и сообщил, что у него наконец-то появился братик! Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше – развлечений в компании других таких же малышей. Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены каким-то общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате. Весьма значимым показателем психологической близости является реальное расстояние между изображенными фигурами . Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может «сигнализировать» о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это может свидетельствовать о проблемах в общении. Размер изображения говорит о том, какое место занимает этот человек в эмоциональной жизни семьи. Например, если младшего по возрасту брата или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание к нему со стороны близких. Он «занимает много места в их жизни». Отсутствие на рисунке самого маленького художника – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему «нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях. Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких малышу людей или о его потребности в таких связях.

    Оценка «манеры письма»

    Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являются самоисправления. Особенно такие, которые не ведут к улучшению качества изображения. Встречаются рисунки из отдельных мелких штрихов - малыш как бы опасается провести решительную линию. Иногда весь рисунок или какая-то из его частей штрихуется. В таких случаях можно также предположить повышенную тревожность юного художника. Стоит обратить внимание на преувеличенно большие глаза на портрете, особенно-если в них густо заштрихованы зрачки. Возможно, малыш испытывает чувство страха. Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей и элементов костюма у автора рисунка указывают на демонстративность ребенка, его желание быть замеченным, тягу к внешним эффектам. Чаще это встречается у девочек. Очень слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированность рисунка встречается у детей астеничных, склонных к быстрому утомлению, эмоционально чувствительных, психологически неустойчивых. А дети, у которых легко, без видимой причины меняется настроение, обычно в процессе рисования часто меняют нажим: одни линии едва заметны, другие проведены с заметным усилием.Импульсивные малыши часто не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки производят впечатление небрежных, бесконтрольных. Здесь обращают на себя внимание сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе. Встречаются рисунки, где все фигуры изображены очень мелко. Обычно вся композиция ориентирована к какому-либо краю листа. Это значит, что малыш ощущает себя слабым и не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных очень строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям. Если малыш изображает себя в открытой позе (руки и ноги широко расставлены, фигура крупная, чаще округлая), это говорит о его общительности и жизнерадостности. И напротив, «закрытая» поза (руки прижаты к телу или спрятаны за спину, фигура вытянутая, угловатая) скорее указывает на человека замкнутого, склонного сдерживать свои чувства и мысли. Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить символы агрессивных тенденций поведения: большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Несмотря на кажущуюся враждебность, они могут быть выражением защитной формы поведения . Взрослым следует разобраться, что является для их ребенка источником повышенной эмоциональной опасности, и зачем ему понадобилась такая демонстрация своей силы. Особое место занимают рисунки с нарушением принятых норм изображения . В частности, изображение половых органов. Для маленьких детей (до 4-х лет) это, скорее, частое явление. Здесь отражается тенденция к естественности жизни во всех ее проявлениях. У старших дошкольников такой рисунок говорит о демонстративности, желании привлечь внимание провокативным способом, служит выражением агрессии.

    Палитра – зеркало души?

    Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению. Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что выбор цвета отражает психологические качества человека и состояние его здоровья. Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций. Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение :

    • темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
    • зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
    • красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
    • желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
    • фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
    • коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;
    • черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
    • серый – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

    От теории к практике

    Итак, малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут, и картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Попробуем прочитать его? Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. А как общаться без лица? – Сложно! Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Возможно, он устал. А может быть, болен? И цвет выбрал коричневый. Да, так и есть – температура! Почему все девчонки рисуют принцесс? Именно так они себя ощущают или …очень хотят этого. Всего лишь оказаться в центре внимания, быть самой-самой… Да и какой с принцессы спрос? А вот мальчик, вооруженный до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его.

    Примеры анализа конкретных рисунков:

    Детский рисунок 1

    Автор этого «семейного портрета» - Алеша (6 лет).

    Возрастной критерий В поведении ребенка присутствуют черты, присущие более раннему возрасту, эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью. Все персонажи рисунка изображены одним способом. Одежда, с присущими ей деталями, отсутствует. В качестве символического признака пола выступает прическа. Характерное отсутствие шеи у изображенных людей в данном случае свидетельствует о трудности контроля разума над телесными побуждениями, то есть в поведении Алеши наблюдается высокая подвижность, временами - расторможенность, импульсивность. Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, легкий, жизнерадостный, упорядоченный, скорее доброжелательный. Особенности изображения семьи Семья на рисунке отражена в полном составе. В центре композиции – папа как важный субъект в домашней иерархии. Можно с достаточной уверенностью предполагать, что мама физически и эмоционально ближе к Алеше. Обращают на себя внимание образовавшиеся пары: мама – сын (младший в семье), папа – дочь. Сестра Лена находится дальше всех от автора рисунка. Вероятно, не все ладится в их отношениях. Показательно, что из всех членов семьи только папа «крепко стоит на земле». Остальные – парят, немножко «витают в облаках». В целом можно говорить о достаточно теплых и близких отношениях между членами семьи. Об этом свидетельствует незначительное расстояние между ними, выбор общего цвета и изображение в той же гамме дома с дымком из трубы, символизирующим «тепло семейного очага». «Манера письма» Все линии рисунка сделаны уверенными, решительными движениями. Вероятно, именно такой стиль поведения является наиболее характерным для Алеши. Но сильный нажим и акцентированная штриховка тела мальчика говорят о внутреннем беспокойстве, тревожности, может быть, физическом (буквально телесном ) недомогании. Прическа выдает натуру активную, временами, возможно, агрессивную. Интересная деталь - своеобразные антенны (со слов Алеши), которые на рисунке «вырастают» из ушей мальчика. Они символизируют потребность в получении информации, чтобы компенсировать трудности в общении (у ребенка на изображении нет лица). Позы всех персонажей открытые, фигуры округлые, что предполагает людей жизнерадостных, общительных. В случае с Алешей это кажущееся противоречие может означать: «Хочу общаться, играть, но меня не всегда понимают». Палитра Цветовое решение рисунка весьма символично. Маленький художник остановил свой выбор на сигнальном красном цвете для всех членов семьи, особенно подчеркнуто - для самого себя. Это указывает на направленность вовне, общительность, повышенную активность автора рисунка. Дополнительный зеленый подчеркивает стремление к независимости и желание настоять на своем как привычный способ поведения. Важной деталью рисунка является четко прорисованная поверхность земли. Если Алеша потратил немало времени на ее изображение, наверно это является чем-то важным для него. В данном случае можно рассматривать землю как потребность в опоре, большей устойчивости и стабильности. Целью анализа рисунка всегда является более глубокое понимание ребенка, взгляд на семью его глазами и определение путей к позитивным изменениям. В данном случае хотелось бы порекомендовать родителям Алеши, чтобы они уделяли больше внимания глубокому, доверительному общению с сыном, чаще разговаривали с ним просто так, интересовались его мнением по разным вопросам. Им также следует подумать, в чем состоит трудность контакта между сыном и дочерью. А активный отдых, игры на воздухе могут существенно снизить эмоциональное и физическое напряжение.

    Детский рисунок 2.

    Его автор – Максим (4 года 10 месяцев)

    Возрастной критерий Такой рисунок скорее характерен для шестилетних детей. Можно сказать, что мальчик интеллектуально развивается с опережением своего возраста. Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, динамичный, однако неспокойный. Особенности изображения семьи. Семья изображена в полном составе. Обращает на себя внимание половая идентификация юного автора с папой (см. одежду). Однако эмоционально ребенок все еще ближе к маме, что характерно для дошкольника. Интересно, что мальчику будто не хватает места на рисунке, он нетвердо стоит на ногах. Его положение неустойчиво и изменчиво. Палитра Ребенок выбрал для себя фиолетовый цвет, что в сочетании с его неуверенным положением в семье (об этом было сказано выше) указывает на возможную психоэмоциональную нестабильность, частые перепады настроения. Для мамы маленький художник выбрал энергичный несколько хаотичный, желтый цвет. Папа – коричневый. В его образе внимание концентрируется на физическом теле. Такими ребенок видит своих родителей. «Манера письма» Фигуры крупные, угловатые – скорее всего, в общении ребенка присутствует некоторая прямолинейность и склонность к конфликтам (острые углы). Заметная штриховка и четко прорисованные зрачки дают основание предполагать наличие скрытой тревоги.

    Детский рисунок 3

    Петя, 6 лет.

    Рисунок яркий, насыщенный, энергичный, хорошо организованный. Вполне соответствует возрасту художника. В структуре семьи выделяются «взрослая» и «детская» группы. Младший брат и сестра стремятся эмоционально и физически быть ближе к Пете. Вероятно в семье психологически близкие, равные отношения. Мама – самый яркий, эмоциональный образ. Ребенок выделяет образ мамы с помощью цвета и рисует его в первую очередь. Петя изображает себя взрослым. Руки несколько укорочены по сравнению с другими изображениями. Обычно это встречается в рисунках детей, которые считают себя недостаточно умелыми, критично относятся к своим практическим навыкам, возможностям. Солнце и цветы очень часто встречаются в рисунках детей. Стоит обратить внимание, если их появление неоправданно ситуацией. Например, солнце появляется в рисунке комнаты. Тогда мы говорим о потребности более теплых отношений в семье. В рисунке Пети эти символы вероятнее всего говорят о позитивном отношении к своей семье.

    Детский рисунок 4

    Полина, 7 лет.

    Часто дети рисуют произвольно, без специального задания, просьбы: «Я рисую девочку такую, как я». В таком случае мы наблюдаем несколько идеализированное представление ребенка о себе. Обратим внимание на рисунок Полины. Он расположен в верхней части листа, достаточно крупный и яркий. Можно говорить о позитивной самооценке ребенка, активности, эмоциональности. Вероятно, девочка отличается высоким самоконтролем, развитым интеллектом, общительностью. Но ей не хватает устойчивости (обратите внимание на акцентировано прорисованную линию земли и маленькие ножки ребенка). С психологической точки зрения речь идет о неуверенности в себе. Обычно так бывает в семье, где воспитывается один ребенок: ему уделяют, как это не парадоксально звучит, слишком много внимания, контролируют и направляют каждый шаг. Таким образом, ребенок лишен возможности как-то проявить самостоятельность. Постепенно привыкая к этой ситуации, ребенок боится сделать неверный шаг и ждет «ценных указаний». Может быть, Полине иногда стоит сделать свои собственные ошибки и учиться на них?

    Детский рисунок 5

    Александра, 4 года.

    Рисунок динамичный, яркий, несколько хаотичный. Эмоциональным центром семьи, несомненно, является мама: вокруг нее сосредоточены тепло (солнце), ребенок, собака. Ее платье украшено рисунком. Обратите внимание, что себя Саша рисует как равную со взрослыми и только ножки до земли не дотягиваются. Характер у девочки, вероятно, боевой, импульсивный, мальчишеский. Линии рисунка размашистые, с сильным нажимом предполагают невысокий уровень самоконтроля. Для таких детей полезны игры с несложными правилами, предполагающие наличие нескольких игроков. Активные занятия спортом также научат лучше понимать себя и соотносить свои желания с интересами команды.

    Детский рисунок 6

    Петя, 4 года 6 месяцев

    Совершенно необычный рисунок для ребенка 4,5 лет. Головоноги превратились сразу в зрелые рисунки. Особенно это касается изображений взрослых. Несомненно, это рисунок очень наблюдательного, развитого и вместе с тем тревожного ребенка. Обильная штриховка, плотность, зажатость изображения, подчеркнуто прорисованные глаза указывают на наличие тревожности. Наиболее яркой, значимой фигурой является папа. Обратите внимание на то, как различается штриховка одежды у членов семьи. У папы – в строго определенном направлении, костюм официальный. Вероятно и в жизни папа очень организованный, деловой человек. Фигуры на рисунке изображены очень плотно. Это может указывать на столь же тесные отношения и в реальности. Но нашему главному герою, похоже, необходимо для активной жизни большее физическое и психологическое пространство. На первый взгляд, может показаться, что анализ детских рисунков – не такая уж сложная задача. Однако хотелось бы предостеречь родителей от жестких формулировок и постановки психологического диагноза. Ведь за кажущейся простотой и изящностью метода стоит множество нюансов, взаимосвязей отдельных проявлений и особенностей. Кроме того, человек, анализирующий рисунок, рассматривает его через призму своего личного опыта и состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка насторожило или озадачило родителей, лучше не откладывать визит к специалисту. Пусть поможет разобраться!


    Ничего в жизни не бывает просто так. Все, что мы делаем или не делаем, говорит о нашем характере, тайных желаниях, скрытых комплексах... К примеру, рисуя, как нам кажется, от нечего делать фигурки, спиральки, ромбики, рожицы или линии, мы даже не подозреваем, что эти, на первый взгляд, ничего не значащие каракули могут многое рассказать о нас, нашем характере, наших скрытых желаниях, тайнах, комплексах, детских обидах. О том, как ученые «читают» характер человека по рисунку, расскажет наш портал.

    Научное обоснование того, как можно определить характер по рисунку

    Каракули — самый что ни на есть естественный способ для детей выразить свои эмоции, чувства. А так как в каждом взрослом спрятан ребенок, то и нам не чуждо бездумное, как мы считаем, стремление водить карандашом по бумаге. Британский психолог Джек Гудмен утверждает, что 65% людей, разговаривая по телефону, выводят ручкой на листочке различные рисунки — цветы, фигурки, спирали, круги...

    Британский психолог Джек Гудмен утверждает, что 65% людей, разговаривая по телефону, выводят ручкой на бумаге различные каракули. Эти рисунки приходят из подсознания и имеют тут же основу, что и сны.

    Психологи называют порой эти рождающиеся подсознательно, когда человек занимается другим делом, рисунки снами наяву. Эти творения приходят из подсознания и имеют тут же основу, что и сны. Эти «картины маслом» — отражение сиюминутных ощущений художника: радости, опасения, недоверия… И хотя интерпретировать рисунок нужно только в единении с личностью «художника», есть какие-то общие нюансы, касающиеся каждого человека. О них сейчас расскажет наш портал.

    Бабочки, птицы рисует тот, кто не чувствует твердой почвы под ногами, кому не хватает стабильности. Кроме того, бабочки символизируют попытку убежать от проблем.

    Геометрические фигуры чертят люди науки. Благоразумные, рассудительные, о таких говорят: знают, чего хотят. Поклонники геометрических форм раз семь отмерят, прежде чем взять ножницы, иногда тем самым вставляя палки в свои же колеса. Настойчивы, немногословны, обо всем имеют собственное мнение, всегда четко его формулируют. Круги, спирали выдают скрытую страсть, тайные планы.

    Дома малюют личности, в которых соединились творчество, рационализм. Весьма изобретательны, здравомыслящи, живут в гармонии с собой, наверное, поэтому не имеют проблем с ощущением собственной безопасности. Домик симметричный говорит о любви к порядку, планированию. «Художник» знает, чего хочет, настойчиво шагая к цели.

    Глаза в данном случае в прямом смысле зеркало души. Большие, выразительные глаза рисуют особы общительные. Вытаращенные — люди не особо вежливые, а также те, кому кажется, что за ними слишком пристально наблюдают. Авторами маленьких глазок бывают, как правило, личности замкнутые, предпочитающие действие разглагольствованию. Невероятно длинные ресницы малюют ловеласы.

    Животных предпочитают изображать люди, создающие впечатление сдержанных. Но с теми, кому доверяют, они открыты, дружелюбны, надежны; справедливость, честь для них — не пустой звук. Любят детей, животных, природу. Заботиться о других для них естественно, как дышать. Могут похвастаться крепкими родственными узами, но порой хотят побыть наедине с собой . Мышонок, нарисованный женщиной, — свидетельство нехватки интимности. Тигр, волк символизирует внутренний гнев, раздражение, конфликтность характера. Из плюсов — бьющая ключом энергия, способность размышлять, анализировать. Лиса — планы на что-то не совсем законное; белка — потребность в поддержке, заботе; медведь — примерный семьянин, добросовестный сотрудник. Кошек рисуют люди с хорошим вкусом, но консервативные, склонные к меланхолии. Преданные, справедливые, общительные, честные, окруженные друзьями предпочитают изображать собак. Змея — символ мудрости, поэтому ползучих рисуют люди рассудительные, немногословные, привыкшие полагаться на себя. Бывает и так, что, рисуя постоянно одно и то же животное, человек демонстрирует желание следовать его повадкам.

    Закорючки рисуют, как правило, натуры очень впечатлительные, тонко чувствующие перемены настроений в других.

    Звезды предпочитает тот, кто хочет быть центром вселенной. Впрочем, если у звезд много лучей либо они нарисованы не посредине листа, а в углу, с краев, это может говорить о депрессии.

    Зубы пилы, символизирующие агрессию, скрываемый комплекс неполноценности, выдают эгоиста.

    Инициалы, имя, фамилия — любимые мотивы личностей дерзких, сосредоточенных исключительно на себе. Если же это чужое имя, значит, «художник» думает об этом человеке чаще, больше, чем об остальных, одаривая его либо любовью, либо… ненавистью, не зная, как с этим справиться.

    Карикатуры: биологический возраст «художника» не совпадает с внутренним. Слишком много думает о будущем и планирует «на вырост». Обладает критическим взглядом на вещи, порой бывает злобным.

    Кресты символизируют чувство вины — либо своей, либо друзей/сослуживцев.

    Круги, неважно какие — расположенные рядом, наползающие друг на друга — всегда говорят об одном: человек в поисках своего «я». Нуждается в поддержке, причем не только друзей, но даже незнакомцев. Также круги — свидетельство благородства.

    Листья, особенно четко прорисованные, просто кричат: автор-женщина хочет ребенка. Толстый стебелек выдает стремление «художницы» стать прекрасной хозяйкой.

    Лица улыбающиеся выходят из-под пера людей веселых, энергичных, с хорошим чувством юмора, но не слишком переборчивых в средствах, если дело касается поставленных целей. Для близких они, вроде, готовы на все, но положиться на них при этом сложно. Лица неулыбчивые изображают скрытные меланхолики, держащие дистанцию, имеющие высокую самооценку, честолюбивые.

    Оружие говорит о страсти. Любовь для такого человека — это борьба и решительные действия. В дружбе он сердечен, предан.

    Паутина — это ловушка. Человек оказался в сложной ситуации, возможно даже безвыходной. Также паутину рисуют жаждущие закончить отношения, но не знающие, как это сделать.

    Прически малюют рефлексирующие, любящие пофилософствовать личности. Их чувства благородны, они замечают красоту во всем, поскольку одарены артистическими способностями.

    Профили (лица в профиль) выводят на бумаге личности чрезмерно осторожные, замкнутые, любящие давать уклончивые ответы.

    Пчелиные соты рисуют люди спокойные, неконфликтные, мечтающие о тихой семейной жизни.

    Пятна, кляксы свидетельствуют, сколь ни парадоксально, об интеллигентности, рассудительности, доброжелательности всегда готового прийти на помощь человека, который не боится риска и борьбы — но только честной.

    Растительные мотивы выбирают натуры умеренные, склонные во всем держаться золотой середины.

    Рожицы выдают юморного индивида, позитивного, умеющего посмеяться над собой.

    Сердечки. С одной стороны, это может быть свидетельством хорошего настроения, благодушия; с другой — наивности. Ну и, конечно же, сердечки рисуют пребывающие в романтическом состоянии.

    Спирали говорят о подавленных эмоциях, тайных планах, которые рисующий не желает выставлять на всеобщее обозрение. Любители «закрученных сюжетов» часто весьма чувствительны.

    Стрелы символизируют цель, которой хочет достичь рисующий. Стрелы, направленные вверх, —свидетельство общительности, командного духа; стрела острием вниз выдает одиночку. Смотрящая влево стрела намекает: ее создатель застрял в прошлом; тот, чья стрела ушла направо, уверенно смотрит в будущее.

    Цветы, облака, солнце — идиллия. Значит, на душе у «художника» покой, он позитивен, живет в ладу с самим собой, все у него хорошо и от будущего он ждет только приятных сюрпризов. Солнце с длинными лучами изображают мечтатели, с короткими или вообще без лучей — упрямцы, часто бывающие замкнутыми.

    Фантастические существа — признак недоверия. Человек колеблется, чувствуя нехватку решительности, что сказывается и в работе, где его часто обходят более ловкие сотрудники, и в жизни, которая успехами не блещет. Выбирая в друзья людей доброжелательных, но решительных, он часто слишком зависит от их мнения .

    Человечков, как ни странно, рисуют чувствующие себя потерянными, беспомощными или пытающиеся уклониться от обязанностей. Фигурки из серии «палка, палка, огуречек» выдают эмоционально нестабильную, стремящуюся изолироваться от общества личность.

    Шахматная доска, крестики-нолики: человек оказался в весьма неприятной ситуации. Часто повторяемый мотив — незавершенное дело, «художник» человек не очень хорошо представляет, как его закончить, опасаясь, что в любом случае получится плохо.

    Ученые мужи утверждают, что такое «непроизвольное», от нечего делать рисование — вещь весьма полезная. Улучшает концентрацию, стимулирует творческое мышление. Неслучайно поля рукописей многих великих писателей пестрят каракулями.

    Ученые утверждают, что такое «непроизвольное», от нечего делать рисование — вещь весьма полезная. Улучшает концентрацию, стимулирует творческое мышление. Неслучайно, похоже, на полях рукописей великих писателей есть немало таких рисунков. Пушкин, к примеру, изображал автопортреты, фигур людей на рукописях, приоткрыв, тем самым, потомкам тайну своего характера. И если характер великого поэта Вас, возможно, интересует не очень, то к близким людям, сотрудникам присмотреться стоит. Что знакомые там рисуют?