Рисунки тычком жесткой кистью. Нетрадиционная техника рисования «тычок» жесткой полусухой кистью. Рекомендации для педагогов и родителей. Виды кистей и их назначение

Для того чтобы написать картину, художнику нужен холст в подрамнике, а также краски и кисти. От качества последних во многом зависит успех его творчества, поэтому к выбору таких инструментов нужно подходить ответственно. Чтобы правильно подобрать кисти для рисования, необходимо учитывать, с какими красками придется работать, а также возможности своего бюджета.

Стремясь правильно выбрать кисточки для рисования, необходимо знать, какие они бывают, из чего делают кисти и для каких красок они предназначены. Так, например, чтобы рисовать гуашью или акварелью, применяют белку, колонок и синтетику. Все они имеют свои качественные характеристики:

  • Колонок пригодна для всех стилей живописи, но цена ее довольно высокая.
  • Белка идеальна для акварели, а синтетика – для рисования акрилом.
  • Кисточка пони является неплохой альтернативой кисточкам колонок и белка.
  • Кисть, изготовленная их свиной шерсти, больше подходит для масляных красок.
  • Кисть из барсука используют для мягких красок.
  • Соболь по своему качеству обладает свойствами колонка и белки, но такой щетиной можно писать крупные работы и миниатюры.
  • Синтетика – непригодные кисти для акварели, их чаще используют для акрила.

Любая кисть изготовлена из ручки, волосяного пучка и цоколя. От качества этого инструмента для рисования зависит, удобно ли будет работать художнику. В свою очередь, от качества всех составляющих кисти зависит ее долговечность в использовании.

Чтобы правильно выбрать размеры кистей и сам инструмент, нужно сосредоточить свое внимание на следующих моментах:

  • материал, из которого изготовлена кисть – кисточкой хорошего качества удобно пользоваться;
  • ручка кисти должна быть гладкой;
  • ее длина должна быть удобна для пользователя.

Цоколь кисточки максимально плотно должен охватить ручку, фиксируя волосяной пучок неподвижно. На нем не должно быть шва, чтобы инструмент было удобно держать в руке. Самой важной частью изделия является волосяной пучок, который отличается по материалу. Синтетическая кисть для рисования по качеству хуже, чем натуральные кисти. Такие инструменты для рисования классифицируются по номерам.

Художники знают, как выбрать кисти и какие их виды имеются в продаже. На правильный выбор влияет и размер кисти, а также то, какими красками планирует рисовать специалист художественного творчества. Одному подойдут тонкие кисти, другому нужна круглая.

Кисть с хорошим волосом обладает следующими качествами:

  • ее волоски эластичные;
  • при намокании они не теряют форму;
  • не выпадают в ходе работы;
  • клей, которым они скреплены, не выходит за пределы обоймы.

На все эти характерные признаки необходимо обратить внимание, чтобы выбрать хорошую кисть.

На видео: как правильно выбирать кисточки для рисования.

Виды кистей и их назначение

Для правильного выбора кисточки сосредоточьте внимание на щетину, из которой собран пучок. Необходимо также знать, какие кисти лучше использовать для акварелей, гуаши или масляных красок:

  • Кисти из шерсти белок. Идеально подходят для рисования акварелью. Тонкие и мягкие кисточки позволяют осуществлять контроль за текучестью краски, поэтому ими удобно закрашивать мелкие детали рисунка. Чтобы кисть из беличьих волосков получилась качественная, щетину предварительно обезжиривают, сортируют по длине, убирают непригодные волоски и выпрямляют.

  • Предназначены для акварельной краски, художник может не только комфортно пользоваться ими, но и сэкономить на цене. Чтобы выбрать кисть для рисования детям, обратите внимание на их навыки в живописи.

  • Кисточка из шерсти соболя. Является наиболее дорогим инструментом, которым пользуются профессиональные художники. Выбор таких кисточек дает возможность рисовать тонкие линии, ими можно рисовать гуашью и акварелью.

  • Кисточки из шерсти пони. Довольно упруги и мягкие, подходят для рисования тушью. Однако тем, кто собирается рисовать гуашью, это также достойный вариант. С помощью такой щетины легко накладывать мазки краски.

  • Нейлоновые кисточки. Рекомендуются для акриловой краски, бывают разной формы, все зависит от специфики работы художника. Сделать правильный выбор новичку поможет продавец-консультант магазина художественных товаров.

Натуральные кисточки характеризуются тем, что пучок в них изготовлен из шерсти животных. Сделанные из натурального материала, который намного качественнее, чем синтетика, такие кисти прослужат гораздо дольше.

Подходящие кисти для работы с маслом

Для художников, которые пишут картины масляными красками, рекомендуется приобретать следующие кисти:

  • щетинные, отличающиеся особой упругостью и быстро впитывающие краску;
  • средние по мягкости кисти из мангуста;
  • кисти из барсукового волоса, которые подходят для смешивания масла и акрила;
  • синтетическая кисть нейлон, которая по качеству практически не уступает натуральным.

Синтетика ценится недорого, поэтому такими кисточками рисуют в школе на альбомной бумаге. Благодаря светлым нейлоновым волоскам дети хорошо видят оттенок краски на щетине. Тоненькой кисточкой удобно наметить контуры и границы между цветом, а толстой – раскрашивать большие площади рисунка.

Инструменты для рисования по номерам

Кисти по номерам входят в комплект, который продается вместе с красками под номерами. Рисование по номерам – современный вид искусства, когда не профессиональный художник имеет шанс создать полотно известной знаменитости.

Кисточки по номерам, изготовленные из эластичного нейлонового волокна, отлично подойдут для такого творчества.

Чтобы выбрать хорошие кисти для рисования по номерам, нужно учитывать, что они разделяются по назначению, качеству волоса и своей форме. Также зависит этот выбор от краски, которую использует художник. Кисть нейлон (синтетика) отлично подойдет для раскрашивания масляными красками. По форме часто используются плоские кисти, а размеры каждый выбирает индивидуально. Художнику нужны те кисти, которые будто являются продолжением его руки.

Какие существуют формы кисточек

Все кисти для гуаши, акварели и масляных красок могут отличаться между собой еще и по форме щетины:

  • Круглые кисти. Эти изделия пригодны для рисования гуашевой краской, позволяя закрасить мелкие детали рисунка.

  • Плоские кисти. Более эластичны, поэтому используются для закрашивания участков картин с крупным планом изображения, например, земли, неба, травы. Их капсюль сдавливается на конце, образовывая плоский пучок волос. Художники используют их для зарисовки городских пейзажей. Форма кисточки по своим очертаниям напоминает кошачий яык.

  • Кисти флейц. Их форма достаточно широкая, чтобы наносить на картинное полотно широкие мазки. Используются в основном в работе с акварелью, иногда – с масляными красками.

  • Это круглые и очень длинные по своей форме кисти, нужны, чтобы наносить тонкие линии. Они нашли свое применение в графике.

  • По всем своим показателям напоминают шрифтовые, отличаясь только коротким волосом.

  • Веерные кисточки. Являются одной из разновидностей плоских кистей. Такое название они получили за счет своей формы в виде веера. Их применение позволяет смягчить цветовую растяжку и контраст контуров.

От правильно выбранного инструмента зависит конечный результат работы художника. Но для опытного живописца такой выбор – не проблема. А приобрести все эти товары в специализированном магазине художественных товаров не представляет труда.

Советы профессиональных художников (2 видео)


Лариса Савчук

Известно, что использование , вызывает у детей заряд положительных эмоций, позволяет в доступной, интересной форме научить дошкольников разнообразным способам рисования . Это в свою очередь способствует обогащению художественного опыта воспитанников , повышению выразительности детских рисунков, развитию воображения, интереса к изобразительной деятельности и развитию творчества.

Уже начиная с младшего дошкольного возраста возможно использование различных нетрадиционных техник рисования , одной из которых является рисование методом «тычка» жёсткой полусухой кистью . Данная техника доступна и интересна детям, они легко её осваивают

При рисовании этим способом краска должна быть густой (консистенция сметаны) .

Желательно раскладывать её понемногу (3-4 мм) в маленькие розетки.

- Кисточка должна быть жёсткой (натуральная щетинная, и самое главное, сухой (т. е. перед работой её не надо окунать в воду) .

Краски на кисточку необходимо набирать мало, только на её край.

При нанесении тычка, кисточка должна находится в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка.

После каждого промывания кисточку следует тщательно вытереть насухо.


Тематика изображения способом «тычка» разнообразна. Это рисование пейзажей различных времён года, рисование животных , птиц, снеговиков, цветов и др.

Работы детей получаются интересными , выразительными, красочными и радуют как самих юных художников, так и их родителей .

Например, работы выполненные детьми второй младшей группы в технике «тычка» на тему "Цветы"

"Цветы в вазе".

Предварительно, на лист бумаги наклеить силуэт вазы и восковыми мелками нарисовать стебли цветов . Дети самостоятельно рисуют цветы в технике тычка , по желанию выбирая цвет.





"Цветы в горшочке".

Предварительно, на лист бумаги наклеить силуэт горшочка, восковыми мелками нарисовать стебли . Дети сначала рисуют листья цветов беличьей кистью способом примакивания, затем цветы в технике "тычка"



Публикации по теме:

Лукьянова Наталия Владимировна. "Мой мишка". Мастер-класс. Нетрадиционное рисование в технике "тычок жесткой кистью" для детей 3-4 лет..

Художественное творчество НОД «Нетрадиционная техника рисования: тычок сухой кистью» «Ёжик на опушке» Художественное творчество НОД «Нетрадиционная техника рисования: тычок сухой кистью» «Ёжик на опушке». В старшей группе. Воспитатель Соловьёва.

Конспект занятия по рисованию гуашью методом тычка жесткой полусухой кистью в средней группе «Зайка серенький» Цель. Упражнять в нетрадиционном способе рисования кистью. Закрепить умение равномерно наносить тычки на всю поверхность предмета. Развивать.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования «граттаж» Цель мастер-класса: повысить желание педагогов к овладению новой нетрадиционной техникой рисования «граттаж». Задачи мастер-класса: 1. Знакомство.

Методические рекомендации для педагогов и родителей по снижению тревожности у детей дошкольного возраста 1. Чтобы существенно снизить тревожность ребенка, необходимо педагогам и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех ребенка.

Нетрадиционная техника рисования – рисование салфетками Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей.

Метод «тычка»

(рисование жесткой полусухой кистью)

Иногда, рисуя животных, мы закрашиваем их шерсть одним сплошным цветом. Шерсть получается гладкой, прилизанной. Как же можно передать пушистость меха животного или объемность поверхности? Для этого есть несколько способов.

Один из них - с помощью тычков жесткой кистью. Особая пушистость или колючесть получается только при использовании совершенно сухой кисточки с небольшим количеством краски. Поэтому очень важно, чтобы ребенок набирал гуашь только на кончик ворса и начинал рисовать слева направо, не оставляя промежутков.

Материалы:

Альбомный лист бумаги, простой карандаш, жесткие и мягкие кисточки, баночка с водой, тряпочка.

Ход работы:

  1. контурное изображение животного (детям старшего возраста контуры животных можно не намечать).
  2. На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта животного.
  3. Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали.


Варианты работ: тычком жесткой полусухой кисти можно рисовать котенка, собаку, овечку, козу, ежа, гриву льва, снеговика, снег, елку, сосну, лес, солнце, цветы (одуванчики, подсолнухи) и многое другое.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад образовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №4»

Конспект занятия

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

Тема: « Цыпленок.»
Рисование жесткой полусухой кистью
средняя группа

Подготовила: воспитатель 1 кв.категории

Емец Татьяна Петровна

г. Оренбург 2017г.

Тема : «Цыпленок.»

Цель: Знакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования- рисование жесткой полусухой кистью

Задачи:

1. Образовательные : дать представления о технике рисования жесткой полусухой кистью.

2. Развивающие: развитие у детей познавательного интереса к нетрадиционным техникам рисования..

3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к оборудованию, прививать аккуратность в работе, воспитывать творческое отношение к заданию и интерес к совместной деятельности.

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, изобразительная.

Оборудование и материалы. : игрушка -курица, жесткая кисть, гуашь желтого, черного цвета, альбомный лист с нарисованным цыпленком, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание картины «Курачка с цыплятами»

Критерии оценки деятельности детей на занятии.

    Активно участвует в изобразительной деятельности.

    Проявляет самостоятельность.

    Обращается за помощью к взрослому и детям, и оказывает её своим сверстникам.

    Сопереживает.

    Эмоционально реагирует.

    Проявляет волевое усилие.

    Аргументирует самооценку.

Ход занятия

Части НОД

Образовательные области

Вводная часть

Создание мотива для деятельности детей

Воспитатель: - Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости? (Курица.)

Она очень растроена, потому что не узнает своих цыплят. (дети показывают на листочки и говорят, что вот же они цыплята)

Почему же курица не узнает цыплят? Какого цвета они должны быть?(ответы детей)

А наши цыплята какого цвета? (ответы детей)

А что мы можем сделать, чтобы курица узнала цыплят? (ответы детей)

познавательное развитие

речевое развитие

2. Основная часть

( После предложения детьми раскрасить цыпленка, педагог предлагает детям приступить к работе.

Но дети замечают, что нет воды на столе и спрашивают как раскрашивать? )

Воспитатель: -Я предлагаю вам раскрасить цыпленка нетрадиционной техникой рисования - рисование жесткой полусухой кистью. Для этой техники рисования вода не нужна.

Берите кисть, опускайте в гуашь и ударяйте ею по бумаге, держа вертикально. Таким образом вам необходимо заполнить весь контур цыпленка.

Физ.минутка

Шёл цыплёнок по дорожке,

Прыгал он на правой ножке.

А ещё кружился смело,

Лапками махал умело.

Он спешил к себе домой

К милой мамочке родной.

(Ребята спрашивают чем рисовать глаза цыпленку?)

Воспитатель: -Когда контур цыпленка будет закрашен. Вы переверните кисть и край деревянной основы макнить немного в черную краску. Этим краем кисти вы можете нарисовать глаза цыпленку.

Художественно- эстетическое развитие

социально-коммуника-тивное развитие

познавательное развитие

речевое развитие

3. Заключительная часть

Теперьузнает своих цыплят и

Давайте полюбуемся нашими цыплятами. Какие они? (оценка детей)

С каким чувством вы делали свои работы?

Как вы думаете, курица теперь узнает своих цыплят?

– У всех получились замечательные рисунки, курица говорит вам спасибо!

А теперь, улыбнемся друг другу и скажем, что мы молодцы!

Всем спасибо.

художественно- эстетическое развитие, социально-коммуни-кативное развитие, речевое развитие