Романс я ехала домой душа была полна. А. Вертинский - Я ехала домой текст песни. Я ехала домой

Или 1905 г.

По одной версии, романс был сочинен для спектакля по пьесе А. Н. Плещеева «В своей роли», в котором Мария Пуаре играла как драматическая актриса и там же исполняем ею же . Эта версия во многом не отвечает фактам: пьеса была сочинена не Алексеем Николаевичем Плещеевым, а его сыном - тоже литератором Алексеем Алексеевичем Плещеевым . Но иные источники поддерживают версию, что романс «Я ехала домой» был написан для спектакля по пьесе «В своей роли», поставленного в самом начале двадцатого века в театре «Аквариум» - Мария Пуаре сыграла в спектакле главную роль и написала музыку к постановке .

Есть и другие мнения по поводу романса: для этого спектакля Мария Пуаре сочинила романс «Лебединая песнь» , а вовсе не «Я ехала домой» .

Существуют мнения, что романс «Я ехала домой» был сочинен в 1905 году, когда актриса возвращалась с фронта во время Русско-Японской войны , ехала в поезде, а под стук колес слагалась песня…

Мария Пуаре

Биография самой Марии Пуаре столь примечательна, что буквально просится в отдельный художественный роман - причем и придумывать ничего не надо: сама судьба Марии Пуаре выделывала такие повороты, что невольно задумаешься: да правда ли? Да, правда . Ее жизнь совпала в такими историческими временными передрягами, которые переворачивали жизнь всей страны и всего ее населения.

Дедушка будущей русской актрисы, журналистки, поэтессы и прочая, и прочая оказался в России вместе с наполеоновской армией в 1812 году, то есть пришел как завоеватель. Пришел-то как завоеватель, но метаморфозы быстро сменяющегося времени захватили его. И результат оказался прямо противоположный. Вражеская страна стала родным домом, где наполеоновский захватчик обрел семейное счастье. Викто́р Пуаре, чтобы прожить и прокормить любимую семью, занялся бизнесом - открыл в Москве (той самой, которую чуть раньше Кутузов, дабы спасти русскую армию, отдал французам) спортивный зал. Его сын Яков продолжил семейное дело, став преподавателем фехтования и гимнастики , он женился на дочери богатых суконных фабрикантов Юлии Андреевне Тарасенковой , с коей имел семерых детей, из которых особо прославились двое: Эммануил Яковлевич Пуаре (6 ноября 1858, Москва - 26 февраля 1909, Париж), ставший известным французским карикатуристом и творивший под псевдонимом Каран д"Аш , и самая младшая Мария .

Мария родилась в Москве. Бог наградил ее множеством талантов, которым, казалось бы, и не суждено было сбыться - старый муж инженер Свешников (на 30 лет старше юной супруги ), за которого отдали юную талантливую 16-летнюю девочку-сиротку (родители умерли к этому времени ), и слышать не хотел ни о театрах, ни о песенках: еще не хватало иметь жену-шансонетку, что люди скажут!.. И этот милый, умудренный жизненным опытом любящий супруг, не придумал ничего лучше, как запереть жену в сумашедшем доме. Там и должны были в беззвестности сгинуть все таланты молодой женщины. Но помогла подруга Анна - сестра выдающегося драматического антрепренера и режиссера М. В. Лентовского . Каким-то чудом М. Лентовскому удалось вытащить Марию из застенков . Она к мужу, конечно, не вернулась, а поступила к Лентовскому в его частную труппу - стала драматической актрисой (по сцене Марусина) , причем без всякого сценического образования.

А дальше - жизнь кидала ее в разные стороны , она служила актрисой Александринского театра (к этому времени там шли драматические спектакли Петербургской императорской труппы), писала книги, сочиняла романсы…

В ее жизнь врывалась любовь, было несколько гражданских браков , в 1898 году родилась дочь Татьяна, а потом она выдала чужого ребенка за своего - так появился сын Алексей (не надо думать, что гражданские браки в Российской империи представляли собой нечто ущербное и позорное для женщин; ничего подобного; в столицах Москве и Петербурге они стали очень частым явлением, символизируя свободу выбора и создание семьи не по религиозным устоям, а на основании личностных качеств - чести, честности, благородства и, конечно, любви; другое дело, что нецерковные браки в церковном государстве не признавались юридически - но не обществом; и это было понятно: слишком пестро социально было всё государство, его невозможно было облечь в равные законы: безграмотная поповская провинция резко контрастировала в интеллектуальными рафинированными столицами; а что уж говорить о завоеванных горских территориях, тоже оказавшихся частью Российской империи; о каких общих социальных и семейных устоях и указах могла идти речь в столь разных по культуре и развитию районах единого государства; это касалось, естественно, не только семейной стороны, это было общее состояние - вот оно и закончилось огромным социальным крахом в октябре 1917 года).

Неплохо (в юмористической форме, но по фактуре верно) про историю песни и её автора написал Джон Шемякин:
Несовершеннолетняя Елизавета Генриховна разучила для сумасбродного дедушки свово сей чаруюсчий невообразимым очарованием гимн. Всё, что делает Генриховна для меня, направлено на извлечение из рыдающего меня посильных благ и прощений всего. Я сентиментален. И в этом состоянии беззащитен, мил и неожиданно для всех щедр.
Рыдал при исполнении искренне. В первую очередь из-за того, что никогда не расскажу внученьке про то, что романс сей написан Марией Яковлевной Пуаре, актрисой водевильного направления и невообразимой силы предприимчивости.
Их две такие мастерицы промысловой первой и настоящей любви были на столице в те года: Маша Пуаре и Мотя Кшесинская. Маша Пуаре и написала про «ехала домой…», опираясь на рассказ Матильды Кшесинской про удачное первое рандеву с неким молодым человеком по имени Николай Александрович Романов. После рандеву в Петергофе, стало быть, Кшесинская едет утречком домой и полна самых радужных надежд и на то, и на другое тоже. Смотрят на неё с лаской и участием всякие препозднившиеся камергеры. Восторг неописуемый в эмпиреях. Под благосклонными державными взорами балерина прямо в вагоне засыпает от нежности. Надежды гениальной балерины оправдались полностью. Всё так невообразимо удачно! А Мария Пуаре создала отчёт-гимн романтике по этому случаю. Послушайте романс ещё раз. Видите, как он заиграл новыми красками жизни и бескорыстной девичьей любви?
Глядя на подружку, Маша Пуаре, которой приходилось выступать под творческим псевдонимом Марусина (кто б в столице в ту пору ходил на выступления человека по фамилии Пуаре?), тоже как-то подсобралась и вышла замуж за графа Орлова-Давыдова Алексея Анатольевича. В 1914 году. У графа было кое-какое имущество, скромно оцененное в 17 миллионов рубликов, плюс домик на Английской набережной. Плюс жалование церемониймейстера императорского. Плюс доверчив был граф. Увлекался тайными учениями и считал себя посвященным мудрецом.
Выходила Маша Марусина за Орлова-Давыдова в глубоко «интересном положении». Родила ребёночка. Мальчугана, малютку-графа Орлова-Давыдова, наследника династии.
Через год выяснилось, что забеременеть Мария Пуаре никак не могла из-за некоторых обстоятельств артистической молодости, а ребёнка купила «по некоему объявлению у акушерки N.». За триста пятьдесят рублей. Ну пятьдесят лет актрисе. Какие тут вопросы?
Скандал, суд, развод, потом революция. Граф окончательно уйдёт в оккультизм. Мария от советской власти пенсию получила. Питание выдавали: повидло, крупы, животные жиры.
Лиза, пой дедушке песню. Дедушка циничен как хорёк, но тебя обожает.

Судьба автора старинного русского романса "Я ехала домой" Стихи и музыка этого чудесного произведения принадлежат артистке и певице начала ХХ века Марии Пуаре. Ее жизнь была похожа на калейдоскоп. Богатство и нищета. Сценический успех и любовные вихри. Титулованная дама и узница петербургской тюрьмы.Ее имя быстро забылось. Но в памяти многих остался романс Марии Пуаре, в котором любит и грустит женское сердце… *** Очень рано у Марии проявилось тяготение к театру, музыке и литературе. Но в семье было семеро детей, а родители рано ушли из жизни. Чтобы облегчить свою судьбу, старшие сестры выдали замуж Марию, едва ей исполнилось 16 лет за инженера Свешникова, который был на 30 лет старше. Он категорически запретил ей заниматься искусством. Узнав, что она ослушалась его, инженер запер юную жену в психиатрическую лечебницу. С помощью подруги удалось вызволиться и она ушла от мужа, стала играть в театре Лентовского. Десять лет она выступала на сцене театра Лентовского. Мария была не только разносторонней актрисой, она прекрасно играла на фортепиано, сочиняла музыку и стихи. Услышав ее сочинения, Чайковский и Рубинштейн предлагали девушке поступать в консерваторию. Но она оставалась верна театру. Потом ее пригласили в Александринский театр в Петербурге, затем она переехала в Москву, где несколько лет играла в Малом театре. Успехом пользовались ее концертные выступления, в которых она пела русские и цыганские песни и романсы. Нередко в свои программы певица включала произведения собственного сочинения. И с удовольствием отмечала, что они пользуются успехом у слушателей. *** В жизни Марии появилась любовь - князь Павел Долгорукий, он был тонким знатоком искусства, высокообразованным и богатым. Их счастье длилось десять лет. Любовь рождала вдохновение, творческий подъем. В эти годы Мария написала целый ряд стихотворений, опубликованных в газетах и журналах. Среди них стихи, посвященные великим актрисам Ермоловой и Комиссаржевской. Она совершила путешествие по Европе, написала книгу о Сицилии. Когда началась русско-японская война, Мария Пуаре договорилась с издателем газеты “Новое время” А.Сувориным о поездке на Дальний Восток собственным корреспондентом. Она не только писала для своей газеты стихи, очерки и репортажи, но нередко выступала перед солдатами с концертами, поднимая их боевой дух. Окончена бесславная русско-японская война. Переполненная впечатлениями, Мария возвращается домой. Она подолгу стоит у окна вагона, любуясь бесконечными российскими пейзажами. И в голове возникают строчки новых стихов вместе со страстной лирической мелодией: Я ехала домой, душа была полна Неясным для самой Каким-то новым счастьем. Казалось мне, что все с таким участьем, С такою ласкою глядели на меня. Я ехала домой… Двурогая луна Смотрела в окна скучного вагона. Далекий благовест заутреннего звона Пел в воздухе, как нежная струна. Я ехала домой… Сквозь розовый вуаль Красавица заря лениво просыпалась, И ласточка, стремясь куда-то вдаль, В прозрачном воздухе купалась. Я ехала домой, я думала о вас, Тревожно мысль моя и путалась и рвалась. Дремота сладкая моих коснулась глаз, О, если б никогда я вновь не просыпалась. *** Так сложился новый романс, имевший огромный успех у публики. И в жизни все случилось так, как в романсе предсказано. Она рассталась с Долгоруковым, несмотря на то, что у них родилась дочь Татьяна. Прошло некоторое время, и новая любовь овладела ею. Ее избранником стал двоюродный брат Долгорукова, член государственной Думы граф Алексей Орлов-Давыдов. Он был на восемь лет моложе своей возлюбленной. Ради нее он пошел на развод с прежней женой. Но и с новой семьей жизнь не сложилась. Эта история в свое время взбудоражила всю Москву. Граф Орлов-Давыдов мечтал о сыне. Марии было уже 50 лет, но она сказала мужу, что ждет ребенка. Воспользовавшись отъездом супруга, она взяла новорожденного ребенка из приюта и выдала за своего. Но нашелся человек, который, узнав обо всем, донес графу. Состоялся скандальный судебный процесс, за которым следили с таким же интересом, как за сводками с полей сражений Первой мировой войны. Актриса, ставшая графиней, процесс выиграла, но сцену после этого оставила, и удалилась в свое имение под Москвой. Она была исключительно добрым и благодарным человеком. Оставив театр, Мария Пуаре занялась благотворительной деятельностью, помогала престарелым актерам. К тому времени расстроились дела у ее большого друга, театрального деятеля Михаила Лентовского. Она сумела помочь ему, спасла от полного разорения, способствовала его лечению. *** После революции было конфисковано имение, разорена московская квартира, она осталась без жилья и средств к существованию. Ей не полагалось государственной пенсии, так как она являлась бывшей графиней. Она выживала за счет продажи безделушек, тех самых фарфоровых, восковых, целлулоидных лебедей, которые ей когда-то дарили поклонники. Только благодаря усиленному ходатайству перед советским правительством Всеволода Мейерхольда и Леонида Собинова, подробно описавших ее заслуги в театральном искусстве, Марии Пуаре выделили небольшую пенсию. Трагично сложилась после революции судьба ее возлюбленных. Оба они успели выехать за границу. В эмиграции граф Орлов-Давыдов одно время служил шофером у Керенского. Он умер за границей, даже не пытаясь вернуться на родину. Зато такую попытку сделал князь Долгоруков. Он нелегально пересек границу, но был пойман и расстрелян. Сама Мария Пуаре скончалась в 1933 году в возрасте 69 лет. О ней сейчас мало кто знает, разве только большие любители романсов. Но хотя имя ее практически забыто, этого, к счастью, не скажешь о ее прекрасных романсах. Пожалуй, не встретишь исполнителя романсов, в репертуаре которого не было бы произведений Марии Пуаре.

Я ЕХАЛА ДОМОЙ, ДУША БЫЛА ПОЛНА…

Слова и музыка Марии Пуаре



Я ехала домой... Двурогая луна

Раскинув по небу свой розовый вуаль,
И ласточка, стремясь куда-то вдаль,



О, если б никогда я вновь не просыпалась...

Романс впервые исполнен автором в спектакле по пьесе А. Н. Плещеева "В своей роли". Входил в репертуар Кэто Джапаридзе. Известны романсы Марии Пуаре на свои слова "Лебединая песнь" , "Не хочу умереть", а также на музыку других композиторов: "Нет, не говори решительного слова" (Б. В. Гродзкий, Г. К. Козаченко), "Цвел пышный май, красой сияли розы" (А. Н. Алфераки, Г. А. Козаченко).

Антология русского романса. Серебряный век. / Сост., предисл. и коммент. В. Калугина. - М.: Изд-во Эксмо, 2005


Этот же вариант - в репертуаре Кэто Джапаридзе (1901-1968) (Очи черные: Старинный русский романс. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.). На диске Пелагеи (FeeLee Records, 2003) и в ряде других источников ст. 9.: "Раскинув розовый вуаль".

Мария Яковлевна Пуаре (1864 - после 1918)

Тени минувшего: Старинные романсы. Для голоса и гитары / Сост. А. П. Павлинов, Т. П. Орлова. - СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2007.

ВАРИАНТЫ (2)

1. Я ехала домой

Слова и музыка М. Пуаре

Я ехала домой, душа была полна
Неясным для самой, каким-то новым счастьем.
Казалось мне, что все с таким участьем,
С такою ласкою глядели на меня.

Я ехала домой… Двурогая луна
Смотрела в окна скучного вагона.
Далекий благовест заутреннего звона
Пел в воздухе, как нежная струна.

Я ехала домой сквозь розовый вуаль.
Красавица заря лениво просыпалась,
И ласточки, стремясь куда-то вдаль,
В прозрачном воздухе купались.

Я ехала домой, я думала о вас,
Тревожно мысль моя и путалась и рвалась.
Дремота сладкая моих коснулась глаз.
О, если б никогда я вновь не просыпалась…

Уноси мое сердце в звенящую даль…: Русские романсы и песни с нотами / Сост. А. Колесникова. – М.: Воскресенье; Евразия +, Полярная звезда +, 1996.

2. Я ехала домой

Я ехала домой... Душа была полна
Неясным для самой каким-то новым счастьем.
Казалось мне, что все с таким участьем,
С такою ласкою глядели на меня.

Я ехала домой… Дорогою луна
Смотрела в окна скучного вагона.
Далекий благовест заутреннего звона
Пел в воздухе, как нежная струна.

Раскинув розово вуаль, красавица заря
Лениво просыпалась,
И ласточкой стремясь куда-то вдаль,
В прозрачном воздухе купалась.

Я ехала домой... Я думала о Вас!
Тревожно мысль моя и путалась, и рвалась.
Дремота сладкая моих коснулась глаз.
Ах, если б никогда я вновь не просыпалась!

Шедевры русского романса / Ред.-сост. Н. В. Абельмас. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004. – (Песни для души)., подпись: музыка неизвестного автора, слова М. Пуаре.

НОТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (6 листов):











Кулёв В. В., Такун Ф. И. Золотая коллекция русского романса. В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: Современная музыка, 2003.

Слова и музыка Марии Пуаре






Я ехала домой... Двурогая луна




Раскинув по небу свой розовый вуаль,

И ласточка, стремясь куда-то вдаль,





О, если б никогда я вновь не просыпалась...

1901

Исполняет Алла Баянова

Романс впервые исполнен автором в спектакле по пьесе А. Н. Плещеева "В своей роли". Входил в репертуар Кэто Джапаридзе.

Известны романсы Марии Пуаре на свои слова "Лебединая песнь" , "Не хочу умереть", а также на музыку других композиторов: "Нет, не говори решительного слова" (Б. В. Гродзкий, Г. К. Козаченко), "Цвел пышный май, красой сияли розы" (А. Н. Алфераки, Г. А. Козаченко).

Алла Баянова

Этот же вариант - в репертуаре Кэто Джапаридзе (1901-1968) . На диске Пелагеи (FeeLee Records, 2003) и в ряде других источников ст. 9.: "Раскинув розовый вуаль".

Поет Пелагея с кадрами из фильма "Турецкий гамбит"

Мария Яковлевна Пуаре (1864 - после 1918)

Вчера я размещала в дневнике пост на романс Марии Пуаре "Лебединая песня", в котором подробно было рассказано про её жизнь и историю создания романсов. Если кто-то впервые заглянет в данный пост и заинтересуется, прошу заглянуть в рубрику "Ретро-музыка" и найти пост на романс "Лебединая песня".


ВАРИАНТЫ (2)

1. Я ехала домой

Слова и музыка М. Пуаре

Я ехала домой, душа была полна
Неясным для самой, каким-то новым счастьем.
Казалось мне, что все с таким участьем,
С такою ласкою глядели на меня.

Я ехала домой… Двурогая луна
Смотрела в окна скучного вагона.
Далекий благовест заутреннего звона
Пел в воздухе, как нежная струна.

Я ехала домой сквозь розовый вуаль.
Красавица заря лениво просыпалась,
И ласточки, стремясь куда-то вдаль,
В прозрачном воздухе купались.

Я ехала домой, я думала о вас,
Тревожно мысль моя и путалась и рвалась.
Дремота сладкая моих коснулась глаз.
О, если б никогда я вновь не просыпалась…



На мой взгляд лучшее исполнение. Поет Рада Волшанинова


2. Я ехала домой

Я ехала домой... Душа была полна
Неясным для самой каким-то новым счастьем.
Казалось мне, что все с таким участьем,
С такою ласкою глядели на меня.

Я ехала домой… Дорогою луна
Смотрела в окна скучного вагона.
Далекий благовест заутреннего звона
Пел в воздухе, как нежная струна.

Раскинув розово вуаль, красавица заря
Лениво просыпалась,
И ласточкой стремясь куда-то вдаль,
В прозрачном воздухе купалась.

Я ехала домой... Я думала о Вас!
Тревожно мысль моя и путалась, и рвалась.
Дремота сладкая моих коснулась глаз.
Ах, если б никогда я вновь не просыпалась!